Психология битянова психология личностного роста – Методическая разработка по психологии (8, 9, 10 класс) на тему: Тренинг личностного роста Битяновой Н.Р.

Содержание

Методическая разработка по психологии (8, 9, 10 класс) на тему: Тренинг личностного роста Битяновой Н.Р.

М ЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

К ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ЗАНЯТИЕ I

Тема 2. Психодиагностика уровня развития личности

1. Знакомство — самопрезентация.

    Карточки с именем.

2. Обсуждение и принятие каждым основных правил работы в группе.

3. Дискуссия по качествам личности практического  психолога.

4. Домашнее задание.

5. Обратная связь (раздать анкеты по тренингу).

Материалы к занятию

Преподаватель представляется, рассказывает о целях  курса, раскрывает логику учебного плана.

I этап занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех   членов группы (например, сказать соседу что-либо приятное; подарить подарок; передать прикосновением свои добрые чувства и т. п.).

Упражнение 1. «Самопрезентация».

 Назначение:

— выявление представлений слушателей о себе;

— формирование установки о значимости своей личности;

— создание условий для самораскрытия.

Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личностных качествах. Задача  может быть уточнена, например, назвать 5 (10) наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах («Самопрезентация»).

Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа:

— Твое главное достоинство?

— Есть ли у тебя слабости (отрицательные качества)? Можешь ли ты их назвать?

На самопрезентацию одного человека отводится 3— 5 минут.

Второй вариант данного упражнения:

Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Члены группы делятся впечатлением, какое представление им больше запомнилось, что нового они узнали о своих коллегах.

Упражнение 2. Обсуждение правил работы в группе.  

Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

 Процедура: ведущий объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правила персонификации обращения и высказывания «Я предлагаю…», «Я думаю…», правило «здесь и теперь», правило «обратной связи», правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и др.

1. Правило персонификации обращения и высказывания.

Оно указывает на необходимость обращения не ко всей группе вообще, а к конкретному человеку и по имени. Не следует говорить «Давайте обсудим проблему…», а лучше «Петя, Маша, я предлагаю обсудить». При высказывании своей позиции также необходимо уходить от безличных речевых форм и говорить только от своего имени.

2. Правило доверительного стиля и искренности в  общении.

Выносите на обсуждение группы личностно значимые проблемы. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия, можно предложить принять единую форму обращения на «ты», психологически уравновешивающую всех, членов группы и ведущего.

Искренность должна выражаться в открытом, выражении своих чувств и мыслей по отношению к действиям других участников.

3. Правило «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга — превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений,

лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят, в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т. п.).

4. Правило «обратной связи»: во-первых, стремитесь , дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представленную ему «обратную связь».

5. Правило недопустимости непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты болтун…». Следует говорить: «Ты говоришь много и не конкретно… » или вместо фразы «Ты мне не нравишься»,  правильнее сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т. п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы должны говорить о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

6. Правило «Стоп».

Нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп».

7. Правило конфиденциальности.

 Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Благодаря соблюдению этого правила, можно не бояться, что обсуждаемые на тренинге проблемы могут стать общеизвестными.

8. Правила совместных поисков.

Говори о том, что происходит в группе, здесь и теперь. Учись доверять своим субъективным ощущениям, они помогают глубже понять, что происходит в самих людях и между ними. Старайся быть открытым, когда говоришь или когда слушаешь других. Сосредотачивайся на том, что говорят и делают другие, старайся осознавать свои чувства, которые возникают в этот момент. Не избегай риска.

Если кого-то из участников группы эти правила не  устраивают, он должен принять решение: либо признать эти правила и следовать им во время работы группы, либо не начинать занятия совсем.

Во время обсуждения правил, психолог должен дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

Упражнение 3. «Выбрось пальцы».

Назначение: проверка умения группы действовать согласованно.

Процедура: ведущий предлагает членам группы по его команде «выбросить» пальцы. Упражнение повторяется до тех пор, пока все участники не «выбросят» одинаковое количество пальцев.

Обычно  4 – 6  попыток достаточно, чтобы, группа сориентировалась в ситуации и начала действовать согласованно.

Необходимо обратить внимание на обсуждение самоотчетов членов группы, что способствовало, и что мешало действовать согласованно.

2 этап занятия.

Процедура 1. Участникам раздаются списки качеств, важных для практического психолога. Задача каждого — проранжировать каждое качество по степени важности и определить, в какой мере ему присущи данные качества (поставить себе оценку по 7-балльной шкале). На выполнение этого задания отводится 15 минут.

Процедура 2. Вся группа приступает к выполнению общего задания. В течение 30 минут нужно проранжировать личностные качества по степени их важности. Группа в ходе совместного обсуждения проблемы должна решить, какое качество является самым важным для практического психолога. Потом группа выбирает второе качество и т. д. Спорные проблемы обсуждаются вплоть до полного согласия. По истечении 30 минут, руководитель прерывает работу группы независимо от того, какая часть задания выполнена.

Процедура 3. Самооценка. Членам группы предлагается с учетом только что проведенного анализа поведения каждого участника в групповой дискуссии оценить самого себя по специальному тесту (бланки тестов раз- даются) и проанализировать полученные результаты.

Затем руководитель предлагает обсудить, что происходило в группе во время дискуссии (15 минут).

Перерыв.

Упражнение 1. «Слежка».

До раскрытия содержания упражнения пояснить цели и задачи данного задания.

Перед выходом на перерыв из аудитории каждый член группы выбирает себе «объект слежки» и записывает его имя себе в тетрадь. Задача «сыщика», не раскрывая себя, понаблюдать за выбранным членом группы, выяснить, что он делал во время перерыва, как себя вел, какое у него настроение, самочувствие, настрой на работу. Задача «объекта» — обнаружить «сыщика». После перерыва идет обсуждение полученных данных в следующей последовательности — первый по кругу член группы говорит кто, по его мнению, за ним наблюдал, если отгадал, то «сыщик» рассказывает о наблюдениях, если нет, то «сыщик» сам называется и рассказывает, затем этот «сыщик» говорит о тех, кто наблюдал за ним и т. д. по цепочке. Время — 15 -20 минут.

В конце занятия  — упражнение.

Упражнение 2. «Чистка луковицы».

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознать свои цели и желания.

Время: 10 — 15 минут.

Технология выполнения:

Закройте глаза, расслабьтесь.

1. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших  внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимания на него.

2. Объяснение домашнего занятия — заполнение тестов и письменная отработка их дома.

Упражнение «Я-концепция» выполняется на  отдельных листах.

Все упражнения выполняются индивидуально.

В конце занятия — оценка проведенного занятия и своего самочувствия по специальной анкете (см. приложение).

Приложение

АНКЕТА

 Дата                               Ф. И. О.      

  1. Ваше мнение о тренинге (5 баллов)
  2. Ваше самочувствие (5 баллов)
  3. Удовлетворенность своим поведением (5 баллов)
  4. Желание заниматься тренингом (5 баллов)
  5. Кто оказал влияние на ход тренинга
  6. Кто не оказал никакого влияния на ход тренинга
  7. С кем бы Вы хотели играть в ролевой игре

      8.        С кем бы Вы не хотели играть в ролевой игре

ЗАНЯТИЕ 2

Тема 3. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.

Занятия начинаются с процедуры приветствия. Затем собираются материалы с выполненным домашним заданием. Преподаватель выясняет, у кого какие были затруднения или неясности при его выполнении.

Далее преподаватель разъясняет основные цели занятия, раскрывает содержание основных категорий и психологических явлений, с которыми придется работать на занятии и потом переходит к упражнению 1.

Упражнение 1. Определение последовательности достижения Вашей цели.

Цель: осознание возможности достижения целей, оптимального количества действий и необходимых средств.

Время: 10 -15 минут.

Технология выполнения:

1. Вначале возьмите лист бумаги и карандаш и вверху запишите цель, которую Вы хотите достичь. Затем разбейте лист на 4 колонки: «Что мне нужно сделать». «Необходимые мне средства», «Порядок выполнения» и «Важность действия».

2. Положив перед собой этот лист бумаги, некоторое время расслабляйтесь и сконцентрируйтесь.

Когда Вы почувствуете абсолютное спокойствие и медитативное состояние ума, начинайте.

3. Начните с обдумывания всех шагов, которые Вам необходимо предпринять для достижения целей. Не пытайтесь оценивать, насколько важны эти действия. Просто запишите все, что Вам приходит на ум, в первую колонку «Что мне нужно сделать». Продолжайте «мозговой штурм» и выдвижение идей, пока Вы не почувствуете, что исчерпали все варианты.

4. Теперь посмотрите на каждое действие, которое Вам необходимо выполнить и напротив него перечислите все необходимые средства, занеся их во вторую колонку «Необходимые мне средства». И также не пытайтесь обсуждать или оценивать ваши мысли.

5. Перейдите к третьей колонке «Порядок выполнения», в которой вы последовательно пронумеруете действия, перечисленные в первой колонке. Начинайте с того действия, которое вы намерены выполнить первым, затем присвойте номер второму действию, третьему и т. д. Если Вы не уверены в их последовательности или думаете, что будете выполнять некоторые действия в одно и то же время, присвойте им одинаковые номера.

6. Вновь посмотрите на действия в первой колонке, и как можно быстрее оцените их по степени важности, поставив в четвертой колонке «Важность действия» соответствующий знак: А — очень важно; В — важно;

С- выполнить, если будет возможность.

Упражнение 2. «Три года» (см. Дж. Рейиуртер).

Цель: как построить свою жизнь при сообщении о близкой смерти.

Технология выполнения:

1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно должно быть ровным, естественным. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части, Вашего тела движутся, когда вы дышите …, заметьте, где Ваше тело касается кресла, стула …, не напрягайтесь, пусть кресло само держит ваше тело.

2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время. Какова Ваша первая реакция на это известие… Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?

3. Вместо того, чтобы испытать ненависть к тому, что «меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях надвигающейся смерти, решите лучше, как Вам хочется провести это время.

Где бы Вы хотели их прожить? С кем бы Вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?

 4. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.

В чем сходство между ними?

В чем отличие?

Есть ли в этой воображаемой картине: что-то, что Вы хотели бы включить в Вашу нынешнюю жизнь?

5. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о Вашей смерти через три года — это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение. Отбросьте эти мысли. Но оставьте от этой игры то, что Вам подходит и что вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 3. «Идеальная модель» (см. П. Ферручи).

Цель: Формирование уверенности в достижимости поставленной цели.

Технология выполнения:

1. Представьте себе жизненную цель, которую Вы стремитесь достигнуть.

2. Выберите качество, которое, как Вам кажется, поможет на данный момент реализовать выбранную цель в жизни.

3. Теперь представьте, что вы обладаете этим качеством и в высочайшей степени его чистоты и интенсивности. Дайте образу оформиться во всех деталях. Смотрите взглядом, который проникнут этим качеством, она в вашей позе и в выражении лица (образ может быть вначале нестабильным, мерцать и исчезать). Удерживайте этот образ некоторое время, поощряя возрастающее выражение выбранного Вами качества.

4. Представьте проникновение в это качество, Ваше слияние с ним, подобно тому, как переодевание в новую одежду.

Проникнувшись образом, почувствуйте, что это качество становится частью Вас. Представьте, каким ощущением сопровождается обладание этим качеством. Почувствуйте, что оно просочилось через Ваше тело, через каждую Вашу клетку, течет в каждой вене, наполняя Вас. Представьте, что это качество пропитывает и Ваши чувства, образ мышления и мотивы.

5. Наконец, представьте себя в одной или нескольких ситуациях повседневной жизни, проявляя это качество в большей степени, чем имели до этого. Представляйте эти ситуации в динамике, со всеми деталями.

После этого упражнения отрабатывается упражнение «Идеальная модель», данное в соответствующей теме учебных материалов к занятиям для участников тренинга. Строится модель деятельности практического психолога «глазами группы».

В конце занятия —  анкетирование и домашнее задание.

ЗАНЯТИЕ 3

Т е м а 4. Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие

Начало занятия: то же, что и предыдущее.

 Занятие проходит в 2 этапа.

На первом этапе — отработка упражнений «Круг субличностей», «Диалог субличностей».

Второй этап занятия: разработка групповых жизненных ценностей (упражнение 2 в соответствующей теме учебных материалов (раздел II) для участников тренинга).

После выполнения упражнения —  рефлексия проведенной дискуссии.

Завершается занятие упражнением «Общий рисунок».

Назначение упражнения:

Сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности (общего рисунка), диагностика социальных установок членов группы.

Процедура: участникам тренинга выдается большой лист бумаги, фломастеры и ставится задача: не договариваясь между собой, нарисовать общий рисунок, представляющий образ группы. После этого рисунок об- суждается:

— что на нем изображено?

— что чувствовали, когда рисовали?

— можно ли по рисунку сделать вывод о настроении и мыслях группы?

Упражнение 1. «Kpyг  субличностей».

1. Перечислите все свои желания, записывая все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что Вы включили и то, что у Вас сейчас есть, и то, что Вы хотели бы иметь в дальнейшем. Например: не болеть, иметь высокий заработок, достигнуть успеха (в чем?), получить квартиру, быть любимым и т. д.

2. Когда в Вашем списке наберется 20 пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания) просмотрите список и выберите 5 —   6 самых существенных. Например: научиться играть в теннис, регулярно плавать, ходить в баню, можно записать, как заниматься спортом или постоянно поддерживать спортивную форму.

Не включайте в окончательный список те желания, которые Вы хотите реализовать только потому, чтобы о Вас хорошо думали окружающие (не свои желания).

3. Проанализируйте окончательный список желаний. Представьте себе, что за каждым из них стоит как бы самостоятельная часть вашей личности (субличность) и дайте ей название. Например, желанию «чтобы успешно учились дети» может соответствовать субличность «отец», а желанию «быть любимым» — «муж» или «любовник» и т.д.

4. Теперь нарисуйте на отдельном листе бумаги круг (на всю страницу). Внутри него круг диаметром 1 — 2 см. Эта центральная часть — Ваше «Я». А окружающее кольцо разбейте на сегменты и разместите в них те 5 — 6 субличностей, которые являются выразителем Ваших желаний.  

Раскрасьте субличности в разный цвет, дайте каждому свое имя.

5. Сравните Ваши желания с жизненными ценностями, список которых Вы составили в ходе выполнения других упражнений. Нет ли между ними противоречий?

Примечание:

 Цель данного упражнения — научиться анализировать свои внутренние побуждения и понять себя, свой центр, свое «Я», усилить его, чтобы это «Я» было способно разрешать конфликты между субличностями.

Игры, в которые играют наши внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если вы их не осознаете или позволяете себе расслабиться, не предпринимая мер для примирения конкретных сторон.

Упражнение 2. «Диалог субличностей» (см. Дж. Рейнуотер).

Дайте возможность обнаруженным Вами субличностям пообщаться друг с другом и с Вашим «Я», пусть они скажут, за что они ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят.

Дайте возможность каждой субличности сказать несколько предложений, начинающихся словами:

«Мне  нравится…»

 «Я обижен…»

«Я хотел бы…»

«Мне представляется…»

Упражнение 3. «Психодрама субличностей» (см. Дж. Рейнуотер).

1. Выберите из группы тех  участников, кто будет выполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые Ваши диалоги, так, чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно Ваши, а не свои субличности.

2. Сядьте в центре комнаты и попросите друзей- «актеров» сесть вокруг Вас. По Вашему сигналу они должны начать  говорить с Вами — требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего «Я», обращая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

3. Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

4. В заключение скажите каждой Вашей субличности, что Вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема 5. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных форм поведения

Цель: Развитие уверенности в себе.

Процедура приветствия.

Собираются материалы с домашним заданием и обсуждаются возникшие проблемы.

Преподаватель раскрывает основные цели занятия и логику его проведения.

Технология выполнения:

1. Занятие начинается с упражнения 1. «Преодоление сомнений в своей силе», изложенного в занятии 4 раздела II для участников тренинга.

2. Упражнение «Сильные стороны».

З. Упражнение «Список претензий».

4. Упражнение «Мои слабые стороны».

5. Упражнение «Враги».

6. Упражнение «Уверенность в себе» (см. раздел П).

Заканчивается занятие анкетированием и домашним заданием.

 Упражнение «Сильные стороны»

1. Закройте глаза, расслабьтесь и вспоминайте свою жизнь. Не торопитесь, на это отводится 10 минут. Начинайте с самых ранних детских воспоминаний.

Вспомните каждое Ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым Вы можете гордиться.

Откажитесь от любых скромных, искажающих Ваши достоинства замечаний.

Обратите особое внимание на те события, которые без Вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, выступили на собрании в защиту товарища и т. д.).

Не забудьте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас были трудными (например, выучить иностранный язык и сдать кандидатский экзамен; пойти на разрыв отношений с ранее близким человеком и т. д.).

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий «не брал в кавычки» свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, безо всяких «но», «если», и т. д. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых высказываний о своих, недостатках, ошибках, слабостях. Руководитель и все остальные члены группы должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Итак, высказывается первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3 – 4 минуты и даже если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3 — 4 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего. И так, пока не выскажутся все по очереди. Руководитель следит за временем и дает сигнал, когда наступает очередь следующего члена группы.

 После того, как все высказались, руководитель раздает листы бумаги и карандаши, предлагая всем попытаться «провести инвентаризацию» своих  сильных сторон и переписать их на листочке. Руководитель предлагает перечислить не только то, о чем уже говорилось  о себе, но и другие сильные стороны, которые каждый  осознает в себе в настоящее время.

После этого группа делится на 3 — 4 подгруппы и обсуждает, как, опираясь на свои  сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Затем вся группа собирается и участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны в личностном росте.

Упражнение «Список претензий».

Все члены труппы на листах бумаги без подписи записывают свои претензии к остальным членам группы, к руководителям, к группе в целом. Этот список сдается руководителю, он их смешивает, а затем читает вслух всей группе.

Каждый должен высказать свое отношение к полученной претензии, которая адресована ему лично, дать обоснование, почему намерен (или нет) измениться, согласен или нет и т. д.

Упражнение «Мои слабые стороны».

Процедура выполнения та же, что и для упражнения  «сильные стороны». По 3 — 4 минуты каждый член группы высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках.

После выступления всех участников руководитель раздает листы для проведения «инвентаризации» этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы для работы на последнем занятии.

Упражнение «Враги».

Один из участников садится в центр, а группа пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их возраст, социальное положение, психологические характеристики, в каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в центре.

Находящийся в центре круга анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует; подтверждая или отклоняя предположения других участников.

Затем в центр садится другой человек, процедура повторяется.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема  6. Развитие творческого потенциала личности

Цель: Развитие творческого потенциала личности.

Материально-техническое обеспечение: бланки методик, видеозаписывающая аппаратура.

Занятие состоит из двух этапов.

На первом этапе проводится тренинг уверенности в себе, отрабатываются упражнения по развитию рефлексии, снятию зажимов, повышению творческого самочувствия (2 часа).

Второй этап — игра, направленная на развитие творческого потенциала личности.

Начало занятия — приветствие членов группы (передача воображаемых друг другу предметов с угадыванием, что же передали).

Затем проверка выполнения домашнего задания. Для того, чтобы творчески мыслить, как минимум, нужно определенное настроение и состояние человека.

Снять плохое настроение, раскрепостить позволяют отдельные упражнения и комплексные технологии. Вы знаете систему аутотренинга, позволяющую человеку регулировать себя, но есть отдельные приемы, которые дают возможность раскрепостить себя, поднять свой творческий потенциал.

Упражнение 1. Научиться образному видению слова (превращать слово в быль).

Мимикой и пантомимикой передать смысл слова «грусть», «мужество», «солнце», «свежий воздух», «море волнуется» и т. д.

Упражнение 2. Уметь неинтересный объект превращать в интересный.

На выбор выполнить задание:

— обращаться с карандашом как с заряженным револьвером;

  • ходить по полу как по луже, по песку;
  • искать сходство между предметами и определенными людьми, между людьми и животными;

— сфантазировать на тему: «каково настроение того или иного неодушевленного предмета?», «сколько ему лет» и т. д.;

— выбрать малознакомое лицо и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях, будущее, настоящее и т. д.

Упражнение 3. «Без маски».  

Все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, «открытости». Группа оценивает степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет следующий  член группы и без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «зажатым», «шаблонным», то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.

Незаконченные предложения:

  1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
  2.  Мне знакомо острое чувство одиночества, помню…
  3. Особенно мне не нравится, когда …
  4. Мне очень хочется забыть, что …
  5. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды когда…
  6. Однажды меня напугало то, что …
  7. В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…
  8. У меня немало недостатков. Например …

9.  Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды …

10. В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя …

11. Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я …

12. Мне случалось проявить трусость… Однажды, помню …

13. Особенно меня раздражает то, что…

Упражнение 4.

Цель: развитие, уверенности в наличии способностей (таланта) и возможности достижения поставленных целей.

Время:  5 минут, ежедневно, в течение недели.

Психологическая (теоретическая) основа упражнения.

Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Если вы себя оцениваете положительно, то и чувствовать будете хорошо. Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы ими и будете обладать. Даже если Вы сейчас не обладаете этими чертами, то если Вы думаете, что имеете их, Вы разовьете их, и Ваше чувство собственного достоинства стремительно возрастет. Предложенная ниже техника поможет Вам достигнуть того, к чему Вы стремитесь.

 Задание:

1. Запишите Ваши утверждения о том, кто Вы есть или кем Вы можете стать, и о том, что у Вас есть или чего Вы хотите. Например:

  • у меня увлекательная и творческая работа;
  • я коммуникабелен и раскрепощен;

— я добиваюсь успеха во всем, что я делаю и сейчас я успешно справлюсь с поставленной задачей и т. д.

2. Когда Вы закончите писать, выберите самое важное Ваши утверждения и сосредотачивайтесь на них примерно минуту. Потом закройте глаза и повторяйте про себя утверждения помногу раз в течение 2 — 3 минут. Делая это, преобразуйте Ваши утверждения в зрительные образы, т. е. представьте написанное положение перед своим мысленным взором.

Упражнение 5.

 Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время: 5 минут.

Психологическая сущность упражнения.

Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас — добиться признания на новой работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно жениться (выйти замуж) и т. д.

2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что Вы достигаете этой цели. Представляя свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту и Вы взволнованы, принимая похвалы  от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что Вы захотите.

ЗАНЯТИЕ 6.

Тема 7. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости

Упражнение 1. Осознание жизненных кризисов (см. П. Ферручи).

Цель: осмыслить жизненные кризисы и отработать установку на их принятие.

1. Вспомните 3 кризиса, пережитых Вами в жизни (ситуации, которые вызвали у Вас сильное переживание). Затем сделайте свободный рисунок каждого из них, выражая чувства, которые Вы испытывали во время кризиса и существо случившегося. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать рисунок красивым.

2. Теперь возьмите рисунки, представляющие 3 кризиса, и положите их перед собой в соответствии с хронологией событий.

3. Всмотритесь в Ваши рисунки, проследите в них непрерывность, если можете ее почувствовать. Вы можете рассматривать кризис как переход между двумя фазами вашего развития. Попытайтесь усмотрёть в каждом кризисе  новый жизненный импульс, новую черту Вашей личности, которая рождается и прокладывает себе путь.

4. Осознайте также, каким образом Вы встречали — свои кризисы. Пытались ли Вы отстронить или игнорировать их? Усиливали ли возникающую боль, цеплялись ли за старые привычки? Были ли Вы мужественны перед лицом кризисов? Переживали ли каждый кризис по-разному?

5. Помните: кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый, возможно, более совершенный, занимает свое место. В период между старым и новым порядком возникают временные дезинтеграция и переживание, боль. Но это естественный процесс, ибо жизнь — это школа, а кризисные ситуации — наиболее важные уроки. Поэтому приятие кризисов, есть самый практический способ быть свободным и в трудной ситуации. Реактивные установки должны измениться на когнитивные.

Упражнение 2. Приятие (см. П. Ферручи).

1. Подумайте о чем-либо из Вашей жизни, к чему Вы испытывали или испытываете благодарность. Это может быть присутствие любимого человека, Ваш талант, красивая природа или цветок и т. д. Представьте его ярко, оценивайте его, думайте о том, что он Вам дает и чему Вы от него можете научиться.

2. Теперь подумайте о чем-нибудь или о ком-нибудь, чего или кого Вы хотели бы избежать в своей жизни. Представляйте его внимательно, разглядывайте всякую Вашу реакцию на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать или остановить их. Проследите Вашу обычную стратегию неприятия, осознайте, как это проявляется на уровень Вашего тела, чувств, мышления.

3. Вернитесь мысленно к тому предмету, что вызывает Вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно пол нее осознайте Ваше приятие.

4. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации с тем видом приятия, которое у Вас возникло. Представьте временный характер неизбежности этой неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который преподносит приятное, также способен и на неприятности, и допустите к себе, если чувствуете готовность и желание, установку сознательного, намеренногo приятия.

Упражнение 3. «Чемодан».

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, в чем его отрицательные проявления, и над чем ему необходимо активно поработать. Здесь помогут листы «инвентаризации» слабых сторон, которые есть у  руководителя.

Выбирается «секретарь», он делит лист вертикально чертой пополам, на одной стороне ставится «+», на  другой « — ».  Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5 — 7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы и ему зачитывается и передается этот  список.

Выходит следующий участник и процедура повторяется.

В конце занятия с участниками тренинга составляется соглашение (Упражнение «Соглашение» приведено в учебных, материалах раздела  II, занятие 6). Листы с соглашением и домашним адресом сдаются преподавателю.

Заканчивается занятие анкетированием и домашним заданием.

БИТЯНОВА Надежда Ростиславовна

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.

Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников.

Учебное пособие  

nsportal.ru

книги Битянова М.Р.; тренинги / НАСВЯЗИ

В настоящее время распространены различные книги, тренинги и сайты, которые посвящены различным аспектам развития человеческих качеств, где психология личностного роста, из-за ее актуальности в наши дни освещается в широком спектре тем и вопросов. Один из авторов, которых интересует в своих работах психология личностного роста – Битянова М.Р., ее книги можно купить, читать онлайн или скачать в Интернете. Однако, далеко не все люди, даже которые читают подобные книги, имеют даже после ознакомления с такой литературой правильное представление о том, что же такое на самом деле личностный рост.

Психология личностного роста – это понятие достаточно само по себе и довольно яркое, сформулированное в рамках гуманной психологии. Сегодня, однако, данное понятие достаточно часто используется в самых разных направлениях и сферах раздела психологии. Можно сказать, что сегодня наблюдается определенный рост интереса со стороны людей различных профессий и стиля жизни, поскольку для них психология личностного роста – это путь к успеху, поэтому они готовы читать различные книги, а также посещать всевозможные тренинги.

Нужно понимать, что процессы личностного роста являются одним из основных механизмов развития и самосовершенствования человеческой личности, иными словами, это постоянные позитивные изменения, которые происходят в человеке благодаря проявлению в нем того, что и было изначально заложено природой. Мнение экспертов по этому поводу совершенно различное. Одни раскрывают чакры, другие учатся холотропному дыханию, третьи читают специальные книги, четвертые посещают закрытые тренинги, а Зигмунд Фрейд, например, говорил, что психология личностного роста невозможна без 100 часов психоанализа.
Когда речь заходит о тех или иных процессах личностного роста, необходимо уточнять у конкретного собеседника, что именно он подразумевает под самим термином, то есть какие книги конкретно он читал, которые подтолкнули его к развитию так, что теперь психология личностного роста для него стала актуальной темой. Поскольку данное выражение является достаточно актуальным, хотя по сути своей – это лишь только оболочка, важно вносить ясность при возникновении такого вопроса, так как эту оболочку можно заполнить абсолютно любым содержанием.
Психология личностного роста человека не может определяться ни количественно, ни качественно. Человек не может ответить на вопрос, происходит ли с ним процесс личностного роста или нет. Любой человек в состоянии заметить, что с ним происходят все же определенные изменения, может также думать, что данные изменения ему на пользу. Однако никто не даст ему 100% гарантии, что данные изменения приведут его к тому результату, который человек ожидает.
Именно поэтому в последнее время психология личностного роста становится популярным методом спекуляции, вот почему появилось огромное количество так называемых тренингов личностного роста и различных семинаров на эту тему. Раз люди ищут продукт, и есть спрос – значит возникает и предложение на рынке подобных услуг.
Поэтому посетители таких различных тренингов должны отдавать прежде всего хотя бы себе отчет в том, что психология личностного роста возможна исключительно вместе с профессионалами своего дела. Если вы идете на какой-то тренинг личностного роста – это, конечно, в любом случае для вас хорошо, так как происходит развитие человеческого потенциала, вы удовлетворяете свой интерес. Однако, все же стоит более внимательно относится к такого рода мероприятиям. Стоит самим углубляться в то, чем вы будете заниматься на подобных тренингах, а также выбирать профессионалов своего дела с историей и рекомендациями ваших близких, кому вы доверяете.
Таким образом, психология личностного роста – это одна из самых актуальных тем, книги по которой затрагивают наиболее актуальные вопросы из жизни любого человека, а, следовательно, различные программы, материалы и тренинги по данному направлению в будущем будут пользоваться повышенным спросом. Однако, эксперты убедительно советуют начинать свое долгое путешествие в страну личностного роста с классического психоанализа. Это наиболее значимый и актуальный шаг в свое развитие в любом возрасте и для любых профессий

xn--80aepevz3h.xn--80asehdb

Психология личностного роста битянова. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга

Н. Р. Битянова. Психология личностного роста

Анна ШахтароваКак изменить свою жизнь, чтобы стать счастливым. Психология личностного ростаДорогой мой читатель, я признательна Вам за то, что вы взяли в руки мою книгу. Выражаю уверенность, что она станет ответом на Ваши молитвы о помощи. В ней изложены эффективный метод качественно… — СУПЕР Издательство, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) электронная книга Подробнее…2018100электронная книга
Анна ШахтароваКак изменить свою жизнь, чтобы стать счастливым. Психология личностного ростаДорогой мой читатель, я признательна Вам за то, что вы взяли в руки мою книгу.Выражаю уверенность, что она станет ответом на Ваши молитвы о помощи. В ней изложены эффективный метод качественно… — СУПЕР Издательство, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее…2018бумажная книга
Валентин Иванович ПетрушинПсихология здоровья 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Профессиональное образование электронная книга Подробнее…2017729электронная книга
Валентин Иванович ПетрушинПсихология здоровья 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее…2017729электронная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…20171165бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — Юрайт, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Профессиональное образование Подробнее…20171165бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее…20171399бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее…20171399бумажная книга
А. Р. АкимоваПсихология тренинга: исследования субъективных и объективных компонентов эффективностиМонография посвящена одной из актуальных проблем развития теории психологического тренинга и практической реализации психологического знания в различных видахгрупповой работы. В теоретической части… — ФЛИНТА, электронная книга Подробнее…2014150электронная книга
Слотина Татьяна ВикторовнаПсихология личности. Учебное пособиеИздание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее… — Питер, Учебное пособие Подробнее…20171307бумажная книга
Психология личности. Учебное пособиеИздание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее… — Питер, Учебное пособие Подробнее…2017986бумажная книга
Слотина Т.Психология личностиИздание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее… — Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее…2017977бумажная книга
Слотина Татьяна ВикторовнаПсихология личности. Учебное пособиеПеред вами учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее известных зарубежных и… — Питер, (формат: Твердая глянцевая, 448 стр.) Подробнее…20171184бумажная книга
Кравцов Геннадий Григорьевич, Кравцова Елена ЕвгеньевнаПсихология игры. Культурно-исторический подходВозникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает че

madamvong.ru

Н. Р. Битянова. Психология личностного роста

Анна ШахтароваКак изменить свою жизнь, чтобы стать счастливым. Психология личностного ростаДорогой мой читатель, я признательна Вам за то, что вы взяли в руки мою книгу. Выражаю уверенность, что она станет ответом на Ваши молитвы о помощи. В ней изложены эффективный метод качественно… — СУПЕР Издательство, (формат: 60×84/16, 344 стр.) электронная книга Подробнее…2018
100электронная книга
Валентин Иванович ПетрушинПсихология здоровья 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 384 стр.) Профессиональное образование электронная книга Подробнее…2017
729электронная книга
Валентин Иванович ПетрушинПсихология здоровья 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 384 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее…2017
729электронная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 384 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2017
1165бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для академического бакалавриатаВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 384 стр.) Школьная программа Подробнее…2017
1507бумажная книга
Петрушин В.И.Психология здоровья. Учебник для СПОВ настоящем учебнике раскрываются психологические основы личностного роста на базе здорового образа жизни. В нем представлен анализ духовных практик, современныепсихологические представления о путях… — Юрайт, (формат: 60×84/16, 344 стр.) Профессиональное образование Подробнее…2019
1174бумажная книга
Татьяна СлотинаПсихология личности. Учебное пособиеИздание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее… — Питер, Учебное пособие (Питер) электронная книга Подробнее…2016
149электронная книга
А. Р. АкимоваПсихология тренинга: исследования субъективных и объективных компонентов эффективностиМонография посвящена одной из актуальных проблем развития теории психологического тренинга и практической реализации психологического знания в различных видахгрупповой работы. В теоретической части… — ФЛИНТА, электронная книга Подробнее…2014
150электронная книга
Кравцов Геннадий Григорьевич, Кравцова Елена ЕвгеньевнаПсихология игры. Культурно-исторический подходВозникнув в дошкольном детстве, игра сопровождает человека всю его жизнь. Игра позволяет человеку моделировать мир и обеспечивает возможность личностного роста. Игра создает фундамент для становления… — Левъ, (формат: 60×90/16, 384 стр.)

books.academic.ru

Тренинг личностного роста для старшеклассников

“Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни”.

(Китайская пословица)

Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной “стратегии жизни” старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников.

Методические цели и задачи:

  • Ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • Формировать установку о значимости своей личности;
  • Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • Воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Наглядность: Таблица с правилами поведения на занятиях по психологии.

Оборудование: Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.

Время проведения: 60 минут

План.

  1. Знакомство – самопрезентация.
  2. Упражнение “Обсуждение правил работы в группе”.
  3. Торг.
  4. Упражнение “Чистка луковицы”.
  5. Упражнение “Три года”.
  6. Представление о достигнутом успехе.
  7. Рефлексия.

Ход занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить “подарок”, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).

Время: 5 минут.

Упражнение 1. “Самопрезентация”.

Цель:

— выявление представлений слушателей о себе;

— формирование установки о значимости своей личности;

— создание условий для самораскрытия.

Время: 5 минут.

Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах (“Самопрезентация”).

Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:

— Твое главное достоинство?

— Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?

Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Упражнение 2. “Обсуждение правил работы в группе”.

Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

Время: 5 минут.

Процедура: Психолог объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания “Я предлагаю…”, “Я думаю…”; правило “здесь и теперь”; правило “обратной связи”; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило “стоп”

Упражнение 3 “Торг”

Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.

Время: 15 минут.

Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.

Упражнение 4 “Чистка луковицы”.

Время: 5 минут.

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее “Я” и осознавать свои цели и желания.

Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.

Упражнение 5 “Три года” (см. Дж. Рейнуотер).

Цель: осознание как построить свою жизнь.

Время: 15 минут.

Технология выполнения:

  1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите…, заметьте, где ваше тело касается кресла, стула… Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.
  2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?
  3. Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что “меркнет свет”, или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.
  4. Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?
  5. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.
  6. Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?
  7. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 6. “Представление о достигнутом успехе”.

Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время: 5 минут

Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

  1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
  2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
  3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.

Упражнение 7. “Рефлексия”.

Время: 5 минут

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература:

  1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста — М., издательство “Международная педагогическая академия”, 1995
  2. Дж. Рейнуотер “Это в ваших силах” — М., 1993
  3. Лидерс А. Г. “Психологический тренинг с подростками” — М., 2001

urok.1sept.ru

критерии и этапы профессионального саморазвития

Сегодня стало очень популярным саморазвитие и личностный рост психолога не исключение. Профессии, предусматривающие работу с людьми, заключаются не только в возможности помочь другим, но и в самосовершенствовании себя. В чем заключается профессионализм психолога? Личностный рост и его аспекты. Как влияет рост личности на работу психолога и его профессионализм? Ответы на эти вопросы можно увидеть в этой статье и понять, каким должен быть настоящий психолог.

Психолог: врач или человек?

Психолог – человек, помогающий справиться с переживаниями и трудностями во взаимоотношениях с окружающими. Консультация специалиста помогает скорректировать поведение и восприятие, достичь стабильности в общении с другими людьми и самим собой.

Как и любой другой человек, психолог должен расти не только профессионально. Он самостоятельно должен пройти все те пути на пути к идеалу, которые предлагает преодолеть своим пациентам. Это в первую очередь человек, наделенный чувствами, жизненными переживаниями и трудностями, возможностью выбора и принятия решений. И когда заходит речь про личностный рост человека, то нужно понимать, что у психологов этот аспект стоит на первом месте.

Специалист, не знающий на практике свои методики – не специалист. Теория должна быть подтверждена практикой и только в этом случае, если есть положительные результаты, можно её рекомендовать своим пациентам. Психолог, как врач, должен быть уверенным в своих методах лечения, знать, как правильно помочь человеку с его проблемой. Для этого, ему как человеку, нужно расти, самосовершенствоваться и постоянно двигаться вперед. Такие люди смогут качественно помочь нуждающемуся и поддержать его.

Психолог, как человек должен:

  • Постоянно развиваться.
  • Уметь находить решение сложностей.
  • Принимать себя и других людей.
  • Уметь слушать.
  • Не останавливаться на достигнутом.
  • Психолог, как врач:
  • Профессионально расти.
  • Самостоятельно пройти через систему самосовершенствования.
  • Уметь помочь любому человеку с его проблемой.
  • Помочь само реализоваться.

Нужно понимать, что такой специалист помогает не медикаментозными решениями, а правильно подобранными методами борьбы с собой и своими страхами. Постоянное движение вперед – это не только залог успеха для профессионалов, но и для тех, кто хочет стать лучше и научиться решать свои проблемы легко, а и качество личностного роста.

В чем заключается личностный рост психолога?

Личность психолога – орудие его труда. При этом профессиональное осознание, которое выступает залогом успеха и хорошего результата. Эффективный психолог, за исследованиями многих мировых специалистов, это человек способен творчески мыслить, проводить самоанализ, работать в полном уединении, пользоваться новыми возможностями для получения опыта, легко адаптироваться и гибко мыслить. Это личность, способна по-новому сформировать эмоции человека и открыть новые. От этого зависит качество личностного роста не только пациента, но и самого специалиста.
Эмоции – важная составляющая нашей жизни. Важно быть в хорошем эмоциональном состоянии, чтобы помочь своему клиенту. Ведь любые эмоциональные процессы сильно влияют на формирование общего состояния. Уже давно доказано, что эмоции значительно помогают отражать действительность через ощущения, восприятия, представления, но и влияют на изменения окружающей среды в зависимости от своих потребностей, интересов и намерений.

Личностный рост психолога неотъемлемая составляющая профессиональной оснащенности. Каждый специалист должен обладать необходимыми качествами, которые помогут сделать свою работу на высшем уровне и сделать тренинги личностного роста качественными:

  • Личная ответственность.
  • Толерантность к другим.
  • Проявлением инициативы.
  • Воспитанностью и тактичностью.
  • Разносторонностью интересов (оригинальные идеи, неординарные решение, находчивость).
  • Большое стремление к саморазвитию.
  • Умение сохранять тайны.
  • Владеть интуицией и уметь спрогнозировать ситуацию.

Личностный рост психолога заключается в следующем:

  • Изменение личностного направления. На этом этапе расширяется круг интересов и потребностей, постепенно возрастает желание дальше само развиваться, появляется больше желаний для достижений.
  • Возрастание квалификации и опыта. Поиск новых вариантов решения проблем, повышается компетентность, и расширяются навыки человека, креативность в деятельности занимает особое место.
  • Раскрытие личных сложных способностей.
  • Рост профессиональных качеств.
  • Рост психологической готовности к грядущим изменениям или сложностям.

Качество личностного роста психолога зависит от личностной ориентации и постоянной работы над собой. Что стать профессионалом нужно начинать с себя.

 

Психотерапия и саморазвитие в жизни психолога: профессиональный подход

Саморазвитие человека позволяет сделать многое: начать новую жизнь, открыть для себя новые увлечения, познать свою сущность. Для психолога важно быть открытым для своих клиентов и суметь вовремя помочь.

Саморазвитие заключается в следующих пунктах:

  • Самооздоровление. Здоровье человека позволяет сделать много. Если индивид обладает хорошими показателями здоровья, то и все цели будут достигаться без трудностей. Ведь суть состоит не только в достижении результата психологического, но и физического.
  • Самообщение. Данный пункт позволяет сделать переоценку своих действий и ценностей, обновить свое кредо и поставить новые цели. Подвергнуть критике отдельные случаи и представления о «хорошо и плохо».
  • Самобытность. Стремлением быть собой, не подражать стандартам. Индивидуальность и самобытность развивается не от того что вы пишите стихи или имеете несколько дипломов. Достаточно того, что вы делаете значительные успехи в достижении своих собственных целей.
  • Самообразование. Школьное образование или университетское – это не предел открывать и познавать новое. Постоянное питание своего мозга дает почву для размышлений и анализа, учит выбирать, расставлять приоритеты.
  • Открытость. Когда человек открытый, то и мир становиться открытым. Коммуникабельность, гибкость в общении позволяет расположить к себе окружающих и научит вас не бояться нового.

Психолог – специалист, который с помощью психотерапии лечит людей, влияет словом не только на психику, но и на физическое состояние. Если человек здоровый духом, то и тело будет всегда здоровым. Психотерапия должна применяться не только по отношению к клиенту, но и по отношению к себе. Ведь психолог – это практик, знающий на себе действие того или иного метода лечения.

Профессиональный рост личности

Личностный рост психолога во многом зависит от специфики его деятельности. Существует много видов и способов, позволяющих личности психолога развиваться и расти. Это и тренинги по собственной программе или уже готовой, специальная литература, мотивирующая на действия, комплексный подход к личностному развитию. При правильном выборе способа саморазвития профессиональный рост личности будет успешным и стремительным.
Личностный рост психолога прямо влияет на профессиональную деятельность, которая складывается под воздействием множества мотивирующих факторов. Мотивация делает человека успешным и способствует быстрому выполнению поставленных заданий. Изучение работ ведущих психологов позволяют сделать следующие выводы по поводу профессионального роста личности:

  • Профессиональный рост дает возможность самоактуализироваться.
  • Личностный рост – основа профессионального роста и становления.
  • Вопреки своей индивидуальности и особенностям, становление профессиональной личности подлежит под конкретные особенности и закономерности.
  • Индивидуальность профессионализма зависит от внешних факторов: случайные события, влечения человека.
  • Знание особенностей профессионального развития позволяет создавать сою историю и проектировать жизнь.

Личностный рост психолога – кропотливая работа, влияющая на профессионализм его деятельности. Настоящий профессионал своего дела будет искать способы для самосовершенствования, для создания новых методов развития человека.

Наш мир переполнен стереотипами и нуждается в помощи. Если есть желание стать индивидуальным, неповторимым, со своею самобытностью, то нужно непрерывно трудиться.

Почему я не могу стать хорошим психологом?

Когда профессионал своего дела развивается, то и его деятельность заметно меняет траекторию. Новые возможности позволяют создавать свои методики лечения, практиковать теорию и проводить анализ. Результат не заставит себя ждать. Но если профессиональная деятельность стоит на месте, то и человек не будет двигаться вперед – застынет морально.

Критерии остановки личностного роста психолога, как профессионала:

  • Нежелание слушать.
  • Потеря интереса к своей деятельности.
  • Неуравновешенность в эмоциональном и психическом направлении.
  • Нерешительность и агрессивность.
  • Замкнутость по отношению к общению с окружающим.
  • Интеллектуальное развитие не имеет прогресса.
  • Непонимание позиции других.

Личностный рост психолога позволяет стать настоящим профессионалом своего дела. Это начальный старт в достижении своих целей. Только через проработку своего сознания и внутреннего мира можно стать лучшим в своем деле и в своей жизни.

salid.ru

Большие психологические игры Пояснительная и комментарии — 6 Декабря 2009 — Блог

Дети, лишенные попечения родителей, имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих адаптацию в социуме. У многих из них акцентируются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, негативизм, конформизм. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребенка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях и различных формах дезадаптации, которые сопровождаются неспособностью принятия жизненно важных решений, планирования деятельности, прогнозирования будущего. Это является одной из актуальных проблем, требующих особого психологического решения. Пока не выявлены и не разрешены некоторые личностные проблемы ребенка, не будет успеха и в его социальной адаптации. Страхи, обиды, подавленные переживания тормозят развитие детской психики. Атмосфера психологического тренинга идеально подходит для реконструирования травмирующей ситуации, своего отношения к ней и способов выхода из нее. Данный модуль не обучающая программа, а скорее создание условий для осознания имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, снятия эмоционального стресса, формирования позитивной «Я-концепции». В результате проведенного модуля вы заметите изменения во взаимоотношениях между участниками: потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач, расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в том числе и негативных) в конструктивной форме и формирование симпатии между участниками группы.
Программа тренингов «Большие психологические игры» (Составитель Ракова О.Ю.) на основе следующих программ:
  1. Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы «Я + Ты = Мы»
  2. (автор-составитель Э.Савинова)
  3. Программа по формированию эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления (автор-составитель О. Рудякова)
  4. Проект работы с детьми младшего школьного возраста «Я такой же, как все» (авторы-составители А. Сушенцев, Е. Белинская)
  5. Сюжетная игра «Принц и нищий» (автор-составитель Н. Маликова)
  6. Психологический КВН (автор-составитель Н. Никушкина)
Комментарий
Для оценки результатов тренинга часто используют анкеты. После проведения тренинга «Большие психологические игры» планируется провести анкетирование участников тренинга с целью анализа результативности данного мероприятия:

Анкета по итогам тренингов

Что тебе понравилось на тренинге?
Что тебе не понравилось на тренинге?
Поменялся (ась) ли ты (как человек, как личность) за время тренинга?
Если поменялся (ась), то, что с тобой произошло?
Кто еще из ребят, с твоей точки зрения, поменялся, и поменялся больше всего?
Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? На группу?
Было ли тебе страшно в группе? Когда?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время тренинга? О чем?
Что из того, что ты получил (а) на группе, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов?
Какие проблемы ты бы хотел обсудить в дальнейшем?
Анализ анкет участников тренинга
Среди ответов на вопросы «Изменился ли ты (как человек, личность) за время тренинга?» встречались такие ответы:
«Я стал лучше относиться к друзьям, стал увереннее»,
«У меня повысилось самооценка»,
«Я стала лучше учиться»,
«Внутри себя мне стало лучше, я переборол свой страх»,
«Я стал терпеливым и смелым».
«Да, в лучшую сторону»,
«Да, я стал раскрыт в разговоре с человеком»,
«Да, я стала более общительная, избавилась от некоторых комплексов».
На вопрос «Что из того, что ты получил на тренинге, ты можешь использовать в повседневной жизни уже сейчас» почти все ребята ответили, что стали использовать знания и умения, полученные на тренинге, в жизни, и это им очень помогает:
«Быть уверенным»;
«Умение бороться со страхом»;
«Могу уверенно отвечать на вопросы, закончить начатое дело»;
«Расслабляться».
На вопрос «Что тебе не понравилось на тренинге?» не было ни одного ответа.
На вопрос «Что бы ты хотел пожелать другим» были ответы:
«Увидеть Вас снова»,
«Не забывайте нас»,
«Желаю безоблачного неба, когда Вы идете по улице»,
«Ждем Вас к нам в гости»,
«Мы Вас любим».
Формальных ответов не было.

Самоанализ результативности проведенного тренинга
Самое главное – удалось выстроить доверительные отношения с ребятами. Этому способствовало специально организованное поведение по принципу правдивости, отсутствия как заигрывания, так и «командирского» тона – отношения более опытного, но равного партнера по выполнению действий. Во время проведения тренингов акцент ставился на «чувство локтя», «плечо друга», хотя таких слов не говорилось, но постоянно специально звучало в установках на выполнение того или иного упражнения.
Многие упражнения предлагались ребятам как задачи, решая которые, они преодолевали в себе некий барьер, либо получали неведомые раньше ощущения и приобретали опыт. Многие упражнения были направлены на то, чтобы дать им представление о том, что можно наблюдать, замечать, отмечать, как это делать и чем руководствоваться, что ориентировало их на внимание к окружающим.
Благодаря тому, что придавалось большое значение изменениям, ребята действительно стали меняться: у многих появилась потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач, расширились проявления искренних чувств, симпатий между участниками группы. Нельзя сказать, что ребята изменились полностью: изменения хорошо видны в тренинговой комнате, необходимо время, чтобы ребята перенесли пережитый опыт на другие бытовые ситуации. Глубокие личностные изменения происходят в более широком жизненном контексте, за пределами тренинговой комнаты. Именно жизненный контекст создает другие необходимые и достаточные условия для личностных изменений.

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г. Практическая психология. — М. 2001.
  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб. — Мн., 1997.
  3. Битянова М. Психология личностного роста. — М., 1995.
  4. Битянова М. Я и моя группа // Школьный психолог. 2000. № 48.
  5. Битянова М. Широко закрытые глаза // Школьный психолог. 2003. № 10.
  6. Большаков В. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. — Спб., 1996.
  7. Вачков И. Основы группового тренинга. — М., 1999.
  8. Вачков И. Поборемся на пальцах // Школьный психолог. 2000. № 01.
  9. Вачков И. Групповые методы в работе школьного психолога. – Ось-89. 2002
  10. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
  12. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.
  13. Кардашина О. Двенадцать правил успешного тренинга с подростками.  // Школьный психолог. 2002. № 32.
  14. Кочюнас Р. Псхотерапевтические группы: теория и практика. — М. 2000.
  15. Кривцова С. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — 2004.
  16. Лидерс А. Психологический тренинг с подростками. М. 2001.
  17. Маликова Н. Принц и нищий. Сюжетная игра // Школьный психолог. 2004. № 1.
  18. Никушина Н. Психологический КВН // Школьный психолог. 2006. № 15.

saitar.ucoz.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о