Психология сострадания – Сострадание через призму психологии — Психология Дома Солнца

Сострадание через призму психологии — Психология Дома Солнца

Значение слова «сострадание» часто понимают несколько однонаправленно, а именно, считают сострадание синонимом слова «сочувствие», что, в общем-то, верно, но только в той степени, если под состраданиеммы понимаем типичную, общепринятую концепцию симпатии к другому, к ближнему, и как следствие — со-переживание его проблемам и злоключениям.

В этом случае речь идёт исключительно о сострадании/сопереживании на уровне эмоций. «А как же иначе?» — спросит читатель, воспитанный в западно-европейской культурной традиции, к которой частично относится и русская культура. Также не стоит забывать и о том, что западно-европейская традиция — это в первую очередь опора на христианские ценности. Упуская это из виду, мы бы допустили большую ошибку, потому что, сколько бы человек не подчёркивал своё неверие в высшие силы и не подписывался атеистом, тем не менее, на его воспитание повлияла традиция, в основе которой, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д.

Можно и дальше пытаться отрицать факт влияния на становление человека этих факторов, но невозможно отрицать очевидной вещи, что мы живём в пространстве единого информационного поля, и в настоящий момент это куда более понятно, чем прежде (со всем тем обилием медиаплощадок, соцсетей, возможностью мгновенной передачи информации и т. д.). Таким образом, индивид всегда находится под влиянием другой среды, другого сознания. При этом интересно отметить, что какими бы различными ни были условия нашего становления и отличия по социальному статусу, большинство из нас находится под влиянием единого информационного пространства, и, как нам известно, отсчёт нашего летоисчисления ведётся от Рождества Христова, что очень о многом говорит.

Среди наших читателей, возможно, есть поклонники славянского летоисчисления. Они обратились к более древнему наследию Руси, и это правильно. Но такие повороты в сознании происходят отнюдь не в возрасте 10 лет, когда психика гибка и может поддаваться влияниям извне, таким образом, меняя ещё не успевшую оформиться систему ценностей. Поэтому даже такие люди, эти новообращённые в зрелом возрасте, мыслят в той парадигме, в которой их воспитали, — в христианской.

Для большинства из нас сострадание — это сочувствие или жалость, вызванные страданием другого человека. Это также и составная часть эмпатии. Человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально. Но опять же, ещё раз подчеркнём, что, определяя сострадание таким образом, мы ни на минуту не вышли за уровень эмоциональной сферы. Однако человек — это не только эмоции, хотя в нашей культуре очень распространено противопоставление интеллекта и чувств.

На самом деле одно не существует без другого, и в психологической науке этот вопрос сродни извечному спору о том, что же появилось раньше: курица или яйца.

Так и в психологии: что же первичней — эмоция или интеллект. Объективного ответа на этот вопрос психология не даёт, т. к. изучающие эту науку делятся на своего рода «партии», каждая из которых защищает ту или иную сторону, приводит аргументы в защиту своей позиции. Но так окончательно и не развеяна тайна, потому что вероятно никакой тайны и вопроса в этом нет, а интеллект и эмоции относятся друг к другу, как две стороны одной медали, и пытаться их отделить до определённой степени некорректно.

Однако наука любит заниматься препарированием, отсюда и подобные поиски «истины» там, выбор сделать невозможно и не нужно. Давайте обратимся к другим источникам, менее научным с одной стороны, но имеющим гораздо более обширный опыт в вопросах, связанных с изучением различных человеческих состояний и подробнейшим образом изучающих сознание живых существ, а именно, мы обратимся к такому философско-религиозному учению, как буддизм.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования

Что же нам говорит на эту тему буддизм? В буддизме тема сострадания рассмотрена очень всесторонне, и, вероятно, читателю будет интересно узнать, что сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем сострадания по шкале, принятой в современном буддизме. Второй уровень сострадания, согласно буддизму, связан с явлениями. Для объяснения такой трактовки сострадания будет уместным представить читателю основополагающее понятие буддизма: «дуккха» (страдание).

Все проблемы человеческой жизни, так или иначе, объясняются наличием в жизни страдания, при этом под страданием должно опять же пониматься не только физическое или психологическое, но и в целом несовершенство существующего, его обусловленность. Только преодоление через осознание этого конфликта способно избавить от дуккхи.

Учение о дуккхе лежит в основе философии Будды. Оно называется учением о Четырёх Благородных истинах. Таким образом, второй уровень сострадания напрямую связан с понятием дуккхи, которую также можно отнести к тому, как мы воспринимаем мир, а именно, через призму наших представлений: мы не можем видеть истинную суть вещей, а следовательно, тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным. Он лишь проекция наших идей и установок, поэтому и называется иллюзией. Мы, по сути, строим этот мир сами, сами создаём иллюзию и в ней живём. Осознание всего этого приводит и к осознанию дуккхи.

Однако есть и третий уровень сострадания, выходящий за пределы не только индивидуально-человеческого, а также области явлений, и приводящий нас к так называемому безобъектному, ни на что не направленному состраданию. Звучит парадоксально, но это имеет место. О третьем, и самом важном, сострадании практически невозможно рассказать словами, потому что слова невольно будут отсылать нас в область интеллектуально-эмоционального, нам же следует выйти за пределы этой сферы, а именно, перейти в трансцендентную область, т. е. туда, где понятий добра и зла не существует, в область, где заканчивается дуальность и, следовательно, прекращается притяжение сансары, и мы вплотную приближаемся к нирване (ниббане) — психологической свободе и мокше.

А теперь давайте посмотрим, каким образом сострадание и его связь с мудростью рассматриваются в разных направлениях буддизма.

Так же как и в христианстве, в буддизме нет единства взглядов, поэтому когда-то единое направление буддизма в настоящее время представлено множеством ветвей, три из которых наиболее известны и напрямую связаны с учением о сострадании и мудрости, а следовательно, больше всего уделили внимания объяснению этого состояния. Это буддизм Тхеравады или Хинаяны («Малая колесница»), буддизм Махаяны («Большая колесница») и буддизм Ваджраяны, более распространённый в области Тибета и иначе именуемый как «буддизм Алмазного пути». Три буддийских метода — будем называть их так, потому что в целом они отличны друг от друга именно методом, цель же у них одна — освобождение человека из сансары и достижение мокши (свободы).

Чувство сострадания в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне

Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью. Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости. Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.

Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении. Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я». Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.

Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.

Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание. Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, — такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.

Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным. Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.

В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет. Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то. Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).

В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание — врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды». Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда. Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде.

Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.

Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств. Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы). Сострадание высшего, необусловленного уровня — это в некоторой мере характеристика

просветления и перехода в нирвану.

В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.

www.sunhome.ru

Сострадание — Психологос

Фильм «Берт Хеллингер»

​​​​​​​Сострадание — способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.

Сострадание — это наше, российское, а по поводу своего всегда разбираться трудно. Российский менталитет удивителен: забота о здоровье в российской культуре ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать (уходить от) тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Почему? Потому что он теперь страдает. И у нас — сострадание…

Кто работал с созависимостью, знает, какая это больная тема: «Как же он без меня?» — и женщина годами живет с алкоголиком, поддерживая его в алкоголизме и лишая нормальной жизни себя. Потому что ему будет без нее совсем плохо, потому что он будет страдать, и она это чувствует, она не бесчувственная, у нее есть чувство сострадания. Сострадание — звенящая нота нашей культуры, подарившая нам и много красивого, доброго, и одновременно принесшая нам много боли и страданий.

Сострадание — способ поддержки, характерный для женской культуры. В мужской культуре сострадание не принято и не востребовано.

Воспитывая в детях сострадание, мы получаем два разнонаправленных результата. С одной стороны, мы хотим предупредить в детях безразличие и жестокость: мы полагаем, что, чувствуя боль другого, ребенок едва ли будет причинять ему боль. Уверенности в успехе тут немного: сентиментальные люди ничуть не менее жестоки, чем не сентиментальные. С другой стороны, мы по факту подкрепляем расстройство другого человека, его негативные эмоции, по сути приучаем к проблемному поведению.

Мужчины не расположены к состраданию и по другой причине: в мужской культуре принято скорее думать, нежели чувствовать, и делать что-либо «без раздумий» считается дурной привычкой. В ситуации, где необходима помощь, сотрудники МЧС помощь организуют и оказывают, но делают это продуманно, имея план и просчитывая эффективность тех или иных мероприятий.

Если сострадающие женщины включаются в дело помощи, занимаясь реальной помощью, это полезно и нужно. Если сострадающие женщины делают скорбные лица, плачут и от помощи отвлекают — они обслуживают только себя и свои чувства, а делу мешают.

Сострадание дает не любовь к людям, а суррогат любви. Безразличие преодолевается не состраданием, а общим развитием личности, когда человек выходит за рамки только своих интересов, приучается думать не только о себе и умеет заботиться о людях ответственным образом.

Склонность к переживанию сострадания чаще характеризует людей с невысоким уровнем личностного развития. Это люди обычно из низших социальных групп, более склонны к тревожности и враждебности перед лицом опасности↑.

Когда сострадание уместно и оправдано? Когда у человека большое горе, он часто теряет контакт с окружающими, и восстановление его душевных сил затруднено. Если в это время выразить ему сострадание, это окажется уместной пристройкой, даст возможность наладить с ним контакт, и тогда постепенно окажется возможным ему помочь.

Обезболивающие средства — не способ нормальной жизни, но в медицине они оказываются уместны. Также и сострадание — когда человеку очень плохо, как временная мера — сострадание уместно. Делать же сострадание нормой жизни, жить состраданием — не вполне адекватно.

www.psychologos.ru

Сочувствие — Психологос

Сочувствие — это умение понимать и разделять отрицательные эмоции другого человека, возникшие перед лицом жизненных трудностей.

В сочувствии есть две стороны. С одной стороны, своим сочувствием вы говорите человеку, что он вам не безразличен, тем самым оказывая ему поддержку; с другой стороны, вы подкрепляете его расстройство, его негативные эмоции, по сути, приучаете к проблемному поведению.

К сожалению, отказ в сочувствии нередко расценивается как конфликтоген, и расстроенный человек, не получив сочувствия, ощущает моральное право выдвинуть встречные обвинения в равнодушии.

Фильм «Испанский-английский»

Ты заставила меня себя ненавидеть! — Родная, если ты дурно думаешь о себе, значит, ты правильно уловила суть! (Мама не сочувствует дочери в ее трудностях, и в данной ситуации это уместно).
скачать видео

​​​​​​​​​​​​​​

Виды сочувствия

Сочувствие бывает разным:

  • я могу вместе с человеком, в унисон ему, поныть про то, как все плохо и на этом дело кончится (точнее это называется состраданием).
  • я могу оказать поддержку, подарить тепло, заботу и этим тоже помочь.

Сочувствие правильное и сочувствие невовремя

Сочувствие бывает нужно тогда, когда человек не в ресурсе, сильно расстроен, у него где-то что-то болит. Но не всякое сочувствие — полезно. Как и любое другое действие, сочувствие может иметь два направления: потому что человеку было плохо или для того, чтобы ему стало хорошо.

Если я хочу рядом с собой вырастить человека сильного — я ему сочувствую и его поддерживаю, сейчас для того, чтобы дать ему сил справиться с его трудностью. Если такое случается редко — это нормально: всем бывает тяжело и больно. Если же человек злоупотребляет сочувствием и вместо прибавления силы переходит еще больше в позицию жертвы, разводя лапки и ожидая, что я за него обязательно все сделаю, ведь я сочувствую — такое сочувствие неуместно и невовремя.

Сочувствие должно быть с умом: сочувствие без ума часто приводит к безответственной помощи: см. иллюстрации безответственной помощи.

Сочувствие невовремя есть не помощь, а провокация на позицию Жертвы. Уверенное отсутствие сочувствия ошибочному поведению есть один из способов переключения человека на новое, более адекватное поведение. Возможно, на вас будут сердиться за ваше жестокосердие, но вы реально сможете человеку помочь. См.→

Сочувствие и сострадание

Сострадают Жертвы (и Жертвам). Резонируют с чужим «мне плохо» и вместе страдают. А сочувствие — это другое. Сочувствие иногда проявляется ещё и в том, чтобы оставить человека наедине со своими переживаниями.

На размышление

Из книги Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым.

Родители в племени екуана не издают жалеющих звуков, когда ребенок ушибется. Они ждут, чтобы он поднялся и догнал их, если это все, что требуется. В случае серьезной болезни или раны они делают все, что в их силах, чтобы помочь ему выздороветь: дают лекарства или прибегают к услугам шамана, иногда день и ночь поют, обращаясь к злым духам, вошедшим в тело больного, но не выражают ему никакого сострадания. Больной же в меру своих сил старается пережить болезнь и никого не беспокоить без необходимости.

Как-то ко мне привели двадцатилетнего мужчину, у которого началась гангрена на большом пальце ноги. При свете фонарика я делала попытки остановить ее. Должно быть, боль была чудовищной. Он не сопротивлялся моим действиям (я скоблила рану охотничьим ножом) и безудержно плакал на коленях у своей жены. Как и мать мальчика, она была совершенно расслабленна и совсем не сопереживала мужу. Она просто была вместе с ним, и он мог уткнуться лицом ей в живот, когда боль была особенно невыносимой, или с плачем поворачивать голову из стороны в сторону на ее коленях. При этом присутствовала половина деревни, что, как мне кажется, его совсем не волновало, и он не старался ни драматизировать происходящее, ни скрыть свои чувства.

Из статьи дрессировщиков О. и Д. Тарасовых «Неосознанное подкрепление в содержании и воспитании собак»

Как-то раз на прогулке ваша молоденькая собака услышала выстрел или любой другой громкий звук. Естественно, она инстинктивно дернулась и прижала уши. Ваши действия? Конечно, поскорее успокоить, объяснить, что все в порядке. Что же усваивает собака? Первое – скорее всего, произошло что-то действительно страшное, раз Вы обратили на это внимание. Второе – хочешь, чтобы тебя лишний раз приласкали – как можно сильнее изобрази испуг! Конечно, собака не рассуждает подобным образом, но тем не менее установка «бояться громких звуков» успешно закрепляется в поведении. Как же поведет себя опытный и разумный владелец? Не обратит ни малейшего внимания на испуг собаки, а в случае особо старательной демонстрации ужаса еще и «наподдаст» — дабы не поощрять трусость! Скажете – нет, это слишком жестоко, это испортит психику собаки… Ничуть! Собака, воспитанная так жестко, не встречая сочувствия своему испугу, вырастает уверенной в своих силах и в могуществе своего хозяина. Пострадает же психика собаки в том случае, если каждый раз, заслышав громкий звук или столкнувшись с любой другой ситуацией, в которой собака может «спасовать», Вы будете вести себя непредсказуемо для собаки. Например, однажды Вы посочувствуете ей, а в другой раз – разозлитесь на вами же сформированное робкое поведение. Не зная, чего ожидать от Вас в следующий раз, собака начнет Вас побаиваться. Наблюдая за собаками и их владельцами, мы обратили внимание на то, трусливыми оказываются, как правило, собаки довольно добрых и внимательных к собаке владельцев, но склонные периодически вести себя непредсказуемо. Вывод напрашивается сам собой – владельцы почти всегда собственными усилиями формируют у собаки нежелательное поведение!↑

www.psychologos.ru

Сочувствие, что это такое и нужно ли ему учиться

Сочувствие – это умение личности прочувствовать грусть, страдание, печаль других, прожить огорчение, которое переживают другие люди. Умение сочувствовать чужому горю помогает человеку быть более приятным для коммуникации и наладить взаимоотношения с окружающими. Сочувствующий человек умеет оказать поддержку, подбодрить, успокоить, а это одновременно стает стимулом для кого-либо начать поиски решения возникшей проблемы. Если индивидууму свойственно сочувствие и сострадание, с ним легко наладить контакт, такие люди, обычно, не оценивают и не подвергают критике поступки или убеждения, эти люди просто готовы посвятить вам часть своего времени и внимания в необходимый период жизни.

Что такое сочувствие

Сочувствию мы учимся с младенчества, чаще всего копируя поведение родителей и близких родственников. Очень важно показать чаду способы выражения сочувствия. Если малыш привык, что после всякой неудачи ему сочувствуют и поддерживают, аналогично и он проявит себя, будучи взрослым.

Буддизм раскрывает феномен сочувствия и сострадания как жажду, освободить окружающих от страданий. Буддисты верят, что людская сущность – это сострадание, любовь и доброта. Для выражения сочувствия, человечество нуждается еще и в мудрости.

Интересный взгляд на сочувствие описал Девид Майерс в работе «Социальная психология», где автор дает психологическую характеристику сочувствию. Любая волнительная ситуация в жизни кого либо возможно пробуждает в нашем подсознании так называемый дистресс.

Майерс взял за основу три фактора сочувственного выражения чувств. Во-первых, реагируя сочувствием на угнетенное душевное состояние личности, наша психика неосознанно сводит свой дистресс на нет и убирает внутреннее ощущение вины. Майерс называл это завуалированным эгоизмом. Во-вторых, сочувствуя, мы можем, отвлекаясь от своих переживаний переключаться на переживания других. В-третьих, нас толкает на выражение сочувствия общепринятые правила. Под правилами имеются в виду ожидания социума, которые диктуют конкретное поведение и эмоциональную реакцию. Можно описать это как тактичность, воспитанность и человечность.

Умение сочувствовать окружающим является ключевой чертой в характере практикующего психолога. Карл Роджерс считал, что без этого качества работа психолога будет невозможной. Он описывает, что сочувствие (сопереживание, эмпатия) – это фундаментальная черта терапевта в терапевтических взаимоотношениях с пациентом, и основное требование для личностных изменений самого клиента. Характеристика сочувствия Роджерса была следующей: феномен является сложным процессом, включающий осознание роли, переживаний и принципов индивида. Однако нужно осознавать, что это не примитивное признание переживаний человека, а также умение вовремя выйти за грани возникшей ситуации и оценить ее с нового ракурса.

Сочувствие и сострадание очень нередко употребляются как синонимы, но можно описать разницу в этих терминах так: сострадание – это ощущение грусти, а сочувствие – душевное состояние, способное привнести в жизнь чувство радости.

Что важнее сочувствие или реальная помощь

Сталкивались ли вы с вопросом: как помочь близкому человеку? Выслушать и оказать поддержку морально или кинуть все свои ресурсы на разрешение сложности? Невозможно категорично дать ответ на данный вопрос, следует отталкиваться от сложившихся обстоятельств, условий и самого человека который к вам обратился. Для одного финансовая проблема это лишь временная трудность, для другого полная катастрофа! Поэтому оказывая поддержку нужно учитывая характеристики и особенности человека. Касательно непосредственно вашего участия, то тут имеются большие риски, решая проблемы за близких, вы взваливаете обязательства за их жизнь на личный счет. Впоследствии он утратит стимул для решения самостоятельно, и при первых сложностях будет просто искать, кто же снова вместо него найдет решение. Так же, ваша чистосердечная помощь не будет оценена и в последствие к вам будет больше претензий и упреков, чем благодарности, которую вы заслужили. С сочувствием все немного по-другому. Когда человек высказался, разделил с вами моменты, которые его обеспокоили или расстроили, ощутил, что его понимают и поддерживают, у него открываются ресурсы для дальнейшего движения. Так же обговорив проблему с близкими, можно найти решение там, где раньше даже не рассматривалось. Но если слишком погрузиться в проблемы других, то мы начинаем жить чужой жизнью, обесценивая при этом свою. Главное осознавать, что сочувствие и сострадание это прекрасно, но как же разобраться с нашими собственными вопросами? Не упускайте из внимания то, что каждый отвечает за исход принятых решений и поступков. Оберегайте себя от ноши чужих проблем.

Не спешите улучшать чужую жизнь, выслушайте, помогите человеку не держать все в себе, ведь иногда для помощи достаточно даже молчаливого участия.

Нужно ли учиться сочувствию

Сочувствие и сострадание граничат с такими человеческими чертами как – эмпатия, отзывчивость, сопереживание и другие позитивные качества, которые имеют влияние на становление полноценной личности. Все хотят видеть людей способных на добрые, бескорыстные и искренние поступки, может ли это быть без сочувствия? С детских лет мы учимся уважать старших, помогаем родителям, нам прививают, что нужно защищать и заботиться о слабых животных, без сочувствия делать это все невозможно.

Старайтесь разъяснять ребенку, что все вокруг ощущают боль и обиду, обговаривайте свои чувства, можно вместе с ребенком каждому чувству присвоить свой цвет, это будет интересно как крохе, так и вам. При возникновении разногласий стоит обсудить, почему так выходит и что переживает из участников конфликта. Родительский дом должен быть наполнен атмосферой покоя и умиротворенности. Если ребенок проявил злость к вам или окружающим, спросите, что именно вызвало ее, как возможно изменить эту ситуацию. Ребенок, которому с детства прививалось сочувствие и сострадание, не будет грубо обращаться с животными, обижать младших и вообще доказывать свою правоту кулаками. Объясните ребенку, что выражение сочувствия это не проявление слабости, а показатель интеллекта и правильного воспитания. Если вы покажите, как можно выразить сочувствие, то в дальнейшем кроха, прежде всего, будет заботиться о чувствах других, и будет искать выход, не прибегая к агрессии. Отличным способом воспитания у ребенка сострадания и сочувствия могут стать книги. Во всех сказках есть персонажи, которые переживают всю гамму эмоций: страх, злость, жалость, сострадание и сочувствие. Отправляясь в путешествие с любимыми героями, ребенок научится проявлять доброту. Все детки от рождения наполнены любовью миру, и задача родителей развивать позитивное отношение дальше, и не дать ему смениться злобой и агрессией.

Повзрослев, мы сталкиваемся с жестокостью, которая объясняется тем, что отдельным людям не свойственно сочувствие. С людьми такого характера тяжело контактировать, они грубы, эгоистичны и не щадят чувства окружающих. Очень часто корень проблемы, как раз и уходит в детство, они не имели пример родителя, который бы показал, как выразить сочувствие (во многих случаях такие люди зажаты и эмоционально закрыты). Таких личностей избегают и стараются держать на расстоянии. Но вы можете помочь с этим справиться, показывая, что сочувствие и сострадание это норма жизни. Подавляемые эмоции накапливаются внутри нас и могут принести вред здоровью. Для достижения душевного покоя, умиротворения и гармонии с собой и миром, не бойтесь проявлять свои эмоции. Сочувствуйте бедам и неудачам близких, поддерживайте их и мотивируйте продолжать двигаться только вперед, не давая плохому взять вверх, помогите людям открыть свою жизнь для всего того хорошего, что ждет впереди!

psihomed.com

⋆ Сострадание как форма помощи себе и другим

Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства Алигьери Данте

Есть понятия, которые трактуют скорее в христианской традиции, чем с точки зрения психологии. Из-за этого возникают разночтения в значениях. К таким понятиям относятся «прощение» и «сострадание». Они имеют лишь опосредованное отношение к морально-этическим категориям. Сострадание доступно не только святым, монахам и сестрам милосердия. Это естественное чувство по отношению к себе и другим, качество, способное изменить к лучшему жизнь каждого человека.

Что такое сострадание – сила или слабость?

В психологии состраданием называют не столько чувство, сколько поведение, которое основано на понимании страданий – своих или другого человека. Осознавая причины и особенности дискомфорта, человек способен устранить или снизить интенсивность боли. В сострадании нуждается каждый, и люди, испытывающие его по отношению к себе, лучше справляются с жизненными трудностями.

Сострадание – намерение изменить ситуацию, ликвидировать источник боли и предотвратить ее появление в будущем. Нужно быть действительно сильным духом и храбрым человеком, чтобы понять чужую муку, не прятаться от нее и устранить причину внутренней боли.

Именно отсутствие сострадания или неумение его проявлять чаще всего приводят к проблемам в семьях, изменам и разводам. Реальность такова, что людям, рвущимся к успеху, обращающим внимание на его внешние проявления, не хватает душевных сил на сострадание к самым близким.

Сложнее всего проявлять сострадание к себе. Понимание и любовь к ближнему в современном обществе считаются добродетелями. А вот по отношению к себе эти свойства расцениваются как эгоизм.

В результате вместо сострадания к себе люди предпочитают самоедство и нередко нуждаются в профессиональной психологической помощи только потому, что не прощают собственных ошибок.

Как работает механизм сострадания к другим?

Люди гораздо больше склонны к состраданию по отношению к другим, чем к себе. Это объясняется особенностями самого механизма сострадания:

1 Эмпатия. Человек – существо социальное, и эта особенность помогает нашему виду выживать и доминировать. Люди реагируют на чужую боль и, наблюдая ее, нередко воспринимают почти так же остро, как собственную. Они автоматически испытывают желание спасти.
2 Социальная когниция. Испытывая стремление помочь, человек разделяет чужие и собственные эмоции. Это позволяет ему оставаться более объективным, чем тот, кто в данный момент страдает.
3 Ощущение сближения и вознаграждение. Помогая другим, мы испытываем удовольствие, поскольку делаем доброе дело. Для приятных ощущений нам достаточно этого осознания, а проявление благодарности дарит тепло.

Когда человек испытывает боль, у него срабатывает система эмпатии, а остальные две – нет, ведь он не видит себя со стороны. Чтобы сострадать самому себе, нужно включить внутреннего наблюдателя, а это очень сложно сделать в периоды эмоциональной нестабильности.

Как научиться сострадать себе?

Тревога, гнев, отчаяния блокируют способность наблюдать за собой. Чтобы помочь самому себе, нужно развить навык наблюдения за процессом собственного мышления. Есть полезная техника, упрощающая эту задачу:

1 Проговорите вслух то, что вас тревожит, расстраивает или злит. Сформулируйте одной емкой фразой. Пример: «Меня никто не любит».
2 Постарайтесь запомнить ощущения, сопровождающие сказанное.
3 Потом произнесите ту же фразу, добавив слова «У меня есть мысль, что…» Получится нечто наподобие: «У меня есть мысль, что меня никто не любит».
4 Внимательно прислушиваясь к своим эмоциям, вы заметите, что напряжение уже немного снизилось.
5 К предыдущей формулировке добавьте еще «Я отмечаю, что…». Получится длинная конструкция, например: «Я отмечаю, что у меня есть мысль, что меня никто не любит».
6 Проговорите новую фразу и прислушайтесь к себе. Вам покажется, что вы говорите уже так же, как о ком-то другом.

Такая простая техника позволит взглянуть на свои чувства и боль со стороны. Воспринимая их как сторонний наблюдатель, вы уже сможете проявить сострадание к себе. Придет понимание, что речь идет только о мыслях, а не о фактах, из-за которых появились негативные суждения.

Еще один полезный прием скорой помощи самому себе – вопрос «Какие чувства я испытал, если бы услышал от мамы или своего ребенка, что…» (далее добавляется уже сформулированная фраза, которую использовали в предыдущей технике). Можно усилить эффект, говоря это своему отражению в зеркале.

Формы проявления сострадания

Милосердие и сострадание нужно каждому, но не все могут правильно проявлять эти качества. Лучше всего это делать в таких формах:

  • Слова сочувствия. Говорите о том, что испытывать боль в трудной ситуации – это нормально, напоминайте, что вы рядом и готовы помочь. Поддержка гораздо полезнее, чем упоминание о том, что кому-то хуже.
  • Похвала. Важно говорить себе и другим о хороших качествах, достижениях. Это прекращает самоедство и поиск виноватых, помогает примириться со сложной ситуацией, принять факты и не провалиться в отчаяние.

Людям часто не хватает сострадания в жизни. Это делает их несчастными, заставляет чувствовать свою второсортность, негативно сказывается на самооценке.

Все эти проблемы решаемы. Если не справляетесь с трудностями самостоятельно, запишитесь на консультацию к хорошему психологу. С помощью специалиста вы разберетесь к себе и научитесь правильным формам самоподдержки.

 

 

Ещё интересные статьи:

marinasmolenskaya.ru

Сострадание — Психология Дома Солнца

Сострадание помогает шире увидеть ситуацию, а также позволяет находить компромиссы в конфликтах, не обострять конфликтные ситуации, находить различные решения.

Многие люди часто с состраданием относятся к животным, что характеризует их доброту и великодушие. Сострадание помогает относиться к окружающему миру бережно и стремиться к сохранению отношений с окружающими.

Сострадание несет в себе созидательную функцию.
Сострадая другому человеку или животному, люди становятся более открытыми миру. Сострадание формирует доброту, искренность, желание помочь ближнему.

Важно развивать сострадание у детей по отношению к животным, растениям, другим детям, но важно в первую очередь замечать и развивать сострадание в себе.

Помочь в этом может следующее упражнение.

Упражнение «Дар Сострадания»

Сострадание – это переживания (эмпатического свойства) по поводу страданий человека, а также стремление оказать ему помощь и поддержку.

Сострадание проявляется в любом поступке, позволяющем нам выйти на более глубинный уровень нашего опыта, который мы разделяем со всей нашей культурой и со всем тем, что мы создаем. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы освободить себя из тюрьмы обособленности, расширяя пределы собственного сострадания.

Просто каждый день вы должны изыскивать хоть какую-то возможность откликнуться на потребности другого так, как это подобает человеку. Какие-то небольшие акты доброты – это то, что может помочь вам так или иначе культивировать дара сострадания.

Таким образом, сострадание является важным аспектом жизнеспособности человека. Сострадание позволяет расширить горизонты самовосприятия и восприятия окружающего мира.

Сострадание, как правило, редкость в современном обществе. Чаще можно встретить безразличие, заинтересованность только в личном благополучие, еще и поэтому важно развивать сострадание. Часто люди хотят, чтобы к ним относились так же, как они относятся к другим, в связи с этим очень важно развивать доброту и сострадание.

Сострадание — это шаг к успеху, проявление доброты и гармоничное взаимодействие с окружающими. Развивайте сострадание у себя и своих близких. Это полезное качество, которое поможет Вам грамотно общаться и строить отношения, в которых будут оптимизм и жизнелюбие.

www.sunhome.ru

Сострадание к себе – очень полезная вещь, Психология – Гештальт Клуб

Как сообщает Science Daily, согласно исследованию ученых
университетов Дюка и Уэйка Фореста, США, сострадание к себе
позволяет легче переживать жизненные невзгоды. Это первое крупное
исследование данного явления, результаты его были опубликованы в
майском номере журнала «Journal of Personality and Social
Psychology». Состраданием к себе называется способность относиться
к самому себе по-доброму, когда дела идут плохо. «Жизнь бывает
достаточно жесткой. Сострадание к себе помогает избавиться от
злости, депрессии и боли, которые мы испытываем, когда на нас
наваливаются проблемы», — считает Марк Лири, профессор психологии и
нейронауки и ведущий автор исследования, которое было основано на
пяти экспериментальных работах. 

Сострадание к себе состоит из трех компонентов. Во-первых, это
доброта к себе – способность проявлять к себе доброту и понимание
вместо самокритики. Во-вторых, это человечность – понимание, что
личный негативный опыт является нормальной частью человеческой
жизни. В-третьих, это осознанное принятие – уравновешенный взгляд
на вещи вместо повышенного внимания к болезненным мыслям и
чувствам. 

 

Исследователи провели пять экспериментов, в которых попытались
определить когнитивные и эмоциональные процессы, с помощью которых
самосострадательные люди справляются с жизненными проблемами. В
экспериментах изучались реакции участников на воспоминания о
негативных событиях, представление негативных сценариев и получение
негативной оценки от окружающих. При этом оценивалось качество
выполнения задания, а также эмоциональные реакции участников.

 

Ученые обнаружили, что сострадание к себе не связано с
самооценкой, которая может быть совершенно различной. Однако данные
исследований показывают, что сострадание к себе особенно выгодно
для людей с низкой самооценкой. Исследователи обнаружили
следующее:

 

— Люди с высоким уровнем сострадания к себе испытывают меньше
негативных эмоций при реальных, вспоминаемых или воображаемых
плохих событиях.

 

— Сострадание к себе позволяет людям принимать ответственность
за негативный опыт, но при этом преодолевать плохие чувства.

 

— Сострадание к себе защищает людей иначе, а иногда и гораздо
лучше, чем самооценка. Кроме того, людей с состраданием к себе
характеризуют более положительные эмоции. Однако для них не
характерны нарциссизм и иллюзии в отношении себя, которые часто
встречаются у людей с высокой самооценкой.

 

— Сострадание к себе особенно важно для людей с низкой
самооценкой. Люди с низкой самооценкой, которые относятся к себе
по-доброму, несмотря на нелестные отзывы других, справляются с
ситуацией не хуже, если не лучше, людей с высокой
самооценкой.

 

— Отношение к себе у людей, склонных к самосостраданию, меньше
зависит от внешних событий. Причина, вероятно, в том, что они
относятся к себе по-доброму, независимо от того, идут ли дела
хорошо или плохо.

 

В исследовании отмечается, что многие эти качества обычно
приписываются высокой самооценке, но на самом деле, их причина –
сострадание к себе. «Кажется, что сострадание к себе боле важно,
чем самооценка, и именно оно ответственно за многие положительные
эффекты самооценки», — говорит Лири.

 

«Американское общество тратит много времени и усилий, пытаясь
повысить самооценку людей», — говорит Лири. «В то же время
сострадание к себе оказывается более важным ингредиентом
благополучия».

gestaltclub.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о