Психология и возраст – —

Содержание

Понятие возраста в психологии: определение, периоды, особенности

Понятия психологического возраста и психологии развития тесно взаимосвязаны между собой. Каждая возрастная категория имеет свои особенности, а люди могут по-разному выглядеть и вести себя в зависимости от множества разнообразных факторов.

Понятие

Понятие возраста в психологии (кратко если говорить) существенно отличается от хронологического порядка, который берет начало со дня нашего появления на свет. Рассмотрим само понятие возраста.

Возраст – это ступень роста и индивидуального развития человека. Можно выделить два его типа – хронологический и психологический. Они выражаются временными единицами, отделяющими момент появления объекта на свет до его психологической зрелости.

Понятие возраста в возрастной психологии определяется на основании ступени онтогенетического развития, которая базируется на закономерностях формирования организма, условиях жизни, воспитании и обучении.

Изначально психологический возраст рассматривался как умственный благодаря работам ученых Франции. Определялся данный показатель на основании специального исследования, которое включало тестовые задания. Позднее было предложено рассматривать соотношение умственного к хронологическому возрасту.

Отечественная психология базируется на трудах Л.С. Выготского, который ставит вопрос о проблемах культурного возраста. То есть два человека, у которых одинаковый возраст согласно паспортным данным и приблизительно одна категория интеллектуального развития, могут различаться культурным возрастом.

Периоды

Итак, продолжаем обсуждать понятие возраста в психологии. Возраст и развитие требуют градации на жизненные этапы. Рассмотрим данное понятие на основании четырех подходов, применяемых к оценке прожитых лет.

  1. Биологический возраст. Базируется на основании формирования человеческого организма.
  2. Психологический. Основан на культурном поведении.
  3. Социальный возраст. Отображает степень принятия общественных ролей и задач, а также их функций.
  4. Физический. Оценивается исключительно по количеству прожитого времени.

Согласно показателям биологического возраста, жизненный путь подразделяется на следующие этапы:

  1. Дети до 16 лет.
  2. Юность – люди в возрасте от 16 до 21 года.
  3. Зрелость – до 60 лет.
  4. Пожилой возраст берет начало с 60 лет.

Вот мы рассмотрели периоды и понятие возраста в психологии. Какие факторы оказывают влияние на психологический возраст?

Основные структурные компоненты возраста

Биологический возраст включает в себя изменения, которые происходят снаружи: седина, пигментация, морщины, которые отлично видны в зеркале (состояние внутренних органов мы увидеть не можем). И также о биологическом возрасте можно судить по таким факторам, как усталость, слабость и постоянные болезни. Биологическое старение свойственно не только пожилым людям, но и молодым.

Итак, понятие возраста в психологии и основные структурные компоненты возраста:

  1. Образ жизни (физическая активность, уход за собой, наличие вредных привычек, стрессы и прочее) составляют 50%.
  2. Экологическая обстановка вокруг вас — около 20%.
  3. Генетические особенности — около 20%.
  4. Качество и уровень жизни составляет порядка 10%.

Можно заметить, что люди, которые живут в благоприятных условиях, в зрелом возрасте выглядят гораздо лучше своих сверстников. Также важно отметить, что решающую роль в замедлении биологических часов играет психологический настрой человека. Должно присутствовать четкое убеждение в том, что на борьбу со старением необходимо тратить деньги и время.

По мнению доктора психологических наук С. Краусса, в организме не происходит особых изменений в тридцатилетнем или сорокалетнем возрасте. Но человеку свойственно расстраиваться, осознавая такую непривлекательную для себя цифру. На основании этого люди часто считают себя старыми, а вместе с этим меняют отношение к жизни. Большинство начинает ограничивать себя во многом, ссылаясь на возраст. После чего запускается и сам процесс психологического старения, люди бросают заниматься спортом и начинают уделять меньше времени своему внешнему виду. Женщины в погоне за сохранением красоты прибегают к процедурам, которые не соответствуют их возрасту. По этой причине процесс биологического старения ускоряется.

По словам большинства ученых, биологический возраст человека зависит от 200 показателей. Человек, который не ищет у себя признаков преждевременного старения, полон сил и энергии, а его внешность практически не затрагивают серьезные изменения.

Методы возрастной психологии

Понятие возраста в психологии развития кратко и обобщенно мы рассмотрели. Что касается методов, то основными из них являются:

  1. Метод поперечных срезов. Базируется на изучении большого количества людей разного возраста. Целью исследования служит получение сравнительных данных о психологических нюансах и особенностях каждой возрастной категории.
  2. Метод продольного изучения. Данное исследование заключается в длительном изучении одних и тех же испытуемых людей. Целью исследования является отслеживание возрастных изменений и психики.

Качественное выявление своеобразных ступеней психического развития и определение возрастных границ представляет собой очень непростую задачу, так как психологический возраст существенно отличается от фактического количества прожитых лет.

Особенности психологии детского возраста

Понятие психологического возраста в современной возрастной психологии подтверждает тот факт, что модель поведения в дальнейшей жизни закладывается чуть ли не от самого периода зачатия.

Какова роль детства в психическом развитии? Понятие возраста в психологии детей рассмотрим более подробно.

Возрастная детская психология делает максимальный упор на позитивные моменты. Исследователи нашей современности считают, что малыш начинает знакомиться с миром еще до своего рождения. Поэтому обязанности распределены так, что воспитатели в детском саду заняты завершением начального обучения детей. А за все остальное, и в особенности за основы данного процесса, отвечают только родители ребенка.

Бытует мнение о том, что детям до трех лет свойственно только впитывать полученную информацию. А по достижении этого возрастного периода они способны делать первые попытки, чтобы повлиять на окружающий мир. Именно этот период считается началом формирования правил поведения, которые приобретают большую глубину. Дети способны осмысливать поступающие сигналы. Именно в пятилетнем возрасте у детей начинает зарождаться чувства страха. И они осознанно начинают интересоваться причинами разнообразных событий, которые происходят вокруг них или в мире.

После того как ребенок становится школьником, он сталкивается еще с одной непростой переменой – новые ориентиры. Наивное восприятие окружающего мира продолжает сохраняться, но уже отлично развито понимание происходящих взаимодействий. Именно в этот период детям свойственно осознавать то, что они становятся индивидуальностью. Вместе с этим появляется непреодолимое желание выражать свое «Я». Родителям в такой период становления личности очень важно поддерживать своего ребенка, но в то же время направлять на него и некоторое воздействие.

Юность

Каково понятие возраста в психологии развития в период юношеских лет? Развитие личности достигает своего пика именно в этот период. Людям данной возрастной категории свойственно доказывать свою правоту и самостоятельность, поэтому нередко возникают конфликты. Самый сложный момент данного периода заключается в том, что люди уже могут принимать самостоятельные и взвешенные решения, но им, как никогда, требуется забота родных и близких, а также их верное направляющее влияние.

Стремление получать максимум от своей жизни именно сейчас, провоцирует фаталистические настроения. Психологи советуют в данный период времени выстраивать особую линию поведения таким образом, чтобы человек не чувствовал или не осознавал запретов и ограничений личной свободы, но и спокойно воспринимал советы.

Особенности подросткового возраста

Понятие возраста в современной психологии в отношении подростков не устанавливает четких границ, так как они обозначаются, исходя из индивидуальных особенностей человека. Наряду с понятием подросткового возраста нередко используется понятие так называемого переходного периода. В данный период человек проходит величайший путь развития личности, который сопряжен с внутренними конфликтами. И через внешние срывы, чувство раздражения, подросток обретает чувство личности.

В подростковом возрасте происходит закладка основ сознательного поведения, формируется общая направленность в нравственных представлениях и социальных установках.

Именно особенности развития познавательных способностей напрямую влияют на успеваемость и поведение в обучении. А успешность образовательного процесса зависит от мотивации. Но в реальной жизни можно заметить, что школьники не тянутся к новым знаниям, а напротив, стараются изо всех сил противодействовать обучающему процессу.

Ведущие позиции в интересах молодых людей занимают общественная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в этот период свойственно осознание обучения, так как появляются мотивы, связанные с идеальными профессиональными намерениями. Поэтому обучение скорее приобретает личностный смысл.

Активно развиваются такие операции, как анализ, обобщение и классификация. Приобретается взрослая логика мышления.

Активизируется память в интеллектуальной составляющей. Но используется не смысл, а только механическое запоминание. Подростку свойственно улавливать ошибки в речи педагогов, родителей и людей старшего возраста. На этом этапе становится очень важен авторитет носителя языка. А персональное обучение и правильное восприятие языка и его смыслов индивидуализирует самопознание человека в подростковом возрасте.

Для подростков очень важно общаться со сверстниками. Психология в понятии возраста (виды возраста мы рассмотрели выше) делает особый акцент на этом вопросе. Именно в общении подросток стремится найти свое место, а отсутствие такой возможности может привести к социальной неадаптированности и возможным правонарушениям. В этот период оценка со стороны друзей ценится намного выше, чем от родителей или учителей. Подросток попадает под влияние группы и ее ценностей. Ему свойственно беспокоиться, когда его популярность среди сверстников находится в опасности.

Людям молодого возраста свойственно опираться на мнение других, а не принимать решения самостоятельно. Стремление жить по своим правилам и следовать своей идеальной картине мира нередко провоцирует конфликты между подростком и его родителями. Поэтому важно понимать, что негатив, агрессия и обиды являются эмоциональной реакцией подростка на собственную неуверенность.

Подростковый период является очень важным, так как именно в этот период закладываются основы дальнейшей жизни человека. Утверждение собственной независимости, формирование личности и разработка планов на будущее – все это формируется в данной возрастной категории.

Зрелый возраст

Понятие возраста в современной психологии выделяет зрелость как лучший из периодов. Именно в это время происходит расцвет жизненных сил. Но не лишено время и нескольких кризисов.

Во время зрелого возраста у человека существует огромное количество возможностей. Ему свойственно оказывать влияние на окружающих его людей и в то же время не останавливаться в своем развитии.

Этот период характеризуется наличием сил, которые могут быть использованы в духовной, творческой и интеллектуальной областях. И помимо этого, человеку свойственно понимать значимость происходящего, поэтому и возникает реальная заинтересованность в собственном совершенствовании.

Самыми положительными моментами, которые входят в понятие возраста в возрастной психологии являются возможности, основанные на передаче личного опыта и знаний молодому поколению. За счет этого процесса человек в полной мере осознает свою значимость и полезность в огромном мире.

Если жизнь в данном возрастном периоде складывается не лучшим образом, то наступает кризисное время, наполненное застоями, чувством опустошения и постоянным погружением в размышления о проблемах.

Помимо всего перечисленного, зрелости свойственно чувство постоянности и стабильности. Находясь длительное время в таком состоянии, человек начинает обдумывать правильность сделанного выбора в том или ином вопросе или ситуации, а также полноценность реализации собственного потенциала.

Пожилой возраст

Определение понятия возраста и возрастной психологии включает старость. К сожалению, старость приносит с собой ухудшение здоровья, уменьшение круга лиц для общения и выход на пенсию. А самое неприятное, что вместе с этим всем может прийти развитие ощущения ненужности и бесполезности. Связано такое состояние с тем, что у человека появляется много свободного времени, после чего следует апатия, которая сопровождается нежеланием узнавать что-то новое и развиваться дальше.

Людям данной возрастной категории необходима помощь родных и близких. Необходимо дать шанс пожилому человеку почувствовать себя нужным.

После шестидесяти лет меняется отношение к своему внешнему виду. Люди пожилого возраста больше сосредоточены на внутренней гармонии и состоянии здоровья. Именно в этот период свойственно осознавать всю ценность жизни, вместе с этим появляется спокойствие и рассудительность. Нередко близкие могут заметить, что характер пожилого родственника изменился в худшую сторону, связано это с ослабеванием контроля над чертами характера, которые ранее человек скрывал.

Кризисы в возрастной психологии

На каждом этапе развития человеку приходится преодолевать внутренние конфликты и возрастные кризисы. С такими трудностями сталкиваются все, но некоторые люди особенно сложно переживают данные периоды. Возрастная психология выделяет 3, 7, 13, 17, 30 и 40 лет.

Детям в возрасте около 3 лет свойственно проходить этап «Я сам». Все чаще малыш отказывается от помощи взрослых, аргументируя это тем, что данное действие он может выполнить самостоятельно. Дети в этот период становятся очень капризными и упрямыми, могут не реагировать на просьбы родителей. Связано это с тем, что сейчас активно проходит процесс увеличения познавательного интереса и поиска возможностей для влияния на окружающих. Часто дети в таком возрасте стараются показать свою значимость и не отпускают родителей из дома, запрещают им трогать их игрушки и т. д.

Возраст 7 лет приходится на поступление в школу. Ребенок начинает понимать социальные роли и часть из них старается примерить на себя. Активно проявляется интерес ко всему новому и иногда ребенку может казаться, что от него скрывается какая-то очень важная информация. Дети в таком возрасте начинают учиться самоконтролю для правильного выражения собственного мнения и сдерживания бурных эмоций.

В 13 лет подростку недостаточно одних слов и он начинает требовать доказательств. Появляется интерес к искусству, в основном предпочтение отдается музыке. Можно заметить желание подростка находиться в одиночестве, часто это связано с недовольством или беспокойством.

17-летний возраст обусловлен серьезным переходом во взрослую жизнь. Этот этап связан с окончательным выбором сферы дальнейшей деятельности. Некоторые волнения подросткового возраста еще остаются. Но в целом человек готов попробовать свои силы и найти доказательства того, что он уже состоявшаяся личность.

Кризис 30 лет связан с осознанием пройденной дороги. Появляются сомнения в правильности выбора. Возникают мысли об упущенных возможностях. Часто происходит смена приоритетов. А если присутствует невозможность улучшить свое положение, то человек впадает в депрессию.

Кризис 40 лет является переломным моментом в жизни каждого. Особенно остро период протекает, если проблемы в 30 лет не были решены. Нередко в этот период карьерные и семейные проблемы переплетаются, что только обостряет ситуацию.

fb.ru

Психология возраста или что такое возрастная психология

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Sharing is caring!

Земной человек — это слабая душа, обремененная трупом

Как мы с вами уже знаем, психология — это учение души. Всё во Вселенной развивается согласно циклам. Любая вещь изначально рождается, растёт, доходит до своего апогея и постепенно начинает угасать. И не важно, это отдельно взятый человек или целое государство. Конечно, это касается нашего трехмерного мира. Мира материального потому и конечного. Старое в этом мире должно умереть, чтобы родилось что-то новое. Но это не распространяется на то, что вечно. Например, дух. Душа же, может приобрести вечное существование, но для этого ей понадобиться слишком много времени, если исчислять земными мерами и, конечно же, терпения и старания. Хотя у души и есть некий момент её зарождения, и она так же может умереть, но для её смерти надо слишком хорошо постараться стать отпетым негодяем и нечестивцем, чтобы упасть настолько, что смерть и забвение для неё будет лучшим исходом. И если рассматривать одну человеческую жизнь как весь полноценный цикл в целом, то человек должен: родиться, начать расти, совершать ошибки, получать следствие от совершённых поступков, проанализировать их, изменить своё понимание, мировоззрение, убеждения и совершать поступки уже с наименьшим количеством ошибок. Исправить уже совершённые ошибки, и к своему завершению физической жизни полностью освободиться от заблуждений, иллюзий, неправильных мыслей, и стать таким же чистым и не порочным каким он был при моменте своего зарождения. Ибо, если учесть теорию о том, что все дети рождаются «непорочными» и при этом за время своей молодости набираются максимум своей «греховности» то и не успевают полностью очиститься к концу своей жизни. Вот тут-то логика и хромает, выходит, что у них нет никаких шансов на исправление — по крайней мере, это не справедливо. Именно этим и пользуются разного рода «пастыри» пугая своих прихожан вечными муками и за определённую плату обещая им билет в Рай на Ковчег Завета у окошечка. Ох! Если бы только так можно было, утром испачкался в грязи, а к обеду уже вымылся в душе. То если с телом такие штучки проходят, то вот с душой аккурат и нет. Но если принять во внимание учение о реинкарнации, то всё становится на свои места.

Некогда зародившаяся душа, рождаясь в физических телах, в данном примере на планете Земля, начитает свой длительный поход. С начала к своей греховности, падению, а потом начинает поиски выхода из сложившейся ситуации и поиску себя, познанию кто она есть такая и какова её задача в мироздании. Помните Семь Герметических Законов? Один, из которых гласит: «Как вверху, так и внизу». Как маленького растущего человека учат разные жизненные обстоятельства, точно также из жизни в жизнь эти обстоятельства учат душу. И как маленький ребёнок с помощью проб и ошибок к чему-то приходит к старости, так же и душа из жизни в жизнь становится мудрее и чище. Только вот разница в том, что человеческая жизнь, пока что ограничена 60-70-тью годами, кому повезёт, доживает до 90 и даже свыше ста лет. А в плане души, у неё есть хоть и ограниченное время развития, но оно настолько несоизмеримо больше физической жизни, что можно употребить слово бесконечно. Вот скажите, пожалуйста, сколько вам лично надо времени, чтобы выучить один урок, например такой:

вы оклеветали, например своего соседа (соседку) с целью разлучить его с женой (мужем) преследуя цель сойтись с ней (с ним) в конечном итоге. Знаете ли вы или не знаете, что нарушили Законы Высшие: это ваша проблема, но не зная, и совершив такой неблаговидный поступок, вы, же должны будите понести за него наказание и расплатиться? А когда это должно случиться? Если, например вы до конца жизни, к примеру, прожили хорошо и допустим счастливо? И вот тут-то всё начинает складываться. В следующей жизни, вы должны будите получить по законам справедливости (кармы) всё именно это в свой адрес, дабы прочувствовать всё то, что вы причинили другому человеку, ибо только так вы сможете понять, что это больно, неприятно и не хорошо. И так поступать негоже. Но если вы, например, получив обратку, в очередной жизни, не понимаете за что вам это, и начинаете мстить или делать какие-то другие необдуманные поступки, тем самым не разматывая клубок кармы, а ещё туже затягивая узлы, то, сколько вам теперь понадобиться воплощений вашей душе для того, чтобы понять что, почему и зачем происходит в вашей жизни? А если учесть, например, что вам некогда заниматься изучением законов высших, и вы отделываетесь походом в церковь, покупкой свечки, или «благотворительностью» зачастую выглядящую как просто попытка откупиться, то количество перевоплощений вашей души будет вырастать в геометрической прогрессии, и нарастать пик вашей «греховности» и в одну прекрасную жизнь или вы начнёте стремительно падать или же вашей душе надоест эти мытарства и вы начнёте всячески пытаться разобраться, каяться, и что-то предпринимать дабы ситуация начала выправляться. А если учесть, что в течении всей жизни практически изо дня в день мы совершаем по своему невежеству и неведению множество ошибок и следствия порой нас не учат, то можете себе представить сколько понадобиться времени и жизней чтобы всё это исправить?

Вот и выходит, что прейдя в эту жизнь, человек приносит с собой уже так сказать «свою судьбу» свою задолженность, ну и, конечно же, свои заслуги тоже. И… начинается. Психологическая неуравновешенность подростков, проблема психологии возраста. Дети не понимают родителей. Родители не понимают детей, (прям «Отцы и дети») не то, что чужих, своих собственных. Возрастная психология, психология возраста. Психологические проблемы как отдельно взятого индивида, так и общества в целом. Психологи копошатся в головах детей, взрослых, целая промышленность изготавливает кучу всяческих лекарств которые, к слову сказать, только усугубляют все последствия. Чтобы что-то новое построить вместе с человеком, дом ли, философскую теорию ли, новое общество ли и так далее, надо вначале познать природу человека, его сущность. Именно каков он. А он, как показывают факты, как показывает история, весь в дерьме. Весь в страстях: пьянство, воровство, тунеядство, убийство, раздражительность, гнев, боязнь, дерзость, ненависть, бесчеловечие, жестокость, чревоугодие, лень, корысть, сребролюбие, зависть, злоба, неуважение старших, злорадство, злопамятство, ложь, лукавство, недоброжелательство, блуд, нечувствительность, своенравие, скупость, малодушие, отчаяние, осуждение других, бессердечие, самохвальство, гордыня, тщеславие и нет конца этим человеческим «слабостям», этим греховным страстям.

Вот такой он после грехопадения. И это говорят факты. Тут уж спорить не станешь.

А если посмотреть на историю человечества, что мы видим? Войны, раздоры, убийства. А сейчас мы подошли к глобальной экологической катастрофе, если верить официальной науке. При изучении человека мы видим, что он поражен духовно, что он нуждается во враче, а то и в хорошем целителе, не психологе копошащимся в мозгах, а в целителе душ. Если описывать более коротко, то можно сказать, что весь мир погрузился в сплошной стресс. А то такое стресс?

 

Стресс появляется оттого, что вы, зная как поступить правильно, делаете наоборот.

 

Истинно так. Две силы, которые есть в человеке и разрывают его, до состояния психического расстройства и неуравновешенности. Два «я» вечно борющихся внутри каждого из нас создают тот самый дискомфорт и порой кажущуюся пустоту внутри. Возрастная психология, так называемая не что иное как попытка объяснить различные поведения человека в разном его возрастном периоде. И это понятно, в детстве психика, а точнее психическая энергия, одна, с каждым днём, годом, мыслью, поступком эта энергия расходуется, накапливается, трансформируется, рассеивается, человек, с помощью проб и ошибок, учиться жить. Учится управлять своей жизненной энергией. Вспомните, сколько раз, вы, будучи уже в солидном возрасте, с неким сожалением думали про себя: «эх!! мне бы эти мозги да в школьном возрасте!» И тут же представляли себе, как бы вы смогли более правильно, более рационально использовать те или иные ресурсы, и обстоятельства. Это и означает, что с возрастом, вы становитесь и умнее, и мудрее согласно не только приобретённому опыту, а скорее правильно сделанному выводу от полученного опыта. Но не путайте: умнее вовсе не означает: мудрее. Ибо умнее, это когда вы, оценив ошибку и неправильность действий, вычислили с помощью своего ума, интеллекта и логики более выгодный вариант развития событий с более выгодным достижением и результатом. Мудрее же, означает совершенно иной подход. Мудрость в первую очередь предполагает наличие Знаний Высших, и обязательный их учёт в своей деятельности, жизни и поступках. Вспомните наш пример выше, ну станет ли мудрый человек совершать подобную ошибку? Конечно же, нет. Как тут не вспомнить:

 

Век — живи, век — учись, а дураком помрёшь.

 

Эта народная мудрость лишний раз доказывает, что с возрастом не всегда приходит ум и тем более мудрость. Не зря же в народе так же говорят:

 

Век прожил, а ума не нажил.

 

 

Проблема возрастной психологии

 

Возрастная психология — вот мы и подошли к её проблеме. Почему же так получается, что даже с возрастом своего физического тела, человек не становится мудрее? Помните? Психология это учение души! Вот в чём закавыка-то. Если же человек, всю свою жизнь холил и лелеял себя как физический объект, то о каком обучении души, может быть, речь? Если у человека с возрастом не менялись его взгляды и убеждения в силу некоторых обстоятельств, то почему должна была меняться и развиваться его душа? Если человек, в силу своей упёртости, гордыни, и разного рода других пороков (своего несовершенства), не предпринимал никаких попыток себя узнать и изменить, то и психологически он к старости будет очень разбалансирован и невыносим, ибо сознание имеет свойство закостеневать с физическим возрастом тела. И то, что легко даётся в молодости, то очень и очень трудно изменить в пожилом возрасте. Особенно это касается убеждений и мировоззрения. И тут у мудрого народа есть рецепт: горбатого —  могила исправит. И смотрите, как мудро подмечено? Не то что бы у него горб выпрямиться в деревянном гробу, а то, что, только переродившись у него появиться ещё один очередной шанс, пересмотреть свои взгляды на мир и изучить законы и попробовать прожить жизнь по-новому. Сами, небось, не раз замечали, что дети есть порой мудрее, чем старики, и старики есть, настолько отвратительны, что диву даёшься, как же они такими получились? Ведь старость в сознании человека наоборот всегда ассоциировалась с мудростью, с сединой на висках, с глубоким проницательным взглядом. Это тот возраст, когда человек знает всё, ну или почти всё, может дать всегда такой совет, который молодому всегда сэкономит и время на урок, и силы и нервы.

 

Только те молодые птицы не попадают в силки, кто летает со старыми птицами

 

Чтобы окончательно разобраться в возрастной психологии, надо понимать, что существует возраст у души. Да, есть ещё и такое понятие как возраст души человека. Например, Пифагор даёт свою систему вычисления возраста души. Правда, возраст души человека по Пифагору составляет всего лишь незначительную цифру. Например, младший возраст души человека это 10-тая и 11-тая жизни. Душа же среднего возраста живет 12-тую или 13-тую жизнь на Земле. К старшему же возрасту можно отнести 14-тые или 15-тые воплощения души. Конечно же, вряд ли за 15 жизней можно исправиться, но даже эти условности могут хоть немного приблизить вас к пониманию себя и своей души. Да и не суть важно, сколько жизней вы живёте, сколь важнее живёте ли вы согласно вашему духу или прихотям вашей низшей животной природы. Ещё вам необходимо знать вот что. Молодые души, они как малые дети; игривы, бестолковы, любопытны, хаотичны, хвастливы, в общем, смотря на человека на его поступки, рассуждения, можно примерно понять какого возраста у него душа. И вот если такая душа находиться уже в старом физическом теле то, каким должен быть старикашка? Радует что большинство душ на Земле всё же среднего возраста, и то, посмотрите какие беспорядки они навели. Молодые души и души среднего возраста имеют, как правило, красивые физические тела, ибо они проходят опыт и уроки своего физического тела, как и дети, начинают знакомство со своими гениталиями так и молодые души всячески нарциссируют на своих телах и всячески им ублажают, холят и лелеют. Одновременно они являются и искушением для старых душ. Старые же души, поняв из опыта прошлых жизней, что тело не есть конец и смысл всей жизни, как правило, выбирают себе невзрачное тело, дабы во время очередного воплощения не отвлекаться на него, а больше углубиться в познание себя духовного (внутреннего человека) и поиски духа и самого бога.

Есть ещё кое-что, что надо учитывать в возрастной психологии. Есть периоды жизни, так называемые круги, циклы. Каждый наверно заметил, что некоторые события то и дело повторяются. Люди иногда входят и выходят из вашего поля зрения. Это и есть цикличность. Также многие из вас знают, что планеты Солнечной системы тоже оказывают совсем не маленькие воздействия и на Землю и на людей. Так вот, есть такое понятие как Кольца Сатурна, метафорически это 4 периода жизни человека по 30 лет каждый. Всего 120 лет, как собственно и завещал нам Господь Бог на этот период обучения. К стати, Он же и добавил: «за благие деяния Я набавлю, за худые убавлю».  Это конечно не значит, что где-то там, на облаках сидит старый дед с белой бородой, и за всякую провинность лупит вас палкой по горбу.

Так вот первый Круг Сатурна наступает в период 29-30 лет, если кто прошёл этот участок, может вспомнить, как была сильнейшая нагрузка, у кого по здоровью, у кого в личной жизни и отношениях, у кого в общественных делах. У некоторых могла появиться даже сыпь по всему телу и подняться температура до 39º-40º. Это и была первая проверка Космоса нас на «вшивость». Потом в период 60-66 лет человеку Сатурн присваивает некий статус, который можно было бы назвать: «баба яга» или «божий одуванчик». В зависимости от заслуг в духовном своём развитии. Знаете наверно, что бывают такие старикашки, что как проклянёт так всё под откос, и наоборот, какой-то милый старикашка благословит, а у тебя как будто крылья выросли за спиной. Вот это и есть работа этого Закона, ибо в этот период жизни человеку даётся власть силы слова. Одна из причин, почему надо уважать старость, ибо тебе неведомо кто этот милый старичок, или старушка, «баба яга» или «божий одуванчик», но уж точно будь уверен, что ежели чего они скажут так оно и будет. Есть, конечно, и исключения из правил.

Также, предполагалось, что человек сделает правильный свой выбор, и будет жить счастливо 120 лет. Не секрет, что есть люди, хотя и единицы, кто доживает и до ста лет, и больше. Но в основной своей массе, человек только «благодаря» своему невежеству уменьшил свою жизнь в лучшем случае до 70-ти лет, а то и до 60-ти. Просто мы, не зная о Законах Высших, вжились в эту иллюзию чувств, действуем правильно не с точки зрения Бога Отца, а поступаем как неразумные дети. Сами того не ведая, как подпадаем под действия тех или иных законов, справедливости и воздаяния, получаем потом по заслугам, но всячески пытаемся найти крайнего козла отпущения. В общем как нашкодивший ребёнок или пытается умолчать о своей провинности или же пытается свалить на соседа по горшку. Мол, это он вымазал стену, а у меня руки в овне, потому что он меня за них схватил.

И вот только тогда, когда душа человека, подрастёт, возмужает, и он начнёт в жизни себя вести ответственно, благоразумно, только тогда исчезнет проблема возрастной психологии. Возрастная психология это не проблема возраста тела, это не проблема стариков, это проблема молодых душ неважно в каком теле она находиться, в детском или старческом.

А пока мир ждут потрясения, войны, передел имущества, самоутверждение одних самцов над другими, беспрерывные битвы за самок и еду, а чего вы хотели, если в классе из тридцати человек, только двое хотят учиться, а остальные нет?

 

Вы знаете, почему учёные не могут найти промежуточной звено между обезьяной и человеком? Потому, что человек и есть это промежуточной звено между обезьяной и человеком. Ибо Homo sapiens вовсе не является вершиной эволюции человеческого рода и уже даже подобрано название для человека, который должен появиться на смену Homo sapiens, HOMO NOETICUS — человек духовный.

 

Карл Юнг о человеческой психике

 

 

Психология и возраст

Говоря о возрастной психологии, хотелось бы быть уточнить, собственно о каком возрасте идёт речь? Если мы будем рассматривать только лишь физическое тело человека, то нам предстоит рассуждать и изучать, лишь возрастную психологию растущего физического тела, начиная с самого младенчества. Но если мы будем говорить о возрастной психологии души человека, что более логично, если учесть, что психология это учение о душе, то там необходимо будет вникать в разные возрасты человеческой души и неважно в каком возрасте физического тело она находиться. Потому что не учитываются эти факторы, и происходит большое не понимание между родителями и детьми. Учителями в школе и учениками. Между сотрудниками на работе, и в первую очередь в семье. Где могут встретиться душа более взрослая с молодой душой. В таком случае конфликтов не избежать, если только, люди не поймут элементарную истину, что все мы друг другу учителя, ученики, браться и сёстры. Не зря говорят, что бог парует людей. Не могут в семье встретиться оба ленивых человека, ибо они совсем загниют. Так же оба трудоголика могут еще, и подраться из-за выполнения одной работы. Потому, каждый умеет что-то одно, но весьма хорошо, что другому предстоит у него научиться.

 

Возрастная психология физического тела человека

Говорят, что с возрастом человек становиться мудрее. Так ли это? Ведь всем знакомы вредные старикашки, которые вечно бурчат, вечно чем-то не довольны, постоянно сплетничают и всех клеймят кого ни попадя. При этом вовсе не блещут мудростью и даже порой умом и элементарной логикой. Также каждый из вас не раз замечал, детей, непогодам разумных, мудро рассуждающих и с умными глазами. Если бы учитывались все эти факторы, предполагаю, учёным мужам было бы легче ставить психиатрические диагнозы. Ну что ж, давайте откинем знание о душе, и попробуем разобраться с психологией только лишь физического тела человека. Родившийся ребёнок с самого начала попадает под психологическое воздействие родителей. При этом, зачастую воспитание отца может сильно отличаться от воспитания матери. А приплюсуйте сюда ещё дедушек и бабушек, которые, как правило, всегда балуют своих внуков, по мнению тех же родителей. Как только ребёнок подрастает, он тут же вливается в социум, детские сады, дошкольные учреждения, просто сверстники во дворе. Приплюсуйте сюда радио, телевидение, интернет, газеты, журналы, рекламу и… на выходе получите бездушного потребителя с амбициями, претензиями, завышенной самооценкой, самомнением, при этом завистливым, агрессивным и мстительным. Почему же так, получается, спросите вы? Ответ прост. Простейшая математика. В сутках 24 часа минус 8 на сон, остаётся 16, минус родители на работе минимум 8 часов, а то и все 12, но возьмём по минимуму (8 часов) остаётся 8 часов свободного времени. Из которых:

женщине — постирать, приготовить кушать на всю семью, поболтать с подругами, посмотреть сериальчик любимый;

мужчине — пиво + футбол, гараж + машина, рыбалка и охота, тот же трёп с друзьями, деловые встречи и корпоративы.

При этом я не учитываю затраты на любовников и любовниц. Что получаем? В лучшем случае каждый из родителей тратит на воспитание собственного ребёнка ну пусть 2 часа каждый из родителей от силы в сутки. Теперь время ребёнка, пусть уже школьного возраста: минимум 6 часов в школе, всё остальное время улица или интернет, а порой и то и другое вместе, интернет на улице, и пару часов вечером дома, когда родители злые и уставшие от суетной жизни не имея собственных знаний о природе окружающего их мира и их самих. Пытаются криками, уговорами, шантажом или угрозами повлиять на выбившегося из рук ребёнка. Даже если родители более не менее духовно развитые, то по времени всё равно разные весовые категории. Шесть часов улицы на пару часов родительского внимания. Каким даром убеждения, и духовной силой нужно обладать родителям, дабы смочь компенсировать эту разницу во времени. Вот тут-то и начинают посещать смутные сомнения, о роли государства и общества в целом. Складывается такое ощущение, что как будто специально родителям устраивают тяжелейшие условия для выживания, дабы они всё меньше и меньше уделяли время воспитанию своих чад. И сама система, сам социум начинает формировать мировоззрение с самого детского возврата. Не буду перечислять все «прелести» и нравственность сегодняшних СМИ, киноиндустрии, рекламы и всего прочего, ибо каждый разумный человек лучше меня знает и понимает о чём идёт речь. Что от сюда вытекает? А отсюда вытекают следующие следствия: каждый третий, а то и второй ребёнок знаком с психиатрами и семейными психологами, насилие, убийства, воровство, взяточничество, продажность, предательства и всякое омерзение. И каждый раз только и слышишь от людей, мол, такой уж мир вокруг. Но на вопрос, а кто его таким сделал, часто можно услышать всё что угодно, и кто угодно, но только не они сами. И нет вовсе никакой проблемы возрастной психологии по большому счёту. Ибо механизм прост. Спрятать от людей истинные знания, подменить им духовные и нравственные ценности. Подменить понятия, внушить ложные представления, историю и подсунуть говнокультуру. И из каждого маленького человечка можно вырастить квадратный арбуз, поместив его голову в деревянную коробку. Но возникает совершенно логичный вопрос, не правда ли? Так почему же толпа в своей массе не вся так однородна? Предположим, что есть те, кто знает тайны и механизмы воздействия на сознание и подсознание людей, те, кто хорошо разбирается в строении души попросту в психологии. И тут ответ не так уж сложен. именно благодаря тому, что среди всего человечества, есть люди с более развитым сознанием, с более старшим возрастом души, с большей интуицией, они-то и оказывают воздействие на менее развитые души. Хотя конечно их преследуют, и даже уничтожают, и если уже продали самого Христа, то, что говорить про простого обывателя.

И как апофеоз всего выше сказанного, посмотрите, пожалуйста, следующий отрывок, из казалось бы, совершенно не кассового фильма. Фильм называется «Маленькая Одесса». В этом эпизоде отец семейства недоумевает, как же так получилось, что при всём его как бы правильном духовном воспитании старший сын стал наёмным убийцей. Но вслушайтесь в его монолог, и вы без труда увидите в нескольких строках весь механизм возрастной психологии. Вся возрастная психология за 2:50 минуты.

 

 

 

 

 

Возрастная психология души человека

А вот тут-то и начинаются трудности. Трудности в первую очередь с пониманием, что такое душа, откуда она взялась, как это у неё может быть возраст. Это всё уже выходит за рамки обычного физического знания и понимания. Но, тем не менее, оно есть, все об этом слышали, некто верит, а есть те, кто не верит. Но Солнце светит и для святого и для преступника. Сейчас мы не будем рассматривать возраст физического тела человека, каждый из вас, дорогой мой читатель, сам сможет нарисовать картину разного возраста души в разном возрасте физического тела. Собственно как и у физического тела есть некая градация возрастов:

Младенчество до 4 лет Меркурий ☿

Детство 4-14 лет Венера ♀

Отрочество 14-21 год Солнце ☉

Юность 21-42 года Марс ♂

Зрелость 42-56 лет Юпитер ♃

Старость 56-68 лет Сатурн ♄

Дряхлость  после 68 лет Луна ☽

Мир имеет семеричную структура строения, потому у нас: семь цветов, семь нот, семь дней в неделе, семь морей, семь континентов, семь возрастов.

Точно так же и у самой души есть разные уровни или возрасты. Глупо предполагать, что, любая вещь появляется сразу и в готовом виде. У всего на свете есть периоды рождения, расцвета и увядания. Это касается не только отдельно взятого человека, но и целые нации и континенты подвержены этим неписанным законам. Так  и душа, зародившись однажды, начитает свой не лёгкий путь, который, к слову сказать, по времени куда больше чем одна человеческая жизнь. Отсюда все эти «слухи» и «домыслы» о перерождении оной. И это, правда, ибо за одну человеческую жизнь, пусть даже сегодня отмеренную нам в 120 лет, душа не сможет выучить все уроки Великой Жизни, точно так же как ученик первого класса, не сможет постичь предметы десятиклассника. Точно, так, как в школе необходимо узнать уйму вещей об окружающем мире, научится не только писать, считать и читать, так же и душе необходимо, куда больший опыт. Рождаясь в разных телах, разного пола, в разных социальных условиях, с разным финансовым достатком. На разных континентах, в телах разных расс, разных вероисповеданий, ну и так далее.

Представляете сколько ей понадобиться жизней, чтобы всё это перепробовать?! Пусть даже 7 раз в разных телах на семи разных континентах, в семи разных социальных условиях и изучив семь разных профессий. Заглянув в таблицу степеней, можете себе хотя бы примерно прикинуть. И это будет только приблизительно. Вот мы и подошли к главному вопросу о возрастной психологии. Если бы только, наши дорогие психологи действительно изучали душу, а не тело, то возрастная психология дала бы свои результаты. Тогда и методы и подходы и рекомендации основывались не на возрасте тела, и что человек должен или не должен в этом возрасте делать и как себя вести. А учитывался бы возраст души, тогда и человеку было бы легче помочь. А пока все эти эпигенетические теории личности только и делают что переливают из пустого в порожнее, льют воду, занимаются словоблудством и как следствие только усугубляют и без того психическое здоровье общества. Ибо они пытаются работать со следствием, в то время, как надо устранять причины, вызвавшие те, или иные следствия. И, как известно, устранение неправильных причины влечёт за собой исчезновение неправильных следствий, и рождение совершенно иных. Только так и никак иначе человек сможет помочь человеку, а все причины, как известно, находятся не в смертном мозге, а в самой душе и духе, оживившем бренное тело. Ибо совершенно не зря Его и называют первопричиной. Всего сущего, всех видимых и не видимых миров.

 

Sharing is caring!

selfpickup.ru

Возрастная психология — Психологос

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. Включает в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию.

На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости.

Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.

Методы возрастной психологии

Основными методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод «поперечных» срезов и метод так называемого «продольного» изучения.

Метод поперечных срезов состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста.

Метод продольного (лонгитюдного) заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.

Психология людей разных возрастов

Молодости присущ радикализм, пожилые люди чаще консерваторы. У каждого возраста — свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы. Об особенностях психологии ребенка, подростка, взрослых и пожилых людей см.→

www.psychologos.ru

Психология среднего возраста — Психологос

На протяжении десятилетий отечественная психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. Развитие личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы. В зарубежной психологии в основном представлены описания случаев из психотерапевтической практики (Холлис Дж., 2002; Шихи Г., 1999; Юнг К.Г., 1996; Ялом И., 2004 и др.). В отечественной психологии средний возраст (зрелость) в основном изучался с точки зрения профессионально-личностного развития в русле акмеологии (Бодалев А.А., 1999; Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2003 и др.). Однако наблюдается явный дефицит эмпирических исследований, посвященных изучению личностных характеристик проживания периода середины жизни (35-45 лет).

Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

​​​​​​​Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин. Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.

Эрик Эриксон теоретически допускал, что средний возраст, как и другие периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в среднем возрасте заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исследовний в Австрии, пришла в выводу, что в среднем возрасте люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В среднем возрасте они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния. Например, молодой человек после службы в армии чувствует себя намного взрослее сверстников, которые в армии не служили. Существуют и так называемые профессиональные границы у летчиков, операторов определенных производств и т.п. По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста. Поэтому очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить этапы максимального расцвета личности – акме. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже 80 лет. У некоторых людей таких «взрывов—подъемов» может быть даже несколько.

Для более глубокого понимания особенностей психологии лиц среднего возраста рассмотрим некоторые другие наиболее важные характеристики.

Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что средний возраст — это период, в котором повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди среднего возраста испытывают убывание физической силы, физической выносливости и физической привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.

Интеллект. Хотя исследования Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исследований возрастных изменений умственной способности, который провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исследования обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению. Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше — в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность».

Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исследованиях женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.

Что касается психологического развития, то исследования обнаруживают существенные позитивные изменения личности взрослых, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие которых доказали Б.Инельдер и Ж.Пиаже в «Развитии логического мышления», более высоким стадиям морального развития по Л.Колбергу, мотивационным побуждениям высшего порядка в том виде, как их описал К.Кулен, и, как предполагает Р.Вейлант, даже к иным видам защитных механизмов, используемых в трудных ситуациях. В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на текущие неизбежные конфликты. Для взрослого возраста характерно и социальное развитие.

Самоотношение и его место в структуре личности. Разработке данного вопроса посвятили свои работы В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс и др. В отечественной и зарубежной психологии самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я». Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.

Ценностно-смысловая сфера. Осмысленность жизни рассматривается как энергетическая характеристика смысловой сферы, мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Смысловая сфера личности характеризуется отношением человека к себе, окружающему миру, собственному прошлому и будущему, осмыслением жизни и смерти в целом; обеспечивает субъектную активность личности, развивается и усложняется при включении личности в различные сферы общественной деятельности. Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет ему преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни личности. Этот аспект жизни рассматривали в своих работах А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, А.Н.Леонтьев, В.Франкл и др.

Социально-политическая характеристика. Несмотря на то, что мы живем в обществе, которое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у которых есть деньги, социальное положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физические активы. Средний возраст — это период, когда зачастую женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практических умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с некоторыми мужчинами среднего возраста, с которыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исследования старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены общества, вносящие важный вклад в качество жизни.

Исследования психологических особенностей лиц среднего возраста в разных странах дают различные результаты. Наиболее известные работы в этой области представил Рональд Кесслер, социолог и стипендиат Исследовательского фонда Дж. Д. и К.Т. Мак-Артуров, занимающийся вопросами гармоничного развития человека в среднем возрасте (MIDMAC, Foundation Research Network on Successful Midlife Development), а также главный менеджер научных проектов Центра социальных исследований (Institute for Social Research) при Мичиганском университете. Р.Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны… Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» [32, 17].

Исследователи, которые разделяют точку зрения Р.Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания.

В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит К.Рифф, «чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными». Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая какие-то трудности, чаще сравнивает себя с людьми, находящимися в худшем положении.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем, это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако, это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Поэтому, вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

www.psychologos.ru

Понятие психологический возраст — Частный психолог Галина Педич

     Понятие психологический возраст.

С точки зрения психологии, возраст – это категория, обозначающая совокупность временных характеристик индивидуального развития личности. Понятие «психологический возраст» несет собою отображение определенной, своеобразной ступени онтогенетического развития, которое напрямую зависит от закономерностей формирования организма, от его исторического происхождения, условий жизни, воспитания и обучения.

В современной психологии существует раздел — «возрастная психология», который посвящен изучению онтогенетического развития психики, он исследует этапы этого развития и выявляет закономерности перехода каждого этапа к последующему. Как правило, любой возрастной этап можно определить, как решение определенных возрастных задач освоения окружающего мира при помощи формирования новых принципов поведения и видов деятельности. Каждый возрастной период (этап) – это цикл всестороннего развития, который имеет свою индивидуальную структуру и динамику.

Психологический возраст не всегда совпадает с хронологическим возрастом, который определяется количеством прожитых лет с момента рождения. Так как каждый возрастной этап имеет свои индивидуальные границы (обусловленные закономерностями и механизмами развития конкретного человека), психологический возраст каждого индивидуума из группы лиц одного хронологического возраста может быть разным.

                 Самосознание человека и психологический возраст.

Каждый человек осознает себя по-разному, т.е. любой субъект в силу индивидуальных особенностей и позиционирования собственного «Я» среди окружающего мира определяет на уровне самоощущения свой «внутренний возраст», который тоже можно охарактеризовать, как психологический возраст личности.

Психологи утверждают, что ощущения внутреннего возраста напрямую зависят от представлений человека о том, каким именно должен быть образ того или иного возраста, как и под влиянием чего должен формироваться и характеризоваться конкретный возрастной период. Важно понимать и тот факт, что на данное представление оказывают существенное влияние и стереотипы внешнего окружающего мира, к которым можно отнести такие социальные события, как: бракосочетание, рождение ребенка, повышение по службе и прочее.

Как уже ранее говорилось, нередко наблюдается разница между психологическим и другими видами возрастов, что является абсолютно закономерным и распространенным явлением. Однако, по данным психологов, занимающихся вопросами возрастной психологии, есть определённые возрастные рубежи, при которых наблюдается совпадение всех основных типов возрастов. К такому рубежу относят двадцатипятилетний возраст человека. Как правило, именно эта возрастная точка обеспечивает то равновесие, при котором могут совпадать психологический, внутренний и хронологический виды возрастов.

Если рассматривать более ранний возрастной этап, а именно 20 лет, то зачастую в данном периоде личностям наиболее свойственно самоощущение более старшего возраста (они ощущают себя порою значительно старше, нежели являются). После 30 лет наблюдается «обратная картина», люди бессознательно стараются занижать свой возраст и при этом ощущают себя моложе на несколько лет. Подобная тенденция, как правило, прослеживается до действительного зрелого, можно сказать, старшего пенсионного возраста, при котором на самосознание человека в большей степени оказывают значительное влияние такие факторы, как: социальная среда обитания, уровень эмоциональной и социальной поддержки.

В настоящие дни наиболее часто встречающимся явлением становится опережающее внутреннее старение, при котором люди ощущают себя значительно старше, их психологический возраст существенно превышает хронологический. Такое самоощущение обусловлено, прежде всего, дефицитом эмоциональной насыщенности жизни, а также снижением финансового уровня, профессиональных и личностных перспектив. В связи с чем, можно сделать вывод, что психологический возраст – это принципиально обратимая категория, а значит, человек способен не только стареть в психологическом возрасте, но и молодеть за счет коррекции собственного субъективного восприятия.

Маргарита Стриж Ростов-на-Дону

psiholog-galina.ru

Понятие возраста. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные периоды

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста.

Возраст – это относительно ограниченная во времени ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений.  Переход от одной возрастной ступени к другой знаменует перестройку и изменение психического развития.   

  Взаимодействие внутренних и внешних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.     

Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Первая попытка системного анализа категории возраста принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, в своей культурно – исторической концепции от называл возраст целостным динамическим образованием, структурой, которая определяет роль каждой частичной линии развития. Возраст он связывает с представлением о социальной ситуации развития.  Это специфическая для каждого возраста система отношений человека в социальной действительности, отражение в его переживаниях, и реализуется им в совместной деятельности с другими людьми.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

 Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека.

Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека.

Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• круг отношений;

• ведущий тип деятельности;

• сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

• новообразования личности;

• формы общения;

• эмоционально-волевую сферу;

• способности общения;

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода.

В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями. Так, новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь).

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости. В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов.

 

Возрастные кризисы – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых.

Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

В течение всей жизни человека периодически возникают и проживаются возрастные кризисы. В период кризиса развитие приобретает бурный характер, изменения, которые происходят, – значительные, резкие. Возрастной кризис — это революционный прыжок в развитии, тяжелый для человека, но очень полезный, если пройден правильно.

Возрастные кризисы детей (от греч. krisis — переломный момент, исход) — проблемный период в развитии ребенка во перехода от одного возрастного этапа к другому.

Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:

кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;

кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис подросткового возраста (13 лет).

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других — к другим.

Таким образом, для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития.

 

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по М.Монтессори:

— Сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет;

-Сензитивный период восприятия порядка от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет.

— Сензитивный период сенсорного развития от 0 до 5.5 лет

— Сензитивный период восприятия маленьких предметов от 1.5 до 2.5 лет

— Сензитивный период развития движений и действий от 1 года до 4 лет

— Сензитивный период развития социальных навыков 2.5 — 6 лет

 

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

 

agespsyh.ru

Возрастная психология — психология детского и взрослого возраста

Люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие, так как на каждого влияет собственная совокупность факторов. Изучением одного из важнейших занимается возрастная психология, которая принимает во внимание разные аспекты развития.

Понятие возраста в психологии

Для более полного анализа становления личности принята градация на жизненные этапы. Рассматриваться они могут в рамках 4 подходов к оценке прожитых лет.

  1. Биологический – основан на формировании организма.
  2. Психологический – базируется на нюансах поведения.
  3. Социальный возраст – это в психологии степень принятия общественных ролей и функций.
  4. Физический –оценивает только количество прожитого времени.

С точки зрения биологии можно разделить жизненный путь на следующие этапы:

  • дети – до 16 лет;
  • юноши – 16-21 год;
  • зрелые – до 60 лет;
  • пожилые – от 60 лет.

Психология детского возраста

Модели поведения для дальнейшей жизни закладываются чуть ли не от зачатия. Из-за этого детская возрастная психология делает упор на обеспечение максимум позитивных примеров. Современные исследователи считают, что ребенок начинает познавать мир еще до своего рождения, поэтому воспитатели в детском саду занимаются завершением начального обучения, а за основы отвечают исключительно родители.

Есть мнение, что до 3 лет дети только впитывают происходящее, а при достижении переломного возраста уже проявляют попытки повлиять на окружающий мир. Это отмечается началом формирования правил поведения. Затем перемены в ранней возрастной психологии приобретают большую глубину, появляется умение осмысливать поступающие сигналы. В возрасте 5 лет дети интересуются причинами событий, в этот момент рождаются страхи.

После поступления в школу происходит еще одна глубокая перемена, связанная с обнаружением новых ориентиров. Наивное восприятие еще сохраняется, но вместе с ним начинает появляться понимание основ взаимодействия. Понемногу дети приходят к осознанию индивидуальности и стремлению ее выразить. Родителям важно поддерживать, оказывать направляющее воздействие.

Психология юношеского возраста

В этот период желание проявить себя и доказать самостоятельность достигает своего пика. Юношеский возраст возрастная психология считает сложным из-за двойственности положения: человек уже может принимать взвешенные решения, но ему все еще требуется забота родственников и их направляющее влияние. Стремление получить от жизни максимум смешивается с фаталистическими настроениями. Возрастная психология рекомендует в это время выстраивать особую линию поведения, чтобы человек не чувствовал ограничения свободы и мог воспринимать советы.

Психология зрелого возраста

На этот период приходится расцвет жизненных сил и несколько кризисов. Возрастная психология зрелый возраст считает центральным этапом, во время которого есть шанс и оказывать виляние на окружающих, и продолжать собственное развитие. Уже подготовлены силы для совершения скачка в духовной, интеллектуальной, творческой областях, и есть реальная заинтересованность в этом.

Среди положительных моментов возрастная психология называет возможность передать знания молодому поколению, подкрепляющую ощущение собственной полезности. При неблагоприятной ситуации наступает время застоя, опустошения, погружение в кризисные размышления. Зрелости свойственно чувство стабильности, которое смешивается с постоянными вопросами относительно верности сделанного выбора и реализации своего потенциала.

Психология пожилого возраста

Во время старения происходят изменения на всех уровнях. Ухудшение здоровья, выход на пенсию, сужение круга общения приводят к развитию ощущения бесполезности. Из-за снизившейся способности к адаптации большое количество свободного времени способствует апатии, уменьшается желание узнавать что-то новое. Помощь в это время могут оказать близкие, дав шанс пожилому человеку вновь почувствовать себя полезным.

После 60 лет меняется отношение к жизни, люди меньше обращают внимание на внешность, сосредотачиваясь на здоровье и внутреннем состоянии. Повышается ценность жизни, появляется спокойствие и рассудительность. Ослабление контроля проявляет черты, которые раньше скрывались, поэтому часто отмечают, что характер пожилого человека резко изменился к худшему.

Возрастная психология — кризисы

На каждом этапе развития человеку приходится преодолевать внутренние противоречия или возрастные кризисы . Через такие вехи проходят все, но некоторые испытывают серьезные трудности с успешным переходом в новую стадию взрослости. Возрастная психология занимается изучением таких кризисов, отводя на каждую ступеньку развития от одной до пяти отметок. Известнее всего кризисы 3, 7, 13, 17, 30 и 40 лет.

Кризис 3 лет у ребенка — возрастная психология

Возрастные кризисы у детей не имеют четких границ, этап «Я сам» начинается около 3 лет, но сейчас все чаще его планка сдвигается к 2 годам. В этот момент ребенок все чаще отказывается от поддержки взрослых, пробуя собственные силы. Он становится капризным и упрямым, родителям приходится договариваться с ними о вещах, которые раньше выполнялись по просьбе. Причины таких перемен заключаются в достаточном для выполнения простых функций развитии, увеличении познавательного интереса и поиске возможностей для влияния на окружение.

Ребенок видит, что во многих делах ему не требуется помощь взрослых и в своей самоуверенности пытается отказаться от нее вовсе. Отсюда и желание делать все наперекор родителям, которые стараются ограничить его самостоятельность. Часто дети стараются утвердить свою значимость, не отпуская мать из дома, требуя не трогать его игрушки. Если детей несколько, то возникает еще и ревность, потому что своей властью приходится делиться.

Возрастная психология — кризис у ребенка 7 лет

Следующая перемена характера связана с поступлением в школу, к этому периоду ребенок начинает понимать наличие социальных ролей и примерять их на себя. Кризисы детского возраста знаменуют осознание автономности. В 3 года это касалось только физического плана, а первоклассник начинает понимать, что и его внутренний мир независим от родителей. Ребенок начинает осознавать наличие ответственности, он может играть только после выполнения учебных обязанностей.

В этом возрасте меняется и тело, что открывает новые возможности. Ребенок не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен и верил в сказки. Поэтому и ранее любимые игрушки выбрасываются, чтобы не видеть напоминаний о том времени. Появляется интерес ко всему новому и непонятному, который рождает ревность к родительским уединениям и тихим разговорам из-за подозрений, что самая важная информация от него скрывается. Наступает время учиться самоконтролю, чтобы правильно выражать мысли и сдерживать слишком сильные реакции.

Возрастная психология — кризис 13 лет

Это кризис подросткового возраста, во время которого происходит выход на новый уровень мышления, основанного на логике. Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые будут сравниваться с собственными ощущениями. Появляется интерес к философским вопросам, становится более понятной абстракция, поэтому среди всех видов искусств самым интересным становится музыка. Среди негативных проявлений могут наблюдаться желание одиночества, недовольство и беспокойство.

Возрастная психология — кризис 17 лет

Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжен со множеством препятствий, одно из них – кризис юношеского возраста . На этом этапе происходит окончательное принятие своей социальной роли, сопряженное с выбором профессии. Некоторые подростковые волнения еще остаются, заметно более сильное стремление доказать самостоятельность, попробовать свои силы и найти доказательства своей состоятельности.

Возрастная психология — кризис 30 лет

Постепенно юношеская модель поведения прекращает быть убедительной, открывая новый кризис возраста . Приходит понимание наличия проторенной дороги, появляются сомнения в ее правильности, может произойти осознание упущенных возможностей. Часто в этот период происходит смена приоритетов, люди стремятся достичь стабильности. При невозможности улучшить свое положение возникают депрессивные состояния, бессонница, хроническая усталость, повышается тревожность.

Возрастная психология — кризис 40 лет

Психология кризис возрастного периода сорока лет рассматривает, как переломный момент жизни. Это время максимального развития своих качеств, человек чувствует себя полностью состоявшимся, перестает быть открытым новому. Этот кризис возникает в случае неразрешенным проблем 30 лет, заставляя снова искать смысл существования. Нередко смешиваются карьерные и семейные проблемы, объясняемые прекращением поддержки детей и старших родственников, работа больше не приносит удовлетворения.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *