Психологическая боль – Психологическая боль., Психология – Гештальт Клуб

Психологическая боль., Психология – Гештальт Клуб

Нам часто приходится слышать такие фразы:
— душа болит;
— сердце разбито;
— невыносимо больно;
— рана в груди.

 

Таким образом мы пытаемся описать то эмоциональное состояние, которое нам тяжело пережить.
 

Эти состояния негативно влияют на эмоциональный фон жизни, самочувствие, на наши отношения с другими людьми.
 

Психологи называют такое психоэмоциональное состояние психологической болью. Все люди переживают и описывают это состояние по-разному, но очень часто при упоминании эмоциональной боли звучит такое определение — как невыносимость.
    

Человек воспринимает эмоциональную боль невыносимой. Настолько невыносимой, что хочется немедленно от нее избавиться. И человек выбирает заглушать подобную боль едой, алкоголем и наркотиками, а иногда страдающему может казаться, что физическая смерть лучше, чем душевная боль…
    

Психологические защиты в виде отрицания, вытеснения, обезболивающие: алкоголь и наркотики — только ухудшают состояние человека в будущем, приводят к различным зависимостям.  Единственный способ экологичного переживания  психологической боли – это ее принятие, выражение и проживание.

  

Боль – это естественная реакция организма на изменения, трудности, травмы. Возникает, когда как-то изменено что-то ценное в нашей жизни, когда это ценное утрачено или отобрано у нас. И тут речь идет о потери имущества или работы, ухудшении состояния здоровья, утрате близких отношений, смерти родного человека…
  

И важно научится принимать свою боль, прогоревать потерю, отпустить утрату и жить дальше. А можно выбрать страдания. Страдание же только увеличивает эти болезненные ощущения, которые у вас появились в результате боли. И получается замкнутый круг, который либо заедаешь как-то, запиваешь чем-то, или на который закрываешь глаза, и продолжаешь терпеть и страдать, научаясь испытывать мазохистическое удовольствие от нескончаемой жалости к себе…

 

И если сейчас Вы столкнулись с непереносимой душевной болью – не терпите, разделите ее, проживите ее в атмосфере доверия и безопасности, в контакте с психологом.
 

gestaltclub.com

Психология боли

Боль представляет собой отрицательное эмоциональное переживание, которое воспринимается разными людьми по-разному. Часто на боль смотрят как на врага, который приносит страдания, лишает сна и снижает работоспособность. Но важно помнить, что боль является сигналом об опасности, который может избавить человека от возможных предстоящих страданий.

Боль учит человека осторожности, заставляет беречь свое тело, предупреждая о возможных угрозах или указывая на наличие болезни. Сигнал о неблагополучии вызывает ответную реакцию организма, направленную на устранение боли.

Есть люди, которые не чувствуют боли. Обычно это является следствием нарушения работы ЦНС или некоторых психических заболеваний. Люди, лишенные чувства боли, узнают о ранах и язвах на своем теле, только увидев их. Ожог, кровотечение, злокачественные новообразования и другие повреждения тела не вызывают болевых ощущений. К сожалению, такое положение вещей может вести к гибели еще до того, как человек увидел то или иное повреждение на собственном теле.

Часто, едва почувствовав болевые ощущения в теле, человек пытается избавиться от них при помощи обезболивающих препаратов. Однако здесь кроется определенный риск. Применение обезболивающих средств для избавления от боли при воспалительных процессах в организме могут снизить симптомы болезни. Такая ситуация может возникнуть, например, при аппендиците. Стоит помнить, что избавление от болевых ощущений не останавливает воспалительный процесс. Кроме того, снижение симптоматики может создавать трудности при диагностировании заболевания.

Прежде чем принимать обезболивающее, необходимо четко представлять себе, чем вызвана боль. Будучи сигналом неблагополучия, боль сообщает о том, что в организме есть та или иная неполадка, которую необходимо устранить. Именно устранение первопричины ведет к избавлению от боли с наименьшими последствиями для здоровья.

Не все одинаково реагируют на боль и не все способны предпринимать адекватные действия, направленные на ее устранение. При зубной боли одни спешат записаться к стоматологу, а другие – в аптеку за очередной пачкой болеутоляющих средств, которые помогут быстро и безболезненно, но, к сожалению, ненадолго.

В клинической практике и в многочисленных экспериментальных исследованиях встречается различная реакция на идентичное лечение у пациентов со сходными  показателями (степень повреждения, длительность заболевания, интенсивность боли). Более того, в ряде случаев выявленная физическая патология не коррелирует с интенсивностью боли или степенью нетрудоспособности.

С чем связана различная реакция на боль?

На восприятие, поддержание и усиление боли существенное влияние оказывают психологические и социокультурные факторы (уровень тревожности, депрессии, восприятие боли как состояния, угрожающего  здоровью или даже жизни; гендерные различия, профессиональная и финансовая состоятельность, прошлый опыт, особенности воспитания в семье, культура общества и другие).

Очевидная биологическая ценность боли как сигнала о повреждении ткани заключается в том, что она всегда возникает после повреждения и что интенсивность ощущаемой боли пропорциональна величине повреждения. На самом деле, многое говорит о том, что далеко не всегда боль пропорциональна величине повреждений. Скорее, сила и качество испытываемой боли определяются прежним опытом и тем, насколько хорошо мы этот опыт помним, а также нашей способностью понять причину боли и оценить ее последствия.

Известно, что традиции каждой культуры играют существенную роль в том, как человек воспринимает боль и реагирует на нее. У народов Запада, например, считается, что роды – это одно из самых сильных болевых ощущений, которые может испытывать человек. У некоторых народностей женщины при родах не испытывают практически никаких страданий. Женщина, ожидающая ребенка, продолжает работать в поле почти до самого начала родов. То есть отношение к боли формируется через воспитание (толерантность или страх).

Также давно известно, что на детей огромное влияние оказывает отношение их родителей к боли. Многие исследования наглядно демонстрируют как дети, впервые встречаясь со словом «боль» открывают  для себя  это понятие  и все, что с ним связано. То есть дети «учатся» чувствовать боль во многом благодаря  своим родителям, а также усваивают отношение к боли (от паники – до «это пустяк»).  В некоторых семьях даже обычные порезы и синяки вызывают волнение и суматоху, тогда как в других члены семьи проявляют мало сочувствия даже при достаточно серьезных повреждениях. Повседневные наблюдения дают основание считать, что усвоенное в детстве отношение к боли сохраняется в течение всей жизни.

Данные специально созданного в США Центра изучения медицинского стресса у детей (Center for Pediatric Traumatic Stress, Philadelphia) также подтверждают, что опыт боли может иметь значительные негативные краткосрочные и отсроченные во времени психологические и социальные последствия. Среди психологических последствий боли, перенесенной в детском возрасте, встречаются: хроническое болевое расстройство, тревожность, различные фобии, ипохондрическое развитие личности, панические атаки. Среди социальных — избегающее поведение, значительно снижающее уровень социальной адаптации.

Это свидетельствует о необходимости соответствующего  воспитания  детей, которое будет направлено на умение владеть своими чувствами  и эмоциями, в том числе  болевыми ощущениями. Воспитание в условиях дисциплины и справедливых требований, раннего приобщения к труду и конкретным обязанностям формирует у детей устойчивость к различным воздействиям, в том числе и к боли.  Ключевым моментом в преодолении боли является проявление мужества и силы воли.

На интенсивность болевых ощущений могут повлиять:

  1. Значение ситуации (победить на соревнованиях, выжить на войне, спасти себя или близких). Серьезные телесные повреждения, полученные в состоянии большого напряжения, могут вначале не сопровождаться болью или боль может быть слабой.
  2. Внимание к раздражению (спортсмены могут получить серьезные повреждения во время игры, солдаты во время боя могут не заметить, что они травмированы). Эмоциональный подъем уменьшает выраженность болевых ощущений.
  3. Тревога (наиболее выраженные болевые ощущения наблюдаются у тех, кто имеет максимальные показатели тревожности, кроме того, тревожность отрицательно влияет на выбор стратегий преодоления боли). Применение психологических релаксационных методик позволяет снизить интенсивность болевых ощущений у людей с различными болевыми синдромами.
  4. Внушение способствует увеличению или уменьшению силы боли (эффект плацебо основывается на том, что под воздействием внушения человеческий мозг способен выделять обезболивающие вещества, эндорфины, которые по силе воздействия сходны с морфином).

Фактор, от которого зависит успех избавления от болевого синдрома, – это психологическая установка, то есть неосознанная склонность реагировать на ситуацию определенным образом, сложившаяся в результате предшествующего опыта. Она может быть адаптивной или дезадаптивной.

При дезадаптивных болевых установках человек может часто испытывать изменения настроения, проблемы с приемом лекарственных препаратов, снижение активности, трудности при устройстве на работу, семейные конфликты. Проявляется неадекватное отношение к диагнозу и назначенному  лечению, повышенная требовательность к  диагностическим и лечебным мероприятиям.

Например, предложение проанализировать уже проведенные диагностические исследования и на их основе подобрать консервативную терапию вместо хирургического лечения может вызвать у этих больных разочарование, скептицизм и недовольство. Рекомендации увеличить физическую активность, использовать меньше препаратов, практиковать техники релаксации не устраивали пациентов. Многие из них считали, что их случай – особенный, а доктор просто недооценивает всю тяжесть ситуации. Кроме того, нередкими являлись жалобы на то, что «никто ни разу не смог им объяснить причину их боли», и таким образом они вынуждены продолжать бесконечный поиск врача, который скажет им, наконец, в чем же проблема.

Причина такой реакции может быть в том, что многим «неудобно» верить в то, что психотерапия, например, может им помочь. Ведь в таком случае окажется, что их боль имеет не физическое, а психическое происхождение, что может скомпрометировать серьезность его заболевания и обоснованность его жалоб. Даже если такие пациенты приходят к психотерапевту, то, скорее, не за лечением, а за подтверждением собственной правоты. В итоге симптомы лишь нарастают, а человек начинает искать новые, часто небезопасные способы лечения, что, в свою очередь, усиливает ощущения покинутости,  одиночества и способствует укреплению позиции жертвы.

Поэтому в лечении боли (особенно хронической) важно выявить дезадаптивные болевые установки и скорректировать их.

Как будет восприниматься боль — во многом зависит от выбранных стратегий поведения при возникновении болевых ощущений, т.е. методов и способов преодоления боли. Эффективными считаются различные когнитивно-поведенческие методы, психологическая релаксация, упражнение с воображаемыми образами и т.д. Качество жизни, физическое самочувствие, психологический комфорт напрямую зависят от умения применять навыки преодоления боли.

Конечно, боль — это неприятно, а в некоторых случаях практически невыносимо, но воспитание в себе особого отношения к боли позволяет увидеть в ней друга, а не врага.

Автор: Гончаров Валерий Николаевич

Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: боль, здоровье, психология

Источник фото: unsplash.com

Психолог-реабилитолог, специалист в области психологической реабилитации людей, переживших тяжелую травму и членов их семей

Доступно для скачивания:

  • Психология боли

xn--90aennpco.xn--p1ai

Психологическая боль — FAQ по реальности


Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие — попытка силой удержать стабильность этих шаблонов — что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга. Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности — это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…
Человек живёт образами. Он создаёт некий набор образов с неким набором взаимосвязей между ними. Например, «Она меня любит — и мы будем вместе вечно!»,.. или «Мои друзья никогда меня не предадут!»,.. или «Я молод и здоров — и это норма на всю жизнь!», и т.д.

Эти взаимосвязи между образами (взаимодействия между ментальными установками) с течением времени становятся стабильными и прочными — словно корни мощного дерева, связанные с почвой. И человек не только привыкает к ним — но и отождествляет себя с ними как единое целое. Фактически, человек создаёт мощные и стабильные энергетические силовые линии, реально привязывающие его к энергии, моделирующей желанный для него образ.

И вдруг реальность меняется — и эти связи приходят в движение. А человек не готов к этому — он живёт в инерции своего отождествления с привычными образами-установками, он прирос к ним. Итог прост: при попытке удержать изменяющуюся реальность своей силой (энергией), человек ощущает всё возрастающее «психическое» (а на самом деле, энергетическое) напряжение — вплоть до такого, которое может свести его с ума или убить.

Иными словами, суть психологической боли — это удержание ускользающего комфорта. А парадокс заключается в том, что единственным способом, который решает эту проблему (если уж всё дошло до уровня проблемы) — это ОТПУСКАНИЕ ускользающего комфорта.

На примере этого мы ещё раз можем легко увидеть вред инерции: ведь попытка удержать то, что уходит — это стремление жить по инерции, не осознанно. И это приводит к неизбежному страданию.

Однако это не значит, что как только что-то в вашей жизни приходит в движение, его тут же надо бросать и забывать. Нет — такой механизм столь же груб и вульгарен, как и попытка удерживать динамичную реальность.

Наилучшая формула поведения в этой ситуации — это делать все возможное, чтобы выстраивать ситуацию как комфортную и стабильную — и, одновременно, ни в один миг не пытаться её присвоить и удерживать. Говоря языком даосов — надо удерживать не удерживая.

Такой алгоритм совмещает разорванные дискретности: он позволяет и работать над созданием стабильной ситуации — и не держаться за стабильность как за нечто, на что у тебя есть права.

Очень показательно в этом плане искусство рисовать водой на асфальте, которым занимаются некоторые мастера в Китае, а также отдельные европейские художники вроде Niels Shoe Meulman. Рисунок может быть очень красив — но уже через несколько секунд вода испаряется, и он исчезает. Уравновешенное принятие и красоты, которую создаёшь, и её ускользаемости — это и есть алгоритм, в котором психологическая боль попросту невозможна.

Подытожим. Если вы действительно пытаетесь однобоко удержать ускользающую реальность — значит, вы тупой носорог, толкающий Эверест с криками «Нет, ты подвинешься! Я сказал!».

В этой ситуации несколько странно пенять на то, что Эверест ни в какую не хочет двигаться, но именно это вы и делаете чаще всего.

Автор неизвестен

realfaq.ru

Психологическая боль. Суть психологической боли

Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие — попытка силой удержать стабильность этих шаблонов — что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга. Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности — это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…

Человек живёт образами. Он создаёт некий набор образов с неким набором взаимосвязей между ними. Например, «Она меня любит — и мы будем вместе вечно!»,.. или «Мои друзья никогда меня не предадут!»,.. или «Я молод и здоров — и это норма на всю жизнь!», и т.д.

Эти взаимосвязи между образами (взаимодействия между ментальными установками) с течением времени становятся стабильными и прочными — словно корни мощного дерева, связанные с почвой. И человек не только привыкает к ним — но и отождествляет себя с ними как единое целое. Фактически, человек создаёт мощные и стабильные энергетические силовые линии, реально привязывающие его к энергии, моделирующей желанный для него образ.

И вдруг реальность меняется — и эти связи приходят в движение. А человек не готов к этому — он живёт в инерции своего отождествления с привычными образами-установками, он прирос к ним. Итог прост: при попытке удержать изменяющуюся реальность своей силой (энергией), человек ощущает всё возрастающее «психическое» (а на самом деле, энергетическое) напряжение — вплоть до такого, которое может свести его с ума или убить.

Иными словами, суть психологической боли — это удержание ускользающего комфорта. А парадокс заключается в том, что единственным способом, который решает эту проблему (если уж всё дошло до уровня проблемы) — это ОТПУСКАНИЕ ускользающего комфорта.

На примере этого мы ещё раз можем легко увидеть вред инерции: ведь попытка удержать то, что уходит — это стремление жить по инерции, не осознанно. И это приводит к неизбежному страданию.

Однако это не значит, что как только что-то в вашей жизни приходит в движение, его тут же надо бросать и забывать. Нет — такой механизм столь же груб и вульгарен, как и попытка удерживать динамичную реальность.

Наилучший алгоритм — это делать всё максимальное, чтобы выстраивать ситуацию как комфортную и стабильную — и, одновременно, ни в один миг не пытаться её присвоить и удерживать. Говоря языком даосов — надо удерживать не удерживая.

Такой алгоритм совмещает разорванные дискретности: он позволяет и работать над созданием стабильной ситуации — и не держаться за стабильность как за нечто, на что у тебя есть права.

Очень показательно в этом плане искусство рисовать водой на асфальте, которым занимаются некоторые мастера в Китае. Рисунок может быть очень красив — но уже через несколько секунд вода испаряется, и он исчезает. Уравновешенное принятие и красоты, которую создаёшь, и её ускользаемости — это и есть алгоритм, в котором психологическая боль попросту невозможна.

Подытожу: если вы действительно пытаетесь однобоко удержать ускользающую реальность — значит, вы тупой носорог, толкающий Эверест с криками «Нет, ты подвинешься! Я сказал!». В этой ситуации несколько странно пенять на улыбки Эвереста.

emosurf.com

Психологическая боль — Психология Дома Солнца

Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности — это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…

Человек живёт образами. Он создаёт некий набор образов с неким набором взаимосвязей между ними. Например, «Она меня любит — и мы будем вместе вечно!»,.. или «Мои друзья никогда меня не предадут!»,.. или «Я молод и здоров — и это норма на всю жизнь!», и т.д.

Эти взаимосвязи между образами (взаимодействия между ментальными установками) с течением времени становятся стабильными и прочными — словно корни мощного дерева, связанные с почвой. И человек не только привыкает к ним — но и отождествляет себя с ними как единое целое. Фактически, человек создаёт мощные и стабильные энергетические силовые линии, реально привязывающие его к энергии, моделирующей желанный для него образ.

И вдруг реальность меняется — и эти связи приходят в движение. А человек не готов к этому — он живёт в инерции своего отождествления с привычными образами-установками, он прирос к ним. Итог прост: при попытке удержать изменяющуюся реальность своей силой (энергией), человек ощущает всё возрастающее «психическое» (а на самом деле, энергетическое) напряжение — вплоть до такого, которое может свести его с ума или убить.

Иными словами, суть психологической боли — это удержание ускользающего комфорта. А парадокс заключается в том, что единственным способом, который решает эту проблему (если уж всё дошло до уровня проблемы) — это ОТПУСКАНИЕ ускользающего комфорта.

На примере этого мы ещё раз можем легко увидеть вред инерции: ведь попытка удержать то, что уходит — это стремление жить по инерции, не осознанно. И это приводит к неизбежному страданию.

Однако это не значит, что как только что-то в вашей жизни приходит в движение, его тут же надо бросать и забывать. Нет — такой механизм столь же груб и вульгарен, как и попытка удерживать динамичную реальность.

Наилучший алгоритм — это делать всё максимальное, чтобы выстраивать ситуацию как комфортную и стабильную — и, одновременно, ни в один миг не пытаться её присвоить и удерживать. Говоря языком даосов — надо удерживать не удерживая.

Такой алгоритм совмещает разорванные дискретности: он позволяет и работать над созданием стабильной ситуации — и не держаться за стабильность как за нечто, на что у тебя есть права.

Очень показательно в этом плане искусство рисовать водой на асфальте, которым занимаются некоторые мастера в Китае. Рисунок может быть очень красив — но уже через несколько секунд вода испаряется, и он исчезает. Уравновешенное принятие и красоты, которую создаёшь, и её ускользаемости — это и есть алгоритм, в котором психологическая боль попросту невозможна.

Подытожу: если вы действительно пытаетесь однобоко удержать ускользающую реальность — значит, вы тупой носорог, толкающий Эверест с криками «Нет, ты подвинешься! Я сказал!». В этой ситуации несколько странно пенять на улыбки Эвереста.

www.sunhome.ru

Психологическая боль. Суть психологической боли

Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие — попытка силой удержать стабильность этих шаблонов — что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга. Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности — это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…

Человек живёт образами. Он создаёт некий набор образов с неким набором взаимосвязей между ними. Например, «Она меня любит — и мы будем вместе вечно!»,.. или «Мои друзья никогда меня не предадут!»,.. или «Я молод и здоров — и это норма на всю жизнь!», и т.д.

Эти взаимосвязи между образами (взаимодействия между ментальными установками) с течением времени становятся стабильными и прочными — словно корни мощного дерева, связанные с почвой. И человек не только привыкает к ним — но и отождествляет себя с ними как единое целое. Фактически, человек создаёт мощные и стабильные энергетические силовые линии, реально привязывающие его к энергии, моделирующей желанный для него образ.

И вдруг реальность меняется — и эти связи приходят в движение. А человек не готов к этому — он живёт в инерции своего отождествления с привычными образами-установками, он прирос к ним. Итог прост: при попытке удержать изменяющуюся реальность своей силой (энергией), человек ощущает всё возрастающее «психическое» (а на самом деле, энергетическое) напряжение — вплоть до такого, которое может свести его с ума или убить.

Иными словами, суть психологической боли — это удержание ускользающего комфорта. А парадокс заключается в том, что единственным способом, который решает эту проблему (если уж всё дошло до уровня проблемы) — это ОТПУСКАНИЕ ускользающего комфорта.

На примере этого мы ещё раз можем легко увидеть вред инерции: ведь попытка удержать то, что уходит — это стремление жить по инерции, не осознанно. И это приводит к неизбежному страданию.

Однако это не значит, что как только что-то в вашей жизни приходит в движение, его тут же надо бросать и забывать. Нет — такой механизм столь же груб и вульгарен, как и попытка удерживать динамичную реальность.

Наилучший алгоритм — это делать всё максимальное, чтобы выстраивать ситуацию как комфортную и стабильную — и, одновременно, ни в один миг не пытаться её присвоить и удерживать. Говоря языком даосов — надо удерживать не удерживая.

Такой алгоритм совмещает разорванные дискретности: он позволяет и работать над созданием стабильной ситуации — и не держаться за стабильность как за нечто, на что у тебя есть права.

Очень показательно в этом плане искусство рисовать водой на асфальте, которым занимаются некоторые мастера в Китае. Рисунок может быть очень красив — но уже через несколько секунд вода испаряется, и он исчезает. Уравновешенное принятие и красоты, которую создаёшь, и её ускользаемости — это и есть алгоритм, в котором психологическая боль попросту невозможна.

Подытожу: если вы действительно пытаетесь однобоко удержать ускользающую реальность — значит, вы тупой носорог, толкающий Эверест с криками «Нет, ты подвинешься! Я сказал!». В этой ситуации несколько странно пенять на улыбки Эвереста.

emosurf.com

Психологическая боль. Суть психологической боли

Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие — попытка силой удержать стабильность этих шаблонов — что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга. Если рисовать картинку, то попытка удержать привычные психошаблоны на фоне изменений реальности — это всё равно, как попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него крюком.

Как всё происходит…

Человек живёт образами. Он создаёт некий набор образов с неким набором взаимосвязей между ними. Например, «Она меня любит — и мы будем вместе вечно!»,.. или «Мои друзья никогда меня не предадут!»,.. или «Я молод и здоров — и это норма на всю жизнь!», и т.д.

Эти взаимосвязи между образами (взаимодействия между ментальными установками) с течением времени становятся стабильными и прочными — словно корни мощного дерева, связанные с почвой. И человек не только привыкает к ним — но и отождествляет себя с ними как единое целое. Фактически, человек создаёт мощные и стабильные энергетические силовые линии, реально привязывающие его к энергии, моделирующей желанный для него образ.

И вдруг реальность меняется — и эти связи приходят в движение. А человек не готов к этому — он живёт в инерции своего отождествления с привычными образами-установками, он прирос к ним. Итог прост: при попытке удержать изменяющуюся реальность своей силой (энергией), человек ощущает всё возрастающее «психическое» (а на самом деле, энергетическое) напряжение — вплоть до такого, которое может свести его с ума или убить.

Иными словами, суть психологической боли — это удержание ускользающего комфорта. А парадокс заключается в том, что единственным способом, который решает эту проблему (если уж всё дошло до уровня проблемы) — это ОТПУСКАНИЕ ускользающего комфорта.

На примере этого мы ещё раз можем легко увидеть вред инерции: ведь попытка удержать то, что уходит — это стремление жить по инерции, не осознанно. И это приводит к неизбежному страданию.

Однако это не значит, что как только что-то в вашей жизни приходит в движение, его тут же надо бросать и забывать. Нет — такой механизм столь же груб и вульгарен, как и попытка удерживать динамичную реальность.

Наилучший алгоритм — это делать всё максимальное, чтобы выстраивать ситуацию как комфортную и стабильную — и, одновременно, ни в один миг не пытаться её присвоить и удерживать. Говоря языком даосов — надо удерживать не удерживая.

Такой алгоритм совмещает разорванные дискретности: он позволяет и работать над созданием стабильной ситуации — и не держаться за стабильность как за нечто, на что у тебя есть права.

Очень показательно в этом плане искусство рисовать водой на асфальте, которым занимаются некоторые мастера в Китае. Рисунок может быть очень красив — но уже через несколько секунд вода испаряется, и он исчезает. Уравновешенное принятие и красоты, которую создаёшь, и её ускользаемости — это и есть алгоритм, в котором психологическая боль попросту невозможна.

Подытожу: если вы действительно пытаетесь однобоко удержать ускользающую реальность — значит, вы тупой носорог, толкающий Эверест с криками «Нет, ты подвинешься! Я сказал!». В этой ситуации несколько странно пенять на улыбки Эвереста.

emosurf.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *