Психолого педагогическая профилактика это – —

Понятие «профилактика»,её виды.Уровни соц-пед профилактики — Мегаобучалка

Профилактика – комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, с целью предупреждения отклонений в ее поведении.

Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка ( принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.).

Уровни профилактической деятельности:

Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, наравленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

Виды профилактической деятельности:

^ Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.



^ Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящегося в сложной жизненной ситуации.

^ Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройство, психологическое консультирование и т.п. и т.д.

Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах. Комплекс задач социально-педагогической профилактики девиантного поведения разделяется на четыре этапа.

На первом этапе определяются социально-психологические факторы, связанные с отклоняющимся от норм поведением подростков.

На втором этапе выявляются социально-психологические факторы, обусловливающие возникновение девиантных форм поведения.

На третьем этапе определяются категории детей, которые подвергаются негативному влиянию установленных на предыдущем этапе факторов (деление на категории производится по возрастному или какому-либо другому признаку).

На четвертом этапе формулируются задачи, направленные на нейтрализацию негативного влияния выявленных факторов.

Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.

Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы, непосредственно перед ее возникновением ( массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет – начала обучения).

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.

 

 

megaobuchalka.ru

Что такое Психолого-педагогическая профилактика?


08.03.16 01:46:55

Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми — детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Психолого-педагогическая коррекция это деятель­ность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми — детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов. Психолого-педагогическая коррекция это деятель­ность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми — детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.
Психолого-педагогическая готовность это состояние, включающее в себя наличие качеств, необходимых в педагогической деятельности, таких как педагогическая направленность личности, активная жизненная позиция, формирование положительных мотивов к самосовершенствованию, педагогические мышление, целеполагание, рефлексия, такт.
Психолого-педагогическая компетентность это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
Психолого-педагогическая диагностика это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая диагностика это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическая диагностика это изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическая поддержка это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче государственного экзамена.
Психолого-педагогическая поддержка семьи это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития и социализации ребенка.
Психолого-педагогическая компетентность родителя это совокупность определенных знаний, умений, навыков, качеств личности родителя для эффективного взаимодействия с ребенком.
Еще одна психолого-педагогическая проблема это проблема 1 обеспечения индивидуализации обучения. Еще одна психолого-педагогическая проблема это проблема обеспечения индивидуализации обучения.
Психолого-педагогическая технология развивающего обучения это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания, права и обязанности.

opredelim.com

Профилактика, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков: психолого-педагогический подход

Если представители клинического подхода к девиантному поведению подростков специализируются на аспектах его медикаментозного лечения и психотерапии, то более молодой по временным рамкам, психолого-педагогический подход ставит во главу угла создание специальных образовательных, воспитательных и коррекционных условий в ГОУ, как магистрального направления профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

 Представителями психолого-педагогического направления являются И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.Г.Визель. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В.Владимирский, Н.В.Чехов и др.

 
Основной задачей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития — социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Общая профилактика:

  1. Создание благоприятных социально-экономических условий.
  2. Создание благоприятных социокультурных условий.
  3. Создание благоприятных социально-педагогических условий.
  4. Содействие семье.
  5. Реализация воспитательных функций общеобразователь-ными учреждениями всех типов.
  6. Обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков.
  7. Занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика:

  1. Коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.
  2. Использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки.
  3. Социально-правовая помощь подросткам.
  4. Защита подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии учебного заведения, семьи, досуговой среды, неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

Коррекционно-педагогическая деятельность:

  1. Выявление девиантных подростков.
  2. Диагностика причин и условий их отклонений в развитии и поведении.
  3. Определение своеобразия формирования личности.
  4. Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  5. Разработка общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение необходимо:

  1. Нейтрализовать негативное влияние социальной среды.
  2. Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа и т.д.) не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить её. Следовательно, при организации коррекционно педагогической деятельности с девиантными подростками необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учёта силы влияния средовых факторов на развитие личности, значимости межличностного общения со сверстниками.

Т.В. Буйневич выделяет следующие группы причин отклоняющегося поведения подростков, которые, по ее мнению, определяют направления профилактической и коррекционной работы с данной категорией:
1 группа: причина девиантного поведения — различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения.

Естественная форма коррекционной и профилактической работы — направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий. Центр тяжести с профилактики переходит на лечение.

2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведении с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе («Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше»). Центр профилактической работы — воспитание, в том числе родителей и воспитателей детского сада, хотя процесс воспитания — явление мало контролируемое.

3 группа: отклоняющееся поведение — типично подростковая реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе — повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость подростков, т.о. главная причина — отсутствие правильных знаний о подростковом поведении у взрослых. В центре профилактической работы — обучение педагогов и родителей.

4 группа: причина девиантного поведения — специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих («Я хочу, чтобы меня любили»). Центр профилактической работы — организация системы психологических воздействий для преодоления разрыва между самооценкой и внешней оценкой, формирование адекватного самовосприятия.

5 группа: отклоняющееся поведение подростков — одна из естественных форм поведения в этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании — это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Единственный выход — переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведения. В психологии есть разные названия для обозначения потребностей, возникших на этой основе. Это и потребность в социально-значимой деятельности, т.е. той деятельности, которая рассчитана на получение оценки взрослых, и потребность в рисковом поведении: потребность в острых ощущениях, эмоциональном насыщении и др. Главная форма профилактики — отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям (Буйневич Т.В., 2004).

Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с девиантными школьниками, процесс определения, ее основополагающих компонентов и ведущих направлений деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики. В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогической деятельности, не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом.

Чтобы выяснить сущность коррекционно-педагогической деятельности со школьниками, проявляющими девиантные формы поведения, следует обратиться к научным понятиям коррекция, профилактика, психолого-педагогической воздействие, совместная деятельность и др. Понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. При-чем коррекция рассматривается как психолого-педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, в том числе и проявлений девиантных форм поведения, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей. Главная цель коррекционного процесса — уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения школьниками. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, трудовой, игровой и др.). Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность — это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятелъностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и другая деятельность.

Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие школьников. Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А.Бадмаев, Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс, А.С.Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой. В качестве рабочего определения с психолого-педагогической точки зрения можно предложить следующий вариант определения коррекционно-педагогической деятельности по коррекции девиантного поведения школьников: как планируемый и особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, реализуемый с группами школьников, проявляющими девиантные формы поведения, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности, и недостатков поведения школьника, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции школьников в социум. Коррекционно-педагогическая деятельность — составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса и школьников, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач.

При коррекции девиантного поведения важно учитывать то, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет освоение воспитанниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача), и положительных нравственных норм и правил, культуры поведения школьника (тактическая задача). Целесообразность и необходимость проведения коррекционно- педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире школьника, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму.

Целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения, основные из которых:

  • нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения;
  • низкий уровень достижений, значительно расходящийся с потенциальными возможностями подростка;
  • агрессивное поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;
  • переживание подростком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия;
  • наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций;
  • аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др.

Д.Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса — это «социальная ситуация развития», уровень сформированности психологических новообразований, ведущий вид деятельности. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения:

  • Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.
  • Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности школьника, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей, определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов.
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Девиантные формы в поведении школьника — результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы. Успех коррекционной работы со школьниками без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в поведении оказывается либо недостаточно эффективным (Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова). Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения подростков (Перешеина Н.В., 2004).

psyera.ru

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Нравственный кризис на фоне огромных перемен, происходящих в обществе, ведет к социальной дезадаптации молодёжи, к росту деструктивных тенденций в его развитии. Современный молодой человек очень часто не может отыскать положительный смысл личной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия мировоззренческой рефлексии в культуре, позволяющей прийти к смыслу существования своим оригинальным путем. «Экзистенциальный вакуум», или смысловой вакуум, во многом поясняет социальные патологии, которые являются проблемой нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства [3,c 52].

Наиболее чуткой к социальным катаклизмам оказываются, прежде всего, подростки, активная социализация которых проходит под знаком био-психо-социальной эволюции. В сравнительно короткий период социализации, они в своем совершенствовании проходят великий путь: через внешние срывы и восхождения обретают чувство личности. Подростковый и молодежный возраст представляет собой период особенной концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям [2,с.15].

Данная проблема приобретает особенную остроту в вопросе об организации воспитательного процесса в общеобразовательных, средне-специальных и высших учебных заведениях РФ. Анализ внешних обстоятельств, показывает, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций могут служить негативные феномены, порожденные повседневной учёбой: групповая дезадаптация, не успеваемость в учебе, конфликт с учителями, личностные трагедии и др. [4,с.20]. Опираясь на это, исследователями было установлено, что площадка образовательного учреждения наиболее перспективна в профилактическом плане, так как менее латентна, имеет большую информативность и открытость для оперативного вмешательства. Реализация психолого-педагогических условий для создания профилактического компонента правонарушений среди учащихся, практически возможна лишь при разрешении противоречий, которые находятся между целью педагогического школьного процесса, заключающейся в воспитании гармоничной и целостной личности, и его реальной ориентацией исключительно на знания и дисциплину, часто притормаживая процесс личностного роста ребенка; между потребностями современных образовательных учреждений в организации профилактической работы по упреждению правонарушений среди учащихся и недостаточной разработанностью педагогической теории и методик решения этих задач, отсутствием практики выявления детей группы риска; между необходимостью создания системного психолого-педагогического упреждения попыток правонарушений среди подростков и отсутствием специальной компетентности у родителей, педагогов, инспекторов милиции, школьных психологов, социальных педагогов и работников других служб, призванных выполнять эту работу.

Правонарушение — это общественно опасное, виновное действие или бездействие, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность.

Правонарушения делятся на проступки и преступления. Проступок — виновное противоправное деяние, не являющееся общественно опасным, влекущее применение не наказаний, а взысканий. Проступки отличаются по видам отношений и взысканий, которые за них применяются. Преступление — это совершенное виновное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания [1,с 40].

В силу многих причин часто имеет место делинквентное поведение, как один из типов правонарушений. Делинквентное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, не соответствующих официально установленным нормам права, но не носящие уголовно наказуемого характера.

Проявлению такого поведения способствует ряд причин:

1.         Семейное неблагополучие. Семья — важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие очень часто создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые до сегодняшнего дня обществу не удается.

2.         Неблагоприятное воздействие средств массовой коммуникации. Кино и телевидение, интернет являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения.

3.         Подстрекательство со стороны взрослых.

4.         Низкая правовая грамотность. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки с точки зрения нравственности не только не допустимы, но и влекут за собой ответственность по закону.

5.         Конфликт в учебном коллективе.

Для устранения такого поведения подростков нужна профилактическая работа. Выделяют основные методы работы социального педагога: наблюдение; анкетирование, метод социометрии; беседа и диспут; убеждение. Данные методы успешно используются в работе социального педагога по профилактике правонарушений подростков.

Экспериментальное исследование по профилактике правонарушений подростков проходила в МОУ СОШ № 40 г. Владимира.

Одним из приоритетных и важных направлений было выбрано правовое воспитание.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом [5,c 34].

Наша опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:

1.      Диагностический, который предполагает изучение состояния вопроса.

2.      Поисково-деятельный позволяет определить пути решения проблемы.

3.      Рефлексивный, предполагающий проанализировать полученные результаты и способы решения проблемы.

На первом этапе были поставлены следующие задачи: выявить социальный портрет семьи, определить взаимоотношения учащихся 6 «В» класса школы № 40. Дать характеристику «трудных» подростков. Были проведены: анкетирование, целью которого было определить взаимоотношения учащихся с родителями; методика на выявление ценностных ориентаций. В ходе проведения индивидуальной работы с тремя «трудными» подростками была предложена методика «Несуществующее животное» на выявление черт характера и отношения к окружающему миру.

Анкетирование на взаимоотношения с родителями позволило определить, кто из ребят склонен к вхождению в криминальную среду. У 33,3 % испытуемых оказался низкий уровень взаимоотношений с родителями, что говорит о полном отсутствии контроля со стороны родителей над детьми, установлении негативных отношений, недоверия.

Методика «Ценностные ориентации» дала очень низкие результаты. У 75 % учащихся обнаружился низкий уровень ценностных ориентаций. Такие подростки не могут себя выразить, не имеют представления о том, что нужно ценить в жизни. Такие ребята часто попадают в криминальную среду, совершают различные противоправные поступки.

В целом, результаты анкетирования и методики на выявление ценностных ориентаций совпадают. Это означает, что именно родители закладывают первые истоки формирования прекрасного. Отсутствие семейного благополучия и толкает ребенка на совершение правонарушений.

На втором этапе была проведена лекция «Что такое закон? Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм».

Цель данного урока:

—          дать учащимся представление о том, что такое закон, кто пишет законы и для чего они нужны;

—          научить их различать понятия шалость, злонамеренный поступок и вандализм;

—          разъяснить учащимся, что злонамеренный поступок, вандализм, а также неудачная шалость отрицательно влияют на людей и все окружение; совершение подобных действий может караться законом.

Лекция состояла из нескольких этапов:

1.      Теоретическая часть.

2.      Беседа с подростками.

3.      Игровая форма и анкетирование.

Третий, рефлексивный этап предполагал анализ всей проделанной работы. С помощью анкетирования подростков на предмет взаимоотношения с родителями, мы выявили общий портрет семей учащихся. Так же была проведена беседа с классным руководителем, в ходе которой мы выяснили, что взаимоотношения между ребятами в классе имеют агрессивный характер, они часто пошучивают друг над другом, в результате чего возникают драки.

Наша работа показала, что в классе низкий уровень ценностных ориентаций, у многих ребят неблагополучные семьи. Между собой установлены негативные отношения, причем они распространяются на всех окружающих. Правовое воспитание в данном классе находится на низком уровне.

Результаты нашего исследования были предоставлены социальному педагогу школы, который в дальнейшем предполагает их использовать в построении своей работы. Так же на данном этапе были составлены рекомендации по правовому воспитанию учащихся классному руководителю, социальному педагогу и родителям. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся. Правовое воспитание и обучение призвано сформировать современное правовое мышление, помочь новому поколению российской молодежи войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма.

При построении деятельности социального педагога, направленной на профилактику правонарушений подростков, были учтены психологические особенности подросткового возраста, мы вели скоординированную работу с классным руководителем, психологом школы и социальным педагогом.

Объективно рассматривая условия, в которых проходило наше исследование, следует отметить зачастую незаинтересованное отношение педагогического коллектива в оказании содействия по профилактике правонарушений подростков, что свидетельствует о необходимости взаимодействия администрации школы, правоохранительных и других государственных и общественных органов по созданию благоприятных условий для физического и духовно — нравственного развития подростков.

Литература:

1.         Антонов, А.И, Лебедь, О. Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? / А. И. Антонов, О. Л. Лебедь // Социс. — 2003. — № 4. — С. 91–94.

2.         Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения подростков. — М: МПА, 1996. С.3– 10.

3.         Дети и преступный мир: Информационно-методический сборник / Сост. Н.Г Золин. — Владимир, 2008. — 209 с.

4.         Психология подростка: хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.

5.         Савченко, Л. В. Правовое воспитание — один из видов профилактики правонарушений / Л. В. Савченко // Сибирский учитель. — 1999. — № 3. — С. 32–38.

moluch.ru

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками

Как известно, Россия сейчас переживает не самый лучший период своей истории. На психику подростка постоянно давит большое количество неблагоприятных факторов, таких как ухудшение экологической ситуации, кризис в экономической и политической сферах, смена ценностных ориентиров. Всё это является большим испытанием для подрастающего поколения и нередко приводит к употреблению психоактивных веществ. Вдобавок к этому, идет явная и скрытая их пропаганда через средства массовой информации.

Проблема употребления психоактивных веществ с каждым годом становится всё более острой. Это можно объяснить малой осведомленностью молодого поколения об их пагубном влиянии. Но больше всего настораживает то, что сам масштаб проблемы не до конца осознан, хотя возраст употребляющих ПАВ снижается и состав наркотиков становится всё более синтетическим. Специалисты не успевают запрещать какое-либо вещество, как появляется несколько еще более страшных. Таким образом, изменяются и предпочтения молодежи. Раньше начинали с употребления слабых алкогольных напитков, сейчас же зачастую началом выступают такие опасные вещества, как, например, спайсы.

На данном этапе проблема употребления ПАВ в России носит характер катастрофы. Дети и подростки не знают или не понимают вреда, наносимого им наркотиками и другими психоактивными веществами, считая, что «это случится не со мной», пока не становится слишком поздно и «шалость» превращается в зависимость. Часто встречается нейтральное и даже положительное отношение к употреблению психоактивных веществ, что обусловлено падением культуры общества, а также безразличием к себе и близким, эгоизмом.

Проблема наркотизации — это проблема не только психологии и педагогики, но и таких наук, как медицина, наркология, социология и других. Обратимся к понятийному аппарату.

С точки зрения медицины наркотическое вещество — это вещество, не являющееся лекарственным средством (в том числе полупродукт, из которого производится наркотическое лекарственное средство), способное вызвать наркоманию [5; с.451].

В педагогике наркотики определяются как сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю сознания и смерть [4; с.61].

Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. Характеризуется она непреодолимым влечением к наркотическим средствам, мучительно-тягостным состоянием в случае лишения наркотиков и разрушением физического и психического здоровья, а также деградацией личности [1].

Согласно определению, предложенному Всемирной организацией здравоохранения, наркоман — это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодической или постоянной интоксикации (отравления), представляющее опасность для него самого и окружающих; который ввиду нарастающей толерантности (то есть устойчивости к наркотику) постоянно повышает дозу вводимого вещества для получения желаемого эффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в непреодолимом (компульсивном) влечении к наркотику, что заставляет добиваться его приобретения наркоманом любыми путями [1].

Таким образом, наркотизация — это действительно серьезная проблема, которая требует своего незамедлительного решения. И, чтобы уменьшить количество пристрастившихся к употреблению ПАВ молодых людей, необходимо изучать причины употребления наркотических препаратов и разрабатывать новые методы профилактики.

Большую роль в возникновении наркотической зависимости играют личностные качества подростка. Среди них исследователи отмечают такие характеристики, как эмоциональная неустойчивость, совестливость, робость, развитое воображение, тревожность, лживость, эмоциональный дискомфорт и эскапизм (стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий).

Объектом проведенного нами исследования является профилактика наркотизации подростков. Предмет — взаимодействие учащихся и педагогов в процессе профилактики. Целью является разработка психолого-педагогической модели работы с подростками по первичной профилактике употребления ПАВ. Задачами исследования ставились:

1.                  оценка состояния наркотизации учащихся;

2.                  оценка влияния личностных качеств на формирование зависимости от ПАВ.

Была выдвинута гипотеза о том, что после проведения психолого-педагогической профилактики личностные особенности, влияющие на формирование зависимости от психоактивных веществ, станут менее выражены.

Исследование проводилось во Владимирском Технологическом колледже № 15 среди студентов 1 курса. Всего испытуемых было 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек). Возраст — от 15 до 16 лет.

Исследование проводилось с использованием следующих методик:

1.                  опросник Т. Лири «Тест межличностного поведения», который предназначен для исследования представлений о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С его помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке;

2.                  тест 16 PF Р. Б. Кетелла для подростков. Этот опросник выявляет 16 относительно независимых первичных черт личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Опросник отражает характеристики качеств личности;

3.                  методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда — методика СПА. Она выявляет уровень сформированности социально-психологической адаптации личности.

Все три методики проводились два раза: до профилактических мероприятий и после.

Опросник Лири показал, что у 11 человек из группы (55 %) присутствуют личностные особенности, которые дают предрасположенность к употреблению ПАВ — это такие типы личности, как автократически-властвующие, скромно-стушевывающиеся и зависимо-послушные. Это позволило выделить группу риска.

По результатам теста Р. Б. Кетелла обнаружилось, что у 6 человек из группы риска (55 %) выражена тревожность и у 5 человек (45 %) — эмоциональная неустойчивость.

Методика СПА К. Роджерса и Р. Даймонда показала, что у 6 (55 %) присутствует эмоциональный дискомфорт. У 5 (45 %) человек выражен эскапизм, что означает их стремление уйти от мрачной или скучной действительности в мир иллюзий.

Приятно отметить, что в процессе исследования встречалось довольно много психически сбалансированных молодых людей, которые отрицательно относятся к различного рода психоактивным веществам, несмотря на то, что выросли и социализировались в центрах схождения негативных условий и факторов риска.

После проведения данных методик была осуществлена первичная психолого-педагогическая профилактика наркомании, которая включала в себя 7 занятий и была направлена на:

1.                  гармонизацию личности каждого ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы;

2.                  формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;

3.                  формирование антинаркотических установок молодежи.

В программу профилактики входили такие мероприятия, как беседы на понимание серьезности данной проблемы подростками; на знание ими, куда можно обратиться в случае, когда необходима помощь. Были проведены упражнения, направленные на поднятие самооценки, уменьшение тревожности и эмоционального дискомфорта в малой группе. Также проводилась игра «Иной», целью которой являлось научить подростка сказать «нет» в нужной ситуации, противостоять мнению других. В конце профилактики был показан фильм о вреде психоактивных веществ и их последствиях. Проведено обсуждение этого фильма. После чего было предложено повторное тестирование.

Было обнаружено, что 1 человек из группы риска (9 %) улучшил свой результат тревожности. У остальных 6 человек (54 %) результат не изменился. 2 человека (18 %) улучшили показатель эмоциональной неустойчивости. У 4 человек (36 %) уменьшилась зависимость от мнения окружающих. Эмоциональный дискомфорт остался без изменений.

Таким образом, можно сказать, что психолого-педагогическая профилактика отношения к употреблению ПАВ у подростков имеет эффективный характер, о чем говорят результаты повторной диагностики личностных особенностей студентов.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что после проведения психолого-педагогической профилактики отношения молодежи к психоактивным веществам личностные особенности, влияющие на формирование зависимости от ПАВ, станут менее выражены. Это говорит о том, что для того, чтобы профилактика наркотизации была более успешной, необходимо уделять много внимания личностным особенностям ребенка или подростка и корректировать их слабые места. Но, следует отметить, что данная программа первичной профилактики употребления ПАВ будет эффективна только в тех случаях, когда выявлены личностные особенности, особенно в совокупности, наиболее подверженные риску наркотизации, такие как:

—          низкая самооценка у ребенка;

—          высокая тревожность ребенка в семейной ситуации;

—          конфликтность ребенка в семье;

—          эмоциональное отвержение ребенком кого-либо из родителей;

—          неуверенность ребенка в незнакомой ситуации;

—          низкие показатели развития образа Я [2; с.16].

Следует сказать, что программа может использоваться в качестве психолого-педагогической профилактики, предшествующей началу употребления ПАВ молодежью. Она может быть полезной как для психологов-педагогов учебных учреждений, так и для социальных служб.

 

Литература:

 

1.         Бабаян Э. А. Гонопольских М. Х. Наркология Учеб. пособие-2-е изд. — Медицина, Москва, 2010

2.         Березин С. В., Лисецхий К. С., Серебрякова М. Е. Словарь психологических терминов. — электронный ресурс. http://vocabulary.ru/dictionary/22

3.         Березин С. В., Шапатина О. В. Комплексная методика ранней профилактики наркомании: Методическое пособие. — Самара: «Универс-групп», 2009. — 27 с.

4.         Билибин Д. П., Дворников В. Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий. — М.: Изд — во УДН, 2010.

5.         Бородулин Т. В., Тополянский А. В. Большой медицинский словарь — 4-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Рипол классик, 2009. — 960 с.

6.         Коробкина З. В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. — 5-е изд. — М.: Академия, 2012. — 192 с.

7.         Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л., 2010.

8.         Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддитивному поведению // Психологический журнал. 2010. Т.17. № 3. С.149–152.

moluch.ru

Медико – психолого — педагогическая профилактика различных видов нарушений развития.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10Следующая ⇒

Одна из целей образования на современном этапе — возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя помощь — быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. От эффективной организации ранней помощи зависят предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности. В систему ранней помощи встраивается такое понятие как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ. Абилитация — комплекс мер по развитию и компенсации отсутствующих или нарушенных функций и возможностей адаптации.

Под профилактикой понимается комплекс мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на исключение возможности перехода дефекта в постоянное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого- социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, и осуществляется эта деятельность в согласованной работе специалистов. К таким мероприятиям относятся:

— обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии и предполагает раннюю диагностику.

— определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ

— обучение и консультирование семьи

— оказание первичной помощи в реализации программ

К настоящему времени разработана целостная интегративная теория раннего развития. Данное направление ориентировано на удовлетворение образовательных, медико-социальных и психологических потребностей детей от рождения до 3-х лет, на поддержку членов их семей.

В настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает программу создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает большое значение, т.к. это может привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности и навыки самообслуживание.

По результатам комплексного обследования разрабатываются индивидуальные программы развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка.

46. Реабилитация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (на выбор студента).

В современных условиях все большее внимание уделяется реабилитации молодых инвалидов, как важной социальной проблеме. Одним из наиболее оптимальных путей повышения эффективности работы с инвалидами является развитие реабилитационного звена, которому в настоящее время в системе социальных учреждений уделяется должное внимание. Создание единой системы реабилитации является актуальным вопросом и требует единого концептуального подхода, дальнейшей научной разработки и внедрения в практику учреждений социальной защиты.
Реабилитация предусматривает два основных момента:
— возвращение к труду;
— создание оптимальных условий для активного участия в жизни общества.
Реабилитация нетрудоспособных является социальной проблемой России.
Различают три основных вида реабилитации:
1)Медицинская реабилитация. Включает лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного. В этот период осуществляется психологическая подготовка пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации. Медицинская реабилитация начинается с момента обращения больного к врачу, поэтому психологическая подготовка пострадавшего находится в компетенции врача.
2)Социальная (бытовая) реабилитация. Социальная (бытовая) реабилитация является одним из важнейших ее видов и ставит основной целью развитие у пострадавшего навыков к самообслуживанию. Главная задача медицинского персонала в этом случае состоит в том, чтобы обучить инвалида пользоваться самыми простыми, преимущественно бытовыми приспособлениями для возврата к активной жизнедеятельности. Роль социальных работников состоит в преемственности и осуществлении своей профессиональной деятельности совместно с медицинскими работниками.
3)Профессиональная реабилитация. Профессиональная или производственная реабилитация основной целью ставит подготовку инвалида к трудовой деятельности. Время, прошедшее от медицинской до профессиональной должно быть минимальным. Именно совокупность всех трех видов реабилитации и позволяет вернуть обществу и самому себе человека.
Алгоритм грамотного реабилитационного процесса должен включать проведение углубленной специальной (медицинской, психологической, дефектологической) диагностики, составление плана комплексной реабилитации на перспективу и на текущий период, назначение адекватных состоянию пациента методов специальной и дополнительной коррекции, а также учет результатов проведенной коррекции при составлении плана следующего этапа комплексной реабилитации.
Что касается коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы в ходе комплексной реабилитации молодых инвалидов с ограниченными возможностями, то при ее проведении следует придерживаться следующих принципов:
— предупреждение депривации (сенсорной, эмоциональной, социальной) и педагогической запущенности;
— построение индивидуальной комплексной программы коррекции, компенсации и ускорения темпов развития нарушенных функций;
— обеспечение непрерывности реабилитационного процесса;
— создание адаптированных программ интеграции в общество;
— создание условий для самосовершенствования и саморазвития.
Предупредить сенсорную, эмоциональную и социальную депривацию и педагогическую запущенность молодого инвалида позволяют ранняя диагностика и коррекция сенсорного развития, развитие навыков общения со сверстниками, развитие адекватной возрасту предметной, игровой и учебной деятельности, а также формирование целостной картины мира.

47. Современная система специальных образовательных услуг.

Одна из целей образования на современном этапе — возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя помощь — быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. В систему ранней помощи встраивается такое понятие как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ.

В настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает программу создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает большое значение, т.к. это может привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности и навыки самообслуживание.

По результатам комплексного обследования разрабатываются индивидуальные программы развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка.

 

 




infopedia.su

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте



Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны рекомендации для проведения авторских тренинговых программ «Предупреждение конфликтов подросткового возраста».

Ключевые слова: конфликт, подросток, психолого-педагогическая профилактика, предупреждение, тренинговая программа, педагог-психолог

Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивно-конфликтных настроений в подростковой среде. Современный мир складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов, характеризующихся повышенной конфликтностью межличностных отношений. За последние годы резко увеличился процент преступности, совершаемой подростками.

Подростковый возраст — это этап онтогенеза, который находится между детством и взрослостью, являющийся одним из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются деятельность подростка, общение, окружение, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия с сверстниками и взрослыми. Подросток остро переживает все, что с ним происходит. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как взрослого человека, переосмыслить для себя свое прошлое, спланировать будущее, занять место в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток сравнивает себя со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, к нему начинают предъявлять более серьезные требования родители.

То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей взрослеющих детей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций и проявления агрессивности.

Профилактика, или предупреждение, конфликтов в общеобразовательном учреждении должна быть в постоянном поле зрения администрации школы, классного руководителя и психолога. Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации психологического климата, важную роль играет деятельность педагога-психолога.

Педагогу-психологу для успешного выполнения своих обязанностей необходимо уметь учитывать такие сложные состояния взаимодействия подростков, как противоречие и напряженность, принимать во внимание различие в позициях и интересах участников совместной деятельности, уметь предотвращать столкновения и эффективно управлять ими.

Стержневыми понятиями, раскрывающими сущность профилактики, являются: предупреждение, предотвращение, предостережение, устранение и контроль. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психолого-педагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекцию среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекцию дисгармоничных черт личности [4, с.58].

Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества жизни, отказу от насильственного поведения.

К задачам психолого-педагогической профилактики относятся:

‒ подготовка учителей для работы с трудными детьми, содействие улучшению социального самочувствия;

‒ устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

‒ снижение риска злоупотребления наркотических, алкогольных веществ;

‒ тренировка и формирование просоциального поведения [5, с.32].

Как отмечает В. Хайтмайер, профилактика преследует две основные цели: «первая — не допустить углубления социальной дезадаптации молодежи и вторая — расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня насилия и других девиаций» [1, с.187].

Профилактическая функция образовательных и социально-педагогических учреждений заключается в раннем выявлении неблагополучных, конфликтных несовершеннолетних, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи.

Профилактику разделяют на три основных уровня.

Первый уровень — первичная или ранняя профилактика. Это социально-педагогические мероприятия, проекты, научные исследования, направленные на устранение дестабилизирующих факторов, способствующих ухудшению экономических, социальных и индивидуальных условий жизнедеятельности, криминальной активности молодежи. Просвещение детей и молодежи по проблемам СПИДа и наркомании, насилия, терроризма, преступности. В рамках первичной профилактики проводятся следующие проекты: уроки правового воспитания в школах; уроки социальной компетенции; курсы повышения квалификации по медиации педагогического персонала школ и родителей.

Второй уровень — вторичная профилактика. Психолого-педагогическая и полицейская работа с несовершеннолетними «группы риска». Вторичная профилактика осуществляется посредством привлечения дополнительных общественных, педагогических, полицейских, психологических ресурсов с целью обеспечения правопорядка и общественной безопасности в образовательных учреждениях и внешкольном пространстве. В рамках вторичной профилактики ведется активная работа со школьными прогульщиками и правонарушителями, организуется уличная социальная работа, спортивные проекты, педагогика переживания и приключений (загородные походы).

Третий уровень — третичная профилактика, специальная профилактика. Третичная профилактика является кризисной формой социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями (работа в амбулаторных и стационарных службах) [2, с.1].

Методы профилактики конфликтности основывается на построении модели и соответствующей ей методики предупреждение конфликтов, заключающейся в воздействии на его потенциальные элементы (участники, мотивы, объекты, используемые силы и средства) до того, как возникает антагонистическое противостояние. Предупредительная деятельность разнообразна и зависит от характера возможного или ожидаемого конфликта.

Наиболее эффективной формой предупреждения конфликтов является предупреждение их причин. Данная деятельность проявляется на разных уровнях: 1) социальный уровень представляет работу с группой и внешней средой по установлению позитивных отношений на основе принципов уважения прав личности, доверия, поддержки и др.; 2) психологический уровень предполагает личностную ориентацию в упреждении конфликтов, воздействие на мотивационно-ценностные образования каждого подростка, выдвижение контрмотивов и альтернативных ценностей.

Формой предупреждения конфликтов выступает поддержание сотрудничества, которое обеспечивается использованием следующих принципов работы с подростками: принцип согласия; принцип практической эмпатии; принцип сохранения репутации подростка; принцип взаимного дополнения; принцип исключения социальной и педагогической дискриминации; принцип разделения заслуг; принцип психологического настраивания; принцип психологического «поглаживания» [3, с.98].

Данные принципы работы обеспечивали технологическую основу реализации модели предупреждения конфликтов в подростковом возрасте, структура которой представлялась следующими составляющими:

  1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование позитивных установок в восприятии окружающего социального пространства и своего «Я» на основе роста субъективной значимости гуманистических ценностей человеческого существования в культуре, обуславливающих стремление к предупреждению конфликта.
  2. Познавательный компонент выделяется необходимостью обучения подростков основам конфликтологических знаний о генезисе, социальной сущности, феноменологии, причинах, содержании, динамике, функциях, структуре конфликтов, а также стратегии поведения, способах предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.
  3. Поведенческий компонент состоит в формировании у подростка практических навыков, умений и моделей поведения по предупреждению, конструктивному разрешению и выходу из конфликтной ситуации.

В ходе изучения профилактики конфликтности подростков выявляются следующие группы конфликтообразующих причин: 1) проявление излишних негативных эмоций, неумение управлять ими; 2) субъективизация восприятия объекта противоречия; 3) низкий уровень личностной толерантности; 4) пассивность перед лицом противоречий.

К методам профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте также относятся различные авторские тренинговые программы «Предупреждение конфликтов подросткового возраста», которые требуют обеспечения следующих рекомендаций: 1) включенность подростка в игровую деятельность с активизацией эмоционального компонента; 2) анализ и соотнесение содержания занятия с жизненными проблемами подростков; 3) формирование и закрепление позитивных ценностных ориентаций, разносторонних знаний, умений и навыков предупреждения конфликтов; 4) практическая направленность занятий с возможностью закрепления полученного опыта в жизненных ситуациях через систему домашних заданий [3, с.110].

Таким образом, установка на педагогическое предупреждение конфликтов выступает наиболее оптимальной и целесообразной в практике образовательной работы с подростками, поскольку открывает для них возможность разрешения противоречий на стадии зарождения конфликтогенной ситуации, не допуская углубления и разрастания пространства конфликта, несущего негативно травмирующие последствия для неустойчивой психики подростка и его отношений с окружающими.

Литература:

  1. Волков Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 672с.
  2. Гребенкин Е. В. Современные методы профилактики конфликтов в системе образования. // Вестник томского государственного педагогического университета. –2010. — Выпуск 1 (91). //http://vestnik.tspu.edu.ru/files/PDF/2010_1.pdf.
  3. Иванов А. А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростков возрасте. — диссертация на соискание учебной степени к. п.н.. — М., 2001. — 210 с.
  4. Психология развития. / Под ред. Марцинковской Т. Д. — М.: Академия, 2001г. — с. 143
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Просвещение, 2007г. — 143с.

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, психолого-педагогическая профилактика, вторичная профилактика, подросток, ситуация, предупреждение, принцип работы, предупреждение конфликтов, третичная профилактика, уровень.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *