Психотерапия направления – Основные направления в психотерапии — Психологос

Основные направления в психотерапии — Психологос

Известно, как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство видов психотерапии соотносимо с тремя основными направлениями:

  • Когнитивно-бихевиоральное

Бихевиоральное направление рассматривает человека как сложную машину, отвечающую реакциями на воздействия внешней среды, преломляя их сквозь призму внутренних переменных (ментальных карт, целей и потребностей). Работая со способами понимания и подкрепляя правильное поведение, происходит психотерапия. Это — бихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход. См.→

  • Психодинамическое

Психодинамическое направление исходит из того, что вся происходящая в нас внутренняя жизнь — это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подтолкающей нас к развитию и самоактуализации. Соответственно, это психоанализ, юнгианство и гуманистический подход. См.→

Гуманитарное направление объединено верой во внутреннюю свободу человека, верой в возможность человека самому формировать свои отношения, смыслы и жизненные ценности, быть верным самому себе. В первую очередь, это экзистенциальный и духовные подходы. См.→

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

В настоящее время редко встретишь терапевта, работающего в чисто поведенческом или чисто когнитивном направлении. Чаще эти ветки удачно смыкаются, переплетаются, и сегодня большинство терапевтов этого крыла работают в смешанном, когнитивно-бихевиоральном направлении. См.→

Терапия и развитие личности в гуманитарном (феноменологическом) направлении

В первую очередь — это гуманитарная психотерапия. Она берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей — К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода — в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно — в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бюдженталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М. Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

К феноменологическиму подходу относятся также все системы, основывающиеся на директивном либо недирективном внушении.

Известные подходы, не вошедшие в основной список

Интегративный подход (мультимодальная психотерапия).

Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или — по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента — своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает «дикую психотерапию», чреватую, как подчеркивает А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.

Системный подход

Так называемый системный подход — распространенный и уважаемый подход в психотерапии, но в реальности он является модификацией психодинамического либо гуманитарного (феноменологического) направления.

Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

Сравнительный обзор психотерапевтических направлений

Три основных направления в психотерапии — когнитивно-бихевиоральное, психодинамическое и гуманитарное. Чтобы лучше увидеть их особенности, полезно их сопоставить. Что увидим? См.→

www.psychologos.ru

Психотерапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Психотерапи́я (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.). Проводится, как правило, специалистом-психотерапевтом путём установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путём бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако такое определение не является полным.

Следует отличать понятие психотерапии как от психиатрии, так и от психологии. Психотерапия может быть разновидностью или составляющей частью психиатрического лечения (и описываться в учебниках по психиатрии, рекомендоваться психиатрам для использования), но психиатрическое лечение часто ею не ограничивается (либо, в отдельных случаях, например при острых психозах, вообще может сводиться лишь к медикаментозному лечению). Психолог тоже может использовать элементы психотерапии, однако далеко не все и лишь приработок с психически здоровым человеком или же в работе с человеком имеющим психическое расстройство, но прошедшим лечение у соответствующего врача (к примеру реабилитация после глубокого болезненного состояния).

[источник не указан 71 день]

Сложным является вопрос о соотношении и разграничении психотерапии и психологического консультирования. По этому поводу существуют разнообразные точки зрения. В частности, утверждается, что психотерапия представляет собой глубокую долговременную работу, нацеленную на изменения в структуре личности, а психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным и направлено на достижение клиентами их жизненных актуальных целей. В отличие от психологического консультирования, психотерапия рассчитана обычно на помощь людям с психическими расстройствами[1].

В РФ лицо, не имеющее высшего медицинского образования, с формальной юридической точки зрения не имеет право заниматься психотерапией[1]. Однако на Западе клинические психологи имеют право заниматься психотерапией наряду с врачами; в России психологи тоже играли очень значимую роль в психотерапевтической практике

[2]. В некоторых европейских странах понятие «психотерапевты» употребляется применительно к лицам, имеющим гуманитарное образование, не привязанное к медицинскому. При этом, например, в Германии психотерапевтом по закону имеют право называться люди с высшим психологическим или медицинским образованием, дополнительно прошедшие обучение психотерапевтическим методикам[3].

Многие авторы отмечают, что провести чёткую грань между психологическим консультированием и психотерапией невозможно и граница между ними является условной. Нередко эти два термина используются как синонимы[1].

ru.wikipedia.org

Направления психотерапии

В настоящее время существует огромное множество определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что эта наука активно исследуется, появляются все новые сведения о ней, что в корне может изменить уже существующие определения.

Несмотря на разницу в определениях, цель психотерапии одна – оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, устранение эмоционального дискомфорта, поощрение свободного выражения эмоций и чувств.

Выбор метода воздействия

Психотерапия способна помочь справиться со множеством проблема. Она применяется не только при наличии психических заболеваний, которые необходимо излечить. Фобии и неврозы, сложные жизненные ситуации, одиночество, разногласия в семье – перечень проблем, в которых помогает разобраться психотерапевт, может быть неограниченным. При этом обычно используется сочетания методик, подбираемых индивидуально в соответствии с потребностями человека и его личными качествами. Но существуют определенные направления психотерапии, которые могут считаться базовыми. Понимание того, чем основные направления психотерапии различаются между собой, определяется формой взаимодействия с психотерапевтом.

Существуют следующие методы воздействия:

  • психоанализ;
  • юнгианская психотерапия;
  • гештальт-терапия;
  • когнитивная терапия;
  • психодрама.

Психоанализ построен на методе свободных ассоциаций. Его главной задачей является поиск ответа на вопросы «Как это вышло?», «Почему это случилось?», «Как я могу справиться с этой проблемой?». В процессе психоанализа человек начинает осознавать то, что раньше оставалось в бессознательном. Во время сеанса человек самостоятельно приходит к ответам на вышепоставленные вопросы, озвучивая все, что приходит ему в голову.

Юнгианская психотерапия основана на методе воображаемых картин, сказок, мифов и снов. Ее задача – работа с образами, через которые человек распознает свои проблемы. Так как комплексы имеют отрицательный заряд, во время их осознания они могут проявляться в воспоминаниях, эмоциях, снах и фантазиях.

В основе когнитивной терапии лежит прикладная работа с поведением. Она изучает восприятие человеком конкретных ситуаций, которые возникают в результате осмысления его мыслей и действий, а также оценивает возможности корректирования этих процессов в случае, когда что-то идет не так, как было запланировано.

Психодрама – это групповая психотерапия с использованием драматургической лексики и драматического действия. Ее задачей является обучение человека разрешать конфликты в коллективе методом воспроизведения своих страхов, фобий, проблем. При этом необходимо участие всех членов «постановки», выражение их мнений.

Наиболее востребованные направления психотерапии

К наиболее востребованным направлениям психотерапии относится:

  • динамическое направление;
  • поведенческая психотерапия.

Динамическое направление включает в себя психоаналитическую и психодинамическую методику.

Динамическая психотерапия строится на понимании развития психической жизнедеятельности человека, основанной на теории бессознательного. В данном случае внимание сосредотачивается на опыте, который уже имел место в жизни человека. Именно этот опыт влияет на создание модели поведения. Именно эту модель человек соблюдает на протяжении всей его жизни, она же соответственно воздействует и на здоровье человека.

Динамическое направление в психотерапии основывается на классическом психоанализе, основоположником которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Термин «психодинамика» изобрел американский психолог Роберт Вудвортс в 1918 году. Согласно его определению, психодинамическое направление в психотерапии исследует вопросы, тесно взаимосвязанные с причинами и мотивами, влечениями, а также внутренней борьбой мнений – то есть теми динамическими аспектами психики, наличие и расширение которых обеспечивают возможность развития, функционирования личностного «Я».

Замечание 1

Задачей динамической психотерапии является выявление бессознательного. Психика человека при этом может сопротивляться, поэтому нередко используются такие техники, как свободные ассоциации (фантазирование), интерпретация, преодоление.

Когда человек сталкивается с нарушениями поведения, на помощь приходит поведенческая психотерапия (бихевиоральная психотерапия). Ее главной целью является изменение типичных моделей поведения человека. Манипуляции с воздействиями извне лежат в основе данного направления, так как они способствуют подкреплению либо подавлению некоторых моделей поведения. Личность в данном случае представляет собой совокупность поведенческих реакций, каждая из которых основывается на уже имеющемся опыте, а также на генетических особенностях. Соответственно в основе этого направления психотерапии лежит процесс образования и поддержания формы поведения при помощи последствий.

Во время проведения поведенческой психотерапии в первую очередь учитываются не причины поступков пациента и существующие мотивы, а непосредственно его поведение. Не нужно давать оценку действиям человека по типу «хороший-плохой». Иногда возникает необходимость прорабатывать несоответствия поведения или его проблематичность. Природу человека при этом воспринимают как «tabularasa», такой подход «с чистого листа» позволяет направлять действия. Однако перед этим необходимо точное определение проблемы, для чего происходит изучение данных относительно социального окружения, его формирования.

Практика показывает, что бихевиоральную психотерапию применяют при лечении многих фобий и страхов, для того, чтобы научиться преодолевать неуверенность в себе и бороться с паническими атаками, при патологических влечениях, для того, чтобы снять мышечное напряжение, а также для решения многих не менее важных и тревожащих проблем.

spravochnick.ru

20.2. Основные направления и методы психотерапии

Огромный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И. П. Павлова, его учеников и последователей. Физиологический механизм гипноза был вскрыт работами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, В. М. Бехтерева, К. И. Платонова.

Психотерапия характеризуется как продуманное психическое воздействие на расстройства организма при помощи раздражителей социальной интеракции, имеющих определенный смысл и значение. Охрактеризовав психотерапию как таковую, надо определить ее цели: устранение, излечение расстройства, болезненного симптома. Однако, есть существенная разница в том, если, скажем «устранить» или «излечить». Если мы, например, устранили у больного человека навязчивую идею или фобию, то это еще не значит, что мы его вылечили. Психотерапевтический успех может оказаться временным, так как могут возникнуть другие навязчивые идеи. По существу дело касается двойной цели: избавиться от болезненного симптома или, как говорят, попытаться сделать реструктуризацию, реориентацию личности пациента в целом и тем самым надолго устранить болезненые симптомы.

Психотерапия имеет своей задачей воздействие на психику больного для урегулирования нарушенной динамики нервных процессов, для более благоприятного протекания всех нервных и психических процессов.

Для успеха психотерапии требуется перестройка отношения больного человека к сложившимся обстоятельствам, к окружающим, к своей болезни и болезненным проявлениям. При этом должна учитываться возможность перестройки побуждений больного, направленности его интересов и форм поведения.

Психотерапия это лечебное мероприятие, воздействующее на вторую сигнальную систему, а через нее, н на весь организм больного.

Психотерапия это не только воздействие словом, хотя слово самый важный компонент этого воздействия. Имеет значение и мимика врача, и его поведение, и интонация, а также обстановка, в которой больной слышит слово врача.

В экспериментах и клинике установлено, что слово подкрепляет воздействие несловесных факторов, и оно может терять силу, если не находит подкрепления в предыдущем опыте человека. Убедительные слова врача не будут достигать желаемого эффекта, если они противоречат основным позициям личности, противоречат его убеждениям. Большое значение для успеха психотерапии имеет правильный выбор наиболее нужных и действенных слов.

Слово обозначает не только предмет, действие, качество, но выражает отношение говорящего, оно вызывает те или иные эмоции, может побуждать к деятельности или предотвращать ее.

Психотерапевтическое влияние на больного обязан оказывать каждый медицинский работник. Но в специальных случаях этим занимается психотерапевт. Психотерапевтическое воздействие должно быть строго индивидуальным, т. е. с учетом причины болезни, специфики синдромов, особенностей личности больного и его взаимоотношений с окружающим миром. Больному в доступной форме рассказывается о причине болезни, ее развитии и путях к устранению или смягчению тех или иных нарушений. В период между лечебными процедурами психотерапии включаются различные оздоровительные и тренирующие мероприятия. В процессе бесед проводятся и меры по «перевоспитанию» личности, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу с заболеванием.

Наибольшее развитие и признание получили 3 психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы.

Направления: 1) психоаналитическое (психодинамическое, динамическое) (динамическое направление в психотерапии), 2) бихевиористское (поведенческая психотерапия) и 3) гуманистическое (гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии).

В этих трех направлениях психотерапии, ориентированных на личностные изменения, а не на один лишь симптом, наличие определенной личностной концепции позволило создать психотерапевтическую систему, характеризующуюся логической последовательностью взглядов, которая присуща и другим областям медицины. Это представление о норме (в психотерапии – о личности), о патологии (в психотерапии – о личностных изменениях) и логически вытекающее из этого представление о задачах и способах лечения.

Так, психоанализ, рассматривающий в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз – как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием, логически понятно определяет и основную задачу психотерапии – осознание этого конфликта.

Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз – это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения.

Гуманистическая психология рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз – как результат блокирования этой потребности. Из такого понимания следует и задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и возможностей для самоактуализации личности.

Альтернативная психотерапия. Альтернативная психотерапия представляет собой одну из областей так называемой альтернативной медицины. Основным отличием ее является использование альтернативными целителями «концепций врачевания», существенно расходящихся с теми, которые приняты научной (академической, ортодоксальной) медициной.

Понятие альтернативной медицины охватывает широкий спектр методов и практикующих целителей; чаще других к ней относят гомеопатию, акупунктуру, хиропрактику, деятельность хилеров, экстрасенсов и др.

Альтернативной психотерапией как и альтернативной медициной в целом, занимаются врачи, имеющие высшее медицинское образование (пользующиеся ее методами исключительно или частично), и лица, не имеющие медицинского образования, но в некоторых странах (США, Германия и др.) получающие разрешение на свою деятельность. За рубежом, особенно в развитых странах, альтернативная психотерапия, как правило, не носит широкого характера, так как не оплачивается страховыми компаниями, а если и оплачивается, то в пределах весьма ограниченного времени работы.

Взаимоотношения между врачами и альтернативными целителями обычно антагонистические, деятельность последних в ряде стран объявлена вне закона.

Кризис, переживаемый в последнее десятилетия нашей страной, резкое снижение качества медицинского обслуживания на фоне повышения «магического настроя», увлечение оккультизмом в обществе привели к взрыву альтернативного целительства, достигшего невиданных ранее масштабов. Мотивы обращения к «целителям» различны. Чаще всего указываются два основных: отсутствие положительных результатов при лечении у врача и нескладывающиеся взаимоотношения между пациентом и врачом, неудовлетворенность этими отношениями.

Психоаналитическая психотерапия исходит из бессознательного механизма формирования психопатологической симптоматики (невротической, психосоматической) и вследствие этого направлена на перевод бессознательных влечений в сознание человека, их переработку и отреагирование. В классическом психоанализе выделяются такие психотерапевтические методики, как метод свободных ассоциаций, реакции переноса и сопротивления. При применении метода свободных ассоциаций человек продуцирует поток мыслей, воспоминаний детства, не поддающихся анализу и критике, а психотерапевт-психоаналитик оценивает их, рассортировывая в зависимости от значимости, стараясь выявить вытесненные из сознания патогенные детские переживания. Затем от пациента требуется отреагирование (катарсис) значимых переживаний с целью избавления от их негативного влияния на психическую деятельность. Сходным образом происходит процесс терапии при анализе сновидений, ошибочных действий (описок и оговорок) человека, за которыми, как считается в психоанализе, стоит символическое обозначение симптомов и проблем в связи с вытеснением их из сознания. Основным показанием для применения психоаналитической психотерапии является анализируемость пациента (феномен, сходный с гипнабельностью и внушаемостью в суггестивной психотерапии), зависящая от личностных особенностей пациента, в первую очередь, от интенсивности мотивации на длительный процесс терапии, а также от способности снять контроль над своими мыслями и чувствами и способности к идентификации с другими людьми. К противопоказаниям относят истерические личностные расстройства.

Поведенческая психотерапия. Суть поведенческой психотерапии не купирование, т. е. лечение психопатологической симптоматики, внедрение в процесс этиопатогенеза заболевания, но научение и тренинг. Когнитивную психотерапию справедливее отнести к методам консультирования, чем к терапии. Это связано с формированием личностной позиции в большей степени с помощью методов диалога и партнерства между пациентом (клиентом) и терапевтом.

Феноменологически-гуманистическое направление. Феноменологически-гуманистическое направление психотерапии близко к психологическому консультированию. Наиболее технически разработанной является гештальттерапия. К основным методикам гешальттерапии относятся: упражнения, направленные на расширение осознания с использованием принципа «здесь и теперь»; формирование завершенных гештальтов с помощью интеграции противоположностей; работа с мечтами и др. Через вегетативную систему осуществляется связь эндокринного аппарата с центральной нервной системой.

Совокупность форм и подходов к врачеванию души, имеющих в основе мировосприятие, покоящееся на православной вере, духовном, аскетическом и литературном опыте Единой, Соборной и Апостольской Церкви (конфессионально определяемой как Православная).

Выделяемая в самостоятельное направление, православная психотерапия определяется с религиозно-конфессиональной тональностью, потому что в ее основании лежат опытно-теоретические знания православной антропологии, гомилетики, аскетическое и святоотеческое учение о духовной жизни, о страстях как источнике болезней, о подвижничестве как духовной брани, а также многовековой положительный опыт Церкви в деле душепопечения и понимание нравственного христианского долга в духе Святого Евангелия.

Православная психотерапия естественным образом занимает свое место среди многообразия психотерапевтических теоретико-методических подходов, поскольку все они связаны прежде всего со своеобразием понимания природы человека и его назначения, а также вытекающих из этого характера человеческих отношений. Специфичность данного направления в том, что междисциплинарная проблема, в центре которой стоит человек, помощь ему в выживании и спасение его решается в совокупности 3 аспектов, не только медицинского и социального, но и сотериологического.

При полном приятии значения совокупности клинических, психологических, социальных и биологических факторов опытное знание о человеке подвижников христианского благочестия, отцов и учителей Церкви, запечатленное в их творениях в форме слов, гомилий, бесед или поучений, содержит категории и понятия, которые отличают его от аналогичных областей знания как от современной научной психотерапии и психологии, так и от инославных религиозных систем, например: состав человека (дух, душа, тело), человек как образ и подобие Божие, благодать, трезвение, обожение, спасение. Религиозно-конфессиональный признак психотерапии указывает не на использование религиозного опыта вообще в его социально-психологическом понимании, а только конкретного опыта православной духовности. По словам исследователя православной антропологии и аскетики архимандрита Киприана, «православное учение о человеке исходит в главном из трех источников ведения: Священное, Писание, непосредственные мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума».

Главнейшим в богословии можно уверенно считать эмпирическое знание о человеке, аскетические опыты, гомилетику, практическое душепопечение, а крайне важные догматические и канонические направления богословской мысли имеют первенствующее значение в вероисповедных вопросах, которые структурируют религиозность души человеческой.

С первых веков христианства постигался состав человека как образ и подобие Божие, психический механизм действующих в нем сил, формировалось учение о человеке, основанное больше на внутреннем самоуглублении, на изучении сокровенного мира души, чем на богословской диалектике и предпосылках античной философии.

Накоплен положительный опыт, легший в основу проповеди спасения и пути подвижников. Наука нового времени прошла мимо многоценных психологических и антропологических знаний, достигнутых последователями Христа Спасителя. Аскетические опыты, практические труды в полной мере не наследовались и самой Церковью в новое и новейшее время (по исторической периодизации), а со стороны научных кругов они не только не изучались, но даже не критиковались и полностью игнорировались.

Своеобразие православной психотерапии состоит в том, что необходимо говорить о двух ее формах сугубо церковной и научно-практической.

В первом случае это констатация факта психотерапевтического воздействия практики церковного душепопечения, таинств, обрядов и дисциплины, установленных с апостольских времен, развитых в святоотеческий период и незначительно корректируемых на протяжении всей церковной истории.

Во втором случае все виды помощи (консультирование, диагностика, профилактика, лечение) осуществляются профессиональными врачами и психологами в диапазоне психотерапевтических и общемедицинских мероприятий, при этом они не подменяют собой пастырское душепопечение и благодатные действия церковных таинств и обрядов, но их методико-теоретическая база аккумулирует глубинные знания как богословских, так и естественных наук Это есть выражение тенденции наладить взаимодействие с религиозным опытом в свете православной духовности, иными словами – постижение этого опыта самим психотерапевтом через личное воцерковление и гармонично следующее за этим деятельное благовествование, реализуемое через врачебное призвание.

Обе формы являются осуществлением миссии Церкви в мире духовным «окормлением» народа Божия в первом случае и ее социальным служением во втором, поскольку православный врач – чадо Церкви и опыт человекозна-ния отцов и учителей Церкви не может быть трансформирован в некую психотехнику, культивируемую вне церковного общения.

Епископ Варнава (Беляев), согласно церковному сознанию, так определил порядок в призывании врача: 1) раскаяться в душе своей во всех прежних грехах, без всякого самооправдания и самовыгораживания; 2) дать торжественное обещание исправить свою жизнь к лучшему; 3) призвать священника и закрепить, освятить эти новые душевные расположения в таинствах покаяния, елеосвящения и святого причащения; 4) наконец уж, чтобы не понуждать Господа на явное чудо и не давать повода к возрастанию в себе скверного тщеславия и гордости («Бог мне сам поможет»), смириться под крепкую руку Всевышнего и призвать земного врача.

Православная психология, востребованная временем, предшествует этому порядку, она приготовляет человека к его восприятию, ее задача – привести страждущего к покаянию через осознание им психологических страстных механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через пробуждение резервных возможностей для восстановления в нем образа Божия.

studfiles.net

Основные направления психотерапии: психоаналитическое и психодинамическое

Вопрос о том, к какой специализации можно отнести психотерапию достаточно сложен. В свое время в бывшем СССР эту систему воздействия определяли к медицинской отрасли. На Западе и по сей день рассматривает психотерапию как направление практической психологии. Подобное двойное определение остается в ходу и сегодня, а психотерапевт может выступать сразу в двух ипостасях:

  • Медика, осуществляющего лечебное воздействие на пострадавшего посредством психологических техник либо используя специфические средства – гипноз, фармацевтические препараты и прочее;
  • Психолога, оказывающего благотворное воздействие на личность для ее выживания в сложных жизненных либо социальных ситуациях, работающего с глубинными затруднениями и использующего при этом исключительно психологические средства.

Профессионал в области практической психологии проводит психотерапевтическое воздействие исключительно по второму варианту, без использования медицинских средств. Задача психотерапии – помощь в становлении личности, оказание поддержки при возникновении травмирующих ситуаций, переживаний, содействие в принятии решений и проведении продуктивных действий в определенных условиях социума. Остается определиться с направлениями в психотерапии – как выбрать наиболее подходящее воздействие.

Существует множество разных направлений психотерапии

Выбор метода воздействия

Психотерапия помогает справиться со многими проблемами и может применяться не только при наличии душевных болезней. Страхи и неврозы, сложные жизненные ситуации, одиночество, разногласия в семье – перечень проблем, с которыми работает психотерапевт невероятно обширен. При этом обычно используется сочетания методик, подбираемых индивидуально в соответствии с потребностями. Однако определенные направления психотерапии становятся базовыми. Понимание же того, чем основные направления психотерапии различаются между собой, могут определиться с формой взаимодействия с терапевтом. Рассмотрим направления в психотерапии, таблицу, в которой кратко охарактеризованы чаще всего используемые методы этой отрасли медицины:

Название направленияМетодОписание
ПсихоанализСвободные ассоциацииЗадача – получение ответа на вопросы «Что и почему произошло, как справиться с ситуацией». В процессе осознаются части психики, относившиеся ранее к области бессознательного. Во время сеанса пациент озвучивает все пришедшее в голову.
Юнгианская психотерапияВоображаемые картины либо сны, мифы или сказкиКомплексы обладают эмоциональным зарядом. Вытесняемые из сознания, они проявляются в эмоциях, сновидениях либо воспоминаниях, поведении или фантазиях. Производится работа с образами, посредством которых происходит распознавание проблем и установка контроля.
ГештальттерапияЭкстравертный диалогПсихологические проблемы разрешаются при установлении либо налаживании контактов со своим «Я», окружающими, жизненными обстоятельствами.В процессе сеанса пациент в основном не думает, а ощущает, задействуется осознание эмоций, оценивается ответная реакция.
Когнитивная терапияПрикладная работа с поведениемИзучается восприятие человеком определенных ситуаций, возникающих в связи с ними его мыслей и действий, оцениваются возможности корректирования этих процессов в случае, когда что-то идет не как задумано.
ПсиходрамаГрупповая терапия с использованием драматургической лексики и драматического действияЗадача – научить пациентов разрешать конфликты в группе посредством проигрывания собственных проблем, страхов, амбиций и фантазий. Предполагается максимальное взаимодействие всех участников в исследовании ситуации, дополнение его впечатлениями и воспоминаниями.

 

Рассмотрев основные направления психотерапии кратко, остановимся на тех подходах, которые наиболее востребованы.

Динамическое направление

Мы рассмотрели основные направления психотерапии в таблице, однако более подробно следует оценить динамическое направление, включающее психоаналитическую и психодинамическую методику, и поведенческое – оно же бихевиоральное направление в психотерапии.

Динамическая психотерапия опирается на теорию бессознательного

Динамическая психотерапия основывается на понимании динамики психической жизнедеятельности пациента, основанной на теории бессознательного. Внимание в данном случае сосредоточено на прошлом опыте, который воздействует на создание стиля поведения. Именно этому стилю индивидуум следует на протяжении жизни, он же соответственно воздействует на здоровье пациента. Динамическое направление в психотерапии базируется на классическом психоанализе, основоположником которого является Фрейд. Сам же термин «психодинамика» появился в 1918 году благодаря Роберту Вудвортсу. В соответствии с его определением психодинамическое направление в психотерапии рассматривает вопросы, тесно взаимосвязанные с мотивами и побуждениями, влечениями, а также внутренними противоречиями – то есть теми динамическими аспектами психики, наличие и расширение которых обеспечивают возможность развития, функционирования личностного «Я».

Основным тезисом в психодинамическом подходе значится понятие конфликта, который считается причиной нарушений, наблюдаемых в эмоциональной жизни, поведении пациента. Соответственно все терапевтические и коррекционные методы направлены на разрешение этого конфликта.

Если рассматривать психоаналитическое направление в психотерапии, основной задачей выступает осознание бессознательного, учитывая, что невроз формируется как результат конфликта бессознательного с сознательным. От специалиста требуется помочь пациенту вытеснить бессознательные влечения или же тенденции на сознательный уровень и понять, какие меры требуется принять, чтобы их удовлетворить. Для этого требуется анализ психических феноменов, посредством которых бессознательное выражает себя:

  • свободные ассоциации;
  • символы, посредством которых бессознательное проявляет себя;
  • перенос;
  • сопротивление.

Фантазирование (ассоциации)является базовым процессом психоанализа, его цель – проникнуть в бессознательное, которому закрыт доступ в сознание благодаря цензуре. Однако бессознательные потребности стремятся попасть в сознание, проявляя себя в сновидениях, мечтаниях либо ошибочных действиях. Специалист же должен заметить символы и истолковать, используя ассоциативную технику.  Под переносом подразумевают тандем «пациент-специалист», который образуется под воздействием объединенной деятельности.

Пациент может сопротивляться осознанию бессознательного

Перенос необходим пациенту для лучшего сознания прошлых переживаний, специалисту же он дает возможность стать участником ситуации, имеющей особое значение в жизни пациента, чтобы обрести возможность психотерапевтического воздействия. Сопротивление – это реакция пациента, который противится осознанию бессознательного. Анализируются психические феномены посредством:

  • конфронтации;
  • последующего прояснения;
  • интерпретации;
  • преодоления.

Главный этап психоанализа – интерпретация, которая необходима для объяснения пациенту непонятных моментов его поведения либо переживаний. Все прочие процедуры либо подводят пациента к ней, либо направлены на повышение ее эффективности.

Поведенческая психотерапия

При рассмотрении психотерапии нарушений поведения психоаналитическое направление носит название бихевиоральной терапии, основной целью которой является изменение характерных форм поведения пациента. В основе направления расположены манипуляции с воздействиями извне, которые способствуют подкреплению либо подавлению некоторых поведенческих форм. Личность в этом случае представляет собой совокупность поведенческих реакций, любая из которых базируется на имевшем место опыте, генетических особенностях. Соответственно в основе данного направления психотерапии находится процесс образования и поддержания формы поведения при помощи последствий.

Личность — совокупность поведенческих реакций, базирующихся на опыте и генетике

При проведении терапии посредством бихевиорального метода в первую очередь учитываются не причины поступков пациента и наличествующие мотивы, а непосредственно его поведение. Не производится оценка пациента как «хороший-плохой», при необходимости работа ведется с несоответствиями поведения либо его проблематичностью. Натуру пациента при этом воспринимают как «tabularasa», такой подход «с чистого листа» дает возможность модифицировать действия. Перед этим, однако, требуется конкретно определить проблему, для чего проводят изучение данных относительно социального окружения, его формирования.

После обозначаются желаемые результаты, подбираются методы, при помощи которых планируется достигнуть поведенческих изменений. Специалист может направлять собственные действия на снижение дисфункционального либо наращивание желаемого поведения, вырабатывать стратегии, способствующие воплощению в жизнь данных процессов, применяется:

  • Систематическая десензитизация с применением техники релаксации для преодоления страхов.
  • Наполнение тревожными стимулами с последующим убеждение в беспочвенности волнений и страхов.
  • Обыгрывание реакций с имитацией поведения другого индивидуума в искусственно созданной тревожной ситуации для подтверждения безопасности подобного образа действий.
  • Подкрепление позитивного либо негативного характера–нежелательное поведение наказывается, тогда как хорошее – поощряется.

Бихевиоральная психотерапия помогает бороться даже с паническими атаками

Как показывает практика, бихевиоральная психотерапия показана при лечении различных фобий, для преодоления собственной неуверенности и борьбы с паническими атаками, при патологических влечениях, для снятия мышечных напряжений и решения прочих не менее значимых проблем.

Вам будет интересно почитать:

psycholekar.ru

72 Основные направления современной психотерапии

Вопрос № 72 Основные направления современной психотерапии.

  1. Поведенческий подход (принципы бихевиоризма).

Используются методы, условно относимые к трем основным группам.

а) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условными раздражителем и реакцией и (или) замену ее новой.

б) Оперантные методы (Скиннер). В основе – система наград. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград.

в) Опираются на взгляды социобихевиористов (человек научается через наблюдение). Терапия, соответственно основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее.

  1. Деятельностный подход (преимущественно отечественная психологическая школа) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней деятельностью. Во многих случаях практикуется первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующая интериоризация. Этот подход альтернатива поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома, а на построение новых внутренних систем.

  2. Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог. Келли предложил метод, называемый «терапия фиксированной роли», в ходе которой клиенту предлагают – на основе соответствующих приемов – смотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.

  3. Психоаналитический подход. Общая направленность терапии – выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля поведением, и, как следствие возможность личностного роста.

Конкретные методы варьируют, в зависимости от направления

а) Фрейд. Основной метод – катартический. Клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, которые подавлялись. Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим моментом оказываются возможным благодаря тому, что аналитик, толкуя символы сновидений и фантазий, интерпретируя спонтанные высказывания, фиксируя точки сопротивления, дает соответствующие объяснения. В отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявлены в отношении их истинных объектов.

б) Юнг. Основной метод – метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного.

б) Хорни. Метод совместного с клиентом анализа жизненного пути и определения реалистических целей.

в) Трансактный анализ. Основатель – Берн. Цель терапии – освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляющие его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры», т. е. вести себя во взаимодействиях с другими (они и называются трансакции) так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «ребенка» и «родителя», в результате чего возникает интеграция «эго-состояний», за счет ориентации на последнего.

  1. Экзистенциально-гуманистический подход (Роджерс, Франкл).

К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем становления и ответственности человека за свое становление.

  1. Гештальттерапия (Перлс). Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов (неотреагированных проблем), что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное, по Перлсу – это осознание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения – клише. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к внутреннему взрыву, переживаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.

  2. Психодрама (Морено). Метод групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников, в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Проживая важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катарсический эффект.

  3. Телесно-ориентированный подход (Райх, Лоуэн).

а) Вегетотерапия Райха. Любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей». Можно распуская эти панцири, высвободить энергию и этим облегчить душевные страдания. Основные приемы – массаж, дыхание, различные двигательные упражнения, голосовые упражнения.

б) Биоэнергетика Лоуэна. Основная цель терапии – возвращение человека к его первичной природе, т. е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь. В процессе социализации человек уходит от собственных первичных потребностей. Возвращение к телу осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, вербальных способах высвобождения задержанной эмоции.

в) Первичная терапия Янова. В результате неудовлетворенных базовых потребностей у человека накапливается «первичная боль», воплощающаяся в напряжении. Человек должен вновь прожить события отдаленного прошлого, положившего начало «первичной боли».

  1. Психосинтез (Ассаджиоли). Рассматривается семь составляющих личности: низшее бессознательное, среднее бессознательное; высшее бессознательное, поле сознания, сознательная самость (Я), высшая самость, субличность. В процессе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенное открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

  2. Трансперсональный подход (Гроф). Особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с «коллективным бессознательным», «сверхсознанием» и т.д. Метод – ребефинг (холотропное дыхание).

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

Термин «групповая психотерапия» ввел Морено в 1932 г. Метод — это способ организации деятельности.

В клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве Исурина, Б. Биго, Ч. Чабола выделили следующие методы групповой психотерапии:

1. Дискуссионная психотерапия нацелен на продуктивное решение групповой задачи. Использования данного метода позволяет:

• Сопоставлять противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.

• Уточнить взаимные позиции.

• Устранить эмоциональную предвзятость в опенке позиции партнеров.

• Выработать групповое решение и т.д.

2. Интеракционно-коммуникативные методы (психодрамма, гештальт — техника, трансактный анализ). На изменение установок клиента под влиянием психодрамматического разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают:

• Предоставление клиенту свободного выбора относительно как самого участия в психодраматической сцене, так и играемой им роли.

• Вовлечение клиента в исполнительскую деятельность.

• Получение клиентом позитивного подкрепления со стороны группы после разыгрывания им роли.

Три основные части психодрамы (по Морено):

    1. разминка,

    2. собственно психодраматическая игра,

    3. обмен чувствами и оценками. Используются такие техники, как: перемена ролей, монолог, «зеркало» и др.

3. Методы, основанные на невербальной активности: арттерапия, музыкотерапия, хореотерапия и пантомима.

• Арттерапия является групповой формой, в которой используется творческая, художественная и пластическая активность клиентов для выражения проблематики, как отдельных членов, так и группы в целом. Рисунки представляют разнообразную информацию о клиентах. (Джонидис Л., Кратогивил С.).

• Музыкотерапия, одна из старейших форм воздействия на психику человека. Групповые музыкотерапевтичиские занятия включают в себя, с учетом актуальной ситуации в группе, музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с прошлым, настоящим и будущим (С. Швабе, И.Волпер).

• Пантомима содержит множество выразительных элементов в разнообразных формах, когда экспрессия передается с помощью жестов или движений, танца или прикосновения (X. Левис).

• Хореотерапия, или танцевальная терапия, используется с учетом возможностей членов группы, она не должна быть затруднительной или неприятной (3. Алежко).

4. Групповая поведенческая терапия носит характер заданий, ее цель — научение новым типам поведения в группе и с помощью группы, тренинг поведения и устранение невротических симптомов. Используются следующие техники:

«моделирование», «научение социальным навыкам», «научение межличностным контактам» и др. (Лазарус, Ф. Чессер, В. Мейер).

5. Суггестивные методы модификация аутогенного тренинга по методу Дж. Шультц, Е. Якобсона. Использование релаксационных техник, упражнения самовнушения, снятие мышечного напряжения. (Суггест — источник внушения).

2

studfiles.net

Направления психотерапии

  1. Суггестивная психотерапия.
    Включает методы, использующие внушение или самовнушение, которые могут реализоваться в бодрствующем или гипнотическом состоянии.
    Довольно широко распространенный и эффективный способ лечения различной соматической патологии, в том числе – выраженных болевых синдромов, включая боли при онкологических заболеваниях.
    Имеется ряд противопоказаний.
  2. Когнитивно-поведенческая психотерапия.
    Терапия, ориентированная на проблему, решить которую возможно путем обучения, выявления и исправления деструктивного поведения, а также мыслей, оказывающих патогенное действие. Можно описать также как приобретение навыков, способствующих лучшей адаптации в обществе.
    В работе используется логика, научение, тренинг, поведенческие техники, положительное и отрицательное подкрепление.
    Каждое занятие довольно четко структурировано, включает определение тем, над которыми будет проведена работа, упражнения, отчет о проделанной самостоятельной работе, выводы о прошедшем сеансе, составление домашнего задания.
    Относится к краткосрочным методам психотерапии. От специалиста не требуется длительной подготовки и личной терапии.
  3. Гуманистичекое направление в психотерапии (экзистенциальное, личностно-ориентированное, опытное).
    Наиболее разнообразное в своих проявлениях направление. Включает также высоко популярную в нынешнее время в России гештальт-терапию.
    В фокусе внимания данного подхода – представление о человеке, как об уникальной личности, а работа направлена на личностный рост.
    Используется широкий набор техник, способствующих осознаванию происходящих в человеческой психике явлений. Взаимодействия с терапевтом рассматриваются как равные. Ответственность – одна из определяющих составляющих процесса. 
    Используются как краткосрочные, так и более длительные варианты работы.
    Подготовка гуманистического психотерапевта требует довольно длительного специального обучения, а также некоторое количество часов личной психотерапии. 
  4. Динамическое направление в психотерапии (психоаналитическое, психодинамическое, психоанализ).
    В основе данного направления лежит психоаналитическая теория, с ее представлением о психической жизни, как живом, динамически развивающемся явлении, включающим неосознанные и частично осознанны представления, о себе и мире вокруг, оказывающие, тем не менее, внушительное влияние на соматическое здоровье, поведение и социальную адаптацию личности.
    Работа не подразумевает выполнения каких-либо упражнений и домашних заданий, не имеет четкой структуры и предполагает максимальную спонтанность во взаимодействии. Используемые техники позволяют приблизиться к мало или неосознанным явлениям психики, не достижимым обычным, основанном на логическом понимании социальном общении.
    Большая роль в ожидаемых изменениях  принадлежит личностным возможностям терапевта в понимании происходящего в кабинете и в его собственной психике.
    Это и создает необходимость наиболее длительной и сложной подготовки специалиста, включая длительную личную терапию или анализ.
    Данная концепция позволяет осуществить, при необходимости, серьезную реорганизацию личности, включая нивелирование ранних патогенных воздействий, затрудняющих раскрытие существующего личностного потенциала.
    Динамическую психотерапию относят к долгосрочным методам терапии, однако, используются также и краткосрочные варианты работы.

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

www.kushetka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *