Психологические метафоры – Метафора — Психологос

Метафора — Психологос

Фильм «12 стульев»

Никому не нужный стул как метафора жизни для Остапа Бендера.
скачать видео

​​​​​​​ ​​​​​​​Метафора — образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафора помогает эмоционально окрасить речь или текст.

Примеры простых метафор:

  • Надежный, как швейцарский банк (О надежности функционирования чего-либо).
  • Легкий, как перышко. (О миниатюрном ноутбуке)
  • Скорострельный, как пулемет. (О быстропечатающем принтере)

Внимание: не путайте метафору с мечтой. Мечта — это реалистичное изображение жизни, о которой вы мечтаете, а метафора — это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Зарисовка какой-то конкретной жизненной ситуации, которая вам например нравится — не метафора. «Хочу девушку — умную, красивую и порядочную» — это мечта, а «Девушка — это прекрасный цветок, ради которого восходит солнце» — это метафора.

Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем составить отдельное, четкое представление. А метафора служит орудием мысли, с помощью которого нам удается достигнуть и понять смысл того или иного явления. Однако она НЕ раздвигает границы мыслимого, она лишь обеспечивает доступ к тому, что смутно виднеется на его дальних рубежах.

Метафоры применяют в педагогике, психологии, психотерапии, public relations. Будучи грамотно составленными, они мягко (не «в лоб»), пробуждают заданные автором мысли, чувства и настроения. Использование метафор помогает, например, оратору лучше взаимодействовать с аудиторией; продавцу результативно проводить презентацию продукта; психотерапевту эффективнее работать с клиентом.

Метафоры можно использовать, в том числе, и для работы над собой. Например, придумать метафору желаемого образа жизни. Полезно осмыслять свою жизнь, находя метафору дня, метафору неделю, метафору месяца или года. К метафоре хорошо добавлять лозунг, тезис, формулировку, которая речевым образом суммирует то, что образно выражено в метафоре.

Например, 3 раз в день ищу метафору к известному человеку по ТВ по следующим пунктам:

  1. Природное явление
  2. Музыкальный стиль и инструмент
  3. Картина или скульптура
  4. Какой век, эпоха, культура
  5. Вид транспорта
  6. Дерево или цветок
  7. Животное или птица…

www.psychologos.ru

Возможности метафоры как психологического метода Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 159.9.0725

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФОРЫ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА

© 2009 Т.А.Липская

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.05.2009

В статье рассмотрены научные аспекты метафоры, выделено понимание метафоры в философии, лингвистике, психологии. Проанализированы и выявлены свойства и особенности метафоры как метода психологической работы.

Ключевые слова: метафора, свойства метафоры (парадоксальность, самодвижение, преломление), диагностические возможности метафоры, психотерапевтические возможности метафоры, развивающие возможности метафоры.

В последние десятилетия в социальных и гуманитарных науках происходит «тихая методологическая революция», связанная с переходом к активному применению в психологических исследованиях качественных методов. Сторонники качественной методологии сегодня не просто предлагают и разрабатывают новые методы, процедуры сбора и анализа данных, подходы и теоретические взгляды, они бросают вызов устоявшимся стандартам гуманитарного подхода и призывают к рефлексивному осмыслению человеком культуры и самого себя. Обращение к человеку со стороны культуры, философии, искусства, языка, психологии становится возможным через исследование метафоры как особой формы человеческого бытия: языкового, культурного, психологического. Применение метафоры как средства познания человека требует осмысления ее возможностей и границ как исследовательского метода.

Настоящая история метафоры началась только в XX в., когда она становится самостоятельным объектом изучения в различных дисциплинах -философии, лингвистике, психологии. Феноменологически метафора проявляется во всех сферах человеческой действительности, но первой сферой является язык, с изучения метафоричности которого и начинался ряд философских, языковедческих, психологических исследований. В таблице 1 представлены научные аспекты метафоры как объекта исследований. Так, в философских исследованиях метафора выступает, прежде всего, как способ мышления о мире, использующий уже добытое знание и отражающий историческое развитие культуры. В лингвистике метафора рассматривается как троп, механизм речи, как способ смысло-образования. А в психологическом контексте метафора определяется как расширение, перенос одной реальности понятия на другое, более яркое.

°Липская Татьяна Алексеевна, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии. E-mail: [email protected]

В современной философско-лингвистической литературе термин «метафора» употребляется в трех значениях: 1) метафора — это слово с переносным смыслом; 2) метафора — это один из тропов наряду с метонимией, синекдохой, оксюмороном и др.; 3) метафора — это любое языковое выражение (слово, словосочетание, предложение, некоторый текст) с переносным смыслом; в этом случае метафорой можно назвать пословицу, идиому, притчу, целый роман. Таким образом, можно выделить три основные функции метафоры, которые определяются общеметодологическим контекстом её понимания. Во-первых, это эстетическая функция метафоры. Метафора как эстетический феномен призвана вызывать у читателя положительные эмоции. Метафора придает речи выразительность, вызывает ощущение новизны и удивления, реализуя тем самым представление о красоте. Во-вторых, психологическая функция метафоры. Согласно Аристотелю, метафора погружает процесс восприятия человеком мира в атмосферу психологической стабильности. Образуясь на основе общеупотребительных слов, она способствует наглядному представлению передаваемой информации в виде образов. Метафора «представляет неодушевленное одушевленным»1, наделяя отвлеченные понятия динамикой и жизненным содержанием. И, в-третьих, познавательная функция метафоры. Достоинство речи Аристотель оценивает с точки зрения ее познаваемости. В качестве ее основных проявлений он называет ясность и возвышенность2. Метафора в наибольшей степени удовлетворяет двум этим требованиям. Она делает «речь не затасканной и не низкой, а слова общеупотребительные придают ей яс-ность»3. Познавательная функция метафоры реализуется, прежде всего, в ее проясняющей дея-

1 Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в психологии и философии // Вопр. психологии. — 1996. — 2. -С. 73

— 85; Аристотель. Поэтика //Аристотель. Сочинения в 4тт.

— Т.4. — М.: 1984. — С.186.

2 Аристотель. Поэтика //Аристотель… — С.113.

3 Там же. — С.114.

тельности. Метафора позволяет избежать в суждениях многословия и способствует их лаконичному выражению. Устанавливая взаимосвязь понятия с

В психологии метафора и другие виды непрямой речи выступали первоначально только как эмпирический материал. Так, К.Бюлер предлагал испытуемым пословицы в качестве материала для интроспекции. Как самостоятельный объект психологических исследований метафора выступает только с середины 1970-х гг.; изучение метафоры сразу становится «горячей темой». Исследованием метафоры в психологии занимались такие ученые как: Д.Гордон, Дж. Миллс, Р.Кроули, К.К.Жоль, П.Рикер, Дж. Лакофф, М.Джонсон, М.Блэк, М.Эриксон, К.И.Алексеев, Н.Д.Арутюнова, А.В.Брушлинский, И.В.Вачков, Л.М.Кроль, А.А.Потебня, В.Д.Шадриков и другие4. В психологическом контексте метафора понимается как «выведение, расширение, перенос одной реальности дискурса (понятия) или содержания на другое, более яркое, вспоминающееся»5. Метафора требует способности отражения определенной позиции в понимании вопроса и транслирования этого понимания за рамки привычного контекста в систему других образов при сохранении основного значения. Каково бы ни было велико разнообразие подходов к толкованию метафоры, не вызывает сомнения, что метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между очень разными индивидами и классами объектов. Эта способность играет громадную роль, как в практическом, так и в теоретическом мышлении. Авторы разных концепций считают метафору явлением многогранным, а ее использование в психологической работе весьма разнообразным.

Метафора как метод встречается в психотера-

4 Бачков И.В. Метафора как инструмент практического психолога // Вестн. практ. психологии образования. — 2004. -1. — С. 64 — 67; Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005; Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. — М.: Эксмо, 2002; Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1997; Пропп ВЯ. Исторические корни волшебной сказки. -М.: 1984.

5 Бачков И.В. Метафора как инструмент практического психолога… — С. 64.

определенным семантическим контекстом, она производит конкретизацию его смысла.

певтической практике. Самым сильным толчком к пониманию психотерапевтических ресурсов метафоры послужили, по-видимому, работы З.Фрейда, показавшего метафоричность языка психических образов. А затем в рамках психодинамического подхода появились концепции К.-Г. Юнга6 и Э.Берна, раскрывших роль сказочных метафор в человеческой жизни и предложивших психотерапевтические технологии с использованием метафор. Милтон Г.Эриксон7, который предложил и активно применял в своей работе метод терапевтической метафоры, считал, что в каждом человеке заложены способности, достойные уважения. Он помогал раскрывать эти задатки не через какие-то застывшие формулы и устоявшиеся системы, а, создавая особые условия для каждого человека, чтобы стимулировать в нем неповторимые внутренние процессы. Последователи Эриксона Д.Миллс и Р.Кроули8 также в своей психологической практике использовали метод терапевтической метафоры. «Приведенная в действие метафора и является основным, преобразующим и лечебным фактором. Как спичка зажигает свечу, так метафора разжигает воображение ребенка, превращая его в источник силы и самопознания». Метафорический язык позволяет психологу донести до клиента определенные сведения в достаточно безопасной форме и ненавязчиво предложить варианты решения проблемы. Возможность разнообразного толкования клиентом услышанной метафоры определяет выбор наиболее подходящего именно для него решения. Можно сказать, что метафоры действуют гораздо мягче и деликатнее, чем многие другие средства психологического воздействия. Об этом говорят, например, Д.Миллс и Р.Кроули как об «утонченности» терапевтической метафоры: «Смысл рассказанного «попадает в точку», но каким-то удивительно отстраненным

6 Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. — СПб. — М.: 1997; Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.: Наука, 1996.

7 Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» …

8 Там же.

Таб. 1. Метафора как объект научных исследований

Научные аспекты метафоры как объекта исследований

В философском анализе В лингвистике В психологических исследованиях

о Механизм, принцип языка, устройство постигаемой действительности; о Способ мышления о мире, использующий уже добытое знание и отражающий историческое развитие культуры. о Троп, механизм речи, слова в непрямом значении; о Способ фиксации и представления смысла. о Перенос одной реальности дискурса на другое, более яркое; о Неисчерпаемый источник ресурсов; о Эффективное средство диагностики, развития, коррекции.

путем. Проблема хоть и высвечивается, но предстает спокойно расплывчатой; повествование хоть и пробуждает скрытые возможности и способности, но неким обобщенным и отнюдь не напористым образом»9. Из этого следует, что применение метафоры в психотерапии обеспечивается следующими ее особенностями: способностью одно явление раскрывать через другое; качеством смягчения, облегчения восприятия болезненной информации.

В последнее время к метафоре психологи все чаще обращаются как к диагностическому и развивающему методу. При этом осмысление возможностей метафоры в диагностическом и развивающем контексте пока остается явно недостаточным. Из последних исследований необходимо отметить диагностический «Метод цветовых метафор», который предназначен для исследования мотивации личности. Автором данного метода является сотрудник научно-методического отдела Института практической психологии «Иматон» И.Л.Соломин10. Диагностические возможности метафоры вытекают из следующих свойств:1) неопределенность стимульного материала или инструкции; 2) доброжелательная и безоценочная атмосфера исследования; 3) метафора позволяет изучить своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением; 4) метафорический образ является способом выразить ту часть, относящуюся к задаче, которую сложно описать на уровне логики. С помощью «раскручивания» метафорического образа в сказочную историю, бессознательная часть оформляется в конкретные стратегии и установки, имеющие отношение к задаче и в этом виде их возможно выявить и осознать. Метафора задействует не только наше воображение, но и чувства, интеллект. Использование метафоры фактически активизирует все психические системы человека — от ощущения до самосознания.

Также следует отметить и развивающие возможности метафоры. Метафоры лежат в основе мышления и могут быть применены для развития мышления. Даже научное мышление не может обойтись без метафор. По мнению ряда авторов, культурно детерминированные метафоры выступают в качестве оснований, аналогий для построения соответствующих психологических теоретических моделей. Многие исследователи придерживаются четкой позиции относительно значимой роли метафор в научном мышлении. Так, S. Duck подчеркивает: «Мы все используем язык для проведения исследований, и этот язык структурирует

9 Там же. — C.56.

10 Свирепо O.A., Туманова ОС. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

исследование, расширяя и ограничивая процесс размышлений об исследовании… структуры мышления исследователя пронизаны метафорами, которые он выбирает для описания феномена»11. Из тезиса о включенности метафоры в мышление была выведена новая оценка ее познавательной функции и особенно ее моделирующая роль: метафора не только формирует представление об объекте, она также предопределяет способ и стиль мышления о нем. Аналогии, основанные на ключевой метафоре, вводит в свою систему автор теории фреймов (сценариев, в контексте которых изучаются предметные и событийные объекты) М.Минский. Такие аналогии позволяют увидеть предмет или идею «с качествами» другого предмета или идеи, что позволяет применить знания и опыт, приобретенные в одной области, для решения других проблем. Метафора, по Минскому, способствует образованию непредсказуемых межфреймовых связей, обладающих большой эвристической силой12.

Метафора является эффективным средством развития самосознания и субъектности. Чрезвычайно важной в связи с этим представляется мысль Е.В.Улыбиной о взаимовлиянии процессов формирования субъектности, самосознания, а также знаковых и символических форм, в которых отражаются самопредставления: «Формирование субъектности связано с изменением форм репрезентации знаний о себе. Информация, представленная в знаковой форме имеющей дискретный характер, переводится в чувственную форму, имеющую континуальный характер, что приводит к изменению первоначального содержания. Неоднозначность символа дает возможность преодолевать четкую закрепленность системы значений, не теряя при этом связи с группой, опираясь на архаические смысловые связи, объединяющие всех членов группы. Терпимость к противоречиям позволяет сосуществовать противоречивому субъективному отношению к развитию — стремлению к изменению и страху перед изменениями»13. Метафоры пробуждают творческие ресурсы воображения. Язык метафор, будучи одним из универсальных языков человеческого общения и одним из важнейших средств искусства, обеспечивает раскрытие творческих потенциалов субъектов в процессе совместной активности.

Наш анализ показал, что дальнейшая разработка метафоры как развивающего метода раскрывается через ряд ее особенностей. Во-первых, мета-

11 Бачков И.В. Метафора как инструмент практического психолога // Вестн. практ. психологии образования. — 2004. — 1. — С. 64 — 67.

12 Петренко В.Ф. Основы психосемантики….

13 Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. — М.: Смысл, 2001.

фора транслирует от одного человека другому скрытые смыслы. Во-вторых, обладая «свойством преломления», метафорический образ позволяет разглядеть новое содержание в давно известном и перенести эти смыслы за пределы области, их породившей. Скажем, даже во всем известной сказке «Колобок» один увидит картину жизненного пути человека, вынужденного преодолевать разные трудности на разных этапах своей жизни, другой благодаря сказке осознает идею о необходимости автономии от родителей, третий откроет в ней

смысл, связанный с предопределенностью судьбы и следованием своему предназначению, и т.п. В-третьих, следует отметить такое свойство метафоры как самодвижение. Образно говоря, метафора -это волшебный сундучок, в котором каждый находит то сокровище, какое именно он способен там найти. Таким образом, в психологии метафора применяется в качестве диагностического, психотерапевтического и развивающего метода (Рис.1).

Возможности метафоры как психологического метода

Психокор-рекционные и психотерапевтические

Свойства метафоры, обеспечивающие эффективность ее применения

Рис. 1. Метафора как психологический метод

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Прежде всего, следует отметить актуальность обращения к метафоре, т.к. это качественный метод, позволяющий изучить субъективный мир личности. Различные возможности метафоры обусловливают ее применение и как диагностического, и как психотерапевтического, и как развивающего метода. Метафора дает возможность сделать объектом, предметом созерцания и воздействия для каждого человека его собственную внутреннюю жизнь. Метафора, обладая парадоксальностью (способностью одно явление раскрывать через другое) и качеством смягчения, облегчения восприятия болезненной информации, может использоваться в коррекционной и консультативной работе для того, чтобы познакомить человека с новыми возможностями и путями решения проблем и удовлетворения желаний. Также необходимо отметить эффективность метафоры в диагностической работе, объясняющаяся

следующими отличительными признаками: 1) неопределенностью стимульного материала или инструкции, благодаря чему человек обладает свободой в выборе ответа или тактики поведения, и которая способствует тому, что поведение более чем когда-либо детерминируется не нормативами, а собственной системой мотивов, ценностей; 2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны исследователя, что способствует максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками; 3) метафора позволяет изучить не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

Применение метафоры как развивающего метода обеспечивается такими ее особенностями как самодвижение (метафора обладает своей внутренней логикой, развивается по своим внутренним

законам; стоит только придумать образ как он начинает жить и развиваться), свойство преломления в восприятии мира (метафора позволяет увидеть не только измененные формы, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах). Таким обра-

зом, грамотное использование метафоризации может сопровождать практическую работу психолога с момента сбора информации до осуществления последней поведенческой проверки проделанной интервенции.

POSSIBILITY OF METAPHOR AS A PSYCHOLOGICAL METHOD

© 2009 T.A.Lipskaya°

Orenburg state pedagogical university

In the article are considered scientific aspects of metaphor, interpretation of metaphor in philosophy, linguistics, psychology. Characteristics and features of metaphor as a method of psychological work are analyzed.

Key words: metaphor, characteristics of metaphor (paradoxicality, self-movement, interpretation), diagnostic possibility of metaphor, psychotherapeutic possibility of metaphor, developing possibility of metaphor.

Lipskaya Tatyana Alexeewna, Lecturer of department of age and pedagogical psychology. E-mail: [email protected]

cyberleninka.ru

Психотерапевтические притчи, истории и метафоры. Часть 4.

 

Психотерапевтические притчи, истории и метафоры. Часть 4.

В этом разделе сайта Psi-Labirint.ru Вы найдете поучительные истории, психотерапевтические метафоры и притчи, которые, возможно, помогут Вам найти ответы на важные для Вас вопросы.

История: «Отличие маляра от лекаря».

Один восточный маляр захотел попытать счастья в другом городе и направился в сторону восхода солнца. В пути его осенила счастливая мысль:

«Буду теперь вместо маляра ра­ботать лекарем».

Спустя некоторое время проездом в этом городе оказал­ся его друг. Увидев маляра, он тотчас узнал его, несмотря на его непривычный вид и окружение.

«Ты нашел здесь свое счастье? Чем ты здесь живешь?» — спросил друг.

Маляр, обрадованный встречей, ответил:

«А я здесь лекарем».

Приятель с трудом скрыл свое изумление:

«Как ты доду­мался до этого?»

Маляр улыбнулся:

«В моем малярном деле каждый мог заметить ошибку. А если лекарю случится сделать ошибку, то ее прикроет земля».

История: «Фонарь как защита».

Темной ночью один слепой с фонарем в руке и с кувшином на плече, полным олив, шел по тесным переулкам базара. Тут ему встретился человек и сказал:

«Послушай, приятель, что день, что ночь — ведь это одинаково для твоих глаз, зачем тогда тебе этот фонарь».

Слепой ответил с тонкой улыбкой:

«Фонарь совсем не для меня, а для тебя, чтобы ты в темноте кромешной не наткнулся на кувшин, что у меня на плече, и был внимателен ко мне».

История: «Сила правды».

По дороге шла женщина, прекрасная, как фея. Вдруг она заметила, что следом за ней идет мужчина. Она обернулась и спросила:

«Скажи, зачем ты идешь за мной?»

Мужчина от­ветил: «О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы., что повелевают мне следовать за тобой. Про меня говорят, что я прекрасно играю на лютне, что посвя­щен в тайны искусства поэзии и что умею в сердцах жен­щин пробуждать муки любви. А тебе я хочу объясниться в любви, потому что ты пленила мое сердце».

Красавица молча смотрела некоторое время на молодого человека, потом сказала:

«Как ты мог влюбиться в меня? Моя млад­шая сестра гораздо красивее и привлекательнее меня. Она идет за мной, посмотри на нее».

Мужчина остановился, потом обернулся, но увидел толь­ко безобразную женщину в заплатанной накидке. Тогда он ускорил свои шаги, чтобы догнать молодую. Опустив глаза, он спросил голосом, выражающим покорность:

«Скажи мне, как ложь могла сорваться у тебя с языка?»

Молодая женщи­на улыбнулась и ответила:

«Ты, мой друг, тоже не сказал мне правду, когда клялся в любви. Ты знаешь в совершенст­ве все правила любви и делаешь вид, что твое сердце пыла­ет от любви ко мне, как же ты мог обернуться, чтобы по­смотреть на другую женщину?»

История: «Стеклянный саркофаг».

У одного восточного короля была жена дивной красоты, ко­торую он любил больше всего на свете. Красота ее освеща­ла сиянием его жизнь. Когда он бывал свободен от дел, он хотел лишь одного — быть рядом с ней. И вдруг его жена умерла и оставила короля в глубокой печали.

«Ни за что и никогда,— восклицал он,— я не захочу расстаться с моей возлюбленной молодой женой, даже если смерть сделает безжизненными ее прелестные черты».

Он велел поставить на возвышении гроб с ее телом под стеклянный саркофаг в самом большом зале дворца. Свою кровать он поставил рядом, чтобы ни на минуту не расставаться с любимой. На­ходясь рядом с умершей женой, он обрел свое единствен­ное утешение и покой.

Но лето было жарким, и, несмотря на прохладу в покоях дворца, тело жены стало постепенно разлагаться. Вскоре появились капли пота на прекрасном лбу умершей. Ее див­ное лицо стало день ото дня изменяться в цвете и распу­хать. Король, преисполненный любви, не замечал этого. Вскоре сладковатый запах разложения заполнил весь зал и никто из слуг не рисковал зайти туда, не заткнув нос. Огор­ченный король сам перенес свою кровать в соседний зал. Несмотря на то что все окна были открыты настежь, запах тления преследовал его, даже розовый бальзам не помогал. Наконец он обвязал себе нос зеленым шарфом, знаком его королевского достоинства.

Но ничто не помогало. Все слуги и друзья покинули его. Только огромные блестящие черные мухи жужжали вокруг него. Король потерял сознание. Хаким, врач, велел перенести его в большой дворцовый сад. Когда король пришел в себя, свежее дуновение ветра легко касалось его чела, аромат роз услаждал его обоняние, а журчание фонтанов радовало слух. Ему чудилось, что его большая любовь еще живет.

Через несколько дней здоровье и жизнь вновь вернулись к королю. Он долго смотрел заду­мавшись на чашечку розы и вдруг вспомнил о том, как пре­красна была его жена, когда была живой, и каким отврати­тельным становился день ото дня труп. Он сорвал розу, по­ложил ее на саркофаг и приказал слугам предать мертвое тело земле.

psi-labirint.ru

психологические аспекты использования метафоры в управленческих интеракциях – тема научной статьи по психологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

психологические Бессонов Иван Владимирович

науки СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ …

УДК 159.9.075

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОРЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНТЕРАКЦИЯХ

© 2016

Бессонов Иван Владимирович, магистр факультета психологии, кафедра «Общей и социальной психологии»

Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования социально — психологических аспектов использования метафоры при взаимодействии руководителя и персонала. Проведен теоретический анализ литературы по теме использование метафор в бизнес среде. Проведенное эмпирическое исследование позволило соотнести метафоры используемые руководителем с типом управленческого взаимодействия, что позволяет говорить о том, что метафора как коммуникативное средство воздействия на персонал формирует видение организационной культуры у подчиненных. Одной из важных форм воздействия на коллектив является коммуникация. Правильно подобранные слова играют огромную роль и могут мотивировать сотрудников и привести компанию к успеху. Грамотный подход к управлению показывает как влияет социально-психологические методы на эффективную работу всех подразделений организации. Зная особенности поведения характера каждого сотрудника, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении, так как в каждой группе коллектива свойствен свой психологический климат. Цель данной статьи заключается в исследовании социально-психологических аспектов метафоры используемой руководителем при взаимодействии с персоналом. Для достижения цели нами были решены следующие задачи: проведение теоретического анализа использования метафор в бизнесе; исследование метафор в управленческом взаимодействии.

Ключевые слова: метафора, метафорическое моделирование, организационная психология, организационная культура.

SOCIO — PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF METAPHORS IN MANAGEMENT INTERACTIONS

© 2016

Bessonov Ivan Vladimirovich, master of faculty of psychology, Department of «General and social psychology»

Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrahanskaya st., 83 e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents the results of empirical research of socio — psychological aspects of the use ofmetaphors in the interaction of the leader and staff. Theoreticalanalysisofthe literature on the use of metaphors in a business environment. Conducted empirical research allowed to relate the metaphors used by the leader type of administrative interaction, which suggests that the metaphor as a communicative means of exposure staff in creating a vision of organizational culture among employees. One of the most important forms of influence on the team is the communication. Words play a huge role and can motivate staff and lead the company to success. A sound approach to management, shows the effect that various social-psychological methods to the efficient work of all departments of the organization. Knowing the behaviors of the character of each employee, we can predict its behavior in the desired direction of the team, since each group of staff inherent in their psychological climate. The purpose of this article is to study the socio-psychological aspects of metaphors used by the leader when interacting with the staff. To achieve the goal, we solved the following tasks: a theoretical analysis of the use of metaphors in business; a study of metaphors in the managerial interaction.

Keywords: Metaphor, metaphorical modeling, organizational psychology, organizational culture.

Метафора является базовым компонентом познания, заложенным в сознании человека. Вместе с тем можно утверждать, что метафора может являться ключом к раскрытию смысла организационной культуры. Безусловно, метафора — это код, причем сложно построенный. Таким образом, предметом полезной дискуссии является не вопрос о том нужно ли использовать метафорические модели или нет, а вопрос о том, насколько четко выполняется дешифровка. В своей работе «MetaphorsWeLiveby» [12] американские ученые Джордж Лакофф и Марк Джонсон выступают основоположниками когнитивного подхода в изучении метафор. Авторы считают, что: «концептуальная система человека определена иструктурирована при помощи метафор», то есть вся понятийная система человека, в рамках которой мы совершаем действия, думаем, является метафоричной по своей природе [9]. Данная теория явилась начальной точкой развития изучения концептуальной и когнитивной метафоры как в зарубежной, так и в отечественной науке (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, А.П. Чудинов).

Метафора помогает глубже понять смысл и соответственно добиться от сотрудников полного понимания поставленных задач.[5] Талантливый руководитель должен четко осознавать какую цель он перед собой ставит и выбрать правильную метафору.

Анализ теоретической литературы и современных научных трудов позволяет говорить о том, что метафора рассматривается как прием эмоционального воздействия на индивида или как средство активизации психической деятельности реципиента. Данные свойства феномена вызывают сильный экспрессивный эффект АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

через переживания возникающие в разуме адресата, так как метафора в отличие от языковых отношений апеллирует к когнитивным сферам индивида, его нормативному настрою. По мнению Л.И. Шарыгиной, системный эффект метафоры заключается во взаимодействии двух компонентов основного и вспомогательного, в чем и отражается ее психологическая особенность: активизация интеллектуальной и эмоциональной сферы. [11]. При этом ученый подчеркивает роль метафоры в контексте структуры творческой деятельности и возможность использования метафоры как инструмента развития творческого мышления воображения индивида. Так же интересно мнение о том, что формирование нового «смыс-лообраза» происходит на основе понимания внутренней взаимосвязи объектов, их сущности, в котором так же участвует воображение индивида. Здесь стоит отметить, что исследователи различают «метафору» и «аналогию», так как последняя является логической операцией и не вызывает образные представления [11]. Следует отметить так же концептуальные метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Если рассматривать данные метафоры через призму когнитивной психологии. то, по мнению авторов, «концептуальные метафоры могут образовывать структуры глобального уровня — когнитивные модели» [12]. Современная психология все больше рассматривает феномен метафоры не просто как стилистический троп, а как ключ к пониманию мыслительных процессов индивида и создания видения мира, так как сам человек создает сходство предметов, в большой степени, чем открывает. Создавая образ и апеллируя к воображению, метафора порождает смысл, воспринимаемый разумом.

297

Бессонов Иван Владимирович I психологические

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ … науки

Метафора как продукт мышления берет свое начало в ассоциативности, устанавливая связи между сутью предметов на основе сходства, смежности и противоположности. «Благодаря метафоре неизвестное становится известным, а известное — совершенно новым» [3].

Известно так же применение метафоры в управлении организацией и производством. Одной из первых метафор в организации является «команда». «Team» сама по себе — самая первая метафора, потом уже появилось русское слово «команда». В бизнесе стали говорить то об «экипаже», то об опасных «плаваниях» через бушующее море, появилась целая эпопея о «бригаде». Даже народный миф о «крёстном отце» подразумевает клан, «семью», группу, сплотившуюся вокруг авторитетного покровителя. Многие статьи, целые книги написаны в метафорах «командной работы»: «в одной связке, как альпинисты, где каждый уверен в каждом», «не сговариваясь», «чувство локтя», «как в бригаде хирургов». [6]

Л.Н. Аксеновская определяет организационную культуру как сложный социально-психологический порядок организационно-управленческих интеракций, конституируемых и регулируемых системами этических смыслов участников взаимодействия.[1] Регулирующая роль системы этических смыслов связана с характеристикой самой системы. В структуру этических смыслов входит как содержание, так и форма презентации. Среди форм презентации можно выделить метафорическую форму.

В этом смысле метафора способна нести в себе этический смысл более эффективно по сравнению с другими формами [7, 8]. В данной концепции эмпирическим путем были выявлены и метафорически смоделированы три основных типа управленческого взаимодействия («родительская», «командирская», «пастырская»). Модель управленческого взаимодействия моделируется вначале метафорически и уже впоследствии формируются на практике. Метафорой создается узнаваемый образ, тип управленческого взаимодействия, который глубже позволяет понять механизм действия. Каждый из этих типов (моделей управленческого взаимодействия) инициирует развитие соответствующего типа организационной культуры («семьи», «армии», «церкви»). В развитом виде организационная культура как социально-психологический порядок (ордер) содержит в себе все три аспекта — «семейный», «армейский» и «церковный», каждый из которых выполняет свою специфическую функцию и обеспечивает жизнеспособность организационной культуры.

Основная задача управленцев состоит в том, чтобы грамотно донести до своих исполнителей цели и задачи организации. Поскольку большинство руководителей используют метафоры, в проведенном нами опросе, с целью выявления метафор, используемых руководителем при коммуникации с работниками, и как данные метафоры соотносятся с субордерами данной организации. Данный опрос был проведен в организации ООО «Организация Х», выборка составила 40 человек (n=40), среди них руководители бригад — 10 человек, менеджеры отдела маркетинга и сбыта — 15 человек и рабочие — 15 человек. Опрос производился либо сразу после проведения планового совещания, либо после беседы подчиненного с руководителем. После того как метафоры были разбиты по субордерам, нами была проведена ордерная диагностика организационной культуры, чтобы подтвердить результаты исследования.

Результаты опроса показали, что руководитель наиболее часто говорит фразу «вместе мы сила». Здесь, используя метафору «сила», он хочет сплотить коллектив вокруг сильного образа, построить у коллектива чувство, что их команда самая сильная, что они могут преодолеть любые преграды. Если соотнести данную метафору с ордерной концепцией Л.Н. Аксеновской, то метафоры «сила» больше подходит для армейского су-бордердера. Так как именно для этого субордера харак-298

терно состояние борьбы с окружающей действительностью. Руководитель нацеливает коллектив на победу над обстоятельствами, говоря, что они сильные и то, что они смогут преодолеть преграды, возникающие на пути организации. Данную метафору руководитель часто употреблял при поощрении работников.

Следующая наиболее употребляемая метафора, которую использовал руководитель, «маяк, который заражает светом». Эту метафору руководитель использовал при информировании подчиненных. Сам руководитель говорит о том, что он «как маяк должен указывать направление своим подчиненным и заражать и этим светом». Если рассмотреть данную метафору «заражать светом», это как донести идею до подчиненных, сделать так, чтобы они являлись ее частью и считали своей. Данную метафору согласно ордерной концепции можно отнести к субордеру «церковь», так как здесь наиболее четко проявляется идейность организации.

Если руководитель как- то хотел наказать своего подчиненного, сделать выговор, замечание, то, по словам работников, часто употреблял выражение «в семье не без урода». Здесь очевидно, что руководитель видит своих подчиненных как детей, которые не всегда все правильно делают, за что их и приходится ругать. Эта метафора ярко показывает «семейный» субордер в исследуемой организации.

Если упорядочить все метафорические примеры, перечисленные работниками, персоналом и разбить их по субордерам, можно увидеть какой субордер пытается формировать руководитель у своих подчиненных.

Таблица 1 -Соотношение метафорических примеров и субордеров, используемых руководителем

Субордер

.N»2 Семья Ары™ Церковь

1 «В семье не без урода» «Мы — сила» «Заряжать светом»

2 Старшие бр а тья Порядок и дисциплина залогуспеха Направлять и ставить на путь

3 Слушай старших Сражайся или умри

4 Воспитывать надо Взять высоту

5 Боеваязадача

б Paso ить врага

Далее нами была проведена ордерная диагностика организационной культуры. [1] Как мы знаем, развитая организационная культура должна включать в себя 33% каждого субордера. Было диагностирование «желаемое состояние» и состояния «как есть» каждого из трех субордеров. Результаты исследования показали, что СС субордера «семья» — 71, «армия» — 85, «церковь» — 49, в то время как ЖС субордера «семья» — 70, «армия» — 90, «церковь» — 50.

По результатам ордерной диагностики мы видим, что в организации преобладает «армейский» субордер, и руководитель так же хотел бы его развивать. И так как он рассматривает своих подчиненных как детей на втором месте «семейный» субордер. «Церковный» субордер слабо представлен в данной организации.

Эти результаты во многом и обусловливают использование большого количества метафор, которые можно отнести к субордеру «армия», как попытку сформировать у сотрудников армейский субордер.

Метафоры, применяемые руководителем в процессе управленческого взаимодействия с персоналом, имеют большое значение. Руководитель формирует организационную культуру предприятия посредством применения тех или иных метафор. Правильно подобранные метафоры позволяет руководителю лучше доносить специфическую информацию до подчиненных. Результаты исследования показали, что руководитель активно использует метафоры «армейского» субордера в попытке формировать данный субордер у рабочих. Слабое влияние субордер «церковь» определено практически отсутствием метафор, которые можно отнести к этому субордеру. Сам руководитель видит для себя «командирскую» модель управленческого взаимодействия как наиболее удобную. В перспективах развития организационной культуры руководитель так же желает усиление влияния «армейского» субордера.

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

психологические науки

Бессонов Иван Владимирович СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ …

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксеновская Л. Н. Ордерная модель организационной культуры. М., 2007. 303 с.

2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии http://www.nauka.ru

3. Баранов А. Н. Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) М., 1991.

4. Бородулина Н., Коломейцева Е. Модель метафоры и метафорические модели (на материале русских и французских экономических текстов) // TextProcessinga ndCognitiveTechnologies. Paper Collection. N.10. (Edited by V. Solovyev, V. Polyakov) — Moscow — Warna, MISA, Ucheba, 2004. — С. 5 — 10.

5. Гэрет Морган, Образы организации, Москва 2008. 504 с.

6. Золотовицкий Р. Роль метафоры в «командоо-бразовании» http://www.psychodrama.narod.ru/text/zolot-komand.htm

7. Ивашкина Ю.А. Эмотивный компонент метафоры // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

8. Анохина С.П. Метафора в немецких текстах экономической тематики // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 9-11.

9. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Еди-ториал УРСС, 2004. 256 с.

10. Шрагина, JI. И. Оригинальные ассоциации по сходству / JI. И. Шарагина // Психологический журнал. 2000. — № 4. — С. 73-79.

11. Lakoff G. P. Metaphors We Live By. — University of Chicago Press, 2003. 293p

12. Hofstede G. Cultures and organizations : Software of the mind. Glasgow, 1994. 576 p.

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

299

cyberleninka.ru

Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами Текст научной статьи по специальности «Психология»

68

УДК 159.98

И. В. Вачков

МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ С ПЕДАГОГАМИ

На основе собственного опыта автор указывает на большие потенциалы метафоры для повышения уровня самосознания педагогов в специальном психологическом тренинге. Раскрывается значение метафоры как для гуманитарных областей знания (на примере психологии), так и для точных наук (на примере математики). Утверждается, что поскольку каждый человек оказывается носителем особого, свойственного только ему семантического пространства, многие элементы которого метафоричны, то можно выделить набор индивидуальных метафор. На этой основе была создана оригинальная авторская технология, неоднократно применявшаяся в работе с педагогами.

Based on his own experience, the author stresses the considerable potential of metaphor in increasing the level of self-consciousness of teachers at a special psychological training. The article explores the significance of the metaphor for the humanities (psychology) and exact sciences (mathematics). Since each person is characterised by their own unique individual semantic

© Вачков И. В., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 68 — 74.

space elements, whose elements are metaphorical, it is possible to identify a set of individual metaphors. This underlies the author’s original technique that has been numerously applied in sessions with teachers.

Ключевые слова: самосознание педагогов, метафоры в психологии и математике; индивидуальные метафоры, технологии психологической работы с метафорами.

Key words: teachers’ self-consciousness, metaphors in psychology and mathematics, individual metaphors, technology of psychological treatment using metaphors.

Одним из определяющих условий профессионального и личностного развития педагога выступает повышение уровня его самосознания. В настоящее время не вызывает сомнений необходимость специальной целенаправленной психологической работы по развитию профессионально-педагогического самосознания, поскольку его уровень у многих учителей нельзя считать высоким. При этом с предельной остротой встает вопрос о поиске таких методов и конкретных психологических технологий, которые бы эффективно решали проблему повышения уровня самосознания педагогов. В качестве основного развивающего метода нами был выбран групповой психологический тренинг развития самосознания, а в качестве ведущей психологической технологии — метафоризация как процесс перевода привычных слов, педагогических и психологических понятий на язык метафоры.

Почему именно метафора оказывается тем средством, которое позволяет создать технологии, способствующие росту педагогического самосознания? Прежде всего потому что она обладает свойством преобразовывать нечто привычное, обыденное в яркое и новое. Благодаря метафоре учитель приобретает способность увидеть себя, свою жизнь и работу в другом свете, а значит, открыть в себе и в окружающем новые грани и глубину.

Однако метафора еще недостаточно оценена как инструмент, имеющий огромные потенциалы для практической психологической работы с педагогами. Разберем некоторые особенности метафоры, порождающие эти потенциалы. При этом будем рассматривать ее не столько с филологических позиций, сколько с психологических, акцентируя внимание на тех сторонах метафоры, которые могут быть важны именно для профессионала-психолога, ведущего психологический тренинг для педагогов.

Метафора (греч. перенос) — троп, или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта.

Начнем анализ значимости метафоры с наиболее обобщенного уровня — уровня человеческого общества. Не будет преувеличением сказать, что на разных этапах развития цивилизации — во всяком случае в европейской культуре — представления о мире отражались с помощью разных метафор, поочередно сменявших друг друга.

69

70

В Древней Греции, пожалуй, самой распространенной была метафора центростремительного мира — мира как дома, эйкоса, куда эллин стремился обязательно вернуться. Мир оказыывался ограничен пределами родины (Ойкумены), и расширять его не быпло необходимости. Прямо противоположную метафору — мира центробежного — мы обнаруживаем в Древнем Риме, стремившимся максимально расширить границы своей империи.

Приход и распространение христианства обусловили смещение фокуса внимания людей в религиозную сферу и сферу человеческих отношений. Бренность и краткость человеческой жизни по сравнению с вечностью существования души породили метафоры жизни как путешествия между рождением и смертью, когда человек «изнашивает» свое тело, как платье. В раннем Средневековье особое значение приобретает метафора лестницы, связанная с представлением об иерархическом устройстве мира. Затем эта метафора сменяется другими: карнавальная культура породила метафору мира как карнавала, а позже — театральную метафору (как не вспомнить шекспировское: «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры, у них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль…»).

Эпоха Просвещения с ее наивной верой в силу разума и безграничные возможности науки создала много метафор мира, но, видимо, господствующей стала метафора механизма или научной лаборатории (позже — мастерской), где основываясь на принципах рациональности, можно объективно познавать все стороны материального мира.

В дальнейшем в связи со значительным ускорением развития цивилизации метафоры мира очень быстро сменяли друг друга. Естественным образом рождается вопрос: а что мы имеем в наше время? Какой образ характеризует его лучше всего? Можно предположить, что в качестве одной из самых разделяемых выступает метафора мира как паутины, в которой оказались все люди, связанные друг с другом сетями Интернета.

Не менее важную роль играют метафоры в формировании национального менталитета. В пословицах и поговорках разных народов метафорически отразились их этнопсихологические особенности и распространенные социальные представления. Приведем несколько примеров. Существует итальянская пословица, очень точно характеризующая психологическое единство красоты и доброты в представлении этого народа: «Красота без доброты подобна дому без дверей, кораблю без попутного ветра, источнику без воды». Интересно, что у русского народа красота в пословицах, как правило, противопоставляется счастью («Не родись красивым, а родись счастливым») и уму («Красота приглядится, а ум пригодится»), а с добротой связывается редко. У французов есть пословица «Нет розы без шипов», которая подчеркивает опасность и «колючесть» красоты.

Свои особые метафоры существуют и у представителей разных профессиональных групп. В качестве примера можно привести метафору, характерную для финансистов. Распознать ее очень легко: достаточно вспомнить типичные высказывания, которые звучат по телеви-

дению, радио, которые постоянно встречаются в Интернете в период финансово-экономического кризиса: «Остановились финансовые потоки», «Прекратились денежные вливания», «Активы заморожены», «Проценты перестали капать», «Инвестиции утекают из страны» и т.п. Ответ очевиден: речь идет о скрытой метафоре «Деньги — вода», или, точнее, «Деньги — жидкость».

Свои излюбленные метафоры имеются почти во всех профессиональных областях. Есть такие метафоры и у психологов. При анализе даже предельно строгих научных психологических текстов вы, как ни удивительно, будете все время встречать метафоры. Традиционно ученые стараются избегать их в своих работах, полагая, что тропы имеют неоднозначные коннотации, а для научных текстов такое непозволительно. Однако подобная установка не всегда оправданна, поскольку и в научном мышлении, и в научном языке метафоры занимают весьма значимое место. И в первую очередь подобная ситуация характерна для психологии. Можно просто вспомнить безусловно научные формулировки, прочно закрепившиеся в академических текстах: «психические процессы протекают…» (опять метафора «психические процессы — это жидкость»), «высокая самооценка связана с такими характеристиками, как…» (самооценке приписывается возможность измерения по высоте, да еще ее связывания с другими психологическими особенностями), «характер имеет широкий диапазон проявлений» (в отличие от многих других психических явлений и феноменов, имеющих как будто бы вертикальную модальность, характер, получается, может быть измерен по ширине).

Метафоры практически всегда лежат в основе научно-психологических теорий. Сначала ученый придумывает красивую метафору, отражающую изучаемый феномен, а затем разрабатывает теорию, в которой эта метафора латентно присутствует, но не называется, а феномен описывается с помощью специальных терминов. Самый яркий пример — психоаналитическая теория, создатель которой, Зигмунд Фрейд, придумал блестящую метафору: «Психика — это айсберг», — благодаря которой сотни тысяч обывателей впали в иллюзию, что они теперь знают, что такое психика. Впрочем, и большинство других категорий психоанализа имеет явно выраженный метафорический характер: «сопротивление», «Эдипов комплекс», «психологические защиты» и т. д. Можно привести и множество других примеров использования метафор в психологии. Достаточно вспомнить, например, в рамках психологии некоторые классические метафоры сознания, на которые явно или неявно опираются основатели фундаментальных психологических школ: «поток, птичий полет» (У. Джемс), «симфония, фуга, музыкальная композиция» (Д. Джойс, А. Бергсон), «горизонт, перспектива» (В. Келер) и т. п.

Возникает вопрос: почему именно психологическая наука оказалась так наполнена метафорами? Можно предположить, что это произошло в силу ее значительной абстрактности. Психические процессы, явления и феномены, имеющие идеальную представленность, невозможно представить. Поэтому при их описании ученым приходится прибегать

71

72

к метафоризации, уподоблению объектам трехмерного мира, которые нас окружают. Правомерно вспомнить очень точные слова Л. С. Выыгот-ского: «Все слова психологии — суть метафоры, взятые из пространства мира» [5, с. 369].

Заметим, что не менее абстрактная наука — математика — вопреки устоявшемуся мнению о несомненной строгости ее языка, также содержит очень большое количество метафор (да и физики любят метафоры: даже далекий от науки человек слышал про «демона Максвелла» или «кота Шрёдингера»). Метафорам в математическом языыке посвящено исследование И. В. Силантьева, приводящего множество любопытных примеров: «гладкая граница, гладкая функция», «мягкое условие», «грубая оценка» и «жесткое условие», «математическое ожидание», «линейные системы с возмущениями», «открыытое множество», «замкнутое множество», «веер торического многообразия» и даже «автоматы на деревьях». Есть и такой математико-лингвистический казус — «ребро графа». На основе проведенного анализа И. В. Силантьев утверждает: «. самое математическое знание в своем выражении в научном языке нуждается в разносторонней образной поддержке (ибо метафора — это прежде всего образное сравнение) со стороны повседневного человеческого опыта» [8, с. 359].

Таким образом, утверждается, что метафоры приходят в научный дискурс из обыщенного языыка. Так ли это? Достаточно лишь прислушаться к тому, что и как мы говорим друг другу в обыпчных житейских ситуациях, чтобы убедиться в этом. Иными словами, метафоры, которые часто рассматриваются прежде всего как атрибуты художественных текстов, служащие средствами украшения и усиления их (текстов) эмоционального воздействия, едва ли не в большей степени присущи обыыденному языыку. При этом обыщенная речь содержит множество «стершихся» метафор, то есть таких слов и словосочетаний, чья метафоричность становится очевидной не сразу. Мы беремся за ручку двери, откидываемся на спинку стула, у которого, разумеется, должны быть прочные ножки. Мы ставим цели, откладываем некоторые дела, преодолеваем преграды, тратим силы. Если обратиться к житейскому использованию психологических понятий, то можно обнаружить огромное число подобных метафор, которые мы употребляем и значения которых, как правило, не замечаем: «У него высокие способности», «В вас слишком много ненависти», «У тебя очень мягкий характер, надо добавить твердости в твои отношения с сыном», «Переживания совсем сломали ее» и т. п.

Наш обыденный языык просто переполнен метафорами (кстати, и эта фраза тоже метафорична). Об этом писали еще А. Н. Афанасьев [1], В. В. Виноградов [4], А. А. Потебня [7]. Ставшая очень популярной в течение последних десятилетий книга известных американских лингвистов Лакоффа и Джонсона так и называется «Метафоры, которыми мы живем». Указанные авторы в противоположность традиционным взглядам на метафору как на принадлежность поэтического и риторического языыка утверждают, что «вся наша обыщенная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» [6, с. 387].

Более того, есть все основания утверждать, что каждый человек обладает своим индивидуальным набором базовых метафор, которые структурируют его представления о предметном и социальном мирах, его окружающих. Метафорически говоря, каждый человек как бы находится внутри прозрачной (точнее, невидимой) сферы, на внутреннюю поверхность которой нанесены «созвездия» из элементов его семантического пространства; при этом многие из этих элементов являются метафорами. Человек «смотрит» вокруг через специфичные именно для него «системы координат», сконструированные из элементов личного семантического пространства, и «видит» мир по-своему. Соответственно и описывает человек увиденное, опираясь на эти свои метафорические понятия или подразумевая какие-то особенные метафоры. Часто он и не догадывается, что возникший у него метафорический образ мира сильно отличается от образов других людей.

С опорой на это можно описать важнейший механизм действия метафоры в психологическом тренинге с педагогами следующим образом. Психолог, как и любой человек, — носитель уникального семантического пространства, где каждый семантический элемент наполнен своим особым содержанием (значениями и смыслами). Но и у участников тренинговой группы — педагогов — имеются собственные уникальные семантические пространства. И все слова психолога будут иметь эффект только тогда, когда произойдет резонанс между двумя семантическими пространствами, когда возникнет изоморфное отношение если не между всеми семантическими элементами пространств психолога и педагогов, то, по крайней мере, между важнейшими из них, к которым, видимо, относятся метафоры. Таким образом, психологу нужно узнать базовые индивидуальные метафоры каждого участника тренинга, чтобы говорить с ним на его метафорическом языке.

Итак, психологу следует применять метафоры для построения связи между элементами собственного семантического пространства и семантического пространства тех, с кем он работает. Особенно усиливаются свойства метафоры, по-видимому, в том случае, если она облечена в форму сказки. Работа со сказочной метафорой в процессе психологического тренинга развития самосознания педагогов, как показывают наши исследования [3], дает существенный эффект и позволяет учителям повысить уровень самосознания.

При проведении психологического тренинга развития самосознания педагогов можно использовать самые разнообразные технологии работы с индивидуальными метафорами участников. Например, в качестве таковой может быть использована оригинальная авторская разработка «Метафора моей жизни» [2]. Благодаря этой технологии педагоги получают возможность познакомиться со своими индивидуальными метафорами, актуализирующимися «здесь и теперь».

Список литературы

73

1. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.

2. Вачков И. В. Метафора моей жизни // Школьный психолог. 2007. № 8. С. 27—28.

3. Вачков И. В. Сказочная метафора как средство понимания // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 111—117.

4. Виноградов В. В. Поэтика русской литературы. М., 1976

5. Выготский Л. С. Собрание соч. : в 6 т. Т. 1. М., 1982.

6. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387—415.

7. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

8. Силантьев И. В. Метафора в языке математики // Критика и семиотика. 2010. Вып. 14. С. 354—359.

74

Об авторе

Игорь Викторович Вачков — д-р психол. наук, проф., Московский городской психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]

About the author

Prof. Igor Vachkov, Moscow City University. E-mail: [email protected]

cyberleninka.ru

Метафора — психологическое упражнение — Психологос

Автор — M. Эрлих

Источник: Книга Клауса Фопеля Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.

Это упражнение дает участникам возможность составить представление о команде как о едином целом, об особенностях и основных способах ее работы, о царящей в ней атмосфере. На основе предложенных в ходе упражнения метафор можно будет выделить сильные и слабые стороны работы конкретной группы.

Инструкция

Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие звери втиснуты в очень маленькое пространство, и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и, помимо всего этого, их еще недостаточно кормят». Другую команду можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».

Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей команде…

Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы:

— Есть ли во всех этих образах что-то общее?

— Все ли образы вам понравились?

— Почему возникли те или иные образы?

— Какие вопросы мы должны себе задать, чтобы понять, что привело команду к нынешнему состоянию?

Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную команду, то есть такую, в которой они могли бы работать с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены команды.

www.psychologos.ru

Аллюзии и метафоры в консультировании ~ Проза (Психология)


Е.Томас Даут. Использование метафор и аллюзий при психологическом консультировании.
Если клиент проявляет большое сопротивление при психологическом консультировании, то консультант может применять непрямые методы коррекции применительно к его ситуации.
В книге «Психоанализ» под редакцией В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов дается определение Сопротивлению.
«Сопротивление — в психоанализе З.Фрейда,феномен силы, механизм. процесс и результат, препятствующие осознанию информации посредством противодействия переходу воспоминаний, представлений, желаний, симптомов и т.д. из бессознательного в сознание. Проявляется преимущественно в формах неосознаваемого противодействия людей обыденному осознанию вытесненного и неосознаваемого противоборства клиента психологу и выздоровлению. Наличие сопротивления считается признаком психического конфликта[c. 761].
Не прямые методы коррекции не так легки и просты в применении, какими часто кажутся. Через метафоры и аллюзии. которые встраиваются в естественный поток разговорной коммуникации. Кроме того,в них может быть использовано разделенное сознание, когда внимание клиента отвлекается от важных аспектов коммуникации посредством способа постепенного воспоминания (Fleming et al.,1992) Иногда создается впечатление, что психологи здесь даже не касаются проблемного поведения или ситуации.
В большом толковом словаре —
АЛЛЮЗИЯ, -и; ж. [от франц. allusion — намёк].
Стилистический приём, заключающийся в использовании намёка на реальные общеизвестные факты, события.
В большом толковом словаре
МЕТАФОРА, -ы; ж. [греч. metaphora — перенесение] Лит.
Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употреблённое.
В большом толковом словаре терминов психиатрии —
Метафора (греч.metaphora — перенос) — иносказание, выражение абстрактного представления посредством аналогии. В силу нарушения буквального смысла порождают дополнительные эмотивные (возбуждающие)и когнитивные (родственные, подобные) эффекты[В.А.Жмуров.с.306].
[Эмотивность ( лат emoveo — возбуждать, волновать) — повышение эмоциональной реактивности, когда эмоции возникают быстро, достигают большой силы и могут быть чрезмерно продолжительными. В.А.Жмуров. с.761].

Метафора
Метафора — образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафора помогает эмоциональноокрасить речь или текст.
Примеры простых метафор:
• Надежный, как швейцарский банк (О надежности функционирования чего-либо).
• Легкий, как перышко. (О миниатюрном ноутбуке)
• Скорострельный, как пулемет. (О быстропечатающем принтере)
Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем составить отдельное, четкое представление. А метафора служит орудием мысли, с помощью которого нам удается достигнуть и понять смысл того или иного явления. Однако она НЕ раздвигает границы мыслимого, она лишь обеспечивает доступ к тому, что смутно виднеется на его дальних рубежах.
Метафоры применяют в педагогике,психологии, психотерапии, public relations. Будучи грамотно составленными, они мягко (не «в лоб»), пробуждают заданные автором мысли, чувства и настроения. Использование метафор помогает, например, оратору лучше взаимодействовать с аудиторией; продавцу результативно проводить презентацию продукта; психотерапевту эффективнее работать с клиентом.
Метафоры можно использовать, в том числе, и для работы над собой. Например, придумать метафору желаемого образа жизни. Полезно осмыслять свою жизнь, находя метафору дня, метафору неделю, метафору месяца или года. К метафоре хорошо добавлять лозунг, тезис, формулировку, которая речевым образом суммирует то, что образно выражено в метафоре.
Тренируемся:
Например, 3 раз в день ищу метафору к известному человеку по ТВ по следующим пунктам:
1. Природное явление
2. Музыкальный стиль и инструмент
3. Картина или скульптура
4. Какой век, эпоха, культура
5. Вид транспорта
6. Дерево или цветок
7. Животное или птица…
Метафора
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мета́фора (от др.-греч. — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
1. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
2. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
1. Категория или контекст,
2. Объект внутри конкретной категории,
3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.
В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы господства соцреализма метафора фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности. В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
Метафоры объясняют одно понятие в терминах другого, но «метафорическое упорядочивание реальности» носит в этих случаях не всеобъемлющий, а лишь частичный характер». Метафора, помогая осмыслить понятие, затемняет некоторые его аспекты: воспринимая оппонента как противника, можно забыть о сотрудничестве в споре. В ориентационной метафоре происходит организация целой системы понятий в терминах другой системы, напр. « обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение силы — вниз».

Виды
В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору).
• Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать,
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе.
Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, былШ. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.
Примечания
1. ДВА ВИДА МЕТАФОРЫ
2. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: 1958
Литература
• Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлёт и падение метафоры. / пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Кашаев — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 496 с.
• Блэк М. Метафора.
• Гусев C. C. Наука и метафора. — Л.: ЛГУ, 1984.
• Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) : Учебное пособие для вузов. — М.: ПРИОР, 2001.
• Кедров К. А. Метаметафора. — М., 1999.
• Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. — М.: Едиториал УРСС, 2004.
• Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. — 3-е изд. — М., 2007.
• Тихомирова Е.А. Метафора в политическом дискурсе: Методология исследований политического дискурса. Вып.1. — Минск, 1998.
• Haverkamp A. Metapher. Die Ästhetik in der Rhetorik. — München: Wilhelm Fink Verlag, 2007.

www.chitalnya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *