Психологическое поле – Психологическое поле — Илья Латыпов — LiveJournal

Психологическое поле - Илья Латыпов — LiveJournal

Этот текст – попытка изложить мое восприятие психологической теории поля, которое со временем у меня сложилось под влиянием разных источников и людей, причем изложить достаточно простым языком. Насколько правильно я его понимаю – мне судить трудно. В итоге статья получилась довольно большой. Не для быстрого чтения.

Исторически так сложилось, что люди, пытаясь понять как собственное поведение, так и поведение других людей, склонялись к одной из двух альтернатив.

А) Человек ведет себя в соответствии с собственными личностными ценностями и мотивами. Из этого следовало, что если понять личностные особенности человека (или его психологический тип), то можно предсказать его поведение и понять логику его поступков, даже не спрашивая его самого.

Б) Человеческое поведение управляется внешними силами, неподвластными человеческому сознанию: Божественное провидение, судьба, карма, стимулы из внешней среды, биологические программы. Из этого следовало, что необходимо изучить внешние законы, управляющие миром и людьми, и тогда станет ясным, что побуждает нас вести себя так или иначе, а личность человека здесь принципиального значения не имеет.

То есть постоянно противопоставлялись личность человека и внешний мир. Однако накапливающийся объем информации относительно поведения человека привел к идее, что это противопоставление или вовсе несостоятельно, или же явно упрощено. Никак не получалось создать совершенную, исчерпывающую типологию человеческих характеров, которая позволила бы заранее предсказывать поведение людей. Знание личностных особенностей не помогало. А изучение внешней среды сталкивалось с тем, что человек периодически отказывался поступать так, как этого требовали внешние условия, и действовал наперекор всему. Таких людей было относительно немного, но они были, и были достаточно заметны. Попытки бихевиористов свести все поведение человека к результату банальной дрессировки (дали стимул – поощрили нужную реакцию – закрепили желательное поведение) не увенчались успехом.

В конце концов стала формироваться идея психологического поля, в которой была совершена попытка преодолеть противопоставление личности человека и окружающей среды. Наиболее известной стала теория психологического поля К.Левина, которая, в разных интерпретациях, стала основой как для академических исследований поведения человека, так и для психотерапевтического процесса (в первую очередь – в гештальт-терапии).

Идея была такова: не существует никакого противостояния человека и внешнего мира. Человек, его организм – лишь часть единой системы, как на физическом уровне (биосфера), так и на психическом. В эту единую систему входят три основные составляющие.

А) Организм человека: наше тело и все, что с ним связано: нервная система и ее функции, потребности, эмоции и т.п. Все, что происходит внутри тела, принадлежит организму.

Б) Окружающая среда. Это все, что окружает человека в данный момент времени. Здесь важно подчеркнуть: в данный момент, а не вообще то, что существует в природе.

С момента рождения организм напрямую сообщается со средой, более того, младенец себя из этой среды не выделяет. Организм и среда представляют собой неразрывное единство. Однако со временем, по мере взросления, в этом едином психологическом пространстве организм-среда начинает проявляться третья составляющая – личность. Она полностью «искусственна» - то есть изначально в психике ее нет, она создается при помощи родителей и в целом человеческого общества. Личность «вырастает» в пространстве между организмом и средой, и с этого момента начинает выполнять роль границы, буфера. Физическим аналогом личности будут органы чувств, в первую очередь – кожа. Кожа воспринимает воздействия среды, собирает информацию о ней, и передает ее всему организму. На психическом уровне организм взрослеющего человека не в состоянии контактировать с окружающей средой, минуя личность.

В) Личность – это совокупность всех социальных воздействий на человека (семья, дет.сад, другие взрослые и т.д.) и приобретенного личного опыта в процессе взаимодействия организма с внешним миром. Младенец нуждается в информации: что это за мир, какой он: злой или добрый, можно тут доверять другим или нет, как тут с удовлетворением моих потребностей? Внешняя среда (к которой принадлежат и родители) предоставляют непрерывный поток информации в виде ее активности по отношению к младенцу. Растущий ребенок начинает перенимать и вырабатывать свои реакции на эту информацию. Так постепенно формируется личность – как результат организации личного опыта человека во взаимодействии с миром.

Организм, личность и среда образуют общее психологическое поле, которое существует только в настоящем. Границы между ними являются проницаемыми и подвижными, это все – часть единого пространства. Например, границы личности не являются жестко очерченными, они постоянно пульсируют, то сжимаясь, то расширяясь, под воздействием как изнутри, так и снаружи. Например, мы часто распространяем границы личности на предметы, которыми владеем, или даже на стулья, на которых сидим. Если кто-то сядет на «наш» стул, нам это может не понравиться, хотя никаких реальных прав собственника на стул мы не имеем. Наша личность может даже поглотить другого человека, и тогда возникает феномен психологического слияния, проявляющийся в речи: «мы так думаем» (от имени группы), «мы устали» (мама о состоянии ребенка… или о своем? в данной ситуации все спутано)…

Личность становится еще двусторонним фильтром/призмой, в которой отбираются/преломляются потребности организма. Например, ребенка могут научить, что злиться плохо, что всегда нужно стараться нравиться другим людям, чтобы тебя любили. Внешняя среда в виде родителей постоянно подкрепляет эту установку, и на личном опыте ребенок убеждается: да, это верно, так как родители любят меня только тогда, когда я хороший. И личность начинает фильтровать потребности и эмоции, которые возникают в организме. Так, это злость на другого человека? Нельзя, ты должен быть хорошим: завернуть обратно в организм злость. Да, будет болеть голова, или челюсти стиснуты до боли. Зато стратегия работает, я в привычной ситуации и чувствую себя нормально.

Здоровую личность характеризуют относительно проницаемые и подвижные границы, деформированную – непроницаемый и жесткий барьер. Что такое личностная деформация, так называемые «расстройства личности»? С точки зрения теории поля это – специфическая форма организации контакта организма с деструктивной средой. «Параноик» не рождается подозрительным: это процесс взаимодействия организма со специфической (угрожающей) средой приводит к формированию особых личностных фильтров, помогающих организму выживать. Например, человек жил в ситуации постоянной угрозы или же постоянно получал от семьи информацию о том, что никому верить нельзя, кругом враги и бандиты, и всегда нужно быть готовым к неприятностям… Естественным в данной ситуации будет приведение своей психики в состояние постоянной боевой готовности. Даже если угрожающая ситуация исчезнет, личность, утратившая гибкость, по-прежнему будет реагировать на внешний мир как на несущий угрозу. Почему не получается отказаться от этих деформаций? Дело в том, что они в свое время были эффективны, и помоги организму уцелеть во враждебном средовом окружении. А дальше вступает в дело типичная стратегия «коней на переправе не меняют» (даже если они уже дряхлые и тонут). Если что-то было эффективным раньше, то возникает иллюзия, что это будет помогать и впредь, даже если внешняя среда – другая.

Нарциссы, шизоиды, мазохисты, зависимые и другие выделяемые личностные расстройства – это все специфические способы организации жизненного опыта, которые сформировались в такой среде, что только такие вот «подпорки» помогли сохраниться (пусть и в деформированном виде) психике человека. И чем тяжелее внешняя среда, тем более искажена личность, и тем сложнее вернуть личности гибкость (в гештальт-терапии – способность к творческому приспособлению). И уж совсем проблематично что-либо изменить, если среда остается прежней и посылает прежние сигна

tumbalele.livejournal.com

«Теория поля» Курта Левина | PSYERA

Теория поля немецкого психолога Курта Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

В рамках теории поля Курт Левин предлагает схему психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей:

  1. Согласно ей, анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.
  2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается доказать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.
  3. Для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «раздражитель-реакция» явно недостаточно. Согласно Курту Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.
  4. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.
  5. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но, тем ни менее, их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.

В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).

Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало знаменитое уравнение поведения, согласно которому поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е): B = f(P,E).

Иными словами: поведение (В — Behavior) является функцией личности (P — Person) и окружающей среды (E — Environment).

Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал две отчасти дополняющие друг друга модели:

  • личности;
  • окружения.

Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей.

Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т.е. скалярными величинами.

Модель окружения

имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т.е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.

Основные понятия теории поля

Жизненное пространство. Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение - это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы. Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции. Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое.

Когда мы выводим событие, например локомоцию... из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам:

  • Принцип связности (событие - всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
  • Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт - это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
  • Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).

Временная перспектива. Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем - желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы личности. В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент"» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека.

Валентность. Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или «тенденция к передвижению», имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение - это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил...». Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

psyera.ru

психологическое поле - это... Что такое психологическое поле?


психологическое поле

Внешне одинаковые ситуации ни в коей мере не обозначают наличие одинакового психологического поля. Например, ряд людей ждет трамвая, для всех как бы одинаковая ситуация ожидания, однако для того, кто из-за отсутствия трамвая может опоздать к поезду, это поле получит другой психологический смысл, чем у человека, который никуда не торопится. У большинства ожидающих будет в зависимости от цели их поездки разное психологическое поле. Психологическое поле определяется поэтому теми потребностями, аффективными побуждениями, которые в данный момент имеются у личности, в зависимости от них разные моменты внешней ситуации займут то или иное место в психологическом поле и получат различное побудительное значение. <...> Когда мы говорим о "связанности с полем", мы имеем в виду полную представленность личности силам поля, те случаи, когда полевые ситуационные моменты являются решающими и направляющими деятельность человека. Он не в состоянии произвольно изменить ситуацию, овладеть ею, становится ее рабом <...>. Однако у нормального человека мы наряду с подчинением силам поля большей частью наблюдаем некоторую произвольность его поведения в ситуации: мы часто ограничиваем себя в покупках, преодолеваем смущение, – одним словом, мы <...> обладаем возможностью до известных пределов видоизменять его [поле] и тем самым становиться над ситуацией. <...> Личность, временно уйдя из поля или оставаясь внутри него, но както ограничив себя в поле или просто оставаясь в поле, изменяет его структуру и его относительное значение для себя. [25.2, 126]

Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского . 2014.

  • психологическое орудие
  • психология

Смотреть что такое "психологическое поле" в других словарях:

  • Психологическое консультирование — Психологическое консультирование  один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону Джоунсу, психологическое консультирование …   Википедия

  • ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — англ. field, psychological; нем. Feld, psychologisches. Совокупность переживаемых субъектом актуальных побудителей его активности, характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им ориентации.… …   Энциклопедия социологии

  • Психологическое направление — (лингвистический психологизм) в языкознании  совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — англ. field, psychological; нем. Feld, psychologisches. Совокупность переживаемых субъектом актуальных побудителей его активности, характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им ориентации …   Толковый словарь по социологии

  • Обеспечение психологическое деятельности сотрудников ПОО в экстремальных условиях — Термин обеспечение в широком смысле означает принятие мер, специальных и дополнительных, направленных на максимальное улучшение выполнения обязанностей, действий, решение стоящих задач. Деятельность ПОО нуждается во всестороннем обеспечении.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • детерминационное поле изучаемого явления — совокупность причин, способных оказывать существенное влияние на изучаемое психологическое явление в естественных условиях его существования и проявления …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ — целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в поле деятельности психологической службы или конкретного практического психолога …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Свобода —   Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие …   Википедия

  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ — англ. theory, social field; нем. Theorie des sozialen Feldes. 1. Теория, согласно к рой поведение личности или соц. группы является результатом взаимодействия сил, существующих в конкретной соц. ситуации. 2. По К. Левину логическая структура… …   Энциклопедия социологии

  • Левин (Lewin), Курт — (1890 1947)     немецкий и американский психолог. С 1926 профессор Берлинского университета, с 1933 профессор Станфордского и Корнеллского университетов, с 1945 директор исследовательского центра групповой динамики Массачусетского… …   Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Коллекционер, Фаулз Джон. "Коллекционер", первый роман автора будущих культовых" Волхва" и"Червя", -квинтэссенция литературного триллера, психологическое поле битвы двух разных характеров. Одинокий служащий,… Подробнее  Купить за 467 руб
  • Одеяние души. О красоте божественной и человеческой, Инина Наталия Владимировна, Карташев Павел Борисович. О чем книга "Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия… Подробнее  Купить за 383 руб
  • Коллекционер, Фаулз Д.. "Коллекционер", первый роман автора будущих культовых" Волхва" и"Червя", — ?квинтэссенция литературного триллера, психологическое поле битвы двух разных характеров. Одинокий служащий,… Подробнее  Купить за 374 руб
Другие книги по запросу «психологическое поле» >>

vygotsky.academic.ru

Психологическое поле //Психологическая газета

Этот текст – попытка изложить мое восприятие психологической теории поля, которое со временем у меня сложилось под влиянием разных источников и людей, причем изложить достаточно простым языком. Насколько правильно я его понимаю – мне судить трудно. В итоге статья получилась довольно большой. Не для быстрого чтения.

Исторически так сложилось, что люди, пытаясь понять как собственное поведение, так и поведение других людей, склонялись к одной из двух альтернатив:

а) Человек ведет себя в соответствии с собственными личностными ценностями и мотивами. Из этого следовало, что если понять личностные особенности человека (или его психологический тип), то можно предсказать его поведение и понять логику его поступков, даже не спрашивая его самого.

б) Человеческое поведение управляется внешними силами, неподвластными человеческому сознанию: Божественное провидение, судьба, карма, стимулы из внешней среды, биологические программы. Из этого следовало, что необходимо изучить внешние законы, управляющие миром и людьми, и тогда станет ясным, что побуждает нас вести себя так или иначе, а личность человека здесь принципиального значения не имеет.

То есть постоянно противопоставлялись личность человека и внешний мир. Однако накапливающийся объем информации относительно поведения человека привел к идее, что это противопоставление или вовсе несостоятельно, или же явно упрощено. Никак не получалось создать совершенную, исчерпывающую типологию человеческих характеров, которая позволила бы заранее предсказывать поведение людей. Знание личностных особенностей не помогало. А изучение внешней среды сталкивалось с тем, что человек периодически отказывался поступать так, как этого требовали внешние условия, и действовал наперекор всему. Таких людей было относительно немного, но они были, и были достаточно заметны. Попытки бихевиористов свести все поведение человека к результату банальной дрессировки (дали стимул – поощрили нужную реакцию – закрепили желательное поведение) не увенчались успехом.

В конце концов стала формироваться идея психологического поля, в которой была совершена попытка преодолеть противопоставление личности человека и окружающей среды. Наиболее известной стала теория психологического поля К.Левина, которая, в разных интерпретациях, стала основой как для академических исследований поведения человека, так и для психотерапевтического процесса (в первую очередь – в гештальт-терапии).

Идея была такова: не существует никакого противостояния человека и внешнего мира. Человек, его организм – лишь часть единой системы, как на физическом уровне (биосфера), так и на психическом.

В эту единую систему входят три основные составляющие:

а) Организм человека: наше тело и все, что с ним связано: нервная система и ее функции, потребности, эмоции и т.п. Все, что происходит внутри тела, принадлежит организму.

б) Окружающая среда. Это все, что окружает человека в данный момент времени. Здесь важно подчеркнуть: в данный момент, а не вообще то, что существует в природе.

С момента рождения организм напрямую сообщается со средой, более того, младенец себя из этой среды не выделяет. Организм и среда представляют собой неразрывное единство. Однако со временем, по мере взросления, в этом едином психологическом пространстве организм-среда начинает проявляться третья составляющая – личность. Она полностью «искусственна» - то есть изначально в психике ее нет, она создается при помощи родителей и в целом человеческого общества. Личность «вырастает» в пространстве между организмом и средой, и с этого момента начинает выполнять роль границы, буфера. Физическим аналогом личности будут органы чувств, в первую очередь – кожа. Кожа воспринимает воздействия среды, собирает информацию о ней, и передает ее всему организму. На психическом уровне организм взрослеющего человека не в состоянии контактировать с окружающей средой, минуя личность.

в) Личность – это совокупность всех социальных воздействий на человека (семья, дет.сад, другие взрослые и т.д.) и приобретенного личного опыта в процессе взаимодействия организма с внешним миром. Младенец нуждается в информации: что это за мир, какой он: злой или добрый, можно тут доверять другим или нет, как тут с удовлетворением моих потребностей? Внешняя среда (к которой принадлежат и родители) предоставляют непрерывный поток информации в виде ее активности по отношению к младенцу. Растущий ребенок начинает перенимать и вырабатывать свои реакции на эту информацию. Так постепенно формируется личность – как результат организации личного опыта человека во взаимодействии с миром.

Организм, личность и среда образуют общее психологическое поле, которое существует только в настоящем. Границы между ними являются проницаемыми и подвижными, это все – часть единого пространства. Например, границы личности не являются жестко очерченными, они постоянно пульсируют, то сжимаясь, то расширяясь, под воздействием как изнутри, так и снаружи. Например, мы часто распространяем границы личности на предметы, которыми владеем, или даже на стулья, на которых сидим. Если кто-то сядет на «наш» стул, нам это может не понравиться, хотя никаких реальных прав собственника на стул мы не имеем. Наша личность может даже поглотить другого человека, и тогда возникает феномен психологического слияния, проявляющийся в речи: «мы так думаем» (от имени группы), «мы устали» (мама о состоянии ребенка… или о своем? в данной ситуации все спутано)…

Личность становится еще двусторонним фильтром/призмой, в которой отбираются/преломляются потребности организма. Например, ребенка могут научить, что злиться плохо, что всегда нужно стараться нравиться другим людям, чтобы тебя любили. Внешняя среда в виде родителей постоянно подкрепляет эту установку, и на личном опыте ребенок убеждается: да, это верно, так как родители любят меня только тогда, когда я хороший. И личность начинает фильтровать потребности и эмоции, которые возникают в организме. Так, это злость на другого человека? Нельзя, ты должен быть хорошим: завернуть обратно в организм злость. Да, будет болеть голова, или челюсти стиснуты до боли. Зато стратегия работает, я в привычной ситуации и чувствую себя нормально.

Здоровую личность характеризуют относительно проницаемые и подвижные границы, деформированную – непроницаемый и жесткий барьер. Что такое личностная деформация, так называемые «расстройства личности»? С точки зрения теории поля это – специфическая форма организации контакта организма с деструктивной средой. «Параноик» не рождается подозрительным: это процесс взаимодействия организма со специфической (угрожающей) средой приводит к формированию особых личностных фильтров, помогающих организму выживать. Например, человек жил в ситуации постоянной угрозы или же постоянно получал от семьи информацию о том, что никому верить нельзя, кругом враги и бандиты, и всегда нужно быть готовым к неприятностям… Естественным в данной ситуации будет приведение своей психики в состояние постоянной боевой готовности. Даже если угрожающая ситуация исчезнет, личность, утратившая гибкость, по-прежнему будет реагировать на внешний мир как на несущий угрозу. Почему не получается отказаться от этих деформаций? Дело в том, что они в свое время были эффективны, и помоги организму уцелеть во враждебном средовом окружении. А дальше вступает в дело типичная стратегия «коней на переправе не меняют» (даже если они уже дряхлые и тонут). Если что-то было эффективным раньше, то возникает иллюзия, что это будет помогать и впредь, даже если внешняя среда – другая.

Нарциссы, шизоиды, мазохисты, зависимые и другие выделяемые личностные расстройства – это все специфические способы организации жизненного опыта, которые сформировались в такой среде, что только такие вот «подпорки» помогли сохраниться (пусть и в деформированном виде) психике человека. И чем тяжелее внешняя среда, тем более искажена личность, и тем сложнее вернуть личности гибкость (в гештальт-терапии – способность к творческому приспособлению). И уж совсем проблематично что-либо изменить, если среда остается прежней и посылает прежние сигналы организму.

Таким образом, можно нарисовать такую схему психологического поля:

В этом поле идет непрерывный поток информации. В поле существуют разные полюса напряжения. Человек, переживающий одиночество ( - ) осознано или неосознанно ищет во внешнем мире то, что способно разрядить это эмоциональное напряжение (+) (Курт Левин называл это свойство внешних объектов удовлетворять соответствующую потребность валентностью). Если потребность удовлетворяется адекватно, то напряжение в этом участке поля временно спадает (т.к. нельзя удовлетворить потребность раз и навсегда), но существуют и другие полюса напряжения, поэтому процесс непрерывен. Если же во внешней среде никак не получается найти адекватный объект (фигуру) для удовлетворения, то, чтобы избежать этого постоянного сильного напряжения (фрустрации), можно попытаться найти суррогат, временно снижающий острую неудовлетворенность. Эмоциональный голод тогда можно попытаться заглушать едой, например. Напряжение не уходит, но становится не столь сильным. Так формируются ситуации ослабленного, но длительного хронического напряжения. А теперь представьте, что таких суррогатных способов – много. Сколько же психического напряжения скопится, и как будет реагировать организм (тело) на него…

А в чем дело-то? Почему с возрастом так трудно становится находить во внешней среде адекватные фигуры/объекты для удовлетворения потребностей? Как я уже упоминал выше – дело в личности. В чужих установках; в собственном травматичном жизненном опыте; в деформирующем влиянии среды – все это концентрируется в психике, в личностной структуре (подробнее о внутренних барьерах – см. здесь).

Таким образом, психологическое поле – это напряженная система непрерывного взаимодействия человеческого организма и внешней среды, преломленная через призму человеческой личности. Поле существует только в настоящем времени, прошлое и будущее имеют значение только тогда, когда влияют на процессы, протекающие сейчас.

Идея поля приводит к мысли о том, что, если вносить изменения во внешнюю среду, то организм тут же будет на них реагировать, правда, не непосредственно, а через личностный фильтр. Идея, крайне благодатная и для академической психологии, и для психотерапии. Например, можно в одной и той же экспериментальной ситуации постоянно менять одну-две переменные, саму ситуацию оставляя прежней, и наблюдать, как меняется поведение человека.

Вот пример простого научного эксперимента с психологическим полем:

В 1965 году Левенталь, Синегр и Джонс провели такой эксперимент (цит. по Л.Росс, Р.Нисбетт «Человек и ситуация» М., 1999). Они имели дело с известной проблемой претворения благих намерений относительно рекомендуемых медицинских мероприятий в конкретные и эффективные действия. Все их испытуемые были студентами старших курсов, с которыми была проведена беседа о риске заболевания столбняком и важности вакцинации. Далее им было сообщено, куда они могут обратиться за прививкой. Письменное анкетирование показало, что беседа оказала очень значительное влияние на изменение убеждений студентов (по их же словам). Тем не менее только около 3% решились сделать себе инъекцию вакцины. Однако если испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка с помеченным на ней зданием медпункта и просили пересмотреть свой недельный график, определив конкретное время для вакцинации и маршрут до медпункта, то количество студентов возрастало до 28%. По терминологии К.Левина, был добавлен «канал», через который намерения могли бы претвориться в действия.

Из эксперимента следует, что, если вносить даже незначительные изменения во внешнюю среду, то они изменяют и поведение людей. И действительно, психологи стали проводить разные эксперименты с поведением людей в той или иной среде в строго определенной ситуации, периодически меняя только те или иные условия. Например, один и тот же эксперимент (но с разными людьми) сначала проводите утром, а потом – вечером. Результаты – меняются. Если у вас сломалась машина на безлюдном шоссе, то шансов, что проезжающие мимо немногочисленные машины остановятся и помогут, больше, чем на оживленной трассе. Причем шансы эти возрастают ближе к вечеру, а утром на помощь можно даже и не рассчитывать. Меняется только фактор среды…

Но если бы поведение человека было бы полностью обусловлено внешней средой, то в приведенном эксперименте откликнулось бы значительно больше, чем 28%. Почему не пошли остальные 72%? Предполагать можно очень много, так как психологическое поле, как мы помним, включает в себя ВСЁ, что может как-то повлиять на поведение человека. Это и личностные убеждения (предубежденность против прививок, прошлый негативный опыт и т.п.), и факторы среды, и потребности организма.

Помню пример Л.Выготского: люди стоят на остановке и ждут трамвая. Внешняя ситуация для всех одинаковая, но внутренне они ее переживают очень по-разному. Почему? Кто-то опаздывает (элемент внешней среды) и очень нервничает, так как начальство будет недовольно (еще один элемент внешней среды), а сам работник очень боится гнева начальства как такового (личностная черта) и еще того, что его уволят (личностная черта). При этом у него повышается потоотделение и сердцебиение (реакция организма). Другой может тоже опаздывать, но ему все равно – уволят его или нет… И так далее – почти бесконечное количество точек напряжения или расслабления психологического поля в конкретный момент времени…

Академические исследования четко показывают одну закономерность: поле влияет на человека вне зависимости от его сознания. Хотим мы этого, или нет, но обмен информацией между организмом и средой происходит в каждую секунду, а сознание не обладает таким быстродействием, оно выхватывает лишь капли из этого потока. И организм начнет подстраиваться под изменения среды, даже если мы этого не замечаем (знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо это иллюстрирует очень наглядно). Личностные особенности корректируют эти изменения, но в разной степени. Курт Левин называл поведение человека, полностью или почти полностью определяемое внешней средой «полевым поведением». Люди с «полевым поведением» очень сильно зависят от воздействий поля, и тот, кто умеет им манипулировать, легко сможет манипулировать поведением других людей. Только относительно небольшое число людей способно осознать влияние поля на собственное поведение в тот самый момент, когда оно осуществляется, и, опираясь на собственные представления и ценности, сознательно внести изменения в реакции организма (в конце концов личность тоже обладает своей активностью). Например, выйти из агрессивной толпы еще до того, как она начала все крушить; сознательно остановить себя в момент нарастающего конфликта, когда наготове все типичные автоматические реакции и поступить нестандартно, и т.д. Задним числом мы все горазды менять поведение…

В психотерапии объектом внешней среды, который может оказывать воздействие на организм, выступает психолог/психотерапевт или же целая группа людей. Возьмем человека с нарциссическим способом контакта с внешним миром. Он привык обесценивать окружающих людей, подмечать их слабости, возвеличивать себя – все для того, чтобы заглушить переживания стыда и собственной ничтожности, которые он получил в детстве, когда его личность только формировалась (и в итоге сформировалась вокруг этого стыда, вырабатывая механизмы его смягчения). И одной из главных стратегических задач в психотерапии – добраться до этого переживания стыда и «убедить» нарцисса в том, что и он сам – не ничтожество, и что другие люди вовсе не стремятся его унизить и уничтожить. А ведь это, чаще всего, травматичный опыт его детства. Слова и убеждения здесь не работают, они направлены на личность. «Работает» здесь непосредственный психоэмоциональный контакт двух человек или человека и группы, когда организм получает совершенно новый, непривычный (и от этого нередко страшный) опыт взаимодействия с внешней средой. Опыт этого контакта в непривычном психологическом поле оказывает трансформирующее влияние на личность, способствуя созданию новой ее структуры.

Проблема в том, что сам клиент-нарцисс является для психолога или для группы фактором внешней среды, и сам – всеми своими стратегиями обесценивания – активно влияет на создание общего психологического поля в системе «психолог-клиент» или «человек – группа». Он воздействует на людей, провоцируя привычные для него реакции, трансформируя психологическое поле в привычное для него. Слабости психолога будут подмечены, недостатки расфасованы по соответствующим категориям в сознании, и в нужный момент, когда психолог начнет угрожать сложившейся структуре личности, будет нанесен удар. Если терапевт выдержит его и выдаст нетипичную реакцию, то для клиента изменится одна из составляющих поля: внешняя среда вдруг стала другой. Непонятной, такой, в которой привычные защитные механизмы личности не работают… И тогда либо бежать, сбегать из терапии (что бывает чаще всего), либо - если контакт терапевта и клиента уже достаточно прочен – личность (помимо всякого сознательного усилия) начнет искать новые способы обходиться с новой для нее реальностью. Добро пожаловать в новое поле…

Два человека, общающихся друг с другом, создают свое, особенное поле. Оба друг для друга выступают как факторы внешней среды, которые удовлетворяют потребности друг друга. «Между ними искрит» - говорим мы, фактически подразумевая степень напряженности (со знаком + или -) психологического поля между двумя. Если человек не удовлетворяет какую-либо нашу потребность, то всякое общение прекращается, человек выпадает из поля. Поэтому, если мы направо и налево говорим о равнодушии к чему-либо или к кому-либо, но упорно сами возвращаемся к этому, то, получается, мы пытаемся удовлетворять в имеющейся ситуации какую-либо свою потребность. При этом – неадекватно, если напряжение в этой точке психологического поля не спадает.

Поводя итог изложению своего понимания психологической теории поля, можно отметить следующее:

1. Наша личность и сознание – частный элемент психологического поля, и поэтому полностью сознательный контроль своего поведения невозможен, и часто то, что мы считаем полностью своим поведением, обусловлено изменением поля. Попытки объяснить поведение человека только его личностными особенностями обречены на неудачу.

2. Подлинные личностные изменения могут происходить, исходя из теории поля, через два пути: приобретение нового, трансформирующего опыта контакта с внешней реальностью (олицетворяемой, в первую очередь, другими людьми) или же через осознание собственных потребностей и специфических способов их удовлетворения, запечатлевшихся в личностной структуре. Все это возможно только при реальном контакте с другим психологическим полем, что приводит к созданию общего трансформирующего пространства.

Такие вот у меня соображения. Если будут свои идеи – как от психологов, так и просто от относительно далеких от психологии людей – буду рад ознакомиться.

Источник

psy.su

13.Теория «психологического поля» к. Левина.

Теория поля, рассматривающая личность как сложное энергетическое поле, мотивируемое психологическими силами и ведущее себя избирательно и креативно, разработана в первой половине XX в. Левиным. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в Теории поля используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур.

Теория поля включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей ("теория поля", "топологическая теория", "векторная теория" и др.). Основополагающие и ключевые понятия практически всех концептуальных составляющих Теорию поля – "поле", "напряжение", "жизненное пространство" и "психологическое окружение", или "психологическая среда".

Понятие "поля" определяется в Теории поля как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые". В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе силы или потребности. Поле "напряжено", когда возникает нарушение равновесия между личностью и средой. Напряжение поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения. Объекты, в которых человек испытывает потребность, имеют побудительную силу, и, соответственно, объекты, не сопряженные с потребностями личности, побудительную силу теряют.

"Жизненное пространство" – это психологическая реальность, которая включает тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Теория поля рассматривает поведение личность как функцию жизненного пространства, поэтому основной своей задачей считает выведение поведения личности из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент. "Психологическое окружение" – это феноменальный мир личности; психическая энергия, вызываемая потребностями, переносится на окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность. Граница между жизненным пространством и внешним миром в Теории поля напоминает скорее проницаемую мембрану или сеть, чем стену или жесткий барьер. Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства – на внешний мир.

Cтруктура личности рассматривается в Теории поля как следствие дифференциации систем психологических напряжений и описывается с помощью пространственной репрезентации человека и математизации понятий. Отделение человека от остального мира находит завершение в образе замкнутой фигуры. Несущественно, будет ли нарисованная фигура кругом, квадратом, треугольником или фигурой произвольной неправильной формы, существенно, что она полностью замкнута. Изображение фигуры в Теории поля символизирует два свойства человека: 1) дифференциацию – отделенность от остального мира посредством сплошной границы; 2) отношение "часть – целое" – включенность в большее пространство.

В Теории поля различается несколько свойств среды (близость-удаленность, твердость-слабость) и наиболее важное свойство – "текучесть-ригидность".Текучая среда" быстро реагирует на любое воздействие, она подвижна и эластична. "Ригидная среда" сопротивляется изменениям. Она жестка и неэластична. При помощи свойств, описывающих среду, можно представить большую часть возможных взаимосвязей в жизненном пространстве. Для графического описания особенностей психологической среды в Теории поля введены вспомогательные понятия "регион" и "локомодация". Два региона тесно связаны, податливы относительно друг друга и влияют друг на друга, если между ними легко может быть осуществлена локомодация. Локомодация в психологической среде не всегда означает, что человек должен совершить физическое движение в пространстве. Существуют социальные локомодации типа решения проблем и др.

Личность условно графически разделена на перцептуально-моторный регион и внутриличностный регион. Внутриличностный регион подразделяется на группы периферических и центральных ячеек. Психологическая среда также разделяется на регионы. Жизненное пространство окружено внешней оболочкой, представляющей часть непсихологической, или объективной, среды. Выделяется новый вид "годологического пространства" (годология – наука о путях, или локомодациях). Свойства годологич. пространства выражены линейными графами, где каждый регион представлен точкой, а каждая граница между регионами – линией, эти точки соединяющей. Все эти динамические представления концепции Левин называл "векторной психологией".

Важнейшие динамические понятия "векторной" части Теории поля – "психическая энергия", "напряжение", "потребность", "равновесие", а также "валентность" и "сила", или "вектор", с помощью которых описываются специфической локомодации личности и способы структурирования среды.

Левин полагал, что личность – сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологической работу, называется психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда человек пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно др. частей в результате внешней стимуляции или внутренних изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности. Напряжение – это состояние человека или состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением др. систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутренним состоянием (например, голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфическоиу намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психологической среды.

Динамика психологической среды в Теории поля осуществляется четырьмя способами: 1) ценность региона может меняться количественно, например, от положительного к более положительному, или же качественно, от положительного к отрицательному; 2) векторы могут изменяться по силе, направлению; 3) границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать; 4) могут меняться "вещественные" свойства региона, текучесть или ригидность. Переструктурирование среды является результатом изменений в системах напряжения человека, результатом локомодации или когнитивных процессов.

Конечная цель активности личности в Теории поля – вернуть человеку состояние равновесия. Изменения в поведении личности определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Дифференциация – одно из ключевых понятий Теории поля и относится ко всем аспектам жизненного пространства (имеется в виду возрастание количества границ). Например, для ребенка, по Левину, характерна большая подверженность влиянию среды и, соответственно, большая слабость границ во внутренней сфере, в измерении "реальность-нереальность" и во временной сфере. Возрастающую организованность и интеграцию поведения личности Теория поля определяет как организационную взаимозависимость. С приходом зрелости возникает большая дифференциация и в самой личности, и в психологическом окружении, увеличивается прочность границ, усложняется система иерархических и селективных отношений между напряженными системами.

Теория поля внесла существенный вклад в понимание регрессии в развитии личности и выделила ретрогрессию как обращение к ранним формам поведения, имевшим место в истории жизни человека и регрессию как переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде подобным образом.

Теория поля породила множество метод, разработок, экспериментов и эмпирических исследований в области психологии личности XX в.: уровня притязаний (Левин, Т. Дембо, Фестингер, 1944), прерванной деятельности и незавершенных действий (Д. Кац, 1938; Зейгарник, 1927), психологического. пресыщения (А. Карстен, 1928), регрессии (Р. Бейкер, Т. Дембо, Левин, 1941),конфликта (Левин, 1951, Н. Смит, 1968).Влияние Теории поля представлено: в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона (1964, 1966), которая развивает и разрабатывает идеи уровня притязаний, в исследованиях открытого и закрытого сознания М. Рокича (1960), использующих понятия дифференциации и ригидных барьеров Теории поля в теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957, 1964), в которой разрабатывается представление Левина о том, что ситуация, предшествовавшая решению, отличается от ситуации после принятия решения; в теории социальной перцепции и межличностных отношений Ф. Хайдера (1958). Убедительность Теорим поля жизненность исследований, эвристическая сила сделали ее широко популярной и оправдывают ее высокую оценку в современной психологии.

studfiles.net

ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - это... Что такое ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ?


ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

- англ. field, psychological; нем. Feld, psychologisches. Совокупность переживаемых субъектом актуальных побудителей его активности, характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им ориентации.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • ПОЛЕ
  • ПОЛЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ

Смотреть что такое "ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ" в других словарях:

  • ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — англ. field, psychological; нем. Feld, psychologisches. Совокупность переживаемых субъектом актуальных побудителей его активности, характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им ориентации …   Толковый словарь по социологии

  • психологическое поле — Внешне одинаковые ситуации ни в коей мере не обозначают наличие одинакового психологического поля. Например, ряд людей ждет трамвая, для всех как бы одинаковая ситуация ожидания, однако для того, кто из за отсутствия трамвая может опоздать к… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Психологическое консультирование — Психологическое консультирование  один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону Джоунсу, психологическое консультирование …   Википедия

  • Психологическое направление — (лингвистический психологизм) в языкознании  совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. В разные периоды истории лингвистики представители П. н …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Обеспечение психологическое деятельности сотрудников ПОО в экстремальных условиях — Термин обеспечение в широком смысле означает принятие мер, специальных и дополнительных, направленных на максимальное улучшение выполнения обязанностей, действий, решение стоящих задач. Деятельность ПОО нуждается во всестороннем обеспечении.… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • детерминационное поле изучаемого явления — совокупность причин, способных оказывать существенное влияние на изучаемое психологическое явление в естественных условиях его существования и проявления …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ — целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в поле деятельности психологической службы или конкретного практического психолога …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • ФК Томь в сезоне 2008 — Содержание 1 Хроника 2 Подготовка к сезону 2008 2 …   Википедия

  • Проникающая радиация — Взрыв 14 килотонной атомной бомбы на полигоне в Неваде Ядерное оружие Ядерная война …   Википедия

  • «Томь» в сезоне 2008 — Содержание 1 Хроника 2 Подготовка к сезону 2008 2.1 …   Википедия

Книги

  • "Зонтики" . Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями, Гераськина Галина. В набор входят: 64 карты с авторскими рисунками 64 карты с незаконченными предложениями карта-схема, отражающая общий алгоритм действий в сложных ситуациях инструкцияПсихологический смысл… Подробнее  Купить за 1584 руб
  • Одеяние души. О красоте божественной и человеческой, Инина Наталия Владимировна, Карташев Павел Борисович. О чем книга "Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия… Подробнее  Купить за 383 руб
  • Одеяние души. О красоте божественной и человеческой, Инина Наталия Владимировна, Карташев Павел Борисович. О чем книга`Красота - это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тутвсе противоречия вместе… Подробнее  Купить за 294 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ПОЛЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ» >>

dic.academic.ru

Психологическое поле - Aime и Бу — LiveJournal

воскресная интеллектуальная вкусняшечка - статья о том, что такое теория поля более-менее простым и понятным языком.

Этот текст – попытка изложить мое восприятие психологической теории поля, которое со временем у меня сложилось под влиянием разных источников и людей, причем изложить достаточно простым языком. Насколько правильно я его понимаю – мне судить трудно. В итоге статья получилась довольно большой. Не для быстрого чтения.

Исторически так сложилось, что люди, пытаясь понять как собственное поведение, так и поведение других людей, склонялись к одной из двух альтернатив.

А) Человек ведет себя в соответствии с собственными личностными ценностями и мотивами. Из этого следовало, что если понять личностные особенности человека (или его психологический тип), то можно предсказать его поведение и понять логику его поступков, даже не спрашивая его самого.

Б) Человеческое поведение управляется внешними силами, неподвластными человеческому сознанию: Божественное провидение, судьба, карма, стимулы из внешней среды, биологические программы. Из этого следовало, что необходимо изучить внешние законы, управляющие миром и людьми, и тогда станет ясным, что побуждает нас вести себя так или иначе, а личность человека здесь принципиального значения не имеет.

То есть постоянно противопоставлялись личность человека и внешний мир. Однако накапливающийся объем информации относительно поведения человека привел к идее, что это противопоставление или вовсе несостоятельно, или же явно упрощено. Никак не получалось создать совершенную, исчерпывающую типологию человеческих характеров, которая позволила бы заранее предсказывать поведение людей. Знание личностных особенностей не помогало. А изучение внешней среды сталкивалось с тем, что человек периодически отказывался поступать так, как этого требовали внешние условия, и действовал наперекор всему. Таких людей было относительно немного, но они были, и были достаточно заметны. Попытки бихевиористов свести все поведение человека к результату банальной дрессировки (дали стимул – поощрили нужную реакцию – закрепили желательное поведение) не увенчались успехом.

В конце концов стала формироваться идея психологического поля, в которой была совершена попытка преодолеть противопоставление личности человека и окружающей среды. Наиболее известной стала теория психологического поля К.Левина, которая, в разных интерпретациях, стала основой как для академических исследований поведения человека, так и для психотерапевтического процесса (в первую очередь – в гештальт-терапии).

Идея была такова: не существует никакого противостояния человека и внешнего мира. Человек, его организм – лишь часть единой системы, как на физическом уровне (биосфера), так и на психическом. В эту единую систему входят три основные составляющие.

А) Организм человека: наше тело и все, что с ним связано: нервная система и ее функции, потребности, эмоции и т.п. Все, что происходит внутри тела, принадлежит организму.

Б) Окружающая среда. Это все, что окружает человека в данный момент времени. Здесь важно подчеркнуть: в данный момент, а не вообще то, что существует в природе.

С момента рождения организм напрямую сообщается со средой, более того, младенец себя из этой среды не выделяет. Организм и среда представляют собой неразрывное единство. Однако со временем, по мере взросления, в этом едином психологическом пространстве организм-среда начинает проявляться третья составляющая – личность. Она полностью «искусственна» - то есть изначально в психике ее нет, она создается при помощи родителей и в целом человеческого общества. Личность «вырастает» в пространстве между организмом и средой, и с этого момента начинает выполнять роль границы, буфера. Физическим аналогом личности будут органы чувств, в первую очередь – кожа. Кожа воспринимает воздействия среды, собирает информацию о ней, и передает ее всему организму. На психическом уровне организм взрослеющего человека не в состоянии контактировать с окружающей средой, минуя личность.

В) Личность – это совокупность всех социальных воздействий на человека (семья, дет.сад, другие взрослые и т.д.) и приобретенного личного опыта в процессе взаимодействия организма с внешним миром. Младенец нуждается в информации: что это за мир, какой он: злой или добрый, можно тут доверять другим или нет, как тут с удовлетворением моих потребностей? Внешняя среда (к которой принадлежат и родители) предоставляют непрерывный поток информации в виде ее активности по отношению к младенцу. Растущий ребенок начинает перенимать и вырабатывать свои реакции на эту информацию. Так постепенно формируется личность – как результат организации личного опыта человека во взаимодействии с миром.

Организм, личность и среда образуют общее психологическое поле, которое существует только в настоящем. Границы между ними являются проницаемыми и подвижными, это все – часть единого пространства. Например, границы личности не являются жестко очерченными, они постоянно пульсируют, то сжимаясь, то расширяясь, под воздействием как изнутри, так и снаружи. Например, мы часто распространяем границы личности на предметы, которыми владеем, или даже на стулья, на которых сидим. Если кто-то сядет на «наш» стул, нам это может не понравиться, хотя никаких реальных прав собственника на стул мы не имеем. Наша личность может даже поглотить другого человека, и тогда возникает феномен психологического слияния, проявляющийся в речи: «мы так думаем» (от имени группы), «мы устали» (мама о состоянии ребенка… или о своем? в данной ситуации все спутано)…

Личность становится еще двусторонним фильтром/призмой, в которой отбираются/преломляются потребности организма. Например, ребенка могут научить, что злиться плохо, что всегда нужно стараться нравиться другим людям, чтобы тебя любили. Внешняя среда в виде родителей постоянно подкрепляет эту установку, и на личном опыте ребенок убеждается: да, это верно, так как родители любят меня только тогда, когда я хороший. И личность начинает фильтровать потребности и эмоции, которые возникают в организме. Так, это злость на другого человека? Нельзя, ты должен быть хорошим: завернуть обратно в организм злость. Да, будет болеть голова, или челюсти стиснуты до боли. Зато стратегия работает, я в привычной ситуации и чувствую себя нормально.

Здоровую личность характеризуют относительно проницаемые и подвижные границы, деформированную – непроницаемый и жесткий барьер. Что такое личностная деформация, так называемые «расстройства личности»? С точки зрения теории поля это – специфическая форма организации контакта организма с деструктивной средой. «Параноик» не рождается подозрительным: это процесс взаимодействия организма со специфической (угрожающей) средой приводит к формированию особых личностных фильтров, помогающих организму выживать. Например, человек жил в ситуации постоянной угрозы или же постоянно получал от семьи информацию о том, что никому верить нельзя, кругом враги и бандиты, и всегда нужно быть готовым к неприятностям… Естественным в данной ситуации будет приведение своей психики в состояние постоянной боевой готовности. Даже если угрожающая ситуация исчезнет, личность, утратившая гибкость, по-прежнему будет реагировать на внешний мир как на несущий угрозу. Почему не получается отказаться от этих деформаций? Дело в том, что они в свое время были эффективны, и помоги организму уцелеть во враждебном средовом окружении. А дальше вступает в дело типичная стратегия «коней на переправе не меняют» (даже если они уже дряхлые и тонут). Если что-то было эффективным раньше, то возникает иллюзия, что это будет помогать и впредь, даже если внешняя среда – другая.

Нарциссы, шизоиды, мазохисты, зависимые и другие выделяемые личностные расстройства – это все специфические способы организации жизненного опыта, которые сформировались в такой среде, что только такие вот «подпорки» помогли сохраниться (пусть и в деформированном виде) психике человека. И чем тяжелее внешняя среда, тем более искажена личность, и тем сложнее вернуть личности гибкость (в гештальт-терапии – способность к творческому приспособлению). И уж совсем проблематично что-либо изменить, если среда остается прежней и посылает прежние сигналы организму.

Таким образом, можно нарисовать такую схему психологического поля:

В этом поле идет непрерывный поток информации. В поле существуют разные полюса напряжения. Человек, переживающий одиночество ( - ) осознано или неосознанно ищет во внешнем мире то, что способно разрядить это эмоциональное напряжение (+) (Курт Левин называл это свойство внешних объектов удовлетворять соответствующую потребность валентностью). Если потребность удовлетворяется адекватно, то напряжение в этом участке поля временно спадает (т.к. нельзя удовлетворить потребность раз и навсегда), но существуют и другие полюса напряжения, поэтому процесс непрерывен. Если же во внешней среде никак не получается найти адекватный объект (фигуру) для удовлетворения, то, чтобы избежать этого постоянного сильного напряжения (фрустрации), можно попытаться найти суррогат, временно снижающий острую неудовлетворенность. Эмоциональный голод тогда можно попытаться заглушать едой, например. Напряжение не уходит, но становится не столь сильным. Так формируются ситуации ослабленного, но длительного хронического напряжения. А теперь представьте, что таких суррогатных способов – много. Сколько же психического напряжения скопится, и как будет реагировать организм (тело) на него…

А в чем дело-то? Почему с возрастом так трудно становится находить во внешней среде адекватные фигуры/объекты для удовлетворения потребностей? Как я уже упоминал выше – дело в личности. В чужих установках; в собственном травматичном жизненном опыте; в деформирующем влиянии среды – все это концентрируется в психике, в личностной структуре (подробнее о внутренних барьерах – см. здесь).

Таким образом, психологическое поле – это напряженная система непрерывного взаимодействия человеческого организма и внешней среды, преломленная через призму человеческой личности. Поле существует только в настоящем времени, прошлое и будущее имеют значение только тогда, когда влияют на процессы, протекающие сейчас.

Идея поля приводит к мысли о том, что, если вносить изменения во внешнюю среду, то организм тут же будет на них реагировать, правда, не непосредственно, а через личностный фильтр. Идея, крайне благодатная и для академической психологии, и для психотерапии. Например, можно в одной и той же экспериментальной ситуации постоянно менять одну-две переменные, саму ситуацию оставляя прежней, и наблюдать, как меняется поведение человека.

Вот пример простого научного эксперимента с психологическим полем.

В 1965 году Левенталь, Синегр и Джонс провели такой эксперимент (цит. по Л.Росс, Р.Нисбетт «Человек и ситуация» М., 1999). Они имели дело с известной проблемой претворения благих намерений относительно рекомендуемых медицинских мероприятий в конкретные и эффективные действия. Все их испытуемые были студентами старших курсов, с которыми была проведена беседа о риске заболевания столбняком и важности вакцинации. Далее им было сообщено, куда они могут обратиться за прививкой. Письменное анкетирование показало, что беседа оказала очень значительное влияние на изменение убеждений студентов (по их же словам). Тем не менее только около 3% решились сделать себе инъекцию вакцины. Однако если испытуемым, прослушавшим ту же беседу, давали карту студенческого городка с помеченным на ней зданием медпункта и просили пересмотреть свой недельный график, определив конкретное время для вакцинации и маршрут до медпункта, то количество студентов возрастало до 28%. По терминологии К.Левина, был добавлен «канал», через который намерения могли бы претвориться в действия.

Из эксперимента следует, что, если вносить даже незначительные изменения во внешнюю среду, то они изменяют и поведение людей. И действительно, психологи стали проводить разные эксперименты с поведением людей в той или иной среде в строго определенной ситуации, периодически меняя только те или иные условия. Например, один и тот же эксперимент (но с разными людьми) сначала проводите утром, а потом – вечером. Результаты – меняются. Если у вас сломалась машина на безлюдном шоссе, то шансов, что проезжающие мимо немногочисленные машины остановятся и помогут, больше, чем на оживленной трассе. Причем шансы эти возрастают ближе к вечеру, а утром на помощь можно даже и не рассчитывать. Меняется только фактор среды…

Но если бы поведение человека было бы полностью обусловлено внешней средой, то в приведенном эксперименте откликнулось бы значительно больше, чем 28%. Почему не пошли остальные 72%? Предполагать можно очень много, так как психологическое поле, как мы помним, включает в себя ВСЁ, что может как-то повлиять на поведение человека. Это и личностные убеждения (предубежденность против прививок, прошлый негативный опыт и т.п.), и факторы среды, и потребности организма.

Помню пример Л.Выготского: люди стоят на остановке и ждут трамвая. Внешняя ситуация для всех одинаковая, но внутренне они ее переживают очень по-разному. Почему? Кто-то опаздывает (элемент внешней среды) и очень нервничает, так как начальство будет недовольно (еще один элемент внешней среды), а сам работник очень боится гнева начальства как такового (личностная черта) и еще того, что его уволят (личностная черта). При этом у него повышается потоотделение и сердцебиение (реакция организма). Другой может тоже опаздывать, но ему все равно – уволят его или нет… И так далее – почти бесконечное количество точек напряжения или расслабления психологического поля в конкретный момент времени…

Академические исследования четко показывают одну закономерность: поле влияет на человека вне зависимости от его сознания. Хотим мы этого, или нет, но обмен информацией между организмом и средой происходит в каждую секунду, а сознание не обладает таким быстродействием, оно выхватывает лишь капли из этого потока. И организм начнет подстраиваться под изменения среды, даже если мы этого не замечаем (знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо это иллюстрирует очень наглядно). Личностные особенности корректируют эти изменения, но в разной степени. Курт Левин называл поведение человека, полностью или почти полностью определяемое внешней средой «полевым поведением». Люди с «полевым поведением» очень сильно зависят от воздействий поля, и тот, кто умеет им манипулировать, легко сможет манипулировать поведением других людей. Только относительно небольшое число людей способно осознать влияние поля на собственное поведение в тот самый момент, когда оно осуществляется, и, опираясь на собственные представления и ценности, сознательно внести изменения в реакции организма (в конце концов личность тоже обладает своей активностью). Например, выйти из агрессивной толпы еще до того, как она начала все крушить; сознательно остановить себя в момент нарастающего конфликта, когда наготове все типичные автоматические реакции и поступить нестандартно, и т.д. Задним числом мы все горазды менять поведение…

В психотерапии объектом внешней среды, который может оказывать воздействие на организм, выступает психолог/психотерапевт или же целая группа людей. Возьмем человека с нарциссическим способом контакта с внешним миром. Он привык обесценивать окружающих людей, подмечать их слабости, возвеличивать себя – все для того, чтобы заглушить переживания стыда и собственной ничтожности, которые он получил в детстве, когда его личность только формировалась (и в итоге сформировалась вокруг этого стыда, вырабатывая механизмы его смягчения). И одной из главных стратегических задач в психотерапии – добраться до этого переживания стыда и «убедить» нарцисса в том, что и он сам – не ничтожество, и что другие люди вовсе не стремятся его унизить и уничтожить. А ведь это, чаще всего, травматичный опыт его детства. Слова и убеждения здесь не работают, они направлены на личность. «Работает» здесь непосредственный психоэмоциональный контакт двух человек или человека и группы, когда организм получает совершенно новый, непривычный (и от этого нередко страшный) опыт взаимодействия с внешней средой. Опыт этого контакта в непривычном психологическом поле оказывает трансформирующее влияние на личность, способствуя созданию новой ее структуры.

Проблема в том, что сам клиент-нарцисс является для психолога или для группы фактором внешней среды, и сам – всеми своими стратегиями обесценивания – активно влияет на создание общего психологического поля в системе «психолог-клиент» или «человек – группа». Он воздействует на людей, провоцируя привычные для него реакции, трансформируя психологическое поле в привычное для него. Слабости психолога будут подмечены, недостатки расфасованы по соответствующим категориям в сознании, и в нужный момент, когда психолог начнет угрожать сложившейся структуре личности, будет нанесен удар. Если терапевт выдержит его и выдаст нетипичную реакцию, то для клиента изменится одна из составляющих поля: внешняя среда вдруг стала другой. Непонятной, такой, в которой привычные защитные механизмы личности не работают… И тогда либо бежать, сбегать из терапии (что бывает чаще всего), либо - если контакт терапевта и клиента уже достаточно прочен – личность (помимо всякого сознательного усилия) начнет искать новые способы обходиться с новой для нее реальностью. Добро пожаловать в новое поле…

Два человека, общающихся друг с другом, создают свое, особенное поле. Оба друг для друга выступают как факторы внешней среды, которые удовлетворяют потребности друг друга. «Между ними искрит» - говорим мы, фактически подразумевая степень напряженности (со знаком + или -) психологического поля между двумя. Если человек не удовлетворяет какую-либо нашу потребность, то всякое общение прекращается, человек выпадает из поля. Поэтому, если мы направо и налево говорим о равнодушии к чему-либо или к кому-либо, но упорно сами возвращаемся к этому, то, получается, мы пытаемся удовлетворять в имеющейся ситуации какую-либо свою потребность. При этом – неадекватно, если напряжение в этой точке психологического поля не спадает.

Поводя итог изложению своего понимания психологической теории поля, можно отметить следующее:

1. Наша личность и сознание – частный элемент психологического поля, и поэтому полностью сознательный контроль своего поведения невозможен, и часто то, что мы считаем полностью своим поведением, обусловлено изменением поля. Попытки объяснить поведение человека только его личностными особенностями обречены на неудачу.

2. Подлинные личностные изменения могут происходить, исходя из теории поля, через два пути: приобретение нового, трансформирующего опыта контакта с внешней реальностью (олицетворяемой, в первую очередь, другими людьми) или же через осознание собственных потребностей и специфических способов их удовлетворения, запечатлевшихся в личностной структуре. Все это возможно только при реальном контакте с другим психологическим полем, что приводит к созданию общего трансформирующего пространства.

Такие вот у меня соображения. Если будут свои идеи – как от психологов, так и просто от относительно далеких от психологии людей – буду рад ознакомиться.


aime-85.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о