Психологическое здоровье личности – Статья «Психологическое здоровье личности»

Содержание

Статья «Психологическое здоровье личности»

Психологическое здоровье личности

Проблема психологического здоровья личности, проживающей в неустойчивом, изменяющемся обществе, трудных, сверхэкстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в окончании прожитого — начале нового, XXI столетия — века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии [3].

Трудность обсуждаемой тематики заключается в том, что сам термин «здоровье», конкретно сопряжен с медициной, а его расстройство — с неотъемлемым лечением у врача, экстрасенса и иных разных направлений традиционной и нетрадиционной медицины. Психологическое здоровье связывается, как правило, со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

Психология здоровья – это наука о психологических факторах здоровья, о способах и средствах его сохранения, поддержания и формирования. Цель психологии здоровья, согласно суждению В.А. Ананьева, не может быть полностью определена, так как она выходит за границы только сохранения здоровья. Само здоровье способно рассматриваться как требование для эффективного достижения человеком запланированных актуальных целей [1]. Подобным образом, В.А. Ананьев полагал, что «главный принцип формирования здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья собственную цель» [1, с. 103].

По взгляду И.В. Белашевой психологическое здоровье – это состояние личности, обеспечивающее ее стойкое формирование и успешный личностный рост. Психологическое здоровье, комплекс установок, свойств и функциональных возможностей, которые дают возможность индивиду приспособиться к окружению [2]. Это более популярное установление, хотя сформировать более применимое для абсолютно всех определение психического здоровья едва ли возможно, так как фактически невозможно объединить воедино все убеждения по данной проблеме, сформировавшейся в различных человеческих сообществах и культурах. Человек, существенно отклоняющийся от стереотипов собственного сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время понятия о психической болезни разнообразны в различных культурах и в различные времена внутри любой культуры. Образцом первого может служить тот случай, что многие племена индейцев, в отличие от многих других американцев, полагают галлюцинации нормальным явлением; пример 2-го — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как правонарушение, затем как психическая болезнь, а сегодня — как вариант сексуальной адаптации [2].

С окончания ХIХ в., в последствии трудов З.Фрейда, а затем К.Юнга и иных ученых в психологии и психиатрии утвердилась теория о несводимости психической жизни к осознанному опыту. На изучения психики и ее расстройств очень воздействовало фрейдистское учение о том, что наша осознанная душевная жизнь обусловливается бессознательными понятиями, импульсами, чувствами и противостоящими им защитными механизмами [4].

Это влияние фрейдизма сберегается и вплоть до данного времени; исключение составляют бихевиоральные (поведенческие) концепции психической деятельности, пользовавшиеся огромным воздействием в течение некоторых десятков лет (вплоть до 1950-1960-х годов). Их приверженцы отвергали теорию о роли бессознательного в психической жизни, полагая, что она не требуется для пояснения поведения.

Для выполнения междисциплинарных изучений человеческого сознания современная психология ввела взаимосвязи с иными науками — антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Концепция психического здоровья часто обусловливается в определениях данных наук ХХ в. Психологов ХIХ в., незнакомых с подобной терминологией, возможно, удовлетворила бы подобная формулировка нынешних взглядов на психологическое здоровье: здоровая психика — та, которая результативно отвечает на стимулы сферы осознанными и неосознанными реакциями [3].

Все более известной становится на сегодняшний день концепция французского специалиста по психологии ХIХ в. П.Жане о том, что некоторые психические понятия недосягаемы нашему сознанию. Данные подсознательные представления — не тот кипящий котел неприемлемых идей, о котором прописал Фрейд, однако все же большую часть времени они не осознаются.

Изучив абстрактные аспекты трудности с точки зрения научных работников, допускается особо отметить последующую классификацию нарушений психологического здоровья личности [2]:

1. Защитная агрессивность (основной первопричиной представляется несоблюдение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной домашней обстановкой, где главная роль агрессии – защита от внешнего мира, который кажется ребенку опасным). В этом случае личность часто конфликтует, громко разговаривает, выпаливает и выражает усиленную направленность к лидерству.

2. Деструктивная агрессивность (первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления). Такая личность стремится к употреблению слов анальной проблематики, стремиться что-либо сломать, порвать порезать, проявляет косвенную агрессию и радость при разрушении чего-либо, проявляет неуверенность, сверхконтроль.

3. Демонстративная агрессивность (такие личности желают получения негативного внимания. Их цель не защита от окружающих и не причинение вреда, а привлечение внимания к себе).

4. Страхи (личности с данной проблемой заявляют о большом количестве источников страха, многие страхи имеют постоянный характер, а реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают, но страх наносит ущерб качеству жизни).

5. Социальные страхи (дети с пассивным поведением в конфликте не могут проявить чувство гнева, они становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения). Поведенческие признаки детей с социальными страхами: соответствуют установленным нормам, образцам поведения; стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибиться, при этом не способны к агрессивным действиям; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; остро реагируют на неуспех и пр.

6. Замкнутость (пассивная личность замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах, где у замкнутых личностях снижено внимание, отсутствует спонтанность, живость и невелико количество контактов со сверстниками) [2].

Классификация нарушений психологического здоровья личности продемонстрировала, что психологическое здоровье представляется весьма широким определением, включающим в себя огромное количество компонентов, оказывающих воздействие как друг на друга, так и на единую картину развития человека. И, безусловно, несомненна значимость изучения проблемы психологического равновесия личности.

Таким образом, в нынешних условиях жизни, когда неприятности и стремительный жизненный ритм проявляют ежедневное влияние на психику человека, резко встаёт проблема сохранения психологического здоровья.

Список литературы

1.Ананьев В.А. Основы психологии здоровья, М.: Академия, 2012. -212 с.

2.Белашева И. В. Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – 342 с.

3.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2014. — 352 с.

4.Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье, М.: Сфера, 2013.-288 с.

infourok.ru

Психологическое здоровье

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров — личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру — ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Итак, психологическое здоровье — это гармоничное и позитивное состояние личности, её мышления и образа жизни. Оно заключается в способности человека слышать себя, развивать свой потенциал, справляться со стрессами и продуктивно работать. Психологическое здоровье неотделимо от физического самочувствия и успешной социализации человека в обществе.

Психологическое и психическое здоровье

 

Оно касается не только «меня» в отношении «меня самого», но и в отношении других людей, жизни человека в разных социальных средах (в семье, на работе, учёбе), Оно определяется и тем, как человек чувствует себя во время отдыха, в отношении своего тела, насколько он может чередовать работу и отдых.

В каждой из таких сфер можно найти то, что будет говорить о благополучии или неблагополучии личности.

Одна из формул психологического здоровья (благополучия) — это формула Зигмунда Фрейда, который говорил, что главная задача терапии — это помочь человеку научиться любить и работать. Нынешние психоаналитики добавляют, что не только любить и работать, но и делать это с удовольствием.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров — личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру — ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Например, он на работе очень старается, копит огромное количество напряжения, потому что не находит способа справляться с раздражением на коллег, с обидами на начальника. Потом приходит домой и выливает весь негатив дома: кричит на жену, бьёт детей. Всё это можно считать психологическим неблагополучием личности.

Определяем психологически здорового человека

Психологическое здоровье взаимосвязано со всеми сферами жизни, но, если «плясать» от личности, то психологически здоровым мы считаем человека, у которого нормальное восприятие реальности: у него нет галлюцинаций, он понимает, где находится, ведёт себя адекватно в каждой ситуации: там где надо, веселится, где необходимо проявить уважение — он его проявляет, где нужно быть ответственным — он выполняет взятые на себя обязательства.

Самая главная характеристика психологически здорового человека — это выбор. Он делает всё исходя из своих осознанных выборов. В отличие от человека нездорового, который действует стихийно или с оглядкой на кого-то — реального или воображаемого. (Вспомните Грибоедова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»).

Психологически благополучный человек может быть в общении довольно открытым, честным, искренним, из-за чего порой не очень приятен окружающим. Потому что в отличие от психологически нездоровых людей он не прибегает к манипуляциям, заискиваниям, действиям, которые бы вызывали желаемую для него реакцию у окружения.

Допустим, жена говорит мужу: «Не хочешь ли ты свозить меня в парикмахерскую?» Муж-манипулятор ответит: «Да, дорогая». А потом он говорит ей: «Можно я завтра съезжу на рыбалку? Я же тебя отвозил вчера». Она отвечает согласием.

Здоровый муж честно говорит супруге: «Послушай, дорогая, я не хочу тебя везти сегодня в парикмахерскую, я смотрю футбол. Могла бы ты сама съездить?» При этом он совершенно спокойно может сказать: «Завтра я еду на рыбалку».

Психологически здоровые люди способны устанавливать здоровые отношения привязанности. У всех у нас есть травмы привязанности, растущие из детства. Люди, которые живут в гармоничном партнёрстве, могут исцелить свои раны и создать семью, где они будут получать удовольствие, радость, удовлетворять различные потребности и реализовывать все цели, для которых семья предназначена.

Люди с нарушением привязанности чаще всего образуют различные деструктивные союзы, где один превращается в преследователя, а другой — в отстраняющегося. Чаще всего встречающийся союз такого рода — это женщина-преследователь, которая чего-то хочет от мужчины, и мужчина, который пытается от неё убежать всеми способами.

Такие браки могут держаться годами, но они не доставляют никакого удовольствия участникам, разрушают их психику, способствуют возникновению неуверенности в себе, агрессии и разных самодеструкций, которые могут выражаться через психосоматические заболевания, нервное поведение, невозможность достигать поставленных целей. Такие пары калечат психику собственных детей. Ведь сыновья и дочери эту модель перенимают и в будущем воспроизводят в собственной семье.

Психологически здоровый человек — человек ответственный. Он отвечает за себя, за свои планы и действия, за тех людей, которые ему доверились. Если это родитель, то он в ответе за своих детей, если начальник — в какой-то степени за подчинённых. Он ценит свою личность, свою автономию, при этом уважает и ценит других людей и их выбор.

Например, часто встречаются споры по поводу того, кто лучше: мужчины или женщины. Или размышления на предмет того, какими должны быть представители двух полов. Женщина, мол, должна носить юбку, быть хитрой, скромной, спокойной, красивой, мужчина — сильным, смелым, умеющим быть добытчиком.

Психологически здоровый человек активен, у него есть интерес к жизни. Фрейдовское «любить и работать» у него обычно реализовано. У него есть стратегия преодоления трудностей: как семейных, так и профессиональных. Этот человек не ангел, но он всегда знает, кем он является. Это то, что в психологии называется стабильная, здоровая, зрелая идентичность или представление о самом себе.

Психологически здоровые люди обычно ищут себе таких же. Им достаточно сложно жить с нездоровыми, как и нездоровому человеку — сосуществовать рядом с тем, кто имеет разнообразные нарушения.

Благополучная личность, не обижаясь, учитывает чужое мнение, вполне может не доказывать с пеной у рта своё. Такой человек предлагает компромиссы: «Ты хочешь в театр, а я на футбол. Давай мы сегодня пойдём в разные места? Или договоримся: сегодня ты идёшь со мной на футбол, а завтра я с тобой в театр».

Психологически здоровый человек способен прямо заявлять, чего он хочет. Он может уступить, реализовать своё намерение позже. Он способен как жертвовать своим временем, силами (например, воспитывая детей или поддерживая нуждающегося в помощи партнёра), так и отказываться от жертвенности, если есть что-то важное для него самого.

Очень часто признаком нездоровья является созависимость. Это, фактически, одна из бед современной семьи. Мы не знаем, что значит с уважением относиться к своим границам и к границам нашего партнёра, детей, сотрудников.

Если человек привык жить в созависимой системе, ему сложно из неё выбраться. Ему постоянно приходится угадывать, чего хочет другой, или обижаться, если не угадали его желания. Такой человек часто чувствует себя виноватым, потому что сделал что-то не так,не то, чего от него ожидали другие.

Все проблемы «вырастают» из неблагополучия семьи. То, каким будет психологическое здоровье личности, фактически определяется даже до рождения человека: от того, ждали его или нет, хотели или не хотели, какой он по счёту, как к его появлению относятся родители, как относятся они друг к другу, был ли ребёнок с мамой до трёх лет или его отдали бабушке или в детский сад и т.д.

Когда человек вырастает, вступает в брак, за его плечами «стоит» вся его семья, весь его прошлый опыт. Но нам никогда не поздно иметь хорошее настоящее, изменить его здесь и теперь.

Абрахам Маслоу, известный гуманистический психотерапевт прошлого века, считал, что психологически здоровый человек — это человек самоактуализирующийся. То есть ищущий своё предназначение, свою цель. И он полагал, что таких людей на Земле всего один процент.

Изучающие созависимые отношения также пишут, что здоровых людей со здоровой взаимозависимостью всего один процент. Возможно, это те самые самоактуализирующиеся люди, о которых говорил Маслоу.

Хотя, всё не так пессимистично. На самом деле, есть немало людей со здоровой привязанностью, устойчивым чувством своего «я», достаточно сердечных, глубоких, мудрых, осознающих, выбирающих, с которыми бывает по-разному, но которые действительно понимают, чего они хотят от жизни и достигают этого.

И неважно, что делает такой человек: учит ли он детей музыке в детском саду, изобретает ли он вечный двигатель или просто подметает улицы. Если человек живёт в гармонии с собой и окружающими, он счастлив.

И когда порой смотришь в глаза стариков, которые всю жизнь пасли отару овец, восхищаешься, насколько такие люди могут быть гармоничными, довольными своей жизнью. насколько у них хорошая семья, дети и внуки, которые их уважают.

Именно тогда и понимаешь, что психологическое здоровье — это тот фактор, который позволяет человеку чувствовать себя счастливым, удовлетворённым, жизнерадостным, переживать трудности. Они могут горевать, но через какое-то время, преодолев кризисы и потери, начинают радоваться жизни. Они могут сострадать, помогать и принимать помощь. Психологически здоровые люди могут быть очень разными.

Недовольство — бич сынов человеческих?

Недовольство — это, к сожалению, порок нашего воспитания. Потому что воспитывая нас, родители постоянно с кем-то сравнивали: «Таня получила пятёрку, а ты четвёрку», «Вася пробежал стометровку быстрее, а у Коли лучше голова соображает в физике».

В детстве мы все очень счастливы, но родители начинают нас сравнивать с другими, закладывая зерно сомнения: достаточно ли мы хороши. Самое сложное — что из-за этого мы практически не умеем наслаждаться жизнью и принимать с радостью и гордостью то, что мы уже сделали. Потому что каждый раз маячит перед глазами призрак того, что кто-то сделал это лучше.

Разумные японцы руководствуются принципом: не сравнивать детей друг с другом. Они сравнивают ребёнка с самим собой: «Сейчас ты это делаешь лучше, чем пять лет назад». Если сравнивать себя с собой, вспомнить, что вам пришлось преодолеть на пути к своим результатам, вы сможете получить удовольствие. Потому что вы уникальны. Но как только мы смотрим на себя сквозь призму кого-то, наступает коллапс.

На самом деле все мы устроены очень просто, и нам хватает немногого. Каждому из нас хватило бы пары свитеров, юбок, тёплой обуви, нормальной еды — и мы были бы счастливы. Но мы живём в обществе потребления, где социум всё время заставляет нас сравнивать себя с другими.

Любовь можно получать гораздо меньшими усилиями. Жене не так важно: зарабатывает муж 500 долларов или 550. Ей важнее, чтобы он пришёл домой, поцеловал её, спросил: «Как дела?» или сказал:«Слушай, какие у нас классные дети!». И она будет счастлива. Но он приходит и долго, нудно зудит, потому что за лишних 50 долларов он порвал себе все нервы и жилы. А она старается сделать ужин как можно лучше, потому что ей кажется, что если блюдо получится идеальным, то муж её будет больше любить.

Что ещё важно для поддержания психологического здоровья?

Для психологического здоровья нужно уметь завершать ситуации: уходя с работы, от партнёра, из деструктивных отношений, — уходить. Завершение гештальта — очень серьёзное дело. Если бы люди умели закрывать двери прошлого, осознавать, чего на самом деле они хотят, это очень способствовало бы здоровью не только отдельной семьи, но и человечества в целом.

Чтобы стать психологически благополучнее, справиться со своими душевными трудностями, которые накопились за жизнь, любому человеку нужен человек. Невозможно себя вытащить из болота за волосы, как это сделал барон Мюнхгаузен. Поэтому такие люди организуют группы взаимопомощи, читают книги и ищут единомышленников, идут дополнительно учиться. Но им обязательно нужен кто-то другой, кто будет зеркалом их переживаний.

Некоторые, очень упорные и целеустремленные, могут пробовать изучать литературу, слушать аудиолекции, чтобы изменить свою жизнь. Но всё равно нужен тот, с кем можно обсудить свой прошлый опыт и попробовать выстроить новый. Потому что часто человек наедине с самим собой мысленно ходит по кругу.

Психологическое здоровье — это тонкий и эфемерный субстрат. Это вопрос, скорее, философский, в отличие от психического здоровья, которое диагностируют психиатры. Психологическое здоровье — это ваш ответ на вопрос: «Счастлив ли я?» («Живу ли я в гармонии с самим собой?», «Хорошо ли у меня в основных сферах: в семье, работе, дружбе, любви?», «Доволен ли я своей жизнью?»). Если большинство ваших ответов: «да», то, скорей всего, вы психологически здоровый человек. Да ещё и счастливый.  

Цените себя и других, будьте благодарны жизни за каждый день, который вам дан. Помните, что есть только две необратимые точки: рождение и смерть. Всё остальное человеку по силам изменить. Старайтесь переживать эмоции с той интенсивностью, с которой вы можете: если вам радостно — радуйтесь, хочется злиться — злитесь. Потому что каждое событие должно быть прожито.

И, конечно же, любите. Любовь — это то, что может исцелить нас, дать силы и уверенность, придать смысл и помочь не просто выжить — а жить с наслаждением.опубликовано econet.ru. 

Наталья Олифирович

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Психологическое здоровье человека (личности): понятие и важность

Развитие психиатрии и психологии позволило вывести рассмотрение психологического здоровья на новый уровень. В современном мире повышенный уровень стресса приводит к развитию новых психических отклонений: более 70% людей старше 18 лет страдают психологическими патологиями разной степени тяжести. Психологическое здоровье человека — важная тема социальных и медицинских исследований, актуальная для каждого человека.

Мнение А. Маслоу о нормальной психике

Гуманистическая концепция, предложенная Маслоу, наиболее полно раскрывает концепцию здорового человека. По его мнению, здоровье определяет самоактуализация — полная и всесторонняя реализация возможностей личности. Он был убежденным приверженцем идеи о стремлении человека к развитию и полагал, что задача психологии — изучение психического здоровья, а не заболеваний. В отличие от Фрейда, исследовавшего и классифицировавшего патологии, Маслоу объектом исследований выбрал людей, достигших наиболее высоких результатов в самоактуализации.

Маслоу выявил, что невозможность удовлетворить базовые потребности, в число которых входит и самоактуализация, приводит к развитию различных психологических патологий. Стремление к высшим ценностям: добру, любви, союзничеству заложено в человеке изначально.

Ценности не зависят от времени, культуры, базовых принципов общества. Они свойственны каждому человеку и рассматриваются как достойный мотив для самопожертвования и вечного служения. Общечеловеческие ценности могут занять место религии.

Согласно идее Маслоу, самоактуализующаяся личность имеет ряд признаков:

  • объективная оценка реальности;
  • принятие себя и других;
  • независимость от авторитетов;
  • заинтересованность в развитии общества;
  • стремление к глубинным отношениям;
  • доброта и спокойствие характера;
  • стремление к переживанию высшего наслаждения.

Самоактуализующиеся люди умеют находить компромисс между локальной культурой и личными убеждениями. Их приоритетной ценностью и стремлением становятся не достижение материальных благ или удовлетворение личностных интересов, а состояние трансценденции — выхода за рамки привычной реальности, чувства единения с миром. Для достижения трансценденции требуется глубокое эмоциональное переживание. Самоактуализующиеся люди часто склонны к творчеству, духовным практикам, близкому межличностному общению и другим методам получения сильных положительных эмоций.

Маслоу выделил два типа самоактуализации личности:

  • гармоничное развитие всех аспектов личности с небольшим опытом трансцендентного переживания;
  • замещение трансцендентным опытом других жизненных благ.

Человек второго типа, однажды ощутив состояние экстаза, стремится к нему снова и снова. Постепенно влияние трансцендентного ослабевает, возникает потребность в более мильных триггерах. От состояния психического здоровья человек может прийти к психопатии. Ради получения желаемого ощущения он готов пойти даже на преступление.

Отклонения с точки зрения психологии и психиатрии

Для большинства людей, незнакомых с особенностями психических отклонений, психические и психологические заболевания относятся к одной сфере. Поэтому человек часто игнорирует первый симптомы и запускает заболевание. Понимание различий психического и психологического здоровья помогает вовремя заметить изменения в своем состоянии и обратиться за помощью.

Психическое здоровье, является состоянием психики, при котором человек способен полностью реализовать личностный и рабочий потенциал, адекватно реагировать на стресс, адаптироваться в обществе, создавать устойчивые социальные связи. Искажение состояния психического здоровья является отклонением. Классификация психических аномалий включает 4 вида отклонений:

  • психопатия;
  • невроз;
  • психоз;
  • слабоумие.

Психическое здоровье зависит от правильного течения психических процессов. Исправление проблем, связанных с психикой, предполагает использование медикаментозной терапии. Нормой психического состояния является отсутствие патологических изменений, мешающих нормальной жизнедеятельности.

Психологическое здоровье — совокупность душевного и личностного здоровья. Психологически здоровая личность обладает развитым комплексом интеллектуальных, эмоциональных, физических и других аспектов. Она исполнена гармонии, принимает себя и окружающих, способна отвечать за свои поступки, преодолевать трудности. Для такого человека важно как личностное развитие, так и гармоничные отношения с другими людьми, создание эмоциональных связей, полноценное общение.

У понятия «психическое здоровье» нет конкретного определения. Есть рамки, задающие границы нормы психологической адекватности. Они определяют способность человека адекватно воспринимать действительность и реагировать на внешние раздражители. Однако отдельные аспекты психологического здоровья зависят от среды обитания человека, его социального статуса, сферы деятельности и других факторов. В норме человек должен иметь ряд личностных черт, помогающих приспосабливаться к обществу, жить в нем и взаимодействовать.

Способы сохранения психики: методики для регулярного использования

При подозрении на психическую патологию следует применить комплекс мер, направленных на поддержание нормального состояния психики:

  1. Посещение психотерапевта. Самодиагностика часто приносит больше вреда, чем пользы. Мнительный человек может убедить себя, что у него есть симптомы заболевания, и самостоятельно ухудшить свое здоровье. Часто здоровые люди путем самовнушения приобретают заболевания, которых у них изначально не было. Постановкой диагноза и назначением терапии должен заниматься только специалист.
  2. Прием препаратов, поддерживающих работу нервной системы. Чтобы усилить действие терапии, необходимо принимать магний — он укрепляет нервную систему, помогает противостоять стрессу, поддерживает организм во время сезонных обострений.
  3. Избавление от травмирующих жизненных обстоятельств. Полностью избежать влияния стрессовых факторов невозможно, но нужно стараться сокращать их количество. Стрессовым фактором могут быть люди, предметы, обстоятельства. Для поддержания здоровья в норме важно соблюдать личностные границы, избегать общения с неприятными людьми, отказываться от потенциально опасных способов развлечения
  4. Избегание вредных привычек. Спиртные напитки угнетают психику и усиливают симптомы психических заболеваний. Допустим прием алкоголя в малых дозах, но при приеме психотропных препаратов его необходимо полностью исключить.
  5. Поиск группы поддержки. Первое желание, возникающее у человека с психическим заболеванием — самоизоляция. Он чувствует себя исключенным из круга нормальных людей и стремится остаться в одиночестве, первым разорвать отношения, чтобы не оставлять такой возможности близким людям. Но изолировать себя — большая ошибка. Для нормализации психического состояния тесные эмоциональные контакты и поддержка необходимы.

Область психиатрии и психологии стигматизирована: люди не привыкли обращать внимание на психологическое здоровье и часто игнорируют симптомы, боясь осуждения и непонимания. Важно преодолеть эту стигму и своевременно позаботиться о своем здоровье.

Влияние стресса на сознание и общее состояние организма

В психологии еще нет четкого ответа на вопрос: что вызывает психологические нарушения. Но выявлены основные факторы, оказывающее негативное влияние на психику. В первую очередь это — регулярный стресс.

Под стрессом понимают сильное воздействие внешних факторов на психику, приводящее к нарушению нормального функционирования человека. Стресс не обязательно приводит к заболеванию, но всегда является отягчающим обстоятельством. Сильная эмоциональная перегрузка влияет на способность адекватно оценивать действительность. Находясь в состоянии регулярного стресса, человек быстро утомляется, становится рассеянным, раздражительным, вспыльчивым или, наоборот, апатичным. Его жизненный тонус резко снижается.

Физическое состояние, находясь в тесной связке с психическим, ухудшается. Появляются регулярные головные боли, проблемы с ЖКТ, сердечно-сосудистой системой. При этом обследование может показывать нормальные результаты анализов, и никто, кроме психотерапевта или психиатра, не сможет поставить верный диагноз.

Методы профилактики психологических нарушений

Поначалу психологические отклонения сложно заметить, они могут развиваться месяцами и даже годами, лишая человека нормальной жизни. Поэтому так важно соблюдать профилактические меры, помогающие предупредить начало развития патологии. К самостоятельным методам профилактики относятся:

  1. Устойчивый режим дня. Соблюдение режима работы и отдыха часто недооценивают. Но для нормального функционирования психики и организма в целом необходимо соблюдать четкий график. Привыкая к определенному режиму, человек легче переносит стресс, полноценно восстанавливаясь в период отдыха и продуктивно работая в период активности. Желательно, чтобы единого режима дня придерживалась вся семья, помимо пользы для здоровья это укрепляет внутренние эмоциональные связи.
  2. Достаточный уровень физических нагрузок. Спорт — источник позитивных эмоций. Регулярные занятия спортом способствуют выработке оксистоцина, необходимого для нормальной работы психики. Не обязательно заниматься в зале. Чтобы повысить жизненный тонус, достаточно ежедневных прогулок в течение 15–20 мин., короткой разминки.
  3. Ведение дневника. Записывание мыслей на бумагу помогает избавить сознание от лишней информации. Перечитывание записей дает возможность правильно оценить собственное поведение, посмотреть на себя со стороны. Размышляя, человек склонен приукрашивать, создавать более совершенные формы суждений. Записи позволяют сохранить их в первоначальном виде.

Для оценки психологического состояния необходимо периодически проходить тестирование у психотерапевта. Тесты выявляют психологические отклонения на пограничном и начальном этапе, помогая при необходимости подобрать индивидуальные профилактические меры.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о критериях психологического здоровья человека.

mystroimmir.ru

Психологическое здоровье его признаки и знаки

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога!

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «А нормален (-на) ли я?» и «Что значит: нормальный или ненормальный человек?».

Знаю, что задавали. Этого еще не миновал  ни один взрослый человек.

Нет, данная публикации не о критериях психической вменяемости или невменяемости и не о том, что такое психическое здоровье или здоровье человека.

С этим вопросом следует обратиться к психиатрам.

Данная статья о том, что такое психологическое здоровье человека, а также о его признаках. 

Содержание этой статьи:

Что такое психологическое здоровье

Признаки психологически здорового человека

В статье будут описаны 16 таких признаков, представленных психоаналитиком  – Нэнси Мак-Вильямс на психоаналитическом семинаре, состоявшимся в мае 2014 года, в Москве.

Но для начала обсудим,…

Что такое психологическое здоровье 

Для людей мнительных и впечатлительных сразу скажу, что не существует строгих критериев психологического неблагополучия, как и критериев психологической нормальности.

У психологов и психотерапевтов на этот счет есть поговорка: «Хочешь увидеть невротика, (т.е. эмоционально нездорового человека) – посмотрись в зеркало».

Поговорка подразумевает, что те или иные невротические черты и паттерны поведения можно обнаружить практически у любого человека.

Другими словами, нет полностью здоровых людей, но нет и полностью больных. Есть средний уровень нормальности. Правда, и с точностью его определения тоже не все в порядке. 

Тем не менее, можно предположить, что психологически относительно здоровый человек – это человек, который в целом удовлетворен своей жизнью.

Он получает удовлетворение пусть и не от каждого прожитого дня, но, по крайней мере, от большинства из них, при этом у него есть устойчивое ощущение значимости самого себя, своей деятельности и жизни, тесно переплетённое с ощущением осмысленности своего существования.

Эта тема очень тесно связана с двумя другими статьями:

Психологическая зрелость (что значит быть по-настоящему взрослым)

Личностная зрелость (не будь взрослым, иначе будет больно)

А кто такой психологически больной человек? Я скажу, что таких вообще нет. Не существует в природе.

Есть люди, которых следует называть не больными, а людьми с пониженным уровнем психологического здоровья.
Так что, если вы не обнаружите у себя большинства (а то и все) из перечисленных ниже признаков и критериев психического здоровья, — не переживайте!

Нужно просто заняться собой, уделить больше внимания саморазвитию, понять, что ваше благополучие находится в ваших руках, а если совсем прижмет, то обратиться за психологической помощью.   

А далее…

Признаки

психологически здорового человека

  1. Способность любить, принимая другого человека  таким, каким он является, со всеми его недостатками и червоточинками.

Это зрелая любовь, готовая смотреть в глаза всем несовершенствам другого человека и не отворачиваться от него.

Такая любовь идет рука об руку с искренностью, открытостью и доверием.

     2. Способность работать

Но не в смысле «гнуть спину на какой-то работе», а заниматься тем делом, которое по душе.

Которое соответствует внутренним потребностям, приносит удовлетворение, раскрывает творческий потенциал, дает миру что-то полезное.

Другими словами, если вы работаете только за вознаграждение, а все остальное вам не по душе, то тогда и душа (т.е. психика) будет страдать и эмоциональное здоровье будет не в порядке. 

    3. Способность играть

И в прямом смысле, как у детей и в переносном – играть в жизни.

То есть быть непосредственным, открытым, искренним, принимать трудности и проблемы как вызов.

Но не стоически и истерически, как каменный человек, насупивший брови для борьбы.

А как человек, извлекающий из трудностей и проблем уроки, делающий опыт их преодоления своим духовным богатством.  

Я бы сказал, что игра – это постоянное обучение у жизни, способствующее вашему саморазвитию.   

    4. Безопасные и открытые отношения с окружающими

Без них психологическое здоровье просто невозможно. Но тут требуется небольшое пояснение.

Каждый из нас вступает в определенные отношения с другими людьми, обрастает определенными привязанностями. Но эти отношения и привязанности могут быть разными.

Так, девушка, насмотревшись в детстве на вечно пьяного отца, тщательно выбирает себе мужа, чтобы, не дай бог, не выйти за алкоголика. Наконец, выходит за муж … за алкоголика.

Бессознательно девушка выбрала нездоровые и небезопасные отношения. Она опять «прилипла» или «привязалась» не к тому человеку, попала к нему в зависимость. И так бывает со многими людьми.

Часто мы попадаем под нездоровое влияние других, нас эксплуатируют, ущемляют наши интересы, при этом в глубине души мы сами стремимся к этому, получаем от этого какую-то выгоду.

Другой тип отношений – здоровые или безопасные. Их ключевая ценность — доброжелательное отношение к другому человеку, тесно переплетенное с полным принятием себя самого. 

В этом случае привязанность формируется на основе стабильности, открытости, на любви и уважении.

Встречали, наверное, пары, которые всю жизнь прожили душа в душу. Всякое было у них, но любовь и уважение друг к другу они сумели пронести до самой смерти.

Нарушения в отношениях – наиболее часто встречающаяся психологическая проблема. Но есть повод к оптимизму – нездоровые привязанности хорошо поддаются изменению в результате их проработки со специалистом

Как психологическое здоровье личности повышает эффективность управления бизнесом читайте в статьях: 

Качества успешного руководителя и

Социально-психологический климат в коллективе

    5. Способность к автономии или самостоятельности

Это способность строить свою жизнь на основе своей силы и независимости, умение слушать себя, свои потребности, интересы, а в идеале слышать и подчиняться своему призванию.

В противоположность этому большинство людей плывут по течению, туда, «куда вывезет кривая».

    6. Способность быть самим собой или постоянство себя

Это связано с устойчивым не конфликтным восприятием себя во времени, с чувством единства своих переживаний, своих слабых и сильных сторон.

В противоположность этому, человек, неспособный признать свои слабости, скорее всего не является самим собой. Быть самим собой, это значит, быть разным, но одновременно единым.

     7. Сила Я

Это способность адекватно противостоят стрессам и жизненным трудностям. Умение самостоятельно выстраивать свою жизнь, проявляя волю и решительность.

В противоположность этому, о слабости «я» могут говорить неадекватные реакции на стресс – чрезмерное употребление алкоголя, наркотики и другие зависимости.

      8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка

Способность одинаково объективно воспринимать свои достижения и недостатки, умение учиться на ошибках, не быть излишне критичным в отношении себя и в тоже время не потакать своим слабостям.

Умение пользоваться 3 составляющими успеха и уверенности в своих силах. 

  9. Развитая нравственность

Умение поступать и действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями и смыслами, способность отстаивать свои ценности и убеждения.

    10. Способность выносить свои эмоции и чувства, испытывать весь их спектр. 

Но, при этом, не идти у них на поводу, не действовать под их влиянием.

Такой человек умеет отделять свои эмоции от своих мыслей и действий, он способен контролировать и прорабатывать свои негативные эмоции и переживания, а не подавлять их  

     11. Развитое самосознание

Способность взглянуть на себя такого, какой ты есть на самом деле. («…Могу одновременно грызть стаканы и Шиллера читать без словаря…»).

Умение в каждую единицу времени отдавать себе отчет в своих действиях, мыслях, эмоциях и поступках и на основе этого стараться строить свое поведение и свою жизнь. Умение смотреть на себя со стороны.

     12. Способность понимать и принимать другого человека и самого себя раздельно, не смешивая, не проецируя на него свои мысли и эмоции. 

Например, когда я чувствую, что меня раздражает какой-то человек, я должен понимать, что, может быть, это не он такой, а это я бессознательно переношу на него что-то свое.

Что раздражение вызывает не он, но то, что я думаю про него, мои опыт, чувства и мысли, перенесенные на него.

Только научившись управлять своими проекциями, мы можем сформировать здоровое и доброжелательное отношение к другому человеку.

     13. Гибкость в поведении и использовании психологических защит

Видели когда-нибудь человека, который практически во всех ситуациях реагирует обидой и уходом, или гневом и раздражением, или обвинениями других или себя самого?

У такого человека уровень психологического здоровья сильно снижен.  

Психологически здоровый человек очень гибко адаптируется к изменяющейся обстановке, гибко использует защиты.

     14. Баланс между направленностью внимания на себя и вниманием на других 

Желательно в равной степени делать и для себя, и для других людей, давать и себе, и другим людям, одинаково заботиться и о себе, и о других.

Психологически здоровый человек, как правило, умеет находить этот баланс. Это великое искусство – в равной степени помнить и о себе, и о другом человеке.

    15. Способность быть живым, спонтанным и деятельным

 А не инертным, тревожным и замкнутым. Умение чувствовать вкус жизни во всех ее проявлениях, подчинятся творческим, жизненным порывам.

    16. Смирение

Способность принять жизнь такой, какая она есть. Умение. посмотреть в глаза жизненным трудностям, тяготам и печалям. Умение принимать то, что мы не в силах изменить, свою ограниченность и ограниченность нашего бытия.

Таким образом, мы видим, что психологическое здоровье человека – это множество специфических черт и характеристик личности человека.

Кстати тема данной статьи очень тесно соприкасается с ключевыми идеям еще двух публикаций:

20 вредных привычек и качеств неудачника

22 полезных качества успешного человека

Впрочем, если вы не нашли у себя ни одной из них – не отчаивайтесь, как я уже писал выше, те или иные невротические черты и паттерны поведения можно обнаружить практически у любого человека.

Тем не менее, согласитесь, есть к чему стремиться.

И данный список может стать неким ориентирующим примером того, каким должно быть качественное эмоциональное здоровье.

В заключении хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, ключевым критерием психологически здоровой личности является, привычка человека всегда следовать заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Любить себя и проявлять доброжелательное отношение к другому человеку – это основа как физического, так и эмоционального здоровья.

На этом все. С нетерпением жду ваших комментариев на тему «что такое психологическое здоровье человека». 

В одной из следующих статей поговорим об альтернативных критериях здоровой личности, а также о том, «что такое невроз и кто такой невротик».

До встречи в следующей публикации.

© Денис Крюков

Автор сайта

https://formaetsensum.ru/

Психолог в Чите и психолог онлайн


Вместе с этой статьей читайте:

formaetsensum.ru

Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности Текст научной статьи по специальности «Психология»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2016 г. Выпуск 1 (40). С. 113-115_

УДК 159.923;316.61

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Н. Г. Айварова

Одним из основных факторов социальной успешности человека является психологическое здоровье. Психологическое здоровье во многом определяется психологической культурой личности. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие культуры и, прежде всего, психологической культуры общества. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» — риска не стать человеком [2]. Одним словом, современная социально-психологическая среда (по Л. С. Выготскому культурно-историческая среда выступает «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играет роль источника развития») формирует молодое поколение с проблемами самоопределения и социальной адаптации. Актуальность воспитания психологического здоровья молодежи определяется и тем, что в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для общества моральных норм и нравственных установок.

Необходимо дифференцировать два понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье», хотя до настоящего времени в науке не сложилось однозначного подхода к определению понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Иногда эти термины употребляют как тождественные, а иногда акцентируют внимание на существенные отличия между ними.

Психическое здоровье определяется как ментальное здоровье, используется для описания любого уровня умственного, эмоционального благополучия или отсутствия психического расстройства. Оно определяется психическими особенностями, позволяющими человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие субъективных образов объективной действительности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание на предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Показателями психического здоровья является отсутствие психических заболеваний, психическое развитие, соответствующее возрасту, благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы. Противоположность психическому здоровью — психические отклонения и психические заболевания.

К признакам психического здоровья можно отнести:

— отсутствие выраженных психических расстройств;

— определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникшие в исключительных обстоятельствах;

— состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и

обществом [3].

Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. В свою очередь душевное здоровье определяется как оптимальное для личности, общества и жизненных перспектив душевного состояния человека. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье только приобретается или не приобретается в течение жизни, оно является результатом воспитания, самовоспитания и саморазвития, образования и самообразования. Человек не может быть психологически здоровым, если он не здоров психически. Психологическое здоровье осознано и

Н. Г. Айварова

целенаправленно «выращивается» в течение жизни, для этого человек прилагает определенные усилия, меняет себя, обогащает свой внутренний мир.

В понятие «психологическое здоровье» разные авторы вкладывают разное содержание. Так, например, А. Маслоу считает психологически здоровой личностью личность, которая самоактуализируется, Э Фромм называет такую личность «продуктивной личностью», К. Роджерс «полноценно функционирующей личностью».

Проанализировав различные подходы, можно выделить некоторые общие компоненты психологического здоровья:

— состояние психического здоровья, душевного комфорта;

— адекватное социальное поведение;

— умение понимать себя и других;

— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

— умение делать выбор и нести за него ответственность;

— уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе;

— стремление к личностному росту, саморазвитию;

— забота о своем здоровье;

— бережная забота о близких людях;

— позитивное отношение к окружающим и. т. д.

Характерным признаком психологически здорового человека является позитивное настроение, здоровое чувство юмора; оптимистический взгляд на жизнь, активная жизненная позиция.

В. А. Ананьев попытался определить «норму» психологического здоровья. «Если для психического здоровья норма — это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большой части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет» [1: 49]. «Норма» психологического здоровья меняется с возрастом человека, зависит от всего разнообразия жизненных ситуаций. Одно очевидно, что психологическое здоровье динамичное образование способно развиваться до бесконечности.

Факторов, влияющих на формирование психологического здоровья, можно назвать множество, но одним из основных является семейная среда ребенка, модель жизнедеятельности родителей, их отношение к происходящим событиям, характер поведения в решении различных жизненных ситуаций, взаимоотношение с другими людьми. Поэтому психологическое здоровье населения во многом зависит от качества семейной системы и наоборот, качество семейной системы зависит от психологической культуры и психологического здоровья населения.

Гармонизация семейной системы немыслима без создания стройной государственной системы воспитания семьянина. Можно выделить ряд необходимых направлений деятельности такой системы:

— поднятие престижа благополучной семьи, которая способна создавать благоприятные условия для полноценного развития личности, воспитания ребенка;

— вести просвещенческую работу с населением, прежде всего с подрастающим поколением, по формированию родительской компетентности, культуры общения и социального взаимодействия;

— создание семейно-ориентированной образовательной системы, начиная с дошкольного звена, заканчивая профессиональным образованием;

— повышение статуса материнства и особенно отцовства.

Важно, чтобы молодые люди, вступающие в брак, прошли некий «ликбез» по вопросам семейной жизни по самым важным, ключевым проблемам, которые часто являются причи-

Психологическое здоровье как условие успешной социализации личности

ной дезорганизации брака. На наш взгляд, есть необходимость просвещения будущих семьянинов по следующим вопросам:

— психология предбрачного общения, основные механизмы выбора брачного партнера, ошибки восприятия партнера, причины и профилактика кризисов в первые годы супружества;

— понятие семейной системы, закономерности динамики семейной системы, закономерности адаптации к семейной жизни, супружеская совместимость;

— закономерности динамики чувств; любовь, влюбленность, счастье, субъективная удовлетворенность браком;

— половой диморфизм, гендерная психология;

— значение семейного благополучия для развития ребенка.

Знание психологии семейных отношений позволит молодым в дальнейшем понять причину проблем во взаимоотношениях и соответственно конструктивно их разрешать. Благополучная семья — это вовсе не значит, что в семье отсутствуют проблемы, это семья, где умеют самостоятельно, силами членов семьи, разрешать возникшие проблемы.

В настоящее время возникает много проблем и в сфере детско-родительских отношений. Основная причина — неготовность молодых родителей к воспитанию, отсутствие навыков и знаний в сфере психологии развития детей. Просвещенческую работу в данном направлении можно вести в детских дошкольных учреждениях, через СМИ, в клубах «Молодая семья» и т. д.

Система образования также может способствовать формированию психологической культуры и психологического здоровья молодого поколения. Современные образовательные стандарты ориентированы на развитие личности учащихся, но, к сожалению, жизненная практика показывает, что педагогам зачастую не всегда хватает знаний по вопросам формирования и развития психологии человека, возрастных особенностей развития личности.

В формировании психологического здоровья большую роль играет образ жизни человека. С другой стороны, здоровый образ жизни определяется уровнем психологической культуры человека и включает в себя:

— стремление к физическому и духовному совершенству;

— достижение душевной и психической гармонии с самим собой и с внешним миром;

— организация здорового питания, оптимальных нагрузок и отдыха;

— исключение из жизни вредных для организма и психики вредных привычек и саморазрушающего поведения.

Психологическое здоровье делает человека самодостаточным и автономным. Важно вооружать подрастающее поколение в соответствии с возрастом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в условиях противоречивой динамичной социальной среды.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, поэтому в обществе должна вестись целенаправленная работа с населением по формированию и развитию психологического здоровья, как одного из основных факторов благополучной социальной адаптации и самореализации личности.

Литература

1. Ананьев, В. А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья [Текст] / В. А. Ананьев. — СПб. : Речь, 2006. — 384 с.

2. Дубровина, И. В. О воспитании психологической культуры школьников [Текст] / И. В. Дубровина // Вестник практической психологии. — 2009. — № 3(8) — С. 43-48.

3. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / В. Э. — СПб. : Питер, 2006. — 240 с.

cyberleninka.ru

Психологическое здоровье

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

§ 1. Психологическое здоровье ………………………………………………… 4

§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья …………. 5

§ 3. Понятие, виды и источники психологической травмы:

· Физиология психологической травмы ……………………….. 8

· Психологические травмы у детей ……………………………. 10

§ 4. Семья как источник психологического здоровья ребенка:

* Понятие семьи ………………………………………………… 15

* Стили родительского воспитания ……………………………. 15

* Взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологического здоровья ребенка ………………………….… 19

Заключение …………………………………………………………………….. 20

Список литературы …………………………………………………………….. 22

Введение

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу. У нас наблюдается кризис физического, нравственного и психологического здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

Причины такой ситуации в России многообразны. Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти — изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками. «Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психологическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, на мой взгляд, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Всё вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного семейного воспитания, которое приводит к сохранению, укреплению психологического здоровья детей.

§ 1. Психологическое здоровье

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

Задача педагогов школы – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Существует более 300 определений “здоровья”. Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:

· как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

· как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

· как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.

Одним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на

ухудшение здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Термин «Психологическое здоровье” встречается пока не часто. Но в тех случаях, когда человека нельзя однозначно назвать ни здоровым, ни больным, целесообразнее использовать для оценивания состояния здоровья термин “психологическое здоровье”. [7, с. 205]

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Для школьников таким патогенным фактором является школьный стресс как состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта.

Важной чертой эмоционального стресса является повышенная тревожность. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью считаются наиболее “удобными”: готовят уроки, выполняют все требования педагогов, не нарушают правила поведения; с другой стороны, зачастую это и наиболее “трудные” дети, которые оцениваются как невнимательные, невоспитанные, неуправляемые. Все это служит поводом для обращений к психологу.

§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

— Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

— Высокий уровень развития рефлексии.

— Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

— Успешное прохождение возрастных кризисов.

— Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически

mirznanii.com

Психология здоровья — психология профессионального здоровья, критерии психического здоровья личности

Психология здоровья – это целая дисциплина, которая изучает психологические причины здоровья, средства и методы его сбережения, стабилизации и формирования. В основе этой молодой, но стремительно развивающейся отрасли лежит зависимость между состоянием на физическом уровне и состоянием на психологическом уровне. В более широком понимании эта наука призвана расширить возможности восприятия и адаптации человека в его жизненной среде.

Психосоматика здоровья — психология

Всем известно выражение «все болезни от нервов». Чем больше человек подвергается стрессу, тем чаще бьется его сердце, растет артериальное давление. Ученые из этой области изучают зависимость физического состояния здоровья или болезни от психологических, культурных и поведенческих факторов. По мнению медицинских психологов, здоровье – это не только результат биохимических процессов в организме, но и психологических, связанных с мыслями и верованием, привычками, этнической принадлежностью и др.

Психология здоровья и болезни преследует цель повысить уровень психологической культуры и культуры общения, определить пути и условия для воплощения в жизнь своих целей, чтобы человек смог раскрыть весь свой духовный и творческий потенциал, то есть жить полной жизнью, насколько это позволяют его возможности. Психологическое здоровье определяется двумя признаками:

  1. Придерживаться в своей жизнедеятельности принципа «золотой середины».
  2. Эффективно адаптироваться в социуме.

Критерии психического здоровья личности

Среди существующих критериев выделяют основные:

  1. Постоянство и идентичность своего внутреннего «Я», осознание того, что психический и физический критерии совпадают.
  2. Идентичное и постоянное переживание в одинаковых ситуациях.
  3. Психологические критерии здоровья – критическое отношение к себе и своей психологической активности и к ее результатам.
  4. Соответствие реакции психики воздействию среды и социальных обстоятельств.
  5. Способность управлять собой как того требуют социальные нормы, законы и правила.
  6. Способность строить планы и реализовывать их.
  7. Способность менять свое поведение в соответствии с тем, как меняются жизненные ситуации и обстоятельства.

Психология женского здоровья

Проблемы и заболевания представительниц прекрасного пола имеют психологическую природу. Если жизненный опыт был негативным, если с детства девочка наблюдала постоянные ссоры родителей, насилие, жестокость, вредные привычки у отца и матери, то она может не принимать себя, отторгать и ненавидеть свою сущность. Психология здоровья человека такова, что любые эмоции, взгляд на мир и собственный характер тут же отражаются на физическом состоянии. В результате женщина впадает в депрессию, испытывает неудачи в личной жизни и, как следствие, страдает от различных недугов.

Психология профессионального здоровья

Качественная профессиональная деятельность тесно связана со здоровьем работника. Оно определяет конечный результат деятельности, а вместе с этим зависит от вида его труда. Психология здоровья личности может как улучшится, так и ухудшиться под влиянием профессиональной деятельности. Поэтому очень важно создать идеальные условия для труда, наладить гармоничный фон в коллективе, что снизит риск профессионального выгорания и повысит результативность. Этим и занимаются ученые, проводя многочисленные исследования и предлагая пути решения возникающих на работе проблем.

Социальная психология здоровья

Поведение человека определяется уровнем, качеством, укладом и стилем его жизни. Социальная поддержка играет в этом не последнюю роль, ведь при ее снижении человек вынужден в одиночку преодолевать стрессовые ситуации. Такая помощь может исходить от государства и отдельных граждан. Она и является барьером между стрессовыми ситуациями и его последствиями. Социальная психология и проблема здоровья тесто взаимосвязаны.

Если человек привязан к кому-либо, имеет возможность воспитывать, иметь надежных партнеров, получать подтверждение своей значимости, то уровень его заболеваемости падает. К факторам социальной семьи относят брак и семью, коллег, но при этом если поддержка этих людей будет негативной, то есть референтная группа окажется неблагоприятной, то подверженность заболеваниям будет расти.

Психология стройности и здоровья

Психологи ищут способы выявить то поведение и тот опыт, которые будут способствовать улучшению здоровья, в том числе и внешнего вида. Они разрабатывают стратегии улучшения ежедневного питания в целях укрепить здоровье и оказать профилактику ожирения. В этом им помогло изучение взаимосвязи между болезнью и индивидуальными особенностями, например, такими характеристиками личности, как тревожность, мнительность, депрессия с одной стороны и переедание с другой.

Психология здоровья и спорта стремится изменить поведение людей и помочь им оставаться здоровыми и одновременно придерживаться рациональной схемы питания. Разрабатываются и запускаются программы, позволяющие людям поверить в свои силы и изменить привычный уклад жизни. Повышая уровень их образования, ученые добиваются применения людьми мер профилактики ожирения. Ведь с болезнью легче справиться тогда, когда она рано обнаружена.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *