Публицистический стиль речи русский язык: Ошибка 403 — доступ запрещён

20. Допишите предложения.1. Публицистический стиль речи — это стильФункции публицистической речи

2672873 2672873

  • Русский язык
  • 5 — 9 классы

ответ дан

wawe68370 wawe68370

Ответ:

1.Публицистический стиль речи — это стиль который служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).

2.Функции публицистической речи — информирование (сообщение) и воздействие.

3.Стилевые черты публицистической речи — эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы; · оценочность и уверенность – для заинтересованности.

4.Чтобы отличить предлог от самостоятельной части речинужно помнить, что предлог — это служебная часть речи, следовательно, мы не можем к нему задать вопрос.

следует знать, что предлоги и их компоненты нередко отличаются от ПРОИЗВОДящего слова сочетаемостью.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением, относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному.

функция предлога связывать

существительное, местоимением

числительное с другими словами в

словосочетании и предложении

Новые вопросы в Русский язык

Вставь подходящие по смыслу имена сущиствительные в единственном или множественном числе в нужном падеже.Определи падеж вставленных слов.Допишите проп … ущенные окончания. Мы с ребят…… решили слепить _________. Долго мы трудились. И наконец у нас получился великолепный _____________. В рук…… снеговик сжимал___________. Он будто подмигивал гам угольк…….___________. Нам очень понравился наш _______________.

Прочитайте текст, вставьте в тексты подходящие глаголы движения. В воскресенье мы … в Шахрисабз. Мы … туда на автобусе. Я не очень люблю … на экскурси … и. Обычно я … с друзьями за город на дачу. Но вчера было так интересно. Когда мы … туда, экскурсовод нам рассказывала много интересного.

Потом мы … и пели песни. Мы долго … погороду, увидели много интересного. Мы пообедали в кафе. Когда мы …обратно, мы обсуждали планы на следующие выходные.

Прочитайте текст, вставьте в тексты подходящие глаголы движения. В воскресенье мы … в Шахрисабз. Мы … туда на автобусе. Я не очень люблю … на экскурси … и. Обычно я … с друзьями за город на дачу. Но вчера было так интересно. Когда мы … туда, экскурсовод нам рассказывала много интересного. Потом мы … и пели песни. Мы долго … погороду, увидели много интересного. Мы пообедали в кафе. Когда мы …обратно, мы обсуждали планы на следующие выходные.

Вставьте в предложения глаголы идти – ходить, ехать – ездить в прошедшем времени. • Вчера мы … за город. Мы … туда на автобусе, а обратно … на машине. … 2. Вчера она … к подруге в другой город. Она … на электричке и читала книгу. 3. В прошлом месяце студенты … в Москву. Когда они … туда, они познакомились в поезде со студентами из Перми. 4. В воскресенье мы …….в театр. Туда мы … на такси, а обратно … на автобусе.

5. Я потерял телефон, когда … в университет на автобусе. 6. От Ташкента до Самарканда мы … пять часов. 7. Он опаздывал, поэтому … на работу очень быстро.

Вставьте в предложения глаголы идти – ходить, ехать – ездить в прошедшем времени. 1. Вчера мы ходили в парк рядом с нашим домом. Когда мы пришли в пар … к, светило солнце. 2. Вчера она ездила в аптеку. Когда она съездила в аптеку, купила в киоске газету. 3. Студенты ходили в столовую и громко разговаривали. 4. Сегодня утром я ездил не в столовую, а в кафе. 5. Вчера, когда я пришел домой, было уже темно. 6. Ты утром … на стадион. Когда ты … на стадион, на улице был дождь.

Предыдущий

Следующий

Технологическая карта и конспект урока на тему «Публицистический стиль речи» (10 класс, 1 курс СПО)

Тема: Публицистический стиль речи

Предметные результаты:

обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины; познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

познавательные: развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; развитие умения логически верно излагать мысли; давать определение понятиям.

Личностные результаты:

развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного межличностного общения; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Тип урока: урок – практикум

Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Технология: технология критического мышления; элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся; технология проблемного обучения.

Средства обучения: раздаточный материал (тексты для мотивационного этапа, текст для анализа), таблица «Публицистический стиль речи», доска.

Ход урока:

Оргмомент

Мотивационный этап в форме проблемной ситуации.

1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение фрагментов текстов:

— Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

— Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

— Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).

2) Фронтальная беседа с использованием раздаточного материала

— Что общего у этих трех текстов? Чем они отличаются?

— Как вы определили тип речи?

— Определите стиль речи каждого текста. Аргументируйте свой выбор.

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

1) Постановка задач урока

2) Актуализация знаний

Начнем со словарно-орфографической работы. Подберите однокоренные слова к слову  публицистический (публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика)

— Каким способом образованы эти слова? (суффиксальный)

– Какой общий корень имеют слова? Что означает слово публика? (публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный)

– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

4. Введение нового материала.

1) Групповая работа по стилистическому анализу текста с целью выявления черт публицистического стиля речи. Повторение навыков правописания и пунктуации.

Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу. Перепишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания в выделенных предложениях.

Учитесь говорить и писать

Учит..ся говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоя..но. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

В..рнейший способ узнать человека его умственное развитие его м..ральный облик его характер прислушаться к тому как он говорит. .. А ведь бывает и так что человек не говорит а «плюется словами». Для каждого понятия у него (не)обычные слова а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать что ему все (н..)п..чем что он выше сильнее всех обстоятельств умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок неуверен в себе.

И если вы хотите быть (по)настоящему инте..лигентным, образова..ным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходит..ся часто публично выступать — на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

(стилистический анализ текста)

Внимательно прочитайте текст.

Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)

Выявите проблемы, затрагиваемые автором

Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)

К какому жанру вы отнесете данный текст?

Работа в группах (внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )

Исследование текста с целью выявления признаков публицистического стиля (5-7 мин.)

1-ая группа – определить цель, выявить лексические особенности текста

2-ая группа – определить стилевые черты, эмоциональные средства выразительности текста

3-тья группа – определить сферу употребления, синтаксические особенности текста

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения, заполнение таблицы.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?

— Что полезного вы извлекли для себя с урока?

— Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)

6) Домашнее задание: — Что вы думаете об актуальности данного текста? Напишите публичное выступление на любую актуальную тему, используя рекомендации Д.Лихачева, перечисленные в записанном тексте.

Таблица «Публицистический стиль речи и его особенности»

Цель высказывания

Стилевые

черты

Языковые

средства

Сфера

употребления

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей

Эмоциональность,

Призывность, Актуальность.

Доходчивость

Лексические:

– общественно-политическая лексика;

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;

– антонимы.

Синтаксические:

– побудительные и восклицательные предложения;

– риторические вопросы;

– повторы;

– параллелизм;

– однородные члены;

– обращения;

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

В устной речи:

выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах

— Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

— Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

— Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»).

Технологическая карта урока русского языка на тему «Публицистический стиль речи, его признаки»

Этап. Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап.

Вызов уже имеющихся знаний по стилям речи, активизация учащихся.

Мотивация для дальнейшей работы.

Фронтальная беседа с группой с использованием раздаточного материала

Входящий контроль:

«тема», «тип речи», «стиль речи», «стилевые черты»

Заслушивание фрагментов текстов разной

стилевой принадлежности, сопоставление текстов.

Пытаются решить задачу.

Строят высказывание.

Принимают учебную задачу

Актуализация знаний. Целеполагание.

Введение нового материала

Сохранение интереса

к теме при работе с новой информацией.

Закрепление

Введение нового материала, постановка задач урока

Фронтальная беседа.

Организация комментированного списывания.

Организация коллективной работы по стилистическому анализу текста. Используется алгоритм работы с другими стилями речи.

Контроль.

Организация работы в группах, помощь в исследовании текста. Организация коллективного выполнения заданий, беседы по проблеме, затронутой в тексте.

Контроль.

Анализируют и принимают учебную цель.

Отвечают на вопросы, строят логические цепочки, активизируют знания по морфемике и словообразованию.

Активизируют знания по орфографии и пунктуации. Самоанализ и самоконтроль.

Исследуют текст по группам.

Делают пометы, записи, обмениваются информацией, делают выводы. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Строят речевые высказывания. Воспринимают ответы других групп. Осуществляют самоконтроль.

Коллективно выполняют задания. Беседуют по проблеме текста.

Заполнение таблицы.

Рефлексия. Домашнее задание

Контроль.

Подведение итогов урока. Взаимооценка в группах.

Контроль.

Устный ответ на вопрос «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»

Организация завершающей беседы, комментирование оценок и домашнего задания.

Озвучивают свой ответ, отвечают на вопросы одногруппников.

Рефлексия своей работы

В школе, где готовят журналистов государственных телекомпаний России

Кейт де Пюри

Холодное утро понедельника в Москве. В городском Государственном институте культуры Юрий Кот намерен зажечь огонь. «Что значит быть русским?» — бубнит он, наклоняясь вперед и пристально глядя на студентов. Кот — светловолосый медвежонок 47 лет, патриотические разглагольствования которого сделали его популярным гостем российских телешоу TV , — декан факультета журналистики института.

Около 30 студентов набиваются в классе, стены которого покрыты пятнами сырости. Едут со всей России вдоль и поперек: Владивосток, Сибирь, Заполярье. Институт не самая престижная школа журналистики в Москве, но одна из самых доступных. Некоторым молодым людям кажется, что карьера в разрастающемся государственном аппарате российских СМИ является лучшим способом избежать тупиковой жизни в провинции. Хорошо финансируемые новостные агентства по всей стране представляют линию Кремля в разных обличьях, чтобы создать видимость выбора, и им нужно много сотрудников. Одна только медиакомпания утверждает, что в ней работает более 22 000 человек.

Институт действует как кормушка для этой империи, обучая будущих журналистов монтажу, операторской работе и методам расследования. Курс Кота «Информационная безопасность» обязателен. Якобы он дает инструкции о том, как сообщать о международных делах; на практике Кот погружает своих учеников в идеологию, которую им придется принять, если они в конечном итоге будут работать на одном из основных новостных каналов.

«Русская цивилизация основана на тысячелетней истории и культуре, — говорит Кот. Две девушки в классе обмениваются кривыми взглядами, как будто слышали эту речь раньше 9.0018

На его вопрос о том, что значит быть русским, отвечает молчание. В конце концов молодой человек в галстуке и поддельном свитере Lacoste решается ответить. — Какой-то особый патриотизм? Кот одобрительно рычит, что, кажется, воодушевляет остальных. «Достоевский», — говорит молодая женщина с розово-голубыми волосами. «Да!» «Империя!» — восклицает другой молодой человек. «Да!»

Избегая заметок и слайдов, Кот пускается в расширенный рифф, который охватывает царскую историю, причины войны на Украине и догматы православия. (Последнее из них он считает особенно важным для журналистского образования. ) Он подчеркивает, что Украина, где он родился и вырос, всегда была частью большой России.

«Российская цивилизация основана на тысячелетней истории и культуре, — говорит он. Две молодые женщины в классе обмениваются кривыми взглядами, как будто они уже слышали эту речь раньше. Америка и Европа, говорит Кот своим студентам, стремятся искоренить эту самобытную русскую цивилизацию. Запад потерял свой духовный компас, «в отличие от наших русских девушек, которые все еще красивы и не носят коротких юбок», — говорит он, по-отечески улыбаясь первому ряду.

Трудно сказать, насколько серьезно к нему относятся ученики. Как и молодые люди во всем мире, они большую часть времени проводят в своих телефонах. Пока Кот готовит свою речь, я замечаю дремлющую молодую женщину, положив голову на скрещенные руки на столе.

В конце урока Кот задает домашнее задание: студенты факультета журналистики должны написать абзац об убийстве царя Николая II и прочитать проповедь XI века (Русская православная церковь сыграла ключевую роль в формировании поддержки Путина и его война).

После занятий я разговариваю с учениками Кота, чтобы узнать, что они думают о своем образовании. «Молодежь не может относиться к государственной пропаганде, потому что она поддерживает систему, о которой все знают, что она коррумпирована, и не решает реальных проблем, которые мы видим вокруг себя», — говорит Александр, молодой человек с довольно резкими манерами. У Александра нет проблем с войной как таковой. Но он говорит, что настоящие проблемы России — нищета и наркомания среди молодежи — игнорируются. Он не хочет работать в государственных новостях; вместо этого он намерен снимать рекламные видеоролики для провинциальных советов по туризму.

Пропагандистская машина может изо всех сил пытаться убедить людей в том, что потери на полях сражений на самом деле являются победами, но она поддерживает личный рейтинг одобрения Путина

Таня, студентка из одного из крупных промышленных городов Сибири, говорит, что находит курс разочаровывающим. Она не осваивает практические навыки, которые ей понадобятся, поэтому пытается освоить их за пределами класса. На государственную фабрику новостей она тоже идти не хочет («каждая вторая программа на государственных каналах — пропаганда») и надеется работать в сфере развлечений. Но открыто бросать вызов Коту она не будет. Она знает, что нужно, чтобы закончить школу с хорошей оценкой.

Если выпускники института продолжат работать в государственных новостях, они, вероятно, будут заниматься научной работой, а не репортажами. Хотя государственное TV транслирует новости, большая часть программ представляет собой ток-шоу, в которых участники дискуссий часами дебатируют друг с другом в лихорадочном патриотическом соревновании.

Трудно количественно оценить эффект этих трансляций. ТВ аудитория, как правило, старая и заядлая пропутинская. Молодые россияне получают новости из Интернета, где они могут обращаться к любому источнику, который им нравится, если у них есть виртуальная частная сеть, которая позволяет им обходить цензуру. Видео и статьи, размещенные в приложении для обмена сообщениями Telegram, дают более точную картину ситуации в российской армии, чем официальная линия. Опрос показывает, что более половины страны хотят мирных переговоров.

Пропагандистской машине трудно убедить людей в том, что потери на полях сражений на самом деле являются победами, но она поддерживает личный рейтинг Путина, который остается неестественно высоким для человека, заведшего свою страну в военную трясину. Посмотрите TV и вы узнаете, что Россия и все, что она представляет, находится под атакой могущественных сил. Это чувство борьбы крепче привязывает зрителей к их лидеру. Путин умело привлек православную церковь, чтобы поддержать идею о том, что у России есть особые ценности, против которых выступает Запад. Презентация Кота, какой бы запутанной она ни казалась, является точным отражением официальной точки зрения: Россия сталкивается с экзистенциальной угрозой со стороны Запада, и противодействие этой угрозе — не что иное, как священная война.

Кот имеет все возможности для того, чтобы донести это сообщение с необходимым чувством драматизма: 20 лет назад он снимался в украинских фильмах, а затем работал ведущим на пророссийском канале TV в Украине. После того, как в 2013 году в Киеве вспыхнули протесты против российского влияния, Кот уехал в Москву, где быстро стал обозревателем украинских СМИ. Теперь он постоянный гость на ток-шоу в прайм-тайм. Он отличился тем, что призывал к политике, против которой возражают даже сторонники жесткого путинского курса, например к нанесению ядерных ударов по Вашингтону.

Кот отличился тем, что призывал к политике, от которой отказываются даже сторонники жесткого курса Путина, например, к нанесению ядерных ударов по Вашингтону. Он обрисовывает для меня «здоровые» традиции русской журналистики. По его словам, журналистская культура в России превосходит западную, потому что она основана на «принципах Михаила Ломоносова», ученого и писателя 18-го века.

Мне непонятно, как философия Ломоносова влияет на русский TV , но внимание Кота переместилось. Я стараюсь следить за тем, как он погружается в региональную историю, рассматриваемую через призму его православной веры. В конце концов, он делает достаточно длинную паузу, чтобы я мог задать вопрос. Как курс, который он преподает, дает студентам возможность решать насущные социальные проблемы вне украинской войны, такие как изменение климата? Кот возражает, что его курс основан на «нравственных императивах десяти заповедей». В любом случае, говорит он, студентов не интересует изменение климата.

Кот может изменить карьеру своих подопечных. Он обеспечил работу начального уровня для некоторых выпускников на поддерживаемых государством станциях TV , которые сейчас работают на оккупированном востоке Украины. Другие студенты имели опыт работы над его документальным фильмом, ревизионистской историей Украины. Он набрал более 10 000 просмотров на YouTube, где зрители могут перейти по ссылке на его личную кампанию по сбору средств «Поддержите Юрия Кота».

Не все студенты идут на идеологические компромиссы, необходимые для получения выгоды от покровительства Кота, как показывает инцидент, произошедший несколько месяцев назад. Кот привел на лекцию в институт гостью: немецкого прокремлевского авторитета по имени Алина Липп. Находясь в оккупированных Россией регионах Украины, Липп продвигает позицию Кремля в отношении войны своим подписчикам в Telegram.

Видеозапись мероприятия показывает, как она в жемчуге, джинсах и традиционной русской шали рассказывает о своем опыте на фронте. «Со стороны русских дела обстоят очень плохо, — начинает Липп. Кот вскакивает, уточняя: «Россия победит, Россия не может проиграть, но только представьте, что будет, если она не выиграет?»

В первом ряду студенты в коротких топах и серьгах-кольцах наблюдают с восхищением. Затем сзади раздается шум: пятеро студентов встают и выходят из лекционного зала. Кот делает знак своему помощнику, который спешит запереть дверь, предотвращая дальнейшие уходы.

«В отличие от Запада, в России у вас может быть другое мнение, и даже тогда с вами ничего не случится», — говорит Кот оставшимся студентам, которые замерли на своих местах, не выглядя успокоенными

Он не не теряю хладнокровия. «В отличие от Запада, в России вы можете иметь другое мнение, и даже тогда с вами ничего не случится», — говорит он оставшимся студентам, которые замерли на своих местах, не выглядя успокоенными.

Сцену запечатлел журналист, присутствовавший в зале, снимавший репортаж о Липпе. После лекции тот же журналист услышал, как Кот требует немедленно назвать имена пятерых студентов на своем столе.

Когда я спрашиваю Кота об инциденте, он дает ответ, в котором воплощена характерная для российской пропаганды смесь правдоподобия и сюрреализма. «Они вовсе не были протестующими, — говорит он. «Нет, одна из девушек получила сообщение на телефон. Она расплакалась, и все остальные вышли, чтобы ухаживать за ней — ее кошка только что умерла!» ■

Имена некоторых учащихся изменены

Кейт де Пюри , журналист из Москвы

ИЗОБРАЖЕНИЯ: ГЕТТИ, ВГТРК

В более ранней версии этой статьи название класса было совмещено с названием одного из курсов в программе. Оно было обновлено, чтобы отразить правильное название класса Кота.

Повторно используйте этот контент

Арест Эвана Гершковича делает освещение России еще более жестким

Реклама

Продолжить чтение основного материала доклад о Владимире В.Путинское правление. 900:05 Новостные организации пересматривают способы вести хронику одной из самых актуальных геополитических историй из России, обеспечивая при этом безопасность своих журналистов. Предоставлено… Нанна Хейтманн для The New York Times

Исход начался примерно год назад, в первые дни вторжения России в Украину. Западные новостные организации, столкнувшись с жестким подавлением свободы слова президентом Владимиром Путиным, отозвали корреспондентов из Москвы и приостановили сбор новостей в России. Риск для журналистов в стране, где описание войны как «войны» внезапно стало преступлением, был слишком велик.

Некоторые СМИ, такие как BBC, быстро возобновили свою работу в стране; другие, такие как Bloomberg News, так и не вернулись.

Газеты, у которых когда-то были постоянные московские бюро, начали ротацию корреспондентов с более безопасных постов, таких как Берлин и Дубай. Тем не менее, даже в сложных условиях, западные корреспонденты надеялись, что их работа продолжится.

Эта надежда была разрушена на прошлой неделе арестом Эвана Гершковича, репортера Wall Street Journal, который считается первым американским репортером, арестованным по обвинению в шпионаже в России после распада Советского Союза. Журнал отвергает обвинения в адрес 31-летнего Гершковича, сына советских еврейских эмигрантов, и администрация Байдена лоббировала его освобождение.

По сообщениям российских государственных СМИ, в пятницу г-ну Гершковичу было официально предъявлено обвинение в шпионаже. Агентство ТАСС со ссылкой на неназванный источник в правоохранительных органах также сообщило, что он отверг обвинения.

Независимо от исхода дела г-на Гершковича, его арест стал неоспоримым сигналом того, что иностранные репортеры вновь стали уязвимы.

Теперь новостные организации пересматривают, как вести хронику одной из самых актуальных геополитических историй в мире, поскольку их журналисты сталкиваются с еще большей опасностью.

Арест Эвана Гершковича, репортера The Wall Street Journal, послал бесспорный сигнал о том, что иностранные репортеры вновь стали уязвимы. Полина Иванова, российский корреспондент The Financial Times, заявила на недавней встрече журналистов в Лондоне, где участники выстроились в очередь, чтобы написать письма поддержки, которые должны быть доставлены г-ну Гершковичу в Лефортовской тюрьме в Москве.

«Очень сложно понять, как обстоят дела с безопасностью, когда работаешь в таком месте, как Россия, особенно когда все меняется очень и очень быстро», — сказала г-жа Иванова. «Вы должны постоянно переоценивать и пытаться сделать мудрый расчет рисков, основываясь на знаках, сигналах и вещах, иногда просто на чайных листьях».

Г-н Гершкович был аккредитован Министерством иностранных дел России, и этот процесс продолжался даже после вторжения в Украину и, как считалось, обеспечивал определенную степень защиты западных журналистов. Действия против него развеяли это предположение. После ареста глава московского бюро «Журнала» покинул страну. The New York Times вывела большую часть своего бюро из страны и в настоящее время не имеет там репортеров, но регулярно отправляет журналистов в Россию.

Некоторые западные новостные агентства временно отозвали корреспондентов из Москвы и приостановили сбор новостей в России. Кредит… Фото из пула Владимира Астапковича

Американские журналисты, в частности, опасались, что российские власти могут задержать их, чтобы спровоцировать обмен пленными. Корреспонденты, являющиеся европейскими гражданами, считались чуть менее уязвимыми. Эпизод с Гершковичем показывает, что теперь все ставки сняты.

«Совершенно очевидно, что ни один иностранный корреспондент не будет избавлен от этих репрессий», — сказала Гульноза Саид, которая следит за свободой прессы в России для Комитета защиты журналистов. «Мир теряет это окно в Россию, а россияне теряют одну из очень немногих площадок, где их можно услышать».

В пятницу сенаторы Чак Шумер, лидер демократического большинства, и Митч МакКоннелл, лидер республиканского меньшинства, выступили с редким совместным заявлением, в котором призвали Россию немедленно освободить г-на Гершковича. «Журналистика — это не преступление», — написали лидеры.

Для нации, которая все чаще рассматривается как воплощение репрессий и автократии, Россия до недавнего времени предоставляла западным корреспондентам изрядную свободу действий в освещении своей политики, общества и культуры. Журналисты предположили, что их передвижения и общение отслеживаются. Но начиная с середины 19В 80-е годы реформы Михаила Сергеевича Горбачева означали, что западные журналисты могли брать интервью у гражданских лиц и культивировать источники в бюрократии.

Российский журналист Дмитрий Муратов с фотографией бывшего советского президента Михаила Горбачева в сентябре, вскоре после смерти Горбачева. Фото… Максим Шипенков/EPA, через Shutterstock

Дэвид Ремник, редактор The New Yorker, сказал, что Текущая ситуация «отличалась на 180 градусов» от его опыта работы молодым репортером в Москве с 19с 88 по 1992 год.

«Конечно, наши телефоны прослушивались; Конечно, наши квартиры прослушивались», — сказал г-н Ремник в интервью. «Министерство иностранных дел было вокруг нас. Наше путешествие было ограничено. Все это мы сообщали невероятно свободно по сравнению с тем, что было на протяжении всего советского опыта».

Журналист, фотографирующий здание Министерства иностранных дел России в Москве в прошлом году. Фото… Димитар Дилкофф/Agence France-Presse — Getty Images а местные журналисты набрались смелости цитировать иностранные репортажи при опросе государственных органов.

Для Кремля присутствие журналистов таких известных изданий, как BBC, CNN и Agence France-Presse, считалось признаком легитимности и влияния правительства на мировой арене. Зарубежные СМИ также предоставили путинскому правительству средство для формирования своего глобального имиджа и прямого общения с западной элитой.

Вторжение на Украину явно изменило этот расчет. Арест г-на Гершковича сигнализировал о том, что г-н Путин, который предпринял изощренные усилия, чтобы скрыть борьбу России на Украине от общественного внимания, может видеть все меньше полезности в уступках иностранным журналистам.

Сейчас внутри России «тотальная пропаганда», — сказала г-жа Иванова из Financial Times. «Он превратился из одного очень громкого голоса в единственный голос, и это своего рода переход, через который Россия прошла за последний год».

Поскольку местных российских журналистов подавляли или высылали, западные новостные агентства искали способы сохранить агрессивное освещение. Многие организации, в том числе BBC, CNN и Reuters, по-прежнему имеют корреспондентов в Москве. Многие репортеры культивируют гибридный подход, дополняя случайные визиты удаленными репортажами через Интернет и зашифрованными сообщениями, чтобы оставаться на связи с источниками. В Украине журналисты продолжают освещать конфликт с передовой.

Билл Келлер, работавший в Москве для The Times с 1986 по 1991 год, сказал, что арест г-на Гершковича — «взятие заложников», по мнению г-на Келлера, — был явной попыткой запугать иностранных журналистов и российских граждан, которые могли говорить с ними.

«Это может продлить сокращение штатов иностранных бюро новостей в России, но это не остановит репортажи из соседних стран», — сказал г-н Келлер, который позже работал исполнительным редактором The Times.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *