Психология управления персоналом учебник – Психология управления персоналом, Теория и практика, Евтихов О.В., 2010

Содержание

1_Психология управления (основной учебник)

В этом перечне обнаруживается важнейшая особенность социального управления — наличие психологических составляющих в деятельности объектов и субъектов управления, что выражается в постановке цели, использовании информации и различных психологических средств.

В сферу социального управления включено управление не только предприятиями и учреждениями, организациями, но и любыми социальными группами — большими и малыми, включая семью, а также отдельного человека.

Поэтому управление организациями оказывается не только объектом более узким, чем объект кибернетики, но и более ограниченным, чем объект социального управления в целом.

Объект менеджмента, т.е. процесс руководства, управления отдельным работником, рабочей группой, трудовым коллективом, который традиционно изучается при профессиональной подготовке менеджеров, включает в себя только проблемы управления в организациях.

Субъектом данного процесса является менеджер (от англ. manager — управляющий).

Объектом психологии управления является

психологическое обеспечение управления как особого вида социальной деятельности в организациях.

Под психологическим обеспечением понимается система присущих человеку внутренних движущих сил, процессов и состояний и применение таких механизмов их использования субъектом управления, которые обеспечивают эффективность деятельности организации. Эти механизмы обеспечивают не только такие отдельные элементы управленческой деятельности, как планирование, мотивация, информирование, делегирование, общение, но и управленческую деятельность в целом.

Цель психологии управления состоит, таким образом, в выявлении у человека и использовании неосязаемых, скрытых движущих сил и механизмов, с помощью которых ненасильственными, гуманными методами можно повысить эффективность управленческой деятельности.

Эта общая цель психологии управления реализуется путем решения следующих задач:

∙разграничение организационно-технической и психологической составляющих управленческой деятельности, выяснение специфики последней;

∙выявление условий и закономерностей становления человека как субъекта управления в процессе его социализации;

∙исследование конкретных форм психологического обеспечения управленческой деятельности;

∙анализ технологии оптимизации управленческой деятельности с помощью

психологических средств.

На современном этапе развития нашей страны на психологию управления возлагаются большие надежды как в решении экономических, так и социальных задач.

Глава 1.2. Место психологии управления в системе наук

Выяснение места той или иной конкретной науки в общей структуре научного знания помогает яснее понять специфику ее предмета и объекта исследования, характер ее основных категорий.

Среди различных классификаций современной науки наиболее распространенной является ее деление на две большие группы: естественные и гуманитарные науки, или, говоря иначе, на науки о природе и науки о духе.

Общим предметом, объединяющим все гуманитарные науки (к которым относятся история, социология, культурология, экономика, менеджмент), является человек и многообразные формы его активности.

Наиболее общим основанием, объединяющим все эти науки, является категория человеческой деятельности, те или иные стороны которой и исследует каждая из указанных гуманитарных наук.

Но, поскольку неотъемлемым признаком любой человеческой деятельности является не только ее внешнее, предметное, но и внутреннее, духовное, информативное, психологическое начало, ни один из ее видов нельзя понять без учета ее психологической стороны. Поэтому в большинстве гуманитарных наук появились пограничные дисциплины, в том числе и социальная психология, психология труда, психология управления.

Поскольку все гуманитарные дисциплины исследуют человека, все они используют такие общие для них фундаментальные категории, как

человеческая деятельность и человеческий труд.

Именно на этой понятийной основе строит весь свой конкретный категориальный аппарат и психология управления.

Как уже говорилось, данная наука возникла как результат синтеза двух фундаментальных наук — психологии (науки о закономерностях, развитии и формах внутренней, духовной жизни человека и животных) и менеджмента (науки об управлении производством, принципах, методах, средствах, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли).

Если психология управления рассматривает организационные процессы, она тесно взаимодействует с теорией менеджмента, теорией организации, организационным поведением, другими управленческими дисциплинами.

Психология управления прежде всего активно

studfiles.net

Психология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата

Добавить
  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Жанр: Учебная литература

ISBN: 9785991687805

Год издания: 2016

Серия: Бакалавр. Академический курс

Издательство: Юрайт

Фрагмент книги

Оцените книгу

Скачать книгу

58 скачиваний

Читать онлайн

О книге «Психология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата»

Учебник создан на основе как практического, так и академического опыта авторов, дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и готов подняться до уровня высококлассного управленца. В издании в доступной форме рассмотрены специфика использования теоретических основ и технологий психологии в управленческой практике, подходы к формированию и совершенствованию психологи- ческого климата и организационной культуры предприятия. Проанализированы особенности коммуникативных процессов в современной организации, бизнес-среде и обществе, являющиеся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста. Практическая направленность учебника обусловила наличие обширного иллюстративного материала, а также наглядный и разноплановый методический комплекс, включающий кейсы, вопросы и задания для самостоятельного контроля.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2016 году издательством Юрайт. Книга входит в серию «Бакалавр. Академический курс». На нашем сайте можно скачать книгу «Психология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги автора

Информация обновлена:

avidreaders.ru

Психология управления персоналом

Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014. — 381 с.

Рецензенты:

  • Караяни А.Г., доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
  • Климов Е.А, доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Аннотация

Автор является последовательным приверженцем идеи развивающейся организации. В учебнике фокусируется внимание на психологической составляющей сферы управления человеческими ресурсами организации. В частности, рассматривается организационный контекст управления персоналом, основные подходы к управлению персоналом, жизненные стадии и циклы организации.  Из многочисленного набора методов управления персоналом в учебник вошли лишь те, без которых психологическая работа с персоналом  представляется невозможной.  Это методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы реформирования организации

Предисловие

Очень непростая  и в чем-то рискованная задача,  написать учебник, который посвящен области психологии управления персоналом. Скажем почему. Во-первых, эта область имеет глубокие корни и традиции, но  одновременно является динамичной и инновационной. Во-вторых, риск многократно увеличивается, когда это касается учебника, адресованного современным студентам высших учебных заведений, отличающихся пытливым умом и быстрой реакцией на все необычное и одновременно практически значимое.

Любой психолог может найти себе применение внутри такого объекта, как организация, поэтому внимание в учебнике сфокусировано именно на ней. Одно из наиболее востребованных направлений, в котором наши выпускники (факультетов психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ-ВШЭ) довольно успешны,  – это HR (Human Resources), то есть все, что касается сферы человеческого капитала и управления человеческими ресурсами.  В данной области возможности психолога простираются от диагностики (оценки персонала, организации) до формирования особой организационной реальности (создания корпоративной культуры, внутренней коммуникации), а пик этих возможностей приходится на достижение психологом такого уровня, который позволяет компании развиваться в условиях постоянных изменений. И тогда профессионал очень много вбирает в себя из разных областей знаний: из сферы технологий и бизнес-процессов, из управленческой, финансовой сферы – он становится транспрофессионалом.

Автор является последовательным приверженцем идеи развивающейся организации (Базаров, Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996). Вместе со своими коллегами он активно участвовал  в создании учебника «Управление персоналом» (Управление персоналом, под ред. Т.Ю.Базарова и Б.Л.Еремина. М.- ЮНИТИ, 1998, 2002). Традиционный блок, соединяющий фундаментальные идеи работы с человеческим ресурсом организации, предполагает  рассмотрение основ организации и управления персоналом, которые выделены в

первый раздел учебника. Здесь рассматривается организационный контекст управления персоналом, основные подходы к управлению персоналом, жизненные стадии и циклы организации. Изучение этих тем имеет целью:

  • овладеть знаниями о существующих парадигмах управления персоналом, о существующих концепциях развития организации, о стадиях  и циклах развития организации.
  • сформировать умения: проводить диагностику по перцептивной модели организации; применять  концепции развития организации при решении кейсов; осуществлять диагностику стадий и циклов в организации.

Работа с людьми в организации любого типа – это всегда соблюдение  интересов отдельных  сотрудников и групп. Автор исходит из  предположения, что понимание студентами политической составляющей жизни организации, является необходимым условием как для профессионального самоопределения и адаптации, так и для успешного овладения практическими умениями и навыками работы с персоналом. Исходя из этого,

второй раздел учебника посвящен стратегии управления персоналом. Изучение этого раздела имеет целью:

  • овладеть знаниями об особенностях управления персоналом на стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации и кризиса; о существующих видах кадровой политики, целях кадровой политики.
  • сформировать умения определять стадии развития организации в зависимости от используемых методов; определять этапы кадровой политики.

Следующие два раздела учебника являются практико-ориентированной его частью. В третьем разделе рассматриваются методы, а в четвертомтехнологии управления персоналом. Такое разделение неслучайно. Дело в том, что методы в понимании автора являются той частью инструментария профессионального психолога, работающего в организации, которая инвариантна по отношению к конкретной ситуации. Методы можно рассматривать как основу профессиональной подготовки выпускника психологического ВУЗа. Что же касается технологий, то они всегда ориентированы ситуационно, а значит должны учитывать конкретный социальный контекст при их проектировании и реализации. Автор далек  от мысли, что подобное  разделение методов и технологий  является каноническим. Однако,  опыт чтения курса «Психология управления персоналом» в аудиториях МГУ им. М.В.Ломоносова с 1995 года и учебных классах НИУ ВШЭ с 2005 года показывает продуктивность подобного дидактического различения. По крайней мере, с точки зрения усвоения материала студентами.

Из многочисленного набора методов в третий раздел «Методы управления персоналом» вошли лишь те, без которых психологическая работа с персоналом  представляется невозможной.  Это методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы реформирования организации. Изучение этого раздела имеет целью:

  • овладеть знаниями методов проектирования организационной структуры; методов поддержания работоспособности персонала; методов реформирования организации. 
  •  сформировать умения учитывать факторы проектирования организаций; рассчитывать потребность в персонале; применять технологии создания кадрового резерва; проводить организационно-кадровый аудит.

Проблема построения современных кадровых технологий  относится к числу наиболее сложной части курса «Психология управления персоналом». С одной стороны, оно требует хорошего владения имеющихся методов, а с другой – умения проектировать ситуационно ориентированную инструментальную составляющую профессиональной деятельности. В четвертом разделе учебника  представлены наиболее популярные и востребованные социально-психологические технологии управления персоналом. Изучение этого раздела имеет целью:

  • овладеть знаниями концепции кадрового консультирования как средства развития организации, парадигмы кадрового консультирования; существующих методов оценки  сотрудников; существующих парадигм и этапов конкурса; подходов к обучению и развитию сотрудников; методологических основ теста, основных понятий психодиагностики; требований к психодиагностическим методикам.
  • сформировать умения применять три типа профессиональной компетентности: методическую, социальную, организационную; разрабатывать модели компетенций под разные должности; формировать программу конкурса; классифицировать методы обучения в зависимости от особенностей организации; применять психодиагностические методики.

Сегодня даже при достаточно хорошей методической и теоретической подготовке специалистам в области управления человеческим капиталом необходимо развивать организационную и социальную  компетентности. С одной стороны, важно уметь самостоятельно что-то организовать, а с другой – глубже и реалистично понимать, в чем состоит дипломатия отношений между собственниками и наемным персоналом, например.

Автор благодарит студентов факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ-Высшая школа экономики за активное обсуждение рассмотренных в курсе тем и кейсов.

Автор выражает признательность своим коллегам за критические замечания в свой адрес, за важные предложения по совершенствованию текста учебника. Все они с благодарностью приняты и в максимально возможной степени реализованы.

И последнее. Мы живем в информационный век, когда содержание любого учебного текста является переходом из настоящего в будущее. Учебник написанный и тем более изданный должен становиться не простым путешествием в мир определенной области знания и практики. Миссию данного учебного текста автор видит в совместной со студентами «навигации»  маршрутов будущего.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

psy.su

Управление персоналом развивающейся организации Текст научной статьи по специальности «Психология»

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2. С. 92-95

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Управление персоналом развивающейся организации

ЛИПАТОВ Сергей Алексеевич

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Рецензия на книгу: Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 381 с. ISBN 978-5-9916-3302-4.

Ключевые слова: организация, управление персоналом, кадровый менеджмент, методы управления персоналом, кадровое консультирование, оценка персонала, внутрифирменное обучение, кадровая психодиагностика.

Реформы высшего профессионального образования, проводимые сейчас в России, радикально изменяют формы образовательных программ и содержание всего учебного процесса. При всей сложности и неоднозначности этого процесса реформирования можно отметить один положительный факт — появление достаточно большого разнообразия учебной литературы. В этих условиях преподавателю вуза достаточно сложно сориентироваться в потоке новых изданий и не пропустить нужный учебник, который можно порекомендовать студентам для углубленной проработки в рамках самостоятельной работы вне аудитории. Особенно, когда это касается таких востребованных в сфере подготовки психологов и менеджеров по управлению персоналом дисциплин, как «Психология управления персоналом» и «Управление персоналом». Необходимо отметить, что отечественные учебники и учебные пособия по управлению персоналом довольно сильно различаются по набору рассматриваемых тем, причина выбора которых часто остается неясной. В англоязычной литературе в основе изложения материала обычно лежит более или менее разделяемое профессиональным сообществом представление о наборе функций по управлению человеческими ресурсами.

Автор нового учебника для бакалавриата «Психология управления персоналом.

Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

E-mail: [email protected]

92

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Теория и практика» доктор психологических наук, профессор Тахир Юсупович Базаров является известным российским специалистом в области управления персоналом, имеющим огромный практический опыт работы, а также большое количество публикаций в этой сфере1. Он принимал активное участие в создании популярного учебного издания «Управление персоналом»1 2. В рецензируемом учебнике автор концентрирует внимание читателей на психологической составляющей сферы управления человеческими ресурсами развивающейся организации. Это находит свое отражение в структуре книги, которая включает четыре раздела.

Первый раздел «Основы организации и управления персоналом» посвящен рассмотрению организационного контекста управления персоналом, основных подходов к управлению персоналом, а также жизненных стадий и циклов развития организации. В первой главе автор кратко описывает имплицитную модель внутренней среды организации, полученную им в ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с управленцами различных организаций, которая включает следующие элементы: цель, структура, технология, финансы, управление и персонал. Описываются также метафоры организации. Однако основное внимание в этой главе уделено требованиям к специалистам службы управления персоналом и роли HR-отделов в современных организациях. Во второй главе рассматриваются три основных подхода к управлению — экономический, органический и гуманистический, — в рамках которых развивались основные концепции управления персоналом: 1) использования трудовых ресурсов; 2) управления персоналом; 3) управления человеческими ресурсами; 4) управления человеком. Третья глава посвящена краткому изложению модели циклов и стадий развития организаций3. Можно сказать, что автору удалось весьма обширные по своей сути сведения уложить в достаточно малый объем, используя для этого таблицы и рисунки.

Во втором разделе «Стратегии управления персоналом» описываются особенности управления персоналом на различных стадиях развития организации, виды и цели кадровой политики, которая определяет философию и принципы руководства в отношении человеческих ресурсов, процесс формирования кадровой политики в организации. Данный раздел включает две главы. Четвертая глава посвящена довольно подробному описанию содержанию деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации: 1) стадии формирования организации; 2) стадии интенсивного роста; 3) стадии стабилизации; 4) стадии спада (ситуация кризиса). Глава заканчивается учебным кейсом. В пятой главе достаточно конспективно излагаются представления о понимании кадровой политики, ее типах, этапах проектирования кадровой политики.

Два первых раздела учебника, составляющие по объему примерно треть книги, являются достаточно традиционными для понимания сущности организации как социального института, а также основных концепций управления персоналом, в которых отражается обобщенное представление о месте работника в организации. Содержание же следующих двух разделов является практико-ориентированным. Третий раздел «Методы управления персоналом» включает три главы, посвященные описанию тех методов, без которых, по мнению автора, психологическая работа с персоналом представляется

1 См., например, его книги «Технология центров оценки для государственных служащих» (1995), «Управление персоналом развивающейся организации» (1996), «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организа-ции» (2000), «Управление персоналом» (2002), «Психологические грани изменяющейся организации» (2007), «Управление персоналом. Практикум» (2009) и «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты (практическое руково-дство)» (2011).

2 Управление персоналом / под ред. Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 1998; 2002.

3 Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. психология бизнеса. М.: Армада, 1998.

93

Организационная психология. 2014. Т. 4. №2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

невозможной. Согласно мнению автора, методы — это часть инструментария психолога-практика (менеджера по персоналу), которая инвариантна по отношению к конкретной ситуации. Это методы формирования кадрового состава, поддержания работоспособности и реформирования организации. Каждой группе методов посвящены отдельные, довольно объемные главы. Каждая из этих глав заканчивается учебным кейсом. Студенты в процессе освоения содержания этих глав получат достаточно четкое представление о методах проектирования структуры организации, планировании потребности в персонале, поиска, подбора и отбора работников в организацию, оценки рабочих мест, оценки качества труда, аттестации персонала и многих других.

В четвертом разделе «Технологии управления персоналом» рассматриваются методы управления персоналом, ориентированные на решение двух типов задач: диагностики, экспертизы или оценки человеческого ресурса организации и поддержания развивающих персонал процессов в организации. В отличие от методов, рассматриваемых в предыдущем разделе, технологии, по мнению автора, всегда ориентированы ситуационно, то есть должны учитывать конкретный социальный контекст при их проектировании и реализации. Данный раздел по своему объему равен предыдущему и содержит пять глав, в которых представлено краткое описание некоторых социально-психологических технологий управления персоналом: кадровое консультирование как средство развития организации, методы оценки деятельности и результатов сотрудников (в том числе технология Центра оценки), конкурс как технология привлечения персонала, подходы к обучению и развитию сотрудников. В последней главе кратко изложены основы кадровой психодиагностики: основные понятия психодиагностики, методологические основы тестирования, требования к психодиагностическим методикам. На наш взгляд, эта глава могла бы быть дополнена требованиями Этического кодекса психолога-практика (или психолога-диагноста), так как неукоснительное соблюдение правил проведения тестирования является критически важным условием получения валидной, надежной и этически корректной информации о личности работника организации.

По мнению автора, методы и технологии управления персоналом являются важнейшей частью инструментария практического психолога, работающего в организации. Вообще автор явным образом адресует свой учебник студентам — психологам, отмечая в предисловии, что сфера управления человеческими ресурсами организации является одним из направлений, в которых выпускники факультетов психологии наиболее востребованы и успешны. Конечно, для этого дипломированному психологу необходимо освоить знания из сферы технологий и бизнес-процессов, управления и финансов. Однако материал учебника излагается так, что он доступен для понимания не только психологам, и это является его сильной стороной. Стоит отметить и тот факт, что язык учебника соединяет в себе простоту, академичность и фактическую притягательность. Текст насыщен рисунками и таблицами, которые помогают читателю структурировать и лучше понимать материал учебника. А учебные кейсы помогают отработать те компетенции, на развитие которых направлены соответствующие главы.

Учебник получился емким, достаточно сбалансированным в изложении теории и практических методов управления персоналом. Он отражает авторский опыт кадрового и управленческого консультирования, с одной стороны, и богатейший опыт преподавания данной учебной дисциплины многим поколениям студентов, с другой. Можно согласиться с мнением официального рецензента учебника доктора психологических наук, профессора А.Г. Караяни, что на сегодняшний день книга Т.Ю. Базарова является одним из наиболее современных, полных и научно обоснованных трудов в области управления персоналом.

94

Organizational Psychology — Russia. 2014. Vol. 4. No 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Personnel Management of Growing Organization

Sergey A. LIPATOV

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Review of the textbook by T.Yu. Bazarov “Psihologija upravlenija personalom. Teorija i praktika: uchebnik dlja bakalavrov” [Psychology of Personnel Management. Theory and practice]. Moscow: Urait, 2014. ISBN 978-5-9916-3302-4.

Keywords: organization, personnel management, personnel management practices, human resources consulting, performance appraisal, training and developing employees, personnel assessment.

Address: 11 Mokhovaya Str., Build. 9, 125009, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

95

cyberleninka.ru

Книга: Психология управления персоналом. Учебник

Психология управления персоналом. УчебникУчебник подготовлен с учетом актуальных федеральных образовательных стандартов и представляет собой полное изложение курса «Психология управления персоналом» свключением основных позиций… — Юрайт, (формат: 70×100/16, 350 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2015
1120бумажная книга
В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. СоломатинПсихология управления персоналом. УчебникРассмотрены различные аспекты психологии управления человеком, имеющие прежде всего прикладное значение. Раскрыты законы психологии, предложены правильные стратегии управления человеком с учетом… — Юрайт, (формат: 84×108/32, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2014
1187бумажная книга
В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. СоломатинПсихология управления персоналом. УчебникРассмотрены различные аспекты психологии управления человеком, имеющие прежде всего прикладное значение. Раскрыты законы психологии, предложены правильные стратегии управления человеком с учетом… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2016
1187бумажная книга
Психология управления персоналом. УчебникВ учебнике раскрываются как классические, так и новые подходы к психологии управления персоналом и организации работы с человеческим капиталом. В нем рассматриваются вопросы профессионального… — Неизвестный, (формат: 70×100/16, 352 стр.) Подробнее…2017
1545бумажная книга
Александр Анатольевич СоломатинПсихология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриатаУчебник создан на основе практического и академического опыта авторов, дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее…2015
719электронная книга
Коноваленко В.А.Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриатаУчебник дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и готов подняться до уровня высококлассного управленца. В издании в… — Юрайт, (формат: 70×100/16, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2017
1252бумажная книга
Коноваленко В.А.Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриатаУчебник дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и готов подняться до уровня высококлассного управленца. В издании в… — ЮРАЙТ, (формат: 70×100/16, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2017
1620бумажная книга
Т. Ю. БазаровПсихология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриатаАвтор является последовательным приверженцем идеи развивающейся организации. В учебнике внимание фокусируется на психологической составляющей сферы управленияорганизации человеческими ресурсами. В… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2015
884бумажная книга
Базаров Тахир ЮсуповичПсихология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриатаВ учебнике рассмотрены вопросы психологии управления персоналом. Основное внимание сфокусировано на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. Рассмотрен… — Юрайт, (формат: 84×108/32, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2017
1068бумажная книга
Тахир Юсупович БазаровПсихология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриатаВ учебнике рассмотрены вопросы психологии управления персоналом. Основное внимание сфокусировано на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. Рассмотрен… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее…2016
549электронная книга
Базаров Тахир ЮсуповичПсихология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриатаВ учебнике рассмотрены вопросы психологии управления персоналом. Основное внимание сфокусировано на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. Рассмотрен… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 478 стр.) Подробнее…2017
1382бумажная книга
Рогов Е.И.Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриатаВ учебнике раскрываются как классические, так и новые подходы к психологии управления персоналом и организации работы с человеческим капиталом. В нем рассматриваются вопросы профессионального… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее…2016
1194бумажная книга
Е. И. РоговПсихология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриатаВ учебнике раскрываются как классические, так и новые подходы к психологии управления персоналом и организации работы с человеческим капиталом. В нем рассматриваются вопросы профессионального… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее…2015
749электронная книга
Александр Анатольевич СоломатинПсихология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриатаУчебник создан на основе как практического, так и академического опыта авторов, дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощьв профессиональном росте тем, кто… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее…2016
779электронная книга

dic.academic.ru

Психология эффективного управления персоналом

В задачи любого руководителя предприятия входит не только постоянное повышение уровня эффективности деятельности компании, но и всяческая поддержка рабочего персонала и создание благоприятных условий для его труда. Любой работник – это отдельная личность, имеющая свою мотивацию и взгляды на мир. Чтобы каждая кадровая единица стремилась работать на благо предприятия, руководящий состав должен быть знаком с таким понятием, как психология управления персоналом.

Суть психологии работы с сотрудниками

Самое лучшее доказательство того, что руководитель предприятия отлично справляется с возложенными на него обязанностями – это наличие у каждого работника позитивного отношения к своей работе и желания являться на службу ежедневно с целью трудиться на благо организации. Достичь этого можно посредством стимулирования рабочего процесса. Это значит, что руководство компании должно научиться формировать мотивы в профессиональной деятельности сотрудников. Это определяется некоторыми факторами:

  • комфортные условия для работы}
  • наличие перспектив в карьере работника}
  • хорошие взаимоотношения в коллективе}
  • приемлемая заработная плата}
  • возможности развития – как профессионального, так и личностного.

Чтобы провести анализ и диагностику потребностей в каждом из перечисленных пунктов, необходимо знать психологию мотивации сотрудников. Кроме этого, для проверки существующего уровня мотивов профессиональной деятельности специалисты предлагают воспользоваться тестовыми методиками и опросниками.

Психология управления персоналом дает руководству компании возможность наглядно увидеть то, какой должна быть мотивация рабочего коллектива предприятия.

В первую очередь нужно запомнить, что каждый работник имеет свои потребности. Кто-то работает для обеспечения финансового положения своей семьи, кто-то приходит на работу для карьерного роста, а кто-то просто любит размеренный образ жизни и трудовая деятельность является для него обычным делом.

Взаимодействие между всеми перечисленными потребностями людей и мотивами их поведения в рабочем коллективе анализировал знаменитый психолог по имени Абрахам Маслоу. Он смог провести необходимые исследования и создал целую иерархию нужд человека, разделенную на пять основных уровней.

Пирамида Маслоу

Первый и самый основной уровень в пирамиде Маслоу состоит из обычных физических потребностей человека, к которым относятся голод, жажда, нужда в одежде и прочее. На втором уровне располагаются потребности в защите от различных неблагоприятных факторов и уверенность в будущем. Второй уровень пирамиды выражается в основном в том, что человек стремится иметь хорошее здоровье и не испытывать материального недостатка.

Третий уровень пирамиды Маслоу включает в себя нужды социального характера. Любой человек хочет быть признанным и причастным к общности или отдельному социальному слою населения. Он требует создания условий, в которых будет необходим людям, иметь привязанность к чему-либо и ощущать поддержку со стороны окружающих.

На четвертом уровне стоит потребность в уважении. Она проявляется в стремлении человека к похвалам за все, чего он смог добиться в жизни или на работе. На последнем уровне находится потребность самовыражения, и она включает в себя стремление совершенствовать свои знания и самореализовать внутренний потенциал, творческие способности и прочее. Эти потребности появляются, когда все более низшие полностью удовлетворены. Иными словами, человек не испытывает жажды творчества, если ему не хватает на еду или, например, он мерзнет в обуви не по сезону.

Перечисленные потребности человека – основа, от которой зависит вся психология в управлении персоналом. Поэтому возникает вопрос о том, как применить данные механизмы в мотивации персонала организации. Отвечать за это должен специалист, который чаще всего занимает пост менеджера по работе с коллективом. В перечень его обязанностей включается проведение тестирования кадровых ресурсов организации и выполнение анализа их нужд. Далее, после обобщения полученной информации, менеджер обязан разработать концепции, гарантирующие воплощение моделей мотивации для сотрудников в жизнь предприятия.

Способы повышения мотивации трудящихся

На практике при помощи психологических программ управления рабочим коллективом можно применить следующие подходы, обеспечивающие повышение мотивации работников к трудовой деятельности.

Организационный

Организационный подход состоит из обеспечения взаимодействия работников на основе трех компонентов: обучение, мотивация материального и нематериального характера. Самое главное при использовании организационного подхода – обеспечение совпадения характеристик поведения сотрудников со взглядом руководящего состава на рабочий процесс и культуру отношений в коллективе.

Личностно-деятельностный

В основу личностно-деятельностного подхода к повышению мотивации кадров предприятия закладывается технология, способствующая развитию потенциала, которая называется коучинг. Данная технология разработана с целью диагностирования стиля мотивирования не трудящихся, а руководства организации и обеспечения развития его самомотивирования. Это объясняется тем, что чем реалистичнее и грамотнее руководство разбирается в вопросе касательно мотивации своих подчиненных, тем легче ему будет выбрать модель дальнейшего взаимодействия с рабочим коллективом и быстро сменить вариант, если он окажется неработоспособным.

Потребностно-материальный

В случае с выбором потребностно-материального подхода большое внимание уделяется стимулированию работы сотрудников при помощи материальных ценностей. Однако следует запомнить, что данный способ может быть эффективным только один раз, так как люди очень быстро привыкают к вознаграждению и без стабильного повышения оплаты теряют интерес к работе. Ввиду этого стоит ввести систему «кнута и пряника», которая обеспечит строгую дисциплину в коллективе.

Личностно-ориентированный

Личностно-ориентированный подход является одним из социально-психологических аспектов управления сотрудниками и включает в себя предварительное диагностирование типа работников, которые трудятся на благо компании. В основном специалисты выделяют несколько категорий сотрудников в зависимости от их потребностей. Например, некоторые трудящиеся обладают стремлением к власти, а некоторые хотят денег, признания или стабильности. Определяя преобладающий слой людей, работающих на предприятии, можно более точно разработать необходимый подход, который будет стимулировать их мотивацию к труду.

Обучение основам психологии управления персоналом

Любой владелец бизнеса осознает, что основным ресурсом, от которого зависит развитие и успешность компании, является его рабочий коллектив. Чтобы создать сплоченную команду, состоящую из организованных сотрудников, нужно привлечь в штат работников специалиста, который обладает знаниями в сфере психологии руководства персоналом.

Умение управлять коллективом достаточно востребовано на современном рынке труда, и найти настоящего квалифицированного менеджера очень тяжело. Нынешние агентства, специализирующиеся на подборе персонала для организаций, стали предлагать совершенно новые вакансии, к которым относятся:

  • руководитель внутренних коммуникаций}
  • HR-менеджер}
  • директор учебного центра}
  • управляющий отделом кооперативной культуры}
  • менеджер по внутреннему пиару}
  • специалист по культурной организации, коммуникациям и вовлечению.

Однако для тех владельцев компаний, которые уже имеют в штате сотрудников человека, готового принять на себя роль менеджера по работе с коллективом, существует специальное предложение, которое дает возможность обучить своего подчиненного эффективному управлению кадровыми ресурсами. Данная программа называется «организационная психология и управление персоналом».

Обучение менеджера по работе с персоналом

Все фирмы, которые предоставляют владельцам компаний услуги подготовки менеджеров по работе с сотрудниками, работают в основном по единой программе, которая ориентирована для следующих специалистов:

  • работающих в сфере HR без базового образования (специалист по кадрам, специалист по управлению персоналом, специалист по другим кадровым вопросам)}
  • занимающих руководящие должности на любых уровнях и направлениях деятельности предприятия}
  • владеющих своим личным бизнесом и понимающих всю важность создания правильной и эффективной системы кадров.

В обучение менеджера по работе с коллективом входят мероприятия, направленные на быстрое развитие необходимых компетенций в сфере управления рабочим персоналом, а именно:

  • создание и проведение бизнес-тренингов}
  • коучинг (психология HR)}
  • правильная организация и управление учебным центром}
  • организационный консалтинг, в состав которого входит создание организационной структуры, диагностирование кадровых ресурсов и последующее консультирование по вопросам профессиональной деятельности.

Все методики обучения основываются на вовлечении слушателя в процесс учебы, состоящий из лекций, практических занятий, тестирования, игр делового характера, просмотра обучающих видео, case-study, мастер-классов и тренингов.

hr-portal.ru

Психология управления | Расширенный список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 381 c.
2. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: Учебное пособие / Г.Х. Бакирова. — М.: Юнити, 2012. — 591 c.
3. Воеводина, Н.А. Социология и психология управления: Учебное пособие / Н.А. Воеводина, И.А. Данилова. — М.: Омега-Л, 2011. — 199 c.
4. Дедушева, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. — М.: Русайнс, 2019. — 352 c.
5. Ефимов, В.В. Социология и психология управления / В.В. Ефимов. — М.: КноРус, 2012. — 256 c.
6. Журавлев, А.Л. Психология управления совместной деятельностью: Новые направления исследований / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 248 c.
7. Захарова, Л.Н. Психология управления: Учебное пособие / Л.Н. Захарова. — М.: Логос, 2012. — 376 c.
8. Захарова, Л.Н. Психология управления: Учебное пособие / Л.Н. Захарова. — М.: Логос, 2013. — 376 c.
9. Зуб, А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 372 c.
10. Козлов, В.В. Психология управления: Учебник / В.В. Козлов. — М.: Академия, 2016. — 240 c.
11. Козлов, В.В. Психология управления: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. — М.: ИЦ Академия, 2011. — 224 c.
12. Козлов, В.В. Психология управления / В.В. Козлов. — М.: Academia, 2017. — 48 c.
13. Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 477 c.
14. Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие / Л.М. Королев. — М.: Дашков и К, 2016. — 188 c.
15. Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Кремень. — Минск: ТетраСистемс, 2011. — 400 c.
16. Курганов, В.М. Психология управления. Автотранспортная психология: Учебное пособие / В.М. Курганов. — М.: Приор, 2004. — 144 c.
17. Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак. — Рн/Д: Феникс, 2017. — 160 c.
18. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 384 c.
19. Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 160 c.
20. Магомедов, К.О. Социология и психология управления: Учебное пособие / К.О. Магомедов. — М.: РАГС, 2009. — 198 c.
21. Милорадова, Н.Г. Психология управления в условиях стабильной неопределенности: Монография / Н.Г. Милорадова. — М.: АСВ, 2004. — 232 c.
22. Руденко, А.М. Психология управления персоналом: шпаргалка / А.М. Руденко. — РнД: Феникс, 2015. — 125 c.
23. Руденко, А.М. Психология управления персоналом / А.М. Руденко. — Рн/Д: Феникс, 2015. — 480 c.
24. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. — М.: КноРус, 2015. — 311 c.
25. Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. — Рн/Д: Феникс, 2016. — 391 c.
26. Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. — РнД: Феникс, 2016. — 188 c.
27. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. — М.: КноРус, 2012. — 256 c.
28. Смирнов, В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях / В.Н. Смирнов. — М.: Academia, 2011. — 310 c.
29. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник / В.И. Шуванов. — М.: Юнити, 2013. — 463 c.
30. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник / В.И. Шуванов. — М.: Юнити, 2014. — 463 c.
31. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция» / В.И. Шуванов. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 463 c.


list-of-lit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *