Психотерапевтические техники и упражнения – Психотерапевтические техники в консультировании подростков и взрослых

Содержание

Психотерапевтические техники в консультировании подростков и взрослых

Довольно часто к психологу обращаются подростки и взрослые с проблемами, требующими психотерапевтической помощи. К таким проблемам относятся:

  • конфликты в межличностных отношениях;
  • экстремальные и кризисные ситуации;
  • поиски способов разрешения острых личных проблем.

Приходящие на консультацию подростки и взрослые, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состоянии. В таких случаях в ходе консультации психолог обязан “поработать над состоянием” обратившегося к нему за помощью человека: успокоить его, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию.

Подростки и взрослые (клиенты), обращающиеся к психологу, испытывают потребность в психотерапевтической помощи, касающиеся трех основных групп проблем:

  • неумения владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции;
  • неспособность справляться с переживанием депрессивных состояний;
  • стремление избавиться от неуверенности в себе, скованности и зажатости.

Для решения этих проблем в консультации психологом могут быть использованы следующие группы психотерапевтических техник (упражнений):

1. Техники, способствующие снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, нейтрализации внутренней скованности, нормализации эмоционального состояния

Упражнение “Яблоко”

Психолог и клиент стоят друг против друга на расстоянии 1–1,5 метра. Психолог говорит: “Представь, что мы с тобой находимся в саду. Перед нами – яблоня, увешанная прекрасными, сочными плодами. Видишь, на верхней ветке висит самое спелое яблоко? Наверное, оно и самое вкусное! Давай попробуем его достать!

(На вдохе) Тянись выше, вытягивайся, как можешь! Руку выше! Еще выше! Ух! Достали яблоко!” (Выдох)

Длительность упражнения – 10–12 минут.

Упражнение “Интегративное дыхание”

Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены спереди. Руки – вверх, немного назад (вдох). Потянуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох). Упражнение рекомендуется проделать 4–5 раз в течение 5–7 минут.

Упражнение “Кулак”

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая вдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатие кулака, сделайте выдох. Повторяйте упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение надо выполнять двумя руками одновременно.

Упражнение “Радуга”

“Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вдыхая, вы взбираетесь по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки”. Упражнение повторяется 3 раза.

Затем упражнение повторяется с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до 7. После выполнения упражнения клиент должен обязательно рассказать, что испытал, что почувствовал, выполняя это упражнение.

Упражнение “Успокаивающее дыхание”

Стоя (или сидя) сделать полный вдох. Задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот этап повторить 4 раза.

Затем после вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Этот этап повторить тоже 3 раза.

Затем после вдоха представить две параллельные линии и выдохнуть в них. Этот этап повторить 2 раза.

Все упражнение повторить 9 раз.

Упражнение “Крылья”

Исходное положение – руки опущены. Глаза можно закрыть, что бы лучше чувствовать движение, которое разрождается в руках. Нужно плавно поднимать руки вверх и также плавно и медленно опускать вниз. “Следите за этим движением и помогайте ему развернуться вверх. Когда руки начинают всплывать, возникает масса новых и приятных ощущений. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте себе, что руки – это крылья! Крылья несут вас! Позвольте себе дышать свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета”.

Упражнение “Медуза”

Сидя на стуле, совершай те плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

Упражнение “Огонь-лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Выполняется стоя. По команде психолога “Огонь” клиент начинает интенсивные движения телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются самим клиентом произвольно. По команде “лед” клиент застывает в позе, в которой застигла его команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Свеча”

Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становиться светлее, когда уменьшаете его, становиться темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становиться ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

2. Техники, способствующие нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций: гнева, раздражения, агрессии

Упражнение “Еж”

Это упражнение направлено на разрядку негативных эмоциональных состояний. Релаксация достигается через напряжение. Нужно максимально напрячь, к примеру, кисти рук, а затем максимально их расслабить. Представьте себе ежика, который скручивается и раскручивается.

Упражнение “Фокусировка”

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Под определенную команду следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло. Например, по команде “Тело!” надо сосредоточиться на своем теле и ощутить, как по нему разливается тепло, по команде “Рука!” - необходимо сосредоточиться на руке и ощутить ее тепло, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца. Команды следует подавать с интервалом 10–12 секунд. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Пресс”

Клиент представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникшую отрицательную эмоцию и внутренне напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она несет с собой.

“Заземление” отрицательной энергии выполняется 3–4 раза. Общая продолжительность упражнения – 5–7 минут.

Упражнение “Шаг вперед – зверь, шаг назад – человек”

Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, улыбаясь и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.

Снова сделайте шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя, и шаг назад, возвращаясь в состояние человека. Шагая вперед, подкрепляйте свою ярость криками, сжимая челюсти и кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.

Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Необходимо остановиться и прекратить выполнение упражнения, как только почувствуете усталость.

3. Техники, направленные на вытеснение негативных эмоций (переживаний), связанных с “застреванием” на личностной проблеме

Упражнение “Прогони проблему”

Клиенту предлагается представить, что позади него стоит какая-либо из существующих проблем, от которой он бы хотел избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: “Уйди!”.

Упражнение “Вращающийся куб”

Необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение “Стирание негативной информации”

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно “стирать” с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. “Стирайте” до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и “стирайте” до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо проводить обсуждение его эффективности:

  • насколько положительно оно было воспринято клиентом;
  • показалось ли оно ему полезным и удобным;
  • какие ощущения он испытывал;
  • снизилось ли внутреннее напряжение.

Необходимо в ходе консультирования для каждого конкретного клиента подобрать те психотехники, которые максимально подойдут именно ему.

Использованная литература

  1. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003.
  2. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: “Прайм-ЕВРОЗНАК”, 2008.
  5. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  6. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике/ Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  8. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. – М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

urok.1sept.ru

Рациональная психотерапия: пример и техники упражнения

Психотерапия является таким видом лечения, при котором доктором в качестве инструмента воздействия на психику пациента используется слово. В широком смысле своего понимания данное направление охватывает общение больного и врача в целом. Ведь при лечении болезней любого профиля доктор, общаясь со своими пациентами, неизбежно оказывает на них психологическое воздействие. Именно поэтому столь ответственен момент налаживания контакта, а также личный подход к каждому человеку с учетом особенностей его личности и конкретных социальных условий.

Основным достоинством рациональной психотерапии является устранение проявлений болезни путем изменения отношения человека к самому себе, к своему состоянию и ко всему окружающему.

Способы излечения словом

Каковы главные направления, являющиеся элементами психотерапии? Они представлены следующими основными способами устранения заболеваний:

  1. Рациональной психотерапией.
  2. Суггестивной психотерапией. Данный способ включает в себя внушение наяву, происходящее при нахождении человека в состоянии гипнотического сна, а также самовнушение, которое носит название аутосуггестии.
  3. Групповая, или коллективная психотерапия. Она бывает домашней и поведенческой, игровой. Также выделяют имаготерапию и психоэстетотерапию.
  4. Наркопсихотерапия.

Все перечисленные выше способы окажут на больного максимальное воздействие при их сочетании с другими видами устранения недуга, в том числе медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами, трудотерапией, ЛФК и т. д.

Направление рациональной психотерапии

Для избавления от болезней врач может воздействовать на пациента с помощью разъяснений. Главное, чтобы они были логически аргументированными. Подобный метод известен в медицинской практике под названием «рациональная психотерапия». При его использовании врач должен объяснить своему пациенту то, что тот не понимает и не знает, и что способно поколебать его ложные убеждения.

Одновременно с прямым словесным воздействием рациональной психотерапии сопутствует и косвенное внушение. Например, метод разъяснения ситуации порой применяют к другим лицам в присутствии больного. Это позволяет добиться того, что лечебный эффект будет достигнут опосредованно. Помимо этого, в рациональной психотерапии используются различные дидактические приемы, а также эмоциональное воздействие.

Чаще всего лечение представляет собой диалог, который врач ведет со своим пациентом. Подобное собеседование позволяет разъяснить человеку обстоятельства, приведшие к заболеванию. При этом врач описывает характер и прогноз намеченного лечения. Психотерапевту необходимо придерживаться простоты и ясности в своей аргументации. При этом он, применив любые факты и показатели, указывающие даже на незначительные улучшения, должен попытаться воодушевить больного и помочь ему преодолеть имеющие место пессимистические представления.

Успех использования метода рациональной психотерапии во многом зависит от личности врача, от его заинтересованности в излечении пациента, а также от искренности, способности убеждать и терпеливо выслушивать, завоевывать симпатию и доверие.

Первые опыты, в которых рассматривалось применение подобной методики, были проведены на основе описанного И. П. Павловым, а также Б. Скиннером классического и оперантного обусловливания. Основная формулировка данных понятий состояла в цепочке «стимул – реакция» и придерживалась того постулата, который гласил, что поведение, приводящее к достижению необходимого результата, должно закрепляться, и напротив, не приводящее к нему – угасать или ослабляться.

На сегодняшний день существует большое количество методов рациональной психотерапии. Рассмотрим те из них, которые получили наибольшее распространение на практике.

Метод Поля Дюбуа

Рациональная терапия, предложенная этим швейцарским невропатологом, является наиболее доступным способом излечения пациента. Применяется она не только узкими специалистами, но и врачами широкого профиля.

Рациональная психотерапия Дюбуа использует способность пациента делать логические выводы, проводить сопоставления, а также доказывать обоснованность имеющихся фактов. Данный метод явился альтернативой лечения внушением. При этом рациональная психотерапия прежде всего делала ставку на мышление и разум пациента.

Поль Дюбуа считал, что истоки развития неврозов кроются в ошибках суждения и слабости интеллекта. Разумеется, в настоящее время данные теоретические выводы не принимаются безоговорочно. Тем не менее многие рекомендации и выводы Дюбуа, которые он сделал на основе многочисленных наблюдений, обладают большой практической ценностью. Примером тому может служить описание беседы швейцарского невропатолога со своим пациентом, который страдал от бессонницы. Ознакомиться с ней можно в книге А. М. Свядоща «Неврозы»: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».

В своей практике Дюбуа всецело опирался на логику. Используя это научное направление о законах мышления, он довольно убедительно демонстрировал своему пациенту те ошибки, которые имели место в его рассуждениях и были связаны с неверной оценкой патологического состояния. Подобное воздействие на больного является основой данного метода. Но помимо этого, рациональная психотерапия Дюбуа включает в себя эмоциональное воздействие, внушение, изучение и дальнейшую коррекцию личности, а также риторические дидактические приемы.

Метод Альберта Эллиса

Этим психологом был разработан способ рационально-эмоциональной психотерапии. Его основу составляют три главных аспекта психической деятельности человека. Это мысли, или когниции, а также поведение и чувства.

В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса выделяются:

  1. Дескриптивные когниции. Эти мысли содержат ту объективную информацию, которая была воспринята индивидом.
  2. Оценочные когниции. В данном типе мыслей отражается отношение человека к реальности.

Согласно положениям методики рациональной эмоциональной психотерапии А. Эллисона, два указанных выше типа когниций имеют связи различной степени жесткости. Негативные и позитивные эмоции вызывают вовсе не происшедшие объективные события, а их оценка. В связи с этим многие психопатологические расстройства и симптомы в эмоциональной сфере могут быть рассмотрены в качестве результата нарушений в когнитивной области, что именуется иррациональными установками. Они представляют собой жесткие связи между дескриптивными, а также оценочными когнициями. Данные нарушения выражаются в указаниях и требованиях, приказах и т. п. и не соответствуют реальности ни по своему качеству, ни по силе.

Будучи нереализованными, иррациональные установки провоцируют в неадекватных ситуациях возникновение негативных эмоций, которые усложняют жизнь индивида и мешают ему достигнуть поставленных целей. Для нормального функционирования психики необходимо создание рациональной системы оценочных когниций. Важны также гибкие связи, соединяющие такие мысли с дескриптивными.

Что представляет собой метод рационально-эмотивной психотерапии? Он включает в себя опознание имеющих место иррациональных установок, осуществление конфронтации с ними, а также пересмотр гибких (рациональных) установок и закрепление их функционирования. Пациент, успешно прошедший такой путь, начинает адекватно реагировать на происходящие события.

Свои основные идеи А. Эллисон изложил в книге «Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход». В ней он указал на то, что любой человек способен контролировать и влиять на собственные эмоциональные реакции в виде поведения и чувств. Причем так как он сам, пусть невольно, но заставил себя страдать, то так же он способен сделать все, чтобы прекратить это. Книга учит своего читателя не поддаваться внушению и не зависеть от обстоятельств. Для этого понадобится лишь не думать о том, какие чувства испытывает большинство окружающих.

Метод Аарона Бека

Этим исследователем был разработан способ когнитивной психотерапии. Его основу составляет утверждение о том, что психические расстройства и эмоциональные реакции имеют место в связи с когнитивными навыками и структурами, которые были приобретены человеком в прошлом.

Согласно утверждениям американского профессора А. Бека, те психологические нарушения, которые предшествовали нейрофизиологическим расстройствам, имеют непосредственную связь с аберрацией мышления. Под этим термином исследователь понимал неверную переработку информации, что в результате способствовало искажению человеком видения ситуации или объекта. Подобные когниции являются основной причиной возникновения ложных представлений. В результате у пациента возникают неадекватные эмоциональные реакции.

В отличие от других методов рациональной психотерапии, созданный А. Беком способ содержит правила регуляции поведения, который базируется на двух основных параметрах, а именно на опасности/безопасности, а также на боли/удовольствии. Ось первого из этих двух сочетаний элементов включает в себя те события, которые связаны с психосоциальным, психологическим и физическим риском. Однако правила регуляции поведения в большинстве случаев не учитывают реальную ситуацию. Это и приводит к тому, что у индивида возникают различные проблемы. Используя метод рациональной психотерапии А. Бека, становится возможным модифицировать имеющиеся правила, сделать их более гибкими и менее персонифицированными, то есть привести в соответствие с имеющейся реальностью.

Когнитивная психотерапия зависимостей

Настоящим бичом современного общества являются алкоголизм и наркомания. Это болезни, которые могут быть вызваны генетическим фактором или же являются моделью поведения людей, не способных решить свои проблемы, и снимают возникшее в организме напряжение с использованием психоактивных веществ.

И здесь на помощь им может прийти индивидуальная рациональная психотерапия наркозависимых и людей, чрезмерно употребляющих спиртные напитки. Что представляет собой данный метод? Это когнитивно-рациональная психотерапия, направленная на определение основных триггеров, которыми являются мысли, ситуации и люди, запускающие механизм употребления наркотиков или алкоголя. Данный метод позволяет человеку избавиться от пагубных привычек. Происходит это благодаря осознанию собственных мыслей, тщательной проработке ситуации и в дальнейшем изменении поведения.

Психодрама Джорджа Морено

Психотерапия в рациональной терапии может использовать и групповой подход. Этим и отличается метод Дж. Морено, базирующийся на созданной им теории о социометрии, призванный стать ключом решения многих социальных проблем. При применении данного способа врач предлагает своим пациентам ролевую игру. В ее ходе он создает условия, вынуждающие человека спонтанно проявлять свои чувства по поводу актуальной для него проблемы. Главный постулат данного метода – утверждение о том, что любой индивид имеет естественную способность к игре.

Благодаря этому при исполнении той или иной роли он может самостоятельно воздействовать на свою проблему и даже купировать кризисную ситуацию. Подобный психотерапевтический процесс приводит к преодолению неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формируя у пациента адекватное и глубокое самосознание.

Моделирование поведения

Данный метод относится к когнитивно-поведенческой психотерапии. С его помощью происходит стимулирование пациента к самостоятельному решению имеющихся у него проблем. Когнитивно-поведенческая психотерапия проводится в три этапа:

  1. Самонаблюдение с элементами самоконтроля.
  2. Проведение анализа проблемного поведения с определением его источника (педагоги, родители, окружение и т. д.).
  3. Заключение психотерапевтического договора. Это своеобразный контракт, представляющий собой реестр планируемых изменений, а также протоколы достигнутого после выполнения самостоятельных домашних упражнений.

Техники направления рациональной психотерапии

Как человеку избавиться от отрицательных эмоций? Для этого ему понадобится применить одну из техник рациональной психотерапии. Большинство из них используются профессионалами для лечения у своих пациентов неврозов. Порой с их помощью возможно и устранение психозов.

Наиболее частыми причинами подобных патологий являются накопленные отрицательные эмоции. Больной фиксируется на психотравмирующих ситуациях, отчего у него возникают чрезмерные острые переживания, вызывающие болезни.

Техники рациональной психотерапии наиболее показаны при обиде, вызванной не оправдавшимися надеждами. Кстати, человек нередко сам совершенно неосознанно прибегает к данной методике. Он делится своим горем с родственниками, другом, а порой даже с незнакомым человеком. Прежде всего, он надеется на оправдание собственной позиции в произошедшем конфликте. Однако основным здесь является вовсе не это. Важно осознать причины произошедшего, отчего может получиться, что обиженный сам виноват в случившемся. А это означает, что обижаться не на кого.

Отвлечение

К подобному методу люди также прибегают в своей жизни совершенно неосознанно. Мы стараемся не думать о травмирующей ситуации. Однако сделать это бывает довольно сложно.

Метод отвлечения позволяет получить максимальный эффект при несильных, но постоянно воздействующих отрицательных раздражителях. В этом случае негативные эмоции способны постепенно накапливаться, доводя человека до нервных срывов и неврозов.

Как же отвлечься от психотравмирующей ситуации? Для этого рекомендуются:

  1. Спортивные игры. Теннис, футбол или волейбол прекрасно снимают раздражение и устраняют обиды.
  2. Использование эстетотерапии. В состоянии расстройства рекомендуется посещение художественной выставки, просмотр хорошей комедии, прослушивание талантливой музыки.
  3. Поход в гости к хорошим знакомым. Подобный шаг позволит устранить накопившуюся в душе озлобленность и не срывать ее на близких.
  4. Общение с природой. Особенно хорошо устраняются отрицательные эмоции у реки, в лесу, в горах и в других красивых местах, где к человеку возвращается душевное равновесие.

В случае длительного воздействия негативных факторов рекомендуется сменить обстановку, взяв отпуск и отправившись в путешествие.

Ролевой аутотренинг

При использовании такого метода пациенту понадобится вжиться в образ веселого или спокойного человека. Подобный способ великолепно помогает в качестве профилактики предстоящих конфликтных и стрессовых ситуаций. Однако его эффективность может почувствовать только человек с артистической натурой.

Для того чтобы войти в роль, понадобится выбрать для себя подходящий идеал. Образцом может стать либо реальный человек, либо киногерой. Но стоит помнить: для того чтобы с помощью этого метода оставаться спокойным в различных ситуациях, понадобится предварительная тренировка.

Мышечная релаксация

Данный метод, который называется еще и аутогенной тренировкой, пользуется особой популярностью у психотерапевтов. Нередко люди применяют его при самостоятельной работе над решением своих проблем. Аутогенная тренировка является самостоятельным методом, предложенным в 1932 г. психотерапевтом из Германии И. Шульцем.

Основной задачей подобного способа является максимальное расслабление с одновременным внушением себе тех или иных ощущений, а также обучение управлением функционирования внутренних органов. Молниеносная мышечная релаксация позволяет оперативно устранять нервное напряжение, причем делать это в любой ситуации.

fb.ru

II. Психотерапевтические техники

Визуальная техника «Звездный экран»

Цели: снять напряжение, остановить поток тревожных мыслей; подготовка к освоению методик комплекса АТ – 3.

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что ваш мозг это космос или экран, а мысли – разноцветные светящиеся шарики, стремящиеся пролететь через него. Ваша задача заключается в том, чтобы каждую возникшую мысль представить в виде цветного шарика, летящего к вам, а потом мысленно оттолкнуть визуальный образ в пространство. Так необходимо поступать с каждой зафиксированной мыслью.

Это занятие позволит абстрагироваться от реальных событий. Вы «опредмечиваете» мысли и удаляете их из сознания. Это снижает степень вашей тревожности, успокаивает, расслабляет.

Техника арттерапии

Цель: формирование позитивного эмоционального фона; повышение жизненного тонуса; формирование умений работать сообща.

Оборудование и материалы: ПВА, растительной масло - 50 г., набор красок (гуашь), соль – 100 г., мука - 0,5 кг., разовые стаканчики - 5 шт., емкость для воды, грубый картон (50 см Х 50 см).

Готовятся краски (5 - 6 цветов): на стакан муки треть стакана воды, одну столовую ложку ПВА, две столовые ложки мелкозернистой соли, столовая ложка растительного масла. Все перемешать, разложить массу в несколько стаканчиков и добавить разные цвета гуаши. После приготовления красок, на жестком картоне пальцами выполняется рисунок по теме «Счастье». Максимальный эффект достигается при работе в группе (в семье).

Рефрейминг «Учимся на ошибках»

(авторы А. Эллис и К. Макларен)

Цель: отреагирование травмирующего опыта стрессовых ситуаций.

Рефрейминг означает переструктурирование. Эта техника Дональда Крилла и Кэтрин Макларен применяется для того, чтобы помочь увидеть перспективу решения своих проблем, научиться, конструктивно мыслить и в позитиве вербализировать свои мысли. Слова, фразы, суждения являются выражением наших аттитюдов (социальных установок) и, вместе с тем, при произношении закрепляют в нашем сознании образ действия, образ результата и как бы кодируют нас на определенный исход. Более того, нередко нам легче оправдывать свою пассивность, перекладывая ответственность на других или приписывать причины проблем бытия обстоятельствам. Поэтому нам важно актуализировать потребность принятия ответственности за собственную судьбу.

У людей, часто находящихся в стрессовых состояниях имеются трудности с идентификацией своих мыслей. Поскольку они мысленно постоянно разговаривают с собой, то перестают замечать то, что беспрестанно повторяют и над чем ломают себе голову. Однако мысли, в которых они заинтересованы больше всего, - это негативные, оценочные, иррациональные мысли, которые удается идентифицировать. Они могут быть настолько привычными, что их люди не замечают. Но именно они, на уровне действия второй сигнальной системы являются существенным стрессовым фактором. С этими мыслями и предполагается работать. Надо вспомнить ситуацию, с которой вам не удалось справиться.

Закройте глаза и постарайтесь вспомнить чувства и мысли, одолевавшие вас в момент ее возникновения. Откройте глаза и кратко запишите их. Подумайте, как бы вам хотелось завершить ситуацию? Перечислите разумные убеждения и вспомогательные конструктивные утверждения, которые могли бы быть вам полезны.

studfiles.net

5. Психотерапевтические техники. Руководство по системной поведенченской психотерапии

5. Психотерапевтические техники

Психотерапевтические техники представляют собой действия, которые служат для выявления и нейтрализации дезадаптивных поведенческих стратегий, с одной стороны, и замены их на продуктивные, ведущие к повышению уровня адаптивности и субъективному улучшению качества жизни пациента, с другой.

КМ СПП исходит из представления, что одной только нейтрализации дезадаптивных стереотипов поведения пациента недостаточно, параллельно с этой работой должны формироваться и нарабатываться новые модели поведения, стереотипы, способствующие наибольшей адаптивности пациента к условиям его существования. Причем новые стереотипы поведения не должны иметь форму грубой чужеродной инвазии, психотерапевтические техники, используемые в процессе СПП, опираются на естественные свойства психического аппарата, вытесненные дезадаптивным поведением или вовсе не получившие развития в процессе формирования психической организации.

Психотерапевтические техники сгруппированы в настоящем руководстве по пяти разделам, которые представлены в соответствующих главах, однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний.

Во-первых, поскольку большинство используемых СПП техник предполагает активную, а зачастую и самостоятельную работу пациента, перед терапевтом стоит важная задача мотивировать пациента не только на процесс лечения в целом, но и на использование той или иной конкретной техники. Применяя универсальные формулы, терапевт на примерах, обращаясь к понятийной сфере, а также используя собственные авторитет и опыт, разъясняет важность той или иной практики, пагубные последствия дезадаптивного поведения пациента и механизмы, в соответствии с которыми это дезадаптивное поведение формируется. Пациент должен отчетливо осознавать, какое его поведение приводит к тем или иным нарушениям в психической сфере, и испытывать чувство ответственности за собственные неадекватные реакции. Все психотерапевтические техники изначально апробируются с непосредственным участием психотерапевта и модифицируются индивидуально под каждого пациента в соответствии с конкретной ситуацией и фабулой невротического расстройства.

Во-вторых, результаты психотерапевтических практик, осуществляемых пациентом, должны активно и подробно обсуждаться на психотерапевтических занятиях. Для закрепления новых стереотипов поведения, способствующих повышению уровня адаптации пациента, важны, с одной стороны, подкрепляющее поведение терапевта, акцентирование тех положительных результатов, которых пациент достиг во время работы, и возможность воспроизводить этот эффект самостоятельно; а с другой стороны, необходимо формировать у пациента целостную мировоззренческую систему, на которую могли бы опираться усилия пациента по преодолению прежних неадекватных поведенческих стереотипов, которая могла бы служить ему ориентиром в формировании новых, способствующих повышению его адаптивности (феномен подобной мировоззренческой системы получил в СПП название «репрезентирующей концепции»).

В-третьих, терапевтом неизменно подчеркивается универсальность данных психотерапевтических практик, поскольку цель СПП заключается в том, чтобы не только избавить пациента от конкретного болезненного симптома, но и сформировать у пациента чувство уверенности в самом себе, защищенности психологическими знаниями и опытом, добиться понимания пациентом того факта, что существует возможность самостоятельно справляться с трудными жизненными ситуациями (стрессами) и конструктивно решать встающие перед ним психологические проблемы.

Таким образом, психотерапевтические техники формируют целостную «практику», «технологию себя». Адаптированные в процессе индивидуальных занятий под психологическую структуру данного конкретного пациента, они решают стоящие перед ним проблемы, редуцируя болезненную симптоматику, и являются для него базисом формирования новых поведенческих стратегий, способствующих повышению его субъективного качества жизни.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психотерапевтические упражнения,помогающие пребывать в реальности и в полной мере наслаждаться жизнью

«Правда всегда одна, это сказал фараон», – пела группа «Наутилус Помпилиус». Хотя и не обязательно быть фараоном, чтобы это понимать. 

Объективная реальность на то и объективна, что не терпит вариативности. Она основана на факте. А «факт», как известно всем, читавшим Михаила Булгакова, «самая упрямая в мире вещь». Сам по себе он не терпит фантазии и искажения.

А вот восприятие реальности субъективно. Кто-то скажет о своем собеседнике: «У него добрая улыбка». Другой сочтет эту улыбку «зловещей», «неискренней» или «заигрывающей». При этом фактом является только то, что улыбка имела место быть. Представителям правоохранительных органов порой приходится просто разгадывать шарады, пытаясь выделить в свидетельских показаниях факты. Каким же на самом деле был этот «высокий коротышка, худой толстяк, полностью лысый жгучий брюнет с голубыми глазами черного цвета»?

Искажать реальность нас заставляют проекции. Это защитный механизм, работающий на нашу выгоду, только порой эта выгода оказывается сомнительной… Проекция – это надетые на глаза цветные очки, как в «Изумрудном городе». Они помогают нам видеть реальность такой, какой мы хотим ее видеть. Если реальность предстает приукрашенной, такие проекции называются «позитивными», если очерняется – «негативными».

В случае позитивных проекций можно пребывать в блаженной идеализации. Это доставляет удовольствие, дает ложное чувство безопасности. По темной чащобе приятнее гулять, считая волков вегетарианцами. За позитивными проекциями могут прятаться самые разные выгоды.

Я как-то была в компании, в которой одна женщина постоянно ссылалась на мнение, допустим, Петрова (она называла реальную фамилию). И делала это с огромным пиететом, по любым поводам. Незримый Петров выступал как эксперт в области политики, науки, искусства, спорта и так далее. «А вот по поводу геополитических процессов в мире Петров считает… Будущее нашей страны, по мнению Петрова… Про теорию относительности Петров сказал…» Мне стало неловко: я не знала, кто этот великий человек. «Как кто?» – оскорбилась собеседница. И гордо пояснила: «Мой муж!» Оказалось, что ее муж – сисадмин без высшего образования. Но жена использует его как «нарциссическое расширение»: себя хвалить неловко, но если она жена «такого человека», то это поднимает ее статус.

В случае негативных проекций также есть скрытая выгода: возможность видеть соринку в чужом глазу, а не бревно в своем. Собственные отрицаемые черты проецируются на другого человека: это он такой, а не я!

Одна моя знакомая жалуется, что ей постоянно завидуют окружающие женщины: коллеги по работе, соседки по квартире, бывшие одноклассницы. Естественно, я поинтересовалась: «А ты им?» – «Я не такой человек, чтобы кому-то завидовать! Я не такая! Я никогда никому не завидую!» – возмутилась знакомая. Если человек что-то не хочет видеть в себе, он начинает видеть это в других.

Негативные проекции не менее сладки, чем позитивные: они помогают обелить себя, очерняя другого, дают право на праведное негодование, а то и на месть.

Проекции сладки и… бесполезны. А порой даже опасны.

Как-то я была на международном семинаре по биосинтезу. Один из участников начал предъявлять ведущей претензии: «Ты не уважаешь мои проекции!» На что ведущая дала замечательный ответ: «Да, я не уважаю твои проекции. Я вообще не уважаю проекции. Я уважаю факты. А проекция искажает факт».

Проекция нарушает контакт с реальностью, так называемое «тестирование реальности», то есть критичность восприятия. И если нарушение тестирования реальности достигает определенного предела, далее начинается безумие, искажение объективной картины мира. Именно этим различаются «фантазии» и «фантазмы». Фантазии есть у каждого, это сохранившаяся детская игра, только перенесенная в воображение, игра с самим собой.

Любые фантазии имеют право быть, пока их обладатель понимает, что воображает их. Если «понарошку» превратилось во «взаправду», то это уже фантазм – фантазия, в реальность которой человек поверил. При фантазии контакт с реальностью сохраняется, а вот фантазм подменяет собой реальность. Фантазмы – одна из характерных черт картины психического заболевания. Воображай себя хоть героем, спасающим Вселенную от очередного Темного Властелина, хоть самим Темным Властелином – дело вкуса. Но если и вправду в это поверишь, доказывать свою правоту ты будешь уже психиатрам.

Проекции имеют «замечательное» свойство подтверждаться. В зависимости от изначальной установки, предубежденности, мы воспринимаем реальность выборочно, субъективно, в соответствии с нашей установкой. А потом говорим: «Я так и знал(а)!» Этот психофизиологический механизм еще сто лет назад описал наш соотечественник с мировым именем – Алексей Ухтомский – в теории доминанты.

Адекватное тестирование реальности – один из признаков психического здоровья и психологического благополучия, сохранности. Нет необходимости убегать от реальности, достаточно ресурсов для того, чтобы в ней пребывать в полной мере.

Тестирование реальности тесно связано с «заземлением» («граундингом», если кто-то предпочитает заимствованные слова). «Заземление» – метафора контакта с реальностью.

Мы предлагаем вам психотерапевтические упражнения на заземление, помогающие пребывать в реальности в полной мере и наслаждаться жизнью.

Упражнение 1. Здравствуй, тело!

(По системе М. Фельденкрайза)

Вам понадобится: лист бумаги и цветные мелки.

Инструкция

Лягте на спину на достаточно жесткую поверхность (любимый мягкий диван не подойдет). Руки свободно раскинуты или лежат вдоль тела, под голову подушку лучше не класть. Внимательно прислушайтесь к своему телу, пробегитесь по нему внутренним взглядом снизу вверх. Обратите внимание на то, как тело соприкасается с поверхностью. Найдите все зоны соприкосновения. И сделайте рисунок: какой отпечаток ваше тело оставило бы на поверхности? Подсказка: это будет комбинация пятен, а не контур, так как шея, колени и поясница образуют «арки».

Упражнение 2. Совершенствуем походку

(Из биоэнергетики А. Лоуэна)

Вам понадобится: 15–20 минут свободного времени.

Инструкция

Походите босиком, ощущая, как ваши стопы соприкасаются с полом. Ощутите, насколько они устойчивы.

А теперь поиграйте: ходите то на внешней стороне стопы, то на внутренней, смещая вес вперед-назад.

После этого вернитесь к обычной походке. Стали ли вы чувствовать свои стопы более устойчивыми? Перераспределился ли вес тела?

Упражнение 3. Стоять на своих ногах

(Из биосинтеза Д. Боаделлы)

Вам понадобится: два листа бумаги и цветные мелки.

Инструкция

Ходите босиком, хорошо ощущая свои стопы. Обратите внимание, различаются ли левая и правая стопы по устойчивости. Какая кажется надежнее? Какая несет больше нагрузки? Симметрично ли вы их ставите?

А теперь обведите каждую из них и раскрасьте рисунок. Какое из изображений стоп легче раскрашивать? Нравятся ли вам рисунки? Кажутся ли стопы устойчивыми и надежными?

Это упражнение помогает установить контакт со стопами и оптимизировать заземление.

Упражнение 4. Неваляшка

(Из бодинамики Л. Марчер)

Вам понадобится: немного свободного времени.

Инструкция

Встаньте, ноги стоят устойчиво – не слишком близко. Почувствуйте одновременно центр тяжести внизу живота и стопы. Поиграйте с центром тяжести – пробуйте переносить его в разные стороны (за счет движений тела), при этом стопы остаются на месте.

Подсказка: устойчивость повысится, если колени чуть согнуть, почувствовать ноги пружинящими, будто кошачьи лапы.

Эти упражнения помогают понять, что телесное и психическое тесно связаны. Чем более устойчиво тело, тем спокойнее психологически. Чем лучше ощущается тело, тем полнее контакт с реальностью.

Без проекций

Ощущать реальность более полно – это прекрасно! Свобода выбора становится вероятнее, жизнь интереснее. Как же так происходит, что мы отказываемся от этих благ? Как проекция становится патологической? Я убеждена, что в каждый момент времени человек делает наилучшее из того, на что способен. Наверняка вы крайне редко стоите перед выбором, отреагировать ли проекцией, или нет. Это просто происходит и все. И это когда-то было лучшим, что вы могли сделать, проективный механизм защиты помог вам. Возможно, испытав сильную зависть в семье, где это чувство порицалось, единственным способом обращения с ней было – приписать ее другому. Ну а что? Тоже способ. Зато вас не отвергли. Возможно, сейчас, в более взрослом возрасте, вы можете спросить себя: «Завидую ли я кому-то?» Так вы узнаете, способны ли пережить собственную зависть, полнее ощутить себя и свою жизнь. А вдруг пришло время?

Ольга Свешникова, психолог, гештальттерапевт

 

 http://health.mail.ru/

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

lichnorastu.ru

Телесно-ориентированная психотерапия: упражнения для обучения

Деструктивные чувства, стрессы создают психологический дискомфорт, разрушают личность. Для снятия внутреннего напряжения, коррекции состояния используется телесно-ориентированная психотерапия (ТОП), основанная на взаимодействии психики и тела. Интегративный метод направлен на выявление провоцирующих причин, высвобождение замкнутых эмоций, раскрепощение ума и тела.

Наше физическое здоровье напрямую зависит от психического

Взаимосвязь психических и физических болезней

Боязнь признаться себе в существующих проблемах, намеренное их вытеснение из сознания запускают в организме механизм, вызывающий аффективный застой. Не израсходованная энергия эмоций, двигательных импульсов создает блоки, препятствующих прохождению жизненной энергии, из-за чего возрастает нагрузка на суставы и органы. Психологические аспекты, угнетающие психику, дополняют клиническую картину. Это:

  • перинатальный дистресс;
  • детские страхи, комплексы;
  • внутренние противоречия;
  • межличностные и социальные конфликты.

Внутреннее напряжение активизирует нейроэндокринную и вегетативную системы, влекущие патологические изменения в сосудах, гладкой мускулатуре, гормональной системе. Если его не устранить через телесное расслабление, это чревато:

  1. появлением психосоматических заболеваний – гипертонии, язвы, астмы, других серьезных патологий;
  2. вегетативных неврозов.

Телесно-ориентированная психотерапия не считается альтернативой традиционной медицине, но в разы увеличивает шансы на выздоровление.

Кому показано лечение

Оскар Уайльд в «Дориане Грее» на примере показал, как жизненный опыт и пороки отражаются на внешности. Если присмотреться к лицам молодых людей, у многих можно заметить неестественно поджатые губы, прогрессирующие морщины на лбу, сжатые челюсти. Скованные движения, сколиоз тоже являются признаками мышечных зажимов. В определенные моменты эмоциональные переживания парализовали участки тела, отпечатав в мышечной памяти маски и жесты, защищающие от переживаний.

Эффективность телесной терапии доказана на практике

Телесная терапия показана при:

  • при затяжных конфликтах;
  • хронической усталости, апатии;
  • внутренней зажатости, мешающей общению, отношениям, карьере;
  • панических атаках;
  • после развода, потери близкого человека.

Травмирующий опыт нарушает связь между душой и телом, приводит к хроническому стрессу и депрессии. В отличие от других техник, ТОП не подвергает сознание цензуре, выявляя неэффективные убеждения. С ее помощью деликатно решаются скрытые проблемы, с которыми не всегда хочется делиться с другими.

Современные методы лечения

Коррекционные технологии включают разные направления. Сочетание разных методик повышает эффективность психотерапии. Среди них:

  • Массаж.
  • Биоэнергетика по принципу А. Лоуэна.
  • Первичная терапия А. Янова.
  • Методы Иды Рольфа и Моше Фельденкрайса.
  • Система «чувственное сознание».
  • Техники дыхательной саморегуляции, мышечной релаксации.
  • Работа с образами, схемой тела.

Создатель метода — В.Райх первый обнаружил, что расслабление мышц освобождает запертую энергию. Он сравнил движения, гримасы и привычки, проанализировал, как эмоции подавляются в теле. Как только человек принимает вытесненную эмоцию, исчезают спазмы, энергетические блоки. Он предложил разминать тело руками и физической активностью снимать мышечное перенапряжение. По мнению Лоуэна – создателя биоэнергетического анализа, телесно-ориентированный подход в психотерапии — ключ к пониманию эмоционального состояния.

Полезно разминать тело руками, снимая физическое напряжение

Бодинамический анализ Л.Марчер строится на анатомической классификации мышц. Он охватывает этапы развития мускулатуры с внутриутробного периода, доказывает, что к нарушению развития определенных мышечных групп приводят стандартные реакции. С этой цель создана карта тела с проекцией психологических аспектов. Например, мимические морщины выражают состояния, грудные мышцы связаны с чувством собственного достоинства. Нереализованная энергия эмоций блокирует развитие этих зон, создавая мышечный дисбаланс. Состояние мускулатуры позволяет психотерапевту сформировать общую картину.

С точки зрения ТОП блоки находятся в глазах, челюстях, горле, диафрагме, в тазу и брюшной зоне. Они начинают формироваться в детстве снизу вверх, охватывают все тело и создают панцирь — статичное мышечное напряжение, притупляющее чувства, мешающие течению оргонной энергии, влияющей на сексуальность и свободу проявления переживаний.

Возникающий дискомфорт — это сигналы, с помощью которых подсознание пытается обратить внимание на проблемы тела. Чтобы синхронизировать ментальную и физическую энергии, необходимо избавиться от помех в теле. Когда восстановится нормальная циркуляция, произойдут положительные изменения в здоровье и психике.

Тренинги ТОП позволяют по-новому прожить травмирующие ситуации, ключевые события жизни. Обучение телесно-ориентированной психотерапии проводится индивидуально и на групповых занятиях.

В чем заключается задача специалиста

Работа с физикой помогает осознать и принимать вытесненные проблемы. Телесно-ориентированный психотерапевт разрушает мышечную броню, помогает расслабиться, избавив от спазмов и эмоций. Перед началом практики врач всегда оценивает:

  • позу, осанку, жесты;
  • походку,амплитуда движений;
  • мышечную массу.

Чтобы представить, как работает метод, можно провести аналогию с «Метаморфозами» Овидия, когда оживала каменная статуя. У Галатеи сначала открылись глаза, зашевелись губы, исчезла скованность тела.

Физические манипуляции с телом могут стабилизировать психическое состояние

При надавливании на точки возле глаз начинают непроизвольно течь слезы, а после работы с нижней частью лица люди начинают естественно реагировать на ситуации, выражая внутренне состояние через мимику.

Физические манипуляции с телом позволяют вербально анализировать состояние. Мускульная свобода расширяет диапазон движений, позволяет понять язык тела, вернуть комфортное моральное состояние. Как только человек погружается в трансперсональные переживания и дает свободу чувствам – происходит внутреннее раскрепощение.

Другие способы решения проблем

Личностно-ориентированная психотерапия эффективнадля решения межличностных и психосоматических проблем, лечения неврозов в индивидуальном порядке. Конфликтогенное расстройство осложнят адаптацию в социуме, мешает выстроить личные отношения. Принцип лечения строится на обоюдном взаимодействии.

Психотерапевт пытается расширить область осознания пациента, чтобывыяснить провоцирующую причину, помогает самому найти и осознать закономерность происходящего. Возвращаясь к воспоминаниям из детства, коммуникациям с близкими людьми и социумом, удается обнаружить причину невротического состояния.

При неправильной оценке событий пересмотр ситуации позволяет сформировать объективное мнение. Реконструкционная терапия меняет модель поведения и отношение к миру. Для закрепления результатов пациент проходит тренинги коммуникативных навыков, осваивает метод психической саморегуляции.

Групповая психотерапия подразумевает:

  • межличностные коммуникации, необходимые для формированияадекватной самооценки;
  • умение противостоятьнегативным убеждениям;
  • выявлять переживания и их вербализировать.

Интегрирование разных методов ускоряет процесс. Проблемно-ориентированная психотерапия подразумевает решение конкретной проблемы. Направление объединяет когнитивно-поведенческий метод, гельштат, ТОП, психоанализ. Сначала пациент излагает свою точку зрения. Ориентируясь на задачу, врач предлагает ему стратегию, варианты решения, согласовывает детали. Полное понимание сути задачи и доверие пациента в разы улучшает результаты лечения.

Как избавиться от травмы

Душевные потрясения создают напряжение в гладкой мускулатуре. Если от мысли и случившимся перехватывает горло или чувствуется дискомфорт в теле, по физическим ощущениям можно определить локализацию проблемы.Чтобы избавиться, например, от прострелов в спине, человек посещает сеансы массажа, но после стресса боли возвращаются. Без устранения причины эффект от лечения носит временный характер.

Хороший массаж помогает справиться с психическими травмами

Работа с травмой в телесно-ориентированной психотерапии состоит из нескольких этапов:

  1. Обесточивание провоцирующих импульсов.
  2. Очищения психологического пространства.
  3. Восстановление рефлексов ЦНС.
  4. Адаптирование психики к сильным переживаниям (контейнирование), укрепление природных саморегулирующих механизмов.
  5. Закладывание новой информации.

Универсальных технологий, одномоменто снимающих напряжение, не существует. Психотерапевты используют:

  • соматические переживания П.Левина;
  • соматическую терапию Р.Сельвана;
  • биосинтез Ф.Мотта;
  • арт-терапию;
  • юнганский анализ и другие методы

Чаще всего используются массаж, техники расслабления. Все практики начинаются с дыхания. Контроль за циклом «вдох-выдох»- основа всех расслабляющих техник. Согласно методу Райха, перед сеансом пациент ложится и дышит, сфокусировавшись на телесных ощущениях.

Лоуэн предлагает упражнение на активизацию симпатической нервной системы, чтобы подготовить системы и органы к эмоциональным переживаниям. Нужно встать спиной к высокому табурету, для страховки сверху положить подушку, прогнуться спиной назад, ухватившись за спинку стоящего за ним стула, выполнять несколько дыхательных циклов.

Техники телесной психотерапии

Прежде чем посетить групповое занятие, можно освоить дома базовые практики, которые входят в комплекс упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Гимнастика для глаз

Техника состоит из 6 частей. Садимся на кресло, стопами упираемся в пол. Сильно зажмуриваем веки, постукивающими движениями расслабляем круговую мышцу глаза. Максимально широко распахиваем глаза и смотрим наверх. Повторяем 3 раза. В каждой точке фокусируемся по 8 секунд.

  1. Отводим глазные яблоки влево — вправо, задерживаемся на 8 секунд.
  2. Медленно опускаем и поднимаем глазное яблоко. Выполняем цикл до болевых ощущений.
  3. Вращаем 10 раз по часовой стрелке и в обратную сторону.
  4. Повторяем пункт №1.
  5. Сидим 5 минут с закрытыми веками. Во время релакса часто ощущается дискомфорт в горле, челюстях.

Гимнастика для глаз — еще один метод телесно ориентированной психотерапии

Это упражнение по Фельденкрайсу снимает напряжение с глазных яблок, синхронизирует движения.

  1. Садимся на стул, правую ногу отводим далеко в сторону, левую подтягиваем к себе. Разворачиваемся, опираемся на левую кисть, правую поднимает до уровня глаз, двигаем ею по горизонтали.
  2. Зажмурив левый глаз, отводим взгляд от правой руки на стенку, снова переводим на пальцы. Меняем руки, закрываем правый глаз. Выполняем по 10 раз на обе стороны. Для усложнения повторяем по схеме с открытыми глазами, отслеживая, насколько расширился угол бокового зрения.

«Кольцо Лоуэна»

Люди, страдающие неврозами, большую часть энергии теряют на поддержание работы защитных механизмов. Упражнение поможет расслабить среднюю часть корпуса, нервную систему, почувствовать тело.

Чем прочнее опора под ногами, тем безопаснее чувствует себя человек. Стопы ставим на линию плеч с разворотом пальцев внутрь, выполняем прогиб. Сгибая колени, достаем руками пол, вес тела переносим на носки. Дышим глубоко и размеренно. Задержка на минуту в статичной позиции должна вызвать дрожь.

«Арка Лоуэна»

Практика для живота. Ставим стопы шире 40 см, мыски разворачиваем внутрь,сжимаем кулаки, большими пальцами вверх упираемся в крестец. Не отрывая пяток, опускаем тело, прогибаясь назад. От центра стопы до плеч тело вытягиваем в струну. Если мышцы сильно спазмированные, с первого раза из-за боли встать в правильную позу не получится.

Прогиб таза

Ложимся на ковер, ноги сгибаем, расставляем стопы на 30 см. Отрываем лопатки, тянемся вперед, обхватываем руками лодыжки. Качаемся вперед-назад 10 раз. Для растяжки под пятки кладем кулаки, приподнимаем таз до дрожи в мышцах бедрах. Для эффекта среднюю часть корпуса раскачиваем.

Психотерапевты настаивают на пользе упражнения «велосипед»

Упражнения телесной психотерапии не ограничиваются статичными позами. Чтобы окончательно снять напряжения с тазовой области, ложимся на спину, активно перебираем в воздухе ногами, касаясь стены или кровати. Скорость движения и силу постоянно наращиваем, громко произнося «нет». Важно осознанно выполнять техники и следить за физическими ощущениями.

Высвобождение гнева

Чтобы дать выход злобе, визуализируем объект раздражения, сильными ударами наносим удары ракеткой, палкой, кулаками по подушке, боксерской груше. Дышим ртом, эмоции и слова не сдерживаем.

По отзывам, телесно-ориентированная психотерапия помогает справиться с болью, корректирует эмоциональное состояние, повышает качество жизни. Главное, признаться себе в проблеме и обратиться за помощью к специалисту.

Вам будет интересно почитать:

psycholekar.ru

Когнитивная психотерапия - методы, техники, упражнения

Когнитивная психотерапия – это форма структурированной, кратковременной, директивной, ориентированной на симптоматику стратегии стимулирования трансформаций познавательной структуры личностного «Я» со свидетельством о трансформациях на поведенческом ярусе. Это направление в целом относится к одной из концепций современного когнитивно-поведенческого ученья в психотерапевтической практике.

Когнитивно-бихевиоральная психотерапия изучает механизмы восприятия индивидом обстоятельств и мышление личности, способствует выработке более реалистичного воззрения на совершающееся. Вследствие формирования адекватного отношения к случающимся событиям зарождается более сообразное поведение. В свой черед когнитивная психотерапия целенаправленна на помощь индивидуумам в нахождении решений проблемных ситуаций. Она работает в обстоятельствах, когда существует надобность в розыске новейших форм поведения, выстраивания будущего, закрепления результата.

Техники когнитивной психотерапии постоянно употребляются на определенных фазах психотерапевтического процесса в комплексе с иными методиками. Когнитивный подход к дефектам эмоциональной сферы трансформирует точку зрения индивидуумов на собственную личность и проблемы. Данный вид терапии удобен тем, что слаженно сочетается с любым подходом психотерапевтической направленности, способен дополнить другие методики и существенно обогатить их эффективность.

Когнитивная психотерапия Бека

Современная когнитивно-бихевиоральная психотерапия считается общим названием для психотерапий, базис которых заключается в утверждении, что фактором, провоцирующим все психологические отклонения, являются дисфункциональные воззрения и установки. Создателем направления когнитивной психотерапии считается Аарон Бек. Он дал старт развитию когнитивного направления в психиатрии и психологии. Суть ее лежит в том, что абсолютно все человеческие проблемы формируются негативным мышлением. Личность интерпретирует внешние события по следующей схеме: стимулы воздействуют на когнитивную систему, которая, в свой черед, интерпретирует посыл, то есть рождаются мысли, порождающие чувства или провоцирующие определенное поведение.

Аарон Бек полагал, что мысли людей обуславливают их эмоции, которые определяют соответствующие поведенческие реакции, а те, в свой черед, формируют их место в социуме. Он утверждал, что не мир изначально плохой, а люди видят его таким. Когда интерпретации индивида сильно расходятся с внешними событиями, появляется психическая патология.

Бек наблюдал пациентов, страдающих невротической депрессией. В ходе наблюдений он заметил, что в переживаниях больных постоянно раздавались темы пораженческого настроя, безысходности и неадекватности. Вследствие этого вывел следующий тезис, что депрессивное состояние развивается у субъектов, которые постигают мир через три негативные категории:

— отрицательный взор на настоящее, то есть в независимости от происходящего депрессивная личность концентрируется на негативных аспектах притом, что повседневная жизнь дает им определенный опыт, который большинству индивидуумов приносит удовольствие;

— безысходность, ощущаемая в отношении будущего, то есть депрессивный индивид, представляя будущее, находит в нем исключительно мрачные события;

— пониженное чувство собственного достоинства, то есть депрессивный субъект думает, что он несостоятельный, ничего нестоящая и беспомощная личность.

Аарон Бек в когнитивной психотерапии разработал терапевтическую программу поведенческой направленности, в которой используются такие механизмы, как самоконтроль, моделирование, домашние задания, ролевые игры и др. В основном он работал с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Его концепция описана в труде под названием: «Бек, Фримен когнитивная психотерапия расстройств личности». Фримен и Бек были убеждены, что каждое расстройство личности характеризуется преобладанием определенных воззрений и стратегий, формирующих определенный профиль, свойственный конкретному расстройству. Бек выдвинул утверждение, что стратегии могут либо компенсировать определенный опыт, либо проистекать из него. Глубинные схемы коррекции личностных расстройств можно вывести в результате быстрого анализа машинальных мыслей индивида. Применение воображения и вторичного переживания травмирующего опыта может спровоцировать активизацию глубинных схем.

Также в труде Бек, Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» авторы акцентировали внимание на важности психотерапевтических отношений в работе с индивидами, мучающимися расстройствами личности. Поскольку довольно часто в практике встречается такой специфический аспект взаимоотношений, выстраивающихся между терапевтом и больным, известный как «сопротивление».

Когнитивная психотерапия расстройств личности является систематическим конструированным, разрешающим проблемные ситуации направлением современной психотерапевтической практики. Зачастую она ограничена временными рамками и практически никогда не превышает тридцати сеансов. Бек полагал, что психотерапевт должен быть благожелательным, сопереживающим и искренним. Сам терапевт должен являться эталоном того, чему он стремится научить.

Конечной целью когнитивной психотерапевтической помощи является обнаружение дисфункциональных суждений, которые провоцируют возникновение депрессивных настроев и поведения, а затем их трансформация. Следует отметить, что А. Бека интересовало не то, о чем пациент размышляет, а как он думает. Он считал, что проблема не заключается в том, любит ли себя данный пациент, а состоит в том, какими категориями он мыслит в зависимости от условий («Я хороший или плохой»).

Методы когнитивной психотерапии

К методам направления когнитивной психотерапии относят борьбу с мыслями негативной направленности, альтернативные стратегии восприятия проблемы, вторичное переживание ситуаций из детства, воображение. Данные методы направлены на создание возможности для забывания или нового научения. Практическим путем было выявлено, что когнитивная трансформация имеет зависимость от степени эмоционального опыта.

Когнитивная психотерапия расстройств личности предполагает использование в комплексе и когнитивных методов, и поведенческих методик, которые дополняют друг друга. Основным механизмом для положительного результата является развитие новых схем и трансформация старых.

Когнитивная психотерапия, применяемая в общепринятой форме, противодействует стремлению личности к негативной трактовке совершающихся событий и самих себя, что является особенно эффективным при депрессивных настроях. Так как депрессивные пациенты, зачастую, характеризуются наличием мыслей определенного типа негативной направленности. Выявление подобных дум и победа над ними обладает принципиальным значением. Так, например, депрессивный больной, вспоминая события прошлой недели, говорит, что тогда он еще умел смеяться, но сегодня это стало невозможным. Психотерапевт, практикующий когнитивный подход, вместо принятия таких мыслей беспрекословно, поощряет изучение и оспаривание хода подобных дум, предлагая больному вспомнить ситуации, когда он побеждал депрессивный настрой и отлично чувствовал себя.

Когнитивная психотерапия направлена на работу с тем, что больной сообщает самому себе. Основным психотерапевтическим шагом является распознавание пациентом определенных мыслей, вследствие чего возникает возможность остановиться и видоизменить такие мысли, пока их результаты не за­вели индивида очень далеко. Появляется возможность изменения негативных дум на другие, которые способны заведомо оказать положительное действие.

В дополнение к противодействию негативным мыслям альтернативные стратегии восприятия проблемы также обладают потенциальной возможностью трансформировать качество переживаний. К примеру, общее ощущение ситуации трансформируется, если субъект станет воспринимать ее в качестве вызова. Также, вместо того, чтобы отчаянно стремиться преуспеть, производя действия, которые индивид не способен совершать достаточно хорошо, следует поставить себе ближайшей целью практику, вследствие чего можно достичь гораздо большего успеха.

Психотерапевты, практикующие когнитивный подход, используют понятия вызов и практика, для противостояния определенным неосознанным предпосылкам. Признание факта, что субъект является обычным человеком, которому свойственны недостатки, может минимизировать сложности, порождаемые установкой на абсолютную устремленность к совер­шенству.

К конкретным методам обнаружения автоматических мыслей относят: записывание подобных мыслей, эмпирическую проверку, методику переоценки, децентрацию, самовыражение, декатастрофизацию, целенаправленное повторение использование воображения.

Когнитивная психотерапия упражнения сочетают в себе действия по исследованию автоматических мыслей, их анализ (какие именно условия провоцируют тревогу или негатив) и выполнение заданий в местах или условиях, провоцирующих тревогу. Подобные упражнения способствуют закреплению новых навыков и постепенно модифицируют поведение.

Техники когнитивной психотерапии

Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

— обнаружение собственных негативных автоматических дум;

— нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

— нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

— нахождение более реалистичных трактовок для них;

— обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок. Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил.

Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

psihomed.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о