Тест Люшера: как цвет помогает понимать себя
Цвет – это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной. Пауль Клее
Наша жизнь наполнена цветом. За последние сто лет мир стал ярче. Спектр не расширился, но изменилось восприятие цвета.
Палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех красок (красный, охра, черный и белый). В то время как эпоха Ренессанса, – можно сказать, «буйство цвета». В Венеции, Париже и Амстердаме довольно высокая влажность воздуха. Это дает мягкие переходы цветовых тонов – художникам приходилось искать все новые и новые оттенки, чтобы передать всю красоту неба, моря, пейзажей. Сегодня, благодаря развитию химической промышленности, у нас есть не только голубизна неба, пурпур заката и зелень деревьев, но и краски, созданные человеком (неоновый, золотой и т.п.).
Неизменно одно – цвет влияет на наше психическое и физическое состояние. Как? Узнаете из этой статьи.
Психология цвета
Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие: одни тона вызывают тревогу или тоску, другие – радость и воодушевление. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие – раздражают.
Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу. Жак Вьено
Психология цвета зависит от его символики. В разные времена, в разных странах, один и тот же цвет воспринимают по-разному. Так, если в западно-европейской культуре белый – цвет невинности, чистоты, то в Азии – это цвет траура.
Учитывая символику и другие особенности восприятия цвета (пол, возраст, освещение и другие), психологи выделяют следующую психологическую характеристику цветов:
- Красный – люди, предпочитающие этот цвет, полны энергии и чувства собственного достоинства.
- Оранжевый – цвет мечтателей, а также людей с сильной интуицией.
- Желтый – этот цвет выбирают интеллигентные и коммуникабельные личности, легкие и смелые в общении.
- Зеленый – этот цвет выбирают люди, стремящиеся к самоутверждению.
- Голубой – цвет беззаботности, люди, которые предпочитают его, как правило, не любят брать на себя обязательства.
- Синий – люди, выбирающие этот цвет, скромны и меланхоличны.
- Фиолетовый – предпочитают инфантильные и легко внушаемые натуры.
В темноте все цвета одинаковы. Фрэнсис Бэкон
Однако это лишь наиболее общая характеристика. Фундаментальным изучением психологии цвета занимается швейцарский психолог Макс Люшер.
Методика цветовых выборов Люшера
Макс Люшер
Швейцарский психолог. В 1949 году защитил диссертацию «Цвет как инструмент психодиагностики». Разработал цветовой тест, получивший международную известность и признание.
Восприятие цвета объективно. Однако для человеческого глаза нет «чистого» ощущения цвета. Мы видим цвет в определенном окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой.
Кроме того, на восприятие оказывают влияние и такие факторы, как возраст, пол, воспитание, настроение, физическое состояние человека (к примеру, острота зрения). Из этого складываются субъективные цветовые предпочтения, которые, в свою очередь, позволяют провести анализ личности.
Методика Люшера основана на ранжировании цветов. Человеку предлагается абстрагироваться от всех мыслей, переживаний, а также ассоциаций, навязанных модой (красный – хит сезона), и просто выбирать цвета по принципу: нравится – нравится, но меньше – еще меньше и т.д.
В результате, выбор цвета происходит бессознательно. Это позволяет получить объективную оценку личности. Человек предстает таким, какой он есть, а не таким, каким хотел бы быть.
Тест Люшера получил признание и широкое распространение во всем мире. Им пользуются при подборе кадров, в геронтологических и социологических исследованиях. По сути, это индивидуальный индикатор психологического и физиологического состояния человека. Он показывает, что вас тревожит, к чему вы стремитесь и что нужно сделать, чтобы уравновесить все сферы своей жизни.
Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. В обоих – довольно запутанная (для непрофессионала) техника интерпретации. Но, к счастью, сейчас есть приложения, которые сделают все за вас. Рассмотрим некоторые из них.
Обзор приложений
iOS
Тест Люшера и психология личности. Определение настроения по цвету
В приложении представлена как краткая, так и полная версии теста Люшера. Перед началом тестирования нужно ввести имя, фамилию, прочесть инструкцию и выбрать тип теста. Приложение бесплатно. Результаты можно расшарить в социальных сетях.
Android
Колорограф (Тест Люшера)
Краткий вариант теста Люшера предполагает таблицу из восьми цветов. В приложении предлагается дважды ранжировать их с промежутком в 1 минуту. После этого появляются результаты. Приложение бесплатно. Возможности сохранять результаты нет.
Цена: Бесплатно
Тест Люшера
Запускаете и сразу выбираете цвета. Через минуту – повторяете то же самое. Еще через несколько мгновений – получаете результат. Сохранить его нельзя, зато можно опубликовать через соц.сети.
Цена: Бесплатно
Тест Люшера
Еще одна реализация популярного психологического теста. Просто выбирайте из палитры и пар цвет, который нравится больше. Сразу после этого приложение выдаст результат.
Цена: Бесплатно
lifehacker.ru
Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей (М. А. Шевченко, 2015)
Глава 2
Цвет и цветовые тесты
Ориентация в цвете у ребенка. Цвет в рисунках детей
Появляясь на свет, ребенок еще не видит мир цветным. Сначала он различает только контрасты: белое и черное, яркое и бледное, светлое и темное. Затем начинает замечать любое движение, после этого – очертание и форму. Только в промежуток от шести недель до двух месяцев ребенок начинает различать цвета, и самый первый из них – красный, затем – все другие яркие цвета.
Дальнейший процесс ориентации в цвете происходит довольно быстро. Уже к 2,5–3 годам такие цвета, как желтый, красный, синий и зеленый, за ними черный, белый, серый и коричневый узнаются еще до того, как устанавливается связь между предметом и его окраской, и до того, как в рисовании возникает целенаправленный выбор цвета.
Сначала, когда изображение предметов только появляется на рисунке, отношение ребенка к цвету может быть безразличным («Мне все равно: какой есть цвет, таким и крашу», «крашу цветом какой есть»), а интерес к самой краске довольно ограниченным. В этом возрасте для него не имеет особого значения, что именно изображается цветом. Кошка, дерево, брат, машина могут быть одного цвета: желтыми, зелеными, синими, какими угодно. Ребенок лишь пробует исследовать цветовые возможности красок. В период кризиса трех лет у ребенка проявляется негативизм и отрицание, и часто он выражает свой протест через цвет в рисунке: «Раскрашу-ка я рисунок тем цветом, который меньше всего нравится маме». Ребенок в этом возрасте столь чувствителен, что на выбранные цвета в рисунке может влиять даже погода и атмосферные явления. Например, когда идет дождь и на улице появляется грязь, то палитра всех цветов в рисунке иногда становится тоже «грязной».
«Крашу ярко-ярко!»
Ближе к 4 годам отношение к краскам меняется. Ребенок начинает стремиться раскрасить рисунок как можно ярче, чтобы тот получился красивее. В этот период все «красивое» он раскрашивает яркими красками, а «некрасивое» – темными. В этом возрасте ребенок очень эмоционально воспринимает цвета и, как правило, раскрашивает понравившийся предмет на рисунке любимым цветом, а не тем, который имеет предмет. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки отражает само отношение к содержанию рисунка.
Интерпретация и психологическое значение цвета
Понимание важности выбора цвета в рисунке и его психологического значения дает много дополнительной информации при интерпретации работ клиентов. Однако одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения. Цвета делятся на основные: красный, синий и желтый, – и дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Красный – цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, легких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции. Он делает ленивых более активными и подвижными. Это цвет лидера и людей с твердым характером, высокой самооценкой. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное реагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации – все это присуще красному цвету. В рисунке использование красного цвета при изображении кирпича или печки дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Аналогично и в отношении других цветов.
Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму, помогая избавиться от проблемной ситуации. Оранжевый цвет олицетворяет дружеские отношения, общительность. Он способствует развитию интеллектуальных возможностей, самопознания, активного творчества. Этот цвет связан с эмоциональным здоровьем, является важным источником для восприятия новых идей и одновременно дает импульс для их реализации.
Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие, продвижение вперед, очищает и обновляет живительные силы организма. Характеризует поиск внутреннего освобождения – несущего счастья, переход от бессознательного к сознательному компромиссному решению. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.
Зеленый цвет приводит в равновесие нашу энергию, действует успокаивающе, несет вдохновение. Зеленый – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своем, самоутверждение. Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.
Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значением фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Сочетание желтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.
Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.
Юнг отмечал, что коричневый в работах его клиентов может быть связан с функцией ощущений.
Белый цвет содержит все цвета спектра поровну при их смешивании. Все цвета в нем равны. Белый цвет является первым шагом к гармонии. Он вдохновляет, помогает преодолевать трудности.
Серый цвет – нейтральный, отражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.
Черный цвет – это цвет бессознательного, тьмы. Он выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность, а иногда чувство неадекватности. Если черный используется для прорисовки тени в рисунке, то в некоторых случаях это может являться проекцией темных мыслей или страхов.
Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке
В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.
Рисуя, ребенок уже в 3–4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние. Преобладание какого-то одного цвета на рисунке может указать на возникшую проблему в состоянии ребенка.
Так, например, избыток черного цвета в рисунке свидетельствует о том, что ребенок подавлен, выражает протест и нуждается в перемене обстановки.
Коричневый цвет в большом количестве указывает на отрицательные эмоции, дискомфорт, иногда болезненное состояние.
Преобладание зеленого цвета говорит о недостатке материнского тепла, стремлении к безопасности и нежелании даже малейших перемен.
Много красного на рисунке – показатель лидерства, силы воли и активности.
Обилие фиолетового цвета характерно для рисунка ребенка особо чувствительного и ранимого.
Желтый означает положительные эмоции. Избыток этого цвета в рисунке свидетельствует об оптимистическом настрое, любознательности, общительности и творческих наклонностях.
ВАЖНО!
При диагностике эмоционального состояния по предпочитаемым цветам как ребенка, так и взрослого важно учитывать не только единичный цвет, но и цветовую палитру.
Известный арт-терапевт Джоан Келлог выделяет 4 основные палитры:
1. «Рептильная палитра» – все «грязные» оттенки, темные цвета, черный (не только в рисунке, но и в окружающих предметах, вещах, одежде) часто применяют люди, которые испытывают физический или психологический дискомфорт. Часто это цвета болезненного состояния. В такое состояние, кстати, может «погрузиться» вполне здоровый человек, если будет носить одежду именно таких цветов. Часто детским психологам и арт-терапевтам приходится сталкиваться с детьми, как правило, мальчиками, которые буквально не «вылезают» из болезней. Мамы таких детей надевают на них одежду преимущественно «немарких» цветов. Смена гардероба нередко оказывается ключом к тому, чтобы ребенок начал чувствовать себя лучше.
2. Натуральная палитра «Палитра детства» – все естественные, насыщенные, контрастные и яркие цвета. Такую палитру предпочитают здоровые люди с детства и до 30–45 лет. Идеально, когда ребенок выбирает такие цвета, так как они свидетельствуют об оптимальном психологическом состоянии.
3. Пастельная палитра. Это полупрозрачные, бледные и спокойные оттенки цветов. Обычно их выбирают люди зрелого возраста. Предпочтение такой палитры у детей или у достаточно молодых людей может быть признаком утомления, психического или душевного истощения.
4. Радужная палитра – блестящие или переливающиеся, как на голограмме, цвета. Обычно их выбирают люди, переживающие состояние «озарения», душевного подъема, совершившие открытие и т. п.
Техника проведения психологических рисуночных и цветовых тестов
Интерпретация рисунка широко используется в психодиагностической практике.
Основные рекомендации по технике проведения психологических рисуночных тестов следующие.
Тестируемому необходимо дать чистый лист формата А4, простой карандаш (не очень твердый, ТМ, чтобы можно было оценить степень нажима исследуемого), ластик. Желательно не применять для проведения диагностики фломастеры и шариковые ручки, так как в этом случае рисунок будет отличаться от рисунков, выполненных карандашом, и затруднит его интерпретацию.
Основные рекомендации по технике проведения цветовых тестов следующие.
Тестируемому необходимо дать чистый лист формата А4, набор карандашей, содержащий все основные цвета спектра и черный. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен двумя-тремя оттенками, наиболее подходящими для тестирования.
Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, в обществе существует определенное соглашение по поводу определенных цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем спонтанное.
Инструкцию к тесту и задание следует произносить четко и понятно.
ВАЖНО!
Не следует забывать, что для детей младшего возраста рисование воспринимается как игра, следовательно, для них психологический рисуночный тест можно и нужно проводить в игровой форме.
При проведении цветового рисуночного теста ребенка следует учитывать его возрастную ориентацию в цвете.
При первой консультации лучше всего предложить выполнить такие рисуночные тесты, в которых тестируемый мог бы проявить максимум свободы в исполнении рисунка. К таковым можно отнести «Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок», «Автопортрет» и «Несуществующее животное».
Проводящему тест нужно обращать внимание на следующие факты:
1. Расположение листа при выполнении рисунка.
2. Время, затраченное на рисование.
3. Последовательность изображения различных деталей и частей рисунка.
4. Содержание ответов на вопросы.
Важно отметить, что по окончании рисования испытуемому обязательно следует задавать вопросы о том, что он нарисовал: можно попросить описать рисунок или составить по нему рассказ. Ответы необходимо фиксировать.
Как бы ни был выполнен рисунок, не следует его критиковать – в любом случае следует высказать одобрение.
Работу следует подписать, указав имя и фамилию автора рисунка, возраст и причину, по которой тестируемый (или его родители, если это ребенок) обратился за консультацией.
kartaslov.ru
Восприятие цветов на фото раскроет ваш тип личности.
ТестыАвтор admin На чтение 1 мин. Просмотров 482 Опубликовано
Тест: Восприятие цветов на фото раскроет ваш тип личности.Психологический цветотест, основываясь на вашей реакции на предложенные фото, расскажет о вашем типе личности. Все что вам необходимо – не раздумывая выбрать цвет на картинке, который привлек ваше внимание в первую очередь. Результат теста не заставит себя ждать!
Тест: Восприятие цветов на фото раскроет ваш тип личности.Мы в редакции прошли тест и, признаться, поразились точности результатов. И не забудьте поделиться с нами своими результатами!
Если вам понравилось, покажите друзьям этот тест! Две минуты на результат они точно найдут! Они за это будут вам благодарны. Оставляйте свои комментарии согласны ли вы с результатами.
Читайте также: Тест. Какая у вас походка, такой вы человек. Точно на 100%!
Читайте также: Тест: Какие настроения доминируют в вас именно сейчас?
Понравилось ? Поделись с д
www.greatpicture.ru
6 тестов для ребенка, которые помогут определить его характер
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.
1. Зефирный тест (от 4–5 лет и старше)
Другое название теста — испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу — стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.
Что понадобится: угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).
Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.
На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.
2. Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)
Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.
Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет — детскую раскраску и карандаши или фломастеры.
Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!
Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.
На что обратить внимание: если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.
Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.
3. Тест с соленой и сладкой кашей
Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию — черта, которая говорит о лидерских качествах.
Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).
Что делать и на что обратить внимание: взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества — для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.
4. Тест Люшера с цветами
www.adme.ru
Это тест по цветам расскажет о вашей личности правду!
ТестыАвтор admin На чтение 1 мин. Просмотров 91 Опубликовано
Это тест по цветам расскажет о вашей личности правду!Этот тест вдохновлен известной цветовой теорией Люшера. Суть теории в том, что по выбору цвета, можно узнать особенностях личности человека.
Если вам понравилось, покажите друзьям этот тест! Две минуты на результат они точно найдут! Они за это будут вам благодарны. Оставляйте свои комментарии согласны ли вы с результатами.
Читайте также: Тест: Узнайте, какой тип мужчины для вас идеальный.
Читайте также: Ваше любимое лакомство многое расскажет о вашем характере!
Понравилось ? Поделись с друзьями !
Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу:
Одноклассники Вконтакте Facebook Pinterest Twitter
Подписывайтесь на наc в
www.greatpicture.ru