Психология внимание: Психология внимания | Издательство МЦНМО

Содержание

Синхронизация | Лекция “Психология внимания”

Спасибо, лекция очень интересная и полезная. Лектор Полина очень внимательна ко всем слушателям и отвечает на все вопросы и дает практические рекомендации, которые каждому могут быть полезны. Спасибо, было очень здорово )

Sergey Blinov

«Психология внимания»

Sergey Blinov

«Психология внимания»

Спасибо, лекция очень интересная и полезная. Лектор Полина очень внимательна ко всем слушателям и отвечает на все вопросы и дает практические рекомендации, которые каждому могут быть полезны. Спасибо, было очень здорово )

Отзыв по обеим лекция «Внимание» и «Не Фрейдом единым». Очень понравилась живая подача Полины. Была активная работа с аудиторией: вопросы в аудиторию, время под вопросы, вызывание этих вопросов. Было умение выходить за рамки лекции и вести дискуссию. Заметил, что даже острые вопросы вызывают не ответный скепсис, а включение в обсуждение, одрайвление, умение в игровой манере откликаться на ситуа

Владимир Набатов

«Психология внимания»

Владимир Набатов

«Психология внимания»

Отзыв по обеим лекция «Внимание» и «Не Фрейдом единым».

Очень понравилась живая подача Полины. Была активная работа с аудиторией: вопросы в аудиторию, время под вопросы, вызывание этих вопросов. Было умение выходить за рамки лекции и вести дискуссию. Заметил, что даже острые вопросы вызывают не ответный скепсис, а включение в обсуждение, одрайвление, умение в игровой манере откликаться на ситуацию.

Хороший темп — бодрый, но с остановками в трудных местах. Интересный материал (особенно по Вниманию — для меня новый, оригинальный). С игрой типа «тезис-антитезис» (наука выработала определение, но оно нас не может устроить), или сравнительным анализом в развитии (раньше мы использовали вот такую модель Внимания, но она плоха и теперь мы усложнили модель). Часть этих приёмов я сам использую — было очень приятно обнаружить подобный же стиль работы.

Мне весьма понравилась лекция и сама лектор. Полина — увлечённая, умная, с прекрасным русским языком, чувством юмора и готовностью ответить на вопросы слушателей. Рекомендую!

Voddoleychik Voddoleychik

«Психология внимания»

Voddoleychik Voddoleychik

«Психология внимания»

Мне весьма понравилась лекция и сама лектор. Полина — увлечённая, умная, с прекрасным русским языком, чувством юмора и готовностью ответить на вопросы слушателей. Рекомендую!

Очень крутая лекция! Необычное начало в виде задания, которое подводит к самой лекции. Понятная и интересная речь лектора, презентация, на которой наглядно видно обсуждаемые вопросы, обращение лектора к аудитории — всё очень здорово! Рекомендую.

Ольга Комарова

«Психология внимания»

Ольга Комарова

«Психология внимания»

Очень крутая лекция! Необычное начало в виде задания, которое подводит к самой лекции. Понятная и интересная речь лектора, презентация, на которой наглядно видно обсуждаемые вопросы, обращение лектора к аудитории — всё очень здорово! Рекомендую.

Стыдно признаваться, но на синхронизации был впервые и вдвойне приятно от такого интересного начала. Спасибо Полине, всё за доступное изложение материала и качественное наполнение лекции, будущее психологии в надежных умах!)

Константин Луньков

«Психология внимания»

Константин Луньков

«Психология внимания»

Стыдно признаваться, но на синхронизации был впервые и вдвойне приятно от такого интересного начала. Спасибо Полине, всё за доступное изложение материала и качественное наполнение лекции, будущее психологии в надежных умах!)

Очень рекомендую лекцию к посещению. Она даёт общее понимание по вопросам из анонса, включает тесты и видео для демонстрации описанных теорий. Лекция получается как познавательной, так и развлекательной. У Полины очень приятная манера презентации и подачи материала.

Елена Власова

«Психология внимания»

Елена Власова

«Психология внимания»

Очень рекомендую лекцию к посещению. Она даёт общее понимание по вопросам из анонса, включает тесты и видео для демонстрации описанных теорий. Лекция получается как познавательной, так и развлекательной. У Полины очень приятная манера презентации и подачи материала.

Очень понравилась данная лекция, интересная подача, с юмором, простыми понятными словами Полина доходчиво объяснила сложные вещи. Уже второй раз посещаю лекции Полины, очень нравится формат.

Татьяна Павлова

«Психология внимания»

Татьяна Павлова

«Психология внимания»

Очень понравилась данная лекция, интересная подача, с юмором, простыми понятными словами Полина доходчиво объяснила сложные вещи. Уже второй раз посещаю лекции Полины, очень нравится формат.

Лекция прекрасная! Полина отлично преподносит тему! Очень понравилось, что было взаимодействие с аудиторией: тесты, видео с загадками. Спасибо, придём ещё!

Ольга Ращинская

«Психология внимания»

Ольга Ращинская

«Психология внимания»

Лекция прекрасная! Полина отлично преподносит тему! Очень понравилось, что было взаимодействие с аудиторией: тесты, видео с загадками.
Спасибо, придём ещё!

Не получила, что хотела. Была на этой лекции после лекции по памяти. Шла с желанием узнать, есть ли у меня проблема и что делать для улучшения концентрации внимания. Хотела узнать про приемы для привлечения и удержания внимания аудитории. На лекции узнала, что влияет на качество внимания — это самая полезная часть. Потом был разбор разных сложных схем внимания — все верны. Непонятно, что

Стелла Рыбникова

«Психология внимания»

Стелла Рыбникова

«Психология внимания»

Не получила, что хотела.

Была на этой лекции после лекции по памяти. Шла с желанием узнать, есть ли у меня проблема и что делать для улучшения концентрации внимания. Хотела узнать про приемы для привлечения и удержания внимания аудитории.

На лекции узнала, что влияет на качество внимания — это самая полезная часть.

Потом был разбор разных сложных схем внимания — все верны. Непонятно, что с этим знанием делать. Вывод сделать не смогла. Было бы здорово, если бы лектор помогал в этом.

Хотела узнать про приемы для привлечения и удержания внимания аудитории. Задали этот вопрос, ведь на выступления кто-то одевает яркую одежду, что-то снимает пиджак и вешает на стул — интересно, как это работает и какие приемы есть. Лектор ничего полезного не сказала. Версия такова «это не научно, не доказано».
Может быть так и есть, но у спикеров есть приемы и они как-то работают.
Поэтому ушла, не получив ответ на все вопросы. Продуктивность лекции оцениваю на 2 из 5.

На лекции по Памяти пользы было на 4, ей довольна. Полина — интересный спикер.

Я вижу проблему, что при планировании лекции не учитывается интерес и запрос аудитории. Выступление строится на принципе — что спикер может рассказать.

Как маркетолог я всегда сначала определяю запрос целевой аудитории, их проблемы и исходя из этого строю рекламу, курс, чтобы мой продукт закрывал эти проблемы.

Вы все равно молодцы, у вас полезные темы лекций. Здорово, что вы есть!

Невероятно интересная лекция! Чётко подобранные материалы, живое повествование, крепкая коммуникация с залом – всё это не давало заскучать ни на минуту. Полина – великолепный лектор, уверенный, грамотный, опытный, харизматичный. Очень довольна.

Ната Путрова

«Психология внимания»

Ната Путрова

«Психология внимания»

Невероятно интересная лекция! Чётко подобранные материалы, живое повествование, крепкая коммуникация с залом – всё это не давало заскучать ни на минуту. Полина – великолепный лектор, уверенный, грамотный, опытный, харизматичный. Очень довольна.

Удивительная лекция! Возможность за два часа предоставить такой объем информации свидетельствует о прфоссинализме Полины, в котором нет сомнения во время самой лекции. Лектор преподносит информацию доступным языком, объясняя появляющиеся нучные термины. Огромное спасибо!

Валерия Царева

«Психология внимания»

Валерия Царева

«Психология внимания»

Удивительная лекция! Возможность за два часа предоставить такой объем информации свидетельствует о прфоссинализме Полины, в котором нет сомнения во время самой лекции. Лектор преподносит информацию доступным языком, объясняя появляющиеся нучные термины. Огромное спасибо!

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Реализация любой деятельности не может быть эффективной, если группу психических процессов принимающих в них участие не будет координировать внимание. Эффективность деятельности зависит не только от процессов вовлечённых, непосредственно выполняющих её, но и от развития психического процесса – внимания.

В чём же особенность его? Почему так важно иметь высокий уровень развития внимания? Какую пользу приносит максимальное использование этого процесса? Что же такое внимание?

Очевидна роль внимания в жизни человека и его необходимость в отборе содержаний сознательного опыта, научении и запоминании. Нелегко не поверить в важность всестороннего и детального исследования его феноменов. По словам Ф. Уордена можно предположить, что «явление внимания играют заметно важную роль в науке о поведении, но и как ни странно, в учебниках психологии внимание как, правило, занимает скромную и незаметную позицию» [9].

Описание круга явлений изучаемой действительности — первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследования. Знание явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и раз­личать необходимы каждому психологу, независимо от его научных интересов или практической специализации.

Описательная характе­ристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро данной области общей психологии. А.Ф. Лазурский завершает обзор различных теоретических представлений о внимании следую­щими, актуальными и в настоящее время, словами: «Едва ли мы, одна­ко, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся ис­ключительно к объяснению того сложного явления, которое мы назы­ваем процессом внимания, а никак не к его описанию. Что же касается собственно описательной стороны, то здесь мы почти не встречаем противоречий. Во всяком, более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы. Разногласие появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо считать главными и какие побочными» [3].

Современный исследователь внимания Х. Пэшлер в 1998 году издал монографию «Психология внимания», где уже на первой странице задался вопросом следующего характера «А может, того, о чём мог бы знать каждый, попросту нет?» [2].

Философ X. Ортега-и-Гассет находит в фиксации внимания на одном объекте общую причину и суть состояний влюбленности, гипно­за, одержимости и мистического экстаза. Различие содержаний фо­куса и периферии сознания он описывает следующим образом: «То, что привлекло наше внимание, наделено для нас ipso facto1 боль­шей реальностью, бытием более полноценным, чем то, что не при­влекло,— нечто почти иллюзорное и безжизненное, дремлющее на подступах к нашему сознанию. Вполне понятно, что, обладая большей реальностью, оно оказывается более весомым, более цен­ным, более значительным и заменяет собой затененную часть мира» [4].

В своих работах Эдвард Титченер напомнил всему миру, что психический процесс внимание есть «нерв всякой психологической системы»[9].

Актуальность данной темы в условиях современного общественного развития заключается в необходимости человеку достаточного внимания как в повседневной жизни, так и в профессиональной. Использование потенциала внимания на пределе, будет играть важным фактором в познание окружающей реальности и открытие в себе новых горизонтов развития.

Внимание субъективно понимается как некоторый ограниченный капитал, которым можно распорядиться по собственному желанию. Поэтому выражение благодарности за внимание слушателей — не простая формула этикета вежливости оратора или лектора. Мы мо­жем обращать, удерживать, направлять и концентрировать свое внимание. Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности. Внимание необходимо для приобретения действительных знаний и выработки навыков. Особо внимательными мы должны быть в критических и опасных ситуациях. Но мы также знаем, что в опре­деленных случаях внимание как бы выходит из повиновения и может прерываться, проваливаться, отвлекаться внешними стимулами или навязчивыми мыслями, блуждать, рассеиваться и уходить.

Также из­вестно, что внимание эффективно не во всех ситуациях, а иногда оно может быть даже вредно. В качестве примера отрицательного эффекта активного исполнительного внимания часто приводят ухудшение или полный развал сложной, хорошо отработанной и автоматизированной деятельности.

Необходимо сказать про тот факт, который представляет внимание как универсальный психический процесс, имеющий в своей структуре оригинальные компоненты, которые позволяют ему отличатся от других познавательных процессов при их максимальной сплочённости и взаимодействии. Внимание как процесс, не имеет собственного содержания, его проявление осуществляется за счёт других когнитивных процессов, является внутри их и выполняет дополнительную функцию. Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.

Субъективные явления внимания как бы уходят на периферию созна­ния, проявления объективные нередко замаскированы элементами це­ленаправленного поведения, которому оно служит.

«Внимание, по­добно пищеварению, обычно находится за пределами нашей созна­тельной осведомленности»,— именно такую метафору представил Р. Дженнингз для описания этого загадочного процесса. [7] Ещё одна особенность фе­номенологии внимания заключается в пестроте и разнородности вхо­дящих в нее явлений. Разнообразие явлений внимания подчеркива­лось еще У. Джеймсом. Смешение столь разнород­ных явлений под общей шапкой «внимание» Д. Берлайн считает наи­более серьезным препятствием на пути его изучения. Он утверждает, что эти феномены совершенно различны, поскольку возникают неза­висимо друг от друга и подчиняются разным факторам и закономерно­стям [5].

Исследования внимания начались уже на этапе становления науч­ной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и на­блюдения Г.

Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания, в частности у ассистента Г. Гельмгольца, молодо­го врача и физиолога В. Вундта. Ему, безусловно, принадлежат права автора первой научной системы психологии и, одновременно, осно­вателя психологии внимания. Примечательно, что одно из самых ран­них исследований В. Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения

Э. Титченер считал открытие внимания одним из главных достиже­ний научной психологии. Под открытием он подразумевал четкую формулировку проблемы внимания, признание ее особого статуса и фундаментальной важности. В частности, Э. Титченер утверждал, что «доктрина внимания является нервом любой целостной психоло­гической системы, и перед общим судом психологии эта система бу­дет оцениваться по тому, как решается данная проблема».

Но тут же он признавал, что «открытие внимания не привело к какому-то не­медленному триумфу экспериментального метода: как будто нашли осиное гнездо, и первое же прикосновение к нему вызвало целый рой настоятельных проблем» [9].

Психология сознания поставила проблему внимания, но к оконча­тельному и общепризнанному ее решению не пришла. В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фун­даментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убеди­тельно. По словам К. Гросса, на вопрос о сути внимания «не только отсутствует общепризнан­ный ответ но и направления различных попыток его решения расхо­дятся самым тревожным образом.

Долгое время психология внимания в открытой форме развивалась в области чисто эмпирических исследований с ярко выраженной прикладной направленностью. Именно здесь, в связи с решением вопросов эксплуатации сложной военной техники, в середине 50-х годов произошел новый взлет теоретической мысли и поворот к фундаментальному изучению природы внимания. Примечательно, что эта, вторая волна исследований внимания поднялась не в связи с противоречиями внутри научной ситуации, а благодаря прямому запросу со стороны практики. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента вернули внимание в фокус психологической науки. С работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Но, за всё то время, когда внимание являлось предметом исследования, когда оно представляло собой сложнейшую загадку над которой работали знаменитые мыслители, единой точки зрения так м не сложилось. Сегодня внимание это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Чтобы достаточно полно представить картину внимания как психического процесса, необходимо упомянуть физиологические корреляты этого процесса. По особенности строения нашего мозга, в котором возможны два процесса: возбуждение и торможение, именно они определяют процесс внимания как реагирование на что-либо. Когда мы напряжены и сосредоточены, в нашей коре возникает очаг возбуждения или доминанта, характеризуемая А.А.Ухтомским как устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров. Остальные области коры находятся в пассивном состоянии, так как в них протекает процесс торможения. С психологической точки зрения такая концентрация обеспечивает чёткое видение одного объекта и не замечание другого. В то же время, деятельность участков мозга, которые не подвержены активности, называется неосознанной или автоматической.

Множество крупных психологических течений неизбежно выходили на проблему внимания, пытались раскрыть, разработать или закрыть ее. Следуя избранному пути, различные психологические школы давали свои варианты постановки и решения этой проблемы. Просчеты в методологии приводили к однобоким и потому уязвимым для крити­ки решениям. Основное препятствие, с которым сталкивалась психо­логия внимания на протяжении всей истории своего развития, заклю­чается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания. П.Я. Гальперин делает два вывода относительно причин трудности исследования внимания. Во-первых, про себя и внешнему наблюдению внимание представляется как бессодержательный процесс; во-вторых, у внимания нет собственного продукта[1]. Внимание про­является, как уже говорилось, вместе или сопряженно с другими психи­ческими процессами. Ряд этих явлений столь разнороден, а связи меж­ду ними столь скрыты, что предположение об их общей основе выгля­дит сомнительным. Среди них трудно выделить явления, которые ха­рактеризуют внимание как особый процесс, и явления, указывающие на его продукт. Поэтому ставится под сомнение специфика внимания как особого психического процесса и снимается вопрос о его содержа­нии. Там, где указывается продукт или эффект внимания, редуциру­ется специфическое содержание процесса, и наоборот, когда раскры­вается содержание, исчезает продукт. В итоге, вниманию чаще всего отводилась роль описания иных психических процессов, сознания или деятельности. Многим казалось, что построение единой концепции внимания, которая смогла бы непротиворечивым образом объяснить все явления сосредоточенности и рассеянности человека, означало бы создание глобальной общепсихологической теории. Поэтому психо­логию внимания следует рассматривать либо как психологию которая имеет плотную оболочку, либо, что по сути то же самое, вообще не считать самостоятельным раз­делом психологической науки. Большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая начиналась с анализа внимания и памяти. На первом этапе своего развития она находилась под мощным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и методологических установок необихевиоризма. Область когнитивной психологии определяют как исследование процессов приема, хранения, воспроизведения и использования информации [8]. В от­личие от различных вариантов бихевиоризма здесь утверждается и под­черкивается внутренняя активность субъекта. В то же время когни­тивная психология старается придерживаться строго научного подхода к изучению познавательной деятельности человека. Это выражается в высоком статусе и тщательном планировании лабораторных экспе­риментов, обязательном применении процедур статистической об­работки результатов, в недоверии к метафорическому языку описа­ния психологических механизмов и явлений, в стремлении к ясным дефинициям и устранению любого рода двусмысленностей на всех этапах научной работы.

Все большее число психологов приходит к выводу, что найти ответ на вопрос о сущности внимания путем проведения исключительно экс­периментальных исследований в настоящее время невозможно. Не­обходимы постановка и серьезное обсуждение этой проблемы на более широкой базе данных и твердом методологическом основании, реше­ние комплекса теоретических вопросов, недоступных прямой эмпи­рической разработке и экспериментальной проверке. Понятие внима­ния, как и прежде, привлекает тех психологов, которые прямо пробле­мой внимания не занимаются, поскольку оно обеспечивает простое и согласованное объяснение широкого круга разнообразных феноменов. Поэтому, наряду с возражениями против объяснения темного путем ссылок на еще более темное, иногда раздаются призывы обратного ха­рактера. Внимание не доступно прямому наблюдению.

Каждый знает, что такое внимание. Это пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности об­ладание в ясном и четком виде одним из нескольких, как кажется, одновременно возможных объектов или рядов мысли. Фокусировка, концентрация сознания — его суть. Мысли У. Джеймса дают нам возможность верить в то, что этот процесс, через некоторое время поддастся упрямому стремлению ученых, и мы узнаем много нового о его динамике существования.

Психология внимания прошла свой не долгий, но насыщенный путь. Учёные много раз могли убедиться в том, что именно в этой области психологической науки вопросов значительно больше нежели ответов. Такое представление о психическом процессе как данности, современному обществу даёт возможность увидеть огромный потенциал этого процесса. Если проводить аналогию с научным познанием, которое предполагает постоянное изменение научных знаний и поиск нового, внимание как психологический ресурс, имеет мало разработанную область, верифицируемость фактов полученных при изучении его условна. исследование в этой области всегда будет актуальным, так как она содержит множество вариантов поиска нового и постоянное опровержение полученных знаний будет интересовать новых исследователей, которые внесут и свою лепту в этот неординарный процесс психической реальности.

Пока учёным остаётся только строить догадки о том, был замысел Творца ли, было ли это воспроизведение природой предыдущих вариантов познания реальности, был ли это замысел эволюции, когда живое существо впервые было наделено вниманием. Остаётся надеяться, что ещё будет привлекать в свои ряды новых исследователей психология внимания, замысловатая и однородная, но очень увлекательная область общей психологии.

Литература:

  1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Доклад АПН РСФСР. 1958. N 3. С. 33-38.

  2. Добрынин Н.Ф.Колебания внимания: Экспериментальное психологическое исследование.- М.:РАНИОН, 1928

  3. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271с

  4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Ис­кусство, 1991.588с.

  5. Berlyne D.E. Attention//Handbook of Perception. Vol. 1 / E.G. Carterette, M.P. Friedman (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1974. P.123-147.

  6. James W. The Principles of Psychology. Chicago: Encycl. Brit., 1990.897p. (1st ed. 1890).

  7. Jennings J.R. Bodily changes during attending//Psychophysiology: Systems, Processes, and Applications / M. G.H. Coles et al. (Eds.). N.Y.: Gailford Press, 1986. P. 268-289.

  8. Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton, 1967. 351 p.

  9. Titchener E.B. Lectures on the Elementary Psychology of Feeling and Attention. N.Y.: McMillan, 1908. 404 p.

  10. Worden F.G. Attention and auditory electrophysiology//Progress in Physiological Psychology. Vol. 1. / E. Stellar, J.M. Sprague (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1966. P. 45-116.

Психология внимания

Психология внимания Перейти к содержимому

  • $50.00 Мягкая обложка
  • Твердая обложка

510 стр. , 6 x 9 дюймов,

  • Мягкая обложка
  • 9780262661560
  • Опубликовано: 26 июля 1999 г.
  • Издатель: The MIT Press

50 долларов США

  • Твердый переплет
  • 9780262161657
  • Опубликовано: 22 октября 1997 г.
  • Издательство: MIT Press

70,00 $

  • Амазонка ПОД

Другие розничные продавцы:

  • Книжный магазин MIT Press
  • Случайный дом пингвинов
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин. org
  • Индивидуальный
  • Индиго
  • Книг на миллион
  • Amazon.co.uk
  • Блэкуэллс
  • Книжный магазин.org
  • Фойлз
  • Улей
  • Водные камни
  • Описание
  • Хвалить

Избирательное внимание: определение, типы и примеры

(последнее обновление: 4 марта 2023 г. )

Люди постоянно завалены бесконечным потоком информации. Внешняя стимуляция, внутренние мысли, эмоции и другие силы конкурируют за наше внимание. Чтобы справиться с этим, люди используют выборочное внимание, чтобы отключить то, на чем им не нужно сосредотачиваться, и сосредоточиться на важных вещах.

В этой статье вы узнаете больше о том, как определяется избирательное внимание, как оно работает и почему оно так важно.

Содержание

Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание включает сосредоточение внимания на определенной информации и отключение нерелевантных стимулов. Хотя это может помочь нам сосредоточиться на поставленной задаче, из-за этого у нас могут возникнуть проблемы с многозадачностью.

Определение : Избирательное внимание определяется как процессы, которые позволяют людям выбирать и сосредотачиваться на чем-то в окружающей среде для дальнейшей обработки, в то же время подавляя, игнорируя или сводя к минимуму информацию, которая отвлекает или не имеющий отношения.

81+ Цитаты Внимание

Включите JavaScript

81+ Цитаты Внимание

В этом процессе люди сосредотачивают внимание только на узкой части визуальной информации. Он работает так же, как маркер или прожектор, чтобы сделать информацию, на которую вам нужно обратить внимание, более заметной и привлекающей внимание, в то время как вы можете отключить другую, менее важную информацию.

Выборочное сосредоточение внимания на определенной информации облегчает людям обработку и кодирование этой информации и связано с улучшением производительности памяти.

Важно помнить, что избирательное внимание — это не то же самое, что избирательная память. Избирательная память позволяет людям запоминать только ту информацию, которую они хотят или должны запомнить, но выборочное внимание к информации означает сосредоточение внимания на определенных вещах и отключение других.

Типы избирательного внимания

Процесс избирательного обращения внимания на определенную информацию часто включает визуальную или слуховую информацию:

Зрительное внимание

Зрительное внимание часто описывается одним из двух способов. Во-первых, это модель прожектора, которая предполагает, что избирательное внимание к визуальной информации работает как прожектор. Вы сосредотачиваетесь на том, что освещено этим «прожектором». Хотя вы все еще можете видеть информацию за пределами фокальной точки, она менее четкая.

Модель с зум-объективом сравнивает способность фокусироваться на конкретной визуальной информации с объективом камеры, позволяющим сузить фокус на конкретной информации по мере необходимости.

Слуховое внимание

Избирательное слушание является одним из примеров того, как избирательное внимание позволяет людям сосредоточиться на конкретной поступающей информации. При избирательном прослушивании люди слушают только небольшую часть данного звука или разговора. Например, вы можете выборочно слушать подкаст, отключая фоновую болтовню и шум.

Это явление, известное как «эффект вечеринки с коктейлем», позволяет людям настроиться на конкретные разговоры вокруг них, даже если их окружают множество отвлекающих дискуссий.

Исследователи обнаружили, что когда два разных слуховых сообщения воспроизводятся двумя разными ушами, люди могут повторять содержание одного сообщения, но не могут повторить другое. Изменение информации, воспроизводимой в неконтролируемом ухе, например воспроизведение разговора на другом языке, часто оставалось незамеченным участниками экспериментов.

Теории избирательного внимания

Существует несколько различных теорий, которые были предложены для объяснения того, как люди могут избирательно фокусироваться на конкретной информации в окружающей их среде.

Модель фильтра Бродбента

Одна из самых известных и популярных моделей фильтра Бродбента. Согласно этой теории, избирательное внимание можно рассматривать как избирательный фильтр, который помогает людям отсеивать нерелевантные стимулы.

В первые дни исследований по этой теме Бродбент предложил эту модель избирательного внимания, чтобы объяснить, как люди кодируют информацию. Эта теория предполагает, что избирательное внимание работает, блокируя все сообщения, кроме одного, от проникновения в сознание.

Согласно модели Бродбента, избирательное внимание действует как избирательный фильтр. Нежелательная информация блокируется, в то время как важная информация становится известной.

Модель затухания Трейсмана

Еще одна теория избирательного внимания — модель затухания Трейсмана. Эта модель утверждает, что избирательное внимание временно снижает силу или эффективность отвлекающих стимулов, а не полностью их блокирует.

Гипотеза затухания Трейсмана предполагает, что избирательное внимание влияет на обработку отвлекающих факторов на более позднем этапе обработки информации. Когда избирательное внимание направлено на определенное место, любой шум или другие не относящиеся к делу раздражители в этой области будут менее заметны.

Почему важно избирательное внимание

Одной из основных причин важности избирательного внимания является то, что оно позволяет людям сосредоточиться на том, что происходит вокруг них, и игнорировать то, что не относится к делу или важно. Это избирательное внимание облегчает людям обработку информации, кодирование воспоминаний и повышает производительность при выполнении различных когнитивных задач.

Даже когда избирательное внимание не связано напрямую с памятью, исследования показали, что когда люди избирательны в своем внимании, они с большей вероятностью запоминают детали того, на чем они сосредоточились.

На самом базовом уровне избирательное внимание помогает нам в повседневной жизни, позволяя сосредоточить внимание на одном объекте, не отвлекаясь на другие стимулы или мысли.

Избирательное внимание и разделенное внимание

Избирательное внимание включает сосредоточение внимания на одном стимуле и отключение других, но не полное их игнорирование. Однако разделенное внимание требует одновременного пристального внимания к двум разным стимулам.

Распределенное внимание лучше всего проявляется, когда люди выполняют более одного действия одновременно. При сравнении избирательного и разделенного внимания выборочное слушание выходит на первое место, поскольку оно приводит к лучшему воспроизведению в памяти, чем разделенное или рассеянное слушание.

Это селективное преимущество показывает, насколько важной может быть способность избирательно обращать внимание на информацию для когнитивных функций, особенно если учесть, что многие когнитивные задачи включают как выборочное, так и разделенное внимание.

Резюме

Избирательное внимание позволяет сосредоточить внимание только на узкой части визуальной информации, не отвлекаясь на другие отвлекающие факторы. Эта селективная слуховая способность также связана с лучшей производительностью памяти.

Эта способность проявляется во многих аспектах жизни, например, когда вы сосредотачиваетесь на разговоре с кем-то, отфильтровывая фоновые звуки и разговоры в оживленном ресторане.

Часто избирательное внимание включает в себя разделенное слушание, что означает одновременное внимание к двум разным раздражителям, но выборочное слушание происходит, когда ваше слуховое восприятие сосредотачивается только на одном стимуле, не отвлекаясь на другие.

Источники:

Вишня ЕС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *