Личность и ее психические свойства
Психические свойства личности — это фундамент ее психологической структуры, а также ее содержания. К ним относятся направленность, способности, характер и темперамент.
Направленность — одно из основных свойств личности в психологии
Определение 1Направленность личности — психологическое свойство, выражающее ее потребности, мотивы, восприятие окружающего мира, жизненные установки/цели, а также деятельность.
Человек является существом социальным, поэтому он неразрывно связан с той социальной средой, в которой он живет и без которой невозможно его существование. Ведь все необходимое для своей жизнедеятельности он получает от общества — для этого им ведется целенаправленная деятельность, в ходе которой он руководствуется определенными целями/задачами.
Человеческая деятельность и то, какие поступки совершает личность в обществе, неизменно имеют субъективную определенность и всегда выражают то, что требует удовлетворения. Действия также являются проявлением качеств личности, которые сложились в результате воспитания и в процессе ее жизнедеятельности. То есть, в процессе их совершения проявляется отношение человека к обществу в целом и к собственной деятельности в частности.
Именно направленность выражает в интегрированном виде многие из способностей личности, описанных выше. Можно сказать, что в ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.
Определение 2Потребности личности — это выражение ее нуждаемости в чем-либо.
Любой живой организм нуждается в конкретных условиях/средствах для жизни, которые предоставляются ему окружающей средой. Например, растение испытывает нужду в солнечном свете, воде, тепле, питательных веществах. Человек также нуждается в определенных условиях для своей жизнедеятельности. Например, ему требуется пища, общение с окружающими, знания, развлечения и многое другое.
Если потребности животных имеют относительно стабильный характер и ограничены чаще всего только биологическими нуждами, то потребности человека постоянно меняются на протяжении его жизни: общество неизменно создает для своих членов новые потребности, которых не было у предыдущих поколений.
В этом непрекращающемся обновлении большую роль играет общественное производство: оно изг
zaochnik.com
Психические свойства личности, психические свойства человека
Как известно, психические свойства личности – это психические явления устойчивого характера, они влияют на человеческую деятельность и характеризуют личность с психологической и социальной стороны. Иначе говоря, это психические свойства, реализующиеся в определенном социуме (социальная группа или взаимоотношения с людьми). Структуру психологических явлений составляют темперамент, способности, характер и направленность.
Направленность – важнейшее психологическое свойство личности
Если говорить о направленности как о сложном психическом свойстве, то она представляет собой единение мотивов, целей и потребностей личности, все это определяет характер деятельности человека. Психические свойства личности формируются с учетом внутренних взаимосвязанных побуждений человека, они показывают, к чему стремится конкретный индивид, зачем он выполняет определенные действия, какие цели ставит. Человеческая деятельность чаще всего определена субъективно и выражает именно то, что должно быть удовлетворено. Психические свойства, несомненно, определяют деятельность людей, это оказывает влияние на человеческие отношения. Направленность выражает все способности личности и направляет главный личностный смысл деятельности индивида.
Потребности человека
Направленность определяет психические свойства личности и обладает своей внутренней структурой, которая включает цели, мотивы и потребности. Последние являются нуждой человека, если говорить о нем как о социально-биологическом существе, в определенном материальном или духовном предмете. Потребности необходимо удовлетворять, они побуждают индивида проявлять необходимую активность, производить определенную деятельность. По направлению потребности как психические свойства подразделяются на духовные и материальные.
Потребности животных находятся, в основном, на уровне инстинктов, они ограничиваются, главным образом, материальными или биологическими нуждами, психические свойства человека формируются, изменяются и множатся в течение его жизненного процесса, это определяется уровнем производства в обществе и общественными отношениями. Кроме того, даже внешняя обстановка актуализирует формирование различных потребностей на всех этапах жизнедеятельности людей.
Потребности, как структурный элемент направления личности, обладают рядом специфических особенностей. Например, они имеют содержательный и конкретный характер, который связан с любой деятельностью или предметом, который нужен людям. Далее, осознание потребности сопровождается определенным эмоциональным состоянием. Еще одна особенность потребности – наличие волевого компонента, который ориентирован на нахождение возможных путей решения проблемы и удовлетворения потребности.
Психические свойства человека, духовные и материальные потребности влияют на формирование цели, которая направляется на достижение существующих потребностей. В личностной психологии данное понятие применяется для изучения преднамеренных действий, которые представляют специфические черты человеческой деятельности. В этом случае образование цели рассматривается как главный механизм формирования определенных действий.
Мотив также относится к психическим свойствам человека и является непосредственным внутренним побуждением для совершения конкретного действия, чтобы достигнуть поставленной цели. Определенное содержание мотива характеризуется объективными условиями человеческой жизнедеятельности. При изменении социальных условий иными становятся и предпосылки развития каких-либо мотивов, которые выступают в форме стабильных и ситуативных. Психические свойства человека, направленность и содержание мотивов характеризуют не только факт наличия определенного рода деятельности, но и ее прямую эффективность. Экспериментально доказано влияние мотива на специфику и строение процессов запоминания.
К другим психологическим свойствам личности относятся способности, темперамент и характер. Существует 4 типа темперамента:
- Холерический темперамент
- Сангвинический темперамент
- Флегматический темперамент
- Меланхолический темперамент
Характер формируется на базе проявления темперамента человеческой личности в определенных социальных условиях.
БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти
www.edu-psycho.ru
К психическим свойствам личности относятся… Классификация психических явлений
Психические качества и свойства личности являются частью устойчивого характера, влияют на деятельность индивида и дают его характеристику для психологии и социума. Иными словами, это те черты человека, которые определяют его в определенной социальной среде. Разбирая эти понятия, можно оценить человека, понять его и определить, какая деятельность лучше всего подходит конкретному субъекту, как лучше применить его способности с пользой для всех. Основные психические свойства личности — темперамент, характер, способности и направленность.
Направленность
По мнению психологов, направленность является одним из самых важных психологических свойств личностных характеристик человека. Она представляет собой совокупность потребностей, целей и мотивов человека. Именно эти черты, которые относятся к психическим свойствам личности, и служат основополагающими для определения характера деятельности индивида.
Их формирование происходит в связке с внутренними побуждениями, стремлениями человека, целями, которые он ставит, и причинами, по которым человек выбирает именно эти действия. Помимо того что психические свойства оказывают влияние на деятельность индивида, они еще и влияют на отношения между людьми. Направленность способна выразить все способности человека и направить их в нужное для психики русло. У нее есть внутренняя структура, состоящая из целей, мотивов и потребностей.Потребности
Потребности представляют собой нужды людей материального и духовного плана и относятся к психическим свойствам личности. Именно от их удовлетворения зависит качество деятельности человека и то, насколько активно он будет ее осуществлять. И если потребности животных больше акцентированы на материальном и биологическом уровне, то для людей важнее духовный и психологический план.
Они умножаются в зависимости от роста человека в обществе и отражаются в его отношениях с другими людьми и социумом в целом. На каждом этапе жизнедеятельности индивида на появление и формирование его потребностей влияют также и внешние факторы. У потребностей есть ряд специфических особенностей, они носят конкретный, содержательный характер, напрямую связанный с тем, что нужно личности для развития. Когда человек осознает свою потребность, у него возникает определенное эмоциональное состояние. Помимо этого каждая потребность требует наличия волевого компонента, ориентированного на поиск получения желаемого.Цель
К психическим свойствам личности относятся духовные и материальные потребности, которые влияют на возникновение целей. Если рассматривать личностную психологию, цель позволяет изучить преднамеренность человеческих поступков, представляющих особенности характера. Именно формирование целей является главным механизмом, подталкивающим человека на действия.
Сюда же можно отнести и мотив, который побуждает человека изнутри совершить тот или иной поступок, чтобы достигнуть поставленной цели. Он относится к объективным условиям жизнедеятельности человека. Мотивы бывают стабильными и ситуативными, в зависимости от социальных условий проживания индивида. Наличие мотивов также отражает и деятельность, и ее эффективность. Немаловажно, что мотивы влияют и на память человека.Виды психические явлений
Доказано, что все изученные психологические явления очень тесно связаны между собой. Традиционно их разделяют на процессы, свойства и психические состояния. Это сочетание базовых и временных типологических модификаций. Каждый процесс может иметь отдельный объект отражения и регуляционные особенности, на базе которых и формируются образы.
Структура
Структура психических свойств личности представляет собой объединение всех регуляционных компонентов деятельности индивида, которые входят в формирование состава личности. Поскольку личность представляет собой целостный механизм, рассматривать психорегуляционные возможности необходимо комплексно.
Именно природные возможности человека определяют его темперамент. Система психических свойств может проявляться по-разному в зависимости от внешних факторов. Главное разделение производится на познание, трудовую деятельность и взаимоотношения в обществе.Темперамент
К психическим свойствам личности относится также темперамент. Он представляет собой индивидуальное человеческое свойство, зависящее больше от врожденных, чем от приобретенных качеств.
Определяется он при анализе темпа психологических процессов, их скорости и интенсивности. В основном обращают внимание на такие сферы его проявления, как общая активность, двигательная сфера и уровень проявления эмоций. Есть четыре типа темперамента, подробно описывающие возможности индивида.Флегматик
Такие люди неспешны, их сложно возмутить, они редко проявляют эмоции и при этом крайне целеустремленны. Это очень уравновешенные и спокойные личности, проявляющие настойчивость в рабочей сфере. Несмотря на неспешность, этот человек добивается больших трудовых успехов благодаря своей прилежности.
Если флегматик попадает в критическую ситуацию, он не теряет контроля, не совершает импульсивных поступков, всегда остается спокойным и доводит любое начатое дело до логического завершения. Но таким людям очень сложно переключаться между разными видами деятельности.Холерик
Такие люди очень быстрые, яркие, эмоциональные, но при этом не уравновешены. Их эмоциональное состояние нестабильно, поэтому холерик может очень активно взяться за дело, но так же быстро остыть к нему. Они очень быстро истощаются, поскольку совершенно не способны распределять свои внутренние силы.
Такие люди делают много резких движений, проявляют эмоции даже там, где этого делать не стоит. Находясь в неблагоприятных социальных условиях, такие люди могут проявлять вспыльчивость и даже агрессию. Чтобы человек с таким темпераментом смог достичь высот в рабочих процессах, ему нужна хорошая мотивация.Сангвиник
Это очень подвижные люди, настроение которых меняется довольно часто, они впечатлительны, быстро реагируют на события, происходящие вокруг, достаточно легко воспринимают критику и личные поражения. Чаще всего у них ярко выражена мимика, они продуктивны в рабочей деятельности, если занятие им интересно. Это очень общительный человек, который быстро приспосабливается к жизненным изменениям. Он очень переменчив, как в чувствах, так и в условных рефлексах. Это эмоционально устойчивые люди, способные быстро и легко переключаться между разными видами деятельности.
Меланхолик
Такие люди редко реагируют на внешние факторы, они очень зациклены на себе и ранимы, часто и подолгу переживают разнообразные события из жизни. Любое, даже самое незначительное внешние воздействие может затормозить их деятельность, они не способны контролировать или сдерживать эмоции, часто негативно смотрят на мир. У такого человека очень неразвитое психическое состояние, это, наверное, самый слабый тип темперамента. Подобный человек будет избегать любых изменений, новых знакомств и в принципе выхода из личной зоны комфорта. Если он попадает в неблагоприятную социальную обстановку, становится застенчивым, трусливым и нерешительным. Но при этом он быстро обучается и отличается повышенной внимательностью.
Характеристика
Характеристика психических свойств личности на данном этапе развития науки психологии очень многогранная. Различают много факторов и элементов системы психологического развития человека, способных не только определить его тип деятельности, но и объяснить его действия и поведение. Разные научные деятели дают различные характеристики относительно личностных качеств. Главное, что стоит учитывать, — это то, что каждый индивидуум объединяет в своем сознании комплекс психических свойств, напрямую связанных между собой. Все зависит не только от врожденных качеств человека, но и от его окружения, социума, воспитания и многих других внешних факторов. Немаловажно также саморазвитие личности, ее цели и интересы.
Заключение
Индивидуальные психические свойства человека всегда зависимы от внешних воздействий. Активность человека может быть понижена из-за неудовлетворения его внутренних духовных и материальных потребностей. Только хорошие социальные условия или достойная мотивация могут спровоцировать индивида на активную качественную деятельность, построение целей и путей их достижения. Многое зависит также от личных качеств человека, его окружения, материального положения и духовного развития.
fb.ru
§74. Психические свойства личности. Психология. Учебник для средней школы.
§74. Психические свойства личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
И. П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И. П. Павлова свою подлинно научную основу.
Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.
Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.
Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.
Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина — Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.
Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «…Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».
Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества… Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.
Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.
В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru