Психология карьеры – Тема 7: Психология карьеры.

Содержание

Статьи из категории Психология карьеры

Под карьерой обычно понимают успешное и достаточное быстрое продвижение в выбранной сфере деятельности, достижение славы, заслуженного уважения и признания. Карьера – это и результат трудовой деятельности, и сам процесс.

В психологии карьера определяется как индивидуальная деятельность личности, имеющая целью решение проблем и достижение целей, связанных с положением в обществе.

Психология карьеры дает ответы на вопросы, связанные с психологическими аспектами профессионального и служебного роста: выбор профессии, направления деятельности; поиск работы; устройство на работу; продвижение по карьерной лестнице; разрешение трудовых конфликтов; развитие профессиональных качеств личности; смена работы и так далее.


Психология карьеры

  В настоящее время большое количество людей испытывают отрицательные эмоции по отношению к своей работе и мечтают сменить ее, поменять свою жизнь. С другой стороны, всегда есть люди, которые используют все возможности для своего развития, улучшая свои личностные и профессиональные качества с каждым годом. Поступая таким образом, они притягивают к себе новые и новые финансовые Продолжить чтение


Психология карьеры

В среднем 10 лет своей жизни человек проводит на работе. Работа – основной вид деятельности, определяющий социальный статус личности. Работа – это также явление, присущее человеку как существу осознанному и целеустремленному. Всякая трудовая деятельность способствует развитию общества, его прогрессу. Понятно, что работа – занятие нужное и полезное. Но как облегчить рабочий процесс? Ведь и разум, Продолжить чтение


Психология карьеры

Моббинг на работе – это неприятие одного из членов трудового коллектива другими его членами, выражающееся в форме психологического насилия над ним (иногда в сочетании с физическим). Попросту говоря, это травля, офисная дедовщина, психологический террор индивида как члена коллектива. Что такое моббинг Как явление моббинг существовал всегда, но в объект исследования психологов превратился лишь в конце Продолжить чтение


Психология карьеры

Не всякому новичку везет попасть в организацию, заботящуюся о благополучном прохождении трудовой адаптации своих сотрудников, поэтому и вопрос «Как адаптироваться на новой работе?» является актуальным и сложным для многих трудоспособных граждан. Реалии трудовой адаптации Когда в компании организована и налажена работа специалистов и служб, ответственных за трудовую адаптацию новых сотрудников, все, что нужно делать новичку Продолжить чтение


Психология карьеры

Когда работодатель принимает на работу нового сотрудника, они оба исполнены надежд. Работник надеется, что ему понравится на новом месте, а работодатель ожидает сразу стопроцентной результативности труда работника. Но прежде чем работа наладится, и работнику, и работодателю, и трудовому коллективу придется пройти не всегда простой этап под названием «адаптация нового сотрудника». Значимость адаптационного периода Адаптация нового Продолжить чтение


Психология карьеры

Суть отношений между начальником и подчиненным кажется предельно простой: начальник приказывает, контролирует и принимает работу подчиненного, подчиненный выполняет даваемые ему задания. Но если бы все было так просто, у руководителей не возникал бы вопрос «Как вести себя с подчиненным?». Особенности отношений «начальник – подчиненный» В прежние времена немногие начальники беспокоились о том, чтобы выстроить благоприятные Продолжить чтение


Психология карьеры

Не каждому работнику, к сожалению, везет с начальником. Все хотят доброго, мудрого, лояльного руководителя, но редко такие встречаются. Как быть с плохим начальником? Безропотно терпеть, вступать в полемику и конфронтацию или искать некую “золотую середину”? Неординарные способы Очень часто плохое настроение становится причиной наших ссор с близкими людьми. Иногда негативные эмоции настолько переполняют нас, что Продолжить чтение


Психология карьеры

Многие люди считают, что заработная плата – это единственная достаточная мотивация трудовой деятельности. Конечно, хорошая зарплата является прекрасным стимулом к продолжению работы, даже если должность не по душе, но все же деньги – не главное в жизни человека. Люди увольняются с работы, даже когда их зарплата достаточно высокая. К примеру, когда их не уважают или Продолжить чтение


Психология карьеры

В последние несколько десятилетий чрезвычайно актуальна проблема нехватки рабочих мест. Каковы же причины и виды безработицы? Общие понятия и причины безработицы Безработица – социально-экономическое явление, вызванное нестабильностью в макроэкономике. Когда говорится о безработице в стране или городе, имеется в виду, что количество безработных трудоспособных граждан превышает количество вакансий. Для индивида, безработица – невозможность найти подходящую Продолжить чтение


Психология карьеры

Лидер – человек, ведущий за собой, управляющий группой людей. Многие мечтают им быть. Как развивать лидерские качества? Качества лидера Лидер – роль, которую одним людям в силу врожденных качеств и черт характера легче принять на себя, чем другим. Это уважаемая личность, за которой готовы следовать другие люди. Руководитель не всегда лидер, а лидер не всегда руководитель. Более Продолжить чтение

ourmind.ru

Роль психологии в карьерном росте — приемы и методики

Роль психологии в карьерном росте заключается в двух главных моментах:

  • помочь человеку понять, что мешает достичь ему карьерного роста;
  • с помощью специальных приемов и методик свести на нет или существенно сократить факторы, которые мешают человеку продвигаться по служебной лестнице.

Далее мы вам расскажем о позициях, которые на практике выступают как основные факторы, тормозящие профессиональное развитие человека. Их разбор поможет вам осознать ведущие концепции психологии карьеры, ведь при рассмотрении данных моментов мы сразу укажем на специальные приемы и методики правил построения карьеры, исходя из психологии личности.

Кроме того, представленная информация, хотя мы ее «подадим» именно по концепции психологии карьеры, будет практична относительно всех сфер жизни, и в целом поможет понять, как стать счастливее.

Нелюбовь к профессии

Самым первым фактором, который тормозит профессиональный рост человека, мы назовем нелюбовь к профессии. И хотя это может звучать банально, но на практике такой момент встречается очень часто. Чтобы добиться успеха, нужно искренне любить то, чем вы занимаетесь на работе.

Конечно, в идеале изначально нужно выбирать профессию по своей душе. Но что делать, если этого по каким-то причинам не произошло? Тогда по правилам построения карьеры психология советуется три варианта:

  1. Сменить профессию. Первый вариант подразумевает кардинальный разворот событий. Так, если вы работали бухгалтером, то можно пойти работать (например, после небольших курсов) поваром или дизайнером, если данные профессии вам нравятся больше. Так, если вы все взвесили и продумали, то вперед — не бойтесь менять свою жизнь. Концепция психологии карьеры будет на вашей стороне.
  2. Сменить вид деятельности в рамках уже выбранной вами профессии. Второй вариант связан с тем, чтобы найти возможность раскрыться в рамках уже выбранной вами профессии. К примеру, все тот же бухгалтер может начать заниматься преподавательской деятельностью. А человек, работающий в статистике, может уже не просто подсчитывать цифры, а заняться аналитикой и начать писать интересные статьи на основе статистических данных.
  3. Полюбить дело, которым вы уже занимаетесь. Третий вариант заключается в том, чтобы полюбить свою профессию. Для этого нужно начать качественно выполнять свою работу, и видеть, какие результаты она приносит. Мало кому из нас нравится выполнять работу, которая не получается. Однако достаточно часто нужно лишь приложить больше усилий, чтобы стать мастером своего дела.

Тогда профессия будет приносить радость и удовлетворение человеку, а качество и мастерство работы всегда ценят работодатели. На самом деле, человеку может понравиться практически любая работа. Но для этого необходим хороший настрой и желание делать свое дело на достойном уровне.

Неуверенность в себе

Даже если ваш труд будет усердным и качественным, но по концепции психологии карьеры продвижения по служебной лестнице у вас не будет из-за неуверенности в себе. Без этого успех невозможен. Чтобы вас заметили и оценили окружающие, нужно сначала самому себе знать цену. Нужно, чтобы было видно, что вы сами себя уважаете и цените, как профессионала, и тогда вам не придется убеждать в этом других людей.

Психология карьерного роста предлагает реализовать на практике следующую цепочку событий. Самоуважение возникает как следствие усердного труда, который приносит видимые, положительные результаты. Алгоритм здесь такой:

  1. Вы прилагаете усилия. Выполняете какую-то работу, даже если вам не хочется это делать.
  2. Успешно доводите начатый процесс до удовлетворительного конца.
  3. Испытываете радость от полученного результата.
  4. Получаете удовлетворение от осознания того, что не испугались трудностей и одержали над собой и работой победу.
  5. Начинаете себя за это больше уважать.
  6. Ваша самооценка растет. Неуверенность уходит.
  7. Вы с радостью беретесь за новые задания. И уже не сдаетесь, сталкиваясь с неудачей.

Психолог с мировым именем Мадлен Левин про правила построения карьеры и психологию как-то сказала: «Чтобы в чем-то преуспеть, частично необходим талант, но в гораздо большей степени здесь важны — старание и упорство». А достижение результатов через старание и упорство, как раз и помогает справиться с неуверенностью в себе.

Отсутствие инициативы

Согласно психологии карьерного роста, успешный в продвижении по службе, не тот человек, который имеет пять высших образований, а тот, кто проявляет инициативу. Ведь мало быть хорошим исполнителем и четко выполнять только то, что скажут, необходимо самому делать больше, чем вас просит начальник.

А для того, чтобы вы могли проявлять инициативу, нужно:

  • иметь живой интерес к работе,
  • быть искренне заинтересованным в конечном результате.

То есть не ограничивайтесь минимумом. Необходимо делать чуть больше, чем вас изначально попросили.  Причем ориентируйтесь не только на свои собственные интересы, а на интересы других. «От всякого труда есть польза». Поэтому думайте, как можно улучить свой труд, и принести больше пользы потребителям, компании, руководству, коллегам.

Но в то же время обязательно ставьте и достигайте свои личные цели. Пробуйте выполнять работу лучше и быстрее, чем от вас ожидают. Получайте от этого искреннюю радость и удовлетворение. Ну, и, конечно, чтобы выполнять работу лучше и быстрее, нужно развивать профессиональные навыки. Согласно правилам построения карьеры по психологии, без этого никуда.

Отсутствие самоорганизации

Еще одним фактором, тормозящим карьерный рост человека, является отсутствие у него самоорганизации. По психологии карьерного роста,  такой человек имеет следующие проблемы:

  • он не умеет четко планировать,
  • не может придерживаться намеченного плана.

То есть, какой-то определенный индивидуум, вопреки концепциям психологии карьеры, не может грамотно определить порядок действий, которые ему нужно выполнить, не может правильно распределить события во времени, а потом заставить себя начать все делать.

Он тянет резину, и если что-то делает, то наспех и в последнюю минуту. Также он может потратить много времени на незначительные дела, а наиболее значимые цели так и останутся им нереализованными.

Чтобы стать более организованным:

  1. Нужно помнить, что в работе нет легких путей. «Кто не работает, тот не ест». Рано или поздно, но нерадивого сотрудника выгонят с работы.
  2. Нужно прилагать усилия. «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».
  3. Нужно правильно распределять время. Начинать лучше с самых крупных и важных дел.
  4. Составьте план на компьютере или бумаге. Вычеркивайте то, что уже сделали.
  5. Пишите, сколько за каждый этап работы вы получите денег, и может быть даже – куда вы их потратите.
  6. Уберите все, что вас отвлекает. Отключи телефон и интернет. Сосредоточьтесь на работе.
  7. Поощряйте себя чем-нибудь приятным за выполненный труд. К примеру, делаю это — и иду за чашечкой кофе с корицей, делаю другое — и покупаю себе любимую шоколадку. Мотивация на карьеру — это важно.
  8. Делайте перерывы в работе, и если можно отдыхайте в тишине, без компьютера, на свежем воздухе, глядя на природу.

Верьте в свои силы, думайте положительно, и психология поможет вам достичь вершин!

Может быть интересно

evio-club.com

Психология карьеры

Введение

 

Стремление к вершинам карьерной лестницы, определенно, прочно вошло в моду. Большинство работодателей  отдают предпочтение честолюбивым работникам, считая, что последние, стремясь удовлетворить  свои амбиции, будут стараться работать как можно лучше, принося компании максимум прибыли. На страницах печатных изданий и в телевизионных  программах известные и не очень  известные люди делятся секретами  своих карьерных успехов. Теме карьеры  посвящены книги, в которых дается множество советов, как преуспеть  в мире бизнеса. Но в науке этот вопрос no-прежнему остается малоизученным.

Сейчас, когда стало модным быть или хотя бы казаться успешным человеком, снова появился риск повторения подобных ошибок. Феномен карьеры  требует глубокого изучения, так  как процесс ее построения может  деструктивно влиять на психику человека. Но, к сожалению, этот аспект продолжает игнорироваться обществом и наукой.

Психология карьеры — одна из самых молодых отраслей отечественной  психологии, которая практически  не исследовалась вплоть до 90-х годов  и больше относится к отрасли  психологии управления. Как и любая  другая наука, психология карьеры возникла не на пустом месте. Еще с незапамятных времен в сознании каждого человека было свое представление о том, как  лучше и быстрее построить  карьеру. В советское время, хотя люди и стремились к повышению, боролись за лучшие места, понятие «карьера»  как таковое отсутствовало. Это  объяснялось следующими обстоятельствами:

  1. Господствовала идеологическая доктрина, что «советский человек работает не ради карьеры, а ради общества».
  2. Номенклатура должностей руководителей того или иного уровня была прерогативой соответствующих партийных комитетов. Именно они, а не отделы кадров, выполняли функцию планирования карьеры как по горизонтали («для укрепления участка работы»), так и по вертикали («для усиления руководства»).
  3. Опираясь на практику того времени, нельзя утверждать, что партийные комитеты в лице своих выборных членов и аппарата владели методиками планирования карьеры. Право на функцию еще не означает ее профессионального выполнения. Парткомы различных уровней принимали решения о назначениях, перемещениях, смещениях, но не занимались планированием карьеры кадров.

Ориентация на человека и  его деятельность — основа успешного  экономического развития цивилизованных стран. Сегодня демографические, образовательные, научно-технические и технологические  тенденции наряду с упорными поисками модели экономического развития в значительной степени влияют на поведение человека в организации. К числу этих тенденций  относятся:

  1. закат бюрократических, авторитарных стилей лидерства;
  2. утрата позиций иерархических хозяйственных структур ввиду громоздких процедур принятия решений;
  3. сокращение средних звеньев управления;
  4. динамика сотрудников, их мобильность, многообразие ценностей, интересов и мотивационных структур;
  5. рост требований к сотрудникам, увеличение роли мотивационных качеств, необходимых для интуитивного принятия решений;
  6. возрастание роли времени как ограниченного ресурса организации.

На фоне этих перемен еще  одной жизненно важной тенденцией стало  планирование карьеры сотрудников  и индивидуальное управление карьерой. А поскольку вопросы управления карьерой нельзя решать на любительском уровне, начали появляться научно-исследовательские и научно-методические работы по проблеме карьерного развития.

Таким образом, психология карьеры  прошла те же этапы становления, что  и другие научные области: накопление обыденных знаний, появление запроса  общества, выделение в научную  область, проведение экспериментов  и накопление эмпирического и  теоретического научного опыта.

С появлением рыночных отношений  и демократии возникло такое интересное понятие, как конкуренция. В связи  с этим феномен построения карьеры — яркий пример конкуренции как  в профессиональных отношениях, так  и в области организации и  управления — становится очень актуальным.         Стереотип социального поведения сломался, в то время как новый еще четко не сформировался — этим объясняется большой разброс во мнениях. А именно: некоторые, все еще консервативно настроенные, начальники фирм стараются не брать на работу карьеристов, опасаясь, что те, руководствуясь своими личными целями, отрицательно повлияют на отношения в коллективе и работу компании в целом. Другие же, наоборот, в качестве новых сотрудников хотят видеть людей, стремящихся к карьерному росту, предполагая, что их работа будет максимально эффективна.

 

К сожалению, сложно избавится  от привычных, устоявшихся взглядов. Поэтому внедрение технологий, связанных  с карьерой, в нашей стране — процесс  очень сложный и медленный. Кроме  того, для управления персоналом нельзя использовать в чистом виде зарубежный опыт — для его адаптации к нашей  экономической, политической и культурной среде необходимо провести множество  исследований по внедрению карьерных  технологий на отечественных предприятиях. К сожалению, большая часть руководителей  высшего звена все еще опасаются  изменять привычный способ управления персоналом, так как в процессе адаптации новых технологий есть риск потерять часть прибыли.

Еще одна особенность наших  людей состоит в том, что они  не стремятся создавать себе лишних проблем и внедрять что-то новое  до тех пор, пока им успешно удается  без этого существовать и работать. Поэтому для распространения  в России деятельности по планированию карьеры важно показать не только ее пользу, но и необходимость.

Вместе с тем карьерный  процесс и управление карьерой проработаны  все еще очень слабо. Стратегия  карьеры требует как теоретико-методологических разработок, так и практического  воплощения в управлении персоналом. На данный момент в системе работы с персоналом практически отсутствует  такая подсистема, как планирование карьеры или управление карьерой. В лучшем случае это подразумевается  при формировании резерва персонала, но и то далеко не всегда. Нет адекватной методической базы. Преобладает ситуационная карьера, а вот системная карьера  на основе квалифицированно разработанных  карьерных технологий в реальной действительности предприятий отсутствует. Этот вид карьеры требует развития не только знаний и навыков, но и  теории карьерного процесса и стратегии. Нет даже отработанных и общепризнанных понятий в карьере. Например, говоря о видах карьеры, одни имеют в  виду служебную, деловую, общественную. А другие выделяют карьеру вертикальную и горизонтальную.

Кроме того, понятие карьеры, главным образом, рассматривается  в менеджменте, а психологических  разработок на данную тему все еще  очень и очень мало. Тогда как  организацию карьерной стратегии  необходимо основывать именно на психологических  и психометрических характеристиках  работников, лежащих в основе карьерного потенциала. Это и мотивационные, и личностные, и психофизиологические характеристики. В компетенцию психологической  науки так же входит изучение их оптимального распределения и сочетания  для различных должностей и профессий.

Таким образом, становление  психологии карьеры в России начинает набирать обороты, хотя и находится  на начальном этапе. Во многих высших учебных заведениях на факультетах  психологии вводится предмет «Психология карьеры», идет разработка данной отрасли  психологии в научных исследованиях. Кроме того, можно говорить не только об актуальности разработки психологии карьеры для практического использования, но и активном внедрении как отечественных, так и зарубежных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Карьера и карьерный  рост

 

Под карьерой обычно понимается успешное продвижение в какой-либо деятельности, достижение известности  и славы.  
        С точки зрения психологии карьера может рассматриваться не только как результат, но и как деятельность. С позиций западной психологии – это успешная продажа своих способностей. В СССР данная проблематика рассматривалась в русле проблематики профориентации и профконсультации. Понятие «карьера» имело негативное значение, в которое вкладывалось только стремление подняться по служебной лестнице, т. е. формальный рост, «карьеризм». Предметом психологии являлся профессиональный рост (он отождествлялся с «истинной карьерой»).  
      В настоящее время достигнуто понимание, что карьера – это индивидуальная деятельность личности, посредством которой личность решает свои проблемы, связанные с положением в обществе. И в ней можно выделить два компонента:

  1. профессиональный рост;
  2. служебный рост.

В зависимости от личностных особенностей человек может делать ставку на любой из этих компонентов, или на оба сразу.  
        Системообразующим качеством личности, определяющим тип карьеры, является структура мотивов. Если преобладает внешняя мотивация, личность ориентирована на служебный рост, при внутренней                                        мотивации преобладает профессиональный рост. 

 

 

 

 

1.1 Ключевые моменты карьерного роста.

  • Выбор карьеры определяет круг общения, финансовое благополучие, качество жизни, статус в обществе, место жительства, самооценку.  
         Факторы выбора: институты социализации (семья, школа), друзья и близкий круг общения, самоанализ, анализ общественной ситуации, возможностей трудоустройства, способности, интересы и потребности личности, половозрастные и биологические особенности личности, национальные и кастовые (классовые) традиции, профориентационная работа в обществе.  
         Факторы, препятствующие адекватному выбору: стереотипы в отношении профессии, неверная оценка своих качеств, узкий кругозор, низкое качество профориентационной работы в обществе.
  • Учеба. Основные проблемы:
  1. выбор учебного заведения;
  1. поступление (успешность обеспечивается уровнем подготовки и работой над имиджем, коммуникативными умениями).
  2. профессиональное развитие (успешность обеспечивается отношением к учебе, внутренней мотивацией саморазвития, адаптивными качествами).
  • Устройство на работу.  
         Проблемы устройства связаны со стереотипами и психологическими барьерами работодателя в отношении пола, возраста, социального происхождения и др.
  • Рост профмастерства и продвижение по службе.  
         Проблемы: взаимоотношений с сотрудниками и руководством, проблемы сатурации и профессионального «выгорания», достижения «потолка» компетентности (наиболее успешная карьера характеризуется пониманием своего уровня компетентности и соответствием ему уровнем притязаний, адекватной самооценкой; коммуникативными качествами, достаточно сильной мотивацией роста).
  • Завершение карьеры.  
         Проблемы: выбор момента ухода, удовлетворенности (или разочарования) выбранным жизненным путем и успехами, подготовка смены, изменение жизненного стереотипа, сужение круга общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное состояние  психологии карьеры, по мнению ряда зарубежных авторов, характеризуется:

  1. значительным отставанием теории от практики;
  2. широким контекстом психологических исследований, включающим такие сферы, как семья, культура, общество;
  3. ориентацией в большей степени на ранний карьерный опыт, немногочисленностью эмпирических исследований руководителей среднего и высшего звеньев системы управления;
  4. преобладанием прикладных психологических исследований, ориентированных на внутренний рынок труда, изучение дуальности карьеры, карьерных перемещений.

Основными достижениями в области исследования карьеры  являются:

  1. рассмотрение широкого круга психологических проблем, связанных с различными сторонами жизнедеятельности менеджеров;
  2. надежность и воспроизводимость экспериментальных данных;
  3. создание предпосылок для функционирования центров консультирования по проблемам должностного продвижения;
  4. создание предпосылок для создания программ карьерного развития компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


stud24.ru

Психология карьеры и карьерного поведения

НЕГОСУДАРСТВЕНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная психология»

ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Выполнил:

______________________

Проверил:

______________________

«__»____________2012г.

____________________

(оценка, роспись)

Красноярск, 2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Психологические основания понятия карьеры и карьерного поведения………5
  2. Основные стадии и  этапы индивидуальной карьеры………..………………..12
  3. Методика оценки карьеры и карьерного поведения…………………………..19
  4. Психология карьеры и карьерного поведения…………………………………22

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы………………………………………………31

 

Введение

Актуальность  исследования. Феномен карьеры интересен  исследователям своей постоянно изменяющейся ролью в жизни общества и отношением к нему в разных исторических ситуациях. Социальные трансформации последних десятилетий привели, в том числе, к постепенным изменениям в общественном сознании, когда понятие карьеры перестало употребляться близко к другому термину – карьеризму, подразумевающему негативное отношение к индивидуальному успеху. В то же время, даже в современном обществе стремление к успешной карьере сосуществует с явлением дауншифтинга, означающим отказ от стремления к пропагандируемым общепринятым материальным благам.

Многогранность  феномена карьеры карьерного поведения, проявившаяся в нашем обществе в полной мере лишь в последние годы, делает изучение этой проблематики особенно актуальным.

В русле психологической  науки проводятся многочисленные научные исследования карьерного поведения. По мнению некоторых авторов, несмотря на регулярность проводимых исследований, их результаты остаются разрозненными и не объединенными общей теоретико-методологической базой вследствие различного смыслового уровня операционализации самого понятия карьерного поведения.

Одной из наиболее популярных исследовательских проблем  является выявление факторов успешной карьеры и успешного карьерного поведения. Эти исследования не лишены недостатков: во-первых, критерии выделения успеха в карьере не могут быть признаны комплексными и достаточно теоретически обоснованными; во-вторых, большинство исследований не стремится выявить взаимосвязь так называемых «внешних» и «внутренних» по отношению к индивиду факторов успешной карьеры и успешного карьерного поведения; в-третьих, при рассмотрении этих факторов большинство исследователей останавливают внимание не на комплексных психологических конструктах, а на конкретных чертах и параметрах.

Серьезные изменения  социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к  уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального  развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры и карьерного поведения.

В отечественной  психологии до недавнего времени  понятие «карьера» и «карьерное поведение» практически не использовалось. В основном употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.

Цель исследования – исследование и анализ карьеры, карьерного поведения и психологии карьерного поведения с точки зрения психологической науки.

Задачи исследования:

1. теоретическая разработка понятий «карьера», «успешная карьера», «профессиональных концепций», а также «карьерное поведение» и «психология карьерного поведения»;

2. диагностика основных стадий и этапов карьерного поведения человека;

3. анализ существующих моделей карьерного поведения;

4. исследование психологии карьерного поведения как с точки зрения сотрудников, так и с точки зрения руководства организаций.

Объект исследования – психология успешного карьерного поведения.

Предмет исследования – структура карьеры и психологии карьерного поведения.

 

 

  1. Психологические основания понятий карьеры и карьерного поведения

Во французском  языке «carriere» имеет следующие значения: поприще; профессия; каменоломня. В испанском «carrera» означает: беговая дорожка; движение звезд; путь следования; гонки; поприще; профессия и т. д.

Карьера в узком  смысле – восхождение в служебной иерархии; в широком – восхождение в иерархии социальной. Карьерист – человек, ориентированный на делание карьеры, на возвышение над окружающими. Карьерой в широком смысле следует считать не только повышение в должности, но также обогащение и получение известности. Успех в любом из этих направлений способствует успеху в других.

  Карьеру  можно понимать и как жизненный путь вообще, обязательно ведущий к более высокому положению. Иногда надо стремиться наверх хотя бы для того, чтобы удержаться на уже достигнутом уровне, то есть, чтобы человека не оттеснили вниз.

Восхождение на моральную высоту и пребывание на ней вопреки соблазнам – тоже своеобразный успех, при некоторой неосторожности, удачливости или предприимчивости способный принести славу, и влияние, и даже мученическую смерть.

Надо ли считать, что человек, проживший долгую жизнь  с умеренным количеством удовольствий и без особых страданий, честно исполнявший свой гражданский долг, а также оставивший несколько здоровых и благополучно устроенных детей, прожил плохо? Большинство посчитает, что он прожил хорошо, некоторые – что его жизнь не удалась. Если для женщины производство на свет и воспитание детей уже способно придать жизни необходимый минимальный смысл – обеспечить поприще – то для мужчины такой смысл иногда оказывается недостаточным: мужчине требуется таинственное нечто, без чего жизнь воспринимается им как неполноценная или даже ненужная ему самому. И тогда он мечется и совершает pазные неоpдинаpные поступки – нередко опасные для окpужающих и для него самого. Чаще всего он пpобует достичь чувства полноты жизни посpедством каpьеpы (в той или иной ее pазновидности), но даже если пpодвижение в каpьеpе удается, чувство полноты пpиходит не всегда. Это таинственное нечто, ответственное за многие непpиятности в обществе, называют остоpожным словом «самоpеализация» [2, с. 19-21].

  Самореализация – выполнение своей миссии. У большинства людей самореализация стоит на пятом-седьмом месте среди других ценностей – выживания, удовлетворения первичных потребностей, общественного признания и пр. Но есть люди, у которых самореализация занимает среди ценностей первое место. Ради нее они готовы терпеть лишения, насмешки, издевательства и даже жертвовать жизнью.

В то же время  на протяжении последних двух десятилетий  в западной, а также отечественной  психологии наметился бурный рост интереса к понятиям карьеры и карьерного поведения, вызванный особенностями процессов, проходивших в наших обществах. Являясь интердисциплинарным, этот социокультурный феномен не мог не вызвать внимания и у психологов.

За эти годы накопилось большое число работ, посвященных карьерному поведению и его особенностям. Большинство из них (как отечественных, так и зарубежных) можно назвать выполненными по следующей схеме: сначала автор вводит определение карьерного поведения, а затем – исходя из этого определения – старается проанализировать какой-то аспект этого феномена. Так, получается, что любой исследователь остается «заложником» собственного понимания карьеры и карьерного поведения, на котором и базируется дальнейшие выводы.

Большая часть  исследователей рассматривает карьеру  как динамическое образование, выделяя  в качестве основных детерминант  объективные переменные, такие как карьерный рост, повышение заработной платы, общее количество продвижений по службе. Исходя из такого понимания карьеры, выделяются факторы, влияющие на динамику карьеры: стратегии ее построения, межличностные отношения, семейные отношения, инвестиции в человеческий капитал, мотивационные факторы, характеристики организации и самой личности. Каждый из этих факторов разделяется на дополнительные переменные, в отношении которых проводятся различные эксперименты. Последние отечественные эмпирические исследования свидетельствуют о ведущей роли интраиндивидуальных детерминант, влияющих на карьерный рост, и, в частности, выделение такого конструкта как самоэффективность (вера в эффективность собственных действий) как ведущей «внутренней» детерминанты карьерного продвижения [7, с. 56-58].

Всякому существу свойственно стремиться к большей  обеспеченности и большей защищенности. В человеческом обществе то и другое в основном предполагает занятие более высокой ступени в иерархии.

Стоит отметить, что чрезмерная обеспеченность ослабляет навыки выживания, чрезмерное потребление разрушает здоровье и вредит окружающей среде, чрезмерность имущества увеличивает количество опасных врагов.

Всякий человек (кто больше, кто меньше) стремится  к превосходству над окружающими. Даже тот, кому приятнее быть таким, как все, хочет среди этих всех быть в чем-то особенным. Кто не может ничем отличиться сам, тот гордится отличиями своих предков, своей собаки и т. д. Кто не может выделиться в хорошем, тот пробует выделиться в плохом.

Серьезные изменения  социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к  уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального  развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры.

Может ли человек  построить свою жизнь согласно плану, замыслу? Может ли он сам ее строить  или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта» жизни на «финиш»? Каковы критерии удавшейся  жизни? Это вопросы, в которых  смыкаются личные и общественные интересы. А критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

В последние  годы стал исчезать негативный оттенок  понятия «карьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера – это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом [7, с. 58-60].

У каждого человека имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и карьерному поведению в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентаций. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальные сочетание и последовательность аттитьюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Понятие карьерных ориентаций мы относим к диспозициям высшего уровня, которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека.

Понятия успешной карьеры и успешного карьерного поведения связываются, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера. В ней девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в профессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на стадии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности – так называемая «профессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры – это попытка ответить на вопрос: «Кто я?». Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Д. Сьюпер выделил  четыре типа карьеры, которые зависят  от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации является показатель стабильности карьеры.

1.Стабильная  карьера – характеризуется продвижением, обучением, тренировкой в единственно постоянной профессиональной деятельности.

2.Обычная карьера – наиболее распространенная – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.

3.Нестабильная  карьера – характеризуется двумя или несколькими пробами, причем смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.

4.Карьера с  множественными пробами – изменение профессиональных ориентаций происходит в течение всей жизни.

Каковы же основные мотивы руководителей в построении своей карьеры и структуры карьерного поведения? Д. Мак-Клеланд выделил три основных мотива в этой сфере.

Прежде всего – это стремление к власти. Те, кто стремится к власти, энергичны, откровенны в выражении своих мыслей и чувств, не боятся конфронтации и отстаивают свои позиции. Они требуют к себе внимания, стремятся к лидерству. Люди, достигшие высшего уровня управления, часто имеют такую ориентацию.

Второй основной мотив – это стремление к успеху. Чаще всего такой мотив удовлетворяется непровозглашением успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения, определенного ее окончания. В построении своей профессиональной деятельности эти люди рискуют умеренно.

stud24.ru

Деловая карьера — виды, этапы, модели, управление и психология

  • Мода/Стиль
    • Бренды
    • Для спорта
    • Фотогалереи
    • Шоппинг
  • Аксессуары
    • Часы
  • Уход
    • Волосы
    • Фитнес
  • Духи
  • LifeStyle
    • Авто/Мото
    • Кино
    • Кулинария
    • Отношения
    • Тесты
  • Персона

Поиск

Сайт для мужчин STYLE4MAN.COM
  • Мода/Стиль
    • ВсеБрендыДля спортаФотогалереиШоппинг Фотогалереи

      Мужская коллекция Versace осень—зима 2019–2020: индивидуальность в моде

      Фотогалереи

      Модные пальто осень-зима 2019–2020

      Фотогалереи

      Мужская коллекция Polo Ralph Lauren осень–зима 2019–2020: джентльмен XXI века

      Мода/Стиль

      Мужская мода ХVI века

  • Аксессуары
    • ВсеЧасы Часы

      Элитные наручные мужские швейцарские часы: TAG Heuer или Ulysse Nardin?

      Аксессуары

      TOP 5 беспроводных наушников True Wireless

      Аксессуары

      Мужские амулеты и что они означают

      Часы

      Популярные модели наручных часов

  • Уход
    • ВсеВолосыФитнес Волосы

      Лучшие средства для быстрого роста волос

      Волосы

      Мужская парикмахерская или клуб для мужчин

      Уход

      Раздражение кожи после бритья – почему возникает и как от него…

      Волосы

      Чем мужчине укладывать волосы

  • Духи
    • Парфюмерия

      Легендарные мужские ароматы Труссарди: от чувственной кожи — до свежего морского…

      Парфюмерия

      Какой мужской дезодорант выбрать настоящему мачо

      Парфюмерия

      Духи Кристиан Диор – потрясающие ароматы, получившие признание

      Парфюмерия

      Мужские духи Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto)

      Парфюмерия

      Как правильно использовать мужские духи и как избежать ошибок?

  • LifeStyle

style4man.com

Психология карьерного роста

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Психология»

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Психология карьерного роста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одесса – 2012

Планирование  развития карьеры

Карьера — более широкое  понятие, чем просто продвижение  по служебной лестнице в процессе работы на одном предприятии. Современная  карьера включает в себя серию  различных работ, выполняемых в  результате перемещения между различными организациями. Карьера требует  активного управления, иначе велики шансы, что вы не особенно в ней  преуспеете. В современной России, как и во множестве других стран, сотрудник по большому счету верен  только самому себе, своим навыкам  и, отчасти, профессии, но никак не своему временному работодателю. Значительная часть современной рабочей силы весьма динамична.

Цели

Каждому индивиду, чтобы  преуспеть в сверхконкурентной среде, нужно выработать свою персональную стратегию развития карьеры. Осознав ее, вы можете принять правильное решение, например, если вам не нравится то, что вы делаете, перестаньте это делать сейчас.

Планирование развития карьеры  всегда было важно, но сегодня аналитики  западных стран говорят, что оно  приобрело особенное значение, и  сам характер управления карьерой сильно изменился. В период социалистического  строительства существовала тенденция  пропагандировать, что особенно хороша карьера, если человек работает в  одной организации в течение 20-30 лет: вершина успеха — в течение 30 лет закручивать одну и ту же гайку на конвейере. Теперь все большее  число людей осознает, что карьера  может охватывать широкий диапазон работ, организаций, отраслей и профессий.

Учитывая тенденции модернизации отношений между менеджерами  и сотрудниками, на персонал возлагается  все больше ответственности. Организация  не является полностью ответственной  за управление вашей карьерой. Ситуация осложняется тем, что во многих случаях  уходит в прошлое традиционное представление  о продвижении вверх как единственном способе развития карьеры. Сегодня  путь карьеры больше характеризуется  горизонтальным и диагональным перемещением по организации, и вы имеете больше вариантов выбора, причем не только управленческих должностей.

 

 

Этапы развития карьеры

Существуют различные  классификации и способы структуризации различных этапов развития карьеры. Возможно, например, выделить преобладающую  эмоциональную составляющую в отношении  своей работы в любой организации.

1. Исследование. Люди готовятся  к вступлению в ряды наемных  работников и делают акцент  на приобретении требующихся  для этого навыков.

2. Вступление в организацию.  Индивидуум готов выбрать работу  из имеющихся у него предложений.  При принятии решения необходимо  учитывать свои навыки и интересы.

3. Упрочение положения.  Оно происходит, когда индивидуумы  определяют предпочтительное для  себя занятие и приобретают  дополнительные навыки, чтобы иметь  возможность далее продвигаться  по службе.

4. Поддержание. На этой  стадии происходит переоценка  целей в середине карьеры. Индивидуумы  анализируют свои таланты и  определяют потребность овладеть  новыми навыками, чтобы по-прежнему  представлять интерес для рынка.

5. Расставание. На этой  стадии акцент делается на  подготовке к уходу из организации  или выходу на пенсию.

Планирование карьеры  достаточно тесно связано с определением главных жизненных целей, которые, в свою очередь, имеют возрастные особенности. Схематично специфику  мироощущения и основные направления  рационализации своих усилий можно  сформулировать следующим образом.

20 лет. Вы учитесь или  собираетесь учиться. Мир представляется  вам переполненным возможностями,  а ваше понимание его сути  — полным и всеобъемлющим.  Постарайтесь трансформировать  сверхуверенность в активные целенаправленные размышления и действия, помогающие точнее сориентироваться в своих способностях и предпочтениях. Непрерывно укрепляйте фундамент своих знаний и навыков. Попробуйте научиться ценить время.

25 лет. Трудовая деятельность  началась. Уже на первых шагах  встретились разнообразные сюрпризы. Не теряйтесь, расширяйте свой  кругозор, но не разбрасывайтесь.  Стремитесь достигать конкретных  результатов и учиться думать  о стратегических перспективах  своей деятельности, а также вообще  комплексно размышлять о жизни,  включая личную.

30 лет. Может быть, вы  достигли многого из того, что  хотелось, может быть, пребываете  в кризисе развития. А может  быть, и то и другое одновременно. Думайте, учитесь всему, чему  можете, на работе и в свободное  время. У вас же есть образование,  определенные знания и навыки. Не упускайте возможность повысить  квалификацию. Делайте ставку на  то, что вам нравится. Развивая  свои сильные стороны, вы превосходно  справитесь с последующими задачами. Формируйте свой дом. Неважно,  кто вы — мужчина или женщина,  в любом случае без понимающего  вас спутника жизни вы будете  значительно менее успешны в  своей деятельности.

35 лет. С кризисом развития  вы уже справились, поднимаетесь  по ступенькам карьеры одновременно  с поиском гармонии дома. Вы  уже успели допустить много  ошибок и, возможно, извлекли из  них урок. В этот период нужно  сосредоточить свое внимание  в верном направлении, т. е.  уяснить, что является для вас  и работодателя более важным  в работе, а что менее. Не  тратьте время на несущественное, но и не успокаивайтесь.

40 лет. Это первые шаги  среднего зрелого возраста. Вы  начали оглядываться назад и  рассуждать, замечаете, что не  так быстро бегаете и не  так хорошо видите. Кто-то в  это время разводится, снова женится,  меняет работу. Начинается обзор  результатов и ответов на вопросы:  «Об этом ли я мечтал?» Оглядываясь  назад, не забывайте планировать  будущее. Именно в ближайшие  годы вам предстоит создать  наследие будущего, возможно, в том  числе для своих детей. Распорядитесь  своей ответственностью и поделитесь  ею. Помогите другим совершенствоваться, например, давая толковые поручения.

45лет. Вы вступили в  настоящую зрелую жизнь. Возможно, ваша работоспособность стала  несколько ниже, а память хуже, но это с лихвой компенсируется  богатым опытом. Вам нужно значительно  меньше усилий, чтобы достичь  результатов лучше прежних. Используйте  этого для того, чтобы повлиять  на собственное развитие. До 60 лет  у вас есть все, чтобы настоять  на своем и стать тем, кем  вам хочется.

50 лет. Это переходный  этап, когда могут основательно  меняться ценности, представления  о времени, любви, здоровье, состоянии  гармонии. Для многих годы пятого-шестого  десятилетия оказываются лучшими  в жизни. Такова жизнь цивилизованного  мира, и мы к ней движемся. В  50 лет самое время заняться  планированием позднего зрелого  возраста. Начинайте думать об  источниках своих доходов после  ухода из бизнеса, а затем  о занятиях в свободное время.  Не ждите пенсии, начинайте решать  проблемы доходов и досуга  сейчас. Иначе можно опоздать.

60 лет. Если вам уже  60, то весьма вероятно — перед  вами еще пара десятков лет  для того, чтобы жить в свое  удовольствие. Хотя подобная практика  еще весьма редка: встречаются  лишь отдельные хорошо обеспеченные  индивиды в возрасте за 60. Однако  должна же такая практика начать  формироваться в массовом порядке,  и именно вы можете попытаться  делать то, что нравится, без многих  ограничений, действовавших ранее.  Вы наконец-то можете полностью  отдаться самореализации.

Основные направления  успешного управления карьерой

Как известно, «умный всегда находит достойный выход из сложной  ситуации, в которую мудрый просто не попадает». Аналогично, заниматься управлением карьерой необходимо всегда, но особенно это важно, если вы ощущаете неудовлетворенность от развития событий  в данной сфере.

Признаки проблем в  вашей карьере. Прежде вы могли определить, что ваша карьера находится под  угрозой, когда переставали получать повышение по службе. Теперь такой  вывод сделать труднее, и нужно  обратить внимание на следующие моменты:

    • вы неспособны продолжать учиться;
    • вы отстаете с овладением новыми навыками;
    • вы не вносите регулярный вклад в успех вашей организации;
    • вам некуда больше пойти на работу.

Постановка задачи. Сначала  вы должны понять, где вы сейчас находитесь, затем решить, куда хотите двигаться, а потом необходимо не просто определить цель, но и постараться сформулировать и прямо-таки начертить путь, по которому вы туда доберетесь, т. е. установить цели карьеры и выявить, как вы их достигнете. Следует принимать во внимание, что  существуют известные ограничения  планирования карьеры, поскольку многие факторы будущего являются практически  непредсказуемыми.

Тем не менее вы можете провести собственный SWOT-анализ, выявив свой нынешний уровень навыков и компетентности, т. е. инструментов, которые либо приведут вас к цели, либо помешают ее достигнуть. Возможности определяются при оценке окружающей среды, т. е. того, что имеется в наличии сейчас и чего можно ожидать в долгосрочном разрезе, посредством изучения существующих трендов. Угрозы — препятствия также выявляются в окружающей среде, и их распознавание позволит вам минимизировать риски.

Далее надо определить свои сильные стороны, то, что вы делаете  лучше других, что обеспечивает вам  конкурентное преимущество на рынке  труда. Но и для этого может  потребоваться вклад со стороны  окружающих вас людей. Выявление  сильных сторон подразумевает лучшее понимание ваших интересов и  предпочтений: помните, что вы не преуспеете в работе, которая вам не нравится.

По мнению британского  психолога Ричарда Уайзмена, десять лет изучавшего особенности поведения «счастливчиков» и «неудачников», существуют четыре правила, которых придерживаются все удачливые люди:

    • расширять кругозор. Стремиться испытать себя в чем-то новом, что хотя бы косвенно может быть полезным для продвижения вперед;
    • доверять собственной интуиции и не слушать пессимистов;
    • делать ставку на лучший исход, настраиваться на победу;
    • видеть в любом опыте, даже провальном, положительные моменты.

Труднее определить собственные  слабости, т. е. области, где нужно  улучшение ваших знаний и навыков. Вам надо знать, каковы критические  факторы успеха в выбранной вами области, и усовершенствовать те аспекты ваших знаний и навыков, в которых вы слабы.

Формирование стратегии  карьеры. После проведения тщательного  анализа вы должны на его базе сформулировать стратегию своей карьеры. Варианты выбора могут включать следующее:

    • увеличение ответственности на существующей должности;
    • горизонтальное перемещение;
    • продвижение наверх на должность с повышенной ответственностью;
    • переподготовка для овладения новым набором знаний.

Альтернативные пути развития карьеры. Если в прошлом путь карьеры  обычно обозначал движение вверх  по управленческим должностям, то сейчас существуют дополнительные варианты, предоставляющие возможности тем  людям, которые не заинтересованы в  традиционном пути. Можно выделить несколько групп сотрудников, успешно  развивающих свою карьеру разными  путями:

линейные менеджеры, продвигающиеся вверх традиционным путем через  управленческие должности. Здесь особую роль может сыграть способность  стратегического видения проблем  организации;

менеджеры проектов, вносящих важный вклад в успех организации. Чем более развита в компании проектная форма организации  работ, тем большее значение имеют  люди, способные эффективно руководить проектными командами;

источники ресурсов, сотрудники, добывающие финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для работы организации. Чем больше разнообразных  ресурсов требуется для ведения  бизнеса, тем большее значение имеют  люди, способные наладить эффективное  взаимодействие с поставщиками этих ресурсов;

золотой фонд талантов, группа сотрудников, которые реально выполняют  критически важную работу в организации (эксперты, обладающие знанием, навыками и способностью претворять в жизнь  стратегические установки, путем конкретной ежедневной работы).

«Карьеростроительство». Не существует универсальных, пригодных на все случаи жизни рецептов создания успешных карьер. Но есть ряд принципов «карьеростроительства», которые полезно стремиться соблюдать при любых обстоятельствах:

    • будьте уникальны, развивайте ваши конкурентные преимущества, знания и навыки;
    • признавайте, что именно вы в первую очередь ответственны за развитие своей карьеры;
    • знайте, куда вы движетесь;
    • налаживайте связи, которые могут помочь вашей карьере;
    • знайте, что нужно для достижения ваших целей;
    • признавайте важность политических аспектов;
    • найдите хорошего наставника, чтобы он был вашим советником по развитию карьеры;
    • сохраняйте позитивный настрой.

stud24.ru

Психология карьеры

Актуальность, научная и практическая значимость.

Представляемое учебное пособие разработано для подготовки бакалавров по профилю «Педагогика и психология», составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика и психология»). Однако оно может быть полезным и специалистам, интересующимся вопросами планирования карьеры, психологам.

Пособие отвечает на важные для специалиста вопросы: что такое карьера, каким образом выстраивается индивидуальная карьерная линия, каковы методы позитивной самопрезентации.

Актуальность научно-практического поиска ответов на обозначенные вопросы, обусловлена тем, что предприятия современного типа принимают на себя неформальные обязательства рационально использовать качества сотрудников и дать каждому шанс сделать карьеру. Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность сотрудников стал отличительным признаком инновационного стратегического управления персоналом успешно действующих организаций. В связи с этим, данное пособие помогает выработать системный и практический подход к решению проблем, связанных с индивидуальным карьерным ростом, способствует обретению навыков и умений конструктивного коммуницирования, самопозиционирования и карьерного планирования. Психологический подход к рассмотрению деловой карьеры позволяет студентам/пользователям представить карьерную траекторию как систему, обеспечивающую постоянный ресурс развития личности во всех фазах её жизненного цикла.

Практика психологического консультирования и психологического сопровождения карьеры требует знаний об индивидуальной специфике проявлений различных видов карьер. Наличие этих знаний позволит прогнозировать карьерную удовлетворенность и карьерное поведение субъектов. Полученная информация будет способствовать большей адекватности психологических мер, направленных на достижение карьерного успеха, на повышение эффективности профессиональной деятельности, с одной стороны, и на обеспечение самореализации субъектов в их профессиональной карьере, с другой стороны.

Цель освоения пособия: формирование у студентов компетенций в области психологии карьеры и представлений о психологических особенностях и закономерностях непрерывного карьерного процесса.

Основное содержание работы.

Учебно-методическое пособие «Психология карьеры» выполнен в программе Constructor Electronic books. Программа имеет интуитивно-понятный и эргономичный интерфейс, позволяющий пользователю мгновенно освоится и приступить к работе. Для работы с учебно-методическим пособием установки программы на компьютер не требуется.

Электронное пособие состоит из 6 блоков:

  1. Введение к курсу «Психология карьеры»: пояснительная записка, требования к уровню усвоения учебного материала, словарь основных терминов, полезные ссылки для прохождения он-лайн тестирования по темам, соответствующим дисциплине, список литературы к лекциям.
  2. Раздел 1. Феномен карьеры в психологических исследованиях: лекция, задания к лекции, литература к лекции, хрестоматийный материал, контрольный тест.
  3. Разделы 2 и 3. Этапы карьеры. Типы и стратегии карьеры: лекции, задания к лекциям, литература к лекциям, хрестоматийный материал, контрольные тесты.
  4. Раздел 4. Детерминанты карьеры: лекция, задания к лекции, литература к лекции, хрестоматийный материал, контрольный тест.
  5. Раздел 5. Планирование карьеры: лекция, задания к лекции, литература к лекции, хрестоматийный материал, контрольный тест.
  6. Материалы для итогового контроля по пособию.

Тестирование по каждому разделу дисциплины проводится с использованием программы MyTest X, которая встроена в оболочку электронного пособия. Программа работает под ОС Windows 2000, XP, Vista, 7. Для работы под Linux можно использовать Wine. Автор программы: Башлаков Александр Сергеевич. Каждый пользователь, имеющий дома компьютер, может не только ознакомиться с лекционным и хрестоматийным материалом, закрепив его выполнением практических заданий для самостоятельной работы, но и проверить уровень усвоения информации, пройдя тестирование и получив результат.

Электронное учебно-методическое пособие «Психология карьеры» располагается на сайте: http://rucont.ru/efd/178945. Файл с пособием сопровождается с четкими инструкциями по работе с ним.

Результаты и выводы.

На современном этапе, в связи с реформированием системы высшего профессионального образования, увеличивается не только доля самостоятельной работы студентов, но и получает широкое распространение дистанционные формы обучения, в связи с обозначенным положением, разработка и внедрение в практику электронных учебно-методических пособий имеет важное значение.

Кроме того, представленное пособие «Психология карьеры» ориентирует студентов/пользователей на новые качественные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности и др.), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др.).

psy.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *