Психологическая деятельность – Деятельность — психология

Суть психологической деятельности и ее структура

Особенности деятельности в психологии

Деятельность представляет собой внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую, душевную) активность индивида. Таким образом, тема характеризуется двумя аспектами, из которых первый опосредует воздействие на внешний мир, с помощью чего происходит определение и регулирование второго аспекта.

Замечание 1

Психология деятельность рассматривает в качестве сложной и многоплановой категории, которая включает большое число признаков взаимодействия человека и мира. Формирование психики и сознания человека осуществляется в процессе деятельности.

Значительный вклад в отношении исследования закономерностей деятельности был внесен психологами А. Н. Леонтьевым, Л. С. Выготским. С позиции А. Н. Леонтьева, деятельность является реальной связью субъекта с объектом, в нее непосредственно включена психика.

Деятельность формирует, развивает, проявляет всю систему психических явлений, включая процессы, состояния и свойства личности.

Сегодня категория «деятельность» приобретает статус одного из важнейших понятий в социальных науках. В литературе конца прошлого века осуществлялись ее глубокие теоретические исследования (А. Н. Леонтьев, М. С. Каган, В. П. Фофанов и др.).

Психологическая деятельность состоит из сложных и простых действий. Простые действия включают 3 структурных элемента: цель; исполнение; оценка результата. Сложные действия включают несколько простых, выполняющих функцию операций. Внешнее проявление деятельности человека определяется в качестве поведения.

Понятие поведения, поступка и мотивов деятельности

Поведение представлено внешним проявлением деятельности индивида, элементом которого может являться поступок. Содержание поступков определяет нравственное воспитание. Преступление представляет собой общественно опасное, уголовно наказуемое, виновное поведение, которое осуществляется под контролем воли и сознания.

В соответствии со своим содержанием поступок человека может быть быть благородным и не достойным, положительным и отрицательным. Выполнив определенное действие, индивид способен подвести итоги, оценивая достигнутое. В случае, если цель не была реализована, он вскрывает причины неудачи.

В состав общей динамической структуры деятельности входит цель, мотив, способ и результат.

Регуляция активно

zaochnik.com

психическая деятельность — это… Что такое психическая деятельность?


психическая деятельность
психи́ческая де́ятельность

человека, все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания. Психическая деятельность чрезвычайно разнообразна по содержанию. Наиболее простой её вид – стереотипная деятельность, осуществляемая на уровне условных рефлексов. вырабатываемых на привычные, повторяющиеся в определённой последовательности раздражители (привычки человека, простые трудовые навыки). Самый сложный вид психической –деятельности – творчество (отличается неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью). В результате творческой деятельности создаётся качественно новый продукт (произведение искусства, изобретение и т.п.).

В основе психической деятельности лежит механизм удовлетворения потребностей разных уровней (физиологических, психологических, социальных, духовных) через самореализацию личности.
Психическая деятельность совершенствуется и усложняется благодаря процессу познания. В результате познания человек овладевает знаниями об окружающем мире и о себе, умением применять полученные знания в своей деятельности, особенно трудовой, и более эффективно приспосабливается к изменениям внешней среды.
Процесс психической деятельности включает 5 этапов: 1) получение информации и её оценка; 2) выбор цели, которую следует достичь в результате деятельности; 3) планирование деятельности, т.е. выбор средств и методов, с помощью которых возможно достижение цели; 4) собственно деятельность с использованием избранных средств и методов; 5) оценка полученных результатов (степени достижения цели). Если результаты деятельности не дают удовлетворения, человек подвергает ревизии (пересмотру) все её этапы с точки зрения объёма полученной информации, адекватности её оценки, правильного выбора цели и т.п.
Через процессы познания и собственный опыт (метод проб и ошибок) психическая деятельность становится более эффективной, зрелой. Человек обретает способность делать оптимальный вывод из множества вариантов, адекватно оценивать ситуацию, контролировать эмоции, нести ответственность за свои поступки. Психиче–скую деятельность человека изучает психология.

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)

.

  • псилофиты
  • психология

Смотреть что такое «психическая деятельность» в других словарях:

  • ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность умствен. и нравственная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • психическая деятельность — см. Психика …   Большой медицинский словарь

  • психическая деятельность животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психическая деятельность животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Психическая деятельность животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… …   Словарь по педагогической психологии

  • Психическая деятельность животных — совокупность всех проявлений поведения и высшей нервной деятельности, выступающая и как результат, и как источник активности животных. Считается, что П. д. ж. жестко определяется наследственностью и экологическими особенностями вида. Реализуется… …   Словарь дрессировщика

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность психическая — психологический анализ позволяет классифицировать ее с позиции функций, выполняемых в ходе взаимодействия человека с миром и другими людьми. Здесь можно говорить о функциях ориентировочной, исполнительской и функции сличения и контроля. Именно… …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность психическая у животных —      целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность психическая: детерминация

    — согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины физиологические или психические. Классическая формула психоанализа: в психическом вообще нет произвола. Словарь… …   Большая психологическая энциклопедия


dic.academic.ru

Деятельность | Мир Психологии

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность (англ. activity; нем. Tätigkeit) — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской Д. (см.

Ориентировочная деятельность), заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи (см. Психика, развитие психики).

В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д. становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном узкоприспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений (см. Инстинкты животных).

Основным видом человеческой Деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.

Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к Д.; цели — образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства (см. Медиатор), с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.

Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления. Вместе с тем проведенные исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (см. Умственные действия).

В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства деятельности человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение — в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). См. также Деятельность (как методологическая проблема психологии), Деятельностный подход в психологии, Психология.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии.

Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и Д., принцип единства строения внешней и внутренней Д., принцип интериоризации — экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре Д. и др.) и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной Д., о деятельностном опосредствовании межличностных отношений и т.д.

Основными характеристиками Д. являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д., благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в обусловленности Д. животных свойствами объектов, ключевыми раздражителями, выделившимися в ходе эволюции вида и служащими удовлетворению тех или иных биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах (см. Нормы социальные). Субъектность Д. находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность Д.; в личностном смысле («значение для меня»), придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям. При анализе Д. выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический.

В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная Д., а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной Д. в индивидуальную Д. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания Д. во внутреннюю Д. В основе структурно-функционального рассмотрения Д. лежит принцип анализа «по единицам» (Л.С. Выготский), при к-ром та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами Д. подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре Д. изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции Д. (произвольный, непроизвольный).

При рассмотрении Д. в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.: надситуативная активность (см. Активность надситуативная), определяющая саморазвитие Д. и возникновение ее новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной Д. в постоянно изменяющейся действительности. Реализация Д. осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле «физиологии активности» Н.А. Бернштейна (см. Уровня построения движений концепция), теории «функциональных систем» П.К. Анохина (см. Акцептор результатов действия) и представлений о системной организации высших корковых функций А.Р. Лурия (см. Высшие психические функции).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Деятельность

  1. Родовой термин, применимый как синоним для обозначения действия, движения, поведения, мыслительного процесса, физиологических функций и т.д. Из-за большой обобщенности «деятельность» обычно употребляется вместе с определяющим прилагательным, например, целенаправленная деятельность, спонтанная деятельность, деятельность, направленная на решение задач, и т.д.
  2.  Одна из трех гипотетических универсалий семантического пространства в теории значения слов Ч. Осгуда. См. семантический дифференциал.

предметная область термина

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ — поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, где должно выполняться действие предметное; совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Следует различать рефлекс ориентировочный — настройку анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности; и деятельность ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую). Основные и самые общие задачами деятельности ориентировочной таковы:

  1. анализ ситуации проблемной;
  2. установление актуальных значений элементов ситуации и отношений между этими элементами;
  3. построение плана действия, а при выполнении — контроль и коррекция действия. Необходимое условие осуществления деятельности ориентировочной — наличие различных форм отражения психического, обеспечивающих реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях.

Существенное отличие деятельности ориентировочной человека и животных — в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ (Dreamwork) — процесс искажения, отбора, перестановки, замещения, преобразования и других видоизменений исходного желания, чтобы привести его к состоянию, приемлемому для эго, даже если само исходное желание для него неприемлемо.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий, требований и методов деятельности: свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений, ответственность за принимаемые решения, достижение коммерческого успеха, получение прибыли. В основе предпринимательской деятельности лежит спрос на производимую продукцию или оказываемые услуги со стороны потребителя (клиента), поэтому предприниматель заинтересован в высоком качестве продукции и сервиса, предлагаемых клиенту, что позволяет увеличить спрос на них и принести наибольшую прибыль.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭМБРИОНА — это поведение и психика в процессе их становления на начальном этапе (стадии) существования особи. Психика, как и эмбрион, который является лишь формирующимся организмом, существует на предна-галькой стадии развития лиш» в зачаточной форме и выступает как основа преадаптивного поведения.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Деятельность в психологии

Понятие деятельности в психологии подразумевает под собой многоуровневое взаимодействие человека с внешним миром, направленное на удовлетворение своих нужд. В процессе этого взаимодействия у субъекта складываются определенные взаимоотношения с окружающей его средой и другими членами общества, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на характер и форму этой деятельности.

Мы все влияем друг на друга

В процессе своего становления, каждая отдельно взятая личность реализует себя во всех трех основных видах деятельности: игре, учебе и труде, причем немаловажную роль в этом играет общение, как основной элемент, характеризующий степень способности индивида комфортно сосуществовать со своим окружением. В целом же, общение и деятельность в психологии всегда рассматривались как основные компоненты, влияющие на текущее психологическое состояние человека. В зависимости от них у субъекта наблюдается определенная позитивная или негативная отражательная реакция на различные раздражители, идущие из внешнего мира, которая, в свою очередь, оказывает воздействие на деятельность других членов социума, а значит, и на развитие всего общества в целом.

А что в теории?

Теория деятельности в психологии всегда основывалась на связке потребность — мотив – цель, как на базовом элементе взаимодействия субъекта с обществом. Как известно, в разных возрастных категория каждая из перечисленных составляющих в вышеупомянутой «троице» имеет отличия от первоначальной, заложенной еще в детстве, хотя основное направление четко прослеживается на протяжении всей жизни индивида. В частности, потребность удовлетворять физические нужды, в виде еды и сна. По мере взросления, к ним добавляется потребность в самореализации, доминировании, продолжении рода и обеспечении комфортного существования. В соответствии с этим изменяются как мотивы, так и поставленные перед собой цели.

Вся эта цепочка хорошо прослеживается во всех основных видах деятельности, психология которых связывает воедино их взаимопроникающие и взаимодополняющие структурные формы. Ребенок играет, чтобы научиться жить в соответствии с установленными обществом правилами поведения и учеба становится частью игры. Подросток или студент учится для того, чтобы приобрести знания, необходимые для его дальнейшей трудовой деятельности, причем, сам труд является неотъемлемой частью, как игры, так и учебы, так как не приложив определенных усилий, невозможно достичь эффективных результатов ни в одной из перечисленных областей активности субъекта. Таким образом, круг замыкается и мы получаем в итоге единую, многоуровневую систему деятельности человека.

Вклад вносит каждый

Аспект личности и ее деятельности, в психологии всегда шел в связке с морально-этическими и нравственными нормами, присущими отдельно взятому индивиду и степенью их соблюдения. Без учета этого фактора, а также без изучения корневых поведенческих предпосылок, невозможно дать адекватную оценку текущему психологическому состоянию субъекта, а также четко определить характеристики его личности. К примеру, система Мотив – Цель будет иметь различные подуровни у представителей разных культур, религий и традиций, хотя основные ее составляющие едины для всех живущих на планете людей.

Человеческая психология и деятельность индивида, как члена социума имеют огромную важность в процессе эволюции всего общества и каждый из нас последствиями своего поведения (положительными или негативными) вносит в его развитие свой уникальный вклад. И в какую сторону развернется вектор дальнейшего устройства социума, а также установление основных правил, которые придется соблюдать всем его членам, в определенной степени зависит от каждого ныне живущего человека.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *