Психотерапевтическая психология. Развитие личности [Психология и психотерапия]
Психотерапевтическая психология
Это достаточно странно – психология и психотерапия, играя на одном поле, остаются совершенно чуждыми друг другу: результаты психологических исследований неприложимы к практике психотерапевтической работы, поставленные же психотерапией вопросы так и не услышаны психологией. А в результате отсутствия должного диалога между психологией и психотерапией последняя вынуждена самостоятельно формировать некое подобие психологии для своих нужд, своего рода «психотерапевтическую психологию». И, по всей видимости, данная проблема локализуется значительно глубже, нежели принято думать, и не может быть отнесена на счет банального отсутствия взаимопонимания между психологами и психотерапевтами. Само это отсутствие полноценного контакта между представителями обеих дисциплин манифестирует тот системный кризис, который поразил психологическую науку, кризис, который является в сущности сугубо методологическим.
Ситуация складывалась следующим образом. Очевидно, что всякая наука имеет прикладные задачи, а наиболее успешной оказывается та, которая создает или обеспечивает создание технологий. Нельзя не считаться с реалиями: бурного развития науки, которая не дает ощутимой отдачи, ожидать не приходится. Не будет ни финансовых вливаний, ни популяризации, необходимых для ее роста. Не будет в конечном итоге и самой науки.
Но каковы прикладные задачи психологии? По всей видимости, их две, из которых одна действительно состоялась, а вторая оказалась в крайне затруднительном положении. Первая – это самые разнообразные технологии воздействия на человека. По сути это технологии манипуляции человеком или группами людей; цели, впрочем, здесь могут быть и весьма благопристойными. А вторая прикладная задача психологии – это повышение субъективного качества жизни человека. И эта последняя быстро выкристаллизовалась в совершенно отдельную отрасль, нареченную весьма высокопарно: психотерапией.
Приходится признать, поскольку вопрос терапевтической эффективности психологических воздействий до сих пор дискутируется, назваться терапией психотерапия явно поспешила. Но если уж означил себя груздем, то полезай в кузов, а потому психотерапии, можно сказать, на колесах пришлось формировать то, что в кавычках можно было бы назвать «психотерапевтической психологией». Кавычки эти обусловлены фиктивностью ситуации, потому что пока в этой ситуации надо выбирать – или курица, или яйцо, представить себе их гибрид достаточно сложно.
«Психология», опять же в кавычках, выросшая на ниве психотерапии, конечно, паранаучна. Коротко остановимся на этих экспериментах: психоаналитическом (психодинамическом), когнитивно-поведенческом и гуманистическом.
Психоанализ, возникший, по сути дела, лишь как исследовательская техника, был вынужден сразу приняться за «толкование» (интерпретацию) найденного материала. Чуть более десятка случаев легли в основу сбитой теории, объясняющей все и вся человеческое.
Альфред Адлер столкнулся с тем, что личность – это образование социальное, а не сексуальное; у Карла Юнга человек преобразился в культуральное явление; Вильгельм Райх нашел феномен «хронического мышечного напряжения», а потом и вовсе ушел в физиологию оргазма с последующей его мистификацией; Жак Лакан понял человека как единство познающего и обозначающего. Короче говоря, каждый новый, точнее, прежде незамеченный психический феномен становился оплотом новой теории, обещавшей прояснение всех вопросов. Таким образом, несмотря на очевидное увеличение объема знаний, представление о человеке как о предмете исследования еще более замутнялось.
Представители поведенческого (бихевиорального) направления психотерапии, к сожалению, быстро впали в неоправданную консервативность, что, возможно, каким-то образом детерминировалось спецификой социальных процессов того времени, однако никакая такая специфика не может извинить науку, позволяющую себе сузить психическое до внешнего компонента поведения. По сути дела, в случае поведенческой психотерапии мы имеем единственную, наверно, попытку идти в психотерапии от психологии. Однако, когда методология, составляющая плоть и кровь исследователя, начинает использоваться не в целях познания, а в идеологическом ключе, всегда возникает социальный конфликт. Любой практикующий врач рассматривает пациента как «биологическую машину», что более чем оправдано, но упаси его бог рассказывать об этом своему пациенту!
«Когнитивисты» от психотерапии достаточно быстро смекнули маркетинговую слабину бихевиоральных психотерапевтов, и этот «бизнес-проект» оказался куда более удачливым, но для целей научных – печальным и плачевным. Когнитивные психотерапевты не только примитивизировали данные психологии, но и создали, по большому счету, весьма слабые терапевтические технологии, однако «выезжая» всякий раз на эффекте поведенческих механизмов. Пагубными в этой связи следует считать две принципиальные позиции.
Во-первых, психическое подверглось линчеванию: когнитивное в определении «когнитивно-поведенческая» перестало рассматриваться как поведение, будучи ему противопоставлено. Во-вторых, оказалась не уясненной наипростейшая истина: все, с чем имеет дело когнитивный психотерапевт, все, на что он пытается воздействовать, все, чем он оперирует, – не когнитивный процесс, а его результат; изменить же направление роста дерева можно лишь в процессе его роста, но это невозможно после того, как дерево уже срублено и более того – использовано для изготовления бельевого шкафа.
Впрочем, так называемая «третья сила» – гуманистическое направление в психотерапии, при всех безусловных его плюсах, спело погребальную песнь психологии в психотерапии. Поскольку психология оказалась здесь просто не ко двору, а проводимые исследования были скорее вынужденной формальностью, нежели фактической необходимостью. Гуманистическая психотерапия гораздо в большей степени оказалась ориентированной на философию.
Но нам могут возразить, что, мол, практика – критерий истины, а на практике мы видим подтверждение наших теорий. К сожалению, этот милый тезис не стоит и ломаного гроша. Лицам, относящим себя к специалистам по психике, следовало бы знать, что «мир таков, каковы наши доминанты» (А.
Нет, наука оперирует верифицируемыми данными, и какая-то определенная длина может быть измерена в сантиметрах, дюймах и даже в локтях, оставаясь при этом все же одной и той же длиной, о чем никто из измеряющих спорить не будет.
Но психотерапевты различных школ и направлений будут спорить о данном симптоме данного больного с пеной у рта, с нескрываемым раздражением и в отсутствие какой-либо серьезной аргументации. Такова ситуация в «психотерапевтической психологии».Относительно же собственно психологии вряд ли можно сказать нечто более утешительное, хотя проблемы здесь лежат в иной плоскости. Когда мы изучаем организм (например, человека), то, чтобы понять, как он функционирует, недостаточно знать только то, как он функционирует в норме, поскольку система эта в каком-то смысле равновесная, а потому значительная часть элементов, ее составляющих, не явлена. Они покажутся лишь при каком-нибудь сбое, нежелательном для данного организма, но, безусловно, отрадном для исследователя. Вместе с тем даже если подобное нарушение проявится и откроет нам некие факты, прежде скрытые наличествовавшим балансом, мы сможем заняться лишь их констатацией. Однако же до тех пор, пока мы не проверим этот факт неким воздействием, наши знания будут лишь знанием названий, но не знанием механизмов.
Психология же оказалась в положении, когда констатируется только то, что замечается. Впрочем, отчасти она пришла и в психопатологию (патопсихология), но, правда, с уже готовыми представлениями о базовых функциях и взаимодействиях содержательных элементов и, кроме того, принимая беспрекословно предлагаемую психиатрами метрику, так что констатации здесь зачастую весьма формальны. С проверкой же воздействием дела обстоят еще хуже, если не считать некоторых блистательных экспериментов, проведенных социальными психологами. Эксперимент же, экспериментальные условия в общей психологии – это не более чем способ нарушить баланс систем, что, безусловно, увеличивает возможности констатации, но механизмы так и остаются тайною за семью печатями.
Наконец, практическая приложимость этих данных в условиях реального ухудшения психического здоровья предмета ее исследования не может не вызывать озабоченности. Фундаментальная наука призвана служить фундаментом для практики, а не красивым зданием, которое выполняет роль памятника да насеста для пернатых и только.В этой связи всякие недоброжелательные и высокомерные кивки в адрес психологических дилетантов от психотерапии кажутся по меньшей мере неадекватными. Кто и на кого в такой ситуации должен был бы кивать, остается неясным, а неясность эта настойчиво побуждает тенденцию избегания, которая, впрочем, благополучно и реализуется как теми, так и другими – как психологами, так и психотерапевтами.
Впрочем, сам факт наличия проблемы предполагает возможность ее решения (тем или иным способом, так или иначе). Однако же если на поставленный в отношении данной проблемы вопрос мы не находим ответа, то, видимо, следует изменить характер самого вопроса, то есть сформулировать его как-то иначе, расположить в другой плоскости или вообще, что называется, зайти с другого конца и другим способом. Этим другим способом, этой точкой отсчета, на наш взгляд, является методология, которая, конечно, остается самым слабым местом в науке вообще, а в столь сложной системе, как человек, абсолютно не проработанной.
И новая методология (психософия) стала таким инструментом для работы со знанием. Она показала необходимость нового языка, способного оперировать несодержательными понятиями, и создала его, что позволило ей описывать открытые системы и процессы.[22] Она стала инструментом, способным расчерчивать структуры открытых систем и процессов, а также позволяет формулировать концепты, которые дают возможность описывать процессы в их целостности, преодолевая препоны, устанавливаемые содержательностью. Наконец, она позволяет формулировать критерии, которые являются четкими разграничителями различных содержательных сфер. И самое последнее – она технологична.
Опыт создания «психотерапевтической психологии» на основе новой методологии (психософии) был осуществлен нами на базе Клиники неврозов им. И.П. Павлова и Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, что позволило создать и детально разработать комплексную психотерапевтическую технологию, основанную на концептуально-теоретическом базисе «науки о поведении».[23] Она получила название системной поведенческой психотерапии.[24]
Системная поведенческая психотерапия определяется как структура практик, которая основана на концептуальной модели системной поведенческой психотерапии и реализуется пациентом под руководством психотерапевта, с его непосредственным участием, а также пациентом самостоятельно, для коррекции дезадаптивного поведения, приводящего к субъективному снижению качества жизни человека, обращающегося за психотерапевтической помощью.[25]
При создании концептуальной модели системной поведенческой психотерапии перед нами не стояло задачи создать некую науку, тем более психологию. Концептуальная модель системной поведенческой психотерапии представляет собой технологию реализации психотерапевтической работы, то есть является инструментом, служащим систематизации представлений о психической и психически опосредованной активности, а также формулировке вытекающих из этих представлений методов, используемых для улучшения субъективного качества жизни человека, обратившегося за психотерапевтической помощью.
Понятия концептуальной модели системной поведенческой психотерапии используются не для трактовок реальности, а с целью формулировки, формирования структуры практик. Иными словами, термины и понятия здесь – это не способ отражения реальности, они используются как инструмент воздействия на эту реальность. Таким образом, знаки, или, как мы их называем, «концепты», которые использует концептуальная модель, представляют собой инструменты и не выполняют непосредственно функции означающих, здесь знаку вменяется в обязанность служить секционным ножом, а не телом.
Вот именно такой подход и позволяет психотерапевту воспользоваться, обратиться к гигантскому телу психологической науки, используя все имеющиеся в ней наработки в практических целях. Основными концептами системной поведенческой психотерапии,[26] понятыми именно так, как они озвучены в настоящем сообщении, являются следующие: концепт «поведения», который рассматривался в методологическом ключе И.М. Сеченовым;[27] концепт «динамического стереотипа», являющийся одним из основных в учении И. П. Павлова;[28] концепт «доминанты», составляющий суть учения А.А. Ухтомского;[29] и концепт «знак – значение», который был нами сформулирован на основе методологических разработок Л.С. Выготского.[30]
Здесь необходимо еще раз оговориться, что данные концепты понимаются нами именно как концепты, но не как непосредственно наблюдаемые феномены, а перечисленные выше исследователи рассматриваются не как эмпирики, а методологи, их учения выступают здесь как методологические работы, наподобие предпринятых позже структуралистами на ниве философии. Данные концепты рассматриваются концептуальной моделью системной поведенческой психотерапии как своеобразные ракурсы, можно сказать, различные точки обозрения, но одной и той же открытой системы психического. При кажущейся неоднородности представленных концептов все они описывают психическую активность человека с разных ракурсов, давая в совокупности четкий рисунок поведения: динамический стереотип описывает содержательную сторону процесса, доминанта – функциональную, отношение «знак – значение» – структурную.
Рис. 2. Ракурсы поведения (системный, содержательный, функциональный, структурный)
В основу же искомой концептуальной модели был положен тезис И.М. Сеченова о структурном и функциональном единстве психического и тождественности его поведению, что и позволило назвать результирующую психотерапевтическую модель системной поведенческой психотерапией. Такой взгляд на психическую активность человека потребовал выделения пяти базовых «аспектов поведения»: поведение тела, поведение перцепции, апперцептивное поведение, речевое поведение и социальное поведение. Каждый из представленных аспектов поведения был рассмотрен и описан как совокупность психических механизмов, по отношению к которым и подбирались соответствующие диагностические возможности и психотерапевтические техники.[31]
Какой бы психотерапевтической теории ни придерживался практикующий специалист, если его работа имеет определенный терапевтический эффект, то резонно полагать, что вне зависимости от его профессиональных пристрастий и используемых теоретических конструкций он воздействует на те же психические механизмы, что и успешный представитель любого другого психотерапевтического направления. Вместе с тем описать эти психические механизмы можно лишь в том случае, если искомый концептуально-теоретический базис будет обладать свойством инвариантности, то есть позволит рассматривать различные по содержанию процессы при помощи универсальных концептов.
Именно это обстоятельство и требует формирования единого концептуального пространства, инвариантного любой психотерапевтической практике. Иными словами, концептуальная модель системной поведенческой психотерапии, опираясь на «науку о поведении»,[32] разработанную в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и Л.С. Выготского, формулирует универсальный концептуально-теоретический базис, позволяющий интегрировать в целостную и непротиворечивую систему достижения различных психотерапевтических направлений. Иными словами, концептуальная модель системной поведенческой психотерапии позволяет описать представленные в различных психотерапевтических направлениях психические механизмы, диагностические возможности и психотерапевтические техники в рамках единой терминологической сети.
Рис. 3. Аспекты поведения (поведение тела, поведение перцепции, апперцептивное поведение, речевое поведение, социальное поведение)
При создании системной поведенческой психотерапии перед нами не стояло задачи выстроить здание психологии из психотерапии, более того, мы даже не ставили перед собой цели создавать теорию психотерапии; для нас было важно создать технологию практической работы. Вместе с тем этот, как нам представляется, удачный опыт может быть перенесен на психологию. Во-первых, он важен в методологическом ключе; во-вторых, он позволяет использовать возможности психотерапии для психологии и психологию в психотерапии; в-третьих, наконец мы получаем возможность рассматривать человека целостно, а не частями, как это, несмотря на все предпринимаемые усилия, обычно получается в психологической и психотерапевтической науке.
Но системная поведенческая психотерапия – это именно терапевтическая технология, позволяющая оказывать помощь при различных психических расстройствах, прежде всего пограничного уровня. Однако, как мы уже говорили, психотерапия как область знаний давно перестала быть только терапевтическим, то есть лечебным, средством. Ее воды вышли из медицинских берегов и распространились на сферу мировоззрения, она стала выполнять роль своего рода культуральной практики, а также приняла в работу феномены, которые не могут в строгом смысле считаться болезненными, и в первую очередь к этим феноменам относится процесс развития личности.
Однако же во всех перечисленных случаях некорректно было бы говорить о психотерапии, а следовало бы вести речь соответственно о мировоззренческих исследованиях (психософия относит их к этоэстетике), о собственно психотерапевтической практике и о психотерапевтическом сопровождении личности. Под психотерапевтическим сопровождением процесса развития личности (ПСРЛ) мы понимаем не терапевтическую деятельность, а оказание необходимой помощи и содействия человеку, который находится в процессе развития своей личности.
Личность – есть результат социализации, но этот результат относится на счет процесса формирования личности. После того как формирование личности завершено, может начаться, а может и не начаться процесс ее развития, процесс существенных изменений в том, что уже было сформировано, стало личностью. Разумеется, это сопровождение нельзя назвать терапией в непосредственном значении этого термина, а если мы и говорим о «психотерапевтическом» сопровождении, то речь идет о том, что данное сопровождение обеспечивается психотерапевтом, который, впрочем, выступает здесь не в роли врача, но в качестве содействующего лица.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 1. Мистерия как психотерапевтическая практика.
Глава 1. Мистерия как психотерапевтическая практика. – Чудно мне это, Петр… Зажги-ка канделябры. Я люблю, когда горят канделябры, хоть и не знаю толком, что это такое… Я вызываю слово «мистерия» для обозначения способа взаимодействия с – и здесь я вынужден, перебрав
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диагностико-психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (НСП)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диагностико-психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (НСП) 1. Психолог: «Сейчас мы будем изучать, хорошо ли вы знаете людей, умеете ли предвидеть их поступки, угадывать мысли, чувства, желания. Как вы сами считаете, хорошо ли вы знаете
Профессиональная Психотерапевтическая Лига России представляет
Профессиональная Психотерапевтическая Лига России представляет услуги для руководителей,которые знают толк в образовании.Уважаемые руководители!Вы можете выбрать любое образование для своих сотрудников. Среди них:1. Семинары.2. Тренинги.3. Коучинг.4. Балинтовские
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ Выше мы представили широкий набор четких и ясных примеров, работая с которыми, психотерапевты могут упражнять собственную интуицию в идентификации явления, называемого нами «психотерапевтическая правильность». В совокупности это
9.
Особенности контакта и психотерапевтическая помощь9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь Просьба отнестись к нижеперечисленному не как к пособию по манипуляции, а как к рекомендациям, открывающим возможность взаимодействия с людьми такого типа.1. С эпилептоидным человеком лучше вступать в контакт, когда
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях
Глава 22. Психотерапевтическая помощь суицидентам
Глава 22. Психотерапевтическая помощь суицидентам Проблема самоубийств не утрачивает свою актуальность на всем протяжении существования человечества. Однако до настоящего времени не существует признаков, по которым можно было бы достоверно выявить человека,
КОРОТКАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
КОРОТКАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГЛАВА Каждая из предыдущих книг серии, которую вы читаете, заканчивалась разделом, посвященным психологическим техникам преодоления наркотической зависимости.Автор решил заменить в этой книге психологические техники всего-навсего одним
ПСИХОЛОГИЯ И ТРУД. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ТРУД. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психология труда – это отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX–XX вв. в связи с ростом
Глава 3: Психологическая и психотерапевтическая активация сексуального влечения
Глава 3: Психологическая и психотерапевтическая активация сексуального влечения Подавляющее большинство специалистов в области психологии сексуальности утверждают, что вопросы стимулирования сексуального влечения следует рассматривать исключительно в рамках тех
Психотерапия.
Большая российская энциклопедияПсихотерапи́я, сложный социокультурный феномен, в структуре которого различаются две стороны – практическая («психотерапия как деятельность») и теоретическая («психотерапия как наука»). С практической стороны психотерапия представляет собой пересечение областей медицинской и психологической практик профессионального оказания помощи людям, страдающим теми или иными нарушениями душевного или телесного здоровья (или близких аспектов благополучия), с применением психических средств воздействия (внушения, объяснения, научения, отреагирования).
Расхожее толкование термина как «лечение души» или даже «душепопечительство» [греч. ψυχοθεραπεία – лечение душой от ψυχή (псюхэ́) – душа, и θεραπεία (терапе́йя) – лечение, уход] следует признать неудовлетворительным, т. к. термин исходно введён в рамках медицинской терминологии и попадает в один ряд с названиями видов лечебной деятельности, обозначаемых средствами лечения, такими как «физиотерапия», «фитотерапия» и т. д., тогда как значение «лечение души» охватывается существующим термином «психиатрия»).
Ближайшими соседствующими по отношению к психотерапии областями практики являются: с медицинской стороны – психофармакотерапия, с психологической – психологическое консультирование, психологические тренинги и коучинг. С теоретической стороны психотерапия представляет собой научную область «двойного подчинения», будучи одновременно разделом двух крупных научных отраслей – медицины и психологии. С психологической стороны психотерапию следует считать одним из подразделов клинической психологии, с медицинской – одним из подразделов психиатрии.
Психотерапия как деятельность: история и современность
Психотерапия представляет собой вид профессиональной трудовой деятельности – труда, выполняемого специально подготовленными профессионалами и соответствующим образом оплачиваемого. Содержание этого труда в самом общем виде может быть описано как оказание некоторых видов помощи, осуществляемой с помощью психических средств, нуждающимся в ней людям.
Психические средства воздействия (психотерапевтические методы, приёмы, техники) чрезвычайно разнообразны, однако могут быть сведены к четырём основным принципам: внушению, объяснению, научению и отреагированию – при этом важно иметь в виду, что речь идёт именно о принципах воздействия, а не о классах приёмов. Конкретный приём, как правило, тем или иным образом сочетает в себе разные принципы, причём обычно один из принципов оказывается основным, а остальные играют вспомогательную роль.
Внушение представляет собой внедрение в сознание субъекта некоторых мыслей, желаний, установок, производимое в обход его критической способности. Способы обойти критическую способность многообразны: введение в состояние гипноза, отвлечение внимания, опора на авторитет, «эффект толпы» и др. (Кречмер. 1998. С. 403–418; Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 101–102; Руководство по психотерапии. 1979. С. 114–175; Платонов. 1962. С. 243–256; Свядощ. 2000. С. 22–132).
Объяснение предполагает опору на критическую способность, требует подробной аргументации, доказательств, переубеждения (Кречмер. 1998. С. 419–430; Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 769–774; Руководство по психотерапии. 1979. С. 192–204; Свядощ. 2000. С. 10–12).
Принцип научения отсылает к представлению об адаптивных и неадаптивных навыках – и, соответственно, предполагает устранение неадаптивных и выработку адаптивных навыков мышления, саморегуляции и поведения (Руководство по психотерапии. 1979. С. 283–296; Свядощ. 2000. С. 159–171; Платонов. 1962. С. 15–24; 68–83).
Принцип отреагирования предполагает предоставление субъекту той или иной возможности реализовать те реакции, которые по каким-либо причинам оказались нереализованными непосредственно в ответ на имевшие место в прошлом (преимущественно тягостные) события (Кречмер. 1998. С. 431–445; Свядощ. 2000. С. 181–185; Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 242–244). Конкретные способы, которыми предоставляется возможность «отреагировать своевременно не отреагированное», также многообразны: гипноз, различные игровые методы, специальным образом организованная беседа и т. д.
Исторически старейшее представление о психотерапевтической помощи – понимание её как разновидности помощи лечебной (медицинской), возникшее вместе с введением в обиход самого термина «психотерапия» Д. Х. Тьюком в 70-х гг. 19 в. Как следствие, в качестве «людей, нуждающихся в помощи» рассматриваются люди, страдающие теми или иными заболеваниями, а под профессионалами, её оказывающими, подразумеваются врачи. При этом в названный период под психотерапией в первую очередь понималась лечебная помощь психическими средствами больным, страдающим внутренними болезнями (Шерток. 1991. С. 73–97; Шерток. 2002. С. 12–23; Руководство по психотерапии. 1979. С. 76–84; Платонов. 1962. С. 9–14), причём помощь именно в лечении основного заболевания.
Следующий этап развития представлений о психотерапевтической помощи (рубеж 19 и 20 вв. – 40-е гг. 20 в.) ознаменовался «встречей психотерапии и психиатрии», когда благодаря работам таких крупных исследователей и практиков, как Ж.‑М. Шарко, З. Фрейд, В. М. Бехтерев, К. Г. Юнг и др. (Шерток. 1991. С. 98–189; Платонов. 1962. С. 9–14, 298–327; Руководство по психотерапии. 1979. С. 76–84, 525–539), выяснилось, что эффективность психотерапии при телесных заболеваниях обусловлена той ролью, которую в развитии болезни играют сопровождающие её психические состояния, процессы, переживания и т. д., – в первую очередь психопатологические явления, которые изучаются и лечатся психиатрами. Далее оказалось, что и те психопатологические состояния, которые не сопровождаются выраженными телесными болезненными проявлениями, также существенно облегчаются или даже полностью излечиваются при применении уже известных к тому времени или вновь разработанных средств психотерапевтической помощи. Благодаря этому появилось новое, более узкое представление о психотерапии как о комплексе психических средств помощи при различных психических же заболеваниях – тем самым психотерапия стала пониматься уже не как один из «больших» видов медицинской помощи, наряду с хирургией, терапией, физиотерапией и т. п., а как «локальная» разновидность помощи психиатрической.
В этот период происходит бурное развитие как психотерапевтической техники, так и её осмысления – формируется психотерапия как научная, а затем и учебная дисциплина. Если на первом этапе развития психотерапии разработки были сосредоточены на том, чтобы предложить новые, максимально «мощные» способы психотерапевтической помощи, то на новом этапе была осуществлена систематизация уже существующих техник и приёмов психотерапевтического воздействия и осознана необходимость иметь и достаточно строгое, научное понимание того, как и почему то или иное воздействие оказывается эффективным. Появляются разнообразные психотерапевтические концепции, формируется психотерапия как научная дисциплина. Общепринятым в этот период становится представление о том, что основным «местом приложения» лечебного психотерапевтического воздействия является в конечном счёте психика больного, что с необходимостью требует, чтобы в рамках целостной психотерапевтической концепции было уделено внимание и тому, что такое психика и как она устроена. Тем самым психотерапевтическая концепция неизбежно становится не только медицинской, но и психологической концепцией – что, в свою очередь, послужило основанием привлечения к профессиональной деятельности в области психотерапии не только врачей, но специалистов-психологов, ознаменовав переход к следующему этапу.
Третий, современный этап развития представлений о психотерапии как профессиональной деятельности характеризуется как расширением круга профессионалов, включающего теперь и врачей-психотерапевтов, и психологов-практиков с соответствующей подготовкой (прежде всего в области клинической психологии), так и расширением представлений о контингенте получателей такого рода помощи. Массированный опыт тягостных переживаний на фоне двух мировых войн 1-й половины 20 в. продемонстрировал, что даже чрезвычайно острые душевные реакции не могут рассматриваться как психопатологические явления, когда они адекватны сверхтяжким, катастрофическим обстоятельствам своего появления, возникая у вполне душевноздоровых людей. Тем самым такие явления перестают быть областью исключительной компетенции врачей – психиатров и психотерапевтов. В дальнейшем выяснилось, что для возникновения подобных явлений необязательны массовые катастрофы наподобие войн, – сверхтяжкое событие может носить и сугубо индивидуальный характер. Таким образом, обнаружился новый контингент людей, нуждающихся в помощи, – здоровые люди «с временными проблемами», – но при этом способы помощи, эффективные в применении к этому новому контингенту, аналогичны психическим средствам лечебного воздействия и могут осмысляться в рамках тех же теоретических воззрений. Примечательно, что ещё на предыдущем этапе развития психотерапии её крупнейшие теоретики – такие как З. Фрейд или В. М. Бехтерев – обратили внимание на то, что принципы, на которых основаны психические средства лечебного воздействия в рамках психотерапии, применяются в самых разных сферах межчеловеческого взаимодействия – и в педагогике, и в политике, и в рекламе и т. д. Тем более очевидным это стало к концу 1940‑х гг. , когда сформировалось представление о том, что не только больные и не только в лечебном контексте могут нуждаться в помощи, оказываемой профессионалами с применением психических средств воздействия. Так возникла проблема соотнесения психотерапии в собственном смысле с иными видами психологической помощи – например, представляется неуместным употреблять медицинский термин «психотерапия» для обозначения помощи, оказываемой «здоровым людям с временными проблемами», – несмотря на то что со стороны применяемых средств эта помощь имеет совершенно определённое сходство с помощью, оказываемой больным врачами-психотерапевтами и медицинскими психологами. Более того, во 2-й половине 20 в. выяснилось, что во многом аналогичные способы воздействия могут эффективно применяться и в тех ситуациях, когда речь идёт не об устранении обстоятельств, создающих то или иное неблагополучие в жизни данного человека, а о том, чтобы добиться некоторых дополнительных положительных изменений в уже благополучной жизни. Очевидно, что ни в случае «здорового с проблемами», ни тем более в случае «благополучного, стремящегося к дополнительным благам» неуместно рассмотрение ситуации в терминах «лечения». Так появляются смежные с психотерапией области психологической помощи вне клинического контекста: психологическое консультирование (преимущественно для «здоровых с проблемами») (Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 606–607), психологические тренинги и коучинг (для «благополучных, желающих дополнительных благ») (Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 921–922).
Отдельно следует упомянуть о характерном преимущественно для отечественной традиции различении «медицинской» и «немедицинской» психотерапии – однако в конечном счёте это различение преимущественно сводится к вопросу о том, какую базовую квалификацию имеет профессионал, оказывающий психотерапевтическую помощь, – врачебную или психологическую. Это различение имеет скорее исторический характер, нежели содержательный, и связано с особенностями развития этой области профессиональной деятельности в СССР и России, тогда как со стороны контингента получателей помощи и применяемых психотерапевтических средств разница в настоящий момент фактически отсутствует. Такое положение вещей закономерным образом ведёт к возникновению на рубеже 20 и 21 вв. представлений об обособлении психотерапии от обеих «родительских» отраслей, медицины и психологии, и становлении её как полностью самостоятельной профессии – что, возможно, знаменует начало нового, уже четвёртого этапа её развития [ср. с официальной позицией Европейской ассоциации психотерапии (Strasbourg declaration on psychotherapy)].
Психотерапия как наука: основные психотерапевтические традиции
Основным предметом изучения психотерапии как науки можно считать психотерапию как деятельность в самых разных её аспектах – таких как объект психотерапевтического воздействия, его техника, критерии эффективности и др. При этом понятие «объект психотерапевтического воздействия» оказывается сложным. Даже если его рассматривать в сугубо медицинском аспекте, уже возможны два подхода к его определению, в соответствии с известной ещё со времен античной медицины дилеммой: «лечить болезнь или больного». В случае выбора первого подхода – «лечить болезнь» – возникает прежде всего вопрос о том, какие именно болезни имеются в виду, т. е. требуется, с одной стороны, разработка достаточно объемлющей классификации болезней, а с другой – анализ структуры каждой из болезней, её проявлений (симптоматики), причин (этиологии) и механизмов её развития (патогенеза). Далее требуется на основе представлений о той или иной болезни разработать показания и противопоказания к применению тех или иных средств воздействия и объяснить, каким образом и на какие звенья структуры болезни это воздействие оказывается.
В случае выбора варианта «лечить больного» вопросы ставятся несколько иначе: например, к какому аспекту рассмотрения индивида должно адресоваться психотерапевтическое воздействие (к организму, к психике и т. д.)? Это приводит к общепсихологической проблематике, и актуальными становятся вопросы вида «Что такое психика?» (и в целом, и как объект воздействия в психотерапевтическом процессе), «Что такое личность?» и т. д. – что требует включения психологического теоретизирования в осмысление психотерапевтической деятельности.
Конкретные психотерапевтические концепции, как правило, в различных пропорциях сочетают в себе оба эти подхода – и «медицинский», и «психологический». Например, психоанализ З. Фрейда органично сочетает в себе и психологическую концепцию структуры личности, и медицинские концепции, объясняющие возникновение и развитие ряда конкретных душевных заболеваний. В то же время существуют и концепции, более отчётливо тяготеющие либо к «психологическому», либо к «медицинскому» подходу. Например, существуют психотерапевтические школы, принципиально отказывающиеся от «медицинского языка», не использующие в своей теории наименования конкретных болезней и даже самого понятия «болезнь» и не считающие возможным называть людей, обращающихся к ним за помощью, «больными», «пациентами» и т. д., предпочитая наименование «клиент». Таково, например, т. н. клиент-центрированное консультирование К. Роджерса. Впрочем, как правило, обнаруживается, что и в такого рода концепциях присутствует представление о тех или иных нарушениях, их причинах, проявлениях и механизмах – однако при этом они не трактуются в терминах «здоровья» и «болезни» и описываются с использованием специфичной для данного направления терминологии, существенно отличающейся от традиционной медицинской.
С другой стороны, существуют и направления, тяготеющие к противоположному, «медицинскому» подходу. Такова, например, клиническая психотерапия – традиционное отечественное направление психотерапевтической теории и практики, развивавшееся В. Е. Рожновым и его учениками. Теоретическая составляющая этого направления в значительной степени исчерпывается концепциями конкретных болезней, в основном из области т. н. пограничной («малой») психиатрии, а также показаний и противопоказаний к применению тех или иных психотерапевтических средств в их лечении.
Формирование основных психотерапевтических традиций («семейств» психотерапевтических концепций и возникших вокруг них профессиональных сообществ) произошло преимущественно в 20–40-х гг. 20 в. К таковым можно причислить: глубинно-психологическую (психоаналитическую – в широком смысле) традицию, поведенческую (бихевиоральную, в 1950–1960-х гг. трансформировавшуюся в когнитивно-поведенческую) и экзистенциальную (также претерпевшую некоторые изменения в послевоенные времена и ныне зачастую именующуюся экзистенциально-гуманистической).
Ключевым для глубинно-психологической традиции можно считать представление об определяющей роли неосознаваемых субъектом (бессознательных) психических процессов во всей его жизни, в частности – в возникновении психопатологических явлений, причём последние оказываются своего рода «сообщением субъекта самому себе» о причинах их возникновения (Фрейд. 1998). Психотерапевтическая помощь в этом случае состоит в комплексе тех или иных мер (основанных преимущественно на принципах отреагирования и объяснения), помогающих пациенту осознать происхождение психопатологических явлений и состояний, что в конечном счёте приведёт и к их устранению, т. к. у субъекта в них больше не будет нужды.
Среди «отцов-основателей» этой традиции центральное место принадлежит З. Фрейду (см., например, Фрейд. 1998), но немаловажную роль сыграли и его ученики, многие из которых впоследствии стали его же оппонентами, такие как К. Г. Юнг, А. Адлер, С. Н. Шпильрейн, В. Райх и многие др. В России на протяжении большей части истории развития отечественной психотерапии (пришедшейся на советский период), в силу ряда причин политико-идеологического свойства, данная традиция была практически не представлена. Из традиционных советских психотерапевтических школ некоторое идейное и техническое сродство с глубинно-психологической традицией свойственно т. н. клинико-патогенетической психотерапии, разработанной В. Н. Мясищевым и его учениками (Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 482–485, 322–331; Руководство по психотерапии. 1979. С. 12–23).
Ключевая идея бихевиоральной традиции – представление о том, что всякое психопатологическое явление есть поведенческий (а в когнитивно-поведенческой версии – поведенческий или мыслительный; см. , например, Бек. 2006. С. 33–45) навык, по какой-либо причине утерявший свою адаптивность, т. е. более не удовлетворяющий потребности организма (Ромек. 2002). Психотерапевтическая же помощь состоит в устранении неадаптивных и выработке адаптивных навыков с помощью приёмов, основанных преимущественно на принципах научения и (в когнитивно-поведенческой версии) объяснения.
Поведенческая традиция, в отличие от глубинно-психологической, не имеет единого «корня» – школы и направления, которые можно отнести к этой традиции, развивались в значительной мере независимо друг от друга. Одним из наиболее ранних авторов, применивших идеи такого типа к психотерапевтической практике, следует считать, по всей видимости, В. М. Бехтерева (Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 83–84). В дальнейшем бихевиоральные идеи в психотерапии развивались Х. Ю. Айзенком, Дж. Вольпе и др. Возникновение во 2-й половине 20 в. когнитивистской ветви данной традиции связано с работами А. Бека и А. Эллиса (Бек. 2006. С. 19–31; Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 493–495). В советской психотерапии близкие к собственно поведенческому подходу идеи развивали К. И. Платонов, И. Е. Вольперт, В. Е. Рожнов (Платонов. 1962. С. 298–376; Руководство по психотерапии. 1979. С. 24–42; Психотерапевтическая энциклопедия. 2000. С. 192–93) и их последователи, близкие к когнитивно-поведенческой ветви, – Ф. Б. Березин. Особенностью отечественных подходов, тяготеющих к этой традиции, является широкое использование психотерапевтических приёмов, основанных на принципе внушения (преимущественно с использованием гипноза).
Ключевым для экзистенциальной традиции в психотерапии является представление о человеке как свободном субъекте собственных действий и всей своей жизни в целом, осознающем собственную свободу и имеющем возможность совершать те или иные поступки по собственной воле. Психопатологические явления при этом рассматриваются как препятствия к реализации природной свободы субъекта или её осознанию. Психотерапевтическая помощь состоит в выявлении этих препятствий свободе самореализации и их причин, а также способствовании осознанию свободы субъектом (Франкл. 2019. С. 37–43, 56–63; Бинсвангер. 2017. С. 3–30).
Психотерапевтическое применение идей экзистенциальной философии и психологии связано с работами Л. Бинсвангера, Р. Лэйнга, В. Франкла, К. Роджерса и многих др. (см., например, Бинсвангер. 2017. С. 3–30; Роджерс. 1994. С. 211–232). Подобно глубинно-психологической, экзистенциальная традиция была мало представлена в России советского периода – по тем же политико-идеологическим причинам.
Описанный спектр возможных типов психотерапевтических концепций даёт лишь приблизительное представление об их многообразии. Такая множественность теоретических подходов и концепций характерна для внутренней структуры психотерапии как научной дисциплины, что резко отличает её от смежных с нею дисциплин в структуре медицинского знания, однако сближает с соседствующими областями в другой «родительской» отрасли научного знания – психологии.
Бухаров Ян МихайловичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 10:12 (GMT+3)
Психотерапия — клиника Майо
Обзор
Психотерапия — это общий термин для лечения проблем психического здоровья путем беседы с психиатром, психологом или другим специалистом в области психического здоровья.
Во время психотерапии вы узнаете о своем состоянии и своем настроении, чувствах, мыслях и поведении. Психотерапия поможет вам научиться контролировать свою жизнь и реагировать на сложные ситуации с помощью здоровых навыков преодоления трудностей.
Существует множество видов психотерапии, каждый со своим подходом. Тип психотерапии, который подходит именно вам, зависит от вашей индивидуальной ситуации. Психотерапия также известна как разговорная терапия, консультирование, психосоциальная терапия или просто терапия.
Товары и услуги
- Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
- Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — электронное издание
Почему это делается
Психотерапия может быть полезна при лечении большинства проблем психического здоровья, в том числе:
- Тревожные расстройства, такие как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), фобии, паническое расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Расстройства настроения, например, депрессия или биполярное расстройство
- Зависимости, такие как алкоголизм, наркотическая зависимость или игромания
- Расстройства пищевого поведения, такие как анорексия или булимия
- Расстройства личности, , такие как пограничное расстройство личности или зависимое расстройство личности
- Шизофрения или другие расстройства, вызывающие отрыв от реальности (психотические расстройства)
Не у всех, кто получает пользу от психотерапии, диагностировано психическое заболевание. Психотерапия может помочь при ряде жизненных стрессов и конфликтов, которые могут затронуть любого. Например, это может помочь вам:
- Разрешение конфликтов с вашим партнером или кем-то еще
- Снятие беспокойства или стресса из-за работы или других ситуаций
- Пережить серьезные жизненные перемены, такие как развод, смерть любимого человека или потеря работы
- Научитесь справляться с нездоровыми реакциями, такими как агрессивное поведение на дороге или пассивно-агрессивное поведение
- Смириться с постоянной или серьезной проблемой физического здоровья, , такие как диабет, рак или длительная (хроническая) боль
- Восстановление после физического или сексуального насилия или наблюдение за насилием
- Справиться с сексуальными проблемами, независимо от того, вызваны ли они физическими или психологическими причинами
- Лучше спите, если у вас проблемы с засыпанием или сном (бессонница)
В некоторых случаях психотерапия может быть столь же эффективной, как лекарства, например антидепрессанты. Однако, в зависимости от вашей конкретной ситуации, одной психотерапии может быть недостаточно для облегчения симптомов психического расстройства. Вам также могут понадобиться лекарства или другие виды лечения.
Записаться на прием
Риски
Как правило, психотерапия сопряжена с небольшим риском. Но поскольку он может исследовать болезненные чувства и переживания, иногда вы можете чувствовать себя эмоционально некомфортно. Тем не менее, любые риски сводятся к минимуму при работе с квалифицированным терапевтом, который может подобрать тип и интенсивность терапии в соответствии с вашими потребностями.
Навыки совладания, которым вы научитесь, помогут вам справиться с негативными чувствами и страхами и победить их.
Как вы готовите
Вот как начать:
- Найдите терапевта. Получите направление от врача, плана медицинского страхования, друга или другого надежного источника. Многие работодатели предлагают консультационные услуги или направления через программы помощи сотрудникам (EAP). Или вы можете найти терапевта самостоятельно, например, поищите профессиональную ассоциацию в Интернете.
- Понять стоимость. Если у вас есть медицинская страховка, узнайте, какое покрытие она предлагает для психотерапии. Некоторые планы медицинского страхования покрывают только определенное количество сеансов психотерапии в год. Кроме того, поговорите со своим терапевтом о сборах и вариантах оплаты.
- Просмотрите свои опасения. Перед первой встречей подумайте, над какими вопросами вы хотели бы поработать. Хотя вы также можете разобраться в этом со своим терапевтом, наличие некоторого смысла заранее может послужить хорошей отправной точкой.
Проверить квалификацию
Перед посещением психотерапевта проверьте его или ее биографию, образование, сертификаты и лицензии. Психотерапевт — это общий термин, а не название должности или указание на образование, обучение или лицензию.
Подготовленные психотерапевты могут занимать различные должности в зависимости от их образования и должности. Большинство из них имеют степень магистра или доктора со специальной подготовкой в области психологического консультирования. Врачи, специализирующиеся на психическом здоровье (психиатры), могут назначать лекарства, а также проводить психотерапию.
К психотерапевтам относятся психиатры, психологи, лицензированные профессиональные консультанты, лицензированные социальные работники, лицензированные семейные терапевты, психиатрические медсестры или другие лицензированные специалисты, прошедшие подготовку в области психического здоровья.
Убедитесь, что выбранный вами терапевт соответствует требованиям государственной сертификации и лицензирования для его или ее конкретной дисциплины. Ключ в том, чтобы найти квалифицированного терапевта, который сможет подобрать тип и интенсивность терапии в соответствии с вашими потребностями.
Чего ожидать
Ваш первый сеанс терапии
На первом сеансе психотерапии терапевт обычно собирает информацию о вас и ваших потребностях. Вас могут попросить заполнить формы о вашем текущем и прошлом физическом и эмоциональном здоровье. Вашему терапевту может потребоваться несколько сеансов, чтобы полностью понять вашу ситуацию и проблемы, а также определить наилучший подход или курс действий.
Первая сессия также дает вам возможность поговорить со своим терапевтом, чтобы узнать, будут ли его или ее подход и характер работать на вас. Убедитесь, что вы понимаете:
- Какой тип терапии будет использоваться
- Цели вашего лечения
- Длина каждого сеанса
- Сколько сеансов терапии вам может понадобиться
Не стесняйтесь задавать вопросы во время приема. Если вы не чувствуете себя комфортно с первым психотерапевтом, которого вы видите, попробуйте кого-нибудь другого. Для того чтобы психотерапия была эффективной, крайне важно иметь хорошую совместимость с вашим терапевтом.
Начало психотерапии
Скорее всего, вы будете встречаться в кабинете своего терапевта или в клинике раз в неделю или раз в две недели для сеанса, который длится от 45 до 60 минут. Психотерапия, обычно в виде группового сеанса с акцентом на безопасность и стабилизацию, также может проводиться в больнице, если вы были госпитализированы для лечения.
Виды психотерапии
Существует ряд эффективных видов психотерапии. Некоторые работают лучше, чем другие, при лечении определенных расстройств и состояний. Во многих случаях терапевты используют комбинацию методов. Ваш терапевт рассмотрит вашу конкретную ситуацию и предпочтения, чтобы определить, какой подход может быть лучшим для вас.
Несмотря на то, что существует множество видов терапии, некоторые методы психотерапии, доказавшие свою эффективность, включают:
- Когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), , которая помогает выявить нездоровые, негативные убеждения и поведение и заменить их здоровыми, позитивными
- Диалектическая поведенческая терапия, тип когнитивно-поведенческой терапии, который обучает поведенческим навыкам, помогающим справляться со стрессом, управлять своими эмоциями и улучшать отношения с другими людьми
- Терапия принятия и приверженности, , которая помогает вам осознать и принять свои мысли и чувства, а также совершить изменения, повышая вашу способность справляться с ситуациями и приспосабливаться к ним
- Психодинамическая и психоаналитическая терапия, направленная на повышение осведомленности о бессознательных мыслях и поведении, развитие нового понимания ваших мотивов и разрешение конфликтов
- Межличностная психотерапия, , направленная на решение проблем, связанных с вашими текущими отношениями с другими людьми, для улучшения ваших навыков межличностного общения — как вы относитесь к другим, таким как семья, друзья и коллеги
- Поддерживающая психотерапия, укрепляющая вашу способность справляться со стрессом и трудными ситуациями
Психотерапия предлагается в различных форматах, включая сеансы индивидуальной, парной, семейной или групповой терапии, и может быть эффективной для всех возрастных групп.
Во время психотерапии
При большинстве видов психотерапии ваш психотерапевт рекомендует вам говорить о своих мыслях и чувствах, а также о том, что вас беспокоит. Не волнуйтесь, если вам трудно открыться о своих чувствах. Ваш терапевт может помочь вам обрести больше уверенности и комфорта с течением времени.
Поскольку психотерапия иногда включает интенсивные эмоциональные дискуссии, вы можете плакать, расстраиваться или даже вспыхивать во время сеанса. Некоторые люди могут чувствовать себя физически истощенными после сеанса. Ваш терапевт всегда рядом, чтобы помочь вам справиться с такими чувствами и эмоциями.
Ваш терапевт может попросить вас выполнить «домашнее задание» — действия или практики, основанные на том, чему вы научились во время регулярных терапевтических сеансов. Со временем обсуждение ваших проблем может помочь улучшить ваше настроение, изменить то, как вы думаете и чувствуете себя, и улучшить свою способность справляться с проблемами.
Конфиденциальность
За исключением редких и особых обстоятельств, беседы с вашим терапевтом конфиденциальны. Однако терапевт может нарушить конфиденциальность, если существует непосредственная угроза безопасности (вашей или чьей-либо еще) или когда закон штата или федеральный закон требует сообщить о проблемах властям. Ваш терапевт может ответить на вопросы о конфиденциальности.
Продолжительность психотерапии
Необходимое количество сеансов психотерапии, а также частота посещения психотерапевта зависят от таких факторов, как:
- Ваше конкретное психическое заболевание или ситуация
- Тяжесть ваших симптомов
- Как долго у вас были симптомы или как долго вы справлялись со своей ситуацией
- Как быстро вы делаете успехи
- Сколько стресса вы испытываете
- Насколько ваши проблемы с психическим здоровьем мешают повседневной жизни
- Какую поддержку вы получаете от членов семьи и других лиц
- Ограничения по стоимости и страховке
Вам может понадобиться всего несколько недель, чтобы помочь вам справиться с краткосрочной ситуацией. Или лечение может длиться год или дольше, если у вас есть хроническое психическое заболевание или другие долгосрочные проблемы.
Результаты
Психотерапия может не излечить ваше состояние или не разрешить неприятную ситуацию. Но это может дать вам возможность справляться здоровым образом и чувствовать себя лучше в отношении себя и своей жизни.
Получение максимальной отдачи от психотерапии
Примите меры, чтобы получить от терапии максимальную пользу и сделать ее успешной.
- Убедитесь, что вам комфортно с вашим терапевтом. Если нет, поищите другого психотерапевта, с которым вам будет легче.
- Подход к терапии как партнерство. Терапия наиболее эффективна, когда вы являетесь активным участником и участвуете в принятии решений. Убедитесь, что вы и ваш терапевт согласны с основными проблемами и способами их решения. Вместе вы можете ставить цели и измерять прогресс с течением времени.
- Будьте открытыми и честными. Успех зависит от готовности поделиться своими мыслями, чувствами и опытом, а также рассмотреть новые идеи, идеи и способы ведения дел. Если вы не хотите говорить об определенных проблемах из-за болезненных эмоций, смущения или опасений по поводу реакции вашего терапевта, сообщите об этом своему терапевту.
- Придерживайтесь своего плана лечения. Если вы чувствуете себя подавленным или вам не хватает мотивации, может возникнуть соблазн пропустить сеансы психотерапии. Это может нарушить ваш прогресс. Старайтесь посещать все сессии и обдумывать то, что вы хотите обсудить.
- Не ждите мгновенных результатов. Работа над эмоциональными проблемами может быть болезненной и требовать тяжелой работы. Вам может потребоваться несколько сеансов, прежде чем вы начнете видеть улучшение.
- Делайте домашнее задание между занятиями. Если ваш терапевт просит вас записывать свои мысли в дневник или выполнять другие действия вне терапевтических сеансов, выполняйте. Эти домашние задания могут помочь вам применить то, что вы узнали на сеансах терапии, в своей жизни.
- Если психотерапия не помогает, поговорите со своим терапевтом. Если после нескольких сеансов вы не чувствуете, что получаете пользу от терапии, поговорите об этом со своим терапевтом. Вы и ваш терапевт можете решить внести некоторые изменения или попробовать другой подход, который может быть более эффективным.
Клинические испытания
Ознакомьтесь с исследованиями Mayo Clinic, посвященными тестам и процедурам, помогающим предотвращать, выявлять, лечить или управлять состояниями.
Персонал клиники Мэйо
Сопутствующие товары
Товары и услуги
Что это такое, зачем это делается и типы
Обзор
Что такое психотерапия?
Психотерапия, также называемая разговорной терапией, — это термин, обозначающий различные методы лечения, направленные на то, чтобы помочь человеку выявить и изменить нездоровые эмоции, мысли и поведение. Эти мысли и эмоции могут быть связаны с такими ситуациями, как:
- Проблемы в отношениях.
- Горе.
- Адаптация к новой жизненной ситуации или состоянию здоровья.
- Стресс и трудности совладания.
Они также могут быть связаны с диагностированным психическим здоровьем и поведенческими расстройствами.
Психотерапия проводится обученным, лицензированным специалистом в области психического здоровья, например, психологом или психиатром. Он может предоставить поддержку, образование и рекомендации вам и/или вашей семье, чтобы помочь вам лучше функционировать и повысить свое благосостояние.
Психотерапия может использоваться в сочетании с лекарствами или другими методами лечения или как самостоятельное лечение.
В чем разница между психотерапией, консультированием и терапией?
Многие люди используют слова «психотерапия», «консультирование» и «терапия» для обозначения одного и того же: разговорная терапия со специалистом в области психического здоровья, чтобы помочь решить проблемы или вылечить психические заболевания.
Хотя люди часто используют «терапию» как сокращенную версию «психотерапии» (что является правильной заменой), следует отметить, что психотерапия конкретно занимается психическими, эмоциональными и поведенческими проблемами. Существует несколько других видов терапии различных состояний здоровья, таких как логопедия, физиотерапия, гидротерапия, лучевая терапия и многие другие.
Консультирование, как правило, представляет собой краткосрочное лечение, направленное на устранение определенного симптома или ситуации, например супружеских или семейных проблем, в то время как психотерапия обычно представляет собой более долгосрочное лечение, направленное на то, чтобы лучше понять чьи-то проблемы или помочь с психическим заболеванием. Можно использовать взаимозаменяемые термины.
Какие существуют виды психотерапии?
Специалисты по психическому здоровью используют несколько видов психотерапии, и многие специалисты специализируются на определенных видах. Выбор типа терапии зависит от вашего конкретного состояния и/или обстоятельств. Терапевты могут комбинировать элементы из разных терапевтических подходов, чтобы наилучшим образом удовлетворить ваши потребности.
Некоторые из наиболее распространенных видов психотерапии включают:
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) : Это структурированный, целенаправленный тип психотерапии. Специалисты в области психического здоровья используют его для лечения психических заболеваний и эмоциональных проблем. Ваш терапевт или психолог поможет вам внимательно изучить свои мысли и эмоции. Вы поймете, как ваши мысли влияют на ваши действия. С помощью когнитивно-поведенческой терапии вы можете отучиться от негативных мыслей и поведения и научиться принимать более здоровые модели мышления и привычки.
- Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) : ДПТ — это разновидность разговорной терапии, основанная на когнитивно-поведенческой терапии, но специально адаптированная для людей, испытывающих очень сильные эмоции. Основная цель терапевтов, использующих ДПТ, состоит в том, чтобы найти баланс между подтверждением (принятием) того, кто вы есть, вашими проблемами и преимуществами изменений. Ваш терапевт поможет вам освоить новые навыки, чтобы улучшить регулирование эмоций. Он включает в себя как индивидуальную, так и групповую терапию.
- Межличностная терапия (IPT) : Это краткосрочная форма терапии. Это поможет вам понять основные межличностные проблемы, которые вызывают беспокойство, такие как неразрешенное горе, изменения в социальных или рабочих ролях, конфликты с другими людьми и проблемы, касающиеся других. Это может помочь вам научиться здоровым способам выражения эмоций и способам улучшить общение.
- Психодинамическая терапия : Этот тип терапии основан на идее о том, что на поведение и психическое благополучие влияют детские переживания и проблемные повторяющиеся мысли или чувства, которые находятся вне вашего сознания (они бессознательны). Вы будете работать с терапевтом, чтобы улучшить свое самосознание и изменить старые модели, чтобы вы могли более полно взять на себя ответственность за свою жизнь.
Дополнительные методы лечения, которые специалисты в области психического здоровья иногда используют в сочетании с психотерапией, включают:
- Анималотерапия : Это включает в себя работу с собаками, лошадьми или другими животными, чтобы принести утешение, помочь в общении и помочь справиться с травмой.
- Творческая арт-терапия : Включает в себя использование искусства, танцев, музыки и поэзии для помощи в разговорной терапии и общении.
- Игровая терапия : Эта терапия специально помогает детям идентифицировать и говорить о своих эмоциях и чувствах через игру.
Существуют также различные виды терапии в зависимости от того, кто принимает участие в сеансе. К ним относятся:
- Индивидуальная терапия : В этой терапии участвуют только вы и специалист по психическому здоровью.
- Групповая терапия : Эта терапия происходит, когда два или более человека одновременно участвуют в терапии у специалиста по психическому здоровью. В групповой терапии вы можете делиться опытом и узнавать от других об их похожем опыте.
- Консультации по вопросам брака/терапия для пар : Эта терапия включает вас и вашего супруга или романтического партнера. Лицензированные брачные и семейные терапевты (LMFT) специально обучены помогать парам определять свои проблемы и работать над их решением. Проблемы могут быть связаны с общением, воспитанием детей, финансами, пониманием вашего психического состояния или состояния вашего партнера и многим другим.
- Семейная терапия : В этой терапии участвуют вы и члены вашей семьи — либо все они, либо некоторые из них. Это может помочь членам семьи улучшить общение и разрешить конфликты, которые могут варьироваться от ревности братьев и сестер до проблем, связанных со смертью члена семьи.
Кому нужна психотерапия?
Психотерапия может быть полезна всем, кто борется с жизненными трудностями, чрезмерным стрессом, приспосабливается к новой жизненной ситуации или состоянию здоровья и/или имеет психические или поведенческие расстройства. Среди них дети, подростки и взрослые.
Сеансы психотерапии могут длиться несколько недель или месяцев при краткосрочных проблемах или несколько месяцев или лет при более сложных ситуациях или хронических состояниях.
Некоторые (но не единственные) признаки того, что вам или вашему ребенку может быть полезна терапевтическая беседа, включают:
- Большинство дней у вас плохое настроение.
- Вы потеряли интерес к вещам, которые вам когда-то нравились.
- Вы чувствуете себя подавленным жизнью, и это влияет на ваше настроение и повседневную деятельность.
- Вы чувствуете, что не можете контролировать свои эмоции.
- У вас тревожные, навязчивые или скачущие мысли.
- Изменились ваши привычки в еде и/или сне.
- Определенные привычки становятся проблематичными, например чрезмерное употребление алкоголя, употребление наркотиков, азартные игры или другое рискованное поведение.
- Вы пережили травму, такую как автомобильная авария, смерть любимого человека, физическое или сексуальное насилие.
- У вас постоянно низкая самооценка и уверенность в себе.
- У вас постоянные проблемы в отношениях, будь то романтический партнер, член семьи или коллега.
- Вам трудно справляться со стрессом, связанным с работой, семьей или школой.
- Вы отказываетесь от социальных отношений и/или общественной деятельности.
Если вы не уверены, поможет ли вам психотерапия или нет, обратитесь к своему лечащему врачу. Они могут предоставить руководство.
С какими состояниями или проблемами помогает справиться психотерапия?
Проблемы, с которыми может помочь психотерапия, включают (но не ограничиваются ими):
- Трудности в повседневной жизни или заболевания.
- Стресс.
- Гнев.
- Травма (физическая или эмоциональная).
- Трудности с похудением или отказом от курения.
- Лечение острого или хронического заболевания, такого как рассеянный склероз, рак, инсульт, хроническая боль или аутоиммунное заболевание.
- Смерть близкого человека и горе.
- Развод или проблемы в отношениях.
- Проблемы с работой или семьей.
- Определенные состояния психического здоровья, такие как депрессия, тревога, биполярное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройства пищевого поведения, расстройства личности и многое другое.
- Поведенческие расстройства, такие как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР), расстройство поведения и другие.
Существует несколько различных видов психотерапии, и некоторые из них могут лучше работать с определенными проблемами или вопросами. Вы можете участвовать в психотерапии в сочетании с приемом определенных лекарств или других методов лечения для управления своим состоянием.
Как мне найти терапевта?
Терапевтом может быть психолог, психиатр (врач, который может прописывать лекарства), психиатрическая медсестра, социальный работник или семейный терапевт.
Поиск подходящего терапевта часто занимает много времени. Постарайтесь не падать духом. Поговорите с людьми, которым вы доверяете, чтобы они дали вам направление к терапевту, будь то ваш лечащий врач, друг или член семьи.
Вы также можете искать терапевтов в Интернете через местные и государственные психологические ассоциации.
Убедитесь, что любой психотерапевт, которого вы хотите посетить, является сертифицированным и лицензированным специалистом в области психического здоровья, и что он лечит вашу проблему (например, горе, депрессию, семейную терапию и т. д.).
Большинство веб-сайтов терапевтов перечисляют заболевания, которые они лечат. Если у вас есть вопросы, позвоните или отправьте электронное письмо в офис терапевта, прежде чем сделать выбор.
Может быть полезно задать потенциальному терапевту следующие вопросы:
- В чем суть вашего обучения психотерапии?
- Как долго вы занимаетесь терапией?
- Какой вид терапии вы мне порекомендуете?
- Какова ваша политика в отношении телефонных звонков и электронных писем в течение недели?
- Сколько времени вы первоначально попросите меня выделить на весь процесс терапии?
Детали процедуры
Как работает психотерапия?
Психотерапия — это основанное на фактических данных лечение, основанное на теории и диалогах (беседах), основанных на навыках. Он обеспечивает благоприятную, непредвзятую и безопасную среду, которая позволяет вам открыто поговорить со специалистом в области психического здоровья, который объективен и специально обучен, чтобы помочь вам с проблемами, с которыми вы столкнулись.
Во время сеансов вы и ваш специалист по психическому здоровью будете работать вместе, чтобы выявить и изменить мысли и поведение, которые мешают вам жить полноценной жизнью. Частота между сеансами будет варьироваться в зависимости от состояния, от которого вы лечитесь, вашего образа жизни и практики вашего терапевта.
Поскольку беседа является основной частью психотерапии, вы должны принимать активное участие в терапии. Доверие и отношения между вами и вашим терапевтом необходимы для эффективной совместной работы и получения пользы от терапии.
Специалисты по психическому здоровью уделяют первостепенное внимание конфиденциальности и поддержанию вашей конфиденциальности. На самом деле, это часть их профессионального этического кодекса. Специалисты в области психического здоровья, которые нарушают конфиденциальность пациентов, рискуют утратить способность практиковать терапию в будущем.
Однако, если вы обнаружите, что планируете причинить вред себе или другим, ваш специалист по психическому здоровью обязан сообщить об этом властям для вашей защиты и/или безопасности других. Они также должны сообщать о жестоком обращении, эксплуатации или пренебрежительном отношении к детям, пожилым людям или людям с ограниченными возможностями.
Вы всегда можете дать своему специалисту в области психического здоровья письменное разрешение на передачу всех или части ваших бесед с вашим лечащим врачом, членами семьи, учителями или кем-либо еще, если вы хотите.
Риски/выгоды
Каковы преимущества психотерапии?
Исследования показывают, что около 75% людей, которые проходят психотерапию, получают определенные преимущества и могут день ото дня работать лучше.
Исследования также показывают, что психотерапия улучшает эмоции и поведение и связана с положительными изменениями в вашем мозгу и теле. Другие преимущества могут включать:
- Меньше больничных.
- Меньше инвалидности.
- Активное участие в принятии медицинских решений.
- Меньше проблем со здоровьем.
- Повышение удовлетворенности работой и жизнью.
Однако разговорная терапия подходит не всем. Терапия с большей вероятностью подействует, если вы:
- Открыты и честны со своим терапевтом.
- Стремитесь к позитивным изменениям.
- Следуйте согласованному плану лечения.
- Готовы полностью посвятить себя терапии и выполнять домашние задания (если применимо).
Восстановление и перспективы
Как долго мне потребуется психотерапия?
Продолжительность психотерапии зависит от нескольких факторов, в том числе от вашей конкретной причины участия в терапии, ваших целей и того, активно ли вы пытаетесь работать над проблемами, которые у вас есть.
Психотерапия может быть краткосрочной (несколько сеансов) для решения насущных проблем или долгосрочной (месяцы или годы) для решения проблем психического здоровья и/или сложных проблем. Вместе вы и ваш терапевт определите цели лечения и договоритесь о том, как часто и как долго вы будете встречаться.
В одном классическом исследовании у половины людей, принимавших участие в психотерапии, улучшилось состояние после восьми сеансов, а у 75% — через шесть месяцев.
Вы можете считать, что терапия завершена, когда вы с помощью своего терапевта решили проблему, которая привела вас к ней, и вы научились новым навыкам, чтобы лучше справляться с любыми трудностями, которые возникнут в будущем.
Многие люди проходят психотерапию несколько раз в течение своей жизни — будь то по одной и той же проблеме или по нескольким разным проблемам.
Когда звонить врачу
Когда мне следует обратиться к лечащему врачу или специалисту в области психического здоровья во время психотерапии?
Важно посетить все запланированные сеансы терапии или перенести сеансы, которые вы должны пропустить.
Если вы какое-то время принимали участие в психотерапии, и это не помогает вашим симптомам, поговорите со своим лечащим врачом о возможности приема лекарств для лечения ваших симптомов.
Если у вас кризис, например, суицидальные мысли, обратитесь в местное отделение неотложной помощи, позвоните по номеру 911 или позвоните в Службу помощи жертвам самоубийств и кризисных ситуаций по номеру 988. С вами можно будет поговорить 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
Часто задаваемые вопросы
Что такое психоанализ?
Психоанализ — это специальность в психологии, представляющая собой более интенсивную форму психодинамической терапии. Он включает в себя набор психологических теорий и терапевтических методов, которые берут свое начало в работах Зигмунда Фрейда.
Основным предположением психоанализа является вера в то, что все люди имеют бессознательные мысли, чувства, желания и воспоминания. Он направлен на освобождение подавленных эмоций и переживаний (превращение бессознательного в сознательное).
Записка из клиники Кливленда
Хотя признание и обращение за помощью в связи с состоянием психического здоровья или эмоциональными трудностями в вашей жизни может быть ошеломляющим, важно, чтобы вы это сделали.