Психологическая характеристика сознания рефлексивная способность сознания – — allRefs.net

Сознание и его психологические характеристики

Высшая степень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Оно возникло и развивалось в общественно-исторических условиях существования человека. На возникновение и развитие сознания повлияла совместная продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей.

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, — писал Ф. Энгельс, — явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг».

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Оно включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С ПОМОЩЬЮ ощущений И восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет

Возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время, мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — его рефлексивная способность, то есть готовность к познанию других психических явлений и самого себя, закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, то есть может обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования его самосознания.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся необходимые коррективы. Всякое нарушение в осуществлении целеполагаю-щей деятельности в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается прежде всего как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является владение языком. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека опытом, выработанным до него человечеством, передаваемым ему с помощью языка. Язык — особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием. Маркс отмечал, что

«язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...».

Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом для психиатра, перед которым постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, важно установить, имеется ли у данного человека возможность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сознание остается ясным, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и опыта и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и условиям деятельности и на основе этого управляет своим поведением.

psyera.ru

9. Свойства сознания.

Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает как окружающую его действительность, так и себя самого. Поэтому:

1. Важнейшим свойством сознания является его рефлексивность: оно отражает не только внешний мир, но и себя самого. При этом сознание как бы отстраняется от внешнего мира, освобождаясь от внешней зависимости. Рефлексируя, то есть, обращаясь к своему внутреннему миру, индивид вступает во внутренний диалог с самим собой. Понимание себя, своего Я возможно только в результате сопоставления себя с другим, когда всякая мысль, любое переживание, в конечном счете, сопровождаются «оглядкой» на другого. Другой внутри меня - это Я САМ, то есть второе Я, alter Ego. Оглядка на второе Я - это сравнивание себя-какой-Я-есть и себя-какой-Я-должен-быть, или Я-реального и Я-идеального. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, отстраненно, он сравнивает свое старое понимание ситуации (когда он был внутри заданной ситуации) с новым (когда он вышел за рамки заданности), то есть, по существу, человек входит в диалог с собой.

Таким образом, первым важнейшим свойством сознания является его рефлексивность и диалогичность. Это не два разных свойства, а две стороны или два уровня одного свойства, тесно взаимосвязанные между собой. Без рефлексии, то есть отстранения от Я и взгляда на себя со стороны, с позиции ТЫ, невозможно вступить в диалог Я и ТЫ. Но и без разделения на Я и ТЫ, которое происходит во внутреннем диалоге, невозможно посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексировать.

Диалогичное сознание позволяет субъекту самостоятельно и свободно намечать цели своей деятельности и пути их достижения, отстраняясь от внешней принудительно заданной ситуации. С помощью диалогичности и рефлексивности сознания субъект получает возможность создавать мысленные модели будущего и, таким образом, предвидеть ход событий, «проигрывая» в сознании различные варианты своих действий. Благодаря этому он может регулировать свое поведение, управлять своей деятельностью свободно и результативно.

Из всех способов саморегуляции материальных систем, созданных природой, сознание является наиболее совершенным. Именно способность предвидеть ход событий и управлять им в своих интересах обеспечивает человеку его превосходство над другими живыми существами и позволяет ему развивать и совершенствовать подлинно человеческий образ жизни.

2. Сознание всегда направлено на что-то, что осознается и составляет предмет сознания. Это свойство сознания называют предметностью или интенциональностью, направленностью на какой-либо предмет. Это свойство сознания предполагает не просто пассивное восприятие внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Таким образом, сознание включает в себя целеполагание, постановку целей и поиск путей их достижения.

Предметом сознания могут быть и образы непосредственно окружающего нас мира, и образы-воспоминания, которые не даны непосредственно, и различные внутренние ощущения, переживания. Мы можем направлять луч нашего внимания на различные предметы как внешнего, так и внутреннего мира - сознание активно.

3. Социальный характер сознания, то есть опосредованность знаковыми и символическими структурами. Сознание - социальное явление, оно формируется только в условиях общественной жизни. Сознание - это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития (онтогенеза) приобщается к совместному знанию - культуре, и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание (М.К.Мамардашвили: я строю свое поведение через знание культуры). Нормы культуры – инструментарий построения собственного сознания личности.

Психологические характеристики сознания

  1. Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому

    в структуру сознания включают субъкт-объектные отношения.

  2. Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому волю также включают в структуру сознания.

  3. Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.

  1. Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Если 1-я характеристика говорит нам о том, что мы выделяем себя отдельно от внешнего мира, и познаем этот внешний мир, то 4-я говорит о том, что мы теперь можем познать не только внешний мир, но и самого себя.

    Рефлексия – необходимый элемент в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознания необходимо внести не только этот механизм – рефлексию, но и его результат – самосознание.

  2. Способность к коммуникации. Т.е передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.

  3. Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы. Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать

    совокупность всех познавательных процессов.

  4. В сознании отражается не все и не случайные, а только главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.

  5. Следующей особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.д.

Функции сознания:

  1. Отражательная. Т.е. отражать мир и себя в мире.

  2. Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.

  3. Регулятивно-оценочная.

  4. Рефлексивная.

studfiles.net

Психологическая характеристика сознания | PSYERA

Укажем основные эмпирические характеристики сознания, отличающие эту форму психического отражения от других его форм (психики животных).

1. Сознательное отражение действительности всегда включает ощущение самого себя в качестве познающего субъекта. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.

2. Сознание человека рефлексивно. На определенном этапе развития индивидуального сознания у него появляется рефлексивная способность, т. е. готовность сознания к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлексия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

3. Сознание человека имеет культурно-историческую природу. Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения им социального опыта. В этом состоит принципиальное отличие между психикой животного и сознанием человека. Все формы жизнедеятельности животного являются врожденными, а индивидуальное поведение появляется в результате их упражнения. В отличие от этого, ребенок с момента рождения приобретает формы индивидуального поведения под влиянием культурно-исторической среды. Даже те поведенческие акты, которые связаны с удовлетворением органических потребностей, осуществляются человеком в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему культурой. Так, потребность в пище является биологически заданной, но способ ее удовлетворения при помощи ложки, сидя на стуле за столом, определяется культурными нормами. Это чисто социальное наследование форм жизнедеятельности, т.е. наследование таких ее форм, которые не передаются генетическим путем, а только через воспитание, через процессы в ходе которых человек как биологический вид превращается в представителя человеческого рода (т.е. всей конкретной совокупности людей, находящихся в системе общественных отношений),- наличие этого специфического отношения порождает сознание как специфически человеческую форму психики.

4. Сознание человека объективировано, т.е. позволяет строить картину мира, которая воспроизводит его свойства, не зависящие от присутствия в нем познающего субъекта. Эта характеристика сознания во многом парадоксальна: ведь исходным «психическим материалом», из которого строится картина окружающего нас мира, служат такие характеристики этого мира, которые обусловлены особенностями познающего субъекта. В самом деле, такие качества предметов как шероховатость, гладкость; такие свойства звуковых волн как громкость, или световых волн как цвет, могут быть открыты в самих этих предметах только при их взаимодействии с самими органами чувств. Ведь световой волне, самой по себе, качество цвета не присуще. Но, тем не менее, из подобного «субъективного» психического материала, человек в своем сознании выходит за пределы свойств мира, обусловленных своей собственной чувственностью, и открывает «сверхчувственные» свойства. Сама возможность построения, например, физической картины мира предполагает воспроизведение таких взаимосвязей и свойств этого мира, которые присущи миру «самому по себе», без человека и его сознания.

5. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Благодаря способности к речи у человека появляется возможность передачи другим лицам того, что он знает, т.е. человеческое сознание обладает способностью к коммуникации. Хотя коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но только человек способен передавать другим людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это - главное в общении животных), но и знания, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Названные свойства могут иметь разную степень выраженности в конкретных случаях, что позволяет различать разные уровни сознания. Например, рефлексивность может быть большей или меньшей по отношению к актам сознания. Это позволяет различать сознательные и неосознаваемые процессы, а также измененные состояния сознания.

psyera.ru

Психологические характеристики сознания

1) Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъкт-объектные отношения.

2) Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому волю также включают в структуру сознания.

3) Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.

4)    Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Если 1-я характеристика говорит нам о том, что мы выделяем себя отдельно от внешнего мира, и познаем  этот внешний мир, то 4-я говорит о том, что мы теперь можем познать не только внешний мир, но и самого себя. Рефлексия – необходимый элемент  в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознания необходимо внести не только этот механизм – рефлексию, но и его результат – самосознание.

5)    Способность к коммуникации. Т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся  какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.

6)    Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы. Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать совокупность всех познавательных процессов.

7)    В сознании отражаются не все и не случайные, а только  главные, существенные  характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.

8)    Следующей особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции,  используемые людьми  для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.д.

Функции сознания:

1)                Отражательная. Т.е. отражать мир и себя в мире.

2)                Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.

3)                Регулятивно-оценочная.

4)                Рефлексивная.

students-library.com

Психологические характеристики сознания — МегаЛекции

1)Ощущение себя познающим субъектом.Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъкт-объектные отношения.

2) Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому волю также включают в структуру сознания.

3) Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.

4) Рефлексивная способность.Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Если 1-я характеристика говорит нам о том, что мы выделяем себя отдельно от внешнего мира, и познаем этот внешний мир, то 4-я говорит о том, что мы теперь можем познать не только внешний мир, но и самого себя. Рефлексия – необходимый элемент в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознания необходимо внести не только этот механизм – рефлексию, но и его результат – самосознание.

5) Способность к коммуникации. Т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.

6) Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы. Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать совокупность всех познавательных процессов.



7) В сознании отражаются не все и не случайные, а только главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.

8) Следующей особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.д.

Функции сознания:

1) Отражательная. Т.е. отражать мир и себя в мире.

2) Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.

3) Регулятивно-оценочная.

4) Рефлексивная.

 

САМООЦЕНКА

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

§ Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

§ Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г.)

 

 

Самосознание

 

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я

».

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различатьощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личныеместоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

§ Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ Оценка результатов своей деятельности.

[править]Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

§ сознание своей тождественности;

§ сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

§ осознание своих психических свойств и качеств;

§ определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

[править]Функции самосознания

§ Самопознание — получение информации о себе.

§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.

§ Саморегуляция поведения.

[править]Значение самосознания

§ Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

§ Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

§ Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

 

Неосознаваемые процессы

Вторым, столь же специфически человеческим психическим проявлением, как и сознание, является бессознантельное. Оно детерминировано общественными условиями содержания и выступает как частичное, недостаточно адекватное отражение мира.

Бессознательное – это форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней человеком не рефлексируется, т.е. не осознается.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, неосознаваемые образы восприятия, проявляющиеся в чувстве знакомости, бессознательная память, бессознательное мышление.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

46. Характеристики сознания. Общая психология

46. Характеристики сознания

В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.

1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.

2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.

Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание – способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных отношениях. Выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.

3. Сознание обеспечивает осуществление целепола-гающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.

4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Глава 5. Сознание человека

Краткое содержание

Природа человеческого сознания. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные признаки сознания. Психологическая характеристика сознания человека. Значение и смысл как составляющие сознания. Роль речи в функционировании человеческого сознания. Сознание как обобщенное, словесно определенное отражение человеком действительности в ее сущностных и наиболее устойчивых инвариантных свойствах.

Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, выработка и использование языка, других знаковых систем, становление человеческой материальной и духовной культуры. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания. Возникновение и развитие у человека рефлексивной способности. Становление системы понятий. Изменение психологии и поведения людей под влиянием исторических событий. Успехи науки, культуры, промышленного производства, появление новых средств познания и саморегуляции (психической и поведенческой) — факторы, обеспечивающие развитие сознания. Основные направления развития сознания в современных условиях. Грядущие социально-экономические изменения и перспективы развития сознания человека.

Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его,, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

132

Глава 5. Сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением

133

говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

134

Третья характеристика человеческого сознания это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

135

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-

136

ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания' человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-

137

но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.

Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.

Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

138

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп

139

таких явлений — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

хФрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М, 1991. — С. 25.

140

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

141

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсоз-нания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенньш этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.

Темы и вопросы для семинаров Т е м а 1. Природа человеческого сознания.

1. Определение сознания.

2. Проявления сознания.

3. Психологические свойства сознания.

4. Сознание и речь.

142

Т е м а 2. Возникновение и развитие сознания.

1. Предпосылки и условия возникновения сознания.

2. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания.

3. Перспективы развития человеческого сознания.

Т е м а 3. Сознание и бессознательное.

1. Понятие и виды бессознательного.

2. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.

3. Соотношение между сознанием и бессознательным.

Темы для рефератов

1. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

2. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Развитие сознания человека в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

2. Постановка и решение проблемы развития человеческого сознания в идеалистических философских и психологических работах.

3. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

ЛИТЕРАТУРА I

Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Глаз, рука и сознание: 274— 286. Сознание и его развитие: 377—403.)

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78—98. Психика, сознание и бессознательное: 132—148.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23—33. Активность психического отражения: 56—72. Деятельность и сознание: 124—158.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222—279.)

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1991. (Ошибочные действия: 7—48. Сновидения: 50—152.)

143

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. (О сновидении: 310—343. По ту сторону принципа удовольствия: 382—424.)

II

Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). — М., 1968. (Понятие бессознательного: 15—35. История исследований бессознательного: 52—66. Психология сознания: 123—160.)

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21—37.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.) Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и сознания: 63—91.)

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. М., 1989. (Сознание человека: 156—190.)

Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. (Самосознание как психологическое явление: 6—123.)

Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Психология сознания: 207—231.)

III

Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 3. — Л., 1981. (Психика — речь — сознание: 285—325.)

Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. — Л., 1984.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (О биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17—126.)

Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Самосознание: 81—108.)

Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. (Сознание, самосознание: 3—81.)

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988. (Психологические аспекты проблемы сознания: 4—37.)

Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Эпифе-номенализм: 130152.)

Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984. (Мышление и сознание: 3486.)

144

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *