Психология лоуэн – .

Александр Лоуэн — Психология тела. Биоэнергетический анализ тела » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Известнейший психолог, основатель мощного направления современной психотерапии подводит итог работы всей своей жизни.На многочисленных убедительных примерах он показывает, как объединив сексуальность и духовность, любой из нас может вернуться к естественной и совершенной жизни.Тело и душа, мораль и секс — гармонично взаимопроникают и взаимодополняют друг друга в естественном состоянии. И о том, как достичь этого, и написана эта книга.Прочтите эту книгу — она может по-настоящему обновить ваше сердце.

Александр Лоуэн

Психология тела. Биоэнергетический анализ тела

Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т. д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы. Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию. Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трех лет. Ее прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.

 С.В. Коледа


«Мудрые люди прочитают

твою прошедшую жить по

твоему внешнему виду,

походке, поведению.

Свойство природы —

самовыражение. Даже

самая маленькая деталь

тела что-нибудь показывает.

Лицо человека как зеркало

отражает то, что делается внутри».

Ральф Вальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать.[1] Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев. Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. Ловкий полет ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать свое тело и мешать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенного незнания,

homo sapiens получил теперь проблемы и болезни. Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу».[2]

За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом. При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию. Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река, разлитая по равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять свое тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.

Настоящая грация тела не есть нечто искусственное, — это часть естественного человека, одного из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, ее можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно. Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конкретно потерял, мы должны начать с изучения естественного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обаяния. Мы будем изучать тело как отдельную, саморегулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит ее существование. Взгляд на тело с энергетической перспективы позволит нам понять сущность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чувствительности движения становятся механическими, а мысль — абстракцией. Человека, душа которого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожидать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветет в нем заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подрывают его здоровье. Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам понять многие проблемы эмоциональной жизни, нарушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.

nice-books.ru

Александр Лоуэн — Психологос

Александр Лоуэн (Alexander Lowen) — известный американский психолог, основатель биоэнергетического анализа (биоэнергетики) и исследователь проблем сексуальности, ученик Вильхельма Райха.

Александр Лоуэн родился 23 декабря 1910 в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России.

Желая стать профессором права, А. Лоуэн обучался на юриста, затем работал преподавателем в колледже.

В поисках решения личностных проблем, он ощутил интерес к телесной работе и вопросам взаимосвязи сознания и тела.

Вот что Лоуэн говорил о себе и телесной работе: «В 1938 году я неожиданно осознал, что моя жизнь пуста, и почувствовал депрессию. Я понимал, что моя депрессия связана с недостатком возбуждения в теле, отсутствием должной физической активности. Я стал ежедневно после возвращения с работы в течение 30 минут выполнять упражнения… Выполнение упражнений дало желаемый результат, а также помогло мне понять, что я хотел бы находится не столько в своей голове, сколько в теле».

«В течение осени 1939-го я приходил после работы в парк и, сидя на солнце, делал записи об этих упражнениях… Я был увлечен поиском взаимосвязи сознания и тела. Я чувствовал, что эта связь имеет для меня жизненно важное значение, хотя даже не сознавал, насколько глубоко расщепление между сознанием и телом в моей личности».

Александр Лоуэн стал слушателем курсов по характерному анализу, которые в то время читал ученик Фрейда.Вильгельм Райх в Новой школе социальных исследований. Лоуэн был увлечен идеями Райха, в которых он нашел ответы на многие волновавшие его вопросы.

«Меня увлекла работа с телом прежде всего потому, что я всегда занимался спортом, был вовлечен в физическую активность, и я понимал, что благодаря этому чувствую себя хорошо. Кроме того, была еще бессознательная причина, которая заключалась в том, что для меня всегда были актуальны вопросы секса. У меня была куча сексуальных проблем. Так, вместо того чтобы избегать их, я увлекся взглядами Райха, который в отличие от большинства терапевтов действительно имел дело с сексуальными проблемами», писал Лоуэн.

Лоуэн получил степень бакалавра по науке и бизнесу в Городском университете Нью-Йорка. Его интерес о связи между умом и телом в то время развивался, и он стал студентом у Вильгельма Райха по классу характероанализа.

В 1940-х и в начале 1950ых в Нью-Йорке Лоуэн развивал телесно-ориентированную психотерапию, ставшую известной как биоэнергетический анализ.

В 1942 году он начал проходить у Райха личную терапию. В 1945 году, после завершения терапии, у него уже был первый пациент, которого к нему направил Райх.

В 1947 году Лоуэн становится студентом медицинской школы Женевского университета (Швейцария), где в июне 1951 получил степень доктора.

В США он вернулся летом 1951 года. Спустя месяц у него родился сын. Вскоре Лоуэн встречается с другим учеником Райха, Джоном Пьерракосом, с которым он начинает сотрудничать. Во время их совместной работы Лоуэн разработал базовые телесные упражнения и позы, ставшие стандартными техниками биоэнергетики.

В 1954 году он решил создать институт, который бы базировался на райхианском подходе к работе с телом. Так Лоуэн стал одним из основателей Международного Института Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке.

«Я создал биоэнергетический анализ работая над собой, а также работая со своими пациентами. В основе моей терапии лежит путешествие самопознания. В процессе этого путешествия я писал о тех проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться. Как оказалось, это проблемы, которые волнуют и многих других людей. В моем представлении здоровье — это сочетание внешней грации и красоты и внутренней благодати, которое сопровождается ощущением радости в теле. Я не жалею, что посвятил этому свою жизнь».

Биоэнергетика Лоуэна — революционный метод психотерапии, “изюминкой” которого служит сплав собственно психоаналитического процесса и целенаправленной работы пациента над своим физическим телом, способ преодоления внутренних конфликтов человека с помощью телесной работы. Опираясь на идею З. Фрейда о том, что душевный конфликт выражается в виде телесных напряжений А. Лоуэн создал свою систему техник (опытов) работы с телом.

Лоуэн о биоэнергетике: «Биоэнергетический анализ предлагает человеку две вещи: во-первых, ясное осознание того, что человеческой природе и жизни свойственны удовольствие и наслаждение. Ни деньги, ни власть, ни успех этого дать не могут… Мы предлагаем ему это. И, во-вторых, удивительно, но у нас есть способ помочь человеку достичь этого. Я считаю, что биоэнергетический анализ не может спасти мир… пока, но он позволяет вам почувствовать себя хорошо не только благодаря тому, что вы делаете ради себя, но также благодаря тому, что вы делаете для своих близких, для природы и для жизни. И вот еще что: если у вас есть эти два основания чувствовать себя хорошо, то это чувство будет для вас реальной опорой в глубокой старости».

В 1958 году увидела свет его первая книга — «Язык тела», которая привлекла внимание к проблеме сознания-тела и положила начало распространению биоэнергетических идей.

На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе.

Национальный институт психического здоровья предложил Лоуэну провести ознакомительные занятия для своего персонала. Этот семинар по биоэнергетике, прошедший в Исалене, стал ежегодным, получил широкую популярность и всегда привлекал много людей. Постепенно биоэнергетика обрела международное признание, и Лоуэн совершил практически мировое турне, объехав с лекциями множество стран, от Японии до Югославии. В 1976 году на международном конгрессе в Нью-Гэмпшире Институт биоэнергетического анализа преобразовался в международную организацию, объединившую центры в Европе и США.

Большую часть своей жизни Лоуэн жил и вел психотерапевтическую практику в Новом Канаане, штат Коннектикут.

О своей жизни в 90-е годы Лоуэн написал: «Для меня это был период трансформации, которой подверглись мои чувства, мое понимание жизни и моя работа в качестве терапевта. Я назвал этот период временем наступления старости и обретения мудрости». В 1996 году он оставил пост руководителя созданного им Института. «Хотя это ничего не изменило в моей повседневной жизни, я, оглядываясь назад, понимаю, что это позволило мне почувствовать себя более свободным», — пишет он в своей автобиографии.

Лоуэн написал 14 книг и множество статей. Его работы обрели мировую популярность и признание. В своих книгах он учит человека слышать и понимать свое тело, говорит о необходимости восстановления естественной телесной спонтанности и способности выражать свои чувства ради установления гармонии с собой и миром.

Летом 2006 года он пережил инсульт, который ограничил его подвижность и способность говорить, однако, по словам сына, находился в лучшей физической форме, чем многие другие. В декабре 2007 года Александру Лоуэну исполнилось 97 лет.

В апреле 2007 был основан Фонд Александра Лоуэна.

Умер Александр Лоуэн 28 октября 2008 года.

www.psychologos.ru

Александр лоуэн психология тела

22

Понятие и структура личности.

Чтобы облегчить читателям понимание дальнейших рассуждений, я начну сейчас отступление, объясняя, в чем состоит биоэнергетический анализ. Личность в биоэнергетическом анализе рассматривается как пирамидальная структура. На верхушке — голова, где находятся сознание и эго. У основания, на самом глубоком уровне тела находятся энергетические процессы, которые заставляют человека действовать. Эти процессы проявляются в движениях, которые вызывают эмоции, а завершаются мыслями. Зависимость между этими процессами представлена на рис 2.

Рис. 2. Иерархия личности.

Пунктирная линия между разными уровнями личности указывает на взаимозависимость этих пластов.

В биоэнергетическом анализе, для того чтобы понять личность, изучается каждый уровень. Из-за их исключительной значимости в центре внимания находятся энергетические процессы, лежащие в основе пирамиды. Объектом пристального внимания являются энергетический потенциал данного человека и способ, которым он используется.

Таким образом, мы можем определить жизнь как состояние контролируемого внутреннего возбуждения, в котором производится энергия, движущая внутренние процессы, поддерживающие жизненные функции, а также внешние действия для поддержания или увеличения возбуждения организма.

Понятие энергии

Мысль Запада объясняет энергию в механистических категориях, как нечто поддающееся измерению. Но, поскольку никакими доступными инструментами эти энергии измерить не удалось, стремящийся к точности западный разум отрицает их существование. Однако живые организмы реагируют на некоторые аспекты энергии тела так, как машины реагировать не могут. Однако по мере развития техник и методов научного исследования, которые дали возможность выяснить биохимическую основу телесных процессов, на витализм стали смотреть как на нечто не поддающееся научному исследованию, не имеющее отражения в объективной реальности.

Современная медицина также придерживается этого взгляда. Когда я начал изучать медицину в 36 летнем возрасте, я много размышлял о том, какое значение для здоровья могут иметь чувства и как мы можем объяснить такие явления как любовь, храбрость, гордость и красоту. Знания, которые я получил в медицинской академии, были очень ценными, но ни одно из ниже названных понятий там даже не упоминалось. Не рассматривались даже такие важные эмоции, как страх, гнев и грусть, так как считалось, что это явления психологические, а не физиологические. Боль изучалась лишь исходя из неврологической и биохимической точек зрения, ну а чувством удовольствия вообще никто не занимался, несмотря на то, что оно представляет такую мощную силу нашей жизни.

Современные медицинские науки занимаются прежде всего функциями органов. Врачам приходится специализироваться в лечении отдельных систем, таких как дыхание, кровоснабжение или пищеварение. Наука о целостном человеке неизвестна западной медицине.Можно подумать, что это область психиатрии или психологии, однако эти дисциплины ограничились изучением мыслительных процессов и их влиянием на тело.

Точка зрения о том, что мыслительные процессы принадлежат к одной области, так называемой психологии, а физические процессы к другой, так называемой медицине органов, не согласуется с моделью принципиальной целостности человеческой личности. Такой взгляд — результат отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания.

Это объединение смог сделать Вильгельм Райх, используя понятие энергии. Он понял, что конфликт возникает одновременно на двух уровнях: психическом и соматическом. Он подошел к психике и соматике, как к двум аспектам, мыслительному и физическому, одного неделимого процесса. Подходящей метафорой может быть реверс и аверс монеты, ведь, чтобы мы ни делали с монетой, это касается обеих ее сторон. Так же и сознание и тело составляют две разные функции, взаимно влияющие друг на друга. Райх сформулировал свою концепцию, как принцип психосоматического единства и противоположности. Общность существует на глубинном энергетическом уровне организма, в то время как на уровне наблюдаемых явлений существует противоположность. Эти на первый взгляд сложные взаимоотношения можно ясно представить при помощи иллюстрации модели этих связей (рис. 1).

Рис. 1. Райх рассматривает психику и тело как единые на глубоком уровне, но противоположные на поверхностном уровне.

Я считаю, что энергия процесса жизни является энергией, отличной от электромагнетизма. Мы можем согласиться, что для питания жизни нужна энергия. Чтобы избежать споров, которые могут возникнуть при использовании термина orgon или другого подобного названия, говоря об энергии жизни, я использую термин биоэнергия.Поскольку моя форма психотерапии опирается на концепцию энергетических процессов тела, я называю ее биоэнергетическим анализом.

Начиная жизнь, мы имеем огромный потенциал чувствительности к побуждающим факторам, она уменьшается с нашим возрастом. Я думаю, что эту утрату чувствительности можно объяснить тем, что с возрастом тело становится более структурированным и жестким. Наконец приходит время, когда пожилой человек настолько укоренится в своих стереотипных навыках, что практически не способен спонтанно двигаться.

Процесс построения связи с внешним миром является энергетическим процессом. Чтобы представить как это происходит между двумя людьми, представим себе два камертона, настроенных на одну частоту. Когда они находятся рядом, то удар по одному из них вызывает вибрацию второго. Подобным образом можно объяснить связь между двумя глубоко влюбленными людьми. Как мы показали, наши сердца и тела — это пульсирующие системы, излучающие волны, которые могут действовать на другие сердца и тела.

Чувства единения со Вселенной можно достичь, утратив или преодолев свое эго. Эго — это граница, создающая индивидуальное сознание. Внутри этой границы содержится самоподдерживающаяся энергетическая система, основной чертой которой является состояние возбуждения.

Перейдем теперь к практическим аспектамэтих рассуждений на тему энергии. Одной из самых частых проблем здоровья людей в нашей культуре являетсядепрессия. Трудно определить частоту, с которой она встречается, так как у нас нет объективных критериев, по которым мы распознаем депрессию, за исключением ее самых явных форм. Человек в состоянии клинической депрессии может лежать без движения в кровати или сидеть в кресле, не показывая ни малейшего желания принять какую-то активную роль в жизни. Во множестве случаев сопутствующим симптомом является чувство отчаяния. У других депрессия может объединяться с беспокойством или может чередоваться с периодами усиленной активности. Когда доминируют колебания настроения, мы говорим, что состояние маниакально-депрессивное. В случаях такого типа очевидно, что пациент перескакивает из состояния сверхактивности в состояние недостаточной активности.

В то время как случай острой депрессии легок для распознавания, стертые случаи часто вообще не распознаются. Человек может жаловаться на усталость и приписывать этому уменьшение своей активности — это одна из черт такой депрессии. Но если после продолжительного отдыха все-таки чувствуется усталость, то верным диагнозом будет депрессия. Когда пациент входит в контакт с собой во время терапии, часто можно услышать такие замечания: «Теперь я понимаю, что состояние депрессии было у меня большую часть жизни. Как случилось, что я ее не замечал?» Ответ прост: мы старались быть занятыми. Большинство моих пациентов признает, что их активность — это защита от депрессии;когда они начинают чувствовать усталость, то начинают новое дело. Интересно, что такие занятия могут способствовать физическому и психическому пробуждению данной особы, возрастет уровень энергии, однако рано или поздно депрессия вернется.

Конкретной травмой, предрасполагающей человека к депрессии является потеря любви.Грудной ребенок, которого лишили тесного контакта с матерью или с личностью, которая заменяла ему мать, может впасть в состояние депрессии и умереть. Независимо от возраста, нам всем нужна связь с кем-то, кто нас любит, чтобы поддержать чувствительность наших тел к пробуждению.

Потеря близкого человека часто вызывает боль в сердце или спазм в груди. Все, за исключением очень молодых, могут пройти это переживание и разблокировать спазм внутри себя, оплакивая эту потерю. Плач освобождает напряжение и возвращает телу свободное состояние. Когда пульсация сердца снова становится сильной, волны возбуждения доходят до поверхности тела и проникают дальше. Возбуждая другие тела, эти волны создают энергетические связи между ними.

Маленькие дети, потерявшие любовь, к сожалению, не могут придти в себя, пока не будет создана новая связь. Освобождение напряжения и расслабление, которое приносит плач, необходимо маленькому ребенку для поддержания силы пульсации в своем теле.Часто бывает так, что потеря любви не вызвана смертью или потерей матери, а лишь невозможностью для ребенка удовлетворения основного желания любви.

Мать могла сама быть обиженным ребенком, который страдал из-за утраты любви своей собственной матери. Здоровый и энергичный отец может быть способным реагировать на нужды ребенка, но он не в состоянии полностью заменить мать, даже если он может приглушить боль разбитого сердца. В большинстве случаев сердечная боль из-за утраты любви матери не проходит у человека и во взрослом состоянии, проявляясь в виде хронических болей в груди и затрудняя дыхание. Уменьшая доступ кислорода в организм, такие хронические напряжения задерживают производство энергии у этого человека.

Такой человек не сможет поднять уровень своей энергии просто посредством увеличения количества пищи и кислорода.Если тело не нуждается в дополнительной энергии, то избыток питания откладывается в виде жира, а избыток кислорода ведет к состоянию гипервентиляции. Организм должен иметь равновесие между использованием энергии и ее накоплением. Равновесие между накоплением и выделением энергии контролируется потребностью.Увеличения базового уровня энергии у человека можно добиться только благодаря оживлению тела посредством выражения чувств. Отсутствие жизненной энергии всегда является результатом сдерживания чувств.Одним из удивительных последствий пониженного уровня энергии является возрастание активности, которая в свою очередь имеет источником попытку поиска любви.

Большинство детей, переживших потерю любви, считают, что эта потеря произошла из-за того, что они не смогли заслужить эту любовь. Большинство матерей закрепляет такое чувство вины в ребенке, ругая их за то, что они слишком много требуют, чересчур энергичны, строптивы. Ребенок скоро поймет, что если он хочет получить хоть немного любви, он должен приспособиться к требованиям матери. Это предубеждение, что любовь необходимо заслужить, обычно сохраняется до взрослого возраста, когда оно часто проявляется стремлением к достижениям, к успехам.

Такого рода поведение также ответственно за хроническую усталость людей в нашей культуре.

К сожалению, большинство людей не умеет снизить темп своей жизни настолько, чтобы почувствовать, что они устали, находясь под давлением жизни, веры в необходимость жить дальше так, как они жили до этого, поскольку это дело выживания. Чувство усталости будит в них тревогу, что они не смогут продолжить борьбу. Большинство людей не могут сказать самому себе: «Не могу». Когда они были детьми, их учили, что сказать «Не могу» равносильно признанию поражения, а это довод к тому, что они недостойны любви.

Существует физическая причина, из-за которой возрастает активность при понижении уровня энергии. Невозможно расслабиться, если уровень энергии слишком низок, так как для снятия напряжения мышц необходима именно энергия. Этот факт, несмотря на то, что он не очень сильно известен, можно легко проиллюстрировать и объяснить.

Когда мышцы напрягаются, они выполняют работу, которая использует энергию. Будучи в состоянии напряжения, они не могут выполнить больше никакой работы. Чтобы мышцы расслабились и были способны выполнять работу, необходимо, чтобы мышечные клетки произвели необходимую для этого энергию. Это в свою очередь требует притока кислорода и удаления молочной кислоты. (Расслабленная мышца энергетически заряжена и растянута, в то время как сокращенная мышца, после использования своей энергии в процессе работы, сжата.)

Рассмотрим растянутую мышцу, как натянутую пружину. Она сейчас наполнена энергией. Когда мышца сжимается, чтобы выполнить некую работу, она становится короче и тверже. По мере использования пружина теряет энергию. Мышца регенерируется и расслабляется, увеличивая свой энергетический потенциал, что подобно растяжению пружины для того, чтобы она могла выполнить дальнейшую работу.

Когда человек переутомлен, а уровень его энергии низок, он может легко попасть в состояние сжатия, так же как человек, страдающий маниакальным психозом, у которого гипервозбудимость и гиперактивность предваряют состояние депрессии. Классическим примером этого состояния является беспокойный и возбужденный ребенок, который, несмотря на усталость, не может успокоиться и уснуть. Родители, в конце концов, могут накричать на него или наказать, чтобы успокоить. Ребенок реагирует взрывом плача, родители обнимают его и прижимают к себе. Он засыпает. Плач заставляет ребенка дышать глубже, что дает ему энергию, необходимую для расслабления.

Человек с высоким уровнем энергии редко впадает в состояние высокого возбуждения, так как его тело, благодаря расслабленным мышцам, может удержать высокий уровень напряжения. В результате движения его свободные, спонтанные и полны грации. Как автомобиль с двигателем большой мощности, который с легкостью поднимается на гору, люди с большим количеством энергии движутся по жизни с минимальными усилиями. И только в ситуации кризиса у них можно отметить определенные усилия, но даже тогда у них достаточно энергии, чтобы создать впечатление, что они все делают с легкостью.

Возможно, что никакая другая часть тела не показывает так выразительно жизненную силу тела, как глаза. Их считают зеркалом души. Но это также и зеркало тела. Они показывают состояние внутренней энергии тела человека. Когда эта внутренняя энергия горячая, ее яркое пламя блестит в глазах. Например, глаза влюбленного человека блестят, отражая состояние подъема энергии. В глазах также проявляются чувства. Они искрятся, когда человек весел, сияют, когда человек счастлив, и теряют блеск, когда он утомлен.

Состояние и вид кожи — еще один способ для оценки состояния жизненной энергии. Люди с высоким уровнем энергии, независимо от цвета кожи, обычно имеют кожу с розовым оттенком, так как она хорошо насыщена кровью. Это возможно, когда волна возбуждения из глубины организма доходит до поверхности тела, давая коже сильный заряд энергии. Серый, беловатый, желтоватый или бронзовый оттенок показывает, что кожа недостаточно обеспечена энергией и приток крови к ней уменьшился. Сухая, твердая или холодная кожа говорит о том, что имеются проблемы как на уровне кровоснабжения, так и на энергетическом уровне. Состояние кожи указывает на эмоциональное состояние человека. Например, в состоянии страха кровь оттекает от поверхности, оставляя кожу бледной, холодной и даже липкой. Гусиная кожа также указывает на страх. Она появляется, возникает в результате того, что эластичные волокна кожи сжимаются и волосяные луковицы поднимаются.

Тело формируется тем, что оно почувствовало на собственном опыте.Реагируя на чувственное прикосновение, тело расслабляется под действием приятного возбуждения. Тело ребенка, не имеющего тесного контакта с матерью, напрягается и становится холодным. Его чувствительность уменьшается, а внутренняя пульсация снижается. У здорового человека эта пульсация сильная и продолжительная, что позволяет человеку контактировать с миром. Такие открытые миру, любящие люди — редкость в нашей культуре. Приведенный далее набор вопросов поможет Вам оценить Ваше энергетическое состояние.

studfiles.net

Александр Лоуэн. Психология тела. Биоэнергетический анализ тела. Содержание: healthy_back — LiveJournal


Бойтесь первого впечатления — оно может быть правильным

Я коротенько ещё раз поясню. Александр Лоуэн — авторитетный автор книг по психосоматике и, соответственно, терапии психосоматических проблем. Большинство современных психотерапевтов, пытающихся проводить терапию психосоматических проблем, пользуется именно его теориями и методами. Его учитель — Райх — его теории ещё более ранние и ещё менее рациональные.

При первой попытке прочтения книги Лоуэна «Психология тела. Биоэнергетический анализ тела» я подумал, что ошибся и чего-то не понимаю. При второей попытке я понял — теория Лоуэна — старое, ни на чём не основанное, догматичное унылое говно, мне это не показалось.

Суть терапии заключается в общих для всех дыхательных упражнениях и разговорах. Некий положительный эффект не исключён, но ровно того же можно добиться с помощью любой другой дыхательной гимнастики + любой другой говорильни. Никакой иной практической помощи от терапевта ожидать не следует. Часть упражнений — вредные для всех по своей механике.

Я выкладываю одну его книгу с комментариями. Больше ни на одну из его книг, или из книг Райха я лично тратить время не буду, и вам не советую. Почитать тот же материал без моих комментариев и с картинками можно здесь: http://www.aquarun.ru/psih/soma/soma4.html. Я даже не буду напрягаться вставлять картинки ввиду бессмысленности этого занятия

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/203089.html

Содержание

Предисловие http://healthy-back.livejournal.com/202942.html#foreword
Введение http://healthy-back.livejournal.com/202942.html#intro
Глава 1. Духовность и грация http://healthy-back.livejournal.com/203089.html
Глава 2. Энергия http://healthy-back.livejournal.com/203323.html
Глава 3. Дыхание http://healthy-back.livejournal.com/203651.html
Глава 4. Благодарное тело: утрата грации http://healthy-back.livejournal.com/203923.html
Глава 5. Ощущения и чувства http://healthy-back.livejournal.com/204185.html
Глава 6. Сексуальность и духовность http://healthy-back.livejournal.com/204348.html
Глава 7. Заземление: связь с реальностью http://healthy-back.livejournal.com/204646.html
Глава 8. Структурная динамика тела http://healthy-back.livejournal.com/205093.html
Глава 9. Лицом к миру http://healthy-back.livejournal.com/205795.html
Глава 10. Успокоение ума http://healthy-back.livejournal.com/206016.html
Глава 11. Любовь и вера http://healthy-back.livejournal.com/206309.html
Глава 12. Сознание сердца http://healthy-back.livejournal.com/206507.html

Предисловие

Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). (Очень спорное определение. Биоэнергетика – это наука, которая изучает энергетические процессы в биологических системах http://en.wikipedia.org/wiki/Bioenergetics, пост на эту тему http://healthy-back.livejournal.com/165426.html — H.B.) Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) (Наглое враньё. Биоэнергетикой люди занимались тысячелетиями — H.B.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искажённого образа мира и собственной личности (НЕТ таких понятий «искажённый» мир или «неискажённый». Он такой для каждого человека, каким он его видит — H.B.), ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику (А также генетику, питание, все перенесённые болезни и физические травмы — H.B.).

Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом.

Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т.д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию.

Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземлённсть»), ясный взгляд и мягкий приятный голос. (Мягкий приятный голос у тех, кто держит в руках пистолет — H.B.)

Сохраняя приближённую к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление еа напряжённые мышцы, глубокое дыхание и специальные позы. Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию.

Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трёх лет. (Бу-га-га, а почему не пяти или десяти? Это же ещё больше бабла — H.B.) Её прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.

Г. И. Коледа

Введение

Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению.
Свойство природы самовыражение.
Даже самая маленькая деталь им что-нибудь показывает.
Лицо человека как зеркало отражает то. что делается внутри.

Ральф Иальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти. (Чтобы не нести херню, нужно читать литературу о гипермобильности — H.B.)

Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать. (Aldous Huxley, The perennial Philosophy, New York, 1954.) Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев. Немногим людям удаётся хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. (И что, белки живут вечно? — H.B.) Ловкий полёт ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать своё тело и мешать проявлению нашей врождённой духовности.

Однако, люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полнота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни. Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу .» (Joseph Campbell, The power of Myth, New York, 1988.)

За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом. При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию. Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река разлитая по равнине. Жизнь не всегда идёт гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять своё тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьёзно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.

Настоящая грация тела не есть нечто искусственное, — это часть естественного человека, одного из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, её можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно. Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конкретно потерял, мы должны начать с изучения естественного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обаяния. Мы будем изучать тело как отдельную, саморегулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит её существование. Взгляд на тело с энергетической перспективы позволит нам понять сущность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чувствительности движения становятся механическими, а мысль — абстракцией. Человека, душа которого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожидать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветёт в нём заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подрывают его здоровье. Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам понять многие проблемы эмоциональной жизни, нарушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.

Дух и материя соединяются в понятии обаяния и доброты. В теологии доброту определяют как «божественное влияние, исходящее из сердца для того, чтобы возродить его, приблизить к Богу и сохранить». Её также можно определить как божественный дух тела. Этот дух проявляет себя в естественном обаянии тела, а также в благодарности человека всем живым существам. Обаяние и доброта — это состояние святости, целостности, связи с жизнью и с тем, что божественно. А эти понятия — синонимы здоровья.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/203089.html

healthy-back.livejournal.com

Читать онлайн «Психология тела. Биоэнергетический анализ тела» автора Лоуэн Александр — RuLit

Александр Лоуэн

Психология тела. Биоэнергетический анализ тела

Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т. д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы. Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию. Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трех лет. Ее прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.

 С.В. Коледа

«Мудрые люди прочитают

твою прошедшую жить по

твоему внешнему виду,

походке, поведению.

Свойство природы —

самовыражение. Даже

самая маленькая деталь

тела что-нибудь показывает.

Лицо человека как зеркало

отражает то, что делается внутри».

Ральф Вальдо Эмерсон

В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти.

Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать.[1] Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев. Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. Ловкий полет ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать свое тело и мешать проявлению нашей врожденной духовности.

Однако люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.

Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни. Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу».[2]

За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом. При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию. Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река, разлитая по равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять свое тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.

Настоящая грация тела не есть нечто искусственное, — это часть естественного человека, одного из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, ее можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно. Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конкретно потерял, мы должны начать с изучения естественного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обаяния. Мы будем изучать тело как отдельную, саморегулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит ее существование. Взгляд на тело с энергетической перспективы позволит нам понять сущность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чувствительности движения становятся механическими, а мысль — абстракцией. Человека, душа которого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожидать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветет в нем заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подрывают его здоровье. Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам понять многие проблемы эмоциональной жизни, нарушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.

www.rulit.me

Отзывы о книге Психология тела

Очень понравилась основная мысль, которая, в принципе, итак была мне ясна — о прямом взаимодействии души и тела. Здоровье духа дает здоровье всему организму, избавляет от множества болезней, большинство из которых — психологические. Также интересно то, что тело считается священным, связывает нас с истоками и природой. Человек, вынужденный бороться с природой, чтобы выжить, и используя свой ум, достиг больших высот в развитии прогресса — но тем самым и отдалился от своих корней. То есть богатство и успех, к которому стремятся люди, не может дать им счастья, так как отделяет его от природы. Это может лишь удовлетворить эго. Для слияния же с Вселенной эго необходимо преодолеть. Также интересны мысли о травмах, получаемых детьми в раннем возрасте, и том, как они впоследствии отражаются на человеке. Не первый раз встречаю у разных психологов мысль, что неосторожное слово или гнев матери может обернуться для ребенка травмой на всю жизнь. Вызвать страх, который повлечет за собой много проблем. Ребенок обладает истиной грацией тела, которая под действием разных норм и правил постепенно у него отбирается. Ребенок не лишает себя удовольствий и радостей, которые взрослый учится откладывать на потом или вовсе отказываться ради каких-то целей. С одной стороны, это все логично. Но с другой — и как же тогда растить полноценную личность? Давать полную свободу во всем? Никогда ни в чем не ограничивать? Как найти грань и не вырастить избалованное, не приспособленное к жизни существо? Вот например, ребенок по природе сам знает, что ему нужно есть. Но в наш век изобретено слишком много вещей, которые в природе не встречаются — например, разные сладости. Биологически, видимо, заложено, что сахар, необходимый для мозга, должен быть привлекательным для человека. Но ведь природа не могла предусмотреть, что люди научаться делать концентрации этого сахара в таком объеме, что они пойдут уже во вред? А дети с радостью будут поглощать конфеты — и как же назвать родителя, который не станет этому противиться? Безусловно, такие родители есть, но ведь разрешая ребенку все, что угодно, они просто напрочь лишают его мотивов и устремлений. Вобщем, с этим какая-то недомолвка. А в целом в книге достаточно интересных и идей и даже есть упражнения для глубокого дыхания и правильной ходьбы. Поэтому безусловно, многое можно почерпнуть!

www.livelib.ru

Александр Лоуэн — Психология тела. Биоэнергетический анализ тела

Известнейший психолог, основатель мощного направления современной психотерапии подводит итог работы всей своей жизни. На многочисленных убедительных примерах он показывает, как объединив сексуальность и духовность, любой из нас может вернуться к естественной и совершенной жизни.

Тело и душа, мораль и секс — гармонично взаимопроникают и взаимодополняют друг друга в естественном состоянии. И о том, как достичь этого, и написана эта книга.

Прочтите эту книгу — она может по-настоящему обновить ваше сердце.

Обновите страницу, если не отображается панель инструментов «читалки».

Мы считаем, что очень важно достичь успехов, кого-то победить, и не отдаём себе отчёт в том, что в жизни нечего побеждать, кроме страха перед самой жизнью.


Вещи и события похожи только при отсутствии чувств. Когда вовлекаются чувства, каждый опыт уникален.


Во всех религиях ключевым моментом является смирение.


Мы не гневаемся на людей, которые нам безразличны, мы просто от них уходим. Мы гневаемся на тех, кого любим, когда они травмируют нас, разрушая наше стремление получать удовольствие и радость от близости и любви.


К сожалению, в нашей культуре воля определяет большую часть наших действий, наперекор стремлениям тела. Мы вынуждены утром встать и пойти на работу, несмотря на то, утомлено ли наше тело, и интересует ли нас эта работа. Конечно, на жизнь нужно зарабатывать, и здесь необходимо усилие воли для того, чтобы встать с кровати и сделать это. Потребность в пище, одежде и безопасности является стремлением тела. Но что можно сказать о навязчивом стремлении некоторых людей стать богатыми, влиятельными или известными? У тела нет таких стремлений.


Мы, человеческие существа, похожи на деревья, один конец которых укреплен в земле, а другой устремлен в небо. Сила стремления вверх зависит от силы нашей корневой системы. У вырванного дерева отмирают листья. Если человек отрывается от корней, его духовность превращается в мертвую абстракцию. Кто-то может возразить, что у людей нет таких корней, как у деревьев. Однако, как земные существа, мы связаны с землей ногами и стопами. Если эта связь живая, мы говорим, что человек заземлен. […] Когда мы говорим, что человек хорошо заземлен, или что он крепко стоит на земле, это означает, что человек осознает себя и окружающее. Быть заземленным, это означает быть связанным с основными реалиями жизни: с телом, сексуальностью, окружающими людьми и т.д. Мы связаны с ними в той же самой степени, что и с землей.


Кошка, нежащаяся на солнце, является великолепным примером организма в состоянии покоя и гармонии с самим собой и с миром. Мы, человеческие существа, переживаем эти состояния, когда наше настоящее включает прошлое и будущее, а традиция соединяет их.


Настоящими ценностями в жизни являются здоровье, грация, удовлетворение, удовольствие и любовь. Эти ценности мы реализуем только тогда, когда крепко стоим на своих ногах.


Подавленные чувства подобны теням в ночи, — наше воображение делает их все более устрашающими, пока они не превращаются в привидения.


Одним из удивительных последствий пониженного уровня энергии является возрастание активности, которая, в свою очередь, возникает из попытки найти любовь. Большинство детей, переживших потерю любви, считают, что эта потеря произошла из—за того, что они не смогли заслужить эту любовь. Большинство матерей закрепляет такое чувство вины в ребенке, ругая их за то, что они слишком много требуют, чересчур энергичны, строптивы. Ребенок скоро поймет, что, если он хочет получить хоть немного любви, он должен приспособиться к требованиям матери. Это предубеждение, что любовь необходимо заслужить, обычно сохраняется до взрослого возраста, когда оно часто проявляется в стремлении к достижениям, к успехам.

psychojournal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *