Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Направленность личности | Характеристика психических познавательных процессов | Младший школьный возраст Средний школьный возраст Старший школьный возраст | Учебная деятельность Общественно-полезная деятельность Учебно-профессиональная деятельность | Осознание себя как социального существа. Развитие мотива долга, удовлетворения от своих достижений, рефлексии собственного поведения Стремление утвердить «я» в системе общественных отношений. Появление друга – первое личное достижение подростка. К 10 –11 годам развивается способность к самоанализу, к 14 – 15 годам – саморегуляции. Формируются идеалы, профориентация. Формирование творческой индивидуальности, стремление к самореализации. Определение гражданской позиции, осуществление выбора профессии. Развитие инициативы, самостоятельности, ответственности. | Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие абстрактно-понятийного мышления. Переход от непроизвольного запоминания к запоминанию словесных формулировок. Психические процессы неустойчивы, имеют яркую эмоциональную окраску. Развитие способности к абстрактным и сложным дедуктивным рассуждениям. Овладение операциями абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации, постоянного оперирования понятиями. Развитие памяти от наглядно-образной к словесно-логической. Активное развитие теоретического мышления. Овладение приемами опосредованного запоминания. Формируются внимательность и наблюдательность. Внимательность поддерживается даже в неблагоприятных условиях. |
studfiles.net
Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте
Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов — как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений, психологов — в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т. д. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.
Каждый человек представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлениям, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.
Личность — это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.
Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. К. Маркс определял личность как социальное существо, формирующееся и развивающееся в системе общественных отношений и активно преобразующее окружающую среду.
Психологическую структуру личности составляют ее направленность, характер, способности, темперамент, особенности протекания познавательных процессов и чувств.
Психологическая характеристика юношеского возраста
Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.
Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно — мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.
Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:
- Самоопределение, становление самосознания. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразованияюношеского возраста – это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.
- Становление мировоззрения. В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.
- Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.
- Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.
- Стабилизация психических состояний(в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.
При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т.п.
В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста. В юношеском возрасте могут происходить изменения в социальном статусе личности в связи с окончанием средней или восьмилетней школы, поступлением в ПТУ, в вуз, на работу, что требует адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению, или приобретается статус безработного в связи с трудностями нахождения работы (отсутствие опыта и необходимой для работы квалификации). Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь.
В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению с самосознанием подростка. У юноши появляется тенденция постоянно оценивать свою личность, анализировать свои действия, поведение, поступки. В отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».
Трудности юношеского возраста могут порой служить причиной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного поведения. Так, потребность в самовоспитании, свойственная лицам этого возраста, может реализоваться неправильными и ошибочными методами, стремлением развивать у себя асоциальные качества.
Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.п.
Чувство взрослости у молодых людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную направленность.
Следует также учитывать в работе с этими лицами юношеский максимализм, оставшиеся от подросткового возраста категоричность и нетерпимость к окружающим, гиперкритицизм, затрудняющие формирование у них адекватной самооценки.
В юношеской среде нередко наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности устройства на работу в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем и на путь правонарушений. При воспитании приходится также преодолевать одностороннюю ориентированность юношей на овладение «престижными» профессиями, нежелание овладевать массовыми профессиями.
Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.
Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
Оригинал работы:
Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте
www.informio.ru
Лекция Психологические особенности личности в юношеском возрасте
Задачи развития в юношеском возрасте могут быть сгруппированы вокруг двух векторов: формирования социальной зрелости и самосознания.
Достижение социальной зрелости – это, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой – принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки. В период молодости человек впервые вступает в контакт с обществом непосредственно, и его главной задачей становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи, т.е. достигается реальное участие в социальной жизни. Для достижения социальной зрелости необходимо первоначально разрешить проблему личностного самоопределения как основную задачу развития данного возраста [7, 61 – 63].
Становление самосознания разворачивается по нескольким направлениям, связанным с этапами построения любовных, дружеских отношений, когда ценность человеческой близости является первостепенной:
— открытие собственного внутреннего мира, восприятие своих эмоций не в качестве производных от внешних событий, а как состояния своего Я, индивидуальности, сопровождаемого чувством одиночества;
— осознание необратимости времени и конечности своего существования, что заставляет задуматься о смысле жизни, перспективах, целях, реалистичности планов деятельности. Жизненный план охватывает сферу определения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и собственного места в жизни, осознание которого есть важный элемент самосознания;
— формирование целостного представления о себе и самоотношения, которое вырабатывается на основе оценки собственного тела, привлекательности, впоследствии дополняясь морально-психологическими, интеллектуальными и волевыми качествами. Самооценки обычно отличаются противоречивостью, и самоуважение формируется постепенно как обобщенное отношение к себе по достигаемым в разных видах деятельности результатам.
— осознание и формирование отношения к сексуальности, сопровождаемое потребностью в духовной близости и взаимопонимании.
Особенности эмоциональной сферы в юношеском возрасте характеризуются достаточной устойчивостью и осознанностью, дифференцированностью эмоциональных состояний и способов их выражения, повышением самоконтроля и саморегуляции. Общая эмоциональная направленность личности отражает закрепление в иерархии ценностей определенных переживаний. Так, отмечается достаточно точное выражение чувств и настроений, равно, как и их сокрытие, и регулирование, маскируемые противоположными по содержанию эмоциональными проявлениями.
Желательно стимулировать в данном возрастном периоде все эмоциональные возможности человека, поскольку происходит закладка фундамента эмоциональной жизни человека в последующие годы жизни – юношеская горячность как выразительная характеристика эмоциональности является нормой.
К особенностям юношеских эмоций можно отнести не только переживание предметных чувств, направленных на определенное событие, лицо, явление, но и формирование обобщенных чувств – чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора, отражающих мировоззренческие личностные установки. В свою очередь, развитие предметных чувств способствует формированию устойчивых эмоциональных отношений как эмоциональных констант (по [7, 71]).
В ранней юности отмечается идеализация дружбы и друзей, поскольку потребность в самораскрытии перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого человека, поэтому друг часто не выбирается, а придумывается. Так как эмоциональное голодание весьма реально в данном возрасте, то оно часто выражается в форме скуки и тоски, потребность же в эмоциональном насыщении главным образом удовлетворяется в процессе достижения разнообразных целей. Мечта о любви выражает потребность в глубоком эмоциональном контакте, душевной близости и интимности, понимании и самораскрытии, также любовь в юности подразумевает большую степень интимности и включает в себя дружбу.
Структура самосознания включает умение выбора профессии, общего стиля жизни, конкретных задач на перспективу, создания семьи, коррекции ценностных ориентаций в связи с новым возрастным статусом и жизненными планами [7, 81 – 86].
Наиболее сильно в юности меняется отношение к своей фамилии как общесемейному имени – она становится знаком принадлежности к роду, связующим звеном с живущими или уже ушедшими из жизни родственниками: она становится объектом оценивания независимо от имеющихся знаний об обстоятельствах ее получения и толкования. Так, называние по фамилии употребляется не только в официальных ситуациях, но и в дружеских компаниях как знак особой близости. Ситуации смены фамилии, связанные с браком, иногда переживаются болезненно, т.к. символически воспринимаются как смена семейного рода.
Уязвимым и важным становятся притязание на профессиональный успех, способность к созданию значимого, поэтому для многих молодых людей особый характер приобретает возможность самопредъявления с помощью успеваемости, участия в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах и т.д. При оценивании других людей на первый план чаще выступают человеческие качества, а не внешние данные. Кроме того, остается важным признание в сфере межличностных отношений, в особенности признание индивидуальности другими людьми. Поскольку активен процесс формирования новой, взрослой идентичности, необходимым становится ее признание значимыми взрослыми, и большая часть межличностных конфликтов происходит в случаях, когда взрослые не принимают во внимание новую, взрослую идентичность молодых людей.
Наиболее важная особенность восприятия времени в юности есть изменение отношения к настоящему и будущему. Юность – это последний возраст, когда у части молодых людей остается желание стать старше, остальные хотели бы подольше побыть в настоящем, или с некоторой ностальгией думают о прошлом. В юности впервые происходит осмысление собственного возраста, появляются вопросы к самому себе, касающиеся времени прожитой жизни. В отличие от подростков и их устремленности в будущее особую значимость приобретает настоящее. Сохраняется и становится особой формой жизни в настоящем потребность обращаться к будущему. Размышления о будущем, его идеальный образ во многом определяют основные формы активности в настоящем, направленные на обеспечение жизненного успеха. Для части молодых людей это обучение в вузе, работа по специальности как создание предпосылок профессионального успеха. У тех молодых людей, для которых жизненный успех связывается с семейной жизнью, происходит активный поиск семейного партнера.
Для многих молодых людей переход к указанному восприятию взаимосвязи между настоящим и будущим сопровождается внутренним конфликтом, содержание которого определяет необходимость выбора между желанием жить настоящим, получением удовольствия от богатых возможностей юности и мыслями о построении карьеры, профессиональном росте, создании семьи. Данный внутренний конфликт усиливают принятые в обществе представления о юности и студенческих годах как о самом счастливом жизненном этапе, с одной стороны, и самом важном для будущего профессионального роста – с другой. Представляется, что молодой человек в это время должен одновременно получить удовольствия вперед и обеспечить предпосылки будущего благосостояния и профессионального успеха [7, 83].
Если молодой человек оказывается не в состоянии осуществить выбор между жизнью в настоящем и направленностью в будущее, возможно либо полное пренебрежение интересами будущего в различных формах (вплоть до ухода в наркотическую и другие жизнеопасные формы аддикций), либо – абсолютное лишение радостей в настоящем (уход в учебу и построение карьеры). Достижение гармонии между ориентацией на будущее и умением жить в настоящем, однако, необходимо и на протяжении последующей жизни, поэтому осмыслению этого важного вопроса педагогам высшей школы следует уделить особое внимание.
Отношение к прошлому также подлежит трансформации: проявляется интерес к собственному детству со стремлением к его анализу: вместо подросткового отрицания в себе детских черт из-за стремления казаться взрослее, появляется их принятие. Полная уверенность во взрослости, формирование взрослой идентичности дают возможность открытого проявления «внутреннего ребенка».
Другой особенностью юношества, помимо изменения отношения ко времени, является реальное осознание конечности бытия, смерть для подростков существует преимущественно в воображении, окончательное понимание неизбежности собственной смерти появляется именно в юношеские годы.
Кроме того, молодые люди сразу после окончания школы получают множество прав, которые не возможно реально использовать. Субъективно кажется, что обязанности вообще перестали существовать, хотя объективно происходит снижение количества, выполнение которых строго контролируется авторитетными взрослыми. Поэтому проявляется выраженное переживание чувства свободы и стремление различным образом экспериментировать со своими правами [7, 84].
Важная задача и сложность данного периода состоит в научении действовать в соответствии с интериоризированными обязанностями, что выглядит как возможность выполнять необходимое с опорой на внутренний, а не на внешний контроль. Данная возможность появляется на основе понимания приоритета обязанностей человека перед его правами. Также для юности важным является осознание и принятие обязанностей перед самим собой как принятие ответственности за собственную жизнь – осознания факта, что личный выбор является предпосылкой тех или иных жизненных событий, понимания причинно-следственной связи.
Появление ответственности за свою жизнь есть необходимая предпосылка и одновременно возможность принятия ответственности за другого человека. По мнению Э. Фромма, умение принять ответственность за другого – необходимая составляющая любви. Быть ответственным – это добровольная потребность отвечать и заботиться о другом на основе достижения собственной независимости и возможности «стоять на ногах» без посторонней помощи (по [7, 85]). Однако при принятии ответственности за другого может появиться искушение переделать, переучить его в соответствии с собственными желаниями и требованиями, поэтому необходимо научиться позволять человеку быть таким, каким хочет он.
Самый сложный и многоаспектный формирующийся в юности структурный компонент самосознания – половая идентификация. Половое созревание у женщин завершается примерно к 20, у мужчин – к 25 годам. К этому времени окончательно закрепляются физиологические преобразования, начавшиеся в пубертатном периоде, а сексологическое созревание частично продолжается всю жизнь по мере накопления опыта межполовых отношений.
studfiles.net
§4. Основные психологические особенности ранней юности (14 – 18 лет)
формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств
происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания
возрастает волевая регуляция
возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление
появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах
формируется собственное мировоззрение — как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии
увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений
стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности
пренебрежение к советам старших
критиканство, проявление недоверия
сухой рационализм, практицизм
стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости
стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности
отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам
завершено половое созревание. формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям
возникает первое чувство любви, дружбы
происходит существенная перестройка эмоциональной сферы
недостаточное осознание последствий своих поступков
Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализациисердца железными рукавицами». Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство предпочтения одного человека всем другим, даже, может быть, более красивым, умным и т. п. — но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В некоторых языках слово «любить» имеет только этот второй смысл (например, украинское «кохаю»). Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.
8.3. Юность (от 17 до 23)
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание семьи.
Юность – всего лишь начало взрослой жизни, и иногда воспринимается как черновик, который можно отложить в сторону и начать все писать заново. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Но «дороги, которые мы выбираем» в это время, обычно очень многое определяют в жизни взрослого человека.
studfiles.net
Общая психологическая характеристика юности. Особенности развития личности в юности. Возрастные особенности общения в юношеском возрасте.
Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15-16 до 2 1 -25 лет). В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Выбор внутренней позиции — весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает — еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием.
Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Важнейший интеллектуальный компонент творчества преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в противоположность конвергентному мышлению). Творческие достижения по результатам многих исследований статистически не связаны с успешностью учебной деятельности в школе. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации (Коган Н.). Развитие различных учебных умений при работе с текстами, литературой, отработка формально-логических операций и т. п. дает возможности интеллектуального продвижения в юношеском возрасте.
Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии важнейшая проблема юности. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная. Этапы становления профессионального самоопределения
· Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает разные профессиональные роли.
· Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной профессии.
· Третий этап — предварительный выбор профессии (подросток и юноша), виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки зрения ценностей.
· Четвертый этап — практическое принятие решения, собственно выбор профессии — включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т. е. выбор конкретной специальности.
Однако ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной специальности. Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п. Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов. Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность. Одно из достижений юношеского периода — новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: — открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; — стремление к самопознанию; — формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; — самоуважение; -становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!». Центральный психологический процесс здесь – это формирование личной идентичности. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности. Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я». Развитие всех компонентов самосознания приводит к формированию «Я — концепции» у юноши.
«Я-концепция» — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, или, как еще говорят психологи, Я-концепция — это «теория самого себя». В юности получает новое развитие механизм идентификации — обособление. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. В то же время именно в юности обостряется потреб-ность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей, для того чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровнях общения. Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь — всегда идентификация в высшей степени. Ненависть — всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности. Юность — период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Вознюк Юлия Степановна
аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии
Ровенского государственного гуманитарного университета,
Украина, г. Ровно
E-mail:
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF FORMING AND STRENGTHENING PERSONALITY AT YOUTHFUL AGE
Yuliya Voznyuk
postgraduate student of the department of age psychology and educational psychology,
Rivne State UniversityOf Humanities,
Ukraine, Rivne
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам становления личностного самоутверждения в юношеском возрасте. На основе теоретического анализа проблемы выявлены особенности юношеского возраста. Отражен характер формирования личности молодого человека. Описан ход самоутверждения в период кризиса и появления психологических новообразований.
ABSTRACT
Article is devoted to the formation of personal coming into being at youth age. Features of youth age revealed based on the theoretical analysis of the problem.
We showed the character of formation person of youth. We described the way of personal coming into being during the crisis and at the appearance of psychological new formations.
Ключевые слова: самоопределение; идентичность; самоутверждение; самоактуализация.
Keywords: self-determination; identity; personal coming into being; self-actualization.
Формирование и развитие личности, ее внутренних составляющих, придают особую остроту и актуальность вопросу о становлении в современном обществе. Большинство ученых возрастной и педагогической психологии ставит акцент на развитие процессов самопознания, самораскрытия и утверждения личности периоду юношества. Юношество — это период эмоций, желаний, энергии и энтузиазма. В этом возрасте самоутверждение становится жизненной необходимостью занять определенную позицию. Важно отметить, что особую значимость самоутверждения приобретает сейчас, в период глубоких социальных изменений и преобразований в украинском демократическом обществе, что влечет за собой потерю человеком чувства стабильности, веры в собственные силы, дезорганизацию. Поэтому, саме большие психологические трудности в ситуации современности переживает молодежь, которая находится на пороге жизненного самоопределения, поиска сфер своего утверждения и социального запроса. Отсутствие ориентиров может сделать личностное самоутверждение юношей стихийным, неорганизованным, непродуманным и нереализованным в полной мере.
Юность (от 15—16 до 20 лет) — это завершающий этап формирования личности. Это пора созревания, когда в сознании закладываются фундаментальные установки, которые проявляются со временем как ценностные ориентиры в жизни. Юность — фаза расширения. Это возраст становления себя как взрослой личности, проявления и утверждения собственного Я. Главной особенностью этого периода является потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, сформировать мировоззрение и выбрать свой жизненный путь. Самоопределение в данном аспекте не означает автономию от взрослых, а предполагает ориентацию и определения своего места во взрослом мире.
Л.И. Божович [1] очень метко назвала юношество «людьми, которые смотрят в будущее», так как перед ними уже сегодня возникают важные вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Что я хочу?», «Что я могу?». От ответов на них напрямую зависит будущая взрослая жизнь. В связи с этим И.С. Кон характеризует юность как период «открытие Я» [3], осознание своего внутреннего мира, своих психологических качеств и возможностей. Юноши достигают высокого уровня интеллектуального развития, осознают, осмысливают и оценивают себя, свой внутренний мир, свою индивидуальность, и все, что вокруг происходит, с точки зрения перспектив дальнейшей самостоятельной жизни, которое проявляется в общении и взаимоотношениях со старшими и сверстниками, в отношении к учебе, жизненных и профессиональных планах.
Важной целью личности становится подтверждение собственной значимости. Если внутреннее Я не получает этого подтверждения, то человек чувствует душевный дискомфорт, ухудшается отношение к себе и окружающему миру. Если собственное значения не определяется, тогда человек или превращается в эгоиста, или на альтруиста в крайних точках проявления.
Особенности самоутверждения связанные с новообразованием — личностным самоопределением (эмансипацией), что выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, понять себя и свои возможности. Самоопределение характеризуется обретением самого себя путем самопознания и самовоспитания. По своей сути оно является процессом сознательного определения субъектом своей сущности и места в системе общественных отношений, мире, оказывается в активном отношении человека к себе и окружающей действительности. Это формирование у юношей устойчивых и осознанных убеждений; овладение нормами поведения, принципами, идеалами; выработка умений наблюдать и осмысливать явления окружающей жизни, понимать себя. Самоопределение обусловливается не столько системой усвоенных знаний, сколько готовностью к принятию решений, самостоятельных и ответственных действий в новых ситуациях.
Познавая мир, утверждаясь в нем, юноши и девушки познают себя, открывают новые стороны своего Я. Для них все интереснее становится мир собственных взглядов и ощущений. Чем больше они открывают себя, тем больше убеждаются в широте своих сторон и возможностей. Впереди юношей долгая жизнь. Она открывает много перспектив. Внутреннее богатство является предпосылкой покоя, гармонии, личностной наполненности. А вот чем скованнее человек чувствует себя, тем чаще будет казаться бесполезным желание самоутвердиться и реализовать себя, даже может появиться протест, который проявляется самоотчуждением, нечетким видением себя и представлением своего будущего, или же вообще отсутствием интереса к себе и другими проблемами, которые могут привести к различным психологическим расстройствам.
Нередко для обозначения самоопределения используют понятие «идентичность» — осознанная индивидом самотождественность. Кризис идентичности — особый момент развития, когда одинаково динамично нарастает уязвимость и развивается потенциал личности [5]. Кризис толкает человека на развитие, помогает взглянуть на ситуацию по-новому, дает бесценный опыт. Позволяет сравнивать себя с значимыми другими. А также сравнить себя с самым собой, отмечать успехи в личностном росте и стремиться к большему. А допустив ошибку просто извлечь урок и двигаться вперед, ни о чем не жалея.
Психологическим центром ситуации развития юношей становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция и внутренний стержень, который можно охарактеризовать фактом самоутверждения, чтобы найти точку опоры в себе самому, то есть начать жить в соответствии со своим кредо. Выбор профессии и обучения в высшей школе свидетельствуют о профессиональном самоопределении человека. Это очень важный и непростой этап, поскольку от правильного выбора профессии зависит будущее человека, его самореализация, удовлетворенность жизнью. Профессиональное самоопределение происходит на основе жизненных ценностей личности. Если главным для него является общественный престиж, признание, то профессию он выбирает, ориентируясь на существующую в обществе моду по профессий. При выборе профессии считаются и с социальными, материальными выгодами (ориентация на альтруизм, эгоизм, труд или деньги). Нередко профессиональный выбор является результатом пассивного согласия с желанием родителей, или некритического интереса к определенной профессии. Часто направленность по выбору профессии является неустойчивой и сопровождается разнообразными колебаниями относительно интереса к нескольким профессиям, конфликтами между стремлениями и способностями, между идеализированным видением будущей профессии и реальными перспективами.
На этом возрастном этапе происходит формирование механизма целетворение. У человека возникает определенный замысел, план жизни, цели общего опыта своего бытия. Речь идет о его стремлении и способности ставить конкретные цели, переносить себя в будущее, выстраивать свою реальную жизнь с проекцией на будущее. Цели всегда задают ритм развития, прогресса, заставляют человека не сидеть на месте. Конечно нужно быть благодарным за все то, чем юноша владеет в данный момент времени и ценить родных и близких, находящихся рядом. Но также важно занимать активную жизненную позицию. Постольку поскольку если молодые люди будут пассивными, это будет только их тормозить. Для того, чтобы что-то получить, надо сначала движение и отдача.
Жизненные перспективы, планы, ориентиры подрастающей личности неразрывно связаны с ее личностным образованием — самоутверждением. Именно в результате самоутверждения происходит адекватная реализация жизненных планов молодого человека, его будущего, а это предполагает положительное направление его «Я» в социальном пространстве [2, с. 119].
Важными для юношеского возраста является не только открытие внутреннего Я, а и формирование целостной Я-концепции, мировоззрения. Кроме того, следует отметить становления самосознания, что является особенностью психического развития личности в раннем юношеском возрасте. Юноши и девушки открывают свой личный неповторимый внутренний мир, индивидуальность своей личности (юный человек начинает воспринимать свои переживания, эмоции не как отражение внешних событий, а как состояние своего внутреннего Я, осознает свою неповторимость). При этом важна рефлексия — углубление в мир собственных поступков, чувств, переживаний, соотнесение их с окружающей действительностью [7]. В ранней юности рефлексия осуществляется через самонаблюдение, самосозерцание и самоанализ. Она направлена на осознание своего положения и назначения в мире. Необходимо стараться находить время для себя на то, чтобы подумать над существенными вопросами, личным развитием. И еще не позволять тем вещам, которые важнее всего, оставаться в тени тех, которые не столь важны.
Кроме того появляется новый уровень эмоционального аспекта самосознания юношей, который заключается в перерастании характерных для подростков частных самооценок в общее целостное отношение к себе, что также является проявлением собственного утверждения. Интересным для юношей остается влияние окружения, сверстников, тех, с кем необходимо взаимодействовать.
Весомым признаком самосознания личности в ранней юности является самоуважение — обобщенное отношение человека к себе, степень принятия или непринятия себя как личности, которое проявляется в удовлетворении собой, чувстве собственного достоинства, положительном отношении к себе, согласовании своего Я-реального с Я-идеальным. Положительное отношение к себе свидетельствует о высоком уважении, а неудовлетворенность собой, негативная оценка своей личности — о низкой.
У молодых людей возникает осознание необратимости времени, то есть конечности своего существования, что заставляет серьезно задумываться над смыслом жизни, своими перспективами, будущим, жизненным путем.
Важным в самоутверждении является самораскрытие, под которым понимается сообщение другим людям личной информации о себе, предъявление себя другим. В процессе самораскрытия молодой человек улучшает стратегии межличностного общения, налаживает гармоничные отношения с окружающими, одновременно осуществляя познания себя как уникальной личности. Устранение рутины разбавляется разносторонностью, и для того, чтобы жизнь не была обыденной и скучной можно пробовать новое, получать новый опыт и новые знания, расширять кругозор. Чем больше человек имеет внутри себя, тем меньше он ждет и зависит от окружающих. Максимальное благоустройство собственных потенций личности достигается при ее самоактуализации — активной жизненной позиции, самореализации. Самоактуализацию можно считать частью процесса самореализации — сознательного процесса развертывания и роста сущностных сил человека, его замыслов, творческих способностей, умений, потребностей, мотивов, жизненных ценностей, то есть реализации своего личностного потенциала извне [6].
На этапе зрелой юности самоутверждения вызвано переходом к самостоятельной жизни (зрелая юность — период, когда заканчивается переход от детства к взрослости). Молодые люди самоопределяющиюся в системе нравственных ценностей, принципов, норм и правил поведения, осознают личную социальную ответственность. Из переживаемых впечатлений, испытуемых на собственном опыте последствий различных поступков, формируются зачатки личностного мировоззрения. Расширяется кругозор, появляются убеждения, которые влияют на поведение и деятельность. Здесь важны взрослые, которые должны помочь с самовоспитанием и самоорганизацией, чтобы юноша научился планировать то, что хочет достичь и понимать чего избежать.
Новых качеств приобретает юношеская дружба, а дружба с лицом противоположного пола перерастает во влюбленность [4].
Юноша переходит от познания мира к его преобразованию, начинает активно самоутверждаться в профессиональной деятельности. В зрелом юношеском возрасте актуальной становится проблема независимой жизни. Для ее решения необходимы умение организовывать свою деятельность, принимать ответственные решения и воплощать их в жизнь. В поздней юности уровень притязаний личности стабилизируется, самооценка становится независимой от внешних оценок, что свидетельствует об утверждении собственного Я.
Если юноши и девушки избавляют себя необходимости оглядываться на мнение других, тогда они становятся самодостаточными и утвержденными, его прекращает свое существование, а остается просто целостная личность. Нужно вернуться к себе, принять себя таким, какой ты есть, позволить себе быть собой.
И здесь основное значение имеет отношение юноши к событиям, которые с ним происходят, ведь каждое событие в жизни имеет два окончания — в благоприятную и в неблагоприятную сторону. Личность должна сделать выбор как относиться к тому или иному событию. Если рассматривать то, что случается в жизни, как положительное, то развитие личности будет благоприятным. Однако склонность к негативизму ведет к недовольству, которое будет привлекать различные неприятности, и личностный рост будет тормозиться. Даже если что-то нельзя поменять, можно изменить к этому свое отношение.
Итак, в период юности ярко проявляется формирования и утверждения личности в жизни, что выступает как потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, понять себя и свои возможности. Важной целью личности становится подтверждение собственной значимости в своих глазах и глазах других. В этом возрасте в сознании закладываются фундаментальные установки, которые проявляются со временем как ценностные ориентиры в жизни. Важными для юношей и девушек, кроме открытия внутреннего Я и формирования мировоззрения, становятся идентичность и выбор профессии. Молодой человек переходит от познания мира к его преобразованию, начинает активно самоутверждаться в профессиональной деятельности, выбирает свой жизненный путь. От успешности данных выборов напрямую зависит эффективность развития, реализации и будущая взрослая жизнь. Поэтому со стороны учебных заведений большое значение имеет психологическое сопровождение, которое поможет осуществить плавный переход к взрослой жизни.
Список литературы:
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
- Жизномирская О.Я. Особенности построения жизненных планов на будущее и самоутверждения личности в период взросления / О.Я. Жизномирська // Молодежь и рынок. — № 8 (31). — Август, 2007. — С. 118—122.
- Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Савчин М.В. Возрастная психология: Учеб. пос. / В. Савчин, Л.П. Василенко. — К.: Академвидав, 2006. — 360 с.
- Скрипниченко О.В. Возрастная и педагогическая психология: Навч.посибник / [О.В. Скрипниченко, Л.В. Долинська, З.В. Огороднийчук и др.] — К.: Просвещение, 2001. — 416 с.
- Степанов О.М. Психологическая энциклопедия / Автор-составитель О.М. Степанов. — К.: «Академвидав», 2006. — 424 с.
- Павелков Р.В. Возрастная психология: учеб. [для студ. высш. учеб. закл.] / Р.В. Павелков. — К.: Кондор, 2011. — 468 с.
sibac.info
Развитие личности в юности | PSYERA
Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.
О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества2. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.
Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подверглись существенному пересмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения. В результате многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. Если старшеклассники 1960—1970-х гг. ждали свое будущее с оптимизмом, то российские старшеклассники 1990-х гг. переживали свое будущее как проблему.
В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:
- временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
- уверенность в себе или застенчивость;
- экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли;
- ученичество или паралич трудовой деятельности;
- сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
- отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
- идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.
Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.
На этом сложном пути могут быть и неудачи. Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:
- диффузия времени — нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;
- застой в работе — нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;
- отрицательная идентичность проявляется, прежде всего, в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» — опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики).
Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий» для обозначения определенного интервала времени между подростковым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодыми людьми. Так, системе высшего образования иногда приписывают, среди прочих, роль отсрочки окончательного выбора взрослых ролей.
Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.
Многие исследования посвящены развитию и качеству Я — концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я — реальным и Я — идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.
Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность» встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск. Отрицательная Я-концепция (проявления которой — низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность. Развитию самосознания и личности Л. С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.
«Я собрался зайти к старику Спенсеру, моему учителю истории, попрощаться перед отъездом…
— Значит, ты уходишь от нас?
— Да, сэр, похоже на то.
— Что же тебе сказал доктор Термер?
— Ну… всякое. Что жизнь — это честная игра. И что надо играть по правилам. Он хорошо говорил. Все насчет того же…
— Как же твои родители отнесутся к этому?
— Как сказать… Рассердятся, наверно, — говорю. — Ведь я уже в четвертой школе учусь.
— Эх! — говорю. Это у меня привычка говорить «Эх!», отчасти потому, что у меня не хватает слов, а отчасти, что я иногда веду себя не по возрасту. Мне тогда было шестнадцать, а теперь мне уже семнадцать, но иногда я держусь так, будто мне лет тринадцать. Ужасно нелепо выходит. Так про меня все и говорят, особенно отец. Люди всегда думают, что они тебя насквозь видят. Мне-то наплевать, хотя тоска берет, когда тебя поучают — веди себя как взрослый. Иногда я себя веду так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не замечают» (Сэллинджер Дж.А. Над пропастью во ржи: Повесть. Рассказы. Ростов н/Д, 1999. С. 246-247).
Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования. Во многих личных дневниках молодых людей находит выражение стремление к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. (Вообще, юношеские дневники выполняют множество важных функций: фиксации воспоминаний, которые придают жизни преемственность и непрерывность; эмоционального катарсиса; замены партнера по общению или «идеального друга»; творческого самовыражения и др.)
В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.
Юность — это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.
«Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу» (Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 222).
В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.
psyera.ru