Психологическая профилактика это в психологии – — —

Содержание

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика

Определение 1

Психологическая профилактика – это деятельность детского психолога, которая направлена на сохранение, укрепление, развитие психологического здоровья ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Этот вид деятельности практического психолога разработан ещё мало, несмотря на то, что все ученые и практики признают важность этой работы.

Психологическая профилактика имеет свои задачи, где выделяются три уровня:

  • первичная профилактика необходима в работе с детьми с различными незначительными расстройствами – эмоциональными, поведенческими, учебными, а в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы. Первичная профилактика проводится школьными психологами;
  • вторичная профилактика, направлена на «группу риска» – это дети с начавшимися проблемами. Задача этой профилактики заключается в преодолении появившихся трудностей, когда дети ещё управляемы. Работа проводится с детьми, имеющими проблемы, включая консультацию с родителями и учителями;
  • третичная профилактика касается детей с ярко выраженными поведенческими или учебными проблемами. Основная задача этого уровня состоит в коррекции или преодолении психологических трудностей. Работа психолога проходит с отдельными учащимися.

В школах Америки, например, действия психолога от 1 к 3-ему уровню менее активны в отношении планирования. Задача американских психологов в школах заключается в том, чтобы обеспечить 2-й и, особенно, 3-й уровень.

Это говорит о том, что основная работа психологов направлена на учащихся, которые испытывают трудности. Остальные учащиеся проходят традиционное тестирование.

Психологическая профилактика предполагает большую ответственность в детском учреждении за соблюдением психологических условий, которые необходимы для формирования личности ребенка и его полноценного психологического развития. Предполагается также своевременное выявление тех особенностей ребенка, которые могут привести к различным отклонениям, а с переходом детей на следующую возрастную ступень предупредить возможные осложнения.

Психологическая профилактика необходима в тех случаях, когда требуется предупредить возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии ребенка. Психолог может проводить психопрофилактическую работу с отдельными детьми, группами детей, целыми классами, возрастными параллелями. Также такая работа должна проводиться со всеми взрослыми, кто связан с детьми – учителями, родителями, воспитателями, влияющими на мироощущение и развитие ребенка.

Замечание 1

Сложность этой работы заключается в том, что педагогический коллектив не всегда понимает важность психологической профилактики.

Психологическая служба школы не должна основываться на решении сиюминутных проблем, её задача заключается в прогнозировании этих проблем и их предупреждение.

Говоря другими словами, психолог начинает проводить психологическую профилактику до возникновения сложностей работы с ребенком или классом. Инициатива психологической профилактики полностью исходит от самого психолога, потому что в этом вопросе он является хозяином положения.

Содержание психологической профилактики

Важно помнить, что психолог разрабатывает развивающие программы для детей разного возраста, учитывая при этом задачи каждого этапа.

Чтобы определить свои интересы, способности и склонности детям надо предоставить возможность попробовать себя в разных областях знаний и практической деятельности.

Личность формируют два основных фактора – это семья и школа. В общении ребенка с родителями возникает первоначальная направленность интересов.

Специалисты говорят сегодня о самом трудноуловимом факторе – это эпоха, в которой развивается человек, а школа и семья являются частью этой эпохи. Формы интеллектуальной жизни, особенности культуры этого времени, несут все предпочтения и неограниченные возможности воздействия на человека на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего возраста.

К какой сфере предпочтений человек прикоснется, зависит от его индивидуальной судьбы. Поэтому очень важно дать каждому ребенку почувствовать на себе воздействие данного времени, его культуру, а для этого необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого. Это должно лежать в основе развивающих программ.

Та программа, которую разрабатывает психолог, значительно шире учебной программы. Психологу приходится анализировать всё, что окружает детей, анализировать игру, учебный процесс, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, спортивные секции, кружки – психолог должен знать, насколько это способствует личностному развитию ребенка, его психическому комфорту.

Психическое развитие и формирование личности ребенка должно проходить в нормальных психологических условиях, за соблюдением которых в детском саду и школе следит психолог.

Многочасовое пребывание в школьном коллективе, напряженность и неуверенность некоторых детей в своих знаниях, способствует большой психологической перегрузке, работу, по предупреждению которой ведет психолог.

Психологическими причинами учебных перегрузок могут быть недостаточно сформированные интеллектуальные учебные умения и навыки, отрицательная учебная мотивация, не развитая познавательная активность.

Данные нежелательные явления можно предупредить с самого начала школьного обучения при соблюдении определенных психологических условий.

По мнению В. Л. Сухомлинского, школа не выполняет своей задачи, если нормальный ребенок не достиг успехов ни в одном предмете, а нормальное психологическое развитие предполагает, что у каждого ученика есть свой любимый предмет.

Замечание 2

Специалисты предлагают оценивать работу классного руководителя по формированию и развитию способностей и интересов каждого ученика, а помощь в этом развитии должен оказать психолог.

Медико-психолого-педагогический консилиум

На вооружении практического психолога есть один перспективный метод работы – это психолого-педагогический консилиум, в котором задача психолога заключается в оказании помощи учителю, подойти к оценке интеллектуального развития ребенка с разных сторон.

Главным в этой работе является обеспечение подхода к ребенку с оптимизмом относительно дальнейших перспектив его развития, и наметить реальную программу работы.

Педконсилиум помогает избежать в оценке детских возможностей субъективизма, объективно понять их и нацелиться на устранение выявленных проблем и недостатков. Очень сложной проблемой является преодоление учительской предвзятости в отношении ребенка, когда складывается однозначное мнение, а изменить его непросто. Поэтому от педконсилиума ребенок не ждет ничего хорошего.

Такой консилиум должен готовиться самым тщательным образом, а в ходе подготовки к нему психолог планирует решение нескольких задач. Одна из них заключается в том, чтобы показать педагогам этого ребенка с разных сторон, акцентируя внимание на сильных и положительных его сторонах. В работе с такими детьми внимание должно быть сосредоточено на том, что сегодня с ними происходит, на их стремлении добиться успеха.

Решая вторую, не менее важную задачу, психолог должен пробиться сквозь стену учительской установки в отношении данного ребенка, это трудно, поэтому решать её надо постепенно, задолго до консилиума.

Загруженность учителя, недостаточная профессиональная квалификация создают условия для формирования однозначной оценки ученика, поэтому отношение к ребенку будет соответствовать этой оценке.

Ребенок не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, поэтому психолог снимает с ребенка всякую оценку. Взрослые должны поддержать, помочь ребенку что-то исправить или наверстать упущенное. Часто учителю не хочется усложнять свою собственную жизнь, и сформированная установка на ребенка остается неизменной. Психологу важно помочь учителю «переступить» через самого себя.

Третья задача психолога при проведении консилиума заключается в выработке коллективного понимания всеми педагогами сути личностной проблемы ребенка.

Замечание 3

Если педагогический консилиум будет хорошо подготовлен и грамотно построен, то он может оказать большую помощь в развитии не только детей, но и всего педагогического коллектива.

spravochnick.ru

Психологическая профилактика - это... Что такое Психологическая профилактика?


Психологическая профилактика
- создание психолого-педагогическими методами условий для нормального процесса социальной адаптации военнослужащих, невозможности развития неадекватного поведения, предупреждения развития невротических состояний у военнослужащих, повышения их психологической устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов, повышения социально-психологических показателей воинского коллектива.

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск. Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.

  • Психологическая реабилитация
  • Психологическая служба вооруженных сил

Смотреть что такое "Психологическая профилактика" в других словарях:

  • Психологическая профилактика — деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая профилактика — Содержание ее предполагает использование психологических знаний в работе с учащимися для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта учащихся, особенно тех, кто входит в группы психологического… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая профилактика трудовая

    — психологическая профилактика содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально психологических конфликтов, включая выработку… …   Официальная терминология

  • Социально-психологическая профилактика дезадаптации воспитанников образовательных учреждений — 2. Социально психологическая профилактика система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ …   Официальная терминология

  • профилактика психологическая —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ — система мер медицинского (санитарно эпидемиологического, санитарно гигиенического, лечебно профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.         Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70 х гг. В этот… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологическая напряженность труда сотрудников ОВД — Под напряженностью труда в психологии понимают эргономические условия и характер труда (профессиографические критерии), которые, действуя на человека, вызывают напряжение функциональных систем психики и организма. Попытки классифицировать труд по …   Энциклопедия современной юридической психологии


millitary_psychology.academic.ru

это... Определение, цели и задачи, методы проведения

Публикация посвящена такому важному разделу психологии и медицины, как психопрофилактика. Это важная часть знаний практикующего специалиста, который занимается сохранностью нервно-психического здоровья человека.

Что такое психопрофилактика?

Сначала стоит дать определение термина. Психопрофилактика – это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.

То есть психопрофилактическая деятельность направлена на формирование общей психологической культуры, создание условий для развития и своевременное предотвращение возникновения нарушений в становлении личности. Такая работа может проводиться с детьми, родителями, заменяющими их лицами, педагогами, сотрудниками компании и так далее.

Цели и задачи

Цель психопрофилактики – это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии.

К задачам можно отнести следующие.

  • Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики.
  • Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм.
  • Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы.

В широком понимании психопрофилактика детей и взрослых предполагает проведение психологических мероприятий, которые укрепляют, улучшают и сохраняют психическое здоровье и самочувствие; предотвращают возникновение фобий, невротических расстройств; противодействуют эмоциональному выгоранию, стрессовому воздействию; решают проблемы психической организации на личностном, поведенческом и экзистенциальном уровнях.

Методы психопрофилактики

Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов:

  • Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний.
  • Медицинское обследование психического состояния разных групп населения – учащихся, военнослужащих и так далее.
  • Санитарно-просветительская работа.
  • Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ.
  • Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров).

Как показывает опыт специалистов, психопрофилактика и психотерапия неразрывно связаны друг с другом. Важно корректировать межличностные отношения, чтобы устранить эмоциональные и поведенческие нарушения. Для этого используются различные методы семейной психотерапии.

Сферы профилактики

Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности:

  • Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных). Как правило, эти виды работ проводятся образовательных учреждениях с детьми начиная с раннего возраста. Но это может быть актуально и для взрослых людей, которые утратили эти способности из-за травмы или тяжелой болезни. Работа с такими пациентами осуществляется в медицинских и прочих лечебных учреждениях.
  • Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики.
  • Психологическая реабилитация. Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер- или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека.

Формы психопрофилактического воздействия

Существуют различные виды психопрофилактики:

1. Информирование. Это самое распространенное направление работы. Оно может осуществляться в виде бесед, лекций, просмотра фильмов, видеороликов и распространения узкой литературы. Смысл подхода – это воздействие на когнитивные процессы для повышения способности личности принимать конструктивные решения. Обычно используется информация, которая подтверждена статистическими данными. Также она может иметь запугивающий характер. Например, упоминаются негативные последствия потребления наркотиков, описывается личностная деградация и драматические судьбы девиантов.

2. Организация социального окружения. Эта форма предполагает воздействие на среду. Может быть направлена такая психопрофилактика на педагогов, класс, школу, социальную группу, семью, конкретную личность. Иногда объектом влияния становится целое общество. Чаще всего для формирования общего негативного мнения по поводу девиантного поведения. Для реализации этой формы профилактики может создаваться социальная реклама (например, для выработки установок на трезвость и здоровый образ жизни). Здесь особое значение имеет участие средств массовой информации.

3. Формирование желания вести здоровый образ жизни. При такой форме работы создается представление о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим организмом и окружающим миром. Также человек учится противодействовать неблагоприятным факторам и достигать состояния, оптимального для конкретной ситуации.

4. Стимуляция личностных ресурсов. Предполагает творческое самовыражение, занятие спортом, участие в группах психологического роста. В свою очередь, это обеспечивает активность человека, его здоровье и устойчивость к влиянию негативных внешних факторов. Особенно важной эта форма работы является для обеспечения психопрофилактики детей.

5. Минимализация и устранение негативных последствий деструктивного поведения. Обычно эта форма работы применяется в тех случаях, когда отклоняющиеся от нормы действия уже закрепились в сознании личности. Основной целью является предупреждение рецидивов и их нежелательных последствий.

6. Активное обучение важным социальным навыкам. Обычно оно реализуется через групповые тренинги. Наиболее распространены следующие их типы:

  • Тренинг выработки жизненных навыков. Под ними принято понимать самые важные социальные умения. В первую очередь это умение общаться, выстраивать дружеские связи и разрешать конфликты. Не менее значимыми являются навыки уверенного поведения, самоконтроля, изменения себя в зависимости от ситуации. Также сюда можно отнести способность принимать ответственность, отстаивать свои интересы.
  • Тренинг ассертивности. Он основан на идее, что девиантное поведение напрямую связано с эмоциональными нарушениями. Поэтому на занятии психолог учит эффективно справляться со стрессом, понимать свои чувства и выражать их допустимым образом. Также в процессе тренинга повышается самооценка, стимулируется стремление к самоопределению и развитию позитивных ценностей.
  • Тренинг резистентности. Это психопрофилактика негативного социального влияния. В ходе занятия формируются позитивные установки и вырабатывается сопротивляемость деструктивным факторам.

По способу организации психопрофилактической деятельности можно выделить индивидуальную, групповую и семейную форму работы.

Принципы

Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Адресность. Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики.
  2. Комплексность. Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства.
  3. Позитивность информации.
  4. Сведение негативных последствий к минимуму.
  5. Направленность результата на будущее.
  6. Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников.

Этапы

Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на:

  • первичную;
  • вторичную;
  • третичную.

Далее будет более подробно рассмотрен каждый из уровней.

Первичная профилактика

Это комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения расстройств психики. Они распространяются как на сами психические заболевания, так и на нарушения, связанные с органическими отклонениями головного мозга. Первичная психопрофилактика предполагает изучение устойчивости психики к влиянию вредных агентов среды, выявление возможных путей улучшения этой выносливости и предотвращение психогенных заболеваний.

Мероприятия этого уровня тесно взаимосвязаны с общей профилактикой. Поэтому в них должны участвовать специалисты разных областей (психологи, врачи, физиологи, социологи и гигиенисты). При этом особая роль отводится психотерапевтам и клиническим психологам, которые способны не только выявлять нервно-психические заболевания на ранних этапах, но и разрабатывать и внедрять специальные мероприятия.

В некотором смысле первичная профилактика – это диспансеризация здоровых людей, поскольку нервно-психические расстройства могут возникнуть из-за нескольких причин:

  1. Неблагоприятных социально-психологических условий развития и существования. Неправильного воспитания в детстве, микросоциальных конфликтов, информационных перегрузок и т. п.
  2. Факторов биологического характера. Неблагоприятной наследственности, травм мозга, соматических заболеваний, интоксикаций, вредного воздействия на этапе внутриутробного развития.

Можно выделить несколько видов первичной психологической профилактики:

  1. Воспитание у населения психологической грамотности.
  2. Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им.
  3. Коррекция деструктивных межличностных отношений.
  4. Обучение приемам саморегуляции.
  5. Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек.

Вторичная психопрофилактика

Вторичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. В том числе могут возникнуть расстройства, опасные для жизни и здоровья не только самого больного, но и окружающих.

Вторичная психопрофилактика предполагает максимально раннее определение начальных стадий нервно-психических отклонений и их своевременное активное лечение. То есть проводится контроль за утяжелением или повторным появлением негативных последствий уже протекающего заболевания. Если лечение будет несвоевременным или некачественным, то заболевание может принять затяжной

На исход психических заболеваний сильно влияют активные методы лечения, передовые фармакологические препараты. Они заметно повышают число случаев выздоровления и выписки пациентов из психиатрических больниц. Но следует иметь в виду, что вторичная психопрофилактика поведения предполагает не только работу с биологической составляющей нарушения. Она также требует использования социотерапии и психотерапии. Наиболее эффективным методом для данного уровня психологической профилактики считается диспансерное наблюдение. Оно включает в себя раннее выявление признаков отклонения, динамический осмотр, направленное лечение и реабилитацию.

Третичная психопрофилактика

Третичная психопрофилактика - это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности.

То есть на этом уровне психопрофилактики психологи и другие специалисты занимаются предупреждением инвалидности при наличии нервно-психического расстройства. Важно предотвратить возникновение рецидивов и восстановить трудоспособность человека.

В лечении большое значение имеет грамотный подбор медицинских препаратов и педагогическая коррекция. Так, при аффективных расстройствах (например, при маниакально-депрессивном психозе) упор делается на использование солей лития. Для профилактики неврозов в основном назначается психотерапия и прочие формы работы.

При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия:

  • Поиск путей для самоактуализации. Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития.
  • Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии.
  • Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.

Психопрофилактика и психогигиена – одно и то же?

Что такое психопрофилактика, уже было рассмотрено. Теперь необходимо познакомиться с понятием психологической гигиены. Это наука о поддержании и сохранении нервно-психического здоровья личности. Психогигиена выполняет ряд важных задач. Она создает научно обоснованные психогигиенические нормативы и рекомендации. Передает эти знания и обучает необходимым навыкам педагогов, медицинских работников, родителей и прочие группы. Также в задачи входит санитарно-просветительская работа, которая ведется среди широкого круга населения.

Некоторые специалисты считают, что между психогигиеной и психопрофилактикой можно поставить знак тождества. Такое мнение небезосновательно.

Например, немецкий ученый К. Гехт, рассказывая в своей книге о психогигиене, дает свое определение этой науке. Он писал, что под психологической гигиеной можно понимать профилактическую охрану нервно-психического здоровья человека. Для этого, по его мнению, нужно создавать оптимальные условия для полноценного развития личности и функционирования мозга. Не менее важно повышать сопротивляемость психики вредоносным факторам окружающей среды. Также необходимо устанавливать многосторонние межличностные отношения, улучшать условия жизни и труда.

Советский психолог К. К. Платонов считал, что психогигиена – это наука, которая лежит на пересечении гигиены и медицинской психологии. Она направлена на оздоровление среды и улучшение условий жизни.

По мнению Л. Л. Рохлина, необходимо разграничивать понятия психопрофилактики и психологической гигиены. Они лишь тесно взаимосвязаны друг с другом. Ведь укрепить и сохранить психическое здоровье невозможно без предотвращения болезней. Ученый говорил об условном разграничении этих двух отраслей. Он полагал, что главная цель психогигиены – это укрепление, улучшение и сохранение здоровья путем формирования надлежащей общественной и природной среды, соответствующего образа жизни и режима. В то время как психопрофилактика направлена на предупреждение психических отклонений.

Итак, публикация рассказала об основах психопрофилактики, ее целях, задачах, принципах, формах, методах и уровнях. Можно подвести некий итог. Психопрофилактика представляет собой отрасль общей профилактики здоровья, которая связана с рядом общественных и медицинских наук. Это направление науки полезно для всех, в том числе для людей без психических отклонений. Ведь, как известно, заболевание проще предупредить, чем лечить его. Если же отклонение запущено, то психопрофилактика тоже способна помочь найти подходящее решение по стабилизации состояния.

fb.ru

Психопрофилактика | PSYERA

Психопрофилактика — это система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.

В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т.д.).

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить военные годы).

Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.

Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Под психической профилактикой (первичной) принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.

Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям. К ним относятся: правильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.

Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику — изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания. Вторичная профилактика включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применения адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.

Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.

Все разделы психопрофилактики особенно тесно связаны в тех случаях профилактики психических заболеваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.

Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств.
 
В.А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.

По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть — массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т.д.

psyera.ru

профилактика психологическая - это... Что такое профилактика психологическая?


профилактика психологическая

     (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) — методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании — это:

   1) в узком значении — совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам;

   2) в широком значении — методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при коем сводится к минимуму возможность появления тяги к алкоголю и наркотикам. Различаются:

   1) профилактика первичная — научно обоснованные психологические приемы антинаркотического воспитания;

   2) профилактика вторичная — методы психологической помощи лицам, злоупотребляющим одурманивающими веществами;

   3) профилактика третичная — организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании. Профилактика первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин алкоголизма и наркомании задолго до того, как они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок — младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна направляться на демифологизацию алкоголя и наркотиков как символов престижа, разрыв ассоциации потребления алкоголя с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В антинаркотической пропаганде для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и возможных последствиях употребления, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю жизни, включающему потребление алкоголя и наркотиков. На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные — направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для коей алкоголь и наркотики не являются ценностями. Кроме того, выявлена недостаточность сугубо вербальных методов помощи психологической и эффективность деятельностно опосредованных методов воздействия: ролевые игры и дискуссии, формирование внешкольной воспитывающей деятельности, создание клубов по интересам и пр. Профилактика вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики. Сюда входят: 1) ранняя диагностика; 2) раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами наркотизации; 3) предложение широкой помощи психологической — беседа клиническая, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками и наркоманами, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего, и пр. Профилактика третичная касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма и наркомании. Этой цели служит образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация консультаций психологических для выздоравливающих, и пр.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании
  • amok

Смотреть что такое "профилактика психологическая" в других словарях:

  • алкоголизм и наркомания: профилактика психологическая — (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это: 1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ — система мер медицинского (санитарно эпидемиологического, санитарно гигиенического, лечебно профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Психологическая профилактика трудовая — психологическая профилактика содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально психологических конфликтов, включая выработку… …   Официальная терминология

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.         Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70 х гг. В этот… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологическая напряженность труда сотрудников ОВД — Под напряженностью труда в психологии понимают эргономические условия и характер труда (профессиографические критерии), которые, действуя на человека, вызывают напряжение функциональных систем психики и организма. Попытки классифицировать труд по …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Психологическая помощь семье — – важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Психологическая профилактика — деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологическая профилактика — создание психолого педагогическими методами условий для нормального процесса социальной адаптации военнослужащих, невозможности развития неадекватного поведения, предупреждения развития невротических состояний у военнослужащих, повышения их… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения


psychology.academic.ru

Психологическая профилактика - это... Что такое Психологическая профилактика?


Психологическая профилактика
— деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
  • Психологическая служба образования

Смотреть что такое "Психологическая профилактика" в других словарях:

  • Психологическая профилактика — создание психолого педагогическими методами условий для нормального процесса социальной адаптации военнослужащих, невозможности развития неадекватного поведения, предупреждения развития невротических состояний у военнослужащих, повышения их… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Психологическая профилактика — Содержание ее предполагает использование психологических знаний в работе с учащимися для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта учащихся, особенно тех, кто входит в группы психологического… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • психологическая профилактика алкоголизма и наркомании —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическая профилактика трудовая — психологическая профилактика содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально психологических конфликтов, включая выработку… …   Официальная терминология

  • Социально-психологическая профилактика дезадаптации воспитанников образовательных учреждений — 2. Социально психологическая профилактика система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ …   Официальная терминология

  • профилактика психологическая —      (психологическая профилактика алкоголизма и наркомании) методы психологические профилактики алкоголизма и наркомании это:    1) в узком значении совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ — система мер медицинского (санитарно эпидемиологического, санитарно гигиенического, лечебно профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Психологическая антропология — П Психологическая антропология (этнопсихология) направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — Направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.         Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70 х гг. В этот… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Психологическая напряженность труда сотрудников ОВД — Под напряженностью труда в психологии понимают эргономические условия и характер труда (профессиографические критерии), которые, действуя на человека, вызывают напряжение функциональных систем психики и организма. Попытки классифицировать труд по …   Энциклопедия современной юридической психологии


psychology_pedagogy.academic.ru

методы, применение, влияние на сознание

Психопрофилактика представляет собой совокупность различных мероприятий, направленных на обследование и доскональное изучение тех причин, которые повлекли возникновение определенных девиаций в поведении и отклонений. Также данная область отвечает за своевременное выявление и устранение таких последствий. Психологическая профилактика является общим направлением практической деятельности и разделом обучающих программ в медицинской и практической психологии.

Официальное определение

Подобная отрасль занимает важное место в отечественной врачебной практике. В частности, российское здравоохранение на сегодняшний день активно выделяет именно профилактическое направление, будь оно связано с терапией, хирургией, инфекционными болезнями или психологией. В последнем случае доктора принимают превентивные меры в вопросах выявления различного рода расстройств. В рамках дисциплины достаточно широко изучается динамика нервно-психических состояний человека в привычных для него условиях — в бытовой обстановке и во время осуществления им трудовой деятельности.

По сути, данное направление является одним из общих разделов профилактики. Социально-психологические методы, которые используются при изучении и постановке диагноза, довольно разнообразны и могут включать в себя также и некоторые физиологические способы воздействия на пациента. Кроме того, в рамках дисциплины проверяется влияние на индивида различных вредных факторов на производстве, будь то вибрация, интоксикация, регулярное трудовое перенапряжение или же конкретный характер деятельности.

Используемые методы

Специалисты проводят работу с помощью нескольких отработанных схем. Всего можно выделить пять распространенных методов психологической профилактики, используемых на текущий момент:

  1. Первичная и ранняя диагностика. Проверяется наличие ряда заболеваний и психических отклонений. Проводится как у детей, так и у взрослых.
  2. Процедура обследования отдельно взятой категории граждан. Например, военные, учащиеся или сотрудники определенных производств.
  3. Организация специализированной медицинской помощи. Учитываются данные из диспансеров, дневных или ночных стационарных учреждений, а также санаториев психоневрологического направления.
  4. Сбор сведений при первичном осмотре. Составление подробного анамнеза, выявление психических отклонений, девиантного поведения, а также подробный анализ полученной клинической картины.
  5. Осуществление санитарно-просветительской деятельности.

Психологическая профилактика весьма тесно связана с психотерапией, а потому предписывает в первую очередь воздействие на пациента с целью устранения у него каких-либо эмоциональных или поведенческих отклонений, корректировки межличностных отношений и налаживания семейных проблем.

Работа с подростками

Может включать различные формы и, как правило, проводится обученными педагогами или докторами в учебных заведениях. Психологическая профилактика подростков может быть организована в виде групповых тренингов или же индивидуально. В первом случае проводятся коллективные беседы с целью обучения детей новым жизненным навыкам и социальным умениям. Подросткам показывают, как общаться со взрослыми и сверстниками, выстраивать дружеские отношения друг с другом и сглаживать возникающие в любом обществе конфликтные ситуации.

Среди других вариантов групповых тренингов можно отметить обучение ассертивности. В основе методики лежит постулат о том, что девиантное поведение вызывается в первую очередь нестабильным эмоциональным фоном и его нарушениями. Для профилактики таких состояний требуется своевременно справляться со стрессовыми ситуациями, правильно прислушиваться к собственным мыслям и чувствам и, конечно же, уметь выражать их в приемлемой для общества форме. Именно этому педагоги обучают детей различных возрастов. Ознакомиться с влиянием деструктивных факторов на социальное поведение индивида помогает тренинг резистентности. На нем ученики освоят навык сопротивления негативным обстоятельствам и сформируют позитивный взгляд на различные аспекты жизни.

Профилактика попыток суицида

Изучение учеными поведения самоубийц дало толчок к развитию данного направления. Признано, что повысить эффективность методик психологической профилактики суицидального поведения можно только в том случае, если охватить максимально большее число факторов и их взаимосвязей, которые создают почву для подобных измышлений и действий у пациентов.

Предупреждение самоубийств включает в себя соблюдение всех социальных и правовых гарантий граждан, регулярную просветительскую деятельность и психологические тренинги на работе или в других общественных учреждениях, поддержку в различных конфликтных ситуациях, в профессиональной и бытовой сферах.

Основные принципы влияния на сознание

Ученые разработали ряд приемов, которые показали в практике психологической профилактики наибольшую эффективность. Среди базовых принципов влияния на сознание можно выделить следующие:

  1. Попытка направить результат деятельности пациента на будущие свершения.
  2. Комплексность воздействия. Работа сразу по всем направлениям — в личном, семейном, социальном и рабочем.
  3. Адресность профилактики. Поиск определенной целевой аудитории по возрасту, полу, социальным признакам и другим параметрам.
  4. Создание неподдельной заинтересованности у участников, их мотивирование и привитие им определенного уровня ответственности за результат.
  5. Необходимость сведения любых негативных последствий к минимуму в сочетании с позитивной подачей информации.

Уровни профилактики

Специалисты выделяют три основных уровня, в зависимости от степени психического здоровья человека, факта нахождения его в зоне риска и выраженности патологий. В первичной профилактике участие принимают различные эксперты широкого профиля.

Во вторичной психологической профилактике внимание сосредотачивается уже на подавлении и предотвращении рецидивов конкретных известных отклонений и заболеваний, способных проявить себя в определенных условиях и обстоятельствах. Если же характер девиаций хронический, то меры направляются в основном на реабилитацию пациентов, так как они обычно на этой стадии лишаются возможности вести полноценную жизнь в обществе.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *