Психология бизнеса теория и практика – Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Содержание

теория и практика» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Международная научно-практическая конференция

Контакты организационного комитета: [email protected]

 


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», магистерская программа «Психология в бизнесе», Ассоциация бизнес-психологов России, Центр бизнес-психологических исследований, магистерская программа Business-psychology Университета Вестминстера (Великобритания) приглашают принять участие в работе Международной научно-практической конференции «Психология бизнеса: теория и практика» (Business Psychology: Theories and Practice).

Развитие бизнеса в нашей стране проходит в непростых условиях. Сегодня становится особенно важным развитие эффективных, конкурентоспособных производств, создание новых рабочих мест, укрепление положительного имиджа предпринимательства в обществе и т.д. Смогут ли предприниматели, руководители бизнеса найти новые ресурсы для развития бизнеса, извлечь пользу из тех трудностей, с которыми сталкивается бизнес, во многом зависит от их владения инструментами, которые относятся к бизнес-психологии.

Психология бизнеса (BusinessPsychology) — это новое, междисциплинарное направление в прикладной психологии, которое дает возможность по-новому подходить к решению тех сложных проблем, которые стоят перед современным бизнесом. Бизнес-психологические технологии направлены на повышение эффективности организаций и людей в бизнесе.

Цель конференции

Объединение усилий ученых и практиков для повышения эффективности организаций и людей в бизнесе, осмысление возможностей применения бизнес-психологических знаний в практике управления бизнесом; выявление ключевых компетенций бизнес-психологов, их востребованности на практике.

Тематика обсуждаемых вопросов

  • психологический смысл бизнес-процессов с точки зрения различных подходов и их применения на практике;
  • психологическое содержание в управлении бизнес-процессами, практике работы с руководителями и организациями;
  • современные траектории профессионального развития и самосовершенствования руководителей и персонала в бизнесе;
  • существующий опыт в реализации исследовательских, диагностических и консультационных проектов на уровне тактических и стратегических целей компании;
  • бизнес-психологические технологии принятия оптимальных решений в организациях;
  • компетенции и навыки бизнес-психологов для эффективного управления организационными изменениями, создания и развития эффективной организационной культуры в компании;
  • бизнес-психологические методы анализа потребительского поведения, проведения маркетинговых исследований, формирования бренда и т.д.

Участники

Приглашаются к участию предприниматели, консультанты, коучи, руководители и организаторы компаний и организаций, студенты и преподаватели вузов.

Формы активности участников

Пленарные доклады, секционные доклады, мастер-классы, круглые столы, которые проведут известные специалисты мирового уровня в области бизнес-психологии, организационной культуры, управления, развития лидерских и управленческих навыков и т.д.

Программа будет включать выступления ключевых спикеров, презентаций результатов исследований; мастер-классы.

Публикации

Планируется электронная публикация материалов конференции: статьи по материалам выступлений, материалы мастер-классов, прикладные материалы.

Список аннотаций докладов будут размещены на сайте до 12 ноября 2016 года.

Список принятых к публикации материалов и окончательная программа конференции будут размещены на сайте конференции до конца 2016 года.

Материалы, представленные в виде статей, будут рассматриваться в журнале Организационная психология (специальное приложение). 

Стоимость участия


Участие в конференции бесплатное

Сертификаты
По итогам конференции по запросу выдается сертификат (об участии в конфепенции и/или о повышении квалификации).

social.hse.ru

теория и практика» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

IV Международная научно-практическая конференция

 

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ»
АССОЦИАЦИЯ БИЗНЕС-ПСИХОЛОГОВ РОССИИ

Четвертая конференция по бизнес-психологии продолжает традицию обсуждения проблем бизнеса, которые могут быть решены с привлечением психологических подходов и методов. Развитие бизнеса в нашей стране проходит в непростой ситуации. Сегодня в условиях экономической стагнации и внешних санкций становится особенно важным развитие эффективных, конкурентоспособных производств, создание новых рабочих мест, укрепление положительного имиджа предпринимательства в обществе и т.д. Смогут ли предприниматели, руководители бизнеса найти новые ресурсы для развития бизнеса, извлечь пользу из тех трудностей, с которыми сталкивается бизнес? Это во многом зависит от их владения бизнес-психологическими инструментами и технологиями, которые направлены на повышение эффективности организаций и людей в бизнесе.

Программа конференции включает: пленарные доклады, секционные доклады, мастер-классы, круглые столы, кото­рые проведут известные специалисты мирового уровня в области бизнес-психологии, управленческого и организационного консалтинга, коучинга, индивидуального консультирования и т.д. Пленарные доклады, секционные доклады, круглые столы будут проводиться 16-17 ноября, мастер-классы — 18-19 ноября. 

Цель конференции:

Обмен идеями и опытом, обсуждение ключевых задач современного бизнеса, решаемых за счет бизнес-психологических технологий.

Тематика обсуждаемых вопросов:

  • психологический смысл бизнес-процессов с точки зрения различных подходов и их применения на практике;
  • психологическое содержание в управлении бизнес-процессами, практике работы с руководителями и организациями;
  • современные траектории профессионального развития и самосовершенствования руководителей и персонала в бизнесе;
  • существующий опыт в реализации исследовательских, диагностических и консультационных проектов на уровне тактических и стратегических целей компании;
  • бизнес-психологические технологии принятия оптимальных решений в организациях;
  • компетенции и навыки бизнес-психологов для эффективного управления организационными изменениями, создания и развития эффективной организационной культуры в компании;
  • бизнес-психологические методы анализа потребительского поведения, проведения маркетинговых исследований, формирования бренда и т.д.

Участники:

Приглашаются к участию предприниматели, консультанты, коучи, руководители и организаторы компаний и организаций, студенты и преподаватели вузов.

Формы активности участников: пленарные доклады, секционные доклады, мастер-классы, круглые столы, которые проведут известные специалисты мирового уровня в области бизнес-психологии, организационной культуры, управления, развития лидерских и управленческих навыков и т.д.

Публикации:

Материалы конференции будут опубликованы на сайте конференции.

Список принятых тезисов докладов и программа конференции будет размещен на сайте до 4 ноября 2017 года.

Стоимость участия:

Участие в конференции свободно

social.hse.ru

Психология бизнеса

1.Психология бизнеса как учебная дисциплина: цели и задачи дисциплины.

Психология бизнеса-это сфера науки, занимающаяся психологическими проблемами и специфическими особенностями управления. Предмет психологии бизнеса— это деятельность человека в сфере бизнеса. Цель— изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе. Объект— психологические особенности взаимоотношений между собой, между людьми и в коллективе.

Задачи: теоретические и практические, т.е. 1) сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, которые эта деятельность предъявляет к реализующему ее человеку; 2)рассмотреть социально-психологическую характеристику личности бизнесмена, описать жизненный путь человека в бизнесе, внутренние закономерности, наблюдаемые в динамике переходов от этапа к этапу; 3)сформировать систему знаний о психологических качествах, которые оказываются принципиально важными для человека, действующего в бизнесе, о специфических социально-психологических процессах в бизнесе, о психологических особенностях отношения к деньгам людей бизнеса, о психологических основах этики в бизнесе; 4) рассмотреть перспективы развития психологии бизнеса как особого направления психологического познания.

2.Истоки психологии бизнеса(?). В трудах классиков фактически изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов. Главная характеристика бизнеса как деятельности в отличие от многих других видов активности состоит в том, что эта деятельность постоянно развивается, меняются ее правила и условия, и человек вынужден постоянно изменяться сам в соответствии с этими новыми правилами.

По мнению Ф. Хайека, бизнесмен как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами.

Ф. Хайек утверждал, что бизнес как сумма стихийных процессов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии. В то же время, по мнению известного американского ученого австрийского происхождения Й. Шумпетера, «предпринимательство не является профессией, ибо в подобном состоянии нельзя находиться длительное время.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер, который считал, что под предпринимателем понимается человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес. Но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей. Предпринимательские предприятия характеризуются, прежде всего, тем, что они пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразуют ценностные установки. Однако, по мнению П. Друкера, принципы предпринимательства практикуются также и на крупных и даже на старых предприятиях. Чтобы малое предприятие функционировало как предпринимательское, оно должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, и не потому, что оно небольшое, хотя и быстро развивающееся, а потому, что в основе его деятельности, по мнению Друкера, лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс.

Следует отметить, что становление предпринимательства, особенно в эпоху первоначального накопления капитала, далеко не всегда отвечает требованиям высокой морали. По мнению ряда авторов, бизнес как явление на прямую связано с деловой активностью. Область этой активности относится к процессам купли-продажи, а также к производству, финансам, торговле или услугам. При этом если англоязычные авторы подчеркивали главным образом конструктивные стороны бизнеса, то россияне и французы не преминули отметить сомнительные или прямо негативные аспекты этого вида деятельности. Из определений американских справочных изданий становится понятной одна из возможных причин того, почему «психология бизнеса» не стала специальным предметом анализа. Эта причина – чрезвычайная сближенность в повседневном языковом словоупотреблении «занятости», «занятия» и «бизнеса» как специфического вида деятельности.

3.Понятие бизнеса, субъекты бизнеса. Бизнес ( от староангл. «активно занятый работой») – совокупность материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, в целях производства товаров и услуг, предназначенных для продажи другим экономическим агентам ( предприятиям и организациям). Основная цель бизнеса: получение прибыли или максимизация прибыли.

Субъекты бизнеса:

1)предприятие( производители, покупатели, посреднические структуры) – обеспечение экономической безопасности, разработка планов развития организации( выпуск акций, эффективный менеджмент).

2)собственник – выбор варианта распоряжения, обоснование цены купли- продажи организации или его доли.

3)кредитные организации – проверка финансовой дееспособности заемщика, определение размера ссуды, выдаваемой под залог.

4)страховые организации – установление размера страхового взноса и страховых выплат.

5)фондовые биржи – проверка обоснованности котировок ценных бумаг.

6)инвесторы – проверка целесообразности инвестиционных вложений.

7)государственные органы – подготовка организации к приватизации.

4.Основные вехи в истории развития предпринимательства до 20 века. (?)20-60-е годы в России ассоциируются у нас с такими понятиями как продразверстка, «военный коммунизм», НЭП, индустриализация, коллективизация, национализация, сверхцентрализация и децентрализация.

Все эти перечисленные явления были направлены на ограничения предпринимательской деятельности и какой-либо инициативы со стороны частных лиц. Исключением является лишь НЭП, направленная на оптимизацию и возрождение хозяйственных отношений в стране, упадок которых явился результатом Революции и Первой Мировой Войны. Ему я и хочу уделить особое внимание.

Переход к НЭПу вызвал небывалое развитие личной инициативы граждан, что в стране с преобладанием мелкотоварного уклада хозяйство привело к развитию массового частного предпринимательства. В то же время не развеянные мечты о грядущей мировой революции и создании светлого будущего без «мироедов», притягательные иллюзии возможности стремительного, измеряемого годами, воплощения коммунистического идеала в действительность, характерные как для большевистского руководства, так и для беднейших слоев населения России, оказывали существенное влияние на выработку принципов взаимоотношения государства с частным капиталом. Основными условиями привлечения его в экономику стали: использование частного капитала в промышленности и торговле на второстепенных по важности для народного хозяйства позициях при сохранении так называемых командных высот в экономике в руках государства; практически полное лишение частных предпринимателей политических прав, ограничение и отчасти регламентация их владельческих прав в классовых интересах большевистской диктатуры; социально-классовый подход к взиманию налогов. После издания ряда декретов (таких как декрет «Об обмене», «О кустарной и мелкой промышленности») граждане Росси получили право свободно заниматься торговлей и посредническими операциями, участвовать в государственных подрядах и поставках, вкладывать капиталы в промышленное производство.

Воспоминания об успешной работе своего или соседнего предприятия в дореволюционный период, простота его основания в новых условиях, естественное желание улучшить свое материальное положение толкнули к разного рода предпринимательской деятельности десятки тысяч людей. Среди них выделялись две основные группы. Первую составляли бывшие хозяева и служащие торговых и промышленных частных предприятий, мельники, приказчики, парикмахеры, фотографы и т.п., имевшие определенные навыки коммерческой деятельности. Но немалого было и таких, кто брался за разного рода предпринимательскую деятельность исключительно ради добычи средств на пропитание: домашние хозяйки, вчерашние красноармейцы, оказавшиеся на улице после закрытия промышленных предприятий рабочие, «сокращенные» служащие.

Уменьшение национализированного сектора экономики, его децентрализация способствовали восстановлению и дальнейшему развитию экономического потенциала страны. Без подобных процессов трудно представить себе успешное, по сравнению с другими периодами советской истории, развитие отечественной экономики.

studfiles.net

Психология бизнеса — лучшие книги по бизнес психологии

Успешная торговля в условиях современного рынка – непростая задача, поэтому во многих корпорациях работают штаты психологов, изучающие сложные аспекты такой науки, как психология бизнеса. Главное, что обеспечивает успех в делах – это хорошая мотивация. Плюс к тому:

  • грамотные отношения с персоналом;
  • создание комфортных условий в коллективе.

Психология бизнеса — что это?

Опытные специалисты по психологии уже разобрались с определением, что такое психология бизнеса. С научной точки зрения, это молодая отрасль психологии, которая вобрала в себя азы социологии, экономики и чистой психологии, с учётом условий развития общества. С точки зрения практического применения, психология бизнеса это умение:

  1. Сформировать из коллектива самостоятельную команду.
  2. Правильно рассредоточить функции управления.
  3. Собрать группу специалистов разного уровня квалификации.
  4. Подобрать коллектив, члены которого могут заменять друг друга.
  5. Найти профессионалов узкой специализации с учетом вопросов бизнеса.

Роль психологии в бизнесе

Психология для бизнеса уже стала неотъемлемой частью процесса, важно учитывать, что успех – это не только мотивация. Бизнес существует, благодаря грамотному общению, и гарантией успеха является умение эффективно провести переговоры или заключить сделку. Психологически правильно выстроенный подход поможет:

  • рентабельно содействовать с партнерами;
  • превосходить конкурентов;
  • находить новых клиентов;
  • отстаивать свои позиции при подписании сделок.

Психология в сфере бизнеса включает еще и знания кинесики – науки, которая изучает мимику и жесты. Специалисты утверждают, что как бы умело ни обманывал человек, его выдает бессознательная жестикуляция. Изучив, что означают те или иные жесты в поведении, можно научиться слышать не озвученный текст и делать правильные выводы, вычленять из предложений самое главное и уступать во второстепенном. Эти знания помогут уберечься от мошенников и выбрать правильную стратегию поведения в общении с людьми.

Психология успеха в бизнесе

Опытные бизнесмены уверены, что успех в бизнесе зависит от настроя команды. Поэтому психология в бизнесе учитывает такое правило: все должны верить руководителю и сообща прилагать усилия для достижения хорошего результата. Этого эффекта не достигнуть, если лидер сам не верит в свои силы, боится новшеств и риска, сомневается в принятых решениях. Не верит лидер – не поверит и команда, тогда дело обречено на провал. Если же руководитель умеет убедить других, что все трудности – временные, что после бури всегда выйдет солнце, такой коллектив выстоит в любой кризис.

Психология успешного бизнеса включает 2 критерия:

  1. Вера в свои силы.
  2. Отсутствие страха неудач.

Психология отношений в бизнесе

Очень важным элементом успеха в делах является правильно выстроенная иерархия отношений «начальник – подчиненные». Идеи должны реализовываться с учетом интересов всего коллектива, и тут уже психология и бизнес идут рука об руку. Нужно найти точку соприкосновения, и тогда успех обеспечен, для этого необходимо учитывать несколько моментов. Если для руководителя интерес подразумевает:

  • увеличение доходов;
  • умеренный азарт;
  • получение денежной прибыли.

То для подчиненных интерес концентрируется в таких моментах:

  • размер и рост заработной платы;
  • прибыльное рабочее место;
  • комфорт в коллективе.

Психология в бизнесе и управлении

Далеко не каждый предприниматель может себе позволить взять в штат опытного специалиста в сфере психологии бизнеса. Поэтому квалифицированные психологи предлагают уже разработанные программы в сфере «психология управления и бизнеса», которые помогут в решении бизнес-задач. Тем, кто решил самостоятельно разрабатывать и внедрять свою стратегию, важно учитывать и поощрять:

  • рост продаж;
  • инициативу персонала;
  • умение вести переговоры;
  • развитие креативности;
  • умение гасить конфликты;
  • профилактику стрессов.

Психология бизнеса — книги

Даже самые лучшие программы по психологии бизнеса не могут заменить советов опытных бизнесменов, которые достигли высокого уровня в своей сфере деятельности. Эти рекомендации изложены в книгах, как зарубежных, так и отечественных миллионеров, из которых можно почерпнуть немало ценной информации. В интернете можно найти список, предлагающий лучшие книги по бизнес психологии:

  1. Ричард Брэнсон. «К черту все! Берись и делай».
  2. Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
  3. Наполеон Хилл. «Думай и богатей».
  4. Глеб Архангельский. «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать».
  5. Хенрик Фексеус. «Искусство манипуляции».

 

womanadvice.ru

Международная научно-практическая конференция «Психология бизнеса: теория и практика»


Доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес технологий, канд. психологических наук  Зотова Ирина Васильевна приняла участие в  Международной научно-практической конференции «Психология бизнеса: теория и практика» (Business Psychology: Theories and Practice), которая проходила в национальном исследовательском университете ВШЭ с 15 -19 ноября 2017 года.

 Цель конференции: Обмен идеями и опытом, обсуждение ключевых задач современного бизнеса, решаемых за счет бизнес-психологических технологий.

Конференция «Бизнес психология: теория и практика» подарила участникам интереснейшие выступления, среди которых Стивен Армстронг — профессор инноваций Университета Торонто, Елена де Превиль — преподаватель из Сорбонны, Кристофер Бентон- бизнес-психолог, организационный консультант Университета Вестминстера, Тахир Юсупович Базаров — президент Ассоциации бизнес-психологов России, Иванова Наталья Львовна — руководитель магистерской программы НИУ ВШЭ «Психология в бизнесе», Тимофей Нестик — зав. лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН.

Конференция прошла под эгидой развития цифровых технологий  в бизнес-среде и  изменения на этом фоне компетенций менеджеров под воздействием  инновационных технологий, а та же появлением и влиянием новых методов и технологий в бизнес-консультировании.

Зотова И.В. выступила на конференции с докладом: «Влияние цифровой трансформации бизнеса на изменение набора навыков и компетенций лидеров», чем  вызвала интерес у аудитории конференции.

Кроме научных докладов на конференции прошли мастер-классы известных бизнес-консультантов, тренеров в сфере бизнес-психологии. Так, заведующий лабораторией  и экономической психологии ИП РАН Нестик Тимофей Александрович  провел интереснейший мастер-класс «Разработка сценариев стратегических сессий»,  доктор психол. наук, профессор кафедры эргономики и инженерной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт МАГАТЭ Виталий Петрович Третьяков провел потрясающий инновационный мастер-класс: « Порождающие игры в организациях».

 Пленарные доклады, секционные доклады, мастер-классы, круглые столы, которые провели известные специалисты мирового уровня в области бизнес-психологии, организационной культуры, управления, развития лидерских и управленческих навыков стали так же для участников конференции отличной формой  повышения квалификации.

Ссылка на программу Конференции:

https://social.hse.ru/bispsy/2017/






www.rea.ru

«Бизнес-психология: теория и практика» — Helperia

Формат: Конференция

Организатор: Высшая школа экономики

Телефон: + 7 495 771-32-32, +7 (903) 246 80 87

Сайт мероприятия/организатора: https://social.hse.ru/bispsy/2017/

Адрес проведения: г. Москва, Мясницкая ул., д. 11

Дата проведения: 16.11.2017 — 19.11.2017

Время работы: 10:00

Цена билета: Вход свободный

Конференция по бизнес-психологии 2017 года, станет четвертой, и  продолжит сложившуюся традицию  анализа проблем бизнеса, решение которых может быть найдено в  психологических подходах и методах.

Развитие бизнеса в России проходит в достаточно сложной ситуации. На данный момент в условиях экономической стагнации и внешних санкций на первый план встает  развитие эффективных, конкурентоспособных производств, образование новых рабочих мест, усиление положительного имиджа предпринимательства в обществе.  

Обнаружить  новые ресурсы для развития бизнеса, извлечь пользу из тех трудностей, с которыми сталкивается бизнес могут помочь бизнес-психологические инструменты и технологии, цель которых  повышение эффективности организаций и людей в бизнесе.

Программа конференции состоит из: пленарных докладов, секционных докладов, мастер-классов, круглых столов, кото­рые будут проводить известные специалисты мирового уровня в области бизнес-психологии, управленческого и организационного консалтинга, коучинга, консультирования и т.д.

Конференция будет проходить четыре дня. Вход свободный, для посещения необходимо пройти регистрацию на сайте — https://social.hse.ru/bispsy/2017/

 

Вам так же могут быть интересны стать про бизнес, их можно найти тут — https://helperia.ru/articles/search?search=бизнес

helperia.ru

Психология бизнеса. Теория и практика

Психология бизнеса. Теория и практикаВ учебнике рассмотрены основные теоретические подходы к анализу бизнеса как общественного, экономического и социально-психологического феномена, а также психологические особенности деятельности и… — ЮРАЙТ, (формат: 84×108/32, 509 стр.) Магистр Подробнее…2014
1750бумажная книга
Олег ЕвтиховПсихология управления персоналом. Теория и практикаВ книге раскрыты актуальные вопросы теории и практики управления персоналом. Опираясь на классические работы в области психологии управления и менеджмента, а также на прикладные разработки социальной… — Речь, (формат: 70×100/16, 320 стр.) Бизнес технологии Подробнее…2010
210бумажная книга
Андрей БлажкоFOREX.Теория, психология, практикаЕсли вы хотите достичь успеха в торговле на рынке FOREX, научиться держать свои эмоции под контролем, совершать правильные шаги в освоении рынка, прочитайте эту книгу. В ней прежде всего сделан… — Альпина Диджитал, электронная книга Подробнее…2013
299электронная книга
Андрей БлажкоFOREX. Теория, психология, практикаЦитата «Рынок — суровый наставник, который не прощает халатного отношения. Он наказывает потерей депозита людей, относящихся к нему легкомысленно и несерьезно, слишком самоуверенных и надеющихся… — Альпина Паблишер, (формат: 70×100/16, 216 стр.) Подробнее…2013
349бумажная книга
Андрей БлажкоFOREX. Теория, психология, практикаЦитата `Рынок — суровый наставник, который не прощает халатного отношения. Он наказывает потерей депозита людей, относящихся к нему легкомысленно и несерьезно, слишком самоуверенных и надеющихся… — Альпина Паблишер, (формат: 70×100/16, 209 стр.) Подробнее…2013
277бумажная книга
Николай РысёвМанипуляции и влияние в продажахМожно легко выразить суть книги – стройная теория и филигранная практика. Да, книга, буквально, наполнена конкретными примерами. Вы можете назвать 35 личных потребностей клиента, 18 потребностей… — Рысёв Николай Юрьевич, (формат: 70×100/16, 216 стр.) электронная книга Подробнее…2014
180электронная книга

books.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *