Публицистический текст стиль примеры текстов: Публицистический стиль: черты и примеры

Статья «Работа с текстами разных стилей при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» | Статья по русскому языку (11 класс) на тему:

Т.А. Махалова

МСОШ № 10 г.о. Тейково

РАБОТА С  ТЕКСТАМИ  РАЗНЫХ СТИЛЕЙ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Каждый учитель — филолог, готовящий учеников к ЕГЭ по русскому языку, сталкивается с проблемой: как научить ребят писать сочинение – рассуждение по исходному тексту. В последнее время выпускается много пособий, которые могут оказать значительную помощь в подготовке к ЕГЭ. Однако на практике у педагога возникает много вопросов, которые не освещаются в брошюрах, адресованных учителю, ученику, абитуриенту. Данная работа  – это попытка обобщить опыт авторов пособий по подготовке к сочинению-рассуждению, методистов и учителей – практиков  по направлению «Работа с текстами разных стилей речи при подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

         Выполняя задание части С, выпускники должны продемонстрировать уровень коммуникативной компетентности – прежде всего способность понимать текст, а также способность выражать собственную позицию.  Однако анализ ответов выпускников позволяет  сделать неутешительный вывод: уровень готовности старшеклассников к выполнению части С не только невысок, но имеет тенденцию к снижению. Здесь, конечно, можно найти множество причин. Одна из них —    недостаточное внимание при подготовке к сочинению   к стилю исходного текста  и одинаковый подход к анализу текстов стилистически  разных.   Ведь зависимость между стилем  текста и качеством сочинения по нему                                                                                                                очевидна. Мы должны признать необходимость разных методик при подготовке к сочинениям по текстам разного стиля.

Стиль  исходного текста, его содержание  (тема, предмет обсуждения) и структура – вот факторы, которые определяют успешность сочинения выпускника. Умение находить,  вычленять, определять  эти элементы проверяется в материалах ЕГЭ. В соответствии с этим и  нужно выстраивать систему работы: от простого к сложному.

Подготовку к сочинению целесообразно разделить на два этапа: первый этап – работа над сочинением по публицистическому тексту, второй– работа над сочинением по художественному. Конечно, если возможно, то курс обучения лучше разделить на два учебных года.  Это позволит обучающимся сформировать более четкие представления о работе над текстами разных стилей речи. Ведь не секрет, что многие учащиеся переносят умения работать с публицистическим текстом на текст художественный, что приводит к ряду ошибок, например, смешение автора и героя, выделение в авторскую позицию слов героя и т.п.

 В материалах ЕГЭ по русскому языку  для написания сочинения-рассуждения учащимся предлагается большое количество текстов публицистического стиля. В связи с этим  необходимо научить учащихся осмысливать  содержание текстов данного стиля, видеть их специфику,  выделять  языковые особенности  текстов этого стиля.

Знание основного назначения публицистического стиля – влиять на общественное мнение, формировать его — позволяет  учащимся безошибочно определить проблему исходного текста. Необходимо показать учащимся четкое различие понятий тема – проблема. Научить разграничивать эти понятия поможет работа по схеме: о чем? (задаем вопрос после чтения исходного текста, выясняя тему текста), что об этом нам хотел рассказать автор? (выясняем проблематику текста), что волнует автора? какая проблема находится в центре внимания автора? (ищем основную проблему текста). Особое внимание следует обратить на  способы формулировки проблемы. Например, если проблема сформулирована в виде утвердительного предложения, используем конструкции  типа «В данном тексте поднимается проблема (чего?) + существительное в родительном падеже»; если проблема сформулирована в виде вопроса, то «В тексте автор поднимает вопрос…, задумывается над вопросом…, ставит вопрос… и т.д.». 

         Так как важнейшей функцией публицистического стиля является воздействующая функция, то  публицист не только сообщает о каких-либо фактах социальной, культурной, духовной, экономической жизни, но и дает им интерпретацию, чётко выражая это  в эмоционально-экспрессивной стилистической форме, что является его позицией.  Надо помнить, что в тексте публицистического стиля  авторская позиция – это выражение определенного чувства (негодования, осуждения или, наоборот, восхищения, одобрения) и призыв к каким-либо действиям, поэтому,  определяя её, задаемся вопросами:  как автор видит суть проблемы?  как относится к поднимаемой проблеме (оценивает описываемую ситуацию)?  как отвечает на поставленный вопрос? Сформулировать авторскую позицию помогут  глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др. , краткие причастия: убежден, уверен и т.д.; можно  использовать вводные слова и предложения со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д.;

Работая над частью «комментарий проблемы», при анализе исходного текста ищем ответы на вопросы: что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)? Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)? Что именно вы,  как читатель,  отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?  Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения? Следует обратить внимание на  языковые приемы публицистического стиля, которые могут послужить средством композиционного оформления  части «комментарий проблемы». Например, цитирование помогает автору убедить читателя в …; вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемому; ряды однородных членов создают выразительною смысловую соотнесённость; градация  “усиливает” впечатление и т. д. 

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует использовать публицистические тексты разных конструкций. Начинать лучше  с текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, выраженную в тексте недвусмысленно. Затем необходимо поработать над текстами,  в которых есть вопросительные предложения. Вопросы, задаваемые публицистом в тексте, нередко ставят выпускников  в тупик – неумение отличить вопрос проблемный (задающий проблему текста) от вопроса риторического (помогающего  развернуть мысль, вести диалог с читателем) нередко приводит к фактической ошибке. Сложными для понимания  являются тексты, в которых на проблемный вопрос дается несколько ответов, зачастую противоречащих друг другу. Здесь следует обратить внимание учащихся на внутренний диалог, который ведет автор текста, и именно в нем искать авторскую точку зрения. Т.В. Обласова в статье «Предэкзаменационная подготовка  к сочинению на ЕГЭ» при формулировке проблемы в данном советует использовать следующие конструкции: в тексте приводятся две точки зрения на…; при  формулировки авторской позиции: приведенный(ые) автором пример(ы) доказывает, что…; приведя пример (чего?), автор доказал, что…; пример, приведенный автором, убедительно доказывает (убеждает), что… и т. д.

Итак, важно научить выпускников видеть в анализируемом тексте особенности публицистического стиля и  через них осмысливать содержание.

Учащиеся старших классов имеют большой опыт работы с художественными произведениями, несмотря на это, тексты художественного стиля, предложенные на ЕГЭ, вызывают при анализе особые трудности. Самые распространенные ошибки – неправильно определена проблема текста, выявлена авторская позиция, а в основе комментария – пересказанный или переписанный текст. Связано это в первую очередь с неумением ребенка соотнести понятие «идея  произведения»  (используемого на уроке литературы) и проблема, авторская позиция (необходимые при написании сочинения), при работе над комментарием проблемы учащиеся затрудняются  ввести в пересказ языковые средства (например, автор обращает наше внимание;  в тексте речь идет; автор, давая характеристику герою, уделяет особое внимание и т.п.), помогающие обозначить дистанцию между автором и героем, грамматически трансформировать пересказываемый текст. Приводит к ошибкам и сама работа с текстом художественного стиля, если она основана на тех же приемах, что и работа с публицистическим текстом. Поэтому подготовку к написанию сочинения по текстам художественного стиля целесообразно начинать с определения   различий этого стиля речи и публицистического.

Отличаются тексты прежде всего проблематикой, если в публицистическом тексте поднимаются  социально-нравственные проблемы, то в художественном тексте внимание автора  обращено к внутреннему  миру человека. Следует обратить внимание учащихся на главный признак  художественного стиля — автор текста, изображая, выражает свое отношение к происходящему, но не дает прямую оценку;  используя разные художественные приемы, предоставляет читателю возможность увидеть картину, чтобы читатель мог задуматься над нравственными и философскими проблемами.

 Значит, проблема в художественном тексте «скрыта», и,  чтобы ее понять, надо проанализировать ситуацию, описанную автором. Для этого можно воспользоваться схемой, предложенной в пособии Н. А. Сениной, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»: герои – информация о героях – поступки героев,  что происходит —  как раскрываются герои, мысли и оценка автора. Осмысление текста по заданному плану поможет определить и проблему текста, и авторскую позицию. Примером такой работы может быть анализ отрывка из текста В. Некрасова «В окопах Сталинграда», опубликованный в книге И.П. Цыбулько  «Отличник. ЕГЭ. Русский язык».[4,с.94]

Герои:  герои текста – рассказчик и бойцы.

Информация о героях: они солдаты, идет война,  чувствуется усталость героев от войны. Их тянет домой, к земле.

Поступки, что происходит: рассказчик вспоминает о смерти бойца. Деталь — дымящийся окурок, прилипший к губам убитого, навсегда врезался в память рассказчика. Отсюда делаем вывод – еще недавно была жизнь, теперь – смерть.

Мысли, оценка:  герой задумывается о ценности человеческой жизни.

Так обучающиеся выходят на одну из проблем текста – осознание ценности человеческой жизни.

Авторская позиция в тексте художественного стиля – это отношение автора к персонажу, который является носителем идеи (проблемы). Поэтому определяем ее, работая над характеристиками героев, анализируя их поведение, ситуации, в которые попадают они, выделяя художественные средства выразительности. (В тексте В.Некрасова – на войне осознается ценность человеческой жизни.)  Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь …, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.

Комментарий к проблеме, поднятой в тексте художественного стиля, тоже требует другого подхода. Если текст сюжетный, то необходимо передать суть сюжета.  Далее можно ответить на вопросы:

  • От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
  • Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
  • Что вы как читатель отметили в повествовании? С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
  • Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора? [5,с.1]

Таким образом, на этапе восприятия и понимания исходного текста художественного стиля необходимо  изменить не только  последовательность действий, но и подход к анализу текста.

Подводя итоги, хочу сказать, что все языковые средства любой функциональной стилевой разновидности образуют стройную систему, которая призвана передать авторский замысел, воплощенный в конкретной жанровой форме, поэтому работа над текстами при подготовке к ЕГЭ должна опираться в первую очередь на понимание учащимися текстообразующих  особенностей стиля.

Список литературы:

1. Егораева Г. Т. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) – М.: Экзамен, 2011 – 314 с.

2. Обласова Т. В. Предэкзаменационная подготовка к сочинению на ЕГЭ // Русский язык. – 2009. — № 10. – С 21 – 28.    

3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки – Изд. 2-е, исп.- Ростов н/Д: Легион-М, 2011.-192с  

4.Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых, Еурятова В.М. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий/ ФИПИ.-М.: Интеллект-Центр, 2010.-224с

  Интернет ресурсы:

           5. Как выполнить часть С по русскому языку. Для тех, кому совсем худо.

 Л.С. Соколова, С.П. Белокурова, учителя русского языка и литературы,  Санкт-Петербург;  http://www.gramma.ru    

           6. «ЕГЭ по русскому языку: несколько полезных советов о том, как написать сочинение» Соколов Дмитрий Валерьевич;   http://nsportal.ru                

Как понять стиль текста

  • Как определять стиль текста
  • Публицистический стиль речи: характеристика, примеры
  • Как определить тип речи

Разговорный стиль служит для повседневного общения, когда человек делится своими чувствами или мыслями с окружающими в неофициальной обстановке. В нем присутствует разговорная и просторечная лексика. Данный стиль отличается от других большой смысловой емкостью, красочностью, он придает вашей речи экспрессивность и яркость.
Речевые жанры: диалог, беседа, частный разговор или частные письма.

Языковые средства: образность, простота, эмоциональность, выразительность лексики, употребление вводных слов, междометий, повторов, слов-обращений.

Главная функция научного стиля – сообщение информации, фактов и доказательство их истинности.

Речевые жанры: научная статья, монография, учебная литература, доклад, диссертация и т.д.

Языковые средства: терминология, наличие общенаучных слов, профессионализмов, абстрактной лексики.

Черты стиля: преобладание существительных в предложении, логичность, точность, доказательность, однозначность, обобщенность, объективность.

Используется для информирования людей в официальной обстановке. Официально-деловой стиль применяется в следующих документах: законах, приказах, расписках, справках, протоколах и т. д. Сфера применения этого стиля – право, автор может выступать как юрист, дипломат, правовед или просто гражданин.

Стилевые черты: точность, стандартизированность, отсутствие эмоциональности, наличие речевых клише, использование терминологии, аббревиатур.

Публицистический стиль служит для информирования людей в средствах массовой информации. Данный стиль можно встретить в репортажах, статьях, интервью, очерках, ораторской речи. Информация, передаваемая в публицистическом стиле, предназначена не для узкого круга людей, а для широких слоев общества.

Стилевые черты: эмоциональность, призывность, логичность, оценочность.

Используется в художественной литературе. Цель художественного стиля – воздействовать на читателя, передать чувства и мысли автора, его переживания.

Стилевые черты: эмоциональность речи, образность, использование всех богатств лексики.

Стилистика – это раздел языкознания, изучающий выразительные возможности и средства языка, их лексическое значение, а также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения. Стилистику принято делить на две дисциплины: лексическую стилистику и функциональную стилистику. Лексическая стилистика рассматривает выразительные средства языка, точное значение слов и их коннотации, лексическую сочетаемость, явления синонимии и антонимии, фразеологию и т.д. Функциональная стилистика исследует то, как язык функционирует в разных сферах деятельности людей, т.е. она анализирует функциональные стили, их признаки и особенности их употребления в разных коммуникативных ситуациях. В этом уроке мы сосредоточимся именно на функциональной стилистике.

Ещё раз напомним, что функциональный стиль или просто стиль текста – это определенная система употребления языковых средств и способов их организации, сопровождающая тот или иной вид человеческой деятельности и зависимая от него в своих основных характеристиках. В прошлом уроке мы уже говорили, что функциональные стили делятся на два вида: разговорный стиль и книжные стили. Традиционно выделяют четыре книжных стиля: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Главное отличие разговорного стиля от всех книжных стилей состоит в том, что разговорный стиль – это стиль диалога, стиль спонтанной устной речи, в то время как книжные стили – это кодифицированные стили письма, которые не используются нами в повседневном общении. Впрочем, многие исследователи подчёркивают, что разделение стилей условно. Часто тексты выполняют одновременно несколько функций, и поэтому в них могут сочетаться разные стили. Несмотря на это, при написании текста нужно очень чётко представлять, в каком именно стиле вы работаете и какой стиль уместен исходя из ваших целей и вашей аудитории. Дело в том, что определение «плохой стиль» часто означает, что выбранный автором стиль письма не соответствует речевой ситуации и тем функциям, которые текст должен выполнять. Например, неуместно использовать книжные стили в повседневной речи, точно также неуместно писать с помощью официально-деловых канцеляризмов публицистические или художественные тексты, или пользоваться разговорным стилем в научном тексте.
Чтобы помочь исключить подобные ошибки, разберём основные черты и признаки каждого из функциональных стилей.

Содержание

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.

Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил«.

В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет«. Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!«, «Да ладно?!«, «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.

Научный стиль

Научный стиль, что очевидно, является стилем научного письма или, если использовать кальку с английского термина, академического письма. Последний термин представляется нам более уместным, т. к. использование научного стиля требуется не только от профессиональных учёных, но и от всех людей, которые имеют то или иное отношение к академической сфере – школьников, студентов, слушателей онлайн-курсов, учителей и преподавателей. Основные функции научного стиля – это сообщение научных результатов и просвещение. В связи с этим внутри научного стиля принято выделять ещё научно-учебный и научно-популярный стили, которые в первую очередь направлены как раз на просвещение.

В общем и целом для научного стиля характерны точность речи, логичность изложения, эмоциональная нейтральность. Научный стиль имеет дело, прежде всего, с результатами понятийного мышления. Поэтому научные тексты отличаются однозначным использованием понятий, их чётким определением, их соединением в суждения и умозаключения в соответствии с законами логики, наличием прозрачной аргументации. Научному стилю также присуща строгая структурированность. О каком бы жанре не шла речь, у научного текста практически всегда сохраняется одна и та же структура: введение, в котором выдвигается определённый тезис, основная часть, где объясняется его значение, приводятся аргументы и примеры в его пользу, разбираются контраргументы, и заключение, которое обобщает полученные результаты и описывает дальнейшие направления исследований. При этом текст делится на абзацы, параграфы и главы по принципу «один абзац/параграф/глава – одна мысль».

В научном стиле используется как нейтральная общеупотребительная лексика, так и специальные термины: плазма, интерференция, пептиды, фонема. Также употребляется большое количество абстрактной лексики: тезис, доказательство, структура, аналогия, методология. Часто используются термины, заимствованные из других языков, или слова, имеющие приставки латинского и греческого происхождения: дегуманизация, ультразвук, антибиотик. Наблюдается преобладание существительных и прилагательных.

В научном стиле особое значение имеют конструкции и обороты связи, призванные подчёркивать логическую последовательность мыслей и структуру изложения: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, впрочем, между тем, кроме того, в заключение, например.

Относительно синтаксиса, в научном стиле преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, а также предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами. Кроме того, широко распространены пассивные и безличные конструкции: «Эти процессы активно исследовались двадцать лет назад, Отсюда можно заключить».

Стоит отметить, что научный стиль обычно характеризуется пониженной эмоциональностью и выразительностью. Хотя, как правило, это утверждение верно, бывают и исключения. Они касаются, в первую очередь, полемических текстов, но также относятся и к гуманитарным наукам. Исторические, философские, литературоведческие тексты часто активно используют сравнения, метафоры, эпитеты и прочие выразительные средства языка.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль документов: международных договоров, государственных актов, законов, постановлений, служебной переписки, деловых бумаг. Он обслуживает сферу административно-правовой и административно-хозяйственной деятельности. Его основные функции – сообщение и предписание. В зависимости от сферы применения (законодательство, правосудие или управление) в рамках официально-делового стиля выделяют три подстиля: законодательный, юрисдикционный и административный.

Официально-деловой стиль отличается точностью, лаконичностью, оценочной и эмоциональной нейтральностью, стандартизированностью. Это единственный стиль, для которого характерно не просто наличие принятой структуры, но использование регламентированных образцов – бланков. Помимо бланков, эффект страндартизированности создаётся также за счёт использования штампов и канцеляризмов: на основании представленных фактов установлено, предписывается возместить ущерб, в истекшем году, необходимо оказать содействие, прошу принять меры по устранению недостатков, доводим до вашего сведения, вступить в законную силу.

В официально-деловом стиле преобладают существительные, причём характерно их соединение в длинные цепочки: «меры по регулированию производительности труда на предприятиях в условиях стагнации экономики«. Используется как нейтральная, так и специальная официально-деловая лексика: «кассация, протокол, акт гражданского состояния, накладная«. Люди именуются по их должности или роли: «работодатель, истец, ответчик, главный специалист отдела маркетинга«. Долженствующе-предписывающий характер речи создаётся с помощью перформативных глаголов и кратких прилагательных со значением модальности, а также глаголов в повелительном наклонении: «приказываю, постановляю, необходимо, обязан, должен, следует«.

В официально-деловом стиле преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, в частности сложноподчинённые предложения, передающие отношение условия, причины и следствия. В большом количестве употребляются конструкции с именными предлогами: «в связи, в целях, на основании, во избежание«. Чаще всего используется прямой порядок слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.

Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, исследователи отмечают, что ему обязательно должны быть присущи документальная точность и логичность. Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чем реальное положение дел: часто авторы жертвуют точностью и логичностью, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Неоспоримым является то, что публицистический стиль отличается оценочностью и эмоциональностью. Автор обращается к читателю не только затем, чтобы донести до него определённую информацию, но и сформировать у него некоторое отношение к этой информации.

В связи с этим особое значение приобретает форма, вид, способ подачи текста. В отличие от научного и официально-делового стилей, жанры публицистики редко имеют чётко заданную структуру. Тем не менее, в публицистике активно используются выразительные способности разделения текста на части с помощью заголовков, подзаголовков, выделения отдельных предложений крупным шрифтом и т. п. Их цель – зацепить читателя, поймать его на крючок.

По большому счёту, в публицистическом стиле употребляются все типы лексики: нейтральная, книжная, разговорная, научная, официально-деловая. Всё зависит от темы текста и его целевой аудитории. В публицистическом стиле можно отметить преобладание общественно-политической и гражданско-патетической лексики: «общественное сознание«, «рыночная экономика«, «вертикаль власти«, «гражданское общество«. Употребляются и так называемые газетизмы, которые часто встречаются в СМИ, но практически не используются в других стилях: «аграрий, оборотни в погонах, утечка мозгов, квасной патриотизм«. В целях придания особой выразительности речи могут использоваться неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы. Слова часто употребляются в их расширенном значении: «политический рубеж«, «география конфликта«. Активно используются фразеологизмы и идиоматические выражения. В публицистическом стиле также распространены тропы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы и т. д. Нередки случаи использования языковой игры и иронии.

Что касается синтаксиса, то в публицистическом стиле присутствуют и простые, и сложные предложения. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством введения многих причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений. Публицистический стиль стремится к лаконичности и наибольшему воздействию на читателя, поэтому для него характерны изящные синтаксические конструкции. Например, использование двоеточий и тире вместо союзов, эллиптические предложения, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Если текст имеет агитационный характер, то в нём присутствуют императивы и прилагательные с модальным значением.

Художественный стиль

Художественный стиль, как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Дело в том, что художественная литература крайне неоднородна, плюс, в ней могут использоваться языковые средства всех других функциональных стилей. Поэтому выделить какие-то общие признаки, присущие всем художественным текстам, практически невозможно. Пожалуй, единственное, что можно с достоверностью утверждать о художественном стиле: его главная функция – это эстетическое воздействие. Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте, все они работают именно на эту функцию.

При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Художественная литература создала наибольшее количество жанров, у каждого из которых есть своя структура, свои особенности и правила построения. Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Во-вторых, в художественном стиле активно эксплуатируются различные типы лексики и эффекты их сочетания. В-третьих, художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря использованию всевозможных тропов. Также как и в случае с жанрами, художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов. В-четвертых, художественный стиль уделяет большое внимание эффектам синонимии, антонимии, коннотациям, языковым играм. Наконец, в художественном тексте могут использоваться совершенно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до предельного усложнения. Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль.

Как различать стили?

Чтобы вам было проще ориентироваться в описанных выше стилевых чертах, мы представили их основные характеристики в виде краткой таблицы.

Ответ или решение 2

Если стоит задача определить стиль текста, нужно проанализировать слова, которые в нем используются.

Если употребляются термины, это научный стиль.

В разговорном стиле используется просторечная лексика, есть много восклицаний и обращений.

Художественный стиль очень образный, слова употребляются в переносном смысле.

Если текст похож на газетную заметку или статью, то это публицистический стиль.

В официально-деловом стиле используются деловые штампы, лексика строгая, предложения чаще всего короткие.

Как узнать, в каком стиле написан текст

Стили текста в русском языке бывают следующие:

  • Научный. Пример научного стиля – информация из учебника по любому школьному предмету (математика, физика, биология). В научном стиле написаны правила из учебников;
  • Публицистический. Пример публицистического стиля – статья из журнала или газеты;
  • Официально-деловой. Пример официально-делового стиля – документы;
  • Художественный. Пример художественного стиля – стихотворение, рассказ, сказка, роман.

Как определить стиль текста

В научном тексте очень много терминов — специальных слов, обозначающих различные понятия, явления природы. Термины могут быть медицинскими (например, «атеросклероз», «туберкулез»), физическими («сила», «энергия», «плотность»), математическими («квадратный корень»), химическими («оксид», «кислота»).

В публицистическом тексте очень часто используется обращение к читателю для того, чтобы человеку было интересно читать газетную или журнальную статью, также делаются попытки заинтересовать человека, например: «Все вы, конечно же, слышали о вчерашнем открытии бассейна на улице Южной. Но известно ли вам, во сколько обошлось его строительство?».

В официально-деловом стиле используется очень много канцеляризмов – стандартных фраз, употребляемых в деловых документах. Например: «Согласно приказу…», «В соответствии с указом…», «Ввиду отсутствия…».

В художественном тексте встречается большое количество средств художественной выразительности: метафоры, эпитеты, аллитерация. Также используются яркие образные сравнения. Например, верблюда могут назвать «кораблем пустыни».

Для того, чтобы определить стиль текста, нужно вдумчиво прочитать его, определить тип текста (повествование, описание или рассуждение) и посмотреть, какая лексика преобладает в этом тексте. Часто можно легко догадаться, откуда взят отрывок (из учебника, из стихотворения, из деловых документов), и тогда определить стиль текста будет очень легко. Главное – внимательно читать и анализировать текст, отмечая все литературные приемы автора.

Примеры журналистских текстов — Лаборатория примеров

Журналистские тексты Это те, которые публикуются в средствах массовой информации, будь то журналы, газеты или новостные порталы.

Его основная функция – информировать, комментировать или анализировать вопросы, имеющие отношение к гражданам. По своему формату, расширению и подходу к теме существуют различные журналистские жанры, такие как новости, хроника или интервью.

Кроме того, они могут заниматься самыми разными темами: политикой, экономикой, международной информацией, спортом, развлечениями, образованием и другими.

Журналистские жанры

  • Новости . Это короткий текст, написанный нейтральным тоном и имеющий целью сообщить какой-то новый и актуальный факт. История должна ответить на вопросы: Что? Когда? Где? Как? Почему? В целом на эти вопросы следует отвечать в первом абзаце текста, чтобы читатель мог составить общее представление о новостном событии.
  • Редакция. Это текст, в котором журналистское СМИ выражает свою позицию по определенному вопросу, обычно являющемуся частью повестки дня. Поскольку это позиция средства массовой информации, а не конкретного журналиста, она никогда не имеет подписи.
  • Мнение . В отличие от редакционной, авторская статья всегда имеет подпись, поскольку в этом тексте журналист высказывает свою позицию, вводя данные и аргументы по определенной теме. Для подготовки этих статей средство массовой информации должно было сообщить о рассматриваемой теме, чтобы у читателя были свои инструменты, чтобы не согласиться или не согласиться с мнением автора.
  • Собеседование . Это беседа между журналистом (который может задавать вопросы) и интервьюируемым (который может только отвечать). Участники интервью не меняются ролями: важно то, что должен сказать интервьюируемый, либо потому, что он релевантная личность, либо в силу своих знаний, идей или опыта. Как правило, эти тексты написаны в формате вопрос-ответ и содержат введение, в котором журналист делает краткий обзор фигуры, контекстуализирует и делится своими впечатлениями об интервьюируемом. В других случаях ответы интервьюируемого перемежаются абзацами, в которых журналист вводит соответствующие или окрашенные данные в дополнение к своим впечатлениям и контекстуализациям.
  • Хронический . Слово «хроника» происходит от chronos , что означает «время». Эти тексты хронологически рассказывают о событиях, происходивших во времени, и характеризуются обширностью, определенными литературными поворотами и обильными описаниями, в которые журналист вносит личные оценки и представления о рассказываемых событиях.
  • Отчет . Это текст, который глубоко затрагивает конкретную тему. Требуется важная предварительная исследовательская работа и подготовка интервью с разными людьми, занимающимися данной темой. Все это содержание должно быть отражено в тексте, который, как правило, объемный и написан определенными литературными средствами так, чтобы он был привлекательным для читателя. Кроме того, отчеты часто включают фотографии, дополняющие информацию.
  • Критика. Это текст, в котором журналист через оценочные суждения выражает свое мнение о каком-либо художественном произведении. Помимо анализа, сделанного журналистом, эти тексты должны включать пояснительную информацию об анализируемом произведении.

Примеры журналистских текстов

НОВОСТИ

  1. Кризис в Чили: Пиньера объявляет, что его страна не будет принимать у себя заседание АТЭС или конференцию КС-25 по изменению климата
  2. Forever 21 подает заявление о банкротстве в США
  3. Мечта спрингбоксов на 2019 год: чемпионы чемпионата по регби и Кубка мира
  4. Николас Мадуро переносит Рождество
  5. До сентября количество пользователей Facebook сократилось на 27%, но число пользователей продолжает расти

РЕДАКЦИЯ

  1. Тюрьмы или притоны?
  2. Брексит, нет определенности
  3. От законного возмущения к неприемлемому терроризму
  4. Необходимо активировать стратегии принуждения, чтобы молодые люди не стремились эмигрировать или погрузиться в преступную деятельность
  5. Голосование, фанатизм и дискомфорт

МНЕНИЕ СТАТЬЯ

  1. Карл и Граучо Маркс в Каталонии
  2. Два века спустя, новая Весна народов?
  3. 28 числа борьба за оставшиеся доллары закончена
  4. Министерство образования должно быть в руках женщины
  5. Проблема управления без глобализации и без популизма

ИНТЕРВЬЮ

  1. Martsín «Я чувствую, что бизнесмены, которые раньше покупали услуги у государства за деньги, теперь делают это с помощью информации»
  2. Из Буэнос-Айреса: эксклюзивное интервью в доме Рикардо Дарина
  3. Интервью The ROLLING STONE: Бонус
  4. Интервью с Аланом Паулсом: «Чтение — это своего рода счастливая зависимость» реальность»

ХРОНИКА

  1. «Да детей», Мартин Капаррос.
  2. Следы костей, Лейла Герьеро.
  3. Travesía del Widki, Альберто Сальседо Рамос.
  4. Asalto la Palacio, Габриэль Гарсиа Маркес.
  5. Хищник Сан-Кристобаля из Синал Альварадо.

РЕПОРТАЖ

  1. 30 лет после падения стены, разделившей два мира: зачем была построена Берлинская стена и что она значила для холодной войны
  2. Драма жизни без воды в Венесуэле
  3. США – Граница с Мексикой: изображения, иллюстрирующие «переломный момент», достигнутый миграционным кризисом
  4. «Исламское государство»: угроза сохраняется
  5. Сальвадор, смерть за каждым углом

ОБЗОР

  1. Человек, который любил собак
  2. The Rolling Stones довели фанатов до безумия в Ла-Плате легкомыслие
  3. Очень хорошо Рецензия на фильм «Богемская рапсодия», фильм о королеве: Мы вас тронем
  4. Мартин Капаррос меряется с Эчеверрией, национальным и трагическим поэтом

Примеры символичных журналистских текстов

  1. Хладнокровный Трумена Капоте.
  2. Новости о похищении Габриэлем Гарсиа Маркесом.
  3. Операция «Резня » Родольфо Уолша.
  4. The Exquisite Left of Mau-Mauandoal Бампер Тома Вулфа.
  5. Интервью с историей Орианы Фаллачи.
  6. Футбольная война и другие репортажи Рышарда Капущинского.
  7. Диктатор, демоны и другие хроники Джона Ли Андерсона.
  8. Страсть по Трелью, Томас Элой Мартинес.
  9. Портреты и встречи Гай Талезе
  10. Ограбление ради короны Орасио Вербицкий.
  11. Десять дней, которые потрясли мир Джон Рид.
  12. Голоса из Чернобыля Светланы Алексиевич.
  13. Самоубийства на краю света Лейла Герьеро.
  14. Голод Мартин Капаррос.

Чикагское руководство по основам стиля

Если The Associated Press Stylebook был создан специально для журналистов, то целевая аудитория The Chicago Manual of Style гораздо шире — все пишущие и писатели.

Хотя можно спорить о достоинствах Чикаго по сравнению со стилем AP, сила Чикаго заключается в его широте и глубине.

Простая мера состоит в том, чтобы посмотреть на количество страниц: самое последнее издание AP состоит из 420 страниц, в то время как в Чикаго более чем в два раза больше страниц с гораздо более плотным шрифтом. Конечным результатом всех этих дополнительных страниц и контента является больше рекомендаций, примеров и авторитета. И в отличие от AP, чикагский стиль отражает современное состояние типографики — например, используются акценты и курсив.

Чикагский стиль противоречит журналистике по двум пунктам. Во-первых, руководство настолько всеобъемлющее, что иногда бывает сложно найти то, что вы ищете. Во-вторых, сладкое место Чикаго — длинная форма письма, и это отражено в некоторых его стилистических решениях: например, числа ниже 100 прописаны, а это не правило, которое следует соблюдать в сообщении в блоге из 20 слов.

Решением является журналистская интерпретация Чикаго, которая использует некоторые общие принципы AP, но не является их узником. Ниже вы найдете информацию о числах, времени и датах, местах, номерах телефонов, пунктуации, написании заглавных букв и названиях, списках и Интернете. Это не исчерпывающий список, но он поможет вам начать.

Цифры

От единицы до девятки пишутся по буквам, от 10 и выше — цифры (арабские цифры). Если предложение начинается с числа — даже года — его следует расшифровать или переписать предложение. Используйте цифры в таблицах.

Проценты: всегда используйте цифры и, когда возможно, слово процентов . В контекстах с ограниченным пространством, таких как таблицы, можно использовать символ % .

Миллион, миллиард: Всегда используйте цифры и произносите слова по буквам миллионов и миллиардов .

Время и дата

Месяц, день: Укажите месяц по буквам и используйте цифры для дня: «Симпозиум состоялся 2 апреля». Избегайте использования чисел для обозначения месяца, например, «1/2/2011», которое может быть прочитано как 2 января или 1 февраля. год с соответствующими запятыми. В противном случае не используйте запятые. «Утро 12 июня 1964 года, солнце взошло рано»; «Февраль 2009 г.было особенно холодно».

Десятилетия: не используйте апостроф между годом и конечным номером s : «Макраме было популярно в 1970-х годах». Если вы опускаете первую часть года, используйте апостроф для обозначения недостающих цифр: «Готская музыка зародилась в 80-х». Если вы называете десятилетие, напишите его с большой буквы: «Шестидесятые были временем перемен».

Время: используйте строчные буквы am и pm с точками. Всегда используйте цифры с промежутком между временем и до или после полудня. Если это точный час, «:00» не требуется. «К 6:30 утра ее уже давно не было». Если временной диапазон полностью приходится на утро или вечер, используйте a.m. или p.m. только один раз: «18:30–22:00». Если с утра на вечер (или наоборот), нужно и то, и другое: «10:00–14:00».

Города, штаты

При использовании отдельных названий штатов их следует указывать по буквам: «Массачусетс находится на берегу Атлантического океана». Когда есть город, сокращайте: «Кембридж, Массачусетс, модное место». Двухбуквенные формы названий штатов используются только с почтовыми индексами: «Отправить письмо по адресу 79 JFK St., Cambridge, MA 02138».

Телефонные номера

Коды зон США не имеют специальной обработки и не имеют перед собой 1. Используйте дефисы между группами номеров: «Позвоните 617-495-8269, чтобы добраться до Центра Шоренштейна». При использовании международных номеров сначала введите код страны, а перед ним поставьте знак «плюс». Разделяйте группы номеров пробелами и указывайте необязательные цифры скобками: «Основной номер в Париже +33 (0)1 44 41 88 88».

Знаки препинания

Дефис: Ставьте дефис составным прилагательным, только если это необходимо для ясности: «самая быстрорастущая компания»; «Обсуждение на высоком уровне». Не используйте дефисы с общепонятными терминами, наречиями, оканчивающимися на ly 9.0017 , а между цифрами и единицами измерения: «сильно преувеличенные требования»; «Правило 2 процентов».

Короткое тире: Короткое тире — это наиболее часто используемое тире, которое может указывать на паузу в мыслях или выделять часть предложения: «Felipe’s — популярная закусочная — во всяком случае, на Гарвардской площади». Если возможно, используйте настоящий символ длинного тире, окруженный пробелами. При использовании текстовых редакторов, не поддерживающих длинные тире, используйте два дефиса для каждого тире.

Короткое тире: Короткое тире шире дефиса, но уже длинного тире. Он показывает преемственность между числами и указывает на то, что многословный термин является частью составного прилагательного: «Конференция проходит 2–3 января»; «Журналистам, лауреатам Пулитцеровской премии, аплодировали». Короткие тире обязательны только для общедоступных документов. Во внутренних или технических материалах вместо них используйте дефисы.

Запятая: в списках из трех или более предметов используйте запятую перед и или или : «Рецепт требовал муки, масла и фуа-гра». Если есть только два предмета, запятая не ставится: «Он ничего не ест, кроме пиццы и Twizzlers».

Точка: Используйте только один пробел после конца предложения. Период.

Двоеточие: первое слово после двоеточия пишется с заглавной буквы, только если за ним следует полное предложение: «Факт был неопровержим: он был единственным человеком, который все еще работал». В противном случае первое слово пишется строчными буквами: «Она любила только одно: копирайтинг».

Апостроф: Апостроф используется с сокращениями, а также для обозначения владения. Добавьте s ко всем одиночным существительным и именам, даже если они уже оканчиваются на s : «Отпуск моего босса начинается завтра». Исключение составляют случаи, когда само существительное или имя собственное стоит во множественном числе: «Публикация Pentagon Papers вызвала споры».

Кавычки: точки и запятые заключаются в кавычки. — Реджинальд, твоя прическа меня нервирует, — сказала она. Положение восклицательного и вопросительного знаков зависит от того, что задают или восклицают: «Правильно ли она сказала: «Ваши туфли — шутка»?»

Заглавные буквы и заголовки

Произведения: такие вещи, как книги, фильмы, картины и т. д., получают заглавные буквы и выделяются в тексте курсивом: «Он не мог написать Чикагское руководство по стилю ». «Ее любимым альбомом был Love Is Hell ».

Физические лица: Начинайте титул человека с заглавной буквы только в том случае, если он предшествует его или ее имени и не изменяется: «Главный исполнительный директор Леон Редбоун»; «Леон Редбоун, главный исполнительный директор Swizzle Stick, Inc.»

Все остальное: Если есть сомнения, используйте заглавные буквы и латинские буквы. Это относится к кнопкам веб-сайтов, пресс-релизам и большинству презентаций PowerPoint.

Списки

Начинайте с прописной буквы после каждого маркера или числа. Вставляйте точку в конце каждого элемента, только если это полное предложение или если в списке есть как полные, так и неполные предложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *