Пять органов чувств человека – Орган чувств — Википедия

Творческая работа учащихся (2 класс) по теме: пять чувств человека.

Проект

«Пять чувств»

                                             Выполнила ученица 2Б класса

                     Иванова Ксения

                                   Учитель Смолькова Е.Ю.

Ржев

 2013г.

Цель работы: 

        Изучить  пять чувств человека.

Задачи:

  1. Рассмотреть пять  чувств человека.
  2. Познакомиться с органами чувств.

Провести исследование собственных органов чувств.

План.

1.Введение.

2.Пять чувств человека.

  1. зрение
  2. слух
  3. осязание
  4. обоняние
  5. вкус

3.Описание органов чувств человека и их роль в      жизни человека.

4.Исследования своих собственных органов чувств.

5.Выводы.

6. Литература.

1.Введение.

        Мы уже знаем, что у человека имеются в распоряжении целых пять чувств. Все они работают без устали. Чтобы мы могли видеть мир, слышать звуки, обонять запахи, наслаждаться вкусами и ощущать прикосновения. Каждое чувство нужно не только для удовольствия, но и для выживания человека в мире,  полном всевозможных неожиданностей.

Если кто-то внезапно зарычит у тебя над ухом, ты вздрогнешь.

Это произойдет потому, что ты инстинктивно отреагируешь на звук как на сигнал об опасности. Кто знает, вдруг к тебе подкрался тигр? Если тебе не понравился запах пищи. Ты не станешь ее есть, ведь вполне вероятно, что она испорчена. А если обожжешься — моментально отдернешь палец, еще до того как успеешь подумать, что тебе слишком горячо. Бывает, что какое-то чувство работает хуже других. Некоторые люди рождаются незрячими, а у некоторых нарушен слух. Но природа мудро устроила так, чтобы любая недостача обязательно восполнялась чем-нибудь другим. Поэтому слепые или слабовидящие люди часто наделены замечательным слухом, который помогает им ориентироваться в пространстве. А слабослышащие и глухие люди видят не в пример зорче обычных и могут заметить тигра или другого опасного зверя еще до того, как он подберется к ним слишком близко. Но это не единственный пример, когда чувства взаимодействуют и дополняют друг друга.

         В своей работу я хочу досконально изучить  свои органы и выяснить их возможности.

  1. Пять чувств человека

На сегодняшний день ученые выделили пять чувств человека это: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Рассмотрим кождо чувство подробнее.

 1) Зрение.

Зрение — самое информативное из пяти чувств. 80% данных о мире мы получаем благодаря зрению. Мы так привыкли ее получать, что часто даже не задумываемся, насколько сложно устроен сам механизм человеческого зрения и как много различных обстоятельств влияют на то, что и как мы видим. Зрение дает нам представление о положении предметов в пространстве, их цвете и форме. Человеческое зрение называется бинокулярным. Ведь видим мы сразу двумя глазами, хотя в итоге получается всего одно изображение. Информация, получаемая двумя глазами, обрабатывается раздельно и только в мозгу синтезируется в единый образ.  К стати мы видим цветное изображение, хотя многие млекопитающие довольствуются не цветным зрением. Зрительное восприятие — наш основной инструмент познания. Без него было бы гораздно сложнее работать, учиться, передавать накопленный опыт из поколения в поколение. Для большинство людей именно зрительные впечатления — самые запоминающиеся.

2) Слух.

         Слух — это способность воспринимать звуки. Человек способен слышать звук в пределах от (16 до20000) Кгц. Диапазон звуков, которые слышит, человек, называется слуховым диапазоном. Более высокие звуки называются ультразвуком, более низкие — инфразвуком. Способность различать звуковые частоты зависят от возраста, пола, здоровья и натренированности человека. Слух, как и зрение, защищает нас: даже во время сна он бодрствует, чтобы при необходимости подать нам сигнал тревоги. Звуки бывают тихими и громкими, высокими и низкими, резкими, протяжными мелодичными….. Слышать окружающий мир не менее важно, чем его видеть. Пение птиц, шелест листьев, шуршание травы, звуки большого города сопровождают нас повсюду. Но «звучат» не только птицы и музыкальные инструменты, но и самые удивительные и неожиданные предметы. Нашими органами слуха являются уши и у нас их два.

3).Осязание.

        Осязание — это чувство, которое позволяет нам ощущать прикосновения, то есть воспринимать их с помощью рецепторов расположенных в коже, мышцах, слизистых оболочках. Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры предметов, могут быть как приятными. Так и болезненными — ты. Наверное, ударился обо что-нибудь ногой или рукой. А ведь удар — это тоже прикосновение. Осязание позволяет нам изучать предметы, с которыми мы соприкасаемся, а также защищает нас от различных опасностей, например, сообщая нам о температуре поверхностей. т. е. Осязание — это способность изучать и узнавать окружающий мир «на ощупь», играет не менее важную роль, чем зрение и слух.  Трогая рукой какой то предмет, мы узнаем богатую информацию о нем. Невозможно узнать это другим способом.

4.)Обоняние.

        Информация, которую мы получаем при помощи запахов, кажется нам порой весьма незначительной — в процессе эволюции для человека гораздо более важным стали зрение, слух и осязание, т. е. Те чувства, которые помогали ему успешно ориентироваться в окружающем пространстве и добывать пищу. Однако мир потерял бы для нас очень важную часть своей красоты и своеобразия, если бы мы не смогли почувствовать благоухание цветов, аромат весеннего леса или запах свежескошенного сена. Но кроме этого, запах часто помогает нам принимать важные решения — ведь мы подсознательно уверены, что хорошие вещи имеют и хороший запах (особенно это касается еды).

Обоняние — ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе или растворенных в воде (если речь идет о животных. Живущих в ней). Не стоит недооценивать обоняние. Ведь это чувство способно доставить нам удовольствие, например, когда мы чувсвуем  запах вкусной еды или хороших духов, так и предупредить нас об опасности. Например: Что мы чувсвуем при начинающемся пожаре — это запах гари. Органом обоняния у нас является нос.

 

  1. ) Вкус

Вкус — это ощущение, возникающее при действии химических веществ на рецепторы вкусовых органов, расположенных у млекопитающих и у человека на  слизистой оболочке рта. Сигнал от вкусовых рецепторов используется организмом двояко. Во первых, бессознательно — например для управления желудочной секрецией, то есть выделяемыми желудком веществами. Вкус влияет не только на количество пищи, но и на ее состав. Поэтому вкус еды — это не только сигнал, что пора переваривать пищу, но и заказ на состав желудочного сока. Во-вторых, вкус используется осознанно, для получения удовольствия от еды, а также для отделения качественной пищи от некачественной. Некоторые утверждают, что вкусовые ощущения можно тренировать, если сконцетрировать внимание на кончике языка. До сих пор неизвестно, на каком уровне пять элементарных сигналов образуют те тысячи вкусов, которые различает человек.

  1. Органы чувств и их роль в жизни человека.

        Для каждого чувства есть свой орган : ухо для слуха, глаз для зрения, язык для ощущения вкуса, нос для обоняния. Самый большой по площади и тяжелый по весу из всех человеческих органов является кожа. Эти органы не могут работать сами по себе. Они нужны для того, чтобы передавать данные о внешнем мире в мозг. С мозгом все органы чувств связаны сложной системой, похожей на систему проводов, по которым бежит ток. Это и есть нервная система человека. Органы чувств получают сигнал, который бежит по нервам-проводам прямо к мозгу. А уже в мозгу эти сигналы расшифровываются как звук, запах, изображение или прикосновение. Сигналы доходят до мозга так быстро, что даже не успеваем задуматься о том, как сложно внутри нас все устроено.

        Каждое чувство нужно не только для удовольствия, но и для выживания человека в мире, полном всевозможных неожиданностей. Если кто-то внезапно зарычит у нас над ухом, мы вздрогнем. Это произойдет потому что мы инстинктивно отреагируем на звук как на сигнал об опасности. Если нам не понравится запах пищи, мы не станем ее есть, ведь вполне вероятно, что она испорчена. А если обожгемся — моментально отдернем палец, еще до того как успеем подумать, что нам слишком горячо. Бывает, что какое-то чувство работает хуже других. Но природа мудро устроила так, чтобы любая недостача обязательно восполнялась чем — нибудь другим. Поэтому слепые или слабовидящие люди часто наделены замечательным слухом, который помогает им ориентироваться в пространстве. А слабослышащие и глухие люди видят не в пример зорче обычных.

        

  1. Исследование своих органов чувств.

 

Свои исследования я начала с органа зрения -глаз.

——        Я провела опыты с двумя карандашами. Взяла два карандаша, по одному в каждую руку, поместила их горизонтально на уровне глаз на расстоянии около 30 см от лица. Между кончиками карандашей должно оставаться расстояние около 5 см. Держа оба глаза открытыми попыталась медленно совместить эти карандаши. Я легко справилась с заданием. А вот когда я попыталась повторить   опыт  с одним открытым глазом это  оказалась выполнить на так-то просто.

Оказывается наше зрение-бинокулярное каждый глаз видит окружающие предметы отдельно от другого и под немного разным углом. Благодаря изображению от двух глаз мы получаем объемную картинку.

——        Я определила свой основной глаз. Я взяла круглый шарик , положила его на расстоянии 5 метров от себя и смотрела на него то одним то  другим  глазом. Когда я закрывала        глаз изображение прыгает, а когда закрывала другой -остается на месте. Изображение прыгает, когда ты закрываешь основной глаз.

        У меня основной     глаз. И когда нам нужен один глаз (например когда мы что-то рассматриваем в микроскоп), мы автоматически используем основной глаз.

——         Я проверила свое цветовосприятие. Я взяла карточку из цветных точек и при рассмотрении ее, увидела в центре цифру пять.

Если Вы ее тоже видите то у вас нормальное цветное зрение, как и у меня.

Затем я исследовала слух.

—— Сначала я выяснила как распространяется звук.

Я взяла три шарика, выстроила их на столе в прямую линию вплотную  к другу. Толкнула четвертый шарик, чтобы он стукнул точно о крайний в ряду. Шарик который я кинула, столкнулся и остановился. А вот шарик стоявший крайним с ругого конца откатился на несколько сантиметров.

Точно так же молекулы из которых состоит воздух передают звук — вибрацию.

—— К стате  если мы положим пальцы своих рук на гортань. Произнесем какое-нибудь слово.

Мы почувсвуем вибрацию, которая исходит от гортани.

——Я создала один из самых простых и самых древних музыкальных инструментов -ксилофон.

Пробирки с разным количеством воды вибрируют по-разному, поэтому звук у них получается разный.

——Я выяснила что звук можно не только передавать, но и усиливать. Это можно использовать такой прибор как -стетоскоп.

Стетоскоп усиливает звук, благодаря ему я услышала как бьется мое сердце, сердца моих родителей и даже наших животных.

——Потом я проверила свою чувствительность. При помощи пинцета мама прикасалась к моим разным участкам тела.

Самыми чувствительными участками оказались кончики пальцев на руках, потому что в них очень много нервных окончаний. А самая нечувствительная часть моего тела — это спина.

Так же наши руки и тело чуствуют тепло и холод.

——Я выяснила, что мы запоминаем не только то, что увидели или услышали, но и то что почувствовали на ощупь. Если взять черный пакет и положить туда разные предметы и попытаться их определить на ощупь, то знакомые предметы отгадываются довольно легко, а вот незнакомые иногда ставят в тупик

–—Я выяснила, что большинство обычных- не очень сильных и не очень слабых запахов ( я брала разрезанный лимон )  я  способна ощутить на расстоянии — около 20 см.

——Теперь я так же знаю что можно устать от запаха. Опыт я проводила с молотым кофе и чесноком. Я положила в одну пробирку чеснок, а в другую кофе закрыла их. Открыла с начала пробирку с кофе и наслаждалась его запахом. Через      минут я поняла что перестала чувствовать запах кофе. Проделала этот же эксперимент с чесноком. Просидеть рядом с чесноком я смогла     минут.

Это и есть время, через которое я устала от запахов

——Оказывается у человека есть память на запах. Я брала для опыта лимон, кофе, уксус, яблоко. Разложила их в непрозрачные чашки и закрытыми глазами определяла  какой продукт лежит  в чашке. В одной чашке оказалась карица, я не смогла определить данный запах, так как я с ним до этого не встречалась.

То есть мы можем определять по запаху только то с чем уже встречались.

Самым последним я исследовала свой язык.

Я выяснила. Горький вкус сильнее ощущается у основания языка, кислый -на боковых поверхностях, а соленый и сладкий -на кончике.

——Теперь я знаю для чего нужна слюна.

Когда язык сухой ( я его вытирала салфеткой ), вкуса практически не чувсвуется, а когда рот влажный чувствуем все..Слюна играет важную роль в процессе создания вкусовых ощущений.

——- Я взяла в форму для льда залила водой и добавила в одну ячейку сок лимона, в другую сок яблока,  в третью сок граната.

Когда лед был готов я поочередно помещала кубики льда на язык. Каково было мое удивление, что я не почувствовала различия во вкусе.

Оказывается температура пищи сильно влияет на наши вкусовые ощущения. На языке есть не только вкусовые рецепторы, но и рецепторы температуры.

5.Выводы.

        Теперь я знаю ,что у человека есть пять чувств. Я исследовала свои органы чувств. Многое для меня стало открытием. Я очень много узнала нового и поучительного. Мне было очень интересно работать над этим проектом. Я думаю продолжить свою работу по исследованию, правда еще не знаю по какой теме, но у меня еще есть время ее определить.

6.Литература:

1. Медицинский справочник.

2.Занимательная анатомия

3.Учение об органах чувств – Эстезиология.

nsportal.ru

5. Органы чувств. Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней

5. Органы чувств

Органы чувств — это ворота восприятия. Они связывают нас с внешним миром. Это окна нашей души, мы смотрим сквозь них, чтобы в конце концов увидеть самих себя. Потому что внешнего мира, который мы познаем с помощью чувств и в незыблемую реальность которого твердо верим, на самом деле не существует.

 Давайте попробуем постепенно, шаг за шагом, разобраться во всем, что звучит, на первый взгляд, так ужасно. Итак, каким образом функционирует наше восприятие? Любой акт чувственного восприятия заставляет нас ограничиться информацией, которая возникает при изменении колебания частиц. Например, мы рассматриваем железную палку и видим, что она черного цвета, ощущаем холод металла, специфический запах, на ощупь чувствуем, какая она твердая. Теперь возьмем горелку Бунзена и разогреем эту палку. Мы увидим, как меняется ее цвет, увидим, как по ней проходят красные сполохи, почувствуем исходящий от нее жар, сможем заметить и ее подвижность. Что же произошло? Мы ввели в палку энергию, из-за чего в ней изменилась скорость движения частиц. Повышение скорости привело, в свою очередь, к изменению восприятия, описать которое можно словами «красный», «горячий», «подвижный» и т. д.

 Значит, наше восприятие основано на колебании частиц и изменении его частоты. Частицы попадают на специфические рецепторы наших органов восприятия, вызывают раздражение, которое с помощью химико-электрических импульсов через нервную систему попадает в мозг и создает комплексное изображение. Его мы называем «красным», «горячим», «ароматным» и т. д. Частицы входят, а комплексные образы восприятия выходят. Между ними находится процесс обработки. Нам кажется, что комплексные изображения, которые создает наше сознание из полученной от частиц информации, действительно существуют вне нас. Но на самом деле это не так! Снаружи существуют только частицы. Безусловно, наше восприятие основано на частицах, но воспринимать их как таковые мы не в состоянии.

Поэтому мы окружены только нашими субъективными образами. Нам, конечно, кажется, что остальные люди (а существуют ли они на самом деле?) воспринимают то же самое, ведь для описания своего восприятия они используют те же слова, что и мы. Но два человека никогда не смогут полностью удостовериться, что они видят одно и то же, хотя оба описывают увиденное словом «зеленый». Мы одиноки в кругу наших собственных образов, но делаем все возможное, чтобы избежать этой правды.

 Образы кажутся нам естественными, такими же естественными, как во сне, но только в том случае, если этот сон снится достаточно долго. В один прекрасный день человек очнется от своего сна и удивится: мир, казавшийся таким реальным, превратился в ничто — в иллюзию, майю, дымку, застилающую нам реальность. Если вы внимательно следите за ходом рассуждений, то можете возразить, что, хотя наше окружение и не существует в той форме, которую мы воспринимаем, но внешний мир все равно есть, он состоит из частиц.

 Но и это обманчиво. Ведь на уровне частиц нет границ между «Я» и «не-Я», между внешним и внутренним. Частице все равно, по ней не видно, принадлежит она мне или внешней среде. Здесь нет вообще никаких границ. Здесь все едино.

Именно это имеет в виду древний эзотерический принцип: «микрокосмос = макрокосмос». Знак равенства использован здесь с математической точностью. «Я» (Эго) — это иллюзия, существующая в сознании искусственная граница — до тех пор, пока человек не научится приносить свое «Я» в жертву, чтобы, к своему величайшему удивлению, осознать, что одиночество, которого он так боялся, есть на самом деле единство всего во всем. Но путь к этому единству — путь посвященных — долог и труден. Органы чувств связывают нас с иллюзорным миром материи.

 В начале этой главы мы говорили, что органы чувств — это окна нашей души, через них мы можем увидеть самих себя. Все, что мы называем внутренним или внешним миром, суть отражения нашей души. Зеркало дает возможность увидеть и лучше узнать самих себя, потому что оно демонстрирует нам и те наши стороны, которые невозможно увидеть самому. Окружающий мир — это грандиозное зеркало самопознания. Поскольку та картина, которую мы там видим, радует нас далеко не всегда, — ведь в нем отражается и наша тень, — нам очень важно отделить от себя внешнее и подчеркнуть, что «мы не имеем с этим абсолютно ничего общего».

 Это очень опасно. Мы проецируем то, какие мы есть, на внешний мир и верим в самостоятельность этой проекции. При этом забываем забрать свои проекции назад — и начинается эпоха социальной работы, когда каждый помогает каждому, и никто не помогает самому себе. Для становления сознания необходимо внешнее отражение, но нельзя забывать вбирать его в себя, если, конечно, мы хотим вернуть свою цельность. Давайте вернемся к мифу о создании женщины. У совершенного андрогинного создания, Адама, была взята

одна сторона, которой был придан статус формальной самостоятельности. Таким образом, Адаму стало не хватать своей половины, но он находил ее во внешнем мире — в Еве. Адам мог вернуть свою целостность лишь в случае объединения с тем, чего ему не хватает. Произойти это могло только с помощью внешнего.

 Если человек не обращает должного внимания на то, что воспринимает в зеркале внешнего мира, если не старается постепенно, шаг за шагом, наполнить смыслом свой жизненный путь и избавиться от заманчивых иллюзий, если считает, что не имеет ничего общего с внешним миром, то судьба постепенно начинает препятствовать его восприятию.

 Воспринимать — значит принимать к сведению. Это может произойти только в том случае, если человек во всем будет осознавать самого себя. Если же он об этом забудет, окна души постепенно затуманятся и станут непрозрачными. Когда органы чувств начинают ослаблять свои функции, человек с неизбежностью должен учиться смотреть внутрь себя, прислушиваться к тому, что происходит внутри, то есть — возвращаться к самому себе.

 Существует техника медитации, при которой возвращение к самому себе происходит произвольно. Пальцами медитирующий закрывает все «ворота души»: глаза, рот, уши, — а потом обращается к соответствующим внутренним чувственным восприятиям, которые при определенной тренировке проявляются в виде вкуса, цвета и звука.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Ответы@Mail.Ru: 6 органов чувств

Всего у человека пять органов чувств: глаза (орган зрения) , уши (орган слуха) , нос (орган обоняния) , кожа (орган осязания) , язык (орган вкуса).

глаза (зрение) , уши (слух) , язык (вкус) , нос (обоняние) кожа (осязание) интуиция

глаза (зрение) , уши (слух) , язык (вкус) , нос (обоняние) , вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве) кожа (осязание).

Обоняние, слух, зрение — дистанционные. Осязание, вкус — непосредственные. Проприорецептивное чувство — сложное, отвечающее за положение тела в пространстве, силу мышечных сокращений, температурная чувствительность и т. п.

Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств [1]: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние) кожа (осязание, ощущение боли, температуры [2]). вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение, ощущение веса) Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует её (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма. Видов внешних ощущений 6 (моторика не имеет отдельного органа чувств, но ощущения вызывает). Человек может испытывать 6 видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения [1]. Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный, слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральной нервной системы.

touch.otvet.mail.ru

кто знает какое 7 чувство у человека…

Российский ученый открыл у человека не известный ранее орган, который отвечает за ориентирование в пространстве* Сколько у человека чувств? Считается, что пять — обоняние, осязание, зрение, вкус и слух. Однако *известный исследователь аномальных явлений Вадим Чернобров* утверждает, что это в корне ошибочное суждение. — Догма о пяти органах чувств распространена только в нашей стране. Если вы откроете любой соответствующий западный учебник, в нем черным по белому будет написано: у человека шесть органов чувств, — говорит Чернобров. — Еще лет двадцать назад ученые открыли шестой орган чувств, находится он в среднем ухе и обеспечивает человеку чувство равновесия. Благодаря ему мы можем с закрытыми глазами наклоняться и не падать. Конечно, при условии, что наш вестибулярный аппарат в порядке. Это реальный орган, такой же, как глаза, рот, нос, уши. Другое дело, что он скрыт внутри головы. Но Чернобров пошел дальше своих западных коллег. Он утверждает, что у человека есть и седьмой орган чувств, отвечающий за ориентацию в пространстве. Впервые такое предположение он сделал после того, как заметил, что почти в каждой его экспедиции один-два человека постоянно терялись. Этакие «географические кретины». Приходилось тратить большое количество времени на их поиски. Этих пропавших объединяла одна вещь — все они слушали плеер либо просто пользовались наушниками, чтобы согреть уши на холодном ветру. — Версию о том, что человек ориентируется на местности по слуху, как летучая мышь, мы отвергли сразу, — рассказывает Чернобров. — Предположили, что потеря ориентации связана с устройством наушников. Они представляют собой миниатюрные динамики, в которых обязательно есть постоянный магнит. Так как он находится в непосредственной близости к мозгу, то его мощности хватает, чтобы внести помехи в воспринимаемое мозгом естественное магнитное поле Земли. По сути, происходит то же самое, что и с компасом, если к нему поднести магнит. Когда наушников нет, мозг находится в естественном магнитном поле Земли и так же, как компас, ориентируется в нем с помощью неизвестного органа.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *