Психологические основы религии – Психология религии — Википедия

Психология и религия

ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Век техники: научно-техническая революция свершилась, набирает силу информационная революция. Мы уже перестали следить за космическими полетами, они стали обыденными. Тем более удивительно, на фоне открытий 20 века, что практически не меняя своих основ, уверенной поступью в век грядущий входит религия, в частности христианство, которому весь мир уже отметил начало второго тысячелетия.

Сегодня меньшее удивление вызывает тот факт, что электронно-вычислительные машины стали умещаться в дипломат (а некоторые экземпляры даже в карман пиджака). Большей загадкой выглядит то, что в век высоких технологий, когда в Дедов Морозов перестали верить даже самые маленькие, религия, являющаяся по мнению классиков марксизма «»искаженным отражением реального мира»», имеет огромную паству.

70 лет борьбы Советской власти с «»религиозным опиумом»» пошли насмарку — церкви восстанавливаются и строятся новые.

Сегодня борьба за души идет не между верующими и атеистами, а между сторонниками различных конфессий, хотя и здесь прогресс — они начали активно договариваться друг с другом.

В чем же дело, почему религия столь живуча? Правда ли, что без религии не может быть нравственности?

Может быть, попытки «»научного подхода»» к религии, где не последнее место занимал диалектический материализм, заранее были обречены на неудачу?

Вопросы остаются открытыми. Я не собираюсь «»опровергнуть религию»», как всякий нормальный человек с уважением отношусь к вере и верующим любых вероисповеданий. В данном случае меня, как исследователя, интересует лишь факт, что православие живо и будет, без сомнения, жить дальше. Почему верующих в существование НЛО несравненно меньше, хотя очевидно, что инопланетяне — это более правдоподобно, чем чудеса, которые совершил Христос?

Попробуем взглянуть на религию с точки зрения современного знания о психическом, с точки зрения психологии.

Психологические основы религии.

Потребностная модель человека.

Большинство современных психологов полагают, что источником активности высокоорганизованных существ являются их потребности, побуждающие действовать определенным образом и в определенном направлении.

Несомненно, потребностная модель человека позволяет объяснить его поведение наилучшим образом. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние напряженности, а затем устремленности. Побуждение — это потребность, имеющая направленность на цель, достижение которой поможет ему удовлетворить возникшую потребность. Когда человек, совершая конкретные действия, удовлетворяет потребность (в еде, во сне, в общении и т.д.), его поведение закрепляется. Если потребность не полностью удовлетворена, или остается совсем не удовлетворенной, поведение человека в схожих обстоятельствах остается альтернативным.

Наблюдаемые факты доказывают, что степень удовлетворения в схожих условиях, полученная при достижении человеком цели, влияет на его поведение в будущем.

Абрахам Маслоу, один из наиболее почитаемых психологов в теории менеджмента, выделял следующие потребности: физиологические, в безопасности, социальные (в общении и др.), в уважении и самовыражении. Конечно, этот список человеческих потребностей не полон.

Зададимся вопросом, а что если обращение людей к Богу обусловлено в большей мере наличием конкретных потребностей, которые ему не удается удовлетворить иным способом.

ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЯЕМЫЕ В ОБЩЕНИИ С БОГОМ

Одна из важнейших потребностей человека — потребность в безопасности. Новый завет четко определяет будущее верующих и неверующих. Так, Иоанн Креститель говорил народу: «»Я крещу вас в воде, но придет тот, кто могущественнее меня, я не достоин развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно он соберет в хранилище, а солому сожжет в неугасимом огне»». (Ев. От Луки, 3:16,17).

Еще четче устрашение дано в письме к Евреям (12:25,26): «»Если те, кто отказался слушать Его, говорящего на земле, не избежали своего наказания, то тем более не избежим его и мы, к которым Он обращается с небес.»»

Недаром, в православных церквях всегда больше людей пожилого возраста: они ближе к смерти, и они хотят защититься от страха смерти, иногда и не очень веря в Бога, на всякий случай.

· Кроме безопасности христианство обещает своей пастве удовлетворение в такой важной потребности, как потребности в прощении (а кто из нас не грешен?). Попрекая Симона, в дом которого вошла блудница, Христос сказал: «»Ты видишь эту женщину? Я пришел к тебе в дом, а ты не дал Мне даже воды, чтобы вымыть ноги, а она обливает Мне ноги слезами и вытирает их своими волосами! … Говорю тебе, что ее грехи прощены, потому что она проявила такую большую любовь»». (Ев. От Луки, 7:44-47).

· Несомненно, верующие через Бога имеют возможность удовлетворять такие потребности, как потребность в общении, особенно в общении, когда нужно поделиться о сокровенном. Для этого у верующих есть Бог, которому можно рассказать о своих проблемах, болезнях, попросить о лучшем для себя и близких.Кроме того, верующие, собираясь вместе, даже если они мало общаются друг с другом, чувствуют свою принадлежность к общей группе, удовлетворяя такми образом естественную потребность любого «»человеческого организма»», воспитанного в обществе людей. Этим я объясняю увеличение количества верующих среди студентов.

· Потребность в самоуважении часто соседствует с потребностью в мщении тем людям, которые нас обидели. И хотя христианство учит прощать врагов своих, всегда имеется возможность ожидать, что сбудется, написанное в Писании:

«»Счастливы нищие, потому что вам принадлежит Царствие Божие. Счастливы вы голодные, потому что будете насыщены»».

Счастливы вы, плачущие теперь, потому что вы будете радоваться и смеяться …

Но горе вам, богатые, потому что вы уже получили свое утешение.

Горе вам, сытые, потому что вы будете голодать.

Горе вам, веселящиеся, вы будете рыдать и плакать»». (Ев. От Луки, 6:21-25).

Хотя мы не располагаем статистическими данными, известно, что к Богу чаще обращаются люди, у которых есть серьезные проблемы — одиночество, тяжелая жизнь. Если они находят для себя утешение в общении с Богом, то они становятся верующими. При этом Церковь не сидит сложа руки, она активно использует средства, позволяющие ей воздействовать на эмоциональную сторону человека.

ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ

Исследования показывают, что человек глубже воспринимает те объекты, ту информацию, которая воздействует одновременно на большее количество органов чувств. Несомненно, православная, католическая и протестантская церковь использует это знание испокон веков. Верующие мы или нет, но мы не можем не восхищаться католическими костелами и православными соборами — подлинными произведениями искусства.

Органная музыка в костеле, хор в православной церкви воздействуют на чувства верующих сильнее, чем мысль проповедника, обличенная в словесную форму.

Американцы пошли еще дальше: песни евангелистов положены на современную музыку, что, несомненно, привлекает в церковь Христа молодежную аудиторию.

Любовь к Богу

Но, несомненно, главное чувство, которое культивируют все религии — это любовь, и, соответственно, высшей формой любви (чистой, бескорыстной) эти религии представляют любовь к Богу:

«»Один из учитилей закона … спросил (Иисуса):

— Какая из заповедей самая важная?

Иисус ответил:

— Самая важная заповедь это: «»Слушай Израиль! Господь Бог наш — единственный Господь. Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей дешой твоей, всем разумом и всеми силами твоими»»;

— Вторая заповедь: «»Люби ближнего твоего, как самого себя»». Нет заповедей важнее этих двух»». (Ев. От Луки, 12,28 :31).

Следует при этом отметить, что человеческая любовь даже к божеству подразумевыает совершенство того, кого мы любим. Трудно, всем сердцем, любить нечто. Поэтому, например, евангелисты, обращаясь к детям, по сути, проповедуют любовь к Христу, который изображен в … известном американском фильме «»Иисус Христос»» (см.иллюстарции к книге Христианская мораль и этика: основы общества. М, 1995). Несомненно, герой этого фильма не только внутренне совершенен, но и внешне довольно привлекателен (вспомним — у человека должно быть все прекрасно …).

Мне кажется, что попытки доказать тем, кто образщается к Богу, что Бога нет, что это фантазия человека, возникшая из его беспомощности перед силами природы, также малорезультативны, как информация о том, что «»Курение опасно для здоровья!»&qu

mirznanii.com

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания. Социальная психология: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.

Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях.

Своеобразие религии.

Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Во-первых, религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

3) дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности.

Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.

Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.

Особенности религиозного сознания:

1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.

Религиозная вера – это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.

Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):

1) глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.

2) верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.

3) колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.

Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.

Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:

1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;

2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.

Пророк в отличие от мистика все время с людьми;

3) священнослужитель – посредник между человеком и божеством.

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

5) монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

6) монах – отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

7) cвятой – личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;

8) теолог – тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.

Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.

Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Что такое Психология религии? Психология религии — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Понятие религии за всё время существования данного слова постоянно менялось и сложно дать однозначное определение ему. Однако можно с полной уверенностью сказать, что каждый человек следует той или иной религии, верованиям. И это могут быть не обязательно традиционные религиозные течения (христианство, буддизм индуизм, иудаизм и пр.), речь идёт также об атеизме, поклонениях деревьям, солнцу, луне или деньгам, увлечениям. Всё это накладывает свой отпечаток на психику человека и является одним из важнейших факторов, которые психологи учитывают во время консультаций.

Так возникла необходимость появления такого направления в психологии, как психология религии. Оно изучает психологическую закономерность возникновения, функционирования, развития и исчезновения религиозных проявлений в индивидуальной и групповой психологии, направленность, структуру и содержание этих проявлений, ту роль, которую оказывают они на нерелигиозные сферы жизни людей. Исследованиям подвергаются не только религия, но и духовность.

Данное направление использует различные психологические исследовательские методы к религиозным традициям и разного рода течениям и возникло в 19 веке преимущественно в США и Европе. В своём развитии она претерпела множество изменений от ухода в атеизм (отрицание могущества Бога и превознесение на первое место человека) до создания направлений, комбинирующих психологию и теологию (Христианская ассоциация психологических исследований, библейское консультирование Аамса и пр.).

Большое влияние на развитие психологии религии оказали З. Фрейд, А. Маслоу, Джеймс Лейб, школа Кларка, Фридрих фон Хюгель, Жозеф Маршал, Антуан Вергот, Фридрих Хайлер, Ролло Мэй и ряд других психологов.

Современная психология религии:

  • Ищет объяснения поведению верующих людей в целом, а также представителей различных религиозных течений в частности;
  • Изучает процессы религиозных переживаний, их роль в жизни индивидуума;
  • Изучает психологию религиозных групп и религиозного культа, включая механизмы поведения и общения верующих, религиозное сознание в разные исторические эпохи, и влияние на сознание человека религиозных обрядов;
  • Изучает влияние религии на духовное развитие общества.

Психология религии не затрагивает философские вопросы о существовании Бога, а помогает решить те психологические конфликты, которые могут возникнуть у верующих той или иной концессии. Для этого психолог должен знать основные моменты различных религиозных течений, особенности той или иной религии, чтобы оказать квалифицированную помощь.

В то же время психолог данного направления не берёт на себя роль священника, а решает именно возникшую психологическую проблему, чем оказывает огромную помощь в работе священнослужителей, которые далеки от вопросов психологии.

В результате такой работы психолог помогает человеку, который занимается активно духовной практикой, устранить психологические барьеры, которые возникают на пути духовного развития, улучшить свои отношения с родными и близкими, коллегами по работе. Это способствует более гармоничному развитию личности. Также он помогает устранить страхи и сомнения, которые могут возникнуть, когда человек только начинает свой духовный путь.

И в данном случае различается пастырское консультирование и светское, которое отличается тем, что психолог не просто облегчает состояние обратившегося к нему человека, но и направляет его затем к священнику из традиции этого человека.

Таким образом, психология религии призвана найти эффективные средства воспитания и укрепления религиозности, научить использовать священнослужителей данные психологии в своей деятельности, а также помочь человеку в его гармоничном и целостном развитии.

Спасибо, за интерес к теме «что такое Психология религии»!

samopoznanie.ru

Религия и психология

Большинство людей на земле верующие и имеют отношение к одному из религиозных направлений. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но люди верят в существование высшей силы и великого создателя.  Нет сомнений в том, что вера очень важна для любого человека и позволяет человеку не просто жить, а жить с удовольствием.

В свою очередь психология, как современная наука, не говорит о существовании высшей силы, но вроде, как и не отрицает её.

Боюсь, что ошибся в своем предыдущем предложении. Наверняка психологи, как представители одного из психологических направлений или просто с позиции обычного человека, имеют свою точку зрения по этой теме.

В общем про это и будет сегодняшний круглый стол.

Мне кажется, религия и наука стали давно смыкаться, если говорить о феномене веры, а не просто об исполнении ряда обрядов и следования каким-то моральным нормам. Обрядами и моралью психология не занимается, это да, но не потому что она — наука, а потому что она призвана выстраивать такой род терапевтического контакта, который помог бы клиенту через безоценочный взгляд. Это просто разные задачи. И психолог не может и не имеет права говорить о том, допустим, хорошо ли иметь секс до свадьбы или является ли грехом гомосексуализм. Его дело — принимать человека таким, какой он есть, помогать сформировать свои цели и найти свой путь, даже если этот путь окажется путем атеиста или скептика.

Но с другой стороны, именно ВЕРА может быть серьезным подспорьем психологу. Вот например ученые провели ряд исследований молитвенного состояния, и выяснили, что оно коренным образом отличается от 3-х основных: быстрый сон, медленный сон, бодрствование. Состояние человека во время искренней молитвы не похоже по данным энцефалограммы ни на одно из упомянутых. И оно способно существенно менять ситуацию внутри человеческого организма — например, происходит выздоровление от болезней, которые медики считали практически безнадежными. Соответственно, психолог может использовать веру человека как дополнительную опору в самом же человеке для достижения целей данного человека.

Есть ситуации, когда психологу приходится самому ставить вопрос о вере. Не о религии (эти понятия я разделяю, верующий человек может быть совсем не религиозным и не обязательно вообще вера и религия должны пересекаться). А о вере. Потому что человек иногда сталкивается с вопросами, в которых обычных средств психологии недостаточно. Умер еще молодой супруг/а. Почему так? Как пережить? Просто принять «бессмысленную» на первый взгляд смерть — это не то, чем психолог может тут помочь. Потому что клиент чаще всего пытается найти смысл и в этой смерти, и в своей жизни после нее. А это уже вопросы, на которые наука психология не в состоянии дать ответ. И тогда надо идти дальше — помогать клиенту осознать, может ли он верить во что-то, каковы вообще его отношения с мирозданием, с силами, которые его окружают. И психолог может помочь человеку сформировать его веру (не навязать религию! а сформировать веру и доверие высшим силам, а уж какой облик для них выбирать — будет решать сам клиент).Или вот например, родился больной ребенок. Как так случилось? Можно работать с чувством вины матери, и отработать его, но она будет продолжать искать причину и смысл произошедшего, даже если уйдет вина. Для чего это ей? Чему призвано научить родителей? На что в себе самом опираться, чтобы пробовать вылечить ребенка? Без веры хотя бы в возможности самого человека лечение сложной болезни — тяжкий груз. А веру опять-таки надо помогать формировать, и часто сами клиенты ставят так свой запрос.

Мне довелось закончить философский факультет и учиться в богословском колледже, а потому я читал практически все религиозные «первоисточники» — Библию, Коран, Дхаммападу, Дао де Цзин, Веды, Конфуция и т.д. И все больше проникаюсь мыслью, что по сути там изложено одно и то же знание, но с разными акцентами, присущими разным цивилизациям и культурам. И это знание очень помогает в психологии и дополняет психологию. Потому что сами клиенты выходят часто за рамки простого разбора житейских ситуаций.

Есть какая-то черта, грань, за которой психология бессильна. Вот например, клиент осознает вследствие терапии, что те или иные его жизненные коллизии и перипетии были вызваны негативным родительским опытом. Прорабатывает этот опыт, отпускает обиды. Но мучается вопросом: а почему я попал именно в эту семью? Почему мне достались такие родители? Сам человек часто хочет выйти за рамки «это так и все, ничего не поделаешь».

Виктор Франкл — для меня один из блестящих примеров умения сочетать в себе науку и религию. Он утверждал (и написал книгу на основе наблюдений в концентрационном лагере), что именно вера помогает человеку пройти самые тяжелые психологические испытания, выжить даже в самых нечеловеческих условиях. Высший смысл — вот то, что держит человека на плаву, когда все вокруг сулит угрозу.

А религия — ее можно выбрать отчасти по собственному вкусу. Или принять то, что досталось от предков. Религия — всего лишь оболочка для веры, и если религиозный человек не наполнен верой, то он просто тот, кто совершает обряды из страха, что высшая сила на него «обидится», пытается принести ритуальные жертвы «на всякий случай». Но такое исповедание Бога не помогает на самом деле, оно не дает тех благотворных состояний для психики, способных вылечить болезни и дать волю к жизни.

Мне кажется (но это только мое личное мнение в данном вопросе), психолог не может совсем обойти своим вниманием этот феномен веры. Психология, если переводить с греческого, наука о душе. А душа склонна верить, нуждается в этом. К тому же душа не может быть исследована в полной мере научными средствами, количественными методами и матанализом. И потому приходится выходить за грани научных методов. Если мы действительно готовы иметь дело с душой, а не только с поведенческими рефлексами и биосоциальными инстинктами.

Выше сказано коллегами про многое и про важное! Не буду повторяться…

Я сотрудничала с  организацией, которая в т.ч., помимо широкого круга дел, развивала  еще и Телефон доверия для православных.

Скажу мое видение по этому вопросу: большинство обратившихся к психологу (по телефону) людей не желают ничего делать для себя, для своего душевного комфорта — предпочитая основное время уделять молитвам, в  ожидании того, что само собой все наладится. До очной консультации «добираются» единицы. Много людей, вещающих про «бесов» и прочую нечисть (никогда не понимала этого!) и при этом не желающих принять то, что важно начинать с себя, а не пенять на других, которые по их мнению мешают им быть счастливыми! Как то про заповедь «Возлюби ближнего как самого себя» забывается. Или не понимается…

Важно осознавать и то, что один верующий человек и другой  верующий человек — по-разному «верят».

На православной выставке в Манеже я общалась с достаточно высоким чином в Церкви, который накануне посетил … системные семейные расстановки!  Это, согласитесь, удивительно! Метод — неординарный, хотя основоположник его — священник (в прошлом). Этот человек, с энтузиазмом описывающий свои впечатления,  открыт к принятию нового, не отрицает того, что не видел, не читал, не знаком, он гибок и мудр!

Кто-то не принимает психологию, кто-то не принимает религию —  у каждого свой путь в этой жизни! Многие после психолога идут к батюшке, а кто-то после исповеди мчится к психологу. 

Религия и психология не то, чтобы не совместимы… Они — как две дороги, которые то идут параллельно, то пересекаются, то сливаются в одну широкую!

Прокопьев Владимир

Психолог Астана

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

Мне кажется что религия и психология несовместимы. Взять христианство, оно учит смирению, прощению обид, отдаванию кафтана если попросят рубаху, поставлению правой щеки если ударят в левую, учит тому что проблемы даны во благо и для духовного роста, что не нужно препятствовать злу и невзгодам, а смирено их принимать. А психология учит и стремиться помогать людям больше ценить себя, ориентироваться на свои потребности и желания, быть уверенным и отстаивать свои границы и даже быть агрессивным по отношению к агрессору т.е. психология учит не смиряться с тяжелыми ситуациями и не смиряться нападающими на нас, а давать им отпор и преодолевать трудности. Религия- отречение от себя и смирение, психология- люби себя (я центр) и преодоление.

Яковлева Александра Ивановна

Психолог Актау

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

«психология, как современная наука, не говорит о существовании высшей силы, но вроде, как и не отрицает её…..»

Психология, как наука говорит о многом и своим языком, в том числе и о высшей силе, называя её коллективным бессознательным — одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей».  Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Человека без веры не бывает, мы находимся в таком пространстве, где мы просто не выжили бы, если — бы не воспринимали многие вещи на основе веры.

Ну, давайте представим себе уроки в школе, где мы постоянно пытаемся все формулы, представленные нам как исследованные, проверять экспериментально.

Человек существо социальное и живет в тесной зависимости с людьми.

Великие святые, уходя от людей, на некоторое время и получая некий знаки и просветления сознания, всё равно возвращаются к людям или допускают огромное количество людей к своим кельям и пещерам!

Мы просто нуждаемся друг в друге, чтобы существовать и воспринимать и получать некий развивающий наше СОЗНАНИЕ катарсис, нам просто необходим тот самый ДРУГОЙ человек, которому мы, безусловно, ВЕРИМ!

Мне очень нравится эта тема поднятая Вами и имеющая больше философскую направленность. Я согласна с моим любимым автором А. В. Курпатовым, о том, что психолог в первую очередь должен быть философом. У него есть очень интересная на эту тему книга «Философия психологии Новая методология«. В книге рассмотрены религиозная, философская и научная мировоззренческие системы, а также проведен методологический анализ развития психологического знания. Он не первый и не последний кто затрагивает тему веры и глобальных вопросов, что же все-таки определяет наше сознание?

Я пишу эту статью и верю, именно верю в то, что и мои коллеги и автор темы и читатели будут читать эти строки, а кто-то, может — быть, и напишет мне свои комментарии. Разве это не является составляющей моего сознания.

Я верю в то, что люди: матери и отцы, читая наши статьи, разговаривая с нами или читая наши ответы, задумываются и перестают кричать и унижать своих детей, разных возрастов.

Примирить науку и религию получается Уильяму Арнцу  в «Книге Великих Вопросов. Что мы вообще знаем?» и в документальном фильме, по которому написана эта книга, — Силы мысли: Что мы об это знаем / What the Bleep Do We Know!? (Уильям Арнц, Бетси Чейс) [2004]:

«Лет сорок назад мыслители-новаторы во главе с профессором Абрахамом Маслоу осознали, что психология сосредоточена практически исключительно на проблемах и нарушениях: неврозы, психозы, дисфункции. А почему бы не изучать здоровых или даже «исключительно здоровых» индивидуумов — подумали они? Почему не исследовать высшие и наивысшие возможности человека — чтобы помочь всем развить в себе эти силы?  ………….

Возможно, величайшее наследие Маслоу и его коллег состоит в том, что они донесли до людей простую истину: каждый из нас обладает колоссальным скрытым потенциалом! Мы все обладаем силами и способностями, которые никогда еще не реализовывались в полной мере»!

Некоторые философы, называют психологию – религией будущего. И в этом есть доля истины. Прием у психолога, часто напоминает и клиентам и психологам, исповедь священнику. На протяжении многих тысячелетий, беседы снимали психическое напряжение у человека. Он осмысливал совершенный грех и стремился прекратить мучения совести. Просто при современной исповеди, мы уделяем большее внимание объяснению человеку, как ему преодолеть этот самый «грех» не дающий покоя человеку.

Да и роль проповедника, согласитесь коллеги, нам тоже присуща, достаточно только прочесть некоторые наши ответы. И Вы знаете, меня это совсем не пугает. Я часто люблю повторять, что и до психологии, люди жили и с помощью религиозных служителей, стремились быть выше животных рефлексов и им это удавалось. Психология опирается не только на открытия Фрейда и Павлова, Выготского и Ухтомского, Бехтерева и Сеченова, но и на тех, кто был до них и опирается, в том числе и на исследования и философское наследие, доставшееся нам от великих учителей и святых с Востока и Запада.

Удачи, всем и успехов.

Галочкина Елена Борисовна

Психолог Торонто

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

На мой взгляд, вера в высшую силу (а она имеет множество видов, в том числе веру в Бога) является способом поддерживать себя в жизни. Бог — это опора для человека. Он учит жизни, даёт заповеди, наблюдает за тобой, судит и решает, в ад твоя душа отправится или в рай. Это внешняя опора. Она необходима многим людям, которые не имеют внутренней опоры, если хотите, внутреннего Бога. Тем, кто имеет эту внутреннюю опору, не нужны внешние объекты воздействия и контроля на себя, не нужны ритуалы и магические действия, чтобы принимать решения и осуществлять свою жизнедеятельность. Это всё у них происходит в свёрнутом виде внутри, в душе, в психике. Но происходит, по сути, то же, что и верующими в церкви. Просто, на мой взгляд, разница в том, есть ли внутренняя опора в конкретном человеке. Если её нет, он ищет опору в Боге через религию.

Мне трудно описать эту внутреннюю опору, это сложная штука. Но мне представляется это каким-то механизмом саморегуляции и принятия решений, когда мы сверяем их со своим внутренним мерилом, внутренним Богом. Вот как раз психология, как мне кажется, и обучает инструментам, способам и путям формирования этой самой внутренней опоры.

Мне бы не хотелось, чтобы этот мой тезис воспринимался как противопоставление религии и психологии, или как то, что внутренняя опора лучше внешней. Вовсе нет. Просто это разные способы получать поддержку, необходимую для жизни, но они оба нужны и важны, потому что кто-то может создать эту опору внутри, а кто-то нуждается во внешней. И то, и другое в нашей жизни было, есть и будет дальше. Это вопрос выбора, личного выбора каждого человека.

Психолог Алматы Был на сайте: Сегодня

Ответов на сайте: 7593     Проводит тренингов: 0     Публикаций: 14

Религия и психология…

Соприкосновение…, взаимопроникновение…, разногласия(?)…

Говоря о психологии, как практик, имею в виду психотерапию, психологическую помощь, консультирование, поддержку.

То, что в религии именуется душепопечительством, наставничеством.

По моему мнению, все психологические учения, все теории и практики вышли из религий и продолжают питаться  животворящими смыслами и практиками, взятыми оттуда же.

Все теории – это часть учений отцов церкви, переложенные на профессиональный язык теорий  психологами.

Говорю это, отнюдь не умаляя такие переложения.

Такая тема – тема для большого и, скорее, теоретического разговора о религии и психологии.

Мне же, как практику, важно понятие ВЕРЫ, без которого не вижу работы практического психолога, психотерапевта.

Трудно удержаться и не привести слова своего друга,   психотерапевта  А.Е. Алексейчика из его книги «Психотерапия жизнью»:

«Очень немногие больные, а тем более здоровые, имеют сколь-либо  реальное представление  о вере, даже самое простое, не говоря уже о вере во всей ее сложности, конкретности, динамике, живости, жизненности, действенности, развитии, личностности.  Чаще всего веру понимают потребительски: лучше верить, чем не верить, надо верить, хочу верить, покажите, докажите…. Не представляют, что вера может быть общей, конкретной, фанатичной, извращенной, бессильной, лукавой…   Даже профессионалы не признают, не узнают «чудесной» веры: врачи  — религиозной, священники – веры больных.  Не умеют верой «пользоваться», «служить верой и правдой».

Вера – основная, можно сказать, «стволовая» сущность» (психотерапии – примечание мое – Г.И.).

У-веренность, не-до-верие, мало-верие, до-верие – второстепенны, хотя с ними можно успешно работать.

Как благодатна жизнь тех людей, кто с детства получает такую конкретную веру вместо знания. Веру в то, что  отец и мать для него самые добрые, лучшие, умные….  Образцовые. Что род  его самый…. Что он для них самый, ну, если не лучший, то соответствующий.

К сожалению, в современном мире, в нашем мире так бывает нечасто. Люди не получают с детства такой «малой», согревающей, активизирующей веры, с традицией, в церкви, в общине, в своем приходе.  И придется им искать такую веру с запозданием, в беде, в боли, в заболевании. Или – в забытьи.  Или в психотерапии».

Задача психотерапевта – считаю, основная задача, — сделать так, создать такую «атмосферу» работы, чтобы пациент – до-верился, по-верил, приблизился к вере – в себя, в свои силы и возможности.

Чтобы увидел, услышал, почувствовал, понял – с верой – что жизнь его в большей степени может быть – другой.

Что вера его себе, другому – может быть целительна.

Работаю с такими понятиями, как душа, дух.

Задача – помочь пациенту – при-открыть душу.  Навстречу себе, навстречу новым переживаниям и пониманиям.

Работаю – не с бессознательным, а с – душой. И работается тогда – с душой.

Но в то же время вспоминаю – религия занимается спасением души. Психотерапия – ремесло светское – лечение души.

Нет психотерапии православной, мусульманской и т.п.

Но психотерапией занимаются люди.  И  вера  помогает человеку верующему, занимающемуся нашей работой, видеть отчетливее, глубже и шире человека с его трудностями, помогает  найти выходы – к свету, к жизни.

Из заблуждений, от детства  — к юности, взрослости и зрелости.

К здоровому детству, к здоровой взрослости, зрелости.

К мудрости.

К принятию жизни и нахождению в ней смысла.

www.all-psy.com

Психология религии | Понятия и категории

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — одна из отраслей знания, изучающих религию; она имеет дисциплинарный статус, является, с одной стороны, проблемной областью психологии, в рамках которой выступает в качестве прикладной, с другой — наряду с философией, социологией, феноменологией, историей религии представляет собой раздел религиоведения. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религ. явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.

Как научная дисциплина, психология религии формируется в конце 19 — начале 20 века, хотя психологические знания о религии накапливались с прошлого тысячелетия. Существенный вклад в становление психологии религии внесли немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт, американский психолог и философ У. Джеймс, немецкий философ В. Дильтей, американский психолог Дж. Леуба, французский психолог Т. Рибо, американский психолог Э. Старбе, французский психолог Т. Флурнуа и др.

Различают конфессиональную и светскую психологию религии, которые имеют разные мировоззренческие предпосылки и ставят перед собой неодинаковые задачи. Реализуются общепсихологические и социально-психологические подходы к изучению религии. Научно-психологическую основу изучения религии составляют: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) раскрытие многообразия религ.- психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религ. деятельности и отношений — культа, религиозные проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности. Социально-психологический подход к анализу процессов, состояний, личностных свойств осуществляется в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам, религиозным объединениям, организациям и общинам.

В психологии религии используются различные методы исследования: метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция и др. Для объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории — бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм), когнитивизм, гуманизм, психология «самости», трансперсонализм, культурно-историческая теория и теория деятельности. В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзегетика, пастырская психология, пастырская психотерапия и др.

Среди российских философов, психологов научно-психологические подходы к изучению религии на рубеже 19—20 веков и позже нашли выражение в трудах как конфессиональных, так и неконфессиональных авторов: Н. А. Бердяева, В. М. Бехтерева, А. И. Введенского, Н. Н. Ланге, Н. Н. Лапшина, Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета и др. В 20—30-е годы в России психологический анализ религии осуществлялся в контексте рефлексологии. Были изданы переводы трудов западных исследователей, однако в целом общего интереса к их изучению у психологов не обнаруживалось. Лишь после более чем тридцатилетнего перерыва — в 60-х годах проблемы психологии религии привлекли к себе внимание отечественных исследователей. Важную роль в организации разработки указанных проблем сыграла Всесоюзная конференция по проблемам психологии религии (1969). На ней обсуждался широкий круг общеметодологических, теоретических и конкретно-прикладных проблем; она «узаконила» место психологии религии в рамках отечественных исследований. Вслед за этим появилось значительное количество работ по различным вопросам психологии религии. Ныне исследования в области психологии религии ведутся в институтах психологии РАН, Психологическом институте Российской Академии образования, в Российском независимом институте социальных и национальных проблем, в Московском, Санкт-Петербургском, Екатеринбургском, Ростовском-на-Дону университетах, других научных и учебных учреждениях страны. С развитием отечественной психологии религии тесно связано одно из направлений социально-психологической науки, получившей название религиозной психологии. Понятия «Психология религии» и «Религиозная психология» очень близки, часто их не различают (т. е. рассматривают как синонимы) из-за того, что у них один объект изучения. А между тем религиозная психология отличается от психологии религии определенным срезом своих исследований.

И. Н. Яблоков

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 396-398.

ponjatija.ru

Психологические основы религиозного фанатизма. Главные причины и последствия

Данная статья посвящена психологическим основам религиозного фанатизма. В ней представлен синтез мнений различных исследователей психологии религии, классификация фанатизма и его психические констелляции. На основе анализа психологических исследований авторами сделан вывод, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм.

Многие исследования современности связывают религиозные учения с войной и терроризмом, поскольку явление религиозного фанатизма не редкость и в наше время.

Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем, покорил полмира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров.

Религиозный фанатизм описывается по-разному. Так, в исследованиях Е.М.Калужной фанатизм «это слепая экзальтированная вера, связанная с нетерпимостью и агрессией по отношению к сторонникам других вероучений» [1;12].

Религиозный фанатизм с точки зрения психологии является «idées fixes» — навязчивым состоянием психики человека. Одержимость и видения, часто сопровождающие жизнь религиозных фанатиков, свидетельствуют об отклонении от нормы, собственно, являясь психопатией.

Психопатическая организация нервной системы часто влечет за собой повышенную возбудимость, истеричность, вспыльчивость. Именно потому религиозные фанатики обладают нетерпимостью, граничащей с агрессией, которая — в малых или тяжелых формах, в зависимости от тяжести психопатии, — является оружием в руках лидера.

Болезненный ум делает из веры кумира, он настойчиво и упорно прорабатывает свою идею, пока не оповестит о ней всех, будет с жаром ее защищать. Здоровой психике недосуг обдумывать вопросы веры, занимаясь своей жизнью, нездоровая психика цепляется за идею.

В психотерапии В. Джемса есть определение личной религии, характеризующей состояние человеческой психики и ценностей. Данная религиозная форма исключает все внешние характеристики религии — теоретическое богословие, обряды и традиции канонов той или иной веры, оставляя для изучения только человеческую организацию в его личной вере — в центре ставят внутренние переживания человека, его долг, совесть, отношение к канонам религии, людям и к Богу [2; 84].

Итак, религия, по мнению психотерапевтической науки, — это совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности. В истинной вере нет места рабству и зависимости, она должна давать как продукт благостное и гармоничное спокойствие, преодолевая внутренние страхи человека.

Для других исследователей фанатизм — это «извращенная приверженность к своей идее и резкое отношение к ее отрицанию». Наиболее частое качество, присущее религиозному фанатизму, — ценность своей идеи и неприятие других идей. На данное время среди людей бытует мнение, что религиозный фанатик — это жестокий террорист, сметающий и убивающий всех, кто встает у него на пути. Данная тематика вообще очень специфична, так как религиозный фанатизм выражается не только в нетерпимости, но и в суеверии, излишествах выражения религиозных чувств, отличается ревностностью и, пожалуй, главное — невежеством.

Первым более точное определение фанатизма дал Вольтер: «Тот, кому свойственны экстазы и видения, кто принимает свои сны за нечто реальное и плоды своего воображения за пророчества, того можно назвать энтузиастом, но тот, кто поддерживает свое безумие, убивая, фанатик» [2; 84].

Вольтер также разделил фанатиков на два типа — агрессивный (эмоциональный) и хладнокровный. Разница между ними в реакции на неприятие их идеи. Эмоциональные убивают сходу, а хладнокровные выискивают несогласных, разрабатывают политику и также уничтожают.

Выходом из такого состояния, по мнению Вольтера, лекарством является умение думать, размышлять, исследовать и изучать свои вероучения, нормы нравственности и анализировать их суть. Умение найти истину и непредвзятость — спасение от фанатизма.

Наивно полагать, что фанатик — это изгой общества, а фанатизм — это болезненный сбой системы. Фанатизм всегда носит социальный характер. Не случайно Н. Бердяев считал что «человек не может быть фанатиком, когда он поставлен перед Богом, он делается фанатиком, лишь когда он поставлен перед другими людьми».

Религиозная экспансия является наиболее опасным видом религиозного фанатизма, который охватывает не только духовный мир человека, но является и политическим процессом.

Ф.Ницше в своих трудах описывал причину возникновения религиозной экспансии как колебания рационального и иррационального начала в обществе. Он связывал наступление времен религиозной экспансии с захватом земель, установлением политического режима, захвата власти, изменениями в социально-экономическом устройстве.

Действительно, окунемся немного в историю. Вспомним захватчиков — войска Чингиз хана. Порабощенные государства принимали веру угнетателей и их уклад и традиции. Европейские колонизаторы также способом миссионерства подавляли африканские и американские земли, склоняя их с помощью веры к подчинению. Это стыд для христианской и мусульманской веры — стыд прошлого, когда вера была использована в качестве способа установления господства и получения материальной выгоды и наживы.

В современном мире религиозная экспансия также является одной из латентных проблем, когда некоторые представители учений, яростно отстаивая свою веру, не дают покоя своим близким и родным. Это также своего рода экспансия, когда детей в семье бьют, заставляя ходить на службы или в мечети. Когда представители некоторых учений не дают переливать ребенку кровь, так как учение это запрещает, и ребенок погибает — это религиозная экспансия, только маленького масштаба и страдают от нее те, кто не могут защититься.

Психологически религиозная экспансия — это желание власти, конфликт внутреннего и внешнего. Чаще всего при религиозной экспансии вся идеология исходит от одного лидера, вдохновляющего массы на религиозное «насилие». В религиозной экспансии важно установление господства определенной религии на определенной территории и в определенном обществе как самоцель.

Общество так же ответственно за любой акт фанатизма, как и отдельный человек, поэтому внимание к так называемым «положительным» формам фанатизма — долг и обязанность любого здорового социального института. «Хорошего», «невинного» фанатизма не бывает, из молодых музыкальных или спортивных фанатов вполне могут вырасти серьезные политические или религиозные фанатики, поскольку суть и корни фанатизма всегда одни и те же.

История доказала, что «взлет фанатизма приходится на переломные эпохи. Когда старые системы рушатся, а новых еще нет, происходит взрыв всех деструктивных форм веры, таких как фанатизм, суеверия и предрассудки. Это объясняется тем, что вера, как очень важная, присущая любому человеку способность, усиливается в периоды неопределенности».

Она помогает нам справиться с тревогой и страхом, пережить состояние острой неопределенности при переходе от старых, безопасных, хорошо известных систем к новым, неведомым и пугающим. Но если в душе человека уровень деструктивных процессов высок, то вера переходит в болезненные формы.

Как помочь человеку, как помочь всем нам не попасться в ловушку фанатизма? Истинная вера дает простой ответ: нельзя строить своего отношения к Богу без отношения к человеку. Именно любовь является глобальной прививкой от любых психологических «эпидемий». Она восстанавливает доверие к миру, дает нам силу и веру в самых трудных обстоятельствах жизни, позволяет увидеть лицо другого человека. Именно поэтому святые, которые были способны на подвиги веры, никогда не были фанатиками: их сердце всегда было наполнено любовью к Богу и к человеку. 

Именно в свете этих исследований и мнений так актуальна тема религиозного фанатизма и отношения к нему верующих людей.

Методологической основой анализа являются научные труды таких авторов, как Вильям Джемс, который писал про религиозный опыт, Ф.А.Селиванов [3; 85], Е.М.Дринова [5; 31], Л.Фейербах

[6; 157]. Е.Н.Люльчак [4; 16] писала о явлении «религиозного фанатизма», язычестве и сатанизме, Ю.М.Рой [7; 5] изучал такое явление, как «вера», переходящая в фанатизм, Р.М.Грановская, — психологию веры, историю мировых религий, место веры в структуре психики [8; 355].

Цель исследования: изучить отношение верующих и неверующих людей к религиозному фанатизму. Объект исследования: верующие и неверующие люди. Предмет исследования: религиозный фанатизм как отклонение и искажение веры.

Общая гипотеза: отношение у верующих и неверующих людей к религиозному фанатизму отличается. Частная гипотеза:

  • у верующих людей толерантность к неопределенности, а именно по отношению к религиозному фанатизму, выше, по сравнению с неверующими людьми;
  • у верующих людей субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и субъективные эмоционально-смысловые представления о религиозных фанатиках положительные, по сравнению с неверующими людьми;
  • эмоциональное отношение верующих людей к таким понятиям, как «религиозный фанатизм», «вера», «Я сам» положительнее, по сравнению с неверующими людьми.

Задачи исследования:

  • теоретическое исследование проблемы отношения верующих людей к религиозному фанатизму;
  • подобрать и обосновать методики исследования отношения к религиозному фанатизму;
  • провести экспериментальное исследование и выявить взаимосвязь между верующими и неверующими людьми.

Научная работа посвящена психологическим основам религиозного фанатизма, представляет собой синтез мнений различных исследователей психологии религии, классификацию фанатизма и его психические констелляции, развивает мысль об отношении христианства и ислама к религиозной нетерпимости на примерах выдержек из священных писаний.

Нами проводилось анкетирование, целью которого было выявление отношения верующих и неверующих людей к религиозному фанатизму, была использована методика «личностный дифференциал». Цель данной методики — выявить субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и субъективные, эмоционально-смысловые представления о религиозных фанатиках. На заключительном этапе исследования мы проводили «Цветовой тест отношений» Эткинда, целью которого было выявление эмоционального отношения верующих и неверующих людей к таким понятиям, как «религиозный фанатизм», «вера», «Я сам».

Карл Густав Юнг, напротив, говорил, что «вера необходима для позитивного психологического состояния человека», не отрицая и не умаляя тем самым ее значимости. Эти два мнения классиков и основателей психотерапии говорят о наличии двойственности проявления веры в человеческом сознании. Очевидно, данные суждения были вынесены на определенных эмпирических фактах, которые говорят как о позитивном, так и о негативном влиянии веры на человека. Религиозный фанатизм как проявление неразвитой духовности человека очевиден в его последствиях. До этого выше мы говорили, что неистинная вера сама по себе превращает позитивные качества в противоположные [9; 130].

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих религий и провоцирует их на конфликты с представителями как своей веры, так и иных вероисповеданий. Главными его видами являются:

  • обрядоверие — приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;
  • пуританство — строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в самоцель;
  • прозелитизм — привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами;
  • религиозная экспансия — стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны (гражданские и межнациональные) и на бесчеловечные гонения [10]. Ну и религиозная история народов полна примеров ереси, расколов, гонений и отлучений, что ярче всего выразилось в исламизации завоеванных арабами и турками народов, инквизиции Западной церкви, иконоборчестве нескольких византийских императоров и др.

Главными причинами фанатизма являются:

  • политические: разжигая религиозный фанатизм в народе, политики, издавна эксплуатируют силу религии и используют ее или для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии;
  • психологические: психологические исследования показывают, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм;
  • религиозные: возведение фанатизма в норму правил некоторыми религиями (например, в исламе распространение веры «огнем и мечом») или преувеличенная требовательность верующих к ближним, происходящая от неправильного понимания заповедей.

Последствия религиозного фанатизма для людей, общества и самих религий весьма разнообразны. Действительно, фанатизм:

  • создает у верующего иллюзию духовной самодостаточности и гарантированного спасения, усыпляя его совесть и внушая ему фарисейское сознание;
  • искажает веру, потому что лишает ее драгоценного качества — любви к ближнему, без которой вера мертва;
  • удушает свободу личности принуждением, гонениями, угрозами, наказаниями, насилием;
  • толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных войнах;
  • вызывает антипатии у религиозно равнодушных людей или маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку они убеждаются в том, что религии, вместо того чтобы облагораживать человека, разжигают в нем ненависть и побуждают на кровавые конфликты.

Фанатизм никак не может быть связан с истинной верой, потому что в истинной вере нет места слепоте, ненависти и насилию. Религиозная ревностность и усердие являются добродетелями только тогда, когда они вдохновлены любовью и происходят от чистого сердца и подлинной веры [11; 130]. Таким просвещенным усердием, а не слепым фанатизмом, обладали апостолы, мученики, миссионеры и многие другие верующие, потому что их веру вдохновляла глубокая и бескорыстная любовь к Богу и человеку.

Апостол Павел говорит: «Если имею дар пророчества… и всякое познание и всю веру, а не имею любви, — то я ничто». Истинная вера проявляется в святости жизни, деятельной любви и жертвенном смирении.

Религиозная свобода личности является одним из важнейших прав человека, и поэтому во многих государствах она защищается конституцией, которая предоставляет гражданину право самому выбирать религию или не выбирать никакой [12]. На международном уровне религиозная свобода была принята ООН в 1948 г. как часть «Всемирной декларации прав человека» (18 ст.), что было признано большинством цивилизованных государств, включивших ее в свои конституции. Несмотря на это, в истории вплоть до сего дня многократно появлялись теократические или атеистические режимы, которые пренебрегали этим человеческим правом.

С другой стороны, некоторые религии или секты, используя невмешательство государства, предпринимают попытки привлечь к себе сторонников других религий, употребляя обычно угрозы, подкуп, интриги и т.д. Каково должно быть наше отношение к представителям иных религий?

К заблуждениям и предрассудкам еретиков и представителей иных религий не следует относиться с фанатичной нетерпимостью. Кроме того, что это не соответствует истинной вере, это еще, как показывает история, и совершенно бесполезно. Общение с людьми иной веры может привести к желаемому результату и стать плодотворным только при условии свободного диалога и взаимного уважения к личности собеседника [13]. Естественно, это не значит, что верующие могут быть равнодушными к своей вере и идти на компромисс с иными верованиями.

Прозелитизм иных религий не будет опасен для верующих, если они будут хорошо знать свою веру и жить в согласии с ней. Тогда их не увлечет чуждая религиозная агитация и пропаганда.

В научной статье мы исследовали отношение верующих и неверующих людей к явлению «религиозный фанатизм». Наше исследование состояло из четырех этапов. На первом этапе мы провели опрос по толерантности к неопределенности, целью которого было проведение было определение уровня толерантности к неопределенности у верующих и неверующих испытуемых. Результаты исследования обрабатывались стандартным способом, затем для выявления различий мы применяли U-критерий Манна-Уитни между выборками испытуемых. Обработав результаты исследования, мы выяснили, что уровень толерантности к неопределенности между двумя выборками испытуемых не различается, следовательно, уровень толерантности к неопределенности одинаковый у верующих и неверующих испытуемых [14].

На втором этапе нашего исследования мы проводили анкетирование верующих и неверующих испытуемых, целью которого было выявить у них отношение к религиозному фанатизму. Анализ данных мы провели с помощью критерия Манн-Уитни и выяснили, что статистически значимых различий между двумя выборками испытуемых не обнаружено.

На третьем этапе мы использовали методику «Личностный дифференциал», целью которой было выявить отношение испытуемых к себе, а также отношение испытуемого к религиозному фанатизму. Также обработав данные с помощью критерия Манна-Уитни, мы вяснили, что различия в отношении к религиозным фанатикам не было обнаружено [15; 200].

На четвертом этапе исследования был применен «Цветовой тест отношений» Эткинда, для того чтобы выяснить отношение верующих и неверующих людей к таким понятиям, как «религиозный фанатизм», «вера», «Я сам».

Итак, после проведения ЦТО на наших испытуемых мы можем сделать следующие выводы:

  • между отношением верующих и неверующих испытуемых к понятию «религиозный фанатизм» нет значимых различий;
  • между двумя выборками по понятию «вера» также не существуют статистически значимых различий;
  • в двух выборках к понятию «Я-сам» также нет различий.

Таким образом, отношение у наших испытуемых вне зависимости от веры, к понятиям «религиозный фанатизм», «вера», «Я-сам» не отличаются.

Следовательно, гипотеза нашего исследования не подтвердилась.

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу для всего мирового сообщества, национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов. 

 

Список литературы

  1. Калюжная Н.А. Фанатизм: личностные и групповые черты // Философские науки. — — № 9. — С. 66–81.
  2. Вильям Джемс. Многообразие религиозного опыта. — М.: Русская мысль, 2000. — 115 с.
  3. Селиванов Ф.А. Поиск ошибочного и правильного. — Тюмень: Тюмен. гос. ун-т. — 2003. — 120 с.
  4. Люльчак Е.Н. В секты попадают из-за проблем // Карагандинская православная газета «Воскресения день». —— № 5. — С. 16–17.
  5. Дринова Е.М. Религиозная экспансия: социально-философский аспект // Философия и общество. — № 4 (56). — С. 31–36.
  6. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Лекции о сущности религии. — Т. ІІ. — М.: Политиздат,— 313 с.
  7. Рой Ю.М.      Когда      вера      превращается      в      фанатизм.      —      [ЭР].      Режим      доступа:      www.alexeyosipov.ru/web…v…/Pyt_razuma_2010_(A_I_Osipov).fb2(дата обращения: 02.2015).
  8. Фрейд З. Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2004. — 502 с.
  9. Юнг К.Г. Психология и религия: пер. А.М. Рутскевича. — М.: Мартис, 1995. — 270 с.
  10. Верующий, религиозный человек или фанатик? // Краткий конспект одноимённой дискуссии, Библейский дискуссионный клуб. — [ЭР]. Режим доступа: cogmtl.net/Articles/084b.htm [дата обращения: 02.2015].
  11. Парыгин Б.Д., Ерунов Б.А., Букин В.Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. —— № 11. — С. 71–73.
  12. Чистяков Г.     Философские      и      психологические      основы      фанатизма.      —      [ЭР].     Режим      доступа: http://www.tapirr.com/ekklesia/chistyakov/esse/fanatizm. [дата обращения: 02.2015].
  13. Мурзаев А. Психологический портрет личности лжерелигиозного фанатика. — [ЭР]. Режим доступа: http://xn—[дата обращения: 29.02.2016].
  14. Абузяров Р.А., Туаева З.И. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. — Уфа: ВЭГУ, 1994. — 320 с.

articlekz.com

Психология религии это что такое Психология религии: определение — Философия.НЭС

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

отрасль психологии, исследующая духовные предпосылки и процессы, связанные с переживаниями при обращении в др. веру, раскаянии, грехе, заповедях и т. п. Обоснование психологии религии в качестве самостоятельной дисциплины связано с выходом в свет книги Ф. Шлейермахера «Psyshologie» (1862). В более широком смысле — характерологическое свойство основателей религии и верующих.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

Психология религии

Таким образом, очевидно, что человеческие импульсы, воплощенные в религии — это страх, тщеславие и ненависть. Целью религии, можно сказать, является придание этим страстям респектабельности путем направления их по определенным каналам. Поскольку эти страсти в основном делают людей несчастными, религия является силой зла, так как позволяет людям безудержно предаваться своим страстям, в то время как без ее санкции они могли бы, по крайней мере в определенной степени, контролировать эти страсти. [Это больше посвящено «официальной религии», политическому приложению оной — А.Б.]

Оцените определение:

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

отрасль религиоведения, изучающая психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений в индивидуальной, групповой и общественной психической жизни, анализирующая содержание этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности личностей, групп, общества. Современная психология религии сформировалась в конце 19 – начале 20 вв. Светская психология религии стремится абстрагироваться от конкретных религиозных систем и выявляет то общее, что характерно для психического состояния любого верующего. Конфессиональная психология религии (православная, католическая, протестантская, исламская и др.) опирается на соответствующее богословие и исследует религиозные аспекты психики приверженцев своей религии.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

terme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *