Психологическое знание в искусстве – —

Психологические знания в искусстве — Студопедия.Нет

Психологические знания обнаруживаются также в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и му­зыкальном искусстве, в театре и кино В них зафиксировано огром­ное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, худож­ника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуации трудно, а порой и невозможно воспроизвести в научной психологии.

Приоритетное значение в изображении человека в искусстве при­надлежит, конечно, художественной литературе. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833—1911) считал хорошими психологами пи­сателей, историков, актеров. Он желал появления психологии, способ­ной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда уче­ниях о душе.

Существует деление писателей на философов (Л.Н. Толстой, Г. Гессе), социологов (О. де Бальзак, Э. Золя), психологов (Ф.М. Дос­тоевский, Ф. Кафка), которое подчеркивает особые акценты в твор­честве конкретного писателя. Однако во всех случаях осмысление человеческой психологии в произведении искусства достигается по­средством художественного изображения человеческой жизни.

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении пси­хологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафо­рически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Дос­тоевскому, А.П. Чехову).

Психологические знания в искусстве носят образныцхарактер. Искусство использует художественный образ как особый способ целостного представления человека. В нем ценности, мысли, предс­тавления, отношения, эмоции, действия выражаются в конкрет­но-чувственной форме. Писатели, поэты, актеры, художники отражают типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей в сюжетах, образах, действиях героев. «Какой художник, и какой психолог!» — говорила Жорж Санд о Льве Толстом. При этом она имела в виду его способности передавать в художественных про-

20

изведениях тончайшие движения человеческой души. Создавая пси­хологические образы, писатели используют свои наблюдения, раз­мышления, воображение, а также мудрость житейской психологии. Многие герои художественных произведений становятся наглядны­ми и убедительными образцами для описания человеческой психо­логии (например, Обломов).

Художники в живописных, графических работах отражают внут­ренний мир человека. Леонардо да Винчи, например, придавал ог­ромное значение «божественной науке живописи». Продукты, порождаемые ею, соединяют в единстве образное, логическое и прак­тическое. Живопись, по его мнению, должна быть не натуралисти­ческим копированием непосредственно зримого, а исследованием мира с целью воссоздания его картины. Картина внутреннего ду­шевного мира человека в живописи отражается чаще всего.

Здесь важно не только то, «что« изображают, но и то, «как» это делается. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях Искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и мир души других людей.

Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в ‘ образах, они носят описательный характер.Они не стремятся к объяс­нению (в отличие от науки), а только отражают, причем в форме, доступной непосредственному переживанию, о чем речь пойдет ниже.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.Они обычно не претендуют на системность в описании психической жизни лю­дей, но фрагменты придают особые впечатления и убедительность. Чаще всего это значительные поступки или переломные моменты, жизни человека, которые наиболее четко и ясно показывают особен­ности его характера. «Почти все литературные описания характеров • исходят из психологического допущения о том, что каждый характер имеет определенные черты, присущие именно ему, и что эти черты могут быть показаны через описание характерных эпизодов жизни»

(Олпорт, 1959 / 1982, с. 210). Причем эти описания даются в эмоцио­нально окрашенной форме.

Эмоциональность— еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве. В художественных произведениях описываются особые, эмоционально насыщенные моменты жизни и переживаний персонажей Целостное и непосредственное изображение эмоциональ­ной жизни человека лучше всего достигается именно в искусстве. Без эмоций нет искусства. Произведение искусства обращено не к

21

рациональному изучению или практическому использованию, а к сопереживанию. Читатель «проживает» художественное произведе­ние: он со-размышляет, со-действует, со-переживает вместе с героем.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусст­ве — принятие и узнаваемость образовчитателем, зрителем, слуша­телем Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе отражение типичных особенностей внутреннего мира челове­ка, то это психологическое знание считается верным. «Никто никог­да не требовал от авторов доказательства того, что характеры Гамлета, Дон-Кихота, Анны Карениной истинны и достоверны Они умеют внушать доверие»

(Олпорт, 1959 / 1982, с. 211). Успех писателя зави­сит от реакции читателей.

Успех психолога измеряется более жестким критерием, чем вос­торг читателя. Психология как наука располагает целым рядом пре­имуществ.

В то же время психологические знания, имеющиеся в искусстве, представляют большую ценность- Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки и кинофильмы являются основным способом пОзнания внутреннего мира человека.

Психология творчества всегда интересовала ученых {Психология личности, 1982; Теплое, 1971 / 1985; Сироткина, 1998). Нужно по­мнить об этом золотом фонде и максимально использовать его для расширения профессиональной психологической компетентности. Многие выдающиеся психологи нередко обращались к примерам из литературы, чтобы проиллюстрировать, а иногда и развить свои идеж

Особое значение искусство имеет в изучении личности. Одна из статей американского психолога Гордона Олпорта (1897—1967) так и называлась: «Личность: проблема науки или искусства?». В ней он поднимает ряд важных вопросов. Главный из них — вопрос об отно­шении психологии (и психологов) к художественной литературе. Олпорт считает, что психологи могут многому научиться у писателей. Это касается приемов тонкого психологического наблюдения и опи­сания, понимания конкретной личности в ее целостности, интереса к индивидуальности.

Горьким упреком в адрес некоторых профессиональных психологов звучат слова Олпорта о том, что они «в качестве профессионалов никогда в действительности не видели индивидуума; и многие из них надеются, что никогда его и не увидят» {Олпорт,

1959 / 1982, с. 213). Он критикует бездумное применение математических методов в психологии.

22

Действительно, психология как наука ищет общие закономер­ности. «Абстракция, которую совершает психолог в измерении и объяснении несуществующей «психики-в-общем», — это абстрак­ция, которую никогда не совершают литераторы. Писатели прекрасно знают, что психика существует только в единичных и особенных формах» (Олпорт, 1959/ 1982, с. 213). Как справедливо замечает далее Олпорт, мы сталкиваем’ся с основным разногласием между йаукой и искусством. Наука всегда имеет дело с общим, искусство-— всегда с особенным, единичным.

Поэтому взаимодополнение психологических знаний, содержа­щихся в науке и искусстве, безусловно, полезно. Как пишет Ол­порт, «если вы студент-психолог, читайте много-много романов и драм характеров и читайте биографии. Если вы не студент, изучаю­щий психологию, читайте их, но интересуйтесь и работами по пси­хологии» {Олпорт,

1959 / 1982, с. 215).

Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологичес­ких знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональ­ными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиоз­ное знание.Наука и религия — два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное по­знание души основано на вере и сопереживании. Термином «религи­озная психология» может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в.разных верова-‘ ниях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буд­дизм, христианство, ислам. В силу сложности и неоднозначности психического мира, многие явления не находят рационального объяс­нения в научной психологии, поэтому в них остается только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость — их характерная черта.

К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание,недоступное для боль­шинства людей. «Эзотерическое знание» буквально обозначает зна­ние, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.

23

К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, ну­мерология, хиромантия, а также мистические, философские под­ходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р Щтайнера

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рацио­нального объясненияна основе научных принципов характерны эзо­терике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логи­ческому обоснованию.

1 Критерием достоверности эзотерических знаний для посвящен­ных является их соответствие постулатам тайного знанияи внутрен­няя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, не посвященных в тайное знание, глав­ный критерий истинности —

вера и опыт переживаниясоответству­ющих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность.Они всегда предполагают опору на особое ирра­циональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоз­зрения как жизненной позиции невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводовпо­зволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и дос­тупными для конкретизации и связаны с многими частными случаями жизни. Наглядный пример тому — предсказания Нострада­муса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.

Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практич­ность.Они, как правило, содержат советы и рекомендации по опре­деленным жизненным ситуациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т п.). И потому несмотря ни на что интерес к ним велик, поскольку люди устроены так, что желают знать свое буду­щее и получить совет компетентного специалиста. От специалистов по эзотерической психологии чаще всего ждут чуда и готовы в него поверить.

К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Пред­мет ее изучения — «мистические переживания», «космическое со­знание», т.е. особые формы духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. «психологии за пределами лич-

24

ности») — так называемые измененные состояния сознания. Соглас­но идеям представителей этого направления в психологии прожива­ние рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценден-ции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром

Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущений й переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихологиязани­мается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепа­тии, предвидения.Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказатель­ства достоверности этих знаний, не позволяет относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапси-хологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто «ловкость рук». Многие парапсихологические факты не удовлетво­ряют научным критериям проверки.

Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая вни­мания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называть­ся наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуа­ция стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапси-хологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170—172).

Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также может существенно дополнить наши знания о психи­ческом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дру­жинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

Идеи, содержащиеся в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штай-нера, рассматривается порой в качестве важного направления пси­хологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с. 127).

25

Таким образом, мы видим, что типы психологических знаний достаточно многообразны. И каждый из них характеризуется своими особенностями,достоинствами и недостатками. Развитие психологи­ческого знания приводит порой к тому, что разные типы знаний взаимодействуют, взаимопроникают и взаимодополняют друг дру­га. Поэтому иногда трудно бывает отнебги современные концепции к одному из пяти перечисленных типов психологических знаний. ■ Так, например, на пересечении научной и религиозной психологии рядом авторов разрабатывается христианская психология (Слободчи-ков, Исаев, 1995; Начала христианской психологии? 1995).

Безусловно, взаимодействие разных типов психологических зна­ний может способствовать их расширению.

Однако чем теснее становится их сотрудничество и взаимодей­ствие, тем реальнее становится ошибка отождествления и смешения этих «жанров» психологического знания, приводящая вместо взаи­модополнения к взаимной подмене (Веккер, 1981, с. 58).

Каждый из этих типов психологического знания оправдан, поле­зен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве.Однако взаимная подмена жанров или, говоря словами Н.П. Акимо­ва, «жанровый оползень» (цит. по Веккер, 1981, с. 58) в науке, как и в театральной сфере, может вводить людей в заблуждение относи­тельно адекватных форм и способов познания.

Следствием таких «жанровых оползней» становится полная пута­ница людей в том, кто такой психолог и что такое психология, когда целителя Кашпировского отождествляют с психологией, ког­да психолога сравнивают со священником в церкви, когда «психо­логия», проповедуемая в различных сектах, смешивается с научной и практической психологией.

В строгом смысле слова психолог — это человек, который про­фессионально занимается психологией в теоретическом или практи­ческом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обу­чает психологии.

Важно подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, являются психологами по профессии, их деятельность может называться про­фессиональной психологической работой.

Владение психологическими знаниями других типов может обо­гатить профессиональный опыт психоло~га. Например, как писала

26

Ю.Б. Гиппенрейтер, «отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первый, прикасаясь ко вто­рой, черпает из нее силу» {Гиппенрейтер, 1996, с. 18). Но опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология.

Литература

Веккер Л.М. Психические процессы. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — Т. 3. — 326 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М.:ЧеРо, 1996.-336 с.

Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто / Пер. с англ. — М.: Агентство «ФАИР», 1997. — 656 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. — 2-е изд. — М.: Мир, 1996. — Т. 1. — 496 с. (гл. 2 и 3).

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 152 с.

Донцов А. И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая соци­альная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. — 2-е изд. — М: Смысл, 1996.-С. 7-21.

Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. — 1995. — № 3. — Т. 16. — С. 44-52.

Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психоло­га // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1992. -№3.-С. 3-12.

Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации пси­хологического знания (1995) / Психология профессионала. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. — С. 246-250.

Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психоло­гический журнал. — 1995. — № 1. — Т. 16. — С. 170—172.

Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов / B.C. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. — М.: Наука, 1995. — 236 с.

Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.

27

Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психоло­гия личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 208—215.

Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.

Рицпь М. Парапсихология: факты и мнения / Пер. с нем. — Львов: Инициатива; К.: Ника-центр; Вист-С, 1999. — 368 с.

Сироткина И.Е. Литература и психология: Из истории гумани­тарного подхода // Вопросы психологии. — 1998. — № 6. — С. 75—85.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии // Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.

Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-кон­сультантов: (Проблемы адаптации западного опыта) // Психологи­ческий журнал. — 1994. — № 6. — Т. 15. — С. 121—127.

Теплое Б.М. Заметки психолога при чтении художественной ли­тературы // Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.: Педа­гогика, 1985. — Т. 1. — С. 306-312.

Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов. — 3-е изд. — М.: Высш. шк., 1990. — 415 с.

Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхож­дение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — С. 20—30.

Ярошевский М.Г. История психологии. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1976.-463 с.

Контрольные вопросы

1. Когда появилось в научной литературе слово «психология» ?

2. Какие группы психических явлений изучает психология?

3. Назовите явления, которые относятся к познавательным психи­
ческим процессам ?

4. На какие две группы делятся познавательные процессы?

5. Приведите примеры эмоциональных явлений.

6. Какие психические явления участвуют в регуляции деятельности
человеком?

7. Приведите примеры психических состояний.

8. Приведите примеры психических свойств человека.

9. Какие психические явления характеризуют межличностные отно­
шения человека ?

28

10. Всегда ли человек осознает свои психические явления ?

11. Перечислите пять основных типов психологических знаний.

12. Какие психологические знания называются житейскими ?

13. В чем заключается главный критерий истинности знаний жи­
тейской психологии?

14. Перечислите характерные особенности житейских психологических
знаний.

15. Назовите основную цель научной психологии.

16. На что опираются знания научной психологии?

17. Перечислите особенности научно-психологических знаний.

18. Назовите основную цель практической психологии.

 

19. Что является критерием достоверности знаний в житейской
психологии?

20. Перечислите особенности знаний практической психологии.

121. Перечислите особенности психологических знаний в искусстве.

22. Что является критерием истинности психологических знаний
в искусстве?

23. Какие знания относятся к иррациональной психологии ?

24. Перечислите особенности знаний иррациональной психологии.

25. Каких людей можно назвать психологами по профессии?

I

studopedia.net

Психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

 

Научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

 

Практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

 

Парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова «психолог».

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

 

Научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

 

Практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

 

Парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова «психолог».

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — про­изведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого филосо­фа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, спо­собной уловить в сети своих описаний то, чего в произве­дениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить ти­пичные особенности внутреннего мира (психологии) лю­дей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие лич­ности пользуются своими наблюдениями, размышления­ми, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это дела­ют. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведени­ях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внут­ренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узна­ваемость образов, признание читателя, зрителя, слушате­ля. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутрен­него мира человека, то это психологическое знание счи­тается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отражен­ные в литературе, представляют большую ценность. По­этому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отра­жении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, кото­рый профессионально занимается этой наукой в теорети­ческом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

Научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, пе­дагогики и других наук. Во второй половине XIX века пси­хология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психоло­гия направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характери­зуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира че­ловека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических зна­ний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании пси­хических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психоло­гических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изло­жении для неподготовленного пользователя. Поэтому на­ука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют акаде­мической. Существует и особое направление научной пси­хологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-пси­хологических знаний для решения практических задач.

Практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — прак­тическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Прак­тическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом счита­ется практический опыт и эффективность работы специа­листа. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизи­руются, на их основе формируется концепция. В такой обоб­щенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практи­ческий опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапев­тами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлека­тельными.

1.5. парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем па­рапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает зна­ние, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Спо­собы доказательства истинности таких знаний специфич­ны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкрет­ности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзоте­рического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в го­роскопах может содержаться важная психологическая ин­формация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживаю­щей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня «число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материа­лы парапсихологических исследований стали даже попа­дать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995, с. 170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализу­емые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления пси­хологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Транс­персональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно много­образны. Многообразно и употребление слова «психолог».


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Психологические знания в искусстве — Психология

Виды психологических знаний

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других – в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» – соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие «душа» теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

Житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек – хороший психолог», – говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология», – говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии – признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология – это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний – произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!» – говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве – узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний – конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог – это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

Научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений – две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний – их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

Практическая психология

Четвертый источник психологических знаний – практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

Парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность – главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова «психолог».

student2.ru

Психологические знания в искусстве

Психология Психологические знания в искусстве

Количество просмотров публикации Психологические знания в искусстве — 56

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Психологические знания в искусстве
Рубрика (тематическая категория)Психология

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Данные знания носят образный характер.
Размещено на реф.рф
Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду ᴇᴦο способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

referatwork.ru

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9Следующая ⇒

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

  1. житейская психология,
  2. научная психология,
  3. практическая психология,
  4. искусство,
  5. иррациональная психология.

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Практическая психология

Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.

Психологические знания в искусстве

Психологические знания обнаруживаются в различных видах искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации», которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе.

Психологические знания в искусстве носят образный характер. Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер.

Психологические знания в искусстве фрагментарны.

Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве.

Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.

Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т.п.).

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

* * *

Каждый из рассмотренных типов психологических знаний характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Каждый оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания. Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *