Психотерапия → Групповая
Самопознание начинается с познания других –
понимая других, начинаешь понимать себя.
…Если чувствуете, что что-то не ладится во взаимоотношениях со значимыми людьми
…или испытываете дискомфорт при общении с окружающими, возможно, пришло время подумать об изменениях в своей жизни.
Групповая терапия позволяет в безопасной обстановке смоделировать и отыграть проблемную ситуацию в условиях микросоциума, которым является группа.
Групповая психотерапия – это психологическое вмешательство специалиста (психолога, психотерапевта), направленное на оказание помощи и поддержки клиентам, объединившимся в психотерапевтическую группу по принципу схожести и подобия возникших жизненных проблем.
Групповая психотерапия направлена на разрешение эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем участников психотерапевтической группы.
При проведении групповой психотерапии специально организуется группа людей, находящихся в похожих жизненных ситуациях, имеющая проблемы схожей тематики, которые требуют разрешения.
Группа по установленному графику проводит регулярные встречи под руководством психотерапевта для достижения заранее оговоренных задач.
Задачами групповой терапии могут быть:
- разрешение внутренних конфликтов участников,
- снятие эмоционального и психического напряжения,
- избавление от страхов и тревоги,
- коррекция отклонений в тех или иных формах поведения,
- выработка навыков и умений эмоционального отреагирования и адаптивного поведения,
- налаживание эффективного межличностного взаимодействия
- прочие проблемы дезадаптивного характера.
Разрешение проблем с помощью профессионального психотерапевта на групповой терапии отличается от индивидуальной психотерапии, при которой общение происходит тет-а-тет между клиентом и психотерапевтом.
Формат групповой терапии позволяет людям, испытывающим трудности в общении и построении отношений, не только осознать деструктивные механизмы реагирования и поведения, но и отработать их в непосредственном общении на психотерапевтической группе, получив обратную связь, как от психотерапевта, так и от каждого участника группы.
Это преимущество групповой психотерапии касается как межличностных отношений, так и близких отношений, в которых возникают сложности или барьеры, связанные с достижением открытости, искренности, взаимопонимания и раскрепощенности.
В процессе групповой терапии участвует несколько человек
В групповой терапии актуальные проблемы обсуждаются вслух при непосредственном участии и включенности в обсуждение всех членов группы.
Клиент групповой терапии, после установления доверительных отношений с психотерапевтом и остальными участниками группы, проходит этап опасений и страхов, начиная верить в то, что его поймут, не осудят, примут таким, какой он есть.
Каждый из нас уникален, но практика показывает, что нет, ни одной мысли, ни одного действия или поступка, которые были бы совершенно чужды и недоступны для понимания другими людьми.
Наоборот, оказывается, что у многих людей очень схожие проблемы (тем более, собравшихся на групповую терапию).
Это еще одно преимущество групповой терапии,
На групповой психотерапии участник получает возможность организовать совместный с членами группы и психотерапевтом поиск решений сложившихся на жизненном этапе проблем.
Группа помогает
- взглянуть по-разному, а порой и совершенно по-иному на ситуации и проблемы,
- погрузиться внутрь себя, познать свой внутренний мир,
- получить обратную связь от других людей, не включенных изначально в ситуацию.
Это позволяет
- получить стереоскопическое представления своего «Я» в проблемной ситуации,
- выработать тактику и стратегию выхода из ситуации,
- найти оптимальные способы эмоционального реагирования и собственного поведения,
- отработать их в процессе групповой терапии, чтобы в дальнейшем прийти к гармонии с самим собой и со своим окружением.
Решения на групповой терапии
Найти решение своих проблем, тем более с помощью участников групповой терапии – это еще не означает воплотить его в действие в реальных жизненных условиях.
Всегда существует страх: «А смогу ли я так сделать, сказать или поступить? Вдруг у меня не получится?»
Этот вопрос часто возникает на групповой терапии, да и в жизни тоже каждый человек его задавал себе.
Решение этого вопроса – групповая терапия.
При этом, члены группы дадут обратную связь – информацию о том, как это выглядит со стороны и насколько это адекватно воспринимается окружающими.
Правила групповой терапии
В случае затруднений при проигрывании новых вариантов поведения участник получит поддержку со стороны группового психотерапевта и остальных членов группы.
Такой формат группового взаимодействия безопасен, поскольку групповая психотерапия придерживается правил, установленных в самом начале работы, которые…
- запрещают агрессию по отношению к членам группы,
- все высказывания носят «Я» характер (каждый говорит о себе и от себя, но, ни в коем случае не «ты»).
- Еще одним ключевым правилом является анонимность происходящего на групповой терапии.
Даже в случае пассивного участия в групповой терапии, клиент всегда получает помощь посредством наблюдения за действиями других участников и разрешения их проблем.
Не все вопросы удается проработать с помощью групповой терапии.
Это может быть связано с глубиной или интимностью проблем, не готовностью обсуждать проблему, ее особенностью и другими индивидуальными характеристиками или особенностями, как самого человека, так и его проблемы.
Может так сложиться, что участники групповой терапии могут быть по каким-либо причинам не готовы к обсуждению, а уж тем более к решению проблемы.
Индивидуальная психотерапия вовсе не исключает групповую терапию, наоборот, дополняет ее и делает работу более глубинной.
Важно помнить и понимать, что в большинстве случаев проблема к моменту обращения за помощью к психотерапевту существует не первый день, и поэтому (и не только поэтому) процесс работы над решением проблемы занимает не один час.
Групповая терапия по своему формату рассчитана на длительное посещение и дает положительные и стойкие результаты при продолжительной работе.
Индивидуальная психотерапия или психотерапевтическая группа?
Решение своих проблем можно найти, как в процессе индивидуальной психотерапии, так и в групповой терапии. Выбор всегда за вами.
При групповой терапии появляется возможность исследовать, обсуждать, анализировать, проживать и находить совместные коллективные решения. При этом группа поддержит, не позволит остаться наедине со своими переживаниями и проблемами, тем самым способствуя продвижению в разрешении проблем и жизненных трудностей. Групповая терапия способствует пониманию себя через понимание других и полученную от участников психотерапевтической группы обратной реакции.
Работа в психотерапевтической группе улучшает качество взаимоотношений,
которое непременно сказывается на качестве вашей жизни!
Групповая психотерапия — ЭКЗИСТЕНЦИЯ
Skip to content
Групповая психотерапия
«Одна из базовых аксиом групповой психотерапии состоит в том, что для каждого из ее членов группа становится социальным микрокосмом. Каждый из них рано или поздно начинает взаимодействовать с другими членами группы так же, как с людьми вне группы. Таким образом, каждый создает себе характерную социальную нишу».
— Ирвин Ялом (американский психиатр, экзистенциальный психотерапевт)
Мы все стремимся к контакту, мы нуждаемся в общении и поддержке, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Каждый человек с раннего детства находится в окружении других людей. На протяжении всей жизни мы озабочены отношениями с другими. Мы знакомимся, развиваем отношения, строим близкие отношения, предъявляем свои чувства и потребности другим людям, ссоримся, конкурируем, завоевываем, прерываем отношения…
Психотерапевтическая группа – это возможность узнать себя через призму отношений с другими людьми. Это безопасная возможность научиться общаться и понять свои трудности в общении, увидеть себя в отражении других людей, узнать о том, как вы влияете на других и как другие влияют на вас, поисследовать то, как вы чувствуете себя в контакте с разными людьми, такими ДРУГИМИ, такими разными и в чем-то похожими на вас. Как вы чувствуете себя в контакте с мужчинами, женщинами, людьми разного возраста и социального статута, как вы реагируете на проявления других людей, как вы выражаете собственные желания и потребности, как вы строите отношения и от чего бежите…
Группа – это маленькая модель мира, в котором рано или поздно каждый из нас начинает проявлять характерные для нас шаблоны поведения. Разница лишь в том, что в жизни не всегда есть возможность получить обратную связь и задуматься над природой собственных реакций… В группе – такая возможность есть.
В организационном аспекте групповая психотерапия отлична от индивидуальной.
В ней инструментом исцеляющего воздействия выступает сама психотерапевтическая группа, а не только психотерапевт, как при индивидуальной.
«Эффективная групповая терапия — это такая терапия, когда члены группы сами являются главными агентами помощи».
— И.Ялом
Используется она в рамках различный психотерапевтических подходов, которые и определяют специфику группового процесс, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между клиентом и психотерапевтом, длительность работы группы и многое др.
Основными задачами групповой терапии являются
- исследование психологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в ее разрешении
- изменение неадаптивных стереотипов поведения и мышления и достижение адекватной адаптации среди людей
- повышение компетентности во взаимодействии с другими людьми
- содействие процессу личностного роста, достижению продуктивности и ощущения счастья
- устранение болезненных симптомов
Этот вид психологической помощи можно назвать достаточно мягким.
Важнейшей задачей ведущего-психолога является обеспечение внутренней безопасности каждого участника и создание доверительной атмосферы, в которой каждый участник обретает то, что ему необходимо.
Также, по сравнению с другими видами оказания психологической помощи, этот способ является наиболее финансово доступным.
Go to Top
Групповая терапия — StatPearls — NCBI Bookshelf
Непрерывное обучение
Групповая терапия — это лечение нескольких пациентов одновременно одним или несколькими поставщиками медицинских услуг. Его можно использовать для лечения различных состояний, включая, помимо прочего, эмоциональную травму, тревогу, депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В этом упражнении излагаются принципы групповой терапии и объясняется роль межпрофессиональной команды в оценке, лечении и улучшении ухода за пациентами, прошедшими групповую терапию.
Цели:
Опишите элементы групповой терапии, которые могут повысить шансы пациентов на получение пользы от процесса лечения.
Проверьте наличие и решение вопросов конфиденциальности пациента во время сеансов групповой терапии.
Обобщите решение внутренних проблем, которые мешают сеансам групповой терапии.
Объясните важность межпрофессиональных совместных усилий при лечении в группе.
Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Поскольку потребность в поведенческом вмешательстве и долгосрочной психиатрической помощи неуклонно растет, врачи и медицинские бригады должны использовать альтернативные методы лечения, чтобы удовлетворить этот растущий спрос. Групповая терапия предлагает решение этой проблемы, позволяя лечить несколько человек одновременно. Это позволяет поставщикам медицинских услуг сократить время ожидания и повысить доступность. Такой подход особенно необходим для сельских и малообеспеченных районов, где клиники часто недоукомплектованы кадрами и имеют большой поток пациентов. Кроме того, групповая терапия может использоваться для лечения множества состояний, включая, помимо прочего, эмоциональную травму, тревогу, депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).[1][2] ][3][4]
Функция
Терапевтические факторы Ялом
Для успеха пациента жизненно важно, чтобы медицинские работники понимали механизмы, существующие в групповой терапии. Вот эти факторы:
Универсальность: Пациенты осознают, что существуют другие люди, разделяющие схожие мысли, чувства и проблемы.
Альтруизм: Пациенты могут улучшить свою самооценку, помогая другим пациентам.
Вселение надежды: пациенты получают пользу, наблюдая за успехами других членов группы, и могут представить, что идут по тому же пути.
Предоставление информации: пациенты получают знания и информацию как от членов группы, так и от поставщика услуг.
Корректирующее перепросмотр первичного семейного опыта: пациенты могут получить пользу от возможности правильно воссоздать семейную динамику в контролируемой среде.
Развитие методов социализации: Пациенты учатся эффективным и правильным способам взаимодействия с другими людьми.
Имитация поведения: Пациенты получают новое представление и понимание, наблюдая за другими членами группы.
Сплоченность: Пациенты испытывают чувство поддержки, доверия и принадлежности друг другу.
Экзистенциальные факторы: Пациенты осознают, что они несут ответственность за свои жизненные решения.
Катарсис: пациенты делятся личным опытом из прошлого и настоящего.
Межличностное обучение: пациенты получают представление о своем влиянии на межличностные отношения благодаря отзывам других участников, а также создают среду для обучения друг друга.
Самопонимание: пациенты понимают скрытые факторы, влияющие на их поведение и эмоции.
голов
Цели процесса групповой терапии заключаются в том, чтобы облегчить пациентам рост комфорта и функционирования в группе.
Цели групповой терапии применяются к жизни пациента вне группы и включают коррекцию поведения, развитие навыков межличностного общения и отношений, обучение, установку профилактических мер и навыков преодоления трудностей, а также возможное возвращение к нормальному функционированию. внутри общества.[5]
Отбор пациентов
Решая, какие пациенты получат наибольшую пользу от групповой терапии, поставщики услуг используют терапевтический альянс. Чем больше врач и пациент согласны с целями и задачами терапии, а также чем крепче их отношения, тем больше вероятность того, что пациент добьется успеха в групповой терапии.[6]
Дополнительный метод отбора, который поставщики могут использовать для оценки жизнеспособности групповой терапии, — это NEO-Five-Factor Inventory. Этот показатель личности предполагает, что те, у кого высокие показатели экстраверсии (открытости) и добросовестности (трудолюбие), больше подходят для групповой терапии, в то время как те, у кого высокий уровень невротизма (эмоционально реактивный), менее подходят для групповой терапии. 7]
Групповая терапия будет полезна для лечения пациентов, у которых проявляются межличностные трудности и патологии; пациенты, которым не хватает самосознания; пациенты, ориентированные на действие; пациенты, которые страдают от изоляции и нуждаются в стимуляции, которую обеспечивает групповое взаимодействие, и те, кому будет полезно общение со сверстниками, которые могут как бросить им вызов, так и поддержать их.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы пациенты, не подходящие для групповой терапии, не были выбраны, поскольку их включение может иметь пагубные последствия как для пациента, так и для группы. Конкретные критерии исключения ограничены пациентами, которые не могут участвовать в основной деятельности группы из-за логистических, когнитивных или межличностных факторов. Кроме того, пациенты, находящиеся в состоянии острого дистресса или активно склонные к суициду, не должны рассматриваться для групповой терапии, а вместо этого нуждаются в самостоятельном лечении. Помимо этих факторов, критерии исключения для пациентов должны быть скорее относительными, чем абсолютными. В результате пациент, не подходящий для одной группы из-за противоречивых личностных черт, может вписаться в группу, которая имеет сходные черты с пациентом.
Различные этапы лечения
Необходимо включить пациентов на разных этапах лечения, чтобы облегчить индивидуальное выздоровление. Сравнивая себя с другими пациентами на более позднем этапе процесса выздоровления, пациенты могут начать представлять себя в подобном положении. Кроме того, видя, что пациенты находятся в худшем состоянии, чем они, но все же вносят свой вклад в группу, можно мотивировать, сохраняя приверженность пациентов процессу лечения. [9]
Идентичные или подобные условия
Сеансы групповой терапии должны включать участников со сходными заболеваниями. Это позволяет пациентам осознать, что их симптомы не являются исключительными для них, и что другие разделяют подобные чувства. Это чувство универсальности может создать чувство общности внутри группы и облегчить процесс лечения, способствуя чувству принятия и принадлежности.
Структурирование групп с участниками, у которых диагностированы схожие заболевания, также позволяет членам группы учиться и инструктировать друг друга. Межличностное обучение позволяет членам по-новому взглянуть на свои условия и научиться успешным способам справиться с ними. Кроме того, участники, которые обычно испытывают социальный страх из-за своих симптомов, чувствуют себя более комфортно в социальных ситуациях.][10][11][12]
Помимо соблюдения принципов групповой терапии, медицинские работники должны использовать различные стили групповой терапии в зависимости от диагноза и потребностей пациентов.
Психообразовательные группы
Психообразовательные группы полезны для информирования пациентов об их диагнозе, а также об их наклонностях и последствиях, связанных с этими наклонностями. Эти группы также служат для поощрения пациентов придерживаться своих планов лечения. Кроме того, психообразовательные группы учат пациентов избегать неадекватного поведения, а также прививают положительные изменения в поведении.
При организации психообразовательной группы воспитатель должен следовать строго структурированному плану и разработать учебную программу. Сеансы должны длиться от 15 до 90 минут, а стулья должны быть расположены в виде подковы или круга, где в центре внимания находится поставщик.
Во время групповых психообразовательных занятий воспитатель выступает в роли воспитателя. Обучение должно проводиться активно, так как пассивное ведение записей неэффективно и позволяет пациентам уйти от внимания группы. Чтобы обеспечить вовлечение пациентов, поставщики медицинских услуг должны развивать культуру взаимодействия, создавая среду, в которой пациенты чувствуют себя комфортно, говоря. Кроме того, при проведении сеанса поставщик должен использовать различные стили обучения, такие как визуальное обучение, слуховые презентации и практические занятия, чтобы приспособить широкий спектр методов, с помощью которых пациенты учатся. [13]
Группы развития навыков
Группы развития навыков полезны для пациентов, чей диагноз не позволяет адекватно развивать навыки, необходимые для повседневной жизни. Этот стиль групповой терапии также фокусируется на методах преодоления трудностей, эмоциональном контроле и методах социализации. Сосредоточив внимание на определенных навыках, которых не хватает пациентам, поставщики могут помочь подготовить пациентов к процессу лечения и дать им инструменты для выздоровления.
Медицинские работники, проводящие группы развития навыков, должны основывать содержание группы на потребностях пациентов этой группы. В результате фактический обсуждаемый материал будет значительно различаться от группы к группе. Сеансы развития навыков должны варьироваться от 45 до 90 минут и может быть организован в виде подковы или круга. Эти группы должны быть ограничены 8-10 пациентами, так как они очень интерактивны и дают каждому пациенту достаточно времени для отработки полученных навыков. Сами поставщики услуг должны владеть навыками, которым они планируют обучать, чтобы они могли эффективно обучать им группу.[14]
Когнитивно-поведенческие группы
Когнитивно-поведенческие группы полезны для изменения усвоенного поведения пациентов путем изменения их убеждений и восприятия. Эти группы также могут изменить представление пациентов о самих себе, превращая негативные мысли о том, что они другие и непривлекательные, в более позитивные мысли. Это изменение мыслительного процесса может быть чрезвычайно свободным для пациентов, поскольку они учатся жить со своими проблемами, а не подчиняться им.
Контент, обсуждаемый в этих группах, также сильно различается. Медицинский работник должен сосредоточиться на убеждениях, навыках преодоления трудностей, мыслительных процессах или поведении, исходя из потребностей пациентов. Ориентация комнаты для этого особого стиля группы должна быть кругом, так как ориентация подковы может мешать сплоченности этой группы. Сеансы должны длиться от 60 до 90 минут.
Как и в случае с психообразовательными группами, ведущий когнитивно-поведенческих групп должен играть активную роль во время занятий; тем не менее, необходимо соблюдать осторожность, чтобы гарантировать, что поставщик не чрезмерно участвует, что сводит на нет возможность участников взаимодействовать. Для успеха пациентов жизненно важно, чтобы поставщик выступал в качестве проводника и позволял группе самостоятельно решать большинство проблем.
Поскольку обсуждения на этих сеансах сосредоточены на изменении мышления и поведения, пациенты могут чувствовать себя некомфортно и пытаться сопротивляться этим изменениям. Провайдеры должны быть готовы к этому сопротивлению и мягко направлять участников в решении их проблем с нужной долей сочувствия и твердости.[15]
Группы поддержки
Группы поддержки могут использоваться, чтобы помочь пациентам, которые уже начали получать лечение, сохранить свое новое поведение и укрепить свои новые системы убеждений и мыслительные процессы. Эти группы также сосредоточены на управлении симптомами повседневной жизни. Во время сеансов пациенты обычно обсуждают недавние проблемы и то, как они с ними справились.
Сеансы группы поддержки должны длиться от 45 до 90 минут. Сеансы также должны проводиться в круговой конфигурации.
В отличие от психообразовательных и когнитивно-поведенческих групп, поставщик групп поддержки менее директивен и должен действовать только как фасилитатор. Таким образом, поставщик услуг должен помогать пациентам устанавливать связи друг с другом и подчеркивать сходство между пациентами. Основной вклад поставщика в группу должен быть ограничен положительным подкреплением и привлечением внимания к соответствующим взаимодействиям, которые демонстрируют пациенты.[16]
Развитие группы
Воспитатели должны знать о различных стадиях развития группы, поскольку переход через каждую стадию указывает на рост и изменение группы. Для того чтобы пациенты могли извлечь пользу из групповой терапии, необходимо пройти все пять стадий.
Стадия формирования: На стадии формирования пациенты будут проявлять чувство беспокойства, недоверия и неуверенности в отношении группы. На этом этапе будет высокий уровень зависимости от провайдера, а фактическое групповое взаимодействие будет низким. Воспитатели должны использовать эту возможность для обучения группы и установления сплоченности путем обсуждения целей и ожиданий.
Стадия штурма: на этой стадии пациенты теперь могут свободно делиться интимными подробностями друг с другом. Кроме того, формирование подгрупп может происходить по мере того, как пациенты устанавливают иерархию. Внутренний конфликт будет преимущественно возникать на этой стадии группового развития. Медицинский работник должен стремиться разрешить разрушительный конфликт и поощрять пациентов к развитию прочных и личных отношений друг с другом. Подкрепление целей и задач группы может помочь сблизить пациентов.
Стадия нормализации: После разрешения конфликта группа переходит на стадию нормализации. На этапе нормализации приверженность пациентов группе и ее целям будет усиливаться, а групповая сплоченность — возрастать. Пациенты возьмут на себя большую часть руководящей работы, изначально выполняемой поставщиком услуг. Таким образом, провайдер должен играть менее активную роль в обсуждении и вместо этого способствовать обсуждению и предоставлять информацию. Возвращение конфликта является признаком регрессии на предыдущую стадию развития, и воспитатель должен вмешаться, чтобы вернуть группу на эту стадию.
Стадия выступлений: Выйдя на сцену выступлений, группа значительно повзрослела по сравнению с более ранними стадиями. Вмешательство провайдера незначительно, так как группа функционирует почти полностью самостоятельно. Пациенты знают о сильных и слабых сторонах друг друга и могут помогать друг другу развиваться и расти.
Стадия завершения: Завершающей стадией развития группы является стадия завершения, которая означает, что групповая терапия подходит к концу. Пациенты могут испытывать чувство грусти и беспокойства, поскольку они больше не будут посещать сеансы. На этом этапе медработник должен помочь пациентам выразить свои чувства и способствовать обсуждению заключительных тем. Кроме того, медицинский работник должен помочь пациентам спланировать жизнь вне групповой терапии и помочь пациентам попрощаться. Неправильное управление процессом прощания может негативно сказаться на пациентах и повредить их прогрессу.[17]
Продолжительность лечения
Продолжительность лечения групповой терапией строго индивидуальна и может варьироваться в широких пределах. Пациенты должны получать терапию до тех пор, пока они не избавятся от своих симптомов и не смогут начать вести нормальную жизнь с крепкими отношениями и чувством принадлежности; это может занять от недель до месяцев или даже лет. Чтобы способствовать улучшению состояния пациента, поставщики услуг должны структурировать завершение терапевтических процессов. Установив установленную дату окончания лечения, врач может подготовить пациента к возможному отъезду, при этом пациент будет работать над достижением своих целей до этой даты.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Конфиденциальность пациента
Как и при индивидуальном лечении, поставщик или руководитель группы на сеансах групповой терапии обязан соблюдать законы о конфиденциальности в отношении истории болезни пациента, диагноза и другой личной информации. Однако другие члены группы не связаны этими же законами и не несут юридических последствий за обмен информацией с сессий. В результате может быть трудно поддерживать конфиденциальность отдельных пациентов, особенно в больших группах, где лидеры имеют меньше контроля над тем, какая информация передается внутри группы.
Возможность поделиться личной информацией может сыграть положительную роль в процессе лечения. Некоторым пациентам может быть неловко делиться определенными подробностями, опасаясь, что кто-то может их повторить, что может нанести вред психическому благополучию пациентов, поскольку они изо всех сил пытаются внести свой вклад, сохраняя при этом свою конфиденциальность. Чтобы уменьшить эту напряженность, провайдеры должны принять набор правил конфиденциальности/обмена данными, с которыми согласна группа, и обсудить с участниками ограничения конфиденциальности перед первым сеансом.[18]
Клиническая значимость
Эффективность
Исследования показали, что групповая терапия является эффективным методом лечения множества психических и поведенческих расстройств. Пациенты часто сообщают об уменьшении симптомов после групповой терапии. Кроме того, было обнаружено, что групповая терапия положительно влияет на пациентов благодаря Терапевтическим факторам Ялома. Эти факторы действительно уменьшают симптомы диагнозов, а также дают пациентам полезные навыки для обучения, развития и жизни со своими симптомами. Пока пациенты проходят надлежащий скрининг перед сеансами групповой терапии, они получают пользу. [1] [10] [19].]
Одновременное лечение
Хотя групповая терапия сама по себе является эффективным методом лечения, поставщики могут также использовать другие методы лечения для дальнейшего лечения пациентов.
Совместная терапия: При совместном лечении поставщик, лечащий пациента в группе, отличается от поставщика, лечащего пациента индивидуально. Это предоставляет пациентам различные терапевтические настройки, позволяя им учиться индивидуально и применять эти учения в групповой обстановке.
Комбинированная терапия, с другой стороны, имеет место, когда поставщик, лечащий в группе, также лечит пациента индивидуально. Этот метод одновременного лечения позволяет врачам тщательно оценивать пациентов и проводить индивидуальные тренировки, применимые в групповых условиях. При помещении пациента в группу следует проявлять особую осторожность, чтобы пациент попал в группу, однородную по симптомам и диагнозу.[20]
Экономичность
Групповая терапия представляет собой экономичный метод лечения, поскольку для лечения большего числа пациентов требуется меньшее количество обученных специалистов. Снижение стоимости может повысить доступность терапии, поскольку затраты часто покрываются планами страхования. [1]
Гибкость
Лечение в группе позволяет врачам быть более гибкими в своих сеансах. Это может увеличить посещаемость сеансов терапии, поскольку поставщики услуг могут планировать сеансы после работы и в нерабочее время. Кроме того, включение нескольких сеансов в течение дня позволяет поставщикам услуг лечить большее количество пациентов в течение дня, еще больше сокращая время ожидания в местах с большим потоком пациентов.[1]
Возможности обучения
Групповой формат можно использовать для обучения студентов-медиков, резидентов и других медицинских работников, позволяя им выступать в качестве со-терапевтов. Медицинский работник может наблюдать за работой менее опытных специалистов с пациентами, эффективно создавая инструктаж на рабочем месте; это может быть особенно полезно в районах с ограниченными ресурсами, где доступ к обученным специалистам ограничен.[1]
Прочие вопросы
Прочие вопросы
Конфликт
Конфликт является естественным и ожидаемым аспектом сеансов групповой терапии. Многие конфликты могут быть неочевидны для членов группы, и провайдер обязан доводить эти скрытые конфликты до сведения участников. Провайдер не обязан разрешать конфликт; однако он или она должны принять обоснованное решение о том, как поступить в конфликте, исходя из интересов группы. Возможно, имеет смысл разрешить конфликт, так как у группы есть возможность чему-то научиться.
Реакция участников на конфликт может быть сложной и непредсказуемой. Когда возникает конфликт, медицинские работники должны использовать последние пять-десять минут сеанса, чтобы поговорить с пациентами индивидуально и дать им возможность высказать свои опасения.
пациентов, которые бродят
Иногда пациент может продолжать говорить слишком долго. Очень важно обратиться к этому пациенту и посмотреть, что он или она надеется получить при этом. Если пациент не уверен в том, почему он доминирует в разговоре, поставщик услуг должен использовать эту возможность, чтобы научить пациента, как лучше выражать свои мысли и чувства.
Отсутствие участия
В обязанности поставщика входит следить за тем, чтобы участники были бдительны и внимательны во время групповых занятий. Когда участники кажутся отстраненными, провайдер должен вмешаться и посмотреть, почему участники теряют интерес. Включение интерактивных действий может помочь участникам более активно участвовать в групповом обсуждении.[11]
Ограничения пациентов
Медицинским работникам рекомендуется подталкивать своих пациентов к участию в сеансах; однако крайне важно знать индивидуальные ограничения пациента. Если первоначальная просьба поставщика услуг о продолжении участия пациента встречает сопротивление, поставщик должен уважать это желание. Медицинские работники должны сохранять терпение, понимание и сочувствие к своим пациентам и постоянно поощрять, не заставляя пациентов действовать против их воли.[9]]
Улучшение результатов работы команды здравоохранения
Фармакотерапия и групповая терапия
Иногда пациентам, получающим групповую терапию, также полезно включение фармакотерапии. В ситуациях, когда поставщик, выписывающий лекарство, отличается от поставщика, обеспечивающего лечение, надлежащее общение между двумя сторонами имеет жизненно важное значение для успеха пациента. Подробный отчет о пациенте, его или ее реакции и пользе от лекарства должен быть предоставлен поставщику услуг групповой терапии. Взаимное уважение друг к другу и благополучие пациента необходимы для предотвращения побочных реакций и обеспечения того, чтобы пациент получал медицинскую помощь высочайшего качества. Кроме того, придание меньшего значения любому из двух лечебных процессов может негативно сказаться на пациентах, поэтому терапевт всегда должен следить за надлежащим включением и управлением обоими лечебными процессами.[21]
Когда фармакотерапия является частью терапии пациента, целесообразно, чтобы квалифицированный фармацевт изучил медицинскую карту пациента, проверил правильность дозировки, возможные лекарственные взаимодействия и проинформировал других членов медицинской бригады о любых тревожных признаках.
Социальные работники могут играть важную вспомогательную роль для медицинских работников во время сеансов групповой терапии. Присутствие социального работника в качестве неспециалиста, выражающего свои мысли и чувства, может способствовать групповому взаимодействию и снизить сопротивление участников вносить свой вклад. Кроме того, социальные работники могут помочь пациентам в попытках реинтегрироваться в свою «нормальную» жизнь, отвечая на вопросы пациентов, касающиеся работы, отношений и других изменений в образе жизни.[22]
Межпрофессиональный командный подход может принести пользу участникам групповой терапии, когда информация распределяется между различными дисциплинами, что приводит к улучшению результатов лечения пациентов, при условии постоянного соблюдения соответствующих требований конфиденциальности. [Уровень 5]
Сестринское дело, Allied Health и Interprofessional Team Interventions
Медсестры, обученные психиатрии и поведенческим наукам, могут взять на себя роль лидера групповой терапии и проводить сеансы групповой терапии. Их обязанности совпадают с обязанностями других поставщиков медицинских услуг, и наблюдение не требуется, когда групповую терапию ведет должным образом обученная медсестра.[23]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Деблингер Э., Поллио Э., Дорси С. Применение когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на травму, в групповом формате. Жестокое обращение с детьми. 2016 фев; 21 (1): 59-73. [PubMed: 26701151]
- 2.
Wolgensinger L. Когнитивно-поведенческая групповая терапия тревоги: последние разработки. Диалоги Clin Neurosci. 2015 сен; 17 (3): 347-51. [Бесплатная статья PMC: PMC4610619] [PubMed: 26487815]
- 3.
Sayın A, Candansayar S, Welkin L. Групповая психотерапия женщин с историей сексуального насилия: что они нашли полезным? Джей Клин Нурс. 2013 Декабрь; 22 (23-24): 3249-58. [PubMed: 24118587]
- 4.
Видаль Р., Кастельс Дж., Ричарте В., Паломар Г., Гарсия М., Николау Р., Ласаро Л., Касас М., Рамос-Кирога Х.А. Групповая терапия для подростков с синдромом дефицита внимания/гиперактивности: рандомизированное контролируемое исследование. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2015 апрель; 54 (4): 275-82. [В паблике: 25791144]
- 5.
Эжумалай С., Муралидхар Д., Дханасекарапандян Р., Никкета Б.С. Групповые вмешательства. Индийская психиатрия. 2018 Февраль; 60 (Приложение 4): S514-S521. [Бесплатная статья PMC: PMC5844165] [PubMed: 29540924]
- 6.
Martin DJ, Garske JP, Davis MK. Связь терапевтического альянса с исходом и другими переменными: метааналитический обзор. J Consult Clin Psychol. 2000 июнь; 68 (3): 438-50. [PubMed: 10883561]
- 7.
Лахи ББ. Значение невротизма для общественного здравоохранения. Я психол. 2009 г. , май-июнь; 64(4):241-56. [Бесплатная статья PMC: PMC2792076] [PubMed: 19449983]
- 8.
Grunebaum H, Kates W. Кого направить на групповую психотерапию. Am J Психиатрия. 1977 г., февраль; 134 (2): 130-3. [PubMed: 319691]
- 9.
Малкольм Л., Мейн Г., Джонс А., Талбот-Райс Х., Мэддокс М., Бристоу К. Сила в цифрах: опыт пациентов от групповых упражнений в паллиативной помощи хосписов. BMC Palliat Care. 2016 13 декабря; 15 (1): 97. [Бесплатная статья PMC: PMC5155388] [PubMed: 27964735]
- 10.
Рамирес П., Фебреро Б., Мартинес-Аларкон Л., Абете С., Галера М., Каскалес П., Лопес-Навас А.И. , Гонсалес М.Р., Риос А., Понс Дж. А., Паррилла П. Преимущества групповой психотерапии у пациентов с циррозом, находящихся в списке ожидания трансплантации печени. Пересадка Proc. 2015 Октябрь;47(8):2382-4. [PubMed: 26518934]
- 11.
Ларссон Э., Ллойд С., Вествуд Х., Чантурия К. Взгляд пациентов на групповое вмешательство при перфекционизме при нервной анорексии: качественное исследование. J Health Psychol. 2018 Октябрь; 23 (12): 1521-1532. [В паблике: 27473160]
- 12.
Хаукссон П., Ингибергсдоттир С., Гуннарсдоттир Т., Йонсдоттир И.Х. Эффективность когнитивно-поведенческой терапии при резистентной к лечению депрессии с сопутствующими психическими заболеваниями: сравнение индивидуальной и групповой когнитивно-поведенческой терапии в условиях междисциплинарной реабилитации. Норд Дж. Психиатрия. 2017 авг; 71 (6): 465-472. [PubMed: 28598705]
- 13.
Martin K, Giannandrea P, Rogers B, Johnson J. Групповое вмешательство с пациентами до выздоровления. J Subst лечение злоупотребления. 1996 янв-февраль;13(1):33-41. [PubMed: 8699541]
- 14.
La Salvia TA. Усиление лечения зависимостей через психообразовательные группы. J Subst лечение злоупотребления. 1993 сен-октябрь; 10(5):439-44. [PubMed: 8246317]
- 15.
Наявиц Л.М., Вайс Р.Д., Лизе Б.С. Групповая когнитивно-поведенческая терапия для женщин с посттравматическим стрессовым расстройством и расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ. J Subst лечение злоупотребления. 1996 янв-февраль;13(1):13-22. [PubMed: 8699538]
- 16.
Cooper DE. Роль групповой психотерапии в лечении наркозависимых. Эм Джей Психотер. 1987 января; 41 (1): 55–67. [PubMed: 3578607]
- 17.
Кумар С., Дешмукх В., Адхиш В.С. Создание и руководство командами. Медицинское сообщество Indian J Community Med. 2014 окт;39(4):208-13. [Бесплатная статья PMC: PMC4215500] [PubMed: 25364143]
- 18.
Lasky GB, Riva MT. Конфиденциальность и привилегированное общение в групповой психотерапии. Int J Group Psychother. 2006 г., октябрь; 56 (4): 455-76. [PubMed: 17040183]
- 19.
Люкре К.М., Кортен Н. Исследование групповой терапии расстройства личности, ориентированной на сострадание. Психол Психотер. 2013 декабрь; 86 (4): 387-400. [В паблике: 24217864]
- 20.
Ормонт ЛР. Принципы и практика совместного психоаналитического лечения. Am J Психиатрия. 1981 г., январь; 138 (1): 69–73. [PubMed: 7446786]
- 21.
Cuijpers P, Sijbrandij M, Koole SL, Andersson G, Beekman AT, Reynolds CF. Добавление психотерапии к антидепрессантам при депрессии и тревожных расстройствах: метаанализ. Мировая психиатрия. 2014 фев; 13 (1): 56-67. [Бесплатная статья PMC: PMC3918025] [PubMed: 24497254]
- 22.
CHANCE E. Групповая психотерапия и психиатрический социальный работник. Ментальное здоровье (Лондон). 1948 авг;8(1):8-12. [Бесплатная статья PMC: PMC5078299] [PubMed: 18885358]
- 23.
Лоренцен С., Рууд Т. Групповая терапия в государственных службах охраны психического здоровья: подходы, пациенты и групповые терапевты. J Psychiatr Ment Health Nurs. 2014 апр; 21 (3): 219-25. [PubMed: 23581992]
Групповая терапия против индивидуальной терапии: использование, преимущества и эффективность
Психотерапия, или терапия беседами, направлена на то, чтобы помочь человеку определить тревожные эмоции, мысли или поведение с помощью различных методов лечения. 1 Его можно использовать как часть полного плана лечения или программы послеоперационного ухода, чтобы помочь людям с различными состояниями, включая психические расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, заболевание, определяемое компульсивным употреблением психоактивных веществ, несмотря на негативные последствия.
По сути, во время психотерапии терапевт может использовать широкий спектр техник и стратегий, чтобы помочь человеку изменить свое поведение или мышление, то, как он справляется со своими эмоциями или как он обрабатывает важные события или проблемы.
«Лечение разговорами» восходит к Древней Греции. 2 Английский врач Уолтер Купер Денди ввел термин психотрепея в 1850-х годах для описания типа лечения разговором. 3 Однако Зигмунд Фрейд и Карл Юнг общепризнаны как основоположники современной психотерапии. 4 Фрейд разработал психоанализ ближе к концу 19-го века, и после его работ было сформировано много других школ терапии.
Индивидуальная терапия является одним из видов психотерапии. В нем участвует обученный профессионал, помогающий одному человеку работать в терапевтическом процессе. Групповая терапия, с другой стороны, включает в себя группу людей, всех которых одновременно лечит терапевт.
Найти ближайший ко мне лечебный центр, предлагающий психотерапию
Что такое индивидуальная терапия?
Индивидуальная терапия позволяет терапевту, который может быть профессионально подготовленным психологом, социальным работником, консультантом, психиатром или консультантом по вопросам брака и семьи, помочь человеку разобраться со своими мыслями, проблемами, эмоциями и ситуациями. Таким образом, индивидуальная терапия отличается от получения совета от друзей, семьи и знакомых, поскольку это профессиональная услуга, предоставляемая обученным специалистом.
Индивидуальная терапия и лечение зависимости от психоактивных веществИсследования показывают, что индивидуальная терапия может быть эффективным компонентом плана лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. 5 Индивидуальная терапия помогает людям найти причину своей зависимости. Индивидуальные сеансы терапии обычно направлены на обучение выздоравливающих навыкам, необходимым для жизни без наркотиков или алкоголя, и включают различные формы поведенческой терапии, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), мотивационное интервьюирование и управление непредвиденными обстоятельствами. 6 Каждая из этих поведенческих терапий использует разные стратегии для достижения желаемого результата. КПТ, например, учит людей распознавать настроение, мысли и ситуации, которые вызывают тягу к наркотикам или алкоголю. 6 Терапевт, в свою очередь, учит человека, как избегать этих триггеров и заменять негативные мысли и чувства позитивными. В дополнение к использованию индивидуальной терапии для помощи людям с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, она может помочь при широком спектре сопутствующих психических заболеваний, включая, среди прочего, депрессию и биполярное расстройство. 7
Преимущества индивидуальной терапии
Индивидуальная терапия имеет ряд преимуществ, в том числе: 8-10
- Конфиденциальность. Информация, передаваемая во время сеансов, остается полностью конфиденциальной.
- Внимание один на один. Это позволяет терапевту тщательно понять конкретные проблемы человека и разработать индивидуальный подход к лечению.
- Интенсивный и комплексный уровень анализа и лечения.
- Полностью индивидуальный. Например, люди, которые могут справиться с более целенаправленными и интенсивными вмешательствами, могут получить пользу от более быстрого темпа терапии. С другой стороны, людям, которым требуется время для адаптации, может помочь более медленная терапия.
- Сильный терапевтический союз , который относится к рабочим отношениям между человеком и терапевтом. Исследования показывают, что терапевтический альянс является ключевым компонентом успешного терапевтического вмешательства.
- Развитие самосознания, которое достигается путем обсуждения проблем и получения обратной связи от терапевта.
- Гибкий график. Человек может договориться о времени сеансов терапии, наиболее подходящем для его графика.
- Быстрые встречи. При необходимости сеансы терапии могут быть организованы достаточно быстро.
- Развитие лучших коммуникативных навыков.
- Эффективный компонент при лечении широкого спектра психических расстройств.
Недостатки индивидуальной терапии
К недостаткам индивидуальной терапии относятся:
- Стоимость. Обычно это дороже, чем групповая терапия.
- Нет взаимодействия с одноранговыми узлами. Это не позволяет людям идентифицировать себя с другими людьми, которые имеют схожие проблемы или проблемы.
- Требование мотивации. Люди, не приверженные изменению, выполнению работы и применению принципов, которые они изучают, могут столкнуться с трудностями в определенных ситуациях.
Индивидуальная терапия является наиболее часто используемой формой лечения расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Тем не менее, появляется все больше доказательств, подтверждающих использование групповой терапии при лечении злоупотребления психоактивными веществами. 11
Что такое групповая терапия?
Д-р Джозеф Херси Пратт начал сеансы групповой терапии для обучения людей методам лечения туберкулеза. 12 Пратт обнаружил, что благодаря общему опыту и поддержке члены группы получили эмоциональную пользу. Он начал называть свои сеансы групповая психотерапия . Популярность групповой психотерапии возросла после Второй мировой войны, когда терапевты вместе лечили группы ветеранов боевых действий и наблюдали положительные эффекты групповых занятий.
Групповая терапия означает одновременное лечение нескольких человек по крайней мере одним терапевтом. В некоторых группах может быть более одного терапевта. Размеры групп варьируются в зависимости от типа терапии. Например, парная терапия, тип групповой терапии, которая обычно лечит романтических партнеров, состоит из двух человек; тогда как другие группы, такие как группы злоупотребления психоактивными веществами, могут включать от 10 до 12 человек на одно занятие. Исследователи, изучающие эффективность групповой терапии, обычно рекомендуют от 6 до 12 человек в группе. 13
Групповая терапия и лечение наркоманииМы социальные существа, и наша потребность в общении может быть мощным терапевтическим инструментом. Формальные терапевтические группы могут быть убедительными и поддерживающими. Группы, организованные вокруг злоупотребления психоактивными веществами, могут предложить людям понимание, руководство и утешение. Под руководством терапевта группы могут укреплять здоровые привязанности, а также обучать людей новым социальным навыкам. Хотя групповая терапия так же эффективна при лечении злоупотребления психоактивными веществами, как и индивидуальная терапия, появляется все больше свидетельств того, что групповая терапия может быть еще более полезной. 14
Лица, занимающиеся групповой терапией, более склонны к воздержанию. 14 Исследования показывают, что групповая терапия также может помочь при сопутствующих психических расстройствах, таких как депрессия, тревога и расстройство личности. 14
Типы и модели групповой терапииТерапевты могут использовать различные модели групповой терапии для удовлетворения потребностей группы на многих этапах выздоровления. Пять групповых моделей, доказавших свою эффективность в лечении злоупотребления психоактивными веществами, включают: 14
- Психопедагогические группы. Основное внимание в этих группах уделяется просвещению и информированию людей в целом о злоупотреблении психоактивными веществами, психическом здоровье, связанном с этим поведении и последствиях такого поведения.
- Группы повышения квалификации. Эта модель является гибкой. Терапевт может адаптировать обучение навыкам в зависимости от потребностей людей в группе. Навыки сосредоточены на поддержании воздержания от наркотиков или алкоголя и предполагают большее взаимодействие между членами группы.
- Группы когнитивно-поведенческой терапии. Терапевт работает над выявлением проблемного мышления и поведения, которые способствуют злоупотреблению психоактивными веществами, и обучает членов группы новым моделям мышления и поведения. Эти группы также уделяют внимание обучению по предотвращению рецидивов.
- Группы поддержки. Как следует из названия, эта модель обеспечивает поддержку и заботу об участниках, обучая их навыкам межличностного общения посредством группового обсуждения, обмена опытом и совместного решения проблем.
- Группы межличностных процессов. В этой модели терапевт наблюдает за групповыми взаимодействиями, функциональностью и производительностью. Терапевт помогает участникам с их эмоциональным развитием и обращается к их детским проблемам, которые могут привести к неверным решениям и импульсивным тенденциям.
Эти модели жидкостные. Терапевты могут использовать их в зависимости от потребностей и целей группы и даже могут переходить от одной модели к другой за один сеанс групповой терапии.
Цели групповой терапииГлавная цель — применение знаний, полученных в групповой терапии, в жизни вне терапии. Это означает, что люди могут корректировать поведение, применять навыки межличностного общения, которым они научились, в новых и существующих отношениях, а также использовать превентивные меры и навыки преодоления трудностей, когда это необходимо, чтобы избежать рецидива. 15
Преимущества групповой терапии
Групповая терапия имеет ряд преимуществ, в том числе: 16-17
- Уверенность в том, что люди не одиноки. Другие люди разделяют аналогичные проблемы и трудности. Психотерапевт и писатель доктор Ирвин Дэвид Ялом, давний сторонник групповой терапии, называет это принципом универсальности .
- Возможность получить и оказать поддержку. Оба эти понятия важны в лечении. Получение поддержки от других является частью связи или терапевтического альянса, который происходит в группах; тогда как оказание поддержки другим позволяет расти и учиться.
- Более широкий терапевтический альянс, позволяющий учитывать различные точки зрения.
- Развитие навыков общения и социализации, которое позволяет людям научиться выражать свои проблемы и принимать критику со стороны других.
- Развитие самосознания, которое приходит благодаря тому, что вы слушаете других с похожими проблемами.
- Терапевтический характер, сопровождающий обмен опытом с другими людьми, имеющими аналогичные проблемы.
- Ощущение, что у вас есть широкая страховочная сеть для людей, которые в противном случае не решались бы обсуждать свои чувства и предполагаемые слабости.
- Способность моделировать успешное поведение других людей, которые прошли через подобный опыт. Моделирование — это форма обучения, при которой люди учатся, копируя или подражая действиям других.
- Стоимость. Групповая терапия обычно дешевле, чем индивидуальная терапия.
Недостатки групповой терапии
Недостатки групповой терапии, с которыми могут столкнуться люди, включают: 17
- Не быть в центре внимания. Во многих группах, кажется, применима старая пословица «Скрипучее колесо получает смазку». Таким образом, уровень вмешательства не является таким сфокусированным и интенсивным для любого отдельного человека, как индивидуальная терапия.
- Меньше конфиденциальности. Хотя членов группы обычно инструктируют о том, что информация и события, происходящие в группе, должны храниться в тайне и сообщаться только членам группы во время терапии, вероятность нарушения конфиденциальности выше.
- Потенциал для социального безделья. Некоторые люди в группах на самом деле не вносят изменений, а просто пользуются успехом других. Группы могут позволить немотивированным людям скрывать свои проблемы и избегать ответственности.
- Менее сфокусированный терапевтический союз.
- Меньшая гибкость. Обычно группы встречаются в определенное время. Меньше возможностей вписать терапию в свой личный график.
- Не подходит. Групповая терапия может быть неподходящей для определенных типов людей, таких как крайне асоциальные, крайне застенчивые, импульсивные и пассивно-агрессивные.
Иногда в группах формируются определенные союзы, и эти подгруппы преследуют и очерняют других членов группы. Опытный и компетентный терапевт способен избежать таких союзов, наносящих ущерб всей группе; однако неизбежно, что некоторые люди в группе будут более сильно идентифицировать себя друг с другом, а не с другими членами.
Покрывается ли страховкой групповая и индивидуальная терапия?
Групповая и индивидуальная терапия, когда она используется в качестве одного из компонентов формального плана реабилитации, может покрываться страховкой. Это зависит от провайдера и особенностей плана. Используйте нашу онлайн-форму подтверждения ниже, чтобы узнать, может ли страховка покрыть стоимость лечения.
Эффективность групповой и индивидуальной терапии
Ответ на вопрос: «Что лучше: групповая или индивидуальная терапия?» на самом деле относительно просто: «Ни то, ни другое». Это действительно зависит от человека и того, что лучше всего подходит для него и его потребностей.
В целом исследования показывают, что как групповая, так и индивидуальная терапия относительно эквивалентны по своей эффективности в лечении расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, а также широкого спектра психических расстройств. 14
Если это вариант, попробуйте оба, чтобы понять, что вам подходит.
Тем не менее, оба формата терапии имеют свои преимущества и недостатки. Решение о том, какой из них использовать, является личным выбором, который зависит от индивидуальных потребностей, целей и типов доступных методов лечения.