Психологический эффект – Психологические эффекты

Содержание

5 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение

Фактрум публикует подборку интересных психологических эффектов — ваш пропуск в тайный мир того, как функционирует человеческий мозг.

Вы нравитесь другим больше, когда совершаете ошибки

Те, кто никогда не ошибается, кажутся нам менее симпатичными, чем те, кто совершает промахи. Ошибки делают вас более человечными и привлекательными. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости.

Этот «эффект полного провала» проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, участвовавших в викторине. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Большие ожидания создают новую реальность

Если вы верите во что-то — однажды это случится. Это так называемый эффект Пигмалиона. Психолог Роберт Розенталь исследовал его в школе.

В начале года он показал учителям список учеников, у которых были очень высокие результаты теста на IQ. Но этот список не соответствовал действительности, Розенталь просто выбрал фамилии учеников в случайном порядке.

В конце года именно эти школьники показали заметно более высокие результаты по сравнению с остальными.

Ожидания учителей для этих детей были выше, и эти ожидания создали новую реальность. Розенталь так объяснил свое открытие: то, что один человек ожидает от другого, может стать самоисполняющимся пророчеством.

Помните поговорку: «Если человека называть свиньей, то рано или поздно он захрюкает»?

Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь, а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой.

Даже если наше окончательное решение совершенно верное — мы можем остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор. Это «парадокс выбора»: когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чем больше людей видят, что вам нужна помощь, — тем ниже вероятность, что вам помогут

Если вы нуждаетесь в помощи — не ищите ее в толпе. Сработает «эффект свидетеля».

Его исследовали психологи Бибб Латан и Джон Дарли. Когда испытуемый думал, что он единственный свидетель — на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще 1 человек — помогать кидались 65%. Когда испытуемый знал, что есть еще 4 свидетеля, — на помощь приходил только 31%.

Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему: каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т. д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.

Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете

Ощущение, что на нас все время смотрят, всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись, на самом деле не отражает реальность. Люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

Для проверки этого «эффекта прожектора» команда психологов просила группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество. Вы находитесь в центре внимания гораздо реже, чем вы думаете.

Зная это, вы можете чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее и быть самими собой.

Читайте также: 10 психологических хитростей, с помощью которых можно влиять на людей

Источник Blog.bufferapp.com, перевод Adme.ru

www.factroom.ru

Эффекты в психологии: Наиболее интересные виды!

Наиболее интересные виды психологических эффектов, их описание.

Основываясь на психологических эффектах, многие специалисты строят свои теории и умозаключения, а обычные люди, даже не имея специальных знаний, могут делать свои выводы и выявлять интересные особенности в жизни человека, групп людей и общества в целом. Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Знания о психологических эффектах позволяют глубже понять природу человека и особенности его психики. А применение этих знаний на практике способствует саморазвитию, личностному росту, улучшению отношений с другими и повышению качества жизни.

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин «Эффект Пигмалиона» взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(Англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности, используется в педагогике и искусстве.

«Эффект Ореола»

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, если они у него впоследствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом она на него». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам, часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше, и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола», и он все старался «натянуть» ответ студента на «отлично».

По теме: Самый популярный психологический эксперимент

«Эффект аудитории»

(Эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

  • Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот).
  • В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.
  • Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

ezopage.com

Интересные психологические эффекты, которым подвержены люди

Каждый день человек общается с другими людьми и взаимодействует с обществом. И нередко в его жизни и жизни общества происходят некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Эти возникающие психологические эффекты довольно интересны, хотя и обыденны. Знания о них позволяют глубже понять человеческую природу и особенности его психики. Применение этих знаний способствует саморазвитию и улучшению отношений с окружающими. Какие же из этих феноменов самые распространенные?

  1. Эффект плацебо. Под термином «плацебо» подразумевают вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. Человек искренне верит в его действие и самоисцеляется. В психологии эффект плацебо основан на внушении. Человеку сообщают, что лекарство оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В результате внушения, происходит ожидаемый эффект.
  2. Эффект Веблена. С экономической точки зрения это необоснованный и повышенный спрос на товар высокой ценовой категории. Чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Эффект основывается на том, что такие товары не доступны большинству покупателей, а значит те, кто их может себе позволить приобрести, получают высокий социальный статус и уважение. Эффект Веблена характерен для людей, которые ценят статус конкретных марок или брендов и которыми управляют мотивы стремления к роскоши и престижу.
  3. Эффект Зейгарник. Психологический эффект заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить.
  4. Холодное чтение. Под ним подразумевают совокупность приёмов, которыми пользуются экстрасенсы, медиумы, фокусники. Его используют чтобы создать впечатление о знании некой информации о другом человеке, несмотря на короткое знакомство. Делается это с помощью анализа пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности человека, места рождения, уровня образования и т.д. Часто используется методика догадок. Отличное знания холодного чтения могут оказывать на людей сильное влияние.
  5. Эффект Пигмалиона. Этот психологический эффект заключается в том, что человек, убеждённый в какой-либо информации, подсознательно ведёт себя так, чтобы эта информация подтвердилась.
  6. Эффект Барнума или эффект субъективного подтверждения. Его смысл заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные кем-то и конкретно для них. На самом деле эти данные имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Нередко используется псевдогадалками, астрологами и хиромантами с целью обмана.
  7. Эффект аудитории. Под ним подразумевается влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Например, если человек выполняет легкую работу в присутствие других людей, то это улучшает его результаты, а если сложную, то ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
  8. Эффект последовательности. Психологический эффект проявляется в том, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. По этой причине в психологии принято проводить исследования по одной определенной схеме.
  9. Эффект Хоторна. Показывает, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому улучшенному результату, нежели в обычных условиях.
  10. Эффект доктора Фокса. Психологический феномен заключается в том, что импрессивность и талан рассказчика человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Последний может стать уверенным в том, что бесполезная с виду информация действительно дала ему новые знания и он чему-то научился.

Реклама от Google

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

ainteres.ru

5 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение

Тайны работы человеческого мозга.

Автор Редакция На чтение 3 мин. Просмотров 754 Опубликовано

Как проникнуть за кулисы работы мозга и понять, как именно инстинкты управляют нашими решениями и почему именно так мы воспринимаем окружающий мир?

Следующие 5 психологических эффектов — ваш пропуск в тайный мир того, как функционирует человеческий мозг.

1. Вы нравитесь другим больше, когда совершаете ошибки.

Те, кто никогда не ошибается, кажутся нам менее симпатичными, чем те, кто совершает промахи. Ошибки делают вас более человечными и привлекательными. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости.

Этот «эффект полного провала» проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, участвовавших в викторине. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

2. Большие ожидания создают новую реальность.

Если вы верите во что-то — однажды это случится. Это так называемый эффект Пигмалиона. Психолог Роберт Розенталь исследовал его в школе.

В начале года он показал учителям список учеников, у которых были очень высокие результаты теста на IQ. Но этот список не соответствовал действительности, Розенталь просто выбрал фамилии учеников в случайном порядке.

В конце года именно эти школьники показали заметно более высокие результаты по сравнению с остальными.

Ожидания учителей для этих детей были выше, и эти ожидания создали новую реальность. Розенталь так объяснил свое открытие: то, что один человек ожидает от другого, может стать самоисполняющимся пророчеством.

Помните поговорку: «Если человека называть свиньей, то рано или поздно он захрюкает»?

3. Чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны.

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь, а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой.

Даже если наше окончательное решение совершенно верное — мы можем остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор. Это «парадокс выбора»: когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

4. Чем больше людей видят, что вам нужна помощь, — тем ниже вероятность, что вам помогут.

Если вы нуждаетесь в помощи — не ищите ее в толпе. Сработает «эффект свидетеля».

Его исследовали психологи Бибб Латан и Джон Дарли. Когда испытуемый думал, что он единственный свидетель — на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще 1 человек — помогать кидались 65%. Когда испытуемый знал, что есть еще 4 свидетеля, — на помощь приходил только 31%.

Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему: каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т. д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.

5. Ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят, всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись, на самом деле не отражает реальность. Люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

Для проверки этого «эффекта прожектора» команда психологов просила группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество. Вы находитесь в центре внимания гораздо реже, чем вы думаете.

Зная это, вы можете чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее и быть самими собой.

Фото на превью: crosscreekpictures
Источник: blog.bufferapp
Перевод: adme.ru

www.cluber.com.ua

Психологические эффекты

Интересные психологические эффекты в любовных, деловых и других сферах жизни. Эффект Ромео и Джульетты, очевидца, труднодостижимости, Пигмалиона, Зейгарник, ореола, аудитории.

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их….

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии – феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере "труднодостижимости", как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу.

Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) — мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: "вначале студент работает на зачетку, а потом она на него". Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал "эффект ореола" и он все старался "натянуть" ответ студента на "отлично".

Эффект аудитории

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека.

Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Примеры:

• Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

• В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

• Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Фото: Daniel Zedda flickr.com/astragony

mensby.com

10 удивительных научных и психологических эффектов

Из этой статьи вы узнаете, может ли ход эволюции изменить направление, хуже или лучше выступают люди, когда на них смотрят, почему некоторые беременные мыши преднамеренно убивают своих еще не рожденных детей и многое другое. 

1. Эффект Олли

Эффект Олли – это биологическое явление, показывающее, что прирост популяции по отношению к ее численности (или целого вида на определенной территории) падает, если численность популяции снижается. Другими словами, каждая самка приносит больше потомства, если численность популяции выше. Эффект Олли, названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли, полностью изменил представление об увеличении популяции.

Во времена его исследований считалось, что процветать должна популяция с меньшим числом особей, т.к. каждой из них будет доступно больше ресурсов. Другими словами, популяция должна расти медленнее, когда число особей в ней больше и быстрее, когда число особей меньше. Однако исследования Олли доказывают, что когда численность популяции снижается, то же самое происходит и с числом возможных пар – поэтому и прирост идет медленнее.

Вывод: чем больше особей в популяции, тем быстрее она растёт.

2. Эффект аудитории и теория вытеснения

Эффект аудитории – это то влияние, которое аудитория имеет на человека или на группу людей, выполняющих определенную задачу у всех на виду. Этот эффект был открыт в 30-х годах XX века. Он заключается в двух противоположных явлениях: результаты многих выступающих (атлетов в особенности) обычно оказываются выше, когда на них смотрит большое количество людей, в то время как у других присутствие зрителей вызывает чувство неловкости, поэтому они заканчивают свои выступления с худшим результатом, чем могут в действительности.

В 1965г. социальный психолог Роберт Зайонц обнаружил связь эффекта аудитории с так называемой теорией вытеснения. Зайонц доказал: будет ли влияние аудитории позитивным или негативным, зависит от относительной «легкости» выполняемой задачи. Если, например, выступающий верит, что победит, эффект аудитории будет подвигать его к выступлению на высшем уровне. Если он в себе не уверен, то наличие аудитории может привести к ещё большему снижению его самооценки.

3. Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона связан с эффектом аудитории и теорией вытеснения, он соединяет в себе положительные ожидания выступающего и наивысший результат. Эффект назван в честь пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» (по которой снят фильм «Моя прекрасная леди»), иногда его ещё называют «эффектом Розенталя».

Кроме того, существует и эффект, противоположный эффекту Пигмалиона, его суть заключается в том, что низкие ожидания приводят к низкому уровню выступления, и называется такой эффект «эффектом голема».

Эффект Пигмалиона был подробно изучен в мире легкой атлетики, бизнеса и особенно образования. В бизнесе эффект очень ярко выражен в результатах менеджеров, которые напрямую зависят от того, чего они ожидают от собственных сотрудников.

Как отметил в своих исследованиях профессор Дж. Ливингстон: «То, как менеджеры обращаются со своими подчиненными, во многом зависит от того, чего они от них ожидают». Точно так же исследование эффекта Пигмалиона, проводимое Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон в учебном классе, доказало, что те студенты, от которых преподаватель ожидает большего, скорее всего, будут на высоте.

4. Эффект Брюс

Когда беременные грызуны женского пола чувствуют запах незнакомого самца, они иногда могут прервать собственную беременность. Этот эффект, впервые изученный британским зоологом Хильдой Брюс, наблюдался у некоторых мышей, полёвок, леммингов, обезьян гелада и даже у львов. Некоторое время эффект изучался только на животных в неволе, впервые эффект в дикой природе стала изучать исследователь из Мичиганского Университета Эйла Робертс. Самый главный вопрос в обоих случаях – почему мать убивает собственного ребенка?

Робертс 5 лет изучала гелад в Эфиопии и собрала данные о 110 особях женского пола из 21 различных групп. После анализа образцов фекалий на гормоны, которые твердо подтверждают беременность, Робертс открыла, что там, где самец утвердил свое господство, захватив группу, значительное количество самок прервали свою беременность. В группах без доминантного самца рождаемость оказалась намного выше.

Ответ кроется в тенденции доминантных самцов убивать маленьких гелад, они делают это потому, что самки снова смогут совокупляться только после того, как воспитают своих малышей и у самцов не хватает терпения. Обезьяны убивают своих не рожденных детенышей, потому что знают, что они все равно умрут, это экономит потраченное время матери, силы и средства.

5. Эффект Ляйденфроста

Если вы когда-нибудь брызгали водой на очень горячую сковороду и видели как капли начинают крутиться, как сумасшедшие – значит, вы наблюдали эффект Ляйденфроста, названный в честь немецкого доктора Йохана Готтлоба Ляйденфроста в 1796 году. Эффект Ляйденфроста – это физическое явление, оно наблюдается, когда жидкость оказывается очень близко к поверхности гораздо более горячей, чем температура кипения жидкости. В таких условиях жидкость создает защитный слой пара, который отделяет ее от горячей поверхности и предотвращает быстрое испарение. В случае с капельками на горячей сковороде, в конечном итоге вода закипает и испаряется, но гораздо медленней, чем, если бы температура сковороды была выше точки кипения, но ниже точки Ляйденфроста.

Этот эффект позволяет воде, при определенных условиях, левитировать над горячей поверхностью. По этой же причине можно окунуть влажный палец в жидкий азот без последствий. Но лучше так не экспериментировать, это всё-таки опасно.

6. Эффект диорамы

Эффект диорамы, также известный как «псевдо-макро» или «иллюзия диорамы», описывает процесс, когда фотограф снимает реальные предметы в натуральную величину таким образом, что на картинке они получаются, как миниатюрные модели. Иногда его еще называют эффектом «тилт-шифт», но справедливости ради надо заметить, что тилтшифтинг – это техника, всегда позволяющая создавать эффект «псевдо-макро». Эту технику можно использовать в цифровой фотографии для того, чтобы создать впечатление, что фото было сделано с помощью специального объектива.

Создание таких картинок происходит в несколько этапов. Можно выделить несколько ключевых моментов:

– сделать снимок сверху;

– размыть края фотографии;

– увеличить насыщенность цвета.

Конечно, об этом можно рассказать гораздо подробнее. В интернете можно найти и пошаговые инструкции.

7. Эффект обзора

Из всех когда-либо называемых и изучаемых психологических эффектов, эффект обзора – самый редкий, лишь 534 человека побывали в условиях, в которых он возможен. Когда астронавты с орбиты или с поверхности Луны видят Землю целиком, многие описывают невероятное ощущение масштаба и перспективы, что и назвали эффектом обзора. Выдуманный писателем Фрэнком Уайтом, этот эффект оказывает глубокое воздействие на человека, озадачивает, вдохновляет, пробуждает эмоции. Вид Земли из космоса меняет отношение человека к действительности. Астронавты возвращаются домой с новым видением того, как все мы объединены, с ощущением бессмысленности каких-либо культурных границ и с желанием заботиться об окружающей среде.

8. Эффект оплошности

Представьте, что вы без памяти влюблены в девушку, и она кажется вам талантливой, доброй и красивой. Потом представьте, что вы видите, как она идет по тротуару, спотыкается и падает прямо лицом вниз. По многим причинам вы влюбляетесь в нее еще больше и сами себе кажетесь гораздо более привлекательным для нее, и все это – в результате ее неуклюжести.

Изученное особо широко в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально этот эффект был открыт и назван исследователем Элиотом Аронсоном в 1966 году. Результаты такого эффекта могут быть различными. Исследования показывают, что люди склонны любить людей несовершенных, совершающих ошибки. Эффект много анализировался и выяснилось, что, например, неуклюжие женщины больше привлекают мужчин, чем наоборот, но основной принцип (человек становится более привлекательным, показывая свои недостатки) остается.

9. Эффект спящего

Эффект спящего – часто изучаемый, спорный психологический эффект, который показывает, как информация влияет на мнение человека. В основном, когда видишь рекламу с позитивным слоганом, с ней (и с рекламируемым продуктом) возникают позитивные ассоциации. Однако, через какое-то время эти позитивные ассоциация исчезают и, в конце концов, не остается вообще никаких ассоциаций с этой рекламой. Но при определенных условиях, например, если сообщение сопровождалось «репликой дисконтирования», позитивная ассоциация может остаться на более длительное время.

«Реплика дисконтирования» обычно подается в форме источника информации, который не вызывает доверия, либо сообщение идет с оговоркой, либо источник информации какой-то необычный. Когда вы видите негативную политическую рекламу, проплаченную оппонентом, вы сначала можете отнестись к сообщению с подозрением, а через какое-то время начнете верить. Исследования утверждают, что эффект спящего реальный, но трудноосуществимый в действительности, поэтому, чтобы он был эффективным нужно неукоснительно следовать строгому набору рекомендаций.

10. Эффект Тамагочи

Ох уж этот Тамагочи. Если вы выросли в 90-е годы ХХ века, вероятно, он у вас был, или вы были знакомы с кем-то, у кого он был или хотя бы знали о его существовании. К 2010 году по всему миру было продано более 76 миллионов маленьких электронных зверюшек. Для тех, кто не в курсе, Тамагочи – это маленький переносной виртуальный питомец, изобретенный в 1996 году в Японии. Владелец Тамагочи занимался кормлением, лечением, воспитанием и уборкой за своим питомцем.

Эффект Тамагочи – это психологическое явление, при котором люди становятся эмоционально зависимыми от робота или другого виртуального объекта. Такое отношение у человека может быть к Тамагочи, сотовому телефону, роботу или даже к какой-то компьютерной программе. Исследования показывают, что эффект Тамагочи может проявиться в любом возрасте и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на психическое здоровье человека.

 

источник

 

lichnorastu.ru

Психологические эффекты восприятия | Тренинг-Центр Синтон

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно?

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно? Здесь и сейчас хочу поведать вам, любезные читатели, о некоторых психологических эффектах, мешающих людям адекватно воспринимать друг друга. Ну что, начнём без лишних предисловий?

1. Эффект ожидания

Приходит работать в школу новая учительница математики, например. Ей директор говорит: «Нина Ивановна, у нас в девятом А есть один такой ученик… Вася Петров, ох намучаетесь Вы с ним! Ох и двоечник, задира, хулиган!» Входит Нина Ивановна в класс и первым делом «ищет, высматривает» нерадивого ученика.

Нашла… и начинает в своём сознании примерять к нему ярлыки, наклеенные директором: двоечник, задира, хулиган. Иными словами, учительница каждую минуту ожидает от Васи Петрова именно того поведения, которое описал ей директор школы.

Учительница бессознательно ищет, подчёркивает каждую мелочь, каждую черту, которая соответствовала бы описаниям директора. Конечно, ожидания могут оправдаться, и Вася действительно окажется плохим учеником, но ведь возможно, что юноша исправился в лучшую сторону, или же директор была к нему несправедлива, недолюбливала его, вот и навешала эти ужасные ярлыки, а мальчик вовсе не таков.

Во втором случае ожидание Нины Ивановны не оправдывается, и она либо как истинный педагог рада этому и всячески поддерживает Васю Петрова, либо продолжает видеть и искать в его учёбе и поведении поводы для выставления плохих оценок и замечаний.

2. Эффект ореола

Допустим, ожидается появление новенького в классе. За неделю до этого директор рассказал немного о нём, о той школе, где он раньше учился. Но о той школе, особенно о том классе, откуда ожидается появление новенького, ходит дурная слава: «О, восьмой Б в школе „33“ — класс хамов, дураков, лентяев!» Значит, и об ученике, который собирается прийти, будущие одноклассники тоже могут быть нелестного мнения, то есть его появление уже заранее окружено ореолом хама, двоечника, лентяя.

Ореол этот развеять не всегда бывает просто. Новенький ученик легко может оказаться отличником или хорошистом, воспитанным мальчиком, покинувшим прежний класс как раз из-за нежелания учиться с плохими ребятами.

3. Эффект первого впечатления

Увидел, например, молодой человек изумительно красивую девушку и влюбился в неё с первого взгляда. Ходит за ней несколько дней, а подойти и заговорить не осмеливается — такой божественной и неприступной она ему кажется. Красивый, стильный, подобранный со вкусом наряд, белоснежная улыбка лишили покоя парня.

Но вот однажды он решается подойти к прекрасной незнакомке и заговорить с ней… И… о ужас… девушка оказывается грубой, недалёкой, «пустой». Первое впечатление тает как дым, и тает желание встречаться с девушкой. Можно привести и противоположный пример — приходит в класс новенькая — девочка очень полная, некрасивая, одетая по-деревенски.

Никто с ней не здоровается, никто на неё не смотрит и не хочет дружить с ней. Но проходит время, оказывается, что девочка — отличная бегунья, добрая душа, выдумщица и хорошо поёт. К ней уже тянутся одноклассники, она покоряет их своим обаянием и от друзей отбоя нет.

4. Эффект проекции

Суть его состоит в том, что человек приписывает другому человеку те черты характера и качества, которые есть в нём самом. Допустим, очень завистливый считает, что все вокруг завидуют ему, а добряк уверен в том, что в мире гораздо больше добрых людей, чем злых.

5. Эффект обобщения

Допустим, в пятом классе первый раз был урок информатики. Пришёл новый учитель, и все замечают, что он какой-то чудаковатый. Он неопрятно одет, всё время рассказывает о своём замечательном компьютере и не объясняет новый материал. Потом в седьмом классе учитель информатики поменялся, на его смену пришёл такой же чудак, рассказывающий лишь о своих компьютерных играх и странно одетый.

В девятом классе директор снова говорит, что прежний учитель уволился и сейчас придёт другой. Ребята в классе уже ожидают появление чудака. Рассуждать они могут так: «Ой, да все компьютерщики такие, все учителя информатики!» Хотя этот учитель может быть грамотным специалистом, умеющим и желающим объяснять материал, а не говорить бесконечно о своём компьютере.

Это далеко не полный перечень эффектов, а лишь те, которые пришли мне на память и узнать о которых, думаю, вам было интересно. Эти эффекты не нужно пытаться устранить на корню, просто следует помнить об их существовании и сделать так, чтобы они не мешали интересному, продуктивному общению.

Маргарита Мельникова

syntone.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *