Публицистический стиль доказать: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 14 Тема. Р. Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль

Категория: Русский язык.

Конспекты уроков русского языка 7 класс по учебнику Ладыженской Т. А. Урок 14 Тема. Р. Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль

Цели: закрепить знания о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста, навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение.

Ход урока

I. Доклады групп

Каждая группа докладывает поочередно, остальные дополняют, оценивают, комментируют выступления. Во время выступлений на доске выполняются задания (лингвистический разбор).

1. Выразительное чтение текста.

2. Обсуждение заглавия текста.

3. Обсуждение деления текста на абзацы.

4. Определение вида текста (приводятся аргументы).

5. Определение стиля текста.

6. Способы связи предложений в тексте.

7. Ключевые слова.

8. Грамматические задания.

9. Выбор орфограмм.

10. Художественные средства текста.

11. Тема текста.

12. Идея текста.

Комментарий. К упражнению 45: предложения, связанные с помощью местоимений – второе (связь внутри сложного предложения: кусты шиповника – их), пятое (связь внутри сложного предложения: ежевичник – его), шестое (связь внутри сложного предложения: роса – ею).

К упражнению 46: порядок предложений текста -3,1, 5,4, 2.

К упражнению 47: вид текста – повествование.

II. Самостоятельная работа

Контрольное списывание (упражнение 48). Устно: доказать, что это текст.

I. Лингвистическая разминка Игра «Четвертый лишний»

– Какое слово лишнее в ряду?

Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный (сверхинтересный – после приставки сверх– и не меняется на ы).

Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный (вагоноремонтный – пишется слитно, т.

к. происходит от сочетания: ремонт вагонов).

II. Повторение темы «Стили языка»

1. Беседа по вопросам § 8.

2. Упражнение 49: устно.

3. Упражнение 50: по группам. 1-я – анализирует стиль упражнения 1, 2-я – упражнения 14, 3-я – ищет в учебнике литературы текст научного стиля, 4-я – текст художественного стиля.

Важно не только определить стиль, но и доказать, что он определен правильно.

4. Упражнение 51: выразительное чтение, определение принадлежности текстов к определенному стилю (по вариантам).

Комментарий.

Основные черты стилей

1) Разговорный – неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.

2) Научный – официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.

3) Официально-деловой – официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.

4) Художественный – эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др. ) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д. ), использование фонетических особенностей языка (звукопись).

Основные жанры стилей

1) Разговорный – беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

2) Научный – монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.

3) Официально-деловой устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.

4) Художественный – эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.

Примечание: более углубленно стили текста будут изучаться в старших классах, поэтому достаточно ознакомить учеников с основными особенностями стилей литературного языка, показать объективность их существования и функционирования.

(О публицистическом стиле см. урок 19. ) Домашнее задание

Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка. Темы: «Каникулы», «Компьютерные игры», «Книги».

Цели: закрепить представления о причастии как части речи; ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистическая игра, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоятельная работа. I

Ход урока

|1. Лингвистическая разминка

Игра «Прилагательное или причастие?»

Если учитель называет прилагательное, ученики поднимают левую руку, если причастие – правую.

Лучший шахматист, мощный мотор, волнующее событие, (необходимая поддержка, предусмотренный правилами, случайно

встреченный, встретившийся по пути, кипучая энергия,

кипящая вода, купленный на рынке, отраженные в воде, могучий дуб, напечатанный в газете, взволновавшая людей речь, опубликованное интервью.

II. Проверка’ домашнего задания

1. Беседа по вопросам.

– Что такое причастие?

– С какими частями речи у причастия общие признаки? Какие?

– Каковы морфологические признаки причастия?

– Как изменяются причастия?

– Какую роль причастия играют в предложении?

2. Упражнение 57: проверка по цепочке; в это время двое учеников выполняют у доски морфологический и синтаксический разбор.

III. Объяснение темы «Публицистический стиль»

I. Слово учителя.

Последние несколько словосочетаний, если вы заметили, относятся к одной теме, той, о которой пойдет сегодня речь. Напечатанные в газете материалы, опубликованное интервью, взволновавшая людей речь – это факты, относящиеся к публицистическому стилю.

Заглянем в словарь иностранных слов. Слово публицистический происходит от латинского — publicus – общественный. Таким образом, становится понятно общественное назначение текстов (устных и письменных), созданных в публицистическом стиле. Задача этого стиля – воздействовать на слушателей, читателей, на их чувства, поведение, поступки. Эти задачи выполняют газеты, журналы, выступления по радио и телевидению, выступления непосредственно перед аудиторией.

2. Работа с прессой.

Раскроем принесенные вами газеты и журналы. Найдите в них примеры текстов, написанные в публицистическом стиле. Это могут быть заметки, очерки, репортажи, интервью, посвященные актуальным, злободневным темам.

3. Обсуждение текстов. Беседа по вопросам.

– Определим приметы публицистического стиля.

– Какова тема текста?

– Какую задачу ставит перед собой автор текста? (Привлечь внимание читателей к определенной проблеме, призвать к чему-либо, вызвать читательский отклик, сформировать читательское мнение и т. д. )

– Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?

– Какие стандартные фразы вы заметили?

– Приметы каких других стилей попались вам в тексте?

IV.

Работа с учебником

1. Слово учителя.

Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился еще в античные времена. До сих пор студенты и ученые, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима. Познакомимся с фрагментом ораторской речи, записанной почти две с половиной тысячи лет назад.

2. Упражнение 59: выразительное чтение (читает учитель), обсуждение вопросов.

3. Упражнение 60: выразительное чтение, определение примет публицистического стиля.

4. Упражнение 61.

Пояснение учителя.

Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей к выбору определенного кандидата; пользуются не совсем честными приемами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти.

Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.

Текст упражнения 61 принадлежит перу писателя Соколова-Микитова. Приметы художественного стиля сочетаются в тексте с публицистической направленностью.

Найдем приметы публицистического стиля. (Обсуждение. ) Выполним упражнение письменно. V. Итог урока

– Выводы записываем в справочные тетради. Основные черты публицистического стиля — информативность, устная и письменная форма, эмоциональность, оценочность, взаимодействие с другими стилями, использование общественно-политической лексики, риторические фигуры (обращения, восклицательные предложения), побудительные предложения.

Основные жанры публицистического стиля – статья, очерк, репортаж, интервью, публичные выступления, речи.

Домашнее задание 1– § Ю.

2. Упражнение 62 (подготовка устного выступления).

3. Подготовиться к свободному диктанту (устно): упражнение 63.

Н. В. Чипенко, ГБОУ СОШ № 478, Москва

Метки: Русский язык

Научный и публицистический стили речи | Контрольные работы по русскому языку

Научный и публицистический стили речи.

Распределить номера тезисов соответственно двум стилям:

Научный стиль –

Публицистический стиль –

1.Стиль информационных и аналитических передач

2.Употребляется в сфере научной деятельности.

3.Основная функция – проинформировать и доказать

4.Стилевые черты – логичность и призывность

5.Широкое использование страдательных причастий

6.Широкое употребление эмоционально-оценочных слов

7.Стилевые черты – обобщенность и насыщенность фактической информацией

8.Авторские знаки препинания

9.Употребление простых осложненных предложений

10.Стилевые черты: объективность и строгая логичность

11.Частотны сложные слова

12.Употребление слов в прямом значении

13. Стилевые черты – доказательность и точность

14.Незначительное употребление образной лексики

15.Подстили: газетно-публицистический, ораторский, радиотележурнальный

16.Широкое употребление восклицательных предложений

17.Широкое использование терминов

18.Частотность местоимений 1 лица единственного числа

19.Частотность форм родительного падежа существительных

20.Использование интернациональных корней, приставок и суффиксов

21.Трансформация фразеологизмов и пословиц

22.Подстили: собственно научный, научно-популярный и научно-учебный

23.Активность параллельных синтаксических конструкций

24.Преобладание существительных

25.Вопросно-ответное построение речи

26.Частое употребление кратких прилагательных

27.Употребление формы единственного числа в обобщенном значении

28.Активность формы повелительного наклонения глагола

29.Использование вводных конструкций

30.Употребление неполных предложений

 

31. Основная функция – информирование и воздействие

32.Широкое использование общественно-политической лексики

33.Широкое употребление сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, причины и следствия

34.Стилевые черты – эмоциональность и оценочность

35.Употребление отвлеченных слов и выражений, обозначающих понятия этики и морали

36.Использование назывных предложений, обозначающих тему

37.Образование формы множественного числа от вещественных и абстрактных существительных

38.Частотность употребления новых слов и выражений

39.Использование известных ранее слов в новом значении

40.Логический принцип расположения членов предложения

41.Активное использование средств художественной выразительности

42.Использование местоимений и глаголов в 1 лице множественного числа

43.Широкое употребление существительных, образованных путем перехода в них других частей речи

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

русский язык, стиль, Публицистический, научный

Как сообщать об убедительности результатов исследований

Когда новостные агентства сообщают, что новые исследования что-то доказывают, они почти наверняка ошибаются.

Исследования, проведенные в областях, не связанных с математикой, ничего не «доказывают». Они находят улики — иногда чрезвычайно веские улики.

Журналистам важно понимать, что наука — это непрерывный процесс сбора и исследования доказательств, при этом каждое новое открытие основывается на более ранних открытиях или поднимает вопросы. Одно исследование обычно представляет собой один маленький шаг к полному пониманию вопроса или проблемы.

Даже когда у ученых есть много очень веских доказательств, они редко заявляют, что нашли доказательства, потому что доказательства абсолютны. Доказать что-то означает, что нет никаких шансов, что существует другое объяснение.

«Даже скромное знакомство с историей науки дает множество примеров вопросов, которые ученые считали решенными, но обнаруживали, что их нужно было пересмотреть», — пишет Наоми Орескес, профессор истории науки Гарвардского университета. в июльском эссе 2021 года в журнале Scientific American. «Некоторые знакомые примеры — это Земля как центр вселенной, абсолютная природа времени и пространства, стабильность континентов и причина инфекционных заболеваний».

Орескес указывает в своей статье 2004 года «Наука и государственная политика: при чем тут доказательства?» что «доказательство — по крайней мере, в абсолютном смысле — это теоретический идеал, доступный на уроках геометрии, но не в реальной жизни».

Ученые-математики обычно полагаются на логику, пытаясь доказать что-то вне всяких сомнений. Что отличает математиков от других ученых, так это использование ими математических доказательств, пошаговых аргументов, записанных с использованием слов, символов и диаграмм, чтобы убедить другого математика в истинности данного утверждения, объясняет Стивен Г. Кранц, профессор математики и статистика Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

«Доказательство — это наше средство для установления абсолютной и бесповоротной истинности утверждений по нашему предмету», — пишет он в «Истории и концепции математического доказательства». «Вот почему мы можем полагаться на математику, сделанную Евклидом 2300 лет назад, так же легко, как мы верим в математику, которая делается сегодня. Никакая другая дисциплина не может сделать такого утверждения».

Если вы все еще не знаете, как описать убедительность результатов исследования, продолжайте читать. Эти четыре совета помогут вам сделать это правильно.

1.

Не сообщайте о том, что исследование или группа исследований что-то «доказывает», даже если об этом говорится в пресс-релизе.

Пресс-релизы, объявляющие о новых исследованиях, часто преувеличивают или преуменьшают результаты, как показали академические исследования. Некоторые ошибочно утверждают, что исследователи доказали то, чего на самом деле не было.

KSJ Science Editing Handbook призывает журналистов внимательно читать пресс-релизы. Справочник, проект стипендии Knight Science Journalism Fellowship в Массачусетском технологическом институте, содержит рекомендации и идеи некоторых из самых талантливых научных писателей и редакторов в мире.

«Пресс-релизы, не сопровождаемые журнальными публикациями, редко содержат какие-либо данные и, по определению, предлагают предвзятое представление о ценности результатов», — говорится в справочнике, который также предупреждает журналистов «никогда не предполагать, что все в них является точным». или полный».

Любое заявление о том, что исследователи в какой-либо области, кроме математики, что-то доказали, должно вызвать тревогу у журналистов, говорит Барбара Гастел, профессор интегративных биологических наук, гуманитарных наук в медицине и биотехнологии Техасского университета A&M.

Она говорит, что журналисты должны сами оценить исследование.

«Прочитайте статью полностью», — говорит Гастел, который также является директором магистерской программы Техасского университета A&M в области научной и технической журналистики. «Не смотрите только на выпуск новостей. Не останавливайтесь только на абстракции, чтобы получить полное представление о том, насколько сильны доказательства. Прочтите статью полностью и будьте готовы задать несколько вопросов — иногда трудных — исследователям».

2.

Используйте язык, который правильно передает силу доказательств, предоставленных исследованием или группой исследований.

Исследователи изучают вопрос или проблему, чтобы лучше понять их и опираться на результаты предыдущих исследований. Хотя исследования обычно раскрывают новую информацию, этого редко бывает достаточно, чтобы прийти к окончательным выводам.

При освещении исследования или группы исследований журналисты должны выбирать слова, которые точно передают уровень уверенности исследователей в результатах, говорит Гленн Бранч, заместитель директора некоммерческого Национального центра научного образования, изучающего, как государственные школы музеи и другие организации сообщают о науке.

Например, не говорите, что исследование «устанавливает» определенные факты или «решает» давний вопрос, когда оно просто «предполагает», что что-то верно или «предлагает подсказки» в отношении какого-либо аспекта исследуемого предмета.

Branch призывает журналистов обратить пристальное внимание на язык, используемый исследователями в научных статьях. Он отмечает, что ученые обычно выражают себя в степени уверенности. Он предлагает журналистам ознакомиться с руководством по информированию об уровнях уверенности в разных дисциплинах, предлагаемым Межправительственной группой экспертов по изменению климата, созданной Организацией Объединенных Наций и Всемирной метеорологической организацией, чтобы помочь правительствам понять, адаптироваться и смягчить последствия изменения климата.

«Руководство IPCC, вероятно, является наиболее хорошо разработанной системой для последовательной отчетности о степени уверенности в научных результатах, поэтому оно или что-то подобное может стать золотым стандартом», — написал Бранч по электронной почте.

Гастель говорит, что журналистам важно знать, что, хотя исследования в областях, не относящихся к математике, ничего не доказывают, группа исследований вместе может предоставить доказательства настолько убедительные, что они близки к доказательствам.

Он может предоставить «неопровержимые доказательства, особенно если есть несколько хорошо спланированных исследований, которые указывают в одном направлении», — говорит она.

Чтобы передать очень высокий уровень уверенности, журналисты могут использовать такие фразы, как «исследователи почти уверены» и «исследователи максимально уверены в этой области исследования».

Еще один способ оценить уровень достоверности: выяснить, достигли ли ученые научного консенсуса или коллективной позиции, основанной на их интерпретации доказательств.

Независимые научные организации, такие как Национальная академия наук, Американская ассоциация содействия развитию науки и Американская медицинская ассоциация, публикуют консенсусные заявления по различным темам, как правило, для сообщения либо научного консенсуса, либо коллективного мнения созванной группы экспертов в данной области.

3.

Сообщая об отдельном исследовании, объясните, какой вклад оно вносит в совокупность знаний по данной теме и склонны ли данные в целом в определенном направлении.

Многие люди незнакомы с научным процессом, поэтому им нужна помощь журналистов, чтобы понять, как отдельное исследование вписывается в более широкий круг научных исследований по вопросу или проблеме. Сообщите аудитории, что исследователи могут сказать о проблеме или проблеме с высокой степенью уверенности после совместного рассмотрения всех доказательств.

Отличный ресурс для журналистов, пытающихся поместить исследование в контекст: редакционные статьи, опубликованные в академических журналах. Некоторые журналы, в том числе New England Journal of Medicine и JAMA, журнал Американской медицинской ассоциации, иногда публикуют редакционные статьи о новой статье вместе с самой статьей, отмечает Гастел.

Редакционные статьи, обычно написанные одним или несколькими учеными, не участвовавшими в исследовании, но обладающими глубокими знаниями в данной области, могут помочь журналистам оценить важность статьи и ее вклад.

«Я считаю, что это очень удобно», — добавляет Гастел.

4.

Внимательно просматривайте заголовки перед их публикацией. И прочитайте наш лист советов о том, как избежать ошибок в заголовках о здоровье и медицинских исследованиях.

Редакторы, особенно те, кто не знаком с процессом научных исследований, могут легко ошибиться при написании или изменении заголовков об исследованиях. А плохой заголовок может свести на нет все усилия репортера по точному освещению исследования.

Во избежание ошибок Гастел рекомендует репортерам присылать предлагаемые заголовки к своим материалам. Она также рекомендует им просмотреть заголовок своей истории непосредственно перед ее публикацией.

Еще одна хорошая идея: редакторы, в том числе копирайтеры, могли бы взять за привычку консультироваться с журналистами по поводу заголовков новостей об исследованиях, науке и других технических темах. Вместе они могут выбрать наиболее точный язык и решить, использовать ли когда-либо слово «доказать».

Гастель и Бранч соглашаются, что редакторам будет полезно пройти обучение научной журналистике, особенно в том, что касается репортажей о здоровье и медицине. Заголовки, содержащие ошибочные заявления об эффективности определенных лекарств и методов лечения, могут нанести вред обществу. То же самое можно сказать и о заголовках, утверждающих, что исследователи «доказали», что вызывает или предотвращает такие состояния здоровья, как рак, деменция и шизофрения.

Наш лист с советами по написанию заголовков решает эту и другие проблемы.

«Доказать» — это короткое и остроумное слово, поэтому оно работает в заголовке, но обычно оно неверно, — говорит Бранч. — Авторы заголовков должны знать об этом так же, как и журналисты».


Проверка фактов — важная часть журналистики

 

МЭРИ МАКИХЕРН
Не все статьи одинаковы. В фейковых новостях нет ничего нового, несмотря на то, что словарь Collins Dictionary назвал их словом года в 2017 году.
Фальшивые новости существуют с самого начала журналистики, но что могут сделать журналисты сейчас, чтобы убедиться, что их факты верны?
Журналистам превыше всего нужна точность

По своей сути журналистика — это передача информации. Она способна формировать убеждения и мнения людей. Это может открыть разум читателя для опыта за полмира, построить наследие человека или разрушить репутацию. Одна статья может начать всемирную революцию; поэтому важно получить факты прямо.

Содержание

 Появление социальных сетей сделало распространение дезинформации проще и быстрее, чем когда-либо прежде. Вот как журналисты могут остановить публикацию фейковых новостей. МЭРИ МАКИХЕРННе все статьи одинаковы. В фейковых новостях нет ничего нового, несмотря на то, что словарь Collins Dictionary назвал их словом года в 2017 году. Фальшивые новости существуют с момента зарождения журналистики, но что могут сделать журналисты сейчас, чтобы убедиться, что их факты правдивы? чем Правдописатели должны отделять факты от мненийИсследуйте исследованиеОб авторе

Даже пост в Твиттере или Фейсбуке должен быть подкреплен надежным источником. Если факт не может быть проверен, независимо от того, насколько он популярен в Интернете, оставьте его за кадром. Хороший журналист все проверяет.

Поддельные новости распространяются быстрее, чем правда

В статье для The Atlantic Робинсон Мейер рассматривает недавнее исследование, проведенное Массачусетским технологическим институтом по вопросу о распространении поддельных новостей в Твиттере.

«Ложь почти всегда побеждает правду в Твиттере, проникая дальше, быстрее и глубже в социальную сеть, чем достоверная информация», — отмечает Мейер в своей подписи.

Вот почему очень важно правильно указать детали с первого раза. Как только история попадает в Интернет, поддельная или реальная, ущерб уже нанесен.

Используйте как минимум два проверенных источника. По возможности используйте первичный источник вместо вторичного.

Писатели должны отделять факты от мнений

Является ли информация фактами или мнениями? Альтернативных фактов не существует. Эксперты могут иметь разные мнения и делать разные выводы о данных, но факт есть факт.

Когда существует столько мнений по вопросу, сколько экспертов, используйте несколько экспертов. Просто убедитесь, что читатель знает, что представленная информация является интерпретацией фактов, а не обязательно самих фактов.

Исследования Исследования

Не бойтесь проверять полномочия эксперта. В своей книге Чикагское руководство по проверке фактов Брук Борел утверждает:

«Спросите себя: откуда я знаю, что этот человек говорит правду? Имеют ли они какую-либо выгоду от искажения фактов или откровенной лжи…»

Если вы используете статьи и онлайн-источники, обязательно проверьте веб-сайт и определите, кто предоставляет информацию и мотивы, стоящие за ней. Является ли информация хорошо сбалансированной и непредвзятой? Или источник пытается склонить людей в ту или иную сторону? Надежные сайты проверки фактов, такие как Snopes или Factcheck.org, могут помочь отличить правду от вымысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *