Психология характера человека – .

Психология характера

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ

3. ТИПОЛОГИЯ ХАРАКТЕРОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Как и многие слова в русском языке слово «характер» имеет греческое происхождение и переводится в буквальном смысле как чеканка, отпечаток. Мы говорим о характере тогда, когда хотим оценить человека или описать его внутреннее состояние. Характеризуя человека, мы употребляем следующие выражения: «у него сложный характер» или «он слишком слабохарактерный», а также другие выражения подобного рода. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей, исходя из которых мы делаем соответствующие выводы. Например, одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются лишь тем, что справились с работой не хуже других.

Что же представляет собой характер человека? В психологии характер определяется как совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения.[1] Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Целью данной работы является изучение понятия характера в психологии, типологии характера и истории учений о характере. Объектом работы выступает сам характер человека и его черты.

Контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

Характер (греч. charakter — отличительная черта) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как:

· система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

· мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

· отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.[2]

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова, как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый»[3] .

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

«Характер, — писал С. Л. Рубинштейн, — обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».[4]

Таким образом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

2. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ

Характерология – отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука), предмет которой характер.

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название — гороскопов. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития. Считается, люди с одинаковыми именами похожи друг на друга.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость, нос, как у льва, — важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость.[5]

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д.

При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы — признак обладания “женскими” чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше — тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт).

Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости.

В настоящее время под эти факты пытаются подвести научные доказательства. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз — упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темно карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно положиться — они не подведут. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме и самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно положительная черта — правдивость. Что же касается людей с зелеными и серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э.Клери, в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет . как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия — система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

mirznanii.com

Характер человека. Как он влияет на его судьбу и из чего складывается.

В переводе с греческого термин «характер» переводится как «знак», «примета», «отличительная черта», то есть это то, что отличает нас от других людей, является показателем нашей индивидуальности. Характер обычно довольно тесно связан с темпераментом одной физиологической основой. Давайте рассмотрим из чего же он складывается — характер? В первую очередь, это таланты, предпочтения, жизненные интересы, переданные на генетическом уровне. Если предки человека (около семи предыдущих поколений) были людьми добрыми и хорошими, то вероятность основного положительного характера стремится  к 10 баллам ( по десятибалльной шкале). Если же в роду у человека было много людей с доминирующими отрицательными чертами характера, то вероятность получения хорошей личности резко снижается. Если у очень добропорядочных родителей неожиданно вырастает необузданное, хамоватое чадо, что довольно сильно поражает обыкновенно близких к семье людей, это может иметь именно такие причины: характер мог передастся от более далеких по временной шкале предков, чем родители и бабушки с дедушками. Вторым важным фактором, довольно сильно действующим на формирование характера, является конечно же воспитание. Даже самое непослушное дитя может хорошим воспитанием быть приведено в более или менее божеский вид. Основные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в школе, в коллективе. Обычно они становятся устойчивыми уже в подростковом возрасте и их почти невозможно тогда переделать.

Поэтому и случается, что открытое или или прекрытое внешними проявлениями столкновение различных характеров довольно часто является причиной непонимания. Как же проявляется характер человека в контактах с другими людьми? Характер человека в общении показывает свое лицо прежде всего в его мировоззрениях, в его оценках других людей и окружающей обстановке. Люди с более глубокими познаниями, умудренные опытом, с высоким культурным развитием обладают таким характером, который в народе называют легким. Они незлопамятны, отзывчивы и стараются мыслить более масштабно. Люди же с довольно ограниченным кругом интересов, тяжелые в общении имеют трудный характер.
И все же характер человека не дается ему только от матушки-природы. Нет такого человека, чей характер нельзя было бы изменить хотя бы в некоторых аспектах. И люди ссылающиеся на то, что я такой какой есть, и все тут, ничего с этим поделать нельзя – незрелые и несостоятельные.
Но в основном отрицательные черты характера проявляют себя ярче в ситуациях, когда человека «заденут за живое».

Человек не один в этом большом мире, он существует в обществе и постоянно вступает в контакты с другими людьми, поэтому в личное пространство каждого из нас постоянно входят другие люди, занимают там свои определенные  места, создают нам хорошее или плохое настроение, притягивают или отталкивают нас. Психоаналитики утверждают, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле.
Каждый человек имеет потребность в определенном, необходимом именно для него количестве контактов, которые направлены на реализацию его эмоционально окрашенных состояний. Эти потребности возможно разделить на три типа векторной направленности:  к людям, против людей и от людей. У большинства людей доминирует обычно какой-то один тип потребностей, благодаря чему различаются и психологические свойства характера: контактности, агрессивности, замкнутости в себе и открытости другим людям.

По выше изложенным свойствам можно выделить характеристику трех социальных типов.

Уступчивый тип
Этот тип личности направлен к людям, для него характерно стремление присоединиться к группе, к более влиятельной, сильной личности, свои агрессивные стремления он подавляет, но не очень любит людей.

Агрессивный тип
Этот тип характера направлен против людей, имеет представление о своей жизни как о борьбе против всех и вся, все иные люди для него — враги. Главное для него в жизни – победа любой ценой и контроль над другими, он никому не доверяет полностью. Привязанности и симпатии в его понимании  это слабости.

Разобщенный тип
Это тип имеет векторную направленность от людей, у него возникает немало эмоциональных барьеров в отношениях с другими людьми. Слишком близкие контакты вызывают у него настороженность и тревогу, он старается подавлять свои эмоции и воздерживается от оценки других людей.

Умение правильно понять позицию партнера в общении, гибко видоизменять свою – все это позволит вам достичь успеха в отношениях с другими людьми.
Нужно ли нам понимать себя и другого человека? Конечно да! Когда человек сможет разбираться в своем сложном внутреннем мире, ему станет гораздо легче преодолевать сложные жизненные проблемы, главное — уметь предсказывать и регулировать свое поведение и поведение окружающих.
Если мы научимся анализу своих психологических особенностей,    мы    сможем    более    четко анализировать поведение и душевное состояние других людей, составлять их психологические портреты и прогнозировать реакции на свои действия по отношению к ним.

Определение характера человека с помощью других методик.

В психологии часто обращаются к описанию характеров К. Леонгарда . Оно основывается на огромном жизненном опыте и исследованиях психологического мира людей.  Оно является не менее научным , чем классификации, полученные математическими методами.

Леонгард выделил несколько типов характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Наиболее ярко выраженным является демонстративный тип, который относится к людям, ярко выражающим свои эмоции, с точки зрения окружающих  даже слишком.
Иными словами — у таких людей очень развита способность демонстрировать и преувеличивать свои эмоции.
Человек с таким типом личности может вытеснять из своего сознания негативные эмоции и переживания, даже полностью забыть то, что он не хочет вспоминать (к таким эмоциям относятся, случаи, когда он поступал недостойным образом).
У всех людей в меньшей или большей степени развита подобная способность вытеснять из сознания, какие-то травмирующие эмоциональные переживания, в этом проявляется один из защитных механизмов психики человека. Однако у демонстративной личности это является одной из основных линий поведения.
Такой человек пытается самоутвердиться, его главной целью является сохранение престижа в глазах окружающих. Ему необходимо постоянное внимание, в идеальном случае восхищение, а безразличное отношение для него является худшим из зол.
Совершенно противоположным демонстративному является педантичный характер. У людей с таким типом личности способность к вытеснению негативных эмоций невысока, поэтому всяческие негативные образы очень надолго задерживаются в их сознании. Если человек с демонстративным характером принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сводится практически к нулю, то педантичная личность долго колебается и обдумывает все очень долго. Плохими чертами такого характера обычно бывают    нерешительность,    боязнь    ошибки,    что    вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия,  конечно в том случае  если это не единичный случай, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются своеобразным продолжением наших недостатков, и педантичный характер в своем роде может выразиться в таких замечательных качествах, как пунктуальность, аккуратность, предусмотрительность, рассудительность — словом, всего того, чего так не достает  демонстративной личности.

Следующий тип характера – это  застревающий. Для людей такого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств: ярости, гнева, страха, в особенности, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то препятствующих этому обстоятельств. Этот аффект может долго не затухать и вспыхивать с первоначальной яростью спустя недели, месяцы, даже годы. Люди этого типа отличаются сильной обидчивостью и злопамятностью. В отличие от демонстративного типа характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любыми путями.

У возбудимых людей часто констатируется весьма неровное течение жизни, они постоянно раздражены, склонны к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.
Исходя из акцентуации характера партнера по общению, К. Леонгард дает следующие рекомендации.

С демонстративным типом нужно очень сильно отфильтровывать получаемую от него информацию, т.к. она вся пронизана его собственными субъективными эмоциональными представлениями и переживаниями.
С педантичным типом общение должно носить терапевтический характер, т.к. эти люди нуждаются в подбадривании и поддержке. Несмотря на то, что проблемы педантичного человека часто проистекают из его нерешительности, на это не нужно указывать, лучше всего использовать безоценочную тактику.
С застревающим типом нужно помочь ему разобраться в сути его постоянной борьбы с кем-то или за что-то.

С возбудим типом нужно всегда иметь в виду, что их агрессия может долго накапливается на подсознательном уровне, их вспышки ярости всегда бывают неожиданны, поэтому здесь нужно очень внимательно следить за языком тела — накапливающаяся агрессия обязательно выразится в таком «несловесном» общении (жесты, мимика, позы).
Психологи пытались также найти связь между характером человека и строением его тела (Э. Кречмер — «Строение тела и характер»), между характером и формой лица, между почерком и характером, но все же не следует забывать, что в основе характера лежат свойства нервной системы человека.

Характер человека меняется под влиянием времени, среды, жизненных ситуаций. Главное, не упускать из виду прогноз такого изменения, который можно предупредить
Так тенденция к лидерству может со временем превратиться во властность, а после в деспотичность. Уверенность в себе вырасти в самоуверенность и самовлюбленность. Требовательность произрасти в непримиримость и даже жестокость. Скептицизм стать упрямством и негативизмом. Уступчивость стать со временем кротостью, а там и до пассивной подчиняемости недалеко. Доверчивость , может уступить место послушанию и зависимости. Добросердечие превратится в несамостоятельность и чрезмерный конформизм. А отзывчивость в бескорыстие и жертвенность.

psychologieshomo.ru

Характер

Формирование характера происходит под воздействием различных социальных групп: семья, школа, компания друзей, институт, рабочий коллектив.

Самое первое влияние на ребенка оказывают родители и семья, а потому очень важно, какие основы закладываются для маленького ребенка.
В течение жизни характер изменяется. На развитие характера оказывают воздействие жизненные обстоятельства, образ жизни, развитие взглядов и ценностей человека.

Черты характера – это психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
Выделяют различные классификации черт характера.

В одной из классификаций черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты.
Волевые черты характера: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.
Эмоциональные черты характера: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.
Интеллектуальные черты: глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другой классификации черты характера выделяют по характеру отношения человека к деятельности, другим людям, к себе и к вещам.
По отношению человека к другим людям: общительность, доброжелательность, отзывчивость, уважение и др.
По отношению человека к труду: трудолюбие, ответственность, инициативность, настойчивость и др.
По отношению человека к самому себе: самоуважение, самокритика, самомнение, эгоцентризм и др.
По отношению человека к вещам: аккуратность, бережливость, неряшливость и др.

Характер и темперамент

Темперамент и характер взаимосвязаны в структуре личности, но имеют и ряд принципиальных отличий:

характер имеет социальную природу (формируется в течение жизни), темперамент имеет биологическую природу (закладывается при рождении).
– характер изменяется, темперамент остается стабильным

Темперамент оказывает влияние на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют. Например, флегматический темперамент не способствует формированию вспыльчивости и раздражительности.

От темперамента также зависят динамические особенности проявления характера. Например, вспыльчивость будет ярче проявляться у холерика, чем у сангвиника.

И в свою очередь в зависимости от ряда черт характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. Например, сдержанность и тактичность смогут сдержать проявления холерического темперамента.


Типы характера

Существует ряд теорий предлагающих описание типов характеров.
Э.Кречмер описал 3 типа характера в зависимости от типа телосложения человека. Типы характеров по Кречмеру: шизотимик (астеник), иксотимик (атлетик), циклотимик (пикник)

Немецкий психолог Карл Леонгард описал 12 типов характеров акцентуированных личностей. Акцентуация – это заостренная черта характера, находящаяся между нормой и патологией (психопатией).

Позже его идеи развил А.Е.Личко, но его типология характеров относится уже все больше к патологии характеров.

Эрих Фромм – известный представитель неофрейдизма вывел следующие основные типы социальных характеров: «мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат».

Карл Юнг – швейцарский психолог и психиатр – предложил свою теорию типов личности в зависимости от выделения у человека доминирующей психической функции (мышление/чувство, интуиция/ощущение) и направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).

В последствие идеи Карла Юнга были развиты Изабелью Майерс Бриггс. Она предложила теорию типов, в которой описала 16 типов личности – 16 типов характеров человека.

Научиться применять типологию характеров MBTI Вы можете, пройдя тренинг «Типы личности (типология личности MBTI)» на нашем сайте.

www.mental-skills.ru

Психология характера определяет поведенческий тип личности. Это своеобразный индикатор ее взаимодействия с внешним миром, механизм приспособления к нему.

Психология характера как стержень личности

В отличие от животных, следующих зову инстинктов, homo sapiens адаптируется к окружающей среде, приобретая устойчивые поведенческие реакции. Они и являются основой человеческого характера. Специалисты рассматривают его как систему стержневых мотивов и стереотипов поведения личности.
Характеризуя любого человека, мы, прежде всего, оцениваем его поступки. При этом упоминаем о действиях, которые ему обычно свойственны и потому легко прогнозируемы. Иначе говоря, характер выражает саму сущность личности.

Формирование психологии характера

Никто из нас не может быть смелым или вежливым от природы. Характер не передается по наследству, хотя в известной степени определяется темпераментом. Главными факторами его становления являются окружающая действительность, воспитание и личный жизненный опыт.

Сенситивные периоды для его закладки и закалки – детство и отрочество. Именно в это время – с 2 до 10 лет – в горниле решающих обстоятельств, в борьбе с трудностями, появляются ростки ориентировочно-операционных особенностей личности.

В результате воспитания из «кипящего котла» природных данных развиваются те качества, которые востребованы в обществе. Дитя копирует одобряемые воспитателем образцы поведения. Поэтому личный пример, запечатлевающийся в душе ребенка как эталон для подражания, архиважен в процессе ученичества. Тут не помешает упомянуть, что греческое слово «характер» переводится как «отпечаток».

В зрелом возрасте активно формируется система устремлений личности, связанная с укреплением ее мировоззренческих позиций. Таким образом, психология характера – это выражение динамически развивающейся жизненной стратегии.

Приобретаемые человеком способы поведения – как удачные, так и безуспешные – со временем складываются в его индивидуальные стереотипы. В них выражаются следующие свойства характера:

• полнота – многообразие устремлений;

• цельность – единство внутреннего мира;

• определенность – предсказуемость поведения;

• сила – энергия, направленная на достижение целей;

• твердость – готовность отстаивать свои убеждения;

• уравновешенность – ровность поведения.

Вариативность психологии характера

Формы поведения, привычные для конкретной личности, называются характерными чертами. Они делятся на две группы

1. Выражающие личностную направленность и заявляющие о себе в отношении индивида:

• к деятельности: прилежание, трудоспособность, предприимчивость;

• к людям: сердечность, учтивость, обходительность;

• к себе самому: заносчивость, кротость, самоедство;

• к вещам: расточительность, прижимистость, подельчивость.

2. Отражающие способность субъекта совершать поступки и справляться с проблемами: невозмутимость, напористость, выдержка.

Психология характера: акцентуация и патология

Предельная выраженность какой-либо характерной черты, достигающая грани общепринятой нормы, называется акцентуацией характера. При чрезвычайно неблагополучных обстоятельствах она способна стать причиной болезненных поведенческих отклонений.

Различение нормального и патологического характеров крайне важно. Первый является предметом изучения психологии, второй — психиатрии. Выделяют три критерия, позволяющих провести между ними черту. Характер считается патологическим, если он:

• в продолжение жизни практически не меняется;

• обнаруживает себя в любой обстановке;

• социально дезадаптирован.

Основные типы акцентуированных характеров:

• интровертный – замкнутый, необщительный, склонный к рефлексии;

• экстравертный – эмоционально взрывной, сверхобщительный, слишком деятельный, непостоянный в интересах, кичливый, конформистский;

• неуправляемый – импульсивный, нетерпимый, конфликтный;

• неврастенический – мнительный, раздражительный, гневливый;

• сенситивный – робкий, застенчивый, отчужденный, склонный к самобичеванию;

• демонстративный — эгоцентричный, лживый, нарциссический.

Психология характера и ее выразительные признаки

Внешними индикаторами сущности личности являются:

• преднамеренные поступки и сознательные действия;

• особенности речи: ее громкость, темп, оживленность, эмоциональность;

• внешний вид: мимика, походка, манера одеваться.

Постичь характер человека нередко помогает знание основ невербального общения. Часто оно позволяет раскрыть истинные намерения субъекта, тщательно скрываемые им за ширмой слов.

Рассмотрим это на примере традиционного героя русских басен — Лисицы. Не сумев дотянуться до спелой грозди винограда, она объявила его незрелым. Правда, плутовка ничего не предприняла для того, чтобы полакомиться плодами – только лишь ходила вокруг них битый час, после чего обвинила в своей несостоятельности обстоятельства.

Иное поведение демонстрирует другая Лисица. Увидев на дереве Ворону с сыром в клюве, рыжая шельма пустила в оборот весь свой талант обольщения. Она не пожалела ни приветливых слов, ни сладких интонаций и добилась-таки своего.

В обоих случаях изображается характер корыстный и лживый. Но, если в первом высмеивается ненастойчивый обманщик, то во втором обличается мошенник, обладающий терпением и упорством. То есть перед нами один и тот же типаж, но с различными волевыми качествами. Они разоблачаются и в особенностях поведения, и во внешнем облике, и в манере общаться.

Можно ли «перековать» психологию характера?

Педагоги знают, что ломка привычных стереотипов поведения — труд неблагодарный. При коррекции характера приходится иметь дело не только с «незатухающим вулканом» наследственности. Серьезным барьером становятся и поведенческие реакции, прошедшие кристаллизацию в предшествующем опыте индивида и укоренившиеся в его подсознании, ставшие частью его личности.

Поэтому при перевоспитании редко удается избежать нервных срывов и конфликтов. Только интимные процессы приятия и познания своих отрицательных качеств и стратегия внутренней самореконструкции могут привести к кардинальной коррекции характера.

Бросая вызов судьбе, нужно понимать, что норм индивидуального поведения не существует. Многих гениальных личностей, обладавших в детстве странными манерами, родители и учителя считали недотепами. Нужно учесть и тот факт, что, проявляя недюжинные способности в чем-то одном, человек часто бывает мало приспособлен к другим видам деятельности.

Поэтому, стремясь к самореализации, не стоит слепо подражать «книжным» героям: аскетичному Рахметову, обаятельному Дон Жуану или находчивому Робинзону. Следует искать себя в таких сферах общения и областях деятельности, которым ваш характер не будет противиться.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Структура и черты характера человека — Психология личности и отношений

Характер человека – одна из самых интересных и глубоких тем в психологии. Познать свой характер и характер других людей желает практически каждый. Но, прежде всего, погружение в тайны характера человека следует начать с изучения его структуры.

Большая часть личных проявлений, которые составляют характер человека, считаются комплексными, при этом не поддаются классификации по качествам и состояниям. К ним относят такие качества, как щедрость, подозрительность, злопамятность и прочее. С другой стороны некоторые отдельные качества могут рассматриваться как особенности, составляющие цельный характер человека, которые используют для его анализа. К ним можно отнести волевые качества – самостоятельность и решительность; интеллектуальные – критичность, глубина разума; эмоциональные – жизнерадостность, оптимизм.

При этом черты характера человека всегда между собой находятся в закономерной зависимости. То есть, если, например, человек смел, то скорей всего, он обладает также инициативностью, щедростью и самоотверженностью. А от человека  общительного, возможно ожидать проявление доверчивости, дружелюбности, желания делиться переживаниями и прочее.

Структура характера человека разделяется на основные (ведущие) черты характера, которые задают общее направление в развитии всего комплекса проявлений, и также на второстепенные, которые определяются основными чертами.

Если рассматривать нерешительность, альтруизм и боязливость, то заметим, что человек постоянно всего опасается, если в его характере преобладает черта нерешительности, и все его попытки помочь другому человеку заканчиваются собственными внутренними переживаниями или поиском оправданий.

Таким же образом, при преобладании черты альтруизма, человек внешне не колеблясь, мгновенно идет на помощь, держа свое поведение под контролем интеллекта, но в некоторых случаях испытывает сомнения в правильности совершаемых действий.

Зная ведущие черты, можно понять главную суть характера и выявить главные его проявления. Таким образом, например, художники и писатели, для того чтобы показать характер героя, в первую очередь описывают его ведущие, основные черты характера.

Но даже если каждая черта характера способна отразить проявление отношений человека к реальности, то это еще не означает, что любое отношение демонстрирует черту характера. Из всех отношений человека к действительности можно выделить характерообразующие отношения, в которых проявляются главные качества человека.

Отмечают некоторые черты характера человека, которые проявляются в определенных системах отношений:

  • при отношении к другим личностям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, грубость или тактичность и прочее;
  • при отношении к делу – леность или трудолюбие, недобросовестность или ответственность и прочее;
  • при отношении к себе – скромность или самовлюбленность, приниженность или гордость, самоуверенность или самокритичность и т.д.;
  • при отношении к собственности – аккуратность или неряшливость, жадность или щедрость, расточительность или бережливость.

Но, даже если эти отношения становятся главными в формировании характера, они далеко не сразу и не одновременно превращаются в черты характера. Вспомните поговорку: мысли –начало поступков, поступки порождают привычки, привычки порождают характер. Так как переход отношений в качества характера имеет определенную последовательность, то невозможно поставить в одну линейку, например, отношение к собственности и отношение к другим личностям, потому что само их назначение выполняет разные роли в жизни человека.

Конечно, важнейшую роль в становлении характера играет человеческое отношение к другим людям и к обществу в целом. Потому как, структура характера человека не может в полной мере раскрыться и быть понятой вне коллектива, и если не принимать во внимание его привязанности в виде любви, дружбы, товарищества.

Структура характера выделяет черты, которые могут быть общими у определенных групп людей. То есть даже у самого уникального человека могут найтись такие черты характера, которые помогают его причислить к людям с подобным поведением.

В действительности характер человека не принято считать врожденным, скорее он формируется с течением жизни и благодаря деятельности каждого человека, являющегося представителем определенной группы и общества. Именно поэтому характер – это, в большей степени, продукт общества.

Индивидуальный характер способен отражать различные типические черты, например, возрастные, профессиональные или национальные. Обычно люди одной национальной группы по своим привычкам, образу жизни и характеру сильно отличны от людей других групп. Такие типические черты довольно часто складываются в обыденном сознании путем формирования различных стереотипов и установок.

psy-sait.ru

Характер человека. Черты характера человека.

Человек всегда стремится к счастью. Но не всякий человек что-то делает для того, чтобы быть действительно счастливым, или приумножать его. Не направляется, или имеет не правильное направление. В чем же заключается такое разнообразие долей, людей, жизни?
Во-первых, важную роль играет характер человека.
Характер человека — динамическая, упорядоченная совокупность устойчивых, индивидуально психологических особенностей, которые формируются в длительном процессе жизнедеятельности человека и проявляются больше всего в ее деятельности, а также в общественном поведении: в отношении человека к коллективу, к другим людям, то есть к близким и родным, к труду, окружающей его действительности и самого себя.
Как правило, для обозначения этого явления слово «удача» употребляется в литературе художественного направления, а термин «характер» — в литературе по психологии.
Характер человека — сложная система, на неё обращали внимание известные психологи и педагоги ещё в глубокой древности.

Педагог Ян Каменский слово «я», в понятии черт характера человека сравнивал с духами, вернее с ароматами. «Как творить изысканные (или не изысканные) ароматы? Эта жидкость составляет различные, душистые ингредиенты: или то роза, или розмарин, апельсин, корица, клубника, гвоздика, смородина, фиалка — эти изысканные смеси наполняют хрупкие флаконы, которые имеют свою индивидуальность.
Так и рецепты характеров имеют разные составляющие: это полный букет добродушия, мягкие качества, покорности, а другой наделен эмоциональностью, целеустремленностью, агрессивностью. Все типы характера человека разнообразные и совершенные. Так, характеры именно совершенные, ведь это природа. Другое дело, когда характер воспринимается положительно или отрицательно социумом» — писал учёный – педагог.

Неудивительно, что судьбы у всех разные, способствует этому различные типы характеров человека. Черты характера человека влияют на поступки, реакции, высказывания, действия. Все эти составляющие создают судьбу.
Какие люди нас вдохновляют? Прежде всего — волевые люди, они всегда «пробивные» в жизни, трудолюбивы. Такие люди всегда знают, чего хотят и стремятся к цели. Многим нравятся горячие, эмоциональные люди, которые поддержат любой разговор. Иногда, правда, эта непостоянство иногда сбивает с пути, поэтому трудно таким людям сосредоточится и выбрать то, что больше всего подходит именно им. Откровенно раздражают очень мягкие личности. Н ос этим ничего не поделаешь, это тоже черта характера человека, которую. Необходимо усовершенствовать, добавлять более волевых черт, которые помогут мягкость немного изменить и сделаться более жёстче. Ведь очень важно заставить себя и окружающих себя уважать, уметь сказать «нет», или даже ударить кулаком по столу. Такие люди напоминают беззащитных существ.

Сколько существует типов характеров человека, сколько и различных механизмов для того чтобы формировать лучшие качества характера. Психологи советуют различные тренинги, курсы. Но только сам человек может решить, что конкретно ему нужно для того, чтобы изменится не сколько внешне, сколько внутренне.
Все зависит от самого человека, надо работать над собой. Как говорит поговорка, хочешь изменить мир — измени себя.
Очень важно для становления характера то, каким является отношение личности к окружающим (коллектива) и отношение самой личности к труду. Именно эти черты и являются важными для воспитания человека. Некоторые недостатки характера очень трудно преодолеть, что бы об этом не говорили психологи, это такие качества, как грубость, лживость, медлительность в действиях. Также тяжело и воспитать отдельные черты характера, к которым можно отнести вежливость или правдивость. Отношение к людям тоже у всех разное и очень трудно малообщительного человека заставить выйти на сцену перед большой аудиторией слушателей. Нельзя формировать только отдельные свойства человека мы формируем целый ряд качеств, воспитываем целую систему свойств, которые взаимосвязаны между собой.

Цельность характера не абсолютна, и это нужно учитывать. Это связано с тем, что главные, то есть стержневые отношения не всегда полностью определяют другие. Кроме этого, степень целостности характера человека индивидуально-своеобразный. Встречаются люди с так называемым более целостным и менее цельным или противоречивым характером. Нужно отметить, что количественная выраженность черт характера достигает предельных допустимых величин и оказывается очень близкой к границе нормы, то в таком случае возникает акцентуация характера. Акцентуация характера — это самые крайние варианты нормы, это результат усиления отдельных черт характера человека. Зная это можно попробовать самоорганизоваться.

БЕСПЛАТНО: запросить план своей работы перейти

www.edu-psycho.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *