1_Психология управления (основной учебник)
В этом перечне обнаруживается важнейшая особенность социального управления — наличие психологических составляющих в деятельности объектов и субъектов управления, что выражается в постановке цели, использовании информации и различных психологических средств.
В сферу социального управления включено управление не только предприятиями и учреждениями, организациями, но и любыми социальными группами — большими и малыми, включая семью, а также отдельного человека.
Поэтому управление организациями оказывается не только объектом более узким, чем объект кибернетики, но и более ограниченным, чем объект социального управления в целом.
Объект менеджмента, т.е. процесс руководства, управления отдельным работником, рабочей группой, трудовым коллективом, который традиционно изучается при профессиональной подготовке менеджеров, включает в себя только проблемы управления в организациях.
Субъектом данного процесса является менеджер (от англ. manager — управляющий).
Объектом психологии управления является
психологическое обеспечение управления как особого вида социальной деятельности в организациях.
Под психологическим обеспечением понимается система присущих человеку внутренних движущих сил, процессов и состояний и применение таких механизмов их использования субъектом управления, которые обеспечивают эффективность деятельности организации. Эти механизмы обеспечивают не только такие отдельные элементы управленческой деятельности, как планирование, мотивация, информирование, делегирование, общение, но и управленческую деятельность в целом.
Цель психологии управления состоит, таким образом, в выявлении у человека и использовании неосязаемых, скрытых движущих сил и механизмов, с помощью которых ненасильственными, гуманными методами можно повысить эффективность управленческой деятельности.
Эта общая цель психологии управления реализуется путем решения следующих задач:
∙разграничение организационно-технической и психологической составляющих управленческой деятельности, выяснение специфики последней;
∙выявление условий и закономерностей становления человека как субъекта управления в процессе его социализации;
∙исследование конкретных форм психологического обеспечения управленческой деятельности;
∙анализ технологии оптимизации управленческой деятельности с помощью
психологических средств.
На современном этапе развития нашей страны на психологию управления возлагаются большие надежды как в решении экономических, так и социальных задач.
Глава 1.2. Место психологии управления в системе наук
Выяснение места той или иной конкретной науки в общей структуре научного знания помогает яснее понять специфику ее предмета и объекта исследования, характер ее основных категорий.
Среди различных классификаций современной науки наиболее распространенной является ее деление на две большие группы: естественные и гуманитарные науки, или, говоря иначе, на науки о природе и науки о духе.
Общим предметом, объединяющим все гуманитарные науки (к которым относятся история, социология, культурология, экономика, менеджмент), является человек и многообразные формы его активности.
Наиболее общим основанием, объединяющим все эти науки, является категория человеческой деятельности, те или иные стороны которой и исследует каждая из указанных гуманитарных наук.
Но, поскольку неотъемлемым признаком любой человеческой деятельности является не только ее внешнее, предметное, но и внутреннее, духовное, информативное, психологическое начало, ни один из ее видов нельзя понять без учета ее психологической стороны. Поэтому в большинстве гуманитарных наук появились пограничные дисциплины, в том числе и социальная психология, психология труда, психология управления.
Поскольку все гуманитарные дисциплины исследуют человека, все они используют такие общие для них фундаментальные категории, как
человеческая деятельность и человеческий труд.
Именно на этой понятийной основе строит весь свой конкретный категориальный аппарат и психология управления.
Как уже говорилось, данная наука возникла как результат синтеза двух фундаментальных наук — психологии (науки о закономерностях, развитии и формах внутренней, духовной жизни человека и животных) и менеджмента (науки об управлении производством, принципах, методах, средствах, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли).
Если психология управления рассматривает организационные процессы, она тесно взаимодействует с теорией менеджмента, теорией организации, организационным поведением, другими управленческими дисциплинами.
Психология управления прежде всего активно
studfiles.net
Психология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата
Добавить- Читаю
- Хочу прочитать
- Прочитал
Жанр: Учебная литература
ISBN: 9785991687805
Год издания: 2016
Серия: Бакалавр. Академический курс
Издательство: Юрайт
Фрагмент книги
Оцените книгу
Скачать книгу
58 скачиваний
Читать онлайн
О книге «Психология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата»
Учебник создан на основе как практического, так и академического опыта авторов, дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и готов подняться до уровня высококлассного управленца. В издании в доступной форме рассмотрены специфика использования теоретических основ и технологий психологии в управленческой практике, подходы к формированию и совершенствованию психологи- ческого климата и организационной культуры предприятия. Проанализированы особенности коммуникативных процессов в современной организации, бизнес-среде и обществе, являющиеся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста. Практическая направленность учебника обусловила наличие обширного иллюстративного материала, а также наглядный и разноплановый методический комплекс, включающий кейсы, вопросы и задания для самостоятельного контроля.
Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2016 году издательством Юрайт. Книга входит в серию «Бакалавр. Академический курс». На нашем сайте можно скачать книгу «Психология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.Отзывы читателей
Подборки книг
Похожие книги
Другие книги автора
Информация обновлена:
avidreaders.ru
Психология управления персоналом
Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014. — 381 с.
Рецензенты:
- Караяни А.Г., доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
- Климов Е.А, доктор психологических наук, профессор, академик РАО
Аннотация
Автор является последовательным приверженцем идеи развивающейся организации. В учебнике фокусируется внимание на психологической составляющей сферы управления человеческими ресурсами организации. В частности, рассматривается организационный контекст управления персоналом, основные подходы к управлению персоналом, жизненные стадии и циклы организации. Из многочисленного набора методов управления персоналом в учебник вошли лишь те, без которых психологическая работа с персоналом представляется невозможной. Это методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы реформирования организации
Предисловие
Очень непростая и в чем-то рискованная задача, написать учебник, который посвящен области психологии управления персоналом. Скажем почему. Во-первых, эта область имеет глубокие корни и традиции, но одновременно является динамичной и инновационной. Во-вторых, риск многократно увеличивается, когда это касается учебника, адресованного современным студентам высших учебных заведений, отличающихся пытливым умом и быстрой реакцией на все необычное и одновременно практически значимое.
Любой психолог может найти себе применение внутри такого объекта, как организация, поэтому внимание в учебнике сфокусировано именно на ней. Одно из наиболее востребованных направлений, в котором наши выпускники (факультетов психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ-ВШЭ) довольно успешны, – это HR (Human Resources), то есть все, что касается сферы человеческого капитала и управления человеческими ресурсами. В данной области возможности психолога простираются от диагностики (оценки персонала, организации) до формирования особой организационной реальности (создания корпоративной культуры, внутренней коммуникации), а пик этих возможностей приходится на достижение психологом такого уровня, который позволяет компании развиваться в условиях постоянных изменений. И тогда профессионал очень много вбирает в себя из разных областей знаний: из сферы технологий и бизнес-процессов, из управленческой, финансовой сферы – он становится транспрофессионалом.
Автор является последовательным приверженцем идеи развивающейся организации (Базаров, Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996). Вместе со своими коллегами он активно участвовал в создании учебника «Управление персоналом» (Управление персоналом, под ред. Т.Ю.Базарова и Б.Л.Еремина. М.- ЮНИТИ, 1998, 2002). Традиционный блок, соединяющий фундаментальные идеи работы с человеческим ресурсом организации, предполагает рассмотрение основ организации и управления персоналом, которые выделены в первый раздел учебника. Здесь рассматривается организационный контекст управления персоналом, основные подходы к управлению персоналом, жизненные стадии и циклы организации. Изучение этих тем имеет целью:
- овладеть знаниями о существующих парадигмах управления персоналом, о существующих концепциях развития организации, о стадиях и циклах развития организации.
- сформировать умения: проводить диагностику по перцептивной модели организации; применять концепции развития организации при решении кейсов; осуществлять диагностику стадий и циклов в организации.
Работа с людьми в организации любого типа – это всегда соблюдение интересов отдельных сотрудников и групп. Автор исходит из предположения, что понимание студентами политической составляющей жизни организации, является необходимым условием как для профессионального самоопределения и адаптации, так и для успешного овладения практическими умениями и навыками работы с персоналом. Исходя из этого,
- овладеть знаниями об особенностях управления персоналом на стадии формирования, интенсивного роста, стабилизации и кризиса; о существующих видах кадровой политики, целях кадровой политики.
- сформировать умения определять стадии развития организации в зависимости от используемых методов; определять этапы кадровой политики.
Следующие два раздела учебника являются практико-ориентированной его частью. В третьем разделе рассматриваются методы, а в четвертом – технологии управления персоналом. Такое разделение неслучайно. Дело в том, что методы в понимании автора являются той частью инструментария профессионального психолога, работающего в организации, которая инвариантна по отношению к конкретной ситуации. Методы можно рассматривать как основу профессиональной подготовки выпускника психологического ВУЗа. Что же касается технологий, то они всегда ориентированы ситуационно, а значит должны учитывать конкретный социальный контекст при их проектировании и реализации. Автор далек от мысли, что подобное разделение методов и технологий является каноническим. Однако, опыт чтения курса «Психология управления персоналом» в аудиториях МГУ им. М.В.Ломоносова с 1995 года и учебных классах НИУ ВШЭ с 2005 года показывает продуктивность подобного дидактического различения. По крайней мере, с точки зрения усвоения материала студентами.
Из многочисленного набора методов в третий раздел «Методы управления персоналом» вошли лишь те, без которых психологическая работа с персоналом представляется невозможной. Это методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы реформирования организации. Изучение этого раздела имеет целью:
- овладеть знаниями методов проектирования организационной структуры; методов поддержания работоспособности персонала; методов реформирования организации.
- сформировать умения учитывать факторы проектирования организаций; рассчитывать потребность в персонале; применять технологии создания кадрового резерва; проводить организационно-кадровый аудит.
Проблема построения современных кадровых технологий относится к числу наиболее сложной части курса «Психология управления персоналом». С одной стороны, оно требует хорошего владения имеющихся методов, а с другой – умения проектировать ситуационно ориентированную инструментальную составляющую профессиональной деятельности. В четвертом разделе учебника представлены наиболее популярные и востребованные социально-психологические технологии управления персоналом. Изучение этого раздела имеет целью:
- овладеть знаниями концепции кадрового консультирования как средства развития организации, парадигмы кадрового консультирования; существующих методов оценки сотрудников; существующих парадигм и этапов конкурса; подходов к обучению и развитию сотрудников; методологических основ теста, основных понятий психодиагностики; требований к психодиагностическим методикам.
- сформировать умения применять три типа профессиональной компетентности: методическую, социальную, организационную; разрабатывать модели компетенций под разные должности; формировать программу конкурса; классифицировать методы обучения в зависимости от особенностей организации; применять психодиагностические методики.
Сегодня даже при достаточно хорошей методической и теоретической подготовке специалистам в области управления человеческим капиталом необходимо развивать организационную и социальную компетентности. С одной стороны, важно уметь самостоятельно что-то организовать, а с другой – глубже и реалистично понимать, в чем состоит дипломатия отношений между собственниками и наемным персоналом, например.
Автор благодарит студентов факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и НИУ-Высшая школа экономики за активное обсуждение рассмотренных в курсе тем и кейсов.
Автор выражает признательность своим коллегам за критические замечания в свой адрес, за важные предложения по совершенствованию текста учебника. Все они с благодарностью приняты и в максимально возможной степени реализованы.
И последнее. Мы живем в информационный век, когда содержание любого учебного текста является переходом из настоящего в будущее. Учебник написанный и тем более изданный должен становиться не простым путешествием в мир определенной области знания и практики. Миссию данного учебного текста автор видит в совместной со студентами «навигации» маршрутов будущего.
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
psy.su
Управление персоналом развивающейся организации Текст научной статьи по специальности «Психология»
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2. С. 92-95
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
www.orgpsyjournal.hse.ru
Управление персоналом развивающейся организации
ЛИПАТОВ Сергей Алексеевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Рецензия на книгу: Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 381 с. ISBN 978-5-9916-3302-4.
Ключевые слова: организация, управление персоналом, кадровый менеджмент, методы управления персоналом, кадровое консультирование, оценка персонала, внутрифирменное обучение, кадровая психодиагностика.
Реформы высшего профессионального образования, проводимые сейчас в России, радикально изменяют формы образовательных программ и содержание всего учебного процесса. При всей сложности и неоднозначности этого процесса реформирования можно отметить один положительный факт — появление достаточно большого разнообразия учебной литературы. В этих условиях преподавателю вуза достаточно сложно сориентироваться в потоке новых изданий и не пропустить нужный учебник, который можно порекомендовать студентам для углубленной проработки в рамках самостоятельной работы вне аудитории. Особенно, когда это касается таких востребованных в сфере подготовки психологов и менеджеров по управлению персоналом дисциплин, как «Психология управления персоналом» и «Управление персоналом». Необходимо отметить, что отечественные учебники и учебные пособия по управлению персоналом довольно сильно различаются по набору рассматриваемых тем, причина выбора которых часто остается неясной. В англоязычной литературе в основе изложения материала обычно лежит более или менее разделяемое профессиональным сообществом представление о наборе функций по управлению человеческими ресурсами.
Автор нового учебника для бакалавриата «Психология управления персоналом.
Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
E-mail: [email protected]
92
Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Теория и практика» доктор психологических наук, профессор Тахир Юсупович Базаров является известным российским специалистом в области управления персоналом, имеющим огромный практический опыт работы, а также большое количество публикаций в этой сфере1. Он принимал активное участие в создании популярного учебного издания «Управление персоналом»1 2. В рецензируемом учебнике автор концентрирует внимание читателей на психологической составляющей сферы управления человеческими ресурсами развивающейся организации. Это находит свое отражение в структуре книги, которая включает четыре раздела.
Первый раздел «Основы организации и управления персоналом» посвящен рассмотрению организационного контекста управления персоналом, основных подходов к управлению персоналом, а также жизненных стадий и циклов развития организации. В первой главе автор кратко описывает имплицитную модель внутренней среды организации, полученную им в ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с управленцами различных организаций, которая включает следующие элементы: цель, структура, технология, финансы, управление и персонал. Описываются также метафоры организации. Однако основное внимание в этой главе уделено требованиям к специалистам службы управления персоналом и роли HR-отделов в современных организациях. Во второй главе рассматриваются три основных подхода к управлению — экономический, органический и гуманистический, — в рамках которых развивались основные концепции управления персоналом: 1) использования трудовых ресурсов; 2) управления персоналом; 3) управления человеческими ресурсами; 4) управления человеком. Третья глава посвящена краткому изложению модели циклов и стадий развития организаций3. Можно сказать, что автору удалось весьма обширные по своей сути сведения уложить в достаточно малый объем, используя для этого таблицы и рисунки.
Во втором разделе «Стратегии управления персоналом» описываются особенности управления персоналом на различных стадиях развития организации, виды и цели кадровой политики, которая определяет философию и принципы руководства в отношении человеческих ресурсов, процесс формирования кадровой политики в организации. Данный раздел включает две главы. Четвертая глава посвящена довольно подробному описанию содержанию деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации: 1) стадии формирования организации; 2) стадии интенсивного роста; 3) стадии стабилизации; 4) стадии спада (ситуация кризиса). Глава заканчивается учебным кейсом. В пятой главе достаточно конспективно излагаются представления о понимании кадровой политики, ее типах, этапах проектирования кадровой политики.
Два первых раздела учебника, составляющие по объему примерно треть книги, являются достаточно традиционными для понимания сущности организации как социального института, а также основных концепций управления персоналом, в которых отражается обобщенное представление о месте работника в организации. Содержание же следующих двух разделов является практико-ориентированным. Третий раздел «Методы управления персоналом» включает три главы, посвященные описанию тех методов, без которых, по мнению автора, психологическая работа с персоналом представляется
1 См., например, его книги «Технология центров оценки для государственных служащих» (1995), «Управление персоналом развивающейся организации» (1996), «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организа-ции» (2000), «Управление персоналом» (2002), «Психологические грани изменяющейся организации» (2007), «Управление персоналом. Практикум» (2009) и «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты (практическое руково-дство)» (2011).
2 Управление персоналом / под ред. Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 1998; 2002.
3 Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. психология бизнеса. М.: Армада, 1998.
93
Организационная психология. 2014. Т. 4. №2.
www.orgpsyjournal.hse.ru
невозможной. Согласно мнению автора, методы — это часть инструментария психолога-практика (менеджера по персоналу), которая инвариантна по отношению к конкретной ситуации. Это методы формирования кадрового состава, поддержания работоспособности и реформирования организации. Каждой группе методов посвящены отдельные, довольно объемные главы. Каждая из этих глав заканчивается учебным кейсом. Студенты в процессе освоения содержания этих глав получат достаточно четкое представление о методах проектирования структуры организации, планировании потребности в персонале, поиска, подбора и отбора работников в организацию, оценки рабочих мест, оценки качества труда, аттестации персонала и многих других.
В четвертом разделе «Технологии управления персоналом» рассматриваются методы управления персоналом, ориентированные на решение двух типов задач: диагностики, экспертизы или оценки человеческого ресурса организации и поддержания развивающих персонал процессов в организации. В отличие от методов, рассматриваемых в предыдущем разделе, технологии, по мнению автора, всегда ориентированы ситуационно, то есть должны учитывать конкретный социальный контекст при их проектировании и реализации. Данный раздел по своему объему равен предыдущему и содержит пять глав, в которых представлено краткое описание некоторых социально-психологических технологий управления персоналом: кадровое консультирование как средство развития организации, методы оценки деятельности и результатов сотрудников (в том числе технология Центра оценки), конкурс как технология привлечения персонала, подходы к обучению и развитию сотрудников. В последней главе кратко изложены основы кадровой психодиагностики: основные понятия психодиагностики, методологические основы тестирования, требования к психодиагностическим методикам. На наш взгляд, эта глава могла бы быть дополнена требованиями Этического кодекса психолога-практика (или психолога-диагноста), так как неукоснительное соблюдение правил проведения тестирования является критически важным условием получения валидной, надежной и этически корректной информации о личности работника организации.
По мнению автора, методы и технологии управления персоналом являются важнейшей частью инструментария практического психолога, работающего в организации. Вообще автор явным образом адресует свой учебник студентам — психологам, отмечая в предисловии, что сфера управления человеческими ресурсами организации является одним из направлений, в которых выпускники факультетов психологии наиболее востребованы и успешны. Конечно, для этого дипломированному психологу необходимо освоить знания из сферы технологий и бизнес-процессов, управления и финансов. Однако материал учебника излагается так, что он доступен для понимания не только психологам, и это является его сильной стороной. Стоит отметить и тот факт, что язык учебника соединяет в себе простоту, академичность и фактическую притягательность. Текст насыщен рисунками и таблицами, которые помогают читателю структурировать и лучше понимать материал учебника. А учебные кейсы помогают отработать те компетенции, на развитие которых направлены соответствующие главы.
Учебник получился емким, достаточно сбалансированным в изложении теории и практических методов управления персоналом. Он отражает авторский опыт кадрового и управленческого консультирования, с одной стороны, и богатейший опыт преподавания данной учебной дисциплины многим поколениям студентов, с другой. Можно согласиться с мнением официального рецензента учебника доктора психологических наук, профессора А.Г. Караяни, что на сегодняшний день книга Т.Ю. Базарова является одним из наиболее современных, полных и научно обоснованных трудов в области управления персоналом.
94
Organizational Psychology — Russia. 2014. Vol. 4. No 2.
www.orgpsyjournal.hse.ru
Personnel Management of Growing Organization
Sergey A. LIPATOV
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Review of the textbook by T.Yu. Bazarov “Psihologija upravlenija personalom. Teorija i praktika: uchebnik dlja bakalavrov” [Psychology of Personnel Management. Theory and practice]. Moscow: Urait, 2014. ISBN 978-5-9916-3302-4.
Keywords: organization, personnel management, personnel management practices, human resources consulting, performance appraisal, training and developing employees, personnel assessment.
Address: 11 Mokhovaya Str., Build. 9, 125009, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
95
cyberleninka.ru
Психология управления персоналом. Учебник | Учебник подготовлен с учетом актуальных федеральных образовательных стандартов и представляет собой полное изложение курса «Психология управления персоналом» свключением основных позиций… — Юрайт, (формат: 70×100/16, 350 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2015 | 1120 | бумажная книга | |
В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин | Психология управления персоналом. Учебник | Рассмотрены различные аспекты психологии управления человеком, имеющие прежде всего прикладное значение. Раскрыты законы психологии, предложены правильные стратегии управления человеком с учетом… — Юрайт, (формат: 84×108/32, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2014 | 1187 | бумажная книга |
В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин | Психология управления персоналом. Учебник | Рассмотрены различные аспекты психологии управления человеком, имеющие прежде всего прикладное значение. Раскрыты законы психологии, предложены правильные стратегии управления человеком с учетом… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2016 | 1187 | бумажная книга |
Психология управления персоналом. Учебник | В учебнике раскрываются как классические, так и новые подходы к психологии управления персоналом и организации работы с человеческим капиталом. В нем рассматриваются вопросы профессионального… — Неизвестный, (формат: 70×100/16, 352 стр.) Подробнее… | 2017 | 1545 | бумажная книга | |
Александр Анатольевич Соломатин | Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриата | Учебник создан на основе практического и академического опыта авторов, дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее… | 2015 | 719 | электронная книга |
Коноваленко В.А. | Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриата | Учебник дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и готов подняться до уровня высококлассного управленца. В издании в… — Юрайт, (формат: 70×100/16, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2017 | 1252 | бумажная книга |
Коноваленко В.А. | Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриата | Учебник дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощь в профессиональном росте тем, кто желает и готов подняться до уровня высококлассного управленца. В издании в… — ЮРАЙТ, (формат: 70×100/16, 352 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2017 | 1620 | бумажная книга |
Т. Ю. Базаров | Психология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриата | Автор является последовательным приверженцем идеи развивающейся организации. В учебнике внимание фокусируется на психологической составляющей сферы управленияорганизации человеческими ресурсами. В… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2015 | 884 | бумажная книга |
Базаров Тахир Юсупович | Психология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриата | В учебнике рассмотрены вопросы психологии управления персоналом. Основное внимание сфокусировано на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. Рассмотрен… — Юрайт, (формат: 84×108/32, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2017 | 1068 | бумажная книга |
Тахир Юсупович Базаров | Психология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриата | В учебнике рассмотрены вопросы психологии управления персоналом. Основное внимание сфокусировано на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. Рассмотрен… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее… | 2016 | 549 | электронная книга |
Базаров Тахир Юсупович | Психология управления персоналом. Учебник и практикум для академического бакалавриата | В учебнике рассмотрены вопросы психологии управления персоналом. Основное внимание сфокусировано на психологической составляющей сферы управления организации человеческими ресурсами. Рассмотрен… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 478 стр.) Подробнее… | 2017 | 1382 | бумажная книга |
Рогов Е.И. | Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриата | В учебнике раскрываются как классические, так и новые подходы к психологии управления персоналом и организации работы с человеческим капиталом. В нем рассматриваются вопросы профессионального… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс Подробнее… | 2016 | 1194 | бумажная книга |
Е. И. Рогов | Психология управления персоналом. Учебник для академического бакалавриата | В учебнике раскрываются как классические, так и новые подходы к психологии управления персоналом и организации работы с человеческим капиталом. В нем рассматриваются вопросы профессионального… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 382 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее… | 2015 | 749 | электронная книга |
Александр Анатольевич Соломатин | Психология управления персоналом 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата | Учебник создан на основе как практического, так и академического опыта авторов, дает цельное представление о сфере управления персоналом и способен оказать помощьв профессиональном росте тем, кто… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 478 стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга Подробнее… | 2016 | 779 | электронная книга |
dic.academic.ru
Психология эффективного управления персоналом
В задачи любого руководителя предприятия входит не только постоянное повышение уровня эффективности деятельности компании, но и всяческая поддержка рабочего персонала и создание благоприятных условий для его труда. Любой работник – это отдельная личность, имеющая свою мотивацию и взгляды на мир. Чтобы каждая кадровая единица стремилась работать на благо предприятия, руководящий состав должен быть знаком с таким понятием, как психология управления персоналом.
Суть психологии работы с сотрудниками
Самое лучшее доказательство того, что руководитель предприятия отлично справляется с возложенными на него обязанностями – это наличие у каждого работника позитивного отношения к своей работе и желания являться на службу ежедневно с целью трудиться на благо организации. Достичь этого можно посредством стимулирования рабочего процесса. Это значит, что руководство компании должно научиться формировать мотивы в профессиональной деятельности сотрудников. Это определяется некоторыми факторами:
- комфортные условия для работы}
- наличие перспектив в карьере работника}
- хорошие взаимоотношения в коллективе}
- приемлемая заработная плата}
- возможности развития – как профессионального, так и личностного.
Чтобы провести анализ и диагностику потребностей в каждом из перечисленных пунктов, необходимо знать психологию мотивации сотрудников. Кроме этого, для проверки существующего уровня мотивов профессиональной деятельности специалисты предлагают воспользоваться тестовыми методиками и опросниками.
Психология управления персоналом дает руководству компании возможность наглядно увидеть то, какой должна быть мотивация рабочего коллектива предприятия.
В первую очередь нужно запомнить, что каждый работник имеет свои потребности. Кто-то работает для обеспечения финансового положения своей семьи, кто-то приходит на работу для карьерного роста, а кто-то просто любит размеренный образ жизни и трудовая деятельность является для него обычным делом.
Взаимодействие между всеми перечисленными потребностями людей и мотивами их поведения в рабочем коллективе анализировал знаменитый психолог по имени Абрахам Маслоу. Он смог провести необходимые исследования и создал целую иерархию нужд человека, разделенную на пять основных уровней.
Пирамида Маслоу
Первый и самый основной уровень в пирамиде Маслоу состоит из обычных физических потребностей человека, к которым относятся голод, жажда, нужда в одежде и прочее. На втором уровне располагаются потребности в защите от различных неблагоприятных факторов и уверенность в будущем. Второй уровень пирамиды выражается в основном в том, что человек стремится иметь хорошее здоровье и не испытывать материального недостатка.
Третий уровень пирамиды Маслоу включает в себя нужды социального характера. Любой человек хочет быть признанным и причастным к общности или отдельному социальному слою населения. Он требует создания условий, в которых будет необходим людям, иметь привязанность к чему-либо и ощущать поддержку со стороны окружающих.
На четвертом уровне стоит потребность в уважении. Она проявляется в стремлении человека к похвалам за все, чего он смог добиться в жизни или на работе. На последнем уровне находится потребность самовыражения, и она включает в себя стремление совершенствовать свои знания и самореализовать внутренний потенциал, творческие способности и прочее. Эти потребности появляются, когда все более низшие полностью удовлетворены. Иными словами, человек не испытывает жажды творчества, если ему не хватает на еду или, например, он мерзнет в обуви не по сезону.
Перечисленные потребности человека – основа, от которой зависит вся психология в управлении персоналом. Поэтому возникает вопрос о том, как применить данные механизмы в мотивации персонала организации. Отвечать за это должен специалист, который чаще всего занимает пост менеджера по работе с коллективом. В перечень его обязанностей включается проведение тестирования кадровых ресурсов организации и выполнение анализа их нужд. Далее, после обобщения полученной информации, менеджер обязан разработать концепции, гарантирующие воплощение моделей мотивации для сотрудников в жизнь предприятия.
Способы повышения мотивации трудящихся
На практике при помощи психологических программ управления рабочим коллективом можно применить следующие подходы, обеспечивающие повышение мотивации работников к трудовой деятельности.
Организационный
Организационный подход состоит из обеспечения взаимодействия работников на основе трех компонентов: обучение, мотивация материального и нематериального характера. Самое главное при использовании организационного подхода – обеспечение совпадения характеристик поведения сотрудников со взглядом руководящего состава на рабочий процесс и культуру отношений в коллективе.
Личностно-деятельностный
В основу личностно-деятельностного подхода к повышению мотивации кадров предприятия закладывается технология, способствующая развитию потенциала, которая называется коучинг. Данная технология разработана с целью диагностирования стиля мотивирования не трудящихся, а руководства организации и обеспечения развития его самомотивирования. Это объясняется тем, что чем реалистичнее и грамотнее руководство разбирается в вопросе касательно мотивации своих подчиненных, тем легче ему будет выбрать модель дальнейшего взаимодействия с рабочим коллективом и быстро сменить вариант, если он окажется неработоспособным.
Потребностно-материальный
В случае с выбором потребностно-материального подхода большое внимание уделяется стимулированию работы сотрудников при помощи материальных ценностей. Однако следует запомнить, что данный способ может быть эффективным только один раз, так как люди очень быстро привыкают к вознаграждению и без стабильного повышения оплаты теряют интерес к работе. Ввиду этого стоит ввести систему «кнута и пряника», которая обеспечит строгую дисциплину в коллективе.
Личностно-ориентированный
Личностно-ориентированный подход является одним из социально-психологических аспектов управления сотрудниками и включает в себя предварительное диагностирование типа работников, которые трудятся на благо компании. В основном специалисты выделяют несколько категорий сотрудников в зависимости от их потребностей. Например, некоторые трудящиеся обладают стремлением к власти, а некоторые хотят денег, признания или стабильности. Определяя преобладающий слой людей, работающих на предприятии, можно более точно разработать необходимый подход, который будет стимулировать их мотивацию к труду.
Обучение основам психологии управления персоналом
Любой владелец бизнеса осознает, что основным ресурсом, от которого зависит развитие и успешность компании, является его рабочий коллектив. Чтобы создать сплоченную команду, состоящую из организованных сотрудников, нужно привлечь в штат работников специалиста, который обладает знаниями в сфере психологии руководства персоналом.
Умение управлять коллективом достаточно востребовано на современном рынке труда, и найти настоящего квалифицированного менеджера очень тяжело. Нынешние агентства, специализирующиеся на подборе персонала для организаций, стали предлагать совершенно новые вакансии, к которым относятся:
- руководитель внутренних коммуникаций}
- HR-менеджер}
- директор учебного центра}
- управляющий отделом кооперативной культуры}
- менеджер по внутреннему пиару}
- специалист по культурной организации, коммуникациям и вовлечению.
Однако для тех владельцев компаний, которые уже имеют в штате сотрудников человека, готового принять на себя роль менеджера по работе с коллективом, существует специальное предложение, которое дает возможность обучить своего подчиненного эффективному управлению кадровыми ресурсами. Данная программа называется «организационная психология и управление персоналом».
Обучение менеджера по работе с персоналом
Все фирмы, которые предоставляют владельцам компаний услуги подготовки менеджеров по работе с сотрудниками, работают в основном по единой программе, которая ориентирована для следующих специалистов:
- работающих в сфере HR без базового образования (специалист по кадрам, специалист по управлению персоналом, специалист по другим кадровым вопросам)}
- занимающих руководящие должности на любых уровнях и направлениях деятельности предприятия}
- владеющих своим личным бизнесом и понимающих всю важность создания правильной и эффективной системы кадров.
В обучение менеджера по работе с коллективом входят мероприятия, направленные на быстрое развитие необходимых компетенций в сфере управления рабочим персоналом, а именно:
- создание и проведение бизнес-тренингов}
- коучинг (психология HR)}
- правильная организация и управление учебным центром}
- организационный консалтинг, в состав которого входит создание организационной структуры, диагностирование кадровых ресурсов и последующее консультирование по вопросам профессиональной деятельности.
Все методики обучения основываются на вовлечении слушателя в процесс учебы, состоящий из лекций, практических занятий, тестирования, игр делового характера, просмотра обучающих видео, case-study, мастер-классов и тренингов.
hr-portal.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 381 c. |
list-of-lit.ru