Психология эмоций кэррол э изард – : ,

Психология эмоций — Кэррол Изард (2007 г.)

Имя Кэррола Э. Изарда, одного из создателей теории дифференциальных эмоций, известно каждому психологу. «Психология эмоций» является расширенной и переработанной версией его книги «Эмоции человека», которая стала у нас в стране одним из базовых пособий по курсу психологии личности. В «Психологии эмоций» Изард анализирует и обобщает огромное количество новых экспериментальных данных и теоретических концепций, вошедших в научный обиход в последние десятилетия, на протяжении которых наука об эмоциях стремительно эволюционировала. Рекомендуется изучающим психологию личности, социальную, когнитивную, клиническую психологию.

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

БЛАГОДАРНОСТИ

Глава 1. О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ЭМОЦИЙ

Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ. СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ С КОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, ПОВЕДЕНИЕМ И ЛИЧНОСТЬЮ

Глава 3. ЭМОЦИИ, СОЗНАНИЕ И СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

  • Концептуализация сознания
  • Сознание как поток мысли
  • Экспериментальное изучение потока сознания
  • Сознание как парадигма
  • Сознание как аспект биологической организации
  • Эмоции и сознание как переживание биологических процессов
  • Эмоции как организующий фактор сознания
  • Ощущение, эмоция, сознание
  • Аффекты и уровни сознания
  • Эмоция и восприятие
  • Взаимодействие между эмоцией и когнитивным процессом и сознание
  • Условно-рефлекторные активаторы эмоции
  • Эмоции, сознание, когнитивные процессы и действие
  • Функции полушарий и эмоции
  • Эмоции и организация сознания
  • Сознание и устойчивые характеристики эмоций
  • Эмоция с нами всегда
  • Чувство, восприятие, знание
  • Возрастные изменения в эмоциональных процессах и в операциях сознания
  • Возрастные изменения в эмоциональных реакциях
  • Возраст и активаторы эмоций
  • Когда чувства берут верх над разумом, или Кризис подросткового возраста
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 4. ИНТЕРЕС-ВОЗБУЖДЕНИЕ: АКТИВАЦИЯ, ВЫРАЖЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ

  • Характеристики эмоции интереса
  • Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание
  • Активация интереса
  • Перемены
  • Одушевленность
  • Новизна
  • Воображение и мышление
  • Мимическое выражение интереса
  • Физиологические проявления эмоции интереса
  • Субъективное переживание интереса-возбуждения
  • Два подхода к исследованию субъективного переживания эмоции
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 5. ЭМОЦИЯ ИНТЕРЕСА – ВОЗБУЖДЕНИЯ: РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

  • Эволюционное значение эмоции интереса
  • Интерес и эволюция общества
  • Функции эмоции интереса
  • Мотивационная функция интереса
  • Социальная функция интереса
  • Развитие и социализация эмоции интереса
  • Развитие эмоции интереса в ее взаимосвязи с другими эмоциями
  • Социализация интереса
  • Развитие связей между эмоцией интереса и когнитивными функциями
  • Интерес и перцептивно-когнитивное развитие
  • Интерес, искусство и интеллектуально-творческая деятельность
  • Когнитивные ориентации, основанные на интересе
  • Взаимодействие интереса с другими эмоциями и драйвами
  • Интерес и боль
  • Интерес и радость
  • Интерес и страх
  • Регуляция интереса-возбуждения
  • Эмоция интереса-возбуждения в психопатологии
  • Эмоция интереса в развитии личности
  • Интерес и достижения
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 6. УДОВОЛЬСТВИЕ-РАДОСТЬ: ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ

  • Характеристики радости
  • Чем радость отличается от чувственного удовольствия
  • Причины радости
  • Выражение радости
  • Соматические проявления радости
  • Субъективное переживание и функции удовольствия-радости
  • Другие функции радости
  • Социальная функция радости
  • Биологические функции радости
  • Развитие и социализация эмоции радости
  • Взаимодействие эмоции радости с другими эмоциями
  • Регуляция радости
  • Стремление к счастью, или как обрести радость
  • Преграды на пути к радости
  • Радость и психическое здоровье
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 7. РАДОСТЬ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

  • Развитие эмоции радости у ребенка
  • Генетические факторы
  • Социально-экономические и культурные факторы
  • Социализация радости
  • Развитие улыбки и смеха
  • Развитие смеха
  • Понимание юмора
  • Взаимодействие радости с перцептивно-когнитивными процессами и действием
  • Причины и последствия радости
  • Субъективное переживание радости
  • Когнитивная радость способствует эмпатии, альтруизму и креативности
  • К вопросу о функциях эмоциональных переживании
  • Субъективное переживание радости: эмпирическое исследование
  • Счастье и развитие личности: эмпирическое исследование
  • Глубинное изучение счастья и личности
  • Психофизиологические исследования эмоции радости у взрослых
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 8. УДИВЛЕНИЕ-ИЗУМЛЕНИЕ

  • Активация, выражение и переживание удивления
  • Значение удивления
  • Для дополнительного чтения

Глава 9. ПЕЧАЛЬ

  • Выражение, переживание и функции печали
  • Причины печали
  • Предрасположенность к печали. Индивидуальные различия
  • Мимическое выражение печали
  • Переживание печали
  • Функции печали
  • Печаль и физиологические драйвы
  • Развитие и социализация эмоции печали
  • Социализация печали через наказание
  • Социализация печали через поощрение
  • Социализация печали посредством частичного поощрения
  • Смешанные методы социализации печали
  • Взаимодействие печали с другими эмоциями, когнитивными процессами и поведением
  • Взаимодействие печали и гнева
  • Связь между печалью и страхом
  • Взаимодействие печали и стыда
  • Взаимодействие печали с когнитивными процессами и с поведенческими актами
  • Регуляция печали
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 10. ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, ДЕПРЕССИЯ

  • Горе и печаль
  • Биологические факторы
  • Культурные факторы
  • Психологические факторы
  • Экспрессия и переживание горя
  • Функции горя
  • Горе в контексте привязанности и разлуки
  • Горе и печаль
  • Горе и психопатология
  • Печаль и депрессия
  • Нейрофизиологический и биохимический подходы к изучению депрессии
  • Биогенетический, социокультурный и когнитивный подходы
  • Теории научения и депрессия
  • Психоаналитическая теория депрессии
  • Теория дифференциальных эмоций и эмпирическое исследование депрессии
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 11. ГНЕВ

  • Причины гнева
  • Ограничение свободы
  • Препятствия в достижении цели
  • Аверсивная стимуляция
  • Жизнь во гневе: очень личная история
  • Оскорбление
  • Предварительное резюме
  • Мимическое выражение гнева
  • Субъективное переживание гнева
  • Значение эмоции гнева
  • Развитие и социализация гнева
  • Гнев и агрессия
  • Боль, гнев и агрессия
  • Гнев и физическая агрессия
  • Переживание гнева, выражение гнева и агрессия
  • Стабильность агрессивного поведения
  • Последствия подавления гневной экспрессии
  • Агрессия и потребность в самопознании
  • Триада враждебности
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 12. ОТВРАЩЕНИЕ И ПРЕЗРЕНИЕ

  • Отвращение
  • Происхождение эмоции отвращения
  • Развитие эмоции отвращения
  • Причины отвращения
  • Мимическое выражение отвращения
  • Переживание отвращения
  • Биологическая и социальная функции отвращения
  • Взаимодействие гнева и отвращения
  • Отвращение и психологические нарушения
  • Презрение
  • Причины презрения
  • Переживание презрения
  • Субъективное переживание презрения
  • Функции презрения
  • Различия между враждебностью и агрессией
  • Аффективные паттерны в ситуациях гнева, отвращения, презрения и враждебности
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 13. СТРАХ И ТРЕВОГА

  • Характеристики страха
  • Определение страха
  • Причины страха
  • Драйвы и гомеостатические процессы как активаторы страха
  • Эмоции как активаторы страха
  • Когнитивные процессы
  • Естественные активаторы страха
  • Боль и антиципация боли
  • Одиночество
  • Внезапное изменение стимуляции
  • Внезапное приближение
  • Необычность
  • Высота
  • Культуральные сигналы опасности: роль научения и опыта
  • Влияние привязанности на механизмы заимствования страха
  • Неустойчивая привязанность как источник страха
  • Фобии
  • Страхи: врожденные или приобретенные?
  • Некоторые причины и последствия страха
  • Выражение страха: проблема дифференциации страха
  • Субъективное переживание страха
  • Субъективные составляющие и эмоциональные паттерны ситуации страха
  • Функции страха
  • Развитие и социализация страха
  • Взаимодействие страха с другими эмоциями
  • Страх и печаль
  • Страх и стыд
  • Техники управления страхом
  • Тревога
  • Тревога как эмоциональный паттерн. Эмпирические исследования
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 14. СМУЩЕНИЕ

  • Соматические изменения при смущении
  • Выражение смущения
  • Переживание смущения
  • Функции смущения
  • Застенчивость как черта личности
  • Смущение и проблемы социальной адаптации
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 15. СТЫД

  • Биологические и психологические характеристики стыда
  • Мимическое выражение стыда и его физиологические аспекты
  • Переживание стыда
  • Причины стыда
  • Эволюционно-биологические и психологические функции стыда
  • Эмоция стыда в эволюционно-биологической перспективе
  • Психосоциальные функции стыда
  • Стыд на защите «я» и личностной целостности
  • Социокультурные факторы
  • Социализация стыда
  • Стыд и сексуальное развитие
  • Взаимодействие стыда с другими эмоциями и социальным поведением
  • Стыд, общительность и приверженность групповым нормам
  • Стыд и сексуальное влечение
  • Взаимодействие стыда с другими эмоциями
  • Стыд и депрессия
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 16. ВИНА, СОВЕСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

  • Характеристики вины
  • Выражение вины
  • Переживание вины
  • Детерминанты вины
  • Происхождение и функции вины
  • Развитие эмоции вины и ее взаимоотношения с сочувствием
  • Вина и психопатология
  • Эмоция вины в различных теоретических концепциях
  • Психоаналитическая концепция вины
  • Некоторые представления теории научения об источниках развития вины и о ее значении
  • Экспериментальные исследования эмоции вины
  • Взаимодействие вины и гнева
  • Вина и готовность идти на уступки
  • Способность испытывать вину как личностная черта
  • Вина и враждебность
  • Вина и сексуальное поведение
  • Как противостоять переживанию вины
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

Глава 17. ЛЮБОВЬ

  • Что такое любовь
  • Истоки любви. Эволюционно-биологическое наследие
  • Наследие приматов
  • Материнская любовь
  • Дискретные эмоции и материнская любовь
  • Вратско-сестринская любовь и дружба
  • Ревность
  • Романтическая любовь
  • Резюме
  • Для дополнительного чтения

ЭПИЛОГ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

wiki.1vc0.ru

Психология эмоций, Изард Кэррол

Изард К.Э.

Психология эмоций

пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.

Посвящается Коннору, Флинну и Оливии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прошло тринадцать лет с тех пор, как вышла в свет книга <Human Emotions> (1978)’, количество научных работ по данной теме за это время почти удвоилось. Опубликовано множество книг и статей, так или иначе затрагивающих проблему человеческих эмоций. В настоящее время наука располагает таким объемом информации, связанной с эмоциями, что студентам и профессионалам становится трудно разобраться в многообразии теорий и эмпирических наблюдений.

Развитие нейрофизиологии и нейропсихологии углубило наши представления о церебральных механизмах, гормонах и нейротрансмиттерах, обслуживающих эмоциональную сферу. Достигнуто более глубокое понимание динамики эмоционального развития, тесной взаимосвязи процессов эмоционального и когнитивного развития, значительности влияния эмоций на темперамент и межличностные отношения. Социальные психологии ввели в сферу научного осмысления свои труды, посвященные изучению коммуникативных функций различных эмоциональных проявлений, влиянию эмоций на общение и поведение. Когнитивная и социально-когнитивная психология вооружила нас более глубоким пониманием когнитивных детерминант эмоций, взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов. Психология личности начинает трактовать личностные черты в терминах отдельных эмоций. Клиническая психология обнаружила взаимосвязь между отдельными разновидностями психических расстройств и частными типами эмоциональных переживаний, и это новое знание учитывается в психотерапевтической практике.

Именно вследствие того, что русло научного прогресса столь решительно повернуло в сторону психологии эмоций, так углубило и пополнило общий объем знаний в этой сфере, я и взялся написать этот учебник. Я поставил перед собой задачу — определить базовые эмоции и помочь студентам понять, каким образом активируется, как проявляется и переживается, какие функции выполняет каждая из них. Учебник подает материал с эволюционно-онтогенетической точки зрения: главным образом в нем описаны результаты исследований в области психологии развития, психологии личности, социальной и клинической психологии, хотя я постарался уделить необходимое внимание и наиболее впечатляющим достижениям нейрофизиологов и нейропсихологов, когнитивных психологов, психофизиологов и представителей других отраслей науки.

В учебнике подробно рассмотрены и проанализированы различные теории частных эмоций, и наиболее тщательно те из них, которые посвящены эмоциональной жизни индивидуума, проблеме влияния эмоций на сознание и поведение. Данные теории оперируют терминами отдельных, четко выраженных эмоций, таких как радость и печаль, гнев и страх, стыд и смущение, каждой из которых присущи уни-^Русский перевод: Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

кальные нейрофизиологические, экспрессивные и эмпирические/мотивационные характеристики. Мне бы не хотелось, чтобы данный подход натолкнул читателя на мысль о том, что когнитивные установки и поведенческий стиль конкретного индивидуума всегда можно трактовать как результат действия некоей конкретной, отдельно взятой эмоции. Как правило, в жизни мы сталкиваемся с тем, что поведение обусловлено множеством, противоречивых и разнонаправленных эмоций.

Мне представляется необходимым сразу предупредить читателя о том, что в основе этой книги лежит эволюционно-онтогенетический, биосоциальный подход, принцип раздельного рассмотрения частных эмоций. Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций, на их некогнитивных детерминантах, призываю толковать эмоции как отдельную, обособленную систему. Это поможет ему верно воспринять все изложенное ниже.

Однако, несмотря на мою приверженность указанному подходу, в конце каждой главы в списке рекомендуемой для дополнительного чтения литературы читатель сможет найти работы иного характера, в частности и такие, в которых эмоции рассматриваются как результат оценивания или атрибуции. Даже такие публикации содержат интересный материал, который преподаватели могут использовать в своих лекциях, а студенты — в своих докладах и рефератах, что, несомненно, расширит их понимание проблемы эмоций.

Кэррол Э. Изард

БЛАГОДАРНОСТИ

Множество ученых, представляющих самые разные отрасли знания, своими исследованиями и научными трудами внесли свой вклад в написание этой книги. Большую помощь оказали мне работы моих коллег и аспирантов, как нынешних, так и бывших. Если бы не мудрость и самоотверженность множества преданных своему делу исследователей, эта книга никогда не появилась бы на свет.

Не могу не упомянуть моих студентов, которые также, прямо или косвенно, содействовали появлению этой книги. Каждая из глав, посвященных частным эмоциям, содержит автобиографические отчеты студентов о наиболее интенсивных эмоциональных переживаниях. Этот труд ума и чувств помогает нам глубже понять, каким образом эмоции влияют на наши мысли и поступки в повседневной жизни, а порой и драматически изменяют человеческую судьбу. На примере этих отчетов можно увидеть, как кратковременное, но яркое и сильное эмоциональное впечатление вызывает длительное переживание и стойкие личностные изменения.

Мне хотелось бы выразить признательность руководству психологического факультета Дэлаверского университета за творческую атмосферу, созданную в стенах этого учебного заведения, и коллегам, беседы с которыми помогли мне глубже продумать отдельные темы, освещаемые в этом учебнике. С самыми теплыми чувствами я вспоминаю детей, участвовавших в нашем лонгитюдном исследовании по изучению эмоционального развития ребенка, и их терпеливых матерей. Отдельная благодарность д-ру О. Морису Хэйнсу, ученому, совместно с которым мы проводили это исследование, — благодаря ему продуктивность и эффективность работы моей лаборатории заметно возросла. Не могу не вспомнить добрую фею лаборатории — исполнительного секретаря Шэрон Л. Антонио: ее обаяние, душевная теплота и высокий профессионализм воодушевляли всю исследовательскую группу, кроме того, она оказала неоценимую помощь лично мне во время подготовки рукописи к печати.

И как всегда — моя глубочайшая признательность Барбаре Синквефилд Изард, чьи красота, великодушие и любовь придают моей жизни, личной и научной, необыкновенную полноту и насыщенность. Ее профессиональные интересы не могли не повлиять на содержание этой книги. Мы совместно ведем учебный семинар по эмоциям человека. Как высокообразованный театровед она с необычайной легкостью может подобрать уместный пример из мировой драматургии, чтобы проиллюстрировать тему дискуссии, будь то интеграция эмоционального опыта, мимические и пластические формы эмоциональной экспрессии или роль эмоций в повседневной жизни. Ее знания обогащают наши семинары, они же придали доходчивости этой книге.

Я благодарен всем, кто помогал мне в работе. Без их помощи, без их самоотверженного труда эта книга вряд ли увидела бы свет.

Кэррол Э. Изард

Глава 1

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ЭМОЦИЙ

Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают творчество и отвагу. Однако до 80-х годов нашего столетия психология фактически игнорировала эмоции. Мне могут возразить, что психология в свои первые сто лет развития являла собой парадокс — науку, которая принципиально не обращается к сути тех вещей, которые изучает. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?

В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия <эмоция>. Так, Даффи (Duffy, 1962), как, впрочем, и многие другие исследователи (напр., Lindsley, 1957), считает, что поведенческие проблемы проще объяснять с помощью понятий <активация> или <возбуждение> (arousal), которые не столь аморфны, как термины, относящиеся к эмоциональной сфере. Другие же (Tornkins, 1962, 1963; lzard, 1971, 1972) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект — неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960а, б; Lazarus, 1968; Young, 1961). Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (lzard, 1971, 1972; Leeper, 1948; Mowrer, 1960; Rapaport, 1942; Schachtel, 1959; Tornkins, 1962, 1963).

Некоторые исследователи сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявлению деятельности структур, иннервируемых вегетативной нервной системой (Wen-ger, 1950). Состоявшийся в 1974 году в Баку XXVI Международный физиологический конгресс был целиком посвящен эмоциям и висцеральным функциям (Гасанов, 1974). Другие исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций, акцентируют внимание на роли соматической нервной системы, то есть той части нервной системы, которая поддается произвольному контролю (Gellhorn, 1964, 1970; Tornkins, 1962, 1963; Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; lzard, 1971,1972).

Большинство психиатров и психологов-клиницистов рассматривают различные виды психопатологии и нарушения адаптации как <заболевания эмоциональной сферы> (Dunbar, 1954). Сдругой стороны, Маурер (Mowrer, 1960, 1961), например, утверждает, что психопатология и дезадаптация вызываются не эмоциональными расстройствами, а нарушениями мышления, установок и поведения. Некоторые ученые исходят из того, что эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам (и разуму), они рассматривают нарушение этой субординации как признак неблагополучия. Другие, напротив, считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их (то есть управляют рассудком) и что главное, чем должны заниматься исследователи, это вопрос о качестве и интенсивности этих эмоций.

mirznanii.com

Психология эмоций — Кэррол Э. Изард

Очень удачно у меня совпало чтение книг на, можно сказать, одну и ту же тему. А именно. Перед тем, как приступить к книге «Психология эмоций», я прочла книгу Андрея Ткачева «Бремя страстей человеческих».
Если в первой книге священник с духовной точки зрения говорил о негативных эмоциях (не о всех, и не так подробно, как в «Психологии эмоций»), то в книге «Психология эмоций» эту тему «муссировали» с точки зрения психологических, биологических и генетических «течений».
И духовная точка зрения, и психологическая заслуживают право на жизнь.
Но, давайте вернемся к книге «Психология эмоций».
Скажу сразу – для обывателя книга невероятная сложная. Она ориентирована на профессиональных психологов. Ну, а я, как простой чтец, интересующийся психологией, иногда путалась в непонятной мне терминологии, заковыристых словечка и пояснениях – почему происходит так, а не иначе. Более того, книгу я поняла процентов на 80, и все из-за профессиональных терминов.
Книга глубокая и крайне интересная. Нет, я, конечно, знаю, что человек – невероятно сложное существо, но чтобы настолько… И тут уместно было бы привести в пример выражение – когда я нашел все ответы, сменились все вопросы.
Изучая эмоции человека важно учитывать не только социальную среду, в которой живет человек, его психологические особенности, но еще и генетику, биологические процессы и кучу еще всего.
В книге приведено масса примеров, рисунков, которые рассказывают об эмоциях, чем отличаются эмоции счастья и горя, эмоции ребенка и старика на один и тот же «раздражитель».
Не скажу, что после прочтения книги мне стало легче контролировать свою чрезвычайную эмоциональность, но, по крайней мере, я стала понимать, откуда «ветер дует», и как с этим можно, при желании, справляться. Впрочем, эта книга нацелена не сколько на личный контроль эмоций, сколько на повышение эмоционального интеллекта, что, конечно же, не может не радовать.
Книга написана хоть и достаточно сухим, академическим языком, без заигрывания с читателем, но, тем не менее, читается легко.
Каждой эмоции посвящены отдельные главы, очень хорошо прописаны виды, состояния, позволяет проникнуть в мир психологии, и учит понимать своих близких, друзей, соседей, коллег.
Книга будет интересна не только людям, погруженным в профессию психолога, но и простым обывателям, которые лучше хотят понять себя. Рекомендую к прочтению.

www.livelib.ru

Кэррол Э. Изард «Психология эмоций» — отзыв Ivanna_Lejn

Очень удачно у меня совпало чтение книг на, можно сказать, одну и ту же тему. А именно. Перед тем, как приступить к книге «Психология эмоций», я прочла книгу Андрея Ткачева «Бремя страстей человеческих».
Если в первой книге священник с духовной точки зрения говорил о негативных эмоциях (не о всех, и не так подробно, как в «Психологии эмоций»), то в книге «Психология эмоций» эту тему «муссировали» с точки зрения психологических, биологических и генетических «течений».
И духовная точка зрения, и психологическая заслуживают право на жизнь.
Но, давайте вернемся к книге «Психология эмоций».
Скажу сразу – для обывателя книга невероятная сложная. Она ориентирована на профессиональных психологов. Ну, а я, как простой чтец, интересующийся психологией, иногда путалась в непонятной мне терминологии, заковыристых словечка и пояснениях – почему происходит так, а не иначе. Более того, книгу я поняла процентов на 80, и все из-за профессиональных терминов.
Книга глубокая и крайне интересная. Нет, я, конечно, знаю, что человек – невероятно сложное существо, но чтобы настолько… И тут уместно было бы привести в пример выражение – когда я нашел все ответы, сменились все вопросы.
Изучая эмоции человека важно учитывать не только социальную среду, в которой живет человек, его психологические особенности, но еще и генетику, биологические процессы и кучу еще всего.
В книге приведено масса примеров, рисунков, которые рассказывают об эмоциях, чем отличаются эмоции счастья и горя, эмоции ребенка и старика на один и тот же «раздражитель».
Не скажу, что после прочтения книги мне стало легче контролировать свою чрезвычайную эмоциональность, но, по крайней мере, я стала понимать, откуда «ветер дует», и как с этим можно, при желании, справляться. Впрочем, эта книга нацелена не сколько на личный контроль эмоций, сколько на повышение эмоционального интеллекта, что, конечно же, не может не радовать.
Книга написана хоть и достаточно сухим, академическим языком, без заигрывания с читателем, но, тем не менее, читается легко.
Каждой эмоции посвящены отдельные главы, очень хорошо прописаны виды, состояния, позволяет проникнуть в мир психологии, и учит понимать своих близких, друзей, соседей, коллег.
Книга будет интересна не только людям, погруженным в профессию психолога, но и простым обывателям, которые лучше хотят понять себя. Рекомендую к прочтению.

www.livelib.ru

Отзывы о книге Психология эмоций

Очень удачно у меня совпало чтение книг на, можно сказать, одну и ту же тему. А именно. Перед тем, как приступить к книге «Психология эмоций», я прочла книгу Андрея Ткачева «Бремя страстей человеческих».
Если в первой книге священник с духовной точки зрения говорил о негативных эмоциях (не о всех, и не так подробно, как в «Психологии эмоций»), то в книге «Психология эмоций» эту тему «муссировали» с точки зрения психологических, биологических и генетических «течений».
И духовная точка зрения, и психологическая заслуживают право на жизнь.
Но, давайте вернемся к книге «Психология эмоций».
Скажу сразу – для обывателя книга невероятная сложная. Она ориентирована на профессиональных психологов. Ну, а я, как простой чтец, интересующийся психологией, иногда путалась в непонятной мне терминологии, заковыристых словечка и пояснениях – почему происходит так, а не иначе. Более того, книгу я поняла процентов на 80, и все из-за профессиональных терминов.
Книга глубокая и крайне интересная. Нет, я, конечно, знаю, что человек – невероятно сложное существо, но чтобы настолько… И тут уместно было бы привести в пример выражение – когда я нашел все ответы, сменились все вопросы.
Изучая эмоции человека важно учитывать не только социальную среду, в которой живет человек, его психологические особенности, но еще и генетику, биологические процессы и кучу еще всего.
В книге приведено масса примеров, рисунков, которые рассказывают об эмоциях, чем отличаются эмоции счастья и горя, эмоции ребенка и старика на один и тот же «раздражитель».
Не скажу, что после прочтения книги мне стало легче контролировать свою чрезвычайную эмоциональность, но, по крайней мере, я стала понимать, откуда «ветер дует», и как с этим можно, при желании, справляться. Впрочем, эта книга нацелена не сколько на личный контроль эмоций, сколько на повышение эмоционального интеллекта, что, конечно же, не может не радовать.
Книга написана хоть и достаточно сухим, академическим языком, без заигрывания с читателем, но, тем не менее, читается легко.
Каждой эмоции посвящены отдельные главы, очень хорошо прописаны виды, состояния, позволяет проникнуть в мир психологии, и учит понимать своих близких, друзей, соседей, коллег.
Книга будет интересна не только людям, погруженным в профессию психолога, но и простым обывателям, которые лучше хотят понять себя. Рекомендую к прочтению.

www.livelib.ru

Психология эмоций — Кэррол Э. Изард

Очень удачно у меня совпало чтение книг на, можно сказать, одну и ту же тему. А именно. Перед тем, как приступить к книге «Психология эмоций», я прочла книгу Андрея Ткачева «Бремя страстей человеческих».
Если в первой книге священник с духовной точки зрения говорил о негативных эмоциях (не о всех, и не так подробно, как в «Психологии эмоций»), то в книге «Психология эмоций» эту тему «муссировали» с точки зрения психологических, биологических и генетических «течений».
И духовная точка зрения, и психологическая заслуживают право на жизнь.
Но, давайте вернемся к книге «Психология эмоций».
Скажу сразу – для обывателя книга невероятная сложная. Она ориентирована на профессиональных психологов. Ну, а я, как простой чтец, интересующийся психологией, иногда путалась в непонятной мне терминологии, заковыристых словечка и пояснениях – почему происходит так, а не иначе. Более того, книгу я поняла процентов на 80, и все из-за профессиональных терминов.
Книга глубокая и крайне интересная. Нет, я, конечно, знаю, что человек – невероятно сложное существо, но чтобы настолько… И тут уместно было бы привести в пример выражение – когда я нашел все ответы, сменились все вопросы.
Изучая эмоции человека важно учитывать не только социальную среду, в которой живет человек, его психологические особенности, но еще и генетику, биологические процессы и кучу еще всего.
В книге приведено масса примеров, рисунков, которые рассказывают об эмоциях, чем отличаются эмоции счастья и горя, эмоции ребенка и старика на один и тот же «раздражитель».
Не скажу, что после прочтения книги мне стало легче контролировать свою чрезвычайную эмоциональность, но, по крайней мере, я стала понимать, откуда «ветер дует», и как с этим можно, при желании, справляться. Впрочем, эта книга нацелена не сколько на личный контроль эмоций, сколько на повышение эмоционального интеллекта, что, конечно же, не может не радовать.
Книга написана хоть и достаточно сухим, академическим языком, без заигрывания с читателем, но, тем не менее, читается легко.
Каждой эмоции посвящены отдельные главы, очень хорошо прописаны виды, состояния, позволяет проникнуть в мир психологии, и учит понимать своих близких, друзей, соседей, коллег.
Книга будет интересна не только людям, погруженным в профессию психолога, но и простым обывателям, которые лучше хотят понять себя. Рекомендую к прочтению.

www.livelib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *