Психософия сократ: Описание типа ВЛЭФ (Сократ) в психософии

ЛВФЭ – Лао Цзы. Психософия


Первая логика имеет основным свойством то, что ее обладатель на все входящие вопросы имеет собственное мнение и собственное обоснование. По различным вопросам есть некое свое понимание и если что-то новое происходит — в первую очередь хочется это осмыслить, понять, осознать. 1Л часто лаконичны в речи и могут не любить объяснять кому-либо что-либо долго, повторяя много раз, в формате преподавания. Они не всегда озвучивают собственное мнение, степень открытости определяется уже не Логикой. Но при этом важно иметь свое понимание. Собрать всю информацию так, чтобы она уложилась в голове и только тогда ее можно применять.

Зачастую 1Л консервативны в плане новых идей, мнений, информации. У них есть одно и свое, оно единственное верное (=единственное, которое они поняли и приняли и единственным верным оно является по сути только для них). Чтобы 1Л принял в свою картинку мира новый факт или мнение — нужно объяснить оное ему его языком. 1Л объяснит себе, впишет в свою картинку мира новое мнение. И оно надолго там закрепится. 1Л — думающие люди, осмысливают и продумывают все, читают и исследуют по интересующей области, формируют свои собственные мысли (окрашенные оттенком своей личности). И именно они зачастую являются составителями новых идей, концепций (в том смысле, что они по-своему переосмысливают уже имеющееся и добавляют новый, свой оттенок).

Чтобы точка зрения 1Л поменялась, нужно большое количество новой, нужной человеку информации (полутона, небольшие отклонения от основной картинки мира 1Л они не воспринимают), когда таковая накопится — наступает переосмысление и дополнение своей картинки понимания. Заметим, что не изменение, а именно дополнение. Первая функция настолько тесно связана с основой личности человека, что отказаться от своего мнения довольно сложно — проще расширить его, дополняя новым. «Синтез» совершить, так сказать. Как снежный ком, который катится и все «значимое» по пути в себя вбирает, становясь крупнее и мощнее. Но сам по себе ком — он есть и он один.

1Л часто (как и 3Л) долго разбираются в новой информации (ее нужно не только прочитать, но и осмыслить, если она не осмыслена, но как будто пролетела мимо). Когда рассказывают что-то кому-то — по сути выражают себя, показывают свое «Я». И посему на реакции остальных обращают внимание не очень охотно. Не всегда замечают, если другие их не понимают и как сделать так, чтобы поняли. Даже если неправы и даже если понимают, что «тут я некомпетентен», внутри все равно остается «мое мнение такое и в этом я прав.» 1Л легко абстрагироваться от происходящего и осмыслить это, взглянуть чуть со стороны (чем ниже Физика и сильнее интуитивность, тем это сделать проще).

2Л же имеет энергию ориентироваться в логических вопросах, разбираться, опровергать самого себя. Объяснять то, в чем разбирается, особо критичным слушателям.

Говорливы. Почти всегда готовы спорить, обсуждать, рассуждать, изучать, предполагать. Искать новые источники информации. Могут с удовольствием объяснять что-то другим людям. Причем спокойны к тому, когда кто-то не понимает их — попробуют объяснить иначе, повторят — по ходу дела могут предположить что-то новое и объяснить уже в другом виде. Логикой идут на контакт с другими людьми — в первую очередь — через речь, рассказы, объяснение чего-либо. Занимаясь какой-либо работой, если она хоть немного связана с логикой, им сложно остановиться и зафиксировать какой-то результат — может хотеться что-то добавить, какую-то критику выслушать, что-то подкорректировать.

2Л могут легко отказываться от своего мнения, если ситуация этого требует. Если 1Л опирается на свое мнение в разговорах, в принятии решений и т д — то 2Л в разговорах, принятии решений — готовы менять свое мнение столько, сколько это потребуется. Скорее идет мыслительный поиск, рассмотрение новой информации, (она не задерживается, не оседает на картинке мира человека, как у 1Л). 2Л ищут разные углы рассмотрения, осмысливают, обращают внимание на то, кто с чем не согласен — и используют чужие вопросы и несогласия, как зацепки для себя. Для того, чтобы подумать еще, обсудить под другим углом. Им охотно искать информацию, там где ее найти непросто (в интернете, в книжках, искать компьютерные программы, инструкции, описания). Им больше, чем остальным Логикам, дается изучение крупных книг и источников, написанных сложным языком. Читая оные, им не столько важно понять там написанное, сколько важно пройти через эти мыслительные дебри, осваивая все новые уголки понимания и осознания автором информации.

Часто 2Л говорят сложными фразами, хитро составленными предложениями. Им несложно логически запутать другого человека и они уважают, когда другие думают, осмысливают (а не просто слушают и воспринимают) информацию. Им интересным может быть и вполне может хорошо даваться изучение иностранных языков (особенно, если интуиция времени в ценностях), сопоставление языковых основ, семантики слов и исследования в этом направлении. Говорливы, практически всегда есть энергия объяснять что-либо кому-то (каждому и каждый раз чуть иначе, подстраиваясь под собеседника и при этом не давая ему расслабиться). Они умеют заставить человека думать и не рвутся сразу давать готовый результат. Им нравится придумывать, обдумывать разные идеи, концепции (и реально сложно описывать, завершать этот процесс — может казаться, что сейчас придут еще мысли). Не считают свои мысли чем-то ценным, и при этом именно логический поиск насыщает их жизнь, делает ее полнее и интереснее.

Логика. Догматик

Если человек характеризуется наличием первой логики, это говорит не только о его уверенности в своей правоте. В первую очередь это доказывает то, что эта уверенность не пустой звук. Обычно перед тем как начать убеждать всех в своей правоте, человек формирует собственное мнение на основе масштабного исследования и изучения проблемы. Только после попытки досконально изучить проблему догматик убеждает окружающих в своей версии правильность ее решения. В тоже время такие люди никогда не пренебрегают чужими мыслями и с удовольствием выслушают мнение компетентных людей. Они не терпят долгих и пустых рассуждений, а также не любят спорить с людьми, которые пытаются доказать их неправоту. Они всегда уверены в правильности своих суждений. Если собеседнику удается доказать ошибочность его суждений, это даже может привести к серьезной депрессии и ощущению того, что он неудачник.

3Л же поиск мысли дается значительно сложнее. Их внимание «включается», когда начинаются логические обсуждения, рассуждения, когда мнение собеседника меняется и приходят новые идеи. Им становится это интересно и они вслушиваются. Однако их интерес избирателен, есть темы, которые им важны. Есть какая-то особенность в обсуждении, которая может их привлечь, или которая может не понравиться. И это зависит от каждого конкретного человека и от конкретной ситуации. Им приятно понимать, чувствовать, что они находятся в этом логическом процессе, что они могут и сами придумать и сами понять. При этом может наступить момент, когда 3Л выдыхается и хочется сделать перерыв, сменить тему, продолжить ту самую логическую работу чуть позже. В такие моменты Логика человека как будто «выключается» и он уже перестает понимать, что происходит. При этом доминирование функции может не позволить принять это спокойно — человек может начать сомневаться в своих способностях. И, как следствие, либо негатив к своей самооценке, либо неприятие обсуждаемой идеи (или выполняемой работы).

3Л хочется, чтобы к их мнению прислушались, чтобы сделали перерыв, чтобы кто-то говорил и рассуждал, но не очень сложно и насыщенно, пока 3Л адаптируется. Что объяснили и дали именно нужную 3Л информацию именно в нужном объеме. Но вот эти самые свои потребности сложно осознать и тем более озвучить. 3Л могут увлекаться разными идеями, интересоваться книгами, стремиться получить высшее образование (первое, второе, третье…) (чтобы наконец составить в своей голове уверенное понимание и чувствовать себя компетентным, как у 1Л), однако по сути, не окончательное знание является их целью, а само усилие. Они учатся думать на протяжении всей жизни и неуверенность в компетентности их мотивируют. Так работает по сути каждая «тройка» в психософии. В одном варианте человек отказывается от идеи (от работы, от повышения), будучи неуверенным и в страхе услышать «ты не понимаешь! ты не прав!». В другом случае человек избыточно погружается в вопрос, копает, ищет, разбирается, слушает других — и постоянно отыскивает либо чужие ошибки, либо то, что что-то он еще недопонял и недоучил. И в развитии тройки во-первых степень «процесса» по логике все же становится адекватной конкретной ситуации и соответствует задачам человека (скорее по своим высоким функциям). Во-вторых человек учится осознавать и понимать себя и вовремя (то есть так, чтобы ему самому было комфортно) завершать логическую работу и переходить к следующему вопросу.

Проработанная 3Л может хорошо, грамотно, в меру подробно объяснять материал другим, ей это интересно, не лень повторять много раз одно и то же. Зачастую, когда сами учатся — им сложно оценить свои знания. Вроде решает 3Л задачку, вроде ну все знает и понимает вдоль и поперек — а не уверен. Останавливается на каждом шаге и стремится спросить «так правильно?». И при всей этой неуверенности — если скажут «неправильно» не объясняя причины — у 3Л будет сопротивление «как же! я прав! А может нет… » и как проверить непонятно. (а задача у 3Л по сути именно в своем процессе, в развитии собственной логики).

4Л как и любая 4ка по приоритету для человека является менее значимой, чем остальные функции. То есть опираться на логические аргументы, на «я думаю», на «там написано», человек будет после того, как не сработают «я хочу, я чувствую, будет так, а также конкретные действия». Неправильно говорить, что 4Л неумны или неэрудированы. Как раз напротив, 4Л могут воспринимать очень много разных мнений, информации и пр. У них практически нету отказа от информации «это неправильно, это ненужно». И в итоге знать довольно много. Информация, мысли — все нормальные и все нужны, смотря к какой ситуации мы находимся, смотря, какие задачи перед нами стоят. 4Л могут воспринимать информацию из самых разных источников и в разном виде. Хотя комфортнее всего им получать именно «результат» — конкретное знание, четко и уверенно и однозначно сформулированное (такое, что его можно принять готовым полным пакетом, без необходимости рыться, проверять, уточнять, дополнять). Посему 4Л часто выбирают себе авторитета по Логике, кого-то (или какую-то концепцию), логически полную и законченную — так что можно было бы взять оттуда готовое решение и не задумываться о том, верно ли оно и нужна ли доработка.

4Л часто доверяют мнению тех, с кем идет гармония по вышестоящим функциям (по вышестоящим им комфортно и приятно, а по Логике так просто проще). Бывает лениво искать информацию, особенно, если часть ее — отсюда, часть — оттуда, и еще требуется додумать и обдумать — это отнимает довольно много энергии. А вот читать, слушать, воспринимать информацию — могут вполне комфортно и с интересом. Могут при этом отдыхать и расслабляться. Когда энергия логики заканчивает и человек банально устает — его внимание рассеивается, но, в отличии от 3Л, его это не напрягает. Он не боится чего-то упустить — той информации, которая есть — хватит, а не хватит — другие разберутся или попозже. То есть если что-то понял — хорошо, если не понял — так тоже нормально.

4Л могут оценить чужие идеи и компетентность, автоматически видят, верны ли идеи другого человека, прав ли он в Логике. Ошибки и детали поправлять особо не будут. В их видении мира нет неправильного мнения. Нет ошибок и неточностей. Есть законченное и незаконченное мнение. Есть полное и неполное решение. Прав тот, кто уверен в своей компетентности и имеет свое мнение. Амбиций у 4Л составить именно свое мнение — особо нет — легче оценить полноту и авторитетность мнения кого-то другого и присоединиться. Это не значит, что у 4Л нету своего мнения — просто чужое использовать им проще (причем попадая в разные обстановки 4Л привыкает к мнению авторитета в той конкретной обстановке и может под влиянием свое мнение менять). Чаще 4Л даже не замечают, как и под чьим влиянием меняется их мнение (если только специально не обращают на это внимание). Это для них не столь важно. При этом если у обладателя 4Л есть недовольство по своей третьей, то человек будет Логику использовать как инструмент несогласия (ради 3ки). Например, к нему плохо относятся — скажет «вы тут и тут и тут неправы, я с вами (по логике) несогласен. Хотя сам может думать и иначе. Но от мнения отказаться и мнение изменить легко. А 3ка важнее.

Про 4Л часто говорят, что „нет своего мнения“. Отчасти так и получается — свое мнение есть у 1Л, у 2Л нет такого понятия, как «конечное мнение», у 3Л неуверенность и нестабильно в этом вопросе. А вот 4Л любят готовые мнения и логические и технические решения. Но поскольку жизненная энергия человека скорее расходуется на вопросы в Физике, Воле, Эмоции — чаще их решения по Логике взяты у кого-то другого. При сильной соционической логике 4Л довольно быстро думают, дополняют чужие мысли и т д. (Реже конструируют свое — скорее поднимают из всех запасов информации что-то, что может потребоваться). При этом вполне у 4Л может и свое мнение сформироваться, но сильно на нем настаивать долго не будут, разве что для своих 1й и 3й. При слабой соционической логике этим заниматься гораздо более лениво. И даже если с кем-то несогласны — это имеет незначительный вес. Лишь бы люди сами были спокойны со своей точкой зрения.
Автор: Юлия Колесниченко

Психософия

Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психе-йогой. Автор отталкивался от положений соционики, которые усовершенствовал. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.

Введение

Согласно учению А. Ю. Афанасьева личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.

Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.

Таблица типов

Название1234
ТолстойВоляЭмоцияФизикаЛогика
СократВоляЛогикаЭмоцияФизика
АхматоваВоляЭмоцияЛогикаФизика
ТвардовскийВоляФизикаЭмоцияЛогика
НаполеонВоляФизикаЛогикаЭмоция
ЛенинВоляЛогикаФизикаЭмоция
АристиппФизикаЛогикаВоляЭмоция
ЧеховФизикаВоляЭмоцияЛогика
ДюмаФизикаЭмоцияВоляЛогика
ЭпикурФизикаЛогикаЭмоцияВоля
БорджиаФизикаЭмоцияЛогикаВоля
ГётеФизикаВоляЛогикаЭмоция
БухаринЭмоцияФизикаЛогикаВоля
АндерсенЭмоцияЛогикаВоляФизика
ГазалиЭмоцияВоляЛогикаФизика
ПастернакЭмоцияВоляФизикаЛогика
РуссоЭмоцияЛогикаФизикаВоля
ПушкинЭмоцияФизикаВоляЛогика
БертьеЛогикаФизикаЭмоцияВоля
ПаскальЛогикаЭмоцияВоляФизика
ПлатонЛогикаФизикаВоляЭмоция
ЭйнштейнЛогикаВоляЭмоцияФизика
АвгустинЛогикаЭмоцияФизикаВоля
Лао-цзыЛогикаВоляФизикаЭмоция

Обозначения

Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:

  • ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
  • ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
  • ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
  • ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,в этих обозначениях
  • первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
  • 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
  • 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
  • 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п. Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар

«позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.

Основное явление, изучаемое в современной психософии

  • 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа.

Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.

  • 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.
  • 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил. Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.

Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения?, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.

О психологической совместимости

Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:

  • Филия — тип-1 тождественен тип-2;
  • Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
  • Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
  • Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;Эрос, не исключая перекрестья первых и третих функций, делится на 2 подвида:
  • Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
  • Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.

Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории

1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что

  • Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
  • Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
  • Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
  • Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальностиЗдесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием ( ? количественная информация — результаты измерений каких-либо величин),

а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием

( ? качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).

2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что

  • 1-ая функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
  • 2-ая функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
  • 3-ья функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
  • 4-ая функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им

Синтаксис любви (типология личности и прогноз парных отношений)


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2022
обратиться к администрации

АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ

Синтаксис любви (ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОГНОЗ ПАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ) 1

ПСИХОСОФИЯ (Раздел первый) 3

Введение в психософию 3

ПЕРВАЯ ФУНКЦИЯ 6

ВТОРАЯ ФУНКЦИЯ 8

ТРЕТЬЯ ФУНКЦИЯ 8

ЧЕТВЕРТАЯ ФУНКЦИЯ 11

ПАЛИТРА ЧУВСТВ 12

Романтик” (1-я Эмоция) 13

Актер”(2-я Эмоция) 16

Сухарь”(3-я Эмоция) 19

Зевака” (4-я Эмоция) 21

НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ 22

Догматик”(1-я Логика) 24

Ритор”(2-я Логика) 26

Скептик” (3-я Логика) 29

Школяр” (4-я Логика) 31

ДАНО МНЕ ТЕЛО. .. 32

Собственник” (1-я Физика) 32

Труженик” (2-я Физика) 38

Недотрога”(3-я Физика) 42

Лентяй “(4-я Физика) 48

МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 51

Царь” (1-я Воля) 52

Дворянин”(2-я Воля) 63

Мещанин” (3-я Воля) 68

Крепостной” (4-я Воля) 79

ТИПОЛОГИЯ (Раздел второй) 82

ВВЕДЕНИЕ В ТИПОЛОГИЮ 82

АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ 86

ЛАО-ЦЗЫ 89

АЛЕКСАНДР ДЮМА 91

АЛЕКСАНДР БЕРТЬЕ 97

ВЛАДИМИР ЛЕНИН 99

АБУ АЛЬ-ГАЗАЛИ 102

ПЛАТОН 105

ЛУКРЕЦИЯ БОРДЖА 106

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ 108

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН 111

ГАНС ХРИСТИАН АНДЕРСЕН 114

НИКОЛАЙ БУХАРИН 116

СОКРАТ 118

БОРИС ПАСТЕРНАК 121

АРИСТИПП 126

ЖАН-ЖАК РУССО 130

АННА АХМАТОВА 132

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ 139

АЛЕКСАНДР ПУШКИН 144

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН 150

ЛЕВ ТОЛСТОЙ 153

АНТОН ЧЕХОВ 156

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ 158

ЭПИКУР 160

СИНТАКСИС ЛЮБВИ (Раздел третий) 163

ВВЕДЕНИЕ В “СИНТАКСИС ЛЮБВИ” 163

ЭРОС 166

Филия 175

Агапэ 180

ПОСЛЕСЛОВИЕ 191


“Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил ”,- говорил Достоевский и знал, что говорил. Самому писателю присуща была такая пугающая широта натуры, что старый друг Достоевского, критик Страхов, вынужден был признаться: “Я не могу считать Достоевского, ни хорошим, ни счастли­вым человеком (что, в сущности, совпадает). Он был зол, завистлив, развратен, он всю жизнь про­вел в таких волнениях, которые делали его жалким, и делали бы смешным, если бы он не был при этом так зол и так умен. Сам же он, как Руссо, считал себя лучшим из людей и самым счастливым. По случаю биографии я живо вспоминал все эти черты. В Швейцарии, при мне он так помыкал слу­гою, что тот обиделся и выговорил ему: “Я ведь тоже человек!” Помню, как тогда же мне было порази­тельно, что это было сказано проповеднику гуманности”.

Банальность сообщить: человек сложен, противоречив. Однако от повторения банальность эта не становится менее очевидна. Вот еще одна характерная зарисовка с натуры: “Странные люди ок­ружали Шаляпина. Он мог над ними вдоволь издеваться, и из этих людей образовалась его свита, с которой он расправлялся круто: Шаляпин сказал, — плохо бывало тому, кто не соглашался с каким-либо его мнением. Отрицая самовластие, он сам был одержим самовластием. Когда он обедал дома, что случалось довольно редко, то семья его молчала за обедом, как набрав в рот воды”.

Парадокс? Защитник униженных и оскорбленных любил унижать, певец вольницы оказы­вался домашним деспотом! Но мало констатировать парадоксальность человеческой натуры, хоте­лось бы понять ее природу…

* * *


Существует давняя грустная история про одного арабского халифа. Он ребенком вступил на престол, правил долго и счастливо, умер в глубокой старости, окруженный многочисленным потомст­вом; был халиф уважаем подданными и соседями, любим женщинами, удачлив в войнах и несметно богат. Все называли его “Счастливчиком”. Но когда после смерти халифа открыли дневник, который он ежедневно вел, и подсчитали число дней, помеченных им как счастливые, то оказалось их только четырнадцать. Всего четырнадцать дней, две недели счастья — на такую долгую и внешне благополучную жизнь.

Грустная история. История, которая может послужить наглядной иллюстрацией простой и очевидной мысли: человек несчастлив, несчастлив глубоко и хронически. Единственное, что спасает человека от отчаяния — это несбыточные надежды, неведение относительно бедственности своего положения и постоянное неблагополучие окружающих, таких же, как он, бедолаг. Отсутствие сча­стья — норма людской жизни, и как всякая, даже отрицательная норма, она вольно или невольно примиряет нас с существующим порядком вещей.

Если попытаться назвать главный источник людского неблагополучия, то им, считаю, будет одиночество. Под “одиночеством” в данном случае следует разуметь не только общепринятые его формы, вроде вынужденного одиночества Робинзона Крузо или безбрачия 20 миллионов взрослых в бывшем СССР и каждого девятого жителя США. Лики одиночества многообразны. Человек один, даже когда не бывает один, даже когда, кажется, соблюдены все внешние формы активного общест­венного бытия, он одинок в семье, в толпе, в церкви, в партии, в клубе, на работе… Как говорили в старину – “Одинокому везде пустыня”.

В свою очередь, и у одиночества есть своя причина: извечное незнание себя и других, отсут­ствие ясных представлений о собственном внутреннем мире и возможностях контакта с внутрен­ними мирами других.

“Кто мы? Куклы на нитках? А кукольник наш небосвод?” — вопрошал Омар Хайям, и сам не решался дать ответ на этот вопрос. Действительно, мы настолько плохо знаем су­щество своей натуры, что ощущаем себя беспомощными игрушками в руках судьбы, которая, бу­дучи сама слепа, таскает нас, слепых, по кочкам и ямам бытия без цели и смысла. Потому-то и изби­рает часто человек, в страхе перед собственной и чужой незрячестью, путь странника-одиночки. Во тьме, которая пуста, реже набиваются шишки — такова логика слепых.

* * *

“Познай самого себя!” было написано на фронтоне храма дельфийского оракула. И сколько не прошло веков, призыв этот не стал менее злободневным, наоборот, возросшая ценность отдельной личности сделала его еще более животрепещущим и значительным. Поэтому, нисколько не претендуя на создание исчерпывающей картины внутренней жизни человека, все-таки попытаюсь дать ответ на ряд основных вопросов человеческой психологии: Кто мы сами в себе? Каковы мотивы нашего поведения и отношения к другим? Где истоки любви, любовных ошибок и заблуждений?

Сам по себе большой замах данной книги мог бы и не показаться чрезмерным, будь она посвящена иной теме, не психологии. Но когда речь заходит о внутренней жизни индивидуума, о такой тонкой материи, как человеческие отношения, всякая попытка уловить их в сети теорий и ме­тодик кажется заведомо обреченной на провал. Все так. Но как неповторимый рисунок кожи на пальце человека складывается из немногих простых элементов, так и личность его — слагаемое нескольких поддающихся описанию психических модулей. Кроме того, как бы ни была сложна и плохо уловима система человеческих отношений, она остается системой — системой, в которой все не случайно. Мы не случайно любим, не случайно ненавидим, симпатизируем или остаемся равнодушными. При всей бессознательности большинства наших душевных движений, они не лишены смысла. Обычно бесконтрольные симпатия, неприязнь, индифферентность в итоге всегда оказываются имеющими свой резон, и значит, есть возможность и смысл проследить, в чем этот резон состоит.

Человек вообще прирожденный психолог. И не будучи психологом, выжить он не в состоянии. Иное дело, что большая часть наших верных психологических наблюдений остается несформулированной, опирается на интуицию и корениться в подсознании. Думаю, вряд ли кто возьмется оспаривать Лабрюйера, сказавшего: “В любом, самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек.”

Особенно острым становится психологическое зрение человека в экстремальной ситуации. Самый первый тюремный опыт А.И.Солженицына как раз и заключался в обнаружении у себя этого дара прозорливости. Он рассказывал: “…дежурный надзиратель внес мою кровать, и надо было бес­шумно ее расставить. Мне помогал парень моего возраста, тоже военный: его китель и пилотка лет­чика висели на столбике кровати. Он еще раньше старичка спросил меня — только не о войне, а о та­баке. Но как ни был я растворен душой навстречу моим новым друзьям и как ни мало было произне­сено слов за несколько минут, — чем-то чужим повеяло на меня от этого ровесника и фронтовика, и для него я замкнулся сразу и навсегда.

Я еще не знал ни слова “наседка”, ни — что в каждой камере она должна быть, я вообще не успел еще обдумать и сказать, что этот человек. Г.Крамаренко, не нравится мне, — а уже сработало во мне духовное реле, реле-узнаватель, и навсегда закрыло меня для этого человека. Я не стал бы упоминать такого случая, будь он единственным. Но работу этого реле-узнавателя внутри меня я скоро с удивлением, с восторгом и тревогой стал ощущать как постоянное природное свойство. Шли годы, я лежал на одних нарах, шел в одном строю, работал в одних бригадах со многими сотнями людей, и всегда этот таинственный реле-узнаватель, в создании которого не было моей заслуги ни черточки, срабатывал прежде, чем я вспоминал о нем, срабатывал при виде человеческого лица, глаз, при первых звуках голоса — он открывал меня этому человеку нараспашку, или только на ще­лочку, или глухо закрывал. Это было всегда настолько безошибочно, что всякая возня оперуполно­моченных со снаряжением стукачей стала казаться мне козявочной: ведь у того, кто взялся быть предателем, это явно всегда на лице, и в голосе, у иных как будто ловко-притворно — а нечисто. И, напротив, узнаватель помогал мне отличить тех, кому можно с первых минут знакомства открывать сокровеннейшее, глубины и тайны, за которые рубят головы.

Так прошел я восемь лет заключения, три года ссылки, еще шесть лет подпольного писательства, ничуть не менее опасных, — и все семнад­цать лет опрометчиво открывался десяткам людей — и не оступился ни разу! Я не читал нигде об этом и пишу здесь для любителей психологии. Мне кажется, такие духовные устройства заклю­чены во многих из нас, но, люди слишком технического и умственного века, мы пренебрегли этим чудом, не даем ему развиться в нас.” К сказанному Солженицыным остается лишь добавить, что тюремные старожилы владели такого рода техникой почти профессионально, и одного их взгляда на очередной этап было достаточно, чтобы указать стукачей. Но даже такие завсегдатаи тюрьмы вряд ли могли описать природу своей прозорливости, так как корни ее глубоки, на самом дне подсозна­ния.

* * *

Отношение между сознанием и подсознанием — особая и интереснейшая область психологии. Первыми брешь в стене между тем и другим пробили индийские йоги. Великая заслуга йогов заклю­чается в том, что они пассивный, подсознательный контроль мозга над организмом сделали актив­ным, сознательным. До йогов возможности физиологического самоконтроля ограничивались под­сознательным поддержанием функций организма на заданном изначала уровне. Йоги же, переведя самоконтроль из подсознания в сознание, получили возможность не просто длительное время под­держивать данное природой, но и исправлять врожденные дефекты организма, бесконечно совершенствовать его функции.

Чем-то подобным индийской йоге, но не в физиологической, а в психологической области является изложенный в данной книге метод, названный психософией – “душевной мудростью” ( от прежнего названия – “психе-йога”, по настоянию учеников и друзей, как неблагозвучного, пришлось отказаться). Суть психософии – подчинить сознательному контролю бессознательные душевные движения, твердым знанием о себе и других высвободить огромный, нераскрытый прежде, психологический потенциал человека. В том, что такой метод совершенно необходим, сомневаться не приходится; ведь наша психика продолжает находиться под полным контролем подсознания, пассивного по своей сути, способного отвечать на удары лишь бегством, отчуждением и одиночеством.

Мало общего у психософии и с той областью человеческого знания, которую лишь по недора­зумению принято называть “психологией” (какой бы оттенок — бытовой или научный — ни прида­вался этому термину). Разница видится в том, что психология больше напоминает хирургию, чем йогу. Как ни крути, а в основе ее лежит насилие над психикой: будь то внутреннее самопринуждение (аутогенная тренировка) или широчайший набор средств внешнего насилия: от родительского ремня до психотропных средств и гипноза. При всех условиях такое воздействие не достигает цели и ведет либо к душевному излому, либо к сомнамбулизму, либо к временному облегчению, за которым сле­дует горькое похмелье. Недаром Зигмунд Фрейд, много и, на первый взгляд, успешно лечивший гипнозом, вынужден был отказаться от него и вступить на психософийному путь, т.е. на путь пере­вода в сознание бессознательных психических процессов.

Упоминание имени Фрейда, вероятно, уже подсказало читателю, что психософия не является чем-то совершенно оригинальным и имеет свою предысторию. Это действительно так. Отправной точкой для создания психософии послужили гениальные, не побоюсь этого слова, психологические исследования вильнюсского социолога Аушры Аугустинавичутэ.1 Кроме того, в процессе работы над темой выяснилось, что психософия — продолжение многовековой традиции психологических разработок. Например, четырехчленная иерархия функций в психософии одновременно может быть возведена к учению о четырех видах души Аристотеля, теории четырех темпераментов Гиппократа, к четырех­членным типологиям Юнга, Сиго, Акоффа и Эмери, четырем типам высшей нервной деятельности Павлова, четырем формам “Я” Уильяма Джеймса, четырем телесным типам Кречмера, четырем колмпонентам личности Г.Мэрфи, четырем биоритмам Апеля и т.д.

Кратко обрисовывая предысторию психософии, можно сказать, что она не является чем-то аб­солютно оригинальным, а представляет собой новый этап в том направлении работ, которое делает ставку на самопознание как на главный инструмент совершенствования психики человека, новый этап в том направлении, которое стремится переводом бессознательным процессов в сознательные дать ключ к активизации и гармонизации внутренней жизни личности.

Каталог: files -> tomII
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
tomII -> Николай Непомнящий 100 великих феноменов
tomII -> Лев Николаевич Толстой Воспитание и образование Толстой Лев Николаевич Воспитание и образование
tomII -> Акимов А. Е. Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий egs-концепции


Скачать 3,6 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

ВЛЕФ — «Сократ» или «… | Вики

Психео-йога Версия:

Сократ — человек, который не нуждается в представлении. Все слышали о нем, и, даже если вы не уверены в специфике, мы все знакомы с тем, что он сделал для человечества. Он был основателем западной философии и одним из первых людей, когда-либо по-настоящему «мысливших». В некотором смысле, именно благодаря ему вы читаете эту статью именно сейчас. тезка VLEF в оригинальном тексте Psychosophy, Синтаксис Любви, и последующие анализируют этот выбор и его значение для других VLEF. и нежный из Первой Воли. Его Третья Эмоция делает его общение с другими заторможенным и тихим, Четвертая Физика отключает его от реального мира, а Вторая Логика поглощает его в интеллекте. Все это приводит к очень мягкому внешнему виду, и многие считают Сократа просто милым стариком, незаконно казненным коррумпированным государством.

Естественно, такой романтизированный образ Сократа не совсем точен. Когда Сократа судили за нечестие и коррупцию, он, не теряя времени, воспользовался случаем, чтобы оклеветать тех, кого он считал ниже себя в интеллектуальном плане. Он не стеснялся высказывать свое мнение об афинском обществе и его недостатках, хвастаться своим интеллектуальным превосходством, даже цитируя оракула, который утверждал, что нет человека мудрее Сократа. Такое поведение было, конечно, результатом пуленепробиваемой самоуверенности Первой Воли и гибкой риторики Второй Логики.

На протяжении всего судебного процесса Сократ отказывался от услуг любого адвоката, полагая, что его доверие достаточно. Считая всех остальных столь же низшими, Сократ, не колеблясь, заявил, что остальная часть Афин полна площадей, а он был единственным умным человеком во всем городе. Вторая Логика позволила Сократу обойти такое возмутительное мнение и без колебаний рационализировать и объяснить действия Первой Воли. Третья эмоция, хотя и иссушала речь, все же была мощной и действенной, поскольку Сократ предупреждал своих слушателей, что, в отличие от своих противников, он не будет приукрашивать и облегчать свою речь, а будет давать грубую, нефильтрованную бессвязность. Когда пришло время казни Сократа, Сократ мало думал об этом, уподобляя себя высшей форме существования (разумеется, результат Четвертой физики). хотя его тело мертво (Четвертая физика), он до сих пор влияет на наш интеллектуальный мир (Первая воля) своими новаторскими идеями и философскими вопросами (Вторая логика).0007

Успех ждет «Сократов» в политике, и нет лучшего тому свидетельства, чем сама Железная Леди, Маргарет Тэтчер. Действительно, Тэтчер заслуживает такого звания, так как ее Первая Воля придавала ей несокрушимую уверенность и властный авторитет. Несмотря на то, что она была женщиной, она была гораздо более известна своей мужественностью и чертами, связанными с ней; сила, интеллект, холодность и бесстрашие. («Первая воля», «Вторая логика», «Третья эмоция» и «Четвертая физика».) Современники описывали ее как бесстрашного политика, который оказал неизгладимое влияние на своих коллег-депутатов, ее страну и, возможно, мир. Говоря, она цитировала целый ряд философов и авторов, все, что по памяти, бросалось в ее слушателей. Она умела проводить аналогии, умела интерпретировать министерские вопросы в терминах, понятных публике. Многие также отмечали, что выступления Тэтчер были отчетливо холодными, лишенными эмоций и сдержанными в выражениях. Когда ее спросили об этом, Тэтчер объяснила, что ее родители всегда говорили ей сдерживать свои эмоции, особенно гнев. Люди всегда наблюдают и принимают к сведению поведение, поэтому важно настроить себя, чтобы оставаться в позитивном свете. [1]

«Сократ» очень сдержан, когда дело доходит до выражения эмоций, что делает его замкнутым и необщительным. Он также испытывает большое отвращение к эмоциональной жизни других людей и больше ценит силу воли и интеллект своих подданных. Артистичные, харизматичные, веселые, но глупые будут только раздражать «Сократа». В отличие от других типов второй логики, «Сократ» не очень демократичен и считает, что его мнение единственно верное. Однако, в отличие от «догматиков», он стремится способствовать размышлениям и дискуссиям среди своих подчиненных и любит пробуждать разум в других людях. [2]

«Сократ», как и его собрат-психософ «Твардовский», обычно не руководит большими группами людей. Их Третьей Эмоции нужна небольшая группа преданных своему делу людей, способных не замечать недостатков своего хозяина. Если «Сократ» находит возлюбленную, для него характерно желание подчинить себе и контролировать их, требуя абсолютной лояльности и беспрекословного подчинения. Хотя ему не нравится это признавать, «Сократ» зависит от любви и привязанности других, чтобы согреть его холодное как камень сердце. Ему нужен кто-то покорный, послушный и нечестолюбивый, но также любящий, податливый и веселый, чтобы он мог смягчить хватку своих эмоций. [3]

Подводя итог всему сказанному, Первая воля наделяет «Сократа» несокрушимой уверенностью в себе, пуленепробиваемой силой воли, а также непререкаемым чувством превосходства. Вторая Логика наделяет его огромным умом, который может легко ознакомиться со множеством различных фактов и взглядов. Третья Эмоция делает его холодным и суровым, его речь иссушенной и монотонной. А Четвертая Физика делает его невероятно храбрым и безразличным ко всему, что происходит с его телом.

[1] Synatx of Love Страницы 131 — 134 https://psychosophy-ru.translate.goog/books/sintaksislubvi/sintaksislubvi131.html?_x_tr_sch=http&_x_tr_sl=ru&_x_tr_tl=0&_x_tr_hl=ru-GB 25 093 [] Описание ВЛЭФ типа https://bestsocionics-com.translate.goog/psychosophy/vlef/?_x_tr_sl=ru&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=en-GB
[3]  Описание Первой Воли и Третьей Эмоции https://bestsocionics -com.translate.goog/psychosophy/first-will/ Third-emotion/?_x_tr_sl=ru&_x_tr_tl=en&_x_tr_hl=ru-RU

Психическая установка Версия:

Написано и поддерживается пользователями PDB для пользователей PDB.

Посетите главный сайт PDB

Сократов среди психопатов | New Scientist

Джонатон Китс

Aware: взгляд на мир, основанный на здравом смысле, — не единственный. в больнице строгого режима

AS Профессор этики Королевского колледжа в Лондоне Джонатан Гловер привык использовать метод Сократа, чтобы помочь своим студентам усовершенствовать свои моральные убеждения, отвечая на сложные философские вопросы. Техника, зародившаяся в древних Афинах, часто используется в колледжах и юридических школах. Однако есть одно место, где вы обычно с этим не сталкиваетесь, — психиатрическая больница строгого режима.

Реклама

«Обычно вы не встретите метод Сократа в психиатрической больнице строгого режима»

В 1990-х годах Гловер решил отвезти его в больницу Бродмур на юге Англии. Там он исследовал распространенный стереотип о психопатах — что у них нет совести — обсуждая с ними вопросы этики. Эти диалоги являются отправной точкой для инопланетных ландшафтов? , широкомасштабное философское исследование психологии и психологическое исследование философии.

Гловер интересовался мышлением людей со всевозможными психическими расстройствами. В результате, по его словам, «к голосам людей с психиатрическими диагнозами следует прислушиваться внимательно», в отличие от «мягких, абстрактных описаний антисоциального расстройства личности».

Большинство мужчин в Бродмуре были выходцами из неблагополучных семей, все они совершили серьезные преступления, и у всех было диагностировано антисоциальное расстройство личности. Предполагалось, что они были аморальны и поэтому неспособны осознать свои преступления. Тем не менее, Гловер замечает: «Одной из поразительных особенностей людей, находящихся в психиатрических палатах, является то, насколько много их разговоров касается тем, которые также обсуждаются в философских журналах». Их объединяет одно — осознание того, что «интерпретация мира, основанная на здравом смысле, не является единственной».

Гловер решил задать мужчинам, казалось бы, простые вопросы, например, чему они научат ребенка о добре и зле. Многие ответы были предсказуемо поверхностными. Пациент CQ сказал, что дети не должны ругаться матом, и не заметил этической разницы между руганью и травлей. Для ZC, который считал воровство неправильным, единственным объяснением был личный интерес: «Тебя посадят, посадят в тюрьму и что ж — будешь страдать. Ты теряешь свободу».

Гловер копнул глубже, используя мысленный эксперимент, сформулированный Платоном, учеником Сократа, который позволяет нам совершить преступление с кольцом-невидимкой. Некоторые пациенты (включая ZC) не видели проблем с кражей или убийством, если вас не видели, но у других были более сложные взгляды. «Да, это было бы неправильно, — сказал Дж.Ф., — но если бы вам это сошло с рук, вы были бы на шаг выше закона».

Случайный слушатель может подумать, что JF такой же аморальный, как и ZC, но не Гловер. Он услышал то, что заставило его подумать, что это «не вписывается в концептуальную основу аморализма». У многих мужчин был «словарь моральных понятий», и, тщательно направляя свои вопросы, он нашел этические качества, соответствующие этим понятиям, такие как справедливость и уважение. Для Гловера это был мост между психопатами и остальными из нас, потому что он показал, что у расстройства много аспектов, и большинство из них пересекаются с личностными чертами некоторых людей, считающихся нормальными.

Один из очевидных выводов состоит в том, что в психиатрии диагностических ящиков недостаточно. Более тонкий вывод состоит в том, что мышление людей с психическими расстройствами может обогатить философию. Гловер считает, что может, от этики до эпистемологии.

Его книга часто теряет фокус, блуждая между двусмысленным и очевидным, но в одном месте он ясно показывает интересы философа в психозе, когда он пишет о бреде. Люди, которые верят, что их, скажем, похитили инопланетяне, часто знают, является ли набор убеждений внутренне непротиворечивым, но редко могут судить о том, правдоподобен ли этот набор.

Людям с бредом не хватает, утверждает Гловер, «эмоционального «чувства» идеи» так же, как их «эмоциональное «чувство» к другим людям часто бывает слабым». Иными словами, заблуждения раскрывают мощную роль эмоций в приобретении знаний, бросая вызов представлению о том, что эпистемология является чисто рациональной.

Если вы готовы слушать, как Гловер, метод Сократа может показаться совершенно естественным даже в больнице Бродмур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *