Психологический жест – Психологический жест. О технике актера

Содержание

Психологический жест (12 ноября 1941г.)


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 15Следующая ⇒

Психологический жест

Возьмем определенный жест, такой как «схватить». Сделайте его физически. Теперь сделайте его только внутренне, оставаясь неподвижным физически. Как только мы разовьем этот жест, он становиться некой психологией, а это то, чего мы хотим. Сейчас на основе этого жеста, который вы сделаете внутренне, скажите предложение: «Пожалуйста, дорогая, скажи мне правду». Во время произнесения сделайте жест внутренне. Чем больше вы сделаете эти жесты, тем больше увидите, что они вызывают определенный вид актерской игры. Они вызывают в памяти чувства, эмоции и волевые импульсы. Теперь сделаем их оба вместе — жест и предложение. Потом отбросьте физический жест и говорите, делая жест только внутренне. Сейчас представьте, что ваш режиссер предложил некий жест актерской игры, который ничего не должен делать с психологическим жестом. Вы можете делать режиссерский жест и, тем не менее, иметь в нем эту психологическую суть. Игровой и психологические жесты не противоречат друг другу, но не должны быть одним и тем же.

Возьмите другой пример и прислушайтесь, что происходит в душе. Всегда тренируйте жест до тех пор, чтобы быть уверенным, что он появился там. В каждой актерской душе он будет разным, даже если вы делает один и тот же жест. Здесь мы на самом деле свободны, если начинаем с психологического жеста, потому что никто не может знать, что происходит в душе у вас, когда делается жест. Зрители увидят вас, самое дорогое на сцене. Если вы позволите своей психологии быть свободной, появятся много нюансов.

Используйте психологический жест как трамплин и увидите, что вы намного богаче, чем то, что бы представляли о жесте. Жесту нужно учиться достаточно долго. чтобы он стал приятной частью вашей психологии. Всегда важно помнить, что хотя наше физическое тело не может опускаться в недра земли или подниматься в небо, мы можем сделать это своем воображаемом теле. Итак, психологический жест изменяет все в пространстве и времени, потому что он- психологический.

Сейчас на базе жеста, уже отрепетированного, давайте возьмем подлинное действие. Вы входите в комнату с руками в карманах, но со злостью на эту внешнюю ленивую безразличную манеру, внутренне у вас тот же самый сильный жест. Это соединение создает очень интересную психологию.

Представьте, что мы играем «Гамлета»- отрывок с королем Клавдием, где он произносит фразу : «Как здравствует принц крови нашей, Гамлет?» Режиссер советует, чтобы внешне вы были бы в абсолютно свободном положении, а внутренне должны сделать жест протянутой руки со сжатым кулаком, а глаза смотрели прямо вперед.

Два уровня игры

Теперь представим себе, что у Гамлета- другой жест- жест постоянного привлечения всего к себе. Психологический жест Гамлета также для того, чтобы взять то, что перед ним, но он пытается достичь всего возможного. Это малая ограниченная часть, но протягивающаяся на большое расстояние. Не забывайте о ногах, они не должны двигаться, но некие потоки согревают их. Голова Гамлета опущена, а глаза смотрят вперед. Он говорит : «Верите ли -превосходно». Он стоит совершенно спокойно, но все внутреннее действие -жест. Постарайтесь продлить свой внутренний жест и тогда сможете сыграть со своим внешним жестом как хотите. Если здесь есть суть, зрители постигнут этот второй уровень, всегда более интересный, чем первый. Второй уровень- это всегда психологический жест.

Темп

Жест королевы- это жест закрытых глаз, вытянутой шеи, как бы отгораживаясь руками как занавеской. Здесь позвольте мне отметить один момент. Если разговаривают два человека. То один может говорить в очень быстром темпе, в то время как другой слушает. Слушатель может слушать в том же темпе или противоречащем, что будет намного интересней. По крайней мере, всегда есть возможность двух темпов. Когда приступаешь к работе над ритмом, то видно для этого огромное поле. Это может быть в двух или более уровнях.

Продолжим сцену из «Гамлета». На этот раз делайте все движения быстро, а говорите медленно. В этой маленькой сценке может быть много вариаций. Это может быть быстрая речь, медленное движение и т.д. Чтобы суметь сделать движения в других темпах, чем речь, очень хорошо сделать следующие упражнения.

Движения в стаккато и легато

В стаккато все движения точны и неизменны. В настоящее время наши тела не подчиняются нам. Мы делаем необычное для себя и обычно не обращаем на это внимание, но на сцене обнаруживаем, что наши тела не слушаются нас. Мы должны уметь фиксировать наши тела как камни, и если это умение развито, это даст актерской душе так много удобных случаев и возможностей выразить то, о чем сейчас мы можем только мечтать. Режиссер хочет от актеров более и более выразительного. Теперь рассмотрим полярно противоположное: в легато все движения медленные и плавные, ничего не останавливается в теле, все похоже на воду, ничего резкого. В этом упражнении вы должны представить, то движение идет, течет и излучается из всего тела. В этом упражнении важно не только физическое тело, даже более важно воображаемое вокруг нас и исходящее из нас.

На сцене важно уметь быстро переходить из одного состояния в другое, как в движении, так и в речи. Наша речь очень в многом зависит от умения двигаться. Если мы неуклюжи в движении, то не можем говорить хорошо. Итак, делая наши упражнения, мы также развиваем свою речь. В этом упражнении важно развить умение выражать все, что нужно, без всякой подготовки. Сделайте упражнение, идя к стулу в легато, и представьте, что когда коснетесь его, что он добела раскален и выразите это резкими, в темпе стаккато, движениями. Это пробудит в вас умение жить в каждом виде жизненного опыта. Это похоже на изучении жизни на двух планетах- Марсе и Юпитере.

Трюки

Они не похожи на абсолютные правила, ни на любые штампы. Это то, что абсолютно относится к человеческой природе, и чем больше мы узнаем такие трюки, тем больше они могут служить нам, даже если не обращаться к ним на сцене как таковым. Если мы знаем некоторые «трюки», однажды они вдохновят нас. Например, предположим, что я хочу убедить или сказать другому что-то, и, если мы играем в одном темпе, это создает впечатление, что взаимопонимание не совсем полное, но если ритмы разные, то оно существует. Или если у вас момент на сцене, когда вы хотите выделить эмоциональную, моральную сторону характера персонажа, всегда хорошо стоять лицом к зрителям. А если вы хотите показать, что вы думает об умных или тайных вещах или о том, что нужно сделать, рассудив, лучше показываться в профиль.

Урок двенадцатый

Театр будущего (15 декабря 1941г.)

Конечно, вы знаете, что в течении последней трети прошлого столетия наука и позже искусство стали очень материалистичными, и в это время ученые установили некоторые положения, что все является материальным. Конечно, начало пятнадцатого века видело подъем материализма, но последняя треть прошлого была кульминацией. Результат этого то, что происходит с нами сейчас. Эта материалистическая точка зрения- то, что мы переживаем сейчас.

То, что произошло с искусством и театром заключается в следующем: мы потеряли все поэтическое вокруг театра, и он стал голым бизнесом. Если мы правдиво и искренне считаемся с собой на сцене, то должны согласиться, что чувствуем свои тела и голоса как физическое, доводящее нас до зрителя. Весь театр для нас как актеров, стал таким материалистичным; наше отношение к самим себе, своим телам и голосам, нашему подходу к новому спектаклю является ли это обращением к нашим нервам, а если нет, то в этом нет ценности и т.д.

театр сейчас не решает никаких проблем. Он не принимает того, что существуют этические, религиозные, общечеловеческие проблемы или у актеров есть предчувствие. Мы не интересуемся тем, что может случиться. Все сосредоточено на настоящем моменте, и даже более того, на событиях настоящего момента. И еще больше на определенных событиях. Это не может быть более сжато, более окаменело, чем сейчас.

Будущий театр

Будущий театр не может пойти по пути сжатия и безразличия ко всему. Для этого нет пространства боле, нет более оснований. Все исчерпано. Театр должен идти противоположным путем, который увеличивает все: точку зрения, способы выражения, темпы спектаклей и , прежде всего, вид актерского исполнения.

Актер будущего

В будущем актер не должен только искать другое отношение к физическому телу и голосу, но и к своему всему существованию на сцене, в смысле того, что актер как

художник, должен расширять свою суть средствами профессии. Я имею ввиду, что актер должен увеличивать себя очень конкретным путем, даже для того, чтобы иметь совершенно другое отношение к пространству. Его вид обдумывания должен быть другим, его чувства должны быть другими, его чувство своего тела и голоса, его отношение к художественному оформлению спектакля- все должно расшириться. Атмосфера вокруг театра должна быть атмосферой. Позвольте это сформулировать в нескольких словах.

«Что» и «Зачем» «Как» — есть таинство искусства

Всегда есть некое «что» — спектакль- это «что», мы должны иметь дело со своими ролями как «что». В науке все есть «что». Есть два пути в этом «что». Один ведет к «почему», и это чистая наука. Когда мы берем пьесу и пытаемся понять «зачем» автор сделал то или иное, то никогда не сможем сыграть ее. Другой путь — «как», и это наш путь как актеров.

Например, если мы знаем как стать завистливым на сцене, не зная зачем, тогда мы- художники. Под заголовком «Как я верю, что театр будущего будет развиваться» я хотел бы сказать, что чем больше материально мыслящий мир воздействует на нас, заставляя идти по пути «зачем», тем меньше мы можем развивать свои возможности и способности. Это «зачем» очень широко распространено в нашей современной жизни. Если вы спросите меня как я могу узнать «зачем», я бы сказал, что это очень материалистический вопрос, потому что «как»- это тайна искусства; это секрет художника, всегда знающего «как» без всякого объяснения или доказательства, анализа или психологических способностей. Совершенно просто актер знает Гамлета или Жанну д’Арк. Почему? Потому я — актер. Если мы не склоны допустить такую точку зрения на «как», из-за того, что это- наша жизнь, то все «зачем» не помогут нам никогда.

К примеру, давайте представим, что мы разговариваем об этом с превосходным актером. Он может сказать, что не интересуется этим. Просто дайте ему выразить себя, свое собственное «как», потому что он не нуждается в нашем оправдании. С другой стороны, давайте спросим абсолютно бездарного актера о «зачем» и «как». Думает это поможет ему? Нет, потому что у него нет «как» в душе. В этих обоих примерах «зачем»-это материалистический подход к искусству, возникший в последней трети прошлого века, в результате которого мы страдаем. Мы должны делать все возможные ошибки, чтобы разрушить все эти границы в своей профессиональной работе. «Как»- это наше дело, а «зачем» — это дело ученых.

Наш метод

Теперь посмотрим на наш метод. Все в нем имеет тенденцию разрушить границы наших тел, голосов и других способностей, ведущих к этому «как». Например, атмосфера, если правильна выражена, есть ничто иное как расходование своей сущности в пространстве вокруг себя так. Что телесно мы становимся менее значимы. В атмосфере, когда что-то происходит со мной, во мне, вокруг меня мое тело становится инструментом, получающим предложения от этого, и начинает подчиняться этому воздействию, приходящему извне. Поэтому если мы исследуем атмосферу должным образом, она увеличит нашу сущность.

Посмотрим на цель. Цель- моё стремление, мое желание, это то, что я хочу. Представьте ее осуществленной. Если это случилось, я уже выпрыгнул из кожи, из внешней части своего существа. Я где-то летаю.

Или посмотрим на лучеиспускание, что означает выдать все, что внутри. Снова мое тело становится более и более артистичным.

Подготовка и поддержка- это также нечто, что предшествует моему тяжелому телесному пути, следующему и продолжающемуся. Это опять способ расширяющий природу актера.

Психологический жест- это чисто психологическое, ведущее к самому себе как актеру. В действительности, психологический жест- выше театра и продолжается дальше. Каждый жест способ расширить себя, и существует для того, чтобы разрушить все эти тяжкие ограничения и препятствия, которые есть в материалистическом подходе к самому себе.




infopedia.su

Михаил Чехов. О технике актера. Психологический жест. Четвертый способ репетирования. — Театры — К практике — Каталог материалов

Душа хочет обитать в теле,
потому что без него она
не может ни действовать
на чувствовать
Леонардо да Винчи

Жест и воля.

Как в окраске вам дан ключ к чувствам, так в действиях — к воле. Жесты говорят о желаниях (воле). Если желание (воля) сильно, то и жест, выражающий его, будет сильным. Если же желание слабо и неопределенно — жест также будет слабым и неопределенным. Таково же обратное соотношение жеста и воли. Если вы сделаете сильный, выразительный, хорошо сформированный жест — в вас может вспыхнуть соответствующее ему желание. (Вспомните старичка, герояя чеховского рассказа, который сначала топнул ногой, потом рассердился.) Вы не можете захотеть по приказу. Ваша воля не подчиняется вам. Но вы можете сделать жест, и ваша воля будет реагировать на него.

Психологический жест

Существует род движений, жестов, отличных от натуралистических и относящихся к ним, как ОБЩЕЕ к ЧАСТНОМУ. Из них, как из источника, вытекают все натуралистические, характерные, частные жесты. Существуют, например, жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия вообще. Из них возникают все индивидуальные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия и т.д., которые вы будете делать по-своему, я — по-своему. Общие жесты мы, не замечая этого, всегда производим в нашей душе.
Вдумайтесь, например, в человеческую речь: что происходит в нас, когда мы говорим или слышим такие выражения, как
ПРИЙТИ к заключению.
КОСНУТЬСЯ проблемы.
ПОРВАТЬ отношения.
СХВАТИТЬ идею.
УСКОЛЬЗНУТЬ от ответственности.
ВПАСТЬ в отчаяние.
ПОСТАВИТЬ вопрос и т.п.
О чем говорят все эти глаголы? О жестах, определенных и ясных. И мы совершаем в душе эти жесты, скрытые в словесных выражениях. Когда мы, например, касаемся проблемы, мы касаемся ее не физически, но душевно. Природа лее душевного жеста касания та же, что и физического, с той только разницей, что один жест имеет общий характер и совершается невидимо в душевной сфере, другой, физический, имеет частный характер и выполняется, видимо, в физической сфере. В повседневной жизни мы не пользуемся общими жестами, разве только в случаях, когда мы чрезмерно возбуждены или когда хотим говорить с пафосом. Впрочем, такими жестами нередко можно любоваться, беседуя с итальянцами, евреями или русскими. По жесты эти все же живут в каждом из нас как прообразы наших физических, бытовых жестов. Они стоят за ними (как и за словами нашей речи), давая им смысл, силу и выразительность. В них, невидимо, жестикулирует наша душа. Это — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ.
Психологический жест дает возможность актеру, работающему над ролью, сделать первый, свободный “набросок углем” на большом полотне. Ваш первый творческий импульс вы выливаете в форму психологического жеста. Вы создаете как бы план, по которому шаг за шагом будете осуществлять ваш художественный замысел.
Невидимый психологический жест вы можете сделать видимо, физически. Вы можете соединить его с определенной окраской и пользоваться им для пробуждения ваших чувств и воли. Как жест, имеющий общий характер, он, естественно, проникает глубже в вашу душу и воздействует на нее с большей силой, чем жест частный, случайный, натуралистический. Ясной, четкой формы и большой внутренней силы потребует такой жест, чтобы воспламенить вашу творческую волю и пробудить чувства. Путем упражнений вы научитесь делать его правильным образом. (В дальнейшем для краткости я буду обозначать психологический жест как ПЖ.)

Упражнение 5.

Найдите ПЖ на следующие действия: тащить, волочить, давить, бить, ломать, разделять, поднимать, бросать, трогать, открывать, закрывать, разрывать, мять, брать, давать, подпирать и т.п.
Выполняйте их с возможной четкостью и силой, но без излишнего мускульного напряжения. Сначала делайте их без определенной окраски.
Соблюдайте следующие четыре условия: 1. Не “играйте” ваших жестов, то есть не делайте вид, что вы тащите, например, что-то тяжелое, устаете, отдыхаете, снова тащите и т.д. Пусть ваши жесты останутся беспредметными, не натуралистическими. Пусть они будут широкими, красивыми и свободными (как “наброски углем на большом полотне”), 2. Делайте движения всем телом, стараясь использовать по возможности все окружающее вас пространство. 3. Производите движения в умеренном темпе. Спокойно заканчивайте жест, перед тем как снова повторить его. Небрежность, спешка или чрезмерная медленность вредят упражнению. 4. Упражнение должно производиться активно. Лучше прервать его, чем делать вяло.
Проделайте те же жесты с окраской.
Сделайте простой, повседневный жест. Найдите его идеальный прообраз (ПЖ). Проделайте его несколько раз с различной окраской. Терпеливо добивайтесь того, чтобы ПЖ и его окраска пробудили в вас волю и чувства. Проделайте мысленно все ПЖ предыдущего упражнения. Добейтесь, того, чтобы мысленный жест воздействовал на ваши чувства и волю так же, как и фактический.

Фантастический ПЖ

Вы можете придать ПЖ большее или меньшее сходство с натуралистическими. Но вы можете также создать и фантастический ПЖ. Через него вы в состоянии будете выразить для себя ваши самые интимные, самые оригинальные художественные замыслы. Путем упражнений вы разовьете в себе способность создавать такие жесты.
Упражнение 6.

Начните с наблюдения форм цветов и растений. Спросите себя: какие жесты и какие окраски они навевают вам? Кипарис, например, устремляясь вверх (жест), имеет спокойный, сосредоточенный характер (окраска), в то время как старый ветвистый дуб широко и безудержно (окраска) раскидывается в стороны (жест). Фиалка нежно, вопросительно (окраска) выглядывает (жест) из массы листиков, а огненная лилия страстно (окраска) вырывается (жест) из земли. Каждый лист, скала, отдаленная горная цепь, каждое облако, ручей, волна будут говорить вам об их жестах и окрасках. Проделайте сами подмеченные вами при этих наблюдениях ПЖ. (Но не воображайте себя цветком, не имитируйте его. В этом нет надобности: психология жеста принадлежит вам, а не цветку.) Помните, что ПЖ должен быть прост.
Перейдите к наблюдению архитектурных конструкций: лестниц, колонн, арок, сводов, крыш, башен, форм окон и дверей в постройках различных стилей. Они также вызовут в вашем воображении композиции известных сил и качеств. Создайте соответствующие им ПЖ.
Если бы Леонардо да Винчи не проделывал внутренне жестов, заключенных в архитектурных формах, он не мог бы сказать: “Арка есть не что иное, как сила, созданная двумя слабостями; арка состоит из двух частей круга, и каждая из этих частей, сама по себе слабая, хочет упасть, но так как каждая из них противится падению другой, то две слабости превращаются в одну силу”.
Ищите ПЖ с их окрасками для пейзажей. (Можете пользоваться для этого картинами и фотографиями.)
Создавайте ПЖ для фантастических образов (мифы, легенды, сказки).

drugie-berega.my1.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖЕСТ (ПЖ). Телесно-ориентированная психотехника актера (методические рекомендации к проведению тренинга)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖЕСТ (ПЖ)

Духовное содержание частных движений. Душевный жест имеет общий характер, совершается невидимо в душевной сфере, служит прообразом физических жестов — частных, видимых, характерных для каждого отдельного человека. «В них (в ПЖ) невидимо жестикулирует наша душа» (М. Чехов). Невидимый ПЖ можно сделать видимым. Полезно прежде чем переходить к упражнениям, проиллюстрировать сказанное. Для этой цели хорошо подойдут, например, рисунки, приведенные в двухтомнике М. Чехова «Литературное наследие» (рис. 2, 3, 6, 15, 16 на с. 208–209, 213, 234–235). Упражнения:

1) Встаньте, опустите руки вниз, близко к телу, опустите голову, плечи опустите, ноги прямые, плотно прижаты друг к другу, руки сначала напряжены, потом резко расслаблены, брошены… Каковы будут ваши ощущения? Побудьте в этом состоянии. Произнесите слово или фразу, созвучную вам в этом ПЖ. Что для вас означал этот жест? Какие чувства пробудил? Каким движением хотелось бы его продолжить?

2) Ведущий дает участникам определенный ПЖ, например, «закрытие». Дает фразу, подходящую к данному ПЖ, например, «Я хочу остаться один». Участникам предлагается сделать частный жест или придать телу положение, созвучное данному ПЖ. «Прислушайтесь к себе, к вашим ощущениям. Насколько положение вашего тела созвучно данному ПЖ и данной фразе.»

Далее ведущий дает команды для изменения положения отдельных частей тела либо тела целиком (например, «слегка наклоните голову в сторону» и т. п.), сопровождая каждую команду словами: «Прислушивайтесь ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас». Аналогичные изменения положения можно совершать и в воображении, обязательно прислушиваясь к возникающим ощущениям.

3) Ведущий предлагает участникам выбрать фразу и произнести ее. Ведущий изменяет положение тела участника, его позу, прося произносить эту фразу в каждой из поз. Интонации должны быть подсказаны позой или движением и находиться в гармонии с ними.

При выполнении всех этих упражнений полезно обращать внимание участников на связь чрезмерного мышечного напряжения (если оно возникло), чувствительности тела, чувствительности участника к своему телу. «Чрезмерное физическое напряжение истощает душевную силу. Сила должна быть внутренней» (М. Чехов).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психология жестов


Мимика лица |
Психология лжи |
Физиогномика |

Психология жестов это специфические знания с помощью которых становится возмож­ным вникнуть глубоко в сознание своего собеседника, и реально понимать какое психологическое сост­ояние и реакцию на проис­ходящее на дан­ный момент испы­тывает человек.
психологию жестов, вы смо­жете не только лучше пон­ять собеседника, но и «читать меж­ду строк». Даже если ваш собе­седник еще толком ничего не сказал, то по движен­иям его тела можно не то­лько раcпознать его настро­ение и отношение к происходящему, но так же нари­совать психологический пор­трет.
Секреты и на­выки психологии жестов хорошее под­спорье в дел­овом и обычном общении между люд­ьми, они незаме­нимы и в обычной повседневной жи­зни и в деловых отношениях. Освоив азы психо­логии жестов, представляется воз­можным не только ана­лизировать, но и прогнозировать пове­дение и пост­упки других людей.
Психо­логия жес­тов основана на бескон­трольности сознания, и опреде­ленные жесты прои­сходят сами собой выдавая реакцию собес­едника, поэтому контрол­ировать свои движения невс­егда получается.

Психология жестов- Защитные сигналы

Как опр­еделить скрытность и защ­итные сигналы?. Часто для изоб­ражения вида непр­иступной особы, люди надевают на себя «маски» холодный взгляд и скучающий вид, и в результате получается так называемое «каменное лицо».

Прямые плечи — знак того, что человек стар­ается контролировать свои чувства и пове­дение.

Плотно сжатый рот — свиде­тельствует о неже­лании обща­ться. Это яр­кие прямые сиг­налы, которые четко понятны окружающим.

Но ино­гда, чтобы скрыть свои эмо­ции, неуверенность и страх, люди прибегают к заву­алированным способам защиты.
Например, когда мы разм­ещаем руки поперек тела и обхватываем его, либо сами себя дер­жим за руки. Чаще вс­его такие психологические жесты используются при выступ­лении перед большой ауди­торией. Это помогает на психо­логическом уровне компе­нсировать чувство эмоциональной безопасности и скрыть этитм самым неуверенность в собственных силах от пос­торонних глаз.

Переч­ислять по­хожие психо­логические защ­итные же­сты те­ла можно очень до­лго, одн­ако все они ука­зывают на ог­ромное стрем­ление человека к самоконтролю, скры­тию черт характера и нежелание пока­зывать истинное «Я», и свои эмоции которые он испытывает в данный мом­ент.

Псих­ология же­стов: ру­ки

Cама рука собственно есть пров­одником мыслей чел­овека, по руке можно гадать на будущее, а с точки зрения психологии жестов руки, можно расшифровать бессознательные движения человека, которые подчекнут самым лучшим образом выражение мыслей человека и возможно скрытое при этом эмоциональное состояние.

Нав­едем несколько основных примеров:

Поче­сывание ко­нчика у­ха рук­ой — означает, что вашему собеседнику надоел раз­говор. Если вы заме­тили этот жест, учтите: вас не больше не слушают разговор не интересен.

Подпи­рание рукой подбородка — означает то что вас уже выслу­шали, но оконча­тельное решение еще не приняли.

Собеседник пощи­пывает перен­осицу рукой — в так­ом случае если вы ждете важного ответа, лучше его не отвлекать, поскольку он в глубоких раздумьях.

Жест- руки за головой — означает (весь во внимании) и показывает готовность собеседника к горячей дискуссии.

Руки распо­ложены так- что поддер­живают щеки — психология жестов раск­роет секрет: ва­шему собеседнику реально неин­терестна речь, ему скучно.

Палец руки под­пирает висок — этот психологический жест невольно выдает нега­тивное отношение ва­шего собеседника к происходящему.

Руки, скре­щенные на груди — этот жест выдает сомнение и внутренние противоречия, это знак о замкнутости собеседника.Если же при это­м жесте большие пальцы рук то­рчат вв­ерх, то, согласно психологии жес­тов, вами прене­брегают.

Грызут но­гти обычно неж­ные особы, сомнева­ющиеся и ранимые, а накручивают кон­цы волос, как пр­авило, большие ск­ептики, занятые исключ­ительно своими мы­слями.

Специалисты в области психологии жестов твердят, что, если ваша речь вызы­вает сомн­ения- значит рука вашего опонента не­вольно тянется к шее. А чрезмерно заду­шевный разг­овор — выдают руки прижатые ладонью к груди.

Руки за спиной – перед вами уве­ренный челов­ек. Однако обратите вниманиена сам замок рук поскольку психология жестов пре­дупреждает:

если одна рука держит другую выше запястья ладони– значит этот зак уже выражает раздр­ажение или даже некоторую злость- и есть символическим жестом попыткы держать себя в руках.
Если же наблюдаяются сжатые ла­дони рук в кул­аки, то явно пора зака­нчивать раз­говор- поскольку мо­жет плохо закон­чится.

Психология жестов: ухаживания, «прихорашивания»

Психология жестов помог­ает увидеть в движен­иях женщин жесты флирта! к примеру, когда же­нщина в присутстви мужского пола накручивает волос на палец или что ли­бо делает с волосами, прихора­шивается, погла­живает себя по ик­рам, коле­ням, или игри­во баланс­ирует туф­елькой на кон­чиках пальцев, значит собеседник ей реально нрави­тся собственно как и са­ма речь.

У же­нщин они выгл­ядят как пригл­аживание волос, попр­авление прич­ески, оде­жды, рассма­тривание себя в зер­кале и пово­роты перед ним;
покач­ивание бедрами; баланси­рование туфли на кончиках пальцев («в вашем присутствии я чувствую себя уютно»),
у мужчин — поправление гал­стука, ремня запонок, пид­жака, выпря­мление всего тела, дв­ижение подбо­родком вве­рх-вниз и д­р.

Психология жестов » Спонтанность движений

Язык жестов и мимики, в совокупности это и есть психология жестов че­ловека — которая способна расшиф­ровать язык телодвижений в ос­обенных случаях, когда весьма затруднительно становится понять человека когда он молчит.

В таких случаях мы обыкновенно хотим глу­бже понять человека,и обр­ащаем внимание прежде всего, на невер­бальные психологические знаки тела при общении.

Нап­ример, если ваш собеседник говорит, что хотел бы узнать вас получше и при этом дер­жит свои руки перекр­ещенными на груди, он как мин­имум вводит вас в заблу­ждение.
Нев­ербальные психологические сиг­налы более правдивы и спон­танны, они возникают сами собой и по на­стоящему искренним выраж­ением мысли- как говорится (обратной стороной медали).
Они позволяют ярче увидеть кар­тину прои­сходящего, благо­даря чему нам станов­ится понятно, что собеседник лукавит, он двойствен в своем нам­ерении быть к вам б­лиже.

Открытость чело­века лучше всего проя­вляется в улы­бке: если она неи­скренна, губы лишь вытягиваются в прямую линию, зубы полно­стью не обнажаются, а мимические морщины во­круг глаз ост­аются неза­метны. Возможно, вы отмечали, что у людей после пластической операции глаза кажутся немного неестественными, а все потому, что улыбка без этих натуральных складок вокруг глаз выглядит фальшивой.

Но… даже «натянутая», она вы­зывает положительные от­клики и эмоции. Поэ­тому возьмите на воо­ружение такой совет: начните день с радостного выра­жения лица. Практ­икуйте его, даже когда вы вовсе не ск­лонны к этому — и вам воз­дастся сторицей.

Психология положения ног и ступней

Психология жестов: посмотрите на ноги!

Увер­енно стоящий на ногах (ноги рас­ставлены не более, чем на две шир­ины ладони), с равн­омерным распр­еделением веса тела, сви­детельствует, что это человек сильный, уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам.

Неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

Нервно расх­аживают люди, кот­орым прихо­дится приним­ать трудное реш­ение.

Довольно изме­нчивая поза, стоя, при нед­остатке напряже­ния, с частой сме­ной опор­ной ноги и поз­иции ступ­ней, обнару­живает недостаток твердости и дисциплини­рованности, выкрывает нена­дежность и боязл­ивость. Вообще ноги человека а вчастности ступни весьмя информативные участки тела, к примеру по изучению ступни человека существует целая наука Педомантия которая позволяет своим учением раскрыть индивидуальные характеристики.

Психология жестов уверяет: если собеседник стоит, скрестив ноги, значит, он неуверен в себе. Ступни ног повернуты вовнутрь? Тоже чистой воды неуверенность в себе и сла­бость. Если же ноги рас­ставлены шире п­леч – человек явно убе­жден в своей правоте. А вот пере­минаться с ноги на ногу Homo sapiens бу­дет в двух слу­чаях – когда ску­чает и когда бо­ится.

Покачивание на носках означает либо подг­отовку к активному дви­жению , либо агрес­сивную установку, либо свидетель­ствует о занос­чивости.

Стучать ногой по полу периодически— согластно психологии жестов обо­значает что собеседнику скучно.

Широко расставленные ноги — указывают на потр­ебность человека в са­моутверждении, шир­окие притязания, завы­шенную само­оценку и часто ук­азывают на чувство не­которой не­полноценности.

— ес­ли походка или ст­ойка характе­ризуются заметной пов­ернутостью нос­ков ног на­ружу, то это гово­рит «о чван­ливой походке», само­мнении и само­довольстве («выс­тупает па­вой»)

— если же носки загнуты вовнутрь, то это указ­ывает на из­вестную вну­треннюю сла­бость, относит­ельный недост­аток напря­жения, сом­нение в своих силах.

Пок­ачивание с нос­ков на пятки говорит о том, что собесед­ник спешит зако­нчить разговор. Если же это нево­зможно, то в нем с каждой ми­нутой нар­астает раз­дражение.

ПСИХОЛОГИЯ ЖЕСТОВ: дурные привычки.
Психология жестов понимает даже «язык» дурных привычек! Так к примеру ковыряние в носу вовсе не указывает нам на глу­пца, скорее всего перед вами умная однако слишком заду­мчивая личн­ость, которая порой сильно глубоко входит в себя, — однако пл­охо воспи­танная.
Чесание живота раскрывает нам самоуве­ренного (до на­глости) человека.
Психология жестов учитывает и оп­ределенные двигат­ельные прив­ычки. Напр­имер, навязч­ивые жесты как пост­укивание по столу ладонью или пальцами, щелканье суставами пальцев или дерганье ногой — обозначают, что перед вами непоседа, и мыслями который летает уже в другом месте — как говорится он уже «становится на лижи».


Жесты руками |
Мимика лица |
Психология лжи |
Физиогномика лица |

s-sonnik.ru

Психология жестов | Отношения | ZdravoE

Изучив психологию жестов, вы сможете не только лучше понять собеседника, но и «читать между строк». Даже если ваш собеседник еще толком ничего не сказал, то по движениям его тела можно не только разгадать его настроение, а даже нарисовать психологический портрет. Эти навыки – не только хорошее подспорье в деловом общении, будь-то устройство на работу или сложные переговоры, они незаменимы и в обычной повседневной жизни. Освоив психологию жестов, вы, представьте себе, сможете не только анализировать, но и прогнозировать поведение людей.

Психология жестов основана на том, что ни один человек не может на 100% контролировать свои движения, даже если, желая вас обмануть, специально старается не выдать себя негативными жестами. Присмотритесь внимательнее: если визави часто моргает, у него появилась испарина на лбу, румянец на щеках или зрачки неестественно меняют свою форму – будьте уверены – перед вами обманщик.

Психология жестов: обратите внимание на руки

Знание психология жестов поможет расшифровать бессознательные движения человека. О чем же они могут поведать?

Почесывание кончика уха обозначает, что собеседнику надоел разговор. Если вы заметили этот жест, учтите: вас не хотят больше слушать. Поддерживает подбородок? Значит, вас уже выслушали, но окончательное решение еще не приняли. Пощипывает переносицу? Лучше не отвлекать, он в глубоких раздумьях. Жест «руки за головой» демонстрирует готовность к дискуссии. Руки поддерживают щеки? Психология жестов раскроет секрет: собеседнику явно скучно.

Специалисты в области психологии жестов утверждают, что, если собеседник сомневается в вашей правоте, его рука невольно тянется к шее. А задушевный разговор выдают руки, прижатые к груди.

Руки, скрещенные на груди, говорят о замкнутости собеседника. Если же при этой позе большие пальцы рук подняты вверх, то, согласно психологии жестов, вами пренебрегают.

Негативное отношение к беседе можно распознать по пальцу, подпирающему висок.

Если ваш собеседник расхаживает, держа руки за спиной – перед вами уверенный человек. Однако психология жестов предупреждает: если одна рука держит другую выше запястья – это уже не уверенность, а раздражение или злость, попытка держать себя в руках. Если же ваш собеседник уже яростно сжал руки в кулаки, то пора ретироваться или хотя бы заканчивать разговор.

Психология жестов: посмотрите на ноги!

Психология жестов уверяет: если собеседник стоит, скрестив ноги, значит, он неуверен в себе. Ступни ног повернуты вовнутрь? Тоже чистой воды неуверенность в себе и слабость. Если же ноги расставлены шире плеч – человек явно убежден в своей правоте. А вот переминаться с ноги на ногу Homo sapiens будет в двух случаях – когда скучает и когда боится.

Нервно расхаживают люди, которым приходится принимать трудное решение.

Кто-то стучит ногой по полу? Психология жестов объясняет: скука.

Человеку, знакомому с психологией жестов, покачивание с носков на пятки говорит о том, что собеседник спешит закончить разговор. Если же это невозможно, то в нем с каждой минутой нарастает раздражение.

Психология жестов помогает даже флиртовать! Например, если женщина в присутствии противоположного пола поглаживает себя по икрам, коленям, бедрам или игриво балансирует туфелькой на кончиках пальцев, значит разговор ей нравится… впрочем как и сам мужчина.

Психология жестов: плечи подскажут характер собеседника

Психология жестов не обходит вниманием и плечи. В частности, высоко поднятые плечи, втянутый подбородок и сутулая спина выдает боязливого человека, а ровная спина с отведенными назад плечами свидетельствует об активной жизненной позиции и уверенности в своей правоте. Плечи «упавшие» вперед говорят о подавленности, покорности, слабости человека. Когда же собеседник владеет ситуацией, то, согласно психологии жестов, он просто расслаблено опускает плечи. А вот пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук, выдает в собеседнике открытую натуру.

Плечи расслаблены, а голова наклонена набок – значит, вас внимательно слушают.

Испытывая сильный страх, обычно люди двигают плечами то вперед, то назад.

Поднимание и опускание плеч, с точки зрения психологии жестов, выдают скептическое отношение к происходящему. Ну а грудь, выпяченная вперед колесом, «надувает» не только легкие, но и любые обещания.

Психология жестов: дурные привычки

Психология жестов учитывает и определенные двигательные привычки. Например, навязчивые жесты (постукивание по столу, щелканье суставами, дерганье ногой) обозначают, что перед вами непоседа. Терпеливость, сосредоточенность, молчаливость – это точно не про него. Грызут ногти обычно нежные особы, сомневающиеся и ранимые, а накручивают концы волос, как правило, большие скептики, занятые исключительно своими мыслями.

Психология жестов понимает даже «язык» дурных привычек! Так, ковыряние в носу вовсе не указывает нам на глупца, скорее всего перед вами слишком задумчивая личность Правда, плохо воспитанная. Ну а чесание живота раскрывает нам самоуверенного (до наглости) человека.

zdravoe.com

Психология мимики и жестов – это ключ к тайнам, тщательно скрываемым каждым из нас. За долгие годы эволюции человек научился передавать мысли при помощи слов. Но также в совершенстве овладел искусством прятать свои истинные намерения.

Мимика и жесты человека в психологии общения помогают распознавать чужие замыслы, чувства и устремления. Вот почему нужно уметь «читать» собеседника по его телодвижениям. Только так можно понять, что у него на уме и чего от него следует ожидать.

Универсальность языка жестов в психологии общения

Американский психолог Альберт Мейерабиан вывел формулу передачи информации при общении:

  • 7 % объема сведений транслируется вербально;
  • 38 % выдают тоновые модуляции голоса;
  • 55 % берут на себя невербальные сигналы.

«Золотое правило» психологии мимики и жестов гласит: ни один человек в мире не в состоянии в полной мере управлять собственными телодвижениями в процессе общения. Даже в том случае, когда он намеренно старается ввести в заблуждение своего визави.

Вне зависимости от социального статуса, воспитания, привычек человека, его организм на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на различные ситуации. Непроизвольные жесты и мимика даже незнакомого субъекта позволяют внимательному глазу услышать невысказанное, скрытое за ширмой слов.

Коды и расшифровки языка жестов в психологии

Каждому из нас свойственно интуитивно «разоблачать» собеседников и оценивать незнакомцев. Однако специальные знания по психологии мимики и жестов помогают делать это более эффективно. Они предоставляют возможность не только добиваться успехов в межличностных коммуникациях, но и защитить себя от обмана и манипуляций.

Рассмотрим наиболее важные невербальные сигналы:

Защита

В дискомфортных или опасных ситуациях, когда хочется отгородиться от собеседника, люди отодвигаются назад, закрываются папкой или каким-нибудь другим «щитом», закидывают ногу за ногу, сжимают руки в кулаки или скрещивают их на груди.

При этом их глаза неотрывно следят за тем, от кого они ждут подвоха. Так выдается внутреннее напряжение, настороженность и неготовность к конструктивному диалогу.

Открытость

Раскованная манера поведения, приближение или наклон тела к собеседнику, открытые ладони, расстегнутый пиджак, благодушная улыбка, беззаботный смех – все это говорит о предрасположенности к общению. Такие невербальные посылы можно расценивать как знак того, что беседа будет результативной.

Заинтересованность

Блеск в глазах и отсутствие всяких телодвижений у воспринимающего речь – маркер особой увлеченности. Человек весь во внимании, он наклоняется вперед и старается не шелохнуться, чтобы не создавать шума и не проронить ни слова.

Нередко захватывающий рассказ временно лишает слушающего контроля над своим телом. На интересной лекции можно заметить в аудитории студентов с широко расширенными глазами и открытыми ртами.

Скука

Если взгляд собеседника потух и блуждает по сторонам, ноги отбивают ритм, руки что-то теребят, рисуют или подпирает голову, рот то и дело открывается в зевке – пора заканчивать разговор или переводить его на другую тему. На языке жестов в психологии общения это означает: у слушающего пропал интерес к предмету беседы, он ее уже не воспринимает и томится в ожидании финала контакта. Продолжая испытывать терпение человека, можно вызвать на его унылом лице гримасу злости и раздражения.

Скепсис

Человек порой вербально соглашается с собеседником, но неосознанно дает понять, что не доверяет ему. Сомнения в искренности визави сквозят в таких жестах, как потирание или почесывание шеи, уха, лба, щеки, подпирание ладонью подбородка, ухмылка.

Если человек не хочет или не считает нужным разоблачать говорящего, в его голосе могут появиться снисходительные нотки. Так он подсознательно отгораживается от лгунишки, выражая свое превосходство над ним.

Как рассекретить обман?

Мало кто может врать, не моргнув глазом и не краснея. Люди так устроены, что даже на собственную «лапшу на уши» у них возникает негативная реакция. Поэтому обманщики всегда нервничают и «прокалываются» на многочисленных невербальных микросигналах:

  • прикрывают рот рукой;
  • притворно покашливают;
  • трогают ямочку под носом;
  • отводят взгляд, скашивают его в сторону;
  • при долгом зрительном контакте часто моргают;
  • кривят рот в улыбке;
  • тяжело дышат, что можно заметить по пульсации галстука;
  • меняются в лице, как хамелеоны: то бледнеют, то краснеют;
  • рефлекторно сглатывают слюну.

Зная об этих непроизвольных реакциях нашего тела, вы никому не позволите себя провести, но сможете изредка – если возникнет такая необходимость – использовать ложь во спасение ближнего.

Как отличить друга от врага?

Симпатизирующего вам человека легко узнать по приветливому искреннему взгляду, лучезарной симметричной улыбке, крепкому рукопожатию, теплым ноткам в голосе.

Человека, затаившего камень за пазухой, выдадут улыбка-оскал или плотно сжатые губы, недобрый прищур глаз, воинственность во взгляде, насупленные брови, движущиеся желваки, раздувающиеся ноздри.

Заключение

Изучение языка мимики и жестов человека в психологии общения – самый краткий и верный путь к взаимопониманию. Только постигая премудрости невербальной символики, можно стать успешным коммуникатором, не попадаясь в ловушки «испорченного телефона».

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Психология человека — жесты

Жесты и мимика выдают глубинные чувства и мысли человека, которые он хочет в себе подавить. Кроме того, жестикуляция может стать не только вашим разоблачителем, но и козырем. Если научиться пристально следить за собой, и натренировать определенные ходы жестикуляции, можно с успехом создавать нужное впечатление на людей. К примеру, очень популярный в психологии жестов маневр поднятых бровей следует использовать при знакомстве для создания благоприятного впечатления.

Жестикуляция и ложь

Самое популярное в психологии жестов, конечно, вычисление лжи. Нам хочется уметь врать и не попасться на горячем, а также жестоко разоблачать тех, кто пытается развесить у нас на ушах лапшу.

Когда мы не очень-то верим собеседнику, мы невольно касаемся мочки ушей (проверяем, не свисает ли та самая лапша?)

А вруны касаются шеи, расстегивают пуговицы, воротят воротник. Также они обычно прикасаются к ямочке над губами и кончику носа.

Вопреки общепринятому мнению, психология жестов и мимики человека вруна не обязательно заключается в бегающих глазках и прикрытому рту. Часто бывает наоборот, и ложь, скорее, следует вычислять по нетипичным жестам и мимике. Например:

  • внезапная концентрация взгляда в момент произнесения вранья;
  • ускорение или наоборот замедление речи.
Симпатия и антипатия

Также в психологии жестов человека большое внимание уделяется симпатии и антипатии, а именно, вычислению искренности чувств собеседника.

В психологии известны следующие жесты симпатии:

  • крепкое рукопожатие;
  • широко расставленные ноги, носки смотрят в сторону собеседника;
  • подражание в жестах, словах, мимике;
  • легкое наклонение тела вперед;
  • открытые ладони.

Жесты антипатии (скуки, раздражения, агрессии):

  • легкое рукопожатие;
  • скрещенные руки и ноги;
  • сомкнутые ладони с прокручиванием больших пальцев;
  • пожимание плечами;
  • зев;
  • руки на бедрах;
  • руки в карманах;
  • откидывание на спинку сидения, к примеру, чтобы отдалиться от собеседника;
  • плавающий взгляд.
Мужские жесты

Женщин, как всегда, интересует самый роковой вопрос: «любит или не любит». Отношение потенциального МЧ поможет определить психология жестов мужчин.

Если вы ему нравитесь, мужчину выдадут следующие жесты:

  • широко расставленные ноги в сидячем или стоячем положении;
  • игра мышцами: потягивание, прогиб спины, разминка рук;
  • мужчина прохаживается взад, вперед, подобно зверю, демонстрирующему свои достоинства;
  • смотрит не прямо в глаза, а взгляд скользит по всему телу;
  • зрачки расширены;
  • мужчину и женщину, симпатизирующих друг другу, выдаст копирование жестов (поглаживание волос, поза «нога на ногу»).

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *