Психософия — Соционика-вики
Психософия, ранее психе-йога — психологическая теория; в более узком прикладном смысле — типология личности, развитие типологии Юнга, подобно соционике и типологии Майерс-Бриггс. Основана А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005), изначально была названа психе-йогой. Сведения, содержащиеся в статье, не проходили проверку научными методами.
Определения[править]
Если обозначим словом психика всю информацию, содержащуюся в человеке, а словом сознание — центр обработки информации и принятия решений, то с точки зрения сознания, есть такие 4 основные части психики:
- a. информация о внешней (для человека) реальности, не прошедшая обработку сознанием;
- b. информация о внешней реальности, прошедшая обработку сознанием;
- c. информация о внутренней реальности, прошедшая обработку сознанием;
- d. информация о внутренней реальности, не прошедшая обработку сознанием.
Поскольку психика неизбежно функционирует, в отличие от информации на компакт-диске или на бумаге, то возникает понятие «психическая функция», и в психософии приняты такие обозначения:
Воля, Логика, Эмоция и Физика — психические функции, использующие соответственно a, b, c, и d
(cоответствующие признаки Юнга: Intuitive, Thinking, Feeling, Sensing, а в соционике им соответствуют Интуиция, Логика, Этика и Сенсорика).
Карл Густав Юнг показал, что есть люди, в целом предпочитающие заметно больше Логику, чем Эмоцию, и есть люди, предпочитающие больше Эмоцию, чем Логику; и то же самое для пары Воля и Физика. Причем такие предпочтения обычно не меняются в течение жизни, поэтому можно говорить о 8 типах личности, задаваемых дихотомиями Thinking-Feeling (в обозначениях Юнга), Intuitive-Sensing, и Extraverted-Introverted (об этой дихотомии см. ниже).
Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:
- ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
- ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
- ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
- ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,
в этих обозначениях
- первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция,
- последняя буква — наименее субъективно важная для человека функция,
- 2-ая функция (и буква) — важнее чем 3, но менее важна чем 1,
- 3-я функция — субъективно важнее чем 4, но менее важна чем 2.
(визуально это можно представлять себе так: 1-я функция — самая большая по размеру и/или весу из четырёх функций, 2-ая меньше, 3-я ещё меньше, и 4-я — самая маленькая из всех четырёх функций, рассматриваемых в психософии).
Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.
Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.
Дихотомиии, не используемые в психософии. Отличия от соционики и ТМБ.[править]
Есть (1) взаимообмен информацией и энергией между 4-мя вышеобозначенными психическими функциями. И есть (2) взаимообмен информацией и энергией между этими функциями и внешней по отношению к ним реальностью: процессы получения информации, и процессы отправки информации в эту внешнюю реальность, включающаю и физическое тело обладателя психики; например, человек может улыбаться или хмуриться, смеяться или плакать (Эмоция → в.р.), проголодаться или устать (в.р. → Физика), поднять пудовую гирю (Физика → в.р.) или же не справиться с этой задачей.
В процессе сна происходит в основном (1), а в процессе бодрствования в основном (2).
В настоящее время психософия в основном изучает и описывает процессы и явления, возникающие при (1), а соционика и типология Майерс-Бриггс — возникающие при (2), поэтому в ТМБ используется, как и у Юнга, дихотомия Extraverted-Introverted (соответствуют отправка-получение информации), а в соционике есть экстравертный и интровертный варианты каждой из функций, то есть всего функций 8.
Дихотомии «прошедшая/не прошедшая обработку сознанием информация» соответствует дихотомия рациональность/иррациональность в соционике, а в типологии Майерс-Бриггс — Judging/Perceiving (Судящие/Воспринимающие).
Информация, не прошедшая обработку сознанием, соответствует количественной информации,
а информация, прошедшая обработку сознанием, соответствует качественной информации,
например, 2-мерный массив 800 на 600 элементов с данными, полученными при оцифровке фотографии — это количественная информация, а надпись на ней «Это мы в Париже на набережной Сены» — это качественная информация, то есть последовательность символов, а не результатов измерений некоторой величины.
Предполагается, что при (1) происходит в основном обмен количественной информацией, при (2) доля качественной информации заметно больше.
Основное явление, изучаемое в современной психософии[править]
- 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;
- 1 и 4 функции — монологовые, результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,
2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат;
- 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.
Предполагается, что это следствие такого явления:
по отношению к остальным трём психическим функциям — чаще всего
- 1-я функция — активная модальность, активная субмодальность — существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них; активна и по сути, и по форме действия;
- 2-я — активная модальность, пассивная субмодальность ↔ активна по сути, пассивна по форме;
- 3-я — пассивная модальность, активная субмодальность ↔ пассивна по сути, активна по форме;
- 4-я — пассивная модальность, пассивная субмодальность — существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им; пассивна и по сути, и по форме проявлений.
Таким образом,
- 1 и 2 — верхние, сильные — активная модальность,
- 3 и 4 — нижние, слабые — пассивная модальность;
- 1 и 3 — доминирующие — активная субмодальность,
- 2 и 4 — подстраивающиеся — пассивная субмодальность;
- 1 и 4 — монологовые — субмодальность такая же, как базовая модальность,
- 2 и 3 — диалоговые — субмодальность не совпадает с базовой модальностью.
Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.
О психологической совместимости[править]
Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:
- Филия — тип-1 тождественен тип-2;
- Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ;
- Полное Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, а также первых и четвертых, например ВЛЭФ и ФЭЛВ.
В заключение[править]
можно заметить, что используемые во многих религиозных и философских текстах понятия: дух, разум, душа, тело — соответствуют психическим функциям Воля-интуиция, Логика, Эмоция, Физика.
В бытовом языке интуиция — это способность получать иррациональную информацию из внешней реальности, воля — способность транслировать иррациональную информацию во внешнюю реальность, а также (второе значение слова воля) результат такой трансляции.
Из некоторых эзотерических учений можно заметить такое соответствие:
- Физическое тело человека — Физика экстравертирующая
- Эфирное тело — Физика интровертирующая
- Астральное тело — Эмоция экстравертирующая
- Ментальное тело — Эмоция интровертирующая, Логика интровертирующая
- Каузальное тело — Логика экстравертирующая
- Буддхиальное тело — Воля интровертирующая, то есть интуиция
- Атманическое тело человека — Воля экстравертирующая
Интервики[править]
Интернет[править]
Литература[править]
- Афанасьев А. Синтаксис любви. — М.: Остожье. 2000.
- Саенко В. В., Трехов А.В. Возможная корреляция типологий: соционика и психе-йога (психософия) А. Афанасьева. Журнал «Соционика, ментология и психология личности». ¦ 1, 2002 г.
socionics.wiki-wiki.ru
Что такое психософия?
Ни для кого не секрет, что существует довольно много аспектов, которые сложно объяснить с точки зрения только соционики, и в частности, это касается интратипных различий – то есть того «Почему Бальзаки (или любой другой социотип) бывают такие разные?».
Довольно часто мы сталкиваемся, например, с сенсориками, которым лень заниматься готовкой или спортом, с интуитами, которые любят и умеют заниматься домашним хозяйством, с этиками, которые стесняются проявлять свои эмоции или с логиками, которые неплохо играют в театре – иначе говоря, с не вполне типичными проявлениями определенного социотипа. Нередко случается, что таких людей неправильно типируют или считают неким отклонением (как говориться, «не в типе»). И такие случаи – отнюдь не редкие исключения.
Знакомство с психософией поможет найти объяснение большой части подобных «искажений» и прольет свет на многие факторы, которые трудно объяснить внутри соционики, но которые становятся совершенно понятны, если обратиться к психософии […]
Почти все знающие соционику, испытывают некоторый шок, сталкиваясь с книжкой Афанасьева, считают, что какая-то из классификаций «не правильна» и что нужно выбрать какую-то одну из них. Идея совместить эти две классификации принадлежит Т.Н. Прокофьевой, послушаем ее рассказ:
«Я познакомилась с Психософией в 2000м году, когда на одной из конференций ко мне подошла очень симпатичная девушка, Яна, одна из бывших учениц, и рассказала, что существует типология, похожая на соционику, но все-таки отличающаяся от нее. Она сказала: «Интересно, что я по ней Лао-Цзы и Высоцкий – Лао-Цзы, но по соционике я Гексли, а Высоцкий – Габен». Она пригласила меня пообщаться со своей преподавательницей, Инной Дубровиной, и я решила сходить, потому что человек я любопытный. Я думала, что это некая новая классификация, которая существует наряду с соционикой, а выяснилось, что и сам Афанасьев, и Дубровина считают психософию (или психойогу, как она тогда называлась) «усовершенствованием» соционики, что никакой соционики нет, что Афанасьев «поправил» Аушеру, пошедшую в свое время неверным путем.
Я сначала стала слушать, сравнивая с соционикой, и поняла, что это какая-то глупость и неверная трактовка. Но примерно к четвертому часу семинара стало очевидно, что психософия работает и действительно объясняет многие вещи. И мы стали вместе изучать этот вопрос, пригласили Инну провести у нас семинар, потом пошли двухдневный семинар по психософии, где все разбиралось очень подробно. И вот уже 6 лет, как я не работаю в соционике без психософии, потому что последняя очень хорошо разъясняет разницу внутри типов (интратипные различия), которую необходимо учитывать при анализе.
Потом я познакомилась с самим Афанасьевым, который оказался совершенно замечательным человеком и интересным собеседником. Он рассказал, как пришел к созданию психософии. В свое время он сдавал одну из комнат девушке, по описанию очень похожей на Гексли, которая целыми днями рассказывала ему про соционику, которой в то время очень увлекалась. И постепенно у него стала складываться общая картина, тем более что сам Афанасьев обладал широким кругозором и разбирался в психологии. На этой основе он и создал свою типологию.
Фактически афанасьевские функции идут целиком от юноговских, и к соционике в современном понимании не имеют отношения. Потом мы с Афанасьевым много обсуждали обе классификации и вместе пришли к выводу, что психософия — это не альтернатива соционике, а другая типология. Если совместить их, то мы получим 384 типа. Иначе говоря, эти две типологии не заменяют, а дополняют друг друга, обогащают одна другую и вместе являются эффективным инструментом анализа и хорошей базой для изучения энергоинформационного метаболизма человека» […]
Материал с сайта: http://syncrovision.ru/Psihosofiya-Afanaseva/chto-takoe-psychosofiya.html
****************************************************************************************************
Александр Юрьевич Афанасьев:
«Воля, Эмоция, Логика, Физика набор функций, присущий всем людям. Он есть то, что наряду с антропологическими приметами рода человеческого, нас объединяет. Но одновременно этот набор функций является разъединяющим началом, придающим если не уникальное, то достаточно оригинальное лицо психике каждого отдельного человека.
Суть в том, что природа никогда не наделяет индивидуума функциями равномерно, но всегда делает что-то сильным, что-то слабым. Воля, Логика, Физика, Эмоция — в психике личности не являются чем-то равнозначным, расположенным по горизонтали, а представляют собой иерархию или, говоря иначе, четырехступенчатый порядок функций, где каждая функция, в зависимости от ее положения на ступенях лестницы, по-своему выглядит и действует. Как природа положит друг на друга эти четыре кирпича, таков и будет внутренний мир индивидуума. Именно иерархия функций определяет оригинальность психики человека, деля человечество, как нетрудно подсчитать, на двадцать четыре вполне самостоятельных психических типа».
Александр Юрьевич Афанасьев в своей типологии наверное впервые выделил такую черту характера как волю или дух, и подчеркнул её значимость.
Вот что он пишет в своей книге «Синтаксис любви»:
«… человек поделил душу на собственно душу, т. е. «эмоциональную функцию», и «дух», т.е. волевую функцию, желание, управление, личность, норов, «Я».
«Могу сказать больше – положение Воли на ступеньках функциональной иерархии сильно влияет на правовые нормы человека, целиком формирует этику (неписанное право), индивидуальную картину общества и мироздания. Вообще, будучи одной из функций и подчиняясь в своем действии тем же принципам и закономерностям, что и остальные, Воля одновременно является невидимым стражем всего порядка функций».
Психософия Александра Юрьевича Афанасьева, так же как и соционика опирается на типологию К.Г. Юнга. При этом они не противоречат друг другу, а являются взаимно дополняющими, расширяя наше понимание процессов, происходящих при энерго-информационном обмене человека с его окружением
Как показала наша многолетняя практика применения обеих типологий в процессе индивидуального консультирования:
- психософия изучает структуру психики с точки зрения энергетического обмена, в то время как
- соционика изучает информационную структуру психики.
Впервые эти подходы в таком виде были сформулированны Прокофьевой Татьяной Николаевной. Объединяя их, мы рассматриваем уже не 16 и не 24, а 16 х 24=384 психологических типа, что приводит к более глубокому исследованию личности, созданию подробного психологического портрета на основе двух типологий.
Как и в соционике в психософии между типами прослеживается не так ярко выраженная, но устойчивая система интертипных отношений.
Знание психософии позволяет
- эффективно планировать и добиваться личностного роста,
- лучше понимать и принимать людей, строить эффективную коммуникацию, налаживать отношения,
- осознанно управлять собственным развитием, увеличить его темп и результативность,
- получить новые знания для более грамотного и бережного подхода к развитию своих детей
Почему разные дети воспринимают одну и ту же информацию по разному? Почему настолько различны их подходы к решению задач и такие разные сферы интересов?
Ответы на эти вопросы также дает Александр Афанасьев:
«Произошел гигантский интеллектуальный взрыв, человек вышел из-под действия отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания».
В современной школе методика обучения становится все более гибкой и ориентированной на ребенка. Вводится метод проектов, исследовательские работы, тематические клубы и т.п. Ребенок может выбрать тематику проекта, а учитель может дозировать нагрузку и по разному распределять ее во времени, выбирать наиболее подходящую форму подачи и работы с материалом. Таким образом, создаются условия для развития талантов каждого ребенка, адаптации его в классе.
Психософия может помочь учителю правильно выбрать форму и нагрузку ученика с учетом положения логики у ребенка.
Прокофьева Т.Н,
Материал с сайта НИИ Соционики
subscribe.ru
Психософия | Внутри | Снаружи
Что такое психософия (она же психойога/психейога или кратко — ПЙ)
Психософия — это направление, изучающее типы личности человека. Кто-то считает ее соперницей соционики, но на мой взгляд, ПЙ — это дополнение соционики. В отрыве от социотипа ПЙ дает меньше полезных на практике (!) знаний. Я использую обе эти системы вместе. Но при желании, провожу типирования и консультирую только по психософии.
Как работает психософия?
Модель ПЙ предполагает, что психику человека можно разделить на четыре основные функции: волю, физику, логику и эмоцию.
Физика — «Тело». Отношение к материальному: внешнему виду, еде, собственности, деньгам, репродуктивной функции, комфорту, физической заботе, практическим навыкам. Конкретные физические действия.
Эмоция – «Душа». Эмоциональные реакции, чувства, переживания, а так же интуитивные предчувствия, культурная и творческая сторона жизни (живопись, музыка, кино – всё, где ведущую роль играют эмоции).
Логика – «Разум». Отношение к логическому мышлению, анализу, знаниям, эрудиции, а так же ко всёму, что касается мнений, доказательств, споров, поиска истины и научно-исследовательской стороны жизни.
Воля – «Дух». Отношение к личной энергии, воли, власти, решительности, уверенности, желаниям, следованию цели и преодолению препятствий, отношение человека к себе (самосознание), к другим людям, к миру в целом. Самоконтроль, ответственность. (С)
Функции располагаются в порядке приоритетности — от 1 до 4— т.е. по-разному для каждого человека.
1 функция — высокая (сильная), доминирующая (отстаивает большей частью свои интересы), результативная (ориентирована на конкретный результат, чем быстрее, тем лучше).
2 функция — высокая, подстраивающаяся (больше заботится об интересах других, менее эгоистична, более гибкая, помогает доминирующим функциям добиваться своего), процессная (наслаждается действием, меньше думает о результатах). Наиболее адевкатная функция.
3 функция — низкая (слабая). Процессная, доминирующая. Фактически — болевая. По ней всегда не доволен достижениями, хочешь больше, а не всегда получается.
4 функция — низкая, результативная, подстраивающаяся. Её интересами человек легко может пренебрегать в пользу вышестоящих функций.
ПЙ-тип зависит от расположения функций, их всего 24-ре.
Определить тип можно с помощью тестов в Интернете. Например: http://www.socioclub.org/tests/?testid=afan
Но как и с соционикой, сделать это самому не всегда легко. ОДНАКО — в случае психософии я все-таки советую всем сперва пройти тест или хотя бы поразмыслить над приоритетностью функций САМОСТОЯТЕЛЬНО. И только потом, если вы почувствуете, что ни один предполагаемый тип на вас «не сидит», обращайтесь за типированием.
Почему я не зазываю всех на типирование с нуля? Потому что разобраться в психософии самостоятельно — более реально, чем в соционике. У 40% людей это получается со второй-третьей попытки.
Кроме того, как уже писала выше — я ратую за комбинацию соционики и психософии, потому не вижу смысла работать над типированием только по психософии, если неизвестен социотип. Хотя, конечно, любой каприз за ваши деньги. Если вы твердо уверены, что не хотите ломать голову сами — пишите. Также рада буду помочь всем, кто определился с соционикой, а вот вписаться в психейогу — не сумел.
alexkazakova.com
Соционика и психософия для начинающих
Цель данного сайта — кратко, но вместе с тем понятно и доступно рассказать о двух весьма интересных типологиях человеческой личности: соционике и психософии. Обе эти типологии появились в последней четверти XX века и на первый взгляд могут показаться весьма сходными, но на человеческую личность они смотрят с несколько разных сторон. Соционика — это учение об информационном метаболизме, то есть особенностях восприятия из окружающего мира информации и ее обработки, своего рода язык, на котором человек описывает окружающую его реальность. Эти особенности во многом определяют предрасположенность и способности к тем или иным видам деятельности, то, насколько легко они даются для изучения. Психософия же — типология ценностей, которая помогает выяснить, какие сферы жизни для человека важны, где у него будет желание проявить себя и как именно он будет это делать.
Совместное использование этих двух типологий дает к достаточно глубокому пониманию человеческой личности, в частности позволяет:
Определить свои сильные и слабые стороны
Научиться лучше понимать и принимать окружающих
Выбрать наиболее подходящие области для профессиональной или творческой деятельности
Узнать, какой человек лучше всего подходит на роль второй половины
С чего же начать изучение этих типологий? Есть два пути: первый — сначала изучить теорию, начиная с вводных статей по соционике и психософии на этом сайте, второй — сначала определить свой тип и ознакомиться с его описанием, а в теории разбираться по мере того, как будут возникать вопросы.
После этого можно отправиться в соционическую социальную сеть или группы ВКонтакте или на Mail.Ru, посмотреть там на представителей различных типов, познакомиться и пообщаться с теми, у кого окажется такой же тип или наоборот, взаимодополняющий.
Если же вы заинтересовались типологиями всерьез и хотите изучать их и дальше, рекомендуем посетить наш основной сайт — TYPOLOGIES.RU.
sociomodel.ru
2. Что такое психософия?. Философия психологии. Новая методология
2. Что такое психософия?
Психософия – это новая методология, которая основана не на результатах работы психического аппарата человека, то есть не на каких-то положениях, обеспеченных психологическим опытом, но на самом феномене этой работы; в основе ее – сущность самого психологического опыта. При этом, когда речь идет о психологическом опыте, нужно думать не о переживаниях человека, а о том, что весь мир, явленный ему, и есть этот его, человека, психологический опыт. Ничем, кроме психологического опыта, мы не располагаем и располагать не можем.
Психософия рассматривает психологический опыт человека целостно. То есть не человека, изъятого из мира, оторванного от фактического его существования, помещенного в абстрактную идеальную пробирку, стерильную лабораторию (пусть и существующую лишь в голове исследователя), а человека в его непосредственной, живой взаимосвязи с миром. Психософия, таким образом, не является каким-то частным знанием, освещающим какую-то отдельно взятую часть мира, но создает универсальную базу для целостного знания о человеке и его знании о мире.
Мир рассматривается психософией как, условно говоря, «сделанный» и «делаемый» человеком. Поскольку мир дан нам лишь через психический опыт – «невооруженный глаз» и «глаз вооруженный», воспринимаемое и мыслимое, – то думать о нем – о мире – иначе, отставив человека с его психическим аппаратом в сторону, было бы во всех смыслах неправильно. Думать же о человеке, «отрезая» от него действительность, им же перманентно созидаемую, и вовсе безумие.
В этом правиле – нет мира без человека и человека без мира – и заключается особенность психософического подхода.
Новая методология, созданная психософией, по сути – методология открытых систем. Она описывает открытые системы и за счет гибкости, несодержательности своих конструкций готова воспринять любой новый, «неожиданный» факт, не обрушившись под его «натиском». Последнее – то есть счастливое обретение фактов, противоречащих основным положениям той или иной теории, – как известно, регулярно травмирует как точные, так и гуманитарные науки. Новая методология устроена так, что подобные кризисы и картезианские перевороты в ней попросту невозможны – логика структуры научного знания другая.
С другой стороны, знание должно, просто обязано быть технологичным, иначе оно бесполезно. Однако технологичность может быть только естественной, в противном случае эта технологичность – иллюзорна. Как изучение физиологии органов на умерщвленном предварительно «препарате». Система – это нечто большее, нежели простая сумма ее частей, а значит, если она действительно «живая», а не искусственный муляж, она должна «рождать» новое. В этом-то и состоит действительная технологичность научного знания: не описывать систему, а видеть ее в развитии.
Поскольку же нам не дано другого познания, кроме психологического опыта, то есть мы всегда имеем дело с результатами работы психического аппарата, следовательно, познание этого психического аппарата в целом и позволяет обеспечить достоверность познания. Психософия, обеспечивая последовательность анализа, дает нам непретенционный взгляд на действительность, которая представляется теперь не какой-то не зависимой от нас «объективностью» (относительно которой всегда будет непонятно – доступна она для познания или нет), а реальностью, которую человек способен познавать, но несколько по-иному, в сравнении, например, с растением, клеткой или квантом.
Всем этим позициям психософия находит философское и методологическое обоснование, что переводит последние из бессмысленных игр пространными и умозрительными конструкциями в сферу научного знания, а это, в свою очередь, позволяет формировать новые позиции, уточнять прежние и, таким образом, развивать искомое психософией научное знание.
Наконец, как бы нас это ни смущало и ни печалило, факт остается фактом: никто не создаст модели для познания некой системы «изнутри» лучше, чем она сама, и никто не знает систему лучше ее самой (был бы только у нее инструмент для освоения этих знаний). А поэтому странно настаивать на объективности «внешнего наблюдателя». Мы или помещаем человека в мир, а мир в человека, что дает нам все шансы на продуктивность нашей познавательной деятельности, или встаем в сторонке и наблюдаем – пассивно и бессмысленно.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru