Психология общения и конфликтов – Конфликтное общение — психология

Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.

Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.

Содержание.

Понятие «общение». Стороны процесса общения. Этапы общения. Функции общения. Вербальные и невербальные средства общения. Основы делового общения. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация». Конструктивный и деструктивный конфликты. Основные типы конфликтов. Возникновение, динамика развития, критерии конфликта. Пути разрешения конфликта.

Понятие и виды общения

 

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, стано­вясь осознанным и опосредствованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного живого существа к другому.

Содержанием обще­ния могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды, знания о мире, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

 

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

1. Вербальные средства общения: язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

2. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).



Если содержание сообщения передается словами, то жесты, позы, мимика и тон голоса создают контекст сообщения. Невербальные средства общения

· создают и поддерживают психологический контакт,

· регулируют течение процесса общения,

· придают смысловые оттенки словесному тексту,

· направляют истолкование слов в нужное русло,

выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации

 

Несовпадение или противоречие между вербальным и невербальным сигналом носит название неконгруэнтности.

Конгруэнтность (синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:

· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт.

· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Человек неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.

Неконгруэнтность - индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.

 

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

 

По целям общение делится на:

1. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

2. Социальное - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

 

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

1. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную дея­тельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

2. личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интере­сов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

1. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

2. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Психология конфликта.

Конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.

В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

· противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

· противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

· несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

 

Конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Важно уяснить его сущность.

 

Сущность конфликта.

· наличие значимого противоречия;

· наличие отрицательных эмоций и чувств;

· наличие противодействия.

Структура конфликта.

· конфликтная ситуация: — участники конфликта;

— условия протекания конфликта;

— предмет конфликта;

— образы конфликтной ситуации у участников;

их адекватность, совмещение образов;

— референтная группа.

 

· конфликтное взаимодействие: - приёмы;

- принципы;

- способы:

 

Способы взаимодействия в конфликте:

 

1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого

(реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).

2. Избеганиеили уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).

3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).

4.Сотрудничество(обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).

5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).

Конфликт может быть

1. Управляемым, таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

2. Неуправляемым или деструктивным.

Конфликт рассматриваться как неуправляемый, если:

1. одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

2. эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

3. конфликт есть «верхушка айсберга», и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни взаимоотношений.

Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудноразрешимыми:

2. участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

3. различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

4. институализация конфликта, которая его определенным образом «консервирует» (войны, экологические конфликты и т.п.).

По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликта определяют следующие факторы:

1. признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

2. направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

3. организация конфликтных групп в целях выявления и разрешения конфликтов;

4. согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Навыки управления конфликтом.

К ним конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений, конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др.

Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.

Содержание.

Понятие «общение». Стороны процесса общения. Этапы общения. Функции общения. Вербальные и невербальные средства общения. Основы делового общения. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация». Конструктивный и деструктивный конфликты. Основные типы конфликтов. Возникновение, динамика развития, критерии конфликта. Пути разрешения конфликта.

Понятие и виды общения

 

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, стано­вясь осознанным и опосредствованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного живого существа к другому.

Содержанием обще­ния могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды, знания о мире, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

 

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

1. Вербальные средства общения: язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

2. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).

Если содержание сообщения передается словами, то жесты, позы, мимика и тон голоса создают контекст сообщения. Невербальные средства общения

· создают и поддерживают психологический контакт,

· регулируют течение процесса общения,

· придают смысловые оттенки словесному тексту,

· направляют истолкование слов в нужное русло,

выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации

 

Несовпадение или противоречие между вербальным и невербальным сигналом носит название неконгруэнтности.

Конгруэнтность (синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:

· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт.

· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Человек неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.

Неконгруэнтность - индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.

 

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

 

По целям общение делится на:

1. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

2. Социальное - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

 

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

1. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную дея­тельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

2. личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интере­сов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

1. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

2. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Психология конфликта.

Конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.

В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

· противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

· противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

· несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

 

Конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Важно уяснить его сущность.

 

Сущность конфликта.

· наличие значимого противоречия;

· наличие отрицательных эмоций и чувств;

· наличие противодействия.

Структура конфликта.

· конфликтная ситуация: — участники конфликта;

— условия протекания конфликта;

— предмет конфликта;

— образы конфликтной ситуации у участников;

их адекватность, совмещение образов;

— референтная группа.

 

· конфликтное взаимодействие: - приёмы;

- принципы;

- способы:

 

Способы взаимодействия в конфликте:

 

1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого (реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).

2. Избеганиеили уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).

3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).

4.Сотрудничество(обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).

5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Психолог Сергей Ключников - Конфликты в общении.

Общение бывает легким и трудным.

При легком общении людям просто найти общий язык, у них нет большого противоречия в интересах, их психологические качества подогнаны друг под друга.

Именно такое взаимодействие – дружеское, взаимообогащающее –  Сент-Экзюпери называл «роскошью человеческого общения».

Как любая роскошь, такое общение неповсеместно – иначе бы оно перестало быть роскошью. 

Конфликты в нашей жизни неизбежны, поскольку неустранимы противоречия между людьми, а значит и конфликты в общении.

 Если ссор не бывает — значит, нет противоречий, нет и жизни. Застой.

Мечта о совершенно бесконфликтной жизни утопична и нереальна. Однако способы решения конфликтов могут быть плодотворными и не очень (и даже совсем не).

Научившись конфликтовать  в общении правильно, вы научитесь избегать лишних войн и выигрывать неизбежные сражения.

 

Причины конфликтов в общении

Чаще всего причиной раздоров становится психологическая несовместимость (всегда помноженная на неумение управлять собой).

Люди по каким-то таинственным причинам не нравятся друг другу. Иногда причина конфликта  в общении кроется в разнице интересов.

 Так часто бывает в распадающихся браках или у бывших друзей или партнеров.

 Когда-то они подходили друг другу, и проблем в общении не было.

Однако со временем их интересы настолько разошлись, что, несмотря на прежние позитивные взаимоотношения, они разучились договариваться – и началось противоборство, эмоциональные вспышки и военные действия.

А бывает, что интересы у людей общие и делить им нечего, а ссоры и конфликты в общении происходят по совершенно пустячным поводам, из-за ничего, - это, собственно, и называется психологической несовместимостью.

Изначальная агрессивность, несдержанность и неумение управлять собой, повышенная готовность идти на ссору, привычка к психологическим «дракам»– третья причина конфликтов.

 

Конфликтные ситуации часто можно предвидеть и предсказывать.

Партнеры начинают совместный бизнес, и пока дела идут ровно, им удается неплохо ладить.

 Однако когда фирма переживает период упадка или, наоборот, сваливается неожиданно большой доход, люди не выдерживают критической ситуации и начинают ссориться.

Разновозрастные браки часто оказываются чреваты глубинным несовпадением интересов.

Так произошло с парой моих друзей, чья разница в возрасте составляет двадцать четыре года.

Первые годы они жили хорошо, но потом молодая жена начала взрослеть, а муж -  стареть.

Ей хотелось ходить в гости и на тусовки, он же тяготел к домашнему образу жизни. Конфликтная ситуация долго вызревала исподволь и в конце концов наступила…    

Любой конфликт в общении  – это такое взаимодействие между людьми, в основе которого лежит противоборство.

 Их взгляды, или мотивы, или интересы или волевые импульсы оказываются направленными друг против друга.

Человек при конфликтном общении поворачивается к собеседнику своей теневой стороной и демонстрирует новые, доселе неизведанные качества.

 Как война отличается от мира, также отличается человек в конфликтном состоянии от себя же мирного.

Психологическая среда, наиболее типичная для жителей больших городов современного мира, — это весьма агрессивное, конфликтное пространство, наполненное флюидами агрессии.

Агрессия как стиль конфликтного общения во многом воспитывается самим обществом.

Похоже наши СМИ хорошо усвоили тезис Гераклита- «Война- мать всех вещей».

«С волками жить, по-волчьи выть», — отвечает ему русская пословица.

Агрессивный стиль поведения активно формирует телевидение.

 Само слово «агрессивный» нередко трактуется в положительном ключе («агрессивный бизнес») и выступает как смысловой эквивалент слова «успешный».

Со всех сторон человеку внушается — чем больше нападаешь, тем быстрее достигнешь цели, станешь богатым, преуспевающим, счастливым.

 В свою очередь, если нападают на тебя, надо немедленно давать сдачи. Вспомним, как часто произносил эту фразу даже первый российский президент.

Пространство современных человеческих отношений достаточно агрессивно. Общение конфликтно по своей природе, у людей есть конкурирующие интересы, разные убеждения и психологические реакции.

В точности так же, как спрос порождает предложение, так и нападение порождает потребность в защите.

Формируются определенные стили нападения и защиты.

Действия и поступки человека, наносящего другому удары на психологическом  уровне, можно считать нападением.

Оно, в свою очередь, может быть осознанным и неосознанным, достигать цели и не достигать, но нападение в любом случае останется нападением.

 А всякая агрессия извне, как известно, порождает желание отразить удар и вызывает сознательную или рефлекторную защитную реакцию.

Рефлекторная защита заставляет нас, как правило, действовать из нижних этажей своего Я.

Сознательная защита подразумевает выбор нужной стратегии и осознанное применение того или иного типа поведения.

Конфликтное общение основано на принципах нападения — защита, которые могут быть как рефлекторными, так и сознательными.

Надо сказать, что иногда бывает трудно отделить обычное человеческое общение, построенное на обмене мыслей, чувств, энергий, волевых импульсов, от общения, основанного на принципе нападение-защита.

Часто по этому принципу строится общение, которое мы не воспринимаем как конфликтное: мы немного нападаем на нашего ближнего и защищаемся от его ответных ударов.

А он, в свою очередь, постоянно немного защищаясь, постоянно же нападает на нас.

 Это перетекание энергии из оборонительного состояния в наступательное и обратно происходит в человеческом сообществе всегда.

И нет никакого смысла сетовать на дикую неуемную хищность человеческой натуры.

Это придает жизни некую долю остроты и напряжения, помогает нам относительно безболезненно разряжать избытки энергии и отрабатывать в шуточных боях "боевые удары".

Так фехтовальщики тренируются с тупыми шпагами, которые достаточно просто заменить на настоящие.

Впрочем, в реальной жизни редко кто воспринимает этот живой обмен энергиями и чувствами как нападение и защиту.

Система отношений нападение — защита применяется не только в конфликтном общении.

Далеко не всегда можно проследить, в какой момент обычное общение постепенно трансформируется в настоящие военные действия, хотя примеров подобной трансформации каждый из нас может вспомнить множество.

Все начинается с безобидных шуток, потом они превращаются в едкую иронию и нередко дело заканчивается взаимными оскорблениями.

Нормальный рабочий спор в коллективе, начавшийся как свободный обмен мнениями, вполне может трансформироваться в словесную потасовку с переходом на личности и общий гвалт.

То же самое возможно и в семье. Шутливое ворчание молодых супругов постепенно переходит в выяснение отношений и завершается тяжелым кухонным скандалом.

 Пути развития конфликта, который сопровождается агрессивным нападением и болезненной защитой, поистине неисповедимы.

Увы, никто не скажет вам заранее, когда дремлющие энергии зла и рефлекторной привычки защищаться прорвутся наружу.

Но сама логика наших конфликтов  в общении показывает, что нападение и защита в каком-то смысле составляют глубинную суть человеческого бытия в целом.

С этим трудно спорить. Да и зачем? Ведь куда проще и полезнее было бы не отрицать эту извечную истину, а овладеть правилами игры и научиться

 

Фазы конфликта в общении

Рано или поздно один или оба его участника вызревающего конфликта осознают свое противоборство, и ссора становится неизбежной.

Конфликты в общении являются естественной фазой развития и нарастания противоречий.

Наступает осознание: «да, наши интересы не совпадают». Прежние стратегии сглаживания конфликтной ситуации или его вуалировки не срабатывают.

Одна сторона не сдерживается и объявляет другой войну, осуществляя какой-либо акт агрессии: бросает насмешку, оскорбление, издевательство, претензию или какую-то другую «бомбу».

За этим следует фаза ответных ударов. Одним словом, начинается война. 

Однако война тоже может протекать по-разному, и зависит это от тактики,  темперамента и воспитания воюющих.

Иногда она может быть бурной, иногда спокойной и сводится к позиционным обменам хитростями.

После фазы войны в конфликтном общении наступает фаза разрешения конфликта, и она тоже может принимать различный вид.

Это может быть временная передышка в военных действиях или истощение агрессии: стороны наконец-то начинают о чем-то договариваться, иногда даже не понимая, зачем нужно было вступать в драку.

Конфликт легко представить себе в виде волны.

 У обоих есть фаза начала, фаза нарастания, фаза кульминации и фаза спада, после которой конфликт или может прерваться, или разгореться вновь.

Жизнь конфликтных людей – сплошные волны, накладывающиеся друг на друга и истощающие психику.

Психологи, изучавшие конфликт, прослеживают определенную динамику в возможности его разрешения.

На фазе начала затухают около 90% конфликтов: страсти на этом этапе еще не разгорелись, и погасить их пожар достаточно легко.

В фазе нарастания возможно предотвратить примерно 50% конфликтов.

В этой фазе сделать это уже труднее, чем в начале, потому что стороны уже совершили определенные шаги, конфликт в общении разгорелся и отступление на этом этапе для многих означает потерю лица: другая сторона интерпретировала бы это как свою победу.

Подобная ситуация крайне болезненна для самолюбия многих людей. На фазе кульминации шансов на то, что конфликт  в общении может быть прекращен, уже менее 5 %.

Когда дело доходит драки, в прямом и даже в переносном смыслах, вряд ли есть надежда на то, что люди тут же смогут забыть обиды, извинятся друг перед другом и начнут спокойно расставлять точки над «и».

 Как правило, в таких случаях бьются до победного конца – пока кто-то не отступит перед силой соперника или оба не упадут в изнеможении.

На фазе спада конфликт гасится где-то в 20% случаев: нахамив друг другу и, тем самым, выпустив пар, одна пятая людей успокаивается и становится способной к тому, чтобы договариваться.

Остальные четыре пятых расходятся врагами, выходя из конфликта с досадой, ненавистью и раздражением. 

 

Конфликты в общении  и психологические типы

Степень конфликтности в общении зависит от того, к какому психологическому типу человек  относится.

Конфликтологи, основываясь на типологии личностей, созданной Ганнушкиным, выделяют пять основных психологических типов: истероид, шизоид, гипертим, эпилептоид и астеник.

Истероид – это тщеславный позер, экстраверт с вызывающими манерами.

Он любит быть в центре внимания и часто работает на публику: некоторые называют это демонстративностью и позерством, а некоторые артистичностью.

Обычно и на конфликт истероид  идет для того, чтобы это кто-то увидел и оценил.

Наиболее яркий пример такого поведения в политике воплощает Владимир Жириновский.

Шизоид – человек принципа, чаще интравертного склада.

 Эти упертые люди руководствуются в поведении своим внутренним решением, а не внешней ситуацией.

Они любят схемы и системы,  что чревато отсутствием гибкости, ригидностью, сосредоточенностью на себе и своем видении.

Как правило, такие люди подозрительны, обладают завышенной самооценкой и мало критичны к своим поступкам.

При этом они слабо ориентируются в ситуации, плохо чувствуя ее нюансы и потому не так уж редко у них возникают самые разные конфликты в общении.

Если такой человек не видит проявлений доброжелательности по отношению к себе, он часто трактует это как проявления агрессии.

На это он реагирует обидой, право на которую будет с упорством отстаивать.

Гипертим – это лидер, любящий власть, человек с большими амбициями и сильными страстями.

Ради цели он способен сдерживать свои чувства, но если имеет дело с тем,  кто его слабее, он не церемонится и выплескивает на собеседника все, что он ощущает в данный момент.

Гипертимы похожи на быстро несущиеся автомобили, которым сложно дается торможение.

Если бы они ехали помедленнее, жертв на дороге было бы меньше.

В состоянии ярости и конфликта  в общении такие люди не соблюдают никаких правил, они не склонны к самокритике, но всегда готовы обвинить другого в создании аварийной ситуации на дороге.

Эпилептоид – человек основательный, скрупулезный и очень чувствительный к деталям.

Он часто бывает скуп, готов отстаивать каждую мелочь, которая представится ему важной.

Он не может терпеть в других беспорядочности, силы хаоса выводят его из себя.

Внешне эпилептоид всегда сдержан.

Он предъявляет высокие требования к себе и к другим, однако часто это воспринимается как мелочные придирки.

Астеник – так называемый бесконфликтный человек.

Этот тип людей всегда готов к уступкам.

Слабая воля делает его очень внушаемым, неустойчивым, непоследовательным и зависимым от мнения окружающих.

Он не может противостоять другим людям и потому всегда готов сглаживать острые углы и идти на компромиссы, даже не вдумываясь в причины конфликта.

Если вы хотите понять психологию того человека, который конфликтует с вами постарайтесь понять к какому психотипу он принадлежит.

Не забывайте о том, что вам было полезно также определить собственный психотип и в зависимости от этого выбирать в общении с вашим оппонентом правильную стратегию.

В этом случае ваши конфликты в общении будут чаще завершаться в вашу пользу.

 

kluchnikov.ru

ГЛАВА 13 Психология конфликтов. Психология общения и межличностных отношений

13.1. Конфликтные ситуации и конфликты

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:

• ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

• учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

• учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

• осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

13.1. Конфликтные ситуации и конфликты

13.1. Конфликтные ситуации и конфликты

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:

• ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

• учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

• учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

• осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Конфликт как неэффективная форма общения

Курсовая работа

по ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

на тему: Конфликт как неэффективная форма общения

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3

1. КОНФЛИКТ КАК НЕЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ……………………….5

1.1. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ………………………………….5

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ,

ВЫЗЫВАЮЩИЕ КОНФЛИКТЫ………………………………………………………….10

2. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ………………………13

2.1. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ…………………………...13

2.2. ПЕРЕГОВОРЫ КАК ОСНОВА РАЗРЕШЕНИЯ РАЗНОГЛАСИЙ

И КОНФЛИКТОВ……………………………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации люди, по своему желанию или независимо от их желания, общаются с людьми: родителями, сверстниками, коллегами по работе, знакомыми и незнакомыми. При этом, какими бы ни были отношения между людьми, кто бы ни бы участником этих отношений, всегда с уверенностью можно сказать, что любая совместная деятельность и их общение не может протекать постоянно гладко и безмятежно.

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим».

Роль и место конфликтов в человеческом общении настолько велика, что их осмысление и изучение социологами и психологами оформилась в специальную область научного познания. Впервые предметом научного познания стали конфликты между и государственной властью, и обществом, отдельными социальными группами, что нашло отражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в систематическом анализе всех, существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Эта потребность была продиктована самой природой современного общества, способному к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Большой вклад в изучение конфликтов различных уровней внесли такие науки, как
социология, философия, политология и, конечно, психология.

Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дерендорф).

Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или противоречия интересов (Томас, Аксельдорф).

Для третьих представителей конфликтологии, конфликт возникает в тех случаях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения.

Согласно концепции психологов-бихевиористов конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.

Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом аномальное, деформированное состояние чувства, установок и отношений между разными сторонами.

Активная разработка проблем конфликтов в социальной и технической областях науки и практики привела к возникновению новой, междисциплинарной отрасли знаний — конфликтологии. Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и функционирования различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.

В рамках психологии общения, в свою очередь, исследуются эффективные способы и методы человеческого общения, направленные на преодоление конфликтных ситуаций и конфликтов.

Цель работы – изучение конфликта как неэффективной и нежелательной формы человеческого общения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-раскрыть теоретические представления о природе конфликта и его сущности;

-рассмотреть психологические барьеры в общении, вызывающие конфликты;

-исследовать эффективные способы общения и поведения для разрешения разногласий и конфликтов.

Теоретической основой при написании работы послужили учебные, научно- публицистические источники по психологии общения, социальной психологии и конфликтологии.

1. КОНФЛИКТ КАК НЕЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

1.1. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами. Одна стороны пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне сделать то же самое. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, отличная от точки зрения и целей другой стороны.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражает­ся в форме явного столкновения, конфликта. Это проис­ходит только тогда, когдасуществующие противоречия, раз­ногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, пре­пятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом пре­одолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Зарождение и развитие конфликта можно охарактеризовать следующей схемой:

Присутствие серьезных причин вовсе не означает, что конфликт произойдет. Обычно он не происходит, если стороны считают, что выгоды от конфликта меньше возможных затрат и потрясений. Но когда конфликт происходит, приходится применять разные методы для его разрешения, что обычно зависит от причины возникновения конфликта.

Далее рассмотрим типы конфликтов.

Если конфликты способствуют принятию обоснован­ных решений и развитию взаимоотношений, то их назы­вают функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и при­нятию решений, называют дисфункциональными (деструк­тивными).

Конфлик­ты могут быть реалистическими (предметными ) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправед­ливым, по мнению одной или обеих сторон, распределе­нием между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е.острое конфликтное взаимодей­ствие становится здесь не средством достижения конкрет­ного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может пре­вратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по кон­структивному руслу. Надежный способ профилактики по­добных конфликтов в организации — создание благопри­ятной психологической атмосферы, повышение психоло­гической культуры руководителей и подчиненных, овла­дение приемами само регуляции эмоциональных состоя­ний в общении.

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный; межличностный; между личностью и груп­пой; межгрупповой.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: пот­ребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, ког­да различные роли человека предъявляют к нему противо­речивые требования. Например, будучи хорошим семьяни­ном (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное коли­чество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а вто­рого - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследст­вие перегруженности работой или, напротив, отсутст­вия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт. Это самый распространен­ный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единствен­ной его причиной является несходство характеров. Дей­ствительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ пока­зывает, что в основе таких конфликтов, как правило, ле­жат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производ­ственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуж­дается именно он, а не другой. Конфликты возникают меж­ду руководителем и подчиненным, например, когда под­чиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что под­чиненный не желает работать в полную силу.

mirznanii.com

Эффективное общение в конфликтных ситуациях

Основные техники эффективного общения — активное и пассивное слушание. Активное слушание базируется на следующих действенных приемах:

  • Дословное повторение

Подразумевает краткий, но точный повтор информации, полученной от собеседника (охватывающий всю беседу или наиболее важную ее часть). Цель: дать оппоненту понять, что вы запомнили каждое его слово. Этот прием часто помогает разговорить молчаливого человека.

  • Перефразирование

Полученная от собеседника информация пересказывается в произвольной, но сжатой форме. Цели: показать оппоненту, что вы все поняли правильно, а также самостоятельно удостовериться в этом.

  • Резюмирование

Озвучиваются наиболее значимые моменты повествования собеседника. Цель: выделить основное, отделить второстепенное, перевести взаимодействие в завершающую фазу. Прием помогает остановить слишком разговорчивого оппонента и перевести беседу в желаемое русло.

В ходе активного слушания важно контролировать свои эмоции и по возможности проявлять эмпатию. Оппонент должен видеть явный интерес своего собеседника в решении конфликта мирным путем. Забавно, но иногда именно конфликт становится настоящим началом позитивного отношения спорящих людей друг к другу.

Пассивное слушание — это осознанное восприятие речи участника конфликта, которое может прерываться лишь короткими репликами («…понятно…», «…угу…», и т. п.). Тот, кто воспринимает информацию, молчит, кивает или озвучивает уточняющие вопросы. На определенных стадиях беседы этот прием позволяет достичь хороших результатов. При этом важно:

  • не заваливать оппонента вопросами;
  • не отвлекаться на свои мысли;
  • не одергивать собеседника.

Во время беседы не стоит перескакивать на отвлеченные темы. Необходимо дать конфликту достичь своего пика и разрешить его. Только так можно избежать новых провокаций.

medaboutme.ru

Психология общения и конфликта - Библиотека BiBook.ru

Категории
  • Аграрные
  • Экономика
  • Другие книги
  • Маркетинг
  • Менеджмент
  • Учет и аудит
  • Право
  • Туризм
  • Финансы
  • Другие книги

Содержание

  • Введение
  • 1. Общение и общительность
    • 1. Понятие общения, виды и структура общения
      • А. Общение и деятельность
      • Бы. Виды общения
    • 2. Структура общения
      • А. Общение как обмен информацией или коммуникативная сторона общения
      • Бы. Общение как взаимодействие или интерактивная сторона общения
      • В. Общение как восприятие людьми друг друга или понятие перцепции
    • 3. Коммуникативные барьеры и их преодоление
    • 4. Стили и модели общения
    • 5. Характеристика общительности
      • А. Виды потребностей в общении
      • Бы. Эмоциональный компонент общительности
      • В. Правила эффективной коммуникации
  • 2. Взаимопонимание в общении
    • 1. Понятые взаимопонимания
    • 2. Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению
      • А. Восприятие образа человека как личности
      • Бы. Психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга
    • 3. Механизмы межличностного восприятия
      • А. Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания
      • Бы. Характер проявления эмпатийных тенденций
      • В. Рефлексия – осознание себя в общении
      • Г. Каузальная атрибуция
      • Д. Эмоциональный контакт и аттракция партнеров по общению
  • 3. Вербальное общение
    • 1.Общение и речевая деятельность
      • А. Структура и функции речи
      • Бы. Характеристики речи
      • В. Виды речевой деятельности
    • 2. Диалог как взаимное восприятие и взаимодействие партнеров по общению
      • А. Взаимопонимание в диалоге
      • Бы. Структура диалога
    • 3. Дискуссионная форма речевого общения
      • А. Этапы обсуждения и выработки решения
      • Бы. Содержательная схема группового принятия решения (метод. Гордона - метод синектики)
      • В. Обобщенная классификация позиций диспутантов
    • 4. Слушание как вид речевой деятельности.
  • 4. Невербальное общение
    • 1. Язык невербального общения
    • 2. Невербальные средства общения
      • 2.1. Кинесические средства
      • 2.2. Просодические и экстралингвистические средства
      • 2.3. Такесические средства общения
      • 2.4. Проксемические средства
    • 3. Межнациональные различия невербального общения
  • 5. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении
    • 1. Функции и характер самораскрытия личности
      • 1.1. Определение понятия
      • 1.2. Функции, последствия самораскрытия для коммуникатора, реципиента, межличностных отношений
    • 2. Психологические феномены с позиции самопредъявления
      • А. Определение понятия «самопредъявления»
      • Бы. Классификация теорий детерминации самопредъявления
      • В. Самопредъявление и «Я» личности
      • Г. Стратегии и тактики самопредъявления
  • 6. Психокоррекционная работа по совершенствованию коммуникабельности
    • 1. Принципы и формы психологического воздействия в зарубежной психологии
    • 2. Характеристика основных направлен психокоррекционной работы
  • 7. Особенности управленческого общения
    • 1. Анализ процесса коммуникаций в организации
      • А. Обмен информацией
      • Бы. Элементы и этапы процесса коммуникации
      • В. Потеря информации
      • Г. Канал неформальных коммуникаций
    • 2. Функции и законы управленческих коммуникаций
    • 3. Деловое общение – спор, дискуссия, диспут
      • А. Техника убеждения
      • Бы. Критика в споре
      • В. Принципы ведения спора
      • Г. Об агрессии во время спора
  • 8. Практические приемы реализации функций управленческого общения
    • 1. Типовые акты управленческого общения
      • А. Общение в процессе собеседования при приеме на работу нового сотрудника
      • Бы. Общение в процессе собеседования при увольнении сотрудника
      • В. Ведение переговоров с партнерами
    • 2. Особенности письменного делового общения
      • Составление деловых писем
      • Заявленіе, доверенность, характеристика...
    • 3. Общение по телефону
    • 4. Самопрезентация – первый шаг в иерархию управленческих отношений
      • Составление резюме
      • Собеседование
  • 9. Этика и этикет общения
    • 1. Понятие об этике и этикете
      • 1.1. Понятия «деловая этика», «деловой этикет»
    • 3. Проведение встреч с деловым партнером
    • 2. Правила этикета — азбука вежливости
      • 2.1. Этикет у разных народов
      • 2.2. Правила делового этикета
  • 10. Социально – психологический климат коллектива как фактор реализации и развития потенциала личности
    • 1. Характеристика структуры социально-психологического климата
    • 2. Проблемы реализации потенциала личности в коллективе
  • 11. Психотехнические упражнения для развития коммуникативных навыков и умений
    • 1. Вводные упражнения
    • 2. Развитие невербальных умений
      • Упражнения на развитие мимики
      • Упражнения на развитие пантомимики
      • Упражнения на эмпатийное слушание
    • 3. Методика выявления эмпатийных тенденций
    • 4. Комплексные групповые упражнения
  • 12. Анатомия конфликтов
    • 1. Сущность и социальная природа конфликтов
    • 2. Источники и причины возникновения конфликтов в управленческой деятельности
    • 3. Классификация конфликтов
  • 13. Психология управления конфликтом
    • 1. Психологические особенности конфликтов и управление конфликтной ситуацией
      • A. Организационный подход к управлению конфликтами
      • Бы. Административный подход к управлению конфликтами
      • В. Психологические способы регуляции деловых конфликтов
      • Г. Переговоры в конфликтной ситуации
      • Д. Правила ведения переговоров
      • Е. Типичные ошибки в управлении конфликтом
    • 2. Психологическая характеристика стилей поведения человека в конфликте
  • 14. Функции конфликта. Методики его профилактики
    • 1. Функции конфликта
    • 2. Методические рекомендации по профилактике конфликтов
    • 3. Роль и место психолога в разрешении конфликта
      • А. Рекомендации психологу по изучению конфликтных ситуаций в коллективе
      • Бы. Этапы посредничества
  • 15. Методики определения коммуникативных особенностей личности и тренинг поведения в конфликте
    • 1. Тест описания поведения К. Томаса
    • 2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
    • 22. Худой мир лучше доброй ссоры
    • 3. Опросник Г. Айзенка
    • 4. Тест-опросник измерения мотивации достижений
    • 5. Измерение мотивации одобрения
    • 6. Стратегии поведения в конфликте
    • 7. Определи свой тип общения
    • 8. Умение слушать
    • 9. Умение слушать (тест 2)
    • 10. Тест «Язык мимики и жестов» (В.Д. Коновалов)
    • 11. Тест « Поддаетесь ли Вы чужому влиянию» (Н.В. Киршева – Н.В. Рябчикова)
    • 12. Тестовая карта коммуникативной деятельности
    • 13. Методика «Q-сортировка»
    • 14. Методика определения сплоченности коллектива
    • 15. Определения психологического климата в организации
    • 16. Тест « Предрасположены ли Вы к конфликтам»
    • 17. Тест « Не создаете ли Вы барьеры в общении»
    • 18. Психогеометрический метод Дюке
    • 19. Опросник межличностных отношений В. Шультца (ОМО)
    • 20. Методика Ф. Фидлера
    • 21. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей. (КОС – 1)
    • 23. Конфликтная натура
    • 24. Социально-психологический тренинг поведения в конфликте
  • Заключение


bibook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *