Тренинг «Учимся управлять своими эмоциями»
Предисловие
По статистике самоубийство чаще всего совершают подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Ошибочно думать, что суицид среди подростков – удел выходцев из неблагополучных семей. Чаще всего к такому деструктивному поведению склонны дети из внешне благополучных семей. Но что же толкает их на такой ужасный шаг?
Подростковый возраст — один из самых трудных в жизни человека, поскольку именно в этот период завершается формирование личности в целом, ее ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. Кроме того, происходит активное половое развитие, которому свойственно изменения гормонального баланса. А вместе с гормонами «скачет» и настроение: появляется раздражительность, агрессия, плаксивость. Вчерашние дети становятся более впечатлительными, они остро реагируют на, казалось бы, заурядные вещи. Поэтому, когда они сталкиваются с проблемами, то зачастую попросту теряются, поскольку не имеют опыта разрешения сложных жизненных ситуаций. У особенно ранимых и чувствительных подростков в таких случаях могут возникнуть мысли о суициде.
Тренинг «УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ»
профилактика суицидального поведения подростков
Цели:
— снятие эмоциональной зависимости;
помочь наладить более дружеские отношения между сверстника
формирование адекватного отношения к жизни.
Упражнение: «Знакомство – интервью».
Участники делятся по парам, и каждый рассказывает о себе другому участнику. Затем они представляют друг друга, но обязательно надо назвать девиз и цель жизни.
Ведущий:
Научиться управлять своими эмоциями, как и эмоциями других людей, довольно сложно, необходима постоянная тренировка. Если вы хотите понять, как управлять своими эмоциями и чувствами, то следует развивать в себе следующие качества. Терпение, собранность и сосредоточенность, переключение, самоанализ, расслабление и отдых.
Все люди разные. Эмоциональные и спокойные. Часто это зависит от человека, от его умения управлять своими эмоциями, от особенностей нервной системы, от темперамента. Люди делятся по видам темперамента:
— сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, полный надежд, шутник.
— флегматик – хладнокровный человек, медленно приходит в состояние возбуждения.
— холерик – вспыльчивый, не сдержанный человек.
— меланхолик – для него характерен мрачный настрой, сложная напряженная внутренняя жизнь. Меланхолик придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
Ребята, а вы себя знаете? Например, геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.
Тест психогеометрический.
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.
Если основной формой оказался:
Квадрат — упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат относится к левополушарным мыслителям.
Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, бывает категоричным и в большинстве случаев поступает по своему. Является левополушарным мыслителем.
Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность. Круг относиться к правополушарным мыслителям.
Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка. Прямоугольность – всего лишь стадия. Она пройдет.
Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность. Зигзаг относится к правополушарным мыслителям.
Предлагается учаcтникам ответить на личностный опросник ИСН
(исследование суицидной направленности поведения
Так как мы разные, то каждый по-своему поступает и реагирует на поступки и слова.
Упражнение: «Пять хороших дел».
Участники делятся по парам и по очереди друг другу называют хорошие дела, и хвалят «Молодец», «Хорошо».
Вопрос: Что было легче называть хорошие дела или слушать похвалу?
Упражнение: «Хорошие и плохие дела».
Участники делятся на две команды. Первая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.
Вторая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Затем идет обсуждение, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Ведущий:Одни люди предпочитают делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчения. Другие – глубоко скрывают свои чувства и эмоции по разным причинам:
— стыдно казаться слабым;
— затаенные обиды;
— неудобно обременять других своими проблемами;
— боязнь быть непонятыми;
— вдруг будут смеяться.
Упражнение: «Волшебная рука».
Участникам тренинга предлагается обвести контур своей руки. На каждом контуре пальца написать свои хорошие качества, а на ладони плохие.
Ведущий:
Плохие качества могут стать проблемой. И не всегда человек может самостоятельно справиться со своей проблемой. И из-за этого человек страдает, а иногда и делает глупые, необдуманные поступки.
Ребята, назовите, какие могут быть глупые и необдуманные поступки?
( участники тренинга называют поступки)
Самый глупый и нелепый поступок это самоубийство (суицид).
Когда совершается самоубийство, что этим хотят выразить,
отомстить, заставить страдать кого-либо или привлечь внимания к себе?
А если подумать, то этим наказывают тех, кто любит, кто переживает.
Опросник «Мое мнение».
1. Знакома ли Вам проблема суицида? Да, Нет
2. Сталкивались ли Вы лично с этой проблемой? Да, Нет
3. Что, по Вашему мнению, способно толкнуть человека на самоубийство:
-личные проблемы;
— равнодушие со стороны окружающих;
— материальные проблемы;
-другое______________________________________________________
4. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь?
Да, Нет, Не совсем
5. С каким чувством вы смотрите в будущее?
— с чувством надежды и оптимизма;
— спокойно;
— особых перемен для себя не жду;
— с тревогой и неуверенностью;
— скорее со страхом и отчаянием.
6. Уверены ли Вы в осуществлении своих планов?
Да, Нет, Затрудняюсь ответить
7. Что в окружающей жизни Вас больше беспокоит?
— материальные проблемы;
— проблемы экологии;
— безработица;
— равнодушие;
— жестокость;
-другое________________________________________________________
«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
И.В. Гетте.
Упражнение: «Прекрасный сад».
Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.
Затем ребятам предлагается нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.
Вывод: Предлагается всем полюбоваться на «прекрасный сад». Замете, всем хватило место, и каждый занял только свое место, которое выбрал сам. Всем цветам нужно солнце и внимание.
Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы учиться, получить специальность, работать, любить, создать семью, воспитать детей, заботиться о внуках и т.д. но для этого нужна цель и ваше желание.
Притча:
Потерпел корабль кораблекрушение. Человек выныривает и обращается к Господу за помощью, что бы тот его спас. Смотрит, рядом проплывает обломок доски, он ухватился за нее и держится. И снова стал просить Господа о том, чтобы показалась земля. Человек смотрит, вдали показалась земля. Тогда человек стал просить господа о том, чтобы тот помог добраться ему до земли. Вдруг небеса раздвинулись, Господь и говорит ему: «Ты хоть руками греби».
Смысл притчи, в том, чтобы добиться в жизни того чего ты хочешь, надо и самому двигаться, потрудиться, а не надеяться на кого-то.
Иногда на пути к цели встречаются и препятствия, но чтобы найти свое место в жизни, надо учиться их преодолевать.
Упражнение: «Найди свое место».
Участники тренинга получают карточки с названием животных. Не показывая карточку другим, а, только имитируя голос животного, надо встать в одну шеренгу по росту, данного животного.
Вывод: Вот так и в жизни бывает, что разговариваем на одном языке, а
иногда не понимаем друг друга, что кому-то нужна помощь.
. Упражнение: тест-опросник «Мои ценности»
(расставить по значимости «ценности»)
Наличие хороших и верных друзей.
Интересная работа.
Уверенность в себе
Творчество.
Счастливая семейная жизнь.
Здоровье.
Материально обеспеченная жизнь.
Свобода, как независимость в действиях и поступках.
Любовь.
Познание, стремление к «новому» – учеба.
Активная деятельная жизнь.
Красота природы и искусство.
Притча: «Сам слепи свое счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
-Слепи мне счастье – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вопрос: Какой смысл этой притчи?
Вывод: Все в ваших руках.
Ведущий: Ребята, обучаясь в колледже, за это время вы хорошо познакомились друг с другом, а кто-то и подружился.
Сейчас прошу подойти ко мне десять человек
Упражнение:
Участникам надо выстроиться в одну шеренгу по датам месяца своего рождения. Построиться надо молча не переговариваться.
Ведущий: Вот так и в жизни бывает трудно найти свое место. Тебя будут толкать, пихать, отталкивать. Будут жизненные испытания и неприятности.
Притча: «О колодце и осле».
Осел упал в колодец, старик не смог его вытащить. И решил, что колодец старый, и он давно хотел его засыпать, да и осел уже не работник. Решил засыпать вместе с колодцем и осла. Старик стал кидать землю в колодец, а осел стряхнет землю с себя, да и ногами утопчет. Старик кидал землю, а осел стряхивал ее с себя, да и утаптывал ее. Так и выбрался осел из колодца.
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые испытания. Каждая проблема, это камень, который жизнь кидает в вас.
Помните, что вы справитесь с любой неприятностью и выдержите любые испытания, ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
Освободите свое сердце от ненависти – простите всех на кого были обижены;
Освободите свое сердце от волнений, — большинство из них, они бесполезны;
Цените, то, что имеете;
Отдавайте больше;
Ждите меньше.
Сделай добро и бросай в воду, оно обязательно к тебе вернется.
Упражнение: «Аплодисменты»
Участники образуют круг, в центре круга стоит стул. Каждый участник становиться на стул и называет одно свое положительное качество, и остается стоять на стуле несколько секунд. Остальные участники тренинга хлопают в ладоши.
Вопрос: Смущали ли Вас аплодисменты, или приятно было их слушать?
Упражнение: «Вверх по радуге»
(снятие тревожных ощущений)
Звучит спокойная мелодия.
Ведущий. Ребята, сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза представьте красивую, разноцветную радугу. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с воздухом вы взбираетесь вверх по радуге (задержите дыхание), а выдыхая – съезжаете по ней в низ (и все плохое, негативное выдыхаете, избавляетесь от него). И так несколько раз.
Вопрос: Что вы при этом испытывали?
Упражнение: «Прощание».
Участники тренинга делятся по парам и образуют два круга – внешний и внутренний. Внешний круг стоит на месте, внутренний круг двигается по часовой стрелке. Пары смотрят друг другу в глаза, если участники протянули руку вперед, они пожимают друг другу руки, если подняли вверх – обнимаются.
infourok.ru
«Властелин своих эмоций» — игра-тренинг для подростков
Зачастую эмоции захлестывают подростков, но ребятам не хватает умений и навыков, чтобы справляться с ними и понимать свои переживания. Предлагаемая игра поможет участникам познакомиться с особенностями тревоги и страха, с методами их регуляции, позволит попрактиковаться в управлении своими чувствами.
Форма проведения
В игре участвуют команды по 5–6 человек. Деление на группы происходит по принципу свободного выбора.
Перед игроками висит табло с изображением базовых эмоций, закрытое красными и синими карточками, – всего 9 карточек, по три в ряд (Приложение 1). Цвет карточки означает тип задания, которое предстоит выполнить.
Команды по очереди выбирают карточку, которую они хотят снять. После каждого выигранного задания группа участников забирает карточку себе. Победителем в игре становится команда, собравшая больше карточек.
Красные карточки – это задания, посвященные самим эмоциям. Ведь чтобы управлять эмоциями, надо их хорошо знать. Чем больше о них известно, тем проще с ними справиться. Синие карточки – задания о способах управления эмоциями.
Вводная часть
Прежде чем предлагать участникам задания, ведущий обсуждает с ребятами тему предстоящей игры. Им предлагается ответить на вопросы:
— Какие эмоции вы знаете?
— Нужно ли человеку владеть своими эмоциями и зачем?
После обсуждения учитель напоминает школьникам, что владеть собой и своими эмоциями непросто. Есть две особенно коварные эмоции, которые постоянно вырываются из под контроля человека. Он просит подростков высказать предположения, о чем пойдет речь.
Подводя итог, ведущий сообщает, что задания будут посвящены гневу, который еще можно назвать раздражением, злостью, агрессией, и тревоге, нередко скрывающейся за волнением и страхом.
Портрет эмоций
Это задание должно быть закрыто красной карточкой. Так же и все последующие задания (до «Конкурса пословиц» включительно) помечены красными карточками, поскольку посвящены знакомству с эмоциями.
Каждой команде с помощью жеребьевки предстоит определить, какую из базовых эмоций они будут рисовать. Портреты эмоций нужно будет создавать необычным способом – с помощью ассоциаций.
Игроки должны представить, как выглядели бы эмоции, если бы стали растением, животным, мебелью, едой, насекомым, одеждой, бытовой техникой или чем-то подобным. Возможно, с эмоцией проассоциируется что-то конкретное, а может быть, это будет несуществующий, фантазийный объект.
Представители каждой команды вытаскивают из двух мешочков карточки: в одном – названия эмоций, во втором – названия различных объектов, с которыми предстоит эту эмоцию сравнить (Приложение 2). После того как команды нарисовали портреты, их представители рассказывают о том, почему изображение получилось именно таким. В данном задании должна быть «ничья», что позволяет командам, с одной стороны, открыть счет; с другой стороны, дает возможность ведущему говорить о том, что понимание сути одной и той же эмоции у разных людей может быть абсолютно разным.
Объекты страха
Тревога – одна из самых неприятных эмоций. Вызываемое ею беспокойство с трудом поддается контролю. Ведущий предлагает участникам разобраться, чего же чаще всего боятся люди. Каждая команда получает таблицу, которую необходимо заполнить, исходя из того, что мнение всех участников группы обязательно должно учитываться (Приложение 3).
После выполнения задания представители команд по очереди зачитывают содержание сначала первого столбца таблицы, затем – второго и наконец – третьего.
Ведущему важно обратить внимание школьников на то, что разные команды часто указывают очень похожие предметы страха. Важно спросить мнение участников, почему так получается.
Педагогу следует сделать акцент на том, что страхи есть у всех людей и они похожи. Страхи, с одной стороны, позволяют нам вести себя осторожно, избегать немотивированных рисков и опасностей. С другой стороны, именно страхи могут создавать у человека ощущение дискомфорта и несвободы. Итогом вновь должна стать «ничья».
Перечисление ситуаций
Есть множество ситуаций, вызывающих у людей раздражение, гнев, злость. Командам предстоит вспомнить как можно больше таких ситуаций. На коллективное обсуждение им дается 2–3 минуты.
После этого участники от каждой команды должны по очереди называть одну такую ситуацию. Задача остальных – внимательно слушать друг друга, потому что в случае невнимания и повторения уже названной ситуации команда выбывает из соревнования. Победит группа, назвавшая ситуацию последней.
Задача ведущего – быть готовым к тому, что могут быть названы ситуации, вызывающие противоречивые эмоции у ребят. В этом случае важно подчеркивать, что все люди разные. Их эмоции тоже могут быть разными, не существует «правильных» и «неправильных» эмоций. Одна и та же ситуация может вызывать совершенно непохожие реакции.
Конкурс пословиц
Каждой команде выдается карточка, в которой нужно к началу пословицы подобрать ее конец (Приложение 4). В данном случае оценивается скорость выполнения задания. После проверки правильности выполнения задания важно обсудить с участниками смысл каждой пословицы, иначе задание не будет иметь смысла.
Предлагаемые пословицы:
— У страха глаза велики.
— Волков бояться – в лес не ходить.
— Даже заяц в гневе страшен.
— Злой человек – как уголь, если не жжет, то чернит.
Бой воздушными шарами
Начиная с этого конкурса и далее идут задания, закрытые синими карточками, то есть посвященные способам управления эмоциями. Один из способов управления гневом – это выплеснуть его с помощью какого-то безопасного предмета. Ведущий спрашивает учеников, что может быть таким предметом. В совместном обсуждении он помогает ребятам прийти к выводу: побить подушку, ударить боксерскую грушу, разорвать ненужную газету – это лучше, чем обидеть человека или терпеть, копить злость и раздражение.
Задание, позволяющее запомнить этот способ эмоциональной разрядки, – «Бой воздушными шарами». От каждой команды вызывается один из участников. Соперники встают лицом друг к другу. У каждого в руках воздушный шар, который нужно держать за хвостик; вторая рука находится за спиной. Игрокам необходимо выбить шар из рук соперника, удержав свой.
Соревнование нужно провести несколько раз, чтобы у нескольких участников была возможность попробовать свои силы.
Пушинка
Еще один из способов управления гневом и тревогой – это сесть в удобную позу, закрыть глаза, глубоко вдыхать и выдыхать, прислушиваясь только к своему дыханию. Такой способ помогает расслабиться, настроиться на мирный лад.
Задание, позволяющее освоить этот способ саморегуляции, – «Пушинка». От каждой команды вызывается один участник, задача которого – дуть на пушинку из ваты так, чтобы она как можно дольше не упала.
Конкурс желательно провести несколько раз, чтобы у большего числа школьников была возможность попробовать свои силы.
Буриме
Еще один способ управления гневом и тревогой – убедить себя в том, что ты точно сможешь справиться с ситуацией. Для этого нужно несколько раз сказать самому себе – возможно, даже вслух – слова поддержки. Например: «Я спокоен, у меня громкий и уверенный голос, прямая спина, твердый шаг. Я подготовлен к экзамену и смогу ответить на вопрос». Этот способ добавляет внутренней уверенности и помогает овладеть собой.
Задание, позволяющее попрактиковаться в самоподдержке, – «Буриме». Каждой команде выдается четыре рифмующихся слова, на основе которых нужно сочинить всем вместе стихотворение и уверенно проскандировать его всей командой.
Варианты слов: тревога – недотрога – уходи – не буди, злость – кость – я могу – убегу.
Снегопад
Ведущему важно рассказать ребятам и о таком способе управления гневом и тревогой – умении переключиться, заняться чем-то таким, что потребует физических усилий. Например, постирать, вымыть пол, выбить ковер или что-то подобное.
Задание, позволяющее запомнить этот способ, – «Снегопад». По сигналу ведущего каждая команда должна мелко нарвать выданную стопку газет. По второму знаку группы должны устроить «снегопад», подбрасывая рваную бумагу так, чтобы над ребятами всё время «парили снежинки». Итог задания подводится по количеству порванной газеты, собранной в мусорные мешки. Определять победителя можно с помощью взвешивания.
Ведущий должен быть готов к высокому уровню активности и возбуждения участников. Поэтому данное задание имеет смысл проводить в конце игровой программы.
Свой способ
Игрокам нужно придумать свои способы справляться с гневом и тревогой. Важно, чтобы эти способы были простыми и доступными, – например, выпить чай, съесть что-нибудь вкусное, рассказать близким, поплакать и другое.
После выполнения задания представитель от каждой команды вслух делится вариантами с остальными игроками. Проходит обсуждение.
Рефлексия
Итогом игровой программы должно стать не просто объявление победителя, но и разговор о том, что нового и важного для себя участники поняли или узнали в течение игровой программы. Способом такого рода рефлексии может стать, например, создание для себя листка памятки: «Что делать, если я очень рассердился», «Как справиться с тревогой и волнением».
Скачать Приложения.
5psy.ru
5 секретов управления эмоциями: тренировки по авторской методике
Киселева Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка EIKIDS
Почему развитие эмоционального интеллекта – это важно
Когда мы были детьми, нас учили прятать свои эмоции и подавлять их: «Плакать стыдно!», «Злиться – это плохо, даже если девочка отобрала твою игрушку». В результате такого воспитания даже взрослый человек не всегда понимает, почему радуется, грустит или злится.
Никто не учил нас тому, как легко переходить в комфортное эмоциональное состояние, как использовать энергию каждой эмоции. Но при этом, как показывает жизнь, все важнейшие решения в жизни мы принимаем, опираясь на эмоции: выбираем спутника жизни, работу, друзей и даже пути выгодного инвестирования финансов.
Профессора Йельского университета и университета Нью Гемпшир (П. Саловей, Дж. Майер, Д. Карузо), долгие годы посвятившие изучению эмоций человека, пришли к выводу, что наиболее успешными и реализованными в жизни становятся не просто интеллектуалы, а люди с высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Проще говоря, это люди, умеющие с помощью эмоций управлять ситуацией. И чем раньше вы научите ребенка работать с эмоциями, тем легче ему будет общаться, заводить новых друзей и без стрессов переживать «детские» испытания жизни: смену садика или школы, ревность к брату или сестре, появление отчима или мачехи и т. д.
Нередко эти навыки оказываются важнее, чем знание школьных предметов! Давайте разберемся, как их развивать.
Распознавание
Анализ эмоций – первый шаг к управлению ими, т. к. вы ничего не сможете сделать ни с собой, ни с ситуацией, пока не поймете, что именно происходит.
• Когда замечаете, что с ребенком что-то происходит, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка, а потом можете поговорить о причинах возникновения этих чувств.
• Чтобы подавать пример ребенку, можно проговаривать то, что вы сами чувствуете: «Я чувствую радость, потому что…», «Я расстроен(а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень!), мы создаем атмосферу доверия и открытости: учим ребенка, что причиной негативных переживаний является не он сам, а его поступки.
• Важно и распознавание чувств других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции. С этой же целью психологи в области развития эмоционального интеллекта разработали специальную настольную игру, тренирующую распознавание чужих эмоций, расширяющую словарный запас и развивающую фантазию.
letidor.ru
Мастерская с элементами тренинга «Управление эмоциями»
Тренинг «Управление эмоциями»
(технология разрешения внутреннего конфликта)
Цель: знакомство с длительной программой тренинга «Управление эмоциями».
На нашем мастер-классе вы познакомитесь с техниками работы с эмоциями и чувствами, у вас появится инструмент, которым всегда можно воспользоваться для достижения душевного равновесия.
Кроме того, вы получите необходимые знания и навыки для:
эффективного устранения собственных негативных эмоций (тревоги, гнева, тоски, досады, обиды, печали, страха, вины, самоедства и др.) в будущем
эффективного предотвращения собственных негативных эмоций в будущем
для эффективной помощи другим в достижении эмоционального покоя
После прохождения обучения на тренинге в дистанционном формате вы сможете управлять своим состоянием и станете хозяином (или хозяйкой) своих негативных переживаний.
Продолжительность — 3 ак.часа
Вступление (5 минут).
Знакомство. Прежде, чем приступить к работе, давайте познакомимся. На тренинге обычно принято обращаться друг к другу на «ты», по имени, для большего доверия между членами группы. Предлагаю каждому участнику представиться: назвать имя; если можно, несколько слов о себе, что привело вас на наш тренинг, и ваши ожидания от тренинга. (Резюмирование ведущего).
Правила. Для того, чтобы нам спокойно и безопасно работалось, нужны правила работы. Эти правила общеприняты, их список вы видите на доске. Предлагаю прочитать их и обсудить.
1) Здесь и сейчас. Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе.
2) Искренность и доверительность в общении. Говорить искренне, открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников и к самому себе. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Обращаться к участникам нужно по имени, не говорить о присутствующих в третьем лице.
3) Уважение говорящего и правило «Стоп». Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя) давая возможность сказать то, что он хочет. Правило «Стоп» гласит, что каждый участник имеет право оказаться от участия в задании без объяснения причин. Если в какой-то момент тренинга участник не готов говорить об обсуждаемой проблеме, он также может сказать «стоп»
4) «Я»-высказывание. Всё, что говорится, должно говориться именно от себя (например, «Я думаю, что…»), не должно быть безадресности.
5) Конфиденциальность. Все, что происходит во время тренинга, не разглашается и не выносится за пределы группы.
6) Активность. Только участник, активно работающий в группе, может почерпнуть из нее что-то для себя. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он пассивен. Это может быть внутренняя активность
7) Безоценочность.
При обсуждении мы не оцениваем. Это не значит, что нельзя выражать своё отношение к действиям и словам других участников.
8). Правило отключить сотовые телефоны.
9) Правило вводить новые правила.
Тема нашего тренинга «Управление эмоциями». Все мы в течение своей жизни испытываем множество разных эмоций. Без эмоций наша жизнь была бы серой и скучной. Сегодня на тренинге мы попробуем поисследовать эти эмоции и у нас будет возможность научиться ими управлять.
Знакомство (10 минут).
А теперь познакомимся с вами, пусть каждый представит себя. Что вы ожидаете от нашего тренинга? (записать ожидания, если есть необходимость, напомнить ожидания).
У нас предусмотрен перерыв, и, если ваши ожидания не реализуются, у вас есть право покинуть группу, но для этого нужно предупредить нас, так как группа будет волноваться.
Информирование (5 минут).
Что такое чувства и эмоции, их значение в нашей жизни.
По утверждению психологов, эмоция носит ситуативный характер, то есть возникает она как оценка определенной ситуации. А чувство- более сложное, чем эмоции, стойкое, постоянное эмоциональное отношением к определенному объекту. Чувство возникает за счет реакции всего нашего организма на входящую информацию, которая поступает из внешнего мира. Но чувства не всегда понятны нашему сознанию, так как это касается больше неосознанного, а подсознательного ответа организма на входящую информацию. Причину возникновения своих эмоций мы чаще всего можем объяснить (например, я разозлился на тебя, потому что…)
Кэролл Изард дал описание таких основных эмоции, как: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
Об эмоциях следует помнить, что лишком сильные эмоции, независимо от того, положительные они или отрицательные, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. Если мы не управляем своими эмоциями, они начинают управлять нами.
Чувство — это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Упражнение с метафорическими картами «Цвета и чувства» (20 минут).
Инструкция: сейчас мы предлагаем вам поисследовать свои эмоции при помощи метафорических карт. Вам нужно будет выбрать 2 карты открытым способом. Первая карта — положительная эмоция, вторая карта — отрицательная.
Вопросы для обсуждения:
1. Перечислите эмоции, которые вызывают у вас эти карты?
2. Чем помогают и чем мешают мне эти эмоции?
3. Какие способы управления эмоциями вы знаете сами и используете в своей жизни?
После этого необходимо объединиться в пары (тройки) для обсуждения.
Дискуссия
Удалось ли вам увидеть положительные моменты в негативных эмоциях?
Как вы справляетесь со своими эмоциями?
Как человек может управлять своими эмоциями?
Как мы можем осознать и понять своим эмоции?
Психогимнастика (5 минут)
Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
Как здороваются европейцы (рукопожатие), японцы (поклон) и африканцы (носами).
Перерыв на чай/кофе
Упражнение «Краники эмоций»
Психосфера человека состоит из четырех основных эмоций: печаль (тоска), злость (гнев и как частое следствие — обида), страх и радость.
Сейчас мы попробуем представить свои эмоции в виде воды, которая бежит из краников эмоций.
При этом очень важно, чтобы выливались они равномерно. Ведь если из крана печали энергия будет течь, словно где-то прорвало, то в остальных начнется застой, и эмоциональное равновесие снова будет нарушено.
Какой кран эмоций у вас работает сильнее остальных? Каких эмоции в вашей жизни больше? Попробуйте изобразить это на рисунке.
«КРАНИК» ЗЛОСТИ
Гнев не такая уж и плохая эмоция. Она дана человеку еще с правремен как средство выживания. И лучшего способа и придумать нельзя. Ведь именно злость толкает homo sapiens к тому, чтобы обороняться, чтобы двигаться дальше, а значит — многого достигать. Потому не стесняйтесь ее и выпускайте наружу. Иначе эта эмоция направится внутрь вас. Раз, второй, пятый — и вот уже разрушительный механизм запущен!
С другой стороны, кричать в ответ и распускать руки на того, кто вывел из себя не стоит. В том числе потому, что такая реакция приведет к эскалации конфликта, а значит еще больше психической энергии потеряет не только ваш «оппонент», но и вы сами.
Как же быть? Проговорить человеку свою эмоцию. То есть сказать не «Ты идиот и безмозглый хам!», а «Я злюсь потому, что ты не сдержал слово!». Когда эмоция проговорена — она уходит. Если вас все же несет, можно выйти из комнаты и порвать ненужный лист бумаги в клочья. И чем жестче бумага, тем лучше. Поскольку чем больше усилий, тем большее количество злости вы выпускаете и тем меньше оставляете в себе. Еще один способ — занятия спортом. Отличная профилактика накопления гнева —простая зарядка по утрам в течение 10—15 минут.
И не стоит обижаться. Ведь обида не изменит ситуацию в лучшую сторону, зато это то чувство, которое априори поселяется в вас, а не в обидчике, и разрушает вас, а не его. Кому спрашивается хуже. Но если пока сложно управлять собой, то слепите свою обиду из пластилина, а потом расплющьте ударом кулака или нарисуйте, а потом сожгите.
А как быть с давними обидами? Простить обидчика, а в идеале — попросить у него прощения. Да-да, чаще всего в конфликте виноваты двое. Но для начала можно написать ему письмо, в котором объяснить, чем он вас 15 лет назад задел, и что вы его прощаете и сами просите у него прощения за «то-то». Письмо можно не отправлять. Вы выпустили обиду и это уже немало.
Важно прощать самого себя. Для этого осознайте, что как живой человек вы можете ошибаться. И в случае промахов думайте, какой урок вы извлечете из него, как исправите ошибку или что будете делать, чтобы она не повторилась, а не бесцельно грызите себя.
«КРАНИК» ПЕЧАЛИ
Грустить тоже нужно конструктивно — прожить чувство, а не носить и копить в себе, пока не наступит депрессия. Возьмите выходной и отправляйтесь в место, которое греет сердце: на любимую полянку в лесу или диван в гостиной, и поплачьте. Можно при этом посмотреть какой-то трогательный фильм, который срезонирует с вашей грустью. Кроме того, что вы избавите душу от печали, вместе со слезами уйдет немалое количество токсинов стресса, которыми загрязнила организм не выплеснутая грусть.
«КРАНИК» РАДОСТИ
Если вы не проживаете каждый день радость, пусть небольшую, то это стресс для организма. Из-за чего и наваливается хроническая усталость. Нечему радоваться? Это нездоровое мировосприятие. Начните с малого — заставляйте себя обращать внимание на все, чему потенциально можно улыбнуться, и улыбайтесь! Каждый день. Не в ваших правилах смотреть комедии? Забудьте об этом и введите новое: как минимум каждую субботу вы смотрите веселое кино.
Если же порадоваться не дают стрессовые ситуации, то, во-первых, пора подумать, а что вы можете изменить, а не просто плыть по течению.
А во-вторых, каждый вечер выполняйте следующее упражнение. Сильно напрягите каждую клеточку, каждую мышцу. Начните со лба и так спускайтесь до кончиков пальцев ног. Теперь когда все тело сжато как кулак, резко расслабьте сразу все его части. Повторите 2—3 раза, дышите глубоко. Так снимутся мышечные блоки и, как следствие,— расслабится нервная система, кровь начнет циркулировать свободно, дыхание стает ровнее и жизнь уже не покажется лишенной приятностей напрочь.
«КРАНИК» СТРАХА
Его тоже нужно держать открытым — не уговаривать себя «мне не страшно», задерживая чувство в себе, а проживать когда оно возникает.
Скажем, на работе объявили о сокращении, а у вас квартира в кредит, и вам страшно попасть в злополучный список. Вечером возьмите пальчиковые краски, включите расслабляющую музыку, сосредоточьтесь на своих эмоциях и чувствах и начните их изображать. Пусть это будут просто абстрактные мазки, главное, чтобы процесс был неосозноваемый, то есть искренний — тогда страх выйдет весь до остатка.
А то, что касаетесь бумаги вы непосредственно руками, только усилит передачу эмоции бумаге через тактильные ощущения. Теперь, когда вы прожили страх, вы заметите, что заметно успокоились и можете с трезвой головой продумать план действий на случай, если вас и впрямь сократят.
После упражнения 2 минуты перерыв, прислушайтесь к себе к своим ощущениям, кто хочет, закройте глаза.
Все наши чувства ценны, какими бы они ни были, они несут для нас ценную информацию о себе и мире.
Мы уже прояснили, какие эмоции отрицательные и положительные мы испытываем в своей жизни, познакомились со способами управления ими, а теперь мы предлагаем вам нарисовать рисунок.
Возможно, у вас осталось чувство, с которым еще хотелось бы поработать, или вы можете выразить на бумаге то чувство или эмоцию, которую испытываете на данный момент.
Упражнение «Трансформация чувств»
Изобразить на рисунке эмоцию и переделать ее во что-то новое. Для этого опустить еще не высохший рисунок в воду, достать лист, расправить его и наклеить на чистый лист бумаги. По мокрой бумаге нарисовать новый рисунок. Получилось ли у вас изменить свой рисунок? Какие чувства это вызвало? Поблагодарите себя за эту работу.
Обсуждение
С чем вы уходите? Что вы получили сегодня на нашем мастер-классе? Соответствует ли то, что вы получили, вашим ожиданиям?
infourok.ru
Управление эмоциями упражнения для серьезных людей
Здравствуйте, многоуважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.
Контролировать свои чувства, оберегать от посторонних свои глубинные переживания и не позволять дурному настроению и внутренним страхам мешать реализации намеченных планов — все это необходимо уметь любому человеку, стремящемуся к продуктивной, насыщенной событиями и свершениями жизни.
Поэтому настоятельно рекомендую освоить управление эмоциями Упражнения, которые я опишу ниже помогут в этом. Благодаря специальным методикам вы сможете не только держать под контролем мимику, движения, но и координировать свои внутренние ощущения.
Усмирять, но не подавлять!
В самом начале я хотел бы сделать одно чрезвычайно важное примечание. Все те техники, которые я приведу ниже, направлены на то, чтобы научить вас управлять эмоциями, но не подавлять их! Это значит, что вы ни в коем случае не должны накапливать в себе весь тот негатив, который по тем или иным причинам будет появляться в вашей душе. Положительные эмоции убивать на корню также не рекомендуется, ведь они помогают нам быть счастливыми.
Еще раз подчеркиваю, что наша задача — научиться регулировать внешние проявления нашего внутреннего эмоционального состояния. Не позволять тем чувствам, — вне зависимости от того, хорошие они или плохие — которые вам по той или иной причине мешают, брать над вами верх.
В противном случае вы будете загонять эмоции глубоко в душу, и через время это даст о себе знать в виде серьезных психологических и даже физиологических проблем. Особенно это касается негативных ощущений.
Приемы саморегуляции
Далее я предложу вам несколько способов контроля эмоций. Вы можете использовать все или остановиться на том, что более всего понравится. Также разрешается дополнять и видоизменять техники с учетом собственных потребностей, особенностей характера. Можно даже объединять методики между собой. В общем, даю вам полную свободу. Главное чтобы был отвечающий вашим ожиданиям результат.
Отвлекающий маневр
Подавляющее большинство людей просто-таки обожает мусолить внутренние переживания. Мы готовы часами рисовать в своей голове устрашающие картины грядущего будущего или оживлять неприятные моменты давно канувшего в Лету прошлого. Мы любим вновь и вновь перематывать обрывки недавних ссор, лелеять обиду от чьих-то некрасивых поступков. Обожаем представлять, как обидно/грустно/страшно нам будет завтра (ведь мы, например, записаны к стоматологу) и т.п.
Все это отвлекает наше внимание от действительно значимых вещей, от главных жизненных ценностей, проблем, задач и потребностей. В итоге, мы часы, а то и недели, месяцы тратим на какие-то мазохистские мыслительные процессы.
Если вы приняли окончательное решение начать жить по-новому, то вам срочно нужно сменить пластинку у себя в голове. Практически в буквальном смысле! Для этого, как только у вас появится очередная негативная мысль, отвлеките свое внимание — включите аудиокнигу или музыку, начните мысленно декламировать стихи или напевать любимую песню. Главное — займите мозг чем-нибудь, чтобы ему некогда было думать о плохом.
Действуем от противного
Мы ведем себя в соответствии с нашими ощущениями, внутренними переживаниями, мыслями. Но что самое интересное, эта система работает и в обратную сторону. То есть, действуя определенным образом, мы способны искусственно вызывать соответствующие эмоции, т.к. наш мозг проводит устойчивые параллели между физическим и психологическим аспектами.
На практике упражнение выглядит следующим образом. Допустим, вы чем-то расстроены. Этому состоянию свойственное грустное выражение лица, опущенная вниз голова, сомкнутые руки, сгорбленная спина. Чтобы побороть грусть начните вести себя так, будто вы абсолютно счастливы.
Для начала встряхнитесь, чтобы сбросить неприятные эмоции. Расправьте плечи и глубоко вдохните. Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Искреннее, еще искреннее, шире. Вот, так просто отлично! Продолжайте улыбаться глядя самому себе в глаза минут 5-7.
Параллельно включайте самоубеждение. У вас в жизни все не так уж плохо, гораздо лучше, чем у многих других. Да, есть неудачи, но они не смертельны. Все проходит, пройдет и это. У вас много целей, много желания их достичь. Некогда ныть и растрачивать энергию по пустякам. Вперед к новым свершениям. Гип-гип ура!!! Вооот…чувствуете, как вам становится легче? Нет?! Продолжайте еще 5 минут!
Правило «от противного» касается и любых неприятных ситуаций. Вам нахамили в общественном транспорте? Скажите спасибо и пожелайте хаму удачного дня. Вы завидуете успеху коллеги по работе? Постарайтесь как можно искреннее поздравить его с достижениями и пожелать новых свершений. Так и тянет сказать гадость партнеру? Промолчите или даже скажите что-нибудь хорошее.
Просто не давайте неприятным ощущениям поселиться у вас в душе и начать диктовать там свои требования.
Сублимируйте
Если никакие методы и приемы не действуют и отрицательные эмоции продолжают накапливаться внутри, то не стоит их подавлять. Мы уже про это с вами говорили в начале статьи. Дайте им выход, только не прямой, а опосредованный!
Очень хорошо это работает через активные спортивные занятия. Бег, бокс, силовые нагрузки отлично помогают сбросить негатив. Но если такой возможности нет, то можно просто прокричаться (для этого лучше выбрать какое-нибудь безлюдное место, чтобы не напугать прохожих), нарвать на мелкие кусочки пару килограмм бумаги (коту в лоток сойдет), раздербанить в пух и прах подушку или, наоборот, помедитировать. Еще можно от всей души пореветь (мужчинам разрешается только пустить скупую слезу). В общем, все методы хороши.
Полный контроль
Нередко в переговорах или в ходе общения с другими людьми в нерабочее время мы сталкиваемся с ситуациями, которые побуждают нас к проявлению тех чувств, которые бы мы хотели скрыть от посторонних. Сложность здесь заключается в том, что у нас нет времени все обдумать, сконцентрироваться и правильно отреагировать. Более того, фактор (человек или ситуация) обычно продолжают воздействовать на нас, что создает дополнительный стресс. В этом случае вам ничего не останется, как проявить чудеса выдержки.
Этим эмоциям обычно свойственны повышенные тона голоса, интенсивная жестикуляция и агрессивная мимика, грубая лексика.
Сделайте глубокий вздох, можете даже попить воды, считая каждый глоток, чтобы немного ослабить чувства. После этого постарайтесь говорить спокойным, дружелюбным тоном, используя вежливые культурные слова и самые обычные, плавные телодвижения. Возьмите на себя задачу удивить себя и окружающих выдержкой, воспитанием, благоразумием и всеми прочими аналогичными качествами.
Что-то или кто-то активно провоцирует вас «развести сырость»? Опять же сначала отвлекитесь, заняв мозг каким-то делом — посчитайте про себя «слоников» или помножьте количество карандашей на столе начальника на количество его седых волос. Попейте воды. Дышите чаще, делая вдумчивые, но не очень глубокие вдохи и усердные выдохи, стараясь через них выпустить все внутреннее напряжение. Отложите слезы на потом, пообещав дать им волю чуть позже.
Чтобы быть хотя бы немного готовым к подобного рода трудностям, рекомендую заранее отработать принципы поведения в неприятных ситуациях дома перед зеркалом. Мысленно представляйте стрессовую ситуацию (или попросите помощи у друзей, родных) и тренируйтесь держать лицо «кирпичом».
**
Психология — наука невероятно разносторонняя, интересная. Можно часами обсуждать полезные «примочки», призванные помочь вам стать на путь продуктивности и успешности. Однако вы вряд ли станете читать статью, длиной в десятки тысяч знаков.
Поэтому приглашаю вас на свой курс тайм-менеджмента, где мы, в том числе, рассмотрим множество исключительно полезных приемов саморегуляции. Наряду с теоретической информацией, для получения которой вам бы пришлось прочитать не один десяток книг, мы уделим максимум внимания еще и практическим отработкам.
Я лично помогу вам разработать план целей на краткосрочный и долгосрочный периоды, составить список эмоциональных барьеров, которые мешают вам достичь желаемого. Мы продумаем стратегию поведения и начнем претворять ваши задумки в жизнь.
Сегодня же разрешите откланяться. С вами был Юрий Окунев. Жду комментарии и новых подписчиков блога. Всего наилучшего!
my-day.pro
Учим ребёнка управлять своими эмоциями
Иногда возникают ситуации, когда ребенку следует тихонько себя вести, не бегать, не прыгать, не кричать. Но у него не всегда получается выполнять все эти требования. Родителям важно научить своих крошек управлять эмоциями.Слишком эмоциональным людям очень тяжело жить в обществе. Что уж говорить про маленьких детишек, когда некоторым взрослым тяжело сдержать себя. Случаются иногда такие моменты, что ребенок начинает слишком капризничать от того, что ему что-то не купили, он становится неуправляемым от невыполненных желаний. Поэтому еще с малых лет ребятам необходимо учиться контролировать свои эмоции.
Не запрещайте, а направляйте
Когда ребенок еще совсем маленький, ему очень сложно справиться со своими эмоциями, которые накрывают его как будто морские волны. Главная родительская задача – помочь малышу овладеть эмоциями. Самых больших трудностей родителям доставляют негативные эмоции карапуза, которые проявляются криками, слезами или физической агрессией. Когда возникают такие истерики, мамы и папы просят своих малышей успокоиться и не капризничать. Но такой подход к решению проблемы совсем не дает результатов. Ведь подумайте сами, что даже взрослые люди не могут мгновенно успокоиться по чьей-то просьбе. Кроме этого, запрет на проявление негативных эмоций также отрицательно влияет на ребенка. Позднее свою агрессию он может выплеснуть на животное или другого человека. Еще хуже, если она выплеснется на самого ребенка в виде депрессий или психосоматических заболеваний. По этим причинам не следует запрещать ребенку проявлять свои негативные эмоции, а лучше учите его направлять их на мирные цели.Реакция родителей на детский плач
Как действовать мамам и папам у которых ребята злятся или плачут от обиды? Родителям просто необходимо признать право малышей на проявление этих чувств. Несмотря на то, что причинами для плача послужили совсем глупые и незначительные ситуации. Ведь такие ситуации, как потерянная самая любимая игрушка, ссора с друзьями или неудачная попытка что-то сделать самому, являются пустяковыми для родителей, а для малышей – это самое большое горе. Никогда не следует говорить своему ребенку, что хорошие детки не вредничают или мальчишки никогда не плачут. Такие фразы только прививают ребенку стыд к проявлению своих чувств, и он начинает скрывать их от взрослых.Сочувствуйте
Даже если ваш ребенок злится или грустит, он должен знать, что его любят и он не одинок. Сделайте так, чтобы малыш понял, что вы всегда рядом.Обязательно эмоции ребенка необходимо называть словами. Тогда он не будет кричать и лить слезы, а просто скажет, что он расстроен или чем-то рассержен. Если же ваш малыш уже бурно проявляет свои эмоции, не стоит спрашивать причины возникновения такой ситуации. Пусть он «проревется» и «побушует». Когда ребенок успокоится, с ним можно будет уже поговорить о случившемся.
Учитесь просить прощения
Самым лучшим примером в этом будут близкие и родные люди – мама и папа. Для того чтобы ребенок научился правильно проявлять свои эмоции, он должен видеть хороший пример своих родителей. Для ребенка очень важно знать, что его отрицательные эмоции не будут вызывать негативных реакций у мамы и папы. Если родители достойно переносят бурные эмоции своего чада, он начинает понимать, что негативные эмоции не несут вреда ни ему, ни окружающим людям. Такое поведение помогает ребенку быть более уверенным в своих силах.Но взрослые люди не железные. Родители также могут взорваться эмоциями. Если вы немного прикрикнули на ребенка, немедленно попросите у него прощения за это. Таким примером вы научите его справляться со своими эмоциями, а если он не прав, просить прощения у тех, кого обидел.
Эти упражнения помогут снизить тревожность и научат ребенка управлять своими эмоциями:
УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»Есть хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Эта игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т.к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому лучше использовать модификацию данной игры.
Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
УПРАЖНЕНИЕ «АПЕЛЬСИН»
Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд). «Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая… мягкая… отдыхает…».
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
УПРАЖНЕНИЕ «СДВИНЬ КАМЕНЬ»
Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая… мягкая… отдыхает…». То же самое проделывается с левой ногой.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕРЕПАХА»
Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая… Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).
УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ В ПОЗЕ МОРСКОЙ ЗВЕЗДЫ»
Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. В нашей группе «Штаны на лямках» мы публиковали и другие упражнения для расслабления — посмотрите. Желательно такие упражнения выполнять под музыку.
Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).
Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.
—-
То, насколько мы умеем контролировать свое эмоциональное состояние, влияет и на наше самочувствие, и на взаимоотношения с окружающими. Не секрет, что вспыльчивому, не сдерживающему свой гнев человеку гораздо сложнее обрести близких друзей, создать семью и вообще найти свое место в социуме.
Это, конечно же, не значит, что детей с малых лет нужно учить скрывать свои негативные переживания. Нет, любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом, и на физическом уровне. Задача родителей – научить ребенка управлять своими эмоциями, научить его выражать свои переживания в социально приемлемой форме.
Так, накопившуюся злость и гнев можно выразить, например, в игре, в результате чего вред никому не будет нанесен, а польза для освободившегося от негативных переживаний будет огромной.
Ниже приводятся игры, которые помогут ребенку научиться управлять своими эмоциями, как позитивными, так и негативными. Играть в них можно в семейном кругу или с друзьями ребенка. В таких играх очень важно, чтобы ребенок не ощущал запрета на выражение своих отрицательных переживаний, не ожидал, что это будет осуждено или осмеяно.
Учим управлять эмоциями с помощью игр:
ИГРА «ПРИНЦЕССА НЕСМЕЯНА»
Среди играющих выбирается один водящий. Он будет принцессой Несмеяной. В соответствии с ролью его задача – постараться не засмеяться ни при каких условиях. Остальные игроки – клоуны. Они стараются всеми возможными способами рассмешить принцессу Несмеяну. Единственное условие: до Несмеяны нельзя дотрагиваться, т.е. щекотать водящего запрещено.
Эта игра не только полезна для того, кто играет роль Несмеяны, так как учит его управлять эмоциями, но и для остальных игроков, так как дает неограниченные возможности для проявления их фантазии и нестандартного мышления. Также в этой игре дети учатся уходить от стереотипов в общении (если Несмеяна не реагирует на «смешные» рожицы, значит, нужно придумать что-то еще).
ИГРА «СЕРДИТЫЕ ТИГРА И ВЕСЁЛЫЕ МЕДВЕЖАТА»
Перед началом игры нужно выделить место, которое будет обозначать логово тигра. Для этого можно использовать обруч или простую веревку, сложенную на полу в форме круга. Если игроков несколько, то для каждого нужно приготовить «логово» или сделать его достаточно большим для того, чтобы туда поместились несколько детей.
По команде ведущего игроки превращаются в сердитых тигров (при этом они должны находиться в своем логове). Тигры изображаются так, как их представляют себе играющие. При затруднениях можно показать, что у тигров есть острые когти (напряженные согнутые пальцы), острые зубы, а еще когда они сердятся, то у них напряжены все мышцы и они громко рычат.
По следующей команде ведущего игроки превращаются в добрых и веселых медвежат. Они выходят из логова тигра и «оказываются» на лесной поляне, где можно отдыхать, играть и веселиться. Такие превращения из тигров в медвежат и обратно можно повторить несколько раз.—-Подобные игры очень хорошо учат детей контролировать свое поведение и управлять эмоциями.
www.baby.ru
Методическая разработка на тему: Психологический тренинг для педагогов «Как управлять своими эмоциями»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Психологический тренинг для педагогов:
«Как управлять своими эмоциями»
Подготовила
педагог-психолог
Артамонова Р.Ф.
Цель: познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
1. Организационный момент
Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент приветствия может показать улыбку, радость.
Наша жизнь наполнена различными чувствами и эмоциями: мы радуемся и грустим, любим и ненавидим, обижаемся и восхищаемся. А что делать, если наши чувства отравляют нам жизнь? Если они разрушают отношения с близкими и друзьями? Вы хотите научиться справляться с обидой или страхом, с тревогой или ревностью? Вы хотите научиться радоваться жизни и направлять энергию эмоций на реализацию своих планов?
Современная техническая эпоха требует от нас и ценит в нас в первую очередь развитие ума, интеллекта. Чувства вроде бы отошли на второй план. Еще бы, с чувствами неудобно!
Эмоциональный человек открыт, его легко ранить, причинить боль. Зато как удобно ничего не чувствовать! Нет эмоций — нет боли. Мы привыкаем закрываться. Сначала стараемся никому не показывать эмоции. Мы же гордые и сильные! Не плачем, не восхищаемся, не восторгаемся, не сочувствуем, не переживаем и не печалимся.
Перестаём радоваться, надеяться, доверять. И вдруг однажды мы делаем неожиданное открытие: жизнь стала серой, скучной. Ушли яркие краски, сочность, вкусность жизни. Вяло удивляемся: почему? А все очень просто: нельзя запретить себе испытывать отрицательные эмоции. Мы так устроены: либо чувствуем, либо нет. Эмоции — это единственное человеческое сокровище!
Подводя итоги какого-то периода своей жизни ни звания, ни должности, ни машины или бриллианты вспоминают люди, а почему-то вспоминают они самые яркие эмоционально окрашенные события жизни: празднование дня рождения или Нового года, когда ты еще ребенок, первое 1-ое сентября, весеннее счастье юности, признание в любви, рождение собственных детей, моменты творческих прорывов.
Если эмоциональные состояния не вспоминаются — жизнь кажется пустой, если их много — яркой и наполненной.
2. Беседа
Мы учимся так жить, чтобы быть счастливыми, чтобы окружающие уважали, чтобы быть успешным в общении, состояться как личность, жить в гармонии с собой, другими людьми и окружающим миром.
Древняя притча
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или
работать над собой, решать проблемы, чтобы Ваша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.
Человек — существо эмоциональное, реагирующее. Мы радуемся, волнуемся, боимся, раздражаемся, удивляемся.
При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.
Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку — не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.
Эмоции — это наш способ общения, взаимодействия и контакта с миром и людьми вокруг нас. А как вы умеете справляться со своими эмоциями? Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем случае не выражать?
Каждый должен уметь управлять своими эмоциями и чувствами. Эффективным средством предотвращения эмоциональных расстройств, стрессов является использование способов саморегуляции и «восстановления себя». Это своего рода «техника безопасности» для всех, кто хочет на долгие годы оставаться здоровыми.
3. Тест «Эмоциональный градусник»
На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Поставьте кружок утром, днем и вечером.
Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей.
Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.
4. Воздушные шарики
Какие эмоции можно назвать нашими врагами? (злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение).
Какие эмоции можно назвать нашими друзьями? (радость, восторг, удивление, спокойствие).
На воздушных шариках в первом ряду пишем положительные, во втором ряду отрицательные эмоции. Разукрасим воздушные шарики (студенты записывают у себя на воздушных шариках эмоции).
Каких эмоций больше? Отрицательных или положительных? Конечно отрицательных. С ними нужно бороться.
5. Способы избавления от отрицательных эмоций
Перед вами лежат два листочка: один желтого цвета, а другой серого цвета. Напишите на черном листочке те эмоции, которые вам мешают общаться (страх, гнев, тревога, ярость, обида, презрение, грусть).
На желтом, те эмоции, которые вам наоборот помогают общаться (радость, восторг, удивление, спокойствие, удовольствие). По очереди называют сначала те эмоции, которые им мешают, а потом те, которые им помогают. Мы не случайно написали отрицательные эмоции на серых листах, а положительные на желтых. Как вы можете это объяснить? Цвет может влиять на наши эмоции и на наше настроение.
А теперь я предлагаю разорвать наши серые листы с отрицательными эмоциями и таким образом избавиться от них.
Как еще можно побороть своих внутренних врагов?
Побороть отрицательные эмоции может музыка.
Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе — спокойную, медленную).
Можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции: смех, улыбку, юмор; размышления о хорошем, приятном; расслабление мышц; общение с природой; музыку, танцы; мысленное обращение к высшим силам.
6. Итог тренинга
Давайте вспомним, какой вопрос мы задали себе в начале занятия?
Эмоции правят мной или я ими? Мы дружно ответим? Я!
Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств?
Цвет одежды, комкать или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбнуться даже если очень не хочется и настроение тоже изменится; если тебя обижают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти).
Вы видите, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние.
Оценим наше занятие – подходим к столу, выбираем смайлики.
Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, всегда помните о том, чем вы владеете. У вас есть опыт, знания, чувства, желания, надежда, вера, способность любить и ещё много замечательных вещей. Помните об этом и не теряйтесь!
Перешагните, люди, через грусть!
Вы улыбнулись, значит все в порядке.
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой!
И не важны возраст или внешность,
Цвет волос — все это ерунда.
Ведь не ростом меряется нежность,
И не в сантиметрах — доброта.
Разрушить всегда легче, чем построить.
Обидеть легче, чем простить,
И врать всегда удобней, чем поверить,
А оттолкнуть намного проще, чем любить!
Привыкайте счастливыми быть!
От всей души желаю вам именно эмоциональной устойчивости!
nsportal.ru