Психология безопасности деятельности антропогенные опасности – . —

Психология безопасности деятельности. (Антропогенные опасности)

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.

Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояния и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и является динамическим отражением деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психологические процессы.

Психологические свойства (качества личности) – свойства личности или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психологические состояния относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с окружающей средой, ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент времени и могут положительно или отрицательно сказаться на течении всех психических процессов.

Можно сказать, что психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. Таким образом, психологию безопасности можно рассматривать как основополагающий аспект антропогенных опасностей, затрагивающий проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.

Наибольший практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, часто сами становятся причиной собственных травм? Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и, стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев? Почему одни люди часто травмируются, а другие — редко или никогда? Ответ на эти и многие подобные вопросы следует искать в человеческой психике.

16. Работоспособность и её динамика.

Термин «работа» означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. Работоспособность — это потенциальная возможность человека выполнять на протяжении заданного времени и с достаточной эффективностью работу определенного объема и качества. При любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа может быть отнесена к трудовой деятельности (например, ребенок, бросающий камень в воду, с физиологической точки зрения выполняет определенную работу, затрачивает энергию, но это не имеет отношения к труду). Производственная деятельность человека, связана с переходом организма на новый, рабочий уровень функционального состояния систем и органов, обеспечивающий возможность выполнения труда. Основные физиологические сдвиги наблюдаются со стороны нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отмечены изменения в составе крови и водно-солевом обмене. Работоспособность организма зависит от состояния нервной системы, на которую огромное влияние оказывают условия среды. На работоспособность влияют:

— продолжительность рабочего дня и недели,

— ритм труда,

— уровень механизации трудоемких процессов,

— научная организация труда, основанная на использовании наиболее современной технологии, совершенных видов машин, механизмов и другого оборудования, правильной организации труда.

student2.ru

Лекция — Психология безопасности деятельности (антропогенные опасности)

3.1. Психические процессы и состояния

3.2. Особые психические состояния

3.3. Мотивация деятельности

 

Раздел второй ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОПАСНОСТЕЙ

Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека:

· чувство дискомфорта

· усталость

· острые и хронические профессиональные заболевания

· травмы различной тяжести

· летальный исход

Источники опасности

Естественные источники опасностей

· Землетрясения, наводнения;

· Космические источники — метеориты, кометы, солнечная активность;

· Глобальное потепление.

Антропогенные источники опасностей

· Войны и конфликты;

· Экологическая и техногенная опасность;

· Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ.

Техногенные источники опасности — это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды.

К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны.

И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров:

· естественно техногенные опасности — смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порожденные человеческой деятельностью;

· естественно социальные опасности — наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;

· социально техногенные опасности — профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания.

Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определенной отрасли, регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов.

Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу.

Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.

Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания.

Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти.

Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве.

По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы:

· Физические

· Химические

· Биологические

· Психофизиологические

Физические факторы

К физическимопасным и вредным факторам относятся:

— движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;

— острые и падающие предметы;

— повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

— повышенная запыленность и загазованность;

— повышенный уровень шума, инфразвука, ультразвука, вибрации;

— повышенное или пониженное барометрическое давление;

— повышенный уровень ионизирующих излучений;

— повышенное напряжение в цепи, которая может замкнуться на тело человека;

— повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

— недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;

— повышенная яркость, блесткость, пульсация светового потока.

1. Повышена скорость движения воздуха

2. Повышена или снижена влажность

3. Повышено или снижено атмосферное давление

4. Недостаточная освещенность

5. Рушащиеся конструкции

и другие.

ronl.org

Статья — Психология безопасности деятельности (антропогенные опасности)

3.1. Психические процессы и состояния

3.2. Особые психические состояния

3.3. Мотивация деятельности

 

Раздел второй ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОПАСНОСТЕЙ

Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека:

· чувство дискомфорта

· усталость

· острые и хронические профессиональные заболевания

· травмы различной тяжести

· летальный исход

Источники опасности

Естественные источники опасностей

· Землетрясения, наводнения;

· Космические источники — метеориты, кометы, солнечная активность;

· Глобальное потепление.

Антропогенные источники опасностей

· Войны и конфликты;

· Экологическая и техногенная опасность;

· Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ.

Техногенные источники опасности — это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды.

К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны.

И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров:

· естественно техногенные опасности — смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порожденные человеческой деятельностью;

· естественно социальные опасности — наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;

· социально техногенные опасности — профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания.

Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определенной отрасли, регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов.

Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу.

Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.

Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания.

Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти.

Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве.

По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы:

· Физические

· Химические

· Биологические

· Психофизиологические

Физические факторы

К физическимопасным и вредным факторам относятся:

— движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;

— острые и падающие предметы;

— повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

— повышенная запыленность и загазованность;

— повышенный уровень шума, инфразвука, ультразвука, вибрации;

— повышенное или пониженное барометрическое давление;

— повышенный уровень ионизирующих излучений;

— повышенное напряжение в цепи, которая может замкнуться на тело человека;

— повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

— недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;

— повышенная яркость, блесткость, пульсация светового потока.

1. Повышена скорость движения воздуха

2. Повышена или снижена влажность

3. Повышено или снижено атмосферное давление

4. Недостаточная освещенность

5. Рушащиеся конструкции

и другие.

ronl.org

Тема 5. Психология безопасности деятельности(Антропогенные опасности)

62. Психология — это наука о психическом отражении действительности в

процессе ______ человека.

(Ответ: деятельности).

(2 балла)

63. Психология труда возникла на рубеже……веков.

А. XVII-XVIII

Б. XVIII-ХШ

В. XIX- XX

Г. ХХ-ХХ1

(2 балла)

64. Психология труда первоначально называлась по предложению В. Штерна ________. (Ответ: психотехникой)

(2 балла)

65. Наука комплексного изучения человека в конкретных условиях его деятельности называется

А. технология

Б. эргономика

В. антропология

(2 балла)

66. Наибольшую известность в изучении вопроса о влиянии индивидуальных качеств человека на несчастные случаи получили работы

А. К. Марбе

Б. В. Штерна

В. Г. Мюнетеберга

(3 балла)

67. Впервые состояние психической напряженности назвал «стрессом»

А. Павлов

Б. Пастер

В. Сеченов

Г. Салъе

(3 балла)

68. Стресс, превышающий критический уровень, называют _______.

(Ответ: дистрессом)

(2 балла)

69. В. Дибшлаг считает, что нормальная нагрузка рабочих и их необходимая

готовность к труду обеспечивается при _____ % от максимальной

нагрузки.

А. 20-30

Б. 40-60

В. 70-80

Г. 80-90

(3 балла)

70. Выделяют 2 типа запредельного психического напряжения — _____ и

возбудимый.

(Ответ: тормозной)

(1 балл)

71. Одним из неблагоприятных факторов, повышающих напряжение, является наличие ______, т.е. существенных помех.

(Ответ: релевантных)

(3 балла)

72. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, не относится А. дефицит информации

Б. самоуверенность

В. перегрузка информацией

Г. конфликтные условия

(1 балл)

73. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, не относится А. повышенная трудность задачи

Б. дефицит времени

В. физиологический комфорт

Г. биологический страх

(2 балла)

74. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная ________ (похмелье).

(Ответ: астения) (2 балла)

75. Регулярное употребление алкоголя снижает ________ организма и способствует возникновению различных заболеваний.

(Ответ: сопротивляемость)

(1 балл)

76. Под влиянием обиды, производственных неудач могут развиваться состояния

А. астении

Б. аффекта

В. дискомфорта

Г. шока

(1 балл)

77. На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, невозможна реакция

А. конфликта

Б. поведения срыва

В. тревоги

Г. шока

(1 балл)

78. Безусловно-рефлекторный «внезапный страх» — это ______.

(Ответ: испуг)

(1 балл)

79. Наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка –это _____.

(Ответ: ужас)

(1 балл)

80. ________ — реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно, называется.

(Ответ: конфликт)

(2 балла)

81. Эмоциональная реакция на опасность – это _______.

(Ответ: тревога)

(1 балл)

82. Паника — одна из форм ______.

(Ответ: страха)

(1 балл)

83. Нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи – это ……..реакция.

(Ответ: Циркуляционная)

(2 балла)

84. Функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, направленные на достижение определенных результатов – это побуждение или………….

(Ответ: мотивация)

(1 балл)

85. В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, ______.

(Ответ: нивелирование).

(2 балла).

86. Закономерности мотивации исследовал американский психолог _______.

А. Кинг

Б. Джонсон

В. Аткинсон

Г. Вуз

(2 балла)

87. В действиях человека психологи выделяют 3 функциональные части: мотивационную, __________ и исполнительную.

(Ответ: ориентировочную)

(1 балл)

88. Человек нарушает требования безопасности по двум следующим причинам

А. по незнанию этих требований;

Б. по нежеланию выполнять известные ему требования;

В. по надежде на «авось»;

Г. по складу характера.

(1 балл)

89. В психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить 3 класса

А. нарушение направленной части действий

Б. нарушение мотивационной части действий

В. нарушение функциональной части действий

Г. нарушение ориентировочной части действий

Д. нарушение исполнительной части действий

(2 балла)

90. Недогрузка информацией называется сенсорной __________.

(Ответ: депривацией)

(3 балла)

91. Закон, связывающий активацию нервной системы с продуктивностью действий носит имя

А. Иеркса-Додсона

Б. Ииды-Иммамури

В. Груббера-Видаля

(2 балла)

92. Закономерность между уровнем активации нервной системы и продуктивностью деятельности получила название инвентированной………..

(Ответ: «V-образной»)

(3 балла)

Вопросы к экзамену

1. Основные положения учебной дисциплины БЖД

2. Основные понятия и определения

3. Номенклатура опасностей

4. Таксономия опасностей

5. Идентификация опасностей

6. Причины и следствия

7. Аксиома потенциальной опасности

8. Квантификация опасностей

9. Риск (виды, методические и количественные определения)

10. Концепция приемлемого риска

11. Управление риском

12. Системный анализ безопасности

13. «Дерево» причин и опасностей как система

14. Логические операции при анализе безопасности

15. Опасность в ЧС

16. Ориентирующие принципы

17. Технические принципы

18. Управленческие принципы

19. Организационные принципы

20. Методы и средства обеспечения безопасности

21. Управление БЖД (системный подход, функции, средства, декомпозиция)

22. Логико-методическая схема проектирования БЖД

23. Общие закономерности адаптации организма человека

24. Общие принципы и механизмы адаптации

25. Функциональная система

26. Стадии фазового течения адаптации

27. Гомеостаз

28. Взаимосвязь человека с окружающей средой

29. Риск возникновения различных заболеваний при воздействии факторов окружающей среды

30. Терморегуляция

31. Классификация анализаторов

32. Основные параметры анализаторов

33. Зрительная сенсорная система

34. Слуховая сенсорная система

35. Вестибулярная сенсорная система

36. Тактильная сенсорная система

37. Температурная сенсорная система

38. Болевая сенсорная система

39. Обонятельная сенсорная система

40. Вкусовая сенсорная система

41. Управление факторами среды

42. Основные принципы нормирования

43. Совместимость элементов системы «человек – среда»

44. История психологии безопасности

45. Психологические процессы и состояния

46. Закон Иеркса-Додсона

47. Группы производственных стрессов

48. Типы запредельного психологического напряжения

49. Психологические состояния по уровню напряжения

50. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение

51. Психологические состояния по времени действия

52. Реакции на обидную ситуацию

53. Паника

54. Мотивация деятельности

55. Методы повышения безопасности

56. Психологические причины сознательного нарушения правил безопасности

student2.ru

Антропогенные опасности

Понятие и причины антропогенных опасностей

Замечание 1

Неправильные или несанкционированные действия людей или групп людей приводят к антропогенным опасностям. Это значит, что возникают они в результате воздействия человека на среду обитания. С ростом преобразующей деятельности человека число антропогенных опасностей резко возрастает. Вредные антропогенные факторы, негативно воздействующие на человека, приводят к ухудшению самочувствия или каким-либо заболеваниям. Негативное воздействие травмирующих факторов может привести к серьезной травме или летальному исходу. В результате воздействия человека на природную среду, происходит точечное, локальное или глобальное её изменение. Человек, воздействуя на биосферу в процессе своей жизнедеятельности, потребляет первичную биологическую продукцию, а последствием является образование отходов.

Существует два типа отходов – первичные и вторичные.

К первичным относятся непосредственные остатки использованного продукта.

Вторичными являются те, которые загрязняют окружающую среду веществами, синтезированными человеком в процессе его деятельности. Синтезированные вещества являются чуждыми для природы.

С развитием промышленного производства и сельского хозяйства антропогенная нагрузка на окружающую среду резко увеличивается и, как говорят специалисты, каждые $10$-$15$ лет удваивается. Человеческая деятельность сама по себе опасна, потому что сохраняется опасность принятия неправильного решения. Люди по-разному реагируют на внешние раздражители и могут принять ошибочное решение, следствием которого может стать антропогенно-техногенная катастрофа. Сам человек и всё, что им создано – технические средства, здания, сооружения – являются источниками антропогенных опасностей.

Возникновение аварий в технических системах связано с человеческим фактором.

Замечание 2

Например, $80$ % авиакатастроф, по данным ИКАО, являются результатом ошибочных действий экипажа воздушного судна. Дорожно-транспортные происшествия на $60$-$80$ % случаев происходят по ошибке водителей автомобилей. На объектах повышенного риска $60$ % аварий происходит из-за ошибок персонала. Причиной несчастных случаев на производстве, о чем свидетельствует статистика, становятся неблагоприятные психологические качества человека.

В результате выделяются причины возникновения таких опасностей:

  1. Ошибки, допущенные при проектировании и производстве технических систем, неправильное обслуживание, неправильная организация рабочего места оператора, высокая психологическая нагрузка и недостаточная их натренированность, приводят к принятию непреднамеренно неправильных решений;
  2. К совершению ошибок приводит нарушение трудоспособности и здоровья работающего;
  3. Действия человека могут быть и вполне сознательными – терроризм и военные конфликты. Данные опасности имеют целевой характер и заранее планируются отдельными личностями или целыми группам. Уровень таких опасностей очень высокий;
  4. Серьезными факторами являются внешние раздражители, и сегодня их насчитывается более $100$ видов.

К более распространенным относят производственные факторы – запыленность воздуха, его загазованность, шум и вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Травмоопасными факторами являются электрический ток, падающие предметы, движущиеся машины и механизмы, обломки разрушенных конструкций.

Замечание 3

В своем развитии цивилизация пришла к парадоксу – совершенствуя технику для своей безопасности, человечество пришло к наивысшим техногенным опасностям, связанным с её производством и использованием.

Ошибки по вине человека

Неправильное или не точно совершенное действие человека приводит к ошибкам, значит, ошибка – это результат действия, невыполнение поставленной задачи, которое может привести к самым печальным последствиям. По вине человека ошибки могут происходить в самых различных сферах его жизнедеятельности – в быту, в производственной сфере, в чрезвычайных ситуациях, в межличностном общении, на отдыхе, во время путешествий и др.

Человеку свойственно ошибаться, это функция его психического состояния, а частота ошибок в достаточно большой степени зависит от состояния внешней среды и действующих нагрузок.

Состояние человека и особенности его личности, приводящие к совершению ошибок, делят на врожденные особенности и временные состояния.

Врожденными особенностями являются физиологические характеристики и наследственность человека – это слуховые и зрительные анализаторы, обоняние, вкус, осязание, мышечная сила, скорость и координация движения. К этим же характеристикам относится психомоторная система – рефлексы, скорость реакций и др. Безусловно, большую роль играет интеллект – уровень знаний, способность применять их в конкретной ситуации и уметь ориентироваться.

К временным состояниям относится физическая и психологическая усталость, в результате чего снижается внимание, мышечная сила и работоспособность человека. Отвлекающими факторами могут быть временные функциональные нарушения организма – неожиданная острая головная боль, судорога мышц, головокружение. К ошибкам приводит и временное переключение внимания на другой предмет или событие, которые не связаны с данной работой – внезапный шум или яркая вспышка света.

Причинами бытовых ошибок может стать использование электроприборов, бытового газа, открытого огня, использование ядохимикатов. Могут быть допущены ошибки при обращении с бытовыми отходами, кипящими жидкостями, ртуть содержащими предметами. Даже при потреблении недоброкачественных продуктов и алкоголя, а также медикаментов, можно допустить ошибки с негативными последствиями.

В производственной сфере к ошибкам ведет нарушение установленного режима работы и бездействие человека в тот момент, когда его участие необходимо.

Ошибки, допускаемые в чрезвычайных ситуациях как естественного, так и техногенного происхождения, обычно бывают связаны с неподготовленностью человека к конкретным действиям в такой ситуации. Неумение предвидеть чрезвычайные ситуации, приводит к сложным последствиям. Например, обращение с горючими и взрывчатыми веществами, управление сложными техническими системами, сход лавин и селей и др.

В межличностных отношениях источниками ошибок становятся непорядочность, небрежность, ревность, месть, оскорбительные высказывания, религиозные и национальные конфликты и др.

Очень большие ошибки совершаются в области управления экономикой и государственной деятельности. Заключаются они в том, что работники этой сферы довольно часто стремятся нарушить законы природы, например, строительство ЦБК на озере Байкал, проекты поворота северных рек в южном направлении.

Замечание 4

Самая изменчивая составляющая в системе «человек – среда обитания» – это сам человек, поведение которого определяется массой индивидуальных факторов.

Обучение безопасности жизнедеятельности

Чтобы работающие не совершали психомоторных ошибок и ошибок в принятии решений их обучение должно проходить с позиций безопасности жизнедеятельности, и направлено на предупреждение их появления.

Психомоторные ошибки появляются на уровне двигательных операций, при каких-либо неловких движениях. Чтобы моторные действия во время работы были выполнены безопасно, работнику важно научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию. Применительно к отдельным этапам деятельности приобретать необходимые двигательные навыки. В этом плане существенную роль сыграет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности и позволит более полно учесть другие нюансы.

Большое значение имеют тренировки для выработки специальных навыков поведения в каких-либо нештатных и непредвиденных ситуациях и принятие оптимальных решений для их разрешения. С повышением уровня профессиональных навыков снижается уровень объективного риска. В сложных производственных условиях необходимо добиваться стабилизации уровня субъективного риска – речь в этом случае идет о снижении излишней уверенности в собственных возможностях. Эта излишняя уверенность может привести при определенных условиях к ошибочным действиям и негативным последствиям.

Формирование у оператора психологической готовности является важным этапом обучения безопасности жизнедеятельности. Психологическая готовность – это определенное психологическое состояние, основным показателем которого является уверенность в своей психологической надежности – это уверенность в здоровье, знаниях, навыках. Формирование осознанного подхода к наличию потенциальных ресурсов и умения рационально их распределять в ходе деятельности. Для формирования такого состояния важной становится подготовка операторов в усложненных условиях на специальных тренажерах с обязательным вводом дополнительных психологических факторов по сложности, например, дефицит времени, неопределенная информационная среда, выполнение дополнительных задач и др.

При обучении безопасности жизнедеятельности важным моментом становится выработка у персонала умения правильно принимать решения, избегая опасных ошибок.

Для формирования этого умения существует определенная последовательность:

  1. С приобретением знаний, учиться идентифицировать отдельные явления;
  2. Учиться, не только понимать, но и объяснять то или иное явление, событие;
  3. Уметь использовать свои знания на практике;
  4. Анализировать то или иное явления, т.е. уметь разложить его на простые составляющие;
  5. Уметь синтезировать событие или явление, т.е. воспроизводить целое по простым составляющим;
  6. Уметь критически осмысливать явление.

Замечание 5

При обучении безопасности жизнедеятельности важно соблюдать последовательность перехода от простого уровня к более сложному, до тех пор, пока у человека не будет выработана способность оценивать сложившуюся ситуацию критически и объективно, что позволит принять правильное адекватное решение при складывающихся антропогенных опасностях.

spravochnick.ru

АНТРОПОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ — Мегаобучалка

 

Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами его труда, называются антропогенными. Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

Антропогенные опасности в XXI столетии продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач.

Человеческий фактор становится определяющим при возникновении аварий в технических системах. По данным ИКАО около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходит из-за ошибок персонала. Статистика свидетельствует, что на производстве неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин.

Антропогенные опасности в условиях производства являются объектом исследования такой дисциплины, как психология труда и ее составной части психологией безопасности труда.

 

Психология труда

 

Психология трудараздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей творческой, трудовой деятельности человека в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки; недостаточное воспитание производственной дисциплины; допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма; пребывание людей в состоянии утомления или других психологических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности специалиста. Международный опыт и отечественные исследования свидетельствуют, что 50-80% травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.



Под психологией безопасности труда понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности труда рассматриваются психологические процессы, психические свойства, анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

Знание психологии позволяет разработать оптимальные режимы труда специалистов в течение дня, недели, по характеру деятельности и т.п. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) — это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) и могут положительно или отрицательно сказываться в течение всех психических процессов. Исходя из задач психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие большое значение в организации профилактики аварийности и производственного травматизма.

Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения (стресса). Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная нагрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40-60% максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Запредельные формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачивается живость и координация действий, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый [Дьяков, 2000].

Тормозной тип при запредельных формах психического напряжения характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляются рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип при запредельных формах психического напряжения проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояния приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Таким образом, запредельные формы психического напряжения нередко лежат в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения, аффектные состояния, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков, наркотиков).

Пароксизмальные состояния — группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной (от секунд до нескольких минут) утратой сознания. При выраженных формах наблюдаются падения человека и судорожные движения тела и конечностей. Пароксизмальные состояния в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологического исследования позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения настроения возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффектные состояния (аффект — взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффектным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

Лекарственные, алкогольные, наркотические изменения психического состояния связаны с употреблением психически активных средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Однако прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) лицами, занятыми на ответственных видах работ, способен вызвать отрицательный эффект (ухудшается самочувствие, уменьшается подвижность, скорость реакций).

Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) представляет особую проблему. Оказывая выраженное спокойствие и предупреждая развитие неврозов, эти препараты могут снижать психическую активность, замедлять реакции, вызывать апатию и сонливость.

Пьянство и алкоголизм также представляют серьезную проблему для безопасности труда. Недопустимость употребления алкогольных напитков в рабочее время и отрицательное влияние их на работоспособность общеизвестны. По различным данным автомобильный травматизм в 40-60% случаев связан с употреблением алкоголя, производственный травматизм со смертельным исходом в 64% случаев обусловлен также приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только уменьшает работоспособность человека, но и ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Длительное употребление алкоголя вызывает алкоголизм — болезненное привыкание к алкоголю, сопровождающееся различной степенью деградации личности. Специалисты, страдающие алкоголизмом, утрачивают свойственную им аккуратность и точность в работе. Они все чаще допускают ошибки и становятся неспособными к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормальных производственных ситуациях.

Значительную опасность представляет наркомания. Наркотики – это яд, оказывающий угнетающее действие на все органы и ткани, а особенно на центральную нервную систему. В результате нарастают тяжелые необратимые изменения в организме, теряется работоспособность, возникают психозы, развивается слабоумие. В отличие от алкоголизма, когда человек продолжает работать, хоть и с низкой производительностью труда, наркомания приводит к невозможности, выполнять не только сложные, но и простые технологические операции, контролировать свои действия.

Исходя из вышесказанного, важнейшее значение в обеспечении безопасности труда приобретает профессиональный отбор и формирование необходимых профессиональных качеств человека.

 

megaobuchalka.ru

Шпаргалка — Психология безопасности деятельности (антропогенные опасности)

3.1. Психические процессы и состояния

3.2. Особые психические состояния

3.3. Мотивация деятельности

 

Раздел второй ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ОПАСНОСТЕЙ

Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека:

· чувство дискомфорта

· усталость

· острые и хронические профессиональные заболевания

· травмы различной тяжести

· летальный исход

Источники опасности

Естественные источники опасностей

· Землетрясения, наводнения;

· Космические источники — метеориты, кометы, солнечная активность;

· Глобальное потепление.

Антропогенные источники опасностей

· Войны и конфликты;

· Экологическая и техногенная опасность;

· Опасность со стороны полей и излучений; Опасность со стороны веществ.

Техногенные источники опасности — это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды.

К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны.

И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров:

· естественно техногенные опасности — смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порожденные человеческой деятельностью;

· естественно социальные опасности — наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;

· социально техногенные опасности — профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания.

Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определенной отрасли, регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов.

Следует четко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу.

Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определенных условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.

Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания.

Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти.

Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве.

По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы:

· Физические

· Химические

· Биологические

· Психофизиологические

Физические факторы

К физическимопасным и вредным факторам относятся:

— движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции и природные образования;

— острые и падающие предметы;

— повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;

— повышенная запыленность и загазованность;

— повышенный уровень шума, инфразвука, ультразвука, вибрации;

— повышенное или пониженное барометрическое давление;

— повышенный уровень ионизирующих излучений;

— повышенное напряжение в цепи, которая может замкнуться на тело человека;

— повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

— недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;

— повышенная яркость, блесткость, пульсация светового потока.

1. Повышена скорость движения воздуха

2. Повышена или снижена влажность

3. Повышено или снижено атмосферное давление

4. Недостаточная освещенность

5. Рушащиеся конструкции

и другие.

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *