Психология больших групп – 15. Социальная психология больших групп

15. Социальная психология больших групп

  1. Основные теоретические проблемы психологии больших групп.

  2. Виды больших социальных групп.

  3. Структура психологии больших оциальных групп.

Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др ).

Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистски ориентированные исследователи, исключая, может быть, изучение толпы, паники. В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.

1. Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах:

Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции больших групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Однако эти общие черты нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность больших групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности.

2. Следующая проблема, которая была поставлена выше, – это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей.

Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С.Выготский: только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы. Фиксация этого типичного – весьма сложная задача.

3. Здесь мы вплотную подходим к вопросу о том, какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп. Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов

этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Нельзя сказать, что эти методы вообще неизвестны социальной психологии: если вспомнить предложения В.Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для познания «психологии народов», то станет ясным, что на заре своего возникновения социальная психология обращалась к проблеме использования таких методов.

Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обязательно различные культуры, но и различные социальные группы.

При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа, корреляционного исследования.

Кроме названных методов исследования, при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем.

Естественно, при изучении больших групп возникают проблемы, неизбежные при анализе объектов, требующих комплексного подхода, а большие группы именно являются таким объектом. Не случайно поэтому, что область исследования психологических характеристик больших групп является наиболее «социологической» частью социальной психологии,

Виды больших социальных групп.

Г. М. Андреева «большие» в количественном отношении образования людей разделяет на два вида:

  • случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория,

  • социальные группы в точном значении слова, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Общепринятым в социальной психологии является деление больших социальных групп на два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Герману Германовичу Дилигенскому, российский политолог). Основанием служат объективные социальные связи.

  • Первый тип — объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Класс, как большую группу, характеризует место, детерминированное общественным разделением труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики.

    Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.

  • К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.

Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в особенно большой степени сопряжена с определенным социологическим подходом.сам термин «класс» имеет различное содержание для американских и европейских исследователей. Для европейцев, идентификация с классом часто сопряжена с определением политической принадлежности. Для американской культуры вообще нехарактерно оперирование понятиями «рабочий класс», «буржуазия» и т.п., но гораздо привычнее термины «средний класс», «низший класс» и т.п. Это связано с тем, что в социологических теориях социальная структура описывается при помощи такого понятия, как «социоэкономический статус», а не «социальный класс». Естественно, что это не может не сказаться на различиях в трактовке структуры психологии класса.

Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии.

Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она описывает определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида.

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.

Психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики.

В целом, можно выделить две части общественной психологии:

— динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;

— более устойчивые образования — психический склад.

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – идеология отдельных общностей, идеология общества в целом.

Общественное мнение представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.

Общественное мнение проявляется в ряде функций:

1) регулирует и предписывает определенное поведение; 2) выражает и отражает оценки событий и фактов.

Характерная черта общественного мнения состоит в том, что любое событие, явление, попавшее в его фокус, рассматривается прежде всего с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. с точки зрения оценки. Следовательно, отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер. Социальная оценка, выражающая одобрение или осуждение, складывается на основе элементов знания, которые выступают в форме информированности людей, которая дает возможность более или менее аргументированно отстаивать точку зрения, выраженную в общественном мнении.

Формирование общественного мнения обусловлено прежде всего наличием общественного интереса. Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Его деформация приводит к неправильным стереотипам, оценкам поведения, созданию преступной субкультуры, установлению негативных традиций, искажению моральных ценностей, иначе говоря, к одобрению того, что аморально, и неодобрению того, что соответствует нормам морали и права.

Эффективность формирования общественного мнения здесь во много определяется и деятельностью массово-информационных, пропагандистских источников по выработке социальных установок, которые теснейшим образом связаны с процессом функционирования общественного мнения.

Различные этапы формирования общественного мнения характеризуются как спецификой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче.

В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что общественное мнение подвержено воздействию и манипулированию. Поэтому оно далеко не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики, экономики и общества. Общественное мнение, выступая совместно с настроением, образует умонастроение.

Б. А. Душков: Ментальность, менталитет — общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-то сообщества.

Менталитет, по его мнению, сложная многоуровневая и многомерная система образов и представлений архетипов сознания, обнаруживающихся в видах жизнедеятельности личности, социумов и детерминируемых этноестественно-историческими процессами.

отражает уровень сознания и интеллекта его носителей

Менталитет необходимо учитывать при подготовке рекламных компаний, PR — акций и в остальной маркетинговой деятельности. Понятие менталитета связано с учениями и «духе народа», активно разрабатываемыми европейскими философами XVIII-XIX вв. Но оно отражено и в сознании самих народов » что русскому здорово, то немцу — смерть», «авось да небось» и т. д. Иначе говоря, представители каждого народа осознают своеобразие собственного образа мира, видения жизни

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: — потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; — потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

Интересы социальных групп — это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.

Каждый социальный институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит их удовлетворению. Этим и определяются отношения между социальными группами: интересы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с интересами других. Но и нельзя сбрасывать его со счетов и подменять проблему объективного конфликта интересов разных социальных групп желанием построить человеческие отношения на основе общечеловеческих ценностей.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Массовое настроение — это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Характерной особенностью массовых настроений является способность в самый незначительный срок, почти мгновенно переходить от одного состояния к другому, а также перерастать в антиобщественные действия.

Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов. Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица другому.

Следует иметь в виду два решающих условия, составляющих в совокупности основную причину возникновения и распространения слухов

1. Неудовлетворенный интерес аудитории к некоторой теме. Самое нелепое сообщение может быть переданным дальше, если оно вызывает интерес. Множество смехотворных ситуаций подобного рода можно обнаружить как в практических исследованиях, наблюдениях, так и в художественной литературе. При наличии исчерпывающей и неподлежащей сомнению информации о теме вероятность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю.

2. Отсюда второе условие — дефицит надежной информации.Самые точные сведения, полученные изисточника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

Циркулированиеслухов облегчает межличностные контакты, как бы дает им дополнительный импульс, и поэтому косвенным условием возникновения слухов становится депривация потребности в общении.

Устная передача «неофициальных» сведений подчеркивает подчас социально психологический статус передающего, престижную близость к источнику, поэтому распространению слухов способствует неудовлетворенная потребность индивидов в социально-психологическом самоутверждении.

Циркулирование слухов, в том числе даже пугающих, как оказалось, способно в некоторых случаях снижать эмоциональное напряжение в большой группе (через идентификацию по аналогии «всем плохо»), а значит, эмоциональное напряжение само по себе служит дополнительным фактом возникновения слухов.

В то же время невыносимой для людей может стать эмоционально обедненная, длительно лишенная значимых событий обстановка, при которой потребность во впечатлениях реализуется за счет циркулирования слухов.

Итак, мнения и настроения как социально-психологические; явления играют большую роль в поведении общностей. Они являются регуляторами их поведения.

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

Устойчивые образования — психический склад. Этот компонент раскрыт лишь для одного вида больших групп – для наций. Психический склад обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Из традиций других научных дисциплин – истории, философии, культурологии – можно почерпнуть большой материал относительно проявлений различных черт социального характера, особенно в поворотные эпохи исторического развития, но в собственно социально-психологической литературе проблема эта занимает весьма скромное место.

studfiles.net

Психология больших групп.

Виды больших социальных групп.

Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).

 

  1. Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.
  2. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

Для усиления сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4)Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

  1. Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
  2. Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:

  1. какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
  2. какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;
  3. каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
  4. какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?

Дилигенский: психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

Уровни развития больших социальных групп (по Дилигенскому):

Первый – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.

  1. Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».
  2. Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.
  3. Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
  4. Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.

Элементы общественной психологии:

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: — потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; — потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

Формы проявления:

Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.

Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

www.psyworld.ru

определение, виды, психология психологического воздействия в больших социальных группах.

Социальная группа -совокупность индивидов,выделяемых как одно целое на основании каких-либо признаков.

Большая социальная группа — это объединение людей с опосредованной формой общения и сложной структурой внутригруппового взаимодействия.

Можно выделить следующие характерные особенности больших групп.

1.Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации,отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран.

2.Наличие структурной сложности группы,которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных,формальных и неформальных — групп.

3.В большой группе,в отличие от малой,невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов.

4.Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например,у представителей одного и того же социального класса).

Виды:

  1. Регулярные

  1. Нерегулярные

  • Публика – большая социальная группа, имеющая некоторые правила поведения, функционирующие на уровне социального договора.

  • Масса – большая нерегулируемая общность, не имеющая внутренней структуры, но у которой есть сходство интересов.

  • Толпа – нерегулируемая большая социальная группа, объединённая только центром внимания, эмоцией, которая распространяется посредством заражения (бессознательное восприятие и воспроизводство эмоций)

Виды толп:

  • Активная (стяжательская, паническая, агрессивная)

  • Пассивная (случайная, эмоциональная, окказиональная)

Психологическое воздействие -воздействие на психическое состояние,чувства и мысли других людей,а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.

Основные рычаги:

1) Информационная недостаточность

2) Фактор авторитетности в воздействии

3) Фактор массовости воздействия

4) Ф.частотности воздействия

5) Ф.минимального количества

6) Ф.самоубеждение

7) Степень единства воздействия

8) Личностные факты

a. Возраст

b. Гендер

c. Уровень образования

d. Акцентуация характера

e. Локус-контроль/самооценка

9) Подчиняемость (податливость вследствие императивного воздействия)

10) Ингибиция – угнетающее воздействие группы на индивида

11) Фасилитация — активизирущее воздействие группы на индивида, происходящее при условии,если индивид уверен в позитивном отношении к другим и уверен в себе;

12) Внутригрупповой позитивизм – априорное позитивное отношение к представителям своей социальной группы.

Межгрупповая дискриминация

Локус-контроль – позиция, относительно которой человек объясняет всё, что происходит с ним и с его жизнью. Для экстернального л.-к. характерно объяснение обстоятельствами окр. мира, поступками других людей. Интернальный л.-к. – объяснение собств. поступками и достижений и неудач.

40 Феномен толпы психология стихийных

Толпа -это нерегулируемом большая социальная группа объеденная только центром внимания и эмоций,которая распространяется посредством заражения (бессознательное восприятие и воспроизводство эмоций)

Виды толп:

Активные:стяжательскии (кровавое воскресенье),паническая толпа (страх), аргресивная

Пассивные:случайные толпы,эмоциональная толпа,окказиональная толпа,

Серьезные попытки научного изучения толпы были предприняты в конце XIXв. (Г.Лебон,Г.Тард,С.Сигел).Взгляды Г.Лебона на проблемы поведения масс отражают его представления о человеке и его месте в обществе.Человек — пассивная часть толпы,которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы».Поэтому толпа,несмотря на свою иррациональность,обычно точно понимает и выражает интересы общества.

Основным психологическим механизмом,объясняющим поведение индивида в толпе, 3.Фрейд считал идентификацию с лидером.Лидер для участников толпы выступает в роли «отца»,и,идентифицируясь с ним,они отказываются от собственного «Я»,или Супер-эго,и передают соответствующие функции лидеру.Члены толпы оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое указание вожака.

В психологии под толпой понимают,как правило,неорганизованное (или потерявшее организованность)скопление людей,не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее)и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Специфика феномена толпы крайне затрудняет его изучение.Внезапность,с какой обычно возникает толпа,непредсказуемость ее поведения,массовость,неопределенность количественных и качественных характеристик,высокая эмоциональная напряженность — все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования.Воспроизвести эти явления искусственно в лабораторных условиях также оказывается невозможным.Поэтому исследователям приходится чаще всего собирать необходимые данные путем опросов участников толпы и очевидцев,а также из газет,кинохроники,исторических документов.

По степени активности и эмоциональной возбужденности людей,оказавшихся в составе толпы,различают толпы активные и пассивные.К первому типу следует отнести агрессивную толпу,основной признак которой выражается в склонности к насилию,жестокости,разрушительным действиям.Активной можно считать также спасающуюся толпу,которая легко превращается в паническую.Такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или крупных катастроф,т.е.когда появляется опасность для большого количества людей.Но бывает и так,что толпа,охваченная паникой,неожиданно возникает в объективно спокойных условиях.

К активному типу относится стяжательская толпа,т.е.скопление людей,объединенных стремлением к грабежу,разворовыванию материальных ценностей,которые стали неожиданно доступными в результате,например,стихийного бедствия.Склонность к «рационализации»,оправдыванию перед самим собой таких действий («все равно имущество пропало бы»)создает своего рода психологическую защиту,которая как бы примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.

В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы,под которой имеется в виду собрание людей,выражающих тот или иной социальный протест.Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы,зависит от степени его организованности.

Особый тип представляет толпа пассивная,отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента и стимулов к какому-либо действию.Поэтому толпы этого типа так же быстро рассеиваются,как и собираются.

Обычно выделяются два вида причин и условий возникновения толпы:одни носят долговременный характер,другие — ситуативный.К первым относятся различные экономические,социальные,политические и другие факторы относительно длительного действия,которые порождают высокий уровень напряженности в обществе,формируют чувства фрустрации,безнадежности и отчаяния.Роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все,что угодно — от неадекватных действий властей до неординарного бытового эпизода и просто слуха.

studfiles.net

Лекция 9. Психология больших социальных групп

1. Содержание и структура психологии большой социальной группы

2. Особенности психологии социальных классов

3. Психологические особенности этнических групп

4. Общая характеристика и типы стихийных групп

5. Социальные движения

  1. Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей, например, с отсутствием методик для исследования.

Какие же группы следует рассматривать в качестве «больших», какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи, каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии, какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений. Ответы на эти вопросы приходится отыскивать не столько в психологии, сколько в социологии.

«Большие» группы в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

  1. случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория;

  2. в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы

В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Образ жизни группы предполагает особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Важную роль в психологической характеристи­ке больших групп играет наличие специфического языка. Для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон.

Структура психологии больших социальных групп. Это – различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Почти все исследователи выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (потребности, интересы, настроения).

Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования.

Под социальным представлением понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.

Менталитет интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения.

2. Особенности психологии социальных классов

Термин «класс» имеет различное содержание для американских и европейских исследователей. Для американской культуры вообще нехарактерно оперирование понятиями «рабочий класс», «буржуазия» и т.п., но гораздо привычнее термины «средний класс», «низший класс» и т.п.

В традиционном понимании класса есть три основные линии исследования психологии классов. Во-первых, это выявление психологических особенностей различных конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в настоящее время. Во-вторых, внимание концентрируется на характеристике классовой психологии разных классов определенной эпохи, создающей особый «колорит» эпохи. В-третьих, анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу.

Необходимо возвратиться к структуре психологии группы и посмотреть на специфику каждого элемента, представленного в психологии класса. Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии.

Одним из самых значимых элементов в данном случае являются классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей. Так, общие условия труда и быта рабочего класса определяют в целом структуру его потребностей, а положение отдельных слоев – ее варианты.

Важным элементом эмоциональной сферы классовой психологии являются интересы. Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он – член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.; во-вторых, каждый представитель класса может в то же самое время быть членом какой-либо группы в сфере образования (например, в школе или вузе), где он непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определен принадлежностью к значимой социальной группе. Как в этой системе интересов индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напротив, при каких обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль – имеет принципиальное значение.

Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. В некоторых классификациях компонентов классовой психологии вводятся еще и другие элементы, например, «набор социальных ролей» и осознание его, а также «социальную ориентацию личности» (систему ее ценностных ориентации, норм поведения и осознания целей жизнедеятельности).

Кроме того, говорят о «социальном характере». Это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны к определенным социальным классам, но соотносятся с различными историческими типами самоотчуждения человека – с человеком эпохи раннего капитализма («накопительский тип»), эпохи 20-х гг. XX века («рыночный тип», связанный с обществом «тотального отчуждения») и т.п. (Фромм, 1993).

Социальный характер определяется описательно как то, что проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.

Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, дают важнейшую характеристику такого признака класса, как его образ жизни. Социально-психологический аспект исследования образа жизни, в том и состоит, чтобы в рамках объективного положения класса определить и объяснить доминирующий образ поведения основной массы представителей этого класса в массовых, типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Анализ привычек и обычаев есть собственно социально-психологическая проблема.

Степень и мера проявления привычек и обычаев в качестве регулятора социального поведения, естественно, не одинакова для различных классов различных эпох. Установлено, что прочнее всего привычки и обычаи сохраняются, даже в современных обществах, в крестьянстве. Большой город с разветвленной системой общения способствует, напротив, смешиванию обычаев, привычек и традиций разных социальных групп.

studfiles.net

2. Психологическая структура большой социальной группы

Психология большой социальной группы как и психи­ка отдельного человека включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические со­стояния. В отечественной социальной психологии почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Го­рячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют в структуре психологии большой социальной группы две составные части:

1) психический склад — более устойчивое образова­ние, к которому относят

социальный или националь­ный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

2) эмоци­ональная сфера — более подвижное динамическое образование, в которую входят потребности, интересы, настроения.

Психологические ха­рактеристики группы представляют собой то типичное, что харак­терно для входящих в нее индивидов. Иными словами: психоло­гия группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожден­ное общими условиями существования. Поэтому в социологическом анализе предпринимаются попытки сконструировать особый социальный тип личности, свойственный неко­торой социальной группе: определенному соци­альному классу, какой-либо профессии или воз­растной группе, как правило, с указанием либо стра­ны, либо эпохи («молодой человек XX века» и т.п.).

Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо кон­кретный представитель группы может вообще в минимальной сте­пени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим инди­видуальным психологическим характеристикам, по степени вовле­ченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнеде­ятельности и т.д.

Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личнос­тью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психоло­гическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л.С. Выготский: только «часть» психологии лич­ности «входит» в психологию группы.

3. Методы исследования психологии большой социальной группы

Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, со­циальной психологии приходится прибегать к ис­пользованию методов этнографии, которой свойствен анализ не­которых продуктов культуры. Вспомним пред­ложения В. Вундта об изучении языка, мифов и обычаев для по­знания «психологии народов», т.е. еще на заре своего возникновения социальная психология обращалась к ис­пользованию таких методов. Одной из современных форм применения та­ких методов являются так называемые межкультурные исследова­ния, где термин «межкультурные» отдает лишь дань традиции его использования историками культуры, в сущности же имеются в виду сравнительные исследования, причем сравниваются отнюдь не обяза­тельно различные культуры, но и различные социальные группы.

При изучении психологии больших социальных групп применяются и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. Они не всегда вскры­вают причинно-следственные связи; в них, скорее, описываются некоторые функциональные зависимости, которые позволяют по­лучить значимые корреляции.

При изучении боль­ших групп социальная психология использует также анализ знаковых систем, при­нятый в языкознании.

Существенный вклад в исследование психологии больших со­циальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной С. Мос­ковиси во французской психологической школе. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыден­ное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, влас­ти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта и дея­тельности группы. Созданное груп­пой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типич­ные, привычные интерпретации событий, т.е. способствуя фор­мированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут пере­даваться из поколения в поколение, хотя при определенных об­стоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. По существу через анализ социальных пред­ставлений различных больших групп познается их психологичес­кий облик.

Эта концепция помогает более точно определить понятие «менталитет». Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой от­ражено своеобразие видения и понимания мира ее представителя­ми, их типичных «ответов» на картину мира. Представители опре­деленной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфи­ческих образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных пред­ставлений и соответствующих им образцов поведения и определя­ют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п.

Психологические особенности этнических групп

В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этно­графии — этнопсихология. Хотя нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой эт­нической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п. Поэ­тому было бы неправомерно всю проблему сводить только к изу­чению психологии наций. Между тем, при характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об «этническом ха­рактере», а о «национальном характере», не об «этнической пси­хологии», а о «национальной психологии», «национальных чувст­вах», «национальном самосознании», хотя все эти образования представляют собой частный случай аналогичных проявлений об­щественной психологии этнической группы. Традиция исследова­ния психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по «психологии народов», где «народ» интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структу­ру психологии этнических групп. После Вундта в западной психо­логии возникло много новых подходов к изучению этой пробле­мы, главным среди которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии.

Национальная (этническая) принадлежность индивида являет­ся чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той мик­росреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в истори­ческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важ­нейшее содержание процесса социализации индивида. Через бли­жайшее окружение, прежде всего, через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной куль­туры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принад­лежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этничес­кой группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксиро­вать целый ряд характеристик, которые свойственны именно дан­ной этнической группе.

Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психи­ческом облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно труд­но поддающимся операциональному определению. Поэтому пред­принят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу нации» упот­ребляются понятия «национальный характер», «национальное само­сознание», просто «национальная психология».

В соответствии с традицией, сложившейся в со­циальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Национальный ха­рактер в качестве элемента психического склада может быть рас­смотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда вы­ступают не отдельные люди, а группы. При выявлении таких ти­пических, общих черт национального характера нельзя их абсолю­тизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные харак­теристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому — общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфи­ку английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естест­венно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.

Основной сферой проявления национального характера явля­ется разного рода деятельность, поэтому исследование националь­ного характера возможно при помощи изучения продуктов дея­тельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осу­ществляется в процессе социализации прежде всего при посредст­ве языка. Относительная устойчивость черт национального харак­тера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладаю­щих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» опреде­ленного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реак­ционных идеологий вопрос о способностях различных наций об­растает целым рядом политических спекуляций, порожденных раз­личными формами шовинизма и расизма.

Это особенно важно, коль скоро при исследовании способнос­тей употребляется такой инструментарий, как тесты. Как справед­ливо отмечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущ­ности учитывать специфику различных культур, в условиях кото­рых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом не-адаптированности теста к специфическим условиям данной куль­туры.

Игнорирование куль­турного (т.е. и этнического) контекста может давать тенденциоз­ный материал, который легко использовать в различных полити­ческих доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настоль­ко прочно включена в идеологический контекст, что игнориро­вать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психо­логическом анализе никак нельзя.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляю­щимся при восприятии представителей другой этнической груп­пы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе пси­хическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отноше­ний, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враж­дебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негатив­ная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установ­кой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу. Скла­дывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этничес­ких групп, т.е. способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в определенных политических усло­виях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социаль­но-психологический механизм возникновения этнических стерео­типов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.

Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть со­чувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно под­разумевает формирование враждебного отношения к другим груп­пам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных об­стоятельствах.

Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной полити­ки, от исторического опыта взаимодействия между народами. Эт­нические стереотипы складываются всегда в некотором социаль­ном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму пред­убеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоциональ­ного образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явле­ниями.

В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является отно­сительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относи­тельно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гор­дости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распростра­ненность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне — представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня на­блюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвеж­цы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, дат­чане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина на­звали шведок, австрийцы — итальянок, датчане — немок, а у ос­тальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гор­дости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени от­носительности представлений о содержании типичных характерис­тик различных национальных групп. В этнические стереотипы всег­да мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обу­словленные содержанием культуры и т.д.

Сложность явлений национальной психологии заставляет с особой тщательностью поставить вопрос о том, где коренятся при­чины национальных особенностей людей. В исследованиях были перебраны многочисленные причины этих различий: в теориях «народного духа» они были объяснены изначальной заданностью, в различных биологических интерпретациях общественного про­цесса они часто рассматривались как генетически обусловленные, как принадлежащие расе; корни этих различий отыскивались так­же в антропологических, физических особенностях людей, в гео­графических условиях их существования и т.д. Неудовлетворен­ность этими концепциями повернула исследователей лицом к ана­лизу исторически сложившихся экономических, социальных и куль­турных условий жизни.

Этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежнос­тью. Однако уже на довольно ранних этапах исследований было установлено, что круг признаков, позволяющих одной этнической группе отличить себя от других, тем определеннее, чем меньшая этническая общность берется в качестве предмета исследования. Особенно хорошо этот материал «поддавался» исследованию в том случае, когда брались наименее развитые — наиболее изолирован­но живущие племена. Поэтому огромное большинство исследова­ний в традиционной этнопсихологии осуществлено на материале племен, населяющих острова Тихого и Атлантического океанов, таких как Таити, Гаити и пр. Хотя в этих исследованиях и устанавливалась зависимость этнической психологии от условий жиз­ни группы, сами условия в данной конкретной ситуации были весьма специфическими. Перенос результатов подобных исследо­ваний на большие современные нации невозможен, так как при переходе к этим новым объектам исследования необходимо вклю­чение еще целого ряда факторов, что в принципе может изменить сложившуюся картину. Поэтому, несмотря на ценность отдельных работ и их высокое качество, они остаются полезными на весьма «локальном» уровне.

Другая попытка предпринята в рамках культурантропологии, ориентированной на школу неофрейдизма. Здесь было введено по­нятие «базовой личности», фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этни­ческой группы. Анализ базовой личности предполагал анализ спо­собов ее социализации, т.е. изучение семьи, норм, принимаемых группой, символов, принятых в данной культуре, и т.д., т.е. иссле­дование было нацелено на выяснение условий формирования ба­зовой личности, иными словами, условий, порождающих этни­ческие особенности людей. Несомненно это перспективное на­правление анализа, однако он не всегда доведен до конца: условия оказались сведенными только к культурным символам, в то время как социально-экономические отношения оказались вне поля рас­смотрения, без чего нельзя считать найденным ответ на вопрос о причинах этнических различий между людьми и, в частности, пси­хологических различий представителей разных этнических групп.

Политическая острота проблемы в современном мире заставляет решать эти вопросы с особой корректностью. Принцип равенства наций, характерный для политической программы демократических государств, не оз­начает признания «одинаковости» наций. Следовательно, выявле­ние национальных особенностей, в том числе различий в психи­ческом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как про­изводные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Несмотря на относительную ус­тойчивость этих черт, они способны исторически изменяться. Поэтому национальная психология выступает как историческое образование, этнический стереотип «лишь возводит в абсолют фактическую односторонность жизнедеятельности разных челове­ческих групп, обусловленную разницей условий существования и наличным мировым разделением труда» (Королев, 1970. С. 34). Дальнейший механизм превращения этнического стереотипа в предубеждение, а затем закрепление этого предубеждения в идеологи­ческих и политических доктринах — проблема отнюдь не соци­ально-психологическая. Поэтому сложность объекта исследования требует комплексного подхода, объединения усилий ряда научных дисциплин.

МАССЫ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

studfiles.net

Тема. Психология больших групп

1. Определение больших групп.Признаки больших групп. Виды больших групп и их специфика. Значение исследований временных, неорганизованных групп (толпа, аудитория, публика) и устойчивых социальных групп (классы, социальные слои, нации) в социальной психологии и социологии.

2. Психологические особенности национальных и этнических групп. Особенности психологии нации. Понятие «психологический склад» нации и «национальный характер». Этнические стереотипы как национальные предрассудки. Особенности психологии классов и социальных слоев.

3. Психология массовых психических явлений.Заражение как способ группового воздействия. Явление паники и его исследования в современной психологии. Внушение или суггестия как целенаправленное, неорганизованное воздействие. Условия эффективности внушения. Внушение и убеждение. Подражание. Традиции исследования подражания в истории социальной психологии. Роль подражания в истории развития человеческого общества и в онтогенезе.

1. Определение больших групп

Как бы ни велика роль малых групп в СП, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через малую группу и межличностное общение. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

Точную количественную характеристику больших групп дать невозможно. В социальной психологии «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория и группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающих определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании социальные группы.

Большая группа – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков.

Признаки больших групп:

1. Большое число членов (нижняя граница больших групп совпадает с верхней границей малой группы – от 50 человек; верхняя граница не определяется).

2. Отсутствие непосредственных контактов между ее членами (большие группы основаны на связях, не предполагающих обязательные личные контакты между членами группы).

3. Специфика регуляции поведения (основными механизмами регуляции социального поведения в больших группах выступают нравы, обычаи, традиции, стереотипы и др.).

К признакам больших групп еще относят: образ жизни, интересы, ценности, потребности, язык (для этнических групп – это само собой разумеющееся, а для других групп это может быть как определенный жаргон, например свойственный профессиональным группам или возрастной группе, как молодежь.

Структура большой социальной группы:

1. Психический склад, как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции и т.д.)

2. Эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование ( в которую входят потребности, интересы, настроения.).

Типы больших групп:

* Номинальные группы (условный и статический характер объединения людей: сельские жители, психологи страны, люди с высоким доходом и др).

* Группы по интересам (общие поведенческие признаки, общие интересы: зрители ОРТ, болельщики, фанаты группы «Машина времени»)

* Территориальные общности (территориально-географический признак объединения: жители РБ, мозыряне и др.).

2.Характеристика стихийных групп в СП.

Стихийные группы – социальные общности, формирующиеся непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложноуправляемые.

Основные виды стихийных групп:

Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).

Масса – относительно стабильное образование с нечеткими границами; более организованное, сознательное и длительное образование, чем толпа; достаточно разнородное объединение. (демонстрация, манифестация, митинг)

Публика – кратковременное образование людей для просмотра зрелища (концерта, спортивного мероприятия, спектакля и т.д.) по сравнению с толпой более управляема, т.к. люди собираются сознательно и с целью.

Факторы образования стихийных групп:

1. Общественное мнение — общность суждений членов группы в связи с событием.

2. Событие (повод), объединивший людей.

3. Совместные действия, связанные с поводом.

3. Стихийные социально-психологические процессы

Среди стихийных социально-психологических процессов выделяют заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.

Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу; в условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.

Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).

Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.

Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа». Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.

studfiles.net

Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии

Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» — 2012. — №1.

И.Г. Дубов

доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией социально-психологических проблем развития личности Психологического института РАО ([email protected])

В статье обсуждается необходимость включения в лекционные курсы по социально- психологической тематике специальных разделов, посвященных психологии больших групп. Предлагается сосредоточить основное внимание на рассмотрении вопросов, связанных с социально-психологическими содержанием феноменологии сознания (базовые ценности, социальные нормы, жизненные цели, стереотипы сознания и т.п.) и с личностными особенностями представителей основных больших групп населения (этнических, половозрастных, образовательных, территориальных и пр.).

В настоящее время психология больших групп занимает незаслуженно малое место в структуре преподавания социальной психологии в высших учебных заведениях страны. В тех вузах, где психологическая наука в целом является непрофильной дисциплиной, вопросы психологии больших групп, как правило, вообще не отражены ни в лекционных программах, ни в планах семинарских занятий. Там же, где получаемая специальность предусматривает широкое знание психологии, вопросам психологии больших групп отводятся, как правило, два, а в лучшем случае – четыре академических часа.

Такое положение дел обусловлено сравнительно небольшим объемом исследований психологических особенностей представителей больших групп, что связано, в свою очередь, с одной стороны, с ненадлежащим финансированием психологических исследований в России, а с другой – с исследовательской традицией, закрепленной существующими представлениями о предмете социальной психологии.

В соответствии с этими представлениями Социальная психология должна преимущественно заниматься межличностным восприятием, межличностными Электронный журнал «Психологическая наука и образование» отношениями в диаде и динамическими процессами, происходящими в малых группах. В то же время психология больших групп, т.е. крупных человеческих сообществ, члены которых не находятся в прямом контакте, но объединены какими-либо формальными (пол, возраст, религия, проживание на одной территории и т.п.) или неформальными (общность мировосприятия, сходство поведения и т.п.) характеристиками и признаками, не привлекает серьезного внимания социальных психологов, поскольку исследования больших групп принято относить к сфере интересов социологов.

Между тем, как справедливо отмечала Г.М. Андреева, «социальная психологии без раздела о психологии больших социальных групп, очевидно, вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова» [1, с.151]. Справедливости ради следует заметить, что некоторые аспекты социальной

психологии больших групп раскрываются в преподавании пограничных с нею дисциплин. Если исходить из классического определения большой группы, подразумевающего, что большой группой называются не только стихийно возникающие и кратковременно существующие общности, такие как толпа или аудитория, а прежде всего количественно не ограничиваемые группы, сложившиеся в ходе общественного развития и потому долговременные в своем существовании [1, с.153]; [2, с.97] [3, с.112], то становится понятным, что и многочисленные гендерные исследования, и работы, выполняемые в рамках этнопсихологии, и исследования в сфере политической психологии, и даже геронтопсихологические исследования раскрывают различные аспекты психологии больших групп, составляя в данном качестве важнейшую часть социально-психологической науки.

В то же время очевидно, что указанные дисциплины еще реже, чем Социальная психология больших групп, встречаются в образовательных вузовских курсах, являясь экзотической составной частью учебных программ крайне незначительного числа специфических учебных заведений.

Вместе с тем динамические процессы, происходящие в обществе, делают проблему изучения психологии больших групп все более и более актуальной. Эта актуальность обусловлена постоянным усложнением вопросов управления социально-политической и экономической жизнью общества, необходимостью учета в этой работе запросов и целей субъектов экономики и политики, т.е. больших групп людей, различающихся разной ролью и разным влиянием в дифференцированном процессе общественного производства материальных и духовных ценностей.

В соответствии с постоянно расширяющимся запросом на изучение психологических особенностей, характеризующих большие группы, повышается и важность расширенного преподавания психологии больших групп в рамках соответствующих учебных дисциплин, а может быть и выделения данного курса в самостоятельный раздел учебных программ.

При рассмотрении вопроса о возможном содержании учебного курса, посвященного социальной психологии больших групп, прежде всего следует остановиться на специфике сознания представителей больших социально-демографических групп, таких как мужчины и женщины, пожилые и молодые люди, высокообразованные и малообразованные граждане, жители города и жители села, и т.п. Не меньший интерес вызывают различия в сознании представителей различных этносов, жителей разных территорий, членов существующих политических партий, участников многочисленных профессиональных групп и пр.

Наборы социально-психологических феноменов, характеризующих указанную специфику сознания, а именно: базовых ценностей, социальных установок, норм, мифов, верований, архетипов коллективного бессознательного, когнитивных и перцептивных эталонов, стереотипов, предрассудков, убеждений, идеалов и склонностей и т.п., являются необходимой основой правильного понимания процессов, протекающих в обществе и определяющих особенности развития нашей страны.

Помимо этого, важнейшей составной частью психологии больших групп является изучение специфики личностных и индивидных свойств, характеризующих представителей различных больших групп. Современные исследования показывают, что, в целом, разные большие группы демонстрируют значимые различия в уровне активности, толерантности, агрессивности, стремления к риску, флексибельности, тревожности, конформизма, экстра- интровертивности, альтруизма, а также интеллекта. Очевидно, что указанная специфика определяет границы возможностей представителей различных больших групп, позволяя прогнозировать уровень их конкурентоспособности, а в том случае, когда речь идет о различных этносах, то и уровень конкурентоспособности нации.

Именно поэтому в знаниях о различиях в образе мыслей представителей разных больших групп, в мотивации их поведения, в специфике реагирования на возникающие возмущения социальной среды остро нуждаются бизнесмены и политики, работники средств массовой информации и маркетологи, кризис-менеджеры и те, кто отвечает за миграционные процессы в стране. Управление социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в обществе, с необходимостью требует учета психологической специфики объектов оказываемого влияния, и важнейшая роль в получении указанной информации принадлежит социальным психологам.

И, наконец, последний аспект психологии больших групп, безусловно востребованный современным обществом, – это психология диффузных больших групп таких, например, как толпа, или, другими словами, психология масс. Повсеместно наблюдаемые стихийные волнения, охватывающие большие массы людей, не позволяют игнорировать изучение динамических процессов, возникающих в подобных группах, и, значит, отказываться от изучения способов целенаправленного воздействия на диффузные большие группы на разных этапах генерируемой ими активности.

Отдельным вопросом преподавания психологии больших групп является разговор о методах исследования этой сферы психологической науки. Очевидно, что в массовом исследовании, ставящем своей целью изучение особенностей мышления и деятельности представителей какой-либо большой общности (этнос, народ, граждане конкретной страны или обитатели определенной территории), а также выявление специфики входящих в данную общность различных больших групп (мужчины, женщины, молодежь, старики, селяне, горожане и т.п.), не могут быть использованы ни простое наблюдение за естественным поведением людей, ни моделирование проблемных ситуаций, подразумевающих регистрацию внешних поведенческих или внутренних физиологических реакций, которые свидетельствовали бы о специфике поведения индивидов при решении поставленных задач. Единственное, что можно делать успешно при проведении подобного исследования, это задавать людям вопросы, на которые они будут отвечать.

В этой связи необходимо отметить, что логика развития социальной психологии больших групп обусловливает необходимость усложнения хорошо отработанного в социологии главного метода изучения больших сообществ – массового опроса. Решая стоящие перед психологией задачи, данный метод должен быть адаптирован к широкому применению довольно громоздких психологических методик (в первую очередь – личностных и когнитивных тестов), что является весьма сложной проблемой, учитывая участие в массовом опросе большого количества незаинтересованных в результатах и зачастую не очень высоко образованных людей. Вместе с тем нельзя не отметить, что за последние годы в этом направлении уже проведена достаточно большая работа, позволившая сформулировать четкие методологические и методические требования к массовому опросу как методу социальной психологии.

Очевидно, что указанная специфика метода не может не учитываться при организации учебного процесса. Применительно к преподаванию психологии больших групп описанная выше проблема заключается в том, что столь сложная методическая процедура, каковой является массовый опрос населения, не может быть хорошо освоена в ходе аудиторных семинарских занятий, как это, например, происходит с личностными тестами и многими другими методиками, составляющими существующий социально- психологический инструментарий. Для освоения студентами техники проведения массовых опросов должны быть придуманы иные учебные процедуры, соответствующим образом измены учебные планы, решены вопросы финансирования практических занятий, предполагающих подготовку большого количества анкет, а также наличие специальных средств, предназначенных для стандартного поощрения респондентов.

В результате, несмотря на очевидную необходимость выделения в рамках изучения социальной психологии в вузе специального курса, посвященного изучению психологии больших групп, решение данного вопроса должно преодолеть многочисленные препятствия, связанные с методической спецификой указанного раздела психологической науки.

Литература

[1] Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
[2] Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2011.
[3] Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

www.persev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *