Психика понятие функции структура – Понятие «Психика» ее структура, функции.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ. Общая психология

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ

Основными функциями психики являются отражениеи регулирование .

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения» [4].

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:

Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях

(по В. А. Ганзену[5])

Функциональная структура психики человека в психологических понятиях

(по В. А. Ганзену[6])

Функциональная структура психики (в психологических категориях), представленная в радиально-круговой системе координат

(По В. А. Ганзену[7])

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.

Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т. д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:

Индивидуальное бессознательное:

– тень (аналог фрейдовского «Ид»)

– Анима и Анимус

– самость

Коллективное бессознательное

С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

Литература:

1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.

2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

3. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т. 3.

4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.

5. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Понятие психики. Функции психики. Психич процессы, св-ва и состояния — Мегаобучалка

Вопрос 1: Понятие психологии, предмет психологии.

Психология- это наука, изучающая общие закономерности развития и функции психики, как особый формы жизнедеятельности.

Предметом психологии является ПСИХИКА.

Психика-это системное свойство высокоорганизованной живой материи (нервная система, нервные узлы), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира ( получение информации об окружающем мире)

Психические процессы

Познавательные процессы (когнитивные)- связаны с восприятием и обработкой информации (произвольные\непроизвольные) Эмоциональные(непроизвольные) Волевые (всегда произвольные)- наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных в принятие решений, преодоление трудностей, управлением своим поведением.
Ощущения, Восприятия Представления Память Воображение Мышление Речь   Аффекты Эмоции Чувства Настроения Эмоцион стрессы Возбуждения Радость Злость Принятие решений Преодоление трудностей Борьба мотивов Управление своим поведением

 

Предмет Психологии – закономерные связи субъекта с природными и социокультурным миром, запечатлённые в системе чувственных и умственных образов этого мира; мотивах, возбуждающих человека действовать, а также в самих действиях, переживаниях, своего отношения к людям, самому себе, в свойствах личности, как ядре этой системы.

Вопрос 2: методы психологии.

Основной задачей психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекание этой деятельности.

Метод наблюдения.

Метод эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое- либо явление, может произвольно менять условия, при которых оно совершается, и наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления.



Экспериментально- генетический метод. Имеет большое значение для детской (генетической) психологии. С его помощью экспериментатор может исследовать происхождение или развитие у ребёнка тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют.

Экспериментально-патологический метод. С его помощью исследуют изменения, которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов.

Метод измерения. Измерение внешних стимулов, которые задаются экспериментаторов (вес предметов, интенсивность раздражителей, время и тд) и определение порогов ощущения, соответствующих этим стимулам.

Шкалирование.

Метод тестирования. Даёт возможность получения качественной и точной хар-ки психологич явления, а также возможность сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практич задач.

Метод опроса. Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованном(опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента.

Вопрос 3: Связь психологии с другими науками.

Психология тесно связана с философией. Иногда психологию называют дочерью философии, тк психология развивалась в рамках философии. Психология также тесно связана с математикой, потому что психология использует в своих исследованиях математическую статистику. Психология связана с естественной наукой –физиологией. Эти науки дают психологии прочные научные основы. Также психология связана с кибернетикой, педагогикой, медициной, социологией.

Вопрос 4: Структура современной психологической науки.

Современная психология имеет много направлений, например таких как:

· Педагогическая психология. –направлена на изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека.

· Психология труда- направлена на деятельность человека и изучение психологии организации труда

· Медицинская психология- изучает поведение больного. В ней также (нейропсихология: изучает мозговые структуры; психофармакология: изучает влияние лекарств на больного; психотерапия: изучает использование средств на психич больного)

· Военная психология

· Судебная психология- подразделяется на юридическую, криминальную, исправительно-трудовую психологию

· Психология спорта

· Психология торговли

· Спец психология- изучает психич явления, которые возникают в разных организованных группах

· Возрастная психология- оногинез психич процессов, занимается мозговой патологией.

Вопрос 6: Понятие психики. Функции психики. Психич процессы, св-ва и состояния.

Психика- это системное св-во высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом, не отчуждающей от него картины этого мира, и регуляции на эитой основе своего поведения и деятельности.

Психика— это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира. Психика человека проявляется в таких трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Можно выделить 3 основные функции психики:

1. Отражение воздействий окружающего мира. Отражение будет субъектным, тк каждый человек видит мир по- своему. На этом отражении мы «пишем» картину мира, себя, других людей и регулируем поведение.

2. Осознание человеком своего места в окруж мире (обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире)

3. Регуляция поведения и деятельности (отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой стороны- регулируют этот процесс, составляя внутреннее поведение и деятельность)

Закономерности психических проявлений. 3 категории.

Психич процесс- системный ряд действий, фиксирующийся в сознании, который характеризуется динамикой и спецификой, разворачивающейся во времени.

К психическим процессам относятся:

 

Познавательные:   Эмоциональные   Волевые  
Ощущения Восприятия Представления Внимание Память Мышление Воображение Речь Чувствительность Эмоции Чувства Аффекты Стресс Борьба мотивов Принятие решений Постановка цели

 

Психические состояния- это интегрированное отображение субъектом внутренних и внешних состояний, иногда без их отчетливого осознания.

Психич св-ва- фиксируют непосредственно данность субъекта, отображающую его индивидуальную сущность.

Регулятивная функция психики.

Когнитивная эмоциональная волевая

(познавательная)

Непроизвольн произвольн

Произвольн непроизвольн

На эмоции мы воздействуем через волю. Эмоциональная регуляция имеет слабые компенсаторные возможности. Недостаток интеллекта компенсируется за счет волевой регуляции. Недостаток волевой регуляции может компенсироваться эмоцион и когнитивной регуляцией.

К волевым качествам относятся: мужество, находчивость, решительность.

megaobuchalka.ru

Структура психики человека

СТРУКТУРА ПСИХИКИ

ПСИХИКА

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

· сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

· подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению

· уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

· лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

· резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,— пояснял он,— что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,— сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,— писали Маркс и Энгельс,— это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, так

mirznanii.com

Понятие психики. Её функции, структура психики человека.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического строения организма, так и с уникальностью социальных связей и контактов человека.

Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психология изучает свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа.

Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания ("Сверх-Я").

Психика человека включает всебя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга.

Можно выделить 3 основные функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира
  • осознание человеком своего места в окружающем мире
  • регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

students-library.com

Психика человека - структура, функции, психические состояния

Ещё древние греки отмечали две составляющие каждого человека. Первая – его вешние, предметные, вещественные проявления. Вторая – внутренние особенности человека, составляемые чувствами, эмоциями, желаниями, воспоминаниями. Это и есть проявления психической жизни человека.

Под психикой понимается скоординированный ответ высокоорганизованного индивидуума на внешние воздействия окружающей реальности. Формирующийся при этом психический образ позволяет контролировать поведенческие реакции индивидуума. Из определения становятся понятно основное значение психики в жизни человека: индивидуализированное отображение окружающей реальности и регулирование ответного поведения.

Психика – это внутреннее отображение событий внешнего мира.

Структура психики

С структурной точки зрения психику рассматривают как сложно организованную многоуровневую систему. В большинстве сложные системы имеют специфическую организацию, динамику и структуру.

Важнейшее свойство психики, на которое указывает большинство исследователей – нерасчленимость, целостность. Психикой человека называется сложная по соотношениям и взаимодействию совокупность сформированная психическими процессами, состояниями, свойствами, образованиями.

перейти наверх

Психические процессы

Под психическими процессами понимают завершённые реакции организма на сигналы поступающие от внутренних или внешних раздражителей, характеризующиеся началом, поступательным развитием и концом.

Всю совокупность психических процессов можно подразделить на познавательные, эмоциональные, волевые.

Всем психическим процессам свойственна объединенность в общий поток сознания с целью адекватного отображения реальности и возможности осуществления деятельности. Скорость психических процессов определяется характерологическими особенностями личности и интенсивности вызывающих их раздражителей.

перейти наверх

Психические состояния

Уровни работоспособности индивида, определяющие качественный фон его деятельности называются психическими состояниями. Именно от психических состояний зависят стадии высокой и низкой личностной активности. Определяются как физиологическими факторами, так и кратковременными внешними воздействиями (например, похвалой или осуждением и т.п.).

Состояния классифицируют по трём группам: общее психическое состояние, настроение (эмоциональный фон), вдохновение (состояние творчества).

перейти наверх

Психические свойства

Являются относительно стабильным образованием, отображающие типичный для конкретного индивида характер деятельности в качественно-количественном выражении.

По структурной организации психические свойства классифицируют на четыре группы:

  • Жизненную позицию, определяющую уровень активности и избирательности человека, формируют интересы, убеждения, идеалы;
  • Под темпераментом понимают природные врождённые свойства личности, обусловливающие степень подвижности, активность, уравновешенность;
  • Способность к творческому самовыражению, выраженность эмоциональных проявлений, развитость воли и интеллекта определяют способности;
  • Совокупностью отношений и способов поведения формируется характер.
перейти наверх

Психические образования человека

Под влиянием приобретённых в процессе жизни опыта и знаний складываются психические образования индивидуума. Они определяют качество профессиональной деятельности. Обобщённым представлением психических образований считают сознательность.

В целом психическая деятельность это нечто большее, чем просто совокупность нейро-гуморальной деятельности нервной ткани. Психическое возникает в результате совокупной обработки внешних и внутренних сигналов. Психика – это совокупный продукт обработки головным мозгом массы поступающих сигналов на качественно ином уровне.

перейти наверх

Функции психики

Возможность адекватного индивидуального отображения внешнего мира обусловлено функциями психики. Физиологической основой функционирования психики – сложная совокупность множества афферентно и эфферентно направленных связей. За некоторые функции строго отвечают определённые участки мозга. Другие диффузно распределяются по всей коре головного мозга и при необходимости легко делегируются. Участием в формировании функциональных ответов нескольких отделов мозга, обеспечивается возможность их регулирования. Функции психики описаны ниже.

перейти наверх

Функция отражательная

Ежедневное влияние на психику человека оказывает огромное количество факторов, способных значительно корректировать эту функцию. Воздействие любого явления часто определяется условиями и временем воздействия, в голове у человека отображаются образы всех событий и объектов окружающего мира.

Выделяют три формы отражения: восприятие неживую природу, отражающие происходящие физиологические процессы и отражение сознания.

Благодаря своей динамичности, отражение позволяет выработать ответ на конкретную сложившуюся ситуацию. Человек адекватно воспринимает происходящую ситуацию без попыток её преобразовать.

перейти наверх

Функция регулятивная

Восприятие окружающих событий не пассивный процесс. Благодаря регулятивной способности психики, человек может регулировать свое отношение, ставить задачи, воспринимать мотивацию и потребности. Благодаря психике изменяется поведение человека.

Выделяют две разновидности регулятивной функции: при направленности на достижение результата – конструктивная, при авантюрной и рискованной направленности – деструктивной.

перейти наверх

Функция познавательная

Используется указанная функция для осмысления конкретной ситуации со всевозможных сторон с целью оптимальной адаптации. Это позволяет максимально комфортно чувствовать себя практически в любых условиях. Эта же функция позволяет каждому уникальному по своей сути индивидууму существовать как части общего социума.

Психика человека сложноорганизованная структура позволяющая динамически изменять свои компоненты для лучшей приспосабливаемости человека.

psytheater.com

Понятие о психике. Основные функции и структура психики.


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 14Следующая ⇒

Еще в глубокой древности человек обнаружил, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные. Это наши чувства, желания, воспоминания и т.д. Психической жизнью наделен каждый человек.

Психика определяется как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными тесно взаимосвязанными между собой функциями психики являются: отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы, или уровня, отражения. Низшему уровню соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню организации жизни соответствует физиологическая форма отражения; в свою очередь, следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения. Специфическим для человеческой психики является наивысший уровень отражения - сознание. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в представлении себя, свое "Я" от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное - предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, именно оно определяет границу, разделяющую животный и человеческий способ бытия.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс. Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение дает возможность строить "внутреннюю картину мира", адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического - его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности, благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована еще И. М. Сеченовым, который отмечал, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными "образцами", в соответствии с которыми производится регулирование движений.

Психика представляет собой сложную систему, ее элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, определенной организацией.

многообразие психических явлений в психологии достаточно условно принято подразделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Все эти формы психических явлений тесно связаны между собой, не являются чем-то самостоятельным и изолированным, а их выделение определено методической необходимостью сделать более удобным изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики. В то же время многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчлененности психики как ее фундаментальном свойстве.

Понятие "психический процесс" подчеркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относят когнитивные (разум), мотивационные (желания) и эмоциональные (чувства) процессы. Когнитивные процессы осуществляют познание окружающего мира за счет запечатления, хранения и переработки информации. Выдел я ют два уровня организации когнитивных процессов: первый уровень - чувственного познания представлен двумя процессами: ощущением и восприятием. Они обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия мы формируем целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой второй уровень организации когнитивных процессов - рациональное познание объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщенным процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

 

Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя ее. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходит целеполагание и принятие решений.

Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. Так же, как и психические процессы, их можно подразделить на когнитивные (например, сомнение), мотивационно-волевые (уверенность) и эмоциональные (счастье). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными, к ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния. По уровню динамичности психические состояния занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами.

Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является личность.

3. Характеристика психических познавательных процессов. Ощущение, восприятие и представление.

Общая характеристика психических процессов. Ощущение

Психические процессы  это такие психические явления, которые протекают в виде реакций, по своему характеру представляют динамическое отражение действительности, имеют начало, развитие и конец. Они отражают отношения человека к окружающему, побуждают его к деятельности, регулируют её. Психические процессы делятся на три группы: познавательные (они обеспечивают восприятие информации, её переработку, хранение и использование, т. е. обеспечивают познание), эмоциональные (чувства, в которых переживается отношение человека к тому, что он ощущает, воспринимает, думает, говорит), волевые (проявление сознательной активности человека в ходе обдумывания, припоминания, восприятия).

Психические процессы взаимосвязаны. Так, ощущение возбуждает внимание и мышление, которое, в свою очередь, сопровождается воображением, волевые усилия подкрепляются эмоциями. Но всегда можно выделить случаи, когда какие-то из психических процессов преобладают, причем каждый из них имеет свои особенности. Остановимся на психических познавательных процессах. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений, благодаря которым мы познаем цвет, форму, величину, запах, звуки. Ощущение  это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Любое ощущение  это результат деятельности анализатора. В процессе эволюции у живых организмов развились группы специализированных клеток, рецепторов (лат. recipere – получать), чувствительных к различным воздействиям со стороны внутренней и внешней среды. Импульсы, порождаемые этими клетками, по афферентным нервным волокнам (волокна, проводящие импульсы от периферии к центральной нервной системе) направляются в центральную нервную систему, где передаваемая вместе с ними информация перерабатывается, после чего следуют ответные импульсы, которые по эфферентным волокнам (центробежные волокна, по которым возбуждение передаётся от центральной нервной системы к тканям) направляются к так называемым исполнительным органам, в качестве которых могут выступать мышцы и органы секреции, а также сами рецепторы, которые, в свою очередь, реагируют на наступившие при этом изменения и вновь посылают свои сигналы. Таким образом, замыкается так называемое рефлекторное кольцо, которое является физиологической основой формирования психических феноменов. Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы. Следовательно, анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора приводит к формированию первичного психического образа  ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибрация и т.д. Необходимо подчеркнуть, что ощущение возникает только в результате изменений, происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды. Так, при полной неподвижности окружающей воздушной массы слуховых ощущений не возникает. Кроме того, известно, что глаз постоянно совершает не замечаемые нами быстрые (с частотой около 30-70 раз в секунду) скачкообразные движения с очень маленькой амплитудой. Если глаз полностью обездвижить, например, с помощью фармакологических средств, зрительные ощущения также полностью исчезнут. То же наблюдается и в других анализаторах. Таким образом, именно движение является источником ощущений. Различают ощущения:

• внешние  зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, т.е. те ощущения, рецепторы которых  глаза, уши, кожа и пр.  находятся на поверхности тела;

• внутренние  ощущения голода, жажды, тошноты, изжоги и др.  их рецепция  желудок, кишечник и пр.  находится в нашем организме;

• двигательные  это ощущения движения и положения тела в пространстве.

Таким образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира. На основе ощущений строится познавательный процесс более высокого уровня, получивший название восприятие.

2 Восприятие

Восприятие  отражение в нашем сознании всей совокупности свойств предметов и явлений. В основе восприятий лежат ощущения. Восприятие в отличие от ощущений даёт человеку целостный образ предмета или явления. Оно тесно связано с прошлым опытом человека и, как правило, носит активный характер. Восприятия могут быть полными и неполными, глубокими и поверхностными, точными и ошибочными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Все это зависит от чувствительности органов ощущений, от предшествующего опыта и знаний; от степени внимательности, способностей воспринимающего и его умственного развития; от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия. Восприятие имеет ряд особенностей.

1) Осмысленный характер. Воспринимая, мы не только выделяем и объединяем группу ощущений, но и осмысливаем этот образ («это книга» и домысливаем ее практическое значение  «ее читают»).

2) Избирательность. Какие-то детали или свойства целого воспринимаются более отчетливо, какие-то  менее, например, качества любимого человека.

3) Константность (постоянство). Благодаря ей относительно постоянно воспринимаются свойства предметов в разных условиях  тарелка, например, воспринимается круглой в любом положении.

4) Целостность. Мы видим только часть предмета, например, спинку стула и говорим «это стул», как бы достраивая все невидимые его детали до целостности.

В совместной трудовой деятельности особо важная проблема  восприятие человека человеком. Специфика так называемого межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевлённых предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности познавательных и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске. Происходит не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми. Ощущения и восприятия составляют основу памяти.

 




infopedia.su

Понятия психики. Структура и функции психики — контрольная работа

Контрольная работа

“Педагогика и психология”

Вариант 5

Понятия психики.  Структура и  функции психики.

 

«Чем больше мыслящий наблюдатель  теряется

 перед необозримой массой  мелких частностей,

 тем острее испытывает он  потребность в выработке

 общего взгляда на всю  область познания.

 Но такая философия может  покоиться лишь

 на естественно-научном фундаменте,

 на критическом сопоставлении  всех общих

 выводов опытных наук.

 На такую подлинную «натурфилософию»  имеет право

 каждый мыслящий и научно  подготовленный

 человек; она отнюдь не  составляет собственности

 привилегированной касты учёных».

 

Понятие психики и ее основные функции

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные — человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики  являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение выражает в себе способность  материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения  зависит от формы существования  материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему  уровню организации жизни соответствует  физическая форма отражения, характерная  для взаимодействия объектов неживой  природы. Более высокому уровню соответствует  физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает  форму наиболее сложного и развитого  психического отражения со специфической  для человеческой психики наивысшей  ступенью отражения — сознанием. Сознание интегрирует многообразные  явления человеческой реальности в  подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Сознательность психической жизни  человека заключается в его способности  отделить в своём представлении  себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом  практического преобразования. Эта  способность человеческой психики  называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую  животный и человеческий способы бытия.

Психическое отражение не зеркально  и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском  и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т.е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается, прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстаёт для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение даёт возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Благодаря регуляции поведения  и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный  мир, но имеет возможность преобразовать  этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям  и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно  отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована ещё И.М.Сеченовым, отмечавшим, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Психика представляет собой сложную систему, её элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется собственной структурой, динамикой функционирования, определённой организацией.

 

Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Многие исследователи акцентируют  внимание на системности, целостности  и нерасчленённости психики как  её фундаментальном свойстве. Всё  многообразие психических явлений  в психологии принято разделять  на психические процессы, психические  состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между  собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать  изучение такого сложного объекта, как  психическая жизнь человека. Таким  образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о  психике, чем структуру самой психики.

 Понятие «психический процесс»  подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления.  К основным психическим процессам  относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

Когнитивные процессы обеспечивают отражение  мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным  отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень  чувственного познания окружающего  мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется  целостный образ окружающего  мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и  контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние  нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой  образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание  и принятие решений.

Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком  окружающего мира, себя и результатов  деятельности. Они проявляются в  форме субъективных переживаний  и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют  статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное  постоянство психического явления  во времени. По уровню динамичности они  занимают промежуточную позицию  между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

Психические свойства — это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам  психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

 

Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания.

 Фундаментальной характеристикой  человеческого бытия является  его осознанность. Сознание составляет  неотъемлемый атрибут человеческого  существования. Проблема содержания, механизмов и структуры человеческого  сознания до сегодняшнего дня  остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и более расширяется. Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.

В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции  отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и реальном общении видится также основа для возникновения самосознания — осознания собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе социальных отношений. Специфика человеческого отражения бытия определяется, прежде всего, тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.

В психологии сознание рассматривается  как наивысшая форма отражения  реальной действительности, целенаправленно  регулирующая деятельность человека и  связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре  человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань  образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой  к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция  чувственных образов сознания состоит  в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся  субъекту, другими словами, мир выступает  для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и  объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью  субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем  значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная  форма существования предметного  мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в  детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает  на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл  — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает  значения с реальностью жизни  человека, с его мотивами и ценностями.

Чувственная ткань образа, значения и смысл находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности. Другой аспект психологического анализа категории сознания в  психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются  как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс  психического отражения окружающего  мира и деятельность. Традиционно  в западной психологии выделяют два  состояния сознания: сон и бодрствование.

myunivercity.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *