Работа психолога педагога – , — —

Система работы школьного психолога с педагогами

Система работы школьного психолога c педагогическим коллективом

Количество педагогов-психологов в общеобразовательной организации — 1

Количество должностей педагога-психолога, предусмотренное в штатном расписании – 1

Количество педагогов-психологов, работающих по совместительству – 0

Взаимодействие психолога с администрацией школы

Взаимоотношения педагога — психолога и администрации общеобразовательного учреждения строятся по различным направлениям:

  • Администрацией школы оказывается материально-техническая поддержка психологической деятельности: предоставлен кабинет, персональный компьютер, имеется возможность размножения материала и покупки методических пособий.

  • Директор и завучи принимают участие в обсуждении годового плана педагога-психолога, т.к. он является частью годового плана школы. В процессе согласования и утверждения плана обсуждаются действия как самого психолога, так и администрации по управленческой поддержке работы психолога. 

    Директор заверяет своей подписью и печатью годовой план психолога, его должностные обязанности.

  • Активно взаимодействует психолог с заместителем по воспитательной работе по вопросам психологического сопровождения тех или иных воспитательных мероприятий, работе с детьми «группы риска», подготовке и проведению психолого-педагогических консилиумов, круглых столов, семинаров, родительских собраний.

  • Осуществляется общая координация по взаимодействию всех участников образовательного процесса для обеспечения системного подхода к развитию с учетом задач каждого возрастного этапа, профилактика конфликтов в педколлективе.

  • Во взаимодействии с администрацией школьный психолог выполняет консультативную функцию: администрация приглашает психолога принять участие в разрешении конфликтных ситуаций в качестве посредника или в обсуждении сложных педагогических ситуаций в качестве независимого эксперта.

Взаимодействие психолога с учителями

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог оказывает содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дает рекомендации по работе с трудными подростками. Можно обозначить следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогами: 
• Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы. 
• Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов. 
• Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. 
• Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. Консультирование в этом направлении организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который предлагает учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

• Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации. 
• Психотерапевтическая работа с педагогами.

Взаимодействие психолога с классными руководителями

Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Помощь психолога классному руководителю в целом идет по следующим направлениям:

  • психологическая диагностика;

  • коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися;

  • психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;

  • психологическое просвещение классных руководителей;

  • консультативная помощь классному руководителю.

Классный руководитель и школьный психолог обмениваются информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Обязательное правило здесь -конфиденциальность. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом. Психолог всегда информирует классного руководителя о том, что проводится в его классе. Всю работа согласовывается с ним, чтобы у учеников не было перегрузки. Такое сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся продвигаться в своём развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с психологом, не боятся прихода психолога в класс, а классный руководитель понимает, что диагностика – лишь вспомогательное средство в руках психолога, вся деятельность психолога в классном коллективе начинается после диагностики.

Подведением итогов диагностического исследования в классе часто становится психолого-педагогический консилиум. Собранная школьным психологом для учителя информация включает рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс осуществляется с помощью тематических классных часов, индивидуальных или тематических консультаций, тренингов общения, родительских собраний.

Коррекционная работа педагога-психолога следует за диагностикой. Классный руководитель принимает участие в составлении расписания индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий, которые проводит психолог.

Почти в каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.

Сотрудничество психолога и классного руководителя строится не только в связи с работой с классом и родителями. Психолог проводит работу с самими учителями, что также является частью функционала психолога. Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.

Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Также консультации бывают посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом. В каждой учебной четверти и в конце учебного года классный руководитель и школьный психолог имеют возможность обсудить проблемы и успехи отдельных учащихся и всего класса, наметить пути устранения возникающих проблем, выработать стратегию сопровождения и помощи участникам образовательного процесса.

infourok.ru

Работа с педагогами | Сайт педагога-психолога ДОУ

09. 04. 2019   ·   Просмотры:

70

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит…

22. 11. 2013   ·   Просмотры:

22

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

План проведения 1. Информационная часть. 1.1. Психологическая характеристика типов темперамента. 2. Практический инструментарий. 2.1….

23. 06. 2013   ·   Просмотры:

23

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Я рада, что мы смогли встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно, что-то узнать о себе и о…

23. 06. 2013   ·   Просмотры:

27

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Цель: личностный рост через поддержание и улучшение эмоционального и физического самочувствия, повышение уровня жизненной и…

23. 06. 2013   ·   Просмотры:

13

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Цель: Принятие субъективности ребёнка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического…

23. 06. 2013   ·   Просмотры:

17

  ·   Рубрика: Работа с педагогами

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится…

koroleva-marina.ru

Особенности работы психолога с педагогами

Проблемы, с которыми учителя приходят на консультацию к школьному психологу, требующие психотерапевтического вмешательства, можно разделить на три основные группы: связанные с профессиональной деятельностью, личные и семейные взаимоотношения и воспитание собственных детей. При этом я имею в виду, прежде всего женщин-учителей, их в школе подавляющее большинство.

Особенности работы психолога с педагогами,

имеющих различный педагогический стаж.

Особенности

(возможные проблемы)

Основные направления работы

Первые 3 года работы в школе

Время адаптации к условиям работы в школе. Молодой специалист в начале педагогической деятельности, как правило, достаточно знает, но мало умеет. На этом этапе молодой педагог сосредоточен на себе, на своих возможностях

Важно, чтобы период адаптации не сопровождался разочарованием в выбранной профессии и конфликтами, спровоцированными желанием самоутвердиться.

5-10 лет работы педагога

В этот период происходит активное становление профессиональной деятельности и формирование профессиональной позиции. Сокращается количество конфликтов, связанных с потребностью педагога самоутвердится в глазах коллег и учащихся.

Работа над профессиональной значимости учителя

11-15 лет работы

Сопровождается «педагогическим кризисом», обусловленным противоречием между желанием, что- то изменить и собственными возможностями педагога.

В этот период учителя, как правило, часто сами обращаются к психологу за консультацией.

16-20 лет

Связан с кризисом «середины жизни». В этот период проводят предварительные итоги.

Помощь в преодолении жизненного кризиса.

21-25 лет

Наиболее продуктивный период. У педагогов наблюдается высокий уровень сформированности профессионально значимых качеств

Подготовка к роли наставника.

Более 25 лет

Характерно болезненное восприятие контроля за своей деятельностью. В этом возрасте возможно возникновение «синдрома выгорания», которое характеризуется:

  • Психоэмоциональным напряжением,

  • Биологическим старением,

  • Профессиональным старением (невосприимчивостью ко всему новому)

Ознакомление педагогов с различными формами релаксации, аутотренингом.

Педагогические конфликты.

Конфликтные педагогические ситуации
  • Конфликты деятельности, возникающие из-за невыполнения учащимися учебных заданий, успешность обучения,

  • Конфликты поведения, возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения в школе и вне ее,

  • Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей и общения в процессе педагогической деятельности.

Основные способы решения конфликтов
  • «Административный» осуществляется за счет изъятия элементов, прекративших способствовать успеху целого,

  • «Авторитетного третьего» предусматривает обращение к человеку, пользующемуся доверием авторитетом у обеих конфликтующих сторон, которые согласны с его решением и подчиняются ему,

  • «Педагогический» заключается в убеждении противоборствующих сторон во время конфликта, индивидуальную беседу с каждым из сторон,

  • «Ситуативный» заключается в создании ситуации, в ходе которой конфликтующим лицам поручается единое общее дело, причем в успешном выполнении работы они должны использовать результаты и опыт друг друга и постоянно обмениваться информацией,

  • «Коммуникабельный» предусматривает разбор конфликтов в присутствии обеих сторон и руководителя на составные элементы. В этом случае во время выслушивания конфликтующих сторон психологу следует быть максимально тактичным, учитывать индивидуальные особенности сторон.

Личностное и профессиональное самосовершенствование педагога

Особенности

(возможные проблемы)

Основные направления работы

Неадекватная самооценка

Интроспекция — самонаблюдение 

(от лат. introspecto — смотрю внутрь), расширение средств самовыражения, идентификация.

Личностная тревожность

Моделирование поведения, анализ уроков коллег, рефлексия собственных состояний на разных этапах урока, упражнения на снятие напряжения.

Недостаточно развитая коммуникативная компетентность учителя

Упражнения по овладению элементами педагогической коммуникации и системы общения в конкретной педагогической ситуации, развитие позитивного восприятия детей.

Недостаточная профессиональная компетенция, неумение организовать свое время, слабо развиты отдельные педагогические способности.

Тренировка рефлексивного поведения, развитие психологического воображения, интуиции, навыков импровизации. Социально-психологический тренинг.

infourok.ru

План работы педагога-психолога с педагогами

«Утверждаю»

и.о.директор Фумановской СШ

___________ Султанбеков О.А.

«___»_______________2016г.

План работы педагога-психолога с педагогами

на 2016-2017 учебный год.

Цель: содействие личностному развитию педагогов, построению гармоничных отношений с учащимися и родителями

Задачи:
1. Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся.
2. Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
3. Профилактика профессионального выгорания.

Виды деятельности и их краткая характеристика:

1. Психологическая диагностика дает информацию педагогам о своих индивидуально-психологических особенностям, помогает администрации создать оптимальные условия для работы.

2. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников, решением конфликтных ситуации. Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения.

3. Психологическая профилактика и просвещение педагогов.
Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений, психолого-педагогических семинарах.

4. Развивающая работа направлена на решение личных проблем, профилактику профессионального выгорания.

Направление

Средства и методы

 Срок исполне

ния

ДИАГНОСТИКА

Составление психологического портрета учителя по геометрическим фигурам

Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер.

Изучение личности педагогов

Ноябрь

Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми

Тест на определение уровеня готовности взаимопонимания с детьми.

Ноябрь

Психологический портрет учителя

Методика «Психологический портрет учителя»

Январь

Социально-психологический климат

Тест

Февраль

Эмоциональное состояние 

Тест

Март

Диагностика по запросу педагогов

Диагностический материал по содержанию запроса

в течение года

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

Беседа, рекомендации; повышение уровня психологической компетенции учителей.

в течение года

 Консультирование педагогов по результатам психологической диагностики

Беседа, рекомендации

в течение года

Организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам профессиональных склонностей учащихся 

Анализ информации, полученной в течении года

в течение года

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ

Повышение уровня психологической компетентности

Размещение информации на стенде в учительской

в течение года

Повышение компетентности в вопросах возрастных особенностей, условиях развития, построения диалога с родителями 

Участие с в совещаниях, психолого-педагогических семинарах.

в течение года

Психологическая готовность учащихся к итоговой аттестации, экзаменам

Психологические приемы, рекомендации

в течение года

«Как достичь дисциплины и порядка на уроке?»

Оформление буклета

март

Снятие психо-эмоционального напряжения – по запросу

Аутотренинг, психотехнические упражнения, психологические настрои, установки

в течение года

РА3ВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Повышение и сохранение психологического здоровья педагогов. Раскрытие новых личностных ресурсов, решение личных проблем, профилактику профессионального выгорания.
 

Психологический час: «Я — Учитель»

в течение года

Педагог-психолог: _________________Маржина С.Р.

infourok.ru

Работа психолога с педагогами — Мегаобучалка

Цель и основные задачи псих.службы.

Гл. цельюшк. псих.службыявл. научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного # в школе, т. е. формирование образов-го пространства развития личности, обеспечивающего благопр-е условия для успешного обуч. и социально-психологического самоопределения ребенка на всех возрастных этапах. Задачи: 1)психическое и психологическое здоровье(психич. зд. – баланс разл-х псих-х свойств и процессов. Психол. зд. – это совокупность личностных харак-к, являющихся предпосылками стрессоуст-и, соц. адаптации, успешной самореализации.) 2)психологическое сопровождение(отслеживание псих-пед статуса реб и динамики его психич-го развития., создание условий для развития личности учащихся и их успешного обуч., создание условий для оказ. помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обуч. 3) вариативное обуч( помощь при построении образ. прогр.,учитывая возраст, территорию,культуру,интерес) 4) педагогика развития, 5)переориентация сознания педагога 6)индивид.развитие личности 7) изменение общей образ-й соц. ситуации.

Вопросы к зачету «Психологическая служба в образовании»

1. Проблемы взаимодействия — психолог и администрация, психолог и педагогический коллектив, психолог и школьники, психолог и родители.

Взаимодействие психолога с администрацией.

Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях, но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса, создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. При таком взаимодействии психологу отводится консультативная функция.Психолог призван помочь руководителям в распознании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления, в диагностике педколлектива, правильном подборе и расстановке, аттестации кадров, в разрешении производственных конфликтов.Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работепредполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий, работу с детьми «группы риска», развивающие мероприятия.Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее приемлемого расписания уроков, учитывающего возрастные особенности учащихся.



Работа психолога с педагогами

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся и психологом. Психолог может оказать содействие в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, дать рекомендации по работе с трудными подростками.Небезызвестно, что у большинства педагогов наблюдается эмоциональное выгорание, низкая нервно-психическая устойчивость, синдром хронической усталости. Поэтому стоит уделить особое внимание программе психологической поддержки педагогов: релаксационным, снимающим высокое эмоциональное напряжение техникам.Немаловажным моментом является и то, что, поданным различных исследований, у многих учителей крайне низок уровень развития таких важных для их профессиональной деятельности характеристик, как эмпатия, уважение к личности другого человека и искренность. Эти данные свидетельствуют о необходимости организации специальной подготовки, направленной на развитие у учителей способности к позитивному и плодотворному общению с учащимися. Необходимо приложить все усилия, чтобы в результате 1лкой подготовки учитель приобрел бы восприимчивость, необходимую для взаимодействия с людьми, научился воспринимать учебный процесс как полноценное человеческое общение, наполненное глубоким смыслом для всех его участников. Групповая терапия и консультации могут помочь, во-первых, чувствовать себя более компетентным, а во-вторых, улучшить отношения с другими, что не может не сказаться положительно как на личности самого учителя, так и на развитии детей, которых он обучает. Мак-Клейн (1970) описывает разработанный им курс психологического тренинга, предназначенный для студентов педагогических вузов и учителей.По замыслу Мак-Клейна, в группе студентов наряду с лекционным курсом, где душевное здоровье рассматривается как необходимая основа достижения самопонимания и принятия себя, необходимо также предпринимать попытки вовлечь слушателей в практическое освоение этой темы. С этой целью он предлагает практиковать такую форму работы, как письменный анализ каждым студентом собственных данных личностных тестов.Курс Мак-Клейна построен на предположении о том, что анализ большого количества данных тестов, относящихся к собственной личности, способствует постижению индивидом своего Я более чем простая интроспекция. Однако роль этого задания не сводится только к усвоению информации о себе. Необходимость умственной работы, направленной на выявление значения данных тестов иразъяснение этого значения другому человеку, должна, по мнению автора, приводить ксвоего рода вспышкам самопонимания. Мак-Клейн установил, что в результате обсуждения самоощущений и самоустановок, предусмотренного его курсом, у студентов, по данным тестов, заметно возросли показатели самоактуализации и уменьшился разрыв между идеальным и реальным Я.Описанный нами метод Мак-Клейна педагог-психолог может использовать в своей работе с педагогами, и этот метод может заменить общепринятые групповые формы психотерапии, ибо и то и другое приносит один результат -позитивное изменение отношения к себе и к другим.Тот, кто берет на себя ответственность учить детей, должен чувствовать себя уверенно. Вряд ли возможно понимать других, а тем более пытаться помочь им, если не стремится при этом понять и самого себя. Индивид, обладающий низкой самооценкой, воспринимает других через призму своих тревог, страхов и неудовлетворенных потребностей.

megaobuchalka.ru

Система работы педагога — психолога

Мне бы хотелось начать своё выступление с притчи.

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Решая задачи развития школы в области психического развития личности, в своей работе я основной акцент делаю на:

— поиск и развитие индивидуальных способностей ребёнка;

-формирование положительной Я — концепции личности ребёнка;

— формирование доминанты самосовершенствования личности;

— формирование умений управлять собой, саморегуляции.

Деятельность психологической службы нашей школы направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на  решение проблем адаптации школьников, повышение психологической грамотности детей и взрослых.

Труд педагога-психолога можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.

Вот перед нами сад цветущий
Растёт, цветёт, благоухает…
Я  в нём — садовник вездесущий,
Я  этим садом управляю.

Работы сложной  не страшусь я,
Работа для меня — отрада,
Весь день в саду я копошусь,
Короче, я — директор сада!

Все мои дети как  растения: одни  любят яркий свет солнца, другие — прохладную тень; одни любят берег ручья, другие высохшую горную вершину. Каждому нужен особый, только для него подходящий   уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

        (Звучит тихая музыка)

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними… Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил:

«И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

Перед вами — семя. Такими приходят к нам в школу первоклассники. Знакомство с ними и их родителями начинается ещё задолго до поступления в школу. В май на лектории  или в  группе кратковременного пребывания, где у родителей и ребят формируются школьно значимые навыки, психологическая готовность к школе.

   А чтобы проросло зерно               (лейка)

Я эту землю поливаю,

А как появится росток

Его я от невзгод оберегаю.

Появляются первые всходы — это младший школьный возраст у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Учащиеся знакомятся с базовыми эмоциями, формируется положительная самооценка и эмоциональная стабильность. Происходит адаптация детей к школе.

 Работа по программе «Тропинка к своему Я» и  на уроках здоровья помогает детям налаживать отношения со сверстниками и взрослыми делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Применяются:

Формы работы.

Тренинги

Беседы и дискуссии

Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

Релаксационные упражнения

Психигимностические этюды и элементы.

Работа с притчами

 Планируемые результаты психологического сопровождения

  • Ø Низкий  уровень тревожности
  • Ø Высокая и нормальная самооценка
  • Ø Позитивное отношение к себе и своей личности
  • Ø Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
  • Ø Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

 

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе.

Традиционно самопознание как процесс развития самосознания личности считается приоритетом подросткового периода онтогенеза. Однако сегодня стало очевидным, что без ориентации младших школьников на понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему ребенка принять человека как своего друга.

Интерес вызывают занятия,  проводимые в кабинете релаксации с использованием оборудования.

В процессе проведения занятий я использую методы:

— социального обучения: драматизация и анализ жизненных ситуаций;

— игровые ситуации;

— игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов с элементами диагностики:

-психогимнастики,

— элементы аутотренинга и мышечной релаксации;

        Дети начальных классов в летний период проходят практику на пришкольном участке, а осенью отчитываются на опытнической конференции. В этом году наша школа заняла 1 место в Номинации «Самая оригинальная оформительская идея во II Всероссийском конкурсе «Школа – сад» проводимый ЦДО «СНЕЙЛ».

                Первые веточки дерева – это младшие подростки. _        

Чтоб мой росток окреп

И потянулся к свету

Я применю подкормку эту (любовь)

Где надо подрыхлю,  подправлю, от сорняков его избавлю

Второй год я работаю по ФГОС в  5-6 а классе по программе  курса « Познай себя» цель курса: Психолого-педагогическое  сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды. На уроках общения учащиеся не только получают знания о том,    как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. 

Одна из самых дорогих ветвей  — это мой класс 8в.

Мои зелёные питомцы
Живут в комфорте и уюте,

Они ко мне всегда как к солнцу

Свои протягивают руки.

Символ ДЕРЕВА в моей работе стал  образом  развития, самосовершенствования. Традиционным стало проведение в нашей школе  выставки « Мы за здоровый образ жизни» в выставке принимают учащиеся 9 классов, где в виде плакатов, буклетов, журналов дают понять всем школьникам, что надо вести здоровый образ жизни. Я думаю — эта психологическая акция способствует  улучшению психологического климата в школе,  повышению уровня психологической грамотности детей.

Проблемы профессиональной ориентации, определения нравственных ориентиров и приоритетов главные в этом возрасте и поэтому  9 классе на педпрофиле мы рассматриваем этот вопрос, затрагиваем такие темы как: Темперамент.  Характер, характеристики человека, мир эмоций, стресс, конфликт, психологическая помощь перед экзаменами, особенности интеллекта, профориентация учащихся.

Вот сад зацвел, и очень важно

Сберечь  его цветки от ветра,

 Чтоб завязалися плоды,

 Окрепли, выросли за лето.                                                (картинка — цветения)

      Я часто сталкиваюсь с личностными проблемами учащихся, с проблемами дисциплины, с неблагоприятной психологической обстановкой в классе, с эмоциональной усталостью учителей, безразличием учеников…

 За каждым поступком ребёнка или взрослого стоит уникальная комбинация стремлений, желаний, нравственных устоев, эмоциональных переживаний, то есть внутренний мир человека. Как заглянуть в этот мир, чтобы лучше понять душевные переживания человека, помочь ему найти пути преодоления конфликта? Моя задача оказать им психологическую поддержку.

        Отдельные веточки у нашего могучего дерева это индивидуальные занятия с ребятами 8 вида, на занятиях они раскрываются, показывают свои возможности и развивают умения. У каждого конечно есть свои достижения и успехи.

Любое дерево должно плодоносить  поэтому  плоды у нашего дерева — это  их достижения, успешность в жизни благодаря правильно выбранной профессии.                                               (грамоты)

Плоды созрели, налились

Готовы людям послужить.

Насколько сочны и вкусны

Увы не нам уже судить.                                                                  

        На первый взгляд, кажется, что семя  исчезло, но то, что посеяно и принесено в жертву, воплощается в дереве, в его ветвях, цветах и плодах.

Работа психолога  направлена, прежде всего, на решение задач психопрофилактического плана, во многом она ориентирована не столько на сегодняшний день, сколько «на завтра», на будущее. Именно поэтому важно проявлять терпение, чтобы дождаться здоровых, могучих и сильных деревьев.

Садовник я,  и с утренней зари,

Не покладая рук до самого заката,

Выращиваю дивные  цветы,

Как  их растили, уж давно когда-то,

Отец, и дед, и прадеды мои.

Как только солнце землю отогреет

Готовлю я к посеву семена.

Работа мне иная не нужна.

nsportal.ru

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С УЧИТЕЛЯМИ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С УЧИТЕЛЯМИ

Наряду с традиционными методами работы с педагогами такими как: семинар, лекция, консультация, психолого-педагогический консилиум и т.д. можно использовать и новые подходы.

Педагоги в профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с психологическими вопросами и проблемами: «Как развивать мотивацию школьников?», «Что делать с «трудными» Васей или Машей?», «Как создать настоящий коллектив?», «Что делать, если ребенок срывает урок?», «Как общаться с неуступчивыми родителями?», «Как сделать так, чтобы ребенок наиболее эффективно усваивал материал и не скучал на уроке?», «Как не гореть на работе?», «Он опять прогуливает – что делать?». С некоторыми проблемами, педагоги научились эффективно справляться, но порой многие сложности и проблемы ставят врасплох даже опытных педагогов. Поэтому у многих педагогов и возникает потребность проконсультироваться с психологом, для того, чтобы вместе постараться найти оптимальное решение возникающих трудностей.
Вместе с тем, очень часто удовлетворить эту потребность не предоставляется возможным в связи с тем, что:
1. Психологи объективно не могут отвечать на все вопросы педагогов, которые связаны с психологической составляющей, в связи ограниченности временных рамок работы психолога в школе — психологи не могут быть «палочкой –выручалочкой» в ответах на любые вопросы
2. Ряд педагогов затрудняются лично обратиться на консультацию к психологу из-за личностных особенностей и стереотипов
Наличие данных факторов заметно осложняет возможность получения квалифицированной психологической поддержки для педагогов. На основании этого, закономерно встает вопрос о поиске новых технологий психологического сопровождения профессионального развития педагогов, которые бы сделали доступными психологические услуги для всех педагогов, а также позволяли им, обратиться за психологической поддержкой по любому вопросу, связанному с образованием и его психологическим обеспечением.
Анализ различных технологий сопровождения профессионального развития показал, что только обращение к дистанционным практикам сопровождения развития педагогов позволяет спроектировать пространство психологической поддержки педагогов, которое:
• Не требует личного обращения к психологу и позволяет получать поддержку в анонимном режиме
• Позволяет аккумулировать в свободном доступе большой объем психологических материалов, необходимых педагогам для работы. В частности, речь идет о создании Интернет–пространства психологической поддержки педагогов и классных руководителей, где психологическое сопровождение педагогов осуществляется в рамках специализированного Интернет–портала разного уровня – от внутришкольной локальной сети до школьного. Результаты проведенных исследований по классам, а также рекомендации по отдельным ученикам я могу поместить в личный кабинет каждого педагога школы.

Таким образом, я стремилась реализовать следующие базовые содержательные линии деятельности службы дистанционной психологической поддержки педагогов, которые позволят не только оказать поддержку педагогам в их профессиональном развитии, но и выстроить новый вид профессиональных отношений между педагогами и психологами:
1. Обеспечение возможности для педагогов взаимодействовать с психологом в рамках доступного пространства
2. Предоставление педагогам разнообразного психологического информационного ресурса, который:
• доступен для педагогов по стилю изложения;
• позволяет разрешать самые разнообразные информационные потребности педагогов в психологической информации;
• избыточен и позволяет познакомиться с самыми разнообразными подходами к решению той или иной проблемы;
• заставляет задуматься над тем, что и как педагог делает в процессе собственной деятельности.

Мною были выделены следующие виды дистанционной психологической поддержки педагогов:
• Статьи
• Разработки мероприятий
• Ссылки на ресурсы Интернет
• Диагностический инструментарий
• Психологические игры
• Разработки классных часов и других занятий и тд.
• Рекомендации
Например, для учителей 1-класов была подготовлена подборка материалов «Психологические особенности дошкольников и школьников», «Адаптация школьников к 1 классу», «Формирование классного коллектива», «Формирование мотивации школьников», «Как улучшить поведение школьников». Кроме того, была оказана помощь в проведении психологическая диагностика в рамках ФГОС. Все эти материалы были отправлены учителям первых классов через школьную локальную сеть в личный кабинет. Кроме традиционных методов подготовки учителей (лекции и семинары по возрастной и педагогической психологии, психологии общения, наблюдение за работой более опытных коллег, анализ уроков и воспитательных мероприятий) широко использую социально-психологические тренинги, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, мастер- классы для формирования психологической компетентности педагогов.

Еще одной интересной формой работы с педагогами можно назвать флештренги.

Что такое флэштренинг?

Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Флэштренинг — это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.

Флэштренинг — средство развития личности, доступное всем. Это тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении своих проблем. Понимание содержания “флэшки” (музыкального видеообраза) позволяет человеку расслабиться, переосмысливать собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.

Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые «фильтры» нашего сознания. Материал “флэшки” используется как средство выявления в человека «скрытых» мотивов и подсознательных установок, искажающие реальность.

Цель флэштренинга:

Релаксация, с целью самоактуализации личности участников группы;

Задачи флэштренинга:

  1. Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь;

  2. Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;

  3. Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни;

  4. Развитие эмпатических способностей участников группы.

Как проходит флэштренинг:

Педагог-психолог формирует группу людей (10-15 человек) со сходными проблемами, которых зацепит один и тот же сюжет. Во время просмотра исследует реакцию зрителей, внимательно следит за их жестами, изменением выражения и даже цвета лица. Потом начинается дискуссия, во время которой обсуждаются переживания и чувства участников флэштренинга — люди пытаются взглянуть на проблему глазами партнера. Именно в такие минуты и видна готовность человека к переменам в жизни.

Этапы флэштренинга:

  • участники смотрят видеоролик;

  • участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами ролика;

  • педагог-психолог помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные потребности, актуальные на сегодняшний день;

  • участники осознают связь между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;

  • участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих потребностей.

Видеоролики для флэштренинга создавались мною по актуальным проблемам, с которыми чаще всего приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с учителями и родителями учащихся. Приведу пример одного видеоролика.

Название видеоролика: “Ветер и цветок”.

Тема: Любовь мужчины и женщины.

Цель: Релаксация с целью самоактуализации личности во взаимоотношениях мужчины и женщины.

В ролике использован видеоряд романтического направления, притча неизвестного автора “Ветер и цветок”, музыка рок-группы “Зодиак”.

Общее время видеоролика 5 минут 6 секунд.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.