Образ в структуре сознания Текст научной статьи по специальности «Психология»
УДК 165.12
ИОЙЛЕВА Галина Валентиновна, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела диссертационных советов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 63 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий, 4 учебных пособий
ОБРАЗ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ
Сознание структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Источником бытийных характеристик сознания является предметное и социальное действие. Внутренние рефлексивные ресурсы сознания актуализируются посредством эмоций, памяти, мышления, внимания, воли, воображения и т. д.
Цель данного исследования — выявить специфику построения образа и отразить его функциональность в общей структуре сознания. Научная значимость данной работы заключается в выработке положений и принципов изучения полифункциональности образа в структуре сознания с междисциплинарных позиций. Практическая составляющая — когнитивная направленность личности на осознание поведения и действия в социуме. Автор использует системный и аналитический подходы для изучения данной проблематики, которые позволили сделать вывод, что образ, динамика его построения находятся в прямой корреляции с сознанием, определяющим в итоге деятельность личности.
Данное исследование — существенный вклад в логико-методологическую базу социальной философии, социальной педагогики и психологии, его результаты могут в дальнейшем внедряться в практику образовательного процесса.
Ключевые слова: структура сознания, актуальное сознание, потенциальное сознание, классы образов, макросостояния сознания.
Мысленные образы, т. е. образы, имеющие преимущественно внутренний информационный источник (память), составляют подавляющую часть множества образных явлений. Проецирование на категориальную связь сознания и образов позволяет нам принять за основание группировки и упорядочивания мысленных образов последовательность уровней сознания. Можно различать актуальное сознание, под которым подразумевается прохождение© Иойлева Г.В., 2014
определенного психического содержания через фокус сознания, и потенциальное сознание -запас содержаний психического, который всегда присутствует в памяти в любой момент актуального сознания и при определенных условиях может стать фактом последнего (проблематика неосознаваемого психического). Иными словами, каждый человек, находясь в любом состоянии сознания в различные моменты времени, имеет параллельно весь запас
«потенциальных» содержаний психического. Эмпирический анализ состояний сознания позволяет выделить следующие макросостояния актуального сознания: 1) сновидное сознание; 2) сознание в состоянии бодрствования; 3) измененное (бодрствующее) сознание. Существуют определенные «надсознательные» состояния, хорошо описываемые в восточной психологии через понятия «самадхи», «паранирвана» и др. Эти состояния сознания рассматриваются как предельное завершение переживаний предыдущих уровней измененного сознания в процессе духовной практики и психотренинга.
Макросостояния и уровни сознания упорядочены по уровню активации, в результате достигается одномерный порядок. В макросостояниях сознания можно выделить преимущественные функциональные характеристики по параметрам отражения (продуктивное -репродуктивное) и регулирования (произвольное — непроизвольное). Основная функция потенциального сознания состоит в непроизвольном регулировании. Сновидное сознание реализует свою функцию главным образом через репродуктивное отражение (ибо основная функция сновидений связана с адаптивной реорганизацией приобретенного человеком опыта в целях подготовки к будущему поведению; сновидения прогнозируют будущие события в смысле преднадстройки субъекта к реагированию). Действительно, что означает тот факт, что объекты, репрезентированные видящему сны субъекту, в основном знакомы ему, а ситуация дается новая (сновидения -это, как правило, новая комбинация отображений известных объектов, своеобразный взгляд на известное)? Не являются ли сновидения способом подготовки субъекта к реагированию в разнообразных ситуациях? [2, с. 99-100].
Сознание в состоянии бодрствования осуществляет преимущественно функцию произвольного регулирования. Функцию измененного состояния сознания можно характеризовать как продуктивное отражение внутреннего источника информации.
Соотнесем макросостояния и состояния сознания с классами образов. Выделим макроклассы и классы мысленных образов: 1) «потенциальные» образы, связанные с многообразием содержания неосознаваемого психического, репрезентирующие человеку реальность нашего мира; 2) сновидные образы, делящиеся на собственно сновидения и образы дремотно-просоночного состояния; 3) образы бодрствующего состояния сознания, делящиеся на грезоподобные фантазии («сны наяву») и вторичные образы, под которыми в данном контексте подразумеваются репродуктивные образы-представления и образы воображения; 4) образы измененного состояния сознания. Основные переходы наблюдаются между собственно грезами, непроизвольными фантазиями и образами произвольного воображения.
Множество образов измененного состояния сознания можно условно разделить на два класса по признаку соответствия реальности окружающего мира. Так, галлюцинаторноподобные образы (псевдо- и собственно галлюцинаторные), несмотря на все виды деформации своего содержания, все же сопоставимы с реальностью. Трансперсональные и трансцендентальные образы высоких степеней измененного сознания действительно экзотичны и презентируют субъекту некую иную реальность, не имеющую аналогов в привычной картине мира. В надсознательном состоянии как максимально возможном изменении сознания отсутствуют мысленные образы в общепринятом их понимании. В подобных состояниях сознание, например, может превращаться в «точку», которая ощущается в слиянии с громадным, беспредельным, необусловленным предметным содержанием пространством, заполненным светом и знанием; сознание и самосознание субъекта могут вообще исчезать, по крайней мере с точки зрения возможности какого бы то ни было своего описания [3, с. 354-357]. Надсознательные состояния несут в себе определенную двойственность: с одной стороны, они являются порождением максимально высоких степеней изменения сознания,
с другой — могут характеризоваться своей сверхпотенциально стью.
Память и внимание являются стержневыми психическими процессами, через которые реализуются акты сознания. Основными их характеристиками являются произвольность — непроизвольность (для внимания) и продуктивность -репродуктивность (для памяти). Память есть хранение информации во времени. Внимание -это направленность на объект при условии ее сохранения за счет затрат энергии. То есть определяющими общенаучными категориями для памяти являются информация и время, а для внимания — пространство и энергия. В связи с этим определяющей характеристикой сновидений можно считать свободную перемещаемость их содержания по шкале времени (время). В них наблюдается значительное нарушение топологических характеристик образов, топологии объектов — самопроизвольная комбинация образов. Основная функция последних состоит в прогнозировании будущих событий в смысле преднадстройки субъекта к реагированию. Для образов бодрствующего сознания определяющим является включение их в регуляцию деятельности (энергия). Энергия лежит в основе упорядочивания классов мысленных образов и связана с нарастанием интенсивности выделенных уровней сознания. При сознательном движении наблюдается увеличение инвариантности содержания образов. Просматривается также условное сближение во времени процессов актуального восприятия и актуализации в сознании уже отрепрезентированной в памяти информации. Энергия выступает как интегральный показатель способности к оперированию мысленными образами. Здесь происходит некоторое комбинирование образов в некоторое новое целое. При этом комбинация и деформация объектов в образе одновременно происходят. Это затруднило бы понимание их содержания субъектом и соответственно снизило эффективность регуляции как внешнего поведения, так и внутреннего состояния. Грезоподобные фантазии — это «отлет от действительности», создание дополнительной субъективной среды
для самореализации (например, известная компенсаторная функция «снов наяву»). Функция данных образов заключается еще и в том, что после «ухода» от оперативного взаимодействия с объектом субъект на сознательном уровне получает дополнительное время для контакта с от-репрезентированной им реальностью: воспроизводится прошлый опыт, ведется поиск новых его комбинаций, в частности в плане подготовки к реагированию на будущие события. Функции вторичных образов являются необходимым дополнением перцептивной основы любой целенаправленной деятельности. Их развитие связано с научно-техническим прогрессом. Для образов измененного состояния сознания главное впечатление идет от переживания содержания образов (причастность к некой новой информации, отсутствующей в состояниях сна и бодрствования). Наблюдается связь этих образов с регуляцией состояния (ибо регулирующая функция образов может быть рассмотрена не только относительно действия). Образы измененного состояния сознания значимы также для непосредственного переживания некоторых общечеловеческих ценностей морально-этического порядка (любовь, совесть и др.) [5, с. 132-137]. Иными словами, основными потенциальными функциями образов измененного состояния сознания можно считать их участие в определенных аспектах психической саморегуляции и моделировании новых субъективных реальностей (в процессах познания, творчества). Произвольное продуцирование образов измененного состояния сознания и контроль за ними возможны только у людей с высоким уровнем психического развития личности.
Мышление в понятиях — это оперирование понятиями объектов, т. е. объектами, в этих понятиях определенными. В реальном мыслительном процессе понятия не выступают в отрешенном, изолированном виде, они всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений и со словом, которое, будучи формой существования понятия, всегда является вместе с тем и неким слуховым или зрительным
образом. Наше восприятие организовано таким образом, что любой объект мы видим как фигуру, выделяющуюся на каком-либо фоне. Наше восприятие стабильно и константно (мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим). Благодаря бинокулярному зрению наш мозг обеспечивает нам трехмерное видение мира. На расстоянии более 15 метров мы можем оценить глубину и взаимоположе-ние объектов только по монокулярным признакам. Известно, что в процессе формирования образа так или иначе синтезируются сенсорные данные разных (практически всех) модальностей. Однако ведущая роль среди них обычно принадлежит визуальной, т. к. именно зрение дает симультанную пространственную дифференцированную картину окружающего [1, с. 369-373]. Именно формирование и развитие визуального мышления, продуктом которого являются новые образы, новые визуальные формы, несущие смысловую нагрузку и делающие значение видимым, позволяет нам адекватным образом действовать. Образное или визуальное мышление — это средство формирования замысла, идеи, гипотезы, схемы перехода к новому образу. Ясно, что не только отвлеченное значение слова, но и наглядный образ может быть носителем смыслового содержания и выполнять более или менее значительные функции в мыслительном процессе, потому что образ является не замкнутой в себе данностью сознания, а семантическим образованием, обозначающим предмет и отражающим предметные отношения. Но здесь заметим, что, например, с точки зрения К.Р Ме-грелидзе само понятие образуется не столько в результате множества актов повторения одного и того же, сколько в виде открытия, внезапного озарения, возникающего в результате умственной операции, усмотрения смысловых отношений действительности, предметных отношений в том числе. То есть возникновение понятия происходит не в результате самого по себе повторения каких-то простых операций, поскольку для
рождения новой идеи достаточно иногда однократного акта разумного усмотрения. Дальнейший же опыт и «повторения» служат не возникновению понятия, а его проверке и закреплению.
Мы приходим к уверенности, что образ как образ предмета имеет семантическое содержание. Каждый воспринимаемый или представляемый нами образ фигурирует обычно в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает предмет. Когда мы наглядно, образно что-либо воспринимаем, мы осознаем предмет; наглядно-чувственное содержание относится нами к предмету, который мы посредством него воспринимаем. Это семантическое содержание является общим знаменателем для образа и слова-понятия; их семантическая общность преодолевает обычное противопоставление логически-понятийного и образно-чувственного, включая и одно и другое как необходимые звенья в реальный мыслительный процесс.
Включаясь в мыслительный процесс и выполняя в нем семантические функции, образ сам интеллектуализируется. Выполняемая им функция, обобщенное значение, чувственным носителем которого он является, преобразует само чувственное его содержание; он подвергается как бы определенной ретушировке; на передний план выступают те черты его, которые связаны с его значением, остальные, для него не существенные, случайные, побочные, отступают на задний план, стушевываются, сходят на нет [6, с. 3]. В результате образ становится все более совершенным носителем мысли, в самом чувственно-наглядном своем содержании все адекватнее отображающим ее значение.
В целом, если взять соотношение: предмет -образ — знак — значение, то образ, знак, значение представляют собой понятия, заменяющие в сознании предмет, являются как бы его моделями, т. е. различными формами отражения предмета. Образ, его формирование — это сложный, развертывающийся во времени процесс. В данном процессе обязательно присутствует в той или иной степени выраженности субъективность образа, которая включает в себя
момент пристрастности субъекта (зависимость образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций и т. п.).
Мысленный образ «строится» с помощью воображения, затем информация преобразуется в определенную последовательность, организуется, происходит преобразование этих образов в языковую информацию [4, с. 11].
Сравним теперь процессы построения образов в восприятии и в мышлении и покажем, что во втором случае необходимым становится участие сознания. В ходе восприятия отбор значимых частей материала запечатлений и их синтез в сенсорную схему предопределяется адаптацией к среде, учетом свойств предмета, который может превратиться в предмет потребности (в предмет, значимый для удовлетворения потребности, несущий свойства, необходимые для удовлетворения потребности). В мышлении, вызванном затруднением в поведении, образ предмета потребности, на основе которого осуществлялось поведение, становится препятствием к удовлетворению потребности в целом. Поскольку поведение может быть направленным лишь при опоре на представление о предмете потребности и ситуации в целом, при различении в представлении компонентов, значимых для потребности и ее удовлетворения и т. д., то единственным выходом становится преобразование представления. Материалом осознавания являются как языковые значения, так и их синтез и сплавления с перцептивными образами. Конечным этапом интеллектуализации образа, которая делает его наглядным выражением мысли, является переход от вещного представления к схеме. Мы не
всегда мыслим в развернутых словесных формулировках; мысль иногда опережает слово. Мы оперируем на основе некоторой схемы, которая антиципирует, предвосхищает в нашем сознании еще не развернутую систему мыслей. На основе такой схемы, не обремененной деталями, можно оперировать беглыми наметками. Поэтому течение мысли не задерживается: в быстром темпе мы обычно мыслим именно так.
Таким образом, обобщая данные о функциях мысленных образов, можно отметить некоторый общий момент — расширение полифункциональности образов, т. е. расширение возможностей субъекта по отражению и регулированию при сохранении всех функций предыдущих классов образов. В соответствии с последовательностью уровней активации сознания, приводящей к расширению сознания (последнее следует понимать не как атрибут некоего мистического опыта, а как увеличение способности человека по считыванию информации, закодированной в глубинах памяти, увеличение способности по трансляции неосознаваемого в факты сознания), можно констатировать, что отражение им информации происходит не только из внешнего, но и из внутреннего источника. Включение понятия «мысленный образ» в теорию сознания на основе структурно-функционального анализа различных видов психического образа позволяет продвинуться в понимании когнитивной и регулирующей функции сознания. Образ можно рассматривать как своеобразную единицу «потока сознания», а поэтому — на основе известного общесистемного закона — как часть, повторяющую целое.
Список литературы
1. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. М., 1996. С. 369-373.
2. Велихов Е., Зинченко В., Лекторский В. Сознание как предмет изучения // Обществ. науки. 1988. № 1. С. 99-100.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 354-357.
4. Заикин Н.И. Что такое сознание? СПб., 1997. С. 11.
5. Основы современной философии / отв. ред. М.Н. Росенко. СПб., 1997. С. 132-137.
6. СпивакД.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989. С. 3.
References
1. Vvedenie vpsikhologiyu [Introduction to Psychology]. Ed. by Petrovskiy A.V. Moscow, 1996, pp. 369-373.
2. Velikhov E., Zinchenko V, Lektorskiy V. Soznanie kak predmet izucheniya [Consciousness as an Object of Study]. Obshchestvennye nauki, 1988, no. 1, pp. 99-100.
3. Vygotsky L.S. Sobranie sochineniy v 61. [Collected Works in 6 Vols.] Moscow, 1982, vol. 2. pp. 354-357.
4. Zaikin N.I. Chto takoe soznanie? [What Is Consciousness?]. St. Petersburg, 1997, p. 11.
5. Osnovy sovremennoyfilosofii [Fundamentals of Modern Philosophy]. Ed. by Rosenko M.N. St. Petersburg, 1997, pp. 132-137.
6. Spivak D.L. Yazyk pri izmenennykh sostoyaniyakh soznaniya [Language in Altered States of Consciousness]. Leningrad, 1989, p. 3.
Ioyleva Galina Valentinovna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
IMAGE IN THE STRUCTURE OF CONSCIOUSNESS
Consciousness is a structurally organized integral system consisting of various elements naturally related to each other. The sourse of existential characteristics of consciousness is the subject and social action. Inner reflective resources of consciousness are actualized by means of emotions, memory, thought, attention, will, imagination, etc.
The study focuses on revealing specific features of image creation and on reflecting its functionality in the general structure of consciousness. The author has worked out statements and principles of investigating image multi-functionality in the consciousness structure from the interdisciplinary point of view. The applied component involves the person’s cognitive focus on realizing behaviour and activity in the society. The author uses both the systems and analytical approaches to study the given issue and makes the following conclusion. The image and dynamics of its creation are directly correlated with consciousness that shapes the person’s activity.
This study is a significant contribution to the logic and methodology of social philosophy, social pedagogy and psychology. Its results can be introduced into the educational process.
Keywords: structure of consciousness, current consciousness, potential consciousness, pattern class, macro-state of consciousness.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 17;
e-mail: [email protected]
Рецензент — Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
cyberleninka.ru
Образы сознания — Психология PRO
Вчерашний «эксперимент» можно считать предсказуемо удачным. Он наглядно подтверждает истину, с которой вроде бы все знакомы, и в то же время так часто склонны ее не замечать. На сайте уже и без того имеется с десяток статей о проекциях – внутренних данных сознания, которые мы приписываем внешней реальности. В каждой статье, дополняя тему чем-то новым, приходится немного повторяться. Все мы воспринимаем жизнь схожим образом, и в то же время – очень по разному. Причем эта разница порой бывает кардинальной. Выводы из этого следует разные.
Образы
Каждый глядя на картинки, использует их словно окна через которые заглядывает в другой мир. А ведь этот «другой мир» находится в собственном бессознательном. Мы используем внешние образы, как активационные ключи к внутренним данным.
Некоторые образы воспринимаются как бы со стороны и мимолетно – как из окна машины. Другие –так, словно лично участвуешь в событии. А самые яркие переживания включаются при помощи образов, с которыми отождествляешься – словно ты сам – событие, которое этот образ символизирует.
Полагаю, по схожему принципу мы реагируем на книги и музыку, где получаем самые интенсивные переживания, когда чувствуем словно эта книга, или музыка озвучивает какие-то скрытые и важные качества нашей персоны.
Возвращаясь к затее с картинками, можно определенно сказать, что каждый, глядя на представленные образы, увидел что-то свое. Но и общий мотив во многих комментариях тоже прослеживается.
Первая картинка собрала в основном позитивные проекции: «тишина, простор, удовлетворение, воплощение красоты и вечности, мечта наяву, свобода и безопасность, пиковые наслаждения, лучшее место для отдыха, начало новой жизни». И вместе с этим несколько человек спроецировали нечто почти противоположное: «холод, неуют, отчуждение, заброшенность, тревога, замкнутость, одиночество, черная клетка, тюрьма для души, яма, драма и трагедия».
Второй картинке почти все приписали уныние и тоску. Интересно, что несколько человек в заснеженном поле узрели пустыню. Этим образом наглядно демонстрируется разница, с которой люди встречают одиночество. Для большинства оно – смерти подобно. Для других – это чистый покой и свобода без каких-то негативных оттенков, когда не приходится себя как-то уговаривать при помощи позитивного мышления, или вынужденно натягивать на себя холодное дзенское «счастье». Нет необходимости настраиваться на позитивный лад, когда образ изначально не активировал никаких отрицательных слайдов ума.
На картинке с красной феррари исключительно за крутую тачку почти никто не уцепился. Одни спроецировали: «праздничный задор, эйфорию, молодость, движение и драйв»; другие: «тревожное напряжение, бесконечную гонку, бессмысленную рекламу, безнадежность, взрыв и смерть». Некоторые вскрыли такие ментальные слайды как: «преодоление ограничений, шедевр автомобилестроения, оторванность от реальности и свет в конце тоннеля». Один человек осудил предполагаемого автовладельца. А некоторые и вовсе ничего не почувствовали – настолько чуждым оказался этот образ их сознанию.
Картинка с курящим парнем, как и предполагалось вызвала самые противоречивые проекции умов. Здесь перемешались: «бедность, безмятежность, кайф от настоящего, личные амбиции, неразделенная любовь, смердящий дым, красиво клубящийся дым, плодотворная ночь, воспоминания, грезы, усталость, депрессия, наслаждение, творческий кризис, перепутье, глубина, уединение, предвкушения, возвращение из армии, очарование, ожидание, принятие решения, неуверенность в себе, хандра, хорошее настроение, сонливость, творческий тупик, бунтарство, надежда» и пр.
Последний – пятый образ с чайкой на фоне моря вызвал наиболее сходные проекции. Почти у всех промелькнула «свобода». И чуть менее очевидные: «радость, высота, умиротворение» и даже «благодарность миру». Многие вспомнили Ричарда Баха. Лишь двое узрели какую-то грусть в глазах птицы.
Вот так мы и встречаем жизнь – она для нас, измеряющих все умом, из таких вот слайдов и состоит. Каждая минута несет десятки образов. Большинство не имеют значения. Но некоторые пронзают сознание и активируют живые переживания. Иногда один единственный образ может задать настроение на целый день. И каким бы иллюзорным он ни был, с ним приходится считаться.
Комментарий
На сегодняшний день у меня есть основания полагать, что эмоциональные переживания в своей изначальной сути – это нейтральная энергия, которая меняет свой окрас в позитивную, или негативную сторону, когда окрашивается энергетикой образов.
Можно представить это, как психический канал, по которому течет чистая жизненная энергия. И когда в этом канале появляются устойчивые слайды мысленных образов, энергия начинает через них продуваться, создавая настроения и чувства. Сам по себе образ не имеет энергетического потенциала – это просто такой «нотный стан», который мы озвучиваем собственной энергией.
Ранее на progressman.ru и в романе я использовал аналогию с психическим коктейлем, слои которого мы так или иначе вынуждены расхлебывать, независимо от внешних событий. Эта аналогия – все еще в силе. Здесь лишь внесу дополнение. Каждый слой коктейля – это сборник убеждений о себе и своей жизни. Чем крепче держишься за убеждение, тем сильней его влияние на жизнь.
В этом смысле вся отработка негативной «кармы» сводится к тому, чтобы негативные образы сознания прекратили казаться реальностью. Тогда психическая энергия перестает с ними резонировать, и больше не окрашивается в негативные оттенки. Будучи нейтральной, или даже позитивной, энергия не подавляется и не вызывает психосоматических блоков.
Некоторые люди, особенно в тяжелых ситуациях могут быть уверены, что сама жизнь с ними как-то лично общается и посылает знаки. В таком состоянии очередной мимолетный образ может быть так воспринят, будто от него зависит судьба. Расценив очередную «картинку» как нехороший знак, можно вхолостую портить себе настроение в течение многих дней. И это при том, что другой человек тот же образ оценил бы позитивно.
Описывая комментарии, я мог сказать, что люди на изображениях что-то увидели и почувствовали. Но вместо этого сказал: «проецировали», «приписывали», как бы подчеркивая, что личное мнение – это такой персональный наговор на действительность.
Сама привычная постановка речи вводит нас в заблуждение. Дескать, вот в этих пикселях монитора – тоска и одиночество. А другие там же видят радость. Полагаю иногда хотя бы в своем внутреннем диалоге глаголы «вижу» и «чувствую» полезно заменять на «проецирую» и «приписываю» – просто ради эксперимента, если хочется видеть все как есть.
Сколько не говори о проекциях, все равно никто до конца не понимает, или не хочет верить, что реальность отдельного человека никуда за пределы его ума не выходит. Подавляющее большинство обыденных проблем имеет умозрительный характер, и решается при помощи трезвого анализа собственного мышления.
Но есть и такой тип ситуаций, где проблему таки надо бы уметь признавать. Можно вернуться к недавнему примеру про человека, упавшего в лужу. Ему, разумеется, нет никакого смысла убеждать себя, что все в порядке – в луже вовсе неплохо, и это только непросветленные миряне проецируют на нее грязь. Чтобы выбраться из лужи, надо суметь признать, что ты в ней находишься.
Очень часто и наглядно обманывают себя и закрываются от проблем обладатели пагубных пристрастий. Они склонны преуменьшать опасность собственной ситуации. В общем-то делать проблему из неприятной ситуации действительно не обязательно. Достаточно – ясно осознавать, что именно происходит.
Когда что-то не нравится, можно компенсировать ситуацию приятными вещами, но в таком ключе жизнь так и будет оставаться балансированием между отрицательными и положительными крайностями. Одной позитивной компенсацией жизнь не гармонизировать. Имеет смысл анализировать корни собственных негативных убеждений.
Почему собственно образ вызывает тревогу и грусть? Почему пустынное заснеженное поле – это такая печаль, а тоннель с красноватыми огоньками и дымом – тревога? Что же такого страшного в одиночестве? Так ли опасны красные огоньки? А может, курящий парень и не хандрит вовсе, а что-то празднует позволив себе маленькую слабость? А чайка вообще не умеет печалиться, она действительно просто парит в безмятежности. Но мы всего этого не знаем наверняка, поэтому на всякий случай не стоит придавать особого значения личным проекциям.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
progressman.ru
Структура сознания (по А. Н. Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания | Учеба-Легко.РФ
Леонтьев о сущности и структуре сознания
сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;
первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание – образ становится также сознанием – деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, – управляющим ею;
другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;
структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;
чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;
особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности;
чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.
значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;
в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;
следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;
сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния”
Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций”
Ясперс: “Сознание как сцена”
Выготский: сознание – единство переживания и знания
“Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).
Функции сознания:
· Отражение
Сознание организует познавательные процессы — восприятие, представление, мышление, а также организует память.
· Регулирование
· Рефлексия
Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
· Креативная функция
Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
· Духовная
Структура сознания
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:
- чувственную ткань образа;
- значение;
- смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
Свойства сознания
Активность
Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.
Избирательный характер
Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность и отвлеченность
Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность
Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).
Константность
Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.
Динамичность
Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность
Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).
Индивидуальный характер
Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии
Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
uclg.ru
Структура сознания (по А.Н.Леонтьеву). Современные преставления о структуре сознания. — Шпаргалка
Леонтьев о сущности и структуре сознания
сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;
первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание – образ становится также сознанием – деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, – управляющим ею;
другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;
структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;
чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;
особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности;
чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.
значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;
в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;
следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;
сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
Вундт: “Сознание – способность замечать свои психические состояния”
Джеймс: “Сознание – хозяин психических функций”
Ясперс: “Сознание как сцена”
Выготский: сознание – единство переживания и знания
“Сознание – со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).
Функции сознания:
Сознание организует познавательные процессы — восприятие, представление, мышление, а также организует память.
- Регулирование
- Рефлексия
Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
- Креативная функция
Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
Структура сознания
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:
ü чувственную ткань образа;
ü значение;
ü смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
Свойства сознания
Активность
Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.
Избирательный характер
Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность и отвлеченность
Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность
Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).
Константность
Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.
Динамичность
Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность
Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).
Индивидуальный характер
Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии
Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
students-library.com