Публицистическая речь — электронная энциклопедия
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским и т.д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы.
Однако при всей их близости публицистика — словесное искусство особого рода, она принципиально отличается от художественной литературы. Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ.
Художник показывает общее через конкретное, индивидуальное. Евгений Онегин и Герой нашего времени — это яркие картины жизни русского общества в XIX в. И общее показано здесь через характеры героев, их жизнь, поступки, через обстановку, детали быта и т. д.
Публицист же непосредственно анализирует, исследует типы, общие проблемы. Конкретное и индивидуальное имеют для него второстепенное значение.
По-разному выражается и оценка в художественной литературе и публицистике.
Художественная речь условна. Мир, творимый художником, вымышлен, воображаем. Автор не выносит прямых, непосредственных оценок ни героям, ни их поступкам, фразам. Он исподволь, непрямо подводит читателя к таким оценкам. Задача писателя, романиста — изображать, рисовать, показывать действительность и только посредством созданных им картин, персонажей выражать свои симпатии и антипатии. Здесь функция убеждения, оценки вторична. Публицист же прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь функция убеждения первична, она выражена в слове (в предметном значении, в его эмоциональных и оценочных оттенках) и не опосредствована другими факторами и категориями (образом, например).
Что же представляет собой язык публицистики?
Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики. С этой точки зрения публицистика — наиболее богатая разновидность литературы.
Каждый стиль по-своему распоряжается словом. Научная речь стремится ограничить значение слова понятием — четким, очерченным, стабильным. В разговорной речи слово имеет часто широкое, слабо дифференцированное, расплывчатое значение. Для слова в художественной литературе характерно обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности.
Принципиальное отличие публицистического слова заключается в большой роли в нем эмоционального, приобретающего в рамках газетно-публицистического стиля оценочный характер.
Публицистика — это литература по общественно-политическим вопросам. Предмет публицистики — жизнь в обществе, политика, экономика — касается интересов каждого человека. А там, где есть интерес, не может быть безразличия, индифферентности.
Невозможно бесстрастно писать о том, что волнует миллионы людей, например об этнических конфликтах, о ценах и инфляции. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций, процессов.
По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.
Газетно-публицистический стиль выполняет функции воздействия и сообщения (информирования). Журналист сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и определяет употребление слова в публицистике.
Функция сообщения обусловливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика. Это связано с тем, что главный интерес публицистики — общественно-политические проблемы. Ср. маркетинг, менеджмент, бизнес, биржа, демократия, идеология, приватизация и многие другие. В принципе весь лексикон литературного языка открыт для публицистики. И главный критерий употребления, отбора речевых средств — общедоступность.
Функция воздействия, важнейшая для газетно-публицистического стиля, обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности: оценочные слова (верхушка, веха, писака, штурмовщина и многие другие), библеизмы (Козел отпущения в образе экономической реформы — это социальный громоотвод, заголовок Время собирать камни).
Однако публицистика не только использует готовый материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное значение. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении: заповедник расизма, инкубатор преступности, конвейер милитаризма; лексика спорта: раунд, тур (переговоров), предвыборный марафон, объявить шах правительству; наименования литературных жанров, лексика театра: драма народа, правовая трагедия, политический фарс, пародия на демократию и др.
Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды особенно продуктивны в публицистике.
Воздействующая функция публицистики ярко проявляется и в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество — массовость, демократичность, доступность. Вот характерная иллюстрация:
Сатина у нас запомнили по одной фразе. Она стала знаменитой, превратилась почти в лозунг. Ну да, это та самая фраза, которую положено было помнить наизусть каждому школьнику, хоть разбуди его среди ночи и спроси а скажи-ка нам, дружок, человек — это как звучит?
Ага, скажет догадливый читатель, все ясно, Сатин, этот бездельник и пустельга, понадобился автору лишь для тою, чтобы, сравнив его с вечным трудягой Сизифом, таким нехитрым способом выстроить две литературные модели контрастного отношения к труду (В. Свинцов).
Отрывок очень характерен для современной публицистики. Он построен по типу разговорной речи, по типу диалога. Автор как бы ведет разговор с воображаемым читателем. И вкрапления разговорности, конечно, оживляют изложение.
Публицистика широко использует возможности не только разговорной, но и книжной речи. Для выражения сильных чувств, для убеждения читателя, воздействия на него, для полемического заострения темы публицистика использует богатый арсенал риторических средств: параллелизм предложений, анафору и эпифору, антитезы и другие стилистические фигуры. Например:
Лучшее публичное выступление, которое я видел. Методичка.(перевод
Похожие статьи:
- Функциональные стили речи
- Научная речь
- И литературно-разговорной речи
О СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ – Журнал «Медиалингвистика»
В многочисленных научных исследованиях принято сближать художественную литературу и публицистику. Особенно это касается таких жанров, как очерк, фельетон, которые и называются художественно-публицистическими. Правомерно ли это?
Действительно, и художественно-беллетристический, и публицистический стили выполняют функцию воздействия, но реализация этой функции в каждом из стилей различна. И различие касается не языка, но прежде всего речи.
Хотя существует уже немало попыток теоретического анализа и объяснения особенностей языка художественной литературы, хотя продолжаются напряженные поиски в этой области отечественными и зарубежными учеными — как лингвистами, так и литературоведами [см. , напр.: Кожинов 1964: 37] — но вопрос о том, что такое художественная речь, в чем ее природа, специфика, нельзя считать решенным. Распространенные теории образности, смысловых приращений, особого использования внутренней формы слова и др. имеют, несомненно, научное значение, но все же не обладают качеством универсальности. Так, образность возможна, но в отдельных фрагментах текста необязательна; смысловые приращения охватывают далеко не всю лексику; то же можно сказать и о внутренней форме слова, восстанавливаемой лишь в небольшой части словаря художественного произведения.
Если попытаться обобщить эти теории, то можно сделать вывод, что они обращены на язык, на слово, стремятся выяснить, что происходит со словом национального языка, попадающим в художественное произведение, какой при этом достигается эффект, какова установка художественной речи. Иначе говоря, рассматривается не сама художественная речь непосредственно, а трансформации в ней единиц национального языка. Разумеется, и такой аспект анализа заслуживает внимания и позволяет обнаружить некоторые черты языковой реальности, однако при этом вольно или невольно подменяется предмет исследования.
Между тем художественная речь заключает в себе явные и существенные отличия от других видов речи. Но содержатся эти отличия, эта специфика именно в речи, в ее структуре, а не в языке; проявляются они в глобальном плане, захватывая весь объем текста. По-видимому, именно это имел в виду В. Кожинов, когда писал: «Художественная речь отличается от других типов не только тем, что она развертывает, опредмечивает перед нами специфическую содержательность; эта речь своеобразна и сама по себе. Точнее говоря, художественная речь лишь потому и может опредметить образы искусства, что она обладает специфической природой» [Кожинов 1964: 38].
Структура любого акта коммуникации известна: производитель речи — речь (передаваемая информация) — реципиент (читатель, слушатель). Любая речь имеет своего производителя (обязательный компонент), но последний далеко не всегда проявляет себя в речи. Между производителем речи и самой речью может находиться субъект речи, от имени которого она ведется. Поэтому более полно схема речи выглядит так: производитель речи (обязательный компонент) — субъект речи (факультативный компонент) — речь — реципиент (читатель, слушатель).
Производитель речи может совпадать с субъектом речи (что равнозначно отсутствию последнего), а может и не совпадать (субъект речи присутствует как самостоятельный компонент). Эти две возможности определяют структурное многообразие речи [Солганик 2007]. При совпадении получаем разговорную, публицистическую, научную, официально-деловую речь, при несовпадении — художественную. Схема первой: производитель речи — речь, схема второй: производитель речи — субъект речи — речь (реципиент в схемах не отражен, так как это их обязательный и общий компонент). С каждой схемой связаны многообразные стилистические черты видов речи. Что касается художественной речи, то главный ее признак — обязательное присутствие субъекта речи, определяющее ее своеобразие.
Автор в художественном произведении, как известно, не говорит от собственного имени. Пушкин — это не Онегин, Л. Толстой — не Левин или другие его герои. Автор может доверить свои мысли близкому персонажу, но и в этом случае автор и герой не отождествляются. Специфика художественного произведения заключается в том, что непосредственно повествование ведут рассказчик или персонажи, составляющие созданный писателем мир. И только через этот мир, косвенно писатель выражает свои мысли, свое отношение к действительности. Если же ему становится тесно в рамках этого мира, если ему необходимо напрямую обратиться к читателю, на свет появляются публицистические, лирические отступления, не случайно называемые именно отступлениями. Закон художественной речи — обязательное наличие в ней субъекта речи. Что же представляет собой субъект речи?
Рассмотрим два примера. (1) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Это начало «Дубровского» А. С. Пушкина. (2) Утром пришло письмо. Так начинается рассказ А. П. Чехова «У знакомых». Возникает вопрос: кто это говорит? Кому принадлежат цитированные слова? Если бы они принадлежали непосредственно Пушкину или Чехову, то перед нами была бы публицистика или документальная проза. И автор поневоле должен был бы сказать, как он познакомился с героем, как узнал о нем то, что рассказывает читателю. Но этого нет. И в то же время повествование ведется так, что рассказчик знает о герое больше, чем знает о себе сам герой. Откуда такое знание?
Здесь и заключается то, что мы называем условностью художественной литературы. Автор формирует фигуру рассказчика, в большей или меньшей степени обозначенного в повествовании, от имени которого ведется рассказ и который наделяется всеведением. Любое высказывание в произведении (кроме, разумеется, прямой речи героев) принадлежит субъекту речи — рассказчику. Кто бы ни говорил в рассказе, повести, романе, это говорит рассказчик, но не сам герой и не автор: «Во всяком тексте есть тот, кто говорит, субъект речи, хотя бы слово «я» в нем ни разу не встретилось» [Винокур 1990: 125]. Так, в упомянутом рассказе «У знакомых» повествование ведет не сам герой Подгорин, но неназванный рассказчик, знающий о нем больше, чем сам герой.
Фигура рассказчика, его присутствие в произведении — это не только литературная техника, это принцип художественной речи, ее обязательное условие. Именно благодаря рассказчику фраза приобретает объемность, полифоничность и, в конечном счете, художественность.
Утром пришло письмо. Это сообщение о факте без признаков эмоциональности, оценок. Фраза имеет объективированный характер, который выдерживается в дальнейшем. Но в то же время она имеет и субъективный смысл. Если сообщается, что пришло письмо, значит, это ведет к цепи событий. Ключевое слово письмо таит в себе загадку, содержит зерно развития сюжета. Внешне бесстрастная форма предложения противопоставлена внутреннему драматизму ситуации, что создает сюжетное напряжение и имеет субъективную направленность, связанную с присутствием рассказчика.
Так уже в зачине оформляется модальность рассказа. Повествование ведется со стороны (объективно) и изнутри (субъективно). И оба эти начала органично объединяются в образе рассказчика, который выступает то как сторонний свидетель событий, объективный регистратор фактов, то как alter ego персонажа, чутко понимающий его тончайшие душевные движения.
Таким образом, событие (или факт) получает двойное объективно-субъективное (или субъективно-объективное) освещение, что и придает фразе художественность. Слово в художественной речи обладает двойной референтностью: оно обращено к миру вещей, обозначает то же, что и в языке, и в то же время оно обращено к рассказчику. Художественное слово не ограничивается простым наименованием реалии. Оно пропущено через восприятие рассказчика, окрашено его эмоциями; оно может приобретать окраску загадочности, таинственности, реалистичности и т. п. Прав Г. О. Винокур: «Язык со своими прямыми значениями в поэтическом употреблении как бы весь опрокинут в тему и идею художественного замысла, и вот почему художнику не все равно, как назвать то, что он видит и показывает другим» [Винокур 1959: 79].
Однако при всей глубине и тонкости анализа представляется некоторым преувеличением мысль о том, что слова старик, рыбка, корыто, землянка из сказки А. С. Пушкина приобретают особые поэтические значения. Смысловые приращения появляются у слов лишь в метафорическом употреблении, как в названии повести А. Толстого «Хлеб» (пример Г. О. Винокура). В остальных же случаях слова сохраняют, как правило, свое языковое значение. Ср., например, уже приводившееся начало рассказа А. П. Чехова: Утром пришло письмо.
Механизм приобретения словом художественности связан прежде всего с фигурой рассказчика. Поэтому точнее, может быть, говорить не о смысловых приращениях слова, а об особом восприятии его читателем, что обусловлено структурой речи с центральной ролью в ней рассказчика.
С точки зрения восприятия большое значение имеет категория читательского ожидания. В самом широком смысле от художественного произведения читатель ждет рассказа — рассказа о жизни, смерти, событиях — обо всем. Это ожидание не имеет предметного, конкретного характера. Оно общо, аморфно, но главное в нем ясно — ожидание рассказа, рассказывание.
Читательское ожидание — один из движущих факторов художественного повествования. Писатель проектирует восприятие произведения, корректирует его. Как писал шутливо Пушкин, «Читатель ждет уж рифмы роза, На вот, возьми ее скорей». Так или иначе, все стилистические приемы (например, ретардация, ускорение темпа рассказа) направлены на определенное восприятие. Художественное произведение должно оправдывать восприятие читателя.
Но нас интересует читательское ожидание до встречи с художественным произведением. И здесь, повторимся, мы ждем прежде всего рассказа. Тема может быть любой, но главное — ожидание рассказа. Вообще «художество» — это изначально рассказывание историй.
Вот характерное начало рассказа И. А. Бунина «История с чемоданом». Начинается эта ужасная история весело, просто и гладко. Дело происходит в доброе старое время, однажды весною [Бунин 1966].
Читательское ожидание следует рассматривать как лингвистическую категорию. Характерно, что многие исследователи функциональных стилей выделяют такую категорию, как установка, подразумевая, что выбор языковых и речевых средств в том или ином функциональном стиле подчиняется внутренним задачам этого стиля. Но установка — это не что иное, как реализация читательского ожидания, пресуппозиции функционального стиля, осуществление эстетического идеала стиля.
Специфика пресуппозиции художественной речи — ее теоретическая и практическая неограниченность: рассказывать можно все и обо всем. Подобная пресуппозиция обусловливает бесконечное разнообразие речевых форм — как существующих, так и потенциальных, возможных. Единственное условие этого разнообразия — все они должны содержать элемент рассказывания.
В связи с категорией читательского ожидания большое значение приобретает субъект речи, фигура рассказчика, повествователя. Это две диалектически взаимосвязанные категории. Читатель ждет рассказа. Для реализации этого ожидания нужен рассказчик.
Рассказчик — непременный и главный компонент художественной речи. Именно он в конечном счете реализует идею художественности, организует, ведет повествование, т. е. выполняет главную функцию в произведении. Процесс создания художественного произведения — это во многом конструирование образа рассказчика. Рассмотрим этот процесс на примере некоторых рассказов А. П. Чехова [Чехов 1959].
Так, уже упоминавшийся рассказ «У знакомых» начинается так:
Утром пришло письмо:
«Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи. Ждем с нетерпением.
Та и Ва.
Кузьминки, 7 июня.
Письмо было от Татьяны Алексеевны Лосевой, которую лет десять – двенадцать назад, когда Подгорин живал в Кузьминках, называли сокращенно Та. Но кто же Ва?
Цитированное начало рассказа сразу задает его тональность: с одной стороны, объективность изложения, даже документальность (приводится текст письма, сохраняющий индивидуальные черты писавших его), с другой стороны, субъективность, обнаруживающая близость рассказчика к герою. Так, следующая после объективного комментария фраза «Но кто же Ва?» плавно меняет речевой план рассказа. Она может принадлежать самому герою (несобственно-прямая речь) и рассказчику. Речевые планы рассказчика и персонажа тесно сливаются, например: «Уже со станции был виден лес Татьяны» [Чехов 1959: 267]. Здесь очень характерно слово виден: виден всем и виден Подгорину. Слово как бы двоится: дается от имени рассказчика (объективно) и в то же время от имени героя (неявно). Объективное изложение пронизано прямыми и непрямыми выражениями чувств и мыслей героя (внутренняя речь, несобственно-прямая и т. п.). В итоге получается единый речевой сплав — субъективно-объективная речь.
Таким образом, главная черта повествования: оно ведется от имени рассказчика, но в субъективном, эмоциональном поле героя. Подобная структура речи расширяет возможности повествования — заключает в себе объективную констатацию и раскрытие внутреннего мира персонажа. И это определяет основные стилевые черты рассказа, модальность речи.
Рассказчик как личность никак не проявляет себя в повествовании. Он не назван (у него нет имени), не охарактеризован, не участвует в действии, но ему ведомо все, что касается событий, персонажей, их дум, переживаний. Он как бы незримо присутствует в происходящем, в мыслях и чувствах персонажей. Рассказчик находится над событиями и в то же время внутри них. Но это не конкретная личность, это как бы абстрагированное знание о событиях, не нуждающееся в одушевлении, персонификации. Перед нами распространенный у Чехова, да и вообще в художественной литературе, может быть, самый распространенный тип рассказчика. Достаточно раскрыть томик А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. А. Бунина, чтобы в этом убедиться. Меняется манера, характер использования слова, структура, но такой тип рассказчика очень распространен. Его можно назвать анонимным рассказчиком. Анонимность придает повествованию объективность, основательность, непреложность: рассказ ведет не какое-либо конкретное лицо, но рассказчик, владеющий истиной, поэтому и не называющий себя. Но это далеко не единственное качество повествования, связанное с анонимным рассказчиком.
Анонимный рассказчик — весьма гибкая и пластичная форма организации художественной речи. Она позволяет тонко менять модальность повествования, по-разному объединяя речевые планы рассказчика и персонажа, усиливая то объективность изложения, то его субъективную сторону. Тонко и разнообразно использует повествование с анонимным рассказчиком А. П. Чехов.
Значительный интерес в этом плане представляют рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», составляющие, по словам самого писателя, серию [Чехов 1959]. В этих рассказах сходны и структура речи, и функция анонимного рассказчика. Роль последнего заключается в обрисовке обстановки происходящего, само же повествование отдано персонажам-рассказчикам, которые обстоятельно характеризуются и «рассказывают разные истории»:
На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком [Чехов 1959: 285].
Истории рассказывают Буркин («Человек в футляре»), Иван Иваныч («Крыжовник»), Алехин («О любви»). Так Чехов усложняет и развивает функцию анонимного рассказчика, который не повествует непосредственно о событии, но характеризует рассказчиков — свидетелей или участников событий, слушателей, их реакцию на происходящее. Так создается внешняя рамка рассказываемой истории, в итоге получается рассказ в рассказе. При этом комментарии анонимного рассказчика касаются и внешнего облика тех, кто рассказывает истории, их тонких душевных движений.
Было похоже, что он хочет что-то рассказать. У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. В городе холостяки нарочно ходят в баню и в рестораны, чтобы только поговорить, и иногда рассказывают банщикам или официантам очень интересные истории, в деревне же обыкновенно они изливают душу перед своими гостями. Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя, в такую погоду некуда было деваться и ничего больше не оставалось, как только рассказывать и слушать («О любви» [Чехов 1959: 311]).
Такая структура речи обладает изначальным художественным потенциалом. Слушатели выражают свое отношение к рассказываемой истории и становятся ее косвенными участниками:
Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце. Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который теперь на солнце блестел, как зеркало. Они любовались и в то же время жалели, что этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием, в самом деле вертелся здесь, в этом громадном имении, как белка в колесе, а не занимался наукой или чем-нибудь другим, что делало бы его жизнь более приятной; и они думали о том, какое, должно быть, скорбное лицо было у молодой дамы, когда он прощался с ней в купе и целовал ей лицо и плечи. Оба они встречали ее в городе, а Буркин был даже знаком с ней и находил ее красивой («О любви» [Чехов 1959: 319]).
В результате история — центральный сюжет — получает многогранное освещение: глазами ее главного героя, глазами слушателей, воспринимающих не только рассказываемое, но и самого рассказчика, его поведение, мысли. Так внешний рассказ сливается с внутренним (историей любви). Фактически на фоне рассказываемого развивается новое повествование. Рассказчик становится героем и центром новых событий. Строится довольно сложная структура: анонимный рассказчик ведет повествование о персонажах, один из которых рассказывает историю, составляющую стержень всего произведения, и в то же время сам становится персонажем, объектом анализа. Рассказывает Иван Иваныч («Крыжовник»):
Я уехал тогда от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе. Меня угнетают тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на окна, так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если б я был молод! [Чехов 1959: 307].
Можно полагать, что такая структура художественной речи, такое использование анонимного рассказчика — важное художественное открытие А. П. Чехова. Рассказ в рассказе позволяет делать социальные обобщения, возможно, близкие автору, но даваемые не прямо от автора, но косвенно, от рассказчика.
И еще одна важная особенность стилевой манеры Чехова связана с типом анонимного рассказчика. В рассказе «Случай из практики» описывается поездка ординатора Королева к больной на фабрику. Повествование ведет анонимный рассказчик:
Нужно было проехать от Москвы две станции и потом на лошадях версты четыре; Въехали в фабричные ворота; Пошли к больной [Чехов 1959: 339–341].
Короткие, как правило, фразы намечают вехи повествования, каждая из которых сопровождается картиной, открывающейся взору персонажа:
Въехали в фабричные ворота. По обе стороны мелькали домики рабочих, лица женщин, белье и одеяла на крыльцах. «Берегись!» — кричал кучер, не сдерживая лошадей. Вот широкий двор без травы, на нем пять громадных корпусов с трубами, друг от друга поодаль, товарные склады, бараки, и на всем какой-то серый налет, точно от пыли. Там и сям, как оазисы в пустыне, жалкие садики и зеленые или красные крыши домов, в которых живет администрация [Чехов 1959: 340].
Такая картина представляется герою, но такой она видится и рассказчику. Повествование объективировано, но события представлены так, как мог увидеть их Королев. Анонимный рассказчик близок персонажу, но мысли и чувства героя воспроизводятся не непосредственно им самим, а передаются рассказчиком. Так достигается объективность описываемого и в то же время сохраняется субъективность, индивидуальность восприятия персонажем происходящего. В этой манере, которую можно назвать драматизацией повествования, анонимный рассказчик как бы сопровождает своего героя и делает мгновенные снимки того, что видит герой, или того, что он чувствует. Объективированное описание и субъективные впечатления, также переданные объективированно, сливаются в единой структуре речи, образуемой фигурой анонимного рассказчика. Драматизация близка анонимному рассказыванию, органична для него и широко используется в рассказах А. П. Чехова. Драматические элементы (сценки) разнообразят словесную ткань, дополняя повествование изображением. Драматизация делает рассказ двуплановым, полифоничным.
Итак, во всех рассмотренных выше рассказах действует анонимный рассказчик. Это, по-видимому, самый распространенный в художественной литературе способ построения речи. Он представляет собой гибкую и пластичную форму рассказывания, является посредником между автором — производителем речи и читателем. Основные качества анонимного рассказчика можно определить следующим образом.
1. Всеведение. Он знает о герое все, но никак не проявляет себя в речи. У читателя даже не возникает вопроса, откуда рассказчику известны подоплека событий, поступки героев и т. д. Специфика читательского ожидания в том, что читатель ждет рассказа. Но источник знаний о событиях в компетенцию читателя не входит. Он судит о правдоподобии или неправдоподобии рассказываемого, руководствуясь жизненным опытом, вкусом. Правдоподобие же, убедительность изображаемого во многом зависит от мастерства писателя.
2. «Голос» анонимного рассказчика имеет особую, непререкаемую авторитетность. Он принадлежит не какому-либо конкретному человеку, но всезнающему рассказчику. И его рассказ не подвергается сомнению. Так было. Так протекали события. И знание это объективно по определению. Анонимный рассказчик объективирует события.
3. Присутствие анонимного рассказчика придает речи объемность, полифоничность. В повествовании кроме анонимного рассказчика говорят и персонажи. Используется прямая речь (диалоги), несобственно-прямая, реплики слушателей и т. п. Весь этот комплекс и создает впечатление объемности, полнокровной жизненной картины. Не случайно в рассказах Чехова широко используются драматизация, органичная для повествования с анонимным рассказчиком.
4. С присутствием анонимного рассказчика связана модальность речи. Повествование может быть объективированным (но чистая объективированность практически не встречается) и субъективированным. Рассказ скользит между двумя этими полюсами. В одних преобладает объективированность, другие обнаруживают тенденцию к субъективированности (рассказ близок к персонажам).
Выше была рассмотрена самая распространенная разновидность рассказчика — анонимный рассказчик. Есть и другие разновидности, например, рассказчик-персонаж (А. П. Чехов «Моя жизнь. Рассказ провинциала»). Повествование ведется от имени персонажа, рассказывающего о том, что попадает в поле зрения героя. Такому повествованию часто свойственна исповедальность, эмоциональность.
Полная типология рассказчиков, что составляет актуальную задачу стилистики, возможна лишь при значительном расширении круга исследуемых источников. В данной же статье важно было показать, что субъект речи (независимо от типа рассказчика) — обязательная принадлежность художественной речи, составляющая ее специфику.
Специфика художественной речи заключается в ее структуре, главная особенность которой состоит в несовпадении производителя речи (автора) и ее субъекта. Слово в художественной речи принадлежит субъекту (рассказчику) и только в конечном счете — автору. Художественное произведение представляет собой повествование, объективированное рассказчиком. Художественная речь всегда, по меньшей мере, двуслойна: она представлена эксплицитно (субъектом речи, анонимным или персонифицированным) и имплицитно (производителем речи).
Принципиально иная структура у публицистической речи. В ней производитель речи и субъект всегда совпадают. Рассказчиком является автор — подлинная, реальная личность, что создает принципиально иную модальность. Вместо условности художественной речи — «прямая речь» непосредственно от автора, что придает ей подлинность, документальность, оценочность.
Публицистическая речь, в отличие от художественной, однослойна (один слой — непосредственно авторская речь). Но именно в этой однослойности заключается специфика публицистической речи, ее выразительность и сила. Публицист непосредственно (минуя рассказчика) обращается к читателю, не объективируя свои мысли и эмоции, но выражая их так, как он мыслит и чувствует.
© Солганик Г. Я., 2015
Журналистика нуждается в вас: речь перед журналистами колледжей
Когда меня пригласили выступить с программным докладом на съезде журналистов Национального колледжа в Лос-Анджелесе 28 февраля, я больше всего хотел призвать молодых людей не слушать глупые аргументы против выбора журналистика. Нам нужны хорошие люди в журналистике. И хотя это нелегкий бизнес, работа есть. На самом деле, некоторые вакансии в моем отделе новостей найти сложно, и я слышу то же самое от других лидеров новостей. Вместо того, чтобы говорить молодым людям не идти в журналистику, мы должны говорить им, как преуспеть. Вот текст выступления.
—
Здравствуйте и спасибо за приглашение выступить. Я рад быть здесь с людьми, которые будут управлять новостным бизнесом в ближайшие годы. Я скажу, что знал тебя, когда.
Я не делаю слайд-презентацию — просто говорю. Но если вы склонны, я бы хотел, чтобы вы писали в Твиттере ответы или реакции на все, что я говорю — я @melaniesill.
Как и многие из вас, я впервые познакомился с отделом новостей в колледже. Мое было в The Daily Tar Heel в Северной Каролине, где я делал репортажи и редактировал и даже получил задание освещать 19-летие.80 президентских выборов в Вашингтоне.
Я пошел туда с коллегой, и мы разделили празднование ночи выборов. У меня есть Рональд Рейган и Джон Андерсон, который был независимым кандидатом. Он получил Джимми Картера, который был действующим президентом.
Рейган победил, конечно. Я отлично провел время между двумя праздниками и вернулся в 2:30 утра в квартиру бабушки моего друга. Я ехал в такси с известным репортером из Washington Post и чувствовал себя очень хорошо.
Я был в восторге. Но мой коллега оставил мне записку о том, как ему грустно из-за того, что Картер проиграл. Тогда я знал, что мне суждено стать журналистом, а не политическим сторонником.
Так что да, я уже давно на этой работе. Вы только начинаете. Тем не менее, мы в одном и том же поиске.
Мы считаем, что журналистика важна, и мы ищем путь вперед.
Тот факт, что вы здесь, говорит мне, что вы оптимисты. Вы должны быть терпимы ко всем людям, говорящим вам выйти из бизнеса, прежде чем вы даже приступите к нему.
Я не могу дать вам волшебное видение того, как это будет работать в финансовом плане.
Но я хочу воспользоваться этим моментом, чтобы поболеть за вашу карьеру в журналистике.
У вас будут другие варианты, и хорошие. В наши дни самые разные люди ищут умных, трудолюбивых людей, которые умеют рассказывать истории. Продуктовые компании. Страховщики здоровья. Правительство. Политические кампании. Связи с общественностью. Маркетинг.
Так что да, ваши навыки переносятся. Вы достаточно умны, чтобы поступить в юридическую школу, на технологии или в политику, а возможно, и во многие другие области.
Но вернемся к моему сообщению: не делайте ничего из этого, по крайней мере, не сразу. Во-первых, если вам это нравится, выберите журналистику.
Журналистика — это вещь. Это стоит сделать. Это услуга, которая необходима в нашем обществе и в нашей демократии.
Некоторое время казалось, что многие хотят объявить журналистику неактуальной или даже мертвой. Я думаю, это произошло потому, что они перепутали журналистику с газетами или другими традиционными СМИ, которые были вынуждены так резко сократить штат. Давайте проясним: рухнула не ценность журналистики. Это был рекламный бизнес, особенно для печатных СМИ.
Это определенно подорвало финансовую поддержку многих журналистов. Это сократило поставки. Но это никогда не влияло на спрос — потребность — в услугах, которые может предоставить хорошая журналистика.
Журналистика существует, потому что люди в основе своей хотят знать, что правда — что происходит на самом деле. В наши дни мы можем быть завалены информацией, но многие из нас жаждут помощи, чтобы узнать, что правда, а что означают новости.
Я думаю, что хорошая журналистика остается ценной именно по этим причинам. И вот мои аргументы, почему вы должны это сделать.
Во-первых, сегодня мы можем заниматься журналистикой лучше, чем когда-либо раньше. Это потому, что у нас есть новые инструменты и возможности — благодаря технологиям, а также потому, что эта революция создала совершенно новые способы общения.
Мы ограничены только нашим воображением в том, как мы подключаемся к новому социальному порядку — как мы разговариваем с людьми, когда сообщаем, и как выйти за рамки простого выталкивания историй. Как мы свидетельствуем и находим свидетелей – как мы делаем оригинальные репортажи – как мы проверяем факты, отвечаем на вопросы и рассказываем удивительные истории. У нас есть социальные платформы для быстрого подключения и взаимодействия, а также множество вариантов подключения.
Например, на моей радиостанции мы сообщали об апатии избирателей по поводу предстоящих во вторник городских выборов в Лос-Анджелесе. Но вместо того, чтобы просто получать информацию от людей, которые жалуются на низкую явку, репортер Меган Маккарти участвовала в кампании под названием #MakeAlCare. Да, это хэштег — проверьте его сейчас. Она нашла владельца ресторана по имени Ал, который является примером человека, который раньше голосовал и больше не голосует, и она пытается заставить его достаточно заботиться о том, чтобы проголосовать во вторник.
Люди в сообществе пишут Алу в Твиттере, почему он должен голосовать. Кандидаты агитируют лично к нему. В его ресторан пришел политолог, чтобы показать ему вопросы, которые касаются его лично и которые будут иметь значение в ходе выборов.
На каждого Ала в его районе приходится тысячи других, которые могут не голосовать. Он персонаж, который вовлекает людей в важную историю. И он веселый.
Это небольшой пример. Но самое замечательное в разрушенной журналистике то, что ее можно заново изобрести. Начните с того, что мы пытаемся сделать для людей, а затем выясните, как это сделать. Мы можем узнать гораздо больше об аудитории, которая приходит к нам – мы можем получать всевозможные отзывы – мы можем запрашивать мнение, прежде чем сообщать – мы можем связывать наши сообщения с другими хорошими ресурсами.
В KPCC мы занимаемся журналистикой в прямом эфире, в Интернете, в социальных сетях и лично. У нас проходят самые разные мероприятия в прямом эфире: глубокие дискуссии на такие темы, как иммиграция, веселые вечеринки для викторин, записи радиопрограмм в прямом эфире. Люди откликаются с невероятным энтузиазмом. Журналистика может объединить людей для поиска информации во времена, которые часто кажутся действительно разрозненными.
Вы слушали Serial? Как насчет нового подкаста NPR под названием Invisibilia? В прошлом году все больше и больше людей снова думают об аудио как о способе рассказывать истории для всех нас, людей, которые ходят в наушниках. Мы также скоро будем передавать аудио в наших автомобилях.
В творческом плане это поистине золотой век журналистики.
Во-вторых, есть многое, о чем нужно рассказать. Подумайте обо всех изменениях вокруг нас. Большие капитальные проблемы, такие как бедность, изменение климата и война. Хакеры, которые могут проникнуть в системы атомной энергетики, финансовые системы или электронную почту киностудий почти по своему желанию. Эбола в Африке и корь в Калифорнии.
Подумайте о поколении ваших родителей – может быть, половина из них накопила на пенсию? У многих государственных пенсионных систем проблемы. Будет ли у нас намного больше бедных людей, когда бэби-бумеры уйдут на пенсию? Что это означает для молодых людей, пытающихся продвинуться вперед?
Я мог бы весь день перечислять проблемы, которые нуждаются в большем освещении. Чего действительно не хватает, так это независимых репортажей — и репортажей, которые не просто рассказывают одну историю сегодня, а завтра — другую, но репортажи, которые связаны с проблемами и помогают людям действительно понять их. Репортажи, которые действительно ТОЧНЫ — как в том, что факты верны, так и в оформлении.
Рассмотрим город Белл в округе Лос-Анджелес. Газета Los Angeles Times несколько лет назад получила Пулитцеровскую премию за разоблачение коррупции в массовом масштабе в этом маленьком сообществе — начальник полиции, мэр и члены совета зарабатывают сотни тысяч долларов в год, выплачивают себе премии и многое другое. Слава богу, Times подхватила разговоры об этой ситуации и разоблачила ее. Но, тем не менее, это продолжалось годами — и я подозреваю, что по всей стране гораздо больше такого рода злоупотреблений в меньших масштабах — и никто не наблюдал и не сообщал.
Нам нужны более подробные отчеты, особенно в наших городах и на уровне штатов. Например, по всей стране губернаторы и законодательные органы думают о сокращении или ликвидации социальных программ, существовавших десятилетиями. Хорошая идея или плохая? Это требует отчетности.
Нам нужен гораздо более разнообразный корпус журналистов, чтобы освещать эти времена, чем в прошлом. Нам нужны люди, которые понимают мир по-разному, через разное этническое происхождение и систему ценностей. Нам нужны люди, разбирающиеся в науке, умеющие программировать, свободно говорящие на нескольких языках. Нам нужны люди, которые могут хорошо объяснить.
Ты нам нужен.
Потому что без такой независимой отчетности большинство потребителей просто получают информацию, которой хотят поделиться различные люди с особыми интересами. Это век вращения. Миллионы пресс-релизов и объявлений сыплются каждый день по электронной почте и в Интернете, и пугающее количество из них, кажется, превращается в новости без кавычек, как и пресс-конференции и релизы продуктов. Зачастую вообще непонятно, кто стоит за такой информацией или чьи интересы продвигаются.
Около четырех лет назад Федеральная комиссия по связи выпустила огромный отчет — он был размером с книгу — который поднял тревогу по поводу большой потери рабочих мест в государственной и местной журналистике. Как отмечается в отчете, когда нет достаточного количества независимых отчетов, власть переходит от граждан к правительству и влиятельным институтам. Это рецепт коррупции и подрыва общественного доверия.
Рассмотрим такой сценарий: есть две группы людей, заинтересованных в каком-то вопросе или споре. Человек знает, что происходит и как все работает. Другой нет. Какая группа обладает силой?
Так что журналистика в некотором смысле является механизмом передачи власти людям, которые находятся в неведении. Мы выясняем вещи. Мы говорим людям. Развивая знания, они могут получить доступ к власти — они могут действовать в своих интересах.
Позвольте мне поделиться историей, которая всегда будет со мной. Это история молодой матери по имени Лоррейн Хинтон, которая однажды прилегла вздремнуть со своим 19-месячным сыном в их муниципальной квартире в Роли, Северная Каролина. Они так и не проснулись. Я был помощником главного редактора газеты The News & Observer и работал с нашим полицейским репортером над расследованием этой истории. Выяснилось, что котел в их доме был неисправен, из-за него произошла утечка угарного газа, который их и убил.
Мы запросили протоколы проверок, и жилищное управление на удивление быстро их вернуло. Я никогда не забуду репортера, который вернулся с большими картонными коробками, полными записей, которые мы начали просматривать. В них мы нашли отчеты об инспекциях, предупреждающие о ужасных последствиях, если котлам не будет уделяться больше внимания, — даже предупреждающие о том, что люди могут погибнуть. Мы сломали эту историю. Вернуть Лоррейн Хинтон она не смогла, но вызвала общественный резонанс, специальное расследование, отъезд нескольких человек и капитальный ремонт жилищного управления.
Такие истории никогда не должны быть рутинными, но и не должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Требуется определенный настрой и готовность задавать вопросы и учитывать интересы людей, которые не всегда могут получить информацию самостоятельно.
Роль журналистики изменилась в эпоху Интернета. Мы больше не привратники и не единственные люди, генерирующие новости и информацию.
Но мы так же важны, как и прежде, а может быть, даже больше, учитывая, как трудно отличить хорошую информацию от плохой. Мы обеспечиваем ценную роль в организации, оценке, проверке, отслеживании, усилении и так далее. И есть еще обширные области, где мы можем предоставить ценные оригинальные отчеты. Потому что мы люди, чья РАБОТА заключается в том, чтобы люди получали достоверную и независимую информацию. Это наша цель.
И это то, что действительно отличает нас. Журналистика — это вещь. Это квалифицированная работа. Это специализировано. Это часто делается плохо, и это далеко не идеально. Но это важный компонент нашей демократии, который в последнее время сильно недооценивают.
Послушайте, я не наивен. Хорошая журналистика трудоемка и дорога по сравнению с другими видами информации. Пока не существует какой-либо проверенной финансовой модели, которая могла бы поддерживать ту журналистику, которую я поддерживаю сегодня.
Но я думаю, что по мере увеличения дефицита можно найти рынок для независимых репортажей, которые люди всегда ценили. Посмотрите на все новые сущности и способы, которыми люди занимаются журналистикой. Это увлекательно.
А вот и деньги. Работа есть, но ее мало, но есть работа для людей, которые преуспели в находках и рассказывании историй.
В моем отделе новостей всегда трудно нанять хороших редакторов, продюсеров новостей, репортеров, которые могут рассказывать убедительные истории и объяснять сложные вопросы. В журналистике трудно найти опытных бизнес-репортеров и следователей.
Если вы можете сложить два и два — увидеть лес за деревьями — это актив. В эпоху личных брендов быть действительно хорошим в чем-то — понимать тему — поможет вам выделиться.
Важно понимать, как живут люди и как они получают информацию. Действительно важно понимать аудиторию — кому нужно то, что вы сообщаете? Как вы можете связаться с ними?
Вы также должны понимать, как организация, в которой вы работаете, зарабатывает деньги. Участвуете вы в этом или нет, это ваше дело.
И все же важно просто заниматься хорошей журналистикой. Доберитесь до первоисточника, сцены. Ответьте на трудные вопросы. Оживляйте новости. Будьте велики.
Будьте хороши в поиске вещей – отчетах и исследованиях. Удивительно, как много людей, которые хотят быть репортерами, не справляются с этим. Научитесь пользоваться документами и записями. Научитесь пользоваться электронными таблицами. Прежде всего, научитесь разрабатывать источники — найдите людей, которые знают и могут помочь вам учиться и понимать.
Расскажите истории, которые имеют значение, и расскажите их хорошо, будь то визуализация данных, твит или 20-минутная аудиоистория. Заставьте людей заботиться.
Что доходит до моего последнего аргумента в пользу выбора журналистики: это весело.
Вы работаете с умными людьми над важными вещами. Вам бросают вызов творчески и практически. В полевых условиях требуется изобретательность, чтобы знать, как получить информацию, связаться с людьми, предоставить свидетельство очевидца и многое другое.
Журналисты имеют право задавать вопросы и разговаривать с любыми людьми. Вы в школе каждый день, и всегда есть чему поучиться.
Какими бы трудными ни были времена в моей карьере, я находил смысл и удовлетворение в каждом дне своей работы в журналистике. Я не думаю, что это более благородно, чем другая работа. Но это работа со смыслом.
Глупо говорить, что люди не идут в журналистику, потому что вы не заработаете много денег. Это важная работа. Это такая же профессия, как преподавание, пожаротушение, социальная работа или научные исследования.
Есть много журналистов, которые хорошо зарабатывают. Есть много тех, кто выложился на полную и был вытеснен, потому что бизнес изменился. Это профессия, в которой есть победители и проигравшие, герои и неудачники.
Я знаю, что сейчас дела обстоят хуже со взломом. Не так много стажировок или вакансий для репортеров начального уровня. Нет копировальных аппаратов на газеты и так далее. Тем не менее, есть много профессий, которых раньше никогда не существовало — новые цифровые новостные организации и традиционные организации с большими цифровыми руками.
У вас может не получиться. Вы могли бы работать в безвестности. Или вы можете стать следующим Эзрой Кляйном, который помог сделать Wonkbook популярным в Washington Post, а теперь помогает управлять Vox.
Так что вперед, пробуйте – выбирайте журналистику. Пожалуйста, сделай. Миру нужна журналистика. И ты нужен журналистике.
«Хорошая журналистика любит, потому что она заботится о людях» — Речь о журналистике перед старшеклассниками городов и художественных галерей. Мой порыв при создании фильма был журналистским: я хотел рассказать об американской истории, которую все считали правдой. В беседах после фильма мне пришлось объяснять и много думать о том, что я думаю о журналистике. Большинство людей действительно не знают. Поэтому, когда мой сосед, учитель английского языка в средней школе в пригороде Питтсбурга, пригласил меня выступить перед его классом, я согласился, и вот что я сказал:
Во-первых, не путайте журналистику со СМИ. Вы знакомы с этим: у вас есть смартфоны. Медиа — это то, что вы видите на нем.
СМИ — это Netflix, Snapchat, Reddit, Facebook, Twitter, а также радио, телевидение и газеты. Клип Тейлор Свифт на Youtube, твит Трампа, викторина, какой персонаж Диснея вы. Все это.
Я здесь не для того, чтобы говорить о СМИ. Я здесь, чтобы поговорить о подмножестве: журналистике.
Журналистика — это вид СМИ. Это также ремесло, практика, работа, способ смотреть на мир.
Это работа, движимая любопытством, честностью, любовью к словам и любовью к истине. Он знакомит мир с людьми, местами, идеями и историями, которых нет нигде на странице, сцене, экране или динамике.
Есть правильный и неправильный способ заниматься журналистикой.
Вот правильный путь: найдите интересную и актуальную для людей историю, которая познакомит мир с новой идеей, человеком или местом.
Поговори с людьми. Делать телефонные звонки. Представься честно. Запишите, что говорят люди. Будьте настойчивы. Медоед. Сделайте несколько снимков на телефон. Почитайте. Написать историю. Попросите кого-нибудь отредактировать.
Без редакторов вы застрянете в своем мировоззрении и языке. Редакторы помогут вам писать для ваших читателей, а не для себя.
Если вы допустили ошибку, исправьте ее и распечатайте исправление.
Делайте это снова и снова. Есть правильный способ сделать это. Как и в любом ремесле, чем больше вы этим занимаетесь, тем лучше у вас получается.
Когда я учился в колледже, учебники и учителя говорили нам, что миссия журналистов — информировать, развлекать и просвещать. Это все еще правда.
Еще одна миссия состоит в том, чтобы заставить могущественные институты, особенно правительства и корпорации, отвечать перед правдой.
Когда крупные учреждения видят большую ценность в своем выживании, чем в людях, они лгут.
Католическая церковь солгала, чтобы защитить священников-педофилов, Никсон солгал, чтобы защитить кражу со взломом, а компания Enron солгала, чтобы защитить прибыль. Журналисты узнали правду, разговаривая с людьми.
Хорошая журналистика любит, потому что она заботится о людях.
Там так много средств массовой информации. Читайте, смотрите или слушайте журналистские материалы, сделанные людьми , которые делают эту работу правильно .
Выясните: много ли они звонят? Они разговаривают со многими людьми, прежде чем написать свою историю? Усердно ли они работают, чтобы сделать его легко читаемым? Когда они делают ошибки, берут ли они на себя ответственность и печатают исправления? Если они делают такие вещи, это журналистика, и ей можно доверять. Если нет, то это какое-то другое средство массовой информации.
Вам так повезло: в этой стране есть замечательные традиции журналистики, заслуживающей доверия. И вы можете читать, смотреть и слушать.
Вы знаете, что можете стать журналистом, если ваше мировоззрение основано на любопытстве. Оглянись. У тебя есть вопросы? Кто здесь главный? Почему? Как? Как освещается эта комната? Искать.