Работа логопеда для – Профессия логопед: плюсы и минусы

Логопедическая работа с детьми

16 Октябрь 2015      admin74      Главная страница » Здоровье детей      Просмотров:   1208

Что такое логопедическая работа с детьми? Для кого она актуальна и как должна проводиться?

 

Следить за развитием ребенка с первых дней жизни начинают родители. Они наблюдают, как у малыша становится все более осмысленным взгляд, как он начинает задерживать его на ярких игрушках, как крошка становится эмоциональным, реагирует на поведение взрослых и других детей.

Конечно, патронажная медсестра и узкопрофильные специалисты- медики, у которых ребенок наблюдается до года, помогают маме и папе, подсказывают, что делать, если возникает подозрение на задержку в развитии.

Когда нужен логопед?

Логопедическая работа с детьми начинается при выявлении у них задержек речевого развития. Формальными признаками такой задержки могут быть нежелание ребенка произносить любые слова, отсутствие у него лепета, который так умиляет взрослых, нечленораздельное произнесение слов, когда по возрасту ребенок должен говорить чисто, «западание» отдельных звуков, дефекты речи и т.д.

Обычно нарушения в речевом развитии сопровождаются раздражительностью ребенка (многие его не понимают, и он сердится), сниженным тонусом или патологиями строения речевого аппарата (ребенку при этом трудно говорить), общим напряженным эмоциональным фоном (дети испытывают комплексы).

В детсаду родителям предлагают посетить с ребенком логопеда в профилактических целях, чтобы

  • как можно раньше выявить возможные проблемы
  • максимально сократить время между обнаружением отставания в речевом развитии и началом логопедической работы с детьми.

Как работает логопед?

Как все специалисты, ведущие коррекционную работу, догопед должен обладать не только знаниями, но и умением построить контакт с ребенком и его родителями.

Львиная доля успеха в этом деле зависит именно от его коммуникативных качеств, ведь дети приходят на прием, чтобы работать со специалистом. Они могут уставать, рассеивать внимание, капризничать, поэтому нужно стоическое терпение, чтобы поддерживать у них рабочий настрой.

Логопедическая работа с детьми строится по принципу от простого к сложному. Сначала специалист учит ребенка фиксировать взгляд на своем лице, игрушках, разных предметах, с которыми будет проводиться занятие.

Затем подключаются упражнения на постановку дыхания. Разработаны отличные методики, которые в игровой занимательной форме помогают детям освоить диафрагмальное и речевое дыхание: «Надуй мыльный пузырь», «Перышки», «Султанчик» и другие.

Речевое дыхание ставится и с помощью звукоподражаний:

– Как малышка плачет? – спрашивает взрослый.

– А-а-а… – охотно изображает ребенок.

Точно так же можно подражать звуку поезда «у-у-у», рычанию медведя «э-э-э» и т.д. Полезны и простые речевые конструкции с использованием предлогов «на», «за», односложных слов «дай», «иди» и т.д.

Стимулируют речевую активность ребенка и ролевые игры, которые включает логопедическая работа с детьми. Например, «Кукла принимает гостей», «Здравствуй, доктор Айболит!», «Теремок» и другие. Это важно, потому что, прежде всего, ребенок должен включиться в игру и перестать стесняться. Только свободное общение может способствовать развитию речи.

Многим ребятам нравится артикуляционная гимнастика, которую логопеды справедливо считают одним из самых полезных упражнений. При этом развиваются не только мышцы речевого аппарата, но и воображение, совершенствуются кинестетические ощущения, возрастает подвижность языка, губ.

Арт-терапия при логопедических проблемах

Трудно переоценить значение развития мелкой моторики рук, поэтому логопедическая работа с детьми все чаще строится с использованием методов арт-терапии. Например, детей вовлекают в рисование пальчиковыми красками, играют с ними в пальчиковый театр, приобщают к танцам и игре на музыкальных инструментах.

Очень благотворно влияют на развитие речи «дорожки здоровья», которые дети могут сделать сами из природного материала: для этого дорожка выкладывается последовательно речной галькой, мхом, лесными шишками, песком, газонной щепкой и т.д. По такой самодельной дорожке полезно ходить босиком.

При рисовании пальчиковыми красками рядом с ребенком должен находиться взрослый, который будет комментировать действия, помогать ему или задавать вопросы по ходу деятельности. При этом получают развитие коммуникативные качества малыша, его умение взаимодействовать с взрослым.

Однако эффективность занятий с логопедом будет высокой только при участии родителей, которые обеспечат дополнительную ежедневную логопедическую работу с детьми собственными силами.

При этом получают развитие коммуникативные качества малыша, его умение взаимодействовать с взрослым.

Однако эффективность занятий с логопедом будет высокой только при участии родителей, которые обеспечат дополнительную ежедневную логопедическую работу с детьми собственными силами.

 

 

    Метки: аппарат, арта-терапия, взрослый, дорожка, дыхание, задержка, здоровье детей, игра, логопед, Логопедическая работа с детьми, логопедический, пальчиковый, помогать, работа, развитие, ребенок, речевой, речь, родитель, специалист     

sonyaclub.ru

Опыт: как работает логопед

В рубрике «Опыт» HLEB разговаривает с анонимными представителями разных профессий о том, как они делают свою работу. В сегодняшнем выпуске один из немногих логопедов-мужчин Хабаровска рассказывает об учебе в женском коллективе, нетерпеливых родителях и о том, как найти подход к любому ребенку

Я работаю в городской детской больнице на логопункте. Устроился я в больницу, честно говоря, случайно и по знакомству, но очень этому рад. Меня всегда интересовала медицина, но в мед пойти не удалось. Когда я искал работу после вуза, я все время смотрел детские сады, школы и различные детские центры. Про больницу я даже и не задумывался, потому что в универе нам вбивали, что мы именно педагоги и в медицинских учреждениях нам делать нечего. В муниципальные детские сады и школы я идти не хотел, потому что на учебной практике увидел, что зарплата не оправдывает объем и сложность работы. А если искать по коммерческим центрам развития детей, то там вообще всё печально, если у тебя нет опыта, а откуда он у выпускника вуза?

Как я уже сказал раньше, хотелось пойти в мед, но не судьба: химию я практически не знаю. У меня был выбор идти либо на психолога, либо на логопеда. Мне нравится работать с детьми, и в тот момент на мое решение повлияла знакомая (логопед-психолог), которая выпустилась буквально перед моим поступлением, и рассказала все аспекты обеих специальностей. Именно тогда я решил поступить на логопеда. Я не только был единственным парнем в группе, но единственным парнем-логопедом! А на всем факультете количество парней можно было пересчитать по пальцам двух рук.

•••

Поначалу меня очень сильно цепляло отношение преподавателей, которые про меня забывали и говорили всей группе такие фразы, как: «Девочки, слушайте!», «Так, девочки, нам нужно…» и так далее. Исключением были только мужчины-преподаватели. Но потом я понял, что из этого можно извлекать пользу и относиться к этому с юмором: когда говорили девочкам что-то делать, я просто сидел и зевал. Когда меня спрашивали, почему я сижу, я отвечал: «Вы же сказали девочкам делать, а мне никакого задания не давали». И вообще, нахождение в женском обществе помогло лучше понимать некоторые аспекты психологии прекрасного пола. К концу четвёртого курса про меня уже никто не забывал. Все преподаватели научились говорить: «Девочки и …!»

Мои ожидания при устройстве оправдались. У меня хорошие наставники, которые мне помогают. На практике быстро учишься, навыки отрабатываются, а новые знания идут большим потоком. Единственное, чего я не ждал на работе — так это большого количества бумажной работы. И, конечно, у всех на работе бывают специфические трудности, меня это не обошло стороной.

Работа логопеда не такая легкая, как кажется на первый взгляд, и большинство родителей удивляются, когда узнают, как много всего нужно сделать с их чадом, чтобы научить его произносить всего лишь один какой-то звук.

И вообще, работа логопеда заключается не только в том, чтобы научить ребенка произносить правильно звуки. Логопед учит детей раннего возраста (до 3,5 лет) говорить, если речь отстает от возрастных норм. Помогает детям поставить правильное дыхание, развивает общую (движения тела, ориентировка в теле и пространстве) и мелкую (движения пальцев) моторику, развивает словарный запас, развивает фонематический (различение звуков частей речи, необходимое для понимания речи) слух, учит изменять слова по падежам, именам и числам. Также есть особые нарушения чтения и письма, которые тоже исправляет логопед.

Если рассказать все специфику моей работы, то это будет лекция часа на четыре. Мне очень сильно помогает то, что я работаю в медицинском коллективе: я могу благодаря записям врачей узнать причину нарушения речи у ребенка, что позволяет лучше разобраться в проблеме и предоставить более квалифицированную помощь.

Работа с детьми требует железных нервов и не просто терпения, а долготерпения. Потому что ребенок не понимает, зачем мама привела его к этому логопеду и для чего мы занимаемся всякой ерундой. Чаще всего я слышу от детей: «Я лучше поиграю на планшете!» К детям нужен особый подход, в особенности к маленьким (1,5-3 года). Если пятилетний ребенок будет выполнять за тобой различные упражнения всего лишь за возможность выбрать конфетку из баночки «Монпансье», то для маленького ребенка это вообще не стимул! С маленькими детьми нужно играть, практически сюсюкаться, а для меня, парня, это сложно, потому что я к такому не привык. Одно дело — когда к тебе ходит маленький мальчик, с ним ты можешь и машинками поиграть, и динозаврами. Но если приходит девочка, тут нужно подключать весь свой творческий потенциал.

Был у меня случай. Пришла ко мне мама с двухлетней девочкой — и тут я стопорнулся! Как мне с ней играть? Что вообще делать? При разговоре с мамой выяснилось, что девочка обожает играть с посудой, что-то готовить. Как я был этому рад, потому что сам обожаю готовить. И вот, на занятие она принесла свои игрушечную посуду, а я из пластилина слепил продукты. Контакт завязался сразу, и на протяжении двух месяцев занятий «готовки» из «кокона» молчаливой и стеснительной девочки родилась общительная и сияющая принцесска. Маминому счастью не было предела. И вот именно эта радость, эти сияющие от счастья лица родителей — основная причина, почему мне хочется помогать детям.

Но в каждой работе есть свои проблемы, и моя основная проблема — это родители. Я не имею в виду родителей, которые действительно хотят помочь своим детям и стараются выполнять все рекомендации логопеда. Я про тех родителей, которые не желают видеть проблемы у ребенка, те, кто в штыки воспринимает логопедическое заключение специалиста. Те родители, которые не хотят ждать результатов и прилагать усилий для того, чтобы помочь своему малышу. Вот основная проблема всех педагогов. Многие родители хотят, чтобы результат появился через одно-два занятия, а это невозможно ни при каких условиях. Либо же просто хотят спихнуть на плечи специалиста своего ребенка с его проблемами, лишь бы бедных родителей оставили в покое.

•••

Работать логопедом мне нравится. Нравится помогать людям, особенно если видишь положительный результат. Видишь радость на лице ребенка, когда у него получилось хотя бы просто выполнить одно маленькое упражнение, которое до этого он выполнить не мог просто физически. Нравится разбираться в самой проблеме нарушения речи у детей, докапываться до мельчайших подробностей. И ещё мне очень нравится, что по законодательству ставка логопеда — всего лишь 20 часов в неделю. Конечно, это мало, поэтому я работаю на 1,5 ставки. Но фактически логопед работает все лишь по 4-6 часов в день, и у меня еще как минимум полдня свободно. Выходя с работы, понимаешь, что у тебя еще полно времени, которое ты можешь посвятить своим увлечениям.

hleb.asia

Консультация по логопедии по теме: Консультация для воспитателей: «Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя по коррекции речевых нарушений»

Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы

      Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.
      Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы МДОУ, в работе которого выделяются следующие основные направления:
      — коррекцйонно-воспитательное;
      — общеобразовательное.
      Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
      У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
      — логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
      — воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
      В соответствии с этими задачами следует разделить функции логопеда и воспитателя.

Функции логопеда: 
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Коррекция звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Устранение недостатков слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Отработка новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций.

Функции воспитателя: 
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
• Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
      Перед занятиями логопед проводит обследование: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.
      Основная задача этого периода — создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
      В процессе создания коллектива также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.
      Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию:
      — тетрадь № 1 — речевая карта на каждого ребенка;
      — тетрадь №2 — для связи работы логопеда и воспитателей;
      — тетрадь №3 — рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий;
      — тетрадь №4 — записи домашних заданий для каждого ребенка;
      — тетрадь №5 — дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год.
      Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.
      После обследования проводится организационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы.
      Логопед обсуждает с воспитателем примерный режим дня детей и примерный перечень занятий на неделю.
      В режим дня ребенка включаются закаливающие процедуры.
     Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечнососудистую систему, нормализуют ее работу.
      А также рассказывает об основных требованиях логопедических занятий детьми:
      1) занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;
      2) занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей, с опорой на сознательность и активность детей, с использованием пособий, наглядных и технических средств обучения;
      3) занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения дошкольного возраста;
      4) на занятиях происходят тренировки правильной речи;
     5) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;
      6) на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.;       
7) занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к ребенку и правильного его воспитания.
      Логопед проводит ежедневные занятия в утренние часы. Эти занятия могут быть фронтальными (12 детей) и подгрупповыми (6 детей). Кроме того, проводятся индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения (например, автоматизация звуков по индивидуальной тетради ребенка) и закреплению полученных навыков свободной от заикания речи.
      Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со всеми детьми. На фронтальных занятиях, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду» (развитие речи, ознакомление с окружающим и природой, развитие элементарных математических представлений, занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию), у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.
      Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи:
      — воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
      — обучение выполнению правил игр;
      — воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
      — обучение элементам логопедической ритмики;
      — коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
      На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.
      На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда могут входить:
      — упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
      — упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
      — упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
      — работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;
      — лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
      Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] — кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок пусть, посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки).
      На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.
      Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка, и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

 

nsportal.ru

Где может работать логопед и писать статьи для блога

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
В наш век информационных технологий мы всю информацию черпаем со страниц различных интернет-ресурсов. Как растить и воспитывать ребенка, как его развивать, куда лучше его отдать — в сад или развивающий центр? Если проблемы с речью, то где искать специалиста? Конечно, опять там — компьютер и интернет наши лучшие друзья и путеводители. Нужно посмотреть, где может работать логопед и как выбрать лучшего среди большого количества предложений?

Рабочие места

Вакансии для логопеда предлагаются в следующих местах:

  • детский сад
  • школа
  • логопункт
  • развивающий детский центр
  • семейный клуб
  • поликлиника
  • логопедический кабинет
  • центр коррекции и реабилитации
  • санаторий

Другое дело, что для начинающего логопеда чаще всего эти вакантные места заняты. Если они свободны, то скорее всего там платят очень мало и никто туда не хочет идти работать. А родителям очень часто сложно устроить малыша в сад, потому что количество мест в коррекционных заведениях обычно сильно ограничено.

Безусловно, можно вызвать репетитора на дом. Родители выбирают, исходя прежде всего из размеров своего кошелька. Для кого-то важен опыт работы логопеда. Многие предпочитают искать среди знакомых, по рекомендации, так сказать, используя “сарафанное радио”. Хорошие отзывы дают какую-то гарантию, что время и деньги не будут потрачены зря. А для логопеда хороши тем, что родители будут ему доверять и меньше тревожиться.

Логопед и клиент ищут друг друга

Кроме этого учитываются расположение место занятий, не все готовы ездить бог знает куда, даже к супер-специалисту, если только на разовую консультацию. Дальняя дорога утомляет малыша и результативность занятий снижается. Самый лучший вариант, когда ребенок и логопед живут рядом, но даже не подозревают об этом. Получается, что самое важное — это найти друг друга. Если среди знакомых не находится нужный специалист, тогда остается искать в интернете.

Поэтому для логопеда очень важно себя прорекламировать, заявить о себе как знающем специалисте, хорошо себя подать. Безусловно, надо как можно шире и дальше закинуть свои сети для поиска новых клиентов. Например, создать свои аккаунты в соцсетях, странички в блогах и на бесплатных хостингах. Каждый раз удивляешься, каким долгим и причудливым бывает путь от клиента к логопеду. Меня не раз разыскивали через интернет, звоня всем подряд, пока не попадали на меня и не выясняли, что “я та, самая…”

Почему копирайтинг?

Но часто бывает, что логопед не может выезжать к клиенту по разным причинам. Чаще всего из-за того, что дома свой маленький ребенок, которого не с кем оставить. Такие мамы-логопеды, которые имеюют одного-двух детей могут подрабатывать дома, занимаясь копирайтингом. Сейчас это очень востребованная специальность, которая заключается в том, чтобы писать статьи для различных интернет-ресурсов.

Ес

marilina.ru

Статья по логопедии на тему: Консультация для родителей Ознакомительное слово о работе логопеда. Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей

Ознакомительное слово о работе логопеда.

Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем  так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (умение внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений чтения и письма.

        Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками.

     В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.

     Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушения связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания.

Маленькие дети – маленькие проблемы. Стоит ли ждать больших?

        Сроки первого обращения к логопеду – разные. Можно принести к специалисту благодушного младенца и привести упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев  выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше все-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую-нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребенка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.

nsportal.ru

Страничка логопеда

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, эта страничка для вас!

Развитие речи – очень важно, если ребенок хорошо говорит, то он лучше и больше общается с окружающими, развивается умственно, в последующем более легко и успешно осваивает школьную программу.

Я, как практикующий логопед, попытаюсь  ответить на некоторые самые распространенные вопросы родителей.

Чем занимается логопед в детском саду?

Логопед занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

В каком возрасте следует показать ребёнка логопеду?

Главное в работе логопеда это не только преодоление речевых нарушений, но и профилактика возникновения речевых расстройств. Поэтому в нашем детском саду проводится обследование детей каждый год, начиная с ясельной группы.  Это необходимо, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.

Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?

Речь  ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма.

Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца – это гуление.

Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи.

Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.

К двум годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.

На 3 году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений.  Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.

На 4 году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5 годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.

Уважаемые родители! К школьному возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, грамматически правильно строить связные высказывания.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Я приведу  примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

 

 

 

 

 

0-1 года 1 — 2 года 2 — 3 года
 
3 — 4 года
 
5 — 6 лет
 
А, У, И, П, Б М, 

О, Н, Т’, Д’,Т,

 Д, К, Г, Х, В, Ф

Й, Л’, Э, С’ Ы, С, З, Ц  
Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р, Р’

 

Таковы этапы развития речи ребенка в норме.

 

В каких случаях следует обращаться к логопеду?

Если ребенок нечётко говорит и плохо ест твердую пищу:  ребенку трудно жевать  мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой формы дизартрии.

Трудно  воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.

Ребенок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно  пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также  испытывает затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш,  регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.

 Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.    

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилось много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

 Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

 – желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

 – общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

 – следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

 – ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Как попасть на занятия к логопеду?

Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо придти на консультацию. Лучше всего подойти в среду с 14.00 до 18.00 в группу №7, №9 или №10. В нашем детском саду каждый год проводится обследование детей всех групп с целью своевременного выявления речевых нарушений. В случае выявления таких нарушений логопед направляет ребенка на территориальную-психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. В дальнейшем с нового учебного года занятия с детьми  проводятся либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с легкими нарушениями речи.

Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, хирурга или ортопеда, невропатолога, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 1 год.

Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в массовой группе детского сада?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу?

Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

 К минусам можно отнести то, что родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.

Что такое ЗРР, ОНР, ФФНР?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями.

Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

 Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

 Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)— это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

ext.spb.ru

Статья по теме: Принципы работы логопеда

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

Наверняка Вам полезно будет узнать об основных принципах работы логопеда. 

1. Учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип). 

Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка(уздечка) необходимо подрезать уздечку. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

2. Комплексность 

Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства. Так, причиной алалии является избирательное поражение коры головного мозга, проявляется алалия в трудностях усвоения языка, в отклонении формирования личности, высших психических функций. Без медикаментозного воздействия и психокоррекции логопедическая работа малоэффективна. При Заикании наблюдаются и неврологические отклонения и речевой дефект и психические. Только комплексный подход, включающий медикаментозное, психологическое, логопедическое воздействие, психотерапию может избавить от этого недуга. 

3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). 

Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.

4. Опора на сохранное звено.
 
Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития.
 

В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.

6. Учет ведущей деятельности.
 
Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые.В работе со взрослыми тоже используем речевые игры.Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

7.Поэтапность
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
диагностика(обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)
коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка Органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков.
оценка и контрольоцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецедивов.
 

8. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.

9. Тесное сотрудничество с родителями.
 
Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру! Особенно это важно в работе с безречевыми детьми (алаликами, детьми с задержкой речевого развития), когда именно родителям необходимо постоянно, регулярно многократно и единообразно течении дня в проговаривать одно слово. И вот чудо – ребенок заговорил!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *