Псих процессы это – Психические процессы — Психологос

Виды психических процессов: внимание

Что такое психические процессы

Замечание 1

Понятие «психические процессы» является одним из ключевых в психологии. Под этим термином понимают процессы психической деятельности человека, которые имеют специальные функции в целостной структуре психики.

Психические процессы имеют ряд определённых характеристик, так они:

  • кратковременны
  • быстропротекающие
  • являются откликом на происходящее
  • тесно связаны между собой

Психические процесс сливаясь воедино образуют психику личности. Психика постоянно изменяется под влиянием окружающей действительности. Изучение психики всегда происходит в динамике, в процессе взаимодействия. Психические процессы так же изучают в динамике.

Какие бывают психические процессы

Сегодня психологические процессы разделяют на отельные подгруппы условно, так как в современной психологии их уже принято не разграничивать. Объясняется это тем, что одни психические процессы невозможны без других, например, внимание невозможно без мышления.

Все психические процессы условно разделяют на:

  • познавательные
  • эмоциональные
  • волевые

К познавательным психическим процессам относят:

  • ощущения
  • рефлексию
  • речь
  • восприятие
  • представление
  • внимание
  • мышление
  • память
  • воображение

Эмоциональные психические процессы включают в себя:

  • эмоции
  • аффекты
  • стресс
  • чувства

Волевые психические процессы подразделяют на:

  • постановку цели
  • принятие решения
  • борьбу мотивов

В этой статье более подробно будет рассмотрен такой познавательный психический процесс как внимание.

Внимание как вид психического процесса

Определение 1

Внимание представляет собой психический процесс, который направлен на концентрацию сознания на том или ином объекте, явлении, деятельности. Внимание включает в себя 2 главные составляющие: направленность и сосредоточенность.

Под направленностью понимают выбор объекта, а под сосредоточенностью предполагают отвлеченность от всего, что не связано с этим объектом. У животных внимание проявляется как настороженность, бдительность.

В эволюционном спектре развитие внимания имеет взаимосвязь с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая рефлекторная инверсия нужна для того что бы индивид мог реактивно переходить в состояние активного покоя для того что бы вести наблюдение за объектом.

В отличии от некоторых других психических процессов, процесс внимания не может быть отделен от восприятия, мышления и некоторых других психических процессов.

Внимание является характерной чертой познавательной деятельности. Еще одной характеристикой внимания является направленность, индивид может выбирать на чем он будет фокусироваться. В процессе внимания восприятие объекта индивидом меняется: при концентрации на объекте, индивид получает больше информации о нем, объект становится более ясным, четким, понятным. Процесс внимания является двусторонним. Это значит, что с одной стороны индивид может оказывать внимание объекта, а с другой стороны сам объект может привлекать внимание индивида, поэтому процесс внимания подразделяют на произвольный и непроизвольный.

Свойства внимания

Выделяют 6 основных свойств внимания, у разных индивидов они развиты в разной степени:

  • сосредоточенность
  • устойчивость
  • объем
  • распределение
  • переключение
  • рассеянность

Под сосредоточенностью понимают удерживание информации о предмете или событии в краткосрочной памяти. С сосредоточенность или иначе концентрацией имею тесную взаимосвязь нервные процессы по возбуждению.

Под устойчивостью внимания понимают способность индивида сопротивляться вещам, которые отвлекают его внимание. Устойчивость внимания не постоянная характеристика, она может усиливаться и ослабевать.

То свойство внимания, определяющее какое количество информации может храниться в области повышенного внимания индивида носит название объем памяти. Объем внимания у разных людей может отличаться, но в средним взрослый человек способен одновременно удерживать в своём внимании 4-6 объектов, ребенок школьного возраста от 2- 5 объектов.

Замечание 2

Тахистоскоп – это прибор, с помощью которого можно измерить объём внимания. Суть измерения заключается в следующем: прибор на 0,1 секунду показывает человеку некие объекты — какое количество объектов удалось запомнить человеку, такой у него объем памяти.

В понятии распределения заключается способность индивида одновременно следить за несколькими разнородными объектами или выполнением действия.

Переключение внимания — это изменение направления сознания с одного объекта, ситуации, действия на другие. Это изменение является сознательным, осмысленным, связано с новым целеполаганием.

Под понятием «рассеянность внимания» понимают неспособность индивида концентрировать свое внимание на объектах, ситуациях, действиях. Рассеянность может приводить к ошибкам внимания, к избирательному невниманию. Рассеянность появляется по различным причинам. К причинам относят:

  • бессознательное желание что-то делать
  • физические недомогания (усталость, бессонница, головная боль)
  • однообразная деятельность
  • поражение головного мозга
  • психические заболевания (невроз, депрессия)

Виды внимания

Ученые выделяют три вида внимания:

  • произвольное
  • непроизвольное
  • после произвольное

В ситуациях, когда индивид имеет перед собой определенные задачи и цели, начинает работать механизм произвольного внимания. Произвольное внимание включат в себя внимание сознательное, направленное внимание, сосредоточенность. Связь внимания основана не на специфике предмета, его способности привлекать, а на цели индивида, при этом индивиду иногда необходимо прилагать значительные усилия для концентрации внимания. Как доказана учеными умственная деятельность становится легче в тех ситуациях, когда концентрация внимания сопровождается практической деятельностью.

В механизмах непроизвольного внимания главная роль отводится предметам (ситуациям, действиям), которые привлекают внимание индивида, при этом сам индивид не имеет предварительного сознательного намерения концентрироваться на этом объекте. Непроизвольное внимание возникает по нескольким причинам: объект имеет определенные особенности, которыми он привлекает; новизна объекта, значимость объекта, ожидания от объекта.

В ситуациях, когда у индивида включается внимание, связанное с интересами, увлечениями происходит включение механизма после произвольного внимания. Этот вид внимания является осознанным, но при этом особенных усилий воли не требуется для концентрации над этим объектом.

spravochnick.ru

Психические процессы — это… Что такое Психические процессы?

  • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — англ. psychic /mental processes; нем. Prozessen, psychischen. Различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления,… …   Энциклопедия социологии

  • Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… …   Википедия

  • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Являясь по сути внутренними, все П. п.… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.) …   Большой медицинский словарь

  • Психические процессы — Отдельные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования – П.п. ощущения, восприятия, мышления, памяти и т.д …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — англ. psychic /mental processes; нем. Prozessen, psychischen. Различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления,… …   Толковый словарь по социологии

  • Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь …   Психология человека: словарь терминов

  • Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др …   Психология человека: словарь терминов

  • познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Высшие психические процессы — собирательное обозначение мышления, воображения, языка, символизации, рассуждения, планирования, прогнозирования, интеграции, осознавания и т.д …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — Общее название, используемое для собирательного обозначения мышления, воображения, языка, абстрактного мышления, символизации, рассуждения и т.д …   Толковый словарь по психологии

  • dic.academic.ru

    ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — это… Что такое ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ?

    
    ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

    англ. psychic /mental processes; нем. Prozessen, psychischen. Различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства, внимание, воля). П. п. выступают в качестве первичных регуляторов поведения и обеспечивают активное отношение к действительности и связь индивида с окружающей средой.

    Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

    • ПСИХИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ
    • ПСИХОАНАЛИЗ

    Смотреть что такое «ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ» в других словарях:

    • Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… …   Википедия

    • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Являясь по сути внутренними, все П. п.… …   Психомоторика: cловарь-справочник

    • психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.) …   Большой медицинский словарь

    • Психические процессы — Отдельные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования – П.п. ощущения, восприятия, мышления, памяти и т.д …   Толковый словарь психиатрических терминов

    • ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — англ. psychic /mental processes; нем. Prozessen, psychischen. Различные формы единого, целостного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы (ощущения, восприятие, память, представления,… …   Толковый словарь по социологии

    • Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь …   Психология человека: словарь терминов

    • Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др …   Психология человека: словарь терминов

    • познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Высшие психические процессы — собирательное обозначение мышления, воображения, языка, символизации, рассуждения, планирования, прогнозирования, интеграции, осознавания и т.д …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — Общее название, используемое для собирательного обозначения мышления, воображения, языка, абстрактного мышления, символизации, рассуждения и т.д …   Толковый словарь по психологии


    dic.academic.ru

    Психические процессы это (в психологии)

    На протяжении жизни человек решает какие-то задачи, хранит определенные воспоминания, создает новую ячейку общества и постоянно развивается. Каждая личность индивидуальна по-своему, но из чего состоит эта индивидуальность? Ответ на этот вопрос может не только утолить нашу любознательность, но и реально облегчить жизнь.

    Мы способны регулировать любой психический процесс, например тренировать внимание или воображение. Однако подобные занятия не смогут обойтись без усилия воли. Именно поэтому намного проще устроить свое существование, основываясь на понимании структуры собственных психических процессов.

    К психическим процессам относятся:

    • Познавательные (влияют на познание человеческой деятельности).
    • Эмоциональные (представляют собой отражение отношения личности к собственному «я» и к другим людям).
    • Волевые (намеренное управление своей деятельностью).

    Изучение данных явлений приводит к приобретению новых навыков и умений. Основные психические процессы взаимосвязаны, поэтому за одним знанием скрывается другое.

    Создание неких групп является условным, ведь у этого нет практических доказательств. Ученые занимаются данным вопросом, но пока результаты не предаются огласке.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Прежде всего зависимость друг от друга заключается в неспособности существования врознь. К примеру, ощущения невозможны без восприятия, речь – без памяти и т.п.

    Познание и интеллект

    Познавательные психические процессы иногда именуют интеллектуальными, что порой вводит в заблуждение некоторых людей. На самом деле эти понятия тесно взаимосвязаны. Что же касается содержания данного явления, то оно достаточно обширное.

    Данный вид подразделяется на:

    1. Ощущение. Это психическое отражение определенных особенностей и состояний окружающего мира, которые воздействуют на наши органы чувств. Они считаются чем-то тонким и первичным, ведь изначально они не поддаются анализу мышления.

    Рекомендуем: Высшие психические функции — это

    Ощущения указывают на различные особенности конкретных вещей, что и помогает увидеть общую картину. К ощущениям относят впечатления от цвета, запаха, понимание погодных условий, улавливание вибрации от каких-то объектов и т.п.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    2. Восприятие. Это психический процесс формирования представлений об объектах и событиях окружающего мира. В отличие от ощущений, оно неделимо и конкретно. Восприятием считают не только сам процесс, но и конечный его результат.

    Стоит отметить, что особенности психических процессов индивидуальны. К примеру, у вас и вашего собеседника могут быть абсолютно разные восприятия, что может привести к конфликту. Различия могут возникать из-за типа личности или имеющихся у человека знаний о конкретном предмете или ситуации.

    3. Мышление. Данный процесс обычно характеризуют умением находить выход или решать какие-то задачи новыми способами, когда предыдущие перестают работать. Если объяснять просто, мышление является процессом трансформации поступающих данных в потоке чувств и мыслей.

    Что интересно, так это то, что мышление не считается чем-то особенным и уникальным, ведь им обладают даже насекомые. К тому же переработка информации может приводить как к интересным мыслям, так и к полной бессмыслице.

    Рекомендуем: Подсознание человека

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    4. Сознание. Это способность понимать, мыслить, думать и формировать определенное отношение к конкретным вещам. То есть какие-то чувства и ощущения определяют последующую реакцию на что-то. Основные психические процессы можно назвать частью сознания.

    Осознанные поступки и решения не могут быть случайными, ведь они являются результатом обдумывания. Единственное, что следует подчеркнуть: психика и воля – это ни в коем случае не синонимы, как считают многие, не стоит их путать.

    5. Речь. Это умение коммуницировать с другими благодаря словам и звукам. Она может иметь абсолютно разный характер. Иногда речь успокаивает, иногда злит, а иногда радует и вдохновляет.

    При помощи этого процесса индивиды могут знакомиться с другими личностями, а также заводить с ними какие-то отношения. К тому же человек имеет особенность подстраивать свою речь под собеседника, чтобы понравиться ему или наоборот – отпугнуть.

    6. Внимание. Данный процесс представляет собой сосредоточение зрения или мозга на каком-то определенном событии или объекте. Внимание помогает нам отсеивать лишние сведения или знания, оставляя самое главное.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Рекомендуем: Основы общей психопатологии

    Кстати, этот процесс может быть произвольным и непроизвольным. Второй вариант относится ко всему отвлекающему, но неинтересному. То есть мозг человека реагирует на это, но не специально, ведь иногда просто эмоционально сказанные слова постороннего человека привлекают нас, пусть и на одно мгновение.

    7. Память. Это умение сохранять определенные события, а также способность их извлекать в нужное время. Кстати, функция забывания тоже относится к предмету памяти, так как является фильтром от ненужной информации.

    Стоит отметить, что мы можем видоизменять события из своей памяти неосознанно. У очень многих личностей некоторые воспоминания ложны, что абсолютно нормально. Кстати, «плохой памяти» в принципе нет, ведь у людей, запоминающих абсолютно всё, не такая уж идеальная жизнь. Данное понятие зависит от ваших индивидуальных особенностей использования этого процесса.

    8. Воображение. Способность создавать какие-то события мысленно, используя взятые из памяти картинки и образы. Благодаря воображению индивид может перемещаться во времени или делать то, чего никогда не умел. Все это происходит в некотором внутреннем мире, куда нет доступа другим личностям.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Кстати, некоторые знаменитые ученые пользовались воображением не только для отвлечения от работы, но и в процессе нее. Например, Никола Тесла эксплуатировал его как блокнот, где хранил свои чертежи и наброски.

    Эмоции и чувства

    Характеристика психических процессов позволяет основательно изучить и понять собственные способности и умения. Однако эмоциональное явление – это нечто абстрактное и не поддающееся логике. Классификация эмоциональных психических процессов имеет всего три пункта.

    1. Эмоции. Это возбужденное состояние, которое может передавать какие-то чувства с помощью жестов, мимики и речи. Оно зарождается внутри благодаря конкретным воспоминаниям или ощущениям.

    Эмоциональные психические процессы трудно объяснить наукой, ведь чаще всего они выражаются неосознанно. Это то, что волнует человека внутри, но вырывается наружу. Эмоциями можно показать радость, злость, неприязнь и многие другие чувства.

    Рекомендуем: Наука жестов — пантомимика

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    2. Чувства. Иногда чувства – это неосознаваемые психические процессы, которые являются искренним переживанием какой-то ситуации. Их трудно подделать, ведь они считаются частью души.

    Кстати, они бывают внешними и внутренними. Первые показывают, например, реакцию на погодные условия или чьи-то прикосновения, а последние отражают конкретные настроения и душевные порывы. Кстати, иногда чувства путают с ощущениями, а ведь это совсем разные вещи.

    3. Аффект. Яркое и обычно очень запоминающееся переживание, которое быстро появляется и так же неожиданно проходит. Обычно на это состояние влияют нестандартные события, застающие человека врасплох. В подобном расположении духа личность может совершать необдуманные поступки, о которых позже будет сожалеть.

    Такие виды психических процессов считают очень интенсивными для психики. Обычно состояние аффекта заставляет индивида делать единственный выбор, который ему может быть несвойственен. Чаще всего такая деятельность проявляется в агрессии.

    Воля

    Данные психические процессы являются самостоятельными, они принимают какие-то свойства и состояния, но выбор делается осознанно. В данном случае индивид сам контролирует свои чувства и поведение, делая выбор, который не всегда ему нравится, но который будет полезен для него или общества.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    Классификация волевых психических процессов включает следующие типы:

    1. Борьба мотивов. Это отсутствие одного конкретного выбора, который устроил бы человека. Такое состояние еще называют внутриличностным конфликтом. Оно означает присутствие абсолютно равноправных решений для какой-то ситуации, которая требует единственного ответа.

    Конкретно к волевому процессу можно отнести именно осознанное предпочтение, так как логично правильная или нравственная альтернатива является ребенком разума. Стоит отметить, что это развивается с годами, поэтому у детей очень слабая сила воли.

    Рекомендуем: Что такое психическое отражение в психологии?

    2. Принятие решения. Этот процесс заключается в установлении какой-то определенности. Причем иногда выбор может быть элементарным (съесть котлету или плов, надеть желтую футболку или зеленую), а иногда очень трудным. Хотя даже в простых ситуациях мы часто используем силу воли.

    Быстрое и осознанное принятие решений – это привычка успешных людей. В данном случае могут понадобиться не только разум, логика и смысл, но зачастую и те же эмоции с чувствами.

    Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

    3. Постановка цели. Это четкое осознание и определение индивидуумом конкретных желаний, осуществления которых он хочет добиться. Подобный подход значительно продвигает личность к реализации мечты, ведь постановка цели является серьезным шагом.

    Для большей части людей данный процесс зарождает некую мотивацию, которая очень важна для достижения любых задач. К тому же такое принятие решения предполагает осознанный выбор, который оказывает сильное влияние на психику.

    Прогресс и дефекты

    Развитие психических процессов происходит с самого рождения, и то, каким оно будет, во многом зависит от родителей. Ученые предполагают, что эти процессы также взаимосвязаны с макрокосмосом, поэтому влияние погодных условий или изменений на других планетах также оставляет свой след.

    Все же любой может сам работать над своей психикой, анализируя некоторые слабые стороны и улучшая их вместе с сильными. Это тот же самый выбор, который недостижим без воли.

    Однако иногда психические процессы имеют отклонения, которые мешают всей группе явлений. Чаще всего это происходит из-за таких заболеваний, как инсульт, шизофрения, болезнь Альцгеймера и т.п.

    В данном случае, конечно, могут помочь лишь советы врачей и специальные медикаменты. Стоит отметить лишь то, что сдаваться нельзя никогда, ведь известны случаи неожиданных выздоровлений даже после самых сильных недугов. Автор: Лена Мелисса

    Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

    www.grc-eka.ru

    Психические процессы

    Современная психология считает, что психические процессы тесно связаны между собой и представляют единый комплекс, который называется «психика». К примеру, запоминание невозможно без восприятия, а внимание — без мышления. Давайте более детально рассмотрим особенности психических процессов.

    Психические познавательные процессы
    1. Ощущение. Отражает состояние внешней среды, которое воздействует посредством раздражителей на наши органы чувств. В головной мозг поступают нервные импульсы, в результате чего и формируются данный познавательный процесс.
    2. Мышление. Представляет собой процесс переработки информации в потоке течения мыслей, ощущений и образов. Оно может происходить в разных формах и в разном качестве. Стоит отметить, что бредовые мысли — это тоже продукт мышления.
    3. Речь. Предоставляет возможность общаться при помощи слов, звуков и других элементов языка. Она также может иметь разный характер и качество.
    4. Память. Способность воспринимать и сохранять только необходимую информацию. Наша память формируется постепенно. С развитием речи, человек может фиксировать вещи, которые он запомнил, поэтому процессы памяти тесно связаны с восприятием и речью.
    5. Восприятие. Формирование образов и явлений окружающего мира. Ситуация создается в голове человека на основе его знаний, настроения, фантазий, ожиданий и т.д. Каждая личность воспринимает информацию на основе собственного опыта, а потому так часто возникают споры.
    6. Сознание. Контроль над психическими процессами. Это внутренний мир человека, который дает возможность замечать внутренние желания, телесные ощущения, импульсы и т.д. Подсознание и бессознательное нельзя контролировать.
    7. Внимание. Система отбора информации, позволяющая воспринимать только значимую для нас информацию. Она помогает реагировать лишь на интересные или важные для нас вещи.
    8. Воображение. Погружение в свой внутренний мир и формирование соответствующих картинок. Этот процесс играет очень важную роль в творчестве и моделировании. Воображение строит образы на основе уже имеющихся представлений.

    Психические эмоциональные процессы

    1. Эмоции. Быстрые и короткие элементы чувств. Эмоции и чувства употребляются в качестве синонимов. Эмоциональные состояния — это выразительные движения, которые позволяют передать то или иное отношение.
    2. Мотивация. Формирование внутреннего намерения, побуждения к действиям. Воля заставляет человека работать через преодоление, а мотивация — через внутреннее побуждение. Необходимо грамотно сочетать волю и мотивацию.
    3. Проактивность. Человек не реагирует на внешнее воздействие, а сам оказывается его создателем. Он выбирает свои действия сам и запускает их. Таким образом, индивид опережает воздействие на себя и формирует у окружающих необходимые реакции.
    4. Воля. Способность человека помнить свои планы и сохранять силы для их выполнения, несмотря на трудности, отвлечения и помехи.

    Нарушение психических процессов

    Отклонение от нормы выражается в виде нарушения какого-либо из психических процессов. Очень часто нарушение одной функции влечет за собой изменения других. Причина патологии может быть вызвана каким-либо заболеванием. Довольно часто нарушение основных психических процессов происходит при таких заболеваниях, как:

    • инсульт;
    • деменция;
    • болезнь Альцгеймера;
    • рассеянный склероз;
    • шизофрения.

    Врач составляет клиническую картину, на основе которой назначает лечение. Этим занимаются психиатры и неврологи.

    Ученые считают, что психика тесно связана с процессами макрокосмоса, поэтому на нее могут влиять различные факторы: погодные условия, вспышки в солнечной системе и т.д. Помните, что при желании человек вправе и в состоянии контролировать свои психические процессы.

     

    womanadvice.ru

    Психические процессы

    Согласно материалистической точке зрения, психика является одним из свойств мозга. Другими словами, головной мозг считается органом психической деятельности.

    Противоположное материалистической теории идеалистическое толкование указывает на наличие некой «души». Она (душа), по мнению философов-идеалистов, существует самостоятельно и не зависит от окружающей среды или человеческого организма, управляя при этом людскими чувствами, мыслями, волей.

    Философы-материалисты считают идеалистическое понимание сущности психики неправильным в корне, так как последнее идет вразрез с накопленными знаниями и опытом человека.

    Для наиболее правильного понимания сущности расстройств психической деятельности, следует в общих чертах знать, что из себя представляют основные психические процессы.

    Существует условная классификация. Условна она потому, что те группы (всего три), на которые разделены психические процессы, взаимосвязаны и являют собой разные стороны одной психической деятельности.

    Таким образом, выделяют:

    1. Интеллектуальные процессы. Они способствуют развитию познавательной человеческой деятельности.
    2. Эмоциональные психические процессы. Они являются отражением отношения человека к себе самому и к окружающей обстановке.
    3. Волевые процессы. Ими обусловлена общая человеческая деятельность.

    Начало познавательной деятельности совпадает с появлением ощущения. Благодаря ему определенные свойства окружающих предметов и явлений отражаются в человеческом мозге. Таким образом, люди при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) способны различать запахи, цвета, звуки и прочее.

    После появления ощущения, возникает восприятие. Этот этап познавательной деятельности отражает комплекс различных характеристик явлений и предметов. Таким образом, формируется целостный их образ. Образы, воспринятые человеком, закрепляются, сохраняясь в мозге. Таким образом, формируются человеческие представления.

    Неосознаваемые психические процессы относятся к обратной стороне людского сознания. Всю эту категорию специалисты подразделяют на три группы. К первой относят неосознаваемые механизмы для сознательных действий. Ко второй – побудители этих же действий. В третьей группе состоят надсознательные психические процессы.

    Первая группа разделена на три подгруппы. Так, к механизмам относят:

    1. Неосознаваемые автоматизмы. Это акты или действия, совершающиеся без участия сознания. Автоматизмы могут быть первичными (мигание, сосательные движения, захват предметов и прочее) и вторичными (навыки, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться).
    2. Неосознаваемая установка. Это готовность совершить конкретное действие или отреагировать определенным способом.
    3. Неосознаваемые сопроводители. Эти движения выполняют сопровождающую роль. К сопроводителям относят, например, мимику.

    Изучение второй группы – неосознаваемых побудителей сознательных действий – начал Зигмунд Фрейд. Определив направление в 20 столетии всей психологической науки в мире, он придал психологии центральное значение в развитии человеческой культуры. Таким образом, была создана теория психоанализа.

    У. Джеймс впервые описал надсознательные психические процессы. По его мнению, они являются формированием интегрального продукта в результате большой работы без участия сознания (бессознательной). Этот продукт впоследствии вторгается в жизнь человека, как правило, меняя ее радикальным образом. К таким процессам относят творческое мышление, личностные кризисы, переживания тяжелых событий и прочие. Надсознательность в данном случае определяется тем, что временные масштабы и содержание этих явлений больше того, что способно вместить человеческое сознание.

    fb.ru

    Основные психические процессы. Внимание. — МегаЛекции

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь- выступают как важнейшие компоненты любой чел. деятельности. Псих. процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Внимание включено во все психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить в «чистом» виде не представляется возможным. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Внимание-это процесс сознательного и бессознательного ( полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

    Внимание- состояние психологической концентрации, сосредоточенности на к-л объекте.(Немов т.I) Внимание обладает 5 основными свойствами:

    1Устойчивость-проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

    2.Сосредоточенность(противоположное качество- рассеянность)проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги и не замечать ничего, что происходит вокруг. Синоним сосредоточенности – концентрация.

    3Переключаемость-«переход» с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на др. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой ч-к может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит своё внимание на что-то такое, что его случайно заинтересовало, а во втором- сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном объекте. С переключаемостью функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.



    4Распределение внимания- способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности или совершая несколько видов деятельности. (зависит от психологического и физиологического состояния человека). При утомлении распределение внимания сужается.

    5Объём внимания- определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания – 5-7 единиц информации. То, что ч-к успевает заметить за небольшое количество времени и есть объем внимания.

    ФУНКЦИИ:

    1активизмрует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы

    2способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

    3обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

    С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вн-е определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, т.е. качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

    Виды:

    1.Природное дано с самого рождения в виде способности избирательно реагировать на различные стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм- ориентировочный рефлекс

    2Социально обусловленное складывается прижизненно в результате обучения и воспитания. Связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

    3Непосредственное не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям ч-ка.

    4Опосредованное регулируется с помощью специальных средств, пр. жестов, слов…

    5Непроизвольное не связано с участием воли, не требует усилий для сосредоточения и удержания внимания на чем-либо.

    6Произвольное включает волевую регуляцию. Связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих др. с др. интересов. (Сознательный выбор цели + усилие воли)

    7Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания – какое-либо чувственное впечатление.

    8интеллектуальное связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. Объект интереса- мысль

    Психологические теории внимания. Т.Рибо (моторная теория внимания) считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физиологического состояния организма.

    Теория Д.Н. Узнадзе связывает внимание с понятием установки. Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу шара, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых шаров. Тот из них, который окажется в руке где раньше находился более легкий шар, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых шара на самом деле будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

    Установка, по мнению Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы. С понятием установки связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания.

    Теория П.Я. Гальперина Основные положения:

    1. Внимание является одним из моментов ориентировочно — исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

    2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

    3. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. НЕ всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

    4. Во внимании контроль осуществляется при помощи критериев, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

    5. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

    6.Для того, чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить её ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

    7. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля, как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий

     

    73.


    Рекомендуемые страницы:


    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    megalektsii.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *