Материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Психология школьника
Психология школьника.
Особенности эмоций, поведения, деятельности и отношений детей в школьный период жизни.
Разумеется, психология ребенка в возрасте девяти лет значительно отличается от психологии выпускника школы. Это очевидно. Поэтому, для того чтобы вы смогли сориентироваться в данной теме, мы для начала предлагаем вам рассмотреть те периоды развития, о которых вы сможете прочесть в наших материалах.
Собственно говоря, психология школьника — это раздел возрастной психологии. А возраст в это время жизни делится на три главных периода, также как и образовательный процесс: младший, средний и старший школьный возраст.
Младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 10 лет жизни. В это время школьник учится в I-IV классах общеобразовательной школы. Ключевым для правильного понимания того, что становится главным для внутреннего мира (говоря строже, психической деятельности) ребенка в это время, является понимание того, какую роль в этот период играет школа и учеба. Как бы ни был ребенок способен к обучению или как бы он ни старался отлынивать от уроков и домашней работы, учебная деятельность, новое усвоение знаний и опыта — основы его жизни в начальной школе. Они способствуют развитию новых психологических проявлений. С одной стороны, ребенок остается свободным в своем внешкольном «творчестве»- играх и дополнительных занятиях. Это проявляется как произвольная регуляция психических процессов. С другой стороны, ребенок приучается планировать свои действия благодаря тому, что сам процесс школьного обучения построен по программе. Ведение дневника, регулярное выполнение домашних заданий, требование ответственности со стороны учителей и родителей формируют у ребенка способность к построению внутреннего плана действий.
Средний школьный возраст от 10 до 12 лет, V-VII классы школы. Для этого возраста характерна потребность в присоединении к лидерам, авторитетам, выстраивание отношений с позиции ведомого. Надо сказать, что именно в это время повышается уровень доверчивости по отношению к взрослым, поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к тому, как ребенок общается с людьми и как проводит время вне школы. Дело в том, что первые годы школы уже сформировали представление о взрослом как об учителе. Таким образом, к привычным авторитетам родителей («Мне сама мама сказала! — А мне сам папа сказал!») добавляются и другие значимые образы помощников, подсказчиков и советчиков. Ожидание поддержки — очень важное переживание в этот период. Вместе с этим отношения с ровесниками значительно расширяются. Дети, как правило, очень активны, деятельны, они осваивают новые сферы интересов и увлечений, учатся самостоятельно выбирать их. Внутренний мир ребенка становится интересным, а не только осознанным. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, задавать себе вопросы и искать ответы на них. То, насколько полно и содержательно они научатся это делать, зависит, в первую очередь, от общения с ребенком в семье и уже потом от учителей, отношений с друзьями и дополнительных занятий. В это время ребенок «знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу».
Старший школьный возраст иначе можно назвать подростковым . Это то самое время, когда молодой человек, перестав быть ребенком и еще не став взрослым, как правило, продолжает жить в тех же условиях, что и раньше, но уже старается их изменить или от них отстраниться. Неустойчивость эмоционального состояния и поведения, искренне или демонстративно заниженная или завышенная самооценка, презрение к нормам, критиканство, недовольство и возбудимость — лишь некоторые из особенностей этого периода жизни. Меняется все: организм и его потребности, чувства словно удесятеряются в своем накале, мысли перебивают одна другую, желания и мечты заполняют все внутреннее пространство, не оставляя место ни логике, ни трезвости мышления, ни душевному спокойствию. Главный вопрос этого возраста — «кто я?» — для многих становится равнозначным вопросу «с кем я?» и «где я?». Общаться с подростками трудно. Для этого требуется немало душевных сил, уверенности, чуткости, внимания, терпения, стойкости, мужества и мудрости. Однако обладая всеми или некоторыми из этих душевных свойств, взрослые имеют свой неповторимый шанс в общении с детьми в этом возрасте заново пережить, вспомнить и понять собственную молодость. Это шанс осознавать, что таким, каким человек проживает этот возраст, со всей искренностью и скрытостью, недовольством, воодушевлением и обостренным самосознанием, он уже не будет никогда потом. Нет ничего удивительного в том, что самое трудное время взросления остается для большинства людей самым ярким и запоминающимся.
nsportal.ru
Психология школьника
26 Октябрь 2015 admin74 Главная страница » Развитие детей Просмотров: 226Как развивается психология школьника, чем она отличается от психологии дошкольника и что нужно предпринимать родителям, чтобы ребенок хорошо чувствовал себя и показывал хорошие результаты в учебе? Это не праздные вопросы.
С наступлением первого учебного года, когда проходит эйфория от гордости за себя, ставшего учеником, ребенком начинаются осознаваться первые трудности: появление новых, не всегда воспринимаемых положительно новых задач, сложности с адаптацией в коллективе, привыкание к требованиям учителя и т.д.
Сталкиваясь с сопротивлением детей, их нервными срывами, переутомлением, нежеланием идти в школу, саботажем учебной деятельности, родители начинают бить тревогу. Однако многие проблемы можно предотвратить, если знать, что представляет собой
Начало» взрослой» жизни
Для многих первоклассников школа – это начало другой, «взрослой» жизни. И они с удовольствием поддерживают разговоры с родителями о том, какие они теперь «большие», радостно выбирают ранец, дневник, тетрадки… В этот момент многие мамы и папы впадают в иллюзию, что действительно дети осознают свой изменившийся статус и станут более ответственно подходить к учебе, будут более самостоятельными.
Однако обольщаться не стоит: психологи утверждают, что для основной массы детей начало учебы не более чем игра. Психология школьника — первоклассника мало отличается от психологии дошкольника, поэтому проще всего объяснять ему истины о школе языком правил игры. Нужно договариваться о том, как теперь будет организован его день, что из запланированного должно выполняться в первую очередь, а что потом, как вести себя в классе и т.д.
Адаптация в коллективе происходит быстрее у тех детей, которые посещали детский сад, а также занимались в развивающих кружках, секциях. Им легче психологически подстроиться под других ребят и учителей, они не отличаются сильной застенчивостью и быстро находят общий язык с разными людьми. Зная эту особенность психологии школьника, стоит заранее подготовить ребенка к общению со сверстниками, развивать у него социальные навыки.
Важность переключения
В дошкольном периоде у детей физическая активность превалирует над интеллектуальной, а в школе все происходит с точностью до «наоборот».
Почему дети так устают? Потому что важнейшим принципом формирования нормальной психологии школьника является возможность переключения с одной деятельности на другую, а они сразу погружаются в учебу и привыкают жить в непрекращающемся стрессе.
Только представьте себе: вы каждое утро приходите на работу, и строгий начальник ставит вам отметки за то, как вы написали отчет, заполнили ведомость, подготовили рабочее место. А если ему что-то не понравилось, он перед всем коллективом устраивает «читку» ваших документов и разбор ошибок. А когда вы приходите домой и рассказываете своим родителям, что вам сегодня начальник «двойку» за квартальный баланс поставил, они дружно начинают ругать вас и говорить: «В кого же ты у нас глупый такой? Все бухгалтера как бухгалтера, а у тебя вечно проблемы и т.д.»
Понимаете теперь, какой стресс испытывают дети, каждый день пребывая в ситуации оценки результатов их деятельности сначала учителем, потом родителями? Как психология школьника страдает от такого пристального внимания и негатива? Как надо контролировать свои эмоции, чтобы вести себя с детьми разумно и гуманно?
Чтобы стресс не накапливался и не приводил к серьезным проблемам в здоровье, нужно приучать детей к регулярным прогулкам, которые не могут быть заменены на просмотр передач или игру на компьютере. Час игры с ребятами в футбол, катание на велосипеде, пробежка в парке с папой или поход в бассейн с мамой позволят ребенку отдохнуть лучше, чем несколько часов просмотра мультфильмов.
Метки: адаптация, взрослый, деятельность, игра, коллектив, начало, отличаться, первое, проблема, психология, Психология школьника, развитие детей, ребенок, родитель, стресс, учеба, учитель, школа, школьникГлавное – не оставлять ребенка наедине с возникшими трудностями не утратить его доверие. Первые взлеты и неудачи, дружба и ссоры, симпатии и антипатии, любовь и ненависть – все это слагаемые опыта, который поможет подготовиться к взрослой жизни, где все решения придется принимать самостоятельно и нести за них персональную ответственность.
sonyaclub.ru
Школьный психолог — Психологос
Школьный психолог — психолог, работающий в школе.
Цель работы психологической службы школы:
Зачем в школе нужен психолог?
Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
В связи с задачами диагностики одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).
Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.
Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
1. Трудности в учёбе
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в классе
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми — с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути
Девятый, десятый и одиннадцатый класс — время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.
5. Самоуправление и саморазвитие
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог — человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.
Сайты, посвященные работе школьного психолога
- Школьный психолог Дятлова Марина Георгиевна — подборка необходимых документов, полезных игр и упражнений.
- Энциклопедия школьного психолога
www.psychologos.ru
Психология школьника
Психология младшего школьника, Игнатьев Е
ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИИ И ВОСПРИЯТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В психологии принято выделять ощущения и восприятия в качестве психических процессов, лежащих в основе других познавательных процессов и возникающих в результате непосредственного воздействия предметов и явлений объективного мира на органы чувств. В учении И. П. Павлова об анализаторах и временных связях мы находим объяснение физиологического механизма ощущений и восприятий. Процесс возбуждения, возникающий в периферическом конце анализатора под воздействием предметов и явлений материального мира, по соответствующим проводящим путям передается в кору головного мозга (корковое ядро анализатора).
Э. А. Форапонова. Особенности ощущений и восприятии у младших школьников
К. П. Мальцева. Особенности памяти младшего школьника
М. Д. Громов. Развитие мышления младшего школьника
А. Г. Рузская. Некоторые особенности воображения младшего школьника
Ф. Н. Гоноболин. Внимание младшего школьника
П. И. Розмыслов. Формирование воли у младших школьников
П. И. Размыслов Эмоции младших школьников
П. И. Размыслов. Интересы младших школьников
Н. С. Лукин. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника
Н. С. Лукин. Психологические особенности игры младшего школьника
Н. А. Черникова. Психологическая характеристика особенностей литературного творчества младших школьников
Е. И. Игнатьев. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника
Е. А. Мальцева. Психологический анализ музыкального развитии младшего школьника.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:
Психология младшего школьника
Психоэмоциональные особенности развития ребенка в период от 6 до 10 лет и индивидуальное восприятие организации учебного процесса.
1 сентября — это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному, открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий, первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей учебной деятельностью.
Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период физической и психической стабильности.
Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста, характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью. Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению оружающего мира.
Многим взрослым не приходит в голову, что если ребенок достиг такого уровня развития, что он уже способен посещать школу и понимать, что там происходит, то он также способен сам выбирать то, как он хочет учиться: индивидуально, в группе, в классе, дома, в экстернате.
Существуют педагоги, которые любят повторять: «У Вас такой способный ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником». Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?
Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо освоить обязательный предмет, который преподан ему в неинтересной для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредочены. Часто эти одаренные школьники попадают в разряд «троечников».
Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных».
При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.
Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверены в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающей действительности.
Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше воспринимать ту информацию, которая поступает по хорошо работающему «каналу связи» с окружающим миром.
Потеря интереса к учебе в этих случаях связана с неучетом преподавателем способа переработки информации учеником.
Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования, предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех лет, малое предоставление свободы ведут к формированию зависимого от контроля других способа учения. Такой ребенок воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждет наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. Независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.
Пятый ответ: ребенка может не устраивать организация учебной среды. Это значит, что пространство вокруг него во время занятий учебной деятельностью должно быть организовано определенным образом: особые пропорции помещений, художественные элементы оформления класса, неструктурированность среды: отсутствие парт, стульев, потребность в тишине, концентрации.
И наконец, неудовлетворение предпочтения работать одному, с партнером, с двумя партнерами, в группе, где наставниками являются более старшие дети, а не взрослые, со взрослым или в сочетании различных способов работы по собственному выбору, также может стать причиной потери интереса к учебным занятиям.
Дорогие мамы и папы! Анализ индивидуального стиля учения вашего ребенка поможет вам подобрать такой способ его обучения, который будет максимально содействовать его познавательному и личностному развитию.
Элла Прокофьева, детский психолог.
Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье
Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье
В школе дети приучаются к самостоятельности, аккуратности, прилежанию и систематическому труду. Их учат определять время по часам, ценить его и ориентироваться в нем. Уже в начальных классах у детей развиваются способности к абстрактному мышлению, логическим рассуждениям, вниманию, наблюдению, запоминанию, анализу и выводам.
Учеба в школе подразумевает появление новых социальных связей, помогает привить ребенку чувство товарищества, дружбы, долга и ответственности перед коллективом. Быстро обогащается жизненный опыт ребенка, становится более конкретным и реальным его отношение к окружающему миру. В возрасте 7–11 лет у ребенка появляется желание помогать слабым, сострадание к попавшим в беду, он стремится завоевать уважение своих родителей и педагогов, авторитет в детском коллективе.
Учеба в школе заметно расширяет детский кругозор, дарит детям мир принципиально новых впечатлений и понятий, оказывает сильное влияние на их мировоззрение. Отношение их к окружающей реальности становится более критическим, они более остро реагируют на несправедливость, на посягательства на их чувство собственного достоинства.
В начальных классах четко проявляются ошибки, допущенные в дошкольном воспитании – индивидуализм, эгоизм, неуважение к старшим, товарищам, непослушание, ложь, грубость, безразличное отношение к коллективу. В то же время, учеба в школе выявляет также и положительные качества и черты ребенка, заложенные воспитателями и родителями в течение первых шести лет жизни.
Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи.
Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки квартиры и мытья посуды, от ухода за одеждой и обувью. Они находят этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой, но не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности.
Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд – первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи, а в перспективе – его государства и народа. При правильном трудовом воспитании ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к посильной полезной деятельности в школе и дома.
При привлечении учащихся начальных классов к общественно полезной деятельности следует контролировать их физические нагрузки, так как детям в 7–10 лет характерно переоценивать свои силы в связи с активным развитием их мускулатуры.
Темперамент ребенка
Обучение и воспитание школьника младшего возраста основано на индивидуальном подходе к его личности, с учетом его темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.
Вопрос о темпераменте стоит разобрать поподробнее. Общепринятая классификация эмоционального поведения выделяет четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.
У детей-холериков проявляется выраженная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроений. Им не свойственно сдерживать свои эмоции и желания, в их действиях нередко отмечаются вспышки возбуждения, иногда даже агрессивность.
К учебе в школе они приспосабливаются не всегда сразу, так как их тянет на конфликты с окружающими, они могут проявлять на уроках несдержанность, запальчивость и вспыльчивость в ответ на замечания учителя. У этих детей сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, они в своем поведении руководствуются больше желаниями и чувствами, нежели разумом. Их привлекают занятия музыкой, изобразительным искусством, поэзией.
Дети-холерики имеют обостренные вегетативные реакции, они легко краснеют или бледнеют при малейшем эмоциональном возбуждении. У них с рождения в коре головного мозга слабо развито торможение, поэтому им тяжело решать проблемы, возникающие в их жизни. Если желания холериков не совпадают с их возможностями, в их поведении отмечается нервозность, негативизм.
Некоторые педагоги к типу холериков относят трудновоспитуемых детей, которые в своем поведении постоянно проявляют необузданность, недисциплинированность, упрощенность мышления, склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми. Для их воспитания требуется сугубо индивидуальный подход, оно представляет собой трудную задачу. Однако если воспитательное воздействие строится на педагогически верной основе, с учетом особенностей характера, ему хорошо поддается большинство детей-холериков .
У детей с флегматическим характером рассудок явно преобладает над эмоциями. Они способны хорошо контролировать, а при необходимости даже подавлять свои желания и эмоции, без осложнений адаптироваться к учебе в школе. Такие дети ведут себя спокойно, ровно, их речь нетороплива и размеренна, жестикуляцией обычно не сопровождается. В коллективе они отличаются дисциплинированностью, сдержанностью в отношении своих и чужих недостатков, спокойной реакцией на одобрение или порицание их поступков, склонностью к уединению, они стараются избегать конфликтов.
У детей-сангвиников сильный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности, их эмоциональные и мыслительные реакции выражены одинаково хорошо. Они способны управлять своими эмоциями, адаптируя их под требования соответствующей обстановки. Их речь хорошо развита, она быстрая, громкая, богатая, правильно построенная. Эти дети хорошо приспособлены к школьной обстановке, они хорошо переносят школьные нагрузки, в своем поведении они эмоциональны. Типичными чертами их характера являются оптимизм, жизнерадостность, высокая самооценка, критическое отношение к своим и чужим недостаткам. Однако им часто свойственно переоценивать свои интеллектуальные и физические возможности.
У детей с меланхолическим темпераментом слабый тип высшей нервной деятельности. Функции их нервной системы (как корковые, так и подкорковые) ослаблены, подвижность нервных процессов небольшая. Проще говоря, их эмоциональная сфера и мыслительные возможности быстро истощаются. Такие дети быстро устают, они не могут переносить ни длительные, ни единичные физические, эмоциональные и психические нагрузки. Они плаксивы, обидчивы, впечатлительны, самолюбивы, остро реагируют на наказания и поощрения. К учебе в школе адаптируются с трудом, часто к посещению школы относятся неохотно. При ошибках в воспитании у них могут развиваться различные заболевания и невротические состояния.
Здоровье, психика и привычки
Также значимым фактором является и состояние здоровья учеников начальных классов, в первую очередь первоклассников. В этом возрасте нередки хронический тонзиллит, ревматизм и другие заболевания, осложняющие адаптацию ребенка к школьному режиму и отражающиеся на его успеваемости. Эти обстоятельства вынуждают вопрос о школьной нагрузке для ослабленных и больных детей решать совместно с педиатром.
Детям 7–10 лет свойственная такая характерная особенность психоэмоциональной сферы, как любознательность, интерес ко всему яркому и новому. Эта черта выражается в стремлении ребенка всему подражать, даже копировать, не задумываясь о критическом отношении к объекту внимания, следовательно, личный пример его родителей, приемы их эстетического и нравственного воздействия на него играют исключительно важную воспитательную роль. Взаимное уважение, понимание, дружелюбие и любовь взрослых друг к другу, готовность приходить на помощь облагораживают ребенка, формируют у него самые добрые душевные качества, развивают их чувства, мысли, взгляды в самом правильном направлении.
Ребенок может копировать не только хорошее. Он может подражать и плохому примеру: курить, обижать слабых, проявлять жесткость к животным. Опрос пяти тысяч курильщиков показал, что 14% мужчин начали курить в возрасте до десяти лет, а 50% – до 16 лет. Получается, что в начальных классах начинает курить каждый шестой ребенок, в возрасте, когда организм особенно чувствителен к действию никотина и табачных смол. И, скорее всего, дети в этом возрасте обзаводятся этой дурной привычкой, подражая своим родителям и другим близким людям.
Родительский пример может послужить причиной формирования у детей склонности к нарушению норм поведения в общественных местах, неуважения и грубого отношения к взрослым, женщинам, одноклассникам. Если в семье ребенка царит атмосфера лицемерия и обмана, постоянно происходят ссоры и скандалы, процветает произвол и цинизм, это непременно отразится на психике и поведении ребенка, может сделать его жестоким и злым, деспотичным и грубым, беспринципным и лживым.
Сильный вред формированию морали ребенка наносит желание взрослых применять к детям другую, по сравнению с собой, нравственную мерку. Некоторые родители произносят при детях нецензурные слова, совершают бесчестные поступки, а за те же самые действия своего ребенка наказывают, или требуют от него подтянутости и аккуратности, в то время, как сами небрежны и неряшливы. Лицемерие по отношению к ребенку вызывает в нем озлобление и чувство обиды, формирует такое омерзительное качество, как лживость.
Наказывать или нет?
С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).
Опыт педагогов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу.
Даже несильный удар или шлепок (так называемые «легкие телесные наказания») могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию: в его душе происходит столкновение любви и ненависти – двух противоположных чувств – к близкому ему человеку.
Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя и приучают их к лживости и скрытности.
К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.
Дети в 7–8 лет проявляют доверчивость и непосредственность. Родители и педагоги должны считаться с этим и трепетно относиться к проявлению искренности, честности, прямолинейности в поведении и рассуждениях детей. Обучение в школе ускоряет развитие интеллекта, что является основополагающим в более совершенном формировании нравственных и эстетических чувств у школьников, в тонких переживаниях, вызванных искусством, литературой, общением с природой, с людьми. Направление воспитания чувств у ребенка можно считать верным, если взрослые смогут привить ему любовь к прекрасному, приобщить его к красоте природы, научат его ценить духовную красоту человека и достойные подражания поступки.
В обучении и воспитании школьников младших классов большую роль играет эмоциональное начало. Полноценное умственное развитие ребенка невозможно без эмоционально-эстетической , поэтической составляющей. Во время большого эмоционального всплеска мысли детей становятся особенно ясными, и процесс запоминания происходит наиболее эффективным.
Следует отметить некоторые особенности воспитания девочек. В возрасте 9–10 лет у них повышается активность работы эндокринной системы, в частности половых желез и гипофиза. Это вызывает процесс формирования женского типа тела: «округляются» бедра и ягодицы, увеличиваются грудные железы.
В 10–11 лет организм девочки начинает вырабатывать эстроген (женский половой гормон), который вызывает развитие как первичных, так и вторичных половых признаков. В результате этого ее психоэмоциональная сфера находится в неустойчивом состоянии: появляются интерес к своей внешности, первые мысли о принадлежности к женскому полу, чувство естественной стыдливости. В этот период девочке жизненно необходима помощь мамы, ее тактичная поддержка.
В век ускорения физического, интеллектуального и полового развития детей начало менструаций у девочек нередко приходится не на 15–16 лет, как было раньше, а на 11–12 . Мама или учительница (обязательно женщина!) должны в доступной и доверительной форме уже в 9–10 лет рассказать девочкам, что это такое, каково значение менструации в жизни женщины, каким должен стать ее гигиенический и общий режим в эти дни. Отсутствие или запаздывание информации по этому вопросу может вызвать у школьницы психологическую травму, так как неожиданное и незнакомое поведение организма может показаться болезненным состоянием.
Основной целью педагогов, воспитателей и родителей является воспитание в ребенке гармоничной личности, поэтому развитие интеллекта учащихся должно проходить параллельно с их занятиями спортом и физкультурой.
Эффективным воспитание в семье ребенка младшего школьного возраста будет только тогда, когда родители будут стараться разобраться в физических, интеллектуальных и эстетических запросах своего ребенка, усваивать и применять на практике педагогические приемы, используя свой авторитет и являясь примером для ребенка в труде, в общественной и личной жизни.
Психология школьника
В период 7-9-ти лет у детей наступает временное затишье перед бурей, имя которой переходной возраст.
Единственный переломный момент этого периода — поход в первый класс и адаптация в новом коллективе. Хорошо, если класс формируется на базе группы детского сада, и малыши знают своих будущих одноклассников. Многие дети безболезненно вливаются в новый коллектив, но некоторым ребятам трудно сделать шаг навстречу социуму. Родители должны всячески поддержать своих деток и сделать адаптацию минимально проблематичной.
Психология школьника младших классов — это осознание себя через призму отношений полов. Обычно именно в этом возрасте возникают первые влюбленности. Кроме того, у ребенка смещаются ориентиры на авторитетные личности. До школы главной инстанцией для получения информации были родители, теперь авторитетом становятся учителя.
Мы расскажем вам о том, как происходит адаптация детей в школе, с какими проблемами могут столкнуться родители, как чувствуют себя близнецы, которых родители разделили для учебы в разных классах и т.д.
Пузкарапуз берет на себя ответы на вопросы пап и мам детей, возраст которых 7-9 лет. Мы познакомим вас с тонкостями психологии школьника младших классов и не дадим совершить ошибок в воспитании ребенка.
Источники:
Психология младшего школьника, Игнатьев Е
Скачать бесплатно pdf, djvu и купить бумажную книгу: Психология младшего школьника, Игнатьев Е.И., 1960. Настоящая книга представляет собой коллективный труд сотрудников лаборатории психологии школьника Института психологии Академии педагогических наук РСФСР. Перед авторами стояла задача создания труда, подводящего итоги исследований советских психологов в области психологии детей младшего школьного возраста. Эта задача оказалась очень трудной в связи с тем, что не все разделы психологии младшего школьника одинаково изучены. Поэтому одни разделы книги содержат обобщение
http://nashol.com/2018011598479/psihologiya-mladshego-shkolnika-ignatev-e-i-1960.html
Психология младшего школьника
Психоэмоциональные особенности развития ребенка в период от 6 до 10 лет и индивидуальное восприятие организации учебного процесса.
https://www.7ya.ru/article/Psihologiya-mladshego-shkolnika/
Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье
Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье В школе дети приучаются к самостоятельности, аккуратности, прилежанию и систематическому труду. Их учат определять время по часам,
http://mama.neolove.ru/schoolboy/education/psixologija_mladshix_shkolnikov_ix_povedenie_i_vospitanie_v_semj.html
Психология школьника
В данном разделе мы расскажем вам о трудностях поведения и воспитания школьника младших классов. Объясним трудности вхождения в новый коллектив и укажем на возможные родительские промахи в общении со своими чадами.
https://puzkarapuz.ru/content/for_parents/psihologiya/period_79_let/
(Visited 50 times, 1 visits today)
psiholog4you.ru
Статья на тему: Психология младшего школьника
Психология младшего школьника
1 сентября — это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному, открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий, первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей учебной деятельностью.
Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период физической и психической стабильности.
Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста, характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью. Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению оружающего мира.
Многим взрослым не приходит в голову, что если ребенок достиг такого уровня развития, что он уже способен посещать школу и понимать, что там происходит, то он также способен сам выбирать то, как он хочет учиться: индивидуально, в группе, в классе, дома, в экстернате.
Существуют педагоги, которые любят повторять: «У Вас такой способный ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником». Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?
Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо освоить обязательный предмет, который преподан ему в неинтересной для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредочены. Часто эти одаренные школьники попадают в разряд «троечников».
Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных».
При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.
Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверены в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающей действительности.
Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше воспринимать ту информацию, которая поступает по хорошо работающему «каналу связи» с окружающим миром.
Потеря интереса к учебе в этих случаях связана с неучетом преподавателем способа переработки информации учеником.
Третий ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом реагирования его нервной системы на проблемную ситуацию. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению поставленной задачи. Они тянут руку сразу после поставленного вопроса, часто даже не дослушав его до конца. И даже если отвечают неверно, такой стиль учения больше импонирует большинству взрослых, чем тихое и не демонстративное поведение флегматиков и меланхоликов, которые решают задачу медленно, но, как правило, находят верный ответ. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут все сделать быстро, как холерик, но аккуратно, как хочется такому ребенку. Поэтому преподаватель, поощряющий соревновательность детей в решении поставленных задач, способствует снижению самооценки у детей со слабым типом нервной системы.
Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования, предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех лет, малое предоставление свободы ведут к формированию зависимого от контроля других способа учения. Такой ребенок воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждет наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. Независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.
Пятый ответ: ребенка может не устраивать организация учебной среды. Это значит, что пространство вокруг него во время занятий учебной деятельностью должно быть организовано определенным образом: особые пропорции помещений, художественные элементы оформления класса, неструктурированность среды: отсутствие парт, стульев, потребность в тишине, концентрации.
И наконец, неудовлетворение предпочтения работать одному, с партнером, с двумя партнерами, в группе, где наставниками являются более старшие дети, а не взрослые, со взрослым или в сочетании различных способов работы по собственному выбору, также может стать причиной потери интереса к учебным занятиям.
Дорогие мамы и папы! Анализ индивидуального стиля учения вашего ребенка поможет вам подобрать такой способ его обучения, который будет максимально содействовать его познавательному и личностному развитию.
nsportal.ru
19 Психология младшего школьника. Особенности работы психолога с детьми младшего школьного возраста.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу (по Эльконину младший школьный возраст от 7 до 11 лет). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма (кризис 7 лет), что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей, девочки опережают мальчиков на год-полтора. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка. Основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать: 1)качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; 2)рефлексию, анализ, внутренний план действий; 3)развитие познавательного отношения к действительности. 4) словесно – логическое мышление, вербально – дискурсивное мышление, произвольное внимание, письменную речь. В личностной сфере можно назвать: 1)Появление ориентации на группу сверстников. 2)появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки.
По Эльконину в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. По определению Эльконина она трижды общественна: по содержанию (усвоение социокультурного опыта), по смыслу (социально значима и социально оцениваема) и по форме (регулируется социальными нормами и правилами).
В процессе учебной деятельности осуществляются отношения ребенка с обществом, происходит формирование как основных его личностных качеств, так и отдельных психических процессов.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
1.
формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
2.
развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
3.
раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
4.
развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
5.
становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
6.
усвоения социальных норм, нравственного развития;
7.
развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Работа психолога с детьми младшего школьного возраста должна строится на принципе «зоны ближайшего развития», что позволяет придавать коррекционной работе опережающий характер и строить ее как психологическую деятельность, нацеленную на формирование психологических новообразований. Необходимо иметь понятие возрастной и индивидуальной нормы, знать закономерности и механизмы психического развития ребенка.
Кроме непосредственной работы со школьниками, психолог консультирует педагогов по поводу проблем обучения, поведения конкретных учащихся, взаимодействует с родителями ребенка.
Коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связанна с развитием мышления и эмоционально-волевой сферы, с развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», с формированием навыков письма, чтения, счета и интеллектуальных способностей, с развитием сферы межличностных отношений ребенка. Особое внимание должно уделяться коррекции личностного развития. Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как неадекватность самооценки, тревожность, неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность.
Основные методы развивающего и психокоррекционного характера используемые в начальных классах школ — это игровые методы. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживаемого психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их личности. Главное условие при этом — проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться позитивным эмоциональным настроем.
studfiles.net
Статья по теме: Психология развития младшего школьника
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления, период усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются»
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Наступает возраст младшего школьника, и в жизни ребенка происходит принципиальное изменение: начинается та самая настоящая учеба, о которой он мечтал дошкольником. Вместе с учебной деятельностью, ставшей теперь ведущей, приходит много нового.
Хотя младший школьный возраст и не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности, тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является, как уже отмечалось, переломным моментом в жизни ребенка. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности — к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.
Усвоение моральных норм и правил поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся III класса, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же формируется и моральное поведение. Дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя; ученики III класса в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.
Характер. Не следует всегда рассматривать характерологические проявления младших школьников как устойчивые и закрепленные формы поведений, в которых реализуется система отношений. Характер в младшем школьном возрасте только складывается.
Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Н. Д. Левитов приводил пример такой ошибки. Учительница I класса считала одну из своих учениц настойчивой девочкой, умеющей преодолевать трудности, доводить всякое дело до конца. Между тем объективное наблюдение опытного психолога показало, что настойчивость девочки — временное психическое состояние, которое возникает только при определенных условиях: когда она видит пример своей подруги и когда к тому же ее деятельность успешна. Неудачи выбивают ее из колеи.
Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера — капризность, упрямство — объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность — младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой — таит и некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное. Если первокласснику понравилось, как старший ученик ловко играет в волейбол, то копируется все: развинченная походка, грубые выражения, вульгарные манеры этого старшего.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I и II классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.
Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Обратимся к обсуждению изменений, которые происходят со звеньями самосознания в младшем школьном возрасте.
Имя. Мы уже указывали выше, что при благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста чаще всего любит свое имя, так как постоянно слышит доброжелательное к себе обращение.
С поступлением в школу ребенок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться.
Фамилия представляет собой наследованное семейное (родовое) наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени. Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение оттого, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения. Конечно же, для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют и его имя.
Перед учителем стоит социальная задача подготовиться к беседе с детьми по поводу происхождения тех или иных фамилий и предупредить возможность появления обидных прозвищ и дразнилок.
В детской школьной культуре нередко возникает фамильярная манера обращаться друг к другу через уничижительные формы: Петька, Ванька, Колька, Машка и т.д. Часто это становится некоторой детской культурой, нормой взаимодействия, когда дети внешне перестают реагировать на попирание достоинства друг друга. Учителю следует и в этом случае обратить внимание на то, как обращаются дети друг к другу. Пресечение недопустимых форм обращения друг к другу органично внутренней установке каждого ребенка на ценностное отношение к себе и к своему имени.
Внешний образ. Выразительные особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. В этот период интенсивно развиваются мимика и пантомимика.
Лицо. В конце детского возраста лицо ребенка продолжает развиваться конституционально. В 8-9 лет граница, разделяющая голову спереди на верхнюю и нижнюю половины, проходит по линии бровей (в то время как у взрослых- по линии зрачков). Но главное, лицо заметно обогащается выразительными мимическими действиями и умением контролировать эти действия. Ребенок может уже свободно выполнять симметричные и асимметричные активные экспрессии, совершать синхронные и асинхронные движения мышц лица. Он с удовольствием выражает разные экспрессивные состояния, контролируя мимические мышцы бровей, глаз, щек, рта и т.п. Он легко управляет своими губами: выворачивает и оттягивает книзу нижнюю губу, растягивает углы рта, поднимает их кверху, как в улыбке, и т.д. Он может насвистывать мелодию, подмигивать (производить изолированное закрывание правого и левого глаза).
Как и дошкольник, младший школьник упражняется в гримасничанье. Ребенок с интересом относится к своей физиономии, получает удовольствие от сложной мимической игры. При этом он понимает необходимость обуздания первичных эмоций.
К концу детства лицо ребенка приобретает коммуникативную выразительность того культурного окружения, в котором он развивается. При различных вариантах мимики, унаследованных от ближайших предков, на лице появляется специфическое выражение, соответствующее той культурной среде, к которой принадлежит ребенок. При этом одни дети присваивают эти выражения физиономии путем одного лишь подражания (идентификации), других в добавление к этому еще и учат специально тому, каким должно быть лицо «у воспитанного человека».
Тело. Ребенок в младшем школьном возрасте уже во многом преуспел в телесном развитии. У детей в возрасте от 6 до 11-12 лет обычно не наблюдается столь очевидного бурного развития телесных дви_жений и действий, как это происходило в первые шесть лет. Однако это только внешняя видимость скрытой картины телесного развития.
Притязание на признание: позитивные достижения и негативные образования. Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.
В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. В этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Но нужно помнить, что негативные чувства, возникнув у ребенка по определенному поводу, вспыхнув, быстро исчезают. Ведь ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку.
Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов.
Каприз – часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми примитивными, по существу асоциальными формами поведения.
Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные своими родителями дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, ослабленные, безынициативные дети, которые отстали от сверстников. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном поведении.
Половая идентификация. Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.
Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, что-то забить. Очень гордится, когда эти его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя, как свойственно мужчинам.
Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Когда ее хвалят за то, что она рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.
В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, что они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. В непосредственном общении у детей можно наблюдать некое дистанцирование в связи с тем, что они «мальчики» и «девочки». Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.
Младшие школьники готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность ребенка.
Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая, много подробностей, малопонятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.
Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни — подростковый возраст.
Список литературы
1. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. Просвещение, 1984.
2. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996.
3. В. С. Мухина Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. 4-е издание, стереотипное Москва, ACADEMIA 1999
4. В. А. Крутецкий. «Психология обучения и воспитания школьников» «Просвещение», Москва, 1976 г.
5. Волков Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.,1993.
Выступление на М/О начальных классов
Психология развития младшего школьника
Умняшкина Галина Ивановна
nsportal.ru