О психологии искусства
Психология изучает различные направления деятельности человека. Особый интерес для науки представляет собой искусство во всех его проявлениях. Психология искусства – это отдельная отрасль психологической науки, которая изучает процесс восприятия и создания произведений искусства. Предмет изучения – личностные свойства и состояния, которые обусловливают создание и восприятие художественных ценностей и их влияние на жизнедеятельность человека. Также психология искусства изучается проблемы личности художника и его творчества; восприятие произведений художественной литературы и особенности их структуры.
Какие методы использует психология искусства?
Данная отрасль использует в своих исследованиях конкретно-научные методы – наблюдение, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод и другие. Психология искусства занимается исследованием процессов художественного творчества с точки зрения проявления в них человеческих способностей и характера, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, мотивов и межличностных отношений.
Теория катарсиса
С древних времен исследователи занимались изучением переживаний, связанных с созданием и восприятием искусства. Именно в этом отражается ключевая суть катарсиса. Его изучение позволило разделить ежедневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства.
Катарсис помогает обнажить внутреннюю взаимосвязь психологии их создателя и тех, кто ее воспринимает. А также указывает, как воздействует на человеческую душу художественное изучение реальности.
Основные проблемы психологии искусства
Среди проблем, которые стоят перед данным направлением можно выделить три основные. Это специфические характеристики образно-эмоционального строя индивида, создаваемые в момент включения в процесс создания или восприятия ценностей эстетического характера. Изучение художественного восприятия, как формы сотворчества в различные периоды индивидуального развития у зрителей, читателей и слушателей. Также изучается влияние искусства на ценностные и мотивационные ориентации в поведении субъекта и его мировоззрения.
«Психология искусства» Л.С. Выгодского
Огромнейший вклад в развитие отечественной психологии искусства по-прежнему остается за известным ученым и психологом Л.С. Выгодским. В своем труде «Психология искусства» автор дает характеристику развитию советской теории искусства. Это один из фундаментальных трудов, объединивших всю работу ученого и одновременно обозначающих перспективные направления дальнейшей работы в области психологии искусства.
Психотерапия искусством или арттерапия
Арттерапию можно назвать самым загадочным направлением психотерапии. «Арт» означает искусство, терапия – лечение. Другими словами, лечение искусством. «Терапию искусством» можно назвать достаточно новым методом психотерапии. Впервые он был использован Адрианом Хилломом в 1938 году.
Сегодня под арттерапией понимают все виды занятий искусством, проводимые в больницах или психологических центрах. Данный метод используют в контексте лечения, так как он позволяет работать с чувственной сферой, исследовать и выражать эмоции на уровне символов. Арттерапия выступает посредником в общении клиента и психотерапевта на символическом уровне. С помощью художественного творчества находят отражение разные виды познавательных процессов, страхи, конфликтные ситуации, воспоминания из детства, мечты и др., исследуемые во время психоанализа.
В терапии искусством используют визуальный ряд (рисунки, живопись, коллаж и т.д.), драматерапию, бибилиотерапию, танцевальную и музыкальную терапию.
sam-sebe-psycholog.ru
Психология искусства (книга) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Психология искусства» — труд Льва Выготского, содержащий анализ закономерностей эстетического восприятия.
Книга была закончена и защищена в виде диссертации в 1925. В том же году был подписан договор на издание, но книга тогда не вышла. Её первое издание было осуществлено в 1965, а 2-е издание в 1968 было дополнено расширенным комментарием Вяч. Вс. Иванова. В пятом издании (1997) восстановлены сделанные в советское время цензурные изъятия (ссылки на Троцкого и т. п.). Для издания 2001 года Вяч. Вс. Иванов дополнил свой комментарий.
Сам Выготский писал о своей книге:
Я изучал не басни, не трагедии и еще меньше данную басню и данную трагедию. Я изучал в них то, что составляет основу всего искусства,- природу и механизм эстетической реакции. Я опирался на общие элементы формы и материала, которые присущи всякому искусству. <…> И самый подзаголовок «Анализ эстетической реакции» указывает на то, что задачей исследования является не систематическое изложение психологического учения об искусстве во всем его объеме и во всей широте содержания (все виды искусства, все проблемы и т. д.) и даже не индуктивное исследование определенного множества фактов, а именно анализ процессов в его сущности
.[1]
- К методологии вопроса
- Глава I. Психологическая проблема искусства
- Критика
- Глава II. Искусство как познание
- Глава III. Искусство как прием
- Глава IV. Искусство и психоанализ
- Анализ эстетической реакции
- Глава V. Анализ басни
- Глава VI. «Тонкий яд» Синтез
- Глава VII. Легкое дыхание
- Глава VIII. Трагедия о Гамлете, принце Датском
- Психология искусства
- Глава IX. Искусство как катарсис
- Глава X. Психология искусства
- Глава XI. Искусство и жизнь
Ссылки[
ru.wikipedia.org
Психология искусства и творчества
Остапенко Р.И.
Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях (итоги конференции)
Брехова А.В., Тарасова Ю.Б.
Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие творческих способностей у учащихся
Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С.
Особенности проявления инициативы современных дошкольников
Зарецкий В.К.
Об истории появления учебного пособия «Психотехника переживания» Ф.Е. Василюка (в жанре культурно-исторического эссе)
Назаров А.И., Мещеряков Б.Г., Венгер А.Л.
К выходу в свет трех томов тематического собрания сочинений В.П. Зинченко (1931—2014)
Рубцов В.В., Коул М., Верч Дж.В., Асмолов А.Г., Эльконин Б.Д., Лекторский В.А., Нечаев Н.Н., Кудрявцев В.Т., Ахутина Т.В., Глозман Ж.М., Фаликман М.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А.
Творческий потенциал культуры и человеческое развитие (круглый стол методологического семинара под руководством В.В.Рубцова и Б.Д. Эльконина)
Зарецкий В.К., Карягина Т.Д., Холмогорова А.Б.
Творческий путь Ф.Е. Василюка как преодоление схизиса академической и практической психологии
Лонгарези А.М., Араужо Э.С., Пиотто Д.К., Марко Ф.Ф.
Жизнь и творчество Виталия Владимировича Рубцова — теоретика совместной деятельности
Полянина О.И., Балева М.В., Шевкова Е.В.
Семантическая оценка смысловой динамики учебного пространства ВУЗа в процессе обучения критическому мышлению по модели свободных искусств и наук
Филинкова Е.Б., Шульга Т.И.
Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность
Владимиров И.Ю., Карпов А.В., Лазарева Н.Ю.
Роль управляющего контроля и подчиненных систем рабочей памяти в формировании эффекта серии
Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М.
От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина)
Лекторский В.А.
Естественное, искусственное и науки о человеке
Полуянов Ю.А.
Взаимодействие учителя и учеников в ситуациях спонтанного проявления учебной самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе развивающего обучения
Гуружапов В.А.
Проблема формирования замысла сюжетных рисунков младших школьников (комментарии к статье Ю.А.Полуянова)
Хазиева Т.И.
Пример творческого самовыражения в профессии психолога
Донцов А.И., Донцов Д.А.
Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов
Серебрякова К.А.
Что такое талант, и нужно ли его открывать?
Шишкина О.В.
Развитие творческого потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Сергеева М.С.
Использование средств музыкальной терапии в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков
Киршин П.А.
Особенности проведения психотренингов в разнородных группах
Сафонова М.В., Тихонова Д.А.
Театрально-психологическая гостиная: необычная форма группового консультирования старшеклассников
Хайкин В.Л.
Психологическая работа в дополнительном образовании
Котова С.А., Пятаков Е.О.
На школьном пороге, или «Непричёсанные советы» начинающему психологу
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России»
Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»
Матюшкин А.М.
Концепция творческой одаренности
Кудрявцев Т.В.
О различных психологических условиях управления творческой деятельностью
Горбов Ф.Д.
О «помехоустойчивости» оператора
Кабанова-Меллер Е.Н.
Перенос усвоенных приемов
Корт Б.
Арт-терапевтическая работа с младшими школьниками, имеющими проблемы развития
Сабадош П.А.
Эстетическая отзывчивость российской и азербайджанской молодёжи
Шумакова Н.Б.
Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте
Артеменков С.Л., Шукова Г.В., Миронова К.В.
Зрительное восприятие симметрии как фактор эстетического переживания
Золотарева А.А.
Краткий дифференциальный тест перфекционизма: проверка кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик
Ишанов С.А., Осин Е.Н., Костенко В.Ю.
Личностное развитие и качество уединения
Собкин В.С., Лыкова Т.А.
Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров)
Ермолаева М.В., Лубовский Д.В.
Психотерапевтическое значение катарсиса трагического
Психологи о творчестве Высоцкого: к 80-летию поэта и барда
Антонова Н.В., Патоша О.И.
Особенности восприятия брендов людьми с различными стратегиями потребительского поведения
Воробьева И.Н.
Художественная студия в детском саду как образовательное пространство для совместного творчества детей и взрослых
Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А., Павлова Н.Д.
Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений
Барабанщиков В.А., Лупенко Е.А., Шунто А.С.
Восприятие личности человека по изображениям его лица на фотографии и художественном портрете
Алмаева Е.А.
Моральное сознание и когнитивные искажения у подростков
Адаскина А.А.
Чувство композиции как показатель художественного воображения
Шумакова Н.Б.
Особенности креативности в подростковом возрасте
Серова О.Е., Гусева Е.П.
Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика. Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова
Холмогорова А.Б., Рычкова О.В.
40 лет биопсихосоциальной модели: что нового?
Хорошилов Д.А.
Психология социального познания в зеркалах «когнитивных революций»
Лебедев А.Н.
Экспериментальное моделирование социодинамических явлений в массовой культуре
Интервью с Е.О. Смирновой: источник развития лежит не в физиологии, а прежде всего в культуре
Сериков А.В.
Способность к игровому переживанию как условие устойчивости личности к психосоматическим расстройствам
Антропова М.Ю., Мешкова Н.В.
О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников
Сороков Д.Г., Сорокова М.Г.
«Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н.
Негативная креативность в образовании: особенности, угрозы и перспективы исследования
Гаврилова Е.В., Белова С.С.
Непреднамеренная переработка информации и вербальный интеллект
Терещенко Л.В., Бойко Л.А., Иванченко Д.К., Заднепровская Г.В., Латанов А.В.
Характеристики музыкального исполнения и зрительно-моторного взаимодействия при чтении с листа у пианистов в зависимости от особенностей музыкального произведения
Собкин В.С., Климова Т.А.
Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения»)
Зязина Н.А., Николаева Н.О.
Девушки в спорте и балете: пищевое поведение, отношение к своему телу, межличностное взаимодействие и личностная компетентность
Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А.
Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры
Выготский Л.С.
Театр и революция
Собкин В.С., Мазанова В.С.
Комментарии к статье Л.С. Выготского «Театр и революция»
Собкин В.С., Мазанова В.С.
Комментарии к «Театральным заметкам» Л.С. Выготского
Никитина А.
Зебмео и Джульебра
Лубовский Д.В.
Флоренский об искусстве — послесловие к несостоявшемуся диалогу с Выготским
Пергаменщик Л.А.
«Психологическая лаборатория» А.И. Солженицына
Панасюк А.С.
О некоторых социально-психологических особенностях восприятия портретной живописи
Попова Н.Т., Шеманов А.Ю.
Отчет о проведении научного мероприятия «II Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия»»
Лебедева Л.Д.
Восстановительная арт-терапия эмоциональных состояний онкобольных
Смирнов В.М., Смотрова Т.Н.
Роль кинематографа в становлении субъективной картины жизненного пути личности
Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С.
Личность художника как фактор восприятия его произведений
Марцинковская Т.Д.
Проблема красоты в трудах П. Флоренского — междисциплинарный и полипарадигмальный подход
Федосеева Е.Г.
Пути к творчеству
Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В.
Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари
Аристов В.В., Сироткина И.Е.
Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан
Терещенко О., Фурсов С., Сычугова М.
Искусство, открытое для всех
Журавлев А.Л., Нестик Т.А.
Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества
Оганесян Н.Т.
Самоактуализация личности посредством поэтического творчества в режиме творческих поэтических мастерских
Евченко Н.А.
Работа с образом «Я – максимально эффективного» в телесно-ориентированнном подходе
Колесин А.Н.
«Кабуки» в Эрмитаже
Фурсова М.А.
Размыкая круг непонимания
Фурсова М.А.
Танец – это всегда эмоции
Сейдалина А.О.
Приоткрывая завесу
Харламенкова Н.Е.
Case study как метод исследования личности
Оганесян Н.Т.
Поэтическое творчество как средство регуляции эмоционально-смысловой сферы личности
Домбровская И.С.
К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора
Старагина И.П.
Форма и содержание сценического творчества в младшем школьном возрасте
Потанина Л.Т., Ильясов И.И.
Эмпирическое исследование образно-символического мышления педагогов
Ригина Г.С.
Музыка в педагогической системе Л. В. Занкова
Арябкина И.В.
Эколого-эстетическое образование учителей
Влияние музыки на эффективность убеждающего сообщения
Собкин В.С., Маркина О.С.
Мотивационная структура поведения персонажа (по материалам восприятия фильма Ролана Быкова «Чучело»)
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.
Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов
Василюк Ф.Е., Зарецкий В.К., Молостова А.Н.
Психотехнический метод исследования творческого мышления
Петренко В.Ф., Коротченко Е.А.
Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи
Гончаров О.А.
Комментарий к статье Я.Б. Дереговски «О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов»
Дереговски Ян Б.
О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов
Френкель Н.В.
О роли музыкально-культурологического контекста в литературном образовании школьников
Сурожский А.
Мистицизм
Марцинковская Т.Д.
Искусство в современном мире — новые формы и новые старые механизмы воздействия
Дэниелс Г., Лидбеттер Дж., Соарес А., МакНэб Н.
Содействие продвижению творчества в школах: возможности применения теории деятельности
Визгин В.П.
Антропология орудийности и феномен искусства
Тагирова М.С., Хозиев В.Б.
Декоративно-прикладное искусство как система опосредствования развития детей обских финно-угров
Гуружапов В.А.
Некоторые особенности актуализации смылопорождающих систем понимания искусства детьми
Гуружапов В.А.
Роль образа в актуализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми
(на материале анализа детьми содержания произведений живописи)
Шпет Г.Г.
Искусство как вид знания (этюд)
Щедрина Т.Г.
Архив Густава Шпета как феномен культурно-исторической психологии
Зинченко В.П.
Психологические аспекты влияния искусства на человека
Мелик-Пашаев А.А.
Память художника
Улыбина Е.В.
Функция искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского
Гапонова С.А., Павлов А.Н.
Психологические условия оптимизации подготовки студентов исполнительских факультетов консерватории к концертной деятельности
Кудина Г.Н.
Опыт качественного анализа возрастных и индивидуальных особенностей развития читателей-школьников.
Сообщение 1. Понимание литературы младшими школьниками
psyjournals.ru
Психология искусства
Автор: доктор психологических наук, профессор Нагибина Н.Л.
Пояснительная записка
Цель курса:
Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического знания в искусстве, осветить основные проблемы психологической науки применительно к психологии искусства.
Задачи курса:
- Усвоение основных представлений об возможностях психологии искусства.
- Знание проблем психологии искусства.
- Выработка навыков психологического анализа произведений искусства.
- Выработка умения применять системно-биографический метод для решения исследовательских и прикладных задач.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач, а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, расширяет эрудицию и репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе для решения практических задач.
Требования к уровню освоения содержания курса
Понимание ключевых проблем психологии искусства. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального и биографического метода в психологии искусства. Главный показатель освоения содержания курса: умение использовать системно-биографический метод в оценке творческого стиля художника, композитора, писателя.
Содержание курса
Разделы курса:
Цель первого раздела курса — ознакомиться с теоретическими и экспериментальными работами по некоторым центральным проблемам психологии искусства.
Второй раздел посвящен специальным способностям (музыкальным, художественным, литературным) и их развитию. Семинарские и практические занятия, запланированные для данного раздела, направлены на обучение студентов работе с диагностическими методиками по определению специальных способностей.
Третий раздел является самым большим по объему часов. В нем представлена оригинальная авторская модель системно-типологического подхода в психологии искусства. В данном разделе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и психоаналитический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца. На семинарских занятиях студенты учатся применять полученные знания на практике.
Часть I. Основные направления исследований в психологии искусства
Тема 1. Искусство как способ познания
- Искусство и наука
- Искусство как отражение предустановленной мировой гармонии
- Искусство и архетип
- Искусство как способ самопознания
- Искусство и понимание смысла
Тема 2. Творчество, способности, талант, гениальность.
- Творческий процесс, его составляющие и динамика
- Творческая личность
- Творческая способность
- Способности и талант
- Талант и гениальность
Тема 3. Искусство и цивилизация.
- Кривые стиля и эпоха
- Социальный редукционизм в искусствознании
- Влияние условий в обществе на продуктивность в искусстве
- Значение искусства в развитии общества
Тема 4. Искусство и потребитель
- Индивидуальные особенности восприятия произведений искусства
- Искусство и реклама
- Массовая культура
- Культура потребителя и понимание произведений искусства
Тема 5. Искусство как форма терапии
- Психодрама: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
- Танцевальная терапия: история и развитие, основные понятия, основные процедуры
- Типологический подход и использование арт-терапии
Часть II. Специальные способности
Тема 6. Музыкальные способности
- Структура музыкальных способностей в концепции К.Сишора
- Структура музыкальных способностей в концепции Г.Винга
- Музыкальные способности в концепции Б.М.Теплова
- Возраст и способности
- Особенности ВНД и способности
- Развитие музыкальных способностей
- Способность к цветовому представлению музыки
Тема 7. Художественные способности
- Ведущие и вспомогательные художественные способности
- Возраст и проявление художественных способностей
- Индивидуальность и проявление художественных способностей
- Развитие художественных способностей
- Восприятие формы
- Восприятие и использование цвета
Тема 8. Литературные способности
- Вербальный интеллект и литературные способности: зона пересечения
- Структурный подход к проблеме литературных способностей
- Индивидуальность и литературные способности
- Развитие литературных способностей
Часть III. Системно — типологический подход в психологии искусства
Тема 9. Психология черт и типов личности. Типологический подход в психологии искусства
- Психология типов личности
- Психология черт личности
- Психология черт и типов личности: точки пересечения
- Психологический тип и стилевые характеристики в искусстве
- Психологический тип и особенности предпочтений в искусстве
- Психологический тип и стратегии восприятия произведений искусства
Тема 10. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля. Концептуальные основания системно-типологического подхода к исследованию творчества
- Объективные закономерности в искусстве
- Субъективные закономерности в искусстве
- Произведение искусства как синтез объективных и субъективных законов
- Экспериментальная парадигма в исследовании творческого стиля
- Психоаналитическая парадигма в исследовании творческого стиля
- Случайность и закономерность в стилевых проявлениях
- Системно-типологический подход к исследованию творчества. Концептуальные основания и основные положения
Тема 11. Психотип и творческий стиль.
А-тип на примере творчества Н.В.Гоголя
Когнитивные характеристики (мышление доминирующее, конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля, чувственность внутренняя)
Ценностно-смысловая сфера (уважение окружающих, служение народу и отечеству)
Цель искусства («выставлять жизнь лицом, а не трактовать о жизни»)
Особенности творчества (спонтанная импровизационность подчиняется многократно строгой корректировке , каждая роль «проигрывается» при создании, мягкая сатира, юмор, сценичность, зрительность образов, речь выразительная, цветистая, с частым использованием диалектов и неологизмов)
В-тип на примере творчества М.Булгакова
Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление конкретное, наглядно-образное, внешнее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)
Ценностно-смысловая сфера (создание комфортного существования для себя, эпикурейская философия)
Цель творчества (создание определенного положения для себя, вскрытие фальши системы ценностей, существующих в обществе)
Особенности творчества (автобиогафичность многих произведений, интерес к собственному «Я», разящая сатира, театральность, фантастический реализм, цинизм в отношении общественных ценностей, синестетичность, импровизационность, подчеркнутое стремление к нестандартности)
С-тип на примере творчества Ф.М.Достоевского
Когнитивные характеристики (чувственность внутренняя, доминирующая, мышление наглядно-образное, поиск связей и отношений, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, синестетичность восприятия)
Ценностно-смысловая сфера (поиск смысла существования и возможностей собственного «Я»)
Цель творчества (состязание с обществом, самореализация)
Особенности творчества (автобиографичность, психологичность, сила и извращенность страстей, философствование, импровизационность, мрачность палитры, преобладание негативных характеристик в оценках людей, скрытая сентиментальность)
D-тип на примере творчества Л.Н.Толстого
Когнитивные характеристики ( мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность внутренняя)
Ценностно-смысловая сфера (Возвышение над другими, поиск любви и уважения, поиск смысла существования жизни)
Цель искусства (Прикладное значение, служит решению жизненно-важных задач)
Характеристики творчества ( философские отступления занимают около половины текста, поиск смысла жизни у многих героев, страсти сильные, но контролируются рассудком, часто вызывают конфликт с морально-этическими принципами, проповедничество, реализм, народность)
Е-тип на примере творчества Н.К. Рериха
Когнитивные характеристики (мышление наглядно-образное, логическое, доминирующее, внутреннее поле внимания, внутренний локус контроля, чувственность ориентирована на мир)
Ценностно-смысловая сфера (поиск единства с природой, интерес к прошлому и его связи с настоящим, познание законов мироздания и истории)
Цель искусства (приобщает к духовно высокому, воспитывает)
Характеристики творчества (эпичность повествования, «символический реализм», проповедничество, интерес к истории, особенностям быта, поведения, психологического склада, традициям и мифам у разных народов и конкретных личностей, человек и природа связаны единым настроением, лирический эпос, благоговейное созерцание природы).
F-тип на примере творчества С.Цвейга
Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно- символическое и абстрактно-символическое, системное , внешнее поле внимания, внутренний локус контроля)
Ценностно-смысловая сфера (поиск оснований психологических особенностей поведения людей, самоуважение)
Цель творчества (приобщение к смыслу мировой гармонии, поиск своего места в общем хоре)
Особенности творческого процесса (эстетство, объективный психологизм, интерес к чужим судьбам, динамичность повествования, чувство формы, преобладание позитивных характеристик в оценках героев, опора на объективность событий)
G-тип на примере творчества М.Горького
Когнитивные характеристики (чувственность внешняя, доминирующая, мышление образно-символическое, конкретное, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)
Ценностно-мотивационная сфера (Создание оптимальных взаимоотношений с людьми, самоактуализация)
Цель искусства (Раскрывать в людях лучшие стороны и возможности, поиск путей оптимального взаимопонимания)
Характеристика творчества (герои ищущие, стремящиеся к переосмыслению и перестройке своей судьбы, динамичность повествования, доступность для масс, яркость и выпуклость характеристик, опора на объективность)
Н-тип на примере жизни и творчества И.С.Тургенева
Когнитивные характеристики (мышление образное, конкретное, доминирующее, чувственность внешняя, внешнее поле внимания, внешний локус контроля)
Ценностно-смысловая сфера (преобразование существующей действительности, уважение окружающих)
Цель искусства (эстетическое наслаждение, поднимать людей на более высокий уровень развития)
Характеристика творчества (романтический реализм, возвышенность стремлений героев, проблемы развития общества и личности, одухотворенность образов, сентиментальность, синтез с природой)
inpsycho.ru
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — это… Что такое ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА?
- ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
- ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
-
— исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально-психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная область науки в кон. 19 в. В рамках т.н. социотропной (фундаментальной) и биотропной (прикладной, экспериментальной) П.и. изучаются формы участия сознания, эмоций, воли, памяти, воображения, интуиции, врожденных и приобретенных способностей в актах художественного творчества и художественного восприятия. Первые специальные работы по П.и. сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Не все школы и направления психологической науки в равной мере занимаются разработкой проблем П.и. Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три направления. Ассоциативная психология изучает способы соединения представлений по определенным правилам и выявляет механизмы художественного восприятия, принципы организации и взаимодействия образной системы художественного текста. Гештальтпсихология исследует природу психики человека с позиций теории целостности. Выявление единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую способствует изучению психологического своеобразия фигуры художника. И, наконец, чрезвычайную важность представляет теория бессознательного, проливающая свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного восприятия.
В разработку этой теории весомый вклад внесла психоаналитическая школа. Обращают на себя внимание разные трактовки роли бессознательного в художественном творчестве, представленные в концепциях З. Фрейда и К.Г. Юнга. Усилия Фрейда могут быть истолкованы как действия ученого-рационалиста, стремившегося выявить границы и превращенные формы действия подсознательного с тем, чтобы научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном он видит самоценную часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному — это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Фрейд полагал, что невроз — помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик — фантазирует всегда, поскольку не вполне способен «легально» реализовать свои желания. Др. позицию занимает Юнг, считавший, что невротическое состояние в определенной мере творчески продуктивно, оно является уделом художника: «Относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая». Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта. Т.о., Юнг настаивал на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать. На этом выводе Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика: творчество Пруста, Джойса, Дали, Лоуренса, Вулф, Магритта, которым юнгианские положения дали сильный импульс и помогли сформулировать их собственные творческие манифесты. Современные исследования психологии творчества отмечены особым вниманием к таким его механизмам, как интенция и мотивация.
Большой массив психологических исследований посвящен изучению проблем художественного восприятия. В этой сфере выделяются работы Т. Липпса («теория вчувствования»), который интерпретировал феномен художественного наслаждения как «объективированное самонаслаждение». Воздействие произведения, по его мнению, впрямую зависит от умения и возможности преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные создавать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь». Липпс стремился выявить необходимый «минимум» зависимости восприятия от объекта, отмечая элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии: мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна быть определяющим фактором восприятия. Вчувствование — это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущение самоценности личностной деятельности. Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса учению И. Канта: по мнению обоих, художественно-ценное зависит не от объекта, а от духовного потенциала субъекта, его способности «разжечь» в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Широкую известность за пределами психологии получили также теории художественного восприятия А. Потебни, А. Веселовского, Л. Выготского.
Специальный раздел современной П.и. — историческая психология — на основе анализа исторической панорамы произведений искусства ставит целью изучение и воссоздание форм психической пластичности человека в истории.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
.
- ПСИХОЛОГИЗМ В ЛОГИКЕ
- ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Смотреть что такое «ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА» в других словарях:
Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия
психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
Психология Искусства — отрасль психологии, изучающей процесс восприятия и создания произведений искусства … Психологический словарь
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (от греч. psyche душа и iogos учение, наука) отрасль психологической науки, исследующая как свойства и состояния личности, к рые обусловливают создание и восприятие ею худож. ценностей, так и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. П. и.… … Эстетика: Словарь
Психология искусства (книга) — Психология искусства Автор: Л. С. Выготский Жанр: монография Язык оригинала … Википедия
психология искусства сценического — область психологии, исследующая творческую деятельность художников сцены актера, режиссера и процесс восприятия сценических произведений зрителем. Ее особенности определяются спецификой ее предмета: 1) искусства сценического как одного из… … Большая психологическая энциклопедия
Психология искусства (psychology of the arts) — Иск ва зависят от каждой из способностей разума перцептивной, когнитивной и мотивационной. По это причине все ветви психологии вносят вклад в изучение иск в. Иск во вытекает из свойства перцептивных образов, к рое почти полностью игнорировалось в … Психологическая энциклопедия
психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия
психология творчества — область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — литературного, научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного… … Литературный энциклопедический словарь
dic.academic.ru
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. Психология искусства
Настоящая книга возникла как итог ряда мелких и более или менее крупных работ в области искусства и психологии. Три литературных исследования – о Крылове, о Гамлете{1} и о композиции новеллы – легли в основу многих анализов, как и ряд журнальных статей и заметок{2}. Здесь в соответствующих главах даны только краткие итоги, очерки, суммарные сводки этих работ, потому что в одной главе дать исчерпывающий анализ Гамлета невозможно, этому надо посвятить отдельную книгу. Искание выхода за шаткие пределы субъективизма одинаково определило судьбы и русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объективизму, к материалистически точному естественнонаучному знанию в обеих областях создала настоящую книгу.
С одной стороны, искусствоведение все больше и больше начинает нуждаться в психологических обоснованиях. С другой стороны, и психология, стремясь объяснить поведение в целом, не может не тяготеть к сложным проблемам эстетической реакции. Если присоединить сюда тот сдвиг, который сейчас переживают обе науки, тот кризис объективизма, которым они захвачены, – этим будет определена до конца острота нашей темы. В самом деле, сознательно или бессознательно традиционное искусствоведение в основе своей всегда имело психологические предпосылки, но старая популярная психология перестала удовлетворять по двум причинам: во-первых, она была годна еще, чтобы питать всяческий субъективизм в эстетике, но объективные течения нуждаются в объективных предпосылках; во-вторых, идет новая психология и перестраивает фундамент всех старых так называемых «наук о духе». Задачей нашего исследования и был пересмотр традиционной психологии искусства и попытка наметить новую область исследования для объективной психологии – поставить проблему, дать метод и основной психологический объяснительный принцип, и только.
Называя книгу «Психология искусства», автор не хотел этим сказать, что в книге будет дана система вопроса, представлен полный круг проблем и факторов. Наша цель была существенно иная: не систему, а программу, не весь круг вопросов, а центральную его проблему имели мы все время в виду и преследовали как цель.
Мы поэтому оставляем в стороне спор о психологизме в эстетике и о границах, разделяющих эстетику и чистое искусствознание. Вместе с Липпсом мы полагаем, что эстетику можно определить как дисциплину прикладной психологии, однако нигде не ставим этого вопроса в целом, довольствуясь защитой методологической и принципиальной законности психологического рассмотрения искусства наряду со всеми другими, указанием на его существенную важность{3}, поисками его места в системе марксистской науки об искусстве. Здесь путеводной нитью служило нам то общеизвестное положение марксизма, что социологическое рассмотрение искусства не отменяет эстетического, а, напротив, настежь открывает перед ним двери и предполагает его, по словам Плеханова, как свое дополнение. Эстетическое же обсуждение искусства, поскольку оно хочет не порывать с марксистской социологией, непременно должно быть обосновано социально-психологически. Можно легко показать, что и те искусствоведы, которые совершенно справедливо отграничивают свою область от эстетики, неизбежно вносят в разработку основных понятий и проблем искусства некритические, произвольные и шаткие психологические аксиомы. Мы разделяем с Утицом его взгляд, что искусство выходит за пределы эстетики и даже имеет принципиально отличные от эстетических ценностей черты, по что оно начинается в эстетической стихии, не растворяясь в ней до конца. И для нас, поэтому, ясно, что психология искусства должна иметь отношение и к эстетике, не упуская из виду границ, отделяющих одну область от другой.
Надо сказать, что и в области нового искусствоведения и в области объективной психологии пока еще идет разработка основных понятий, фундаментальных принципов, делаются первые шаги. Вот почему работа, возникающая на скрещении этих двух наук, работа, которая хочет языком объективной психологии говорить об объективных фактах искусства, по необходимости обречена на то, чтобы все время оставаться в преддверии проблемы, не проникая вглубь, не охватывая много вширь.
Мы хотели только развить своеобразие психологической точки зрения на искусство и наметить центральную идею, методы ее разработки и содержание проблемы. Если на пересечении этих трех мыслей возникнет объективная психология искусства, настоящая работа будет тем горчичным зерном, из которого она прорастет.
Центральной идеей психологии искусства мы считаем признание преодоления материала художественной формой или, что то же, признание искусства общественной техникой чувства. Методом исследования этой проблемы мы считаем объективно аналитический метод, исходящий из анализа искусства, чтобы прийти к психологическому синтезу, – метод анализа художественных систем раздражителей{4}. Вместе с Геннекеном мы смотрим на художественное произведение как на «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции», и пытаемся на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. Но отличие нашего метода от эстопсихологического состоит в том, что мы не интерпретируем эти знаки как проявление душевной организации автора или его читателей{5}. Мы не заключаем от искусства к психологии автора или его читателей, так как знаем, что этого сделать на основании толкования знаков нельзя.
Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства{6} безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материал искусства. Поясним: по одним басням Крылова мы никогда не восстановим его психологии; психология его читателей была разная – у людей XIX и XX столетия и даже у различных групп, классов, возрастов, лиц. Но мы можем, анализируя басню, вскрыть тот психологический закон, который положен в ее основу, тот механизм, через который она действует, – и это мы называем психологией басни. На деле этот закон и этот механизм нигде не действовали в своем чистом виде, а осложнялись целым рядом явлений и процессов, в состав которых они попадали; но мы так же вправе элиминировать психологию басни от ее конкретного действия, как психолог элиминирует чистую реакцию, сенсорную или моторную, выбора или различения, и изучает как безличную.
Наконец, содержание проблемы мы видим в том, чтобы теоретическая и прикладная психология искусства вскрыла все те механизмы, которые движут искусством, вместе с социологией искусства дала бы базис для всех специальных наук об искусстве.
Задача настоящей работы существенно синтетическая. Мюллер-Фрейенфельс очень верно говорил, что психолог искусства напоминает биолога, который умеет произвести полный анализ живой материи, разложить ее на составные части, но не умеет из этих частей воссоздать целое и открыть законы этого целого. Целый ряд работ занимается таким систематическим анализом психологии искусства, но я не знаю работы, которая бы объективно ставила и решала проблему психологического синтеза искусства. В этом смысле, думается мне, настоящая попытка делает новый шаг и отваживается ввести некоторые новые и никем еще не высказанные мысли в поле научного обсуждения. Это новое, что автор считает принадлежащим ему в книге, конечно, нуждается в проверке и критике, в испытании мыслью и фактами. Все же оно уже и сейчас представляется автору настолько достоверным и зрелым, что он осмеливается высказать это в настоящей книге.
Общей тенденцией этой работы было стремление научной трезвости в психологии искусства, самой спекулятивной и мистически неясной области психологии. Моя мысль слагалась под знаком слов Спинозы{7}, выдвинутых в эпиграфе, и вслед за ним старалась не предаваться удивлению, не смеяться, не плакать – но понимать.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Психология искусства это
Видели ли вы когда-нибудь картину известного испанского художника Сальвадора Дали «Слоны»? Она поражает умы обывателей своей фантастичностью, потусторонностью, буквально приковывает взгляд созерцающего ее человека.
Одни исследователи творчества художника говорят, что он был сумасшедшим, другие утверждают, что гением. Психология искусства – обособленная отрасль психологии, занимающаяся исследованием творческих процессов с позиции проявления в них личностных особенностей, эмоций, интеллектуальных способностей, характера, отношения к внешнему миру человека, способного созидать прекрасное.
Эволюция взглядов на проблему творчества
Психологи не раз задавались вопросом, где находится источник человеческого вдохновения, почему одни способны творить, а другие абсолютно бесталанны. Наиболее известным исследователем в этой области считается психолог Л.С. Выготский, еще в советские годы разработавший уникальную теорию, объяснявшую, почему некоторые произведения прошли сквозь века и стали настоящими сокровищами человеческой цивилизации, а другие сгинули незамеченными.
В своей книге «Психология искусства» ученый описывает методику, которая позволяет проанализировать структуру произведения и воссоздать реакцию, которую оно вызывает. Выготский считал, что роль искусства не должна сводиться ни к гностической, ни к гедонистической функциям, — она заключается в трансформации обыденных вещей и явлений через призму внутреннего мира творца в некое новое творение, способное затронуть сознание других людей.
Выготский в своих работах говорил о том, что в процессе творчества происходит метаморфоза не только материала произведения, но и испытываемых чувств. Для воплощения своей идеи в жизнь творец должен побороть сопротивление исходного материала, сделать его пластичным и податливым, как воск.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Музыкальная психология — это
Эта титаническая работа всегда скрыта от созерцателя, ведь он может видеть только конечный результат, но не гигантский труд, сокрытый внутри него. Ученый настаивает, что психология искусства должна уделять особое внимание анализу структуры творения, так как это лучший способ постичь его содержание.
Широко известна так называемая теория катарсиса, или глубокого эмоционального потрясения. Иными словами, находясь в состоянии катарсиса, человеку проще всего выплеснуть свои переживания вовне в виде художественного произведения.
С точки зрения этого подхода, психология искусства должна отделять повседневные, обыденные эмоции от бури чувств, сопровождающих создание шедевров. Также теория подробно обосновывает влияние творений искусства на человеческую душу, влияние эмоций создателя на эмоции созерцающего.
Гумбольдт говорил о том, что творчество имеет внутреннюю и внешнюю форму. Любой объект может иметь обманчиво простой вид, однако постичь и передать его внутренний смысл удается далеко не каждому созидателю.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое распредмечивание?
Например, христианский крест – это символ и идея одновременно, в нем заключено прошлое, настоящее и будущее, он бесконечен и конечен, обладает энергией и скрытым смыслом. Психология искусства должна сконцентрировать свои усилия на проникновении человека во внутреннюю форму произведения искусства.
Кандинский утверждал, что любой шедевр является продуктом своей эпохи. Эта гипотеза находит много исторических подтверждений, особенно если обратиться к периоду советского революционного творчества. Автор писал в своих работах, что творение способно отделяться от своего создателя, жить собственной жизнью, испытывать взлеты и падения.
Современная психология искусства говорит о существовании так называемого аффекта или эмоционального отклика, порождаемого творениями искусства. Происходит единение чувств и фантазий, что вызывает в человеке разнонаправленные аффекты, нивелирует аффекты содержания и формы, тем самым высвобождая нервную энергию. Эти взрывы эмоций получили название катарсис эстетической реакции.
Рекомендуем: Подсознание и сознание человека
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Являясь частью психологии, это направление несколько иначе подходит к анализу и исследованиям наблюдаемых явлений. Становится ясно, что обычные способы познания должны быть адаптированы к более специфичным задачам. Методов конкретно–научного характера, используемых для исследования проблем творчества, достаточно много, перечислим наиболее важные из них:
- Наблюдение – подразумевает фиксацию вербальных и невербальных реакций человека, находящегося в определенной ситуации. Оно может быть внешним, то есть основываться на сборе информации об объекте, или внутренним, аналогичным самонаблюдению.
- Интервьюирование – опрос наблюдаемого на интересующую исследователя тему.
- Биографический метод — основан на исследовании личности человека, его жизненного пути, ценностей и убеждений.
Исцеляющая сила искусства
Ученые не раз задавались вопросом, может ли познать психология, как искусство воздействует на человеческую душу. Можно ли исцеляющую силу бессмертных творений использовать на практике для лечения людей с патологией психики? Первопроходцем в этом направлении по праву можно считать Адриана Хиллома, который в 1938 году начал практиковать лечение больных искусством.
Суть арт-терапии довольно проста, но вместе с тем необычна. Методика помогает построить «мост» для общения психотерапевта и больного на символическом уровне, проанализировать чувственную и эмоциональную сферу.
Рекомендуем: Гипомания — это
Простой рисунок дает возможность человеку выплеснуть на бумагу его внутренние страхи, опасения, переживания, детские воспоминания, конфликты. Задача врача состоит в правильной интерпретации материала, подборе адекватной программы коррекции состояния больного.
В настоящее время методика широко используется практически во всех больницах, психологических центрах. Психологи при работе используют танцевальную, музыкальную драматическую терапии, а также визуальные ряды (например, рисунки, картины, коллажи и так далее). Многолетние наблюдения позволили сделать вывод об эффективности данного метода воздействия на психику человека и дальнейшей необходимости исследований в этом направлении. Автор: Наталья Иванова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
www.grc-eka.ru