Психодрама упражнения – Тематические, структурированные упражнения — Летний лагерь

Содержание

Упражнения по психодраме | PSYERA

Ниже приведен список упражнений проводимых в ходе сеанса психодрамы. Более подробно ознакомится с техниками данного направления психотерапии можно по этой ссылке.

«Разогрев». К какому времени относятся отношения, которые вы хотели бы прояснить для себя: к прошлому или настоящему? Сформируйте пары и в течение нескольких минут делитесь со своим партнером конфликтом, который вы хотели бы исследовать в ходе сессии.
Поделитесь своими пожеланиями или жалобами. Сделайте несколько кратких комментариев о том, что вы переживаете в данный момент и какую личностную работу вы хотели бы провести во время предстоящей сессии.
Подумайте, какую фразу вы очень хотите (или очень не хотите) услышать от кого-либо из партнеров по группе или от своего друга или члена семьи. А теперь станьте этим человеком и произнесите эту фразу.
«Самопредставление» (в виде монолога или интервью).
«Исполнение роли» (человека, субличности, части тела, предмета, понятия).

«Пустой стул»: к нему обращаются так, как будто на нем сидит значимый другой или собственная субличность.
«Персонификация» животных и предметов, наделенных качествами, которых не хватает участникам.
«Что мешает мне позаботиться о себе». Опишите партнеру свою ситуацию. Возьмите на себя роль той части, которая нуждается в помощи, и выразите ее в действии.
Сделайте то же самое с частью, которая мешает вам позаботиться о себе. Затем пусть партнер возьмет на себя эти роли. Обсудите с ним альтернативы и выразите это в действиях. Вариант для троек: после того. как вы определили части и нашли способы их выражения, вы создаете скульптуру, где партнеры берут на себя роли разных частей. «Монолог с двойником». Один из участников расхаживает в кругу, образованном группой, и произносит свободные ассоциации. Через несколько минут другой участник встает за его спиной и повторяет все его слова и движения. Двойник настраивается на скрытые мысли и чувства выступающего и начинает изображать и их. Через несколько минут двойника сменяет следующий участник, пока в этой роли не побудут все члены группы.
«Техника Мидаса». Группа пытается по поведению участника, отличающегося сдержанностью, определить его тайные желания. Затем с согласия участника дублеры в преувеличенном виде отображают соответствующие его проявления.
«Возврат во времени». Воссоздание картин прошлого по принципу «здесь и теперь».
«Шаг в будущее». Разыгрывание ожидаемого или воображаемого будущего.
«Сновидение». Разыгрывается как реальная ситуация, чтобы понять его экзистенциальный смысл и при необходимости научить участника видеть приятные сны.
«Письмо». Участники по очереди пишут на воображаемой бумаге вслух предельно откровенные письма значимым другим, дублер дописывает постскриптумы.
«Телефонный разговор»: то же по телефону, в качестве абонента отвечает вспомогательное лицо.
«Реплики в сторону
» (при невозможности высказать что-то партнеру прямо).
«Близкие и далекие». В роли Терапевта разместите членов группы в пространстве, назначьте каждому определенную роль, определяя позу персонажа и снабжая его соответствующей репликой. В заключение персонажи начинают взаимодействовать друг с другом. Вариант этой игры: Терапевт расставляет участников вокруг себя на дистанции, соответствующей его представлению о степени близости между людьми.
«Скульптура семьи». В роли Терапевта выберите в группе тех, кто напоминает вам членов вашей семьи, в том числе тех, с которыми вы росли. Усадите семью за обеденный стол или разместите в определенных позах для разыгрывания какой-то ключевой ситуации. Расстояние между членами семьи символизирует близость их отношений. Каждому дайте краткую информацию о его прототипе и реплику, отражающую характер персонажа. Затем Терапевт превращается в актера и занимает собственное место в семье. Все несколько минут вживаются в свои роли, взаимодействуют в ролях и потом делятся своими впечатлениями.
«Шахматная доска». Участник в роли короля выбирает другие фигуры, которые нападают на него или защищают.

«Свеча» позволяет члену группы несколько минут побыть на авансцене в роли протагониста.
«Вопросы протагонисту»:
— Кто доставляет вам больше всего проблем, с кем вы связываете свои трудности?
— Какие несколько слов или фраз могут лучше всего описать ваших отца и мать?
— Вы можете назвать основное сообщение, которые вы получали от родителей?
— В какие моменты вы чувствуете себя наиболее изолированным от других и покинутым?
— Что вы делаете, когда чувствуете себя отверженным или нелюбимым?
— На сколько лет вы себя чувствуете сейчас?
— В чем бы вы хотели изменить поведение своего мужа (своей жены) по отношению к вам? В какие моменты вы чувствуете, что ваш муж (ваша жена) критичнее всего к вам?
— Какие слова супруга (супруги) расстраивают вас больше всего?

— Какие несколько фраз хотели бы вы сказать своему ребенку?
— Что бы вы хотели услышать от него?
«На троне». Протагонист садится на стол, как на трон перед своими подданными, они выражают восхищение его достоинствами.
«Горячий стул» (разговоры за спиной). Протагонист садится спиной к группе и слушает, как его обсуждают.
«Фотоальбом». Протагонист описывает свою давнюю фотографию, сажает на стул дублера, представляющего его на фото и вступает с ним в диалог.

«Театр сновидения». Участники разыгрывают части сна под управлением сновидца, который распределяет роли и задает нужное ему направление или предоставляет участникам свободу импровизации.
«Тест на спонтанность». Протагониста неожиданно ставят в заранее подготовленную с дублерами ситуацию и просят действовать как можно естественнее.
«Зеркало». Показ протагонисту, сидящему в это время в зале, определенных особенностей его поведения – возможно, в преувеличенном виде.

«Обмен ролями» позволяет протагонисту не только увидеть себя со стороны, но и побыть в роли значимого другого или отождествиться со своей субличностью, чтобы лучше ее прочувствовать и осознать.
«Дублирование». Привлечение двойника – Альтер эго протагониста для отражения и озвучивания скрытых аспектов его поведения.
«Максимизация». Терапевт предписывает протагонисту довести до максимума проявление сопротивления с целью осознать его.
«Конкретизация». Абстрактное выражение сопротивления воплощается в физической форме.
«Круг давления» (прорыв вовне). Круг символизирует давление и гнет, который испытывает протагонист. Круг образуют члены группы или расставленные протагонистом стулья, кого-то или что-то изображающие. Протагонист прорывается из круга, отодвигает стулья.
«Стена» (прорыв внутрь). Круг участников символизирует внутренние барьеры протагониста, отделяющие его от значимого человека, роль которого исполняет участник, стоящий внутри круга.
«Круг утешения». Участники окружают протагониста и выражают ему словами и невербально свое сочувствие и любовь. Используется после отреагирования печали и при завершении работы.

«Шеринг из ролей». Исполнители тех или иных ролей, в том числе дублеры протагониста, описывают чувства своих персонажей, испытанные во время игры.
«Деролинг». Протагонист подходит к каждому участнику со словами: «Ты больше не… Ты (называется реальное имя участника)».
«Шеринг от себя». Зрители оценивают точность выражения чувств, высказывают мнение об исполнении ролей, отмечают проявленные протагонистом ресурсы, достигнутое им понимание проблем и полученные умения. Затем участники описывают то, что они испытывали по отношению к своей роли, свои чувства в отношении разыгранного конфликта. После этого члены группы рассказывают о собственных проблемах, которые они осознали во время сессии (идентификация проблем). Выделяются новые способы реагирования и обсуждаются возможности применения их в будущем.

«Ответы участников».
— Что нового Вы узнали для себя из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?
— Какие трудные моменты Вы испытали в этой драме из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?
— Что Вы воспринимаете удачным (достигшим цели) в этой сессии из роли терапевта, протагониста, дополнительного «Я», члена аудитории или участника процессинга?

Фаза разогрева
— Какую динамику произвел конкретный протагонист? Каков был критерий выбора этого протагониста? Каковы ваши осознания по поводу социометрии в группе?

Фаза действия
— Соблюдались ли основные правила психодрамы? Определите два правила, которые лично вы поддерживали. Определите одно правило, требующее особого внимания.
— Была ли дана протагонисту возможность что-либо переделать или доделать?

— Как были использованы дополнительные «Я»? Как они не были использованы?

Заключительная фаза
— Каким образом было облегчено вхождение протагониста обратно в группу?
— Облегчил ли терапевт деролинг дополнительных «Я»?

Общие вопросы
— Ощущалось ли четкое различие между психодраматической и каждодневной реальностью?
— Какие роли в этой драме Вы хотели бы играть, но не играли?
— Были ли Вы способны участвовать в психодраме в той степени, в которой хотели?
— Что, по Вашему мнению, следовало бы подробнее осветить во время процессинга?

psyera.ru

Психодрама, ее методики, типичные упражнения — Интересные статьи — Книги

Психодрама, ее методики, типичные упражнения
Психодрама, ее методики, типичные упражнения

Наиболее показательный вид практического применения групповой психотерапии — метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы — Якоб Морено, человек, с чьим именем принято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Большинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

— роли и ролевые игры;
— спонтанность;
— теле;
— катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры

Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодрамы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. Если в театре все роли и их поведение расписаны автором и актерам остается лишь незначительная возможность импровизации в жестких рамках неизменного сюжета, то в психодраме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздействие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.

Здесь психодрама напоминает саму жизнь.

Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психотерапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психодраме он сам находится у его подножия.

Спонтанность

Спонтанность подразумевает естественность (неумышленность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается практически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность — естественность проявления чувств и мыслей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше всего избавиться от своих комплексов и неврозов.

Эту же задачу ставит перед участниками психодрамы Якоб Морено. При этом психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участников не отрываться от данного момента и разыгрывать не какие-то придуманные ими сценарии или сцены из прошлого своей жизни, а действовать именно «здесь и теперь».

По мнению сторонников психодрамы, именно такая творческая атмосфера (Морено считает, что творчество и спонтанность -неразрывные понятия и одно стимулирует другое) позволяет участникам психотерапевтической группы отвлечься от комплексов, выйти за пределы шаблонов поведения и лучше раскрыться для себя и для членов группы.

Теле

Считается, что это понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под термином трансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Для Фрейда анализ трансфера был одним из технических средств практики психоанализа, посредством которого он пытался охарактеризовать личность самого пациента и причины его невроза.

Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос, обозначая им процесс эмпатийного сопереживания психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрперенос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия — как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы. Однако в психодраме в отличие от классического психоанализа процессы переноса и контрпереноса используются не только и не столько для характеристики личности клиента, сколько с терапевтической целью его самораскрытия и преодоления определенных комплексов и неврозов, а также для усиления всего группового процесса.

Катарсис

Как известно, это слово в античной греческой трагедии обозначало очищение, просветление через страдание. В этом же значении его употреблял еще Аристотель.

В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смысле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания причин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. Примерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в большинстве направлений и школ западной психотерапии.

Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое толкование. В психодраме катарсис должны испытать не только клиент и даже не только все участники конкретного психодраматического этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по замыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.

Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему первоначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегчение-просветление актеров и зрителей.

Однако, если в греческой трагедии катарсис — явление вторичное по отношению к сюжету, у Фрейда — одно из средств психоанализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтическое воздействие.

Инсайт

Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях современной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы.

Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он понимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и должны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катарсису, а через него к инсайту.

В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и задачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Теоретические положения доводятся до участников группы в объеме и форме, соответствующих именно данной группе и уровню ее подготовленности.

Практика психодрамы включает несколько важных этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития самой психодрамы.

Распределение ролей

В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режиссера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я.

Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руководитель группы (как правило, это одно лицо). Его главные задачи -сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сценическое действие в желательном направлении, а далее — поддерживать настроение участников к проявлению их творческой инициативы и импровизации.

В зависимости от того, проводится ли психодрама в первую очередь для терапевтического воздействия на участников или для психоанализа их самих, причин их неврозов, роль режиссера несколько меняется. В первом случае он главным образом поддерживает терапевтическую творческую атмосферу, практически не отвлекая внимание группы на аналитические разборы, — для него важнее сам процесс, чем его анализ. Во втором случае анализу слов, действий и скрытых за ними причин уделяется специальное время, хотя (как мы уже говорили) в психодраме по Я. Морено психоанализ играет подчиненную роль по отношению к терапевтическому процессу достижения катарсиса и инсайта.

Протагонистом (в соответствии с терминологией античного театра) Морено называет исполнителя главной роли — основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательных Я.

Подробнее мы можем проследить за их деятельностью в процессе рассмотрения основных стадий (фаз) развития психодрамы.

Первая стадия

Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:

— добиться физического раскрепощения всех участников психодрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) двигательной зажатости;
— постоянное поощрение, стимулирование проявления спонтанности невербального (двигательного, мимического) и вербального (словесного) проявления эмоций;
— целенаправленная концентрация внимания участников группы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь». Для раскрепощения «актеров», «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения. Это могут быть самые разные движения типа подвижных игр или элементов групповой гимнастики, аэробики, которые с помощью режиссера сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток. Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.

При этом участники должны знать, что чем быстрее и полнее они обретут раскованность и спонтанность (естественность «неумышленного» реагирования), тем быстрее и эффективнее наладится процесс психодрамы, который поможет решению их проблем. Однако слишком часто повторять этого не нужно, так как излишнее старание «быть естественными» как раз и будет мешать обретению истинной естественности и спонтанности.

Вообще, как и во все видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости («не надо дуть в надутые паруса», если групповой процесс сам налаживается — не вмешивайтесь) и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя. Режиссер должен всячески поощрять смелость свободного, необдуманного проявления эмоций в словах и жестах, не бояться выглядеть смешными и т.п.

Вторая стадия

После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.

Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.

Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, который он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист излагает лишь общее направление, а развитие действия в психодраме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием.

Затем выбранный главный герой — протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я. Объяснив вспомогательным Я их задачи, протагонист начинает разыгрывать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.

Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае необходимости, подправляя процесс в нужном направлении к катарсису и инсайту.

Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психодрамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены (чтобы вывести участников из тупика. — А.Р.), мы просто должны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, какая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в виду излишне активное вмешательство режиссера в процесс психодрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как развивать действие дальше.

Действительно, в такой ситуации интерес к психодраме со стороны как участников, так и зрителей падает, и у режиссера возникает соблазн вмешаться и наглядно показать, что клиенты не зря обратились к нему и данному методу. Обычно такое вмешательство останавливает развитие действия, то есть «разрушает стены» образовавшегося тупика, а не стимулирует участников искать из него выход.

Поэтому режиссер сначала подбадривает заблудившихся и остановившихся участников просто положительной эмоциональной атмосферой, а в случае затянувшегося застоя и угрозы потери веры в свои силы (а то и в метод психодрамы) режиссер начинает как бы неявно подталкивать участников к различным дверям, стимулируя их самих попробовать, какая дверь открыта и ведет к выходу из тупика.

Третья стадия

Это завершающая стадия психодрамы, которая, как и большинство видов групповой терапии, заключается в совместном обсуждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как такие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше узнать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания.

Методики психодрамы

Несмотря на многочисленные вариации, основными практическими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двойника, обмен ролями, отображение.

Монолог

Это высказывание протагониста или его вспомогательного Я. Высказывая в монологе выбранную (важную для него тему), он не только старается ее как можно точнее довести до слушателей, но и по ходу, еще раз осмысливая ее и видя реакции аудитории, начинает лучше разбираться в ней сам.

Двойник

Эта методика заключается в том, что один из выбранных протагонистом, терапевтом или группой участник становится дублером протагониста. Он внимательно следит за монологом протагониста и готовится продолжить за него поиск решения проблемы, как только тот начнет застревать в ней. В некоторых вариантах этого метода двойник старается понять и высказать за протагониста то, что тем недосказано.

Разумеется, это требует способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом на уровне идентификации его с собой. Мы стараемся регулярно менять как двойников, так и самих протагонистов, так, чтобы каждый из участников почувствовал себя как в той, так и в другой роли.

Возможно более активное участие других членов группы в виде вспомогательных Я, дополняющих то, что, по их мнению, не высказал двойник за протагониста.

Следует помнить что двойник всегда выступает не от своего лица, а только за протагониста, как его внутренний голос, одна из субличностей и т.п. Желательно поощрять различные типы двойников: серьезные, ироничные, бесцветные (то есть полностью подражающие протагонисту), страстные (усиливающие чувства протагониста), скептики и т.п. Это позволяет как протагонисту, так и самому двойнику и всем участникам с различных сторон увидеть не только протагониста, но и свои собственные мысли и чувства. Ведь по мнению представителей практически всех видов психотерапии для психического здоровья необходимо как можно более полное и разностороннее восприятие себя, других, окружающей действительности.

Обмен ролями

Периодически в психодраме желательно проводить обмен ролями. Протагонист становится двойником или одним из вспомогательных Я и наоборот. Это позволяет научиться лучше понимать других, а через это (по механизму обратной связи) и самого себя

Отображение

Здесь также используется механизм обратной связи. Протагонисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают двойник и другие участники. Это помогает увидеть себя глазами других и уточнить мнение о себе и, возможно, внести коррекцию в свое поведение.

Наверное, вы уже заметили, что эти методики разделяются весьма условно и в каждой из них содержатся (или по крайней мере могут быть применены) элементы другой методики. Опытный руководитель группы (режиссер) умело чередует методики и их элементы, остро чувствуя момент для наилучшего применения каждой из них.

В практике психодрамы применяются и другие методики. К ним в первую очередь относятся следующие:

Методика свечи — все члены группы по очереди оказываются протагонистами, двойниками и вспомогательными Я.

Разговоры при свечах — обычно протагонист поворачивается спиной к аудитории и прислушивается к тому, как остальные участники обсуждают его идеи и поведение.

Проекция будущего — протагонист фантазирует, что может или должно произойти в будущем.

Элементы психодрамы так или иначе применяются во всех видах групповой психотерапии. Это группы встреч, группы тренинга умений, гештальттерапии, трансакционного анализа и т.п., даже некоторые варианты психоанализа.

Психодрама применяется при лечении алкоголизма, наркомании, при коррекции различных видов девиантного (отклоняющегося) поведения, пограничных нервно-психических расстройствах (неврозах, психопатиях).

Типичные упражнения психодрамы

В автобусе

Участники образуют два круга — внутренний и внешний, которые стоят лицом друг у другу. Участники внутреннего круга изображают безбилетных пассажиров, а внешнего — контролеров. Они вступают в дискуссию: безбилетник приводит аргументы в свое оправдание, контролер — свои доводы. Каждый в таком диалоге так или иначе проявляет индивидуальные психологические особенности и особенности взаимодействия. После этого участники самостоятельно или с помощью руководителя анализируют поведение друг друга.

Желательно, чтобы партнеры менялись, а также чтобы каждый участник попробовал себя и в роли контролера, и в роли безбилетника.

Следует помнить, что обратившиеся к терапевту участники группы так или иначе страдают от каких-то комплексов, зажатости и неумений общаться. В процессе такого упражнения они учатся преодолевать эти комплексы.

Со стороны безбилетного пассажира они учатся преодолевать страх перед контролером и оправдывать свою позицию, договариваться. Со стороны контролера они учатся говорить «нет», отказывать в незаконной или неудобной для них просьбе (что многим трудно дается) или, напротив, приняв доводы безбилетника учатся поступать неформально не из слабости и неумения отказать, а сознательно, осмелившись принять решение против должностной инструкции, но по-человечески поняв просителя.

В магазине

Здесь участники группы разбиваются на продавцов и покупателей и разыгрывают разные ситуации конфликтов и их разрешения, которые периодически возникают между продавцами и покупателями. Они сами вспоминают и выбирают такие типовые конфликты и разыгрывают роли. Здесь тоже важно, чтобы каждый участник сыграл и продавца, и покупателя, причем с различными членами группы.

Это упражнение, как и предыдущее, показывает и отрабатывает умения отстаивать свои интересы и идти на разумные компромиссы, без чего невозможно нормальное существование в обществе.

Семья

Один из участников группы разыгрывает сцену, типичную для его собственной семьи, предварительно распределив роли членов своей семьи между участниками группы. Игра позволяет ему лучше увидеть себя со стороны, а также объективнее оценить свои проблемы и проблемы членов своей семьи, чьи позиции в данной сцене будут отстаивать другие участники группы.

В конце, как обычно, проводится обсуждение.

Нередко это и подобные упражнения повторяются на последующих занятиях, так как участники не сразу понимают свои роли с позиции сценариста. Уточняя их роли, он одновременно уточняет и свое видение проблемы и проблемы других членов своей семьи, а при последующем обсуждении нередко находит пути их решения.

Монолог с двойником

Здесь протагонист выходит в центр круга и старается наиболее точно прочувствовать и передать другим словами и жестами те мысли и чувства, которые испытывает в данный конкретный момент («здесь и теперь»). Через некоторое время у него за спиной встает двойник и начинает жестами и мимикой сопровождать рассказ протагониста.

Здесь тоже каждый должен побывать и в той и в другой роли.

Заканчивается сцена всеобщим обсуждением того, насколько точно и понятно сумел выразить себя протагонист и насколько его понял двойник.

В процессе этого упражнения и его обсуждения каждый участник (включая зрителей) тренирует способность понимать и выражать свои и чужие чувства, что является важным условием саморазвития и взаимопонимания.

Источник: Романин А.Н. Основы психотерапии

www.nlplife.ru

Упражнение «Психодрама субличностей». Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха

Упражнение «Психодрама субличностей»

Выберите из группы участников, которые будут исполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые ваши диалоги, чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно ваши, а не свои субличности.

Сядьте в центре комнаты и попросите друзей сесть вокруг вас. По вашему сигналу они должны начать говорить с вами: требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего Я, обращая внимание на то, что вы чувствуете от их действий и слов. Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

В заключение скажите каждой вашей субличности, что вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите о важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни.

Психодраматический подход позволяет прояснить многие внутренние проблемы. «Это именно то, что происходит в моей голове все время!» Некоторые люди начинают осознавать силу своего Я и понимать, что они действительно могут управлять своими внутренними голосами и требованиями своих субличностей в реальной жизни даже больше, чем могли это делать во время психодрамы.

Вышеописанное упражнение, вероятно, выявит субличности, имеющие в целом позитивный характер (хотя они могут находиться в конфликте друг с другом). В то же время у большинства из нас есть и субличности с негативными голосами. Одна из них – это Критик, или Нападающий. Вот упражнение, которое поможет вам определить его.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психодрама в работе школьного психолога

Содержание:
Психодраматическая сессия
История метода
Как применять метод
Игрушки, сказки, ролевые игры… 
Метод психодрамы в рамках профориентационной работы
Психодрама и подготовка к экзаменам
Психодрама на уроке литературы
Несколько дополнительных  замечаний

Создателем метода психодрамы является Дж.Л. Морено. Существует довольно много определений этого метода. Одним из наиболее полно раскрывающих его содержание определением является следующее: психодрама — метод групповой психотерапии, использующий театрализованную (драматическую) импровизацию для исследования клиентом (протагонистом) своего внутреннего мира, развития творческого потенциала, а также для продуктивного изменения отношения индивида к бытию и расширения спектра адекватного поведения и взаимодействия.

В школе применение психотерапии невозможно, однако в случае психодрамы отдельные элементы и техники могут успешно использоваться. Как отмечала З.Т. Морено, психодрама является методологией и синтетическим методом. Следовательно, несмотря на то что психодрама определяется как метод групповой психотерапии, она может довольно широко применяться, выходя за рамки психотерапии. Нетерапевтическое применение данного метода представляет собой экспериментальную деятельность людей с целью личностного роста, обучения или иных причин. Тем не менее специалисту следует внимательно следить за своими профессиональными действиями, оставаясь в рамках нетерапевтической работы.

Психодраматическая сессия

Психодраматическая сессия включает в себя три части — разогрев, действие и шеринг. Разогрев — фаза психодраматической сессии, которая, как следует из названия, «разогревает» участников группы, то есть подготавливает к дальнейшему действию. Разогрев способствует введению участников в особенности метода психодрамы, созданию атмосферы доверия в группе, установлению каналов общения между ведущим и группой, появлению темы, усилению спонтанности участников.

Действие — собственно игра, которая настолько конкретна, насколько это возможно, при этом оставаясь в символической форме.

Шеринг — третья фаза, непосредственное сопереживание участников группы, возникшее на основе переживаний, имевших место в их жизненном опыте. Шеринг, как правило, состоит из двух частей — обратной связи из роли, то есть чувств и мыслей, которые пришли, когда участник играл свою роль, и обратной связи от своего имени. Данная фаза способствует более глубокому пониманию событий, происходивших во время действия, возникновению чувства принятия другими.

Независимо от области применения (развивающая, профилактическая, обучающая и др.) основные элементы и основные фазы психодраматической сессии сохраняются.

История метода

«Психодрама должна начинаться с ребенка», — писал Дж.Л. Морено. Он считал необходимым применение психодрамы в процессе образования. Морено отмечал, что тяжелая социальная обстановка оказывает значительное негативное влияние на юное поколение, следовательно, необходим эффективный способ решения возникающих проблем, которым, на его взгляд, являлся метод психодрамы.

Однако, по его словам, элементы психодрамы исчезали с момента поступления ребенка в начальную школу. В результате по мере взросления исчезала и спонтанность человека. Взрослый человек оказывался практически лишенным спонтанности, то есть способности по-новому реагировать на старые ситуации или адекватно реагировать на новые. Психодрама же могла обеспечить не только сохранение спонтанности, но и преемственность образования. По словам автора метода, каждая школа — «лаборатория повседневных проблем». Соответственно многие социальные и образовательные проблемы могли бы решаться психодраматическим подходом.

Применение психодрамы в образовании имеет длительную историю. После окончания Второй мировой войны метод психодрамы стал использоваться в учебных заведениях США, Канады, стран Западной Европы и некоторых стран Азии в качестве педагогического метода. В середине 1990-х годов в Германии психологи под руководством А. Айхингера и В. Холла разработали проект, основанный на принципах детской психодрамы, направленный на предупреждение насилия и моббинга в школах.

 Как применять метод психодрамы

Включать элементы психодрамы в работу школьного психолога можно в различных формах и по разным поводам:
— в индивидуальной или групповой работе по психологическому сопровождению;
— при изучении учебных предметов;
— при подготовке к экзаменам;
— в работе с учениками, испытывающими затруднения в обучении.

Психологический тренинг с подросткамиЭлементы психодрамы можно использовать для решения обучающих, профилактических или развивающих и коррекционных задач. Соответственно включение психодрамы возможно в форме социодраматических сессий, спонтанной игры на заданную тему, учебных, коррекционных и развивающих занятий и тренингов с элементами и техниками психодрамы и др. Основным следствием применения метода являются: расширение ролевого репертуара участников занятий, возможность в безопасной форме отыграть свои чувства, развитие спонтанности, творческой инициативы, гибкости поведения, умения посмотреть на ситуацию с новой стороны, принятие социальных норм, развитие коммуникативных навыков детей и подростков, развитие отношений между учителями и учениками и развитие понимания педагогами личностных особенностей их учеников.

Метод можно применять и в форме развернутого драматического разыгрывания, и даже в компактной форме пальчиковых этюдов, то есть в сочетании с пальчиковой гимнастикой, а также сочетать с логопедическими занятиями. Применение психодрамы возможно для разрешения трудностей детей, испытывающих тревогу, повышенную агрессию, коммуникативные сложности.

Немаловажно, что, как отмечают Айхингер и Холл, многие дети, приходят на занятия, имея сильно сниженную спонтанность и креативность (подтверждено опытом автора статьи), поэтому перед ведущим встает задача научить таких детей играть, заново открыть для них игру, для чего возможно применение спонтанной совместной игры.

Игровой характер метода соответствует возрастным потребностям детей и создает дополнительную мотивацию к занятиям. Тем более что одной из важнейших составляющих эффективной работы является мотивация ребенка. Проблема мотивации к занятиям встает особенно остро вследствие того, что инициатором обращения к психологу (в школе или детском саду) и последующих занятий являются родители ребенка.

 Игрушки, сказки, ролевые игры… 

На наш взгляд, использование элементов и техник психодрамы способствует пробуждению и повышению мотивации ребенка к занятиям. В частности, одной из форм, способствующих не только увеличению интереса к занятиям, но и успешной работе, может быть психодрама с игрушками. В данном случае используются различные небольшие игрушки, которые играют роли, заданные ребенком.

Игрушки представляют ценный материал для анализа: имеет значение выбор той или иной вещи (ее размер, цвет, символическое культурное значение) и назначение игрушки на определенную роль. Несмотря на вовлеченность в игру, ребенок может дистанцироваться от происходящего, смотреть на него как бы со стороны, что позволяет обойти сопротивление ребенка к работе.

Использование игрушек имеет и другие преимущества: отсутствие необходимости в длительном разогреве, применение с детьми любого возраста, экономия времени. Последнее особенно важно в условиях школы или детского сада. Возможна работа с разыгрыванием как известных сказок (меняя их сюжет и окончание), так и сказок, сочиненных детьми.

Поскольку, согласно теории ролей Дж.Л. Морено, человек может приобретать опыт посредством ролевого обучения, в образовании применим ролевой тренинг.

Ролевой тренинг — метод обучения, основанный на ролевых играх и имитационных упражнениях. Его тоже относят к форме психодрамы. Ролевой тренинг моделирует реальные трудности участников, которые можно преодолеть изменением моделей поведения. Это может быть поведение в ситуации общения детей и подростков со взрослыми или друг с другом.

Примеряем профессию — метод психодрамы в рамках профориентационной работы

Метод психодрамы может успешно применяться в рамках профориентационной работы. Подросток может «примерить» на себя ту или иную профессию, посмотреть на нее изнутри. Психодраматическое пространство позволяет пройти проверку притязаний подростка. При помощи психодрамы можно способствовать осознанию старшеклассниками своих сильных сторон и значения тех или иных личностных качеств. Так, возможна работа (например, в сказочной форме), направленная на смещение акцента и формирование более положительного образа «Я» у старшеклассников. Все вышеописанное может способствовать принятию решения о выборе профессии.

Упражнение «Социометрический профориентационный выбор»

Ведущий. Ребята, сейчас каждый из вас сможет узнать мнение другого о том, какая профессия могла бы вам подойти. Но сделаем мы это в необычной форме. Вы будете свободно ходить по комнате, а я буду спрашивать вас, кто мог бы работать по той или иной профессии. Вы подходите к этому человеку и кладете ему на плечо руку (ведущий демонстрирует как). Всем этот вариант подходит? Всем можно класть руку на плечо? Хорошо. Тогда начинаем.

  • Кто мог бы стать актером?
  • Кто может стать дизайнером?
  • Кто — поваром?
  • Кто может найти общий язык с любым человеком?
  • А кто — с техникой?
  • А кто хорошо овладевает иностранными языками?
  • Кто может руководить людьми?
  • Кто отлично фотографирует?
  • В ком есть конструкторская жилка?
  • Кто может стать писателем?
  • Кто просто хорошо сочиняет истории?
  • Кому пора в шоу-бизнес?
  • Кто может стать стилистом?
  • А дизайнером?
  • Кому можно подумать о необычной профессии?
  • Кого вы видите ученым?
  • Кто — прирожденный путешественник?
  • Кто может учить людей?
  • Кто хорошо ладит с животными?
  • А с детьми?
    И т.д.

По окончании упражнения проводится шеринг. При необходимости ведущий помогает раскрыть смысл упражнения и скорректировать эмоциональное состояние школьников.

 Создаем образ будущего

Погружение в символическое пространство облегчает доступ к пониманию собственных личностных ресурсов, при помощи руководства ведущего и техники дублирования возможно конструирование положительного образа будущего. Например, можно предложить участникам «пройти» по будущему жизненному пути (на наш взгляд, лучше ограничиться  молодым  возрастом).  На  определенных «остановках»  подробно  расспрашивать  участника о его жизни в этот момент. Возможны построение  диалога с собой будущим, передача посланий из будущего. От ведущего требуется значительная включенность в процесс.

Упражнение «Город будущего»
(модификация упражнения «Коллаж «Город будущего»)

Упражнение  направлено  на  формирование  положительного  образа  будущего.  Может  проводиться в рамках  профилактики  негативных  проявлений. Проводить  упражнение  желательно  в  просторном помещении  с  достаточным  количеством  простого реквизита (стулья, ленточки и пр.). Перед началом проводится деление на мини-группы.

Психологический тренинг в школеВедущий. За этой границей (обозначает символическую  границу)  находится  город  будущего.  Это будет тот город, в котором вы хотели бы жить. Каким именно — решать вам. Каждая мини-группа создает свою  часть,  свой  район  города  будущего. Важно, чтобы каждый внес вклад в его создание. Сейчас просто  перейдите  границу,  осмотритесь, почувствуйте  запах,  цвет,  разберитесь,  что  вас окружает. Затем найдите место, где ваша мини-группа построит свой район, обустройте его. Вы можете использовать все вещи, которые вас окружают, а также те, что есть у вас.

Во  время  работы  ведущий  перемещается  между группами, при необходимости с помощью техники дублирования помогая участникам. Когда участники закончат работу, ведущий предлагает походить по городу, зайти в соседние районы. Убедившись, что каждый побывал во всех районах города, ведущий просит участников сказать «до свидания» городу и вернуться обратно. Затем проводится шеринг. По окончании имеет смысл провести небольшую дискуссию о том, что участники могут сделать, чтобы  их дальнейшая жизнь стала похожа на построенный ими город будущего.

Психодрама и подготовка к экзаменам

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам наиболее востребована при работе с выпускными классами — девятыми и одиннадцатыми. В этой связи можно выделить следующие основные задачи: проработка и отыгрывание страхов, опасений, ожиданий, разыгрывание сюжета прохождения экзамена, поиск собственных личностных ресурсов.

Кроме того, как и в остальных случаях, включение психодрамы позволяет значительно повысить мотивацию школьников к активному участию в занятиях. Весомым преимуществом является предоставление возможности активизации спонтанности и творческих способностей учащихся. Успешно работают техники диалога (например, с экзаменом, страхом), обмена ролями, «шаг в будущее», «пустой стул». С тревожными группами, на наш взгляд, лучше разыгрывать сюжеты, в которых тема экзамена фигурирует в косвенной или символической форме.

К примеру, предлагается «снять фильм» или «подготовить выпуск газеты», посвященные сдаче экзамена и основным страхам и опасениям, связанным с ним. При этом «жанры фильма» или «газетные рубрики» желательно подготовить самому ведущему и предоставить их выбор участникам. На наш взгляд, желательно ввести дополнительное условие «счастливого окончания фильма» или «положительного текста статьи». Можно использовать форму ролевого тренинга. В группах с относительно низкой тревогой возможно проигрывание самой ситуации экзамена.

Упражнение «Шаг в будущее после экзамена»

Основано на работе Е.Л. Михайловой во время мастерской «Рождественская уборка» в 2013 году.

Ведущий. Ребята, сейчас, конечно, напряженный период. Но пройдет время, он закончится. Это (ведущий обозначает ленточкой границу на полу) временнàя граница. За ней то время, когда все экзамены сданы, когда вы сможете точно сказать «Уф, пережили!». Давайте перейдем ее.

Что здесь? Закройте глаза, рассмотрите картину, возникающую перед глазами. Какие образы к вам приходят? Какие запахи, звуки? Станьте одним из предметов, одной из ситуаций.

Кто вы? Отсутствие спешки? Булочка с корицей, заботливо купленная или даже испеченная мамой? Новые туфли? Выход новой игры, в которую можно будет играть без зазрения совести? А может быть,новое потрясающее знакомство? Очень мудрый преподаватель? Или веселая вечеринка? Располагайтесь в этом пространстве. Когда будете готовы, я прошу вас представиться.

Затем  ведущий  по  мере  готовности  участников расспрашивает, кто они. При необходимости помогает старшекласснику сделать роль положительной. В конце упражнения ведущий предлагает участникам из своей роли направить послание старшеклассникам. После этого участники «возвращаются» обратно —  переходят  границу,  а  ведущий  повторяет послания. После упражнения проводится короткий шеринг.

Упражнение «Опасения перед экзаменом»

Участники сидят в кругу. В центр круга ведущий ставит пустой стул.

Ведущий. Сейчас мы с вами найдем способы победить  страхи,  опасения  и  сомнения  перед  экзаменами.  Для  этого,  пожалуйста,  закройте  глаза, вспомните те опасения, о которых мы сегодня говорили, представьте себя одним из них. Какой вы? Как выглядите? Что делаете? Для чего вы нужны? Когда  будете  готовы,  откройте  глаза.  Когда  вы захотите рассказать о себе, встаньте и займите стул в центре круга.

Когда  один  из  участников  занимает  «место  опасения»,  ведущий  помогает  найти  положительные моменты, которые есть в этом опасении, помогает сформулировать стратегию, которая может это опасение  уменьшить.  Другие  участники  также  могут задавать  «опасению» вопросы. По окончании  проводится шеринг.

Упражнение «Фильм на тему экзамена»

Ведущий  заранее  заготавливает  карточки  с  названиями жанров кинофильмов: семейная комедия, фантастика,  приключения,  боевик,  мюзикл  и  др. Перед началом упражнения происходит деление на команды.

Ведущий.  Вы  —  съемочная  группа  и  снимаете свой короткометражный фильм. В вашем распоряжении любые ресурсы. Важные условия: в фильме должны  быть  отражены  самые  большие  страхи и опасения перед экзаменами, о которых мы сегодня говорили, и у фильма обязательно должен быть счастливый конец. Сейчас каждая команда вытащит из мешка карточку с жанром своего будущего фильма. На подготовку у вас есть … минут, продолжительность фильма — около … минут. Все ли понятно?

Во время проигрывания сюжетов ведущий может включаться  в  происходящее  посредством  техники дублирования.  По  окончании  разыгрывания  всех сюжетов проводится шеринг.

Психодрама на уроке литературы

В данном случае основными целями включения элементов психодрамы в занятие является повышение уровня понимания преподаваемого материала и повышение мотивации к изучению предмета. Включение психодрамы в преподавание позволяет сделать материал более наглядным, а его смысл более очевидным и ясным. Ученик может погрузиться в материал, увидеть его изнутри и «прожить» преподаваемую тему. Включение элементов психодрамы в изучение учебных предметов способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков и интереса к изучаемому предмету у обучающихся.

Конечно, в данном случае работа должна проводиться совместно с учителем-предметником. Психолог может проводить занятия с ним в паре, самостоятельно по договоренности, в течение всего урока или его части. При включении элементов психодрамы и социодрамы в урок, например, литературы, удается предоставить ученику возможность для отождествления с персонажем, следовательно, и более глубокого понимания произведения и позиции автора. При этом желательно не только и не столько повторение сюжета, сколько спонтанная импровизационная игра, которая и позволяет наилучшим образом войти в роль литературного героя.

Могут быть разыграны спонтанные диалоги или сюжеты, разговор с автором. Во время игры психолог (часто принимая какую-либо неглавную роль) мягко структурирует процесс. Процесс строится по аналогии с психодраматической или социодраматической сессией: сначала следует разогрев, затем основное действие, сопровождающееся построением сцены — художественного пространства, а по окончании — шеринг и снятие ролей. Затем происходит анализ произведения в более традиционной форме.

Благодаря такой форме изучения литературного произведения ученик самостоятельно формулирует свое мнение, избегая внешних, заданных интерпретаций произведения. Происходит закрепление материала, изучение героев, произведения в целом и жанра на более глубоком уровне. Кроме того, ученик расширяет свой ролевой репертуар, ему предоставляется возможность примерить нехарактерную для него роль, выразить подавляемые чувства в безопасной обстановке. Создается пространство для самопознания и творческой деятельности.

Для наглядности

Известно и сочетание психодрамы и изучения иностранного языка. При изучении иностранного языка могут использоваться ролевые игры, в которых воспроизводятся ситуации речевого общения. Важным условием является спонтанность игры. При этом изучающему иностранный язык изначально задаются роль и ее рамки. Ролевая игра подразумевает спонтанную и творческую активность ее участников, поэтому удается преодолеть тенденцию к использованию выученных речевых конструкций и создается возможность для формирования и совершенствования всех сторон общения. Кроме того, стимулируется проявление рефлексии и эмпатии.

Весьма эффективным может стать вплетение психодраматических элементов в изучение предметов, требующих наглядности. Например, физики или химии. Ученики могут принимать роли химических элементов, выстраиваться в формулы, «проживать» химические реакции и пр. Подобные приемы способствуют лучшему пониманию трудной темы.

 Несколько дополнительных  замечаний

Стоит отметить, что, несмотря на гибкость метода психодрамы, на наш взгляд, его успешное применение в сфере образования во многом зависит от самой образовательной организации, в которой работает психолог. Аудитория может быть просто не настроена на работу с применением элементов психодрамы.

Тем не менее психодрама предоставляет обширные возможности для работы со взрослыми. Кроме того, важно учитывать запросы и требования к работе психолога в образовательной организации. Вполне вероятно, что психодраматическая форма работы не всегда может им соответствовать.

Что касается работы с учащимися, то необходимо учитывать, что во время занятия определенная часть группы может не захотеть участвовать в процессе, что, естественно, может отразиться на групповой динамике. Мы предполагаем, что отсутствие желания участвовать в действии не обязательно может быть связано с механизмом сопротивления. Вполне вероятно, что затрагиваемые темы просто неактуальны для некоторых участников, что бывает при плановой фронтальной работе. Поэтому, на наш взгляд, систематическое применение психодрамы более эффективно в работе с мотивированными группами. И зачастую именно применение психодрамы может повысить мотивацию учащихся.

Тем не менее, несмотря на все преимущества и достоинства метода психодрамы, он не может полностью заменить иные формы коррекционной и развивающей работы, однако может стать отличным ее дополнением.

Драма со счастливым концом. Применение метода Применение метода психодрамы в работе школьного психолога

Ирина ПЕРМЯКОВА
педагог-психолог,
ГБОУ «Школа № 17» ОШ № 2, Москва

Журнал «Школьный психолог» №1-2, 2017 г.

5psy.ru

План-конспект занятия на тему: Тренинг-психодрама для подростков по формированию навыка уверенного поведения в опасных ситуациях «Сказка ложь, да в ней намек»

Тема занятия по психологии:

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Участники:  подростки

Кол – во: 10-15 человек.

Цель: расширение ролевого репертуара.

Задачи: — дать  участникам опыт личного проживания ситуации общения в ситуации           конфликта;

—  организовать возможность примерить новые социальные роли;

— способствовать развитию криативности, спонтанности, эмпатии, интересу к  самопознанию, групповой сплоченности;

— формировать адекватную реакцию на новую, нестандартную ситуацию;

— формировать школьную мотивацию на уроках психологии.

Структура занятия:

В основу занятия положен метод классической психодрамы (соблюдены  фазы работы: разогрев, драматическое действие, шеринг). Занятие дополнено элементами тренинга (ритуал приветствия, ритуал прощания) и сказкотерапии (придумывание коллективной сказки и ее драматизация).

Занятие рассчитано на 1час 30 мин.

Материалы: элементы костюмов, маски; для оформления: рисунки сказочных персонажей,  плакат с названием занятия.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

— Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Начать наше занятие я предлагаю традиционно, с ритуала приветствия. Встаем в круг. Сейчас мы будем приветствовать друг друга рукопожатием по определенному признаку, который я буду сообщать. Для рукопожатия необходимо выходить в круг и подавать  вышедшим руку, затем вновь вставать на свое место. Все это нужно делать быстро.

Итак, поприветствуйте друг друга, те кто:

— в брюках;

— у кого длинные волосы;

— кто любит танцевать;

— у кого есть домашние животные;

— кто умеет играть на  музыкальном инструменте;

— кто учится на 1 курсе;

— кому интересна психология.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы продолжим работать по методу психодрамы. И тема нашего занятия  «Сказка ложь, да в ней намек…»

     Мы продолжаем с помощью сказки узнавать себя и расширять свой ролевой репертуар, то есть «примерять» на себе новые социальные роли, действуя непривычными способами поведения.

     Может вы замечали, что в опасных, конфликтных ситуациях мы поступаем одинаково.

Давайте проверим:

 — Вот, например, как вы себя поведете, если на улице к вам подойдут хулиганы и станут к вам приставать?

— А если в техникуме старшекурсники станут требовать отдать деньги или телефон?

—  Если на вечеринке знакомые станут заставлять покурить «травку», при этом оказывая групповое давление, беря на  «слабо»?

—  Были у вас или ваших знакомых еще другие ситуации давления? Можете рассказать?

    Действительно трудно бывает выйти «сухим» из таких ситуаций. Но обычная модель поведения, как правило, складывается еще в детстве. Когда-то оказавшись эффективной, она берется за аксиому.  По мере взросления жизнь меняется, меняются и  ситуации. Так, если в детстве эффективно было в опасной ситуации заплакать или убежать, то становясь подростком,  необходимо уметь  дать отпор, сказать твердо «нет».

    Эффективным способам поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях мы будем учится на этом занятии.

3. Беседа (повторение пройденного)

— Как вы думаете, какие социальные роли бывают?

(роль родителя, ребенка, жены, мужа, умника, грубияна,  профессиональные (милиционера, учителя), начальника, подчиненного, лидера, слабака, победителя, подчиненного, неудачника, спасателя, жертвы, преследователя и т, д.)

— Как вы понимаете, что значит примерять на себя социальные роли? (проигрывать в ходе драматизации, проживать)

—  Почему важно уметь владеть и применять в жизни разные социальные роли, не зацикливаться на одной? (для эффективного общения в разных ситуациях)

— Чем опасна ситуация, в которой к человеку «прилипает» одна роль? Например, роль милиционера? (он в любой жизненной ситуации действует как милиционер: на работе, в семье, с друзьями, с родителями, в больнице и пр.)

— В любой ли ситуации такая модель поведения будет эффективна? (нет)

Поэтому, наша задача на занятиях по психологии в безопасной обстановке найти наиболее эффективные модели поведения в разных жизненных ситуациях.

4.  Разогрев (вживание в образы)

На прошлом занятии вы придумали коллективную сказку «Волк и теленок», изготовили маски для нее и выбрали роли, которые хотели бы проиграть сегодня.

    Но, как и все актерам, перед съемками фильма нужна репетиция, для того, чтобы вжиться в роль, прочувствовать ее.

       Итак, начинаем двигаться в хаотичном порядке. Так как персонажами нашей сказки являются животные, то по моей команде превращаемся в животное, которое я назову, и продолжаем движение уже из этой роли. Итак, превращаемся в лису. У каждого может быть своя лиса, такая, какой вы ее чувствуете.

Теперь появляется волк. Какой он будет у вас? Какое поведение, какие движения, какой характер – это зависит только от вашей фантазии, но старайтесь передать его образ   (теленок, медведь, заяц, ежик, коза, филин)

 Теперь одновременно появляются все персонажи сразу. Причем, показывать должен каждый своего животного по сказке. Молодцы!

Запомните свои роли и ощущения  в этот момент. Это поможет при драматизации.

— Ну что ж, актеры, готовы к выступлению?

Напоминаю, что в сказке только общее содержание роли, манера исполнения  и слова возникнут спонтанно, от ситуации и ваших побуждений. А я беру на себя роль автора.  

5. Драматизация (диагнорстика  настоящей модели поведения в кризисных ситуациях)

       Итак, «Жил – был волк. Жил он в лесу. И был очень одиноким.

Однажды шел он по лесу. Вдруг видит, теленок плачет. Маленький совсем, от стада отстал наверно.

Жалко стало теленка. Подошел к  нему волк, пожалел, и решил в кафе его отвезти, чтобы успокоить. Накормил его, напоил. Теленок успокоился, стал доверять спасителю. Волк пригласил теленка к себе домой. Решили они устроить праздник, в честь спасения и пригласили в гости всех зверей, которые были в кафе разделить с ними эту радость.

 Началась шумная вечеринка. Все веселились, радовались. Танцевали и пели.

Но через некоторое время, волк стал замечать, что некоторые его гости стали, как – то странно посматривать на его нового друга.  Он заподозрил неладное.  Волк вспомнил, что среди его гостей есть хищники. Он то и не подумал об этом, когда приглашал гостей, ведь сам — то он вегетарианец. Но было уже поздно. Лиса и медведь начали   приставать к теленку.

Волк встал на защиту своего нового друга. Кто же поможет ему? Кто как поведет себя в этой ситуации? —  думал волк. …(импровизация)

Волк и его соратники мужественно сражались и в конечном итоге победили хулиганов.   Благодаря этой истории у волка и теленка появились новые друзья, которые, как известно, познаются в беде. А теленок остался жить у волка, так как нашел в его лице свою новую семью. И  жили они долго и счастливо».

Молодцы! Вы прекрасно сыграли. Теперь садимся в круг для обсуждения.

6. Шеринг (рефлексия)

— Поделитесь своими чувствами из ролей.

— Смогли ли вы вжиться в роль?

— Какие чувства испытывали в начале сказки? Как они менялись в ходе драматизации?

Начинайте словами: «Я в роли … , чувствовал …»

Снимать роли я не буду, вы сами на себя их взяли, поэтому сами снимайте. Снимите маски и атрибуты костюмов, встряхнитесь и скажите «Я не… , я- …и назовите свое имя». Как вы себя чувствуете?  Хорошо.

Теперь, поделитесь своими чувствами от себя лично?

— Ира, как тебе в роли  теленка?

— Была ли тебе эта роль близка?

 — В реальной жизни, в подобных ситуациях, ты действуешь также?

— Какие свои проблемы  ты увидела?

— Было ли полезно тебе проживание этой роли?

— Что ты узнала о себе, о группе? Что тебе это дало?

— Довольны ли вы собой в роли? Хотели бы вы, что-то изменить в своей игре? Попробовать другую модель поведения? Мы можем это сделать прямо сейчас.

       

7. Отработка навыка конструктивного поведения (коррекция выявленных проблем)

— Кто еще хочет попробовать себя в этой роли?

Для того, чтобы ваше поведение было эффективным, недостаточно, только поведенческих навыков, если в душе ты боишься. Для этого необходимо соответствующее эмоциональное состояние. Вспомните ситуацию, когда вы испытывали  чувства храбрости, уверенности в себе, в победе, ощущение драйва), или  используйте соответствующий  образ   персонажа из сказки, фильма или своего окружения. Прочувствуйте это состояние всем телом. А теперь вперед!

(несколько человек пробуют себя в данном образе (теленка, волка))

8. Шеринг (см. выше)

— Чья модель поведения была наиболее эффективной?

— Так все же, в чем секрет уверенного поведения? (анализ вербальной, невербальной стороны поведения и внутреннего состояния)  

9. Завершение.

-Как сейчас звучит для вас тема нашего занятия: «Сказка ложь, да в ней намек…» И продолжая пословицу: «добру молодцу урок»?

 — Получили ли вы урок себе?

Ну, что ж, цель занятия мы выполнили, примерили новые социальные роли, узнали что – то новое еще о себе, о других, обозначили проблемы для отработки эффективных моделей поведения.

 10. Ритуал прощания.

А закончить это занятие я предлагаю следующим образом:

Поднимите вверх правую руку, теперь левую, и поаплодируем друг другу за отличную работу.

Молодцы! Спасибо всем, до встречи.

nsportal.ru

Психодрама это, Метод (упражнения)

Порой необходимо, чтобы человек выплеснул свои проблемы и переживания, осознал и принял себя, но как этого достичь психологам? Сегодня мы поговорим о таком способе, как метод психодрамы.

Что такое психодрама? Давайте дадим ей определение.

Психодрама является методом группового терапевтического приема для познания внутреннего «Я» человека, направленный на выявление проблем. Драматическая импровизация является главным инструментом в этом методе.

В чем отличие между обычным театральным представлением и этим методом психологии? Во втором случае нет ограничений в импровизации, человек сам определяет свою роль, не имея у себя в голове заранее заученного текста.

Рекомендуем: Особенности групповой терапии

Используя такой прием, как психодрама, упражнения которой являются только групповыми, нужно уметь классифицировать группы людей:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Дети, то есть детская психодрама.
  • Родители и дети – смешанные группы.
  • Целые семьи, группы, в которых присутствует целиком вся семья (бабушки, дедушки, тети).
  • Супруги.
  • Коллеги – бывает, что помощь необходима целому рабочему коллективу.

Группы готовы. Необходимо учитывать и основные аспекты такого понятия, как психодрама; как метод психотерапии это сложный механизм, включающий в себя следующие понятия:

1. Определение роли и сама игра. Самое важное здесь не то, каким будет персонаж – добрым или злым. Важнее всего выявление материала, с которым предстоит работать.

2. Спонтанность, импровизация. Не должно быть заготовок, не должно быть строго определенных жестов. Необходимо дать личности раскрыться и предстать во всей своей красе, показать свою многогранность.

Рекомендуем: Игровая терапия в работе с детьми

3. Осознание. Озарение, снизошедшее на всех участников группы, является той самой целью психодрамы. Главные герои понимают и принимают себя, свои ошибки и действия, второстепенные – находят выход из проблем и становятся более уверенными.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Структура стадий разыгрывания драмы

У любой драмы есть свое определенное строение, также и в такой науке, как психотерапия, психодрама разделяется на стадии:

  • Сближение участников группы. Это необходимо для выявления субъекта, то есть протагониста. Также происходит определение проблемы.
  • Само действие драмы. Протагонист – главное лицо психодрамы, он погружается в свои проблемы, достигая озарения. Ведущий же смотрит со стороны, следя за каждым участником.
  • Анализ. Члены группы выплескивают наружу свои мысли и эмоции, появившиеся в результате действа. Главный герой получает отдачу, видя, что он не один, проблема их едина.

Этот психологический прием дает человеку прочувствовать в полной мере проблему, выплеснуть свои эмоции, не замыкаясь в себе. Психодрама окружает человека пониманием, состраданием и избавляет человека от одиночества.

Основные методики

Психолог Морено подарил миру прекрасную методику – психодраму. За годы своего существования она стала чрезвычайно популярной. Разработано много методик этого механизма, и до сих пор не перестают разрабатываться и вноситься все новые и новые способы психодрамы.

Рассмотрим некоторые техники психодрамы:

1. Монолог. Вспомним театр и существование бессмертных монологов Гамлета, Фамусова или же князя Болконского – сколько в них звучало проблем и чувств!

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Здесь точно так же. Протагонист, которому дана главная роль, рассказывает о своей проблеме, делая это максимально четко и выразительно, чтобы слушатели поняли ее. В процессе объяснения он сам начинает рассматривать свою проблему, приходя к ее пониманию в итоге.

Рекомендуем: Принципы клиент центрированной терапии Роджера

Это можно наблюдать всюду. Например, на уроке порой отличнику поручают втолковать тему двоечнику, что как следствие давало результат: второй начинал разбираться в теме, первый приходил к полному осознанию.

2. Двойник. Главный герой выбирает себе двойника, который становится его отражением в проблеме. Двойник должен вывести их из лабиринта проблем, куда загнал себя протагонист.

Этот метод психодрамы дает возможность посмотреть на себя со стороны во всей многогранности. Внутреннее «Я» будто бы вылезло наружу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Обмен ролями. Все наоборот, протагонист меняется ролью со своим двойником. Постигая свое внутреннее «Я», узнавая глубины своего внутреннего мира, достигает единения со своим «Я». Кроме того, эта методика психодрамы помогает сблизиться всем участникам психодрамы.

4. Отражение. Наверняка те, кто ходит в театральные кружки, сталкивались с упражнением «Покажи другого», вот в этом и суть следующей методики.

Участники группы показывают «главного героя» – как они видят и чувствуют его. Благодаря этому можно со стороны увидеть свои ошибки, это позволяет чему-то научиться, что-то перенять у других.

Какой метод выбрать, какова будет их последовательность, выбирает только сам ведущий.

Выбор упражнений

Во время психодрамы некоторые из участников могут быть выведены из игры из-за психологической защиты. Чтобы предотвратить это и способствовать скорейшему разрешению проблемы, были разработаны специальные упражнения. Эти упражнения проводятся в начале психодрамы и помогают членам группы быть более открытыми перед всеми:

  • Ролевая игра.
  • Сон. Для понимания значения снов.
  • Шахматная доска. Для того чтобы узнать отношения, в которых находятся участники группы.
  • Семья. Для выявления внутрисемейных отношений между членами семьи.
  • Без реплик. Необходимо высказать свое мнение друг о друге, отведя взгляд в сторону.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Психотерапия ли это

Может быть, психодрама – это не психотерапия, а обучение умению подвергать анализу свои чувства и эмоции? Сама структура и методы напоминают развивающий тренинг. Давайте разбираться.

Допустим, человек воспринимает происходящее не эмоциями и ощущениями, а холодным разумом – тогда это не что иное, как обучение, это тренинг. А если этого же человека выдернуть из его переживаний и окунуть в новое состояние, в котором он окажется беспомощной жертвой, которой требуется спасательный круг? Здесь уже однозначно психодрама, необходима психологическая помощь.

Рекомендуем: Арт-терапия: виды и упражнения

Все зависит от внутреннего и эмоционального состояния отдельного человека. Зависит от ситуации и проблемы, которая имеется в виду. От клиента зависит все.

Каков смысл психодрамы? Психодрама полезна, она необходима людям, у которых проблемы с окружающими и с самими собой.

Там, в психодраме, проигрывая и проживая определенные свои переживания и жизненные ситуации, человек раскрывается. Он раскрывается сам себе, постигает непознанные грани, хотя это было для него недосягаемо раньше.

Он проживает и получает новый урок. Учится новым способам налаживания отношений с другими людьми и с собой. Учится находить общий язык.

Психодраме подвластен любой возраст. Успех будет только в случае непрерывной работы и при наличии хорошего специалиста. Необходимо умение тонко подбирать те или иные техники и методики для разных групп и конкретных ситуаций.

Достижения психодрамы налицо – практика многих лет показала, что польза весьма ощутима. Психодрама получила свое развитие во многих странах, в том числе и в нашей стране. Многие психологи совершенствуют ее и добавляют новые методики по сей день.

Психодрама показала себя как действенный механизм терапии человеческого внутреннего мира и помощи в решении проблем. Считаем, что такой практике следует доверять всецело. Автор: Вера Иванова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Психодрама. Коллекция разогревов и техник

Разогревы, структурированные групповые упражнения и т. д.

Структура раздела носит условный характер и, по всей видимости, будет дорабатываться. См. также обсуждение раздела «Разогревы и техники психодрамы»

При добавлении упражнения по возможности указывайте его автора и/или источник (где вы увидели его). Если вы знаете, что упражнение было опубликовано автором — то укажите издание. Если автор вам неизвестен — это тоже нормально, в этом случае автора установим коллективно.

  • Разогревы на самовыражение/самоисследование
    Разогревы, которые помогают участникам проявиться, обнаружить и выразить свое состояние и найти актуальные темы для работы.

    Прямое самовыражение/самоисследование (из роли себя), Рассказ/действие из некоторой роли, Проективные/символические разогревы, Разогревы, погружающие в определенную тему
    33 Темы
    51 Сообщения
    Последнее сообщение Maria
    27 янв 2016, 19:44
  • Разогревы, создающие общий групповой результат
    13 Темы
    17 Сообщения
    Последнее сообщение Лия Пшеничникова
    01 июн 2009, 23:36
  • Разогревы, основанные на смене состояний/ролей
    5 Темы
    5 Сообщения
    Последнее сообщение Maria
    27 янв 2016, 19:45
  • Телесные, двигательные, игровые разогревы
    Техники, которые работают на увеличение энергии, спонтанности и взаимодействия между участниками группы.

    Телесные разогревы, Двигательные разогревы в группе, Двигательное/телесное взаимодействие в парах, Групповые игры, Групповые ролевые игры, Песенные разогревы
    48 Темы
    72 Сообщения
    Последнее сообщение Таина Безрукова
    21 авг 2019, 21:39
  • Психодраматические терапевтические техники
    Техники, которые могут использоваться как часть индивидуальной психодраматической работы или иногда как автономное упражнение для группы.

    Вариации социального атома, Вариации техники встречи, Символические терапевтические техники, Иные терапевтические техники, Техники семейной терапии
    31 Темы
    62 Сообщения
    Последнее сообщение Татьяна Фадеева
    03 дек 2014, 23:24
  • Техники для особых случаев на группе

    Знакомство, Начало группы, Завершение группы, Проблемы в группе, Техники обратной связи

    13 Темы
    23 Сообщения
    Последнее сообщение Maria
    27 янв 2016, 19:40
  • Техники монодрамы
    9 Темы
    14 Сообщения
    Последнее сообщение Павел Корниенко
    09 дек 2008, 01:18
  • Лаборатория психодраматических мастерских
    3 Темы
    3 Сообщения
    Последнее сообщение Павел Корниенко
    16 авг 2019, 17:00

Вернуться в Список форумов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

psihodrama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *