Психология и психотерапия – Психология и психотерапия — Психологос

Содержание

Психология и психотерапия — Психологос

Психология изучает внутренний мир и поведение не просто нормального человека, но душевно здорового человека. Если же человек переживает проблемы, душевную боль, помощью в этом занимается уже психотерапия.

Психотерапия в узком смысле, как психологическое лечение, оказание человеку ситуативной душевной помощи и поддержки в трудных для него жизненных ситуациях, есть не что-то отдельное от психологии, а является одной из частей, а именно — важной частью практической психологии, наряду с психологией обучения и психологией развития.

В психологической практике психотерапевтическая, обучающая и развивающая работа достаточно тесно переплетаются, иногда используются одновременно. Тем не менее, важно эти подходы различать. Когда на развивающие тренинги попадает пациент, нуждающийся в психотерапии, страдает и сам пациент, и участники тренинга рядом с ним. Когда на психотерапевтические сессии (которые иногда неточно могут быть названы тренингами личностного роста) попадает бодрый и здоровый человек, у него:или сформируется превратное мнение о том, что такое рост и развитие личности («Это для больных!»), или он сам на некоторое время станет больным. См.→

Когда же психотерапию понимают как нечто существенно более широкое, когда психотерапия понимается как самая разнообразная деятельность, направленная на избавление человека от проблем (эмоциональных, личностных, социальных), включая консультирование, помощь в личностном росте, философствование и взаимное исследование человеческой души, то психотерапия из раздела практической психологии поднимается до уровня сопредельной науки, отношения с которой психологии еще предстоит выяснять.

Взаимоотношения психологии и психотерапии достаточно сложны. В академической психологии место психотерапии сильно преуменьшено, в практической психологии — сильно преувеличено.

Похоже, что академическая психология, по крайней мере советского периода, всегда хотела отчитаться перед правительством в том, что наши люди полностью душевно здоровы и особенных проблем не имеют. Их мышление обычно объективно отражает действительность, их понятия достаточно быстро из житейских возвышаются до научных, и только эмоции вносят субъективно-личностный компонент в эту светлую картину.

Перефразируя известное высказывание «В Советском союзе секса нет!», можно аналогично сформулировать негласный тезис академической психологии «В Советском Союзе психотерапия неактуальна!»

Что касается бурно развивающейся практической психологии, то она родилась из психотерапии и энергично раскручивает преимущественно психотерапию. Чем больше людей уверятся, что психотерапия нужна каждому, что 50 часов индивидуальной психотерапии — уже совсем прожиточный минимум, тем больше у практической психологии окажется клиентов… См.→

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? См.→

Главный выбор практического психолога: психотерапевт или психолог-педагог

В области практической психологии можно работать и консультантом, и тренером, при этом главным выбором все равно остается: ты скорее психотерапевт либо скорее педагог? Ты лечишь или ты учишь? Чаще всего сегодня этот выбор совершается в сторону психотерапии.

Вначале это представляется вполне романтично: «Я буду помогать людям в трудных ситуациях», вскоре приходит видение, что психолог-консультант легко превращается в сотрудника службы быта, ремонтирующего на скорую руку загнивающие экземпляры.

Однако с каждым годом растет понимание, что от непосредственной помощи людям с проблемами нужно переходить к профилактике, предупреждая появление проблем. Что нужно заниматься психологией развития, что именно это оказывается тем перспективным направлением, которое создаст нового человека и новое общество.. Психолог должен учиться становиться педагогом. См.→

www.psychologos.ru

Здоровая психология и психотерапия: различающие признаки

При кажущемся чётком разделении между здоровой психологией и психотерапией нет чётких границ, но существует множество признаков, в совокупности помогающих понять, происходит ли в данном случае психотерапия или идёт обычная психологическая практика. Психотерапевт чаще концентрируется на проблемах, психолог на задачах и возможностях; психотерапевт чаще лечит, психолог — обучает, психотерапевт чаще исходит из невозможности для человека самостоятельно справиться с затруднениями, психолог убеждён в достижимости этого; у них разный словарь и разный контингент.

Эти же признаки – подробнее:

Преобладающий контингент.

К психотерапевтам обычно идут люди, испытывающие жизненные и душевные трудности, нуждающиеся в психотерапии. Напротив, на тренингах развития личности чаще собираются люди, ищущие когда новое дружеское окружение, когда новые жизненные перспективы, в любом случае это обычно более душевно здоровые люди. Соответственно, составив впечатление о контингенте, можно говорить и о характере работы данного специалиста или направления. См.→

В центре проблема или цель (задачи), препятствия или возможности.

Проблема и задача — два разных способа видения одной и той же жизненной трудности. «Не знаю, куда идти…» — это проблема. «Надо разобраться, в какую сторону нам двигаться!» — это задача. Часто словом «проблема», не думая, пользуются люди с вполне позитивным и взвешенным мышлением, для них это просто привычный негативный шаблон мировосприятия. Если специалист в первую очередь ищет мешающую клиенту его внутреннюю проблему, устраняет препятствие к развитию или нормальной жизни – это скорее психотерапия. Вместе с клиентом определяет его позитивную цель, помогает сформировать план и найти возможности его реализовать – обычно это за границами психотерапии, это скорее здоровая психология. См.→

Мишень: здоровое или больное.

«Здоровая» психология, психология развития – там, где психолог работает со здоровым началом в человеке, со здоровой частью его души, хотя бы человек был (считал себя) скорее больным. Психотерапия – там, где психолог работает с больной частью души, хотя бы и человек был в целом здоров. См.→

Лечит или учит.

Тот, кто в большей степени лечит – скорее психотерапевт. Кто в большей степени учит – скорее за рамками психотерапии (например, коуч, консультант или психолог-тренер) См.→

Фокусировка на внутреннем мире клиента или на внешних целях.

Психолог больше фокусируется на внутреннем мире клиента – скорее психотерапия. Больше интересуется внешними целями человека (в области карьеры или личной жизни) – уже не психотерапия, а скорее консультирование, коучинг, обучающие и развивающие тренинги. См.→

Объясняет или подталкивает к действиям.

Если психолог больше внимания уделяет объяснению и пониманию причин проблем клиентов, он тяготеет скорее к психотерапии, и рядом с ним будут люди, которым важнее понять, нежели действовать. Если психолог в работе с клиентом или участниками больше вниманию уделяет тому, что участники будут делать, ставит перед ними больше задач, подталкивает к действиям – такая работа скорее не психотерапевтическая, а обучающая или развивающая. См.→

Преодолеть или изменить отношение.

Бодрые люди, ощущающие себя здоровыми, чаще настроены на преодоление, и им ближе психология развития. Если же преодоление раз за разом оказывается неуспешным, либо человек в принципе не в ресурсе, более умной чаще оказывается психотерапия, где можно вместо преодоления изменить отношение к происходящему. См.→

Вершина под нами или впереди.

Психотерапевт обычно против устремлённости куда-то вперед, к трудным вершинам. Уверенность в необходимости учёбы и развития – обычно за пределами психотерапии. См.→

Стиль: мягко, заботливо – или жёстко, требовательно.

Чем стиль мягче и отношение более заботливое, тем это скорее психотерапия. Если стиль жестче и отношение требовательнее — это скорее не психотерапия, а здоровая психология.

Психотерапевт работает чаще в женском стиле: мягко, тепло и заботливо. Это не значит, что психотерапевт не давит, но он давит не сам, а организует давление через группу или другие обстоятельства.

Словарь.

Субъективные ярлычки психотерапевтической работы — употребляются слова и понятия: «душевная боль», «прикоснуться к ране», «ощущение несостоятельности», «расстроился», «обида», «проблема», «нужна помощь», «осторожность, бережность», «избавиться», «принятие».

Субъективные ярлычки образовательной и развивающей работы (работы с людьми, как со здоровыми): используются формулировки «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «преодолеть», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес». См.→

Мировоззрение, видение, установка

Если психолог так или иначе исходит из слабости человека, трудности или невозможности успешно достигать цели при наличии мешающих человеку внутренних проблем, затруднительности для человека самостоятельно решить свои проблемы – это скорее психотерапевтическая установка. Если специалист уверен в силах человека добиться целей, не занимаясь своими внутренними проблемами, а двигаясь вперёд — этот подход за пределами психотерапии. См.→

Не работающие признаки

В этот список нередко добавляют и другие признаки, которые при более внимательном рассмотрении оказываются неверными. А именно,

  • убеждённость в слабости человеческих сил и малые возможности человека (у психотерапевта)…

Неточно. Может быть, это характерно для многих психотерапевтов, но это не верно для в психотерапевтического подхода в целом. Психотерапевт также может верить в возможности человека, но пока его мишенью является нездоровье, это остается психотерапией. См.→

  • фокусировка на индивидуальности или типовая работа

Утверждается, что, если психолог в большей степени разбирается с тем, что и как у конкретного человека, это чаще психотерапия. Это не так, исключительно индивидуальный подход так же характерен для коучинга в формате психологии развития.

  • работа в сотрудничестве с клиентом либо директивный подход

Нередко говорят, что для психотерапии характерно сотрудничество с клиентом, а директивный подход – за пределами психотерапии. Это совсем не так: директивная психотерапия распространена и эффективна. См.→

www.psychologos.ru

Психотерапия — Психологос

Фильм «Путь к себе»

Врачи нередко считают психотерапевтов, не имеющих медицинского образования — шарлатанами.
скачать видео

​​​​​​​Психотерапию легко узнать, психотерапию непросто определить. Чаще всего клиенты приходит к психотерапевтам с проблемами, приходят, когда им плохо. Поскольку проблемы клиентов причиняют им неудобства и страдания, основная и естественная задача психотерапевта — лечение, облегчение страданий. Если вы хотите разобраться, чем психотерапия отличается от здоровой психологии, то помните: психотерапию создают три момента: Пациент, Психотерапевт и Проблема​​​​​​​.

В узком и точном понимании, психотерапия — это лечение психических расстройств психологическими средствами (в отличие от медицинских, биологических или социальных). Однако сегодня понятие психотерапии все более расширяется, выходя за рамки только лечения и по сути смыкаясь с понятием психологической помощи.

Две основные формы современной психотерапии – это клиническая (медицинская) и психологическая помощь, клиническая и психологическая психотерапия. Можно сказать, что это две совсем разные области деятельности, объединенные общим названием: «психотерапия». Медицинская и психологическая помощь имеют разные стандарты и требуют разной профессиональной подготовки.

В рамках медицинских стандартов помощь оказывается больному, пациенту, по назначению врача. Обязанность пациента посетить врача, пройти обследование и выполнить назначенные ему процедуры. Если пациент выполнял назначенные процедуры, ответственность за результаты лечения несет врач.

Строго в рамках стандартов медицинской помощи работает клиническая психотерапия. Как медицинская специальность, она работает в рамках понятий «пациент», «диагностика», «клиника», «нозология», «механизмы патологии», «лечение», «эффективность», «прогноз», далее «история болезни», «юридическая ответственность за больного» и т.п.

Стандарты психологической помощи — другие, более демократичные и менее директивные. Обязательных направлений и предписаний здесь нет, как нет и отношений «врач — больной». Здесь есть «клиент», свободный человек, который может обратиться к психотерапевту с запросом о помощи, с запросом о патронаже, и прекратить общение с психотерапевтом, когда также сочтет нужным. Позиция клиента активна: «Я решаю, нужна мне психотерапия — или нет, что мне делать, а что мне не подходит», но в этом случае и ответственность за результаты психотерапии лежит одинаково и на психотерапевте, и на клиенте. Отношения — на равных.

В рамках медицинских стандартов задача врача — избавить человека от страданий. Если врач начинает заниматься чем-то другим, он уже не врач. Стандарты психологической помощи разрешают психотерапевту заниматься любой помогающей тематикой, например улучшением семейных отношений клиента или его личностным ростом. Современная психотерапия не сводится к лечению, ее задачи гораздо шире.

Клинической психотерапией может заниматься только врач, имеющей медицинское образование. Специалист, практикующий психологическую психотерапию, должен иметь психологическое образование.

Издавна и до сих пор актуален спор между клинической и психологической психотерапией. Мнение врачей: «Психотерапия, в которой психотерапевт медицинского образования не имеет — недопустима. Психотерапией могут заниматься только специалисты, имеющие клиническую подготовку. Все остальные — шарлатаны». Мнение психотерапевтов с психологическим образованием — другое, они считают, что многим клиентам в решении их проблем они могут помочь вполне профессионально.

Здесь, в Психологосе, под психотерапией имеют в виду психологическую, а не клиническую психотерапию.

Чаще в рамках практической психологии работа с проблемами называется проще — терапия, а психотерапевт — просто терапевтом.

Психотерапия нужна клиентам, умственное, душевное и телесное состояние которых делает малореальной нормальную психологическую консультацию. Это могут быть клиенты в состоянии аффекта или легко в него впадающие, клиенты с серьезной зависимостью или депрессией, клиенты с жесткими проблемными убеждениями, тем более с установкой «Я прав — все остальные неправы и виноваты». Нередко это те, кто не хочет выходить из позиции Жертвы, клиенты с неосознаваемыми, но серьезными выгодами в своем неврозе. Сильные телесные зажимы или низкий интеллект — сюда же. А также — разнообразные дурные привычки или тяжелые невротические реакции, делающие человека малосоциальным и исключающие нормальную работу в психологической группе.

Виды психотерапии

Известно как минимум, около 450 подходов в психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Тем не менее, поле психотерапии можно представить вполне разумным образом, если знать основные направления в психотерапии и основные подходы. Это дает возможность любую конкретную психотерапевтическую школу (гештальт-подход, НЛП, транзактный анализ либо психосинтез) отнести к конкретной ветке, направлению и подходу, соответственно знать возможности и ограничения этого подхода, какие задачи он решает, какие нет, и кому он может быть показан.

Можно привести список различных подходов (школ) в психотерапии, не соотнося их ни с основными направлениями, ни с основными подходами. Просто список, см.→

Психотерапия с маленькими детьми имеет свою специфику, как и работа с подростками и людьми пожилыми. Есть своя специфика в психотерапевтической работе с женщинами и мужчинами, при работе с жертвами терактов и катастроф, в работе с алкоголиками и зависимыми людьми. Какая? См.→

Большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями: психодинамическое направление, когнитивно-бихевиоральное и гуманитарное направление. См.→

По методам работы различают медицинскую, психологическую и гуманитарную психотерапию.

Методика психотерапии

Методика психотерапии включает в себе выбор формы работы (краткосрочной или долгосрочной, групповой или индивидуальной), направление работы, подбор методов, осуществление психотехнических действий и контроль эффектов. См.→

Психотерапия в человеческой жизни

Кому и когда нужна психотерапия? На какие потребности отвечает современная психотерапия? Что такое больная психотерапия? Сегодня психотерапия является не только лечением, но и бизнесом. Каким? См.→

Литература по психотерапии в интернете

www.psychologos.ru

Психотерапия и Психология развития — Психологос

В психологической практике психотерапевтическая, консультативная, обучающая и развивающая работа достаточно тесно переплетаются, иногда используются одновременно.

Психодрама, например — не обязательно психотерапия. Это может быть и обучающий тренинг, все зависит от позиции клиента и задач психолога.

Тем не менее, важно эти подходы различать. Когда на развивающие тренинги попадает пациент, нуждающийся в психотерапии, страдает и сам пациент, и участники тренинга рядом с ним. Когда на психотерапевтические сессии (которые иногда неточно могут быть названы тренингами личностного роста) попадает бодрый и здоровый человек, у него:

  • или сформируется превратное мнение о том, что такое рост и развитие личности («Это для больных!»),
  • или он сам на некоторое время станет больным. Такое бывает тоже… См.→

Как определить, как работает данный специалист или какова направленность данной группы? Полезно:

  • обратить на стиль работы (как работает данный специалист),
  • посмотреть на преобладающий контингент, а также
  • поговорить со специалистом (или почитать его статьи), чтобы понять его видение и философию.

Словарь и формулировки

Так психотерапевты видят своего клиента с эмоциональными блоками.

Можно выделить маячки (признаки), которые помогают определить, данный психолог (данное направление) занимается по своему стилю преимущественно психотерапевтической работой или развитием личности.

Субъективные ярлычки психотерапевтической работы — употребляются слова и понятия: «душевная боль», «прикоснуться к ране», «ощущение несостоятельности», «расстроился», «обида», «проблема», «нужна помощь», «осторожность, бережность», «избавиться», «принятие».

Субъективные ярлычки образовательной и развивающей работы (работы с людьми, как со здоровыми): используются формулировки «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес». Более подробно см.→

Преоблагающий контингент

К психотерапевтам обычно идут люди, испытывающие жизненные и душевные трудности, нуждающиеся в психотерапии. Напротив, на тренингах развития личности чаще собираются люди, ищущие когда новое дружеское окружение, когда новые жизненные перспективы, в любом случае это обычно более душевно здоровые люди. Соответственно, составив впечатление о контингенте, можно говорить и о характере работы данного специалиста или направления.

Работа с людьми, для которых характерно негативное мышление, много переживаний, фиксация на себе, страхи, напряжение — работа с такими людьми скорее психотерапевтическая.

Если людям присуще скорее позитивное мышление, деятельное отношение к жизни, обращенность вовне к людям, видение возможностей, раскрепощенность — здесь работа скорее на развитие.

Видение психотерапевта и видение психолога развития

Если воспользоваться метафорой, для психотерапевта мир обычно большой и сильный, а человек (по крайней мере пришедший к нему на прием) относительно мира — поменьше и послабее. В видении психолога, занимающегося развитием, Человек большой и сильный, а Мир — это его мастерская, в котором он может сделать много замечательного и с собой, и с окружающими, и с миром вокруг. Для психолога развития здоровые люди — есть. Для психотерапевта видимость душевного здоровья — это скорее фасад, за которым всегда обнаруживаются болезненные процессы под невротическим панцирем. В целом, для авторского подхода, присущего психологии развития, обычно характерно:

  • Обращение к клиенту, как к Автору, а не к Жертве.
  • Опора на характерную для психологии развития триаду: Позитив – Конструктив – Ответственность.
  • Ориентация в большей степени на Результат, а не на Процесс.
  • Направленность в будущее: «Зачем», а не «Почему».
  • Концентрация на Задачах, а не на Проблемах.
  • Клиент – Личность с целями, а не Организм с потребностями.

Смотри пример психологического анализа статьи В.Л. Леви «Свечение, оно же Излучение», где выделяются темы и обороты, характерные для психолотерапевтического подхода.

Принять или бороться?

Мудрость правильного выбора — бороться там, где есть шанс трудности преодолеть, и принять то, с чем справиться мы сегодня не в силах. См.→

www.psychologos.ru

Здоровая психология и психотерапия — Психологос

В области психологии продаж уже давно есть простейший тест, который отличает эффективных психологов-продажников от психотерапевтов, которые также пытаются участвовать в обучении. Типичный запрос о проблеме: «Не могу делать холодные звонки, ужасно переживаю, когда меня посылают матом!» Если на это специалист реагирует сочувствием, предлагает отвечься, заняться аффирмациями или аутотренингом, а то и просто снизить нагрузку — можно уверенно сказать, что это психотерапевт. Эффективные психологи на это реагируют по другому: «Плевать! Начни звонить больше, чаще, привыкай! Когда тебя пошлют лесом в сотый раз, ты к этому отнесешься уже спокойно. Нарабатывай форму! Кстати, сделаешь перерыв хотя бы в месяц — возможно, снова придется восстанавливаться. Вперед!»

Здоровая психология имеет дело со здоровыми людьми, решая нормальные для человека задачи жизни и развития. Психотерапия лечит душевное нездоровье, избавляет человека от мучающих его проблем, оказывает помощь и поддержку в трудных для человека жизненных ситуациях. См.→

Фильм «Перед классом»

Эти люди позволили своей болезни взять верх над ними, а я не собираюсь когда-либо сделать также!
скачать видео

Фильм «Лекции В.В.Петухова, 1998 год»

Тема лекции д.п.н., профессора В.В. Петухова: Основные направления практической психологии личности, или психотерапии.
скачать видео

Здоровой психологией занимаются психологи. Психотерапией занимаются психотерапевты (терапевты).

Если совсем упрощать, то разделение следующие: крыша едет — психиатр, душа болит — психотерапевт, решение проблем в рабочем порядке — психолог. Постановка целей и сопровождение в развитии — коуч.

История вопроса

Изначально практическая психология формировалась почти исключительно как психотерапия, в связи с чем исторически сложилось, что различая теоретическую и практическую психологию, стали устойчиво употреблять понятия — «психолог» (имея в виду теоретическую психологию) и «психотерапевт» (имея в виду практическую психологию)↑.

Нужно учесть, что одним из корней психологической работы в Советском Союзе была психотерапевтическая деятельность, помощь людям, страдающим от нарушенных взаимоотношений, собственной нереализованности и другой личностной и социальной неустроенности. Тема «техник психологического влияния» была в стране под запретом, но разве можно запретить помощь людям, которые в помощи нуждались? Психотерапевтическая работа пробила брешь запретов, психологические тренинги в рамках психотерапевтической работы получили право на жизнь.

Правда, с тех пор пошла традиция всю практическую психологию, в том числе, способствующую развитию личности, называть исключительно терапевтической работой, психотерапией. Смотри видеофрагмент из лекции В.В. Петухова: «Основные направления практической психологии, или психотерапии» — любопытное название, не правда ли?

Со временем, когда практическая психология стала широко развиваться, выделились большие области практической работы, которые психотерапевтической работой называть уже не правомерно никак.

Психология работы руководителя (как область практической работы с руководителем), психология лидерства как психологическая практика, тайм-менеджмент, построенный почти исключительно как область психологической практики, психология переговоров…

Понятно, что это уже не психотерапия, тут психолог имеет дело со здоровыми людьми, никого не лечит и помощи в трудных ситуациях не оказывает. Таким образом, преодолевая сложившееся словоупотребление, возникла необходимость выделять здоровую психологию в отличие от психотерапии, и возвращать именование «психолог» тем практическим психологам, которые работают со здоровыми людьми.

Здоровая психология и психотерапия: признаки

При кажущемся четком разделении между здоровой психологией и психотерапией нет четких границ, но существует множество признаков, помогающих в совокупности понять, происходит ли в данном случае психотерапия или идет обычная психологическая практика. Психотерапевт чаще концентрируется на проблемах, психолог на задачах и возможностях, психотерапевт чаще лечит, психолог — обучает, психотерапевт чаще исходит из невозможности для человека самостоятельно справиться с затруднениями, психолог убежден в достижимости этого, у них разный словарь и разный контингент. См.→

Позитивная психология

Позитивная психология — отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека. Сторонники позитивной психологии полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, что люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, почему, несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться. См.→

www.psychologos.ru

Консультативная психология и психотерапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Консультативная психология и психотерапия
Konsultativnaya Psikhologiya i Psikhoterapiya
Сокращённое название
(ISO 4)
МПЖ, КПП
Специализация научно-аналитический журнал по психотерапии и психологическому консультированию
Периодичность 4 раза в год
Язык русский
Главный редактор Ф. Е. Василюк
Страна  Россия
Издатель МГППУ
История издания с 1992
Дата основания 1992
Тираж 500—1000
ISSN печатной версии 2075-3470
Индекс по каталогу «

ru.wikipedia.org

Консультативная психология и психотерапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Консультативная психология и психотерапия
Сокращённое название
(ISO 4)
МПЖ, КПП
Специализация научно-аналитический журнал по психотерапии и психологическому консультированию
Периодичность 4 раза в год
Язык русский
Главный редактор Ф. Е. Василюк
Страна Россия Россия
Издатель МГППУ
История издания с 1992
Дата основания 1992
Тираж 500—1000
ISSN печатной версии 2075-3470
Индекс по каталогу «Роспечати» 32344
Веб-сайт cppjournal.ru

«Консультативная психология и психотерапия» (до 2009 включительно — «Московский психотерапевтический журнал»[1]) — рецензируемый специализированный журнал, освещающий проблемы теории, методологии и практики психотерапии, консультативной психологии и смежных дисциплин.

Общая информация

Помимо оригинальных исследований, журнал публикует обзоры литературы по психотерапии и консультативной психологии, переводы, материалы «Круглых столов», интервью, рецензии. Основанный в 1992 г. по инициативе Ф. Е. Василюка и В. Н. Цапкина, журнал стал первым в России периодическим изданием по психотерапии и психологическому консультированию. В 2002 г. журнал был номинирован на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (Санкт-Петербург, «Иматон»)[2] и удостоен звания «Лучший проект 2002 года в области интеграции психологов в единое профессиональное сообщество».

Журнал включен в базы данных ВИНИТИ РАН и рекомендован Высшей аттестационной комиссией Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Ссылки на опубликованные в журнале статьи часто встречаются в списках рекомендуемой литературы, предлагаемой учебными[3] и справочными[4] изданиями. Появление «МПЖ» послужило стимулом для создания ряда других периодических изданий в области практической психологии, таких, как «Журнал практического психолога» (под ред. А. Г. Лидерса), киевский «Журнал практикующего психолога» (под ред. А. Ф. Бондаренко)[5].

Основные рубрики журнала

  • Антропология, феноменология, культура
  • Теория и методология
  • Исследования
  • Мастерская
  • Психотерапевтический цех
  • Специальная психотерапия
  • Случай из практики
  • Эссе
  • Дебют

Спецвыпуски журнала

В отличие от таких узкоспециализированных периодических изданий, как, например, «Вестник психоанализа», тематика журнала охватывает все направления современной психотерапии, а подборки лучших текстов, принадлежащих тем или иным психотерапевтическим школам и направлениям, составляют содержание ежегодно публикуемых тематических номеров журнала (см. рис.).

Так, в 1996 г., когда российский читатель был почти не знаком с когнитивной терапией,[6] вышел спецвыпуск «МПЖ» по когнитивной терапии. При подготовке выпуска редакция обратилась с письмом к А. Беку, и он написал вступительную статью[7].

Аудитория журнала

Журнал ориентирован на психологов, врачей и священнослужителей, занимающихся психологическим консультированием и психотерапией, гуманитариев, прежде всего философов. Редакция журнала

смогла привлечь к работе и опубликовать тексты не только знаменитых психотерапевтов (Дж. Бьюдженталя, Д. Винникотта, Х. Кехеле, А. Миндела, Р. Мэя, М. Эриксона и др.), но и таких выдающихся мыслителей современности, как Ж. Ванье, митрополит Антоний Сурожский и др.

— Зинченко В.П. Отзыв на проект «Московский психотерапевтический журнал — 1992-2002», предоставленный на Национальный психологический конкурс «Золотая психея» // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 12.

Постоянными авторами журнала являются ведущий научный сотрудник Института философии РАН В. М. Розин, Л.Г. Лысюк (польск.)русск. (Белоруссия), декан ф-та психологии Российского Православного Университета во имя апостола Иоанна Богослова о. Андрей Лоргус и др.

Спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии

Много внимания в журнале уделяется проблеме соотношения психотерапии и религии. До появления «МПЖ» эта тема в России была представлена единичными переводами работ классиков зарубежной психологии[8]. Дискуссия «Психотерапия и религия» в «МПЖ» была открыта публикацией статей М. С. Занадворнова[9] и В. М. Розина[10] с предисловием редакции[11]. В 1997 г. вышел первый спецвыпуск «МПЖ» по христианской психологии, а с 2003 тематические номера «Христианская психология» издаются ежегодно (см. рис.).

Доступ к электронной версии

Весной 2010 г. была завершена работа по оцифровке выпусков журнала. Все статьи, опубликованные в журнале с момента его основания, теперь доступны в электронном виде на официальном сайте. Ряд статей находится в открытом доступе, и для их бесплатного скачивания требуется только регистрация на сайте. Некоторые публикации размещены также в электронной библиотеке МГППУ.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Распространено также сокращенное название «МПЖ», нередко встречающееся в специальной литературе при ссылках на журнал (см., напр.: Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: «Класс», 2001).
  2. ↑ «Московский психотерапевтический журнал — 1992—2002» — Заявка на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (СПб., Иматон, 2002) // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 5-13.
  3. ↑ См., напр.:
    • Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2005. — 992 с. — 4000 экз. — ISBN 5-699-06449-4.
    • Методы современной психотерапии: Учебное пособие / Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. — М.: Класс, 2001. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 90). — 2000 экз. — ISBN 5-86375-033-2.
  4. ↑ См., напр.: Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. — 2-е, доп. перераб. изд. — СПб.: Питер, 2000. — 1024 с. — (Золотой фонд психотерапии). — 5000 экз. — ISBN 5-8046-0152-0.
  5. ↑ «Московский психотерапевтический журнал — 1992—2002» — Заявка на участие в Национальном психологическом конкурсе «Золотая психея» (СПб., Иматон, 2002) // «Московский психотерапевтический журнал» — 2002. — № 4. — С. 11.
  6. ↑ Исключением были монография Фёдорова А. П. (Когнитивная психотерапия. — СПб., 1991) и статья Г. Кассинова в сб.: Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. — СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995.
    Лишь в конце 1990-х гг. появились посвященные когнитивной терапии отдельные главы в отечественных учебных пособиях (см., напр.: Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7331-0103-2.; Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. — М.: Алетейа, 1999. — 320 с. — (Учебное пособие для студентов вузов). — 5000 экз. — ISBN 5-89321-035-2.), а русские переводы книг А. Бека стали выходить с начала XXI в.
  7. ↑ А.Бек. Предисловие к выпуску «Московского психотерапевтического журнала», посвященному когнитивной терапии. // «Московский психотерапевтический журнал» — 1996. — № 3.
  8. ↑ См.:
    • Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. — 1988. — № 8. — С. 132—160.
    • Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. — (Б-ка зарубежной психологии). — 136 000 экз. — ISBN 5-01-001606-0.
    • Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1990. — С. 143-221. — 398 с. — (Б-ка атеист. лит.). — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 5-250-01275-2.
    • Позднее вышел перевод статей К. Юнга «Об отношении психотерапии к спасению души» и «Психоанализ и спасение души» в кн.: Юнг К. Бог и бессознательное. — М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 480 с. — (Классики зарубежной психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7390-0033-5.
  9. ↑ Занадворнов М. С. Я и Иное // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 179—190.
  10. ↑ Розин М. В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 191—200.
  11. ↑ Психотерапия и религия: продолжение дискуссии. Кентавр и иное // «Московский психотерапевтический журнал». — 1994. — № 2. — С. 178.
  12. ↑ Выступили: Борис Братусь, Виктор Слободчиков, Артур Петровский, Михаил Кондратьев, священник Андрей Лоргус [1].

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *