Работа психолога в силовых структурах – Работа психологов силовых структур — Ирина Елисеева — Три точки-три тире-три точки — Эхо Москвы, 29.11.2012

Работа психологов силовых структур — Ирина Елисеева — Три точки-три тире-три точки — Эхо Москвы, 29.11.2012

И. ВОРОБЬЕВА — 16.35 в столице. Наша традиционная рубрика, совместный проект с МЧС России и сейчас я приветствую в нашей студии начальника отдела центра экстренной психологической помощи МЧС России Ирину Елисееву. Ирина, здравствуйте.

И. ЕЛИСЕЕВА — Здравствуйте.

И. ВОРОБЬЕВА — И говорим мы про работу психологов силовых структур. Давайте, мы сначала объясним, что такое психологи силовых структур.

И. ЕЛИСЕЕВА — На данный момент можно сказать, что практически в каждом силовом ведомстве существует ведомственная психологическая служба. Это психологи, которые объединены в единую организацию, которая работает в рамках единых подходов, документов. И основная задача которых сделать более эффективной работу сотрудников этих ведомств.

И. ВОРОБЬЕВА — Это, наверное, еще и при приеме на работу.

И. ЕЛИСЕЕВА — Совершенно верно.

И. ВОРОБЬЕВА — Есть же наверняка специфика человека, который например, приходит работать в полицию и в ФСБ. Это разные должны быть принципы приема на работу.

И. ЕЛИСЕЕВА — Да, это так. И конечно же у каждой ведомственной службы есть свои показатели, свои особенности, психограммы тех специалистов, которые работают в этом ведомстве. И они ориентируются на них.

И. ВОРОБЬЕВА — Если психолог, который принимает на работу того или иного человека, условно говоря, его забраковал, это рассматривается как существенный минус, его действительно не берут на работу?

И. ЕЛИСЕЕВА — В разных случаях по-разному. Во-первых, совершенно правы, что заключение психолога носит рекомендательный характер. Но в нашем ведомстве мы привыкли к тому, что к мнению психологов прислушиваются и его безусловно учитывают.

И. ВОРОБЬЕВА — Для начала поговорим про МЧС России. Трудно на самом деле объяснить, но по каким принципам психологическим человек не может работать в МЧС России?

И. ЕЛИСЕЕВА — В МЧС России, как и в любом другом силовом ведомстве очень разнообразный спектр работ. И если человек хочет работать именно в ведомстве конкретном, а не в конкретной профессии, то, наверное, он сможет найти себе какую-то профессию, для которой он будет очень хорош. Но, безусловно, мы привыкли к тому, мы говорим о МЧС, мы говорим в основном о пожарных и спасателях. Безусловно, те люди, которые хотят стать пожарными и спасателями, должны обладать определенными психологическими, психофизиологическими особенностями, которые позволяют им или позволят им пройти успешно обучение, успешно выдерживать те экстремальные нагрузки, которые выпадают на долю этих специалистов и проработать долго, эффективно и иметь возможность передать богатый опыт своим более молодым коллегам.

И. ВОРОБЬЕВА — При приеме на работу более-менее понятно. Что происходит потом. Вы сопровождаете, особенно если мы говорим о пожарных спасателях. Это же люди, которые подвергаются бешеному стрессу.

И. ЕЛИСЕЕВА — Да, конечно, пожарные, спасатели это одни из тех категорий специалистов, которые работают в экстремальных условиях. И для таких специалистов и существует система психологического сопровождения деятельности. Она включает не только профессиональный психологический отбор, про который мы сейчас говорили, но она включает и психологическую подготовку, которую эти специалисты проходят и при первоначальном профессиональном обучении и в последующем, когда они уже работают на местах. Или повышают свою квалификацию. Кроме психодиагностики и психологической подготовки существует третье основное направление, которое тоже присутствует в деятельности всех психологических служб силовых ведомств. Это медико-психологическая реабилитация в части психологической. То есть мы понимаем, что как бы хорошо не был отобран человек, как хорошо он не был подготовлен, могут возникнуть такие обстоятельства, которые будут для него экстремальными, избыточными. И тогда на помощь приходят психологи, помогая ему восстановить утраченное душевное равновесие, психологическое здоровье.

И. ВОРОБЬЕВА — Просто человек приходит к вам и говорит, вот случилась такая ситуация, я чувствую, что сейчас будет срыв или вы как-то их отслеживаете.

И. ЕЛИСЕЕВА — Бывает и по первому сценарию и по второму. Да, безусловно, иногда возникает ситуация, когда сам специалист приходит, и говорит о том, что его состояние вызывает у него какие-то сомнения и просят оказать содействие, поддержку психолога. И для того чтобы систематически отслеживать изменения состояния наших специалистов проводится мониторинговое обследование, для того чтобы посмотреть, с течением времени наступают ли какие-то негативные изменения в психологическом здоровье специалистов. И после крупных чрезвычайных ситуаций, безусловно, проводится дополнительное обследование, которое позволяет выявить, есть ли какие-то негативные последствия работы в конкретной чрезвычайной ситуации.

И. ВОРОБЬЕВА — Еще некорректный у меня вопрос, но, тем не менее. У меня есть ощущение, что люди, которые постоянно работают в экстремальных ситуациях, у них какая-то такая одна дорога, рано или поздно, но у всех едет крыша от этого. Действительно много случаев, когда люди сходят с ума от того, что они увидели или не могут избавиться от каких-то вещей, глаза человека, который умер руках.

И. ЕЛИСЕЕВА — Конечно же, когда любой человек видит глаза другого человека, который уходит, это, безусловно, очень серьезное испытание. Но, наверное, наших специалистов поддерживает то, что в подавляющем большинстве они понимают, для чего и зачем они работают. И они понимают, что их работа нужна для того, чтобы люди жили как можно более благополучно, с минимальными потерями выходили из различных чрезвычайных ситуаций. Нечасто бывают ситуации, когда именно очень серьезный стресс вызывает необходимость длительной систематической работы специалиста психолога. Такие ситуации бывают, но я не могу сказать, что они часты. Все-таки и профессиональный психологический отбор и психологическая подготовка это все-таки не разовое мероприятие, это мероприятия, которые сопровождают деятельность, они поэтому так и называются. И поэтому можно увидеть негативные изменения такого рода, когда они только начинаются. А в психологии в этом смысле, как и в медицине, чем быстрее выявлены симптомы, чем быстрее оказывается помощь, тем больше шансов, что человек сумеет восстановиться и продолжать работать.

И. ВОРОБЬЕВА — Еще вопрос. Когда происходит большая ЧС, там же работают не пожарные и спасатели, но и полиция, и другие ведомства. Люди, которые подобную подготовку не проходили, я правильно понимаю, они в отличие от спасателей такую подготовку не проходят.

И. ЕЛИСЕЕВА — Это не совсем так. Потому что те три основных направления работы психологов в силовом ведомстве они характерны для любого силового ведомства. Это диагностика, подготовка и психологическая коррекция или медико-психологическая реабилитация. Это есть в любом ведомстве и в той или иной форме психологическая подготовка у специалистов экстремального профиля есть. И это объединяет психологические службы, это специфика работы тех специалистов, которых мы сопровождаем. Возникают в чем-то схожие задачи, системы. И естественно это определяет ту тенденцию, которая сейчас наблюдается. То, что психологи в силовых ведомствах на неформальной основе объединяются или уже объединились в общество психологов силовых структур, которое сейчас очень динамично развивается. И завтра будет проходить второй всероссийский конкурс психологов силовых структур.

И. ВОРОБЬЕВА — Как это?

И. ЕЛИСЕЕВА — Это та тенденция и демонстрация того, что, безусловно, есть очень много похожего в работе наших служб. Но есть и свои нюансы и своя специфика, которая нас отличает друг от друга.

И. ВОРОБЬЕВА — Естественно. Просто как происходит конкурс психологов?

И. ЕЛИСЕЕВА — Это может выглядеть по-разному, ведомственные конкурсы в большей степени направлены на специфику ведомственную. А если мы говорим про конкурс психологов силовых структур, то, во-первых, здесь есть общие задачи, и качество, креативность к подходу выполнения этих задачи психологи демонстрируют на этом конкурсе. Конкурсанты, которые являются победителями ведомственных конкурсов, получили уже звание лучших психологов в своем ведомстве. Они приезжают со всей страны, получают в день конкурса задание. Некоторые из них совсем не имеют времени подготовиться. То есть они должны ответить сразу.

И. ВОРОБЬЕВА — Что они будут делать в этой ситуации.

И. ЕЛИСЕЕВА — Да. Как они ответят. Но это, безусловно, связано с их профессиональными знаниями, навыками и умениями. Какие-то задания у них будет время подготовиться. И потом продемонстрировать то решение, которое они подготовили. Но поскольку приезжают самые сильные ведомственные психологи, конечно же, речь идет о том, что это возможность не только для лучших психологов соревноваться между собой, но и для психологов ведомств посмотреть друг на друга, почувствовать общность. Для молодых психологов посмотреть на тех, кто уже является лучшими и как-то определить себе ориентиры своего дальнейшего развития. Ну и конечно это просто праздник.

И. ВОРОБЬЕВА — Просто праздник конкурс психологов. Скажите, а как можно, просто пытаюсь понять, даже по собственной деятельности, как можно подготовить человека к тому, что он увидит разрушения, смерть, кровь и так далее. Или он изначально готов, потому что он идет на эту профессию.

И. ЕЛИСЕЕВА — Если бы человек был изначально готов, наверное, ни в одном бы ведомстве не возникла бы психологическая подготовка. Как можно подготовить. Во-первых, речь идет о том, что важно для специалиста четко понимать цели и задачи своей работы. А зачем это нужно, зачем это нужно людям. Конкретным людям, к которым приезжают спасатели или пожарные. Зачем это нужно обществу. Если мы говорим про Москву, зачем нужно городу Москве, чтобы спасатели, пожарные помогали людям. И зачем это нужно им самим.

И. ВОРОБЬЕВА — Но они осознают это, как правило?

И. ЕЛИСЕЕВА — Как правило, да. Это первый момент. А второй момент, наверное, для любого специалиста экстремального профиля одним из наиболее травматичных факторов является чувствовать свою беспомощность. И если мы людей готовим к тому, что из любой ситуации практически можно попытаться найти выход, что ситуации в чем-то похожи, но они отличаются и это как раз то, что позволяет найти уникальный выход. Что на самом деле силы человека они гораздо более обширны, чем мы обычно себе представляем. И когда мы показываем ребятам, что они могут научиться управлять своим собственным состоянием. Изменять его, когда они могут научиться управлять не только своим психологическим состоянием, но управлять, например, частотой сердечных сокращений. А это является коррелятом состояния стресса. Поэтому…

И. ВОРОБЬЕВА — Это же очень большая ответственность, при приеме на работу и подготовке. Потому что человек внезапно в кризисной ситуации должен был сделать определенный набор вещей, но впал в ступор и не сделал, из-за этого коллеги могли пострадать и люди могли погибнуть и так далее. Если мы про МЧС, это большая ответственность очень.

И. ЕЛИСЕЕВА — Конечно, это большая ответственность и одной из важных задач психологической подготовки это снять эффект новизны. Люди теряются, прежде всего, в обстановке, которая абсолютно для них непонятна и неизвестна. И динамика развития которой не прогнозируема. Если ребята понимают закономерности развития ситуации, если мы говорим о психологической подготовке, психического состояния людей, то есть что могут сделать люди в последующую секунду, как ситуация может развиваться, то это уже есть их подготовка.

И. ВОРОБЬЕВА — Татьяна спрашивает: какой самый частый срыв. Что сильнее всего вышибает почву из-под ног именно спасателей?

И. ЕЛИСЕЕВА — Вы знаете, наверное, я буду говорить не только про спасателей, наверное, я буду говорить про специалистов и спасателей и пожарных и психологов и медиков. Потому что фактор является одним из самых значимых для всех категорий. Это когда гибнут дети.

И. ВОРОБЬЕВА – Когда затонула «Булгария», я очень хорошо помню, как мы дружно сочувствовали водолазам МЧС, которые доставали именно из отделения, из зоны где дети были. Потому что было понятно, что как бы и ни готовили психологически, это в любом случае дикий стресс.

И. ЕЛИСЕЕВА — Да, это одна, наверное, из тех трагических ситуаций, о которой мы говорили, когда возможно кто-то из специалистов обратился.

И. ВОРОБЬЕВА — Еще спрашивают, если мы говорим про силовые структуры, про МЧС более-менее понятно, и понятно, что все-таки при приеме на работу в МЧС психологам большая часть характеристики того, кто приходит. А в остальных силовых ведомствах это не всегда учитывается. Я правильно понимаю?

И. ЕЛИСЕЕВА — Нет, почему же. Профессиональный психологический отбор существует во всех силовых ведомствах. Конечно, в каждом ведомстве свои критерии. Методики. Но общий подход то, что все специалисты, которые приходят, они должны проходить профессиональный психологический отбор.

И. ВОРОБЬЕВА — Больше всего спрашивают про полицию. Понятно, что полиция это те самые сотрудники, которые чаще всего общаются с гражданами. И, к сожалению, мы знаем случаи неадекватного поведения полицейских, которые привели к человеческим жертвам. И сразу возникает вопрос, как такие люди могли попасть вообще в это ведомство. При отборах нельзя понять, что у человека может наступить такой срыв, и он может натворить очень больших бед.

И. ЕЛИСЕЕВА — Профессиональный психологический отбор все-таки дает констатацию и наиболее вероятный прогноз. Насколько я понимаю, что речь идет о тех представителях полиции, которые проработали уже достаточно много лет и поэтому там могли произойти достаточно серьезные значимые изменения.

И. ВОРОБЬЕВА — Их тоже соответственно необходимо отслеживать, равно как и у спасателей.

И. ЕЛИСЕЕВА — Конечно.

И. ВОРОБЬЕВА — Честно я просто не знаю, как это происходит, но с трудом себе представляю, что приходит полицейский к психологу, говорит, мне кажется, что я завтра стрелять начну. Ну понятно же, что этого не происходит. Здесь должен быть очень чуткий такой мониторинг сотрудников.

И. ЕЛИСЕЕВА — Безусловно, да, конечно, должно быть это, должно быть определенное сформированное, в том числе усилиями ведомственных психологов отношение к своей службе со стороны специалистов. Понимание того, что психологи предназначены, в том числе для того, чтобы специалистам помогать справляться с трудными ситуациями.

И. ВОРОБЬЕВА — Павел пишет из Питера, он работает на «скорой» и говорит о том, что им не оказывают психологическую помощь, очевидно, она им нужна. Кстати действительно работникам «скорой» кто-то оказывает психологическую помощь. Они же тоже работают в очень жестких условиях.

И. ЕЛИСЕЕВА — Я согласна, что по специфике своей работы, врачей «скорой помощи» можно отнести к специалистам, работающим либо в особых условиях, либо в экстремальных в ряде случаев. К сожалению, мне неизвестно о том, чтобы медицинскому персоналу «скорой помощи» было выстроено системно-психологическое сопровождение. Но мне представляется, что, наверное, это необходимо, но если сами врачи чувствуют, что в этом есть потребность, есть специалисты психологи, которые работают в этом направлении. Они необязательно должны быть из этого ведомства, можно найти специалиста, который окажет качественную помощь именно человеку, который оказался в кризисной или травматической ситуации.

И. ВОРОБЬЕВА — Мне кажется, психологи МЧС никогда не отказывали никому в оказании психологической помощи, особенно человек находился в подобной ситуации.

И. ЕЛИСЕЕВА — Мне такие случаи неизвестны.

И. ВОРОБЬЕВА — Мне тоже неизвестны. Мы обращались в центр экстренной психологической помощи МЧС России, и помощь получали. Я благодарю нашу гостью, это Ирина Елисеева, начальник отдела центра экстренной психологической помощи МЧС России. Говорили про работу психологов в силовых структурах. Конечно же в основном говорили про МЧС России. Ирина, спасибо большое.

И. ЕЛИСЕЕВА — Спасибо, всего доброго.

echo.msk.ru

Психолог в полиции: требования и обязанности

Каждая профессия уникальна. Человек, который претендует на ту или иную вакансию, должен обладать не только требуемыми навыками, но еще и иметь желание работать по специальности. Например, чтобы работать психологом в полиции, нужно не только окончить университет, но еще и иметь призвание к данной профессии. Чем занимаются психологи в силовых структурах, какими навыками и личными качествами должен обладать человек, который претендует на эту должность?

Образование

Чтобы работать психологом в полиции, нужно получить профильное высшее образование. Лечить человеческие души – ответственная миссия. Здесь нельзя ошибиться, ведь любая ошибка может привести к серьезным последствиям. Поэтому человек, который претендует на роль психолога, должен окончить университет не только для галочки. Выпускник вуза должен за время учебы набрать немало часов практики. Теоретические знания не смогут помочь персоне, которая никогда не общалась с людьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию. Поэтому будущие психологи должны иметь, помимо образования, опыт волонтерской работы.

Психолог при устройстве в полицию должен проявить инициативу. Ему необходимо откликнуться на вакансию и подождать, пока позовут на собеседование. Любой человек, который хочет работать в силовых структурах, должен знать, что его личность будут досконально проверять. Так что претендент и все его родственники не должны иметь судимостей или же находиться под следствием. Помимо этого, плюсом соискателю будет служить опыт, который он приобрел за время практики или предыдущей работы.

Личные качества

Психолог в полиции – это человек, который должен быть сильным и волевым. Но одновременно ему должно быть знакомо чувство сострадания и милосердия. Какими же качествами должна обладать личность?

  • Ответственность. Человек, который лечит чужие души, должен идеально понимать себя. Невозможно нести ответственность за других, если не можешь нести ее за себя. Поэтому психолог должен уметь ставить перед собой задачи и понимать, что за результат деятельности придется отвечать перед другими.
  • Организованность. Силовые структуры – это те организации, которые славятся своей хорошей дисциплиной. Поэтому психолог должен понимать, что и за какой срок он может сделать. Да, в психологической помощи сложно ставить какие-то четкие рамки, но научиться это делать просто необходимо.
  • Желание развиваться. Хороший психолог – это человек, который постоянно учится. Личность, все время повышающая свою квалификацию, добьется профессионального успеха.
  • Желание помогать. Психолог должен любить свою работу, а не делать ее для галочки. Помощь людям – это призвание, а не работа. Если человек не готов тратить свое нерабочее время на работу, он может не рассматривать специальность психолога.

Черты характера

Все люди уникальны. У каждого есть определенные черты характера, которые могут пригодиться им на рабочем месте. Какими же чертами должен обладать психолог в полиции?

  • Смелость. Работать с людьми, которые ежедневно рискуют своей жизнью, – большая ответственность. Тяжелые жизненные ситуации могут серьезно подорвать психику даже абсолютно здорового человека. Поэтому психолог не должен бояться сложных пациентов.
  • Доброжелательность. Человек всегда на подсознательном уровне чувствует, расположен к нему собеседник или же нет. Если собеседник доброжелателен и искренне хочет помочь, то ему легко открыть свою душу.
  • Коммуникабельность. Какие психологи в полиции нужны больше всего? Те, которые могут быстро найти контакт с любым человеком. Люди, умеющие подстроиться под различный темперамент и втереться в доверие, смогут добиться большего, чем их коллеги, которые пытаются вести работу более отстраненно.

Ответственность

Работа психолога в полиции – это сложная задача. Человек должен уметь брать на себя ответственность и справляться с поставленными перед ним задачами. За что же несет ответственность психолог?

  • Исполнение своих обязанностей. У психолога, как и у любого сотрудника полиции, есть свой месячный план, который нужно выполнять.
  • Ответственность за данные рекомендации. Человек, который помогает людям пережить сложные ситуации, кризисы или потери, всегда должен брать в расчет не только стандартный рецепты, но и находить индивидуальный подход к каждой личности.
  • Выписка заключений – это часть работы психолога. Он должен проверять каждого сотрудника на адекватность поведения и мышления. Психолог должен быть неподкупной личностью, ведь от его выписки зависит жизнь и спокойствие добропорядочных граждан.

Подбор кадров

Вакансии психолога полиции появляются довольно часто. Многие люди не выдерживают жесткой, почти военной, дисциплины и требований, которые предъявляются ко всем сотрудникам вооруженных сил. Чем же занимаются психологи в полиции? Одна из задач – это подбор кадров. Психолог должен проверять всех кандидатов на их психическое здоровье и стрессоустойчивость. Опытный специалист с первого взгляда может понять, насколько человек уверен в себе и насколько хорошо он умеет командовать и подчиняться. При личной беседе психолог должен понять, может ли человек брать на себя ответственность, умеет ли персона справляться со стрессом и каким именно образом она это делает.

Как пройти психолога в полиции? Кандидат должен держаться открыто и доброжелательно. Но все же нужно понимать, что специфика работы заставляет человека надевать маску серьезности. Шутки и вальяжное поведение лучше оставить дома, а на собеседовании соискатель должен показать свою деловую хватку и лидерские качества.

Работа со служащими

Какие же еще задачи стоят перед психологом? Специалист должен общаться не только с новыми кадрами, но еще и с сотрудниками организации. Если кого-то из полицейских хотят повысить в звании, ему нужно в обязательном порядке пройти психолога. Зачем? Специалисту необходимо выяснить, справится ли сотрудник с новыми обязанностями и не сломается ли он под их тяжестью. Некоторые люди неадекватно реагируют на внезапно свалившуюся возможность командовать. Чтобы не жалеть о повышении той или иной личности, психолог должен адекватно оценить возможности человека, просмотреть его портфолио и лично с ним побеседовать. Подобного рода консультации проводятся и с теми милиционерами, которых собираются разжаловать. Чтобы человек мог подготовиться к понижению статуса, ему необходима помощь специалиста.

Помощь работникам полиции

Люди, ежедневно сталкивающиеся с опасностью, могут сильно расшатать свою нервную систему. Чтобы избежать срывов, сотрудники проходят плановые проверки у психолога. Специалист может помочь решить не только рабочие, но и личные проблемы. Как известно, любой человек будет работать хуже, если у него на душе не будет все спокойно. Психолог помогает восстановиться милиционерам после вооруженных стычек с преступниками, а также реабилитироваться после серьезных физических травм. В первую очередь психолог в отделении милиции – это друг, а уж потом сотрудник. При такой политике людям будет проще доверять свои тайны человеку, который поможет найти выход из сложной жизненной ситуации и никому не расскажет о том, что стало причиной личных или же служебных проблем.

fb.ru

Особенности деятельности психолога в правоохранительных органах.

Первые должности практических психологов в правоохранительных органах были введены в 1974 г. в уголовно-исполнительной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних). Активное создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе обусловлено историческим опытом использования психологических знаний в данном ведомстве, осознанной необходимостью реформирования пенитенциарных учреждений в соответствии с международными стандартами.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева,1955 г.), отмечайся необходимость введения должности психолога, в функции которого входит разработка программы работы с каждым вновь прибывшим осужденным на основе изучения его характера, «индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» (ст. 69). Следуя этим правилам, психологическая служба стала неотъемлемым элементом пенитенциарной системы большинства экономически развитых государств.

В90-е годы в правоохранительных органах Украины начала создаваться новая служба — психологическая. В числе факторов, которые тормозят развитие психологической службы, часто называют экономические(недофинансирование), психологические (непонимание роли психологической службы в совершенствовании деятельности правоохранительных органов) и концептуальные(отсутствие четких теоретических представлений о принципах, содержании и методах деятельности). Что касается первой причины, то ее устранение мало зависит от возможностей сотрудников правоохранительных органов. Вторая и третья причины взаимосвязаны. Раскрыв концептуальные основы деятельности психологической службы, можно изменить и отношение к ней окружающих.

Цель (миссия) психологической службы — использование достижений психологической науки в практической деятельности правоохранительных органов для повышения ее эффективности. По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности правоохранительных органов.

Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая служба имеет свой профессиональный менталитет. Для практических психологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Психолог в правоохранительных органах руководствуется не только правовыми, но и этическими нормами (кодексом профессиональной этики).В соответствии с данным кодексом он может использовать в своей работе лишь те методы, которые прошли апробацию в рамках современной психологической науки и не являются опасными для здоровья личности. Это особо актуально для пенитенциарных учреждений, ибо осужденным свойственно приписывать сотрудникам (даже психологу) карательные притязания.

Психолог должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от клиента на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает обследуемого о том, кто и для чего может использовать результаты тестирования (например, при аттестации сотрудника).

Сведения, собранные психологом в ходе профессиональной деятельности, не должны использоваться в интересах третьих лиц. Психологу надо осознавать, что порой им манипулируют, с его помощью пытаются уволить или перевести в другую службу «неугодного» сотрудника.

Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят две главные задачи: первая -повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала, вторая — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает: профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач- включает: изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющих на состояние правопорядка в регионе; психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач; проведение судебно-психологической экспертизы; психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях; психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников и при угрозе террористических актов; разработку психологических портретов серийных убийц; осуществление индивидуально-профилактической работы; психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях и др.

Материально-техническая база — это предпосылка успешного функционирования психологической службы. Для доверительного общения психолога с сотрудниками и кандидатами на службу ему необходим отдельный рабочий кабинет. Его рабочее место должно быть оборудовано компьютером для обработки результатов тестирования, накопления психологической информации. Во многих подразделениях правоохранительной системы уже функционируют типовые кабинеты психологической релаксации, созданы классы для проведения социально-психологических тренингов и видео тренингов. Это существенно повышает результативность работы психологов.

Говоря о материально-технической базе психологической службы, нельзя обойти молчанием вопрос ее финансирования. К сожалению, во многих ведомствах служба создается по так называемому остаточному принципу. Речь идет о том, что должности психологов вводятся за счет вакантных должностей в других службах, не выделяются дополнительные денежные ресурсы. Это, безусловно, сдерживает более активное развитие психологической службы.

Нормативно-правовое обеспечение психологической службы — одно из важных условий ее функционирования. В нормативно-правовой регламентации нуждаются такие вопросы, как квалификационные требования к психологу, должностной статус (функциональные обязанности, права, ответственность), нормативы нагрузки (среднее время, которое отводится на психологическое обследование, на консультирование), профессионально-этические нормы, критерии оценки, система отчетности, порядок взаимодействия с другими службами. Развитая нормативно-правовая база не только регламентирует порядок работы психолога, но и выступает средством их правовой защиты при обвинении в неправомерности действий.

Одно из главных условий эффективного функционирования психологической службы — качественный состав психологов. Он определяется двумя составляющими: личностными качествами и профессионально-психологической компетентностью (подготовленностью).

В качестве интегрального, профессионально важного качества личности психолога отмечается способность к социальной фасилятивности, т.е. умение снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам1.

Фасилятивный эффект оценивается квалифицированными экспертами в процессе наблюдения за практическим психологом с помощью четырех биполярных графических шкал: общительность (готовность к контакту), смелость (умение поддерживать контакт, открытость), тактичность(умение чувствовать контекст ситуации), интеллектуальность (умение логически обосновывать свою аргументацию). Авторы показали, что данное свойство коррелирует с оценкой успешности обучения и профессиональной деятельностью.

Английский психолог Р. Кеттелл, используя свой личностный опросник (16-PF), показал, что эффективность деятельности психологов-практиков (психотерапевтов) существенно коррелирует с такими свойствами, как общительность, интеллект, социальная смелость.

Профессиональная компетентность практических психологов зависит от базового психологического образования и понимания специфики деятельности правоохранительных органов.

К сожалению, в настоящее время качественный состав психологов не в полной мере соответствует потребностям практики и уровню развития психологической науки.

 

studopedia.net

Как психологи силовых структур справляются со стрессом — Российская газета

В главном управлении МЧС России по Свердловской области состоялась научно-практическая конференция для психологов-силовиков. Специалисты обсудили теорию и практику работы, связанной с высоким эмоциональным напряжением. Некоторые профессиональные секреты раскрыла «РГ» директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу.

Руководители психологических служб разных ведомств обмениваются опытом не первый год. Каковы результаты этого сотрудничества?

Юлия Шойгу: У психологов силовых структур есть общественная организация, которая является площадкой и для принятия совместных решений, и для обмена опытом, и для обсуждения наиболее актуальных вопросов. Но научно-практическое мероприятие такого масштаба — с участием МЧС, ФСИН и Росатома — проводится впервые. Помимо теоретической части на конференции немало времени отводится практической составляющей: специалисты знакомятся со спецификой деятельности ведомств, у них есть возможность попробовать в работе новое оборудование, возможности информационных технологий.

В рамках конференции были достигнуты и определенные договоренности. В частности, это касается обмена методическими материалами, которые могут пригодиться как в службе МЧС, так и в службе ФСИН. То же касается практических наработок для проведения семинаров и тренингов. Наверное, это и есть самый ценный результат мероприятия.

Какими качествами должен обладать психолог-силовик?

Юлия Шойгу: Для нас важны, конечно, и формальные требования. Это — высшее профессиональное образование. Важны знания по выбранной специальности — как теоретические, так и практические. Даже, пожалуй, большую ценность представляют как раз теоретические знания: служба обладает всеми ресурсами для того, чтобы восполнить пробел в практике у вчерашнего выпускника (из числа специалистов, которые приходят к нам работать, таких больше половины).

Огромное внимание мы уделяем, конечно же, личностным качествам человека, который поступает к нам на службу. Это связано с двумя аспектами. Во-первых, важно, чтобы человек при выполнении профессиональных обязанностей мог сохранить и свое психическое здоровье. Во-вторых, работать с людьми, которые попали в катастрофическую ситуацию — утратили имущество, жилье, вынуждены сменить место жительства или потеряли близкого — может лишь тот, кто обладает определенными моральными качествами. Такими, как умение сочувствовать, находить решение в сложных ситуациях, быть ответственным, доводить до конца начатое дело.

Эмоциональное выгорание характерно для представителей многих профессий. Встречается ли такой «недуг» среди сотрудников МЧС? В чем он выражается? Как с ним справляются спасатели?

Юлия Шойгу: Для начала, любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку ряд требований. Когда мы работаем, мы меняемся — отдельные наши черты характера получают развитие, другие, наоборот, нивелируются, уходят и не проявляются так ярко. Этот процесс называется профессиональной деформацией, он совершенно естественный и даже помогает справляться с выбранной деятельностью.

Проблемы начинаются, когда человек не может качественно выполнять свою работу или она начинает негативно влиять на все сферы его жизни. Это уже не деформация, а деструкция. Пример такой профессиональной деструкции — трудоголизм, характерный для представителей разных профессий.

Эмоциональное выгорание, в свою очередь,связано с утратой желания выполнять работу. Тут есть два варианта. Первый: порекомендовать человеку, который испытывает такое состояние, выбрать профессию по любви, работу, интерес к которой сохранится на долгие годы. Второе: никогда не пренебрегать профессиональным развитием. Даже напротив, искать возможности для этого — новые знания, новые интересы позволят перейти на более высокую стадию мастерства.

И еще один ответ мог бы быть полезен для работодателей, руководителей: чтобы в коллективе не было эмоционального выгорания, нужно создать хорошую профессиональную обстановку — уметь ценить достижения сотрудников, говорить о них. Так каждый человек, который выполняет зачастую сложную работу, будет видеть ценность своего труда, свой вклад в большое общее дело.

Есть ли у психологов свои ритуалы?

Юлия Шойгу: В каждой службе есть целая система формальных и неформальных традиций. Такая неформальная культура — это тоже один из способов совладения с трудными ситуациями. Потому что, в том числе, помогает почувствовать поддержку коллектива. В нашей службе, например, принято встречать отработавшую на ЧС группу цветами и вкусным кофе.

rg.ru

Психологическое обеспечение сотрудников силовых структур

В статье говорится об особенностях организации психологического сопровождения сотрудников силовых структур как основном пути преодоления эксцессов и чрезвычайных происшествий, связанных с человеческим фактором, а также профилактики их возникновения.

Рассмотрение психологического обеспечения, осуществляемого в отношении сотрудников органов внутренних дел, предполагает не только определение его сущности и специфики в данных органах, но и установление особенностей в процессе его осуществления, необходимых общих принципов, на которых оно должно строиться.

Подобная деятельность имеет отношение к самым разным сторонам и событиям службы и профессиональной жизни сотрудников, она играет важную роль в преодолении эксцессов и чрезвычайных происшествий, связанных с человеческим фактором, а также профилактики их возникновения.

Так, в начале службы перед молодыми сотрудниками или стажерами не редко встают проблемы в социально-психологической адаптации к условиям деятельности или требованиям должности, в усвоении профессиональных ценностей, в налаживании взаимоотношений с коллегами, в проявлении и закреплении отдельных профессионально важных качеств и навыков (наблюдательности, бдительности и т.п. ).

В процессе дальнейшей службы возможно содействие: в становлении профессионального мышления, в формировании делового лидерства, в преодолении профессионально-психологических кризисов, в регулировании личным составом своих психологических состояний и т. п.

На этапе завершения служебной карьеры вероятны вопросы помощи: в определении психологических условий для своевременного и подготовленного завершения работы в силовых структурах, в формировании положительных профессиональных итоговых самооценок, в осознании востребованности труда и способностей увольняющихся, в постепенном вхождении в роль ветерана органов внутренних дел и т.п.

Осуществление психологического обеспечения основывается на имеющихся личных ресурсах человека, а также их усилении и развитии. Так, для упорядочения напряженных взаимоотношений между сотрудниками следует опираться на общие интересы партнеров и попытаться освободить их от острых, раздражающих моментов или придать интересам более возвышенное содержание.

Понимание взаимовлияния приведенных обстоятельств вызывает необходимость привлечения и использования представления об индивидуальном психологическом потенциале лиц, нуждающихся в помощи.

Согласно современным представлениям под таким потенциалом понимается интегративное состояние имеющихся, но порой остающихся невостребованными индивидуальных психологических характеристик, которые могут быть актулизованны и использоваться в той или иной деятельности (профессиональной, правоприменительной, социально-культурной, правореализущей, досуговой и др.). При этом в нем справедливо выделяются две основные составные части.

Первая – психотехнологическая, обеспечивающая, рациональное выполнение действий, реализующихся в какой-либо деятельности.

Вторая – личностная, задающая системы смысловых координат конкретной деятельности и жизни в целом.

Данное понимание индивидуального психологического потенциала можно расценивать как психологический ресурс человека, имеющий свои компоненты. Употребление того или другого термина во многом зависит от контекста, в котором он применяется.

Психологический потенциал, аккумулирующий его возможности преодолевать значительные жизненные трудности, весьма разнообразен по своему наполнению. Это не только субъективные ценности и интересы, взгляды и установки, самооценки, нравственные и деловые характеристики, но и индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления, формирования взаимопонимания, психологической адаптации и т. п.

Результатом может быть не только частичное или полное совладение с психологическими трудностями, но и изменение психологического потенциала лиц, которые их испытывают. Данные обстоятельства играют важную роль в характеристике направленности психологического сопровождения как помогающей деятельности. Преодоление отдельных трудностей или целого ряда из них нередко сопровождается изменением указанного потенциала в двух направлениях.

  1. В направлении восстановления ослабленных или заблокированных его компонентов. Например, снизившегося самоконтроля, искаженных самооценок, нарушенной эмоциональной саморегуляции.
  2. В направлении становления нереализуемых или неразвитых его компонентов. Например, интересов и творческих задатков; порядочности, справедливости, иных нравственных установок и жизненных идеалов.

Обозначим два основных вида психологического обеспечения деятельности сотрудников.

Первым является психологическая реабилитация, предназначенная для восстановления потенциала в процессе содействия преодолению психологических трудностей. В отличие от реабилитации психических больных она носит не принудительный мягкий характер и осуществляется с использованием разных методических средств.

Второй вид востребован в деятельности сотрудников силовых структур, но не имеет определенного наименования, а опыт его научно-методического обеспечения пока еще очень ограничен. Данное направление предназначено для преодоления трудностей и одновременного становления (наращивания) психологического потенциала сотрудников.

Наиболее удачным названием для нее является – психологическое раскрытие человека (раскрытие его индивидуального психологического потенциала). Такое раскрытие происходит на основе отдельных продвижений в личном саморазвитии, которые вызываются преодолением значительных психологических трудностей. Оно отличается от классического развития человека, так как происходит не последовательно и целенаправленно (от малого – к большому, от частного – к общему, и т. п.), а складывается под влечением актуальных жизненных событий, в непосредственном взаимодействии с которыми, используя предоставляемую помощь, происходит становление психологического потенциала.

Содержание психологической реабилитации и психологического раскрытия человека во многом определяется тем, какие преодолевающие действия целесообразно использовать для конкретных субъективных трудностей. При этом соотношение между помогающей и преодолевающей деятельностью обычно не является линейным наподобие простых механических систем. Например, когда заедающий замок смазали, он стал лучше работать, или же дали человеку расслабиться, получить положительные эмоции – он и преодолел профессиональное выгорание, повысил свою психологическую устойчивость. В виду того что подобные соотношения далеко не всегда столь однозначны, помогающая деятельность достаточно разнообразна и содержит в себе как простые, так и усложненные действия.

Практическое решение вопросов психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел и их оперативно-служебной деятельности помимо прочего предполагает владение сведениями об актуальных психологических процессах и трудностях, которые возникают у данных лиц и граждан, взаимодействующих с ними, а также своевременное реагирование на происходящее различными мерами, в том числе и мерами помощи. Известно, что без добровольного открытого обращения за психологической помощью, как правило, невозможно ее успешное оказание. Между тем уже само прибегание к постороннему содействию со стороны сотрудников, а тем более психолога, составляет для многих существенную трудность. В преодолении ее также нужна определенная помощь, только очень неявная и ненавязчивая. Её можно охарактеризовать как создание условий и обстоятельств, способствующих обращению за психологическими содействием.

Если коснуться подобных условий, то к ним относятся, например такие меры, как проявление заботы об авторитетности и известности лиц, оказывающих психологическую помощь, или же информирование о возможных формах и практике её применения и т.п. К указанным обстоятельствам относятся ситуативно используемые события, которые облегчают колеблющимся принять решения по обращению за содействием. Это могут быть случаи, когда в присутствии лица, испытывающего психологические трудности, сотрудник рассказывает, как ему помог один из сослуживцев по схожим вопросам, или когда это лицо видит, как психолог оказывает профессиональную помощь кому-либо. Возможны случаи, когда сотрудник, готовый к оказанию психологической помощи, сам обращается к нуждающемуся в ней человеку за какой-либо другой доступной тому помощью (не обязательно психологической) и, получив её, благодарит и интересуется, нет ли необходимости в чем-либо у нуждающегося.

В зависимости от характера существующих трудностей, обстоятельств их возникновения и преодоления, психологического потенциала лиц, нуждающихся в содействии, опыта и индивидуальных качеств сотрудников, оказывающих помощь, складываются разнообразные, порой уникальные ситуации и процессы её осуществления. Имеющийся набор и последовательность стадий является важным практическим ориентиром в развёртывании психологической помощи, которая, однако, может претерпевать определённые необходимые трансформации.

В данной связи надо иметь в виду, что роль четких принципов при организации психологического обеспечения деятельности сотрудников силовых структур весьма велика. Их необходимость диктуется не только высокой ценой ошибок в процессе её осуществления, но нередкой сложностью, уникальностью ситуаций, содержащих психологические трудности, что побуждает говорить о мастерстве и искусстве при её применении. На необходимость последнего указывают выводы учёных и практиков о том, что результаты психотерапии и психологического консультирования зависят от личности человека, который их осуществляет (А. Адлер, М. Балинт, К. Роджерс и др.). Поэтому без специальных принципов, являющихся как бы направляющими началами организации психологического сопровождения, сложно надеяться на успешность деятельности.

Рассмотрение содержания, условий и процесса организации психологического сопровождения позволяет выделить ряд существенных принципов, соблюдение которых позволяет повышать её успешность.

  1. Произвольность в принятии заинтересованными лицами в рамках психологического обеспечения отдельных видов психологической помощи. В соответствии с Конституцией России любая помощь является одной из свобод человека. Меры принуждения к преодолевающим действиям и иное их стимулирование ведут к ограниченности получаемых результатов.
  2. Нравственная насыщенность психологического обеспечения. Если деятельность психолога не реализует заинтересованного отношения к людям, обеспечивающего постоянное внимание к их психологическим трудностям, доброжелательное понимание данных лиц, заботу о них и т.п., то она становится формальной и неэффективной.
  3. Нацеленность на деятельное самостоятельное преодоление людьми психологических трудностей. Без преодолевающей деятельности самого сотрудника поддержка и помощь психолога утрачивает свой предмет и смысл, так как отвлечение от переживаний или привыкание к ним не устраняет имеющихся препятствий.
  4. Соответствие содержания психологического обеспечения и оказания психологической помощи характеру и масштабам трудностей. Помощь должна оказываться лишь для тех психологических трудностей, которые люди успешно не преодолевают, и в той мере, в какой позволяет им данные трудности благополучно преодолевать.
  5. Организация психологического обеспечения не только по восстановлению и профилактике, но и целенаправленная работа по раскрытию психологического потенциала сотрудников для повышения способности справляться с ними и в дальнейшем.

Всё приведенное выше свидетельствует о том, что психологическое обеспечение деятельности сотрудников силовых структур обладает самостоятельным содержанием и сущностью, развитыми алгоритмами и принципами, обеспечивающими ее успешность. Кроме того, посредством отдельных направлений этой деятельности реализуется и укрепляется особый тип отношений между субъектами и объектами взаимодействия. В психологическом прогнозировании задействуются, прежде всего, познавательные отношения (изучения и моделирования), в психологической подготовке – педагогические (обучения и воспитания), в психологическом воздействии – управленческие (власти и подчинения), в психологической помощи активизируются нравственно-психологические отношения – все эти отношения обеспечивают реабилитацию и раскрытие индивидуального потенциала человека.

novainfo.ru

Проблемы деятельности практических психологов в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Юридическая психология»

Ю. Б. Степанова

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Гейжан

В статье рассматриваются особенности деятельности практических психологов в правоохранительных органах. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие психологи.

Special features of the activity of practical psychologists in the law-enforcement bodies are examined in the article. The author reveals the problems which beginner psychologists encounter.

В последние два десятилетия в связи с интенсивными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране значительно расширилась роль практической психологии. Ее развитие обусловлено возрастанием неопределенности и нервно-психологических нагрузок, характерных для граждан любого общества в периоды его существенных преобразований.

Для сотрудников правоохранительных органов система «отрицательного давления» на психические структуры значительно усилена. По роду своей деятельности большинству из них приходится общаться и взаимодействовать с криминальными и асоциальными элементами. Для работы многих сотрудников различных подразделений органов внутренних дел (ОВД) характерны экстремальные ситуации, ненормированный рабочий день, опасность, необходимость противостоять подкупу и сопротивлению лиц, подозреваемых в нарушении закона и административных норм. Научные источники свидетельствуют о высокой доле феноменов профессиональ-ного выгорания, профессиональных деформаций, суицидов среди сотрудников правоохранительных органов.

Признание сложности ситуации обусловило расширение деятельности психологических служб в органах внутренних дел.

С 1993 г. во многих подразделениях вводятся штатные должности психологов, которые первоначально комплектуются выпускниками факультетов психологии гражданских вузов. Появилась необходимость целенаправленной профессиональной подготовки практических психологов в образовательных учреждениях МВД России. Такая подготовка была организована с 1999 г., и в 2003 г. осуществлен первый выпуск специалистов данного профиля.

Анализ деятельности выпускников психологического факультета Санкт-Петербургского университета (СПбУ) МВД России позволил выявить целый ряд вопросов, к решению которых начинающие психологи оказываются недостаточно готовыми. Несмотря на усиление практико-ориентированных дисциплин в составе программ профессиональной подготовки психологов для правоохранительных органов, к выполнению значительного круга задач выпускники оказываются неподготовленными, многие знания и умения им приходится осваивать непосредственно в ходе выполнения служебных обязанностей. Это затрудняет их адаптацию, приводит к текучести кадров и неудовлетворенности собственной деятельностью, снижает качество профессиональной деятельности.

В нашем исследовании была поставлена задача изучить типичные проблемные ситуации и затруднения, с которыми сталкиваются практические психологи в подразделениях органов внутренних дел, и на этой основе построить рекомендации для совершенствования содержания и методов их профессиональной подготовки.

В соответствии с требованиями нормативных документов на практического психолога в подразделениях ОВД возлагается несколько основных задач. Это, во-первых, организация и проведение профессионального психологического обследования лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел, и сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России. Цель такой работы — определение их пригодности к службе в органах внутренних дел, а также прогнозирования психологической готовности к выполнению определенных оперативно-служебных задач. Во-вторых, в задачи психолога входит осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников, проведение мероприятий по их психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности. В-третьих, это организация и проведение социально-психологической работы, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективах, психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел, а также сотрудников и членов их семей. В-четвертых, осуществление профессионально-психологической подготовки сотрудников, оказание сотрудникам, вновь принятым на службу, психологической помощи в адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников, в том числе в экстремальных условиях.

Анализ кадрового потенциала психологической службы показывает, что специальную психологическую подготовку, позволяющую специалистам адаптироваться к решению специфических задач психоло-

гического отбора и помощи сотрудникам правоохранительных органов, имеют менее четверти психологов. Вместе с тем больше половины из них имеют высшую психологическую подготовку, а спецификой решаемых в ОВД задач им приходится овладевать в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, 8% не имеют специально психологической подготовки вообще. Следует отметить, что большая их часть имеет стаж работы более 5 лет. Это говорит о большом практическом опыте, полученном постепенно в процессе становления психологической службы в ОВД и в процессе специальной курсовой переподготовки.

На диагностическом этапе исследования выявлялись представления психологов о собственной деятельности. Было опрошено (с использованием метода анкетирования, индивидуальных бесед, дневников самонаблюдения, экспертных оценок) 79 человек, работающих в различных подразделениях органов внутренних дел.

Более половины опрошенных отметили, что на должность психолога они попали по рекомендации знакомых или родственников, а также случайно. 40% отвечавших выбрали формулировку «целенаправленно, по собственному желанию». В единичных случаях отмечены ответы «по распределению». Сочетание непрофильного образования со случайным или вынужденным выбором работы, безусловно, снижает процесс адаптации к условиям деятель -ности психолога, отрицательно влияет на качество выполняемых функциональных обязанностей, приводит к текучести кадров в первые годы работы.

Половина опрошенных психологов оценили свою профессиональную подготовленность в начале работы как низкую или ниже среднего. 45% ответивших считают, что их подготовленность была средней, в том числе и те, кто пришел из непрофильных вузов или техникумов. 5% оценили свою подготовленность как высокую или выше среднего (это выпускники СПбУ МВД России).

Проблемы деятельности практических психологов в органах внутренних дел

Следует отметить, что проводившийся параллельно опрос экспертов (начальники подразделений, в которых работают психологи, оценивали их подготовленность в процессе индивидуальных диагностических бесед с автором исследования) показал, что подготовленность подавляющего большинства специалистов-психологов (62%) руководством оценивается как средняя или ниже среднего и 38% получили оценку выше среднего и высокую (8%). Закономерно, что более высокими оценками эксперты оценивают подготовленность психологов, имеющих опыт работы более двух лет. Возможность самостоятельно работать у начинающих специалистов оценивается, как правило, ниже среднего. В качестве особо значимых недостатков в профессиональной подготовке эксперты отмечают умение налаживать контакт с людьми. В ряде случаев отмечались высокие запросы начинающих специалистов при недостаточной исполнительности. При этом под исполнительностью понималась готовность выпол-нять любые поручения, которые руководство считает важным возложить на выпускника вуза, в том числе выполнение несвойственных им функций (подготовка документов и отчетов по отделу кадров, участие в инспекторских выездах и др.).

Эти данные свидетельствуют, во-первых, о том, что начинающие специалисты действительно испытывают трудности при вхождении в практическую профессиональную деятельность, во-вторых, недоверие к опытности начинающего психолога вынуждает руководство подразделения поручать им разного рода несвойственные психологической службе функции, что порождает определенное напряжение во взаимоотношениях специалиста и руководителя подразделения.

Выделение типичных затруднений начинающих психологов осуществлялось по трем основным направлениям:

1) обобщение ответов на один из вопросов анкеты, о которой речь шла выше; 2) целенаправленные беседы с начинающи-

ми психологами, стаж работы которых составляет 1-2 года;

3) ведение дневника самонаблюдений. С начала исследовательской работы такой дневник заполнялся на протяжении двух лет. В нем фиксировались виды работ, которые выполнялись автором в качестве психолога УВД Выборгского района (факультет психологии СПбУ МВД России закончен в 2003 г.), и отмечались затруднения разного типа и вида.

Сопоставление информации, полученной по этим трем диагностическим направлениям, ее анализ и обобщение позволили выделить типичные для начинающих сотрудников затруднения и проблемы, подготовку к которым целесообразно усилить в период обучения в вузе и в процессе непосредственной профессиональной деятельности.

В анкету, которую заполняли психологи из всех районных управлений, были включены вопросы: «С какими трудностями Вы чаще всего сталкивались в начале деятельности в должности психолога?» и «Что является наиболее трудным в Вашей работе в настоящее время?». Были получены следующие ответы на эти вопросы, расположенные по частоте встречаемости.

Трудности в начале деятельности: отсутствие опыта, практики, практических умений, профессиональных навыков; недостаточная осведомленность о нормативно-правовой базе, незнание законов, недостаток психологической подготовки; отсутствие навыков психологического консультирования; отсутствие навыков в оформлении документов; отсутствия взаимопонимания с руководством и при взаимодействии с сотрудниками подразделения; недостаток психологических знаний и информированности о деятельности психолога у сотрудников и руководства подразделения; отсутствие рабочего места, специального оборудования; использование психолога не по назначению; недостаток уверенности в себе.

Более опытные специалисты-психологи отмечают такие затруднения, как (располо-

жены по частоте встречаемости): взаимодействие с сотрудниками отдела кадров; большой объем бумажной работы, мало работы непосредственно с сотрудниками; отсутствие рабочего кабинета, специального оборудования; отсутствие понимания со стороны руководства; использование психолога не по назначению; низкая психологическая культура сотрудников; материальная сторона низкая оплата труда; отсутствие перспектив карьерного роста; трудностей нет.

Сопоставление приведенных двух перечней показывает, что у начинающих психологов преобладает недостаток знаний и опыта, который приводит к напряжениям и ошибкам; у опытных психологов — большая загруженность при явно недостаточной оплате труда. Индивидуальные беседы показывают, что начинающие психологи чаще испытывают напряжение, растерянность, неуверенность в перспективности и правильности своего выбора. Более опытные сотрудники чаще испытывают раздражение, снижается мотивация труда, нарастает усталость.

Наиболее часто в индивидуальных беседах выявлялись следующие трудности:

• не хватает умения диагностировать профессиональную работоспособность сотрудников, выявить психологические факторы, влияющие на результативность и надежность деятельности;

• не хватает умения провести в подразделениях социально-психологические тренинги.

Помимо этого, «дневник наблюдений» показывает, что наиболее часто в практической работе вызывали затруднения ситуации, в которых молодому специалисту приходится работать (диагностировать или консультировать, проводить коррекцион-ную беседу) с сотрудниками, которые значительно старше по возрасту, опыту и званию. Наладить психологический контакт в этих случаях, вызвать доверие у сотрудника бывает очень сложно. Особенно в тех случаях, когда на консультацию к специа-

листу сотрудник приходит по направлению начальника своего подразделения, т. е. не вполне добровольно. В таких ситуациях молодой специалист оказывается недостаточно защищенным против скептического отношения, недоверия к опыту и знаниям психолога.

Другим затруднением субъективного характера являются взаимоотношения с руководством подразделения, в котором работает психолог.

Следует отметить, что такое положение дел часто бывает оправданно, поскольку заниматься обследованием, консультированием, помощью в разрешении конфликтов в подразделении или коррекции взаимоотношений между сотрудниками и руководством подразделения молодой специалист с первых месяцев работы в подразделении часто не может, не умеет. Это требует оп-ределенного периода адаптации, накопления опыта взаимодействия с людьми, вхождения в специфику служебной деятельности сотрудников определенной специализации. Однако, как показывает анализ (и самоанализ), к такой «черновой» работе выпускники вуза часто бывают не готовы, что приводит к неудовлетворенности своей работой, играет немалую роль в текучести кадров.

В связи с этим важной задачей в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов является психологическая подготовка к адаптации в новом кол -лективе и в новых условиях. Важно учить пережидать сложившуюся ситуацию без конфликтов, стараться налаживать контакты с сотрудниками, заинтересованными в психологической службе, например, может быть, с заместителем начальника отдела кадров.

Изучение условий деятельности психологов в разных районах показывает, что около трети из них не имеют не только кабинета психологической регуляции, оборудования, но и рабочего кабинета, а их рабочее место — в кабинете отдела кадров совместно с несколькими инспекторами. Про-

блема существует объективно. Для эффективной работы психолог должен проводить индивидуальные консультации, изучать психологическое состояние сотрудников, лиц, вновь принимаемых на службу. Кабинет психологической регуляции предусматривает проведение психологической релаксации, снятия нервно-психологиче-ского напряжения, эмоциональной разгрузки, индивидуального и группового консультирования, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

В то же время в процессе индивидуальных бесед (и собственного опыта) отмечено, что о многих приборах, которые используются в настоящее время в психологической коррекционной работе, начинающие психологи знают только по литературе и не умеют использовать их на практике. Речь идет о таких приборах, как «Мираж», Люстра Чижевского, проекционное цветодинамическое устройство «Цвето-дин» для регуляции психических состояний, «Активациометр» для диагностики психоэмоциональных состояний и работоспособности и др.

Таким образом, проведенный анализ затруднений психологов в начальный период их работы позволяет сделать вывод о

том, что к трудностям в служебной деятельности необходимо готовить курсантов в период обучения в университете. Они должны уметь адаптироваться в условиях среды, сложившихся ситуациях (отсутствие рабочего места, кабинета психологической регуляции, непонимания со стороны руководства, коллег), не приходить в отчаяние, не идти на крайние меры увольнения или смены профессии.

На основании теоретического анализа и выявления противоречий и затруднений практических психологов была разработана Программа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию содержания и методов подготовки психологов в вузе МВД России. Данная программа предусматривала организацию обучения в экспериментальных группах на основе проблемного подхода и строилась с учетом: проблем (и способов их преодоления) сотрудников подразделения, с которыми приходится работать практическому психологу; проблем самого психолога, которые возникают в процессе профессиональной адаптации и становления профессионального мастерства; сложностей взаимодействия психолога с руководством подразделения и коллегами.

cyberleninka.ru

ВИДЕОРОЛИК «Работа психолога в силовых структурах».

Этот ролик предназначен в первую очередь для психологов силовых структур. В нём пойдёт речь о работе сотрудников в экстремальных ситуациях, а точнее, о психологической реабилитации людей, переживших экстремальную ситуацию и о подготовке к экстремальным условиям службы.

 

Основной видеоролик можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ:

 

Так же есть дополнительные материалы, которые относятся к этой теме:

 

Мой аудиоролик с обучающим сеансом релаксации. Не знаю, насколько он эффективен, не успел сам опробовать его «в массах», но думаю, что будет он не хуже, чем другие аналогичные обучающие аудиоролики.

 

Аудиосеанс В.А. Ананьева. Сеанс, на мой взгляд, довольно удачный. Единственный недостаток — это его длительность (более получаса). Я на практике старался не давать подобные сеансы более 20-ти минут.

 

Тот же аудиосеанс В.А. Ананьева, но без слов, т.е. только музыкальная подборка. Может пригодиться, если вы сами решите записать свой собственный сеанс, или будете работать под эту музыку, читая текст вживую.

 

Знаки беды.docx — это текстовый документ, относящийся к проблеме профилактики суицидов (об этой проблеме упоминалось в основном ролике).

 

Скачивайте, пользуйтесь. Скачивание происходит бесплатно, без СМС, регистрации и т.п.

 

Примечания от автора:

1) В основном ролике информация дана не системно, а выборочно. Я посчитал нужным обратить внимание на то, с чем сам сталкивался на практике, но что мало где раскрывается в теории. При этом, ценность моей практики в том, что мне неоднократно доводилось быть по обе стороны: и в качестве психолога, и в качестве сотрудника, работавшего в экстремальных ситуациях.

2) Более подробно о групповых сеансах релаксации и гипноза я рассказываю в видеокурсе «Что должен знать и уметь психолог-практик» (представленный здесь обучающий аудиосеанс релаксации также является частью этого курса).

3) Аудиоролики не обязательно скачивать, их можно запускать прямо с ЯндексДиска. Однако лучше скачать, чтобы посередине сеанса релаксации не произошло сбоев, например, из-за проблем с интернетом. Видеоролик так же можно смотреть с ЯндексДиска, однако качество будет хуже и, возможно, видео будет притормаживать. Особенно актуально это для фрагмента с живым видео. Так что лучше скачать.

4) Если возникнут проблемы со скачиванием или воспроизведением — пожалуйста не поленитесь, сообщите об этом с помощью формы «Задать вопрос» у левой кромки монитора.

prakt-psyhologiya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *